Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала.
Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.
Как правильно соотнести должность с профессиональным стандартом
Для начала нам необходимо определиться, для чего нужна конкретная должность (профессия) в организации. Например, в ООО «Лютик» есть должность системного администратора, который занимается техническим обслуживанием компьютеров и оргтехники (чистка и ремонт техники, установка и проверка функционирования периферийных устройств и т.д.), но не занимается программированием, определением сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, установкой программного обеспечения и заполнением веб-сайта организации.
Для того чтобы подобрать подходящий стандарт и правильное наименование должности (профессии), на сайте реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru заходим в раздел «поиск», где можно по разным критериям выбрать необходимый документ (см. Рисунок 1), в том числе:
- по квалификационным справочникам,
- наименованию должности (профессии),
- области профессиональной деятельности и т.д.
Шаги продвижения к нужному разделу сайта отмечены цифрами «1» и «2» на Рисунке 1. А дальше начинаем сужать наш поиск, например, следующим образом. В выпадающем меню поля «Область профессиональной деятельности» (см. 3» там же) выбираем раздел «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии». Ниже в поле «Возможные наименования должностей, профессий» («4») вводим предполагаемое название «системный администратор», после чего сайт дает нам на выбор список должностей / профессий, в которых фигурирует заданная нами формулировка – здесь мы выбираем наиболее подходящий вариант («5»).
После нажатия на кнопку «Фильтр» («6») сайт показывает те профстандарты, которые удовлетворяют заданным нами критериям поиска – фактически области деятельности и профессии (см. «7»):
- «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» и
- «Администратор баз данных».
Найденные профстандарты можно посмотреть прямо на сайте либо скачать на свой компьютер в удобном для себя формате: .docx или .pdf. («8»).
Рисунок 1. Сайт реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru/
Чтобы выбрать наиболее подходящий стандарт для работы с нашим функционалом, сравниваем найденные документы по виду деятельности и группе занятий (эти данные есть в разделе I каждого профстандарта – см. Таблицу 1 и отметку «1» в Примере 1). Понимаем, что нам больше подходит стандарт «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (т.к. другой стандарт больше заточен на работу с базами данных, чем с техникой).
Таблица 1. Сравнение двух профстандартов
Пример 1. Фрагменты профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем»
Основные трудовые функции специалиста и уровень квалификации указаны в разделе II профстандарта (см. «2» и «3» в Примере 1), изучив его, становится понятно, что системный администратор выполняет обобщенную трудовую функцию «Технические работы по обслуживанию информационно-коммуникационных систем», которая состоит из определенных трудовых функций и для их выполнения достаточно 4 уровня квалификации.
Проанализировав все трудовые функции (см. «4» в Примере 1) из профстандарта 06.026 и соотнеся их с выполняемыми действиями работника, можно заключить, что для решения поставленных перед ним задач (техническое обслуживание оргтехники) вполне достаточно 4 уровня квалификации («3») и среднего профессионального образования («6»), опыт практической работы не требуется («7»), а для выполнения технических работ необходим минимальный набор знаний и умений («9» и «10»).
В соответствии с профстандартом должность правильно именовать как «младший системный администратор» или «техник» («5»), а не системный администратор, как предполагалось ранее!
Для решения более сложных задач, связанных с решением компьютерных проблем, например выявление сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, требуется более высокий уровень квалификации и образования.
Профстандарты для административной и офисной деятельности
На сайте «Профессиональные стандарты»//profstandart.rosmintrud.ru в разделе «Реестр профессиональных стандартов» можно отфильтровать профстандарты по такой области профессиональной деятельности (см. «3» на Рисунке 1), как «07 Административно-управленческая и офисная деятельность», и тогда найдется достаточно много полезного – см. Таблицу 2.
Далее в этой статье сосредоточимся на содержании 2 основных для службы документационного обеспечения управления (ДОУ) профстандартов (отмеченных «!» в Таблице 2). Хотя интерес могут представлять большинство из них – все зависит от конкретного функционала, возложенного на ваше подразделение.
Таблица 2. Профстандарты по административно-управленческой и офисной деятельности
Определение требований к опыту работы и образованию для работников службы ДОУ
Структура всех отечественных профстандартов унифицирована и квалификационные требования, в том числе к образованию и опыту работы, содержатся в разделе III. Рассмотрим 2 основных профстандарта для службы ДОУ:
- «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н, и
- «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н.
Если изучить их разделы III, то (в полях, помеченных «5», «6» и «7» в Примере 1) можно увидеть требования, которые приведены в Таблице 3. Приведенная информация поможет составить профиль кандидатов на распространенные вакантные должности. Также из профстандартов можно позаимствовать перечень необходимых знаний и умений, который пригодится при проведении собеседования или аттестации (см. «2» и «3» в Примере 4).
