0
0
07:02
путь за n-секунд.
путь за n-1 секунду.
Путь за n-ю будет разница этих путей .
Следующие уроки
09:19
07:02
05:07
10:47
3.2.1. Как правильно понимать условия задачи?
Скорость тела увеличилась в n раз:
Скорость уменьшилась в n раз:
Скорость увеличилась на 2 м/с:
Во сколько раз увеличилась скорость?
Во сколько раз уменьшилась скорость?
Как изменилась скорость?
На сколько увеличилась скорость?
На сколько уменьшилась скорость?
Тело достигло наибольшей высоты:
Тело прошло половину расстояния:
Тело бросают с земли: (последнее условие часто ускользает из вида — если у тела скорость равна нулю, например у ручки, лежащей на столе, оно может полететь само вверх?), начальная скорость направлена вверх.
Тело бросают вниз: начальная скорость направлена вниз.
Тело бросают вверх: начальная скорость направлена вверх.
В момент падения на землю:
Тело выпадает из аэростата (воздушного шара): начальная скорость равна скорости аэростата (воздушного шара) и направлена в ту же самую сторону.
3.2.2. Как по графику скорости определить ускорение?
Закон изменения скорости имеет вид:
Графиком этого уравнения является прямая линия. Так как — коэффициент перед t, то является угловым коэффициентом прямой.
Для графика 1:
То, что график 1 «поднимается вверх», означает — проекция ускорения положительна, т. е. вектор направлен в положительном направлении оси Ox. Пересечение графика с осью — изменение направления движения на противоположное.
Для графика 2:
То, что график 2 «опускается вниз», означает — проекция ускорения отрицательна, т. е. вектор направлен в отрицательном направлении оси Ox. Пересечение графика с осью — изменение направления движения на противоположное.
Для определения и выбираем такие точки на графике, в которых можно точно определить значения, как правило, это точки, находящиеся в вершинах клеток.
3.2.3. Как по графику скорости определить пройденный путь и перемещение?
Как сказано в пункте 3.1.6 путь можно как площадь под графиком зависимости скорости от ускорения. Простой случай показан в пункте 3.1.6. Рассмотрим более сложный вариант, когда график скорости пересекает ось времени.
Напомним, что путь может только увеличиваться, поэтому путь, который проехало тело в примере на рисунке 9 равен:
где и — площади фигур, закрашенных на рисунке.
Для определения перемещения нужно заметить, что в точках и тело меняет направление движения. Проезжая путь тело движется в положительном направлении оси Ox, так как график лежит над осью времени. Проезжая путь тело движется в обратную сторону, в отрицательном направлении оси Ox так как график лежит под осью времени. Проезжая путь , тело движется в положительном направлении оси Ox, так как график лежит над осью времени. Таким образом, перемещение равно:
Еще раз обратим внимание:
1) пересечение с осью времени означает поворот в обратную сторону;
2) площадь графика, лежащего под осью времени положительна и входит со знаком «+» в определение пройденного пути, но со знаком «−» в определении перемещения.
3.2.4. Как из графика зависимости ускорения от времени определить зависимость скорости от времени и координаты от времени?
Для того, чтобы определить требуемые зависимости необходимы начальные условия — значения скорости и координаты в момент времени Без начальных условий решить однозначно данную задачу невозможно, поэтому, как правило, в условии задачи они даны.
В данном примере постараемся привести все рассуждения в буквах, для того, чтобы частном примере (при подстановке цифр) не потерять суть действий.
Пусть в момент времени скорость тела равна нулю и начальная координата
1) От 0 до
Начальные значения скорости и координаты определяем из начальных условий, а ускорение из графика:
следовательно, движение равноускоренное и закон изменения скорости имеет вид:
К концу данного промежутка времени () скорость () и координата () будут равны (вместо времени в формулы и нужно подставить ):
2) От до
Начальное значение скорости на этом промежутке должно быть равно конечному значению на предыдущем промежутке, начальное значение координаты равно конечному значению координаты на предыдущем промежутке, а ускорение определяем из графика:
следовательно, движение равноускоренное и закон изменения скорости имеет вид:
К концу данного промежутка времени () скорость () и координата () будут равны (вместо времени в формулы и нужно подставить ):
3) От до
Начальное значение скорости на этом промежутке должно быть равно конечному значению на предыдущем промежутке, начальное значение координаты равно конечному значению координаты на предыдущем промежутке, а ускорение определяем из графика:
следовательно, движение равноускоренное и закон изменения скорости имеет вид:
К концу данного промежутка времени () скорость () и координата () будут равны (вместо времени в формулы и нужно подставить ):
Для лучшего понимания построим полученные результаты на графике (см. рис.)
