Как объяснить ребенку правило своими словами — — — Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости — звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокореннон слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками[л], [м], [н], [р], [в].
Помогите пожалуйста!
На этой странице сайта размещен вопрос Как объяснить ребенку правило своими словами — — — Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости — звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, над? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 1 — 4 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
Правописание звонких и глухих согласных в корне
Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.
Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.
Мир, стол, дом, сон, мох.
На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.
А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?
Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.
1. Повар готовил обе [т],
А тут отключили све [т].
2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…
Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев
Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.
Сравните звуки с буквами.
Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.
Звук [т] обозначается буквой т или д,
звук [ш] обозначается буквой ш или ж!
Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.
Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.
Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?
Повё. – везут, увезли
Ду. – дубок, дубрава
Кни.ка – книжечка, книжный
Запи.ка – писать, записная
В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».
Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.
Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.
Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.
Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.
Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н].
Как проверить парный согласный?
Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.
В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].
Супы, львы, шарфы, труды, лбы.
Эти существительные стоят во множественном числе.
Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?
Нет, так как после парного согласного следует гласный.
Изменим слова, поставим их в единственное число.
Супы – су_
Львы – ле_
Шарфы – шар_
Труды – тру_
Лбы – ло_
В этих словах есть орфограмма на конце слов.
Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.
Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб
Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный?
Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.
Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?
Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.
Обед – (много) чего? обедов
Свет – (много) чего? света
Кошки – (много) кого? кошек
Ложки – (много) чего? ложек
Открываем ещё один способ изменения имён существительных:
Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)
От слё (с, з) –
у о (с, з) –
в буке (т, д) –
на го(т, д) –
От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,
у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,
в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,
на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год-э
Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:
… – ло (д, т) ка
… – ули (д, т) ка
… – ша (б, п) ка
… – оши (б, п) ка
… – ча (ж, ш) ка
… – кру (ж, ш) ка
лодочка – лодка
улиточка – улитка
шапочка – шапка
ошибочка – ошибка
чашечка – чашка
кружечка – кружка
Объясняем значение слова с помощью однокоренного:
Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.
Когда так говорят?
шу(д,т)ка
про(з,с)ьба
погру(з,с)ка
хо(д,т)ьба
шутка – шутят (буква т в корне шут-)
просьба – просят (буква с в корне прось-)
погрузка – грузят (буква з в корне груз-)
ходьба – ходят (буква д в корне ход-)
Как узнать буквы в корнях имён существительных:
Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).
2. Изменить проверяемое слово
1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)
2. по команде вопроса (много) кого? чего?
3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)
В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз,
Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина
мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)
снег – снеговик, (буква г в корне снег-)
вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)
дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)
насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)
Объясняем буквы согласных в глаголах:
А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?
Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?
озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)
замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)
Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?
…. – приля(к,г)
…. – промо(к,г)
…. – выте(к,г)
… – вле(с,з)
…. – внё(с,з)
…. – упол(с,з)
приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)
промок – промокну (буква к в корне мок-)
вытек – вытеку (буква к в корне тек-)
влез – влезу (буква з в корне лез-)
внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)
уполз – уползу (буква з в корне полз-)
Решаем задачи в корнях имён прилагательных:
А как решать задачи в корнях имён прилагательных?
У_ кая –
Лё_кий –
Кре_кая –
Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).
Узкая – узенький
Лёгкий – лёгонький
Крепкая – крепенький
Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?
Узенький, лёгонький, крепенький
А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.
Надо изменить слово по команде вопроса каков?
Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.
Подберём эти слова к проверяемым словам.
Гибок – гибкий
Цепок – цепкий
Робок – робкий
Хрупок – хрупкий
Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).
2. Изменить слово по команде вопроса каков?
Заключение:
Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.
Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.
В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].
вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
- Русские тексты с аудио
- Диалоги на русском языке
- Видео на русском с субтитрами
- Упражнения по правильному произношению
- Русские скороговорки в аудио формате
- Общие фразы на русском
- Русские сленговые выражения
- Анекдоты на русском с переводом на английский
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
- Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)
Мы рекомендуем:
- Лучшие репетиторы по русскому
Самое необходимое из теории:
- Грамматика русского языка
Предлагаем пройти тесты онлайн:
- Тест на уровень владения русским
- Тест по лексике русского
- Тесты по грамматике русского
- Какой язык учить?
