Прокол колеса (точнее, его камеры) всегда случается внезапно. Если неприятность настигла вас недалеко от дома или любого другого жилья, не так сложно найти инструменты и заклеить место прокола. Если же рядом оказался велосипедный сервис или магазин, то там всегда подскажут, как поменять камеру на заднем или переднем колесе велосипеда, а за отдельную плату вообще все сделают сами. Но вот если прокол произошел на природе, вдали от любых благ цивилизации, придется рассчитывать только на собственные силы и имеющийся ремонтный комплект.
Ремонтный комплект
При частых поездках вдали от цивилизации именно собственный ремонтный комплект – единственное, что поможет при проколе. Подбирать его нужно внимательно.
- Светодиодный фонарик. Без него ночью или в сумерках справиться с ремонтом будет намного сложнее.
- Заплатки. Их нужно хотя бы две, но лучше больше, благо много места они не занимают. Раньше использовались просто куски резины, но сейчас можно недорого купить более удобные специализированные заплатки.
- Насос. Нужен, чтобы накачать колесо.
- Пластиковые бортировки (2 штуки). Это специальные приспособления, которые облегчают процесс демонтажа покрышки и камеры. Продаются в любом веломагазине и доступны по цене.
- Подходящий ключ для демонтажа колеса. В данном случае нужно ориентироваться на то, какие крепления используются в каждом отдельном случае. К примеру, часто используются шестигранные гайки, под которые нужен шестигранный же ключ.
- Наждачная бумага. Нужна для зачистки места прокола, чтобы заплатка лучше приклеилась.
- Резиновый клей. Нужен для фиксации заплатки.
- Запасные камеры и покрышки (по 2 штуки). В некоторых случаях повреждения бывают настолько обширными, что ремонт невозможен, остается только полностью менять вышедшую из строя часть.
Визуальный осмотр
И вот настал неприятный момент – колесо велосипеда пробито. Начать следует с визуального осмотра покрышки. В некоторых случаях, если дырка очень большая, это помогает сразу определить место прокола. Для удобства это место можно сразу пометить ручкой, маркером, кусочком угля, мела или любым другим подходящим образом. Даже если предполагаемое местоположение дырки обнаружено, рекомендуется все равно полностью проверить все колесо, очистив его от мусора. Вполне может быть, что проколов несколько.
Снимаем покрышку
После осмотра нужно снять колесо (используя соответствующий ключ из ремонтного комплекта). Теперь с обода надо снять покрышку и достать из нее камеру. Сделать это без бортировок, входящих в описанный выше ремкомплект, будет затруднительно. Нужно вставить бортировки между покрышкой и ободом и тянуть за них, постепенно снимая покрышку. Достать камеру обычно не составляет труда, но, если покрышка слишком жесткая, может потребоваться вновь воспользоваться бортировками по той же схеме, только теперь их нужно будет вставлять не между ободом и покрышкой, а между покрышкой и камерой. Если на предыдущем шаге предполагаемое место прокола уже найдено и отмечено, рекомендуется дополнительно пометить этот же участок и на камере. Нагляднее, как снять или поменять покрышку с камерой на велосипеде, показано в этом видео:
Поиск прокола и очередной осмотр
Когда камера снята, на ней нужно найти место прокола. Если оно уже отмечено, искать будет проще, но все равно нужно проверить камеру полностью. Для этого ее нужно накачать и на слух определить, откуда выходит воздух. Если дырка достаточно большая, то сделать это несложно, а вот если она очень маленькая, придется действовать по-другому. Понадобится емкость с водой. Удобнее всего использовать тазик, но в полевых условиях найти его затруднительно. В таком случае подойдет любой водоем: река, озеро, водохранилище и т. д. В воду нужно поместить накачанную камеру и проверить, из какого места выходят пузырьки воздуха. Это и есть место прокола. Важно помнить, что для ремонта нужно сначала дать камере высохнуть. Но это еще не все. Пока сохнет камера, рекомендуется тщательно проверить внутреннюю поверхность покрышки. Там могут быть частички стекла, колючки, другие подобные элементы, которые и сделали в камере дырку и могут сделать новую. Их нужно убрать.
Заплатка
Когда дырка обнаружена, не остается других вариантов, кроме как установить заплатку или поменять камеру велосипеда. С заменой все просто: вынимаем пробитую камеру, меняем на новую и устанавливаем обратно. А вот с заплаткой ситуация сложнее. В первую очередь необходимо тщательно обработать место прокола и все вокруг него наждачной бумагой. Шероховатая поверхность позволит лучше зафиксировать заплатку. Теперь капаем клей. Достаточно одной капли, которую следует растереть тонким слоем вокруг дырки в радиусе около 2 см. Затем клею нужно дать немного подсохнуть и повторить эту же процедуру несколько раз, пока слой клея из глянцевого не станет матовым. Только теперь можно клеить заплатку. Если они есть в наличии разного размера и непонятно, какой на самом деле размер прокола, лучше брать заплату побольше. После того как клей высохнет, камеру рекомендуется накачать, чтобы проверить, нет ли других дырок и не пропускает ли воздух заплатка. Если все нормально, можно устанавливать камеру в покрышку и надевать последнюю на обод колеса.
Полезные советы
Чтобы сделать ремонт прокола камеры колеса велосипеда более комфортным, учитывайте небольшие хитрости.
- Есть вероятность того, что заплатка приклеится к покрышке. Избежать этого можно, слегка присыпав заплатку сверху тальком, мелом или просто дорожной пылью, если больше ничего под рукой нет.
- Вместо наждачной бумаги можно использовать шершавый камень или просто кусок асфальта.
- Возвращая покрышку с камерой на обод после ремонта, участок, где находится ниппель, нужно ставить на место в последнюю очередь. Так процесс установки пройдет намного легче.
