Как найти признаки повести

Определение

Повесть – эпический прозаический жанр, который повествует о реальной жизни и имеет хронологическую последовательность. По размеру меньше, чем роман, но больше, чем рассказ, то есть занимает промежуточное между ними положение. Но в этих страницах помещаются какое-либо события, в большой мере повлиявшие на дальнейшую судьбу героя или его мировоззренческие взгляды. Она описывается после того, как произошёл переломный момент. Однако изменение не обязательно должно быть заметно внешне, оно может носить и внутренний характер.

Рассказчик хоть и присутствует в произведении, но даёт исключительно объективную оценку изображённой действительности.

Краткая история жанра

Повесть в литературе формировалась довольно долго. Её предшественниками считаются притчи, от которых произошли так называемые побасёнки. От них пошли новеллы, затем – рассказы и романы. И только после этого образовалась повесть, когда возникла необходимость в чём-то, что соединило в себе два этих жанра.

что такое повесть

В России её история началась с религиозных («Повесть о Законе и Благодати», «Шемякин суд») и исторических произведений. И затем она пришла в среду авторов и в конце 18 – начале 19 века приобрела свой окончательный вид.

Отличительные особенности

Как и у любого другого жанра, у повести есть те черты, что отличают её от массы других жанров. Ниже представлены основные признаки повести. Это:

  • как правило, имеет около ста страниц, это отличает её по объему от рассказа;
  • количество центральных персонажей – не более трёх, все остальные играют роль второстепенных;
  • временное пространство определяется чётко, соблюдается хронология событий;
  • сюжет централизован, от него нет широких ответвлений (яркое отличие от романа);
  • место действий чаще выбирается одно, но их не должно быть больше трёх;
  • все события происходят не более, чем 10 лет;
  • деталям внимание уделяется, но не столь значительно, как это происходит в рассказе или новелле;
  • спектр событий небольшой, однако разбираются они не поверхностно, а подробно.

Виды повестей

Древнерусская литература в зависимости от тематики произведений разделяла повести на бытовые, воинские и исторические. Однако с развитием литературы эта классификация менялась и в современной системе видов жанра выделяется больше. Так, существуют повести:

  • сатирические – высмеивание человеческих пороков («Шинель» Николая Гоголя);
  • романтические – конфликт один, решается только он («Марьина роща» Жуковского);
  • реалистические – действительность изображается без прикрас, даже если она сурова («Капитанская дочка» и «Станционный смотритель» Пушкина);
  • сентиментальные – основное внимание уделяется чувствам героев (Карамзин и его «Бедная Лиза»);
  • приключенческие – сюжет построен на путешествиях или необычных случаях;
  • фантастические – реальность с примесью вымысла (яркий представитель – Николай Гоголь);
  • детективные – демонстрация решения загадки или тайны ;
  • сказочные – вымысел с поучительным посылом (Александр Милн и его произведение о Винни-Пухе).

Что такое повесть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В многообразии литературных жанров порой бывает трудно провести чёткие границы между одним и другим видом словесного творчества.

Повесть – это один из примеров сложно определимого жанра. Он имеет специфическую «русскую» историю и получил распространение преимущественно в России.

Книги

Повесть — это сложно определимый жанр со своей историей

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  1. tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairytale (сказка), history, short novell;
  2. conte (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  3. моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

В России этот эпический жанр пошёл оригинальным путём развития. Термин «повесть» впервые упоминается ещё в древнерусских летописях. Он не имеет жанровых признаков, а лишь обозначает повествование, протяжённое во времени.

Знаменитая «Повесть временных лет» — это беспристрастное историческое летописание, созданное с установкой на достоверность, свод событий прошлого, образующих историю Киевского княжества и шире – древнерусского государства.

В дидактической церковной литературе появились такие произведения, как «Повесть о Законе и Благодати», напоминающая по форме небольшой философский очерк. Позднее под влиянием фольклора функции повести упростились. Рассказчиком и фиксатором истории мог стать не только монах-книжник, просвещённый человек, но и любой обыватель.

