Как найти простой цикл в графе

Как я простые циклы искал

Время на прочтение
13 мин

Количество просмотров 13K

иконка библиотеки Проснулся я как-то ближе к вечеру и решил — всё пора, пора уже сделать новую фичу в моей библиотеке. А за одно и проверку графа на циклы починить и ускорить. К утреннему обеду сделал новую фичу, улучшил код, сделал представление графа в удобном виде, и дошёл до задачи нахождения всех простых циклов в графе. Потягивая чашку холодной воды, открыл гугл, набрал «поиск всех простых циклов в графе» и увидел…

Увидел я не много… хотя было всего лишь 4 часа утра. Пару ссылок на алгоритмы ссылка1, ссылка2, и много намеком на то, что пора спать циклов в графе может быть много, и в общем случае задача не решаемая. И еще вопрос на хабре на эту тему, ответ на который меня тоже не спас — про поиск в глубину я и так знал.

Но раз я решил, то даже NP сложную задачу решу за P тем более я пью воду, а не кофе — а она не может резко закончиться. И я знал, что в рамках моей задачи найти все циклы должно быть возможным за маленькое время, без суперкомпьютеров — не тот порядок величин у меня.

Немного отвлечемся от детектива, и поймем зачем мне это нужно.

Что за библиотека?

Библиотека называется DITranquillity написана на языке Swift, и её задача — внедрять зависимости. С задачей внедрения зависимостей библиотека справляется на ура, имеет возможности которые не умеют другие библиотеки на Swift, и делает это с хорошей скоростью.

Но зачем мне взбрело проверять циклы в графе зависимостей?

Ради киллерфичи — если библиотека делает основной функционал на ура, то ищешь способы её улучшить и сделать лучше. А киллефича — это проверка графа зависимостей на правильность — это набор разных проверок, которые позволяют избежать проблем во время исполнения, что экономит время разработки. И проверка на циклы выделяется отдельно среди всех проверок, так как эта операция занимает гораздо больше времени. И до недавнего времени некультурно больше времени.

О проблеме я знал давно, но понимал, что в том виде, в каком сейчас хранится граф сделать быструю проверку сложно. Да и раз уж библиотека умеет проверять граф зависимостей, то сделать «Graph API» само напрашивается. «Graph API» — позволяет отдавать граф зависимостей для внешнего пользования, чтобы:

  • Его проанализировать как-то на свой лад. Например, в своё время, для работы собрал автоматически все зависимости между нашими модулями, что помогло убрать лишние зависимости и ускорить сборку.
  • Пока нет, но когда-нибудь будет — визуализация этого графа с помощью graphvis.
  • Проверка графа на корректность.

Особенно ради второго — кто как, а мне нравится смотреть на эти ужасные картинки и понимать как же все плохо…

Исходные данные

Давайте посмотрим, с чем предстоит работать:

  • MacBook pro 2019, 2,6 GHz 6-Core i7, 32 Gb, Xcode 11.4, Swift 5.2
  • Проект на языке Swift с 300к+ строчек кода (пустые строки и комментарии не в счёт)
  • Более 900 вершин
  • Более 2000 ребер
  • Максимальная глубина зависимостей достигает 40
  • Почти 7000 циклов

Все замеры делаются в debug режиме, не в release, так как использовать проверку графа будут только в debug.

До этой ночи, время проверки составляло 95 минут.

Для не терпеливых

После оптимизации время проверки уменьшилось до 3 секунд, то есть ускорение составило три порядка.

Этап 1. Представление графа

Возвращаемся к нашему детективу. Мой графне Монте Кристо, он ориентированный.
Каждая вершина графа это компонент, ну или проще информация о классе. До появления Graph API все компоненты хранились в словаре, и каждый раз приходилось в него лазить, еще и ключ создавать. Что не очень быстро. Поэтому, будучи в здравом уме, я понимал, что граф надо представить в удобном виде.

Как человек, недалекий от теории графов, я помнил только одно представление графа — Матрица смежности. Правда моё создание подсказывало, что есть и другие, и немного поднапряг память, я вспомнил три варианта представления графа:

  • Список вершин и список ребер — отдельно храним вершины, отдельно храним ребра.
  • Матрица смежности — для каждой вершины храним информацию, есть ли переход в другую вершину
  • Список смежности — для каждой вершины храним список переходов

Но прежде чем напрягать мозги, пальцы уже сделали своё дело, и пока я думал какой сейчас час, на экране уже успел появиться код для создания графа в виде матрицы смежности. Жалко конечно, но код пришлось переписать — для моей задачи важнее как можно быстрее находить исходящие ребра, а вот входящие меня мало интересуют. Да и память в наше время безгранична — почему бы её не сэкономить?

Переписав код, получилось что-то на подобии такого:

Graph:
    vertices: [Vertex]
    adjacencyList: [[Edge]]

Vertex:
    more information about vertex

Edge:
    toIndices: [Int]
    information about edge

Где Vertex информация о вершине, а Edge информация о переходе, в том числе и индексы, куда по этому ребру можно перейти.
Обращаю внимание что ребро хранит переход не один в один, а один в много. Это сделано специально, чтобы обеспечить уникальность рёбер, что в случае зависимостей очень важно, так как два перехода на две вершины, и один переход на две вершины означает разное.

Этап 2. Наивный поиск в глубину

Из начала статьи все же помнят, что к этому моменту было уже 4 часа утра, а значит, единственная идея, как реализовать поиск всех простых циклов была та, что я нашел в гугле, да и мой учитель всегда говорил — «прежде чем оптимизировать, убедись, что это необходимо». Поэтому первым делом я написал обычный поиск в глубину:

Код

func findAllCycles() -> [Cycle] {
  result: [Cycle] = []
  for index in vertices {
    result += findCycles(from: index)
  }

  return result
}

func findCycles(from index: Int) -> [Cycle] {
  result: [Cycle] = []
  dfs(startIndex: index, currentIndex: index, visitedIndices: [], result: &result)

  return result
}

func dfs(startIndex: Int,
         currentIndex: Int,
         // visitedIndices каждый раз копируется
         visitedIndices: Set<Int>,
         // result всегда один - это ссылка
         result: ref [Cycle]) {
  if currentIndex == startIndex && !visitedIndices.isEmpty {
    result.append(cycle)
    return
  }

  if visitedIndices.contains(currentIndex) {
    return
  }

  visitedIndices += [currentIndex]

  for toIndex in adjacencyList[currentIndex] {
    dfs(startIndex: startIndex, currentIndex: toIndex, visitedIndices: visitedIndices, result: &result)
  }
}

Запустил этот алгоритм, подождал 10 минут… И, конечно же, ушел спать — А то уже солнце появилось из-за верхушек зданий…

Пока спал, думал — а почему так долго? Про размер графа я уже писал, но в чем проблема данного алгоритма? Судорожно вспоминая дебажные логи вспомнил, что для многих вершин количество вызовов функции dfs составляет миллион, а для некоторых по 30 миллионов раз. То есть в среднем 900 вершин * 1000000 = 900.000.000 вызовов функции dfs…

Откуда такие бешеные цифры? Будь бы это обычный лес, то все бы работало быстро, но у нас же граф с циклами… ZZzzz…

Этап 3. Наивная оптимизация

Проснулся я снова не по завету после обеда, и первым делом было не пойти в туалет, и уж точно не поесть, а посмотреть, сколько же выполнялся мой алгоритм, а ну да всего-то полтора часа… Ну, ладно, я за ночь придумал, как оптимизировать!

