Этот текст — часть проекта «Таких дел» о социальной ответственности бизнеса. Мы хотим рассказать, что бизнес может успешно развиваться, зарабатывать деньги и при этом решать социальные проблемы. Это не рекламная рубрика — мы не получаем денег от тех, о ком пишем, и сами выбираем, что считаем важным и правильным, а что нет.
«Деньги сгорали, и я решил уйти»
«Я раньше работал в одной компании, но только три месяца. Я работал техником по наладке программных систем в компьютерах. Там все было хорошо, только со столовой было не так: надо было брать еду, а я не брал. С собой приносил. Поэтому деньги [из зарплаты] сгорали. Такие правила. И все, и я решил уйти», — рассказывает Игорь.
Игорю 24 года, но работал он в своей жизни всего несколько месяцев. Не потому, что не хочет, не может или не умеет, — после девятого класса он закончил колледж по специальности «Компьютерные системы и комплексы», а сейчас учится на факультете госуправления в Московском университете имени С.Ю. Витте.
У Игоря аутизм — расстройство развития, при котором возникают трудности в социальной коммуникации. Людям с аутизмом сложно считывать эмоции, часто у них появляются повторяющиеся паттерны поведения. Нарушение привычного хода вещей может спровоцировать серьезный стресс — там, где нейротипик [нейротипичный человек — лишенный ментальных особенностей, интеллектуальных и/или психических нарушений. — Прим. ТД] понервничает, но разберется, человек с аутизмом может не справиться, а иногда даже уйдет в тяжелую депрессию.
Игорь за работойФото: Такие дела
Игорь, например, ставит под сомнение любую еду, кроме маминой, и в столовой есть совсем не может: для человека с аутизмом «неправильное» блюдо не просто невкусное, а абсолютно несъедобное. А ситуация, в которой его обязательно надо съесть, — безвыходная.
Люди с такими же особенностями, как у Игоря, часто заканчивают ВУЗы и нигде не работают, российский рынок труда к ним просто не готов. По закону люди с инвалидностью имеют право на помощь в трудоустройстве и сопровождение на работе. Им положен наставник — человек, который будет «содействовать в освоении трудовых обязанностей».
«Это можно сравнить с открытым огнем»
По разным оценкам в России от 1 до 2,5 миллиона людей с РАС [расстройства аутистического спектра]. Сколько из них работают — неизвестно. Некоторые скрывают свой диагноз, другие, закончив колледж или даже университет, устраиваются курьерами. Так происходит не только в РФ. В США, например, в 2017 году были трудоустроены только 14% процентов людей с аутизмом, в Великобритании — 15%. Причины объяснил Георгий Гунтер, основатель DistingTec — российской компании, которая занимается трудоустройством людей с аутизмом в IT-сфере.
По словам Гунтера, 60% людей с аутизмом могут успешно работать, если рано поставить диагноз и с детства развивать эмоциональную сферу, учить коммуникации и самостоятельности. Но в России программы адаптации в основном проводят профильные благотворительные фонды, а они есть далеко не в каждом городе.
Адаптировать нужно не только людей с аутизмом, но и работодателей: учить общаться на равных, не игнорируя особенности сотрудника. Фраза «нашла коса на камень», например, может выбить такого соискателя из колеи, он поймет ее буквально и потеряет нить разговора. Но это не значит, что надо забыть о шутках, взять менторский тон или, наоборот, начать заискивать, — золотая середина приходит с практикой, а ее у российских компаний нет. Люди с аутизмом иногда осознанно отказываются от собеседований, потому что устали от бесконечных неловких и неудачных интервью, которые часто заканчиваются стрессом.
«Наши ребята просто другие. Они рождаются без кожи и все очень остро воспринимают,- говорит старший наставник DistingTec Наталья Марьина. — Из-за этой остроты многие уходят в себя, перестают воспринимать [окружающий мир], потому что это больно. Это можно сравнить с открытым огнем — вы сунули руку в огонь, вам стало больно, и вы больше к огню не подойдете».
