Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 52 человека из 26 регионов
- Сейчас обучается 226 человек из 59 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Проблема, куда ты спряталась?
Как сформулировать проблему текста? -
3 слайд
1.Что такое проблема текста?
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор текста. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа.
Если в исходном тексте присутствует риторический вопрос, то, как правило, его можно использовать в сочинении в качестве проблемного вопроса. -
4 слайд
Проблемы
текстов ЕГЭ
Человек и мирЧеловек и язык
Человек и наука
Человек и искусство
Человек
и война
Человек и природа
Человек и история -
5 слайд
Способы формулирования проблемы
Проблема + род.п.
Вопросительное
предложение
Цитата
Способы формулирования проблемы -
6 слайд
Как определить проблему текста?
Выявите главную мысль текста (авторскую позицию).
Запишите её в виде законченного предложения.
Попробуйте сформулировать вопрос, на который это предложение будет являться ответом.
Этот вопрос и будет являться проблемой данного текста. -
7 слайд
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Это означает, что вы должны сформулировать одну из главных проблем, которую автор ставит в тексте.
Нельзя писать автор касается проблемы или затрагивает проблему. Так говорят о проблеме, если она не является основной.
-
8 слайд
Определите проблему текста по авторской позиции
-
9 слайд
Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости: «Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам.
Проблемный вопрос:
…
Собственный тезис:
… -
10 слайд
Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости: «Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам.
Проблемный вопрос:
Что такое справедливость с точки зрения человеческой морали? -
11 слайд
Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости: «Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам.
Проблемный вопрос:
Что такое справедливость с точки зрения человеческой морали?
Собственный тезис:
Справедливость подразумевает гуманное, милосердное отношение к человеку с учётом его сущности и своеобразия. -
12 слайд
— Спорим, не прыгнешь? — с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку.
— Прыгну! — отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса.
Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках — двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками.
— А на каблуках слабо?- продолжал я.
— На каблуках?..- засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было…
Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал… Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего… (Г.Андреев) -
13 слайд
1. Позиция автора:
Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о своей ответственности за происходящее.
Проблема:
Проблема ответственности человека за свои поступки.
2. Позиция автора:
Герой понимает, что косвенно виноват в гибели девушки, и теперь он испытывает муки совести.
Проблема:
Проблема совести. -
14 слайд
Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такой-то местности, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.
Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», — говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.
Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В.Солоухин). -
15 слайд
Авторская позиция:
Авторская позиция такова: человеку кажется, что
времени у него больше, чем есть на самом деле.
В.Солоухин пишет: «Всегда кажется, что времени
у нас больше, чем на самом деле,
и что идёт оно медленнее, чем нам кажется.»Проблема:
— Проблема восприятия человеком времени.
— Как человек воспринимает течение времени? -
16 слайд
Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. И я рисовал когда-то. От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
Это была грозная тетрадь.
Северный город был деревянным. В тетрадке было очень много, очень много заборов. Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки.
Около забора стояли люди. Это были конвойные и часовые с винтовками.
Деревья были черными и голыми. Зелень исчезла.
(В.Шаламов) -
17 слайд
— Что анализирует автор, раскрывая проблему?
Автор анализирует детские рисунки в тетрадке.
— На что он обращает внимание?
На то, как меняются картинки в тетрадке.
— Как они меняются?
Город становится мрачным, когда человек лишён
физической и духовной свободы.
— При каких условиях это возможно по отношению к
человеку?
В условиях тоталитарного режима.
Какую проблему поднимает автор?
Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка. -
18 слайд
Какова авторская позиция?
Текст В.Шаламова относится к художественному стилю, поэтому нет чётко заявленной позиции автора. Но её помогает понять композиция рассказа, средства выразительности, присутствующие в тексте.
Позиция автора такова: В.Шаламов осуждает
тоталитарный режим, который губительно
влияет на восприятие мира ребенком. -
19 слайд
Поработаем
с проблемой текста -
20 слайд
Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
1. Авторская позиция: Автор утверждает, что картины родных мест, где каждый из нас вырос и стал человеком, «память хранит как лекарство на случай душевной усталости».
