Как найти проверочное слово с парной согласной

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

лента букв и звуков для начальной



Правило «Парные согласные в корне слова»



шарады для детей

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.



парные согласные в корне слова правило

шарады для детейКак проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок,  кружка — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.



Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»



Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…

2 класс: тексты для списывания



Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….

2 класс: тексты для списывания



Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..

2 класс: тексты для списывания



Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .

2 класс: тексты для списывания



Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

2 класс: тексты для списывания



Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

2 класс: тексты для списывания



Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.



Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»


Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди с тексте все имена существительные.
    2 класс: тексты для списывания


Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Найди в тексте имена прилагательные.
  3. Во 2-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.2 класс: тексты для списывания


Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
    2 класс: тексты для списывания


Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 4-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Сделай фонетический разбор слова лёд.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.2 класс: тексты для списывания


Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.2 класс: тексты для списывания

Раскраски на тему «Парные согласные»

парные согласные в корне слова 2 класс

парные согласные в корне слова 2 класс

Еще полезные статьи для 2 класса:

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса

Тексты для списывания 2 класс

Изложения 2 класс

Карточки с заданиями для 2 класса

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:

Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибокУчимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

текст при наведении

Примеры слов с парными согласными в середине слова:

  • сказка — сказание, сказочка
  • дорожка — дороженька
  • травка — трава, травушка
  • узкий — узенький, узок
  • березка — береза, березовый
  • мягкий — мягонький
  • ножки — ноженьки
  • ягодка — ягода
  • броский — бросок
  • вражда — вражеский
  • подружка — подруженька

Примеры слов с парными согласными на конце слова:

  • луг — луга
  • морковь — моркови
  • сад — сады
  • столб — столбик
  • стог — стога
  • снег — снега
  • репортаж — репортажи
  • масштаб — масштабы

  • враг — враги

  • друг — друга

Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка — ошиблись, мороз — морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.

Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Парные согласные

В русском языке можно выделить ряд парных согласных по глухости-звонкости:

Они могут находиться либо в середине, либо в конце слова.

Парные согласные в корне проверить можно так:

подобрать однокоренное/родственное слово, в котором этот звук слышится отчётливо.

_

Если парные согласные находятся в конце слова, то для их проверки можно:

1) подобрать однокоренное слово.

2) изменить форму слова:

  • поставить слово в форму множественного числа.
  • просклонять существительное, имеющее парную согласную на конце, по падежам.

То есть изменяем слово так, чтобы «сомнительный» звук находился в сильной позиции и было понятно, какую букву писать.


Примеры слов с парными согласными в корне.

Слова можно придумать такие (через дефис указаны проверочные слова):

[б] — [п]:

Пробка — пробочка.

Рыбка / рыбки — рыбак, рыбный.

Трубка — труба, трубочка.

Рубка — рубить.

[в] — [ф]:

Ловкость / изловчиться / ловкий — ловок.

Канавка — канавы.

Верёвка — верёвочка.

[г] — [к]:

Слегка / нелегко — полегоньку, лёгенький.

Мягкость — мягенький.

[д] — [т]:

Складка — складной.

Раскладка — раскладывать.

Гладкий / гладкость — гладенький.

Походка — ходить.

[ж] — [ш]:

Задержка — задерживаться, задержание.

Книжка / сберкнижка — книжный.

Ложка — ложечка.

Стрижка — стриженный.

[з] — [с]:

Резкий / резкость — резок.

Дерзкий — дерзить.

Замазка — замазывать.

Вязкость — вязать.

Сказка — сказание.

Но при этом есть некоторые слова, имеющие непроверяемые парные согласные — их правописание нужно запомнить.

Это словарные слова.

Например: зигзаг, экзамен, общество, астронавт и др.


Примеры парных согласных в конце слова.

Слева — слово с проверяемой парной согласной, справа — проверочные слова.

[б] — [п]:

Зуб — зубы, зубочистка.

Гроб — гробовщик.

Сугроб — сугробы.

Лоб — лобовой, лбы.

[в] — [ф]:

Засов — засовы.

Вызов — (жду) вызова, вызовы, зову.

Отлов — ловить.

Шов — швы.

[г] — [к]:

Ночлег — (у) ночлега.

Диалог — диалоги.

Луг — луговой.

Сапог — сапоги.

[д] — [т]:

Мёд — (нет) мёда, медовик, медовый.

Велосипед — велосипеды, велосипедист.

Обед — (к) обеду, обедать.

Сосед — (у) соседа, соседний.

[ж] — [ш]:

Нож — ножи.

Сторож — сторожа.

[з] — [с]:

Завхоз — хозяйство.

