Как найти пусковой ток формула

На чтение 11 мин Просмотров 5.9к. Опубликовано 22.09.2022 Обновлено 22.09.2022

Пусковой ток электродвигателя при его старте превышает номинальный в несколько раз. Причём кратность превышения может находиться в пределах от 4 до 7, а то и 9. Свойства переходных процессов при запуске двигателя, расчёты, как снизить напряжение на обмотках электродвигателей разного типа — эти вопросы рассмотрены в статье.

Содержание

  1. Определение
  2. Откуда берётся и от чего зависит
  3. На что влияет и чем опасен
  4. Как узнать
  5. Как рассчитать, если известны характеристики двигателя и кратность
  6. Чем и как измерить
  7. Если нет характеристик и нечем измерить
  8. Как снизить
  9. Переключение схемы соединения обмоток
  10. Использование двигателей с фазным ротором
  11. Плавный пуск ДПТ и АД

Определение

Максимальное значение тока, потребляемого электродвигателем в момент его запуска при раскручивании до номинальной скорости вращения, называется пусковым. При этом величина его превышения при запуске по отношению к номинальному его значению — кратность пускового тока.

Требования пусковых характеристик для 3-фазных электродвигателей изложены в ГОСТ IEC 60034-12-2021.

Откуда берётся и от чего зависит

Электродвигатель состоит из большого числа обмоток, соединённых для каждой фазы сетевого напряжения последовательно. Но даже такое подключение обмоток имеет относительно низкое сопротивление для малой частоты – 50Гц, которая используется в потребительской или промышленной сети. Вот почему при пуске асинхронного двигателя возникает большой пусковой ток.

По мере разгона двигателя сердечник его ротора входит в насыщение магнитным полем. В результате возрастает электродвижущая сила (ЭДС) самоиндукции. Индукционное сопротивление обмоток увеличивается, что приводит к падению тока через них.

На что влияет и чем опасен

Высокий пусковой ток, превышающий в несколько раз номинальное значение, а тем более фактический во время нагруженной работы двигателя, делает малоэффективной защищённость двигателя автоматическими выключателями только с электрической защитой. Он может повредить кабель, если сечение токопроводящих жил рассчитано лишь на номинальный ток электромотора.

Лучший способ обезопасить электродвигатель на случай его перегрузки — использовать тепловые реле. Некоторые из них ведут контроль тока двух фаз. Так как при перегрузке даже одной фазной линии или пропадании напряжения на ней ток увеличится на остальных. Это приведёт к нагреву добавочного сопротивления теплового устройства защиты, которое посредством увеличения температуры выше установленного (подстраиваемого) значения задействует систему управляющей цепи пуска электродвигателя.

У автоматических выключателей кроме тока срабатывания имеется время-токовая характеристика. Это показатель, определяющий время задержки до срабатывания защитного устройства в зависимости от величины протекающего тока по отношению к номинальному его значению. Кривая тока запуска двигателя изображена на рисунке.

Что такое пусковой ток двигателя и его кратность

Форма пускового тока

Как узнать

Пусковой ток двигателя указывается в документации (в паспорте) к электродвигателям или к оборудованию, в составе которого они используются. Его можно измерить или рассчитать с приблизительным округлением. На корпусе электродвигателя имеется табличка с указанием только номинального тока, мощности и числа оборотов. Значение пускового тока и его кратность не указывают.

При эксплуатации рабочий ток электродвигателя не должен долго превышать номинальный.

Как рассчитать, если известны характеристики двигателя и кратность

Расчет пускового тока электродвигателя можно сделать по формуле:

К = In/Iʜ, для расчёта In = К×Iʜ,

где К – это коэффициент, соответствующий кратности пускового тока, In – пусковой ток, Iʜ – номинальный.

Кратность пускового тока зависит от сопротивления обмоток, обусловленного количеством полюсов электродвигателя. Для каждого полюса используется пара обмоток. Их количество можно посчитать на самом двигателе (число секций) или определить по числу оборотов двигателя. Зависимость числа пар от скорости двигателя представлена в таблице.

Что такое пусковой ток двигателя и его кратность

Чаще всего производители указывают скорость вращения меньше, учитывая реальные обороты двигателя. Например, 950 об/мин соответствует округлённому значению 1 000 об/мин.

Чем больше пар обмоток электродвигателя, тем выше их сопротивление, соответственно, ниже пусковой ток.

Вычислить его точное значение по формулам нельзя, однако найти можно по каталогу модели производителя на онлайн-сервисах.

