Как найти путевой угол судна

Счислением
пути судна называется непрерывный учет
движения судна по водной поверхности
с целью определения его места на любой
момент времени.

Счисление
заключается в том, что от начального
места с известными координатами на
морской навигационной карте прокладываются
все истинные курсы, которыми шло судно,
по каждому истинному курсу откладывается
пройденное судном расстояние, учитывается
влияние ветра на перемещение судна и
его снос течением.

К элементам
счисления относятся: — истинный курс и
относительная скорость судна; — направление
и скорость ветра; — направление и скорость
течения; время плавания.

Место судна,
полученное по счислению, называется
счислимым местом. Счисление пути судна
ведется непрерывно от начала и до конца
плавания.

Счисление
пути судна может выполняться графическим
или аналитическим способом.

При
графическом способе счисления на карте
прокладываются линии пути судна и
пройденные по ним расстояния, производится
учет влияния ветра и течения, а также
циркуляции судна. При этом на карте
графически изображается траектория
движения судна. Положительными качествами
графического счисления является его
наглядность.

Аналитический
способ счисления заключается в расчете
координат места судна по специальным
формулам на заданный момент времени с
последующим нанесением этого места на
карту. Недостатком способа является
отсутствие наглядности, преимуществом
– более высокая точность.

При
плавании без учета влияния ветра и
течения направление перемещения судна
совпадает с истинным курсом, а величина
этого перемещения равна расстоянию,
пройденному судном. Пройденное судном
расстояние рассчитывается по данным
лага.

Учет дрейфа
судна при счислении.

Дрейфом
судна называется отклонение движущегося
судна с линии намеченного курса под
воздействием ветра и ветрового волнения.
Направление ветра определяется по той
точке горизонта, откуда дует ветер
(ветер дует в компас) и выражается в
румбах или градусах.

Говоря
об определении и учёте дрейфа, под
термином «дрейф» будем понимать
результирующее отклонение судна с линии
истинного курса.

Угол
α между диаметральной плоскостью
судна и направлением его перемещения
относительно воды называется углом
дрейфа. Угол между северной частью
истинного меридиана и линией пути
при дрейфе называется путевым углом
ПУα:

Угол
дрейфа α при смещении линии пути
вправо (ветер направлен в левый борт)
имеет знак «+», при смещении влево
(ветер направлен в правый борт) − знак
«−».

Для
учёта дрейфа при прокладке необходимо
знать угол дрейфа. Определить его
можно одним из перечисленных ниже
способов.

  1. Определение
    угла дрейфа по кильватерной струе
    производится с помощью компаса. Взяв
    несколько отсчётов курсового угла
    (ОКУ) или отсчётов компасного пеленга
    отдалённой точки кильватерной струи,
    получают значение α:

Метод
прост, но недостаточно точен и может
применяться как ориентировочный при
больших углах дрейфа.

  1. Определение
    угла дрейфа по створу. Если при
    плавании в узкостях, при отсутствии
    течения, судно следует по створу, то
    угол дрейфа может быть определён
    как разность между истинным пеленгом
    створа и средним значением ИК судна.
    Такой метод определения угла дрейфа
    позволяет управлять движением судна
    и является контролирующим.

  2. Определение
    угла дрейфа из обсерваций − наиболее
    надёжный метод, сущность которого
    сводится к получению угла между
    линией ИК и линией, соединяющей серию
    из трёх-четырёх и более обсерваций,
    полученных более точными методами
    (СНС, пеленга, дистанции). Угол дрейфа
    можно определить и по ориентиру,
    положение которого неизвестно (если
    имеется течение, то объект должен
    быть свободноплавающий и не иметь
    заметного дрейфа). В этом случае
    необходимо измерить до него ряд
    расстояний и пеленгов в пределах
    изменения курсовых углов на 50−60°.
    Затем на планшете или карте сделать
    построение: от произвольно выбранной
    точки провести пеленги и отложить
    расстояния. Соединить полученные
    точки прямой линией. Направление этой
    прямой относительно истинного
    меридиана даст ПУ.

  3. Определение
    угла дрейфа по свободноплавающему
    ориентиру.

  4. Определение
    дрейфа с помощью дрейфометра. Требует
    наличия дрейфометра.

Угол
сноса судна β имет знак «+» при сносе
судна вправо, «−» − при сносе влево.

Суммарный
снос судна определяется по формуле

При
действии постоянных ветра и течения,
имея серию точных обсерваций на
прямом участке пути, проводят их
графическое осреденение. Полученная
прямая является линией пути ПУ. Путевая
скорость определяется по кратчайшему
расстоянию между начальной и конечной
обсервациями и временем между ними.
Зная путевую скорость и линию пути,
а также ИК и скорость, можно определить
вектор суммарного сноса.

Прокладка
с учётом суммарного сноса. Соединяя
точку, в которую должно выйти судно,
с начальной точкой (место судна)
получаем линию пути. Из начальной
точки откладываем вектор суммарного
сноса в выбранном масштабе, из конца
вектора суммарного сноса раствором
циркуля, равным Vоб
(скорость, определяемая по частоте
вращения винта) в том же масштабе,
делаем засечку на линии пути. Соединяя
конец вектора суммарного сноса с
засечкой, получим линию курса.