Образ — (нет) образа.

Глаз — глаза.

Божья коров­ка
[160K]

8 лет назад 

Примеры с парными согласными в корне слова (с проверочными словами):

дубки — дубочки,

кадка — кадок,

ложка — ложек,

ходьба — ходит,

свадьба — свадеб.

Примеры с парными согласными на конце слова (с проверочными словами):

Слова подходят и для первой категории.

Дуб — дубы,

гриб — грибы,

дрозд — дрозды,

мороз — морозы,

бег — бегом.

Ольга Сумин­а
[3.1K]

7 лет назад 

Звонкие и глухие согласные звуки бывают парными и непарными.

  • Примеры слов с парными согласными в корне слова:

[п] — [б] — шубка — шуба,шубейка;

[ф] — [в] — морковка — моркови;

[к(х)] — [г] — легко — лёгонький;

[т] — [д] — обводка — обводить;

[ш] — [ж] — рожки — рожок;

[с] — [з] — нагрузка — нагрузить.

  • Примеры слов с парными согласными в конце слова:

[п] — [б] — голубь — голуби;

[ф] — [в] — остров — острова;

[к] — [г] — снег — снега;

[т] — [д] — лёд — льды;

[ш] — [ж] — страж — стража;

[с] — [з] — мороз — морозы.

Подобная мена парных по звонкости — глухости согласных звуков происходит из — за фонетического явления оглушения/озвончения. Когда рядом стоят два разных по звонкости/глухости согласных, второй всегда влияет на предыдущий. В слове «шубка» глухой «к» влияет на звонкий «б», и происходит оглушение. Оглушение происходит и на конце слова.

Чтобы правильно написать букву, мы должны поставить слово в такую форму, чтобы после нужной согласной стоял гласный звук или буквы «р, л, м, н», и согласный будет звучать отчётливо.

Татья­на Нег
[77.7K]

8 лет назад 

Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного была гласная или сонорная.

Парная сомнительная согласная на конце слова: гриб (грибы), ров (рвы), мог (могу), род (родители), сторож (сторожи), наказ (наказывать).

Парная сомнительная согласная в середине слова: губка (губок), ловко (ловок), мягкий (мягок), городки (городок), варежка (варежек), ладошка (ладошек), молотьба (молотить), просьба (просить) указка (указывать).

Часто бывает так, что при произношении звучит не так как пишется. Слово «Стог», слышится «К», проверяем «Стога», слово «Нож», в конце нам слышится «Ш», проверить можно словом «Ножик», слово «Враг», слышится «К», проверим «Враги». Приведу несколько примеров где парная согласная в корне слова: «Грядка» — проверочное слово «Гряда». «Тетрадка» — проверяем словом «Тетрадь». Примеров можно привести много. Во всех случаях после подбора проверочного слова можно понять как правильно писать.

Хелен­очка
[62K]

8 лет назад 

Парные согласные в конце слова: короб (коробочка), взрыв (взрывать), друг (подруга), поход (ходить), муляж (муляжи), показ (показывать).

В середине слова: голубка (голуби), веревка (веревочка), легкий (легонький), оградка (оградить), дорожка (дороженька), указка (указывать).

Иван1­706
[32.3K]

7 лет назад 

В середине слова такие как: ягодка — ягода, мягкий — мягонький, вражда — вражеский, ножки — ноженьки, броский — бросок.

На конце слова такие как: луг — луга, столб — столбик, масштаб — масштабы, репортаж — репортажи, сад — сады, морковь — моркови, стог — стога.

marus­ya12
[327]

8 лет назад 

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй! Примеры слов: Мягкий-мягонький, крепкий-крепенький,редкий-реденький,столб-столбик, дуб, суп,снег,снеговик,морозище, морозный, березка.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[54.4K]

7 лет назад 

Приведу несколько примеров слов с парными согласными:

в корне слова — ягода — ягодка, вражеский — вражда, ложка — ложечка, рожок — рожки;

в конце слова — бегом — бег, мороз — мороза, снег — снегу, враг — врага.

stalo­nevic­h
[24.7K]

7 лет назад 

Вот несколько примеров с парными согласными, стоящими в средине слова: сказка, броский, подружка, ягодка, узкий. Но слов, где парные согласные стоят на конце пожалую больше: дуб, гриб, бег, мороз, дрозд.

Знаете ответ?

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными

1. Измени слово:

1) Один-много: мороз-морозы, стог-стога.

2) По вопросу: много чего? Хлеб-хлеба, снег-снега;

    где? город-в городе.

