Как найти пропущенную безударную проверяемую гласную корня

Как найти безударную гласную в корне слова?

Как определить, что:

1) Это проверяемая безударная гласная?

2) Это непроверяемая безударная гласная?

Как известно, под безударными гласными понимаются такие гласные звуки, на которые в слове не падает в ударение. В связи с этим, безударные гласные находятся в «слабой» позиции и возникает необходимость их проверки.

При этом безударные гласные могут находится в любой части слова — приставке, корне, суффиксе или окончании.


Чтобы найти (определить) безударную гласную в корне слова, нужно:

1) Выделить в слове корень.

2) В корне может находиться как одна безударная гласная, так и несколько. Все гласные, на которые не падает ударение, будут безударными.

3) Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренные или родственные слова, в которых этот гласный звук будет находится уже в ударной (сильной) позиции.

4) Если не получается подобрать однокоренные слова, то эта безударная гласная будет непроверяемой. В этом случае слово, содержащее непроверяемую безударную гласную в корне, будет словарным — его правописание нужно запомнить.

5) Если такую гласную можно проверить с помощью однокоренных слов, то она будет называться проверяемой.


Рассмотрим на нескольких примерах, как можно определить безударную гласную в корне.

1) Опозда́ние.

Корнем слова будет «позд» — так как однокоренными словами в данном случае являются «поздно», «поздний».

В корне имеется безударная гласная «о» (ударение падает на букву «а» в суффиксе), её нужно проверить (так как непонятно, что писать — «о» или «а»).

Это можно сделать с помощью вышеуказанных однокоренных слов, в них данная гласная находится в ударной позиции:

по́здно.

Таким образом, в корне слова «опоздание» имеется безударная гласная «о», которая является проверяемой.

2) Тетра́дь.

Корень слова — «тетрадь», однокоренные слова — «тетради», «тетрадный».

В корне имеются 2 гласных звука — ударная гласная «а» и безударная гласная «е».

При этом данную безударную гласную никак проверить нельзя, так как нет однокоренных слов, в которых она находилась бы в сильной позиции:

тЕтра́ди, тЕтра́дка, тЕтра́дный.

Значит, безударная гласная «е» в корне слова «тетрадь» — непроверяемая, а само слово будет словарным.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Для того, чтобы найти безударную гласную в корне слова, нужно сначала определить, на какой слог ( и, соответственно, гласную букву падает ударение ). В русском языке ударение, как правило, падает только на один слог в слове.

Гласная буква в ударном слоге будет ударной, все остальные гласные данного слова будут безударными.

Далее, слово нужно разобрать по составу или, хотя бы, выделить корень. Если безударная гласная стоит в корне слова, мы ее нашли. Бывает, что в корне слова попадается не одна безударная гласная, а несколько ( если в корне много слогов, ударение не падает на корень слова ).

Когда безударная гласная ( безударные гласные ) в корне слова определены, нужно разобраться с их написанием. Здесь возможны три варианта:

  1. Это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. В данном случае к слову можно будет подобрать проверочные слова ( однокоренные или словоформы ), в которых ударение будет падать на вызывающую сомнение гласную, она будет ударной ( в сильной позиции ). Например, трава — в корне слова буква а безударная, но в форме множественного числа ( трАвы ) ударение падает на корень значит словоформу травы можно взять как проверочное слово, а орфограмма а в данном случае — безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  2. Это безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. К слову нельзя подобрать такое проверочное слово, чтобы в нем ударение падало на эту гласную букву. Такие слова, к которым нельзя подобрать проверочные, называются словарными. Нормы их правописания закреплены в орфографических словарях русского языка. Написание словарных слов следует запомнить, например, мАгАзин, лИмон, мЕтро ( безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением, выделены большими буквами )и огромное количество других слов.
  3. Это безударная буква в корнях с чередованием рос-раст/ращ, лож-лаг, бир-бер, мир-мер, гор-гар и некоторых других. В этом случае правописание безударной согласной в корне зависит от суффикса за корнем, значения корня, согласной на конце корня и т.д.: рОсли-рАстение, полОжить-прилАгать, собИрать-собЕру и пр.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Как найти безударную гласную в корне слова, имеется подсказка в самом вопросе.