Чем и как измерить

Наиболее простой и удобный способ измерения пускового тока — с помощью клещей с функцией inrush. У некоторых измерительных приборов кнопка HOLD фиксирует показания в момент её нажатия, но измерения с помощью такого метода могут быть ошибочными.

Что такое пусковой ток двигателя и его кратность

Сила тока в момент запуска ещё измеряется с помощью трансформатора тока, во вторичную цепь которого подключен амперметр или осциллограф.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

При использовании трансформаторов тока вторичная цепь должна быть нагружена. Иначе возникает высоковольтное напряжение, способное нанести электрический удар через ненадлежащую изоляцию или повредить либо вывести из строя полупроводниковые компоненты измерительной аппаратуры.

Если нет характеристик и нечем измерить

Обычно мощность, номинальный ток и скорость оборотов указывают в табличке на самом агрегате. Но если она отсутствует или надпись прочитать не удаётся, то грубо определить мощность можно по диаметру вала. Для этого прилагается таблица.

Что такое пусковой ток двигателя и его кратность

Рассчитать пусковой ток по мощности сложно, так как он зависит от многих факторов:

  • количество полюсов;
  • число витков в секции;
  • диаметр провода;
  • длина провода в 1 витке и даже марка стали сердечников статора и др.

Зато зная примерную мощность, удастся грубо определить номинальный ток для пробного включения по формуле: I=P/U, где I— ток, P — мощность, U — напряжение (в нашем случае 380В). Коэффициент кратности для распространённых моделей двигателей марки АИР мощностью от 120 ватт до 315 киловатт можно взять из таблицы ниже.