Появились бытовые и житейские образчики жанра («Повесть о Фроле Скобееве», «Шемякин суд» и другие).

В собственно авторской литературе, оформившейся у нас на рубеже XVIII-XIX веков, повесть стала жанром беллетристики и закрепила за собой канонические черты, по которым её можно распознать сегодня.

Определение повести — что же это за жанр

В современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ (что это?), но уступающий роману. Как видите, границы её подвижны.

Повесть это

Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.

Повести Белкина

Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.

Жанровые признаки повести

  1. Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
  2. Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
  3. Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
  4. Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
  5. Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.

Виды повестей

В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  1. сентиментальная (это какая?) (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
  2. романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  3. реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  4. фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
    Вий
  5. сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
  6. приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
  7. детективная;
  8. сказочная.

Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».

Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.

Выводы

В середине ХIХ века В. Г. Белинский назвал повесть одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила свои позиции до середины ХХ столетия, но не исчезла и потом.

Сегодня можно говорить о модернистской и постмодернистской повести, вобравшей в себя черты других литературных жанров.

Повесть – это эпическое прозаическое произведение. Как самостоятельный жанр она появилась только в начале XIX века, а до этого повестью называли любой рассказ о жизненных и исторических событиях.

Повесть

В современной литературе этим термином обозначают среднюю форму эпической прозы в отличие от обширной (роман) и малой (новелла, рассказы). Сегодня жанр повести остается ведущим наряду с романом и рассказом.

Содержание

  1. Краткая история жанра
  2. Виды повестей с примерами
  3. Характерные особенности
  4. Жанровые признаки повести
  5. Зарубежные «повести»
  6. Почему исчезает повесть
  7. Анализ Повести о Горе-Злочастии 9 класс

Краткая история жанра

В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.

В самостоятельный вид эпоса повесть отмежевалась только в начале XIX в. В русской литературе повестью называли любой объективизированный рассказ о жизненных и исторических событиях, он был близок к летописи («Повесть временных лет»), апокрифам («Повесть о Варлааме и Иоасафе»). Для сравнения (в западной традиции) – «Роман о Лисе», «Роман о розе».

Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). 

В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.

В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ».

Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).

Виды повестей с примерами

В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  • сентиментальная (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
  • романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  • реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  • фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
  • сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
  • приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
  • детективная;
  • сказочная.

Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».

Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.

Характерные особенности

Повесть характеризуется однолинейным сюжетом, а по широте охвата жизненных явлений и глубиной их раскрытия занимает промежуточное место между романом и рассказом.

Она схожа с романом подходами к изображению событий и раскрытием характеров действующих лиц, но повесть охватывает меньше круг проблем, чем роман, более короткий период жизни главного героя и т.д.

От рассказа, кроме объема, она отличается более развернутым сюжетом, большим количеством персонажей, более полной их характеристикой, наличием различных описаний и т.д.

Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом.

Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского и др) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина).

Жанровые признаки повести

Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.

  • Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
  • Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
  • Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
  • Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
  • Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.

Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.

Зарубежные «повести»

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  • tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairy­tale (сказка), his­to­ry, short novell;
  • con­te (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  • моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

Почему исчезает повесть

Теперь подходим к основному вопросу, вынесенному в заголовок статьи. На самом деле повесть не исчезла из литературного пространства, она просто видоизменилась, увеличилась в размерах и выдаёт себя за роман.

В настоящее время множество произведений современных писателей ни по эпичности, ни по многоплановости до полноценного романа недотягивают. С сюжетными линиями так вообще напряженно – и герой один, и сюжет линейный.

Но по объёму такое произведение ближе к роману, потому что повести публиковать невыгодно. И это вторая причина снижения популярности подобного формата. В прошлом, в том числе и в XX веке, подготовка текста к печати была трудоёмкой, поэтому и дорогой.