2. Подбери однокоренное слово

1) Большой-маленький: арбуз-арбузик, пруд-прудик.

2) Маленький-большой: тропка-тропа, шубка-шуба.

3) Ласково: лёд-ледок, ветка-веточка.

4) Что (предмет)-Какой? (признак): лёд-ледяной, труд-трудный.

Способы проверки безударных гласных

 в корне слова.

1. Измени слово:

1) Один-много: земля-земли, весна-вёсны

2) Много-один: снега-снег, дрозды-дрозд.

3) По вопросу: где? В лесу-лес. Что делал? Бежал-

    бегает, ходил-ходит.

2. Подбери однокоренное слово:

1) Большой-маленький: трава-травка, пятно-

     пятнышко

2) Маленький-большой: волчонок-волк, лесок-лес

3) Назови ласково: зима-зимушка, сова-совушка.

Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.

Содержание

  • Парные звонкие, глухие согласные звуки
  • Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
  • Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
  • Видео: Парные согласные звуки

Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

Парные звонкие, глухие согласные звуки

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.

Парные звонкие, глухие согласные:

Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Виды согласных

Таблица парных согласных – звонких, глухих:

            б         ж            з             г            в           д
            п         ш            с            к            ф           т

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

  • Код(т) – проверить можно так: коды
  • Стог(х) – проверочное слово: стогами
  • Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
  • Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.

Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.

Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло]. Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Гласные, которые смягчают согласный звук

Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].

Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

 Твердые согласные звуки  Мягкие согласные звуки Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками
[б] [б’] быт – бит, быть – бить
[п] [п’] пыль – пил, пан – пьян
[в] [в’] выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь
[ф] [ф’] фонарь – филин, эффект – факт
[д] [д’] вода – води, дыра – динар
[с] [с’] весы – весь, сыр – сера
[з] [з’] воз – вези, заря – зеро
[н] [н’] ноша – няша, кон – конь
[г] [г’] горб – герб, нога – ноги
[к] [к’] сорок – сороки, кот – кит
[м] [м’] мол – мел, мал – мил, мат – мята
[т] [т’] бит – бить, туман – темень
[л] [л’] мол – моль, лось – лес
[х] [х’] ухо – ухи, хороший – хитрый
[р] [р’] роса – рис, рысь – ряска.

Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки - правило

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.

ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.

Видео: Парные согласные звуки

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

что такое парная согласная

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

[б]

[п]

стол[б]ы — стол[п]

[в]

[ф]

дро[в]а — дро[ф]

[г]

[к]

доро[г]а — доро[к]

[д]

[т]

боро[д]а — боро[т]ка

[ж]

[ш]

бла[ж]ить — бла[ш]

[з]

[с]

моро[з]ный — моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

парные согласные примеры

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Орфограммы – парные согласные

на конце слова

в стечении согласных

  • бо[п]
  • бро[т]
  • бро[ф’]
  • гвоз[т’]
  • огоро[т]
  • дро[ш]
  • поло[с]ка
  • ко[з’]ба
  • ре[з’]ба
  • горо[д’]ба
  • кро[в’]
  • стра[ш]

Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.

Существительные и прилагательные изменяем по числам, падежам, глаголы по лицам и числам

Используем суффиксы, образуем иные части речи

  • бо[п] — бобы
  • бро[т] — брода
  • бро[ф’] — брови
  • гвоз[т’] — гвозди
  • огоро[т] — огороды
  • дро[ш] — дрожи
  • поло[с]ка — полосонька
  • ко[з’]ба — косить
  • ре[з’]ба – резать
  • горо[д’]ба – городить
  • кро[в’] — кровный
  • стра[ш] — стражник

правописание парных согласных

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] – бобы – боб;
  • бро[т] – брода – брод;
  • бро[ф’] – брови – бровь;
  • гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
  • огоро[т] – огороды – огород;
  • дро[ш] – дрожи – дрожь;
  • поло[с]ка – полосонька – полоска;
  • ко[з’]ба – косить – косьба;
  • ре[з’]ба – резать – резьба;
  • горо[д’]ба – городить – городьба;
  • кро[в’] – кровный – кровь;
  • стра[ш] — стражник – страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ – (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) – (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
  • (букет) роз — (мальчик) рос;
  • (новый) дом – (толстый) том.

парные согласные таблица

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

1. Что такое парная согласная? _____________________________________________

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________

3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:

Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

8. Выберите правильный вариант:

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

парные согласные в русском языке

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою школу в навигаторе
  • Угловой коэффициент зависимости как найти
  • Как найти оплату налога по инн
  • Как найти пещеру лута
  • Дело по подсудности как найти