При
изменении ветра, течения, курса или
скорости судна вектор суммарного
сноса нужно определять заново.

Прямая
задача: известен ИК, надо найти ПУс:
задан ИК, скорость относительно воды
Vл,
угол α, скорость течения Vт.

  1. на
    карте откладываем короткий отрезок
    линии ИК, затем линию ПУα,
    по которой следовало бы судно только
    при наличии ветрового дрейфа;

  2. в
    произвольном масштабе откладываем
    на линии ПУα
    скорость судна по лагу Vл;

  3. из
    конца вектора скорости по лагу
    откладываем вектор скорости течения
    Vт
    в заданном направлении;

  4. соединяем
    точки A и B и получим линию пути при
    совместном действии ветра и течения;

  5. получаем
    величину путевого угла с учётом
    дрейфа и течения, общий снос равен

;

  1. истинная
    скорость судна определяется отрезком
    AB.

Обратная
задача: по известному ПУс
требуется найти ИК.

  1. из
    начальной точки A откладываем на
    карте линию действительного перемещения
    судна ПУс;

  2. из
    точки начала учёта совместного
    действия дрейфа и течения в произвольном
    масштабе откладываем вектор скорости
    течения Vт;

  3. из
    конца вектора Vт
    раствором циркуля, равным скорости
    судна Vл
    в том же масштабе, сделаем засечку
    на линии пути;

  4. проведём
    из начальной точки A прямую,
    параллельную полученному отрезку
    EB, и получим линию пути при учёте
    только дрейфа ПУα;

  5. рассчитываем
    истинный курс судна

;

  1. угол
    сноса

;

  1. длина
    отрезка AB в выбранном масштабе
    отображает действительную скорость
    судна.

Точность
графического счисления зависит от
ошибки в показаниях компаса (±1°), от
ошибок в показаниях лага и точности
определения угла дрейфа. На основании
наблюдений получены следующие значения
средней квадратической погрешности
счисления Мс
в зависимости от пройденного
расстояния:

без
ветра и течения Мс=0.02·S;

с
учётом дрейфа Мс=0.03·S;

с
учётом дрейфа и течения Мс=0.03·S..0.07·S.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА С  УЧЕТОМ ДРЕЙФА  ОТ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ СУДНА С УЧЕТОМ ДРЕЙФА ОТ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ

Ветер и его влияние на путь судна  Одним из внешних факторов, влияющих на перемещение судна, является ветер, который, воздействуя на надводную часть судна, вызывает его отклонение (рис. 8.1) от линии истинного курса ( ИК ). Дрейф – отклонение судна от линии истинного курса под воздействием ветра. Величина дрейфа зависит: От размеров и формы надводной части судна. от осадки, размеров и формы обводов подводной части судна. От скорости (силы) ветра и скорости судна. От направления ветра или его курсового угла ( КУ ). Различают истинный и наблюденный (кажущийся) ветер. Истинный ветер – ветер, который наблюдается относительно водной поверхности и характеризуется: направлением ( К U ) и скоростью ( U ).

Ветер и его влияние на путь судна

Одним из внешних факторов, влияющих на перемещение судна, является ветер, который, воздействуя на надводную часть судна, вызывает его отклонение (рис. 8.1) от линии истинного курса ( ИК ).

Дрейф – отклонение судна от линии истинного курса под воздействием ветра.

Величина дрейфа зависит:

От размеров и формы надводной части судна.

от осадки, размеров и формы обводов подводной части судна.

От скорости (силы) ветра и скорости судна.

От направления ветра или его курсового угла ( КУ ).

Различают истинный и наблюденный (кажущийся) ветер.

Истинный ветер – ветер, который наблюдается относительно водной поверхности и характеризуется: направлением ( К U ) и скоростью ( U ).

Наблюденный (кажущийся) ветер – ветер, который наблюдается непосредственно на движущемся судне, т.е. это суммарный ветер, складывающийся из вектора истинного ветра ( ) и вектора скорости хода судна ( ) (характеризуется: направлением ( К W ) и скоростью ( W )). Направление ветра ( К U или К W ) определяется в градусах в круговой системе счета направлений от 0  до 360  и той точкой горизонта «откуда дует ветер».  Направление ветра на судне определяется следующим образом: заметить направление отклонения вымпела (флага, дыма и др.); пеленгатор репитера курсоуказателя развернуть «навстречу» замеченного отклонения и снять отсчет с точностью до  10  (кратно 10  ). Если судно без хода  это К U . Если судно на ходу  это К W . Для определения элементов истинного ветра ( К U и U ) на ходу судна по значениям элементов наблюденного (кажущегося) ветра ( К W и W ) и элементам движения судна ( ИК и V Л ) используется ветрочет (круг СМО), по методике на нем приведенной.

Наблюденный (кажущийся) ветер – ветер, который наблюдается непосредственно на движущемся судне, т.е. это суммарный ветер, складывающийся из вектора истинного ветра ( ) и вектора скорости хода судна ( ) (характеризуется: направлением ( К W ) и скоростью ( W )).