Проблемный вопрос:
— Что значат для человека родные места?
— Какую роль играет память о родных местах?
— Проблема памяти о родных местах. -
21 слайд
Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Свою точку зрения В.Песков выразил словами Л.Н.Толстого, считавшего, что «быть с природой, видеть её, говорить с ней» — высшее счастье.
Проблемный вопрос:
Что нужно человеку для счастья?
Какова роль природы в жизни человека?
Проблема роли природы в жизни человека. -
22 слайд
Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Л.Пантелеев считает: отсутствие совести хуже трусости, потому что нет «толку в таком бесстрашии… это храбрость зверя, а не человека».
Проблемный вопрос:
Почему отсутствие совести хуже трусости?
Проблема отсутствия совести. -
23 слайд
Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Писатель Виктор Некрасов утверждает: чтобы ощутить своеобразие Парижа, понять его живую душу, нужно «променять сокровища Лувра на парижские улицы… всемирно известные площади, набережные, по которым только и бродить… куда ноги понесут».
Проблемный вопрос:
Как ощутить своеобразие Парижа, почувствовать его живую душу?
Проблема ощущения своеобразия Парижа. -
24 слайд
Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции.
Авторская позиция: Л.Жуховицкий считает, что «не стоит прогибаться под диктатуру генов»: судьба человека зависит не только от наследственности, но и в большей мере от того, как он распорядится своей жизнью.
Проблемный вопрос:
— Какую роль играет наследственность в жизни человека?
— Проблема наследственности в жизни человека. -
25 слайд
Авторская позиция: Формулируя свою точку зрения, Д.Гранин вспоминает знаменитую фразу Книгопродавца, обращённую к Поэту:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать…
Писатель считает, что, несмотря на популярность и привлекательность второй фразы, «важнее всё-таки первая».Проблемный вопрос:
— Как соотносятся творчество и материальное вознаграждение?
— Проблема соотношения творчества и материального вознаграждения. -
26 слайд
Авторская позиция: Авторская позиция выражена словами: «Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность – силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества», ход истории.
Проблемный вопрос:
— Как влияют на ход истории нравственные качества людей, её творящих?
— Проблема влияния на ход истории нравственных качеств человека. -
27 слайд
Авторская позиция: С.Михалков убеждён: «Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека останется грубой и неотёсанной».
Проблемный вопрос:
Какова роль детского и отроческого чтения в становлении личности человека?
Проблема роли детского и отроческого чтения. -
28 слайд
Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, определение справедливости: «Справедливость – это искусство неравенства», которое свойственно только благородным душам. Он поясняет, что справедливость «хочет индивидуально подойти к каждому… располагая человека к состраданию».
Проблемный вопрос:
Что такое справедливость?
Проблема справедливости. -
29 слайд
Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
Проблемный вопрос:
Какова роль детства в жизни человека?
Какова значимость такой поры, как детство для человека?
Проблема роли детства в жизни человека. -
30 слайд
Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.
К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывами, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» — говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их грыжи и насморки.
Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха». (В.Солоухин). -
31 слайд
— Почему доктор Кох не хотел лечить людей?
— Чем он занимался?
— Как относились люди к доктору, который не хотел лечить их насморки и грыжи?
— В каких условиях доктору приходилось заниматься наукой?
Проблема:
проблема создания условий для исследований
(в каких условиях человек должен заниматься наукой?);
— проблема отношения людей к тем, кто способен сделать научное открытие.