Это и редактура с корректурой, которые делались в распечатанном варианте – бумажных листах. Потом всё это еще раз перепечатывалось, версталось, набиралось на специальных гранках. Это было дорогое удовольствие, но чем меньше книга по объёму, тем дешевле.

Сейчас же предварительная работа упростилась и стала менее дорогой. Теперь основная стоимость книги связана с бумагой и обложкой. Поэтому себестоимость повести немногим меньше, чем романа, а по той же цене маленькую книжку не продашь – покупатель будет недоволен.

Да и гонорар сейчас фиксированный, а не за количество строк или страниц как раньше. Вот и получается, что публикуют романы и иногда рассказы в сборниках. А повесть и для сборника не слишком удобна из-за большего объёма, и как отдельная книга невыгодна.

Возможно, на снижение популярности повлияла и ориентация на западную литературу, которая в какой-то момент стала образцом.  И все же повести ещё живы, их издают, правда, только в детских издательствах или в детско-подростковых редакциях.

Анализ Повести о Горе-Злочастии 9 класс

«Повесть о Горе-Злочастии» — древнерусское произведение, автор которого остался неизвестен.  До 1856 года никто о ней даже не слышал. Повесть была случайно найдена академиком А.Н. Пыпиным, когда он изучал рукописи М.Н. Погодина, который собирал народные предания и не только.

Произведение было датировано 17 веком. В нем оказалось много новых и непривычных для древнерусской литературы черт: герой без имени, народный стих и язык, особое отношение к моральным ценностям и духовному выбору человека.

Начинается произведения с библейского сюжета, а именно, с грехопадения Адама и Евы. Тем самым автор вписывает свою историю в общемировую в религиозном плане. Затем сравнивает Господа, который, разгневавшись на людей, все же указал им путь к спасению, с родителями, которые, воспитывая своих детей, наказывают их.

В 17 веке были широко распространены небольшие поучительные повествования. Именно к этой разновидности древнерусской литературы относится «Повесть о Горе-Злочастии» (краткое содержание служит тому доказательством).

Впервые эти бытовые повести отошли от средневековых условностей в изображении людей и событий. В них особое внимание стали уделять отдельной личности, появились признаки психологизма в изображении героев.

«Повесть о Горе-Злочастии» пронизано фольклорными образами и символикой. Сам автор постоянно прибегает к приемам народно-песенного языка, использует фольклорные эпитеты и повторы: «сыра земля», «удаль молодецкая» и т.д.

Однако «Повесть…» имеет и новаторские элементы для литературы 17 века. Например, автор проявляет сочувствие к своему герою. Тем не менее, в произведении нет четкого бытописания, нет конкретного указания места действия и географических названий, не обозначено и время. Даже герой остается безымянным.

«Повесть о Горе-Злочастии» изобилует изображением жизни людей, что рисует полноценный бытовой фон, на котором разворачивают действия. Так, ценности мира «Повести…» становятся ясны из поучений родителей молодца, практической смекалки торгового люда, морально-нравственных наставлений «добрых людей» и их бытовых советов.

Несмотря на то, что все это создает картину моральных ценностей русского народа и его быта, в тексте нет никакого намека на историческую конкретность описываемых событий. Читателю не дается ни одной подсказки, чтобы понять, в какое время разворачивается сюжет.

Картины быта дополняются некоторыми этнографическими деталями, хотя и не очень многочисленными: «кабацкий двор», описание «честного пира». Также называются предметы одежды: «чиры» (обувь), «гунка кабацкая», «лапотки», «дорогие порты».

Окружающий мир, однако, изображается с использованием исключительно фольклорных элементов: «чужая страна» без географических названий, «град», «изба», «высокий терем» и т.д.

В первую очередь поучительная история «Повесть о Горе-Злочастии». Горе явилось в произведении той самой силой, что наказывает человека за неправедные поступки, склоняя его к еще более худшим деяниям.