Направление ветра ( К U или К W ) определяется в градусах в круговой системе счета направлений от 0  до 360  и той точкой горизонта «откуда дует ветер».

Направление ветра на судне определяется следующим образом:

заметить направление отклонения вымпела (флага, дыма и др.);

пеленгатор репитера курсоуказателя развернуть «навстречу» замеченного отклонения и снять отсчет с точностью до  10  (кратно 10  ).

Если судно без хода  это К U . Если судно на ходу  это К W .

Для определения элементов истинного ветра ( К U и U ) на ходу судна по значениям элементов наблюденного (кажущегося) ветра ( К W и W ) и элементам движения судна ( ИК и V Л ) используется ветрочет (круг СМО), по методике на нем приведенной.

Для определения направления ветра есть «мнемоническое» правило:    «ветер дует в компас»  Скорость ветра измеряется анемометром в м/с (обычно «АРИ-49»). В СЖ данные ( К  ,  ) записываются, как: «Ветер 315  – 5 м/с » , т.е. элементы истинного ветра.

Для определения направления ветра есть «мнемоническое» правило: 

«ветер дует в компас»

Скорость ветра измеряется анемометром в м/с (обычно «АРИ-49»). В СЖ данные ( К , ) записываются, как: «Ветер 315 – 5 м/с » , т.е. элементы истинного ветра.

При следовании судна постоянным курсом и скоростью, когда на него воздействует ветер, дующий с постоянного направления ( К U ) и постоянной скоростью ( U ), судно будет следовать фактически относительно дна (течения нет) по линии пути при дрейфе.  Продольная ось судна при перемещении его по линии пути при дрейфе остается параллельной линии истинного курса, так как рулевой постоянно удерживает заданный курс, а само судно перемещается по линии пути, т.е. «скулой». Путь судна при дрейфе    ПУДР ( ПУ  )  направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при дрейфе по часовой стрелке от 0  до 360  . Угол дрейфа (  )  угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием ветра.

При следовании судна постоянным курсом и скоростью, когда на него воздействует ветер, дующий с постоянного направления ( К U ) и постоянной скоростью ( U ), судно будет следовать фактически относительно дна (течения нет) по линии пути при дрейфе.

Продольная ось судна при перемещении его по линии пути при дрейфе остается параллельной линии истинного курса, так как рулевой постоянно удерживает заданный курс, а само судно перемещается по линии пути, т.е. «скулой».

Путь судна при дрейфе ПУДР ( ПУ ) направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при дрейфе по часовой стрелке от 0 до 360 .

Угол дрейфа ( ) угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием ветра.

б) а) Угол дрейфа (  ), измеряется от 0  до 180  , причем: Если ПУДР ( ПУ  )   ИК  ( б )  (ветер дует в левый борт)  угол дрейфа имеет знак «+»;  Если ПУДР ( ПУ  )  ИК ( а )  (ветер дует в правый борт)  угол дрейфа имеет знак «–». Путь судна при дрейфе ( ПУ  ), истинный курс судна ( ИК ) и угол дрейфа (  ) связаны соотношением:

б)

а)

Угол дрейфа ( ), измеряется от 0  до 180  , причем:

Если ПУДР ( ПУ ) ИК ( б )  (ветер дует в левый борт)  угол дрейфа имеет знак «+»;

Если ПУДР ( ПУ ) ИК ( а )  (ветер дует в правый борт)  угол дрейфа имеет знак «–».

Путь судна при дрейфе ( ПУ ), истинный курс судна ( ИК ) и угол дрейфа ( ) связаны соотношением:

Определение угла дрейфа от ветра Для учета дрейфа при графическом счислении необходимо знать угол дрейфа  . Чтобы определить угол дрейфа  , необходимо сравнить истинный курс судна ( ИК ) со значением путевого угла при дрейфе ( ПУ  ). Угол дрейфа, как правило, определяется опытным путем для данного проекта судна при различных курсовых углах ветра (), скорости хода судна ( V Л ), скорости истинного ветра ( U ) и т.д., т.е. Угол дрейфа можно определить несколькими способами. Вот некоторые: С помощью прибора – дрейфомера (  = f (  Р),  Р = РЛ/Б – РП/Б ). С помощью свободно плавающего предмета – вешки. С помощью формулы адмирала, профессора Матусевича Н.Н. где К   – коэффициент дрейфа; W – скорость кажущегося ветра; V – скорость судна; КУ W – курсовой угол кажущегося ветра. Как правило, одновременно с определением угла дрейфа определяется и потеря скорости  V . Определенные углы дрейфа заносятся в «Таблицу углов дрейфа» РТШ. W / V КУ W 1,0 30  1,5 45  0,5 … … 0,7 1,0 … … … … 1,6 … … … … … … … … … … … … … … …

Определение угла дрейфа от ветра

Для учета дрейфа при графическом счислении необходимо знать угол дрейфа .

Чтобы определить угол дрейфа , необходимо сравнить истинный курс судна ( ИК ) со значением путевого угла при дрейфе ( ПУ ). Угол дрейфа, как правило, определяется опытным путем для данного проекта судна при различных курсовых углах ветра (), скорости хода судна ( V Л ), скорости истинного ветра ( U ) и т.д., т.е.

