Как найти признаки текста 2 класс

Скачать материал

Русский язык

Скачать материал

  • Сейчас обучается 118 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 150 человек из 50 регионов

  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русский язык

  • Цели: сформировать понятие текст, 
основываясь на его существенные 
признаки:...

    2 слайд

    Цели: сформировать понятие текст,
    основываясь на его существенные
    признаки: целостность, связность,
    законченность.
    Планируемые результаты:
    — учащиеся научатся различать
    предложение и группу предложений;
    — аргументированно отвечать,
    — доказывать свое мнение;
    — соотносить результат своей
    деятельности с целью и оценивать его.

  • Орфографическая минуткаУгадайте, что за птицаСкачет по дорожке,Словно кошки...

    3 слайд

    Орфографическая минутка
    Угадайте, что за птица
    Скачет по дорожке,
    Словно кошки не боится-
    Собирает крошки,
    А потом на ветку прыг
    И чирикает! Чик-чик!»
    воробей

  • Орфографическая минуткаБелобокая красоткаБалаболит, как трещотка.Все блестя...

    4 слайд

    Орфографическая минутка
    Белобокая красотка
    Балаболит, как трещотка.
    Все блестяшки издалёка
    Тащит в гнёздышко…
    сорока

  • Орфографическая минуткаДве болтливые соседкиРазговор вели на ветке.Очень ва...

    5 слайд

    Орфографическая минутка
    Две болтливые соседки
    Разговор вели на ветке.
    Очень важные персоны
    Эти чёрные… 
    ворона

  • Орфографическая минуткаИ зимой ей не сидится:Над моим окном кружится,Хлебны...

    6 слайд

    Орфографическая минутка
    И зимой ей не сидится:
    Над моим окном кружится,
    Хлебных крошек и пшеницы
    Просит к завтраку… 
    синица

  • -Соедините название птиц и звуки, 
которые эти птицы издают.ВоробейСорокаВоро...

    7 слайд

    -Соедините название птиц и звуки,
    которые эти птицы издают.
    Воробей
    Сорока
    Ворона
    Синица
    свистит
    каркает
    стрекочет
    чирикает
    — Запишите полученные пары.

  • Воробей чирикает.Сорока стрекочет.Ворона каркает.Синица свистит.Что вы записа...

    8 слайд

    Воробей чирикает.
    Сорока стрекочет.
    Ворона каркает.
    Синица свистит.
    Что вы записали? — Расскажите о любой из этих птиц. — Что вы составили?

  • -Что вы составили?рассказЗВТРЕЛКМСЖТЗтекстКаким словом можно заменить слово р...

    9 слайд

    -Что вы составили?
    рассказ
    ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
    текст
    Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.

  • Что такое текст?   2 класс
УМК «Школа России»Откройте учебник на с. 15.
— Про...

    10 слайд

    Что такое текст?
    2 класс
    УМК «Школа России»
    Откройте учебник на с. 15.
    — Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.

  • Откройте учебник нас. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегод...

    12 слайд

    Откройте учебник нас. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ.
    — Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.
    (Проверка — обмен тетрадями.)
    “!” — молодец, внимательно и аккуратно списал.
    “+” — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
    “—” — у тебя не получилось списать без ошибок.
    — Сделайте вывод: что такое текст?
    Работа в группах

  • Упр 12Сентябрь, улетать, в, дождь, жёлтый,рябина, птицы.Записаны через запяту...

    13 слайд

    Упр 12
    Сентябрь, улетать, в, дождь, жёлтый,рябина, птицы.
    Записаны через запятую;
    Не связаны между собой .
    слова

  • Упр 12Прилетели зимние  гости – свиристели.
 Рыба перед  дождём лучше
ловится...

    14 слайд

    Упр 12
    Прилетели зимние гости – свиристели.
    Рыба перед дождём лучше
    ловится.
    Предложения
    Слова связаны по смыслу;
    Но предложения нельзя объединить
    одной темой.

  • Упр 12Стайка свиристелей расселась на ветках
 рябины. Пёрышки у неё были кори...

    15 слайд

    Упр 12
    Стайка свиристелей расселась на ветках
    рябины. Пёрышки у неё были коричневато-розовые. Крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми
    полосками. Особенно хорош был пушистый хохолок на голове.
    текст
    -записаны предложения;
    -предложения связаны общим смыслом.
    Свиристели

  • Физкультминутка
(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и п...