В самом этом образе воплотилось народное понимание горя. В фольклоре судьба человека часто предстает именно в этом образе. То есть по своей сути оно содержит в себе воспитательную функцию.

Кроме того, в народных песнях Горю приписывают даже богатырские черты (например, голос), что указывает на исполнение им и защитной функции. Можно сказать, что Горе предстает защитником души человеческой.

Так, Горе-Злочастие вынуждает молодца уйти в монастырь, отказавшись от мирской жизни. Однако, чтобы получить избавление от страданий, необходимо пройти определенное испытание – не поддаться уговорам Горя и не начать творить еще худшие деяния.

Главный герой «Повести о Горе-Злочастии» — молодец, не имеющий имени, что говорит о типичности персонажа. Он не уникален в своем роде — подобных ему людей в народе множество. Из повествования становится ясно, что это раздвоенный персонаж, склоняющийся то к добрым деяниям, то к дурным. Однако сам автор склонен сочувствовать своему персонажу, несмотря на его грехи.

Герой «Повести о Горе-Злочастии» наделен богатым внутренним миром, он находится на перепутье. Читатель видит его внутренний мир и душевные терзания.

Высокохудожественно изображено отчаяние молодца, когда Горе довело его до голода и нищеты. Однако небольшие проступки героя, за которые он несет столь серьезное наказание, вынуждают читателя сочувствовать ему.

Так, жанр бытовой повести, к которому и относится это произведение, оказал большое влияние на развитие всей русской литературы, благодаря отказу от канонических традиций и включению в повествование новых элементов.

Таким образом, в современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ, но уступающий роману.

Источники:

  • Белинский В. Г. О рус­ской по­вес­ти и по­вес­тях г. Го­го­ля // Бе­линский­ В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Тамарченко Н. Д. Русская повесть Серебряного века: (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М., 2007.
  • Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: повествовательная проза и лирика. М., 1985.

Содержание

  • В чем различие повести и рассказа?
  • Как можно отличить повесть от других жанров?
  • Что такое повесть и ее признаки?
  • Что такое повесть пример?
  • Когда появились первые повести?
  • Как доказать что произведение является повестью?
  • Какие признаки относятся к жанру рассказа?
  • Какие бывают признаки рассказа?
  • Какой признак не является признаком жанра повесть?
  • Что значит слово жанры?
  • Что такое сказка и повесть?
  • Что такое рассказ в литературе кратко?
  • Что такое повесть простыми словами?
  • Что такое повесть 2 класс?
  • Что такое пьеса в литературе определение?

По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически с русским понятием «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ.

В чем различие повести и рассказа?

Рассказ — произведение, в котором затрагивается, как правило, одно событие. Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию.

Как можно отличить повесть от других жанров?

В повести больше персонажей, можно проследить развитие героя на протяжении сюжета; в рассказе персонажей немного. Для жанра повести характерно описание нескольких событий, объединенных общим сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.

Что такое повесть и ее признаки?

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. … Важным источником «повестей» являются летописи.

Что такое повесть пример?

В древнерусской литературе повесть – повествование о реальном историческом событии, например, “Повесть временных лет”, “Повесть о разорении Рязани Батыем”. И лишь позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе, например, “Повести Белкина” А. С. … Повесть временных лет.

Когда появились первые повести?

«По́весть временны́х лет» (ПВЛ, церк. -слав. Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, также «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись») — наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах.

Как доказать что произведение является повестью?

Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ. При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.

Какие признаки относятся к жанру рассказа?

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Какие бывают признаки рассказа?

Ответ: Жанровые признаки рассказа:

  • Повествование о реалистичный событиях.
  • Описание одного эпизода из жизни героя или автора.
  • Небольшой объем.
  • Небольшое количество героев.

18 окт. 2019 г.

Какой признак не является признаком жанра повесть?

Термин «повесть» впервые упоминается ещё в древнерусских летописях. Он не имеет жанровых признаков, а лишь обозначает повествование, протяжённое во времени.