На графике скорости:
1) От 0 до прямая линия, «поднимающаяся вверх» (т. к. );
2) От до горизонтальная прямая линия (т. к. );
3) От до : прямая линия, «опускающаяся вниз» (т. к. ).
На графике координаты:
1) От 0 до : парабола, ветви которой направлены вверх (т. к. );
2) От до : прямая линия, поднимающаяся вверх (т. к. );
3) От до : парабола, ветви которой направлены вниз (т. к. ).
3.2.5. Как из графика закона движения записать аналитическую формулу закона движения?
Пусть дан график равнопеременного движения.
Закон равнопеременного движения имеет вид:
В этой формуле три неизвестные величины: и
Для определения достаточно посмотреть на значение функции при Для определения двух других неизвестных выбираем две точки на графике, значения которых мы можем точно определить — вершины клеток. Получим систему:
При этом считаем, что нам уже известно. Умножим 1-ое уравнение системы на а 2-ое уравнение на :
Вычтем из 1-го уравнения 2-ое, после чего получаем:
Полученное из данного выражения значение подставим в любое из уравнений системы (3.67) и решим полученное уравнение относительно :
3.2.6. Как по известному закону движения определить закон изменения скорости?
Закон равнопеременного движения имеет вид:
Это его стандартный вид для данного типа движения и никак иначе он выглядеть не может, поэтому его стоит запомнить.
В данном законе коэффициент перед t — это значение начальной скорости, коэффициент пред — это ускорение, деленное пополам.
Например, пусть дан закон:
Тогда
И уравнение скорости имеет вид:
Таким образом, для решения подобных задач, необходимо точно помнить вид закона равнопеременного движения и смысл коэффициентов, входящих в это уравнение.
Однако можно пойти и иным путем. Вспомним формулу:
В нашем примере:
3.2.7. Как определить место и время встречи?
Пусть даны законы движения двух тел:
В момент встречи тела оказываются в одной координате, то есть и необходимо решить уравнение:
Перепишем его в виде:
Это квадратное уравнение, общее решение которого приводить не будем, в силу его громоздкости. Квадратное уравнение либо не имеет решений, что означает — тела не встретились; либо имеет одно решение — одна единственная встреча; либо имеет два решения — две встречи тел.
Полученные решения необходимо проверять на физическую реализуемость. Самое главное условие: и то есть время встречи должно быть положительным.
3.2.8. Как определить путь за -ую секунду?
Пусть тело начинает движение из состояния покоя и за -ую секунду проходит путь Требуется найти, какой путь проходит тело за n-ую секунду.
Для решения этой задачи необходимо воспользоваться формулой (3.25):
Обозначим Тогда
Поделим уравнение на и получим:
3.2.9. Как движется тело, брошенное вверх с высоты h?
Тело, брошено вверх с высоты h со скоростью
Уравнение координаты y в произвольный момент времени:
Уравнение проекции скорости в произвольный момент времени:
Время подъема до наивысшей точки полета определяется из условия :
Для нахождения максимальной высоты H необходимо в необходимо подставить :
Время всего полета определяется из условия Получаем уравнение:
Это квадратное уравнение, которое имеет два решения, но в данной задаче тело может оказаться в координате только один раз. Поэтому среди полученных решений нужно одно «убрать». Главный критерий отсева — время полета не может быть отрицательным:
Скорость в момент падения:
3.2.10. Как движется тело, брошенное вниз с высоты h?
Тело, брошено вверх с высоты h со скоростью
Уравнение координаты y в произвольный момент времени:
Уравнение проекции скорости в произвольный момент времени:
Время всего полета определяется из уравнения:
Это квадратное уравнение, которое имеет два решения, но в данной задаче тело может оказаться в координате только один раз. Поэтому среди полученных решений нужно одно «убрать». Главный критерий отсева — время полета не может быть отрицательным:
Скорость в момент падения:
3.2.11. Как движется тело брошенное вверх с поверхности земли?