Напомним, что работника, не имеющего достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, если она выявит несоответствие занимаемой должности (профессии).
Таблица 3. Требования к стажу, опыту работы и образованию для сотрудников службы делопроизводства (для распространенных должностей)
Вакантная должность | Наименование обобщенной трудовой функции | Уровень квалифи-кации | Образование (достаточно одного из указанных вариантов!) | Опыт практической работы (его варианты зависят от имеющегося образования) |
Делопроизводитель | Документационное обеспечение деятельности организации | 5 | 1. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01). 2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
Не требуется |
Секретарь руководителя | Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации | 6 | 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат. 2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности. 3. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01). 4. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
При высшем образовании опыт работы не требуется. При среднем профессиональном образовании – не менее 2 лет выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя организации |
Помощник руководителя | Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации | 6 | 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат. 2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации |
Документовед или Специалист службы ДОУ |
Документационное обеспечение управления организацией (ДОУ) | 6 | 1. Высшее образование – бакалавриат (профильное, ОКСО 7.46.03.021). 2. Любое высшее образование (непрофильное) + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не требуется |
Руководитель службы ДОУ | Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией | 7 | 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.022). 2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 3 лет в области документационного обеспечения управления |
Управляющий документацией или Заместитель руководителя организации по ДОУ |
Управление документацией организации | 8 | 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.023). 2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 5 лет руководящей деятельности в сфере документационного обеспечения управления организацией |
Анализ функционала конкретного работника
Когда вам нужно с чистого листа написать должностную инструкцию сотруднику, то удобно в профстандарте найти подходящую обобщенную трудовую функцию (это основной функционал работника, см. «2» в Примере 1), а потом изучить, какие конкретные трудовые функции и действия он должен выполнять (см. «4» и «8» в Примере 1), чтобы выбрать те функции, которые соответствуют специфике вашей организации или подразделения. Выбранные трудовые функции, действия станут основой новой должностной инструкции.
Но в реальной жизни обязанности «переплетаются», т.е. один человек может выполнять одновременно и более сложную (высококвалифицированную), и более простую работу – см. Пример 2. Для того чтобы минимизировать подобное «переплетение», необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре (должностной инструкции) с трудовыми функциями, действиями и уровнем квалификации, указанными в профстандарте.Как видно из Примера 2 в должностной инструкции делопроизводителя указаны функции из разных профстандартов с разными уровнями квалификации и разными наименованиями должности. При выявлении отклонений должностных обязанностей от установленных в профстандарте, следует:
- шаг 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (или трудового договора);
- шаг 2:
- передать эту функцию другому сотруднику, для которого этот вид деятельности является профильным, либо
- оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширения зон обслуживания или совместительство (ст. 60.1, 60.2 ТК РФ).
Напомним, что любые изменения должностной инструкции или трудового договора, связанные с изменениями трудовых функций, производятся только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ).
Пример 2. Возможное сочетание обязанностей, свойственных разным уровням квалификации, в функционале делопроизводителя
Пример 3. Матрица распределения обязанностей между сотрудниками
Проверка дублирования и обнаружение «бесхозного» функционала
Чтобы эффективно распределить нагрузку между сотрудниками, необходимо подробно расписать выполняемые действия каждого в матрице распределения ответственности, она наглядно демонстрирует, где происходит полное или частичное дублирование (см. Пример 3).
Сначала в матрицу необходимо вписать обязанности специалистов, закрепленные за ними в должностных инструкциях (или трудовых договорах). Далее при изучении профстандартов можно добавить в эти же строки (например, в скобках или курсивом) более точные формулировки данных действий из стандартов.
Возможно, в профстандартах найдутся трудовые действия, которые у вас в организации выполняются от случая к случаю, и они ни за кем не закреплены. В таком случае эти действия тоже следует вписать в матрицу, чтобы потом окончательно закрепить их за конкретными работниками.
Как видно в Примере 3, многие трудовые действия полностью или существенно дублируют друг друга. И если компания не большая, то держать сотрудников, которые выполняют схожие операции, экономически не выгодно. При выявлении дублирующих действий следует уточнить, с какими документами работает сотрудник и с какими специалистами он взаимодействует, выполняя схожие действия.
Но лучше четко закрепить, кто чем и в какой ситуации занимается, чтобы не возникло недоразумений и желания переложить свою работу на другого специалиста.
Аттестация персонала
Для определения текущей квалификации, знаний и умений работников в организации проводится аттестация или деловая оценка персонала. Ее результаты необходимо отразить документально, например, в протоколе заседания аттестационной комиссии. Комиссия может принять решение, что сотрудник:
- соответствует или не соответствует занимаемой должности;
- условно соответствует должности;
- условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).