В первой реализации ищутся циклы, проходящие только через указанную вершину, а все подциклы, найденные при поиске основных циклов, просто игнорируются. Возникает желание перестать их игнорировать — тогда получается, что можно выкидывать из рассмотрения все вершины, через которые мы уже прошли. Сделать это не так сложно, правда, когда пальцы не попадают по клавиатуре чуть сложнее, но каких-то полчаса и готово:

Код

func findAllCycles() -> [Cycle] {
  globalVisitedIndices: Set<Int> = []
  result: [Cycle] = []
  for index in vertices {
    if globalVisitedIndices.containts(index) {
      continue
    }
    result += findCycles(from: index, globalVisitedIndices: &globalVisitedIndices)
  }

  return result
}

func findCycles(from index: Int, globalVisitedIndices: ref Set<Int>) -> [Cycle] {
  result: [Cycle] = []
  dfs(currentIndex: index, visitedIndices: [], globalVisitedIndices, &globalVisitedIndices, result: &result)

  return result
}

func dfs(currentIndex: Int,
         // visitedIndices каждый раз копируется
         visitedIndices: Set<Int>,
         // globalVisitedIndices всегда один - это ссылка
         globalVisitedIndices: ref Set<Int>,
         // result всегда один - это ссылка
         result: ref [Cycle]) {

  if visitedIndices.contains(currentIndex) {
    // если visitedIndices упорядочен, то вырезав кусок, можно получить информацию о цикле
    result.append(cycle)
    return
  }

  visitedIndices += [currentIndex]

  for toIndex in adjacencyList[currentIndex] {
    dfs(currentIndex: toIndex, visitedIndices: visitedIndices, globalVisitedIndices: &globalVisitedIndices, result: &result)
  }
}

Дальше по заповедям программиста «Программист ест, билд идёт» я ушел есть… Ем я быстро. Вернувшись через 10 минут и увидев, что все еще нет результата, я огорчился, и решил подумать, в чем же проблема:

  • Если у меня несколько больших раздельных циклов, то на каждый такой цикл тратится уйму времени, благо, всего один раз.
  • Многие циклы «дублируются» — нужно проверять уникальность при добавлении, а это время на сравнение.

Интуиция мне подсказывала, что первый вариант был лучше. На самом деле он понятней для анализа, так как мы запоминаем циклы для конкретной вершины, а не для всего подряд.

Этап 4. А что если отсекать листья из поиска

Проснуться я уже успел, а значит самое время для листочка и карандаша. Посмотрев на цифры, нарисовав картинки на листочке, стало понятно, что листья обходить не имеет смысла, и даже не листья, а целые ветки, которые не имеют циклов. Смысл в них заходить, если мы ищем циклы? Вот их и будем отсекать. Пока это думал, руки уже все сделали, и даже нажали run… Ого, вот это оптимизация — глазом моргнуть не успел, а уже все нашло… Ой, а чего циклов так мало то нашлось… Эх… А всё ясно проблема в том, что я не налил себе стакан воды. На самом деле проблема вот в этой строчке:

if visitedIndices.contains(currentIndex) {

Я решил, что в этом случае мы тоже наткнулись на лист, но это неверно. Давайте рассмотрим вот такой граф:

В этом графе есть под цикл B->E->C значит, этот if выполнится. Теперь предположим, что вначале мы идем так:
A->B->E->C->B!.. При таком проходе C, Е помечается как лист. После находим цикл A->B->D->A.
Но Цикл A->C->B->D->A будет упущен, так как вершина C помечена как лист.

Если это исправить и отбрасывать только листовые под ветки, то количество вызовов dfs снижается, но не значительно.

Этап 5. Делаем подготовку к поиску

Ладно, еще целых полдня впереди. Посмотрев картинки и различные дебажные логи, стало понятно, что есть ситуации, где функция dfs вызывается 30 миллионов раз, но находится всего 1-2 цикла. Такое возможно в случаях на подобии:

Где «Big» это какой-то большой граф с кучей циклов, но не имеющий цикла на A.

И тут возникает идея! Для всех вершин из Big и C, можно заранее узнать, что они не имеют переходов на A или B, а значит, при переходе на C понятно, что эту вершину не нужно рассматривать, так как из нее нельзя попасть в A.

Как это узнать? Заранее, для каждой вершины запустить или поиск в глубину, или в ширину, и не посещать одну вершину дважды. После сохранить посещенные вершины. Такой поиск в худшем случае на полном графе займет O(N^2) времени, а на реальных данных намного меньше.

Текст для статьи я писал гораздо дольше, чем код для реализации:

Код

func findAllCycles() -> [Cycle] {
  reachableIndices: [Set<Int>] = findAllReachableIndices()
  result: [Cycle] = []
  for index in vertices {
    result += findCycles(from: index, reachableIndices: &reachableIndices)
  }

  return result
}

func findAllReachableIndices() -> [Set<Int>] {
  reachableIndices: [Set<Int>] = []
  for index in vertices {
    reachableIndices[index] = findAllReachableIndices(for: index)
  }
  return reachableIndices
}

func findAllReachableIndices(for startIndex: Int) -> Set<Int> {
  visited: Set<Int> = []
  stack: [Int] = [startIndex]
  while fromIndex = stack.popFirst() {
    visited.insert(fromIndex)

    for toIndex in adjacencyList[fromIndex] {
      if !visited.contains(toIndex) {
        stack.append(toIndex)
      }
    }
  }

  return visited
}

func findCycles(from index: Int, reachableIndices: ref [Set<Int>]) -> [Cycle] {
  result: [Cycle] = []
  dfs(startIndex: index, currentIndex: index, visitedIndices: [], reachableIndices: &reachableIndices, result: &result)

  return result
}

func dfs(startIndex: Int,
         currentIndex: Int,
         visitedIndices: Set<Int>,
         reachableIndices: ref [Set<Int>],
         result: ref [Cycle]) {
  if currentIndex == startIndex && !visitedIndices.isEmpty {
    result.append(cycle)
    return
  }

  if visitedIndices.contains(currentIndex) {
    return
  }

  if !reachableIndices[currentIndex].contains(startIndex) {
    return
  }

  visitedIndices += [currentIndex]

  for toIndex in adjacencyList[currentIndex] {
    dfs(startIndex: startIndex, currentIndex: toIndex, visitedIndices: visitedIndices, result: &result)
  }
}