    16 слайд

    Физкультминутка
    (При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)
    Это — правая рука,
    Это — левая рука.
    Справа — шумная дубрава,
    Слева — быстрая река.
    Справа — роща протянулась,
    Слева — чей-то огород…
    А когда я обернулась,
    (Повернуться.)
    Стало все наоборот.
    Слева стала вдруг дубрава,
    Справа — быстрая река…
    Неужели стала правой
    Моя левая рука?

  • Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? Зак...

    17 слайд

    Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали?
    Закрепление изученного материала

  • Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13.Как вы поняли, что...

    19 слайд

    Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13.
    Как вы поняли, что такое тема текст?
    — Проверьте свое предположение, прочитайте правило на с. 18.

  • Сам Раб

  • Раб в парах

  • Рабочая тетрадь.
 Упр.10Собрались подружки в лес – по грибы да 
по ягоды.Была...

    23 слайд

    Рабочая тетрадь.
    Упр.10
    Собрались подружки в лес – по грибы да
    по ягоды.
    Была у них внучка Машенька.
    Пришли звать Машеньку.
    Жили-были дедушка да бабушка.
    1
    2
    3
    4

  • Молодцы!Д. З. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).

    24 слайд

    Молодцы!
    Д. З. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).

Краткое описание документа:

Цели: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность. Планируемые результаты: — учащиеся научатся различать предложение и группу предложений; — аргументированно отвечать, -доказывать свое мнение; — соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.Угадайте, что за птица Скачет по дорожке, Словно кошки не боится- Собирает крошки, А потом на ветку прыг И чирикает! Чик-чик!»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 262 908 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 31.10.2021
  • 294
  • 8

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 31.10.2021
  • 234
  • 6

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 31.10.2021
  • 623
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Русский язык. 2 класс

Урок 6. Признаки текста: целостность, связность, законченность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Расширение знаний о признаках текста.
  2. Тематическое единство предложений в тексте, связность, законченность — признаки текста.

Тезаурус:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Целостность текста— раскрытие в тексте одной темы.

Связность текста— связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств.

Законченность(завершённость) текста — полное раскрытие темы в тексте.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017— с. 17.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2012. — с. 7.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке вы дополните ваши знания о признаках текста.

Вспомните то, что вы уже знаете о тексте.

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Текст бывает устный и письменный. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Они объединены одной темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить.

Посмотрите, какие же признаки являются обязательными для текста.

Любой текст — это, прежде всего, связное высказывание. Связность текста проявляется в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение продолжает и развивает мысль предыдущего.Работать эта связь может так: из одного предложения берётся какая-либо информация и развивается в следующем предложении.

Например:Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, а во втором его заменяет слово «оно».Благодаря этому предложения связаны и последовательно развивают одну и ту же тему. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяться какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте.

Наличие связности — важный признак текста.

Средствами связи в тексте являются различные языковые средства: замена близкими по смыслу словами, повторы, союзы, частицы, местоимения.

Например:

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодца.

Первое и второе предложения связаны с помощью повтора слов: колодец — (возле) колодца. В третьем предложении слово «она» заменяет слово «лягушка» из второго предложения. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее.

Рассмотрите ещё один пример.

Леса служат для того, чтобы приносить здоровье нашей планете.Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли».

Перед нами текст, в котором раскрывается одна тема. Это еще один из признаков текста— целостность. Предложения связаны между собой с помощью слов «они», «их», которые заменяют слово «леса». В тексте есть начало и конец. Тема текста раскрыта. Это говорит о законченности (завершённости) текста.

Таким образом, вы заметили,что в тексте предложения должны развивать одну и ту же тему, быть связаны друг с другом при помощи различных языковых средств. Кроме того, текст обязательно должен быть завершён, тема в нём должна быть раскрыта полностью, должны быть начало и конец.

Сегодня на уроке вы узнали о таких признаках текста, как целостность (тематическое единство), связность, законченность.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Текст.

Выберите один правильный ответ.

ТЕКСТ состоит:

А) из предложений

Б) из звуков

В) из слов

Подсказка: вспомните, что такое текст

Правильный ответ:

А) из предложений

Задание. Последовательность предложений в тексте.

