Инфоурок
›
Математика
›Презентации›ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ И НАВЫКАХ ПО МАТЕМАТИКЕ (ПРОГРАММА IV КЛАССА)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 42 человека из 30 регионов
- Сейчас обучается 27 человек из 13 регионов
- Сейчас обучается 105 человек из 36 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ
И НАВЫКАХ ПО
МАТЕМАТИКЕ (ПРОГРАММА IV КЛАССА) -
2 слайд
Задание 1.
Цель задания:
Проверка знания порядка действия, изученного в I-IV классах. Каждому ученику предлагается карточка.Карточка 1. Укажите по образцу порядок действий в следующих примерах
(образец: 600 : (1)25 + (2)40 – (3)20)
420 + 69 + 130 — 201
100 + 29 (92 — 82)
210 + 92 х 3
45 х 3 — 60
100 : 4 х 5 — 200
10 х 12 : 60
(1090 — 190) (32 — 18 — 14) -
3 слайд
Задание 2.
Цель задания:
Проверка знания нумерации натуральных чисел.Карточка 2.
1. Запишите цифрами год своего рождения.
2. 62, 7, 125. Сколько чисел и сколько цифр записано?
3. Запишите цифрами числа: две тысячи восемьсот тридцать два; семь тысяч восемнадцать; пять тысяч сто один; девять тысяч пять.
4. Сколько десятков в трех сотнях, в одной тысяче? -
4 слайд
Задание 3.
Цель задания:
Проверка знания таблицы умножения и деления, особенностей зрительных и слуховых восприятий и умения переключаться с одного действия на другое. -
5 слайд
Задание 4.
Цель задания:
Проверка навыков внетабличного умножения и деления в пределах 100 и знание приемов выполнения.
Карточка 3. -
6 слайд
Задание 5.
Цель задания:
Проверка знаний нахождений неизвестной величины.
Карточка 4. -
7 слайд
Задание 6.
Цель задания:
Проверка знания приемов письменного выполнения сложения, вычитания и умножения многозначных чисел.
Задания предлагаются в двух вариантах на доске. -
8 слайд
Задания предлагаются в двух вариантах на доске.
-
9 слайд
Задание 7.
Цель задания:
Проверка умения решать простые задачи на сложение и вычитание.Карточка 5.
Книга содержит 225 стр. В первый день девочка прочитала 30 стр. Сколько осталось прочитать?В первый день в магазин привезли 5120 кг картофеля, во второй день — на 105 кг меньше. Сколько картофеля привезли во второй день?
Кит длиннее, чем акула, на 20 м. Как велика длина акулы, если длина кита 33
-
10 слайд
Задание 8.
Цель задания
Проверка умения решать простые задачи на умножение и деление.Турист прошел 32 км пешком и в 6 раз большее расстояние проехал на машине. Сколько километров турист проехал на машине?
Отец в 3 раза тяжелее сына. Отец весит 93 кг. Сколько весит сын?
-
11 слайд
Задание 9.
Цель заданияПроверка знания изменения результатов действий с изменением данных.
Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 20, а вычитаемое увеличить на 5.
Как изменится сумма, если первое слагаемое увеличить на 10, а второе уменьшить на 3.
Как изменится произведение, если один из сомножителей оставить без изменения, а другой увеличить в 2 раза?
Как изменится частное, если делимое увеличить в 5 раз, а делитель уменьшить в 2 раза?
-
12 слайд
Задание 10.
Цель задания: Проверка умения составлять выражения с переменной и уравнения по условиям задач.
Составьте выражение:
В классе а девочек и в мальчиков. Сколько учащихся в классе? Решите задачу при а = 15, в = 17.
Если от неизвестного числа отнять 15, то получится 42. Найти это число.
В куске было 50 м материи. От куска отрезали 12 м. Сколько метров осталось?