Готовясь к худшему, я запустил новую реализацию, и пошел смотреть в окно на ближайшее дерево, в 5 метрах — вдаль смотреть говорят полезно. И вот счастье — код полностью исполнился за 15 минут, что в 6-7 раз быстрее прошлого варианта. Порадовавшись мини победе, и порефачив код, я начал думать, что же делать — такой результат меня не устраивал.

Этап 6. Можно ли использовать прошлые результаты?

Все время пока я писал код, и пока спал, меня мучил вопрос — а можно ли как-то использовать результат прошлых вычислений. Ведь уже найдены все циклы через некоторую вершину, наверное, что-то это да значит для других циклов.
Чтобы понять, что это значит, мне понадобилось сделать три итерации, каждая из которых была оптимальней предыдущей.
Все началось с вопроса — «Зачем начинать поиск с новой вершины, если все исходящие ребра ведут в вершины, которые или не содержат цикла, или это вершина через которую уже были построены все циклы?». Потом поток мыслей дошел до того что проверку можно делать рекурсивно. Это позволило уменьшить время до 5 минут.

И только выпив залпом весь стакан с водой, а он 250мл, я осознал, что эту проверку можно вставить, прям внутри поиска в глубину:

Код

func findAllCycles() -> [Cycle] {
  reachableIndices: [Set<Int>] = findAllReachableIndices()
  result: [Cycle] = []
  for index in vertices {
    result += findCycles(from: index, reachableIndices: &reachableIndices)
  }

  return result
}

func findAllReachableIndices() -> [Set<Int>] {
  reachableIndices: [Set<Int>] = []
  for index in vertices {
    reachableIndices[index] = findAllReachableIndices(for: index)
  }
  return reachableIndices
}

func findAllReachableIndices(for startIndex: Int) -> Set<Int> {
  visited: Set<Int> = []
  stack: [Int] = [startIndex]
  while fromIndex = stack.popFirst() {
    visited.insert(fromIndex)

    for toIndex in adjacencyList[fromIndex] {
      if !visited.contains(toIndex) {
        stack.append(toIndex)
      }
    }
  }

  return visited
}

func findCycles(from index: Int, reachableIndices: ref [Set<Int>]) -> [Cycle] {
  result: [Cycle] = []
  dfs(startIndex: index, currentIndex: index, visitedIndices: [], reachableIndices: &reachableIndices, result: &result)

  return result
}

func dfs(startIndex: Int,
         currentIndex: Int,
         visitedIndices: Set<Int>,
         reachableIndices: ref [Set<Int>],
         result: ref [Cycle]) {
  if currentIndex == startIndex && !visitedIndices.isEmpty {
    result.append(cycle)
    return
  }

  if visitedIndices.contains(currentIndex) {
    return
  }

  if currentIndex < startIndex || !reachableIndices[currentIndex].contains(startIndex) {
    return
  }

  visitedIndices += [currentIndex]

  for toIndex in adjacencyList[currentIndex] {
    dfs(startIndex: startIndex, currentIndex: toIndex, visitedIndices: visitedIndices, result: &result)
  }
}

Изменения только тут: if currentIndex < startIndex.

Посмотрев на это простое решение, я нажал run, и был уже готов снова отойти от компьютера, как вдруг — все проверки прошли… 6 секунд? Не, не может быть… Но по дебажным логам все циклы были найдены.

Конечно, я подсознательно понимал, почему оно работает, и что я сделал. Постараюсь эту идею сформировать в тексте — Если уже найдены все циклы, проходящие через вершину A, то при поиске циклов проходящих через любые другие вершины, рассматривать вершину A не имеет смысла. Так как уже найдены все циклы через A, значит нельзя найти новых циклов через неё.

Такая проверка не только сильно ускоряет работу, но и полностью устраняет появление дублей, без необходимости их обрезать/сравнивать.
Что позволяет сэкономить время на способе хранения циклов — можно или вообще не хранить их или хранить в обычном массиве, а не множестве. Это экономит еще 5-10% времени исполнения.

Этап 6. Профайл

Результат в 5-6 секунд меня уже устраивал, но хотелось еще быстрее, на улице еще солнце даже светит! Поэтому я открыл профайл. Я понимал, что на языке Swift низкоуровневая оптимизация почти невозможна, но иногда находишь проблемы в неожиданных местах.
И какое было моё удивление, когда я обнаружил, что половину времени из 6 секунд занимают логи библиотеки… Особенно с учетом, что я их выключил. Как говорится — «ты видишь суслика? А он есть…». У меня суслик оказался большим — на пол поля. Проблема была типичная — некоторое строковое выражение считалось всегда, независимо от необходимости писать его в логи.

Запустив приложение и увидев 3 секунды, я уже хотел было остановиться, но меня мучило одно предчувствие в обходе в ширину. Я давно знал, что массивы у Apple сделаны так, что вставка в начало и в конец массива занимает константное время в силу кольцевой реализации внутри (извиняюсь, я не помню, как правильно это называется). И на языке Swift у массива есть интересная функция popLast(), но нет аналога для первого элемента. Но проще показать.

было (язык Swift)

var visited: Set<Int> = []
var stack: [Int] = [startVertexIndex]
while let fromIndex = stack.first {
  stack.removeFirst()

  visited.insert(fromIndex)
  for toIndex in graph.adjacencyList[fromIndex].flatMap({ $0.toIndices }) {
    if !visited.contains(toIndex) {
      stack.append(toIndex)
    }
  }
}

return visited

cтало (язык Swift)

var visited: Set<Int> = []
var stack: [Int] = [startVertexIndex]
while let fromIndex = stack.popLast() {
  visited.insert(fromIndex)
  for toIndex in graph.adjacencyList[fromIndex].flatMap({ $0.toIndices }) {
    if !visited.contains(toIndex) {
      stack.insert(toIndex, at: 0)
    }
  }
}

return visited

Вроде изменения не значительные и, кажется, что второй код должен работать медленнее — и на многих языках второй код будет работать медленнее, но на Swift он быстрее на 5-10%.