Рекомендуемые статьи и видео:
- Как успешно пройти собеседование на русском
- ТВ – средство изучения иностранного языка
- Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
- Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
- 5 правил успешного изучения языка
- Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
- Как улучшить беглость речи
- Видео: «Как улучшить произношение и понимание
Ещё статьи >>>
Русский язык
Парные глухие и звонкие согласные в корне слова
Сегодня на уроке ты познакомишься с еще одной важной орфограммой, которая встречается во многих словах. Будь внимателен, и тогда тебе удастся быстро ее запомнить и научиться применять.
План урока:
Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука
Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными
Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?
Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:
Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.
Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?
Проверь себя:
Давай потренируемся.
Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.
Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука
Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?
Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.
Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.
Потренируемся.
Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.
Источник
Проверь себя:
Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.
Проверь себя:
Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными
Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.
Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.
Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?
Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.
В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.
Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.
Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:
Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.
Проверь себя:
Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Проверь себя:
Почему эти слова нельзя перенести?
Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вопрос: 1
Выбери вариант, в котором все согласные парные:
Вопрос: 2
Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?
Вопрос: 3
В каком слове нет парного согласного в корне слова?
Вопрос: 4
Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:
2дли_а, дли_ый, телерга_а
3ко_ектив, осе_ий, кра_ный
Вопрос: 5
В каком ряду все слова перенесены верно?
1рас-свет, грам-м, ап-петит
2бас-сейн, с-сора, один-надцать
3рус-ский, дрож-жи, клас-с
4сум-ма, пас-сажир, тен-нис
Ваши ответы:
1 вопрос:
Выбери вариант, в котором все согласные парные:
1) б, ж, р, п, з
2) г, т, в, ж, с
3) ш, щ, ж, ц, ч
4) с, т, д, ф, у
2 вопрос:
Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?
1) Соседский
2) Соседи
3) Соседка
3 вопрос:
В каком слове нет парного согласного в корне слова?
1) Луг
2) Лошадка
3) Домик
4) Ошибка
4 вопрос:
Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:
1) ко_екция, шо_е, ра_каз
2) дли_а, дли_ый, телерга_а
3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный
4) а_ея, су_ота, ого_од
5 вопрос:
В каком ряду все слова перенесены верно?
1) рас-свет, грам-м, ап-петит
2) бас-сейн, с-сора, один-надцать
3) рус-ский, дрож-жи, клас-с
4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: г, т, в, ж, с
2 вопрос: Соседи
3 вопрос: Домик
4 вопрос: ко_екция, шо_е, ра_каз
5 вопрос: сум-ма, пас-сажир, тен-нис
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.
Для этого проверяемая согласная может стоять:
- Перед гласной буквой: соседка – соседушка
- Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный
Ты можешь изменить проверяемое слово:
1. Поставив его в другую падежную форму:
Друг – нет друга, мороз – нет мороза
2. Или представить слово во множественном числе:
Глаз – глаза́, берег – берега
Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:
Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 100,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 50,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 216,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 56,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 107,
Полякова, Учебник
Упражнение 41,
Чуракова, Учебник
Упражнение 42,
Чуракова, Учебник
Упражнение 45,
Чуракова, Учебник
Упражнение 46,
Чуракова, Учебник
Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 66,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 161,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 126,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 179,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 29,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 80,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 218,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 144,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 186,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 247,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 68,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 245,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 246,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 222,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 52,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 95,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 333,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 95,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 10,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 100,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 181,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 218,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 136,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 224,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 249,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 307,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 550,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 659,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 720,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 508,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Практикум стр. 90,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 274,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 335,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 180,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 575,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 44,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 315,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 72,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 123,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 158,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 215,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 358,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 382,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 422,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 106,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 219,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 131,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 164,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 193,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 226,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Практикум стр. 38,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 313,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Русский язык. 2 класс.
Урок 57. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне.
Цель:
- запомнить правила правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.
Задачи:
- познакомиться со способами подбора проверочных слов для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова;
- научиться находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять;
- различать проверочное и проверяемое слова;
- подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
- использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне;
- научиться подбирать проверочные слова для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.
На уроке
мы узнаем:
- о том, как правильно подбирать проверочные слова для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова;
мы научимся:
- характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный); определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным;
- соотносить произношение и написание в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и в корне перед согласным;
- различать проверочное и проверяемое слова;
- находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
мы сможем:
- закрепить способ определения глухости или звонкости согласного звука;
- использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне слова;
- поупражняться в применении способов подбора проверочных слов для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.