(Как нужно относиться к учёным?) -
32 слайд
Найдём ошибки при формулировании
проблемы текста -
33 слайд
История человечества — это история его культуры, потому и покушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну )
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
44 слайд
История человечества — это история его культуры, потому и покушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну )
-
45 слайд
— проблема отношения человека
к культуре;
— проблема покушения на культуру. -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 266 208 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 08.04.2017
- 2161
- 3
- 08.04.2017
- 1834
- 5
Рейтинг:
4 из 5
- 08.04.2017
- 17740
- 1385
- 08.04.2017
- 810
- 0
- 08.04.2017
- 935
- 3
- 08.04.2017
- 333
- 0
- 08.04.2017
- 345
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
Слайд 1
Сочинение на ЕГЭ Проблема текста 11 класс УМК любой
Слайд 2
Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением Проблему вы должны прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения Дорогой выпускник! Презентация поможет тебе подготовиться к экзаменам. Она познакомит тебя с типами проблем текста, способами их выявления, а также с типичными ошибками при формулировании проблем текста
Слайд 3
Типы проблем философские политические социальные экологические нравственные эстетические самые общие вопросы развития общества, природы, человека смысл жизни познание и самопознание свобода и от- ветственность человек и история человек и культура устройство и жизнь общества социальная справедливость/ несправедливость создание правового государства соблюдение прав человека прогресс и общество наука и общество деятельность государственной власти политика государства гражданское общество демократия международные конфликты разоружение терроризм национализм шовинизм духовная жизнь человека, взаимоотношения людей взаимодействие человека и окружающей среды восприятие человеком прекрасного эгоизм и гуманизм доброта и жестокость духовность и бездуховность честь и бесчестье дружба и предательство любовь и ревность конфликт поколений (отцы и дети) взаимосвязь человека и природы глобальная экологическая катастрофа потребительское отношение к природе экология культуры экология языка восприятие искусства воспитание эстетического вкуса духовность в искусстве чтение массовая культура, телевидение, Интернет
Слайд 4
Способы выявления проблемы публицистического текста Прочитайте текст, выделите фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему. Проверьте себя, нажав на карточку с текстом. Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. ( По В. Распутину ) Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. ( По В. Распутину )
Слайд 5
Способы выявления проблемы художественного текста Алгоритм выявления проблемы художественного текста Проанализируйте поступки, отношения, речь героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть – равнодушие, чёрствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова 1 способ
Слайд 6
Способы выявления проблемы художественного текста Алгоритм выявления проблемы художественного текста Выявите основную мысль текста Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста 2 способ
Слайд 7
Как сформулировать проблему? самостоятельно Если проблему можно сформулировать кратко, подойдёт конструкция «проблема +существительное в род. падеже» , например: Автор поднимает проблему совести. Автор предлагает задуматься над проблемой отцов и детей. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений , например: Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает читателям задуматься над проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов? процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — таким вопросом начинает свой текст … указать номера предложений из текста Если в тексте можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Слайд 8
Типичные ошибки при формулировании проблемы 1. Непонимание проблемы Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются его «подогнать» под известные им проблемы. Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления проблемы. 4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос 5. Подмена формулировки пересказом Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает пересказа исходного текста. 2. Неумение сформулировать проблему 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Чтобы избежать этой ошибки, необходимо перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
Слайд 9
Типичные ошибки при формулировании проблемы текст Прочитайте текст, сформулируете проблему. История человечества – это история его культуры, поэтому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по враждебной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них –благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, а в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. ( По Н. Самвелову )
Слайд 10
Типичные ошибки при формулировании проблемы 1. Непонимание проблемы В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов . В тексте Н .Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Ученик в целом понимает проблему текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна ); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема » (правильно поднимается проблема ); грамматическая ошибка – « проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры? 2. Неумение сформулировать проблему Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательно чтение, неумение отделять главную информацию от второстепенной. Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
Слайд 11
Типичные ошибки при формулировании проблемы 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования проблемы ( проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора. 4. Подмена проблемы авторской позицией Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова ( культура, покушение на культуру, уничтожение культуры ) и опираясь только на информацию последнего предложения Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
Слайд 12
Типичные ошибки при формулировании проблемы 5. Подмена формулировки проблемы пересказом Проблема текста заключается в том что история человечества – это история его культуры . А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений. Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
Слайд 13
Что проверяет эксперт? Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно . Если есть ошибки с понимании текста, и следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов. ВНИМАНИЕ Если вы получили 0 баллов по критерии К1, вы получаете также 0 баллов по критериям К2,К3,К4. № Критерии оценивания ответа К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать проблему ни одну из проблем исходного текста. 0 Баллы
Слайд 14
Удачи на экзаменах! Завершить показ
Слайд 15
Использованные материалы: Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич «ЕГЭ Русский язык Сочинение на ЕГЭ Курс интенсивной подготовки» http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl205.htm
Подписи к слайдам:
Проблема текста
- Готовимся к ЕГЭ
- Презентация выполнена
- учителем русского языка и литературы
- МБОУ «Лицей №3» г.Саров
- Васьковой Ольгой Валерьевной
Определение
- Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.
- Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Пояснение
- Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Что такое счастье?», «В чем смысл жизни?».
- Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Как сформулировать проблему?
Как сформулировать проблему?
- Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.
- Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.
Как сформулировать проблему?
- Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем:
- Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом?
- ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА!
Категории (виды) проблем
- Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
- Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.
- Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
- Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
- Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
- Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте
- ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
- ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
- Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
- Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.
- Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
- Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.
- Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
- Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
Ещё раз о проблеме…
- Ещё раз о проблеме…
- ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
- ПРОБЛЕМА – это основной вопрос,
- который рассматривает автор в этом тексте.
- Например: Тема – чтение книг. Проблема – потеря интереса к чтению художественной литературы.
- Проблема словно «вытекает» из темы!
АНАЛИЗИРУЕМ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ
- К1. Формулировка проблем исходного текста.
- Баллы по этому критерию ставятся, если:
- Вы правильно поняли проблематику текста и не допустили фактические ошибки при формулировании одной из проблем.
- Вы сформулировали проблему предельно четко и понятно. (Иногда экзаменуемые расширяют или сужают проблему.)
Попробуем сформулировать проблемы исходного текста
- Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.
- Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.
- Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», — говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.
- Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется.
- (В. Солоухин)
Типовые конструкции
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает очень важную проблему…
- Автора текста волнует проблема…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
- Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
- Неверно выделенная проблема
- ставит под удар все сочинение
- (1-2 предложения)
ПРОВЕРЯЕМ:
- Понята ли тема и проблематика исходного текста?
- Сформулирована ли одна из проблем
исходного текста? - Нет ли фактических ошибок при формулировании проблемы?
- Удачна ли формулировка?
- Понятна ли формулировка для читателя?
ПРОВЕРЯЕМ:
- Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: сузить или расширить формулировку проблемы.
- Рассуждение автора посвящено вопросу восприятия времени человеком (см. предложения первое и последнее), а не причинам опоздания людей (об этом говорится в тексте, но лишь для иллюстрации тезиса, заявленного в первом предложении).
|
||
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
- Прочитайте текст, вычлените проблему, поднимаемую автором.
- В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашёл, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а её остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.
- Вероятно, иногда внутри нас возникают ещё более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».
- (В. Солоухин)
- При подготовке презентации использовалось пособие Е.С.Симаковой «Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение».
- Москва,2010
Цель:
Научиться определять и формулировать проблему исходного текста
«Когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос , возникающий в нашей душе, всегда такой : «Ну-ка, что ты за человек?» Если же это старый, уже знакомый писатель , то вопрос уже не о том , кто ты такой, а «ну-ка, что можешь ты сказать мне еще нового? С какой стороны теперь ты осветишь мне жизнь?» Лев Николаевич Толстой
Структура сочинения
- Проблема, над которой размышляет автор.
- Комментарий.
- Авторская позиция
- Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
- Первый аргумент.
- Второй аргумент.
- Вывод (заключение).
Последовательность действий
- Прочитать текст и
определить его тему.
Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте
Последовательность действий
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблемы)
3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Увидишь основную проблему)
4. Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? (Увидишь авторскую позицию)
5. Зачем автор написал текст? (Ответ на этот вопрос поможет сделать правильный вывод)
Проблема текста — сложный вопрос, задача ,которые требуют разрешения.
Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах , конфликта между желаемым и действительным
Проблема может быть
- Философская- проблема добра и зла, проблема смысла жизни, проблема бесчеловечности и бессмысленности войны.
- Социальная, социально-экономическая – проблема выбора, роль семьи в воспитании личности, роль детства в жизни человека, проблема сохранения культурных ценностей
- Политические- проблема урбанизации, проблема специфики национального менталитета, проблема массовой культуры.
Нравственные , морально-этические- проблема милосердия, в чем заключается подвиг, проблема лицемерия Экологические – проблема бережного отношения в природе, глобальная экологическая катастрофа, потребительское отношение к природе.
Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме
Проблема может быть сформулирована двумя способами:
- Тезис- утверждение
- одиночества
- милосердия
- экологии
- взаимоотношений «отцов и детей»
- Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей».
- В тексте поднимается проблема одиночества.
- Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста.
Проблема чего?
2. В форме вопроса
- Что важнее – закон или совесть?
- Может ли прогресс быть человечным?
- Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
- Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
- Почему так стремительно взрослеют люди на войне? Какой жизненный опыт они приобретают? Должны ли мы помнить тех, кто воевал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься Юрий Бондарев в своем эссе.
Речевые клише
- Коснуться какой-либо проблемы.
- Уделить внимание какой-либо проблеме.
- Над какой-либо проблемой думать, работать.
- Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
- Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни.
Важно различать проблему, над которой
размышляет автор текста, и проблемы,
которые возникают в его собственной
жизни. Мы пишем о первой.
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…
Перед нами очень распространенная
грамматическая ошибка — нарушение
управления: существительное проблема
требует от зависимого слова родительного
падежа: проблема равнодушия человека.
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду».
Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер…
Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.
Вместо проблемы формулируется позиция автора.
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.
Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема — это не одно и то же.
Типичные ошибки в формулировке проблемы
- Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности .
Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?
У человека самая яркая пора- детство . Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным . Человека всю жизнь манит эта золотая, но , увы, недоступная больше страна- остаются одни воспоминания , но какие сладкие, как они будоражат душу . Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными , но окрашиваются в смягчающий , примиряющий свет. В.Солоухин
Библиотека – это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтенной книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки – это лаборатории , в которых проектируется мир. Литература открывает мир! ( По Ю.Полякову)
У нас есть свое место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить… Поэтому нас- то на праздник Победы звать не надо. Мы придем – со слезами на глазах, как поется в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени… ( По Ю.Полякову)
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел – забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… ( По В. Харченко)
1. ЕГЭ (сочинение)
Проблема
текста
2. ПРОБЛЕМА текста-
ПРОБЛЕМА текстаэто предмет обсуждения,
вопрос, над которым
размышляет автор.
3. 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста
Проблема — вопрос, который интересует автора
исходного текста и вызывает его раздумья и
размышления.
Тема – то, о чем говорится в тексте.
Например:
Тема – война, проблема – подвиг женщины на войне
4.
О чём?
Какие вопросы рассматривает автор?
• Над каким вопросом автор рассуждает больше
всего?
• Зачем автор написал текст?
• Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?
22.09.2019
5. Алгоритм выявления проблемы произведения
Проанализируйте
поступки, речь героев
Определите, какие
качества проявляются в
этих поступках
Какие абстрактные
существительные
называют эти
качества(долг, честь,
эгоизм
Сформулируйте проблему,
используя ключевые
слова
Выявите основную мысль
текста
Запишите ее в виде
законченного предложения
Определите, на какой вопрос
отвечает это предложение
Запишите этот вопрос,
который и является
проблемой
6. Ещё приём для выявления проблемы
7.
Определение проблемы
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом
содержание текста касается каждого человека, всего
человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в
тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п.