Двигатель кВт Об/
мин
Ток при
380В
KПД
%
Коэфф.
мощн.
Iп/
Масса, кг Двигатели
устаревших
марок
Чугун Алюм.
АИР56А4 0,12 1310 0,44 57 0,72 4,4 5 4АА56А4
АИР56А2 0,18 2720 0,53 65 0,8 5,5 5 4АА56А2
АИР56В2 0,25 2720 0,69 68 0,81 5,5 5 4АА56В2
АИР56В4 0,18 1310 0,69 58 0,68 4,4 5 4АА56В4
AИP63A2 0,37 2755 1 69 0,81 6,1 7 4А(М)63А2
AИP63B2 0,55 2790 1,4 74 0,82 6,1 8 4А(М)63В2
AИP63A4 0,25 1340 0,79 65 0,74 5,2 7 4АА(М)63А4
AИP63B4 0,37 1340 1,12 67 0,75 5,2 7 4АА(М)63В4
AИP63A6 0,18 870 0,74 56 0,66 4 7 4АА(М)63А6
AИP63B6 0,25 870 0,95 59 0,68 4 8 4АА(М)63В6
AИP71A2 0,75 2840 1,77 75 0,83 6,1 11 4А(М)71А2
AИP71B2 1,1 2840 2,61 76,2 0,84 6,9 11 4А(М)71В2
AИP71A4 0,55 1390 1,57 71 0,75 5,2 10 4А(М)71А4
AИP71B4 0,75 1390 2,05 73 0,76 6 11 4А(М)71В4
AИP71A6 0,37 880 1,3 62 0,7 4,7 10 4А(М)71А6
AИP71B6 0,55 880 1,8 65 0,72 4,7 11 4А(М)71В6
AИP71В8 0,25 645 1,1 54 0,61 3,3 9 4А(М)71В8
AИP80A2 1,5 2850 3,46 78,5 0,84 7 22 14 4А(М)80А2
AИP80B2 2,2 2855 4,85 81 0,85 7 24 16 4А(М)80В2
AИP80A4 1,1 1390 2,85 76,2 0,77 6 19 13 4А(М)80А4
AИP80B4 1,5 1400 3,72 78,5 0,78 6 24 15 4А(М)80В4
AИP80A6 0,75 905 2,29 69 0,72 5,3 18 13 4А(М)80А6
AИP80B6 1,1 905 3,18 72 0,73 5,5 22 17 4А(М)80В6
AИP80A8 0,37 675 1,49 62 0,61 4 21 13 4А80А8
AИP80B8 0,55 680 2,17 63 0,61 4 18 16 4А80В8
AИP90L2 3 2860 6,34 82,6 0,87 7,5 32 22 4А(М)90L2
AИP90L4 2,2 1410 5,09 80 0,81 7 29 22 4А(М)90L4
AИP90L6 1,5 920 4 76 0,75 5,5 28 21 4А(М)90L6
AИP90LA8 0,75 680 2,43 70 0,67 4 28 21 4А(М)90LA8
AИP90LB8 1,1 680 3,36 72 0,69 5 29 23 4А(М)90LB8
AИP100S2 4 2880 8,2 84,2 0,88 7,5 38 30 4А(М)100S2
AИP100L2 5,5 2900 11,1 85,7 0,88 7,5 42 35 4А(М)100L2
AИP100S4 3 1410 6,78 82,6 0,82 7 39 32 4А(М)100S4
AИP100L4 4 1435 8,8 84,2 0,82 7 41 33 4А(М)100L4
AИP100L6 2,2 935 5,6 79 0,76 6,5 38 34 4А(М)100L6
AИP100L8 1,5 690 4,4 74 0,7 5 40 28 4А(М)100L8
AИP112M2 7,5 2895 14,9 87 0,88 7,5 53 41 4А(М)112М2
AИP112M4 5,5 1440 11,7 85,7 0,83 7 59 46 4А(М)112М4
AИP112MA6 3 960 7,4 81 0,76 6,5 50 44 4А(М)112МА6
AИP112MB6 4 960 9,75 82 0,76 6,5 53 49 4А(М)112МВ6
AИP112MA8 2,2 710 6 79 0,71 6 48 42 4А(М)112МА8
AИP112MB8 3 710 7,8 80 0,73 6 52 49 4А(М)112МВ8
AИP132M2 11 2900 21,2 88,4 0,89 7,5 90 77 4А(М)132М2
AИP132S4 7,5 1450 15,6 87 0,84 7 79 71 4А(М)132S4
AИP132M4 11 1460 22,5 88,4 0,84 7 90 83 4А(М)132М4
AИP132S6 5,5 960 12,9 84 0,77 6,5 84 70 4АМ132S6
AИP132M6 7,5 970 17,2 86 0,77 6,5 92 81 4АМ132М6
AИP132S8 4 720 10,3 81 0,73 6 84 70 4АМ132S8
AИP132M8 5,5 720 13,6 83 0,74 6 90 81 4АМ132М8
AИP160S2 15 2930 28,6 89,4 0,89 7,5 132 101 4АМ160S2
AИP160M2 18,5 2930 34,7 90 0,9 7,5 141 104 4АМ160М2
AИP160S4 15 1460 30 89,4 0,85 7,5 147 105 4АМ160S4
AИP160M4 18,5 1470 36,3 90 0,86 7,5 167 119 4АМ160М4
AИP160S6 11 970 24,5 87,5 0,78 6,5 142 105 4АМ160S6
AИP160M6 15 970 31,6 89 0,81 7 152 119 4АМ160М6
AИP160S8 7,6 720 17,8 85,5 0,75 6 137 108 4АМ160S8
AИP160M8 11 730 25,5 87,5 0,75 6,5 179 124 4АМ160М8
AИP180S2 22 2940 41 90,5 0,9 7,5 191 150 4АМ180S2
AИP180M2 30 2950 55,4 91,4 0,9 7,5 199 165 4АМ180М2
AИP180S4 22 1470 43,2 90,5 0,86 7,5 195 155 4АМ180S4
AИP180M4 30 1470 57,6 91,4 0,86 7,2 220 175 4АМ180М4
AИP180M6 18,5 980 38,6 90 0,81 7 197 170 4АМ180М6
AИP180M8 15 730 34,1 88 0,76 6,6 218 170 4АМ180М8
AИP200M2 37 2950 67,9 92 0,9 7,5 265 4АМ200М2
AИP200L2 45 2960 82,1 92,5 0,9 7,5 265 4А200L2
AИP200M4 37 1475 70,2 92 0,87 7,2 276 4А200М4
AИP200L4 45 1475 84,9 92,5 0,87 7,2 294 4А200L4
AИP200M6 22 980 44,7 90 0,83 7 265 4А200М6
AИP200L6 30 980 59,3 91,5 0,84 7 291 4А200L6
AИP200M8 18,5 730 41,1 90 0,76 6,6 260 4А200М8
AИP200L8 22 730 48,9 90,5 0,78 6,6 270 4А200L8
AИP225M2 55 2970 100 93 0,9 7,5 351 4А225М2
AИP225M4 55 1480 103 93 0,87 7,2 364 4А225М4
AИP225M6 37 980 71 92 0,86 7 334 4А225М6
AИP225M8 30 735 63 91 0,79 6,5 363 4А225М8
AИP250S2 75 2975 135 93,6 0,9 7 507 4А250S2
AИP250M2 90 2975 160 93,9 0,91 7,1 537 4АМ250М2
AИP250S4 75 1480 138,3 93,6 0,88 6,8 497 4АМ250S4
AИP250M4 90 1480 165 93,9 0,88 6,8 568 4АМ250М4
AИP250S6 45 980 86 92,5 0,86 7 457 4АМ250S6
AИP250М6 55 980 104 92,8 0,86 7 487 4АМ250М6
AИP250S8 37 740 78 91,5 0,79 6,6 512 4АМ250S8
AИP250M8 45 740 94 92 0,79 6,6 512 4АМ250М8
AИP280S2 110 2975 195 94 0,91 7,1 698 4АМ280S2
AИP280M2 132 2975 233 94,5 0,91 7,1 710 4АМ280М2
AИP280S4 110 1480 201 94,5 0,88 6,9 670 4АМ280S4
AИP280M4 132 1480 240 94,8 0,88 6,9 745 4АМ280М4
AИP280S6 75 985 142 93,5 0,86 6,7 647 4АМ280S6
AИP280M6 90 985 169 93,8 0,86 6,7 696 4АМ280М6
AИP280S8 55 740 111 92,8 0,81 6,6 680 4АМ280S8
AИP280M8 75 740 150 93,5 0,81 6,2 760 4АМ280М8
АИР315S2 160 2975 279 94,6 0,92 7,1 990 4АМ315S2
АИР315M2 200 2975 348 94,8 0,92 7,1 1280 4АМ315М2
АИР315S4 160 1480 288 94,9 0,89 6,9 1230 4АМ315S4
АИР315M4 200 1480 360 94,9 0,89 6,9 1330 4АМ315М4
АИР315S6 110 985 207 94 0,86 6,7 1030 4АМ315S6
АИР315М6 132 985 245 94,2 0,87 6,7 1218 4АМ315М6
АИР315S8 90 740 178 93,8 0,82 6,4 1130 4АМ315S8
АИР315M8 110 740 217 94 0,82 6,4 1170 4АМ315М8
АИР355S2 250 2980 433 95,2 0,92 7,1 1680 4АМ355S2
АИР355M2 315 2980 545 95,4 0,92 7,1 1896 4АМ355М2
АИР355S4 250 1490 443 95,2 0,9 6,9 1745 4АМ355S4
АИР355M4 315 1490 559 95,2 0,9 6,9 1957 4АМ355М4
АИР355S6 160 990 292 94,5 0,88 6,7 1580 4АМ355S6
АИР355MA6 200 990 365 94,5 0,88 6,7 2019 4А355М6
АИР355MB6 250 990 457 94,5 0,88 6,7 2019
АИР355S8 132 740 261 93,7 0,82 6,4 2019 4А355S8
АИР355M8 160 740 315 94,2 0,82 6,4 1880 4А355М8
АИР355MB8 200 740 387 94,5 0,83 6,4 2019

