В таблице приведена информация:
Численность, млн человек | 2008 г. | 2009 г. |
---|---|---|
Численность населения | 223,6 | 226,6 |
Численность взрослого населения | 168,2 | 169,5 |
Численность безработных | 7,4 | 8,1 |
Численность занятых | 105,2 | 104,2 |
Определите:
а) численность рабочей силы в 2008 г. и 2009 г.;
б) уровень участия в рабочей силе в 2008 г. и 2009 г.;
в) уровень безработицы в 2008 г. и 2009 г.;
г) если естественный уровень безработицы в этой стране равен 6,6%, то каков уровень циклической безработицы в 2008 г. и 2009 г.;
д) находилась ли экономика в состоянии рецессии в какой-либо из этих годов.
Решение:
а) Общая численность рабочей силы (L) равна суммарной численности занятых и безработных:
L = E + U,
E – численность занятых,
U – численность безработных.
Численность рабочей силы в 2008 г. составила:
L2008 = 105,2 + 7,4 = 112,6 млн человек;
В 2009 г. численность рабочей силы равна:
L2009 = 104,2 + 8,1 = 112,3 млн человек;
б) Уровень участия в рабочей силе (L) представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения (ТР), выраженное в процентах.
В 2008 г.
В 2009 г.
в) Уровень безработицы рассчитаем по формуле:
г) Уровень циклической безработицы определяется по формуле:
uцикл = u – u*
где
uцикл — уровень циклической безработицы,
u – фактический уровень безработицы,
u* – естественный уровень безработицы.
uцикл 2008 = 6,57 – 6,6 = – 0,03%
uцикл 2009 = 7,21 – 6,6 = 0,61%
д) В 2009 г. уровень циклической безработицы был положителен, фактический уровень безработицы выше её естественного уровня, экономика находилась в состоянии рецессии.
В 2008 г. уровень циклической безработицы был отрицательным, фактический уровень безработицы меньше её естественного уровня (ситуация сверхзанятости), что иллюстрирует бум в экономике.
Задача №526 (расчет уровня безработицы)
Используя следующие данные, необходимо рассчитать величину рабочей силы и официальный уровень безработицы. Все население составляет 500 человек:
- 120 чел. – дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях;
- 150 чел. – выбыли из состава рабочей силы;
- 23 чел. – безработные;
- 10 чел. – рабочие, занятые неполный рабочий день.
Решение задачи:
В состав экономически активного населения (рабочей силы) входят занятые и безработные.
В число занятых входит все население за вычетом детей до 16 лет и людей, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях, людей, выбывших из состава рабочей силы, безработных и рабочих, занятых неполный рабочий день.
Число занятых составляет:
500-120-150-23-10=197 чел.
Величина экономически активного населения (рабочей силы) составляет:
197+23+10=230 чел.
или
500-120-150=230 чел.
Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности экономически активного населения (величине рабочей силы).
Следовательно, уровень безработицы составляет:
23/230=0,1 (10%).
2-й способ решения — без таблицы
Как обойтись без составления таблицы?
Сразу составить уравнение.
Для этого определим, какая величина нам не нужна в уравнении, чтобы затем приравнять.
Производительность? Ее и надо найти. Работа? Она нам дана по условию, поэтому глупо от нее избавляться. Остается время: оно нам и неизвестно, и не нужно.
Слева от знака равно будем писать формулу времени для первого рабочего, а справа – для второго.
Напомню, что первый работал на ( displaystyle 2) часа дольше, поэтому к времени второго надо будет прибавить ( displaystyle 2):
( displaystyle frac{112}{x}=frac{112}{x+1}+2)
То же самое уравнение, что и в первом способе, только без таблицы и системы уравнений.
А теперь вспомним, что я говорил в сааамом начале: задачи на работу и на движение – это то же самое. Спорное заявление, да? Ну, давай проверим, есть ли аналогия.
Во-первых, сравним формулы:
Движение | Работа |
( displaystyle v=frac{S}{t}) | ( displaystyle P=frac{A}{t}) |
Скорость движения | Скорость выполнения работы, т.е. производительность |
Пройденный путь | Выполненная работа |
Потраченное на движение время | Потраченное на работу время |
Теперь рассмотрим задачу:
Пример №1
Расстояние ( displaystyle 112) км первый велосипедист проезжает на ( displaystyle 2) часа дольше, чем второй.
Сколько км в час проезжает первый велосипедист, если известно, что второй за час проезжает на один километр больше, чем первый?
Ничего не напоминает? Да я же просто заменил слова: «Заказ» на «расстояние», «деталь» на «километр», «рабочий» на «велосипедист», «выполняет» на «проезжает». Суть осталась той же. Даже решение будет точно таким же (разберу здесь только II способ – без таблицы).
