Как найти пропущенную букву в слове правило

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

Ф..де­раль­ный

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже ( в данном примере это слова заМЕРеть и наКЛОНиться)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.( В данном примере это слово ФЕДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе( в данном примере это НЕПРАВИЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая( примирять –мИр).

    Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня — это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой, причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

    Сравните:

    уМИРать- уМЕРеть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

    НО. прМИРять друзей — данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

      Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖДАТЬСЯ корень не лаж ( вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД, поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДКий.

      ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

      Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ!

      2 вариант задания № 8

      Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

      Алгоритм ответа:

        Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ,расСТЕЛить)

        Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрОбить – дрОбь. развЕвающийся флаг- вЕет)

        Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной — это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кОнституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения ( опрЕделить)

        Ответ: кОнституционный

        3 вариант задания № 8

        Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

        д..рек­тор

        Алгоритм ответа:

          Исключите слова с проверяемой гласной в корне ( встрЕчая- встрЕча)

          Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплОдировать, артИллерия, дИректор)

          Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара, значение корня в них примерно одинаковое ( соБИРать- соБЕРёт)

          В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила, запоминайте исключения.

          Ответ: собИрать

          Запомните корни с чередованием:

          Без ударения — О

          Без ударения — А

          Зависит от последующей буквы в корне

          Зависит от суффикса А, стоящего после корня

          Зависит от значения

          мак-мок

          Завис т от суффикса А .

          Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

          Буквы в корне им

          ин

          Запомните исключения и пишите их правильно

          Безударные гласные в корне слова

          О чем эта статья:

          Понятие безударных гласных

          Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

          А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

          Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

          Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

          Проверяемые безударные гласные

          В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

          Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

          Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

          Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

          Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

          Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

          В качестве проверочного слова может выступать:

          Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

          дождливый — дождь, лесной — лес.

          Измененная форма этого же слова.

          грибы — гриб, зима — зимы.

          Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

          молодой — молод, молоденький.

          Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

          В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

          источники:

          http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-teoriya/95-russkij-yazyk-ege-zadanie-8-teoriya/1014-ege-russkij-yazyk-kak-legko-vypolnit-zadanie-8

          http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

          В русском языке очень много правил, которые касаются проверки правильного написания слов. Безударные гласные — простая и одновременно сложная тема, так как она содержит довольно много подводных камней и требует от ученика определённых навыков и знаний, без которых он не сможет научиться правильно обнаруживать орфограммы и проверять их. Разберёмся в этой статье, как правильно делать разбор и какие правила нужно знать для успешного выполнения тестов, решения домашних заданий и сдачи ЕГЭ и ОГЭ. 

          Безударные гласные в корне: понятие и примеры

          Что такое безударные гласные? 

          Безударные гласные — это такие буквы, которые находятся в слабой позиции. Они всегда лишены ударения и не проверяются им в каждом случае. Очень часто их можно встретить в словарях, так как они являются непроверяемыми и их нужно запомнить.

          Безударная гласная в корне слова условно делится на три больших группы: 

          • Безударная проверяемая гласная корня; 
          • Безударная непроверяемая гласная корня;
          • Безударная гласная в корнях с чередованием (она проверяется по суффиксам, ударению или самому корню).

          Слова с такими гласными проверяются по словарю или по корню. Также часто применяется способ проверки по суффиксу. Все правила и особенности разбора мы будем обсуждать ниже. 

          Что же такое ударение и как его правильно ставить, чтобы не допустить ошибку при разборе слов? 

          Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона. Когда мы произносим слово, мы неосознанно ставим правильное ударение на тот или иной слог. Это позволяет определять букву, которую нужно написать в том или ином слове. Но это правило не работает в тех случаях, когда попадаются слова с безударной гласной в корне или других морфемных частях слова.

          Как понять, что ударение падает на корень? В таких случаях ударение падает чётко на корень слова. Чтобы понять, что это именно корень, нужно разобрать слово по составу. 

          Слова с проверяемой безударной гласной в корне встречаются довольно часто. Их можно легко выявить и написать без ошибок. Для этого используется однокоренное проверочное слово к слову, которое нужно написать (лесной — лес). 