Укажите последовательность предложений

Два друга

__ Мальчики вместе решили задачу.

__ Юра решал задачу.

__ Пришел Слава.

__ Так Слава помог другу.

__ Задача была трудная.

Подсказка:предложения в тексте должныбыть выстроены в определённом порядке.

Правильный ответ:

Два друга

4Мальчики вместе решили задачу.

1Юра решал задачу.

3Пришел Слава.

5Так Слава помог другу.

2Задача была трудная.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»

Учитель начальных классов

Королева Лина Николаевна

г.о. Жуковский Московской области

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: — создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока;                                    — сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

— способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и обобщать;

-способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого микроклимата в коллективе.

Планируемые результаты.

Личностные:                                                                                                               -формирование умения оценивать собственные действия и действия одноклассников;                                                                                                         — формирование  положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Метапредметные результаты.                                                                                                       Регулятивные УУД:   

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,

— определять цель деятельности на уроке с помощью педагога;                                                                                                   — оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих и чужих действий, корректировать их.                                             Коммуникативные  УУД:                                                                                           — высказывать своё мнение, доказывать его и представлять его классу;                    — формирование умения слушать и понимать речь других, уважительного отношения к иному мнению;                                                                                                     — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;                                                                                                                                                      — формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать с ним в диалог, умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться об очерёдности выступления, слушать членов группы;                                                                                                                               Познавательные УУД:                                                                                                 — понимать заданный вопрос и находить на него ответ;

— анализировать изучаемые явления языка, обобщать, выделять ряд объектов по заданному признаку;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;                                                                                                                      

 — формулировать выводы в результате совместного учебного сотрудничества;  

Предметные результаты.                                                                                          

— составлять предложения из заданных слов, текст из заданных предложений;  — находить границы предложений, расставлять соответствующие знаки препинания в конце каждого предложения;                                                           — подбирать заголовок к тексту;                                                                                — составлять небольшой текст по его началу.

Оборудование:

—  учебник для 2 класса «Русский язык» А.В.Полякова,

— толковые словари,

— кистевые эспандеры,

— цветные карандаши,

— кусочки мешковины 10 х 10,

—  карточки с заданиями,

— «домики»,

— картинка со стилизованной буквой Ж

— плакат «Сиди правильно при письме».

Ход урока.

I.Оргмомент.  (Коммуникативные УУД)                                 

  Эмоциональный настрой на урок.

Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. (Звучит музыка, Моцарт «Музыка ангелов»).                                                                          Учитель:

— Мы сейчас с вами держимся за руки, замыкаем круг и получается, как бы, единое целое. А давайте даже, когда  отпустим руки, будем представлять, что мы всё равно  единое целое, один живой организм – класс, состоящий из органов — учеников.

— А, что происходит, если в организме один орган ослабевает?

Ученики:

— Ему на помощь приходят другие органы. Например, когда ухудшается зрение, то обостряется слух и тактильное восприятие.

Учитель:

— Так и в нашем организме, в нашем классе, если вдруг какой-то ученик, орган, не сможет справиться с заданием, ему на помощь придёт другой орган, другой ученик.              

II. Подготовительный этап. (Личностные. Регулятивные, коммуникативные УУД)

Чистописание

Пальчиковая гимнастика

Подушечки больших пальцев рук по очереди соприкасаются с подушечками остальных пальцев и проговариваются слова:

Я здороваюсь везде – дома и на улице,                                                                                                          Даже «Здравствуй»,-говорю я соседской курице.

Учитель показывает картинку:

 -Посмотрите на картинку, какая буква спряталась?

 Стала снежинка буквою Ж.  

Солнце её не растопит уже! (буква Ж)

— С чем сравнил автор букву Ж?  Почему вы так думаете? ( Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.)

 — Дайте характеристику этой букве.

 Готовим рабочее место.                                                                        

 Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Плакат «Сиди правильно при письме»)

 — Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными линиями соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец, сочетание шипящей Ж и гласной И. И,сохраняя закономерность, допишите до конца строки.  /// Ж ж жи ///Ж ж жи

-Подчеркните самые красивые буквы в своей тетради. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните самые красивые буквы в тетради соседа по парте.

 -Объясните орфограммы, которые встретились в слове — СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).

 -Как проверить безударную гласную?

 — Подберите проверочные слова.

 На 2 строке запишем группу проверочных слов и проверяемое слово. Обозначьте орфограмму.