На основе результатов аттестации работника можно:
- повысить или понизить в должности (с согласия работника);
- принять решение об изменении размера надбавок, премий или их отмене;
- повысить / понизить уровень квалификации сотрудника;
- перевести на более подходящую должность (с согласия работника);
- отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
- уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Аттестация может проводиться в устной (собеседование), письменной (тесты и опросные листы) и смешанной форме. При смешанном формате аттестационная комиссия проводит собеседование с обязательными ответами в письменном виде на вопросы теста и/или решением практических задач.
Согласно рекомендациям ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России по применению профессиональных стандартов в организации при подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессиональных стандартов.
При разработке средств для оценки профессиональной квалификации Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК) рекомендует создавать тестовые задания не только на отдельную трудовую функцию, но и на каждое трудовое действие, включенное в эту функцию. Оценочные средства должны включать в себя как теоретические, так и практические задания.
При этом теоретические задания могут быть разных типов:
- с выбором одного ответа;
- с открытым ответом, который должен сформулировать испытуемый;
- установление соответствия;
- установление последовательности.
Практические задачи – это задания на выполнение трудовых функций, трудовых действий в моделируемых условиях.
Пример 4. Проверяем знания и умения, необходимые для выполнения конкретной трудовой функции
Чтобы проверить, насколько хорошо секретарь руководителя знает трудовую функцию «Составление и оформление управленческой документации», выделим из профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», какие трудовые действия в рамках этой функции он должен уметь качественно выполнять, какие умения и знания ему для этого нужны (см. отметки «1», «2», «3» и «4» ниже):
Вопросы для аттестации составляются на основе необходимых умений и знаний, которые указаны в профстандарте. В первую очередь, как правило, проверяется теоретическая часть.
1. Какую формулировку должен иметь заголовок к тексту приказа?
Выберите один вариант ответа:
а) в творительном падеже,
б) в предложном падеже,
в) в родительном падеже.
2. Какой из перечисленных документов содержит требования к бланкам документов и оформлению реквизитов?
1) Общероссийский классификатор управленческой документации;
2) ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
3) ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;
4) Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
3. Для исходящих документов предусмотрены следующие технологические этапы (допишите недостающие):
1) подготовка проекта документа,
2) __________________________
3) подписание,
4) __________________________
<. . .>
Вторая часть аттестации состоит из практических заданий на выполнение трудовых действий в реальных или моделируемых условиях:
15. Задание:
Организации необходимо заказать одноместный номер прибывающему в командировку в Москву специалисту из Уральского филиала компании – Сидорову Петру Ивановичу. Командировка планируется с 15 по 19 мая 2023 года. Вопросы организации приема командированных специалистов находятся в ведении заместителя генерального директора по административно-хозяйственным вопросам Петрова Н.Д. Составьте письмо-просьбу в гостиничный комплекс «Измайловский» (корпус «Альфа»), отметьте в письме, что плата за проживание будет произведена Сидоровым П.И. за наличный расчет.
16. Задание:
Составьте проект приказа об итогах работы с документами в 2022 году в ООО «Ромашка». В констатирующей части укажите на низкую требовательность руководителей подразделений к качеству подготовки документов и контролю за их исполнением. В распорядительной части обратите внимание руководителей на повышение требовательности к работникам в части работы с документами. Дайте задание работнику, отвечающему за делопроизводство, на разработку мер по улучшению этой работы.
17. Задание:
Нужно отправить контрагенту проект договора, уже подписанный со стороны вашей организации, а также попросить тоже подписать документы и вернуть вам обратно 1 экземпляр. Договор имеет 2 приложения (спецификацию и график поставок). Составьте сопроводительное письмо на отправку этих документов.
<. . .>
Справочная информация: «Профессиональные стандарты и квалификации»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ
В справочной информации содержатся:
1. Профессиональные стандарты
2. Профессиональные квалификации.
Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон N 238-ФЗ).
Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.
Дополнительно см.:
План мероприятий по реализации пилотного проекта по ускоренной разработке профессиональных стандартов по перспективным профессиям будущего >>>
О разработке и утверждении профессиональных стандартов >>>
Какие профессиональные стандарты являются обязательными к применению? >>>
О применении профессиональных стандартов >>>
О независимой оценке квалификации >>>
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих >>>
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих >>>
Список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования >>>
Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования >>>
Таблица соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93 >>>
“Профессиональные стандарты и квалификации”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ
В справочной информации содержатся:
1. Профессиональные стандарты
2. Профессиональные квалификации.
Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (далее – Закон N 238-ФЗ).
Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.