Пусть скорость первого ( displaystyle x), тогда второго ( displaystyle x+1). Сколько времени едет первый? ( displaystyle frac{112}{x}). Сколько времени едет второй? ( displaystyle frac{112}{x+1}). На сколько время первого больше, чем второго? На ( displaystyle 2) часа:
( displaystyle frac{112}{x}=frac{112}{x+1}+2).
То же самое уравнение! Вот и получается, что работа и движение – одно и то же.
Как решать задачи на совместную работу
Задачи на совместную работу отличаются от обычных, представленных выше, тем, что в них работа выполняется одновременно (совместно) несколькими рабочими (трубами и т.д.).
Пример №2
Первая труба заполняет бассейн за ( displaystyle 6) часов, а вторая – за ( displaystyle 4).
За какое время они заполнят бассейн, работая вместе?
Решение
Во-первых, давай придумаем аналогию с движением.
Придумал?
Бассейн – это путь. Допустим, из ( displaystyle A) в ( displaystyle B). Итак, первый автомобиль проезжает путь ( displaystyle AB) за ( displaystyle 6) часов, второй – за ( displaystyle 4).
А теперь как сформулировать вопрос? За какое время они проедут весь путь, двигаясь вместе? Бред.
Если двигаться параллельно, то каждый проходит весь путь самостоятельно. А в какой ситуации нам важно, какой путь автомобили проходят в сумме? Все гениальное просто: если они движутся навстречу друг другу!
Тогда что нас просят найти? Время, через которое они встретятся.
Поразмысли немного над этой аналогией. Все понял? Тогда идем дальше.
Какова «скорость» (а по-настоящему, производительность) первого? Путь (работа) деленный на время: ( displaystyle {{P}_{1}}=frac{A}{{{t}_{1}}}=frac{A}{6}). А второго? ( displaystyle {{P}_{2}}=frac{A}{{{t}_{2}}}=frac{A}{4}).
С какой производительностью работают две трубы вместе (не забывай, это задачи на совместную работу)? Берем количество литров, которое налила в бассейн первая труба за один час, прибавляем количество литров, которое налила в бассейн вторая труба за один час, – именно столько наливают в бассейн обе трубы за один час. То есть производительности складываются:
( displaystyle P={{P}_{1}}+{{P}_{2}})
То же самое, что и относительная скорость: с какой скоростью второй автомобиль приближается к первому? Со скоростью, равной сумме скоростей: ( displaystyle v={{v}_{1}}+{{v}_{2}}).
Итак,
( displaystyle P={{P}_{1}}+{{P}_{2}}=frac{A}{6}+frac{A}{4}=frac{5A}{12}).
Тогда время, за которое с такой производительностью будет выполнена работа ( A):
( displaystyle t=frac{A}{P}=frac{A}{frac{5A}{12}}=frac{12}{5}=2,4) (ч)
Итак, правило:
При совместной работе производительности складываются
А теперь давай рассмотрим самый сложный пример, научившись решать который, ты сможешь с легкостью справится с любой задачей на ЕГЭ.
Пример 8
На изготовление ( displaystyle 600) деталей первый рабочий тратит на ( displaystyle 10) часов меньше, чем второй рабочий на изготовление ( displaystyle 500) таких же деталей. За какое время, работая совместно, они изготовят партию в ( displaystyle 1000) деталей, если известно, что за час первый рабочий делает на ( displaystyle 5) деталей больше?
Решение:
Давай определимся, что нам нужно найти? Нам нужно найти время, за которое рабочие изготовят ( displaystyle 1000) деталей, то есть: ( displaystyle frac{1000}{{{P}_{1}}+{{P}_{2}}}).
Значит, нужно найти ( displaystyle {{P}_{1}}) и ( displaystyle {{P}_{2}}).
Первый рабочий за час делает на ( displaystyle 5) деталей больше. Обозначим производительность первого рабочего за х, тогда производительность второго – ( displaystyle x-5).
( displaystyle 600) деталей первый рабочий делает за ( displaystyle {{t}_{1}}) часов, а ( displaystyle 500) таких же деталей второй рабочий делает за ( displaystyle {{t}_{2}}={{t}_{1}}+10) часов.
То есть: ( displaystyle {{t}_{1}}=frac{600}{x}, a {{t}_{2}}={{t}_{1}}+10=frac{500}{x-5}).
Приравняв ( displaystyle {{t}_{1}}), получаем уравнение:
Задача №1
К бруску прикрепили динамометр и переместили брусок на расстояние 30 см. Показания динамометра равны 0,8 Н. Найти работу силы тяги по перемещению бруска (рис. 1).
Рис 1. К задаче №1
Прежде всего запишем краткое условие задачи и позаботимся, чтобы все данные были выражены в системе СИ (рис. 2).
Рис 2. Краткое условие задачи №1
Для вычисления работы воспользуемся формулой
Полное решение задачи выглядит так (рис. 3).