Краткое описание документа:
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей
достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
В презентации рассмотрены задания для выявления пробелов в знаниях за курс 4 класса по математике.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 265 727 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 20.10.2015
- 384
- 0
- 20.10.2015
- 629
- 0
- 20.10.2015
- 808
- 0
- 20.10.2015
- 989
- 2
- 20.10.2015
- 4240
- 20
- 20.10.2015
- 894
- 4
- 20.10.2015
- 2014
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инженерная графика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Скачать материал
-
20.10.2015
6255
-
PPTX
515 кбайт -
81
скачивание -
Рейтинг:
5 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Христиди Татьяна Александровна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 8 лет
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 26776
-
Всего материалов:
10
- Главная
- Вебинары
- Эффективные приёмы выявления пробелов у младших школьников в освоении математики и способы их устранения
Вебинары
Математика
Линия УМК Александровой. Математика (1-4) (система Эльконина-Давыдова)
Эффективные приёмы выявления пробелов у младших школьников в освоении математики и способы их устранения
Примите участие во Всероссийской акции «Учитель большой страны. Время сказать «Спасибо» педагогу»
Друзья, подпишитесь на официальный Youtube-канал «Просвещение» об образовании для педагогов, школьников и их родителей. Это просто! Перейдите по ссылке, нажмите «подписаться» и «колокольчик». Теперь вы с нами
Аннотация вебинара:
На вебинаре рассмотрим:
- какие виды проверочных и контрольных работ дают возможность выявить проблемы в освоении математики;
- составление «справочника ошибок» как способа устранения пробелов.
Скидка 15% участникам онлайн-мероприятий на весь ассортимент в интернет-магазине по промокоду webprosv.
Презентация. Эффективные приёмы выявления пробелов у младших школьников в освоении математики и способы их устранения.pdf
Скачать
Учебные издания по теме
-
Математика. Контрольные работы. 1 класс
Купить
-
Математика. Контрольные работы. 2 класс
Купить
-
Математика. Контрольные работы. 3 класс
Купить
-
Математика. Контрольные работы. 4 класс
Купить
-
Математические прописи. 1 класс
Купить
-
Рабочие тетради по математике: №1. Как сравнивают по длине, ширине, форме и что такое периметр. №2. Как сравнивают по площади
Купить
-
Рабочие тетради по математике: №3. Как сравнивают по объему и количеству. №4. Как сравнивают углы, составляют схемы и формулы
Купить
-
Рабочая тетрадь по математике №1. 3 класс
Купить
-
Рабочая тетрадь по математике №2. 3 класс
Купить
Не удалось зарегистрироваться
Попробуйте позже или обновите страницу
Обновить страницу
Закрыть
Условия участия
Для участия в мероприятии требуется авторизация на сайте
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Пробелы в школьной математике
Как водится, навеяло нижним постом. Мой старший ребенок учится в 11 классе. Занимается математикой с преподавателем МГУ (мехмат). На прошлой неделе репетитор звонил мне, рассказывал, как идут дела. В принципе, неплохо, но: много пробелов за 6-7 класс средней школы, дурацко-элементарные ошибки. Это как раз то время, когда за два года поменялось несколько учителей математики. С 8 класса дела пошли на лад. Но проблемы остались. Девушки, посоветуйте, плиз, что тут можно сделать в домашних условиях?
05.10.2009 13:48:51,
39 комментариев
Недоделки 6-7 классов моя учительница в лицее (набор был с 8-го) убирала так:
1) Устный счет в начале каждого урока — на доске (если дома — листке 5 примеров — примеров не самых простых, но так чтоб можно было решить в уме (например операцию *125 можно выполнить в уме в 2 этапа :8 и *1000)С секундомером засекается 5 минут — сколько решил — такая и оценка (единицы не дрогнувшей рукой ставила в журнал)
2) каждый день нам на дом задавалось кроме всего осталного по программе решить один арифметический пример из задачника «для поступления во ВТУЗы» под редакцией Сканави. Ничего сверхсложного или олимпиадного там нет — просто примерчик действий эдак на 15-20 поди реши с первого раза. Если с ответом не сошлось — ошибку не ищем, а рвем листочек и начинает заново и так до победного.