          Безударные и ударные гласные можно встретить в разных частях слова. Это могут быть: 

          • приставки (пре-при);
          • корни;
          • суффиксы;
          • окончания.

          Чтобы понять, как писать слово с безударной гласной, нужно подобрать однокоренное слово или изменить основное: 

          Дождливый — дождь; 

          Лесник — лес; 

          Зимний — зима, зимушка, зимовье. 

          Для проверки будут применяться: 

          Однокоренные слова; 

          Уменьшительно-ласкательные формы; 

          Подбор первоначального слова (без дополнительных словообразований, как в случае с лесом и зимой).

          Запомним, что для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное. Этот способ всегда действует лучше всего и позволяет добиться безошибочного написания безударных гласных в слове. 

          Ещё один действенный способ проверки безударной проверяемой гласной — преобразовать слово так, чтобы гласная стала ударной. Так будет проще понять, какая именно буква должна стоять на месте пропуска. 

          Безударные гласные буквы: примеры и основной алгоритм работы

          Гласные в корне, на которые часто не падает ударение, выделяются в русском языке и выносятся в правила. Это: 

          А Я О И Е

          Безударные проверяемые гласные легко находятся в тексте и выявляются без каких-либо проблем. 

          Алгоритм действий следующий: 

          1. Определяем место, в котором находится гласная (корень, суффикс и так далее); 
          2. Ставим его в нужную словоформу или делаем ударным; 
          3. Применяем правило для слов с безударными гласными и на основе найденного проверочного слова вставляем букву в пропуск. 

          Рассмотрим конкретные примеры слов, в которых ударение будет падать на те или иные части морфем. 

          В приставках: 

          Надпись; 

          Вылить; 

          Вынести.

          В суффиксах: 

          Отпилить;

          Легко;

          Удивлён.

          В окончании: 

          Морские; 

          Коньки; 

          Кошелёк; 

          Лежак.

          Запомним, что если видим в слове букву Ё, то всегда ставим ударение именно на неё. Это правило действует всегда и не зависит от положения буквы в какой-либо части слова. 

          Все случаи, описанные выше, объединяет сомнения в написании безударной проверяемой гласной. Из-за ударения на другие части слова звук заглушается, поэтому нельзя расслышать, какая именно буква будет писаться в корне. Именно поэтому лучше проверить его с помощью подбора однокоренных, близких по значению или словоформе слов или видоизменить слово так, чтобы на него падало ударение.

          Как проверить безударную гласную: все способы

          Как проверяется безударная гласная в корне слова

          Правописание безударных гласных в корне слова может вызывать проблемы не только из-за отсутствия возможности найти однокоренное слово, но и из-за невозможности подобрать уменьшительно-ласкательное слово. 

          Именно поэтому существуют другие способы проверки безударных гласных в корне слова: 

          Изменение числа слова. 

          Лес — леса; 

          Трава — травы; 

          Число — числа.

          Можно сделать из одной части речи другую. 

          Загадывать — загадка, загадочный, загадочник; 

          Хитрить — хитрец, хитрюга, хитрый.

          Запомним правило: безударные гласные в корне слова проверяются путём подбора однокоренного слова, подбором слова с ударением, с помощью изменения числа, рода или части речи.

          Для того, чтобы убедиться в правильности написания слова, обязательно заглядываем в словарь. Очень часто подобные слова можно встретить именно там. Лучше заучить их и больше не тратить время на поиск однокоренных слов. 

          Алгоритм в любом случае будет таким: 

          1. Ставим ударение; 
          2. Определяем её местоположение в морфеме; 
          3. Определяем, является она проверяемой гласной в корне слова или нет; 
          4. Используем наиболее удобный способ проверки (через число, морфему или изменение для получения ударения); 
          5. Проверяем наличие слова в словаре; 
          6. Используем правило для проверяемых гласных в корне слова и вставляем нужную букву в пропуск. 