– это иллюстрация, частный случай, пример проявления какойлибо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать
проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай,
рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
8. Определение проблемы
Довольно часто в тексте рассматривается
сразу несколько проблем. Какую из них
выбрать для комментария и положить в
основу сочинения? Рекомендуется
сосредоточиться на проблеме, которая
· находится в центре внимания автора, а
не упоминается вскользь, т.е. является
главной, а не второстепенной; которой
автор больше всего уделяет внимание
9.
Определение проблемы
22.09.2019
10. Как определить проблему текста ?
Важно обратить внимание на начало и конец
текста, потому что они всегда являются
сильными позициями.
В публицистическом тексте проблема может
быть прямо сформулирована вопросом.
В художественном тексте нужно научиться
читать между строк, а потому особое
внимание уделить финалу, даже если
кажется, что текст не окончен.
11.
Определите проблему данного текста
(1)Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались
необыкновенной красотой этого чудного творения.
(2) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды
заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. (3) Вы не
отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти,
расцвести. (4) Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени
и напитала меня мощью своей. (5) Не отнеслись с благодарностью к солнцу,
тепло и свет которого были чудотворны. (6) И преклоняться нужно не перед
моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил её.» (7) Но никто
не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь
хвалебные оды цветку.
(8) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей
почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было
бы ни имени, ни славы.
22.09.2019
12. Персонажи текста:
Цветок = воплощение внешней и внутренней красоты
необыкновенной
красоты
удивительной
красоты
чудное творение
цветок
ждал, когда отдадут
дань
Попытался объяснить,
что заслуживает
восхищения
13. Персонажи текста:
Люди = за внешней красотой не видят сути
Восхищались,
ослепленные
красотой
Не увидели
главного
По
бестолковости
своей
люди
Не отнеслись с
благодарностью
Не услышали его
14.
За именем великим нужно уметь
разглядеть тех, без которых не было бы
ни имени, ни славы.
уметь
разглядеть
отдать дань
автор
увидеть главное
отнестись с
благодарностью
15.
Определите тему текста
это текст о красоте
внутренней
и внешней
16.
Определите проблему текста
Определив тему, формулируем проблему текста
(проблема текста — вопрос, над которым задумывается
автор). Проблема предложенного текста может быть
сформулирована так:
Почему люди не умеют быть
благодарными?
17. Как сформулировать проблему?
18. Способы формулирования проблемы
Сформулировать своими словами:
проблема+существительное в Р.п
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и
детей»
Сформулировать с помощью
вопросительных предложений
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова
проблема, которая привлекла внимание автора .
Процитировать
«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом
начинает свой текст Д.Лихачев.
19.
Вспомогательные клише для вопроса или
цитаты
Почему люди не умеют быть благодарными?
1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
2. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор
текста
3. …? Такова проблема, которая привлекла внимание автора
текста
4…? Именно этот вопрос возникает при чтении текста NN
5. …? Эта проблема не может оставить равнодушным
современного человека
6. …? Именно этой сложной проблеме посвящён текст
писателя N.
20.
Вспомогательные клише
Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная,
злободневная, научная, межнациональная,
неразрешимая, до боли знакомая, вечная,
наболевшая, мучительная, животрепещущая,
первоочередная, неразрешимая, общественно
значимая, острая, важная, серьёзная, спорная…
21.
ПРОБЛЕМА
Типы
проблем
философские
социальные
Общие
вопросы
Устройство
И
Жизнь
общества
политические
Деятельность
Гос. власти
нравственные экологические
Духовная
Жизнь
человека
эстетические
Взаимодействие
Восприятие
Человека
Человеком
И
прекрасного
природы
22. Если формулируете проблему в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться…?
Почему важно …?
Почему нужно …?
Что такое …?
Для чего нужно…?
Для чего нужен (-на, -ны) …?
В чем причина…?
Какова роль… в жизни человека?