 Снег, снежный – снежинка.

— Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)

 III.Актуализация знаний обучающихся. (Предметные. Личностные. Познавательные УУД)

-И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд со словарными словами.  Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки.  Отгадки вы записываете к себе в тетрадь.

 1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (ВЕТЕР)

 2. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)

 3. Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.  (ОБЛАКО)

 4. В будке спит, дом сторожит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт. (СОБАКА)

 5. Дышит, растёт, а ходить не может. (РАСТЕНИЕ)

 -К какой тематической группе можно отнести эти слова? (ПРИРОДА)

-Какое слово было спрятано в кроссворде?  (ТЕКСТ)

-Перед вами цепочка слов, в которой перепуталась логическая последовательность. Восстановите цепочку, добавив в неё слово текст и объясните свой выбор.

слова – слоги – звуки/буквы  – предложения

звуки/буквы – слоги – слова – предложения – текст                

IV. Определение темы и целей урока. (РегулятивныеУУД)

-Расскажите всё, что знаете об этих словах.                              

— О каком слове из этой цепочки мы знаем меньше всего? Исходя из этого, сформулируйте цель урока и  тему. (Дети формулируют своими словами, учитель выводит тему: «Признаки   текста» на слайд).                                                                                                                              

-А что бы вы хотели узнать о тексте? Что для этого надо сделать? (Исследовать различные тексты). Что нам в этом поможет? (Учебник). — Как вы думаете, почему слово текст является завершающим в этой цепочке? (Текст – это несколько предложений). Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.(Рассказ, история, повесть, сочинение)                          

V. Этап усвоения новых знаний и способов действий. (Личностные. Предметные.  Познавательные, коммуникативные, УУД)

1.Работа со словарём                                                                                                — Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что о слове текст говорится в нём.                                                                                

Значение слова Текст по Ефремовой: 

Текст — 1. Напечатанная или написанная связная речь, которую можно воспроизвести (содержание какого-л. словесного произведения, словесная часть иллюстрированных изданий, слова к музыкальному произведению и т.п.). // Часть такой записи.

Значение слова Текст по Ожегову: 

Текст — Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, часть, отрывок из них)

Значение слова Текст в толковом словаре

Текст, сущ. м.р. Всякая записанная речь: литературное произведение, сочинение, документ и т.п., а так же часть, отрывок из них)

Текст в Энциклопедическом словаре:

 Текст — (от лат. textus — ткань — соединение),..1) последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение…

2)Словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.)…

3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему..

2.Исследовательская работа                                                          

-У вас на партах лежат кусочки ткани, исследуйте их и определите, почему слово текст от латинского ткань?

-А теперь определите, где будет текст и почему.                              

   Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.        

     У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Он очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

-В первом столбике нет связи между предложениями – это не текст.

-Можем сказать о ком говорится в этом тексте? (О котёнке Мурзике)

-Кто главный герой?  Котёнок Мурзик -это заголовок текста.                                                                                                                                                                        

Сформулируйте вывод: текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

3.Физкультминутка (с кистевым эспандером)

Я сожму своё кольцо — стану сильным молодцом.

Буду младшим помогать, буду слабых защищать.

4.Работа по учебнику   У.182

-Прочитайте запись. (Дети читают все вразнобой)

 -Почему нам трудно читать слаженно?                                                                                                                   — Нет границ предложения, поэтому мы не знаем, где делать паузу.                   Работа в парах.

-Напомните правила работы в парах и группах.

1.Уважай своего товарища.

2.Умей выслушать каждого.

3.Не согласен – предлагай.(Учитель выводит правила на слайд)

 Дети вспоминают, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, находят границы предложения и отчитываются, кто какие знаки препинания поставил и почему. (В конце одного и того же предложения разные пары могут поставить разные знаки препинания, дети обсуждают это).                                                                                                        –Какие виды предложений встретились в этом упражнении? (Нераспространённые, состоящие из подлежащего и сказуемого, только из сказуемого и 1 распространённое).                                                                            –Выпишите распространённое предложение, подчеркните все члены предложения и составьте 1-2 предложения, так, чтобы получился текст.

5.Д.з. подобное  у.183  вы выполните дома, те, кому покажется оно лёгким, выполнят другое задание – к одному из предложений упражнения придумают 2-3 своих так, чтобы получился текст.