          Действуйте по этому алгоритму и никогда не допускайте ошибок в заданиях на ЕГЭ, ОГЭ или ВПР. 

          Безударная непроверяемая гласная корня

          Безударные гласные, проверяемые ударением — только один вид из всех существующих. Куда сложнее дела обстоят с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. 

          И так далее. Как Вы уже успели догадаться — все эти слова являются словарными. Их нужно запомнить. В проверке не нуждаются. 

          Запомним типы безударных гласных: 

          • Безударная непроверяемая гласная; 
          • Проверяемая безударная гласная; 
          • Безударные чередующиеся гласные корня. 

          Какие из трёх типов слов сложнее всего? Последние. Для точного подбора придётся заучить правило и постоянно использовать его.

          Безударная чередующаяся гласная корня: как определить?

          Корни и правила для чередующихся гласных нужно запоминать дословно, чтобы не допускать ошибок при написании тех или иных слов. Подробно об этом мы уже рассказывали в этом материале.

          Вот эти чередующиеся корни: 

          Кас-кос; 
          Бер-бир; 
          Тер-тир;
          Дер-дир;
          Чет-чит;
          Раст-рост-ращ;
          Стел-стил;
          Мер-мир; 
          Скач-скоч; 
          Гар-гор и так далее. 

          Написание буквы в корне здесь тоже зависит от наличия ударения или последующего суффикса:

          Корень Правило
          гар-
          гор
          Под ударением — А;
          Без ударения — О.
          Пример Исключения
          уга́рный, зага́р, загоре́лый, погоре́лец. вы́гарки, и́згарь, при́гарь.
          Корень Правило
          Клан-клон Без ударения – О;
          Под ударением – что слышится.
          Пример Исключения
          Кла́няться, склоне́ние, укло́н, наклони́ться. Нет
          Корень Правило
          твар- твор- Без ударения – О;
          под ударением – А.
          Пример Исключения
          тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р. У́тварь.
          Корень Правило
          Зар-зор- Без ударения — А,
          под ударением — О.
          Пример Исключения
          зарни́ца, за́рево, зо́ри, зо́ренька. Зорева́ть.
          Корень Правило
          кас-кос- За корнем суффикс «А» — пишем А,
          Нет – О.
          Пример Исключения
          касание, касательная, коснись, прикосновение Нет
          Корень Правило
          мак-мок- А – значение «погружать в жидкость»;
          О — «пропускать, впитывать жидкость»
          Пример Исключения
          Макать, вымокнуть, намокнуть Нет
          Корень Правило
          равн- ровн А — в корне со значением «одинаковый, равный»;
          О — «ровный, прямой»
          Пример Исключения
          Равноправие, сравнять, подровнять равнина, уровень, поравняться, поровну.
          Корень Правило
          раст- ращ- рос- А — перед ст;
          О – в других случаях.
          Пример Исключения
          отрасти, наращённый, поросль отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

          Если Вы видите, что в слове есть эти корни, то лучше всего обратиться к правилу, чтобы не допустить ошибку и не получить двойку. 

          Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Только безударные проверяемые. Непроверяемые безударные гласные, так как слова с проверяемой гласной в корне нуждаются в уточнении из-за размытого ударенияа слова с непроверяемой почти всегда относятся к словарным. 

          Другие примеры подбора подходящих корней и слов для проверки

          Для проверки безударной гласной в суффиксе придётся подобрать точно такое же слово, в котором ударение будет падать точно на суффикс.

          А если нужно проверить безударную проверяемую гласную в окончании (если это прилагательное), то используем классические вопросы и проверяем окончание именно по нему. 

          При проверке безударной гласной в окончании существительного, подбираем существительное того же рода и склонения, но уже с ударным окончанием. Это позволит проверить ударение. 

          Примеры слов с безударной гласной в окончании:

          Обратим внимание на смысловые различия. Корни таких слов будут отличаться по смыслу: 

          Запоминая такие слова, Вы сможете быстро освоить программу и разобраться с особенностями разбора тех или иных слов с безударными гласными в корне, суффиксе или предлоге. Знание правила позволит быстро определять, какие слова можно проверить с помощью словарика, а какие — строго с использованием изменения слова, ударения, словоформы или звуковки. 