Итоги

А какие могут быть итоги? Цифры говорят сами за себя — было 95 минут, стало 2.5-3 секунды, да еще и добавилось новых проверок.

Три секунды тоже выглядит не шустро, но не стоит забывать, что это на большом и не красивом графе зависимостей — такие днем с огнем не сыщешь в мобильной разработке.
Да и на другом проекте, который больше похож на средний мобильный проект, время с 15 минут уменьшилось до менее секунды, при этом на более слабом железе.

Ну а появлению статьи благодарим гугл — который не захотел мне помогать, и я придумывал все из головы, хоть и понимаю, что Америку я не открыл.

Весь код на языке Swift можно найти в папке.

Немного рекламы и Планы

Кому понравилась статья, или не понравилась, пожалуйста, зайдите на страницу библиотеки и поставьте ей звёздочку.

Я каждый раз озвучиваю планы по развитию, каждый раз говорю «скоро» и всегда скоро оказывается когда-нибудь. Поэтому сроков называть не буду, но когда-нибудь это появится:

  • Конвертация графа зависимостей в формат для graphvis — а он в свою очередь позволит просматривать графы визуально.
  • Оптимизация основного функционала библиотеки — С появлением большого количества новых возможностей, моя библиотека хоть и осталось быстрой, но теперь она не сверх быстрая, а на уровне других библиотек.
  • Переход на проверку графа и поиск проблем во время компиляции, а не при запуске приложения.

P.S. Если отключить 5 этап полностью, это который добавление доп. действия перед началом поиска, то скорость работы понизится в 1.5 раза — до 4.5 секунд. То есть в этой операции даже после всех других оптимизаций есть толк.

P.P.S. Некоторые факты из статьи выдуманные, для придания красоты картины. Но, я на самом деле пью только чистую воду, и не пью чай/кофе/алкоголь.

UPD: По просьбе добавляю ссылку на сам граф. Он описан в dot формате, имена вершин просто нумерацией. Ссылка
Посмотреть на то как это выглядит визуально можно по этой ссылке.

UPD: banshchikov нашёл другой алгоритм Donald B. Johnson. Более того есть его реализация на swift.
Я решил сравнить свой алгоритм, и этот алгоритм на имеющемся графе.
Вот что получилось:

Время измерялось только на поиск циклов. Сторонняя библиотека конвертирует входные данные в удобные ей, но подобная конвертация должна занимать не более 0.1 секунды. А как видно время отличается на порядок (а в релизе на два). И списать такую большую разницу на неоптимальную реализацию нельзя.

  • Как я писал, в моей в библиотеки ребра это не просто переход из одной вершины в другую. В стороннюю реализацию подобную информацию передать нельзя, поэтому количество найденных циклов не совпадает. Из-за этого в результатах ищутся все уникальные циклы по вершинам, без учета рёбер, дабы убедиться в совпадении результата.

Рассмотрим алгоритм поиска всех элементарных циклов в неориентированном графе. В этой статье будет приведено описание алгоритма и его реализация на языке программирования C#.

Циклом в графе называется такая конечная цепь, которая начинается и заканчивается в одной вершине. Цикл обозначается последовательностью вершин, которые он содержит, например: (3-5-6-7-3).

Кстати, про цепи, а именно про поиск элементарных цепей в графе мы недавно писали.

Цикл называется элементарным, если все вершины, входящие в него, различны (за исключением начальной и конечной).

Давайте рассмотрим пример. Пусть дан такой граф:

Поиск элементарных циклов в графе. Пример графа - vscode.ru

Перечислим все элементарные циклы в нем: 2-3-4-2, 2-3-5-4-2, 3-2-4-3, 3-2-4-5-3, 3-4-5-3, 4-3-2-4, 4-3-5-4, 4-2-3-5-4, 5-4-3-5, 5-4-2-3-5.

Допустим граф задается, как G = (V, E), где V – множество вершин графа, а E – множество ребер этого графа. Вершины и ребра представим объектами таких классов:

//вершина

class Vertex

{

    public int x, y;

    public Vertex(int x, int y)

    {

        this.x = x;

        this.y = y;

    }

}

, где x, y – координаты центра вершины на плоскости.

//ребро

class Edge

{

    public int v1, v2;

    public Edge(int v1, int v2)

    {

        this.v1 = v1;

        this.v2 = v2;

    }

}

, где v1, v2 – номера вершин, которые соединяет данное ребро.

Важно! Нумерация вершин начинается с нуля!

Множества вершин и ребер графа будем хранить в списках List<>:

List<Vertex> V;

List<Edge> E;

Для поиска всех элементарных циклов в неориентированном графе будем использовать модификацию рекурсивного алгоритма “поиск в глубину” (DFS). DFS (Depth-first search) — это один из алгоритмов для обхода графа. Обязательно почитайте про него подробнее здесь.

Модифицируем алгоритм DFS в DFScycle. Прототип функции DFScycle будет таким:

DFScycle(int u, int endV, List<Edge> E, int[] color, int unavailableEdge, List<int> cycle)

, где u – номер вершины, в которой мы находимся в данный момент, endV – номер конечной вершины цикла, Е – список ребер, color[] – массив, в котором хранятся цвета вершин, unavailableEdge — см. ниже, cycle – список, в который заносится последовательность вершин искомого цикла.

В конечном итоге будем преобразовывать последовательность номеров вершин цикла из списка cycle в строку вида: «2-6-7-2». Хранить всю совокупность элементарных циклов будем в списке строк:

List<string> catalogCycles;

Рассмотрим работу алгоритма DFScycle. В начальный момент времени все вершины графа окрашены в белый цвет. Необходимо выполнить следующее:

Перебираем все вершины, любая из них может иметь элементарный цикл. На каждой итерации перекрашиваем все вершины в белый цвет (обозначим его 1, а черный цвет будем обозначать 2). Добавляем в список вершин цикла cycle текущую вершину.