Если безударная гласная находится в главной морфеме слова, то логично выполнить первый шаг: слово следует разобрать на минимальные значимые части — морфемы.

Разобрав слово по составу, найдем главную морфему в нем. Чтобы правильно выделить корень, подбираем родственные слова, например:

гора, горка, горочка, горный.

Значит, в слове «гора» — корень «гор».

Второй шаг — поставить в слове ударение.

Убедимся, что оно падает на гласный приставки, или суффикса, или окончания или гласный в корне, если их несколько. Один гласный корня окажется в слабой фонетической позиции — без ударения.

Например:

слово «увлечение» имеет морфемный состав:

увлеч-Ени-е — корень/суффикс/оконч­ание.

Ударение падает на букву «е» в суффиксе. По этой причине неясно слышится второй гласный корня, обозначенный буквой «е». Чтобы правильно написать это существительное, подберу родственное слово «увлечь», в котором ясно слышится проверяемый гласный.

В слове «гора» безударный гласный проверим, изменив форму слова или с помощью родственных слов:

гора — гОры, гОрка.

Имеем в виду, что ряд слов имеют в корне непроверяемые безударные гласные. Как ни изменяй форму слова или как ни подбирай к ним родственные слова, ударение не переходит на проверяемый гласный. Это так называемые словарные слова:

аромат, бархат, балкон, габарит, карниз, комедия, багровый, лазурь, калач и пр.

Чёрна­я Луна
[265K]

5 лет назад 

Все буквы алфавита делятся на гласные и согласные. Гласными будут те, которые можно пропеть, в русском языке это: а,е,и,й,о,у,э,ю,я. Ударение в слове создает протяжный звук на одной гласной, так ее можно легко определить. Но слово редко состоит только из одной гласной, т.к. в словах несколько слогов и на них слова делят именно гласные. Поэтому помимо ударной гласной в слове могут быть еще и несколько безударных. Поэтому для того, чтобы найти безударную гласную, надо найти сначала ударение, следовательно, все оставшиеся гласные будут безударными.

Безударные гласные могут находиться, в том числе и в корне. Корень — это основная часть слова, которая связывает данное слово с другими словам из этой семьи слов, которые будут схожи между собой по лексическому значению и будут называться однокоренными. Например, корень -холод-, однокоренные слова, похожие по лексическому значению будут: холодильник, холодный, холода и др.. Поэтому вторым шагом будет выделение корня, методом подбора однокоренных слов.

В корне могут быть несколько гласных, а под ударение попадает только одна, а может и не одной и гласная, на которую падает ударение окажется в другой части слова. А безударные гласные не слышатся отчетливо, поэтому при написании слова в них можно совершить ошибку. Допустим, слово «лебединый», ударение на букву -и-, она находиться в суффиксе, в корне -лебед- нет не одной ударной гласной. Две «е», в первом и втором случае остались без ударения и не слышатся, поэтому можно написать слово неправильно.

Чтобы не совершить ошибку при написании безударных гласных, подбираем однокоренные слова, где безударная гласная в корне попадает под ударение. Это одна из важных причин по которой надо уметь определять ударные и безударные гласные. К слову «лебединый», проверочными словами к безударной гласной, в первом и во втором случае, будут: лЕбедь и лебЕдушка.

lady v
[639K]

4 года назад 

Чтобы найти безударную гласную в корне слова прежде всего следует выделить в слове корень. То есть мы должны найти однокоренные слова, по которым можно судить, какой именно корень в нужном слове.

После того, как корень выделен, мы определяем ударение в слове. Ударение в слове только одно, хотя в сложных словах имеется вторичное ударение, но это иной случай, там и корней несколько.

Если одна или несколько гласных в корне оказываются безударными, то есть ударение на них не падает, то они считаются находящимися в слабой позиции, при их написании возможны ошибки.