Если известна модель двигателя, то зная мощность и количество пар полюсов обмоток (число оборотов электродвигателя), можно на сайте производителя выяснить значения номиналов его пуска.

Как снизить

Самый эффективный метод снижения пускового тока при запуске электродвигателя — использование частотных преобразователей. Однако это оборудование может по стоимости превышать цену мотора, поэтому не всегда используется. Уменьшить ток при запуске удаётся применением специальных резисторов большой мощности, фиксированного номинала (для ступенчатой регулировки) или регулируемых. Дело в том, что динамическое сопротивление обмоток двигателя в момент пуска очень маленькое, и добавочные резисторы обуславливают ощутимое падение напряжения. При достижении оборотами рабочего значения сопротивления закорачиваются.

Есть и другие методы снижения тока электродвигателя при его запуске, например, с помощью электронных устройств. На видео рассмотрена простая схема ограничения тока двигателя при старте.

Переключение схемы соединения обмоток

Уменьшить пусковой ток асинхронного двигателя можно переключением схемы подключения обмоток ротора, питающихся от трёхфазного напряжения 380 В. Например, с помощью контактора, который коммутирует обмотки со звезды на треугольник. Применяется такой вариант запуска для двигателей мощностью свыше 30 кВт и скоростью вращения 3000 – 1500 об/мин. Иногда эта вынужденная мера, так как мощности питающей установки для запуска двигателя, подключенного по схеме треугольника, не хватает. А некоторые мощные двигатели можно начально запускать только по схеме звезды или с помощью специальных устройств (частотный преобразователь, устройство плавного пуска и др).