Ремонт покрышек невозможен. Их можно только заменить на новые. С другой стороны, они довольно редко пробиваются настолько сильно, чтобы потребовалась замена. Обычно покрышки меняют по мере износа, когда протектор полностью стерся. Реже замена требуется в тех случаях, когда покрышки сильно повреждены из-за проколов, ударов, воздействия химикатов и других факторов. А вот камеру можно менять реже. Она способна пережить очень большое количество проколов, но после очередной дырки, когда живого места на ней уже нет, ее все же лучше заменить. Также менять камеру придется, если повредился ниппель, в этом случае ремонт тоже невозможен.
Подведем итог: при поездках, особенно на дальние расстояния, нужно всегда иметь с собой полный ремкомплект и помнить о хитростях, о которых мы рассказали в этой статье.
Катаясь по парку, спускаясь с гор, путешествую по пересеченной местности любой велосипедист может столкнуться с проблемой прокола колеса. Причиной повреждения камеры и покрышки могут стать любые острые предметы, встречающиеся на дороге. Например, стекляшки, гвозди, острые камни и прочее. Чтобы избежать проколов в будущем, следует по возможности объезжать опасные предметы и кучи мусора.
Для решения проблемы вам потребуется ремкомплект:
- Заплатки (на клейкой основе, если без нее, то еще и резиновый клей)
- Монтажки или бортировки
- Наждачная бумага
- Гаечный или раздвижной ключ (если нет эксцентрика)
- Насос
Первый этап. Снятие колеса.
Со снятием переднего колеса не должно возникнуть проблем. Если крепление эксцентрик (выглядит как рычажок), то его следует отогнуть и крутить. Если гайка – то нужно использовать ключ, подходящий по размеру или раздвижной. Перед снятием колеса необходимо отключить тормоз и, если тормоза ободные, убрать колодки от обода (как это сделать зависит от типа ободных тормозов, например у v-brake нужно «открыть» металлический зажим троса).
Если вам не повезло проколоть заднее колесо, то придется столкнуться с некоторыми проблемами. Чтобы его снять, для начала нужно ослабить цепь, перевести ее звездочку с наименьшим диаметром. Зажим колеса раскручивают также как и у переднего колеса. Лапку скоростей отводят назад и цепь снимают со звездочки.
Второй этап. Поверхностный поиск повреждения.
Для начала стоит осмотреть поверхность покрышки. Делать это нужно аккуратно, так как можно пораниться о тот предмет, который проколол колесо. Заметив повреждение, очистите его от острых предметов и осмотрите оставшуюся часть колеса. Запомните примерное нахождение прокола в отношении к ниппелю. Так будет проще найти отверстие в камере.
Третий этап. Извлечение камеры.
Если в камере остался воздух, то его нужно выпустить, открыв ниппель. Далее приступаем к снятию покрышки с помощью монтажек или бортировок. Такие приспособления можно купить в любом магазине, где продают аксессуары и запчасти для велосипедов. Если таковых не нашлось у вас под рукой, можно использовать другие вещи, которые смогут выполнить работу рычага. Могут подойти прочные металлические предметы с тупым концом, например – нож для масла, плоская ручка столового прибора и другие. При снятии покрышки с колеса следует быть осторожным, чтобы еще больше не повредить камеру.
Бортировки необходимо глубоко ввести под покрышку. Лучше использовать несколько штук. Натяните бортировку, чтобы приподнять покрышку и снимите ее с обода. Извлеките камеру. После этого стоит осмотреть покрышку изнутри на наличие посторонних предметов, послуживших возникновению прокола. Такая перестраховка позволит избежать повторного повреждения в этом же месте.
Четвертый этап. Поиск прокола на камере.
Чтобы обнаружить прокол, необходимо тщательно осмотреть камеру. Для этого рекомендуется ее надуть. Если дырку не видно, то ее можно обнаружить на слух и почувствовав поток воздуха на коже. Если предыдущие варианты не помогли,то камеру нужно снова надуть и положить в емкость с водой. Место прокола легко определится по пузырькам выходящего воздуха. Перед тем как приступать к ремонту, камера должна высохнуть. Если прокол очень маленький, то его местонахождение можно отметить мелом или другими пишущими материалами. Однако лучше все-таки выбрать контрастный вариант отметки. Шариковые ручки не подойдут, так как они плохо видны на черной камере.
Пятый этап. Подготовка поверхности.
Если в месте прокола есть посторонние предметы, то их следует аккуратно удалить. Поверхность, на которую будет приклеена заплатка, должна быть чистой и шероховатой (заматированной). Шероховатость можно придать с помощью мелкой наждачки или специальной многоразовой металлической терки. Ответственно отнеситесь к этому моменту! От него будет зависеть качество прилипания (адгезии) заплатки к камере. Не должно оставаться ровных глянцевых мест. Такая процедура обеспечит лучшее приклеивание заплатки. Очистите место от пыли, крошек и резиновой трухи после наждачки. Обработку поверхности производят в радиусе 2-2,5 см от прокола.
Шестой этап. Заплатка.
Есть два вида заплаток для ремонта проколов камеры. Есть самоклеющиеся, а есть те, для которых нужно использовать клей. Обычно все необходимое входит в комплект вместе с заплаткой. Лучше всего ознакомиться с прилагаемой инструкцией, так вы достигните лучшего результата. Перед началом работы рекомендуется немного накачать камеру.
- Заплатка на клеевой основе. Применение ее простое, клей не требуется. Самоклейки считаются хуже, чем заплатки на клею. Однако простота и быстрота использования являются неоспоримыми преимуществами. Для использования такой заплатки следует правильно подобрать размер. Если вы сомневаетесь в выборе размера, то возьмите заплатку побольше. Перед применением удалите защитную пленку или фольгу с клеевой поверхности заплаты. Приложите ее к месту прокола так, чтобы ее середина примерно совпадала с дырой в камере. Сильно прижмите заплатку и подождите, пока клей «схватится». Время, необходимое для высыхания, обозначено в инструкции.