Угол дрейфа можно определить несколькими способами. Вот некоторые:

С помощью прибора – дрейфомера ( = f (Р),Р = РЛ/Б – РП/Б ).

С помощью свободно плавающего предмета – вешки.

С помощью формулы адмирала, профессора Матусевича Н.Н.

где К  – коэффициент дрейфа; W – скорость кажущегося ветра; V – скорость судна;

КУ W – курсовой угол кажущегося ветра.

Как правило, одновременно с определением угла дрейфа определяется и потеря скорости  V .

Определенные углы дрейфа заносятся в «Таблицу углов дрейфа» РТШ.

W / V КУ W

1,0

30

1,5

45

0,5

0,7

1,0

1,6

Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна Учет дрейфа при графическом счислении сводится к учету угла  , выбираемого из «Таблицы углов дрейфа» РТШ, или непосредственно определенного одним из способов. Рассмотрим решение основных задач, связанных с учетом дрейфа. Расчет пути судна по известному истинному курсу и углу  . на линии истинного курса ( ИК ) находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа   рассчитываем значение ПУ  = 94,0  и прокладываем его на навигационной карте от счислимой точки начала учета дрейфа от ветра;   оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе по установленной форме и производим запись по форме в СЖ. Оформление графического счисления пути судна на карте

Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна

Учет дрейфа при графическом счислении сводится к учету угла , выбираемого из «Таблицы углов дрейфа» РТШ, или непосредственно определенного одним из способов.

Рассмотрим решение основных задач, связанных с учетом дрейфа.

Расчет пути судна по известному истинному курсу и углу .

  • на линии истинного курса ( ИК ) находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа

 рассчитываем значение ПУ = 94,0 

и прокладываем его на навигационной карте от счислимой точки начала учета дрейфа от ветра;

 оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе по установленной форме и производим запись по форме в СЖ.

Оформление графического счисления пути судна на карте

Расчет истинного и компасного курсов по известным линии пути при дрейфе и значению угла дрейфа . Такая задача возникает в том случае, когда судну надо следовать по заданному маршруту (рекомендованный курс, ось фарватера или канала и пр.) или прибыть в назначенную точку при наличии дрейфа ( α = + 4,00 ) Рассмотрим пример расчета курса в назначенную точку якорной стоянки.   находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа ;   наносим на навигационную карту назначенную точку якорной стоянки (по  и    т. Я );   соединив исходную точку с назначенной точкой якорной стоянки (т. Я ) – получим линию пути при дрейфе – ПУ   (106,0  ), снимаем ее значение с навигационной карты;   рассчитываем значение истинного курса:   рассчитываем значение компасного курса (для задания его рулевому):   оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе на навигационной карте [ КК 100,0  (+2,0  )  = +4,0  ] и производим запись по форме в СЖ.

Расчет истинного и компасного курсов по известным линии пути при дрейфе и значению угла дрейфа .

Такая задача возникает в том случае, когда судну надо следовать по заданному маршруту (рекомендованный курс, ось фарватера или канала и пр.) или прибыть в назначенную точку при наличии дрейфа ( α = + 4,00 )

Рассмотрим пример расчета курса в назначенную точку якорной стоянки.

 находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа ;

 наносим на навигационную карту назначенную точку якорной стоянки (по и  т. Я );

 соединив исходную точку с назначенной точкой якорной стоянки (т. Я ) – получим линию пути при дрейфе – ПУ (106,0  ), снимаем ее значение с навигационной карты;

 рассчитываем значение истинного курса:

 рассчитываем значение компасного курса (для задания его рулевому):

 оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе на навигационной карте [ КК 100,0  (+2,0  ) = +4,0  ] и производим запись по форме в СЖ.

Нанесение (нахождение) счислимой точки на навигационной карте на заданный момент времени    замечаем время по часам ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 ); рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного момента – Т1 :    от исходной точки по линии пути при дрейфе ( ПУ  ) откладываем рассчитанное расстояние.

Нанесение (нахождение) счислимой точки на навигационной карте на заданный момент времени

 замечаем время по часам ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 );

  • рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного момента – Т1 :

 от исходной точки по линии пути при дрейфе ( ПУ ) откладываем рассчитанное расстояние.

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку . В общем случае точка может быть задана: а) – координатами (  ,  ); б) – направлением на ориентир ( ИП или КУ ); в) – расстоянием до ориентира ( D ).  Рассмотрим пример на предвычисление времени ( Т1 ) и отсчета лага ( ОЛ1 ) прихода судна на траверз ориентира   рассчитываем величину ИП на момент прихода судна на траверз ориентира:   рассчитанный ИП  (20,0  ), а точнее ОИП  (200,0  ), проводим от ориентира до пересечения с линией пути при дрейфе (т. );

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку .

В общем случае точка может быть задана:

а) – координатами ( , );

б) – направлением на ориентир ( ИП или КУ );

в) – расстоянием до ориентира ( D ).