Что такое пусковой ток двигателя и его кратность

Схема, указанная на рисунке, предполагает в момент запуска включение двух контакторов — P1 и P3. Через несколько десятков секунд контактор P3 выключается. Сразу вместо него включается P2. Подробнее эта тема рассмотрена в видео.

Использование двигателей с фазным ротором

Специальная конструкция асинхронного двигателя с фазным ротором позволяет значительно снизить пусковой ток. Ротор этого мотора имеет обмотки, подключенные к специальным контактным кольцам. К ним подводятся щётки, соединённые электрически со схемой ступенчатых реостатов. В момент запуска сначала подключается максимальное сопротивление, затем ступенчато оно снижается. Когда электродвигатель набирает требуемые обороты, щётки закорачиваются, и он работает как двигатель с короткозамкнутым ротором.

Плавный пуск ДПТ и АД

Для управления скоростью и для плавного пуска двигателя постоянного тока используются устройства плавного пуска, регулирующие напряжение на нагрузке. Они плавно повышают напряжение с помощью ШИМ при пуске двигателя по мере его разгона. В продвинутых вариантах при этом отслеживаются обороты.

Распространены такие варианты плавного пуска ДПТ:

  • с помощью пускового реостата;
  • запуск с параллельным возбуждением;
  • то же с последовательным;
  • то же с независимым;
  • путём изменения питающего напряжения.

В последнем варианте плавная регулировка осуществляется управляемым выпрямителем или генератором постоянного напряжения. В выпрямителях можно использовать метод ступенчатого переключения обмоток одно- или трёхфазного трансформатора напряжения, если он рассчитан для питания только одного ДПТ или нескольких работающих синхронно.

Включение двигателя с использованием реостата осуществляют при максмальном значении сопротивления, далее его снижают до минимума. Регулированием тока в цепи обмотки возбуждения с помощью переменного сопротивления также удаётся добиться плавного запуска ДПТ. Он зависит от схемы подключения обмотки возбуждения (параллельно, последовательно или независимо).

Плавный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором возможен с помощью реостата, как и с ДПТ или с устройствами плавного пуска. Только ограничительные резисторы включаются в каждую из фаз, подключаемых для питания обмоток АД.

Функцией плавного пуска можно оборудовать двигатель самому, если имеется прибор, например, модели ABB PSR или подобный ему, как рассказывается в следующем видео. Устройства плавного пуска, как правило, при разгоне двигателя меняют частоту и величину питающего напряжения.

Величина пускового тока, необходимого для приведения двигателя в действие, существенно (иногда в 8-10 раз) превышает показатели тока, который подается для работы в нормальном режиме. Результатом резкого роста потребления энергии становится падение напряжения в питающих электросетях, что может повлечь за собой:

  • проблемы с другими подключенными к сети приборами;
  • более скорый износ узлов самого двигателя (этому способствует рывок при запуске).

Свести отрицательное воздействие к минимуму возможно, используя дополнительные устройства. Параметры вспомогательного оборудования определяют, исходя из значения пускового тока для данной модели двигателя.

Как посчитать пусковой ток электродвигателя

Разобраться, как посчитать пусковой ток электродвигателя, можно самостоятельно, ознакомившись с технической документацией к агрегату и формулами для расчета. Сначала вам потребуется определить величину номинального тока (IH, зависит от типа двигателя). Для этого предусмотрены следующие формулы (все необходимые данные есть в техпаспорте к оборудованию):

  • 1000PH/(ηHUH) для двигателей постоянного тока;
  • 1000PH/(UHcosφH√ηH) для устройств переменного тока.

Далее проводится собственно расчет значения пускового тока (IП) по формуле Кп (кратность постоянного тока к номинальному показателю, указана в техдокументации)*IH.

Способы уменьшения пускового тока

Проблема снижения пускового тока и более плавной подачи напряжения решается с помощью специального оборудования:

  • софтстартеров и устройств плавного пуска;
  • автоматических выключателей соответствующего типа отключения (B, D или C).

Грамотный подход к расчету значения пускового тока для электрического двигателя позволит вам получить точные результаты и подобрать наиболее эффективные средства защиты линии включения.

Enter the rated power (watts), the voltage (volts), efficiency, and the power factor into the calculator to determine the Motor Start-Up Current. 

  • All Electrical Calculators
  • Motor Current Calculator
  • Stepper Motor Voltage Calculator
  • Motor Energy Calculator

Motor Start Up Current Formula

The following formula is used to calculate the Motor Start Up Current.