- Заплатка с использованием клея. Потребует немного больше времени, но отличается высокой надежностью: резина буквально «приваривается» химическим путем. Для начала нужно капнуть клей на место прокола и растереть тонким слоем. Этот слой выполнит функцию грунтовки и подготовит поверхность камеры, следует дать ему подсохнуть, а затем нанести еще один слой клея, снова немного подождать (лучше свериться с инструкцией). После этого нужно приложить заплатку и сильно прижать. От силы сжатия будет зависеть весь результат! Подержать так пару секунд или больше в зависимости от типа клея. Дать клею полностью засохнуть, а потом заняться сборкой колеса.
Седьмой этап. Сборка.
Отремонтированную камеру перед использованием следует проверить на спускание и степень сухости клея. Камеру необходимо хорошо накачать и оставить на время, если ее не спустило, то все в порядке. Высох ли клей можно проверить поверхностью пальца. Если он не прилипает, то камера готова к использованию.
Порядок сборки колеса:
- Камеру следует немного подкачать
- Вложить камеру в покрышку
- Установить ниппель в отверстие в ободе
С противоположной стороны от ниппеля начинаем одевать покрышку на обод. Для этого следует нажать на покрышку с внешней стороны так, чтобы она оделась на обод и зафиксировалась. Можно помочь большими пальцами руки, отогнув край покрышки и одев на обод. Таким образом пройтись по всему колесу. Последний участок часто бывает очень сложным. Бывает, что требуются дополнительные инструменты, чтобы закончить процесс.
Проверить качество выполненной работы. Нужно удостовериться, что камера не зажалась между ободом и покрышкой. Накачав не сильно камеру, проверить круговую метку покрышки. Если есть искривления, то камера или покрышка неправильно встали в этом месте. Для этого нужно снова приспустить камеру и поправить в проблемном месте так, чтобы покрышка находила на обод равномерно.
Накачайте камеру колеса до рекомендуемого давления. Делать это следует медленно, чтобы камера встала на место.
Проверьте осталась ли ровным покрышка. Если обнаружились вздутия и неровности протектора, то стоит снова спустить воздух и поправить борты.
Хорошо накачав колесо рекомендуется оставить на некоторое время для того чтобы удостоверится в удачном ремонте. Для диагностики сожмите колесо до и после проведенного времени, если разницы не будет, то ремонт прошел успешно и камеру не спускает.
Необходимо помнить, что многие покрышки и камеры имеют направление. Это следует учитывать для продления срока службы.
Восьмой этап. Установка колеса.
Поставьте колесо на место и закрепите гайкой или эксцентриком. Верните тормоза в исходный рабочий вид и проверьте их исправность. В случае с ремонтом заднего колеса необходимо одеть цепь на звездочку и лапку, проверить их работу.
Девятый этап. Тест.
После ремонта следует провести тестовый заезд. Ехать нужно аккуратно, постепенно набирая скорость. Четко следите за поведением колеса. Если все прошло удачно, то ваш велосипед готов к поездкам с привычным ритмом.
Какие камеры не ремонтируются:
- С множественными проколами
- С большими дырками
- С разрывами возле ниппеля
- Утечка воздуха после ремонта
Даже если вы удачно отремонтировали камеру, то стоит заранее купить ей замену и возить с собой в составе ремкомплекта.
Для предупреждения проколов камеры нужно следить за износом покрышки. С порезами, отверстиями, стершимся протектором через который видна обшивка не следует использовать. Они не смогут защитить камеру даже от камушков. Поэтому целесообразно купить новую. Если в покрышке обнаружены посторонние предметы, то их следует удалить и оценить степень повреждения.
|
||
Страница 1 из 1 [ Сообщений: 11 ] |
Автор | Сообщение |
---|---|
Заголовок сообщения: Не могу найти место прокола.
|
|
|
Вчера ездил на велосипеде колесо было накачано нормально. Перед сном решил проверить как накачано руками пощупал спущено опять накачал утром проснулся проверил опять спущено. Налил в таз воды накачал камеру опускаю камеру в воду нигде не видно чтобы явно травил воздух всю камеру прокрутил в воде нигде не могу найти место где травит воздух, возле соска (вентиля) всё нормально не травит. Где-то травит а где? |
Вернуться к началу |
P
|
mocrosoft |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Через сам клапан (ниппель) не травит? |
Вернуться к началу | |
Vik2402 |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Baiker, объём воды по больше нада и камеру посильнее накачай… твой прокол травит ведь на больших давлениях… а ещё проще — поменяй камеру… |
Вернуться к началу | |
Baiker |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Через ниппель клапан не травит. Сейчас проверил камеру без покрышки вытащил из воды сушу-воздух держится. А если заборитровать вставить камеру в колесо с покрышкой накачиваешь некоторое время держится воздух потом спускает колесо. Покрышка новая целая. |
Вернуться к началу | |
Baiker |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Vik2402 писал(а): Baiker, объём воды по больше нада и камеру посильнее накачай… твой прокол травит ведь на больших давлениях… а ещё проще — поменяй камеру… Объём воды побольше это как итак таз полон воды. В ванную набрать воды. |
Вернуться к началу | |
mocrosoft |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Baiker писал(а): Vik2402 писал(а): Baiker, объём воды по больше нада и камеру посильнее накачай… твой прокол травит ведь на больших давлениях… а ещё проще — поменяй камеру… Объём воды побольше это как итак таз полон воды. В ванную набрать воды. Он, наверное, имел в виду — накачать посильнее (я для поиска прокола качаю, чтобы камера заметно раздувалась — в запястье толщиной, или даже чуть больше) и опускать в воду поглубже… |
Вернуться к началу | |
sergomortinelli |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
если травит только под хорошим давлением, при наружной накачке может и не проявляться , дунуть пока не проявиться, а дальше дело техники . |
Вернуться к началу | |
Vik2402 |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Baiker писал(а): Объём воды побольше это как итак таз полон воды. В ванную набрать воды. ну да, дета так… шоб хотя бы треть камеры была ПОЛНОСТЬЮ в воде… |
Вернуться к началу | |
mocrosoft |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
sergomortinelli писал(а): если травит только под хорошим давлением, при наружной накачке может и не проявляться , дунуть пока не проявиться, а дальше дело техники . Фокус в том, что при накачке вне покрышки, камера сильно раздувается, растягивая свою стенку. Поэтому увеличивается и сечение дырок в этой стенке, а значит и течь будет заметнее. |
Вернуться к началу | |
Александор |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Baiker, у меня такая же проблема была. Пришел к выводу что просто сама резина некачественная и травит через поры. Как вариант можешь еще более детально осмотреть сосок (погрузив камеру под воду и подвигать его из стороны в сторону — бывает травит тогда, когда сосок немного искривлен). |
Вернуться к началу | |
Baiker |
Заголовок сообщения: Re: Не могу найти место прокола.