Вопрос-Ответ по теме Национальной системы квалификаций
Наталья: Как правильно провести аттестацию на соответствие должности работников? Ответ: Аттестация работников проводится на основании локальных актов организации, которые формируются с учетом требований трудового законодательства. Ст. 81 ТК РФ определяет порядок проведения аттестационных мероприятий, на основании которых формируются локальные акты образовательного учреждения. При аттестации работника необходимо учитывать требования профессионального стандарта. Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» с 1 июля 2019 года в качестве мероприятий по аттестации сотрудников и соискателей рекомендуем применять независимую оценку квалификации.
Алина, работник СПО: На требования какого документа актуально ориентироваться при определении функциональных обязанностей мастера производственного обучения? Ответ: При определении трудовых функций мастера производственного обучения, необходимо ориентироваться на проект профессионального стандарта «Педагог профессионального образования», который учитывает все требования к квалификации мастера как специалиста, так и педагога. С проектом профессионального стандарта можно ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ profstandart.rosmintrud.ru
Анастасия, работник СПО: Действует ли профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Ответ: Приказом Минтруда России от 26 декабря 2019 г. N 832Н профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» признан утратившим силу с 13 июня 2020 г.
Наталья Т.: Внедрение профстандартов повлечет за собой изменение кадровой политики. За чей счёт должны будут переучиваться специалисты, которые имеют большой стаж и опыт, но не имеют нужной «корочки» диплома? Ответ: Профессиональный стандарт определяет требования к специалисту. Для обеспечения соответствия образования специалиста профессиональному стандарту, работодатель организует и оплачивает его обучение по программам высшего, среднего или дополнительного профессионального образования. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, определены ст.196 Трудового кодекса РФ.
В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.
Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).
Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
Проектирование и строительство объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственных программ Красноярского края и за счет собственных средств; эксплуатация объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
На Ваш запрос сообщаем Вам, что в соответствии в Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 применение профессиональных стандартов обязательно для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Однако, в части требований к должностям государственных служащих профессиональные стандарты не применяются. Профессиональные требования к данной категории работников устанавливаются утвержденным Минтруда РФ Справочником квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, ознакомиться с которым можно здесь http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71610924/?prime
Планируется ли утверждение профстандарта воспитатель в социальной сфере?
Минтрудом России утверждены профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» № 544н от 18 октября 2013 г. и «Специалист в области воспитания» № 10н от 10 января 2017 г., где приводится «типовое описание» трудовой деятельности воспитателя.
Если на сотрудника возложены дополнительные обязанности (маленькая организация) такие как охрана труда, закупки, кадры. Нужно ли к этим дополнительным обязанностям применять профстандарты?
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 ТК РФ.
При наличии профессиональных стандартов рекомендуется руководствоваться положениями профессиональных стандартов и требованиями нормативных правовых, регулирующих рассматриваемый вид профессиональной деятельности.
Добрый день! Скажите надо ли санитаркам дома-престарелых иметь специальную подготовку, если вредности нет?
При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться положениями профессиональных стандартов, учитывая требования нормативных правовых актов, регулирующих данный вид профессиональной деятельности.
Следует отметить, что ТК РФ предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования подразделений, должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
Работодатель может проводить аттестацию работников. При применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в данных документах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Валдайская школа искусств. Должность электрика нет профстандарта, не нашли в реестре. Как быть?
При отсутствии профессионального стандарта рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками. Поиск необходимого утвержденного профессионального стандарта можно осуществлять через информационный ресурс «Портал разработки профессиональных стандартов и квалификаций», раздел «Профессиональные стандарты» «Утвержденные» (http://pst-c.ru/standarty/approved/).
Если в штате бюджетной организации есть юрист, он занимается и закупочной деятельностью тоже, и по этим основаниям его хотят перевести на должность специалиста по закупкам, и подвести под профстандарты, аргументируя это тем, что профстандарты необходимо вводить. Реально ли это сделать без согласия работника? Или же через сокращение должности с уведомлением об этом и предложением новой должности?
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), но даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
У нас техники ПК не соответствуют профстандартам по образованию, можем ли мы провести просто аттестацию на рабочем месте по стажу, чтоб соответствовал профстандартам?
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (если требования к квалификации, не определены иным, отличным от профессионального стандарта, нормативным правовым актом).
Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Какой ПС применить к должности ученый секретарь музея? Спасибо.
Рекомендуем рассмотреть профессиональные стандарты «Специалист по учету музейных ценностей» (приказ Минтруда России от 04 августа 2014 г. № 521н) и «Хранитель музейных ценностей» (приказ Минтруда России от 04 августа 2014 г. № 537н).
При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности. Необходимо отметить, что перечень возможных наименований должностей, профессий в профессиональном стандарте не является закрытым.
Таким образом, в профессиональном стандарте указаны требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции и трудовых функций, а не требования к конкретным должностям.