Поэтому такие гласные следует проверить или попытаться это сделать. Проверка осуществляется постановкой сомнительной гласной под ударение, то есть поиска однокоренного слова, формы слова, в которой данная гласная будет в сильной позиции.

Если поставить гласную под ударение не получается, то она считается непроверяемой и тогда правописание слова следует смотреть в орфографическом словаре и запоминать.

Пример. Дано слово Вершины. Ударение в нем падает на второй слог. Корнем оказывается морфема Верш-. Гласная Е в этом корне безударная, но проверяемая. Мы просто находим однокоренное слово Верх и она встает под ударение.

Dilya­ra K
[5K]

5 лет назад 

В русском языке ударение может падать на любые слоги в словах. Тот слог, куда падает ударение считается ударным. Тот куда ударение не падает — безударным и требующим проверки на правильность написания гласной, так как может писаться одна буква, а слышаться — другая.

Чтобы найти безударную гласную в корне слова, приведем несколько примеров.

Слово «становИться». Ударение падает на «и», вторая гласная слышится как «а», она является проверяемой безударной гласной. Корень слова «станов», обе гласные в корне безударные. Чтобы удостовериться в правильности написания второй гласной подберем проверочное слово, где ударение будет падать на проверяемую гласную. Это слово «станОвится», теперь уже точно понятно, что там должна быть буква «О».

Слово «тулУп. Ударение падает на второй слог, корень слова «тулуп». В данном случае первая гласная «у» будет непроверяемой безударной, так как нет проверочного слова, чтобы ударение падало на первый слог. Написание такого слова необходимо запомнить

Kosic­hka
[18.1K]

5 лет назад 

В первую очередь стоит выяснить, не относится ли слово к словарным, где просто невозможно проверить гласную в корне, а также не относится ли слово к тем, где гласные чередуются. В третьем случае как раз и сможем найти безударную гласную, если ее можно проверить ударением при помощи проверочного слова с таким же корнем.

Только и здесь есть загвоздка, так как бывает, что правописание гласной будет зависеть от идущей следом согласной, наличием суффикса «а», в следствие чего можно запутаться и думать — писать в безударном положении «е» или «и», например.

забИрать — забЕру

Теперь находим безударную гласную путем проверки ударением:

КофЕйный. Ударение падает на «е», а нам нужно проверить первый слог — пишется через о или а. Вспоминаем проверочное слово «кОфе». Значит, пишем через «о», которая является безударной гласной.

Прежде всего надо вспомнить как делается морфемный анализ слова (разбор по составу) и разложить слово на минимальные значимые части. Выбираем корень слова. Определяем сколько в нем согласных. Теперь произносим слово вслух заостряя внимание на букве которая попадает под ударение и делаем вывод какие гласные в корне слова безударные. Само собой, что ударная гласная не ставится под сомнение, а проверять нужно безударную. Для этого меняем форму слова, так что бы эта буква встала в твердую позицию и стала явно слышимой. Если мы подобрали такое слово, значит наша безударная в корне слова проверяемая, если нет, то не проверяемая.

TheSu­n
[2.3K]

3 года назад 

Чтобы определить безударную гласную в корне слова прежде всего необходимо понять, какая часть слова является корнем.

Затем произносим слово, если ударение падает на корень, тогда гласная будет отчётливо слышаться и в её правописании не будет сомнения.

Если нет, то гласная безударная и для её проверки необходимо подобрать однокоренное слово, чтобы она стала слышимой. Такая гласная называется проверяемой.

В том случае, если гласную проверить нельзя, тогда правописание слова нужно запомнить.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Для начала нам нужно выделить корень слова, потом смотрим сколько гласных в корне (чаще всего это одна или две гласных, но конечно бывает и больше).

Далее нам нужно подобрать для проверки однокоренное или родственное слово. Если такого нет, значит слово относится к словарным, правописание такого слова стоит запомнить.

Если же мы находим проверочное слово, значит такая согласная будет проверяемой.