|
|
Точно травило через сосок. |
Вернуться к началу | |
С каждым велосипедистом рано или поздно случается такая неприятная ситуация, как прокол камеры велосипеда. Если вы обнаружили, что колесо спустило дома – это одно (хотя так же требуются определенные знания в ремонте камеры), но что делать, если вы пробили его во время многокилометрового заезда, например, где-нибудь в поле? Как в такой ситуации определить место прокола, правильно поменять и заклеить камеру велосипеда, какой клей и латки лучше подойдут для этой цели. Дополнительно в данной статье мы рассмотрим некоторые нюансы ремонта и правильной эксплуатации велосипедных камер, например, поговорим о том, какое в них должно быть давление и многое другое.
Содержание статьи
- 1 Замена камеры велосипеда
- 2 Как определить место прокола
- 3 Чем можно заклеить камеру
- 4 Как правильно наклеить латку
- 5 Что делать если камера спускает
- 6 Советы как избежать проколов
- 7 Видео по теме
- 8 Заключение
Замена камеры велосипеда
Во время дальних поездок целесообразно возить с собой не только велоинструмент, но и запасную камеру, с помощью которой можно достаточно быстро заменить вышедшую из строя, и поехать дальше. Ведь это гораздо быстрее, чем ожидать высыхание клея на только что заклеенной. Поэтому в данном разделе мы рассмотрим такой вопрос, как снять покрышку велосипеда и произвести замену камеры при ее проколе.
- Снимаем колесо с велосипеда. Для этого ослабляем эксцентрик (или же откручиваем фиксирующую гайку на оси).
- Вытираем боковые поверхности покрышки и обода от грязи ветошью.
- Ложем колесо набок и делаем отметку мелом (или другими подручными материалами) на покрышке напротив соска камеры.
Если ничего нет под рукой, то запоминаем это положение, опираясь на боковые надписи. После этого колесо должно оставаться только на этом боку. Это необходимо, чтобы после того как мы достанем камеру и обнаружим на ней прокол, то смогли, приложив ее к покрышке, найти место, где посторонний предмет проткнул последнюю. В большинстве случаев, гвоздь или иголка растения остается в покрышке велосипеда, и если ее не извлечь, то она проткнет новую камеру сразу же после ее замены.
- Откручиваем колпачок соска камеры, и, надавливая на ниппель, спускаем воздух пока края покрышки не «отстанут» от бортов обода. Полностью камеру можно не спускать.
- Затем при помощи специальной бортировочной лопатки (монтажки) поддеваем край покрышки, и, упираясь лопаткой в стенку обода, вытягиваем ее борт наружу.
Следите, чтобы между монтажкой и ободом не попала камера. Это может привести к ее разрыву. Если у вас нет магазинной лопатки, то можно использовать любой неострый, желательно пластиковый предмет похожей формы.
Не стоит для этих целей использовать деревянные изделия (они могут быть с заусенцами) или же металлические, которые повреждают лакокрасочное покрытие обода велосипеда. Острые предметы (отвертки, ножи и т.д.) категорически не рекомендуется применять. Они могут повредить как камеру, так и покрышку.
- После того, как вы вытянули часть борта, удерживаем его второй рукой, а лопаткой проводим по контуру обода. На данном этапе мы извлекли один бок покрышки.
- Вытягиваем камеру, для чего вталкиваем сосок внутрь обода, и не спеша достаем ее.
Важно не переворачивать ее на другую сторону до тех пор, пока мы не обнаружим место прокола, и не найдем его же на покрышке (приложив к ней камеру).
- После этого снимаем шину велосипеда полностью (можно сразу этого не делать, а попробовать найти место прокола на ощупь, но со снятой покрышкой, конечно же, проще). Пододвигаем ее бок, который остался между стенок обода к краю и, придерживая последний, тянем на себя.
После того как мы ее снимем, оставляем покрышку в таком же положении как она стоял на ободе (для поиска застрявшего в ней постороннего предмета).
- Проверяем внутреннюю часть обода и покрышки на наличие мусора и посторонних предметов, которые следует удалить перед установкой новой камеры.
- Накачиваем камеру велосипеда и находим место прокола, запоминая его положение или помечаем, например, мелом. После этого спускаем ее полностью через ниппель.
- Прикладываем камеру к покрышке, расположив ее сосок напротив метки, и делаем вторую отметку на месте обнаруженного отверстия.
- Проводим рукой по внутренней стороне покрышки в месте прокола и находим острый предмет, который легко удалить при помощи пинцета или плоскогубцев.
- После этого надеваем один борт покрышки на обод. Обратите внимание, что при установке следует соблюсти правильное направление протектора. Это можно сделать, посмотрев на покрышку сбоку. С одной или двух сторон будут стрелки, указывающие правильное направление вращения (может присутствовать надпись Drive, Direction или просто стрелка). Далее вставляем внутрь новую камеру, вытянув сосок через соответствующее отверстие на ободе (для удобства установки, велосипедную камеру можно немного подкачать), и надеваем второй борт. Накачиваем колесо насосом и накручиваем колпачок.
