Как найти проблему в стихах


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает его впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 1

    1

    Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стихотворение. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или показались необычными. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.[1]

    • Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 2

    2

    Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?[2]

    • Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
    • Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения в конце строки и делайте паузы там, где нужно.
    • Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи его чтения. Прослушайте записи, но при этом активно следите за текстом, а не просто пассивно слушайте.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 3

    3

    Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стихотворения есть ритм и размер, если оно написано по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты. Единственный вид поэзии, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр, или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.[3]

    • В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждую строку со следующей? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
    • Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
  4. Изображение с названием Study Poetry Step 4

    4

    Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стихотворению определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.[4]

    • Например, стихотворение «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, а любой из сонетов У. Шекспира — из трех четверостиший и одного двустишия.
  5. Изображение с названием Study Poetry Step 5

    5

    Проанализируйте литературные приемы. Поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стихотворение более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.[5]

    • Рифмы — повторение конечных звуков в словах (например, «лицо» и «крыльцо»). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
    • Ономатопея — звукоподражание посредством слов (например, «жужжание» пчелы).
    • Аллитерация — повторение согласных звуков (например, «хр» в «хрустят и хрупки, как хрусталь»).
    • Ассонанс — повторение гласных звуков (например, «у» в «у наших ушки на макушке»).
    • Консонанс, или диссонанс, — неточная рифма, при которой совпадают все или большинство согласных звуков, а ударения или гласные отличаются (например, «кедр» и «бодр»).
    • Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сравнение (например, «серебряный ручей»).
    • Сравнение — уподобление предметов или явлений друг другу со словами «будто», «словно» или «как» (например, «то заплачет, как дитя»).
  6. Изображение с названием Study Poetry Step 6

    6

    Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты, баллады, акростихи, белые стихи, хайку (хокку), синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.[6]

    • Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 7

    1

    Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте содержания стихотворения. Делает ли название более глубокой основную мысль?[7]

    • Иногда название указывает на то, к кому обращается поэт, например «Письмо матери» или «К другу». Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения, например, «Сонет 18» или «Элегия».
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 8

    2

    Определите повествователя. Поэт и повествователь — не всегда одно и то же лицо. Повествование может вестись от лица персонажа стихотворения. Автор может писать в первом («я»), втором («ты», «вы») или третьем («он», «она», «они») лице.[8]

    • Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Просто постарайтесь правильно понять, в каком лице ведется повествование.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 9

    3

    Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, остановитесь и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.

    • Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
    • Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
    • Используйте такой же подход для незнакомых имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
  4. Изображение с названием Study Poetry Step 10

    4

    Определите тон и настроение стихотворения. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.[9]

    • Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
  5. Изображение с названием Study Poetry Step 11

    5

    Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью это стихотворение было написано, чтобы уловить контекст. Возможно, автора вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.[11]

    • Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Посмотрите на год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
  6. Изображение с названием Study Poetry Step 12

    6

    Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.[12]

    • Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: «(и) больше ничего». Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
  7. Изображение с названием Study Poetry Step 13

    7

    Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении — еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?[13]

    • Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
    • Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.
  8. Изображение с названием Study Poetry Step 14

    8

    Подведите итог одним предложением. Рассмотрите все элементы формы и содержания, а затем попробуйте подытожить стихотворение в одном-двух предложениях. Запишите общую идею или тему, как вы ее видите. Полагайтесь на подсказки в форме и содержании, а также на собственные мысли и впечатления. Задумайтесь, о чем это стихотворение?[14]

    • Например, стихотворение «Ворон» Эдгара По можно подытожить так: «Это стихотворение говорит о страхе перед смертью, которую олицетворяет находящийся за дверью ворон».
    • Не зацикливайтесь на том, правильно ли вы поняли стихотворение. Поэзия всегда субъективна, поэтому ваше толкование может быть таким же правильным, как любое другое. Каждый человек видит стихотворение по-своему, но не забывайте подкреплять свои мысли доказательствами из текста.

    Реклама

  1. Изображение с названием Study Poetry Step 15

    1

    Покажите стихотворение друзьям или коллегам. Иногда взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Покажите стих близкому другу или однокласснику и спросите, что он думает о нем: «Как ты считаешь, о чем это стихотворение? Что ты чувствовал, когда его читал?»[15]

    • Также можно обратиться с такими вопросами к сотрудникам на работе или одногруппникам в университете. Обратитесь к другим студентам после занятия по литературе и узнайте мнение о стихотворении. Желательно выбрать человека, который хорошо разбирается в поэзии.
  2. Изображение с названием Study Poetry Step 16

    2

    Обсудите стихотворение в поэтическом кружке. Если вы посещаете поэтический кружок, то покажите стих своим друзьям и спросите о впечатлениях. Запишитесь в кружок, чтобы разбираться в поэтической теории, либо организуйте собственную группу любителей поэзии. Обсуждайте стихотворения все вместе, чтобы замечать как можно больше деталей и обмениваться различными толкованиями одного текста.[16]

    • Предложите друзьям прочитать стихотворение, затем выскажите собственное мнение, мысли и впечатления, чтобы начать дискуссию. Делитесь идеями и догадками, анализируйте содержание и форму стихотворения.
  3. Изображение с названием Study Poetry Step 17

    3

    Обратитесь за советом к преподавателю. Всегда полезно обратиться за помощью к учителю литературы. Покажите ему стихотворение и выслушайте авторитетное мнение преподавателя, а затем поделитесь своими идеями. Обсудите возможные подходы к анализу конкретного стиха и всего жанра.[17]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 31 149 раз.

Была ли эта статья полезной?

1.   Ассоциации с названием (первой строкой). (К. Паустовский писал: «Есть некий закон — закон ассоциаций, который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству во времени и пространстве,
вытягивает в непрерывную последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций — путеводная нить воображения. Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира. При наличии этого богатства любая
мысль и тема тотчас обрастают живыми чертами».) Смысл заглавия.

2. Выделение микросмыслов. (Чтобы понять смысл целого текста, нужно «перевести» его с непрямого поэтического языка на «обычный», а для этого объяснить самому себе слова, понятия, фразы.)

3. Определение темы, проблематики стихотворения.

4. Анализ образов (образ лирического героя (каково состояние лирического героя?), центральный образ стихотворения, многозначные образы, концепты, архетипы, символы, микрообразы и др.).
Сопоставление образов по сходству, по контрасту, по ассоциации.

5. Сюжетно-композиционные особенности. Присутствует ли деление на строфы? (Зачин, кульминация, лирическая концовка; кольцевая композиция, повторы, контрасты и др.)

Изобразительно-выразительные средства: фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические и др.

6. Тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимия, перифраз, оксюморон, сравнение, гипербола, литота и др.).

7. Синтаксические средства (перенос, анафора, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, парцелляция, повторы и др.).

8. Лексические средства (тематические группы слов; старославянизмы, просторечные слова; синонимы, антонимы, неологизмы, фразеологические обороты и др.).

9. Морфологические средства: какие части речи преобладают и почему?

10. Фонетические средства: ассонанс, аллитерация, эвфония и др. Какие согласные определяют «музыку» стиха?

11. Размер, рифма, строфика: какова роль стихотворного размера в передаче настроения, которым проникнуто стихотворение?

12. Цветопись (свет и цвет в стихотворении).

13. Специфика жанровой формы (лирическое стихотворение, миниатюра, послание, сонет, элегия, баллада и др.).

14. Тематическая группа (философская, пейзажная, пейзажно-философская, религиозно-философская, интимная, гражданская лирика и др.).

15. Художественное время и пространство: каковы временные и пространственные границы художественного мира стихотворения?

16. Основная мысль, авторский идеал. Какие строки можно считать эмоциональным и смысловым центром стихотворения?

17. Какие чувства, мысли о жизни и человеке вызвало стихотворение?

18. Сравнить, как эта тема раскрыта у других поэтов.

ВНИМАНИЕ! В работах не должно быть никакой нумерации, только сплошной текст. Здесь всё дается схематично, поэтому и нумеруются пункты анализа. Можно выделять пункты с помощью красной строки.

Анализ стихотворения И. Бунина «Вечер»

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно 

Вот этот сад осенний за сараем 

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села 

На подоконник птичка. И от книг 

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

1. Выделяем микросмыслы по строфам: 1) о счастье мечтаем, а оно рядом: осенний сад, чистый воздух; 2) поэт-созерцатель следит за облаками, мы смотрим, но не видим, а счастье даётся знающим
(думающим); 3) окно открыто — мир открыт для всех, лирический герой отрывается от книг: прилетела птичка; для него нет мелочей; 4) день вечереет, гул молотилки; лирический герой видит, слышит,
счастлив. Всё в нём — это полнота жизни, гармония внутреннего мира с внешним. Счастье в самом человеке, потому что он наделён даром чувствовать.

2. Определяем тему: стихотворение посвящено одной из сложных этико-философских тем — теме счастья. Поднята проблема людей, не умеющих быть счастливыми, не умеющих видеть красоту мироздания.
Стихотворение написано 14.08.1909, Бунину 39 лет, а какое состояние души! Дореволюционные стихи отличаются завидным постоянством мироощущения, душевным здоровьем. Таким здоровьем он обязан своему
счастливому детству, своей близости к природе.

3. Интонация размышления, созерцания.

4. Образы. Небо — один из главных образов его поэзии. Небо — фон и центр размышлений. Небу подобна людская душа в самые лучшие минуты. Одну из книг поэт назвал «Под открытым небом» — это лирика
человека, у которого в детстве, когда формируется личность, было много неба. Образы (сад, окно, птичка, книга, взор) объединяют живую и неживую природу, создавая объёмный образ мира. Лирический
герой — это человек, который обладает внутренней гармонией, который конкретно и логично объясняет своё состояние счастья.

5. Преобладает зрительная образность, только один слуховой образ — гул молотилки. Бунин обладал редким зрением живописца и слухом музыканта.

6. Композиция. Стихотворение строфично, можно выделить 3 части: 1) утверждение: счастье всюду; 2) описание внешнего мира; 3) вывод: счастье — состояние души.

7. Выразительные средства: метафорические эпитеты (чистый, льющийся воздух, бездонное небо, лёгкий край), метафора (облако встаёт).

8. Стилистические фигуры.

Переносы: Встаёт, сияет облако. Давно

          Слежу за ним…

Переносы и внутристиховые паузы создают интонацию размышления.

Инверсия давно слежу за ним делает акцент на слове «давно».

Важные для поэта слова стоят в конце предложения (всюду, облако, открыто, опустело) или стихотворной строки (вспоминаем, оно, давно, знаем, во мне).

Фигуры умолчания слежу за ним…, слышен на гумне… .

9. Лексика.

Слова повседневные, прозаические. Счастье и заключено в простых словах и понятиях. Можно выделить 2 тематические группы слов: о внешнем мире и о состоянии лирического героя (это подтверждает:
стихотворение относится к пейзажно-философской лирике).

10. Морфология: преобладают глаголы состояния лирического героя и глаголы движения в природе (встаёт, сияет, вечереет, опустело, села).

11. Цветопись: осенний сад — тёплые тона, сияет облако — белый цвет на небе.

12. Звукопись. Ассонанс «о» (окно открыто) передаёт бесконечность пространства, придаёт звуковой картине размеренность, задумчивость; сонорные во 2-й строфе (в бездонном небе лёгким белым краем)
создают мелодию, поёт душа.

13. Размер. 5-стопный ямб с пиррихием в каждой строке, кроме 5-й, 6-й и последней.

14. Рифмовка перекрёстная, рифма женская в нечётных строках и мужская в чётных. Все рифмы точные. Строфа состоит из 2-х четверостиший и 2-х трёхстиший.

15. Жанр: сонет (сонеты пишут о любви, у Бунина признание в любви самой жизни).

16. Пейзажно-философская лирика.

17. Поэтическое время — вечер — намеренно «растянуто», «замедлено» посредством детального описания, повторов. Пространство реальное, безграничное (бездонное небо).

Хронотоп осенний сад — одновременно и место, и время.

18. Идея: для «знающего» счастьем оборачивается раскрытое в осенний сад окно, птичка, опустевшее небо — повседневное, прозаичное.

19. Авторская концепция. Поэтическая философия Бунина в единстве бытия. Счастье — по Бунину — в полном единении с природой, оно даётся тем, кто проник в её тайны, впитал в себя. Это созвучно
утверждению писателя-философа Ф. Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Муза»

В 1924 году, пережив революцию, Гражданскую войну, смерть мужа — поэта Н. Гумилёва, Ахматова написала стихотворение «Муза»:

Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода 

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот пришла. Откинув покрывало, 

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала 

Страницы “Ада”»? Отвечает: «Я».

1924

Ахматова не рассталась с родиной, но все муки позора и жестокость внутреннего изгнания (её дважды за жизнь не печатали почти по 20 лет) были ей знакомы. И по¬тому так ярок в её стихах портрет
Данте — гордого, непримиримого, сохраняющего человеческое достоинство поэта с сердцем, разрывающимся на любовь и ненависть к родной Флоренции.

1. Микротемы: лирическая героиня ждёт прихода музы ночью, когда тишина и ничто не помешает встрече; встреча очень важна, от неё зависит жизнь; ни почести, ни свобода не заменят счастья от встречи
с музой. И вот пришла, откинув покрывало, будто разбудила, озарила «спящего» поэта, подарила состояние полёта. Внимательно взглянула, чтобы оценить талант или нечто иное. Лирическая героиня
обращается к ней на «ты», как к знакомой, доверительно или иронично. Задаёт только один, самый важный для неё, вопрос: «Ты ль Данту диктовала страницы “Ада”?» Ей важно чувствовать, что муза для
всех одна, воспринимать музу как душу поэзии, которая свободно перемещается в пространстве и времени, может подарить озарение и Данте, и Ахматовой, потому что поэты живут вне времени.

2. Тема: встреча с музой, ощущение её присутствия как рабочей реальности своего творчества.

3. Образы: лирическая героиня — взволнованная, одухотворённая, муза — величественная, страдающая, Данте — двойник Ахматовой (горечь судьбы роднит музу Данте и поэзию Ахматовой).

4. Тропы: перифраз (муза — «милая гостья с дудочкой в руке»), вспомним признание Есенина: божья дудка не пополняется, т. е. нет вдохновения. Персонификация (муза воспринимается как богиня
Поэзии), метонимия (страницы «Ада» — «Божественная комедия» Данте).

5. Стилистические фигуры: фразеологизм (висит на волоске), перенос («Ты ль Данту диктовала // Страницы “Ада”?»), придаточное предложение («Когда я ночью…») в 1-й части растягивает, замедляет
время, во 2-й части простые предложения передают динамичную картину.

6. Композиция: 2 части (до прихода и после прихода музы).

7. Лексика: разговорная (Данту вместо Данте, ль).

8. Размер: 5-стопный ямб.

9. Интонация: торжественная, интимнодружеская.

10. Жанр: лирическое стихотворение на философскую тему.

11. Основная мысль: напомнить о божественной природе искусства.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть 

Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс 

Перенестись туда, где ливень 

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат 

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912, 1928

1. Выделение микросмыслов. Ещё зима, но появляются приметы весны. Лирический герой видит образ горящей весны. Весна преображает мир: конкретные образы наполняются новым смыслом (грачи — груши).
Лирический герой обретает способность писать, он бросается навстречу природе, её стихиям, вдохновение связано с теми переменами, что принесла весна. Он отдаётся своим впечатлениям; чем случайней
кажется выбор того, что им воспринято, тем ближе процесс творчества к природным процессам.

2. Тема: жизнеутверждающая тема прихода весны, которая становится причиной вдохновения поэта.

3. Интонация размышления.

4. Образы: образ лирического героя — одухотворённый. Микрообразы: пролётка, колёса, лужи, слякоть, доминантный образ — дождь, ливень.

5. Преобладает звуковая образность: «Благовест» — колокольный звон, «клик» — победный возглас колёс — создают ощущение праздника, торжества; шумный ливень.

6. Композиция. Стихотворение строфично, условно можно разделить на 2 части: внешний план (пробуждение весны) и внутренний (процесс творчества). Стихотворение построено на уподоблении ранней
весны, ливня и поэтического вдохновения.

7. Художественное время: конец февраля.

8. Выразительные средства: метафора и алогизм (слякоть горит), сравнение (грачи — груши), эпитет (грохочущая слякоть).

9. Стилистические фигуры: парцелляция (Достать пролётку. За шесть гривен…), строфическая анафора (достать чернил… достать пролётку), повтор (достать, навзрыд).

Назывное предложение (Февраль.), восклицательное предложение.

10. Лексика. Изменение фразеологизма слагаются навзрыд вместо «плакать навзрыд» — передаёт полноту чувств, искренность. Две тематические группы слов: о весне и о состоянии лирического героя,
разговорная и библейская лексика.

11. Морфология. Глаголы стоят в инфинитиве, имеют оттенок «побуждения» (Достать чернил и плакать!; писать навзрыд; достать пролётку).

12. Цветопись (чёрный цвет) сближает такие «далёкие вещи», как весна, грачи, проталины, — и чернила.

13. Звукопись. Плавность «л», шуршание «ш» и грохот «ч-р».

14. Размер: 4-стопный хорей.

15. Рифма. Внутристиховая рифма («весною чёрною») усиливает мелодичность; чередование мужской и женской рифмы.

16. Жанр: пейзажно-философская лирика.

17. Основная мысль: показать, как процесс творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.

18. Пафос жизнеутверждающий.

Разбираем порядок проведения анализа стихотворения на примере

Со стихотворениями люди чаще всего сталкиваются в школьные времена, когда им приходится много читать и учить, есть посвященный подобным произведениям отдельный предмет (чтение, литература). Но несмотря на столь узкое восприятие, стихи продолжают жить, рождаться и публиковаться до сих пор. На практике чаще всего с ними сталкиваются филологи, лингвисты, а также всевозможные издательства (корректоры, редакторы). Сегодня мы расскажем, как проводить анализ стихотворения.

Что это такое?

Анализ стихотворения представляет собой особый процесс по изучению художественного, лирического или иного поэтического произведения с целью констатации и вникания в его суть, выделения общих и специфических (авторских) черт, отдельных характеристик стиха.

Миссия анализа стихотворения очевидна:

  • Облегчает восприятие сути и основной мысли автора, предоставляя ответ на вопрос: «О чем говорится в стихотворении? Каков его смысл?»;
  • Позволяет подчеркнуть общие стихотворные каноны, их соблюдение, а также выделить «авторскую позицию и черты» — слог, выдержка, эпоха, авторские особенности (отдельные фразы свойственные конкретному человеку, интонация, тематика и пр.) и пр.;
  • Выделить средства выражения эмоций, краски, то есть подчеркнуть приемы, посредством которых автор решил донести до читателя основную мысль, подчеркнуть конкретные детали и пр.;
  • Исследовать общую композицию стиха и сложность его чтения, восприятия, наполнение и особенности, свойственные эпохе, автору и пр.;
  • Оценить «звуковой рисунок», исследовать стих на интуитивном или фантазийном (ассоциативном) уровне и пр.

Таким образом, анализ стихотворения призван приблизить читателя к задумке и основной мысли автора, которую он хотел донести до целевой аудитории столь необычным способом.

Этапы проведения анализа стихотворения

Этапы проведения анализа стихотворения

Вспомните себя во время чтения стиха: читается и запоминается произведение легко (благодаря рифме), но такая форма подачи нередко усложняет его понимание. Человек легко запоминает последовательность слов благодаря красивым сочетаниям слов, но сути текста не понимает. Анализ стиха позволяет читателю или аналитику разобраться во всех деталях и нюансах.

Кому и зачем необходимо проводить анализ стихотворения?

Анализ стихотворения – это уникальная миссия, которую целесообразно проводиться не только читателю, но и самому автору, издательству или иным экспертам и пр. В каждом случае реализация простого алгоритма будет преследовать конкретную цель: оценить, изучить, выделить особенности, понять замысел и пр.

Зачем автору анализировать собственное произведение (будь то стихотворение, пьеса, рассказ и пр.)?

Во-первых, с помощью анализа создатель сможет определить, насколько легко читается и как воспринимается его произведение. В данном случае он может выделить проблемные участки, слова и доработать их. Во-вторых, автор по мере вычитки своего шедевра сможет понять, удалось ли ему раскрыть суть, достаточно или не много ли в нем средств выражения, переносных слов и «прочей вуали», чего не хватает произведению, заметна ли его индивидуальность и пр. В-третьих, анализ стихотворения – уникальный шанс исправить ошибки, откорректировать текст согласно нормам русского языка, заменить сложно воспринимаемые фразы или категории на более простые, привычные и уместные части.

Таким образом, самоанализ стихотворения для автора играет неоднозначную роль. С одной стороны, он позволяет ликвидировать изъяны, нестыковки, нюансы. С другой – не каждый создатель увидит огрехи или иные нюансы в своем детище. Но в любом случае, исследование стихотворения призвано улучшить его визуальный вид, упростить знакомство с ним и его осмысление, понимание.

Кто может проводить анализ стихотворения?

Кто может проводить анализ стихотворения?

Зачем редакторы, корректоры и издательства анализируют стихотворения?

Написанный стих не должен пылиться в копилке автора, на книжной полке. Чтобы о произведении узнало общество, важно обнародовать его, направив ив соответствующее издательство. В этом случае без анализа произведения также не обойтись, ведь публикации подлежат лишь корректные, грамотные, осмысленные (то есть с конкретной идеей, позицией и пр.) тексты, не противоречащие законам авторской этики, правилам русского языка и пр. Данный шаг предстанет в виде допубликационной рецензии.

В данном случае исследовать стихотворение будут квалифицированные специалисты – дипломированные филологи и лингвисты. Их задача состоит в следующем:

  • Констатация жанра и общих правил стихотворного ритма и жизни: определение слога, стиля, основного смысла произведения и его соответствие ситуации и нормам (не является ли он призывам к войне или иным злодеяниям, не нарушает ли он правил цензуры и авторской этики, плагиат и пр.);
  • Определение индивидуальных черт произведения, свойственных конкретному автору: выделение специфичных приемов и слов, интонации и эмоций и пр.;
  • Анализ текста на грамотность: полный лингвистический анализ (лексический, орфографический, морфологический, фонетический и пр.) с выделением общих и индивидуальных черт – звуковой ряд, ассоциации, сложности чтения и восприятия и пр.;
  • Соответствие стихотворения политике редакции: направление, стиль, характер, наличие подходящей рубрики или колонки, его оформление и пр.

Анализ стихотворения со стороны редакторов и корректоров позволяют автору увидеть ранее незамеченные им нестыковки, неурядицы и огрехи, повысить качество текста и выделить его особенности, упростить процесс знакомства и восприятия с ним, определить роль и место произведения в творческой, профессиональной и личной жизни создателя, а также определить степень соответствия произведения заявленным требованиям и правилам конкретного издательства и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ стихотворения читателем

Исследование стихотворного произведения со стороны читателя и получение его оценки позволяет установить следующие моменты:

  • Степень легкости прочтения текста и наличие в нем непонятных или сложных моментов: отдельных слов и фраз, предложений, усложняющих факт знакомства или восприятия информации;
  • Понимание сути стихотворения: насколько читателю ясен общий контекст прочитанного произведения, какие моменты остались неразъясненными, о чем говорится в заявленном материале (какое событие/явление описывается);
  • С чем у читателей ассоциируется стих и корректность его ассоциативного и реального восприятия;
  • Какие черты и моменты выдают принадлежность стиха к конкретному автору: интонация, эмоции, выражения, приемы и пр.;
  • Чем запомнился стих целевой аудитории, какой вклад привнес: на чем он акцентирует внимание, яркие фразы и запоминающиеся моменты и пр.

Анализ стихотворения со стороны целевой аудитории или читателей позволяет понять корректность и простоту изложения мыслей автором, степень легкости его прочтения и восприятия, необходимость корректив для донесения до общества сути и пр.

Данное действие позволяет разобраться в сути зарифмованного текста, определить его контекст и особенности, яркие моменты и нюансы, а также понять: понравился ли стих социуму, почему и пр.

Таким образом, анализ стихотворения позволяет определить основной замысел автора, констатировать задействованные им приемы и обороты для раскрытия контекста, определить общие литературные черты и индивидуальность произведения/автора, выявить сильные и слабые стороны произведения для дальнейшего совершенствования.

Анализ стихотворения посильно проводить, как самому автору, так и целевой аудитории, а также дипломированным экспертам по части филологии, лингвистики и пр. В любом случае результаты аналитической мысли позволят определить сильные и слабые стороны произведения, необходимость корректив.

Классификация методов анализа стихотворения

Анализ стихотворения – это конкретная последовательность действий по констатации отдельных сторон соответствующего произведения. На практике нет единой или общей траектории по исследованию стихотворного текста. Каждый читатель, эксперт подбирает или вырабатывает собственный алгоритм по оценке представленных ему материалов.

Вид анализа Специфические черты Аналитик
Внешний Изучение условий создания произведения, сведений об авторе, изучение особенностей стилей/жанров Любой индивид
Внутренний Изучение структуры и содержания стихотворения, его особенностей Автор

Читатель

Издатель

Корректор/редактор

Общий Изучение текста в целом с целью получения впечатлений о нем Любой пользователь
Построчный Выявление специфических черт в составе стиха Опытный пользователь

Читатель

Критик

Рецензент

Лингвистический Выявление структурных, орфографических, стилистических, грамматических, синтаксических, фонетических и морфологических особенностей произведения Лингвист

Филолог

Редактор

Корректор

Опытный рецензент

Сюжетно-ролевой Констатация тематики, сути стихотворения основной идеи, главных героев/образов и тенденций Любой пользователь
Жанрово-слоговой Определение жанра, стиля, слога, рифмовки Филолог

Лингвист

Критик

Рецензент

Редактор/издатель

Самыми распространенными видами анализа стихотворной мысли являются:

  • Внутренний и внешний анализ произведения в целом. Внутренний анализ предполагает определение основного замысла – о чем хотел сказать автор, какое событие/явление/объект он описывает и пр. Внешнее изучение текста будет связано больше с «окружением произведения» и его местом в жизни автора: в какой период и на фоне каких событий он создавался, что стало причиной его появления, краткая история его зарождения и пр.

Обратите внимание, внутренний анализ стихотворения предполагает работу с готовым произведением (то есть непосредственно со стихом), а внешний – исследование условий его появления, определение места в жизни создателя и пр. (то есть «окружение»);

  • Общий и построчный. В первом случае анализ стихотворного текста производится в общем для констатации цели (замысел – о чем хотел сказать автор), эмоциональных и изобразительных приемов (общее настроение и характер произведения) и пр. В рамках построчного исследования стихотворения производится изучение каждой фразы, строки с констатацией в ней лингвистических, лексических особенностей, анализа рифм и звукоряда и пр.
  • Грамматический и лексический. Грамматическое исследование стиха предполагает сравнение изложенного материала с действующим и нормами языка, выявлением и обоснованием отступлений от них (для определения ошибки или «авторской позиции и оригинальности»). Лексический анализ текста предполагает определение особенностей словарного запаса и выражения эмоций, настроения автора, его замысла: какие слова преобладают (современный сленг, использование просторечных или устаревших оборотов и пр.). С помощью данных видов аналитики и эксперты определяют особенности стиха, «мировоззрение» автора, словесные формы передачи информации и окраски.
  • Анализ приемов, задействованных в стихотворении для передачи эмоций, особенностей ситуации, главного героя и пр. В этом случае происходит выделение отдельных моментов из общего контекста с определением их характера, принадлежности к конкретной категории литературной интерпретации: метафоры, эпитеты, гиперболы и пр.
  • Жанровый и слоговый анализ. Миссия первого вида определить принадлежность текста к конкретному жанру и стилю произведения: лирическое, прозаическое, художественное, романс, сонета, гимн и пр. При этом важно обосновать принадлежность произведения к конкретному стихотворному жанру с выделением соответствующих черт. Слоговый анализ позволяет определить его соотносимость с общепринятыми формами слога, то есть порядка изложения мыслей, ударения на конкретных словах и пр. В этом случае следует анализировать звуковой и словесный ряд стиха, рифмовку и пр.

Указанные виды – далеко не единственные в своем роде. Важно отметить что каждый из ни нацелен, как на всеобщий анализ и оценку произведения, так и на выявление индивидуальных черт, особенностей и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Общая схема проведения анализа стихотворения

Каждый читатель, эксперт и автор самостоятельно выбирает траекторию анализа стихотворения с учетом уровня собственной подготовки и цели столь важного мероприятия: для выделения особенностей, понимания замысла, определения индивидуальных черт и пр.

В общем контексте алгоритм проведения анализа стихотворного произведения можно представить в виде следующей последовательности.

Шаг №1. Изучение истории зарождения и создания стихотворения, сведений об авторе. На данном этапе важно констатировать, кто является автором произведения, его репутация и творчество (общий характер: какие произведения писал ранее, о чем они, особенности его стихотворений и пр.). Особый акцент делается на исследуемом стихотворении: наименование, историческая справка (в какой период он был создан, что ему предшествовало, какие события в жизни автора повлекли рождение произведения и пр.). Данный этап реализуется с учетом возможностей аналитика: возможен сбор вторичной информации, встреча и беседа с создателем текста и пр.

Шаг №2. Место и роль стихотворения в жизни автора. В данном случае важно знать дату или период создания произведения и владеть информацией о событиях, происходящих в это время в жизни автора: что его подтолкнуло или вдохновило на создание шедевра, что его окружало в момент написания. Не менее важно отметить характерные и нехарактерные для автора черты, очевидные ил проявляющиеся в стихотворении. Для определения места в творческом пути важно владеть общими сведениями о развитии творчества поэта, его работах в целом, как отразился стих на его жизни (до и после публикации) и пр.

Классическая схема проведения анализа стихотворения

Классическая схема проведения анализа стихотворения

Шаг №3. Определение жанра и тематики произведения. В рамках этого шага исследователю или читателю предстоит определить, о чем говорится в стихотворении (анализ заглавия и содержания), выделить главного героя или образы, общее настроение текста. Для констатации жанровой принадлежности важно располагать соответствующими знаниями относительно черт, свойственных конкретному стилю и виду, а также выделить их в произведении (для обоснования).

Здесь же уместно выделить проблему произведения: о чем рассуждает автор, что выдвигает на обозрение публике, над чем заставляет задуматься и пр.

Шаг №4. Разбор стихотворения по частям, составляющим и пр. В данном случае важно сделать переход от общего анализа текста к тотальному изучению его особенностей. На этой стадии уместно анализировать стих по строкам или строфам, выделяя средства выражения и эмоции, обороты, лексические/стилистические/фонетические и иные особенности, анализ рифм, слоговой ритм и пр.

Шаг №5. Анализ композиции, сюжета и главного героя/образа. Здесь исследователь переходит к изучению основных моментов произведения, выделяя последовательность изложения, описание главного героя и его окружения, особенностей действия и развития событий где они происходят и как и пр.), анализ общей картины и ее ярких элементов, их роль в произведении и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ сюжета и композиции позволяет оценить не прост общи настрой автора, но и переходы: смену настроения в отдельных моментах, развитие темы, проследить последовательность действий и фактов, стройность стихотворения, его гармоничность определить легкость или тяжесть прочтения и восприятия и пр.

Шаг №6. Лингвистический анализ текста стихотворного произведения. Здесь читатель или эксперт будет оценить непосредственно наполнение произведения терминами и словами, средствами выражения, построение предложений, способы рифмовки, частоту использования различных средств выражения, особенности включения отдельных слов (просторечные, устаревшие, слова с иным подтекстом и пр.). С помощью лингвистического анализа можно выявить именно словесный подход автора к теме, оригинальность его позиции, способов выражения, обосновать стилистическую и жанровую принадлежность работы и пр.

Пример анализа стихотворения

Пример анализа стихотворения
Пример анализа стихотворения (продолжение)
Пример анализа стихотворения (продолжение)

Шаг №7. Отношение или мнение читателя к произведению. В рамках финальной стадии важно отметить собственное мнение относительно изученного произведения: какое впечатление оно создает, такие чувства и эмоции вызывает, сложности прочтения и восприятия, понимание сути, находит ли отклик читатель и пр.

Анализ стихотворения принято оформлять в виде небольшого резюме или эссе, отзыва или рецензии, но с четким отражением каждого этапа и вывода по нему.

Рекомендации по проведению анализа стихотворения

Важно отметить, что нет единой комбинации или алгоритма по реализации анализа стихов. Каждый исследователь и читатель выполняет анализ в меру собственной подготовки, навыков аналитической деятельности. Поэтому последовательность и ход анализа может разниться.

Анализ стихотворения чаще всего носит субъективный характер, так как он подчеркивает частное мнение и отношение к произведению. Но при изучении множества подобных исследований можно сформировать общую картину относительно качества произведения, творческого пути автора, его достижений и пр.

Принципы проведения анализа стихотворения

Принципы проведения анализа стихотворения

Изучение и определение особенностей стихотворного произведения основывается на принципах посильности и доступности. Правило посильности означает, что каждый эксперт проводит анализ в рамках имеющихся у него знаний и компетенций. Принцип доступности предполагает изучение всех материалов, которые аналитик сумел найти и изучить. Не менее важно придерживаться канона достоверности – особенно в ходе исследования истории создания произведения и изучении творческого пути автора.

Анализ стихотворения на каждом этапе будет разбит на общий и частный. В рамках первого будет изучена общая картина, в рамках второго – выделены конкретные специфические черты отдельной части и произведения в целом.

В конце каждого шага аналитической мысли необходимо предоставить промежуточный вывод, где будет подчеркнуто выявленное сходство или индивидуальность, принадлежность к конкретному стилю/жанру/средству выражения и пр. При этом все заявления и умозаключения должны быть подкреплены доказательствами – выдержками из стихотворения и пр.

Анализ стихотворения должен подчеркивать основные черты и тенденции произведения, его достоинства и недостатки, а также личное мнение и отношение «аналитика» к нему, творчеству автора и пр.

Результаты исследовательской и аналитической мысли составителю целесообразно оформить в виде эссе или официального документа. Делается это преимущественно в научном или деловом, публицистическом стиле (форма может быть как свободной, так и утвержденной – например, в редакции принято готовить рецензии в научном стиле).

Если анализ стихотворения производится в рамках выполнения курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы студента филологического, лингвистического или педагогического профиля, то целесообразно подробно описать методологию анализа в теоретической главе, а в практическом разделе произвести непосредственный разбор с распределением каждого этапа на отдельные подпункты и пр.

Анализ стихотворения – это четко спланированная деятельность. Поэтому рекомендуется сначала выбрать соответствующий текст, затем спроектировать примерный план (что, как исследовать, в какой последовательности и пр.). Такой подход позволит произвести качественное погружение во все аспекты, понять произведение, выделить его характерные черты и грамотно выразить собственную позицию и отношение к нему в рамках принципа научной аргументации.

План анализа стихотворения

План анализа

Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами. На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров. Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»

При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:

План анализа

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

Дата написания и автор

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

Название, тема и идея

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

Описывается сюжет,

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод.

При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

«Слышу трепет крыл …

Какую лексику использует автор

Бьёт в меня светящими очами

Ангел бури — Азраил!»

«Стерегите, злые звери,

Чтобы ангелам самим

Не поднять меня крылами ,

Не вскружить меня хвалами…»

«Я укрыт до времени в приделе,

Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

Худ. средства, которые стоит обозначить при анализе

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

Поэтическая рифма

  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

Следом необходимо определить стихотворный размер:

  • Хорей (двухсложный стихотворный размер).
  • Ямб (слог долгий и короткий).
  • Дактиль (трёхсложный размер стиха).
  • Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
  • Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).

Тропы и фигуры

Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.

Тропы и фигуры

Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.

Вывод, собственное отношение к произведению

В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.

В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.

Читайте примеры анализа стихотворений:

  • «Родная деревня» Н. Рубцова;

  • «Топи да болота» С. Есенина;

  • «Города и годы» Д. Аминадо;

  • «Идешь на меня похожий» М. Цветаевой.

Как делать анализ стихотворения?

Как делать анализ стихотворения?

Сейчас
необходимо уметь правильно делать анализ стихотворения, как школьникам, так и
студентам филологических факультетов. В современной школе анализу стихотворений
уделяют с каждым годом всё больше внимания, поскольку специфика ЕГЭ
обеспечивает высокие требования к знаниям терминологии, практическим навыкам в
разных областях. Школьные программы несколько усложняются, ученики должны
осваивать объёмные материалы и хорошо ориентироваться во многих литературоведческих
нюансах.


Основные особенности
анализа стихотворения


      Увеличение смысловой нагрузки и количества терминов необходимо гармонично
сочетать с освобождением учебных часов в школах для преподавания точных наук.
Именно поэтому анализ стихотворения является оптимальным способом преподнести
материал и привить практические навыки. Делая анализ, дети быстро повторяют все
термины, на практике видят, чем отличаются разные поэтические средства.

      Чтобы выполнить анализ стихотворений, необходимо знать целый комплекс
художественных приёмов, определять стилевые течения, виды рифм, делать
графическое изображение поэтического текста, знать средства поэтической
фонетики и синтаксиса. Как правило, анализ поэтического произведения занимает
достаточно много времени, кажется сложнее описания прозаического текста.
Исследование стихотворений, их описание, создание сочинений, посвящённых
анализу, обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников. Даже студенты
средних курсов лингвистических направлений не всегда способны свободно
пользоваться литературоведческим инструментарием, иногда не видят структуру
текста и не могут правильно определить тип рифмы, художественные средства,
путают образ автора и лирического героя.

      Для устранения всех затруднений важно в первую очередь научиться
выполнять анализ по строгой схеме, не отступая от заданного алгоритма. При этом
нужно опираться только на факты и точно знать значения терминов, когда
производится исследование поэтического текста в области его построения. Также
зачастую, особенно в рамках школьной программы, требуется осветить собственную
читательскую позицию, художественно выразить личные впечатления от прочитанного
стихотворения. Обычно это делается в форме мини-сочинения. В таком случае
пригодятся навыки грамотного изложения мыслей, умение составить логичный и
законченный текст, отвечающий на вопрос, полностью раскрывающий тему.
      Таким образом, чтобы выполнить правильный анализ стихотворения, необходим
комплекс литературоведческих знаний и практических навыков, умение определять
тему, идею текста.

Алгоритм анализа
стихотворения

Выполняя анализ стихотворения,
рекомендуется придерживаться чёткой схемы. В разных статьях, посвящённых
вопросу исследования и описания поэтических текстов, отмечают, что жёсткие
рамки могут помешать объективно изучить стихотворение. На самом деле, какой бы
тонкой материей ни была стихотворная форма, важно последовательно анализировать
текст. В школе и институте желательно просить учащихся выучить схему наизусть,
причём подробную, с необходимыми пояснениями. Так будет легче производить
анализ, исключая вероятность пропуска нужных пунктов.

Требования и схемы везде имеют свои отличия: в университетах они максимально
подробны, в них наблюдается уклон в сторону детального разбора с точки зрения
лексики, художественных средств, типов рифм и строфики; в школе больше внимания
уделяют содержанию, идее, сюжету и образам.

Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ
стихотворения, дополняя её пунктами, обозначенными в конкретной учебной
программе.

1.                          
В первую очередь нужно
указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают,
однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало
понадобится внести данные сведения.

2.                          
Затем следует
рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии,
которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени
написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо
написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с
конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и
нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в
творчестве поэта.

3.                          
Когда можно выделить
определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно
указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или
акмеизма.

4.                          
Выделяется тема
стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко
возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для
начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких
традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская,
гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах
произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как
мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества.
Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.

5.                          
Важно сказать о
развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события
и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой
смотрит на…». Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в
лирических стихотворениях он заметно ослаблен.

6.                          
На данном этапе,
выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее
стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к
произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в
подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить
отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в
дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём
рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение.
Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и
придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она
играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные
средства.

7.                          
Затем нужно определить
основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего
чувства лирических героев описаны в динамике.

8.                          
Очень важно уметь
правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных,
мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения
проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу
автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному.
Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я».
Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В
философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее
всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и
чувств.

9.                          
Далее нужно указать,
какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко
проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную
поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо
несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется
смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для
раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную
композицию, анализ зависит от специфики текста.

10.                     
Сейчас следует указать,
какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы,
архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.

11.                     
Важно правильно
перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить
стихотворный размер. В школе чаще ограничиваются указанием размера (ямб, хорей,
дактиль, амфибрахий или анапест) и изображением его графического рисунка,
определением количества стоп. Пишут основные тропы (эпитеты, сравнения,
аллегории, гиперболы, олицетворения, метафоры). Студенты университетов
обязательно дают более детальный анализ. Расписывают подробно средства
поэтического синтаксиса и интонационные фигуры (риторический вопрос,
восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза,
пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление
противоположностей). Также детально пишут о поэтической лексике, подробно
обозначают рифму (например, мужская, смежная, точная), указывают
ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние
созвучия и т.д.). Если стихотворение было отнесено к конкретному направлению,
важно доказать это примерами, разбирая художественные средства.

12.                     
Указывается жанровая
принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая
(народно-песенное течение, классическое, агитационное).


Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном
впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение,
рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.

Очень важно уметь правильно выполнять анализ стихотворения. В процессе
исследования текста можно открыть в нём много нового, не замеченного при
чтении. Анализ развивает память, литературоведческие навыки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мультики про милану
  • Как найти международных партнеров
  • Как найти клиентов менеджеру по маркетплейсам
  • Как найти в контакте удалившегося друга
  • Жареное мясо получилось жестким как исправить