Теперь поговорим про параметр unavailableEdge. Вершину, для которой ищем цикл, перекрашивать в черный цвет не будем, иначе программа не сможет в нее вернуться, поскольку эта вершина окажется недоступной. Поэтому введем переменную unavailableEdge, в которую будем передавать номер последнего ребра, по которому осуществлялся переход между вершинами, соответственно это ребро на следующем шаге окажется недоступным для перехода. В действительности это необходимо только на первом уровне рекурсии, чтобы избежать некорректной работы алгоритма и вывода, например, ошибочного результата поиска 1-2-1 при наличии такого графа:

Граф из двух вершин

Вызовем процедуру DFScycle(…).

private void cyclesSearch()

{

    int[] color = new int[V.Count];

    for (int i = 0; i < V.Count; i++)

    {

        for (int k = 0; k < V.Count; k++)

            color[k] = 1;

        List<int> cycle = new List<int>();

        //поскольку в C# нумерация элементов начинается с нуля, то для

        //удобочитаемости результатов поиска в список добавляем номер i + 1

        cycle.Add(i + 1);

        DFScycle(i, i, E, color, 1, cycle);

    }

}

Процедура DFScycle(int u, int endV, List<Edge> E, int[] color, int unavailableEdge, List<int> cycle).

  • ЕСЛИ номер вершины u не равен endV, то мы не достигли конца элементарного цикла, поэтому перекрашиваем вершину u в черный цвет. ИНАЧЕ ЕСЛИ число вершин в списке cycle больше или равно двум – конец цикла достигнут: добавляем цикл cycle в список catalogCycles и выполняем возврат из функции.
  • Для всякой вершины w, смежной с вершиной u и окрашенной в белый цвет, рекурсивно выполняем процедуру DFScycle(w, endV, E, color, unavailableE, cycleNEW), предварительно добавив вершину w в список cycleNEW. Возвращаем вершине w белый цвет (возможно через нее проходят другие циклы, поэтому не будем исключать ее из рассмотрения).

Примечание 1. Поскольку алгоритм обходит граф во все стороны, то выходит, что он обходит цикл в обе стороны, в итоге программа находит одинаковые циклы вида: 1-3-4-1, 1-4-3-1. Получаются своеобразные палиндромы. В реализации функции DFScycle присутствует механизм исключения таких палиндромов из списка результатов поиска.

Примечание 2. Поскольку в языке C# списки List передаются по ссылке (а не по значению), то для корректной работы алгоритма необходимо создавать копию списка cycle cycleNEW и передавать ее [копию] в новый вызов функции DFScycle().

Реализация процедуры DFScycle на языке программирования C#:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

private void DFScycle(int u, int endV, List<Edge> E, int[] color, int unavailableEdge, List<int> cycle)

{

    //если u == endV, то эту вершину перекрашивать не нужно, иначе мы в нее не вернемся, а вернуться необходимо

    if (u != endV)

        color[u] = 2;

    else if (cycle.Count >= 2)

        {

            cycle.Reverse();

            string s = cycle[0].ToString();

            for (int i = 1; i < cycle.Count; i++)

                s += «-« + cycle[i].ToString();

            bool flag = false; //есть ли палиндром для этого цикла графа в List<string> catalogCycles?

            for (int i = 0; i < catalogCycles.Count; i++)

                if (catalogCycles[i].ToString() == s)

                {

                    flag = true;

                    break;

                }

            if (!flag)

            {

                cycle.Reverse();

                s = cycle[0].ToString();

                for (int i = 1; i < cycle.Count; i++)

                    s += «-« + cycle[i].ToString();

                catalogCycles.Add(s);

            }

            return;

        }

    for (int w = 0; w < E.Count; w++)

    {

        if (w == unavailableEdge)

            continue;

        if (color[E[w].v2] == 1 && E[w].v1 == u)

        {

            List<int> cycleNEW = new List<int>(cycle);

            cycleNEW.Add(E[w].v2 + 1);

            DFScycle(E[w].v2, endV, E, color, w, cycleNEW);

            color[E[w].v2] = 1;

        }

        else if (color[E[w].v1] == 1 && E[w].v2 == u)

        {

            List<int> cycleNEW = new List<int>(cycle);

            cycleNEW.Add(E[w].v1 + 1);

            DFScycle(E[w].v1, endV, E, color, w, cycleNEW);

            color[E[w].v1] = 1;

        }

    }

}

Результатом выполнения этой процедуры поиска элементарных циклов для графа, рассмотренного выше, будет такая последовательность циклов:

Результат поиска элементарных циклов - vscode.ru

Скачать код процедуры DFScycle

The following is a demo implementation in C# (and Java, see end of answer) based on depth first search.

An outer loop scans all nodes of the graph and starts a search from every node. Node neighbours (according to the list of edges) are added to the cycle path. Recursion ends if no more non-visited neighbours can be added. A new cycle is found if the path is longer than two nodes and the next neighbour is the start of the path. To avoid duplicate cycles, the cycles are normalized by rotating the smallest node to the start. Cycles in inverted ordering are also taken into account.

This is just a naive implementation.
The classical paper is: Donald B. Johnson. Finding all the elementary circuits of a directed graph. SIAM J. Comput., 4(1):77–84, 1975.

A recent survey of modern algorithms can be found here

using System;
using System.Collections.Generic;

namespace akCyclesInUndirectedGraphs
{
    class Program
    {
        //  Graph modelled as list of edges
        static int[,] graph =
            {
                {1, 2}, {1, 3}, {1, 4}, {2, 3},
                {3, 4}, {2, 6}, {4, 6}, {7, 8},
                {8, 9}, {9, 7}
            };

        static List<int[]> cycles = new List<int[]>();

        static void Main(string[] args)
        {
            for (int i = 0; i < graph.GetLength(0); i++)
                for (int j = 0; j < graph.GetLength(1); j++)
                {
                    findNewCycles(new int[] {graph[i, j]});
                }

            foreach (int[] cy in cycles)
            {
                string s = "" + cy[0];

                for (int i = 1; i < cy.Length; i++)
                    s += "," + cy[i];

                Console.WriteLine(s);
            }
        }

        static void findNewCycles(int[] path)
        {
                int n = path[0];
                int x;
                int[] sub = new int[path.Length + 1];

                for (int i = 0; i < graph.GetLength(0); i++)
                    for (int y = 0; y <= 1; y++)
                        if (graph[i, y] == n)
                        //  edge referes to our current node
                        {
                            x = graph[i, (y + 1) % 2];
                            if (!visited(x, path))
                            //  neighbor node not on path yet
                            {
                                sub[0] = x;
                                Array.Copy(path, 0, sub, 1, path.Length);
                                //  explore extended path
                                findNewCycles(sub);
                            }
                            else if ((path.Length > 2) && (x == path[path.Length - 1]))
                            //  cycle found
                            {
                                int[] p = normalize(path);
                                int[] inv = invert(p);
                                if (isNew(p) && isNew(inv))
                                    cycles.Add(p);
                            }
                        }
        }

        static bool equals(int[] a, int[] b)
        {
            bool ret = (a[0] == b[0]) && (a.Length == b.Length);

            for (int i = 1; ret && (i < a.Length); i++)
                if (a[i] != b[i])
                {
                    ret = false;
                }

            return ret;
        }

        static int[] invert(int[] path)
        {
            int[] p = new int[path.Length];

            for (int i = 0; i < path.Length; i++)
                p[i] = path[path.Length - 1 - i];

            return normalize(p);
        }

        //  rotate cycle path such that it begins with the smallest node
        static int[] normalize(int[] path)
        {
            int[] p = new int[path.Length];
            int x = smallest(path);
            int n;