Затем следует произвести ремонт проколотой камеры, например, после того как вы приедете с велопрогулки домой, или же во время привала.
Как определить место прокола
На первый взгляд очень простая процедура выявления места прокола может значительно усложниться в зависимости от того, где вы обнаружили спущенное колесо (дома или во время поездки). Для упрощения процедуры поиска следует учитывать, что в 90% случаев оно расположено на так называемом «пятне контакта» колеса с дорогой, обычно не выше чем 2/3 высоты камеры. Исключением могут быть повреждения от обода (если на последнем вышла из строя ободная лента) или же вылезших железных нитей корда покрышки. Поэтому мы рассмотрим несколько вариантов, как найти отверстие в камере велосипеда, через которое стравливается воздух.
- Самый простой способ, это опустить камеру в воду. Достаточно иметь незначительный резервуар, глубина которого позволяет погрузить ее хотя бы на 2/3 высоты. Вращаем камеру, пока не обнаружим пузырьки воздуха, которые будут вырываться из воды. После достаем ее, находим место прокола и приступаем к ремонту.
- Если по близости нет воды, то на помощь придёт мелкодисперсная пыль (которая может встречаться на грунтовых дорогах). Увеличиваем давление в камере для усиления струи воздуха из отверстия и подносим ее на небольшое расстояние к пыли (не касаясь ее). Вращаем камеру, и смотрим то место, где пыль начнет разлетаться.
- Если на улице наблюдается безветренная погода, то прокол можно обнаружить, поднеся камеру к намоченному запястью руки (внутренней его стороне). Кожа должна быть мокрой, чтобы максимально упростить процедуру поиска. Для этого метода также желательно повысить давление.
- При сильном проколе в тихом месте его можно обнаружить на слух.
Чем можно заклеить камеру
Не любой клей и не любая латка подойдут для устранения прокола колеса велосипеда. Поэтому стоит подробней остановиться на теме чем можно и чем не стоит заклеивать камеру байка. Есть несколько вариантов, которые мы и рассмотрим ниже.
- Специализированные ремкомплекты. Очень многие производители велозапчастей выпускают так называемые ремонтные комплекты для камеры велосипеда, которые обычно представляют собой коробку-футляр, мелок для отметки места прокола, зашкуриватель (обычно, металлическая перфорированная пластина или кусочек наждачки), несколько латок разной формы и размера, и клей.
Состав клея специально разрабатывается для совместного использования с поверхностью конкретно данных латок (с которыми он вступает в химическую реакцию), поэтому использование его совместно с латками другого производителя может и не дать результата. Благо, что в большинстве данных ремкомплектов количество клея четко рассчитано на кол-во латок.
- Китайские ремкомплекты для камеры велосипеда. Некоторые райдеры недооценивают мощь китайской промышленности и с пренебрежением смотрят на их ремки. Не могу говорить про все (уверен, что некоторые из них действительно ужасны), но последние года 4-и пользуюсь исключительно китайскими латками фирмы Red Sun (хотя может это и не фирма, а название ремкомплекта). Они достаточно распространены.
За несколько лет использования ни одна из латок не отлетела и не стала пропускать воздух. А стоимость этого продукта ниже, чем у именитых брендов. К минусам можно отнести, что в наборе присутствуют только клей и латки, и что самое обидное, латок несоизмеримо больше чем клея. Ну, это уже мелочи. В общем, всем советую.
- Третий вариант самый ненадежный и поэтому его стоит применять только в крайнем случае. Сюда мы выделили самодельные латки, которые можно сделать из старой велосипедной камеры. В качестве клея можно использовать практически любой пластичный клей для резины. Но в данном случае надежность заплатки получается уж очень низкой. Тут так говориться, «на свой страх и риск». При использовании самодельных латок нельзя использовать клей, который при застывании может полопаться в местах изгиба.
- Вулканизация. Звучит хорошо, получается очень надежно (лучше, чем при использовании любого клея и латок, с учетом, что вы вулканизируете в специализированной мастерской), но на деле не стоит своих денег и заморочек. В домашних условиях сделать достаточно сложно (а в полевых – невозможно) и можно с легкостью запороть камеру.
Как правильно наклеить латку
После того как мы нашли и отметили место прокола велосипедной камеры следует приступить к ее ремонту, а именно заклеить данное отверстие. Для этого необходимо выполнить следующие операции.
- Если камера мокрая (после поиска дефекта), то следует дождаться ее полного высыхания. Плюс ко всему, она должна быть полностью спущена.
- При помощи наждачки или специальной перфорированной железной пластинки (которая обычно присутствует в велонаборах для ремонта камер) зачищаем место прокола до появления матового цвета. Участок зашкуривания должен быть на 1 сантиметр больше размера велосипедной латки в диаметре.
После данной процедуры стараемся не касаться данного места руками или другими предметами.
- Снимаем защитную пленку с поверхности латки, которую мы будем приклеивать к камере.
- Наносим клей. Он может наноситься только на латку, только на камеру или же на оба места. Эту информацию можно посмотреть на тюбике с клеем. Также обращаем внимание на указанное там же время выдержки на воздухе и время полного застывания (последние два пункта могут не указываться).
- Крепко прижимаем латку на нужное нам место, выдавливаем из-под нее воздух (для этого надавливаем на ее центр и постепенно смещаемся к краям) и на протяжении нескольких минут держим в таком состоянии. Процедура упрощается, если положить камеру на ровную поверхность, сверху поместить прочную пластину (например, кусочек ламината) и придавить это всем своим весом, наступив на нее. Сжимаем место склейки около 5 минут.