DistingTec помог Игорю устроиться на новую работу. Сейчас он стажер в поставщике систем безопасности на дорогах. Игорь отсматривает изображения с камер фото и видеофиксации и проверяет данные регистратора — марку машины, адрес владельца. Работа рутинная, но сложная и важная: иногда для того, чтобы найти адрес, нужно покопаться в налоговых и картографических базах, но каждая находка исправляет ошибки нейросети и добавляет ей новый навык.
«От работы я не устаю, ничего не раздражает. Я люблю машины, хорошо их знаю. Наши и иностранные машины — одно и то же. Наши поинтереснее, иностранные получше. Со столовой здесь вообще нет проблем — можно приносить свою еду», — говорит Игорь.
Наталья МарьинаФото: Такие дела
Наталья Марьина — наставник Игоря, связующее звено между сотрудниками с аутизмом и нейротипичным коллективом. Она вместе с другими наставниками создает «оранжерейную обстановку» — ту, в которой все могут безболезненно подстроиться друг под друга.
«Игорь очень часто волнуется, у него повышенная тревожность. Он боится создавать проблемы. Это навязано и выросло из взаимоотношений с обществом, — говорит Наталья. — Но по косвенным признакам мы понимаем, что работа его удовлетворяет. Он в позитивном настроении, хорошо вступает в контакт. Даже когда смена заканчивается, он готов обсуждать рабочие вопросы. Он всем очень интересуется. Наших ребят мотивирует поиск правильных решений, возможность что-то упорядочить для них очень важна».
У людей с аутизмом есть несколько сильных сторон, особенно ценных для работы в IT: фотографическая память и внимание к деталям, способность хорошо концентрироваться на рабочем процессе, четко следовать логике и правилам, долго выполнять рутинные, повторяющиеся операции, например — тестировать программное обеспечение или обрабатывать данные. С рутинной работой они справляются лучше нормотипиков: она не утомляет и не тяготит, а успокаивает.
«Другой тип восприятия»
«Ребятам нравится наводить порядок, — подтверждает HR-директор МВС Груп Анна Шапиро. — Мы решили предложить им работу, которая требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на деталях. Почему возникла идея трудоустройства ребят с аутизмом? Мы работаем в сфере обеспечения безопасности на дорогах, и социальная миссия нам очень близка. В какой-то момент мы поняли, что готовы делать для общества гораздо больше: поддержать ребят с особенностями и предложить им получить самостоятельность, свой заработок, новую профессию. Мы предположили, что в нашей сфере в части работы с рутинными операциями наиболее комфортно будет коллегам с особенностями аутистического спектра».
Сейчас в МВС Груп работают 11 человек с аутизмом. Все они — на «нейротипичных» должностях, на которых до этого работали сотрудники без особенностей. Зарплата у них тоже обычная — не выше и не ниже, чем у всех остальных.
Компания хотела дать людям с аутизмом настоящую профессию и возможность работать в коллективе. Все сотрудники МВС учились общаться со стажерами, компанию консультировали фонды «Выход», «Наш солнечный мир», «Обнаженные сердца».
«До этого я не общалась с людьми с РАС, — говорит HR-директор МВС Груп Анна Шапиро, — но если вы знаете одного человека с аутизмом, то совершенно не факт, что вы знаете всех остальных. Кто-то немногословен, и вам нужно приложить максимум усилий, чтобы человек к вам привык и начал говорить. Кто-то, наоборот, очень многословен, и вы в этом потоке можете утонуть. Важно понимать, что это взрослые люди, с ними не нужно сюсюкаться, и бояться их тоже не нужно. У них просто другой тип восприятия. И какие-то вещи могут быть триггером достаточно серьезного кризиса».