Рис 3. Полное решение задачи №1
Задача №2
Трактор перемещает платформу со скоростью 7,2 км/ч, развивая тяговое усилие в 25 кН. Какую работу совершит трактор за 10 мин (рис. 4)?
Рис 4. К задаче №2
Запишем краткое условие задачи и переведем все единицы измерения в систему СИ (рис. 5).
Рис 5. Краткое условие задачи №2
Для вычисления работы необходимо знать расстояние, пройденное телом. В условии задачи дана скорость движения трактора и время движения, поэтому воспользуемся формулой
которую подставим в выражение для работы и получим рабочую формулу
Подстановка данных из условия задачи дает
Рис 6. Полное решение задачи №2
Задача №3
Найдем работу силы тяжести при падении грузика.
Для решения задачи нам потребуется линейка и сам грузик. Измерим высоту, с которой будет падать грузик. Получаем 1 м. Масса грузика написана на нем самом и равна 100 г. Поднимем грузик на указанную высоту и отпустим его.
Краткое условие задачи будет выглядеть так (рис. 7):
Рис 7. Краткое условие задачи №3
Для нахождения работы выразим силу тяжести через массу тела , и учтем, что расстояние, пройденное телом, равно высоте, с которой оно упало: .
Тогда
Подстановка чисел дает
Рис 8. Полное решение задачи №3
Теперь у нас есть представление о том, насколько велика работа в 1 джоуль. Такая работа совершается при падении грузика массой 100 г со стола высотой 1 м.
Переходим к решению более сложных задач.
Задача №4
Со дна реки глубиной 4 м поднимают камень объемом 0,6 м3 на поверхность. Плотность камня 2500 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3. Найти работу по подъему камня.
Для решения задачи необходимо не только записать краткое условие задачи, но и сделать схематический рисунок и показать силы, действующие на камень. Это сила тяги Fт (работу именно этой силы мы будем находить), сила тяжести mg и сила Архимеда Fa. Кроме того, покажем высоту, на которую сила тяги перемещает камень (рис. 9).
Рис 9. К решению задачи №4
Как видно из рисунка, искомая работа равна .
Для нахождения силы тяги воспользуемся условием равновесия тела: если оно неподвижно или движется с постоянной скоростью, то равнодействующая всех сил, приложенных к нему, равна нулю.
, откуда .
Массу камня выразим через плотность камня и его объем, а силу Архимеда – через плотность воды и объем погруженной части камня (в этом задаче он равен объему всего камня). Объем камня и ускорение выносим за скобки.
Остается подставить силу тяги в формулу для вычисления работы
Поскольку рабочая формула получилась более сложной, единицы измерения результата определим отдельно от расчета его численного значения.
Рис 10. Полное решение задачи №4
Задача №5
Поршень двигателя перемещается на 20 см под давлением 800 кПа. Определите работу, совершаемую двигателем за один ход поршня, если площадь поршня 150 см2 (рис. 11).
Рис 11. К задаче №5
Запишем краткое условие и выразим все единицы в системе СИ (рис. 12).
Рис. 12. Краткое условие задачи №5
В данной задаче работу выполняет сила давления газа в цилиндре двигателя. Для нахождения этой силы необходимо давление в цилиндре умножить на площадь поршня. Расстояние, пройденное поршнем, мы обозначили буквой l.
Единицы измерения результата:
Численное значение результата:
Рис 13. Полное решение задачи №5
Задача №6
Найти КПД (коэффициент полезного действия) наклонной плоскости (экспериментальная) (рис. 14).
Рис. 14. Груз поднимают вверх по наклонной плоскости
Поднимая груз по наклонной плоскости с помощью динамометра, измерим силу, которая для этого требуется. Она оказывается равной 2,2 Н. Расстояние, пройденное грузом вдоль плоскости, измеряем рулеткой. Оно составило 0,5 м. При этом груз поднялся над столом на высоту 20 см. Кроме того, известны масса бруска, равная 50 г, и общая масса трех поднимаемых грузов – 300 г.
Полученные опытные данные занесем в краткое условие задачи, выразим все величины в единицах системы СИ и сделаем схематический рисунок измерительной установки (рис. 15).
Рис 15. Краткое условие задачи №6
Коэффициентом полезного действия механизма называется физическая величина, равная отношению полезной работы, совершенной механизмом, к работе, затраченной для приведения его в действие.
КПД также обозначают греческой буквой η (эта) и часто выражают в процентах.
В нашем случае механизмом является наклонная плоскость.
Полезная работа – эта работа, которую нужно совершить, чтобы поднять тело на высоту h.
Затраченная работа совершается силой тяги, то есть силой упругости пружины динамометра.
Тогда КПД равен
Определяем единицы измерения КПД
Такой результат означает, что КПД является безразмерной величиной (просто число без единиц измерения).