- Многие говорят, что после этого можно сразу ставить камеру в колесо велосипеда и кататься, но я бы посоветовал подождать еще хотя бы 30 минут.
Что делать если камера спускает
Если после того как вы заклеили прокол на велосипедной камере она все равно со временем спускает, то следует проверить:
- Не травит ли воздух из-под латки. Для этого место с латкой следует опустить в воду и убедиться в отсутствии пузырьков воздуха. Если же они есть, то вам придётся отрывать старую и клеить новую латку.
- Проверить отсутствие других, более мелких проколов, опустив камеру в воду. В случае их обнаружения – заклеить.
- Нет ли утечек воздуха по ниппелю. Для этого следует плюнуть на него (или же, если делать все правильно, нанести мыльный раствор) и понаблюдать несколько десятков секунд. Если он пропускает, то на нем будут образовываться пузырьки. В случае обнаружения утечки, подтянуть ниппель специальным ключом.
- Не вылез ли металлизированный корд. Бывает, что со временем на дешевых велосипедных покрышках разрушается корд, который представляет собой тонкую проволоку (на более дорогих шинах используются нейлоновые нити и другие материалы), которая может вылезти с внутренней стороны покрышки и постоянно протыкать камеру. В случае обнаружения такой проблемы шину следует как можно скорее заменить. Временное решение — выдернуть торчащую проволоку корда и заклеить это место латкой для камеры. Но повторюсь, что в данном случае требуется замена покрышки, т.к. это будет повторяться регулярно.
Если камера повреждена у основания соска (например, ее перетерло ободом), то ее лучше сразу заменить. Как правило, такие дефекты не подлежат ремонту.
Советы как избежать проколов
Чтобы уменьшить вероятность неожиданного повреждения шины и камеры во время поездки следует придерживаться нескольких простых правил.
- Поддерживать рабочее давление в колесе на необходимом уровне. Здесь нет конкретной цифры, т.к. для определенных камер/покрышек номинальное рабочее давление может быть разным. Например, на горных велосипедах давление в камере должно составлять около 2,5-5 bar, а на шоссейных – 6-9 bar. На покрышке велосипеда есть соответствующие надписи минимального и максимального давления. Выглядит это примерно так.
Если давление будет слишком маленьким, то это в значительной степени увеличивает риск прокола. Стоит помнить, что при езде зимой или в осенне-весенний период температура на улице ниже, чем в квартире. Поэтому в холодные дни камеру следует накачивать немного сильнее (т.к. при уменьшении температуры воздуха в закрытом объеме уменьшается его давление). Следовательно, если вы летом качаете до 3 bar, то зимой можно увеличить давление примерно на 1 bar (но не выше максимально допустимого).
- Менять покрышки после их износа. При выработке своего ресурса (стирании протектора) вероятность прокола так же увеличивается. И если у вас изношенная шина, и вы стали замечать, что колесо стало пробиваться все чаще, стоит задуматься о замене покрышки.
На рынке велозапчастей можно встретить еще два девайса, которые призваны упростить жизнь (по крайней мере, они так себя позиционируют) при езде на велосипеде. Это антипрокольная лента и герметик, который заливается в небольшом количестве внутрь камеры и призван «затягивать» проколы во время езды.
Антипрокольная лента представляет собой полоску из мягкого, прорезиненного пластика или же в более дорогих изделиях — кевлара, которая может клеиться или просто вкладываться между покрышкой и камерой велосипеда, и защищать от проколов. Но здесь есть свои подводные камни. Дешевая антипроколка, во-первых не всегда защищает от прокола, а во вторых может развалиться внутри покрышки и своими осколками перетереть камеру в труху, тем самым обрекая последнюю на выброс. Плюс ко всему это лишний вес. В общем, посидев на форумах, сошелся во мнении, что их больше хают, чем хвалят.
Что касается герметика, тут тоже все не так хорошо. Как временное решение, когда не хочется возиться с заменой камеры использовать, конечно, можно. Но герметик не заклеивает прокол полностью, а лишь уменьшает утечку воздуха. Плюс ко всему наблюдались жалобы после использования, когда на место прокола хотели наклеить латку.
В общем, по мнению редакции, лучше использовать более качественные велосипедные покрышки со встроенной защитой от проколов, возить с собой запасную камеру и не заморачиваться с вышеперечисленными аксессуарами.
Видео по теме
Заключение
Прочитав данную статью, можно сделать вывод, что замена и ремонт камеры велосипеда не такая уж и сложная задача, а заклеить ее во время поездки не намного сложнее, чем сделать это в домашних условиях. Самое главное в дальних поездках – это иметь с собой еще одну запасную камеру и ремкомплект для устранения проколов. Так же не следует забывать вовремя подкачивать камеру до нужного давления и своевременно менять изношенные велосипедные покрышки.
Самая часто встречаемая и, безусловно, жутко раздражающая велосипедная поломка — прокол колеса. Кто много катается, смирились с этим фактом, как неотъемлемой составляющей велосипедной жизни. Сами проколы могут быть разными: от точечных повреждений колючкой или гвоздем, до змеиных укусов и сложных боковых разрезов. Опытного велосипедиста в этом вопросе отличает две вещи: он знает, как уменьшить вероятность пробитого колеса, а когда неприятность все-таки случается — умеет быстро исправлять ситуацию. В этой статье мы рассказываем самое актуальное из мира антипрокольных технологий и делимся неочевидными лайфхаками, которые прокачают ваши велосипедные навыки.
Держите под рукой комплект заплаток
Наличие патч-набора в подседельной сумке — это первая заповедь для всех, кто использует камерные покрышки, т.е. для подавляющего большинства велосипедистов. Забегая вперед, отметим, что запасная камера тоже важна, но заплатки — вещь номер один в каждом велобардачке. Они занимают несопоставимо меньше места и точно выручат, когда у вас будет очень неудачный день сразу с несколькими проколами. Согласитесь, постоянно возить с собой две-три камеры — это уже слишком.