Тезаурус
Правописание букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова – это орфограмма.
Проверяемое слово— слово, в котором есть орфограмма, требующая проверки.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемый согласный звук становится звонким.
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.
Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Однокоренные слова – слова, близкие по смыслу, и имеющие одинаковую часть (корень), в которой заключено общее лексическое значение.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19 – 30.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 — 40.
Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 48 — 49.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 50-53.
Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.55-60.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 14 — 21.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.Е. Курлыгина, О.О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Звуки русского языка неоднозначны и хитры. Их жизнь, словно большой и яркий карнавал с масками и переодеваниями. Из-за этого буйства люди порой попадают в курьёзные ситуации.
Однажды бабушка Маша приехала с внучкой на дачу. Имя её – Даша. Быстрая, ловкая помощница! Бабушка только даст задание, а внучка уже с ним справится. Ближе к вечеру бабушка сказала Даше: «Надо бы и лук полить» «Конечно, я мигом», – крикнула Даша, схватила два ведра и умчалась за калитку. Бабушка удивилась: «Куда это она?» Прошло часа два. Лук всё ещё не полит. Солнце зашло за горизонт, а Даши все не было. Бабушка забеспокоилась и пошла искать девочку. За калиткой на лугу возле реки она увидела Дашу, которая черпала из реки воду и выливала ее на траву. «Я же просила тебя полить лук!» — удивленно сказала бабушка. «Так я его и поливаю!» — не менее удивленно ответила девочка.
Почему так произошло? Бабушка просили полить лук. Тот лук, который растёт на грядке в огороде. А Даша поняла это слово как «открытое место, поросшее травой».
Виноватых в этой истории нет, потому что и то, и другое слово произносятся одинаково. А вот пишутся по- разному. Если мы подразумеваем растение на грядке, то на конце должны написать букву К. А если большую поляну с травой – то на конце должны написать букву Г. Сравните транскрипции этих слов: лук — лук. Они абсолютно одинаковы. А теперь посмотрите на запись слов: ЛУК –ЛУГ. Они отличаются буквами Г и К. А теперь посмотрите внимательней. Что вы можете сказать? Правильно! Это же парные согласные звуки!
Действительно, в русском языке именно парные согласные звуки очень любят надевать не свои маски. В этом шумном звучащем карнавале они часто прячутся не за свои буквы. Особенно увлечены этой игрой глухие парные согласные звуки. Звуки п и п’ надевают маску буквы Б, например, гриб – рябь. А звуки ф и ф’ надевают маску буквы В, например, ров – червь. Под маской буквы Д скрываются т и т’, например, год – медь. А под маской буквы Г – звук к, например, рог. Не отстают от них звуки с и с’. Они прячутся за букву З, например, глаз — князь. А солидный звук ш выбрал маску буквы Ж, например, чиж. Вы видите, что буква, обозначающая звонкий согласный, вдруг на время становится буквой, обозначающей глухой согласный звук.
Иногда в этот весёлый и стремительный хоровод переодеваний и смены масок попадают и некоторые звонкие согласные звуки. Звук з’ надевает маску буквы С, например, просьба, косьба. А звук д’ — маску буквы Т, например, молотьба. Тут уже буква глухого согласного становится приютом для звонкого согласного звука.
В этом круговороте очень легко ошибиться. Ситуации, когда в написании слова можно допустить ошибку, являются «опасными местами». «Опасные места» в словах — это орфограммы.
Запомните! Написание парных согласных на конце и в середине слова – это тоже орфограмма.
Тогда почему бы не писать слова так, как слышим? В этом случае и ошибок было бы меньше. В том то и дело, что не меньше! В русском языке немало слов, которые звучат одинаково, а значения имеют разные. Ну-ка, попробуйте понять, о чём идёт речь: «плот – плот, рот — рот, кот — кот, мак — мак, молот — молот, крап — крап»
До тех пор, пока ты не увидишь запись этих слов, ты не разберешься и с их смыслом.
Тогда как определить, какую букву писать в «опасных местах»? Неужели все слова нужно заучить? В Большом академическом словаре содержится около 132 000 слов. Из них около 40 000 слов с парными согласными на конце и середине слова.
Все дело в том, что в русском языке смысл слова заключён в его корне.
Вспомните! Корень – это одинаковая часть всех однокоренных слов, в которой заключён их общий смысл. Значит, если сомневаешься, какую букву надо писать в корне слова, то нужно подобрать однокоренное, где чётко слышен звук.