В том же задачнике есть подобные примеры на упрощение выражений, формулы СУ и т.д. тоже программа 6-7 класса и текстовые задачи там хорошие — очень советую.
06.10.2009 12:17:30, SuSik
Разве в сканави не предполагается,что в этих так называемых «арифметических» примерах нужно увидеть замаскированные формулы,повыносить,посокращать,пораскладывать,поприменять всякие хитрые приемчики …и вуаля…ответ есть,а арифметика вся куда-то делась :)?
06.10.2009 13:04:42, смешно
Там где надо повыносить и посокращать — это раздел «упростите выражение» и там обычно буквы
В арифметических примерах надо было считать — может конечно за 10 лет что-то сильно поменялось…
А насчет повыносить — посокращать может иногда и можно конечно — но ведь для этого надо почти всегда пример целиком переписывать — а это тоже тренировка — нигде скобку не забыть и минус с плюсом не перепутать я иногда и при первом-то списывании примера с книжки лопухалась
06.10.2009 13:22:31, SuSik
24 года назад такие примеры тоже были.Я была достаточно темной,и когда мне знающие люди подсказали ,что примеры с цифрами решаются по тем же принципам,что и с буквами ,я была в шоке.Приятном.
Со списыванием с книжки проблем у меня не было.Можно пользоваться таким приемом:левый палец на списываемой строчке,глаза от списываемого не отрываются,правая рука пишет то,что видят глаза.Пара дней-и строчка в тетради вниз-вверх не уползает.Здесь главное-глаз от списываемого не отррывать.НЕ знаю,понятно ли объяснила.
06.10.2009 13:50:40, смешно
приду домой — буду перерешивать и искать где там и что сокращается — вы меня прямо заинтриговали надеюсь после 5 лет мех-мата у меня мозгов хватит найти — не то что в 8-м классе.
06.10.2009 13:54:28, SuSik
Арифметика не девается никуда. Она всегда с нами.
06.10.2009 13:21:09, пчела Майя
Лично мне всегда приятней,когда ее количество минимально.Выносы за скобку и сокращения как раз и позволяют этого достичь.
06.10.2009 13:52:11, смешно
Да, но если человек склонен делать арифметические ошибки, то такая возможность остается и при минимальном количестве, а уж если ошибки по невнимательности — так тем более. А лично мне все равно, сколько ее, так как мне не надо решать примеры.
06.10.2009 13:55:07, пчела Майя
Так ведь это именно то, что надо для устранения глупых ошибок (недоглядел — не решил), разве нет?
06.10.2009 13:13:19, Ustrizzza
Я не знаю вашего ребенка и что у него за ошибки.Я не понимаю термина «глупая ошибка»,и тем более смысл,который в это понятие вкладываете именно вы по отношению именно к вашему сыну.
Одно дело,если он теряет коэффициенты и знаки(невнимательность),и совсем другое дело, если он дроби сокращать не может,ибо не понимает смысла выноса за скобку общего множителя,путается или не видит формул сокращенного умножения и т.п.,т.е. материал 6-7 не усвоен в достаточной мере(именно так вы обозначили проблему ранее).
Вы бы точно выяснили у репетитора ,в чем дело.
Если невнимательность-это одно.Если дроби и формулы-совсем другое.Здесь принципиальная разница.Поэтому и решение проблемы будет различным.
Хотите развить внимательность -решайте подобные якобы «арифметические»примеры в лоб.Но это скучно,долго и сомнительно в смысле эффективности.Но хотя бы так,если уж совсем плохо.
Не видит возможности применения формул,не понимает,что ,где и зачем нужно выносить за скобку-вам ниже накидали несколько изданий,решайте оттуда,постепенно переходя от элементарных заданий к сложным.Эффект должен быть хорошим,если ребенок не будет лениться .Внимательность как таковая тоже попутно улучшится.
06.10.2009 13:43:41, смешно
Да, спасибо, я все поняла.