Заплатки бывают на самоклеющейся основе и в комплекте с тюбиком клея. С точки зрения удобства лучше первые, в вопросах надежности выигрывают вторые. Можно возить с собой сразу два типа заплаток: самоклейки — на случай микропроколов (они то и происходят чаще всего) и обычные заплатки — для починки более серьезных повреждений. Патчи с клеем желательно приобретать в небольшой пластиковой коробочке. Кейс предотвратит повреждение жестяного тюбика, с последующим вытеканием содержимого и порчей вещей в бардачке. Также клей в смятом тюбике может просто высохнуть, о чем вы узнаете в самый неподходящий момент.
Запасная камера никогда не будет лишней (спойлер: выбирайте сразу латексную)
Сменная камера выручает в тех случаях, когда ремонт на обочине нужно провести максимально быстро. С запаской нет необходимости искать место прокола (с микроповреждениями это не так-то просто), возиться с клеем и ждать пока он наберет прочность. Достаточно сменить камеру, собрать колесо — можно ехать дальше. К тому же латки не всесильны. К примеру, если мы говорим о продольных разрезах или повреждениях у основания ниппеля (такое может происходить из-за смещения камеры внутри покрышки), тогда заплатки уже ничем не помогут.
Естественно, самым дальновидным решением для велосипедиста будет наличие в подседельной сумке как ремкомплекта, так и одной запасной камеры на случай сложных проколов.
О латексных камерах
Большая часть велосипедистов использует стандартные камеры из бутиловой резины, наравне с которыми существуют более прогрессивные латексные аналоги. Их главное преимущество — высокая эластичность в сочетании с прочностью, что дает лучшую устойчивость к проколам. При наезде на тот же гвоздь эластичный материал проминается и как бы «обволакивает» инородный предмет, препятствуя таким образом проколу. Естественно, это далеко не совершенная технология, но при прочих равных вероятность поймать прокол с такой камерой меньше, чем с аналогом из обычной бутиловой резины.
У латексных камер есть свои недостатки, и это не только цена. Они хуже держат давление, и если с обычной резиной можно неделями не вспоминать о подкачке колес, то с латексом этим придется заниматься каждые три-четыре дня.
Менее опытным велосипедистам на всякий случай напомним, что запасная камера должна быть правильного размера (соответствовать диаметру колеса и ширине покрышки), иметь ниппель нужного стандарта (Schrader или Presta) и подходящей длины. Особенно часто «прокалываются» в последнем случае, когда выясняется, что длины ниппеля не хватает из-за высоких ободов.
Делаем из обычной покрышки – антипрокольную
Начинающие велосипедисты, как правило, не спешат покупать продвинутое антипрокольное оснащение: бескамерные покрышки, герметики и т.д. Обычно к этому приходят со временем. Тем не менее, есть простой и эффективный способ провести начальный апгрейд велосипеда: речь идет об установке специальной защитной ленты. Чаще всего это полиуретановые вставки, которые укладывают между покрышкой и камерой. Они отличаются прочностью и при этом эластичны, что обеспечивает эффект схожий с тем, который мы описывали, упоминая латексные камеры.
Преимущества антипрокольных лент
✓ имеют небольшую стоимость;
✓ обеспечивают относительно высокую степень защиты;
✓не утяжеляют колесо;
✓не требуют дополнительного обслуживания.
Относительные недостатки
✓ не защищают от боковых порезов и змеиного укуса;
✓ ошибки монтажа могут привести к серьезным проблемам.
Как правильно устанавливать антипрокольную ленту
1. Ленту подгоняют по длине внутренней стороны покрышки.
2. Концы располагают внахлест, так проще избежать зазора, наличие которого нежелательно.
3. После подгонки торцы ленты обязательно скругляют. Если этого не сделать, острые углы могут повредить камеру или протереть покрышку.
4. Для более надежной фиксации ленту приклеивают к покрышке кусочками двустороннего скотча. Это важно, поскольку смещение вставки не только сводит на нет эффект защиты, но и может привести к тому, что со временем острый край ленты перетрет камеру.
Разбираемся в антипрокольных покрышках
С этого момента мы начинаем говорить о более серьезном оснащении. Если не вдаваться в сложности, антипрокольные покрышки — это резина в внутренними антипрокольными вставками. Но на деле все сложнее, поскольку структура таких усиливающих прослоек может быть самой разной. Производители используют обширный спектр технологий. Так, например, антипрокольные функции в некоторых покрышках выполняет слой из гибкого каучука, в других моделях эти задачи решает дополнительный усиливающий каркас из нейлоновых или кевларовых волокон.
Главное преимущество таких покрышек — надежность. За это их по достоинству ценят в первую очередь любители кросс-кантри и велосипедного туризма. У такого оснащения есть и свои недостатки, о многих из которых догадаться несложно. В первую очередь — это цена. Учитывая тот факт, что резина это все-таки расходник, фактор стоимости многих останавливает, ведь хорошая антипрокольная покрышка стоит в среднем в 2-3 раза дороже, чем аналог без усиленных вставок.
Не следует забывать и то, что большая часть антипрокольных покрышек утяжеляет велосипед. Здесь стоит сделать важный акцент: лишние граммы на периферии колеса сильнее ухудшают качество наката. Особенно чувствительны к этому приверженцы быстрой дорожной езды: владельцы шоссейников, гревелов, турингов. Конечно, есть ультралегкие антипрокольные покрышки, усиленные карбоновым волокном и другими прогрессивными технологиями, но за них придется выложить вовсе астрономические суммы.
Что такое «змеиный укус» и как его избежать?
Кто много катается и уж тем более тяготеет к агрессивным видам езды, наверняка знают, что такое змеиный укус. Это сложный и особенно неприятный вид прокола. Он происходит, когда на большой скорости ударяешься колесом, например, об бордюр, камень или кромку выбоины в асфальте. От сильного удара покрышка сминается, и края обода пробивают камеру в двух местах.