Тело брошено вверх с поверхности земли со скоростью
Уравнение координаты y в произвольный момент времени:
Уравнение проекции скорости в произвольный момент времени:
Время подъема до наивысшей точки полета определяется из условия
Для нахождения максимальной высоты H необходимо в (3.89) необходимо подставить
Время всего полета определяется из условия Получаем уравнение:
Скорость в момент падения:
Заметьте, что что означает — время подъема равно времени падения на ту же высоту.
Также получили: то есть — с какой скоростью бросили, с такой же скоростью тело упало. Знак «−» в формуле указывает, что скорость в момент падения направлена вниз, то есть против оси Oy.
3.2.12. Тело побывало на одной высоте дважды…
При бросании тела оно может дважды оказаться на одной высоте — первый раз при движении вверх, второй — при падении вниз.
1) Когда тело оказывается на высоте h?
Для тела, брошенного вверх с поверхности земли справедлив закон движения:
Когда тело окажется на высоте h его координата будет равна Получаем уравнение:
решение которого имеет вид:
2) Известны времена и когда тело оказалось на высоте h. Когда тело окажется на максимальной высоте?
Время полета с высоты h назад до высоты h равно Как уже было показано, время подъема равно времени падения до той же высоты, поэтому время полета от высоты h до максимальной высоты равно:
Тогда время полета от начала движения до максимальной высоты:
3) Известны времена и когда тело оказалось на высоте h. Чему равно время полета тела?
Все время полета равно:
4) Известны времена и когда тело оказалось на высоте h. Чему равна максимальная высота подъема?
3.2.13. Как движется тело, брошенное горизонтально с высоты h?
Тело, брошено горизонтально с высоты h со скоростью
Проекции начальной скорости на оси:
Проекции ускорения:
Проекции скорости в произвольный момент времени t:
Модуль скорости в произвольный момент времени t:
Координаты тела в произвольный момент времени t:
Время полета определяется из условия
Для определения дальности полета необходимо в уравнение для координаты x вместо t подставить
Для определения скорости тела в момент падения необходимо в уравнение вместо t подставить
Угол, под которым падает тело на землю:
3.2.14. Как движется тело, брошенное под углом α к горизонту с высоты h?
Тело, брошено под углом α к горизонту с высоты h со скоростью
Проекции начальной скорости на оси:
Проекции ускорения:
Проекции скорости в произвольный момент времени t:
Модуль скорости в произвольный момент времени t:
Координаты тела в произвольный момент времени t:
Время полета до наивысшей точки определяется из условия
Скорость в наивысшей точке полета
Максимальная высота H определяется при подстановке в закон изменения координаты y времени
Все время полета находится из условия получаем уравнение:
Это квадратное уравнение, которое имеет два решения, но в данной задаче тело может оказаться в координате только один раз. Поэтому среди полученных решений нужно одно «убрать». Главный критерий отсева — время полета не может быть отрицательным:
Если подставим в закон изменения координаты x время то получим дальность полета L:
Скорость в момент падения
Угол, который образует вектор скорости с горизонталью в произвольный момент времени:
Угол падения:
3.2.15. Как движется тело, брошенное под углом α к горизонту земли?
Тело, брошено под углом α к горизонту с поверхности земли со скоростью
Проекции начальной скорости на оси:
Проекции ускорения:
Проекции скорости в произвольный момент времени t:
Модуль скорости в произвольный момент времени t:
Координаты тела в произвольный момент времени t:
Время полета до наивысшей точки определяется из условия
Скорость в наивысшей точке полета
Максимальная высота H определяется при подстановке в закон изменения координаты y времени
Все время полета находится из условия получаем уравнение:
Получаем
Снова получили, что то есть еще раз показали, что время подъема равно времени падения.
Если подставим в закон изменения координаты x время то получим дальность полета L:
Скорость в момент падения
Угол, который образует вектор скорости с горизонталью в произвольный момент времени:
Угол падения:
то есть
3.2.16. Что такое настильная и навесная траектории?