Знаете ответ?

А13.

Правописание корней.

Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
гласные в корне

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра—ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

чередующиеся гласные
Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1)   р…стительныйпереск…чилвн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…латьнач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 9.

 Правописание безударных гласных в корнях слов.

Ребята, что-то задержались мы с вами с заданием № 8, правда? Да, многовато в нём правил, случаев. Но, я думаю, вы хорошо поняли все темы, сможете верно выполнить задание № 8.

Пора двигаться вперёд. Нужно немного ускорить движение. Наш экспресс мчится к следующей станции. А она тоже непростая. Ведь задание № 9 связано с правописанием корней слов, а именно в корнях частенько вы допускаете ошибки. Я помогу вам вспомнить правила, дам алгоритм ответа, и тогда это здание не будет для вас таким трудным.

Хочу напомнить, что в задании даны слова с пропущенными безударными согласными в корне, это сокращает нам теоретический материал, с пропусками согласных слов нет.

Сложность данного задания заключается в том, что необходимо не только найти слово, но и верно записать его, не допустить ошибку.

Задание № 9.  

Правописание безударных гласных в корнях слов.

В корнях слов безударные гласные бывают трёх типов.

  • Проверяемые безударные гласные.

Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.

Пример: весёлый- вЕсело.

  • Непроверяемые безударные гласные.

Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).

Например: алфавит, огромный, сирень.

  • Чередующие безударные гласные.

Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то О; то Е, то И. Главное: такие гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу; слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.

Таки корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.

Даю таблицу. Запоминайте.

Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся, ведь вам нужно будет вставить пропущенную орфограмму.

Корни с чередующимися гласными.

О-А (11 корней)

Е-И (9 корней.

А , Я – ИМ, ИН

Без ударения — О.

гар — гор

твар — твор

клан — клон

Без ударения А.

зар- зор

плав-плов

См. на конечную согласную в корне.

лаг-лож

раст-, ращ-

 рос-

скак-скоч

кас — (есть суффикс А)

 кос-  (нет)

См. на значение.

 равн-(одинаковый) ровн- (ровный)

мак-(окускать в жидкость),

мок- (пропускать жидкость)

Правило:

И- есть суффикс А

Е- нет суффикса А.

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер-пир

тер-тир

блест- блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

занять- занимать

начать -начинать

пожать — пожинать

понять – понимать

примять -приминать

проклясть- проклинать

распять -распинать

сжать – сжимать

снять -снимать

Запомните слова- исключения.

О-А

О-А

Е-И

зоревать

зорянка

пригарь

выгарки

изгарь

утварь

полог

росток

ростовщик

Ростов

Ростислав

отрасль

скачок

скачу

пловец

пловчиха

плывуны

уровень

ровесник

равнина

равняйсь

равнение(направо)

сочетать

сочетание

чета

В 2019 на ЕГЭ по русскому языку будет предложена новая формулировка задания № 9.

Давайте сравним обе формулировки и поймём, что же нового предлагается вам, ребята, на ЕГЭ.

Задание № 8

 (старая нумерация).

2018 год.

Задание № 9.

2019 г.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

созн..вать

разг..реться

мен..джмент

выст..лить

оп..раясь

 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2)  к..сички, оз..рение, г..ревать

3)  оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4)  изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Новое в задании № 9 ( с 2019 г.)

  • Даны ряды слов по три в каждом ( а не отдельные слова);
  • Нужно записать номер или номера рядов слов по указанному правилу, а НЕ сами слова.
  • Рядов несколько, но сколько, не указано. Это создаёт трудности, нужно внимательно вдумываться в каждое слово, чтобы верно понять, по какому правилу оно пишется.
  • Не нужно вставлять буквы, как прежде.

Таковы изменения.

Как же выполнять задание № 9?

Алгоритм выполнения задания № 9.