Повреждение получается в виде двух продольных порезов, длина которых может доходить до 1,5 см. Заклеить такие дыры очень сложно, а чаще и вовсе невозможно, именно поэтому не нужно недооценивать важность запаски. Если удар был очень сильный, в дополнение к порезанной камере может погнуться и обод.
Вероятность змеиного укуса повышает ряд факторов:
1. Низкое давление в шине. Это самая распространенная причина змеиного укуса. Кто-то недокачивает колеса сознательно, пытаясь добиться лучшей управляемости на бездорожье; кто-то делает это по недосмотру. Как бы там ни было, при недостаточном количестве воздуха шансы на змеиный укус возрастают в разы. Пределы минимального и максимального давления, на которые рассчитана покрышка, всегда указывают на ее боковине. Лучше всего накачивать колеса до средних показателей и выше. Естественно, чтобы проконтролировать этот момент понадобится насос с манометром.
2. Несоответствие размера камеры. Тот факт, что камеру с 26-го колеса можно натянуть, например, на обод стандарта 27.5 дюймов, еще значит, что получится добиться приемлемых показателей давления. А это в свою очередь влечет описанные выше риски. Поэтому важно, чтобы камера всегда была под размер колеса, причем не только имела правильный диаметр (26/27.5/28 или 29 дюймов), но и соответствовала ширине покрышке.
3. Широкие покрышки на узких ободах. Такая конфигурация колеса также приводит к частым змеиным укусам. Чем уже обод, сильнее давление он создает на камеру в момент удара, из-за этого двойной прокол можно получить даже с правильно накачанным колесом.
4. Неумелые заезды на бордюр. Распространенная проблема у новичков в условиях города, которые пока не научились синхронизировать заезд на препятствие с подъемом переднего колеса и последующей разгрузкой заднего.
Если говорить о камерных колесах, самый эффективный способ борьбы со змеиными укусами — специальные покрышки с усиленными боковинами. Из-за увеличенного веса их редко используют на дорожных велосипедах, зато агрессивное катание — это стихия, где их достоинства раскрываются наиболее полно. Именно этот тип покрышек приходит на помощь, когда нужно искать компромиссы между каменистыми трассами, большими скоростями и приспущенными колесами, которые дают лучшую управляемость.
Бескамерки и герметик – самый продвинутый вариант защиты
Мотоциклы и автомобили уже давно перешли на бескамерные колеса, а вот в сегменте байков этот процесс идет намного медленнее. Многие велосипедисты либо вовсе не слышали об этой технологии, либо относятся к ней с недоверием. Действительно, такая концепция может показаться не очень надежной, но это скорее ловушка нашего стереотипного мышления. Первые образцы бескамерных велопокрышек появились еще в конце 90-х годов. За это время они успели не просто доказать свою эффективность, но и укрепиться в статусе более совершенной велосипедной технологии.
Как устроены бескамерки?
Речь идет не о покрышке самой по себе. Если разобраться в деталях, бескамерное колесо — это целая система, из обода с характерным профилем стенок и самой покрышки, у которой имеется специальный корд. При нагнетании воздуха, корд заклинивается в посадочных пазах обода, обеспечивая прочное и герметичное соединение. Для предотвращения утечки воздуха через места крепления спиц обод проклеивают специальной лентой. После этого отдельно устанавливают ниппель с уплотнителем.
Бескамерные колеса обеспечивают лучший накат за счет большего контактного пятна, меньшего веса, увеличенного объема воздуха в шине. Но нас все же интересуют антипрокольные качества. Здесь бескамерки тоже в абсолютном выигрыше. Прежде всего потому, что они невосприимчивы к змеиному укусу. Конечно, в теории можно представить удар такой силы, который пробьет армированную резину, но на практике он маловероятен.
Если мы говорим о типичных проколах — наезды на колючки, гвозди, стекло — то здесь стандартная бескамерка сама по себе мало чем отличается от обычных колес. Но чтобы сделать ее по-настоящему неуязвимой, используют герметик. Это специальный жидкий состав, который через разобранный ниппель в небольшом количестве заливают в полость покрышки. Герметики рассчитаны на разные рабочие давления, поэтому для шоссейных и горных велосипедов подбирают отдельные составы.
Во время движения герметик распределяется по внутренним стенкам покрышки и ждет своего звездного часа. Когда происходит прокол, поток воздуха начинает выталкивать наполнитель наружу. Благодаря своей мелкодисперсной структуре, содержащей резиновую или волокнистую взвесь, герметик закупоривает отверстие, после чего относительно быстро засыхает. Колесо успевает потерять определенный объем воздуха, но в большинстве случаев он настолько незначителен, что велосипедист может понять о проколе только по небольшому пятну на покрышке.
Самый простой вариант антипрокольного апгрейта
Наверняка у многих уже созрел вопрос: будет ли работать герметик в обычной камере. Да, вполне. И это, пожалуй, самый простой, дешевый и надежный способ усовершенствовать обычное колесо. Но есть нюансы. Как мы уже успели сказать, герметики отличаются структурой наполнителя и рассчитаны под разные рабочие давления; к тому же некоторые составы плохо взаимодействую с тальком, который встречается во многих камерах. Все эти факторы могут ухудшать работу состава, поэтому лучше выбирать такой герметик, который рекомендован производителем для использования в камерах.
Вместо заключения
Разговор об антипрокольных технологиях был бы неполным без упоминания полнотелых покрышек. Мы не станем подробно останавливаться на их описании, просто упомянем факт наличия. Пока это довольно редкая технология, к тому же очень дорогая. Кто интересуется данной темой, может ознакомиться с продукцией фирмы Tannus. Это, пожалуй, единственный бренд, который серьезно специализируется на полнотелых покрышках.