Решим следующую задачу: под каким углом нужно бросить тело с поверхности земли, чтобы тело упало на расстоянии L от точки броска?
Дальность полета определяется формулой:
Отсюда
Из физических соображений ясно, что угол α не может быть больше 90°, поэтому, из серии решений уравнения подходят два корня:
Траектория движения, для которой называется настильной траекторией. Траектория движения, для которой называется навесной траекторией.
3.2.17. Как пользоваться треугольником скоростей?
Как было сказано в 3.6.1 треугольник скоростей в каждой задаче будет иметь свой вид. Рассмотрим на конкретном примере.
Тело бросили с вершины башни со скорость так, что дальность полета максимальна. К моменту падения на землю скорость тела равна Сколько длился полет?
Построим треугольник скоростей (см. рис.). Проведем в ней высоту, которая, очевидно, равна Тогда площадь треугольника скоростей равна:
Здесь мы воспользовались формулой (3.121).
Найдем площадь этого же треугольника по другой формуле:
Так как это площади одного и того же треугольника, то приравняем формулы и :
Откуда получаем
Как видно из формул для конечной скорости, полученных в предыдущих пунктах, конечная скорость не зависит от угла, под которым бросили тело, а зависит только значения начальной скорости и начальной высоты. Поэтому дальность полета по формуле зависит только от угла между начальной и конечной скоростью β. Тогда дальность полета L будет максимальной, если примет максимально возможное значение, то есть
Таким образом, если дальность полета максимальна, то треугольник скоростей будет прямоугольным, следовательно, выполняется теорема Пифагора:
Откуда получаем
Свойством треугольника скоростей, который только что был доказан, можно пользоваться при решении других задач: треугольник скоростей является прямоугольным в задаче на максимальную дальность полета.
3.2.18. Как пользоваться треугольником перемещений?
Как было сказано в 3.6.2, треугольник перемещений в каждой задаче будет иметь свой вид. Рассмотрим на конкретном примере.
Тело бросают под углом β к поверхности горы, имеющей угол наклона α. С какой скоростью нужно бросить тело, чтобы оно упало ровно на расстоянии L от точки бросания?
Построим треугольник перемещений — это треугольник ABC (см. рис. 19). Проведем в нем высоту BD. Очевидно, что угол DBC равен α.
Выразим сторону BD из треугольника BCD:
Выразим сторону BD из треугольника ABD:
Приравняем и :
Откуда находим время полета:
Выразим AD из треугольника ABD:
Выразим сторону DC из треугольника BCD:
Но Получаем
Подставим в это уравнение, полученное выражение для времени полета :
Окончательно получаем
3.2.19. Как решать задачи с помощью закона движения? (по горизонтали)
Как правило, в школе при решении задач на равнопеременное движение применяются формулы
Однако такой подход к решению трудно применить к решению многих задач. Рассмотрим конкретный пример.
Опоздавший пассажир подошёл к последнему вагону поезда в тот момент, когда поезд тронулся, начав движение с постоянным ускорением Единственная открытая дверь в одном из вагонов оказалась от пассажира на расстоянии Какую наименьшую постоянную скорость он должен развить, чтобы успеть сесть в поезд?
Введем ось Ox, направленную вдоль движения человека и поезда. За нулевое положение примем начальное положение человека («2»). Тогда начальная координата открытой двери («1») L:
Дверь («1»), как и весь поезд, имеют начальную скорость равную нулю. Человек («2») начинает движение со скоростью
Дверь («1»), как и весь поезд, движется с ускорением a. Человек («2») движется с постоянной скоростью:
Закон движения и двери и человека имеет вид:
Подставим условия и в уравнение для каждого из движущихся тел:
Мы составили уравнение движения для каждого из тел. Теперь воспользуемся уже известным алгоритмом для нахождения места и времени встречи двух тел — нам нужно приравнять и :
Откуда получаем квадратное уравнение для определения времени встречи:
Это квадратное уравнение. Оба его решения имеют физический смысл — наименьший корень, это первая встреча человека и двери (человек с места может побежать быстро, а поезд не сразу наберет большую скорость, так что человек может обогнать дверь), второй корень — вторая встреча (когда уже поезд разогнался и догнал человека). Но наличие обоих корней означает — человек может бежать и медленнее. Скорость будет минимальна, когда уравнение будет иметь один единственный корень, то есть
Откуда находим минимальную скорость:
В таких задачах важно разобрать в условиях задачи: чему равны начальная координата, начальная скорость и ускорение. После этого составляем уравнение движения и думаем как дальше решать задачу.