            Array.Copy(path, 0, p, 0, path.Length);

            while (p[0] != x)
            {
                n = p[0];
                Array.Copy(p, 1, p, 0, p.Length - 1);
                p[p.Length - 1] = n;
            }

            return p;
        }

        static bool isNew(int[] path)
        {
            bool ret = true;

            foreach(int[] p in cycles)
                if (equals(p, path))
                {
                    ret = false;
                    break;
                }

            return ret;
        }

        static int smallest(int[] path)
        {
            int min = path[0];

            foreach (int p in path)
                if (p < min)
                    min = p;

            return min;
        }

        static bool visited(int n, int[] path)
        {
            bool ret = false;

            foreach (int p in path)
                if (p == n)
                {
                    ret = true;
                    break;
                }

            return ret;
        }
    }
}

The cycles for the demo graph:

1,3,2
1,4,3,2
1,4,6,2
1,3,4,6,2
1,4,6,2,3
1,4,3
2,6,4,3
7,9,8

The algorithm coded in Java:

import java.util.ArrayList;
import java.util.List;

public class GraphCycleFinder {

    //  Graph modeled as list of edges
    static int[][] graph =
        {
            {1, 2}, {1, 3}, {1, 4}, {2, 3},
            {3, 4}, {2, 6}, {4, 6}, {7, 8},
            {8, 9}, {9, 7}
        };

    static List<int[]> cycles = new ArrayList<int[]>();

    /**
     * @param args
     */
    public static void main(String[] args) {

        for (int i = 0; i < graph.length; i++)
            for (int j = 0; j < graph[i].length; j++)
            {
                findNewCycles(new int[] {graph[i][j]});
            }

        for (int[] cy : cycles)
        {
            String s = "" + cy[0];

            for (int i = 1; i < cy.length; i++)
            {
                s += "," + cy[i];
            }

            o(s);
        }

    }

    static void findNewCycles(int[] path)
    {
            int n = path[0];
            int x;
            int[] sub = new int[path.length + 1];

            for (int i = 0; i < graph.length; i++)
                for (int y = 0; y <= 1; y++)
                    if (graph[i][y] == n)
                    //  edge refers to our current node
                    {
                        x = graph[i][(y + 1) % 2];
                        if (!visited(x, path))
                        //  neighbor node not on path yet
                        {
                            sub[0] = x;
                            System.arraycopy(path, 0, sub, 1, path.length);
                            //  explore extended path
                            findNewCycles(sub);
                        }
                        else if ((path.length > 2) && (x == path[path.length - 1]))
                        //  cycle found
                        {
                            int[] p = normalize(path);
                            int[] inv = invert(p);
                            if (isNew(p) && isNew(inv))
                            {
                                cycles.add(p);
                            }
                        }
                    }
    }

    //  check of both arrays have same lengths and contents
    static Boolean equals(int[] a, int[] b)
    {
        Boolean ret = (a[0] == b[0]) && (a.length == b.length);

        for (int i = 1; ret && (i < a.length); i++)
        {
            if (a[i] != b[i])
            {
                ret = false;
            }
        }

        return ret;
    }

    //  create a path array with reversed order
    static int[] invert(int[] path)
    {
        int[] p = new int[path.length];

        for (int i = 0; i < path.length; i++)
        {
            p[i] = path[path.length - 1 - i];
        }

        return normalize(p);
    }

    //  rotate cycle path such that it begins with the smallest node
    static int[] normalize(int[] path)
    {
        int[] p = new int[path.length];
        int x = smallest(path);
        int n;

        System.arraycopy(path, 0, p, 0, path.length);

        while (p[0] != x)
        {
            n = p[0];
            System.arraycopy(p, 1, p, 0, p.length - 1);
            p[p.length - 1] = n;
        }

        return p;
    }

    //  compare path against known cycles
    //  return true, iff path is not a known cycle
    static Boolean isNew(int[] path)
    {
        Boolean ret = true;

        for(int[] p : cycles)
        {
            if (equals(p, path))
            {
                ret = false;
                break;
            }
        }

        return ret;
    }

    static void o(String s)
    {
        System.out.println(s);
    }

    //  return the int of the array which is the smallest
    static int smallest(int[] path)
    {
        int min = path[0];

        for (int p : path)
        {
            if (p < min)
            {
                min = p;
            }
        }

        return min;
    }

    //  check if vertex n is contained in path
    static Boolean visited(int n, int[] path)
    {
        Boolean ret = false;

        for (int p : path)
        {
            if (p == n)
            {
                ret = true;
                break;
            }
        }

        return ret;
    }

}

Напомним, что циклом в графе $G$ называется ненулевой путь, ведущий из вершины $v$ в саму себя. Граф называют ацикличным, если в нем нет циклов.

Для нахождения цикла, рассмотрим такой альтернативные способ делать обход в глубину:

void dfs(int v, int p = -1) {
    for (int u : g[v])
        if (u != p)
            dfs(u, v);
}

Здесь мы вместо массива used передаем в рекурсию параметр $p$, равный номеру вершины, откуда мы пришли, или $-1$, если мы начали обход в этой вершине.

Этот способ корректен только для деревьев — проверка u != p гарантирует, что мы не пойдем обратно по ребру, однако если в графе есть цикл, то мы в какой то момент вызовем dfs второй раз с одними и теми же параметрами и попадем в бесконечный цикл.

Если мы можем определять, попали ли мы в бесконечный цикл, то это ровно то, что нам нужно. Модифицируем dfs так, чтобы мы могли определять момент, когда мы входим в цикл. Для этого просто вернем массив used обратно, но будем использовать его для проверки, были ли мы когда-то в вершине, которую мы собираемся посетить — это будет означать, что цикл существует.

const int maxn = 1e5;
bool used[maxn];

void dfs(int v, int p = -1) {
    if (used[v]) {
        cout << "Graph has a cycle" << endl;
        exit(0);
    }
    used[v] = true;
    for (int u : g[v])
        if (u != p)
            dfs(u, v);
}

Если нужно восстанавливать сам цикл, то можно вместо завершения программы возвращаться из рекурсии несколько раз и выписывать вершины, пока не дойдем до той, в которой нашелся цикл.