Рабочий график ИгоряФото: Такие дела
По опыту Анны, человеку с аутизмом нельзя задавать абстрактные вопросы вроде: «Что для вас самое важное в работе?», переносить время и место встречи в последний момент, устанавливать плавающий график обеденного перерыва. Отсутствие конкретики запутывает и нервирует их так же, как обилие сенсорных раздражителей, например — смешение искусственного и дневного света в кабинете, звуки работающих принтеров, запах чистящего средства, которым в офисе каждый день моют пол, неожиданные и непрошеные прикосновения.
Анна Шапиро говорит, что «подстройка» под эти особенности не стала нагрузкой для компании: «В индивидуальном подходе нет особых затрат, ни финансовых, ни организационных. Кто-то хочет работать в отдельном кабинете, кто-то — в опенспейсе. Если компания может себе это позволить, это будет дополнительным фактором комфорта для ребят. То же самое было бы, если бы мы наняли, например, очень творческих людей на работу».
Подстройка — взаимовыгодный процесс. Освоившись, люди с аутизмом редко уходят с работы — в 8% случаев против нейротипичных 47%. Часто адаптация — это то, чего на новой работе не хватает многим нейротипикам. Например, нескольких недель в небольшом кабинете вместо мгновенного погружения в хаос незнакомого опенспейса.
«Просто случится психологический срыв»
У стажеров с аутизмом в МВС Груп есть отдельный кабинет и своя лаунж-зона. Там работают их наставники из DistingTec — объясняют им рабочие задачи, дробя новый материал на небольшие части (так человеку с аутизмом проще воспринимать информацию), исправляют ошибки, помогают сориентироваться в новом пространстве, следят за психологическим состоянием. По словам старшего наставника Натальи Марьиной, приближение серьезного кризиса ребята могут не заметить. Нейротипик скажет: «Я устал» и сделает перерыв, а человек с аутизмом начнет суетиться или, наоборот, «зависнет» и в итоге выгорит. То же самое и с коллективом — потенциальные конфликты гораздо проще погасить в зародыше, чем потом иметь дело с депрессией или последствиями нервного срыва.
Игорь тоже начинал в отдельном кабинете, но довольно быстро переехал в общий зал, рабочий алгоритм он освоил, за собственным графиком «работа/отдых» следит без напоминаний. Ему, по его словам, хорошо: «Ну а что? Каждый постепенно тут [в общем зале] будет находиться. Да и мне нравится со всеми работать. Общаться нравится, с коллегами отношения хорошие». Наставник не сидит рядом с Игорем в опенспейсе, а наблюдает издалека: смена локации и нормотипику дается непросто, а человеку с аутизмом — вдвойне.
Наталья и Игорь за работойФото: Такие дела
Наталья Марьина уверена: без наставника нейротипичный коллектив может быстро забыть об особенностях сотрудника с аутизмом и перестать их учитывать. «Для человека с аутизмом это чревато тем, что случится просто психологический срыв. Кто-то из ребят может уйти в ступор и будет выглядеть как сомнамбула. Кто-то может, наоборот, перевозбудиться и начать очень громко разговаривать и махать руками. У нейротипичных людей это не так ярко выражено, а у наших ребят — гипертрофированно», — объясняет Наталья.
Основатель DistingTec Георгий Гунтер говорит, что многие люди с аутизмом остаются без наставников, потому что скрывают свой диагноз, — для них роль помощника играет психотерапевт. Это «лучшее из худшего» — не полный вакуум, но и не сопровождаемое трудоустройство. Такая модель эффективна только на 30%, потому что психотерапевт не работает «на месте»: он не может вмешаться в конфликт с коллегой или напомнить начальнику об особенностях сотрудника .
«Очень многие люди с аутизмом именно так сейчас выживают: ходят на работу, получают стресс и как-то правят его у психотерапевтов. А кто-то не ходит — накапливает стресс и выпадает с рынка труда. В худшем случае — попадает в ПНИ», — объясняет Гунтер.