06.10.2009 13:52:45, Ustrizzza
Большое спасибо, все попробуем!:)))
06.10.2009 12:45:17, Ustrizzza
Счас навыпускали книжек достаточно приличных, их серии Математика за 7 уроков. Класс такой-то. Автор Лахова Н.В., изд-во Тригон 2009 год. Конспекты основного материала, правила, примеры, реши сам+проверка. Купите за 6, 7, 8 класс.
05.10.2009 15:18:31, Орешник
Как всегда! Я что-то не понимаю! Мой ребенок тоже учится в 11 классе. И репетитор имеется по физике, тоже преподаватель ВУЗа, сопоставимого с МГУ по крутости. Мне самой и в голову не приходит что-то делать в домашних условиях. Собственно, для этого репетитор и приглашается. Найти и обезвредить недоработки школы.
05.10.2009 15:12:18, Инопланетянка *****
Угу, нашел)). И обезвреживать пытается, насколько я понимаю — учит их контроль осуществлять на каждом этапе выполнения задания. Только я плохо себе представляю, что он станет прорешивать какие-то совсем элементарные примеры с ними. Вот именно этим я бы занялась с ребенком сама. Дополнительно к.
05.10.2009 15:23:18, Ustrizzza
Офигеть… Есть репетитор. Дает ребенку Д.З. Проверяет ребенкино Д.З. Маман занимается СОБОЙ или зарабатыванием денег на репетитора ) Кому как везет) ИМХО.
Я опять что-то пропустила?
05.10.2009 17:31:37, Инопланетянка, с проблемами в авторизации((
Маман жалко тратить время репетитора (т.е. свои деньги) и время вообще (т.к. оно идет) на азы, которые она может рассказать сама.
05.10.2009 17:35:36, пчела Майя
Угу,нанимать преподавателя из МГУ за соответствующие деньги,чтобы он объяснял материал 6-7 класса.Вот это действительно как-то странно.
05.10.2009 17:49:52, просто так
Опять туплю… Нанимать преподавателя из МГУ за соответствующие деньги, для 11-тиклассника, который не в состоянии, быстро и без маминой помощи, въехать в программу 6-7 класса — это вообще ни странно?
05.10.2009 19:06:02, Инопланетянка, с проблемами в авторизации((
Думаю дело не во «въехать» — если б не въезжал преподаватель МГУ сбежал бы сразу и ни за какие деньги работать не стал — репутация дороже.
Скорее всего там дело в банальной «ловле ворон» — описки, ошибки при умножении 3*7 теряет сомножители в длинном выражении, забывает поставить минус где надо и т.д.
06.10.2009 12:30:43, SuSik
Да-да, именно так. Т.е., как я уже и писала, дурацкие ошибки.
06.10.2009 12:46:13, Ustrizzza
А как дела обстоят со школьными контрольными, я имею ввиду серьезные значимые работы?
Дело в том что я точно так же ловила ворон во время занятий с бабушкой (она меня готовила ко вступительным на мех-мат) а как только контрольная/экзамен всегда сама собой сосредотачивалась и подобных ляпов становилось сильно меньше.
06.10.2009 12:55:24, SuSik
А вот не знаю)), нет, правда не знаю. У него четверка по математике, иногда кренит в сторону трояков. Лицей 1525, физмат отделение, т.е. математика по умолчанию не обычной школы. Придет — спрошу, что там у него с этими ошибками.
06.10.2009 13:01:06, Ustrizzza
1525? Это который Воробьевы Горы? И как там? А физику у вас не ННН ведет?
06.10.2009 13:43:49, Mary-Lea
Там здорово. Особенно по сравнению с нашей якобы лучшей на тот момент в городе (мы в Одинцово) школой. Ушел после 8 класса,. Сдавал сразу на три направления, на все прошел, выбрал физмат. Теоретическую физику ведет у них Андрей Юрьевич Грязнов (кажется, правильно), а практическую Зернов Владимир Игоревич.