Что такое…?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо…?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (-ое, -ый)…?
Что значит …?
23.
Второй способ формулировки
в виде чёткого и лаконичного
предложения: проблема (чего?) (Р.п.: воспитания,
одиночества, мужества, стойкости и т.п.)
поднимается в данном тексте;
не всегда возможно сформулировать проблему в
дух словах (проблема влияния детства на
формирование жизненной позиции человека;
проблема нравственного выбора человека в
экстремальной жизненной ситуации).
24.
Вспомогательные клише для формулировки
своими словами
Автор текста (фамилия, инициалы)
размышляет над проблемой(чего?)…
Автор текста (фамилия, инициалы)
предлагает своим читателям задуматься
над проблемой(чего)…
В центре внимания автора текста
(фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
Предложенный для анализа текст(Ф.И.О.
автора в Р.п.)посвящен проблеме…
Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня
задуматься над сложной проблемой…
25.
Вспомогательные клише для формулировки
своими словами
Автор (что делает?) размышляет, затрагивает,
анализирует, излагает, выдвигает, подробно
останавливается.
В тексте – ставится, излагается, выдвигается,
исследуется, поднимается, рассматривается,
затрагивается, анализируется, формулируется
Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко
задуматься, серьезно отнестись к…, по-иному
посмотреть на…, с горечью понять.
Проблема возникает, встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет решения
Текст (ФИО автора) заставил меня задуматься над
сложной проблемой ….
26. Если формулируете со словом проблема, то вам помогут слова в Р.п. :
— отношение
— взаимоотношения
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие
— проявление …
• Коснуться какой-либо проблемы.
• Уделить внимание какой-либо
проблеме.
• Над какой-либо проблемой
думать, работать.
• Какая-либо проблема возникает,
встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет
решения.
• Поставить, выдвинуть,
рассмотреть, изложить, обсудить,
разрешить какую-либо проблему.
27. Типичные ошибки в формулировках
Нельзя в проблеме указывать авторскую позицию. Например, НЕЛЬЗЯ
писать: проблема хорошего отношения к книгам — («хорошего» – это
оценочная лексика); МОЖНО: Проблема отношения к книгам
Нельзя формулировать проблему слишком широко. Например, в
тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а пишут:
проблема войны. Если формулировать проблему в виде вопроса, этой
ошибки можно будет избежать.
Нельзя путать проблему и тему текста: тема — это скорее
направление мысли, то, о чем текст (например, текст о войне, значит
тема: война, проблема – роль женщины на войне
Важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и
проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Например: У
автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема
смысла жизни.
Неудачная формулировка с использованием цитаты Например:
Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую
беду».
28.
Определите проблему данного текста
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем:
«права человека». (2)»Права человека» — это очень хорошо, но
как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за
счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может
устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой
насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не
сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво
преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть
расширяться и хватать, — то именно так и делает. (7)(Это и губило
все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество
может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на
сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны
уступать нравственной справедливости.
29.
Определите проблему данного текста
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё
умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему
было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом
самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных.
(11)Человеческая же свобода включает добровольное
самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда
должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы
удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь
передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и
нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его
души.
(По А.И. Солженицыну)
30. Определяем тему и проблему данного текста
Сформулируйте основную мысль автора в
виде законченного предложения
Только добровольное сознательное самоограничение
позволит человеку не нарушать права других людей
Сформулируйте вопрос
Что можно сделать, чтобы в обществе не нарушались
права человека?
Сформулируйте проблему
В тексте исследуется проблема добровольного
сознательного самоограничения (как основного условия
существования правового общества)
31. Типичные ошибки в формулировании проблемы
Автор текста размышляет над
Автор текста размышляет над
проблемой о национальных конфликтах проблемой национальных конфликтов
Кому выгодно разжигание
национальных розней? Над этой
проблемой рассуждает Ю.Лотман.