VI. Применение изученных знаний  (Предметные. Коммуникативные, познавательные УУД)

1.Работа в парах

На партах карточки со словами.

Каждая пара составляет предложение из этих слов и наклеивает его на бумагу.

2.Работа в группах   

Группа составляет  текст из получившихся предложений и даёт ему название, 1 человек из группы выходит и зачитывает получившийся текст.          

1 группа: «Наступила осень. С деревьев облетает листва. Дети собирают листочки».

2группа: «Пришла холодная зима. Река замёрзла. Дети бегут на лёд.»

3группа: «.Наступила весна. Журчат весёлые ручейки. Дети пускают кораблики.»                                        

— О чём эти тексты? Какого времени года не хватает? (Слайд с картинками 4 времени года)

VII.Итог урока. Рефлексия

— Как отметите работу класса на уроке, как единого организма, и какие ученики сегодня приняли на себя большую часть работы?  

-Кто чувствует, что задействовал не все свои возможности?

-Ну, а чтобы проверить, действительно ли все усвоили тему, давайте поиграем в игру «Найди свой домик». У каждой пары лежит карточка, а по классу развешены домики, их 4. На каждом домике написано слово: слоги, слова, предложения, текст. Вы должны поселить свою карточку в нужный домик. А на следующем уроке мы с вами проверим, все ли карточки-жильцы расселены вами правильно по домикам.

         -И завершить наш урок хочется словами советского писателя Константина Георгиевича Паустовского:  «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.» (На слайде портрет писателя).       

— Подумайте, ребята, над этим выражением, обсудите его дома с родителями, и следующий урок мы с вами  начнём с его обсуждения.                                                                                                                         

Тема: Текст. Признаки текста (2 класс)

Задачи:

1. Научиться правильно подбирать заголовок к тексту, определять признаки текста

2. Развивать умение отличать текст от предложений, научить работать с текстом.

3. Показать смысловую связь предложений в тексте. ,

4. Развивать речь и логическое мышление обучающихся при восстановлении

последовательности предложений в тексте.

Ход урока

1. Определение темы и задач урока.

Что за словарь у меня в руках? (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича)

Для чего он нам нужен? (из него узнаем значения слов).

Сейчас проверим, знаете ли вы значение некоторых словарных слов. Я читаю значение,

вы называете слово (Слова записываем на доске и в тетрадях). Откройте тетрадочки.

Приготовились.

1. Выдающийся своей храбростью человек – герой.

2. Крупный населенный пункт – город

3. Растение из семейства бобовых – горох

4. Выполняющий в порядке очереди какиенибудь обязанности – дежурный.

5. А как называются несколько предложений, связанных между собой по смыслу –

ТЕКСТ.

Какое слово лишнее? П? (4 слова – словарные слова, а текст нет)

Кто догадался, какая тема нашего урока? (текст)

Молодцы. Сегодня у нас второй урок по этой теме. Какие задачи перед собой поставим?

1. Научиться отличать текст от набора предложений, правильно подбирать заголовок к

тексту.

2. Учиться составлять и восстанавливать текст.

Сегодня мы ответим на вопрос: « Все ли группы предложений, связанных между собой

по смыслу, являются текстом!»

2. Работа над новой темой

Закройте глазки. Я прочитаю отрывок из стихотворения Ивана Бунина, а вы нарисуйте

картины в своем воображении и определите, какому времени года поэт посвятил эти

строки:

Лес, точно терем расписной,

Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».

Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.

Определение

Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.

Текст это

Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.

Определение

Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.

Пример:

«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за  грибами», «Счастливый случай» и пр.

Определение

Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его.  Это то главное, ради чего создается текст.

В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.

В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.

Рассмотрим более  детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.

Признаки текста

Основные признаки текста

1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.

2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.

3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные  смысловые отрезки:

  • предложения
  • абзацы
  • сложные синтаксические целые;
  • параграфы
  • главы.

Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.

4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.

5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения,  союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).

6. Цельность — это признак, который не допускает вставку  языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.

7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста.  Небольшие  тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.

8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).

Вывод

Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 193

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти детектор мини наборов
  • Как найти разбойников во время рейда
  • Найти как функцию расстояния от проводника
  • Как найти зажигание на скутере
  • Плохо подстригли в парикмахерской что делать как исправить