Рассмотрим пример на предвычисление времени ( Т1 ) и отсчета лага ( ОЛ1 ) прихода судна на траверз ориентира

 рассчитываем величину ИП на момент прихода судна на траверз ориентира:

 рассчитанный ИП  (20,0  ), а точнее ОИП  (200,0  ), проводим от ориентира до пересечения с линией пути при дрейфе (т. );

  снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );   рассчитываем время прихода судна в заданную точку:   снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );   рассчитываем время прихода судна в заданную точку:   рассчитываем показания лага ( ОЛ1 ) на время прихода судна в заданную точку: Ответ: – время и отсчет лага прихода судна на траверз ориентира.

 снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );

 рассчитываем время прихода судна в заданную точку:

  •  снимаем расстояние S (6 миль) от исходной точки (т. ) до заданной точки (т. );  рассчитываем время прихода судна в заданную точку:

 рассчитываем показания лага ( ОЛ1 ) на время прихода судна в заданную точку:

Ответ: – время и отсчет лага прихода судна на траверз ориентира.

Графическое счисление координат судна с учетом течения

Горизонтальные перемещения больших масс воды в море, характеризующиеся направлением и скоростью, называются морскими течениями . Причины, вызывающие морские течения, подразделяются на: внешние (ветер, атмосферное давление, приливообразующие силы Луны и Солнца), и внутренние (неравномерность плотности водных масс по глубине).

Морские течения, по причинам их вызывающим, подразделяются на:

ветровые; дрейфовые; приливо-отливные; плотностные и др.

  • ветровые; дрейфовые; приливо-отливные; плотностные и др.

По глубине расположения течения подразделяются на:

поверхностные; глубинные; придонные.

По физико-химическим свойствам масс воды течения подразделяются на: теплые и холодные;

соленые и распресненные.

Навигационная классификация течений исходит из их устойчивости по времени. По этой классификации течения делятся на:

Постоянные. Периодические. Временные.

  • Постоянные. Периодические. Временные.

Постоянные течения  течения, направление и скорость которых длительное время остаются постоянными (Гольфстрим, Куро-Сио, Бразильское и др.).

Периодические течения  течения, направление и скорость которых непрерывно изменяются, периодически повторяя свои элементы (приливо-отливные).

Временные течения  течения, которые действуют короткий промежуток времени (ветровые, сгонно-нагонные и др.).

Сведения о течениях приводятся:

в Атласах течений; в Атласах физико-географических данных морей и океанов; в лоциях;

в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах; на навигационных морских картах;

на специальных картах течений. На картах течения показываются условными обозначениями:

  • в Атласах течений; в Атласах физико-географических данных морей и океанов; в лоциях; в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах; на навигационных морских картах; на специальных картах течений. На картах течения показываются условными обозначениями:

– постоянные– временные– приливное– отливное

Любое течение характеризуется направлением и скоростью.

Направление течения определяется той точкой горизонта, куда оно направлено (если «ветер дует в компас» то – «течение вытекает из компаса» ) измеряется в градусах в круговой системе счета направлений, от 0 до 360 относительно северной части истинного меридиана и обозначается КТ

Скоростью течения называется расстояние, на которое перемещаются водные массы в единицу времени. Измеряется в узлах (миль/час) и обозначается Т .

Скорость течений в открытых частях морей и океанов колеблется в широких пределах:  до 4 уз . в районах развитых постоянных океанских течений (Гольфстрим, Куро-Сио и др.).

Скорость приливо-отливных течений в отдельных узкостях может достигать 9 12 узлов.

Кроме руководств и пособий для плавания элементы течения ( КТ, Т ) могут быть определены и непосредственно на судне как с помощью приборов: абсолютного гидроакустического лага – ( ГАЛа ) или электромагнитного измерителя течений – ( ЭМИТ ); так и по высокоточным обсервациям или с помощью поплавков (буйков) – при стоянке судна на якоре.

«Ветер в компас, а течение из компаса»

При плавании в районе с течением, на судно действуют две силы:

 сила действия собственных движителей;

 сила воздействия течения.

Под действием собственных движителей судно перемещается относительно воды по линии истинного курса ( ИК ) с относительной скоростью V 0 . Под воздействием течения судно перемещается относительно поверхности Земли по направлению течения КТ с переносной скоростью, равной скорости течения Т . Суммарное же (результирующее) перемещение судна относительно поверхности Земли складывается из относительного и переносного перемещений и происходит с путевой скоростью V .

Для геометрического сложения векторов по формуле необходимо на навигационной карте:

 из счислимой точки начала учета течения (т. О ) проложить линию истинного курса ( ИК );

 от т. О по линии ИК отложить (в масштабе карты) вектор скорости судна ;

 из конца вектора (т. В ) проложить линию по направлению течения ( КТ ) и на ней (от т. В ) отложить (в том же масштабе) вектор скорости течения ;

 соединить начало вектора скорости судна (т. О ) с концом вектора скорости течения (т. А ) – получим вектор путевой скорости судна – .