Isu = 4 * ( RP / (SQRT(3)*V*PF*E) )
  • Where Isu is the Motor Start Up Current (amps)
  • RP is the rated power (watts) 
  • V is the voltage (volts) 
  • PF is the power factor 
  • E is the efficiency

How to Calculate Motor Start Up Current?

The following example problems outline how to calculate Motor Start Up Current.

Example Problem #1

  1. First, determine the rated power (watts). In this example, the rated power (watts) is determined to be 415 .
  2. Next, determine the voltage (volts). For this problem, the voltage (volts) is measured to be 40 .
  3. Next, determine the power factor. In this case, the power factor is found to be 15.
  4. Next, determine the efficiency. For this problem, this is .75 (75%).
  5. Finally, calculate the Motor Start Up Current using the formula above: 

Isu = 4 * ( RP / (SQRT(3)*V*PF*E) )

Inserting the values from above and solving yields: 

Isu = 4 * ( 415 / (SQRT(3)*40*15*.75) ) = 2.129 (amps)


Example Problem #2

Using the same method as above, determine the variables required by the formula. For this example problem, these are:

rated power (watts) = 52

voltage (volts) = 23

power factor = 5

efficiency = .60

Enter these given values into the calculator or above yields: 

Isu = 4 * ( 52 / (SQRT(3)*23*5*.60) ) = 1.74 (amps) 

Электродвигатель — механизм, преобразующий энергию электрического тока в кинетическую энергию. Современное производство и быт сложно представить без машин с электроприводом. Они используются в насосном оборудовании, системах вентиляции и кондиционирования, в электротранспорте, промышленных станках различных типов и т.д.

При выборе электродвигателя необходимо руководствоваться несколькими основными критериями:

  • вид электрического тока, питающего оборудование;
  • мощность электродвигателя;
  • режим работы;
  • климатические условия и другие внешние факторы.

Типы двигателей

Электродвигатели постоянного и переменного тока

В зависимости от используемого электрического тока двигатели делятся на две группы:

  • приводы постоянного тока;
  • приводы переменного тока.

Электродвигатели постоянного тока сегодня применяются не так часто, как раньше. Их практически вытеснили асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором.

Электродвигатель переменного тока компании Able

Главный недостаток электродвигателей постоянного тока — возможность эксплуатации исключительно при наличии источника постоянного тока или преобразователя переменного напряжения в постоянный ток. В современном промышленном производстве обеспечение данного условия требует дополнительных финансовых затрат.

Тем не менее, при существенных недостатках этот тип двигателей отличается высоким пусковым моментом и стабильной работой в условиях больших перегрузок. Приводы данного типа чаще всего применяются в металлургии и станкостроении, устанавливаются на электротранспорт.

Принцип работы электродвигателей переменного тока построен на электромагнитной индукции, возникающей в процессе движения проводящей среды в магнитном поле. Для создания магнитного поля используются обмотки, обтекаемые токами, либо постоянные магниты.

Электродвигатели переменного тока подразделяются на синхронные и асинхронные. У каждой подгруппы есть свои конструктивные и эксплуатационные особенности.

Синхронные электродвигатели

Синхронные двигатели — оптимальное решение для оборудования с постоянной скоростью работы: генераторов постоянного тока, компрессоров, насосов и др.

Технические характеристики синхронных электродвигателей разных моделей отличаются. Скорость вращения колеблется в диапазоне от 125 до 1000 оборотов/мин, мощность может достигать 10 тысяч кВт.

В конструкции приводов предусмотрена короткозамкнутая обмотка на роторе. Ее наличие позволяет осуществлять асинхронный пуск двигателя. К преимуществам оборудования данного типа относятся высокий КПД и небольшие габариты. Эксплуатация синхронных электродвигателей позволяет сократить потери электричества в сети до минимума.

Асинхронные электродвигатели

Асинхронные электродвигатели переменного тока получили наибольшее распространение в промышленном производстве. Особенностью данных приводов является более высокая частота вращения магнитного поля по сравнению со скоростью вращения ротора.

В современных двигателях для изготовления ротора используется алюминий. Легкий вес этого материала позволяет уменьшить массу электродвигателя, сократить себестоимость его производства.

КПД асинхронного двигателя падает почти вдвое при эксплуатации в режиме низких нагрузок — до 30-50 процентов от номинального показателя. Еще один недостаток таких электроприводов состоит в том, что параметры пускового тока почти втрое превышают рабочие показатели. Для уменьшения пускового тока асинхронного двигателя используются частотные преобразователи или устройства плавного пуска.