«Как они трудоустроены? Никак»
По закону право на помощь в трудоустройстве и сопровождение на работе есть только у людей с инвалидностью. Но в МВС Груп, например, она оформлена только у части стажеров с аутизмом. Сейчас концепция сопровождаемого трудоустройства существуют только в виде локальных методичек в регионах. Такую методику для IT-компаний создает МВС Груп, а Георгий Гунтер вместе с министерством социального развития Московской области работают над масштабным руководством по сопровождаемому трудоустройству людей с аутизмом.
Наталья Марьина объясняет эту проблему так: большинство работодателей проверяет кандидатов на «креативность» и «самостоятельность», задавая абстрактные вопросы. Принять, что человек может не быть креативным и одновременно хорошо работать, бывает трудно. Получается замкнутый круг, потому что для людей с аутизмом работа — это еще и реабилитация, которая как раз и помогает преодолеть проблемы с коммуникацией.
«Друзья на работе»
«У меня друзья и на работе, и в университете. Мои друзья — и в общем зале, и в моем кабинете тоже. Я с ними хорошо общаюсь, по работе с ними имею общий язык. На работе разговариваем только по поводу машин, а в свободное время — и о другом можно. Мой друг Михаил в машинах пока не очень знает, я ему помогаю разбираться. Мне нравится, что у него начинает получаться. Сейчас он болеет, мы с ним переписываемся», — рассказывает Игорь.
ИгорьФото: Такие дела
Его мама Вера добавляет: с однокурсниками Игорь тоже в основном общается в Сети. «Они учатся по выходным. Общение у них не как у студентов на дневном отделении, которые могут после занятий куда-то пойти, погулять. Там люди более взрослые, у большей части уже есть семьи, они работают. На даче у него есть приятели из волейбольной команды, у нас там команда в дачном поселке. Они не разлей вода, у них там тренировки, игры. Но это летом. А общаться Игорь любит».
МВС Груп планирует нанимать людей с аутизмом и на другие должности. «Этот проект — маленький пример того, как мы движемся в сторону толерантности и другого мира без ограничений. Несмотря на то, что мы все имеем какие-то особенности, мы все должны находить в этом мире себе место, работу, свое чувство социального включения, нужности, важности того, что мы делаем», — говорит Анна Шапиро.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Апрель — месяц распространения информации об аутизме. Разбираемся, какие у людей с РАС есть возможности трудоустроиться, и с чего начать работодателю, если он хочет нанять такого сотрудника
Люди с РАС на рынке труда
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушения развития, которые вызывают у человека проблемы с коммуникациями и социализацией. Людям с РАС сложно выражать эмоции и общаться с окружающими, часто они бывают замкнуты в себе, им тяжело даются изменения в жизни, для них очень важны ясность, упорядоченность и повторяемость действий.У каждого человека с аутизмом набор особенностей индивидуален, поэтому и возможности роста у всех разные — кто-то устраивается на работу в крупную IT-компанию, а кто-то не может научиться чистить зубы.
Светлана Тюшкевич, старший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ:
«За рубежом на свободный рынок труда выходит не более 14–15% молодых людей с аутизмом, столько же работают в обычных условиях, но требуют постоянной поддержки. Наибольший процент (41%) молодых людей работают в специальных мастерских и центрах занятости, иногда на условиях волонтерства. У 15% профессиональной активности практически нет. Спектр профессиональной направленности людей с аутизмом в США удивляет: они составляют 40% мусорщиков Нью-Йорка и 50% специалистов «Кремниевой долины».
Согласно результатами последнего исследования ВЦИОМ и фонда «Обнаженные сердца», у 12% опрошенных россиян в окружении есть люди с аутизмом. Треть из них (31%) обладают трудовым опытом, 57% никогда не работали.
При грамотном подходе и поддержке специалистов большинство людей с РАС все же могут стать в разной степени самостоятельными, получить профессию и зарабатывать деньги. В последние годы в России появляется все больше программ и социальных инициатив, которые помогают людям с аутизмом устроиться на работу.