          Морфемный разбор

          Слова с безударной гласной требуют особого морфемного разбора. Рассмотрим его на конкретном примере.

          Возьмём слово «прошлого». Определим его корень, безударную гласную и проведём морфемный разбор: 

          Выделяем корень слова (ш), безударная гласная в корне будет находиться в окончании. Сложность определения буквы в таком слове проста. Проведя его разбор, ученик легко поймёт, что в каждой его части будет буква О.

          По такому принципу нужно будет разбирать каждое слово, которое будет попадаться в заданиях на ЕГЭ, ОГЭ или ВПР.

          Запомните пример слова «прошлого», его корень, безударную гласную в корне и заучите способ разбора.

          Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.

          В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

          Проверяемые безударные гласные

          В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

          Для безударных гласных в корне действует правило:

           Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. 

          Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.

          В качестве проверочного слова может выступать:

          • однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
          • измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.

          Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.

          Непроверяемые безударные гласные

          Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

          Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.

          Более подробно о них можно почитать в статьях:

          Словарные слова 1 класс + карточки с заданиями.

          Словарные слова 2 класс + карточки с заданиями.

          Словарные слова 3 класс + карточки с заданиями.

          Словарные слова 4 класс + карточки с заданиями.

          Как запомнить словарные слова.

          Чередующиеся безударные гласные

          В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

          Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.

          Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»

          1. Поставь в слове ударение.
          2. Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
          3. Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
          4. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
          5. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).

          Словарные диктанты

          • Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
          • Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
          • Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
          • Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы.
          • Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
          • Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
          • Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
          • Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
          • Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
          • Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер,  летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
          • Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
          • Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.

          Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»

          безударные гласные 2 класс карточки с заданиямибезударные гласные 2 класс карточки с заданиямибезударные гласные 2 класс карточки с заданиями

          Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»

          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 1

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.

                       2. Вставь пропущенные буквы и спиши  текст.

          В д…ждливую погоду д..твора  с..дит  дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 2

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — ..зера, уносит — н..сить, шалость — наш..лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.

          2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Мостовая, мостик — м..сты, сосенка, с..сновый — с..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 3

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.

                        2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

          В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 4

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.

                         2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 5

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви — ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка — поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот..нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.

                       2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

          Ветры, дуют, х..л..дные.

          Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

          Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 6

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.

          2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

          Пришли, х..л..да.

          Р..бята, оделись, т..пло.

          Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

          Теперь, м..ро.., им, не страшен.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 7

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— ..ичный, писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.

          2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.

          Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_д, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета,  в_сло, ч_сло.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 8

          1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

          Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.

                       2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н..чевать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к..рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч..тать.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 9

          1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

          Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

                        2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — ск..ла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 10

          1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

          Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

                       2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно —  с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 11

          1. Спиши текст, исправив ошибки.

          Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

                       2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный — объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 12

          1. Спиши текст, исправив ошибки.

          Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

                    2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.

          Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 13

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          …— м_сник, …— л_дник, …— В_силий,  … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить,  … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.

                       2. Составь предложения со словами.

          С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 14

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          …— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел,  … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.

                       2. Составь предложения со словами.

          К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна,  р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 15

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          … — ст_на, … —л_цо, … — хол_д, … — кл_довая, … — пч_линый, … — з_мовать, … — ост_влять, … — зав_дить, … — поде_нить, … — стр_на, … — д_бро, … — т_рговать, … — м_рской, … — п_стреть, … — пощ_дить, … — оп_здать, … — пригр_зить, … — фл_жок, … — в_ртушка, … — м_стовая, … — _сел, … — г_лодный, …— пот_чить, … — ск_льзить.

                       2. Составь предложения со словами.

          ..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 16

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          … — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, …  – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.

                       2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

          В з..л..тые ..сенние дни г..товились к отлету жур..вли. Покружились ..ни над р..кой, над р..дным б..лотом. Вот пот..нулись птицы в д..лекие страны. На в..стоке пок…злась ранняя зорька.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 17

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          … – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.