  • Внимательно прочитайте задание, поймите, слова по какому правилу должны быть в ряду: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные или чередующиеся (Теорию смотрите здесь).
  • Используйте метод исключения: если в ряду нашли слово по другому правилу, переходите к следующему ряду. Так вы значительно сократите время.
  • В ответе должно быть несколько цифр, поэтому внимательно рассматривайте слова каждого ряда, не пропустите верный ответ.

Вспомните!

  • Как найти корень слова? Для этого подберите самое короткое слово с данным корнем.
  • Если пропущенную гласную можно проверить ударением, то это проверяемая гласная.

Пример.

Удивительный – диво.

  • Если пропущенную гласную нельзя проверить ударением, то это непроверяемая гласная в корне.

Примеры.

Ноябрь, хокеей, алгоритм.

  • Если корень, как вам кажется, является одним из чередующихся (см. таблицу), то подберите к нему слову с таким же корнем, но с другой гласной в нём. Помните, что слова с чередующимися гласными — это однокоренные слова, имеющие близкие по значению корни. Не путайте с похожими на них проверяемым гласными.

Примеры.

Примирять друзей – мир (проверяемая гласная).

Примерять костюм- мерить (проверяемая гласная)

Замирать-замереть (чередующаяся гласная, есть пара с другой буквой)

Таков алгоритм выполнения задания № 9.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

 Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. 

Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
  • измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.

Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.

Более подробно о них можно почитать в статьях:

Словарные слова 1 класс + карточки с заданиями.

Словарные слова 2 класс + карточки с заданиями.

Словарные слова 3 класс + карточки с заданиями.

Словарные слова 4 класс + карточки с заданиями.

Как запомнить словарные слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
  3. Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
  4. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).

Словарные диктанты

  • Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
  • Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
  • Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
  • Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы.
  • Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
  • Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
  • Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
  • Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
  • Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
  • Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер,  летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
  • Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
  • Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.

Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»

безударные гласные 2 класс карточки с заданиямибезударные гласные 2 класс карточки с заданиямибезударные гласные 2 класс карточки с заданиями

Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 1

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.

             2. Вставь пропущенные буквы и спиши  текст.

В д…ждливую погоду д..твора  с..дит  дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 2

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — ..зера, уносит — н..сить, шалость — наш..лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Мостовая, мостик — м..сты, сосенка, с..сновый — с..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 3

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.

              2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 4

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.

               2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 5

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви — ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка — поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот..нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.

             2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 6

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.

2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 7

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— ..ичный, писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.

2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.

Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_д, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета,  в_сло, ч_сло.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 8

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.

             2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н..чевать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к..рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч..тать.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 9

  1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

              2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — ск..ла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 10

  1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

             2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно —  с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 11

  1. Спиши текст, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

             2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный — объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 12

  1. Спиши текст, исправив ошибки.

Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

          2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.

Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 13

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий,  … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить,  … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.

             2. Составь предложения со словами.

С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 14

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел,  … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.

             2. Составь предложения со словами.

К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна,  р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 15

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… — ст_на, … —л_цо, … — хол_д, … — кл_довая, … — пч_линый, … — з_мовать, … — ост_влять, … — зав_дить, … — поде_нить, … — стр_на, … — д_бро, … — т_рговать, … — м_рской, … — п_стреть, … — пощ_дить, … — оп_здать, … — пригр_зить, … — фл_жок, … — в_ртушка, … — м_стовая, … — _сел, … — г_лодный, …— пот_чить, … — ск_льзить.

             2. Составь предложения со словами.

..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 16

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, …  – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.

             2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з..л..тые ..сенние дни г..товились к отлету жур..вли. Покружились ..ни над р..кой, над р..дным б..лотом. Вот пот..нулись птицы в д..лекие страны. На в..стоке пок…злась ранняя зорька.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 17

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.

             2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.

Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 18

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница,  … — попр..сить, … — нап..лить, … —  … — п..ченье, … — с..мья.

              2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Поб..жал по д..ске, обр..нил в..л..синки, гн..здо под к..рнями, л..тят не сп..ша, з..л..тое к..льцо, б..жит б..гом, др…зды в гн..зде, на п..лянке около р..ки, к..рмил ч..рв..ками, ск..зала с..стра, прин..сла в..ды.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 19

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть,  …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.