3.2.20. Как решать задачи с помощью закона движения? (по вертикали)
Рассмотрим пример.
Свободно падающее тело прошло последние 10 м за 0,5 с. Найти время падения и высоту, с которой упало тело. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Для свободного падения тела справедлив закон движения:
В нашем случае:
начальная координата:
начальная скорость:
Подставим условия в закон движения:
Подставляя в уравнение движения нужные значения времени, будем получать координаты тела в эти моменты.
В момент падения координата тела
За с до момента падения, то есть при координата тела
Уравнения и составляют систему уравнений, в которой неизвестны H и Решая эту систему, получим:
Итак, зная вид закона движения (3.30), и используя условия задачи для нахождения и получаем закон движения для данной конкретной задачи. После чего, подставляя нужные значения времени, получаем соответствующие значения координаты. И решаем задачу!
Расстояние, пройденное за N-ю секунду (ускоренное поступательное движение) Решение
ШАГ 0: Сводка предварительного расчета
ШАГ 1. Преобразование входов в базовый блок
Начальная скорость: 35 метр в секунду —> 35 метр в секунду Конверсия не требуется
Ускорение тела: 4.8 метр / Квадрат Второй —> 4.8 метр / Квадрат Второй Конверсия не требуется
N-я секунда: 4 Второй —> 4 Второй Конверсия не требуется
ШАГ 2: Оцените формулу
ШАГ 3: Преобразуйте результат в единицу вывода
51.8 метр —> Конверсия не требуется
19 Кинематика Калькуляторы
Расстояние, пройденное за N-ю секунду (ускоренное поступательное движение) формула
Пройденный путь = Начальная скорость+(Ускорение тела*(2*N-я секунда-1))/2
D = u+(a*(2*nth-1))/2
Какое расстояние пройдено?
Пройденное расстояние — это путь, по которому тело может добраться от начальной до конечной точки за заданный период времени с определенной скоростью. Если скорость постоянна: Расстояние = время * скорость. Уравнение записано. д = v * т.
По графику скорости от времени v(t) можно найти перемещение тела. Для этого нужно уметь рассчитывать площади плоских фигур.
По-английски «Square» – значит «площадь». Первая буква этого слова – буква «S». Перемещение обозначают буквой S потому, что S – это площадь фигуры, заключенной между линией скорости и горизонтальной осью времени.
Как вычислить площади плоских фигур
Рис.1. Чтобы рассчитать перемещение по графику v(t) нужно уметь вычислять площади трех плоских фигур
Площадь прямоугольника
Площадь прямоугольника (рис. 1а) можно найти, перемножив две его перпендикулярные стороны:
[ large boxed{ S_{text{прямоуг}} = a cdot b }]
Площадь трапеции
Примечание: Трапеция – это четырехугольник, две его стороны параллельные, а две другие – не параллельные. Параллельные стороны называются основаниями трапеции.
Умножив полусумму оснований трапеции на ее высоту, получим площадь (рис. 1б) трапеции:
[ large boxed{ S_{text{трапец}} = frac{1}{2} (a + b) cdot h }]
Площадь прямоугольного треугольника
Для прямоугольного треугольника (рис. 1в) площадь можно вычислить, перемножив два его катета и взяв половину от получившегося произведения:
[ large boxed{ S_{text{треуг}} = frac{1}{2} cdot a cdot b }]
Скорость не меняется
Пусть тело движется по прямой и при этом его скорость не изменяется (остается одной и той же). На языке математики «скорость не изменяется» можно записать так:
[v=const]
На графике для скорости v(t) такая скорость обозначается горизонтальной линией. На рисунке 2 эта линия обозначена синим цветом.
Рис.2. Площадь прямоугольника на графике v(t), если скорость тела не изменяется, будет численно равна перемещению тела
Примечание: Движение с постоянной (т. е. с одной и той же) скоростью называют равномерным движением.