06.10.2009 14:01:04, Ustrizzza
Не, этих преподавателей я не знаю. Я имела в виду Николаева Николая Николаевича — когда-то я у него в кружке занималась *-)
Мы тоже этот лицей рассматривали, но у нас 1543 ближе.
А ездить в 1525 из Одинцово — час ведь, не меньше, да?
06.10.2009 14:07:39, Mary-Lea
Маш, кажется, у нас такого преподавателя нет, во всяком случае, Тимофей ни разу не упоминал о нем. Ездить из Одинцово неудобно всюду, к сожалению. Одна радость, что до Юго-Западной идет прямой автобус, а там на метро пару остановок.
06.10.2009 14:29:00, Ustrizzza
Он, наверное, на другом факультете… Спрошу при случае, только я теперь, с малышом, не уверена, что на тусовки буду ездить *-)
А вообще-то ты зря ругаешь старую школу — Тимофей вон легко поступил. А я знаю детей, которые только со второго-третьего захода туда прошли. Вон, подружкина дочка сейчас в 10-м, тоже, кажется, физ-мат. Настя Хатомченкова.
06.10.2009 14:37:07, Mary-Lea
[пусто]
06.10.2009 14:45:01
Ага, ага + много-много — про захотеть! *-)
06.10.2009 15:12:50, Mary-Lea
Ох… ну не выдумывайте. Может, конечно. Просто ребенка жалко, понимаете? Нагрузка очень большая, вчера в лицее просидел до шести, потом дома до ночи еще решал задания репетитора, и это никак не 6-7 класс. Уж лучше я ему книжки под нос положу и он в выходные по конкретным темам прорешает, проработает еще раз.
06.10.2009 11:04:07, Ustrizzza
А что тут странного. Позанимается, все будет знать.
05.10.2009 19:29:56, пчела Майя
а репетитор проработать с ним это не может?
мой сейчас в 8-м и я знаю, что есть пробелы с младших классов, ищу репетитора именно для выявления и устранения этих пробелов.
05.10.2009 14:57:37, мамАнечка ©
А в чем проблема-то? Выявить и проработать пробелы. Ровно также, как и по любому другому предмету.
05.10.2009 14:08:57, Mary-Lea
Т.е. раскрывать учебник с проблемными темами + доп.литературу и сидеть решать?
05.10.2009 14:15:55, Ustrizzza
Ну да. Чем больше решать, тем лучше *-)))
05.10.2009 14:39:00, Mary-Lea
6-7 это вроде сокращение дробей,вынос общего множителя за скобку,формулы сокращенного умножения.Если это не знать,то как учиться дальше на высоком уровне лично для меня загадко.
Если по существу,есть книги:
1.Б.Зив,В.Гольдич «дидактические материалы».За 7 класс точно существуют,за 6-не знаю.Прекрасная штука,разноуровневая,в 11 классе вполне можно использовать как самоучитель.
2.А.Шахмейстер серия «для тех,кто хочет учиться».На каждую тему своя методичка,принцип тот же ,от простого к сложному,вначале задачи с разбором решений,потом только с ответами.Узнайте у своего репетитора,что именно у сына западает и пусть решает.Чем больше,тем лучше.
05.10.2009 14:00:59, просто так
Да, именно эти темы. Он их не то, чтобы не знает… Плохо знает, одним словом. А остальная математика, как не странно, на ничего-себе-так уровне. За рекомендации огромное спасибо, пошла искать.