Асинхронные электродвигатели удовлетворяют требованиям разных промышленных применений:

  • Для лифтов и другого оборудования, требующего ступенчатого изменения скорости, выпускаются многоскоростные асинхронные приводы.
  • При эксплуатации лебедок и металлообрабатывающих станков используются электродвигатели с электромагнитной тормозной системой. Это обусловлено необходимостью остановки привода и фиксации вала при перебоях напряжения или его исчезновения.
  • В процессах с пульсирующей нагрузкой или при повторно-кратковременных режимах могут использоваться асинхронные электродвигатели с повышенными параметрами скольжения.

Вентильные электродвигатели

Группа вентильных электродвигателей включает в себя приводы, в которых регулирование режима эксплуатации осуществляется посредством вентильных преобразователей.

К преимуществам данного оборудования относятся:

  • Высокий эксплуатационный ресурс.
  • Простота обслуживания за счет бесконтактного управления.
  • Высокая перегрузочная способность, которая в пять раз превышает пусковой момент.
  • Широкий диапазон регулирования частоты вращения, который почти вдвое выше диапазона асинхронных электродвигателей.
  • Высокий КПД при любой нагрузке – более 90 процентов.
  • Небольшие габариты.
  • Быстрая окупаемость.

Мощность электродвигателя

В режиме постоянной или незначительно изменяющейся нагрузки работает большое количество механизмов: вентиляторы, компрессоры, насосы, другая техника. При выборе электродвигателя необходимо ориентироваться на потребляемую оборудованием мощность.

Определить мощность можно расчетным путем, используя формулы и коэффициенты, приведенные ниже.

Мощность на валу электродвигателя определяется по следующей формуле:

Формула расчета мощности на валу электродвигателя

где:
Рм — потребляемая механизмом мощность;
ηп — КПД передачи.

Номинальную мощность электродвигателя желательно выбирать больше расчетного значения.

Формула расчета мощности электродвигателя для насоса

Формула расчета мощности электродвигателя для насоса

где:
K3 — коэффициента запаса, он равен 1,1-1,3;
g — ускорение свободного падения;
Q — производительность насоса;
H — высота подъема (расчетная);
Y — плотность перекачиваемой насосом жидкости;
ηнас — КПД насоса;
ηп — КПД передачи.

Давление насоса рассчитывается по формуле:

Формула расчета давления

Формула расчета мощности электродвигателя для компрессора

Мощность поршневого компрессора легко рассчитать по следующей формуле:

Формула расчета мощности поршневого компрессора

где:
Q — производительность компрессора;
ηk — индикаторный КПД поршневого компрессора (0,6-0,8);
ηп — КПД передачи (0,9-0,95);
K3 — коэффициент запаса (1,05 -1,15).

Значение A можно рассчитать по формуле:

Расчет значения A

или взять из таблицы

p2, 105Па

3

4

5

6

7

8

9

10

A, 10–3 Дж/м³

132

164

190

213

230

245

260

272

Формула расчета мощности электродвигателя для вентиляторов

Формула расчета мощности электродвигателя для вентилятора

где:
K3 — коэффициент запаса.
Его значения зависят от мощности двигателя:

  • до 1 кВт — коэффициент 2;
  • от 1 до 2 кВт — коэффициент 1,5;
  • 5 и более кВт — коэффициент 1,1-1,2.

Q — производительность вентилятора;
H — давление на выходе;
ηв — КПД вентилятора;
ηп — КПД передачи.

Приведенная формула используется для расчета мощности осевых и центробежных вентиляторов. КПД центробежных моделей равен 0,4-0,7, а осевых вентиляторов — 0,5-0,85.

Остальные технические характеристики, необходимые для расчета мощности двигателя, можно найти в каталогах для каждого типа механизмов.

Важно! При выборе электродвигателя запас мощности должен быть, но небольшой. При значительном запасе мощности снижается КПД привода. В электродвигателях переменного тока это приводит еще и к снижению коэффициента мощности.

Пусковой ток электродвигателя

Зная тип и номинальную мощность электродвигателя, можно рассчитать номинальный ток.

Номинальный ток электродвигателей постоянного тока

Номинальный ток электродвигателей постоянного тока

Номинальный ток трехфазных электродвигателей переменного тока

Номинальный ток трехфазных электродвигателей переменного тока

где:
PH — номинальная мощность электродвигателя;
UH — номинальное напряжение электродвигателя,
ηH — КПД электродвигателя;
cosφH — коэффициент мощности электродвигателя.

Номинальные значения мощности, напряжения и КПД можно найти в технической документации на конкретную модель электродвигателя.