                       2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.

          Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 18

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          … – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница,  … — попр..сить, … — нап..лить, … —  … — п..ченье, … — с..мья.

                        2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

          Поб..жал по д..ске, обр..нил в..л..синки, гн..здо под к..рнями, л..тят не сп..ша, з..л..тое к..льцо, б..жит б..гом, др…зды в гн..зде, на п..лянке около р..ки, к..рмил ч..рв..ками, ск..зала с..стра, прин..сла в..ды.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 19

          1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          … —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть,  …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.

          2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

          Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 20

          1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.

                        2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

          В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.



          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 21

          1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

          Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.

                        2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

          Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая шишки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.



          БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ

          Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

          Отварить — отворить.
          Полоскать — поласкать.
          Посидела — поседела.
          Примирять — примерять.
          Обежать — обижать.
          Слезать — слизать.
          Запивать — запевать.
          Посветить — посвятить.
          Разредить — разрядить.
          Спешите — спишите.
          Развевается — развивается.

          Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.

          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

          карточки безударные гласные в корне слова 3 класс


          Рекомендую эффективный нейротренажер:

          О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

          Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
          НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

          Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

          • повышение уровня грамотности;
          • развитие внимания;
          • активацию работы мозга;
          • умение применять полученные знания на практике;
          • увеличение скорости обработки информации;
          • развитие речи;
          • развитие памяти;
          • улучшение успеваемости в школе и т.д.

          Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

          • Ребенку, который делает ошибки на письме;
          • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
          • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
          • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

          Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

          • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
          • 200 страниц результативных заданий;
          • 9 уровней сложности нейроупражнений;
          • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
          • Упражнения для развития речи;
          • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

          В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

          • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
          • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
          • повышение грамотности в целом;
          • развитие «орфографического чутья»;
          • уменьшение количества ошибок;
          • активацию работы мозга;
          • развитие мышления;
          • увеличение скорости мысли;
          • улучшение показателей в учёбе.

          ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

          Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


          Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

          Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
          Девиз этой рабочей тетради.

          Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
          Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

          «Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
          Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

          Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

          Кому необходимо данное пособие?
          • Ребенку, который плохо читает;
          • Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
          • Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
          • Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
          • Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
          • Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

          Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
          • Улучшение техники чтения;
          • Развитие навыка понимания прочитанного;
          • Повышение уровня орфографической зоркости;
          • Развитие внимания;
          • Улучшение памяти;
          • Развитие навыка грамотного списывания текстов;
          • Увеличение словарного запаса;
          • Развитие навыка самоконтроля;
          • Повышение уровня заинтересованности в учебе.

          Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
          Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
          Рекомендуемый возраст 7+
          Подходит для индивидуальной и групповой работы.

          тексты для списывания 2 класс русский язык распечатать

          Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

          как научить ребёнка списывать текст без ошибок

          Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


          Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

          Как учиться лучше в школе

          С уважением, Ольга Наумова

          Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

          План урока:

          Что такое орфограмма

          Проверочные и проверяемые слова

          Алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Способы проверки

          Подбор однокоренных слов

          Словарные слова

          Орфографический словарь

          Что такое орфограмма

          Чтобы хорошо усвоить то, что ты сегодня узнаешь, нужно будет ответить на несколько вопросов. Прочитай, чуть позже мы к ним вернемся.

          1 bezudarnaya glasnaya v korne

          Посмотри внимательно на картинки. Правильно ли к ним сделаны подписи?

          2 bezudarnaya glasnaya v korne

          Миша хочет поиграть с мечом.                           Миша хочет поиграть с мячом.

          Верно. Подписи перепутаны. На первой картинке изображен мяч, а на второй – меч.

          Как думаешь, почему так получилось?

          Верно, оба слова произносятся похоже, можешь произнести предложения пару раз, чтобы убедиться в этом.

          Можно ли сделать ошибку в написании этих предложений?

          Да.

          Это значит, что в словах «с мечом» и «с мячом» есть опасные места.