// возвращает -1, если цикл не нашелся, и вершину начала цикла в противном случае
int dfs(int v, int p = -1) {
    if (used[v]) {
        cout << "Graph has a cycle, namely:" << endl;
        return v;
    }
    used[v] = true;
    for (int u : g[v]) {
        if (u != p) {
            int k = dfs(u, v);
            if (k != -1) {
                cout << v << endl;
                if (k == v)
                    exit(0);
                return k;
            }
        }
    }
    return -1;
}

Как и со всеми обходами, если в графе больше одной компоненты связности, или если граф ориентированный, то dfs нужно запускать несколько раз от вершин разных компонент.

for (int v = 0; v < n; v++)
    if (!used[v])
        dfs(v);

Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Поиск циклов и матрица смежности

Алгоритмы на графах

В этом и других курсах вы могли сталкиваться с различными учебными проектами. Обычно они достаточно реалистичные, но одно различие все таки есть — все учебные проекты небольшие.

Реальные проекты намного больше учебных. Чтобы разработчики не путались в коде, обычно большие проекты состоят из отдельных пакетов. При этом появляются зависимости.

Например, если пакет А импортирует или использует пакет Б, мы говорим: «А зависит от Б». На схеме эту зависимость можно обозначить так:

eyJpZCI6IjM4MjNmMDQyMGRjZDY5NjhmYjdlMTJjMTkzM2VkNjgzLnBuZyIsInN0b3JhZ2UiOiJjYWNoZSJ9?signature=2faf859e8167893c416c8077c81d468059aafe8188a135b84a055cd152b941e6

Чтобы собрать проект, нам нужно загружать или компилировать пакеты в правильном порядке. Если А зависит от Б, то сначала надо загрузить пакет Б, и только потом перейти к пакету А.

Когда пакетов в проекте много, количество зависимостей тоже растет. Вместе они образуют сложный граф зависимостей:

eyJpZCI6IjhlZTMwNmRhNjE2NjFlZmZiNTc3YTA3ZWRhYzg1ZDc1LnBuZyIsInN0b3JhZ2UiOiJjYWNoZSJ9?signature=6d3253a104a0012b85e6f3e13d714c50ae2c9cdac47e4a52e4900b1b32eee42f

Пакеты из этого графа можно загружать или компилировать в правильном порядке. Судя по графу, возможно три варианта:

  • Д, Б, В, Г, А

  • Д, Г, В, Б, А

  • Д, В, Г, Б, А

У нас есть выбор, потому что ветки Г и Б + В не зависят друг от друга. В любом случае первым пакетом следует Д, потому что он ни от кого не зависит. Последним идет пакет А, потому что от него никто не зависит.

Подобная структура зависимостей часто встречается в программировании. Например, таким образом мы описываем связи между классами, которые задействованы в коде. Это называется внедрение зависимостей (Dependency Injection).

Но есть проблема — часто программисты не описывают граф целиком, а только указывают, от каких узлов зависит очередной узел.

Это приводит к тому, что в графе может появиться циклическая зависимость:

eyJpZCI6IjMwN2RhYWVhMzQ1MzdkMmM2OGQ5M2E3ZDczM2NlZGRmLnBuZyIsInN0b3JhZ2UiOiJjYWNoZSJ9?signature=44a8ee128b3a846372a438d2025013003d9ff208dfa08aca0be106843066ce27

В циклическом графе невозможно определить правильный порядок компиляции пакетов или создания объектов. Справиться с этой сложностью помогают системы сборки и библиотеки внедрения зависимостей. Именно благодаря им программисты находят циклы в описанных графах.

В этом уроке мы научимся искать циклы в ориентированных графах. Задача для неориентированных графов на практике встречается гораздо реже, поэтому мы не станем обсуждать ее подробно. Она решается похожим образом, так что алгоритм можно без труда адаптировать.

Матрица смежности

В прошлых уроках мы познакомились с двумя способами представления графов:

  • Со списками смежности

  • С неявным представлением

Сегодня изучим матрицу смежности — еще одну структуру данных, которую часто применяют при работе с графами.

Все вершины графа мы храним в массиве, так что у каждой вершины появляется уникальный порядковый номер. В большинстве современных языков программирования нумерация элементов начинается с ноля. Поэтому у нас будут вершина

, вершина

, вершина

и так далее:

300

Важно, что номера вершин идут подряд без пропусков.

Вместе с массивом мы храним матрицу — двумерный массив. Ее ширина и высота равны количеству вершин. Есть речь идет об обычном невзвешенном графе, элементами массива будут:

  • Либо булевы значения —

    и

  • Либо числа

    и

Вернемся к рисунку выше. На нем мы видим, какие вершины связаны между собой. Эту информацию мы можем записать в матрицу смежности. Помните, что нумерация вершин начинается с 0, поэтому нумерация столбцов и строк сдвигается на единицу.

  • На графе вершина

    связана с вершиной

    — записываем

    в строку

    и столбец

    :

  • На графе вершина

    не связана с вершиной

    — записываем

    в строку

    и столбец

    :

Перебирая элементы строки, мы можем найти все связанные вершины.

Во взвешенном графе вместо булевых значений мы можем хранить числа:

  • Если вершины не связаны —

  • Если вершины связаны — число, обозначающее вес ребра

Матрица смежности подходит для хранения ориентированных графов. Для хранения неориентированных графов программисты используют небольшой трюк, делая матрицу симметричной. Для примера представим, что мы хотим связать вершины

и

. В этом случае мы записываем

два раза:

  • В столбец

    и строку

  • В столбец

    и строку

Так мы получаем двустороннюю связь.

Поиск цикла

Обычно нам надо убедиться, что в графе нет циклов. Поэтому мы пытаемся найти хотя бы один любой цикл. Если нам это удается, то мы подсказываем пользователю, из каких вершин он состоит.

Оказывается, для поиска циклов не надо изобретать нового алгоритма — можно адаптировать обход графа в глубину. При обходе мы будем помечать посещенные вершины. В реальной программе каждой вершине будет приписан числовой код, но при объяснении алгоритма принято говорить о «перекрашивании» вершин.

Попробуем найти цикл в таком небольшом графе:

300

В начале все вершины в графе белые. Такому графу соответствует матрица смежности, изображенная ниже:

Начинать можно с любой вершины. Мы начнем с вершины

, которой соответствует верхняя строка в матрице.