Что значит слово жанры?

generis — «род, вид, племя, поколение») — «общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства, на основе их самоопределения по предметному смыслу в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности» …

Что такое сказка и повесть?

Рассказ, сказка и повесть – прозаические произведения. Сказка изначально основана на вымышленной ситуации. Рассказ и повесть могут быть основаны как на реальных, так и на вымышленных событиях. Сюжет сказки направлен на достижение конкретной цели.

Что такое рассказ в литературе кратко?

Рассказ — произведение прозы маленького объема, лаконично описывающее определенное событие или эпизод из жизни героев. В силу небольшого объема рассказ в большинстве случаев описывает одну сюжетную линию, в которой задействовано небольшое количество действующих лиц.

Что такое повесть простыми словами?

По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически с русским понятием «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ.

Что такое повесть 2 класс?

ПОВЕСТЬ — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Что такое пьеса в литературе определение?

Пье́са (от фр. … Pièce — произведение, отрывок, часть) — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей.

Интересные материалы:

Сколько можно хранить данные на флешке?
Сколько можно хранить домашнюю хреновину?
Сколько можно хранить фасоль в холодильнике?
Сколько можно хранить готовую курицу в холодильнике?
Сколько можно хранить готовый раствор Цефазолина?
Сколько можно хранить малину с сахаром в холодильнике?
Сколько можно хранить морковный салат?
Сколько можно хранить Несквик?
Сколько можно хранить пиво в стеклянной бутылке?
Сколько можно хранить в холодильнике сырокопченую колбасу?

Определение

Повесть – это эпический прозаический жанр, который не имеет устойчивого объёма (занимает промежуточное место между романом и рассказом) и тяготеет к изображению событий в хронологической последовательности.

История возникновения (зарождения) жанра повесть

Впервые термин «повесть» встречается в древнерусских летописях в качестве обозначения любого протяжённого во времени повествования о каком-либо событии (обычно военном). Например: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть временных лет» и т.д.

Значительное место занимали политические и религиозно-политические повести, в основе которых стояли псевдоисторические и легендарные сюжеты. Таково народно-литературное произведение XV века «Сказание о Вавилонском царстве», сюда же относится памятник древнерусской литературы XV-XVI вв. – «Повесть о новгородском белом клобуке».

Со временем на повесть оказывает влияние устное народное творчество. Это привело к тому, что рассказчиком теперь выступал не только монах-книжник, но и обыкновенные люди. Пишутся бытовые, авантюрные и житейские повести («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о купце» и др.).

По мнению литературоведов, зарождение повести как жанра в современном значении приходится на XVII век. В этот период проявляется обострение феодальных противоречий, происходит выдвижение дворянства и купечества. Роль церкви ослабевает, поэтому русская беллетристика начинает развиваться отдельно от религиозной догмы.

Дворянство, купечество и мелкая буржуазия создают реалистически направленные произведения, которые отражают новые социально-бытовые отношения («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.).

Постепенно понятие «повесть» приобретает более узкое содержание: занимает среднее положение между романом и рассказом. Во 2-й половине XVIII в. повесть развивается в рамках сентиментализма («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина).

Позже, в 30-х гг. XIX в., на первые позиции вместе с романом выдвигается и повесть. Так, критик В. Г. Белинский говорит: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть».

С 1820-1830-х гг. повесть становится ведущим жанром. Её развитие связывают с обращением литературы к обыденной действительности, которую авторы воспринимают в романтическом аспекте (повести В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого).

Большое количество повестей 30-х гг. XIX в. было написано на историческую тематику. Пишется большое количество повестей реалистической направленности, в которых авторы часто обращались к будничной жизни народа (например, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича).

Во второй половине XIX в. и в XX в. преобладали повести социально-психологического характера (Л. Н. Толстой, Ф. И. Достоевский, А. И. Куприн, А. П. Чехов, М. Горький, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов и др.).