2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 20

  1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.

              2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 21

  1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.

              2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая шишки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.



БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.

Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс


Рекомендую эффективный нейротренажер:

О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

тексты для списывания 2 класс русский язык распечатать

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Василий Михайлович продолжает рассматривать самые сложные правила орфографии. На очереди — безударные гласные в корне.

Безударные гласные в корне. Чем сложно это кажущееся простым правило, которое многие ставят в один ряд с «жи–ши» и «чу–щу»? Это правило сложно хотя бы потому, что требует знания многих правил. Орфограмма одна, а правил много. Главная трудность – отличить их друг от друга. Скажем, слова с частью -гор- в корне (горевать, горелки, горизонт, пригородный, горняки) некоторые считают однокоренными, но это ведь не так: -гор- в словах «горелки», «горевать», «горняки» это не один и тот же корень, так как имеются различия в значениях, а в словах «горизонт» и «пригородный» это вообще часть корня. Такое бывает не слишком часто, к счастью, но время от времени требует дополнительной внимательности.

Правила с орфограммой «Безударные гласные в корне» распределяются на 3 группы:

1) безударные гласные, проверяемые ударением;

2) непроверяемые безударные гласные;

3) чередующиеся безударные гласные.

Первое правило кажется наиболее легким: «Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением«. Например, весы – вес, грибы – гриб. И сразу же возникают трудности. Безударную гласную в слове «копать» можно проверить однокоренными «копка» или «землекоп», но как быть с глаголом «раскапывать»? Тоже однокоренное слово! И тут сразу стоит сказать, что глаголами с суффиксами -ыва-/-ива- проверять безударную гласную в корне нежелательно. Просто не надо, чтобы не ошибиться. Ищите другие варианты проверки.

В безударной позиции пишется та же гласная (или ее йотированная пара), что и под ударением, кроме производных с суфф. -ыва-, -ива-. В корнях, имеющих ударное а в глаголах на -ивать/-ывать и ударное о в других производных, без ударения пишется о, напр.: добреть — так как добрый, хотя задабривать; опоздать — так как поздно, хотя опаздывать.

Очень важно правильно определить значение слова. Например, корень -ве-/-вей-(развеваться, навевать, веять) легко спутать с корнем -ви-/-вив- (завивать, свиваться, завивка) или разви- (развивать, развитие). В первом случае у слов с корнем -ве- всегда есть какая-то связь в значениях с ветром, воздухом, во втором предполагается скручивание, а в третьем раз- – часть корня, значение которого связано с поступательным изменением, совершенствованием.

Очень многие считают однокоренными слова «далекий» и «долина». Однако это не так. Слова с корнем -дал-: далекий, даль, издали, далеко, удаляться. У «долины» свои однокоренные слова: подол, дол (т.е. низ, то, что внизу).

Попробуйте по разнице в значении определить, какая безударная гласная пропущена.

Посв…щение, просв…щение, ут…шение, т…шина, скр…пя сердце, скр…пя колёсами.

Проверочные слова: святость, свет, утешить, тишь, крепкий, скрип.

Трудности с безударными гласными особенно заметны в трудных словах, где гласную нельзя проверить: арбуз, огурец, томат, баклажан, яблоко, мандарин, лимон. Приходится запоминать часто встречающиеся слова, а при необходимости обращаться к орфографическому словарю.

П…тр…от, п…ст…мент, …рт…лл…рист, с…нт…м…нтальный, эксп…р…мент, д…л…катный, в…трина, к..н..нада.

Проверьте себя: патриот, постамент, артиллерист, сентиментальный, эксперимент, деликатный, витрина, канонада.