05.10.2009 14:11:17, Ustrizzza
Индивидуальная карта устранения пробелов в знаниях по математике при подготовке к ГИА ученика(цы) 9 класса МБОУ «ЦО №2»
№ |
Проверяемые элементы математической подготовки |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
1 |
Числа и вычисления. |
|||||||||
2 |
Числовые неравенства, координатная прямая |
|||||||||
3 |
Квадратные корни, вычисления |
|||||||||
4 |
Решение уравнений |
|||||||||
5 |
Неравенства и системы неравенств |
|||||||||
6 |
Соотнесение графика функции с формулой |
|||||||||
7 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
|||||||||
8 |
Алгебраические выражения |
|||||||||
9 |
Решение неравенств второй степени |
|||||||||
10 |
Треугольники ,четырехугольники и их свойства |
|||||||||
11 |
Окружность, круг и их элементы |
|||||||||
12 |
Площади фигур |
|||||||||
13 |
Фигуры на квадратной решетке |
|||||||||
14 |
Анализ геометрических высказываний |
|||||||||
15 |
Анализ таблиц, графиков |
|||||||||
16 |
Простейшие текстовые задачи |
|||||||||
17 |
Практические задачи по геометрии |
|||||||||
18 |
Анализ диаграмм |
|||||||||
19 |
Перебор вариантов, вероятности |
|||||||||
20 |
Расчеты по формулам |
|||||||||
21 |
Алгебраические выражения |
|||||||||
22 |
Решение уравнений, систем, неравенств |
|||||||||
23 |
Текстовые задачи |
|||||||||
24 |
Построение графиков функций |
|||||||||
25 |
Геометрическая задача на вычисление |
|||||||||
26 |
Геометрическая задача на доказательство |
|||||||||
27 |
Геометрическая задача повышенной сложности |
В наше время всё большее число учеников общеобразовательных школ испытывают трудности при изучении обязательных предметов, в частности — математики. Зачастую это связано с тем, что учителя не могут одинаково донести необходимую информацию до всех учеников сразу в силу разных умственных способностей детей и их предрасположенности к тем или иным предметам в большей или меньшей мере, что со временем и приводит к возникновению так называемых «пробелов».
Ключевые слова: методика, педагогика, математика, дроби, пробелы в знаниях.
Дети всегда отличались и будут отличаться друг от друга характерами, темпераментами, восприятием информации в различных формах, способностями к пониманию и усвоению материала. Изначально, идя в первый класс, они настроены на взаимодействие с пока что ещё загадочным миром знаний, заинтересованно поглощая всю полученную информацию. Но постепенно школьная общеобразовательная программа усложняется, всё больше требуя от школьников начальных классов сосредоточенности, развитого мышления, логических умозаключений, из-за чего и происходят смещения среди детей по оценочному рейтингу. Нередко случается так, что уже ближе к третьему или четвертому классу «отличники» становятся «троечниками», а «двоечники» — «хорошистами». Именно в этот период родителям необходимо понимать, что за излишней требовательностью и придирчивостью к собственному ребенку или же, напротив, мягкостью и согласием с плохими оценками, кроются ухудшение взаимоотношений, возникновение недомолвок и тайн. К тому же, материал, упущенный в начальных и средних классах, нагнать под силу лишь взрослому человеку, так или иначе заинтересованному в заполнении полученных в детстве пробелов. Для школьника же, в большинстве случаев, данная ситуация не будет выглядеть проблемной или затруднительной в силу отказа от восполнения информации, влекущей за собой определенные последствия.
Работа педагогом дополнительного образования или «репетитором» всегда строилась на корректировании и удалении пробелов в знаниях, полученных во время пропусков уроков или же на неусвоении учебного материала. Сама деятельность по своей сути представляет не что иное, как тот же школьный урок, организованный в виде беседы учителя и ученика наедине. Таким образом, ученик получает возможность задать интересующий его вопрос лично, не боясь выставить себя неразумным перед всем классом, а репетитор, в свою очередь, разъясняет его как можно более доступным языком, доступным для восприятия соответствующим возрастом.
Как показывает практика школьных преподавателей, дети склонны к тому, чтобы в случае пропущенной темы или даже целого раздела конкретного предмета не возвращаться к нему, а просто идти по учебной программе дальше, неверно полагая, что материал не пригодится в дальнейшем. Так, на примере индивидуальных занятий с двумя учениками седьмых классов, уже на первом «уроке» было выявлено отсутствие понимания и навыков решения как обычных дробей, так и преобразования их в десятичные при условии, что данный материал обычно излагается в течение пятого класса для дальнейшего использования при решении не только задач с частями, но и более сложных в старшей школе.