Требования к конкретной должности определяются в соответствии с тем, выполнение каких функций предполагается по данной должности.
Если данные профессиональные стандарты не могут быть использованы для вашей организации, рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.
У нас есть санитарки окончившие только среднюю школу, а в профстандартах младшего медицинского работника написано среднее профессиональное образование, то как быть с санитаркой (мы должны ее уволить?)
Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников или профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Скажите, пожалуйста, обязательность применения в части требований к квалификации распространяется на обремененные профессии (имеющие льготы, компенсации и пр. ), какого характера эти льготы и компенсации? Это должности, указанные в списках 1, 2 льготных профессий? Или же компенсации в виде доп. отпуска или доплаты за вредные факторы по результатам СОУТ, но не дающие право на льготы, установленные федеральными законами (досрочная пенсия и пр. ) на некоторых должностях тоже обязывают нас применять квалификационные требования, установленные профстандартом?
Требования к квалификации в профессиональных стандартах строго выполняются для должностей (профессий), если данные требования установлены иными (отличными от профессионального стандарта) нормативными правовыми актами (в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ).
Относительно требований ст. 57 ТК РФ работодатель вправе применять квалификационные справочники или профессиональные стандарты. В данном случае при применении квалификационных справочников или профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (работодатель вправе проводить аттестацию) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В отношении вопроса о разъяснении ст. 57 ТК РФ в части предоставления компенсаций и льгот либо наличия ограничений сообщаем.
Под льготами подразумеваются преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Например, право на досрочную пенсию или льготы, предусмотренные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 Трудового кодекса). Например, компенсации, устанавливаемые лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, или компенсации за работу с вредными и/или опасными условиями труда.
Под ограничениями подразумеваются вытекающие из норм трудового законодательства или иных нормативных правовых актов пределы или определенные (отличающиеся от общих) условия осуществления трудовой деятельности. Перечисленные в письме примеры относятся к ограничениям в рамках ст. 57 ТК РФ.
Доброго дня! Проф. стандарты должны быть утверждены на своем уровне или ими просто руководствоваться?
Профессиональные стандарты утверждаются Минтрудом России на основании одобрения (положительного заключения) Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Профессиональные стандарты применяются работодателями для: определения трудовых функций работников; разработки штатных расписаний, должностных инструкций; аттестации работников; организации обучения работников и НОК. На основе положений профессиональных стандартов локальными нормативными актами организации могут быть утверждены должностные инструкции, стандарты и другие документы, устанавливающие требования к квалификации работников с учетом законодательства и специфики организации.
Правильно ли я понимаю, что если применять ПС, то у всех сотрудников должно быть профильное образование в соответствии с занимаемой должности? Т. я не могу принять на работу секретаря без образования делопроизводителя или например, кадровика без профильного образования специалиста по кадрам?
Если требования к квалификации в профессиональном стандарте определены (установлены) иным нормативным правовым актом, данные требования строго выполняются. В других случаях ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей: при применении профстандарта лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (работодатель вправе проводить аттестацию) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следует отметить, что перечень кодов направлений подготовки (специальностей) в подразделе «Дополнительные характеристики» не является исчерпывающим и определяет приоритетные направления подготовки, необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции.
Профессиональные стандарты содержат информацию о современных требованиях к квалификации работников и применяются работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе определения направления подготовки (специальности) с учетом законодательства Российской Федерации.
Подскажите если работник не имеет соответствующего профстандарту уровня образования, но есть большой стаж работы и диплом по переподготовке в размере 800 часов, ему надо получать образование соответствующее профстандарту или достаточно того что уже есть?
Если требования к квалификации в профессиональном стандарте определены (установлены) иным нормативным правовым актом, данные требования строго выполняются. В остальных случаях требования профессионального стандарта носят рекомендательный характер и при его применении лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (работодатель вправе проводить аттестацию) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Если работник подходит по профстандартам под несколько должностей от нижеоплачиваемой до вышеоплачиваемой, он может претендовать под должность с большей оплатой труда. Он специалист, а по сути по всем характеристикам и главный специалист. Оклад в бюджете поднять просто так нельзя. Что делать?
Применение профессиональных стандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда.
Работодатель при установлении системы оплаты труда опирается на установленную в организации градацию (ранжирование) всех должностей и профессий работников в зависимости, например, от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников, их ценности для организации. При этом работодателем может быть использована градация Уровней квалификации (приказ № 148н) или отраженная в конкретном профессиональном стандарте на основе ее соотнесения с градацией (ранжированием), установленной в организации.
Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя
Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.
Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.
Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.
Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты
Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».
В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.
- «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
- «Эксперт в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.
Что делать работодателям
- Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
- Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:
Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения
Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.
Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.
Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю
Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:
«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.
Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:
- добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
- подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
- со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».