          3 bezudarnaya glasnaya v korne

          Давай вспомним то, что ты уже знаешь.

          4 bezudarnaya glasnaya v korne

          Получается, что «с мячом» нужно писать с буквой я. Разберемся с этим подробнее.

          Проверочные и проверяемые слова

          Внимательно посмотри на две группы слов. Что объединяет каждую из них?

          5 bezudarnaya glasnaya v korne

          Проверь себя:

          6 bezudarnaya glasnaya v korne

          В первом столбике находятся формы слова, а во втором – однокоренные слова.

          Обрати внимание, что формы слова – это слова с одинаковым лексическим значением, отличаются они лишь окончанием. Окончание меняется для того, чтобы можно было составить разные предложения.

          Сравни:

          В лес ведет извилистая тропа.

          Тропы в поле заросли травой.

          Прочитай цепочку слов. Есть ли в ней однокоренные слова? А формы слова? Какая буква пропущена?

          Сн_г – сн_га – сн_говик – сн_гурочка

          7 bezudarnaya glasnaya v korne

          Посмотри на запись. Расскажи, что обозначает каждое из слов. Что можно сказать про первое слово в паре, а что – про второе?

          8 bezudarnaya glasnaya v korne

          В этой записи на первом месте в паре записаны слова с орфограммами, гласный звук в них слышен не четко, его нужно проверять. На втором месте записаны слова, в которых гласный слышен четко и ясно, с их помощью можно проверить написание орфограммы.

          9 bezudarnaya glasnaya v korne

          Алгоритм проверки безударного гласного в корне слова. Способы проверки

          Чтобы начать тренироваться в выборе правильной буквы, прочитай и запомни алгоритм проверки:

          10 bezudarnaya glasnaya v korne

          Вернемся к вопросам, которые были заданы в начале урока, теперь ты можешь на них ответить:

          11 bezudarnaya glasnaya v korne

          12 bezudarnaya glasnaya v korne

          Подбор однокоренных слов

          Давай потренируемся.

          Посмотри на картинки. Назови их. Выдели в получившихся словах орфограмму и подбери проверочные слова, пользуясь алгоритмом.

          13 bezudarnaya glasnaya v korne

          Проверь себя:

          Свеча – свечи

          Сова – совы

          Лиса – лисы

          Гора – горы

          Грибы – гриб

          А теперь назови предмет на этой картинке. Есть ли в нем орфограмма? Если да, то какое проверочное слово нужно подобрать?

          14 bezudarnaya glasnaya v korne

          15 bezudarnaya glasnaya v korne

          Отлично!

          А теперь посмотри на слова, которые записали мальчики, и помоги им выбрать правильное проверочное слово.

          16 bezudarnaya glasnaya v korne

          Правильно, для проверки подойдут следующие слова:

          17 bezudarnaya glasnaya v korne

          Вставь пропущенные буквы, назови проверочное слово.

          18 bezudarnaya glasnaya v korne

          Проверь себя:

          19 bezudarnaya glasnaya v korne

          Словарные слова

          А теперь прочитай еще одну группу слов и вставь пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

          20 bezudarnaya glasnaya v korne

          Получилось ли у тебя подобрать проверочные слова?

          Правильно, проверочных слов к этим словам не подобрать.

          21 bezudarnaya glasnaya v korne

          Орфографический словарь

          Таких слов в русском языке очень много, все они собраны в специальных орфографических словарях. Если ты не знаешь, как пишется безударная гласная, а проверить ее нельзя, то загляни в этот словарь.

          Посмотри, как выглядят его странички:

          22 bezudarnaya glasnaya v korne

          Все слова в нем расположены по алфавиту, это помогает быстрее находить нужное слово.

          Чем больше ты будешь изучать русский язык, тем больше словарных слов сможешь запомнить. А, значит, и писать будешь более грамотно.

          Сегодня ты тренировал умение верно писать букву безударного гласного звука в корне слова.

          Давай проверим, насколько хорошо ты этому научился. Для этого выполни тест, выбрав правильный ответ.