Перекрашиваем вершину в серый цвет. Это означает, что мы начали с ней работать:

300

Ищем в первой строке связанные вершины. Они помечены значением

.

Видим, что вершина

связана со вторым элементом строки — вершиной

. Начинаем работать с ней и также перекрашиваем ее в серый цвет:

300

Чтобы обнаружить связанные вершины, рассмотрим вторую строку сверху. Она соответствует вершине

. Похожим образом продолжаем перекрашивать вершины. Следующие на очереди —

и

:

300

Из вершины

двигаться некуда. Мы завершаем ее обработку, перекрашиваем в черный цвет и возвращаемся в вершину

.

У второй вершины есть еще одна необработанная вершина —

. Перекрашиваем ее в серый цвет:

300

У вершины

также нет связанный вершин. Завершаем ее обработку, перекрашиваем в черный цвет, снова возвращаемся в вершину 2.

Теперь и у вершины

обработаны все соседи — значит, ее обработка также завершена. Перекрашиваем ее в черный цвет и возвращаемся в вершину

:

300

У вершины

есть следующая необработанная вершина — это

.

В свою очередь у вершины

есть необработанная вершина

:

300

Вершина

связана с вершиной

, которая окрашена в серый цвет. Это значит, что мы обнаружили цикл.

Далее нужно разобраться, какие вершины входят в цикл. Для этого мы возвращаемся назад, пока не встретим вершину

. Так мы выясним, что в нашем примере в цикл попадают вершины

,

,

и

.

Если мы встречаем черную вершину, это означает, что цикл в нашем графе есть, но он не опасен. Двигаясь по стрелкам, мы не попадаем в замкнутый круг:

eyJpZCI6IjIxNTZmYzBhNDc0OWIyYTVhNjhiZDdiODNkMDZkODhmLnBuZyIsInN0b3JhZ2UiOiJjYWNoZSJ9?signature=8d7efad59f8102f6e06859790cfc64ac397bf59fc2c3a5d7b88731f4b9dbb962

Двигаясь по стрелкам, ромб слева можно обойти без зацикливания, а ромб справа — нет. Другими словами, встречая черную вершину, мы должны ее пропускать. Черная вершина означает, что мы встретили уже обработанную область графа без циклов.

Реализация

Теперь посмотрим, как такой алгоритм реализуется в коде:

class Graph {
    vertices;
    size;
    edges;

    constructor(vertices) {
        this.vertices = vertices;
        this.size = vertices.length;
        this.edges = Array.from({length: this.size}, () => {
            return Array(this.size).fill(false);
        });
    }

    addEdge(value1, value2) {
        const row = this.vertices.indexOf(value1);
        const column = this.vertices.indexOf(value2);

        this.edges[row][column] = true;
    }

    findCycle() {
        const WHITE = 0;
        const GRAY = 1;
        const BLACK = 2;
        let colors = Array(this.size).fill(WHITE);

        const visit = i => {
            if (colors[i] === BLACK) {
                return null;
            } else if (colors[i] === GRAY) {
                return [];
            }

            colors[i] = GRAY;

            for (let j = 0; j < this.size; j++) {
                if (this.edges[i][j]) {
                    const result = visit(j);
                    if (Array.isArray(result)) {
                        return [...result, this.vertices[i]];
                    }
                }
            }

            colors[i] = BLACK;
            return null;
        };

        return visit(0);
    }
}

Как и в прошлых уроках, для работы с графом сделаем класс Graph. В конструкторе мы будем получать массив значений в вершинах графа. Размер массива сохраним в поле size для последующего использования. Также сразу создадим квадратную матрицу смежности, заполним ее значением false:

    constructor(vertices) {
        this.vertices = vertices;
        this.size = vertices.length;
        this.edges = Array.from({length: this.size}, () => {
            return Array(this.size).fill(false);
        });
    }

Далее мы создаем связь. По сути, это нахождение элемента в матрице и присвоение ему значения true:

    addEdge(value1, value2) {
        const row = this.vertices.indexOf(value1);
        const column = this.vertices.indexOf(value2);

        this.edges[row][column] = true;
    }

Для поиска циклов нам потребуются константы, чтобы обозначать белый, серый и черный цвет вершин, а также массив цветов всех вершин. В начале работы алгоритма все вершины белые:

        const WHITE = 0;
        const GRAY = 1;
        const BLACK = 2;
        let colors = Array(this.size).fill(WHITE);

Функция возвращает массив вершин, образующих либо цикл, либо значение null при отсутствии циклов.

Основная работа делается во внутренней рекурсивной функции visit(). В качестве параметра она получает порядковый номер вершины. Так как нумерация начинается с нуля, первой вершине соответствует номер 0.

В массиве colors функция выясняет цвет вершины. Если вершина черная, функция сразу прекращает свою работу. Если вершина серая, функция также прекращает работу, но в качестве результата возвращает пустой массив:

            if (colors[i] === BLACK) {
                return null;
            } else if (colors[i] === GRAY) {
                return [];
            }

В середине мы обрабатываем текущую вершину. Перекрашиваем ее в серый цвет, а после обработки всех связанных вершин — в черный:

            colors[i] = GRAY;

            for (let j = 0; j < this.size; j++) {
                if (this.edges[i][j]) {
                    const result = visit(j);
                    if (Array.isArray(result)) {
                        return [...result, this.vertices[i]];
                    }
                }
            }

            colors[i] = BLACK;
            return null;

Обработка связанных вершин заключается в поочередном рекурсивном вызове функции visit(). Если во время очередного вызова функция возвращает массив, это значит, что мы нашли цикл. Добавляем в массив текущую вершину и возвращаем новое значение.

Когда рекурсия развернется, в массиве окажутся все вершины из цикла. Именно этот массив и получит программист, вызвавший функцию.

Чтобы проверить наш код, создадим граф из примера выше и попытаемся найти в нем цикл:

let graph = new Graph(['0', '1', '2', '3', '4', '5', '6']);
graph.addEdge('0', '1');
graph.addEdge('1', '2');
graph.addEdge('1', '5');
graph.addEdge('2', '3');
graph.addEdge('2', '4');
graph.addEdge('5', '6');
graph.addEdge('6', '0');

let cycle = graph.findCycle(); // [ '6', '5', '1', '0' ]

Выводы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Составьте памятку как грамотно разрешить конфликт 6 класс обществознание
  • Как нашли робинзона крузо на острове
  • Как найти пропавшую кофту
  • Как найти дешевые билеты на авиасейлс
  • Как найти еще каналы на телекарте