Треугольник  ОАВ , сторонами которого являются векторы относительной ( ), переносной ( ) и путевой ( ) скоростей, называется  навигационным скоростным треугольником. Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря называется  линией пути судна при течении ( О–А ). Путь судна при течении ( ПУТ или ПУ  )   направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении (от 0  до 360  – по часовой стрелке). Угол сноса (  )   угол между линией истинного курса и линией пути судна,  обусловленный влиянием течения (измеряется в сторону правого или левого борта от 0  до 180  со знаком «плюс» (+) или «минус» (–) соответственно. Путь судна при течении ( ПУ  ), истинный курс ( ИК ) и угол сноса (  ) связаны соотношением:

Треугольник ОАВ , сторонами которого являются векторы относительной ( ), переносной ( ) и путевой ( ) скоростей, называется навигационным скоростным треугольником.

Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря называется линией пути судна при течении ( О–А ).

Путь судна при течении ( ПУТ или ПУ ) направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении (от 0 до 360 – по часовой стрелке).

Угол сноса ( ) угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием течения (измеряется в сторону правого или левого борта от 0  до 180  со знаком «плюс» (+) или «минус» (–) соответственно.

Путь судна при течении ( ПУ ), истинный курс ( ИК ) и угол сноса ( ) связаны соотношением:

При вычислениях углу сноса  придается знак «плюс» (+) или «минус» (–): «–»  если течение действует в пр/б судна, т.е. ПУ     ИК (сносит влево). «+»  если течение действует в л/б судна, т.е. ПУ    ИК (сносит вправо);

При вычислениях углу сноса придается знак «плюс» (+) или «минус» (–):

«–»  если течение действует в пр/б судна, т.е. ПУ ИК (сносит влево).

«+»  если течение действует в л/б судна, т.е. ПУ ИК (сносит вправо);

Учет течения при графическом счислении пути судна  Графическое счисление с учетом течения ведется на навигационной карте с соблюдением некоторых правил:   линия истинного курса ( ИК ) и линия направления течения ( КТ ) проводятся с более слабым нажимом карандаша, чем линия пути при течении ( ПУ  );   вдоль линии пути при течении ( ПУ  ) с внешней стороны навигационного скоростного треугольника подписывается [ КК 96,0  (–1,0  )  = –5,0  ];   для каждого счислимого места строится навигационный треугольник перемещений (  ОДС ), подобный навигационному скоростному треугольнику (  ОАБ ); счислимое место судна находится на его линии пути при течении ( ПУ  ), около которого пишется ;   судовой журнал заполняется в соответствии с правилами его ведения. Рассмотрим решение основных задач, связанных с графическим учетом течения.

Учет течения при графическом счислении пути судна

Графическое счисление с учетом течения ведется на навигационной карте с соблюдением некоторых правил:

 линия истинного курса ( ИК ) и линия направления течения ( КТ ) проводятся с более слабым нажимом карандаша, чем линия пути при течении ( ПУ );

 вдоль линии пути при течении ( ПУ ) с внешней стороны навигационного скоростного треугольника подписывается [ КК 96,0  (–1,0  ) = –5,0  ];

 для каждого счислимого места строится навигационный треугольник перемещений (  ОДС ), подобный навигационному скоростному треугольнику (  ОАБ );

  • счислимое место судна находится на его линии пути при течении ( ПУ ), около которого пишется ;
  •  судовой журнал заполняется в соответствии с правилами его ведения.

Рассмотрим решение основных задач, связанных с графическим учетом течения.

Задача № 1. Расчет линии пути судна при течении ( ПУ ) и угла сноса ( ) по известным ИК, V 0 и элементам течения ( КТ , Т ).

Дано: ГКК (96,0  ),  ГК (–1,0  ), V 0 (7,0 уз.), КТ (50,0  ), Т (1,4 уз.).

Определить: ПУ , . Решение :

  • Рассчитываем значение истинного курса ИК = ГКК +ГК = 96,0  + (–1,0  ) = 95,0  .
  • Из точки начала учета течения проводим линию истинного курса судна ( ИК ) и отложим по ней (от т. О ) вектор относительной скорости в масштабе карты (1 уз. = 1 миле).

 Из конца вектора (т. А ) проводим линию по направлению течения ( КТ = 50  ) и отложим по ней (от т. А ) вектор скорости течения (1,4 уз.) в том же масштабе .

  • Соединяем точку начала учета течения (т. О ) с концом вектора скорости течения (т. Б ) и с помощью параллельной линейки и транспортира штурманского снимаем направление этой линии – линии пути при течении ( ПУ = 90,0  ).

 Рассчитываем угол сноса судна течением = ПУ ИК = 90,0  – 95,0  = –5,0  .

 Подписываем линию пути судна при течении с внешней стороны навигационного скоростного треугольника (  ОАБ ).

ГКК 96,0  (–1,0  ) = –5,0  .

 Заполняем судовой журнал согласно правил его ведения.

Задача № 2. Расчет счислимого места судна на заданный момент времени. Нахождение счислимого места на заданный момент времени сводится к построению  треугольника перемещений (  ОСД ) подобного навигационному скоростному треугольнику (  ОАБ ). Дано:  Т 0  (09.50), ОЛ 0  (33,0), ГКК (96,0  ),  ГК (–1,0  ),  (–5,0  ), V 0  (7,0 уз.), К Т  (50,0  ),  Т  (1,4 уз.). Найти:  счислимое место судна на момент времени Т 1 (11.10) при ОЛ 1 (42,7). Решение :   Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1. Рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки (т. О ) до заданного : ( К Л – из «Таблицы поправок лага по V Л = 7,0 уз.); где t = Т1 – Т0 = 11.10 – 09.50 = 1 ч 20 м . S Л = S ОБ .