          Василий Михайлович продолжает рассматривать самые сложные правила орфографии. На очереди — безударные гласные в корне.

          Безударные гласные в корне. Чем сложно это кажущееся простым правило, которое многие ставят в один ряд с «жи–ши» и «чу–щу»? Это правило сложно хотя бы потому, что требует знания многих правил. Орфограмма одна, а правил много. Главная трудность – отличить их друг от друга. Скажем, слова с частью -гор- в корне (горевать, горелки, горизонт, пригородный, горняки) некоторые считают однокоренными, но это ведь не так: -гор- в словах «горелки», «горевать», «горняки» это не один и тот же корень, так как имеются различия в значениях, а в словах «горизонт» и «пригородный» это вообще часть корня. Такое бывает не слишком часто, к счастью, но время от времени требует дополнительной внимательности.

          Правила с орфограммой «Безударные гласные в корне» распределяются на 3 группы:

          1) безударные гласные, проверяемые ударением;

          2) непроверяемые безударные гласные;

          3) чередующиеся безударные гласные.

          Первое правило кажется наиболее легким: «Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением«. Например, весы – вес, грибы – гриб. И сразу же возникают трудности. Безударную гласную в слове «копать» можно проверить однокоренными «копка» или «землекоп», но как быть с глаголом «раскапывать»? Тоже однокоренное слово! И тут сразу стоит сказать, что глаголами с суффиксами -ыва-/-ива- проверять безударную гласную в корне нежелательно. Просто не надо, чтобы не ошибиться. Ищите другие варианты проверки.

          В безударной позиции пишется та же гласная (или ее йотированная пара), что и под ударением, кроме производных с суфф. -ыва-, -ива-. В корнях, имеющих ударное а в глаголах на -ивать/-ывать и ударное о в других производных, без ударения пишется о, напр.: добреть — так как добрый, хотя задабривать; опоздать — так как поздно, хотя опаздывать.

          Очень важно правильно определить значение слова. Например, корень -ве-/-вей-(развеваться, навевать, веять) легко спутать с корнем -ви-/-вив- (завивать, свиваться, завивка) или разви- (развивать, развитие). В первом случае у слов с корнем -ве- всегда есть какая-то связь в значениях с ветром, воздухом, во втором предполагается скручивание, а в третьем раз- – часть корня, значение которого связано с поступательным изменением, совершенствованием.

          Очень многие считают однокоренными слова «далекий» и «долина». Однако это не так. Слова с корнем -дал-: далекий, даль, издали, далеко, удаляться. У «долины» свои однокоренные слова: подол, дол (т.е. низ, то, что внизу).

          Попробуйте по разнице в значении определить, какая безударная гласная пропущена.

          Посв…щение, просв…щение, ут…шение, т…шина, скр…пя сердце, скр…пя колёсами.

          Проверочные слова: святость, свет, утешить, тишь, крепкий, скрип.

          Трудности с безударными гласными особенно заметны в трудных словах, где гласную нельзя проверить: арбуз, огурец, томат, баклажан, яблоко, мандарин, лимон. Приходится запоминать часто встречающиеся слова, а при необходимости обращаться к орфографическому словарю.

          П…тр…от, п…ст…мент, …рт…лл…рист, с…нт…м…нтальный, эксп…р…мент, д…л…катный, в…трина, к..н..нада.

          Проверьте себя: патриот, постамент, артиллерист, сентиментальный, эксперимент, деликатный, витрина, канонада.

          Ни разу не ошиблись? Отлично! А уж если в одном из этих слов нашли проверяемую безударную гласную…

          Но не огромное количество словарных слов и не необходимость определять значение слова делают правописание безударных гласных в корне самым трудным правилом. Наибольшую трудность представляют кони с чередованием. Кос-кас, лож-лаг, рос-раст-ращ, гор-гар, зар-зор и корни с чередованием и-е (блист-блест, бир-бер и др.) вы изучали в 5-7 классах. В 10-11 к ним добавляются мак-мок, плав-плов, чет-чит, клон-клан, твор-твар, скоч-скак, ровн-равн и им(ин)-а(я). И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др.