Необходимость закрытия пробелов в знании школьных предметам играет важную роль в обучении и образовательном процессе. Сложности по теме «Дроби и перевод дробей» были выявлены у нескольких учеников, с которыми были проведены занятия по математике. Для проведения коррекционной работы был создан алгоритм, который на языке, доступном для ребенка в возрасте двенадцати лет и старше, поясняет основные моменты, изучаемые на уроках.
Обозначим главные этапы алгоритма.
- Создание проблемной ситуации.
- Введение нового понятия дроби.
- Рассмотрение геометрического смысла нового понятия дроби.
- Сравнение дроби между собой.
- Рассмотрение операции над дробями.
- Первичное закрепление материала.
Для данного урока были поставлены цели:
- Ввести понятие дроби.
- Научить записывать дроби.
- Научить сравнивать дроби.
- Научить решать задачи с дробями и проводить операции над ними.
Рассмотрим этапы алгоритма подробнее, на примере проведенного урока.
1. Создание проблемной ситуации.
Ребенку было предложено решить задачу:
Друзья составили про Петю задачу: наш друг Петя ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины, во второй — четвертую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня [3]?
Данная задача очень позитивно отражается на настроении ребенка, но и конечно приводит его в замешательство.
Далее были проведены размышления: что является пятой частью макаронины, а что четвертой частью? На этом этапе алгоритма важно задавать ученику наводящие вопросы.
Было выяснено мнение ребенка: «если целое поделить на пять частей, то одна из этих частей будет одной пятой части, и аналогично с четвертой частью».
2. Введение нового понятия дроби.
После решения задачи, был введен вопрос о математическом обозначении доли. На этом этапе вводится понятие дробь.
Так что же такое дробь? Первое понятие, которое необходимо навсегда запомнить, можно ввести следующим образом: обыкновенная дробь — это запись вида , в дроби число m называют числителем дроби, а число n — знаменателем дроби [1] или число, расположенное над чертой, называется числителем, под чертой — знаменателем. Чтобы ребенку было проще запомнить данные обозначения и не путаться в их расположении, существует такой прием, как представление банки с грязевой водой внутри. Тяжелый осадок в виде грязи находится внизу, наиболее чистая воды расположена на поверхности. Иными словами, ЧИСтая вода — верхняя часть банки, гряЗНая — нижная. Представляя себе каждый раз данную картину, ученик сразу же начинает отвечать, что числитель — это то число, которое делится, находится сверху, а знаменатель — то, которое будет делить числитель и оно под чертой.
Дроби имеют многочисленный вид записи:
3/5; 3:5.
Дробь в результате деления может дать целое число. Следовательно, любое целое число можно представить в виде дроби и так далее. Ответами будут соответствующие целые числа — 2, 2, 1.
Любое целое число также можно записать в виде дроби: восемь — это
Любое число, делящееся на точно такое же, всегда даст в результате единицу: =1, =1.
Обыкновенные дроби подразделяются на два вида: правильные и неправильные.
Правильные дроби — это те, в которых числитель меньше знаменателя.
Неправильные — где наоборот, числитель будет больше знаменателя [1]. В ходе занятия было выявлено, что ученики отдают предпочтение неправильным дробям, поскольку они во многих случаях могут сразу дать понять, получится целый ответ, который можно сказать без вычислений, или же нет.
Так же различают понятие смешанной дроби. Ею называется дробь, записанная в виде целого числа и правильной дроби, понимаемая как сумма этого числа и его дробной части [2].
Пример: 10
Такую дробь всегда можно представить в виде неправильной путем умножения знаменателя на целое число и сложением его с числителем:
Последний вид дробей, именуемыми десятичными, у многих школьников вызывает наибольшую сложность в понимании, хотя и не должен по своей простоте.
Что же такое десятичный вид дроби? Это дробные числа, представленные в десятичной записи [2].
Примеры: 0.1, 0.12, 0.123.