Задача № 2. Расчет счислимого места судна на заданный момент времени.

Нахождение счислимого места на заданный момент времени сводится к построению треугольника перемещений ( ОСД ) подобного навигационному скоростному треугольнику ( ОАБ ).

Дано: Т 0 (09.50), ОЛ 0 (33,0), ГКК (96,0  ),  ГК (–1,0  ), (–5,0  ), V 0 (7,0 уз.), К Т (50,0  ), Т (1,4 уз.).

Найти: счислимое место судна на момент времени Т 1 (11.10) при ОЛ 1 (42,7).

Решение :

 Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1.

  • Рассчитываем пройденное судном расстояние от исходной точки (т. О ) до заданного :

( К Л – из «Таблицы поправок лага по V Л = 7,0 уз.);

где t = Т1 – Т0 = 11.10 – 09.50 = 1 ч 20 м . S Л = S ОБ .

  Рассчитанное расстояние S Л = S ОБ  (9,3 мили) отложим от исходной точки (т. О ) по линии истинного курса ( ИК ) – ( S Л = S ОБ = 9,3 мили – ).   Из полученной на линии ИК точки (т. С ) проводим линию по направлению учитываемого течения КТ (  ) до пересечения ее с линией пути на течении. Точка пересечения (т. Д ) и даст нам искомое счислимое место судна на заданный момент времени.   У счислимого места на заданный момент времени (т. Д ) подписываем .

 Рассчитанное расстояние S Л = S ОБ (9,3 мили) отложим от исходной точки (т. О ) по линии истинного курса ( ИК ) – ( S Л = S ОБ = 9,3 мили – ).

 Из полученной на линии ИК точки (т. С ) проводим линию по направлению учитываемого течения КТ (  ) до пересечения ее с линией пути на течении. Точка пересечения (т. Д ) и даст нам искомое счислимое место судна на заданный момент времени.

 У счислимого места на заданный момент времени (т. Д ) подписываем .

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку при учете течения. Точка , как правило, задается:  1. координатами (  ,  ); 2. Направлением на ориентир (пеленг или курсовой угол); 3. Расстоянием до ориентира. Независимо от способа «задания» точки, она должна находиться на линии пути при учете течения ( ПУ  ) → т. «Д». Дано:  ГКК (92,0  ),  ГК (–2,0  ), V 0  (7,0 уз.), К Т  (145,0  ),  Т  (2,0 уз.). Найти:  , когда судно будет в заданной точке Д (  и   ;  ор. К ; D З  ор. М ). Решение :   Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1 ( ПУ  = 103,0  ,  = +13,0  ).   Находим место заданной т. Д на карте ( 1. по  и   ; 2. по  ор. К – ИК  = ИК – 90  = 0,0  или с ор. К на судно – ОИП  = 180,0  ; 3. по D З от ор. М ).   Из т. Д проводим линию, обратную направлению течения ( КТ   180  ), до пересечения ее с линией истинного  курса судна ИК (  )  т. С . С помощью циркуля-измерителя снимаем расстояние ( S ) от т. О до т. С по линии истинного курса судна ( ИК ). Рассчитываем время ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 ):  где и , где ( S   ).    Подписываем найденные значения ( ) у заданной точки (т. Д ).

Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку при учете течения.

Точка , как правило, задается: 1. координатами ( , ); 2. Направлением на ориентир (пеленг или курсовой угол); 3. Расстоянием до ориентира.

Независимо от способа «задания» точки, она должна находиться на линии пути при учете течения ( ПУ ) → т. «Д».

Дано: ГКК (92,0  ),  ГК (–2,0  ), V 0 (7,0 уз.), К Т (145,0  ), Т (2,0 уз.).

Найти: , когда судно будет в заданной точке Д ( и ;  ор. К ; D З ор. М ).

Решение :

 Выполняем пп. 1  6 по задаче № 1 ( ПУ = 103,0  , = +13,0  ).

 Находим место заданной т. Д на карте ( 1. по и ; 2. по  ор. КИК  = ИК – 90  = 0,0  или с ор. К на судно – ОИП  = 180,0  ; 3. по D З от ор. М ).

 Из т. Д проводим линию, обратную направлению течения ( КТ  180  ), до пересечения ее с линией истинного курса судна ИК (  )  т. С .

  • С помощью циркуля-измерителя снимаем расстояние ( S ) от т. О до т. С по линии истинного курса судна ( ИК ).
  • Рассчитываем время ( Т1 ) и отсчет лага ( ОЛ1 ):
  • где и , где ( S  ).

 Подписываем найденные значения ( ) у заданной точки (т. Д ).

(обратная № 1) Расчет компасного или истинного курса по известным элементам течения ( КТ , Т ), скорости судна ( V 0 ) и заданной линии пути при течении ( ПУ ).

Дано: ПУ (путь к причалу), V 0 , К Т , Т .