Если скорость направлена по оси движения – линия лежит выше оси t времени (рис. 2а).
А когда скорость направлена против оси движения – линия скорости располагается ниже оси t времени (рис. 2б). Математики в таком случае говорят: «Скорость имеет отрицательную проекцию на ось».
Какую бы проекцию не имела скорость – положительную, или отрицательную, длина вектора скорости остается положительной. Поэтому, когда мы вычисляем площадь фигуры, то не учитываем знак «минус» для скорости (рис. 2б).
В обоих случаях перемещение тела можно вычислить по формуле:
[ large S = v_{0} cdot (t_{2} — t_{1}) ]
Примечание: Перемещение тела – это всегда либо нулевая, либо положительная величина S. Математики словосочетание «либо нулевая, либо положительная» заменят одним словом «не отрицательная».
Скорость увеличивается
Когда скорость тела увеличивается, то линия скорости на графике v(t) всегда располагается так, чтобы с ростом времени удаляться от оси времени. Чем больше времени пройдет, тем дальше от горизонтали располагаются точки, лежащие на линии скорости (рис. 3).
Рис.3. Так выглядит зависимость скорости от времени v(t), когда тело увеличивает свою скорость, двигаясь по оси – рис а) и против оси – рис. б)
Примечание: Движение с возрастающей скоростью называют равноускоренным движением.
Когда тело движется по направлению оси, линия скорости расположена выше горизонтальной оси времени (рис 3а).
А если тело движется против оси, линия скорости располагается ниже горизонтальной оси времени (рис. 3б).
Вычислим перемещение тела, движущегося в положительном направлении оси Ox. Для тела, движущегося противоположно оси, перемещение рассчитывается аналогично.
Выбор интервала времени влияет на то, будем ли мы вычислять площадь трапеции (рис. 4а), или прямоугольного треугольника (рис. 4б).
Рис.4. График v(t) — тело движется в положительном направлении оси и увеличивает свою скорость. От того, какой интервал времени мы выберем, зависит, будем ли мы вычислять путь, пройденный телом, с помощью площади трапеции – рис. а), или прямоугольного треугольника — рис. б)
На графике скорости v(t) для рисунка 4а перемещение с помощью трапеции вычисляется так:
[ large S = frac{1}{2} cdot (v_{1} + v_{2}) cdot (t_{2} — t_{1}) ]
А для рисунка 4б перемещение тела найдем с помощью площади треугольника:
[ large S = frac{1}{2} cdot v_{2} cdot (t_{2} — 0) ]
Скорость уменьшается
Когда тело замедляется и его скорость уменьшается, с ростом времени линия скорости приближается к горизонтальной оси t
- сверху – если тело движется по оси (рис. 5а),
- или снизу – когда тело движется против оси (рис. 5б).
Рис.5. Так выглядит зависимость скорости от времени v(t), когда тело уменьшает свою скорость, двигаясь по оси – рис а) и против оси – рис. б)
Примечание: Движение с уменьшающейся по модулю скоростью называют равнозамедленным движением.
Будем вычислять перемещение тела, движущегося в положительном направлении оси Ox. Аналогичным способом рассчитывается перемещение тела, движущегося противоположно оси.
От того, какой интервал времени нас интересует, зависит, будем ли мы вычислять площадь трапеции (рис. 6а), или треугольника (рис. 6б).
Рис.6. График v(t) — тело движется в положительном направлении оси и уменьшает свою скорость. Выбор интервала времени определяет, будем ли мы вычислять путь, пройденный телом, с помощью трапеции – рис. а), или треугольника — рис. б)
Найдем на графике v(t) перемещение с помощью площади трапеции для рисунка 6а:
[ large S = frac{1}{2} cdot (v_{1} + v_{2}) cdot (t_{2} — t_{1}) ]
А для рисунка 6б перемещение тела найдем с помощью площади треугольника:
[ large S = frac{1}{2} cdot v_{1} cdot (t_{2} — t_{1}) ]
Выводы
На графике v(t) перемещение – это:
- площадь прямоугольника, когда скорость не изменяется;
- площадь треугольника, или трапеции, когда скорость изменяется — падает, или растет.