Зная значение номинального тока, можно рассчитать пусковой ток.

Формула расчета пускового тока электродвигателей

Формула расчета пускового тока электродвигателя

где:
IH — номинальное значение тока;
Кп — кратность постоянного тока к номинальному значению.

Пусковой ток необходимо рассчитывать для каждого двигателя в цепи. Зная эту величину, легче подобрать тип автоматического выключателя для защиты всей цепи.

Режимы работы электродвигателей

Режим работы определяет нагрузку на электродвигатель. В некоторых случаях она остается практически неизменной, в других может изменяться. Характер предполагаемой нагрузки обязательно учитывается при выборе двигателя. Действующими стандартами предусмотрены следующие режимы эксплуатации:

Режим S1 (продолжительный). При таком режиме эксплуатации нагрузка остается постоянной в течение всего времени, пока температура электродвигателя не достигнет необходимого значения. Мощность привода рассчитывается по формулам, приведенным выше.

Режим S2 (кратковременный). При эксплуатации в этом режиме температура двигателя в период его включения не достигает установившегося значения. За время отключения электродвигатель охлаждается до температуры окружающей среды. При кратковременном режиме эксплуатации необходимо проверять перегрузочную способность электропривода.

Режим S3 (периодически-кратковременный). Электродвигатель работает с периодическими отключениями. В периоды включения и отключения его температура не успевает достигнуть заданного значения или охладиться до температуры окружающей среды. При расчете мощности двигателя обязательно учитывается продолжительность пауз и потерь в переходные периоды. При выборе электродвигателя важным параметром является допустимое количество включений за единицу времени.

Режимы S4 (периодически-кратковременный, с частыми пусками) и S5 (периодически-кратковременный с электрическим торможением). В обоих случаях работа двигателя рассматривается по тем же параметрам, что и в режиме эксплуатации S3.

Режим S6 (периодически-непрерывный с кратковременной нагрузкой). Работа электродвигателя в данном режиме предусматривает эксплуатацию под нагрузкой, чередующуюся с холостым ходом.

Режим S7 (периодически-непрерывный с электрическим торможением)

Режим S8 (периодически-непрерывный с одновременным изменением нагрузки и частоты вращения)

Режим S9 (режим с непериодическим изменением нагрузки и частоты вращения)

Большинство моделей современных электроприводов, эксплуатируемых продолжительное время, адаптированы к изменяющемуся уровню нагрузки.

Климатические исполнения электродвигателей

При выборе электродвигателя учитываются не только его технические характеристики, но и условия окружающей среды, в которых он будет эксплуатироваться.

Современные электроприводы выпускаются в разных климатических исполнениях. Категории маркируются соответствующими буквами и цифрами:

  • У — модели для эксплуатации в умеренном климате;
  • ХЛ — электродвигатели, адаптированные к холодному климату;
  • ТС — исполнения для сухого тропического климата;
  • ТВ — исполнения для влажного тропического климата;
  • Т — универсальные исполнения для тропического климата;
  • О — электродвигатели для эксплуатации на суше;
  • М — двигатели для работы в морском климате (холодном и умеренном);
  • В — модели, которые могут использоваться в любых зонах на суше и на море.

Цифры в номенклатуре модели указывают на тип ее размещения:

  • 1 — возможность эксплуатации на открытых площадках;
  • 2 — установка в помещениях со свободным доступом воздуха;
  • 3 — эксплуатация в закрытых цехах и помещениях;
  • 4 — использование в производственных и других помещениях с возможностью регулирования климатических условий (наличие вентиляции, отопления);
  • 5 — исполнения, разработанные для эксплуатации в зонах повышенной влажности, с высоким образованием конденсата.

Энергоэффективность

Рациональное потребление энергии при сохраняющейся высокой мощности сокращает текущие производственные затраты при одновременном увеличении производительности электродвигателя. Поэтому при выборе привода обязательно учитывается класс энергоэффективности.

В технической документации и каталогах обязательно указывается класс энергоэффективности двигателя. Он зависит от показателя КПД.

Проводимые в тестовом и рабочем режимах экспериментальные исследования показывают, что электродвигатель мощностью 55 кВт высокого класса энергоэффективности сокращает потребление электроэнергии на 8-10 тысяч кВт ежегодно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить программу воспитательной работы школы
  • Как найти ответы к егэ 2014
  • Картинки как найти девочку
  • Api ms win crt multibyte l1 1 0 dll отсутствует как исправить
  • Magicka как найти все книги