Найти: КК , .

Решение :

  • Из точки начала учета течения (т. О ) проводим заданную линию пути при течении – ПУ ( ) 117,0  . → ее направление снимаем с карты.

 Из этой же точки (т. О ) проводим линию по направлению течения ( ) и отложим на ней (от т. О ) вектор скорости течения в масштабе карты.

 Из конца вектора течения (т. А ) радиусом, равным скорости судна (в том же масштабе) делаем засечку на линии пути при течении  т. С .

 С помощью параллельной линейки соединяем конец вектора течения (т. А ) и т. С и параллельно переносим в точку начала учета течения (т.е.  ). Направление линий и соответствует истинному курсу ( ИК ) судна. С помощью параллельной линейки и транспортира штурманского снимаем направление линии истинного курса судна ( ИК = 97,0  ).

 Рассчитываем значение угла сноса судна течением:

 Рассчитываем значение гирокомпасного курса судна:

.

(этот курс рулевой будет держать по компасу от т. О до т. Б ).  Заполняем по форме судовой журнал.

Совместный учет дрейфа от ветра и течения при графическом счислении пути судна В практике судовождения часто случается, что течение и ветер действуют на судно одновременно. Если угол дрейфа от ветра (  ) и элементы течения ( КТ ,   Т ) известны – производится последовательный учет сначала дрейфа от ветра (  ), а затем течения (  ). Угол суммарного сноса – алгебраическая сумма значений углов  и  . На путевой навигационной карте вначале прокладывается линия ПУ  = ИК +    линия, по которой следовало бы судно, если бы не было течения На линии ПУ  откладывается вектор скорости судна по лагу в выбранном масштабе (отрезок ). Из конца вектора скорости судна (т. К ) откладывается вектор скорости течения в том же масштабе (отрезок ). Соединив начальную точку начала учета  и  (т. С ) с концом вектора течения (т. Б ), получим линию пути. Отрезок укажет путевую скорость судна. Если нам известны элементы течения ( КТ ,   Т ) и  и нужно рассчитать безопасный курс (или курс в заданную точку) , то:

Совместный учет дрейфа от ветра и течения при графическом счислении пути судна

В практике судовождения часто случается, что течение и ветер действуют на судно одновременно.

Если угол дрейфа от ветра ( ) и элементы течения ( КТ , Т ) известны – производится последовательный учет сначала дрейфа от ветра ( ), а затем течения ( ).

Угол суммарного сноса – алгебраическая сумма значений углов и .

На путевой навигационной карте вначале прокладывается линия ПУ = ИК +  линия, по которой следовало бы судно, если бы не было течения

На линии ПУ откладывается вектор скорости судна по лагу в выбранном масштабе (отрезок ). Из конца вектора скорости судна (т. К ) откладывается вектор скорости течения в том же масштабе (отрезок ).

Соединив начальную точку начала учета и (т. С ) с концом вектора течения (т. Б ), получим линию пути. Отрезок укажет путевую скорость судна.

Если нам известны элементы течения ( КТ , Т ) и и нужно рассчитать безопасный курс (или курс в заданную точку) , то:

Счисление, дрейф и течение

Счисление (пути судна, координат судна) — учёт движения судна с целью нанесения его места на карту или вычисления текущих координат. Оно заключается в последовательных определениях счислимых мест относительно исходного места по известным направлению движения (пути) судна ПУ, скорости судна V и времени плавания t. Величины ПУ, V, t и их составляющие называются элементами счисления.

Путь судна определяет направление перемещения центра масс судна на данном участке пути относительно грунта (дна моря). В общем случае ПУ определяется формулой:

Учет дрейфа и течения

Угол дрейфа α при смещении линии пути вправо (ветер направлен в левый борт) имеет знак «плюс», при смещении влево (ветер направлен в правый борт) — знак «минус».

Путевой угол ПУдр (путь судна при дрейфе)

Если угол дрейфа α и элементы течения известны, то при заданном ИК из выбранной начальной точки (места судна) прокладывают линию ПУдр = ИК + α, на ней откладывают вектор скорости судна по лагу, а из его (вектора скорости) конца прокладывают вектор течения в выбранном масштабе. Соединив выбранную начальную точку с концом вектора течения, получим линию пути.

В случае, когда задан ПУс, из выбранной начальной точки откладывают вектор течения, из конца этого вектора радиусом, равным величине скорости по лагу в выбранном масштабе, делают засечку на линии ПУс, получая направление ПУа, которое переносят в начальную заданную точку.

Ветровые (дрейфовые) течения

При длительном воздействии ветра на поверхности моря возникают поверхностные течения.

Направление дрейфового течения в среднем отклоняется от направления вызвавшего его ветра до 45° вправо в северном полушарии и влево — в южном.

Скорость установившегося дрейфового течения составляет примерно 2% скорости вызвавшего его ветра в широтax между 30 и 60°.

Литература

Справочник штурмана — Бурханов М.В [2010]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить файл game exe
  • Как найти пирамиду при помощи команды minecraft
  • Как составить заявление в суд по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Как найти джорджа в майнкрафт
  • Port 0 s m a r t status bad backup and replace как исправить