Ни разу не ошиблись? Отлично! А уж если в одном из этих слов нашли проверяемую безударную гласную…

Но не огромное количество словарных слов и не необходимость определять значение слова делают правописание безударных гласных в корне самым трудным правилом. Наибольшую трудность представляют кони с чередованием. Кос-кас, лож-лаг, рос-раст-ращ, гор-гар, зар-зор и корни с чередованием и-е (блист-блест, бир-бер и др.) вы изучали в 5-7 классах. В 10-11 к ним добавляются мак-мок, плав-плов, чет-чит, клон-клан, твор-твар, скоч-скак, ровн-равн и им(ин)-а(я). И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др.

Выбор гласной в корне с чередованием зависит либо от ударения (зар-зор, гор-гар), либо от последних согласных корня (рос-раст-ращ, лож-лаг), либо от наличия/отсутствия суффикса -а- (кос-кас, бир-бер, жиг-жег), либо от значения (ровн-равн, мок-мак). Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:

В корне сед(сес)/сид(сиж) без ударения пишется е перед твердым д, пишется и перед мягким д, напр.: седок, сидеть. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и, и е: сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Полный корень сед(сес)/сид(сиж)/сяд(сад), вариант сяд- выступает только под ударением: сяду, присядка.

И не знаешь порой, что лучше: обилие информации, или ее отсутствие!

Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.

Старый формат:

Задание 92AC4C

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • г..мназист
  • к..сательная
  • д..ликатес
  • усм..рённый
  • приг..реть

ГИмназист – непроверяемая, кАсательная – чередующаяся, дЕликатес – непроверяемая, усмИрённый – проверяемая (мир), пригОреть – чередующаяся. Ответ: усмиренный.

Новый формат:

Задание E62F72

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

          1)     б..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

          2)     нак..пивший, благосл..вение, надл..мить

          3)     оз..боченный, раск..лоть, р..сточек

          4)     заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

1) БлАгоденствие – проверяемая (благо), принОровиться – проверяемая (норов; хотя на самом деле тут мы имеем дело с полногласием, а это слишком длинная история для этого занятия), полАгаться – чередующаяся. 2) НакОпивший – проверяемая (копит), благослОвение – проверяемая (слово, хотя слов-слав можно считать корнем с чередованием, как и мок-мак), надлОмить – проверяемая (поломка). 3) ОзАбоченный – непроверяемая, раскОлоть – проверяемая (колет), рОсточек – чередующаяся. 4) ЗабОлевание – проверяемая (боль), обрАзцовый – непроверяемая, удОстоен – непроверяемая. Ответ: 2.

В открытом банке заданий ФИПИ до сих пор сосуществуют оба варианта. Однако демоверсия предлагает еще один вариант этого же задания:

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Разница на самом деле не такая уж существенная. Просто повнимательнее надо читать задания. Подумаешь, слово, слова, ряд или ряды! Однако ответ может состоять из слова, слов, цифры или нескольких цифр. А на кону всего лишь балл. Целый балл!

1) ЗажИмать, отвОрить – чередующиеся, примИрение – проверяемая (мир). 2) Косички – проверяемая (косы), озАрение – чередующаяся, гОревать – проверяемая (горе). 3) ОпИраться, зарОсли, прикОснуться – чередующиеся. 4) ИзлОжить, несгОраемый, понИмание – чередующиеся. 5) Перила – непроверяемая, замЕреть – чередующаяся, стИлистический – проверяемая (стиль). Ответ: 34 (т.е. третий и четвёртый вариант).

Надеемся, вы не запутались, а стали еще грамотнее. Три самых сложных правила орфографии для вас не так уж сложны? Отлично! Есть время приналечь на оставшиеся. Правда, повторенье – мать ученья. Не стоит про это забывать!

А какие правила орфографии вам кажутся особенно сложными? Гласные после шипящих? Слитное-раздельное-дефисное написание наречий? Правописание производных предлогов? Пишите в комментариях свои варианты, а мы постараемся вам помочь. Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить плей маркет если он не работает
  • Деформированное плодное яйцо как исправить
  • Как найти оквэд по инн для ип
  • Как составить бухгалтерский баланс по счетам за месяц
  • Как в эксель найти площадь квадрата