          Выбор гласной в корне с чередованием зависит либо от ударения (зар-зор, гор-гар), либо от последних согласных корня (рос-раст-ращ, лож-лаг), либо от наличия/отсутствия суффикса -а- (кос-кас, бир-бер, жиг-жег), либо от значения (ровн-равн, мок-мак). Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:

          В корне сед(сес)/сид(сиж) без ударения пишется е перед твердым д, пишется и перед мягким д, напр.: седок, сидеть. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и, и е: сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Полный корень сед(сес)/сид(сиж)/сяд(сад), вариант сяд- выступает только под ударением: сяду, присядка.

          И не знаешь порой, что лучше: обилие информации, или ее отсутствие!

          Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.

          Старый формат:

          Задание 92AC4C

          Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

          • г..мназист
          • к..сательная
          • д..ликатес
          • усм..рённый
          • приг..реть

          ГИмназист – непроверяемая, кАсательная – чередующаяся, дЕликатес – непроверяемая, усмИрённый – проверяемая (мир), пригОреть – чередующаяся. Ответ: усмиренный.

          Новый формат:

          Задание E62F72

          В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

                    1)     б..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

                    2)     нак..пивший, благосл..вение, надл..мить

                    3)     оз..боченный, раск..лоть, р..сточек

                    4)     заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

          1) БлАгоденствие – проверяемая (благо), принОровиться – проверяемая (норов; хотя на самом деле тут мы имеем дело с полногласием, а это слишком длинная история для этого занятия), полАгаться – чередующаяся. 2) НакОпивший – проверяемая (копит), благослОвение – проверяемая (слово, хотя слов-слав можно считать корнем с чередованием, как и мок-мак), надлОмить – проверяемая (поломка). 3) ОзАбоченный – непроверяемая, раскОлоть – проверяемая (колет), рОсточек – чередующаяся. 4) ЗабОлевание – проверяемая (боль), обрАзцовый – непроверяемая, удОстоен – непроверяемая. Ответ: 2.

          В открытом банке заданий ФИПИ до сих пор сосуществуют оба варианта. Однако демоверсия предлагает еще один вариант этого же задания:

          Задание 9

          Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

          1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

          2) к..сички, оз..рение, г..ревать

          3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

          4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

          5) п..рила, зам..реть, ст..листический

          Разница на самом деле не такая уж существенная. Просто повнимательнее надо читать задания. Подумаешь, слово, слова, ряд или ряды! Однако ответ может состоять из слова, слов, цифры или нескольких цифр. А на кону всего лишь балл. Целый балл!

          1) ЗажИмать, отвОрить – чередующиеся, примИрение – проверяемая (мир). 2) Косички – проверяемая (косы), озАрение – чередующаяся, гОревать – проверяемая (горе). 3) ОпИраться, зарОсли, прикОснуться – чередующиеся. 4) ИзлОжить, несгОраемый, понИмание – чередующиеся. 5) Перила – непроверяемая, замЕреть – чередующаяся, стИлистический – проверяемая (стиль). Ответ: 34 (т.е. третий и четвёртый вариант).

          Надеемся, вы не запутались, а стали еще грамотнее. Три самых сложных правила орфографии для вас не так уж сложны? Отлично! Есть время приналечь на оставшиеся. Правда, повторенье – мать ученья. Не стоит про это забывать!

          А какие правила орфографии вам кажутся особенно сложными? Гласные после шипящих? Слитное-раздельное-дефисное написание наречий? Правописание производных предлогов? Пишите в комментариях свои варианты, а мы постараемся вам помочь. Удачи!

          © blog.tutoronline.ru,
          при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

          Понравилась статья? Поделить с друзьями:
        • Как мне найти метрики на деда
        • Как найти слово в группе вконтакте
        • Как найти минусовку любой песни бесплатно татарские
        • Как найти уравнение линии по точкам
        • Как найти программы которые работают с интернетом