Как найти проблему текста в задании с

Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.

Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.

При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.

Как найти проблему в тексте?

Содержание статьи

  • 1 Как определить проблему текста?
    • 1.1 Первый способ определения проблемы текста
    • 1.2 Второй способ определения проблемы текста
  • 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
    • 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
  • 3 Как найти проблему в художественном тексте
    • 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
  • 4 Лайфхаки для определения проблем текста
    • 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
    • 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
    • 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
    • 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
  • 5 Заключение

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Важно помнить!

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.

Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.

Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.

А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.

Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.

Проблема в публицистическом тексте выражается:

— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).

При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

  1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
  2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
  3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).

В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:

  1. Проблема участия детей в войне.
  2. Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализируйте поведение и речь героев.
  2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
  3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
  4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Лайфхаки для определения проблем текста

На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Подробное описание каждого приема смотрите ниже.

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах

Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).

Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.

Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста

При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.

В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.

Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:

  1. Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
  2. Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
  3. У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
  4. Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
  5. Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.

Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.

Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.

Использование рецензии для нахождения проблемы

Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».

Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Проверка наличия в тексте вопросительных предложений

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.

Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.

Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».

Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:

  1. Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
  2. Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?

Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.

Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.

Внимание!

Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.

Заключение

Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.

Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»

Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.

Методы определения проблемы сочинения ЕГЭ

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.

Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.

Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.

Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.

Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.

Алгоритм определения проблемы в сочинении

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.

  1. Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
  2. От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
  3. Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.

Как определить, какая проблема в сочинении ЕГЭ

Что нужно избегать при формулировке проблемы

Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.

Итак, в сочинении следует избегать:

  • общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
  • лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
  • определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
  • формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).

Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.

Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа. 

Например:  Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль. 
Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий? 

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

1) В проблеме указывают авторскую позицию.  

Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться…?
Как следует относиться…?
Почему важно +глагол…?
Почему нужно +глагол…?
Что такое +существительное…?
Для чего нужно…+глагол?
Для чего нужен (на, ны) …+существительное?
В чем причина…?
Какова роль… в жизни человека?
Что такое…?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо…?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)…?
Что значит …?

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

ЕГЭ. Русский язык.

Задание № 27.

Готовимся к сочинению.

Как определить проблему текста?

Проблема – это вопрос или задача, требующие решения.

Как определить проблему предложенного на ЕГЭ текста?

  • Определите тему текста, то есть о чём данный текст. Для этого внимательно (2-3 раза) прочитайте его.
  • Определите основную мысль, идею текста – для чего, с какой целью текст написан, что хотел донести до читателей автор.
  • Основная мысль текста будет высказана вами в разделе «позиция автора».
  • Только поняв тему текста, его основную мысль, можно сформулировать проблему. Проблема – это мысль (тезис, выказывание), которую можно выразить в виде вопроса (или вопросов). Данные вопросы возникают после прочтения текста и ответы на них являются позицией автора.

Пример.

Тема: загрязнение природы.

Основная мысль, позиция автора: необходимо беречь природу, охранять её, не допускать её загрязнения, ведь от её состояния зависит жизнь человечества.

Проблема: проблема защиты природы (почему так важно сохранять природу? что необходимо сделать для её защиты?).

Вывод:

  • тема текста– о чём написано произведение;
  • идея текста– какие мысли автор хочет донести до читателя;
  • проблема текста— это вопрос, который поднимает автор, на который даёт свой ответ и над которым предлагает читателям задуматься.

В первой части сочинения, называя проблему текста, можно отметить, к какому типу проблем она относится.

Типы проблем.

Нравственные проблемы – о духовном мире человека и общества, о нравственных ценностях, о смысле жизни, назначении человека, о взаимоотношениях людей, о связи поколений, а важности воспитания человека, формирования в нём высоких нравственных качеств, о роли семьи и школы в этом процессе и др.

Эстетические проблемы – о важности красоты в жизни человека, о восприятии прекрасного, о его воздействии на душу человека, о культурных ценностях общества, о внутренней красоте человека, о роли искусства в жизни человека и общества.

Социальные проблемы – это проблемы, возникающие в обществе, в ходе его функционирования: о роли прогресса, о взаимоотношениях представителей власти и общества, о практической направленности научных исследований и ответственности учёных за свои открытия, об опасности национализма, экстремизма, о толерантном отношении представителей различных социальных групп и конфессий и др.

Философские проблемы – о смысле жизни, назначении человека, о правильности выбора, о сущности таких понятий, как счастье, любовь, доброта, вера и др.

Политические проблемы – о политических настроениях и взглядах в обществе, проблемы войны и мира, о значении и направленности политических реформ, об ущемлении прав человека, о негативных явлениях во властных структурах (взяточничестве, коррупции, бюрократизме и др.), о политических конфликтах и путях их решения и др.

Экологические проблемы – о взаимоотношении человека и природы, о необходимости защиты природных богатств, о красоте природы и благотворном её влиянии на человека, об ответственном отношении к животному и растительному миру и др.

Несколько проблем в тексте. Как выбрать проблему?

Во многих предложенных для анализа текстах авторы поднимают несколько проблем, которые, конечно, взаимосвязаны, но могут рассматриваться и как отдельные.

Какую проблему выбрать?

Рекомендации.

  • Необходимо выбрать такую проблему, которая рассматривается автором на протяжении всего текста, так как анализировать в сочинении нужно весь текст, а не отдельные его фрагменты.
  • Найдите два аргумента, которые вы сможете проанализировать по данной проблеме.
  • Наконец, подумайте, а сможете ли вы привести аргументы по проблеме для выражения своей точки зрения.

Именно данные три причины должны лежать в основе выбора проблемы (выбирать нужно не ту проблему, что полегче, а ту, по которой достаточно материала в тексте и по которой вы сможете привести свой пример.

Как сформулировать проблему?

  • Проблема может быть сформулирована в виде тезиса, который вы будете доказывать, или в форме вопроса, на который вы будете отвечать.

Пример.

Почему люди разных поколений часто не понимают друг друга?

Что лежит в основе конфликта поколений. Именно над этим размышляет автор текста. (ВОПРОСЫ).

Автор текста поднимает проблему конфликта поколений, его причин и последствий. (ТЕЗИС).

  • Можно совместить обе формы: сначала задать один — два вопроса, а затем сформулировать проблему в виде тезиса.

Пример.

Почему люди разных поколений часто не понимают друг друга?

Что лежит в основе их непонимания друг друга? Именно над этим размышляет автор текста, поднимая проблему конфликта поколений, его причин и последствий.

  • Можно использовать цитату из текста, в которой содержится проблема.

Пример.

«Почему часто возникают конфликты между представителями разных поколений?». Такой вопрос задаёт автор текста, пытаясь дать свой ответ на него, поднимая извечную социально-нравственную проблему конфликта отцов и детей.

Таким образом, определение проблемы текста – один из самых важных моментов написания сочинения. Не торопитесь, определяя её. Внимательно читайте текст, находите ключевые слова в нём или цитату, которые помогут сформулировать проблему.

Помните, что по критерию № 1 неверно сформулированная проблема приводит к тому, что и по критериям № 2-№ 4 тоже ставится 0 баллов.

За правильно сформулированную проблему ставится 1 балл.

Материал к заданию № 27 ЗДЕСЬ. 

Как найти проблему в тексте?  Для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Как найти проблему в тексте? Для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте: 1Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста. 2всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

  • Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

1Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.

  • 2всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий: Определите основную мысль (идею) текста. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  • Определите основную мысль (идею) текста.
  • Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  • Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  • Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Второй способ определения проблемы текста При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста. Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем. Главное — следовать следующему алгоритму: -Внимательно прочитайте текст. -Определите, что является предметом обсуждения в тексте. -Найдите и выпишите все утверждения автора. -Оформите эти утверждения в виде законченного предложения. -Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания. Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте. Например, читаем внимательно  текст № 9 А. П. Чехова   «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…»  и выписываем следующие утверждения автора:

Второй способ определения проблемы текста

  • При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

  • Главное — следовать следующему алгоритму:

-Внимательно прочитайте текст.

-Определите, что является предметом обсуждения в тексте.

-Найдите и выпишите все утверждения автора.

-Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.

-Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

  • Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.
  • Например, читаем внимательно  текст № 9 А. П. Чехова   «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…»  и выписываем следующие утверждения автора:

Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции. Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее. Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы: 1) Что является залогом успешной деятельности человека? 2) В чём проявляется любовь к своей профессии? 3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой? 4) Какую роль играет наука в жизни людей? Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

  • Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:
  • 1) Что является залогом успешной деятельности человека?
  • 2) В чём проявляется любовь к своей профессии?
  • 3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
  • 4) Какую роль играет наука в жизни людей?
  • Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Лайфхаки для определения проблем текста На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы. Для определения проблемы текста используйте следующие приемы: Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах. Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста. Использование рецензии для нахождения проблемы. Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

  • Лайфхаки для определения проблем текста
  • На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
  • Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом». Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

  • Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
  • Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти значение логарифма от дроби
  • Как найти наименьший общий знаменатель двух дробей
  • Найти как правильно загадывать желание
  • Как составить утп компании
  • Как найти рост в квадрате