А. С. Пушкин «Станционный смотритель», иллюстрация

А. С. Пушкин «Станционный смотритель», иллюстрация

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин впервые открывает образ «маленького человека». Эту тему продолжает Н. В. Гоголь в цикле «Петербургские повести».

 

Повесть вносит заметный вклад в развитие литературы в советскую эпоху. В произведениях времён Великой Отечественной войны прослеживается осмысление непримиримой борьбы советского народа с фашизмом.

В военные годы было написано более ста повестей. Постепенно этот жанр утрачивает былое значение и исчезает почти на десять лет. Однако в 60-70-х гг. XX в. повесть вновь занимает лидирующее положение и в дальнейшем остаётся одним из ведущих жанров отечественной прозы (К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Б. Васильев «В списках не значился» и др.).

«Повесть временных лет», обложка

«Повесть временных лет», обложка

Основоположники повести

Основоположниками повести как жанра литературы принято считать древнерусских летописцев. Одним из них является Нестор, написавший летописный старейший свод, который повествует о возникновении Русского государства – «Повесть временных лет» (ок. 1110-1118).

Характерные особенности повести

Повесть обладает следующими характерными особенностями:

  • Хроникальное (последовательное) изображение событий.
  • Отсутствие интриги.
  • Герои показаны в одной пространственно-временной плоскости.
  • Присутствие второстепенных действующих лиц.
  • Изображение ряда событий из жизни героя.
  • Неустойчивый объём.
  • Сосредоточение сюжета вокруг главного героя
  • Охват более короткого промежутка времени.
  • Связь названий повестей с образом главного героя или с ключевым элементом сюжета.
  • «Достоверность» изображаемого.

Особенности построения сюжета и композиции в повести

В повести можно выделить ярко выраженный центральный сюжет. Параллельно развивающиеся событийные линии отсутствуют. Композиция повести определяется сосредоточенностью на предмете изображения.

Авторы повестей показывают повседневную жизнь, при этом уделяют большое внимание обрисовке событий, в результате которых происходит изменение в мироощущении или жизни героя.

В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий. Писатель изображает изменившийся характер жизни.

Сюжетно-композиционная структура повести строится на хроникальном принципе. Повествование ограничено во времени и пространстве. Основным предметом изображения является прошлое.

В центре описания чаще всего один герой. Его характер определяется сложившимися обстоятельствами, но он открыт для нового. Сюжетные коллизии разворачиваются между несколькими главными героями, а остальные персонажи – вспомогательные.

Художественные приемы в повести

При написании повестей авторы нередко используют всевозможные описания (интерьера, пейзажа, душевного состояния героя и т.д.), авторские отступления и портретные характеристики.

Капитан Копейкин, иллюстрация

Капитан Копейкин, иллюстрация

Также в повести используются приемы, которые замедляют действие и переключают внимание читателя с событийной стороны на содержательную. К таким приёмам можно отнести пейзажные зарисовки и лирические отступления.

В повести можно проследить выраженное присутствие автора с его стремлением «рассказать, поведать».

Повесть может входить в качестве вставного элемента в структуру более сложного произведения. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя помещается «Повесть о капитане Копейкине», которая помогает лучше раскрыть характер главного героя.

В повести «Шинель» для создания комического эффекта Н. В. Гоголь обращается к сатире, иронии и сарказму. В этом же произведении автор прибегает к использованию «говорящих» имён и фамилий («Акакий» в переводе с греческого языка – «незлобивый»).

Не обходится написание повестей без авторских метафор, ярких эпитетов, метафорических сравнений, олицетворений, гипербол и литот.