Его числовое значение
Обратите внимание, что коэффициент полезного действия не может быть больше единицы, поскольку полезная работа всегда меньше затраченной. Если у вас получилось наоборот, значит, либо при измерениях, либо в ходе вычислений допущена ошибка.
Рис 16. Полное решение задачи №6
Задача №7
Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу в 10 кН. За 10 мин он проходит путь 1,2 км. Определить мощность, развиваемую трактором (рис. 17).
Рис 17. К условию задачи №7
Запись краткого условия и перевод величин в систему СИ будет выглядеть так (рис. 18):
Рис 18. Краткое условие задачи №7
Для нахождения мощности нужно работу, выполненную трактором, разделить на время ее выполнения. Работа вычисляется как произведение силы тяги трактора на пройденное трактором расстояние. Таким образом, получаем:
Рис 19. Полное решение задачи №7
Задача №8
Поезд массой 600 тонн равномерно движется со скоростью 36 км/ч. Определить развиваемую тепловозом мощность, если сила трения составляет 0,002 веса поезда.
Рис. 20. К условию задачи №8
Запишем краткое условие задачи, выразим величины в единицах системы СИ, сделаем рисунок, на котором покажем силу тяги тепловоза и силу трения (рис. 21).
Рис. 21. Краткое условие задачи №8
Поскольку по условию задачи скорость поезда не изменяется и равна 36 км/ч, сила тяги равна силе трения Вес в случае движения с постоянной скоростью равен силе тяжести Тогда сила тяги равна
Для вычисления мощности воспользуемся формулой откуда
Подстановка данных из условия дает
Рис. 22. Полное решение задачи №8
-
Расчет рабочей силы
Численность
производственных работников цеха
определяется по нормам времени,
затрачиваемого на изготовления единицы
готовой продукции, и
по
формуле:
Где
∑ – численность производственных
работников, непосредственно занятых в
процессе производства;
n
– количество изготовляемых изделий за
день, блюд;
t
– норма времени на изготовление единицы
изделия, сек.;
Т
– продолжительность рабочего дня
каждого работника, ч.;
λ
– коэффициент, учитывающий рост
производительности труда, принимается
равным 1,14.
Норма
времени необходимого на изготовление
единицы изделия, определяется по
следующей формуле:
t=k*100
(4)
Где
k
– коэффициент трудоемкости;
100
– время, для приготовления изделия,
коэффициент трудоемкости которого 1.
Расчет
времени для приготовления блюд сводится
в таблицу 5
Таблица
5
Расчет
времени для приготовления блюд
Наименование |
Количество |
Коэффициент |
Время |
Количество |
Сырники |
20 |
0,9 |
90 |
1800 |
Запеканка |
250 |
0,4 |
40 |
10000 |
Желе |
120 |
0,3 |
30 |
3600 |
Блинчики |
500 |
1,7 |
170 |
85000 |
Вареники |
500 |
0,2 |
20 |
10000 |
Ватрушки |
250 |
0,3 |
30 |
7500 |
Крендель |
80 |
3,3 |
330 |
26400 |
Пончики |
250 |
0,5 |
50 |
12500 |
Оладьи |
250 |
0,8 |
80 |
20000 |
Штрудель |
250 |
0,2 |
20 |
5000 |
Эклер |
20 |
0,6 |
50 |
1000 |
Итого: |
202800 |
Численность
производственных работников цеха
определяется по формуле(3).
N1=202800/3600*8*1,14=0,16=1чел.
Общая
численность производственных работников
с учетом выходных и праздничных дней,
отпусков, дней болезни рассчитывается
по формуле:
N2=a*N1,(5)
Где
N2
– общая численность производственных
работников с учетом выходных и праздничных
дней, отпусков, дней болезни.
N1
– численность производственных
работников, непосредственно занятых в
процессе производства.
А
– коэффициент, учитывающий выходные и
праздничные дни, при работе по 8 часов
5 дней в неделю, а=1,32.
С
учетом выходных, праздничных дней,
отпусков по формуле (5) среднесписочная
численность составит:
N2=1*1,32=1,7=2
чел.
График
выхода на работу. Научно обоснованный
режим труда и отдыха способствует
сохранению здоровья работников, повышению
их работоспособности. В соответствии
с трудовым законодательством рабочая
неделя – 40 часов. При выборе и составления
графика будет учитываться режим работы
предприятия, график загрузки торгового
зала.
В
данной работе применен ступенчатый
график.Ступенчатый график предусматривает
выход работников производства в разное
время группами или по одиночке в
соответствии с загрузкой торгового
зала. Каждый работник отрабатывает 7-8
часов. Недостаток отсутствия четкого
построения бригад. Усложнения планирования
рабочего времени, контролем за выходом
на работу, снижением ответственности
неких членов бригады за выполнение
производственной программы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #