Как найти профицит государственного бюджета

Профицит

Явление, противоположное дефициту, получило название профицит. Так называют избыток чего-либо, например, в макроэкономике речь может идти о профиците бюджета, торгового или платёжного балансов, товаров. В свою очередь, микроэкономика определяет таким термином переизбыток ресурсов или производственных факторов. Если говорить о бюджетных средствах, то в этом случае речь идёт о превышении доходной части бюджетного плана над расходной (встречается достаточно редко). Может искусственно создаваться в тех случаях, когда дефицит бюджета наблюдается на протяжении нескольких лет подряд.

Дефицит и профицит

Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами – профицит. Последний, несмотря на всю привлекательность, по мнению многих экспертов нельзя назвать идеальным состоянием государственной экономики. В числе мер, которые должны приниматься для установления баланса (согласно требованиям законодательства):

  • сокращение привлекаемых доходов от реализации госсобственности;
  • направление профицитных средств на погашение кредитных долгов;
  • сокращение налоговых доходов;
  • увеличение расходной части и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетными уровнями.

Профицит расходы

Когда речь идёт о таком явлении, как профицит, расходы составляют меньшую статью, по сравнению с доходами, то есть, доходная часть здесь преобладает. При этом формируется так называемое положительное сальдо. Профицитный бюджет может быть первичным (рассчитанным без учёта обслуживания долговых обязательств, то есть, государственного долга), а также вторичным – в этом случае учитываются все расходы на выплаты по внешним и внутренним государственным займам. Самым наглядным показателем уровня государственного бюджетопрофицита с преобладанием доходов над расходами можно назвать его отношение к внутреннему валовому продукту.

Профицит дохода

В бухгалтерии предприятия переизбыток доходной части или профицит дохода – явление, которое может возникать в следующих случаях:

  • поступление средств на счета в последние дни календарного года;
  • наличие на счетах организации неклассифицированных и пока невыясненных денежных поступлений;
  • наличие остатков наличных и безналичных средств по не наступившим срокам выплат;
  • остаток на счетах финансовых средств, не освоенных по причине длительного прохождения платёжных документов или длительного оформления документации (например, на торги).

Естественно, ни в одном из перечисленных выше случаев не идёт речи о наличии реального переизбытка свободных денежных средств на счетах.

Профицит баланса

В макроэкономике профицитом баланса (платёжного) называется такая ситуация, при которой общесуммарные чистые поступления валюты в государство превышают их отток за его пределы. В результате увеличиваются доходы и расходы госбюджета, растут количественные показатели денежной массы, повышается уровень жизни граждан, развивается инфраструктура. Возникает ревальвация (повышение курса нацвалюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы происходит за счёт притока нацвалюты, возникает девальвация и, соответственно, инфляция с неизменным ростом цен.

Микроэкономика определяет профицитный платёжный баланс как преобладание притока денежных средств от зарубежных субъектов над суммой платежей в их пользу.

Время выдачи

3 минуты – 3 дня

Реклама

МФК «Лайм-Займ» (ООО)

Реклама

ООО МФК «Мани Мен»

Реклама

ООО МФК «Вэббанкир»

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность государственного бюджета

Определение 1

Государственный бюджет – это финансовый план национальной экономики, разрабатываемый и исполняемый органами государственной власти в течение одного года.

Он имеет форму и силу законодательного документа. Бюджет государства представляет собой основу финансовой системы страны. С его помощью государственная власть может воздействовать на экономику, используя инструменты налогово-бюджетной политики.

К функциям государственного бюджета относят:

  1. Регулирование денежных потоков в государстве.
  2. Укрепление связей между центральным аппаратом управления, региональными и местными органами власти.
  3. Информирование населения о политических решениях власти.
  4. Определение параметров экономической политики.

Процесс анализа, планирования, исполнения и контроля над результатами использования государственных денег называется бюджетным. В России за разработку бюджета на следующий год отвечает Федеральное собрание. Ответственным органом за его исполнение является Федеральное казначейство. В его ведении находятся кассовые операции, а также полномочия по открытию и закрытию счетов бюджета, присвоению им определенных режимов.

С экономической точки зрения бюджет помогает сформировать спрос, так как от количества потребления зависит объем поступления налоговых выплат в государственную казну. Через бюджет государства в развитых странах проходит до 40% внутреннего валового продукта. Он оказывает влияние на формирование ключевых макроэкономических показателей.

Составными частями бюджета являются его доходы и расходы. Доходы складываются из налоговых и неналоговых поступлений. Большая часть расходов связана с обеспечением работы государственного аппарата управления, а также поддержания военной безопасности. Часть средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.

«Профицит государственного бюджета» 👇

Профицит бюджета государства

Разработка бюджета требует соблюдения принципа сбалансированности. То есть, объем доходов должен соответствовать статьям запланированных расходов. Создание бюджета на очередной год предполагает соблюдение этого правила, но на практике бюджет становится профицитным или дефицитным. В случае, если расходы превышают доходы говорят о дефиците бюджета. Государство предпринимает шаги по сокращению расходов, удержанию баланса бюджета. Иногда происходят ситуации, когда доходы превышают расходы. В этом случае наблюдается профицит бюджета.

Замечание 1

Профицит представляет собой положительное сальдо баланса бюджета государства. Он может быть первичным, рассчитанным без учета стоимости обслуживания государственного долга. Вторичный профицит рассчитывается с учетом выплат по внешним и внутренним заимствованиям.

Если бюджет государства испытывает профицит, то это положительным образом сказывается на:

  1. Увеличении золотовалютных запасов.
  2. Снижении государственного долга.
  3. Увеличении расходов.

Но профицит не всегда является благом для национальной экономики. Он может стать следствием более жесткой экономической политики, что приведет к уменьшению оборотных средств, снижению ликвидности кредитных организаций. Считается, что государство, субсидируя отрасли экономики способствует снижению уровня безработицы, что помогает выйти из экономического кризиса, поэтому состояние дефицита бюджета является более выигрышным.

Влияние профицита зависит от грамотности расходования излишков доходов. В случае, если они применяются для долгосрочного инвестирования, страна в будущем сможет увеличить свои доходы. Профицит не является главной целью бюджета. Его размер оценивается, как и в случае дефицита, процентной долей в отношении к внутреннему валовому продукту.

Управление профицитом бюджета

Профицит бюджета наблюдается у стран, торгующих сырьем. Наибольший показатель профицита характерен для стран Ближнего Востока, таких как Кувейт, Бруней, Катар. Так же избыток средств в бюджете есть у Макао и Норвегии. Развитые страны испытывают дефицит бюджета, а быстро развивающиеся страны стараются придерживаться контролируемого дефицита.

В большинстве случаев при планировании бюджета складывается его дефицит. Уполномоченные органы применяют тактику использования бюджета с целью формирования профицита. При создании первичного профицита, часть его доходов идет на уменьшение государственного долга. То есть, доходы бюджета за вычетом кредитов и займов превышают его расходы за вычетом государственного долга.

Возникновение профицита бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Для его управления используются следующие методы:

  1. Сокращение доходов от продажи государственного имущества.
  2. Направление средств на погашение облигаций государственного займа.
  3. Увеличение расходов бюджета.

Замечание 2

Так как большая часть доходов бюджета складывается из налоговых поступлений, то управление профицитом часто сводится к уменьшению налогового бремени на население страны.

Профицит бюджета может проявиться при полной занятости. Такой показатель используется для оценки политического курса без его привязки к уровню деловой активности. С его помощью можно определить эффективность налоговой политики государства. Профицит бюджета в этом случае рассчитывается по формуле:

Бюджетный профицит = налоговая ставка • выпуск – государственные закупки – трансфертные платежи

Эта формула позволяет отследить природу профицита. В случае, если показать выпуска будет ниже показателя полной занятости, то профицит бюджета будет превышать фактическое его значение.

Несмотря на то, что профицит бюджета является показателем развития экономики, государством принимаются меры по его снижению. Первым методом является уменьшение доходов от эксплуатации государственной собственности. Так же сокращается продажа ресурсов и природных запасов. Часть средств направляется на уплату задолженностей перед внутренними субъектами и внешними контрагентами. Может осуществляться передача части средств другим уровням бюджета. Последним методом сокращения профицита можно назвать преобразования в налоговой политике страны. Однако, снижение налоговых ставок может привести к дестабилизации других экономических процессов, перегреву экономики.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Значительную роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики избранной властью. Важнейшим звеном в государстве, является его финансовая система, позволяющая осуществлять экономическое и социальное регулирование, а также её главное звено – государственный бюджет.

Сейчас бюджет является неотъемлемой частью любого государства, так как он необходим для создания комфортных условий жизни населения и удовлетворения его потребностей за счёт средств казны. Я считаю, выбранную мной тему актуальной, так как государственный бюджет является основой функционирования национальной экономики. Государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, чем обеспечивает выполнение государственными органами функций, возложенных на них, главная из которых экономическое и социальное регулирование жизни страны. Такие явления, как дефицит и профицит бюджета важны и требуют очень внимательного исследования, ввиду значительного влияния на формирование сбалансированного государственного бюджета, от которого зависит развитие и процветание страны.

Государственный бюджет является экономической основой государства и обеспечивает выполнение возложенных на него функций. Он участвует в создании условий для реализации социальных проектов, поддержании обороноспособности государства, стимулировании внедрения инноваций, решении вопросов финансового регулирования и помогает реализовывать многие другие задачи. За счет государственного бюджета формируются государственные резервы, для удовлетворения общественных потребностей, и различные экономические показатели, например, конечный спрос приобретаются большие партии товаров, через него проходят значительные финансовые потоки, что составляет его значение как экономического понятия.

Объектом реферата является государственный бюджет. Субъектами – уровень развития экономики в стране, источники поступления и каналы расходования средств.

Цель реферата состоит в изучении понятия государственного бюджета, а именно его сущности, принципов построения, доходов и расходов, и других категорий; определении причин дефицита и профицита государственного бюджета, а также поиск методов их преодоления.

Чтобы достичь данную цель, поставлены задачи:

1) повторить, расширить и систематизировать теоретические знания;

2) закрепить понятие и структуру бюджета в рыночных экономиках;

3) раскрыть принципы построения бюджетной системы:

5) выявить экономические причины возникновения дефицита и профицита бюджета, а также найти способы и пути преодоления дефицита;

6) проанализировать концепции балансирования государственного бюджета.

1 Понятие и структура государственного бюджета в рыночных экономиках

Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ, представляющий собой план доходов и расходов государства на определенный период, в России он составляет год. В этом документе указываются сферы куда будут направлены средства из государственной казны на удовлетворение различных потребностей, а также размеры и источники ожидаемых поступлений. Сосредоточить денежные ресурсы на наиболее важных сферах экономического и социального развития государству помогает бюджет.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства страны. Если она имеет унитарное устройство, то у неё двухъярусная бюджетная система, состоящая из государственного и местного бюджетов. Если же это страны с федеративным государственным устройством, к ним относятся США, ФРГ, Российская Федерация, то в их бюджетной системе есть промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты: бюджеты муниципальных районов, округов, городских и сельских поселений.

Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Государственные доходы имеют огромное значение для формирования бюджетов любых уровней. Они представляют собой денежные средства, которые поступают в государственный бюджет безвозмездно и безвозвратно, а также являются частью национального дохода страны, поступающего в собственность и распоряжение государства для создания финансовой базы для реализации задач и функций, стоящих перед ним.

Доходы поступают в бюджет в виде обязательных безвозвратных платежей. Их можно разделить на три основные группы:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) безвозмездные перечисления.

Главное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления, они могут быть от физических и юридических лиц. К таким поступлениям относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, доходы от государственной собственности, государственной торговли, и другие. Налоги предоставляют необходимые источники денежных средств для органов государственной власти и представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода. Они, для большинства расходов бюджета, основной источник денежных средств. Так, чем меньше доходы, тем больше дефицит бюджета, что негативно влияет на привлечение инвестиций.

Ещё одной составной частью государственных доходов являются неналоговые поступления, включающие разнородные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи этого имущества; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и иные.

Безвозмездные и безвозвратные поступления состоят из дотаций, субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других межбюджетных трансфертов, а также безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Государственные расходы также могут быть разделены на категории:

– потребление в государственном секторе;

– государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

– трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;

– проценты по государственным долгам.

Главная задача бюджета состоит в предоставлении возможности накапливать в руках государства денежные средства и в дальнейшим использовать их для финансирования различных программ.

Чтобы раскрыть сущность бюджета, как экономической категории, необходимо выделить две основные функции – распределительную и контрольную.

Первая из них заключается в формировании и перераспределении центральных финансовых ресурсов по уровням органов власти государственного и местного управления. С помощью распределительной функции государство регулирует хозяйственную жизнь страны и концентрирует в своих руках денежные средства с целью их рационального использования для удовлетворения общегосударственных потребностей. Так как в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса, ограничений по действию этой функции почти не существует. Одним из проявлений данной функции является перераспределение национального дохода и ВВП, которое происходит во время распределения бюджетных ресурсов и образования доходов.

Контрольная функция действует одновременно с распределительной. Она позволяет органам государственного и местного контроля следить, как фактически распределяются бюджетные средства и насколько эффективно они используются. Данная функция может проявляться как контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды и за эффективным и экономным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

2 Дефицит и профицит государственного бюджета

2.1. Профицит – благо или вред

Говоря о государственном бюджете необходимо рассмотреть такое понятие как профицит – это положительное сальдо баланса бюджета государства, то есть превышение доходов бюджета над его расходами. Выделяют два вида профицита бюджета:

– первичный, когда положительное сальдо рассчитывают после покрытия всех расходов;

– вторичный, где положительное сальдо рассчитывается после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга.

Исходя из определения можно подумать, что профицит – это всегда благо, но это не так. Определить положительное или отрицательное влияние оказывает профицит бюджета на экономику можно только путем исследования причин его возникновения. Среди благоприятных причин профицита государственного бюджета выделяют экономический рост, при котором увеличиваются объемы продаж, начинается рост доходов всех субъектов экономики и активизируется хозяйственная деятельность. Если государство смогло экономно и эффективно использовать бюджетные средства, но не в ущерб экономике и населению, то есть при полном финансировании запланированных расходов, или же цены на различные виды энергоносителей выросли на мировых рынках, то профицит бюджета также считается положительным явлением.

Если же профицит формируется из-за жесткой экономии, нехватки финансирования социальной сферы жизни или благодаря выгодно сложившейся экономической конъюнктуре рынка, повышению налоговых ставок, то это явление становится крайне негативным. Увеличение доходов в бюджет за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование, лишает государство дополнительных доходов в будущем, поэтому никак не может оцениваться как благоприятный феномен.

В основном профицит бюджета предназначен для выплаты государственного долга и формирования финансового резерва на случай непредвиденных ситуаций. Помимо этого, излишние денежные средства могут использоваться для строительства объектов государственного значения, улучшения и развития отдельных субъектов, территорий страны, инвестирования целевых проектов и программ.

2.2 Экономические причины дефицита

Так как экономика развивается циклично, сбалансированный государственный бюджет практически невозможен. Например, в период экономического спада развивается бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной, когда расходы государства больше, чем поступления в казну и пополняются за счёт золотовалютных резервов Центрального банка. Дефицит бюджета показывает крайне неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности.

Государственный бюджет собирает и накапливает в казне такие поступления, как налоги, акцизы, доходы государственных компаний, чтобы затем перераспределить эти средства на необходимые потребности: содержание армии, образование, науку, ремонт и строительство общественных благ.

Как и любое экономическое явление бюджетный дефицит имеет свои причины, которыми могут быть:

– увеличение государственных расходов, которые вызваны необходимостью развития промышленности и структурных изменений в экономике;

– активное сокращение доходов в период экономического кризиса;

– накопление государственного долга и, соответственно, рост расходов на его обслуживание;

– неэффективная финансовая система и политика государства;

– политический популизм, который выражается в увеличении расходов, не обеспеченных финансовыми ресурсами, на социальные программы поддержки населения;

– коррупция;

– теневой сектор экономики, вызванный неэффективной налоговой политикой;

– чрезвычайные обстоятельства, такие как войны, крупные катастрофы, массовые беспорядки, стихийные бедствия, которые нарушают запланированный темп развития экономики, сокращают доходы и значительно увеличивают расходы бюджета.

Дефицит государственного бюджета может отражать не только кризис, но и государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление вызвать прогресс в общественном производстве, если расходы возникают в следствии крупных финансовых вложений в развитие экономики.

Но чаще всего дефицит становится чрезвычайно тревожным явлением, которое требует срочного принятия действенных экономических мер и политических решений, так как он показывает все промахи и провалы в экономике страны, если проводится неэффективная денежно-кредитная политика и власти не способны держать под контролем экономическую ситуацию.

Например, в России по заявлению Антона Силуанова на стратегической сессии Московского финансового форума дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит 4% ВВП. Для сравнения, в 2019 году дефицит государственного бюджета составил 3,7%, а в 2018 – 1,6% ВВП. Антикризисные действия правительства по поддержке экономики «попали в точку» и спад ВВП России окажется меньше, чем в других странах, считает глава Минфина. Однако для стимулирования экономики во время пандемического кризиса Минфину пришлось временно отступить от бюджетного правила.

В начале июля замминистра финансов Владимир Колычев допускал, что дефицит федерального бюджета в 2020 году может достигнуть 5 трлн руб., что составляет около 5% ВВП. Однако Минфин понизил оценку дефицита бюджета в 2020 году до 4% ВВП, так как для поддержки экономики и доходов населения во время пандемического кризиса были распечатаны резервы и увеличены государственные заимствования. «Нам пришлось резко увеличить заимствования, нам пришлось прибегнуть к нашей подушке безопасности — Фонду национального благосостояния, нам пришлось и выделять приоритеты среди расходов. Действительно, в этом году у нас дефицит бюджета будет около 4% ВВП, а изначально мы планировали профицит чуть менее 1% ВВП», — сказал глава Минфина, добавив, что пришлось сконцентрировать все ресурсы для того, чтобы отреагировать должным образом на вызовы.

Окончательный объем дефицита федерального бюджета будет зависеть от того, как поведут себя цены на нефть в оставшуюся часть года, предупредила директор Центра развития НИУ ВШЭ, призвав не считать озвученную оценку окончательной.

2.3 Методы преодоления бюджетного дефицита

Дефицит бюджета всегда требует покрытия, для которого используются такие способы, как:

– уменьшение расходов;

– поиск новых источников доходов;

– заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

– выпуск государственных займов;

– ужесточение налогообложения;

–«сеньораж», то есть производство или печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Так, например, не является эффективным такой метод преодоления дефицита, как выпуск в обращение государственных займов, то есть доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондовом рынке. В результате погашения государственного займа прироста денежной массы не происходит, что приводит к образованию внутреннего и внешнего долга. Поэтому в случае использования государством только этого способа покрытия дефицита, он может увеличится настолько, что его дальнейшее финансирование станет невозможным.

Ошибочным является представление о том, что увеличение ставок налогообложения, а также введение дополнительных налогов будут способствовать пополнению бюджета. Конечно вначале введения этих мер так и будет, но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к тому, что инвестиций станут невыгодными, а предпринимательской активность начнет стремительно сокращаться, что означает уменьшение объемов производства и распространение теневой экономики.

Сейчас под определением «сеньораж» понимают не просто увеличение денежной массы, которое приводит к инфляции, а создание резервов коммерческих банков, сконцентрированных в Центральном Банке и используемых для покрытия дефицита. Но данная политика Центрального Банка приводит к недовольству коммерческих банков, так как ослабляет их положение, а также усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

При регулировании дефицита государственного бюджета необходимо учитывать долгосрочные перспективы бюджетной политики, а не только её текущие задачи. Если правительства стремятся иметь лишь бездефицитный бюджет, то могут начаться сокращения запланированных расходов по общественно важным статьям, резкое повышение налогов, что ещё больше усугубит циклические колебания в экономике и, ввиду названных и многих других причин, является нерациональным.

3 Три концепции балансирования государственного бюджета

Чтобы избежать дефицита или профицита государственного бюджета, он должен быть сбалансированным. Для этого существуют три основных концепции балансирования государственного бюджета.

Первая из них заключается в том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Данная концепция говорит о равенстве расходов и доходов бюджета каждый год, независимо от экономического цикла. То есть, например, в период спада доходы бюджета уменьшаются, соответственно и расходы для сбалансированности государство должно сокращать. Ввиду того, что баланс в государственном бюджете может быть только при сокращении расходов и повышении налоговых ставок, или же при применении обеих мер одновременно, совокупный спрос не стимулируется, а сокращается, что негативно влияет на экономику.

Например, когда экономика находится в состоянии спада государственные закупки и трансферты уменьшаются, сокращается совокупный спрос, и, вместе с тем, объем производства. То есть данная мера является неэффективной, так как не только не способствует балансированию, но и приводит к еще более глубокой фазе спада. Или, во время активного роста экономики, когда бюджет получает максимальные налоговые платежи, чтобы уравнять доходы с расходами правительство должно значительно увеличить последние, чем будет спровоцирован еще больший перегрев экономики, и, следовательно, большая инфляция. Таким образом, данная концепция помогает на короткий срок, а в длительном периоде только усугубляет колебания экономического цикла.

Вторая концепция, циклическое балансирование бюджета, состоит в том, что бюджет должен быть сбалансирован на протяжении всего экономического цикла, а не за каждый год. Данная теория заключается в том, что в период наивысшего подъема экономики, на её пике, когда доходы являются максимальными, государство использует положительное сальдо или бюджетный излишек, чтобы покрыть дефицита и государственный долг, которые образовались в фазе рецессии. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, состоящая в том, что довольно сложным является определение конкретных границ экономического цикла, так как спады и подъемы различаются по глубине и продолжительности, поэтому объем излишка бюджета, накапливаемого в период подъема и пика не совпадает с дефицитом, который образуется на спаде, из чего не удается обеспечить сбалансированный государственный бюджет.

Основы теории, которая отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета, были заложены ещё в 30-е гг. Дж. Кейнсом. Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики и получила практическое распространение во многих развитых странах.

Третья концепция говорит о том, что целью денежно-кредитной политики государства должна быть стабильность экономики, а не сбалансированность бюджета и связана с идеей функциональных финансов. Эта теория заключается в использовании инструментов государственного бюджета в качестве антициклических регуляторов, которые будут стабилизировать экономику в различных периодах. Например, когда наблюдается спад, нужно увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования деловой активности и экономического подъема. Когда экономика находится на пике своего роста, государство наоборот должно сдерживать деловую активность, «остужать» и стабилизировать экономику путём увеличения налоговых поступлений и сокращения расходов. При этом состояние самого бюджета значения не имеет. Проблемы, связанные с дефицитом или профицитом бюджета, являются малозначимыми по сравнению с продолжительными спадами или устойчивой инфляцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет имеет статус закона и представляет собой финансовый план государства на год. Содержащиеся в бюджете средства предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления и успешной реализации финансовой политики государства.

При формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета появляется такое понятие, как бюджетные отношения – финансовые отношения государства и участников бюджетного процесса, связанные с использованием централизованного фонда денежных ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными предприятиями и другими организациями, а также с населением называются бюджетными отношениями.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе как один из основных принципов построения бюджетной системы. При планировании различных проектов бюджетов необходимо соблюдение принципа сбалансированности бюджета, которое в свою очередь достигается при полном, последовательном соблюдении принципа общего покрытия расходов.

Сейчас нередким состоянием для многих государств стал бюджетный дефицит – это финансовое явление, заключающееся в превышении расходов над доходами. Он имеет разные причины, бюджетный дефицит может быть как следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры, так и результатом целенаправленной бюджетной политики. Более редкое, но всё же существующее явление профицит государственного бюджета, является антиподом дефициту и заключается в превышении доходов над расходами. В зависимости от причин возникновения и последствий, бюджетный дефицит и профицит могут рассматриваться одновременно как положительные, так и отрицательные явления.

Для борьбы с дефицитом и профицитом и установления баланса в государственном бюджете и экономике применяют одну из трех основных концепций: ежегодное балансирование бюджета, балансирование на протяжении всего экономического цикла или же балансирование экономики. Все эти методы направлены на достижение стабильности и процветания экономики страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гребенников П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с.

Грязнова А.Г., Эскиндаров М.А., Юданов А.Ю. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник; ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М: Кнорус, 2019.

Долганова Ю.С., Истомина Н.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебник – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019 – 356 с.

Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 516 с.

Нуреев Р.М. Макроэкономика: Практикум – М.: Норма, 2018. – 400 с.

Нуреев Р.М. Макроэкономика: пособие для семинарских занятий — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 384 с.

Серегина С.Ф. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для академического бакалавриата — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.

Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 527 с.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013)// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

РБК //Режим доступа: https://www.rbc.ru

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Исключена. — Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Профицит бюджета — это ситуация при которой доходы превысили расходы. В зависимости от типа самого бюджета может быть как показателем положительного торгового баланса так и жесткой экономии со стороны управленца. Исходя из деталей мы можем определить насколько профицит является хорошей новостью для тех, кто живёт на эти деньги.

Стоит отметить, что существует огромная разница между семейным и государственным бюджетом, поэтому сравнивать их совершенно недопустимо. При нехватке средств и тут и там можно использовать кредит, а при переизбытке распорядиться деньгами с умом или бездарно. Но, как говорится, есть нюанс.

Профицит семейного бюджета

У каждого отдельно взятого человека, будь он одиноким или семейным, существует ряд потребностей, требующих финансовых затрат. Это те самые расходы. Сюда относится еда, жильё, услуги, товары, долговые обязательства, непредвиденные и спонтанные покупки. С точки зрения финансовой грамотности необходимо знать какая сумма вам требуется для того, чтобы прожить один месяц.

Базовый набор, который государство часто называет прожиточным минимумом. В привычном понимании это то, что не позволит умереть с голоду, но лично у вас такая корзина может быть значительно больше. В результате мы имеем показатель, отражающий сумму средств способных закрыть потребности. Кто-то живёт на 20 000 рублей в месяц, кто-то на 100 000. Это расходы.

Отталкиваются они от доходов. Здесь заработная плата, подработки, дивиденды, социальные выплаты, финансовая помощь (может вам бабушка с пенсии пятак присылает). Существуют также сверхдоходы, к которым относятся выигрыши, спонтанные заработки, неожиданно свалившееся наследство и так далее.

Возвращаясь к основам финансовой грамотности мы должны помнить, что сверхдоходы не должны направляться на ежедневное потребление, их единственная функция заключается в увеличении активов. Те, кто весело погулял на выигрыш в лотерею не дадут соврать, это очень плохая затея. Потому что вы увеличиваете расходы, но ваши доходы остались неизменными, свалившийся миллион оказался разовой акцией.

Проанализировав всё это мы имеем несколько показателей перед глазами. Для примера — расходы семьи в месяц составляют 60 000 рублей. Покупка еды, оплата коммунальных услуг, секции для ребёнка, одежда, обувь, развлечения, кредит за автомобиль, посиделки мужа с друзьями, походы жены в салон красоты. Всё, всё, всё. И на это уходит 60к.

Доходы семьи 70 000. Зарплата мужа 35 000, зарплата жены 20 000, бабушка супруга даёт 5 000 и родители супруги 10 000. Активов нет. Наследство не падает, в лотерею не везет. В этом случае произойдёт увеличение расходов, чтобы баланс пришёл в норму. Семья зарабатывает 70 и столько же будет тратить.

И муж и жена будут думать, что у них всё прекрасно, бюджет профицитный и можно позволить себе потратить немного лишнего. Но на самом деле это не так, в случае снижения доходов придётся сильно менять привычный уровень жизни. Нельзя забывать и про инфляцию, которая ежемесячно обесценивает прибыль и увеличивает в цене любую покупку. Поэтому любой финансист скажет, что данный семейный бюджет в опасности.

Как использовать профицит семейного бюджета?

Первое, что мы должны знать — в семейном бюджете расходы не могут превышать доходы. Если вам для нормальной жизнедеятельности нужно 60 000 в месяц, зарабатывать вы должны минимум столько же. Не получается? Снижайте уровень расходов, думайте от чего можно отказаться. Понимаю, что это хорошо работает у людей с высокими доходами и довольно сложно понять тем, кто еле сводит концы с концами, но мы здесь обсуждаем законы экономики, не больше не меньше.

Когда люди начинают зарабатывать больше, чем тратят, они первым делом увеличивают расходную часть бюджета. И это ловушка. Сколько бы вы не получали, всегда найдётся на что потратить. Если вы ещё и не учитываете свои затраты и поступления, то ситуация вовсе может выйти из под контроля. Но есть один хороший трюк.

Называется он «заплати сначала себе». Ещё одно популярное название «самоналог». Любой доход должен первым делом направляться на инвестиции, то есть на покупку активов для последующего получения дивидендов. Самый простой вариант заключается в использовании брокерского счета, который позволяет покупать ценные бумаги, но этот метод не единственный.

Для стабильных заработков рекомендуется применять ставку 10%, для сверхдоходов 100%. То есть получили зарплату 30 000, сразу же 3000 инвестируем. Выиграли в лотерею 1 000 000, весь отправляем в активы. Уже за вычетом самоналога считаем доходы, сравниваем с расходами и делаем вывод. Профицита быть не должно, баланс обязан сойтись.

Для чего это нужно? Со временем инфляция обесценит деньги. Вы по-прежнему будете зарабатывать 70 000, но на покупку привычных товаров и услуг будет уходить уже не 60 как раньше, а 80. Беда. Но у нас есть активы, которые приносят дивиденды и именно они компенсируют эту разницу. Со временем вы будете не только сохранять баланс, но и сможете увеличивать объём потребления.

Исходя из всего вышесказанного делаем ещё один вывод — в семейном бюджете недопустим ни профицит ни дефицит. Первое означает, что вы допускаете ошибки в управлении финансами либо ограничиваете себя в чём-то, а второе сигнализирует о больших проблемах, потому что вы залезете в долговые обязательства.

Профицит госбюджета

Особенность госбюджета заключается в том, что и доходы и расходы частично управляемы. Для увеличения первого всегда можно увеличить налоги, а второе сильно зависит от экспорта и импорта. В целом здесь речь идёт о двух ключевых составляющих — социальной и внешней политике.

Профицит государственного бюджета это очень плохо в 99% случаев. Казалось бы очень здорово, когда страна много экспортирует и зарабатывает на этом большие деньги.Настолько много, что доходы оказались значительно выше расходов. Но на практике всё совсем не так.

У госбюджета также есть доходы, сверхдоходы и расходы. По всем правилам финансовой грамотности первое должно быть в балансе третьим, а второе управленцы обязаны направить на инвестиции, то есть покупку активов.

Примеры удачного использования профицита госбюджета

Лучшим примером здесь будет Норвегия, которая всю прибыль от продажи нефти списала в категорию сверхдоходов и на эти деньги скупает ценные бумаги по всему миру. В результате пенсионный фонд Норвегии стал крупнейшим и уже много лет власти предлагают населению безусловный базовый доход. Это когда тебе платят деньги просто так, за то что ты гражданин. Но на референдумах люди отказываются. Это тема для отдельной статьи.

Ещё один хороший пример — ОАЭ. Неожиданно обнаруженная нефть в 60 — е годы также стала для них сверхдоходом. Их инвестировали в создание инфраструктуры. Это позволило стать бизнес центром своего региона и сегодня предприниматели со всего мира работают в этой стране, принося колоссальные налоговые прибыли.

Примеры неудачного использования профицита госбюджета

Венесуэла занимает первую строчку в рейтинге стран по объёмам запасов нефти. Они в отличии от Норвегии и ОАЭ сочли нефтяные доходы просто доходами, а не сверх. И баланс сошёлся на том, что страна благополучно жила на эти деньги. Ничего не создавала, не развивала и могла позволить себе отвернуться от мировой экономики, в частности от импорта из США.

Особенность сверхдоходов в том, что они непостоянны. Сегодня есть, завтра нет. Навыки, знания и активы куда надежнее. Но в человеческий капитал никто не вкладывал и когда абсолютно бездарная внешняя политика привела к куче санкций, а сама нефть упала в цене, Венесуэла погрузилась во мрак. Свыше 30% населения бежало из страны, отсутствие производства лишило доходов и сегодня это одно из беднейших государств в мире.

Свыше 14% мирового запаса нефти находится в Нигерии. Но там эти доходы тоже посчитали обычной прибылью. Но пошли ещё дальше. Коррупция буквально съела эти деньги и до народа вообще ничего не дошло. По бумагам торговый баланс вероятнее всего сходится, но по факту бюджет страны, если судить по домохозяйствам, дефицитный.

Если сегодня выключить нефть из бюджета и отнести всю эту прибыль к сверхдоходам, а значит начать их инвестировать, то придется сильно потрудиться над созданием производства. Чтобы вылезти из дефицита нужно что-то создавать и продавать. Так картина стала бы понятной и наличие инвестиций позволило бы как-то исправить ситуацию. Но этого никто не делает и в итоге 92% населения находятся за чертой бедности.

Как правительства скрывают экономическую катастрофу?

И так, одним из трюков является внесение сверхдоходов в категорию обычных доходов. Это создаёт иллюзию богатства. Любой экспорт полезных ископаемых нельзя считать прибылью ни в коем случае, бюджет должен строится без учета этих денег. Ими нужно и можно пользоваться, их крайне важно правильно инвестировать, но тратить на базовые потребности и тем более считать своим доходом как минимум глупо!

Берём простой пример. Бюджет РФ за 11 месяцев 2022 года признан профицитным. Доходы составили 24,7 триллионов рублей. Расходы 24,2 триллиона. Ура, свыше 500 миллиардов прибыли. Давайте разбираться почему эти цифры ужасны и пугают любого адекватного финансиста.

Во-первых 10 триллионов прибыли составили нефтегазовые доходы. Таким образом без учета этих денег наш бюджет выглядит довольно печально. Против 24,2 триллионов расходов у нас всего 14,7 триллионов доходов. Дефицит бюджета катастрофический.

Во-вторых в случае потери или сокращения нефтегазовых доходов случится коллапс. Если с этими деньгами мы по-прежнему не живём богато, то без них привет Венесуэла. Но ко всему прочему нужно понимать как вообще возник профицит. Всё дело в резком сокращении импорта.

Мы потратили намного меньше денег на покупку чего-то. То есть что-то в страну не приехало. Таким способом можно потерять вообще все нефтегазовые доходы и продолжать декларировать профицитный бюджет. Просто в стране не будет ни технологий, ни товаров, ни услуг. Скатиться на уровень потребления 11 века и радоваться профициту.

Чтобы было понятно можно привести пример. Представьте, что вы зарабатываете 20 000 рублей в месяц. И все их тратите. Но потом стали получать 15. Думаете ваш семейный бюджет станет дефицитным? А вот и нет. Вы можете перестать есть и пойти жить на улицу. Не покупайте одежду и не ходите в кино. Тогда расходы вряд ли превысят 5 000 в месяц. А получаете вы аж 15! Ваш бюджет профицитный, поздравляем!

Инструменты спасения от дефицита

В семейном бюджете есть только два способа закрыть дефицит. Первый — брать кредиты. Чтобы оплатить все расходы человек просто занимает деньги. Но займ всегда увеличивает статьи расходов и в итоге происходит банкротство. Либо коллектор бьёт вас по почкам. Тут уж как повезет.

Второй — найти дополнительный источник заработка. К сожалению вторая работа лишит вас львиной доли свободного времени и здоровья. Многие работают на износ, лишь бы свести концы с концами. Другие отправляются на поиски лёгких денег. Пытаются выиграть в казино или ставках на спорт. Всё это результат отсутствия финансовой грамотности и, порой, низкого интеллекта.

У государства есть два дополнительных рычага. Первый — гиперинфляция. Долгое время правительство набирает кредиты, а когда они становятся невыносимыми, просто приступает к печати денег. Перед этим увеличивает налоги и другие виды сборов. В итоге валюта обесценивается, стоимость товаров и услуг летит в космос и долги либо легко выплачиваются, либо объявляется дефолт.

Если долг в своей валюте, например это банковские вклады граждан и облигации, то происходит обесценивание.У вас заняли 10 000 рублей, например. В результате гиперинфляции и девальвации эта сумму превратилась в фантики, на них можно купить разве что буханку хлеба. Налоги и прочие доходы собираются в актуальной стоимости денег и вам без труда возвращают ваши 10 000. Но, как уже было сказано выше, купите вы на них не много.

Если деньги взяли в иностранной валюте, то придется объявлять дефолт. Именно так случилось в 1998 году, когда лопнули ГКО. Отдавать нечем, извините. Списывайте весь долг, ибо получить его всё равно невозможно. Неудобно получилось, но что поделать.

Есть и второй инструмент — сокращение импорта. Отказ от всего иностранного. Обернется это резким снижением уровня жизни. Не будет доступа ни к западным технологиям, ни к заграничным товарам. Что сами произвели, тем и пользуйтесь. Так происходит в Венесуэле прямо сейчас. Проблема только в том, что отвержение глобализации приводит к отсутствию чего либо своего. Страна неспособна производить качественные товары в одиночку. Жить народ будет плохо, но зато бюджет останется профицитным. Ура!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер телефона по номеру квартиры
  • Wild rift пинг 999 как исправить
  • Как исправить форсунку если она льет
  • Как найти диаметр заготовки
  • Как найти работу с удобным графиком