Деление внутри жанра: виды повестей

Повесть подразделяется на следующие виды:

  • сентиментальная повесть – произведение, в котором на первый план выдвигаются чувства героев (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»);
  • романтическая повесть – произведение, в котором действие концентрируется вокруг одного конфликта (В. А. Жуковский «Марьина роща»);
  • реалистическая повесть – произведение, описывающее окружающую действительность такой, какая она есть (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»);
  • фантастическая повесть – произведение, в котором изображается вымышленное, но условно возможное событие или явление (М. А. Булгаков «Собачье сердце»);
  • сатирическая повесть – произведение, в котором резко обличаются пороки людей (Н. В. Гоголь «Шинель»);
  • приключенческая повесть – произведение, описывающее путешествия, как правило, в экзотические страны, жизнь на необитаемых островах  (М. Твен «Том Сойер – сыщик»);
  • детективная повесть – произведение, повествующее о расследовании какого-либо загадочного случая (А. П. Чехов «Драма на охоте»);
  • сказочная повесть – произведение, в основе которого лежит вымышленная развлекательно-познавательная или поучительная история (А. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все…»).

Аудитория жанра

Из года в год к повести обращаются школьники и студенты-филологи. Произведения этого жанра не теряют свою актуальность, их читают и перечитывают представители разных поколений.

Схожесть с другими жанрами

В некоторых повестях можно найти общие с романом черты. К таковым относятся объём, количество героев, качество конфликта, речевые характеристики, количество литературных деталей. Например: «Капитанская дочка», «Выстрел» А. С. Пушкина и др.

Некоторые исследователи отмечают сходства между повестью и рассказом. По их мнению, общее между этими жанрами – простота вымысла.

Также повесть тесно связана с очерком. Общее черты: достоверность описываемых событий.

Яркие представители

К написанию повестей обращались многие русские писатели: А. А. Бестужев-Марлинский, Н. М. Карамзин, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, А. С. Грин, Д. В. Григорович, Н. С, Лесков, А. И. Куприн, М. Горький, Ф. М. Достоевский, С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, Б. Л. Васильев и др.

Зарубежные представители: Р. Шатобриан, О. де Бальзак, А. Конан Дойл, Э. Хемингуэй, Дж. Лондон, М. Твен, А. де Сент-Экзюпери и др.

Востребованность повести в разные периоды

По мнению критика В. Г. Белинского, повесть в ХIХ в. была одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила первенство вплоть до 30-х гг. ХХ века, пока на первый план не выдвинулся роман.

В период «оттепели» писателей снова заинтересовала судьба конкретного человека. Именно в это время повесть получает распространение в «деревенской», «городской» и военной прозе.

В современной литературе повесть встречается нечасто. В основном авторы пишут романы, реже – рассказы.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входят такие повести: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Алые паруса» А. С. Грина, «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Белый Бим Чёрное Ухо» Г. Тронпольского, «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» А. И. Куприна, «Ася» И. С. Тургенева, «История Пугачёвского бунта», «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Станционный смотритель», «Метель» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Шинель» Н. В. Гоголя, «Двойник», «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Детство», «Юность» Л. Н Толстого, «Детство» М. Горького, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойля, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Иуда Искариот» Л. Андреева, «Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Скучная история» А. П. Чехова, «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина, «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева, «Сын полка» В. П. Катаева, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.


Список литературы
  1. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953.
  2. Головко В. М. Историческая поэтика русской классической повести. М.; Ставрополь, 2001.
  3. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011.
  4. Канунова Ф. З. Из истории русской повести, 1967. С. 27.
  5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина/ М, 2001
  6. Пиксанов Н. К., Старорусская повесть, М., 1923
  7. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко / М., 2008.
  8. Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра
  9. Справочник школьника: 5–11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
  10. Тамарченко Н. Д. Русская повесть Серебряного века: (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М., 2007.
  11. Хализев В. Теория литературы, 2002.
  12. Чернец Л.Л. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999. – 556 с.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 2.5k

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить пересоленный рис в плове
  • Как найти документы на оборудование
  • Как найти социологические исследования
  • Как найти правопреемника юридического лица
  • Как найти объем производства статистика