Но какие однокоренные слова искать? У некоторых слов их не по одному десятку! Вот здесь учёные уже постарались и определили правило написания парных согласных.
Запомните! Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости-глухости согласный звук на конце или в середине слова нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал гласный звук или звонкие непарные согласные звуки н, н’, м, м’, л, л’, р, р’.
Давайте проверим слова «лук» и «луг» из истории с бабушкой Машей и внучкой Дашей. «Лук» – однокоренное слово «луковая», в данном случае, грядка. После проверяемого звука следует гласный звук а. Мы ясно слышим звук к. Значит в слове лук, тот который на грядке у бабушки Маши, будем писать букву К. Поработаем со словом, которое услышала Даша, луг. Девочка поливала луговую траву. «Луговую» – однокоренное слово. После проверяемого звука следует гласный звук, и мы слышим звук г. Значит, в этом случае будем писать букву Г.
Учёные-языковеды разработали семь способов подбора проверочных слов. Мы сейчас с ними познакомимся. Но прежде договоримся, что слово, в правописании которого мы сомневаемся, будем называть проверяемым. А вот то однокоренное слово, которое мы подбираем, чтобы после парного согласного звука слышался гласный звук, будем называть проверочным. Например, «луг» и «лук» – это проверяемые слова. А «луковый» и «луговой» – проверочные.
Итак, первый способ. Поставьте слово во множественное число. Например, кит – киты.
Второй способ. Подставьте к проверяемому слову слово «нет». Например, маг — нет мага.
Третий способ. Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рот — ротик.
Четвертый способ. Образуйте от проверяемого слова однокоренное слово-признак предмета — имя прилагательное. Например, плод — плодовый.
Пятый способ. Образуйте от проверяемого слова однокоренное слово-действие — глагол. Например, бег — бегает.
Шестой способ. Если проверяемое слово отвечает на вопрос каков?, измените его так, чтобы проверочное слово отвечало на вопрос какой? Например, красив — красивый.
Седьмой способ. Если проверяемое слово отвечает на вопрос какой?, то измените его так, чтобы проверочное слово отвечало на вопрос каков? Например, лёгкий – лёгок.
Но есть в русском языке слова, которые не поддаются проверке. Они пришли к нам из других языков. Их написание нужно запомнить и постоянно проверять по орфографическому словарю. Например, слово кофта образовалось от турецкого слова кафтан, а слово вокзал появилось в русском языке около 170 лет назад из английского языка. Из этого же языка пришло к нам слово футбол. А вот слово рюкзак имеет немецкие корни.
Многое из этого урока нужно обязательно запомнить!
Чтобы легче было запоминать, сделайте себе небольшие карточки. На них запишите основную информацию из этого урока. Карточки всегда держите рядом с собой и не ленитесь заглядывать в них почаще. Тогда и этот нелегкий урок вы сможете освоить. Помните, за одного ученого трех неученых дают, да и тех не берут!
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Подбери проверочные слова.
Вставьте пропущенные буквы. Подберите и запиши проверочные слова.
поса__ка – ……, кру__ка — ……, петру __ка – ……, пово__ка –……, варе __ ка – ……, оре __ ки –……, матрё__ки –……, подру__ка –…….
Проверочные слова: посадил, посадки, кружечка, кружился, петрушечка, петушок, повозочка, перевозка, орешник, ореховый, матрёшечка, матрешка, подруженька, товарищи.
Подсказка: Вспомните о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне слова. Для подбора проверочных слов пользуйтесь предложенными способами.
Правильный ответ: посадка – посадил, кружка — кружечка, петрушка – петрушечка, повозка – повозочка, варежка – нет варежек, орешки – орешник, матрёшки – матрёшечка, подружка — подруженька
Задание. Соедини слова.
Соедините проверяемое слово с проверочным словом.
Дубки, ловкий, ложка, просьба, вежлив, ягодка, близкий булавка, сторожка, хорош, дубы, ловок, ложечка, просить, вежливый, ягодный, близок, булавочка, сторожить, хороший.
Подсказка: Вспомните о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне слова. Для подбора проверочных слов пользуйтесь предложенными способами.
Правильный ответ: дубки — дубы, ловкий — ловок, ложка – ложечка, просьба — просить, вежлив — вежливый, ягодка — ягодный, близкий — близок, булавка — булавочка, сторожка — сторожить, хорош — хороший.