Стоит отметить, что, несмотря на название «десятичная запись», такой вид дробей будет читаться в соответствии с количеством знаков после целого числа и запятой: одна десятая, двенадцать сотых, сто двадцать три тысячных, а так же записываться в виде обычной правильной дроби . «Как слышится, так и пишется!» — радостно сообщил один из учеников. — «Так гораздо проще!».
Десятичные дроби бывают двух видов — конечного, который мы рассмотрели выше, и бесконечного, самым известным представителем которого является число П=3,14…, оно же бесконечная десятичная дробь.
Конечная десятичная дробь — это десятичная дробь, в записи которой находится конечное число знаков — 0.25, 0.5.
Бесконечная десятичная дробь — это десятичная дробь, в записи которой находится бесконечное множество знаков — 0.3333… [1].
3. Рассмотрение геометрического понятия дроби.
Здесь проводится работа с числовой прямой — рассматривается отрезок от 0 до 1, и его части. Затем, рассматриваются предметы — в случае данного урока были рассмотрены пирог и арбуз.
4. Сравнение дробей между собой.
В ходе урока был поставлен вопрос: как определить, какая дробь больше.
В частности, было рассмотрено сравнение обыкновенных дробей и введено правило:
«Для сравнения дробей нужно привести обе дроби к одинаковому знаменателю и сравнить их числители».
После введения правила были выполнены упражнения:
Что больше или И несколько подобных упражнений.
5. Рассмотрение операций над дробями.
Все виды дробей можно складывать, вычитать, умножать и делить между собой. Это становится возможным сразу же после того, как ученик выучит все виды дробей и то, как их можно преобразовывать, приводя к одному общему виду. Тогда уже в силу вступают правила действий с дробями.
Сложение дробей бывает двух видов: с одинаковыми и разными знаменателями. В первом случае числители складываются, а знаменатели остаются без изменений:
Во втором случае прежде, чем сложить числители, сперва необходимо привести знаменатели к одинаковому (общему) путем домножения дробей.
Выполняются упражнения на сложение дробей.
Как и сложение, вычитание так же бывает двух видов: с одинаковыми и разными знаменателями. Принцип работы с ними тот же, за исключением самой операции — вместо складывания числителей происходит вычитание.
Выполняются упражнения на вычитание дробей.
Чтобы умножить дробь на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число, а знаменатель оставить прежним. Пример: Умножить дробь на число 1. Запись можно понимать, как взять половину 1 раз. К примеру, если полпиццы взять 1 раз, то получится пиццы, то есть одна её половина.
Выполняются упражнения умножение дроби на число
6. Первичное закрепление материала.
На этом этапе происходит работа с упражнениями и задачами из каждого этапа.
Виды упражнений:
- Прочитать дробь вслух.
- Отметить дробь на числовой прямой.
- Упражнения на сложение, вычитание, умножение дробей на число.
- Решение задач с дробями.
Изучение материала по школьной программе позволяет ребенку в будущем обладать достаточными знаниями для продолжения получения среднего общего образования, необходимого для обучения и работы в дальнейшем. Своевременное выявление пробелов, присущих всем школьникам в той или иной мере, позволяет полноценно освоить необходимую базу и научиться работать с ней. Задача каждого учителя, педагога или же репетитора — помочь им в этом, стараясь изложить материал как можно более доступно для восприятия в соответствии с возрастом, предварительно разбирая его самостоятельно. Только при условии тесного взаимодействия учителя и «пробела», ученика и «пробела», ученика и учителя возможно именно то, что стоит первостепенной задачей, а именно — устранение пробелов в знаниях учащихся.
Литература:
- 1.Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — 31-е изд. стер. — М.: Мнемозина, 2013. — 280 с.
- Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — 14-е изд. исп. и доп. — М.: Мнемозина, 2013. — 270 с.
- Остер Г. Б. Задачник по математике. Ненаглядное пособие. — М.: Спарк-М, 1992. — 42 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дробь, целое число, ученик, число, вид дробей, знаменатель, класс, часть, числитель, ЧИСтая вода.