Кому выгодно разжигание
национальной розни? Над этой
проблемой рассуждает Ю.Лотман.
В тексте поднимается проблема
национализма народов
В тексте поднимается проблема
межнациональной вражды
Ю.Лотман ставит читателю проблему
национальных конфликтов.
Ю.Лотман предлагает читателю
задуматься над проблемой
межнациональных конфликтов.
Автор текста предлагает задуматься
над следующей проблемой: можно ли
избежать расовой дискриминации?
Автор текста предлагает задуматься
над следующей проблемой: можно ли
избежать межнациональных
конфликтов?
32. К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие.
1. В чем опасность
политики
национализма?
2. Можно ли избежать
социальной
несправедливости?
3. В чем смысл
человеческой жизни?
4. Нужно ли заботиться об
окружающих людях?
5. Имеет ли право человек
вмешиваться в жизнь
природы?
А .Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная
33. Выберите правильную проблему
Человек выделился как человек в
процессе познания природы. Познавая
ее, он осуществлял себя как мыслящее,
творящее существо. Познание
доставляло подлинное удовлетворение.
Именно удовлетворение, полное,
гармоничное, может быть, потому, что
познание природы есть приобщение к
ней и к вечности. И потому, что
познание происходит через творчество,
человек открывает новое, создает. Он
творец. Он создатель, он бог,
человечество было сформировано не
императорами, жрецами, а теми, кто
создал топор, колесо, самолет, кто
нашел злаки, кто следил за звездами,
кто открыл железо, радиоволны.
1. Что такое
гармония?
2. Какова роль
познания в
процессе развития
человека?
3. Каковы границы
познания
окружающего
мира?
4. Каковы
перспективы
технического
прогресса?
34. Сформулируйте и запишите проблему
1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо
противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на
знание, науку, технику; достижения разума поражают разум.
(3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может
дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек
понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что
делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?
(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над
чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и
бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности,
размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже
временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство.
(11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и
крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение
кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы
жажду, а всё-таки водой….
35. Проблемы, рассматриваемые в тексте:
Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над
этой проблемой размышляет автор текста.
С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему
антагонизма между чувствами и разумом.
Что такое интеллигентность? Эту важную проблему
поднимает автор.
В этом тексте автор затрагивает проблему
определения понятия интеллигентности.
Нужна ли интеллигентность в современном обществе?
Эту непростую проблему исследует автор текста.
В этом тексте анализируется проблема
необходимости интеллигентности в современном
обществе.
36. Основная проблема
Нужна ли интеллигентность в
современном обществе? Эту
непростую проблему исследует автор
текста.
37. Сформулируйте и запишите проблему
(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь:
ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с
постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй,
с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл,
капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари,
поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на
лужах — всё это не любование природой, а жизнь. (4)В современном
журнале читаем: (5)«Если человек длительное время находится в
автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость,
теряется аппетит, снижается работоспособность. (6)Почему это
происходит? (7)Результаты опытов, проведённых над животными и
людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и
настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8)В
кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость
электрического поля заметно меньше, чем в окружающем
пространстве
38. Сформулируйте и запишите проблему
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются:
вылитый отец! И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить,
на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные
металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чёмнибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, — и на них учится
Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит
пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже
научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для
себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые
Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
39. Сформулируйте и запишите проблему
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из
громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение
старых, — я хвалю и умиляюсь.
Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном
убогом крестьянском семействе, принявшем сиротплемянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши
гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть,
похлебку посолить…
— А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика.
(по И.С.Тургеневу)
40. Проблема в публицистике
-тезисно, открыто в одном
предложении текста или одном
фрагменте текста;
-в нескольких суждениях автора, в
разных фрагментах текста (чаще всего
в начале и в финале текста; иногда ей
посвящён основной абзац).
41. Проблема в текстах художественного стиля
выявляется путём анализа
описаний, поступков героев, их
речи, мыслей, поведения и т.д.