Профстандарт на практике
- если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
- работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.
В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.
Использовать профстандарты обязательно
- если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
- если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.
Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.
Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.
Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.
Внедрение профстандартов в организации
Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).
Рабочая группа по внедрению профстандартов
Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.
Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.
После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.
Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию
На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.
Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?
Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.
Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.
Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).
Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:
Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, стандарт устанавливает параметры в части наименования должности (1), уровня образования (2), стажа (3), навыков и умения (4) работников.
Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.
Сведения обо всех принятых профессиональных стандартах вносятся в реестр профессиональных стандартов, размещаемый на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru.
Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов установлены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
При этом наряду с профессиональными стандартами продолжают действовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые по-прежнему применяются (вместе с профессиональными стандартами) при установлении тарифных систем оплаты труда (тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам), систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Если по аналогичным профессиям (должностям) действует и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт, то работодатель (независимо от формы собственности) самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, когда применение стандарта прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Важно! Трудовой кодекс РФ устанавливает два случая обязательности применения работодателями профессиональных стандартов или квалификационных справочников.
Во-первых, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Во-вторых, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Примером установления таких требований Трудовым кодексом является статья 330.2 ТК РФ, согласно которой:
— лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах;
— работодателем осуществляется проверка соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям.
Поскольку требования к квалификации лиц, занятых на подземных работах, установлены, то применение профессиональных стандартов указанных лиц является для их работодателей обязательным.
Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный федеральный закон.
В остальных (кроме двух вышеописанных) случаях требования профессиональных стандартов и квалификационных справочников носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, а также потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников, установления систем оплаты труда.
Важно! Правительством РФ установлены особенности применения профессиональных стандартов (в части тех требований, которые обязательны для применения) для отдельных категорий работодателей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 государственные внебюджетные фонды РФ, государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности, вводят применение стандартов поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Эти планы должны быть рассчитаны на срок реализации не позднее чем до 01.01.2020 и должны содержать в том числе:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании (обучении), дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава своих организаций;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Важно! Если работодателем не соблюдаются обязательные требования профессиональных стандартов, то государственным инспектором труда может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также работодатель (его должностное лицо) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для автоматического изменения должностных обязанностей работников.
Трансформация полномочий может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.
Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду недостаточной квалификации допустимо только в результате аттестации.
При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, аттестационной комиссией могут быть признаны соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Такую независимую оценку квалификации, то есть подтверждение соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, работник либо по своей инициативе, либо по инициативе работодателя или другого лица сможет пройти в центрах оценки квалификации.
в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производствагидроэлектростанции/ гидроаккумулирующей электростанциигидроэлектростанции/ гидроаккумулирующей электростанцииузлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин режимов работы гидроэлектростанций/ гидроаккумулирующих электростанцийгидроэлектростанции/ гидроаккумулирующей электростанцииконтрольно-измерительных приборов и автоматики алист в области КИПиА атомной станциисредств выведения ракетно-космических комплексовлокомотивов (моторвагонного подвижного состава)(ХБ и СГН)требований экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения организациями в сфере обращения с отходами в процессе роспуска с сортировочных горок и вытяжных путей
Уже совсем скоро мы все начнем строить свою работу в соответствии с системой профессиональных стандартов, а вопросов по их применению еще немало. И поскольку обеспечение соблюдения требований законодательства по данному нововведению – это, как правило, «головная боль» сотрудников служб персонала, значит, и рассматривать процедуру работы с нормативным документом проще и понятнее на примере утвержденного профстандарта «Специалист по управлению персоналом».
Прежде чем мы начнем это делать, хочу напомнить основные моменты, связанные с введением данной системы.
1. Система профессиональных стандартов вступает в силу 1 июля 2016 года.
2. Для всех видов должностей выделено девять квалификационных уровней. К профстандартам, по которым законодательно не установлены требования к квалификации, относятся лишь первые три уровня. Начиная с Уровня 4, требования к квалификации работника предусмотрены.
3. Как разъяснило в своем письме от 10.02.2016 Министерство труда и социальной защиты РФ, наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям). Во всех остальных случаях применение профстандартов носит рекомендательный характер. За исключением отдельных категорий работодателей, для которых у Правительства РФ есть право устанавливать дополнительные обязанности в части применения профстандартов. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды РФ, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
4. Нормативные акты, регулирующие введение системы профстандартов и работу в соответствии с ней:
- Статьи 195.1 и 195.3 Трудового Кодекса РФ
- Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015
- Приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 «Об утверждении макета профессионального стандарта»
- Приказ Минтруда РФ № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
- Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
5. Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов». Ссылка на него http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov. Поскольку из-за огромного количества запросов данный ресурс часто перегружен, я выложила профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» на своем сайте, в разделе «Документы», посмотреть и скачать его можно по ссылке.
6. Справочная информация:
Профессиональная переподготовка – чтобы считать обучение именно профпереподготовкой, должны быть соблюдены 2 условия (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»):
- Объем курса должен составлять не менее 250 академических часов
- По окончании должен выдаваться диплом установленного образца. Другие документы – сертификаты, свидетельства и т.п. – не действительны.
Повышение квалификации – обязательные условия здесь:
- Объем – не менее 16 ак. часов
- Документ по окончании – удостоверение о повышении квалификации (строго, без вариантов).
Как понять, какой уровень высшего образования у человека – бакалавриат, специалитет, магистратура, — если это не указано в дипломе?
До 2003 года у нас в стране во всех ВУЗах был специалитет, разделение началось с этого момента. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года, для «магистров» на базе бакалавриата – 2 года. Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохраняется лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению профстандарта «Специалист по управлению персоналом», который был утвержден 06.10.2015. Нас будет в первую очередь интересовать самый актуальный для большинства вопрос – требования к квалификации. Как было сказано в подпункте 3, квалификационные требования будут обязательными к исполнению отдельными категориями работодателей.
Примечание: уровень квалификации указывается в разделе «Описание обобщенной трудовой функции» в правом верхнем квадрате.
Итак, к данной группе должностей и профессий относятся специалисты и руководители, выполняющие следующие обобщенные трудовые функции:
- Документационное обеспечение работы с персоналом
- Деятельность по обеспечению персоналом
- Деятельность по оценке и аттестации персонала
- Деятельность по развитию персонала
- Деятельность по организации оплаты и труда персонала
- Деятельность по организации корпоративной социальной политики
- Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
- Операционное управление персоналом и подразделением организации
- Стратегическое управление персоналом организации.
Таким образом, мы видим, что в группу должностей и профессий, относящихся к профстандарту «Специалист по управлению персоналом», входят
специалисты:
— по кадровому делопроизводству (квалификационный уровень 5)
— по подбору, оценке и аттестации, развитию персонала, по организации труда и оплате персонала (уровень 6)
— по организации корпоративной социальной политики (уровень 6)
и руководители (квалификационный уровень 7):
— операционные – руководители подразделений организации по управлению персоналом
— стратегические – вице-президент, директор по персоналу или заместитель генерального директора по управлению персоналом.
В зависимости от размера и структуры организации все или многих из этих функций могут быть как совмещены и выполняться одним сотрудником, так и разделены между работниками службы управления персоналом. В первом случае мы имеем дело с руководителем-универсалом, во втором – наблюдаем иерархичную структуру с четкой специализацией.
Давайте разберемся с требованиями профстандарта к квалификации таких специалистов и руководителей.
Возьмем, к примеру, специалиста по кадровому делопроизводству. Как мы уже установили, его квалификационный уровень в соответствии с профстандартом — пятый.
Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена; Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации.
Как это понимать: для данного специалиста достаточным будет уровень среднего профессионального образования, высшее не требуется. Но оно должно быть профильным (либо Управление персоналом, либо Кадровое делопроизводство). Если базовое образование (даже высшее) – не профильное, необходима профессиональная переподготовка в данном направлении. Связка: не профильное среднее (или высшее) профессиональное образование + повышение квалификации силы иметь не будет, т.к. квалификацию можно повысить только при ее наличии.
Для данной категории сотрудников опыта работы по специальности не требуется.
Особых условий допуска к работе также нет.
На примере. Предположим, наш инспектор по кадрам имеет среднее профессиональное образование бухгалтера и год назад прошел семинар по кадровому делопроизводству (повышение квалификации), его опыт работы по специальности составляет 6 лет. Будет ли он соответствовать требованиям профстандарта?
Ответ: нет, т.к. у него отсутствует профессиональная переподготовка по направлению Управление персоналом или Кадровое делопроизводство. А без нее повышение квалификации значения не имеет. Опыт работы также не может компенсировать отсутствие профильного образования.
Что делать: проходить профессиональную переподготовку.
Листаем профессиональный стандарт дальше. В описании каждой трудовой функции есть разделы: Трудовые действия, Необходимые умения, Необходимые знания. Соответствие этим требованиям работодатель будет проверять самостоятельно, контролирующие органы — нет.
Возьмем представителей 6 уровня, например, специалиста по подбору персонала. Требования к его квалификации в соответствии с профстандартом:
Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала.
Опыт практической работы не требуется.
Здесь мы видим, что наличие высшего образования является обязательным (для 6 уровня допустим бакалавриат). Если высшее образование профильное (Управление персоналом), то все в порядке. Если нет, требуется профессиональная переподготовка в данном направлении. Дополнением к ней, но не заменой, может быть повышение квалификации.
Пример. Наш рекрутер имеет высшее образование по специальности «Менеджмент организации» и 3 года стажа. Достаточно ли этого для соответствия требованиям профстандарта?
Ответ: нет, т.к. базовое высшее образование – не Управление персоналом, а наличие опыта работы его отсутствие, как мы уже установили, не заменяет.
Что делать: либо получать второе высшее по специальности «Управление персоналом», либо проходить профессиональную переподготовку.
Похожие требования мы наблюдаем к специалистам по оценке, адаптации, развитию персонала.
Иное дело – специалист по оплате и нормированию труда, специалист по оплате и мотивации труда, специалист по компенсациям и льготам.
Здесь мы видим в качестве обязательного условия, диктуемого профстандартом, наличие экономического образования – либо высшего базового (бакалавриат), либо дополнительного в форме переквалификации. Кроме того, еще одним условием выступает повышение квалификации не реже чем раз в три года в области экономики, нормирования и оплаты труда. Т.е. если для ранее прозвучавших специалистов программы повышения квалификации носили рекомендательный характер, здесь они становятся обязательными. Если, к примеру, наш менеджер по компенсациям и льготам имеет высшее экономическое образование, но не повышал свою квалификацию более 3 лет, ему нужно срочно это сделать.
Профильный опыт для начала работы на данной позиции также не требуется.
Переходим к руководителям. Напомню, все обобщенные трудовые функции в профстандарте относятся к уровню квалификации 7.
1. Требования к руководителям подразделений (операционное управление):
- Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, операционного и тактического управления; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления.
- Опыт — Не менее 5 лет в области управления персоналом.
По образованию: здесь обязательно наличие высшего образования, но уже уровня не бакалавриат, а специалитет или магистратура. Профильным в данном случае (высшее или проф. переподготовка) будет как Управление персоналом, так и в целом управленческое (Менеджмент), экономическое образование.
Повышение квалификации рекомендуется, но не является обязательным требованием профстандарта. А вот заменить наличие профильного высшего образования или проф. переподготовку оно не может.
Опыт 5 лет – речь идет в целом об опыте в сфере управления персоналом, на позициях любого уровня.
Пример. Руководитель отдела подбора персонала имеет высшее психологическое образование, повысил год назад свою квалификацию, пройдя семинар по рекрутингу, его профильный опыт работы 3 года (2 года был специалистом по подбору, а потом 1 год – руководителем отдела). Соответствует ли он требованиям профстандарта?
Ответ: нет, причины две. 1) У него нет профильного образования (высшего или проф. переподготовки), психологическое – не является им, 2)его опыт в данной сфере меньше требуемого (три года вместо пяти).
Что делать: проходить переподготовку и нарабатывать нужный опыт, а пока придется понижать в должности (к примеру, до заместителя руководителя отдела).
2. Стратегическое управление персоналом (ТОП-менеджмент).
Требования к уровню квалификации:
- Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления.
- Опыт — Не менее 5 лет в области управления персоналом на руководящих должностях.
Здесь требования профессионального стандарта к образованию являются аналогичными тем, что предъявлялись к руководителям подразделений: высшее образование (специалитет, магистратура) по направлениям: Управление персоналом, Экономика, Управление предприятием (Менеджмент). Либо возможно наличие высшего образование необходимого уровня + профессиональная переподготовка по вышеуказанным направлениям.
Между операционным руководителями и стратегическими заметна разница в требованиях к опыту работы. В данном случае он должен быть именно управленческим, т.е. если у кандидата на позицию Директор по персоналу 6 лет стажа в качестве специалиста по персоналу любого профиля и 3 года – на позиции руководителя отдела, мы не сможем его принять на должность, т.к. ему не хватает двух лет.
В заключение хочу остановиться на тонком моменте, который будет волновать многих. Речь идет о ситуации, когда в небольшой организации вся служба персонала представлена в лице одного сотрудника. Как быть с ним? К какому уровню отнести его совмещенные трудовые функции? Какие требования предъявляет профстандарт к нему?
Четких разъяснений законодатель пока не дал, но, следуя логике, полагаю, что уровень данного специалиста будет шестым (если только вся его работа не сводится к кадровому делопроизводству, а есть как минимум подбор персонала). Следовательно, требования к образованию — стандартные для большинства должностей данного уровня, указанных в профстандарте «Специалист по управлению персоналом»: высшее профильное образование (специализация «Управление персоналом»), либо другое + переквалификация по направлению. Повышение квалификации – как рекомендация.
Для старта на данной позиции опыт работы не требуется.
Желаю успехов в освоении и внедрении профессиональных стандартов!
Галина Бобкова
P.S. С перечнем должностей специалистов, квалификация которых должна соответствовать профстандарту, можно ознакомиться здесь