В марте 2020 года компания компания «МВС Груп», специализирующаяся на ИТ-решениях в сфере безопасности дорожного движения, инициировала проект по трудоустройству людей с аутизмом. Сегодня в компании трудятся уже 14 сотрудников с аутизмом.
Стажеры с аутизмом проверяют изображения с комплексов фотовидеофиксации и работают с задачами, которые связаны с разметкой данных и обучением нейросети. Для новых сотрудников компания переоборудовала свой офис: появилось рабочее пространство с минимальным количеством внешних раздражителей и специальная зона отдыха. С каждым работником в период адаптации работает специально обученный трудовой наставник.
По словам Анны Шапиро из «МВС Груп», работодатели недооценивают, насколько эффективно может быть сотрудничество с людьми с аутизмом. Многие из них особенно внимательны к деталям, усидчивы, способны эффективно выполнять рутинные задачи без потери концентрации и внимания.
Анна Шапиро, директор по персоналу «МВС Груп»:
«Нам бы хотелось, чтобы бизнес понимал, что ребята с особенностями могут работать наравне со всеми, если задействовать их сильные стороны. Как и с любым другим сотрудником, важно видеть индивидуальность каждого и его интересы. Кто-то полностью реализует себя в роли исполнителя задач, кому-то ближе творческие задачи, а другим нравится развивать свои навыки в технической сфере. Как показал наш опыт, создать комфортную работу сотрудникам с аутизмом возможно и посильно любой компании. Самое главное — начать».
Ежедневные планерки и смысл жизни: опыт инклюзивных мастерских
«Простые вещи» — это шесть мастерских в Петербурге, где работают взрослые люди с ментальными особенностями. Сегодня здесь официально трудоустроено 39 особенных мастеров плюс те, кто пока на испытательном сроке — они пробуют себя, присматриваются, адаптируются.
Вместе с волонтерами и ведущими мастерами участники проекта создают керамическую посуду, текстиль, деревянные изделия, мебель, аксессуары, джемы и карамель. Все это идет на продажу, но основная цель проекта, конечно, отнюдь не коммерческая.
Елизавета Коваленко, специалист по PR в инклюзивных мастерских «Простые вещи»:
«Все процессы в наших мастерских в первую очередь заточены на удовлетворение потребностей людей с ментальными особенностями. На каком-нибудь другом производстве — например, на швейной фабрике — коллектив старается больше шить, придумывать красивый дизайн. Мы о таком тоже думаем, но для нас на первостепенно строить процессы так, чтобы люди с ментальными особенностями получили работу и им было комфортно».
В начале каждого рабочего дня все работники «Простых вещей» собираются в кругу и четко проговаривают, что конкретно они будут делать. Этот порядок дел может быть озвучен еще несколько раз, так как людям с аутизмом и другими особенностями развития крайне важны четкие и понятные инструкции, так ребята намного эффективнее работают.
Елизавета отмечает, что инклюзивные мастерские нужны не только мастерам. Для сотрудников и волонтеров проект порой становится ответом на самый главный философский вопрос.
Елизавета Коваленко:
«В нынешней реальности у большинства людей обострилась витальная потребность в поиске смысла жизни, так как не очень понятно, зачем все так происходит вокруг. У нас же в мастерских все предельно ясно. Мы работаем для того, чтобы людям, которым плохо и трудно, которые сталкиваются с огромным количеством препятствий, было чуточку легче. И каждый день мы видим результат этой работы. В ситуации кризиса и неизвестности, когда исчезают все опоры, любой благотворительный или социальный проект покрывает потребность в смысле жизни».
Вы хотите нанять сотрудника с РАС. С чего начать?
Команда «МВС Груп» аккумулировала свой опыт и создала первое практическое пособие для бизнеса по инклюзивному найму людей с аутизмом. Пошаговая инструкция подойдет как ИТ-компании, так и любому другому предприятию.
Шаг 1. Решите, зачем это нужно компании
Найдите свою мотивацию — возможно, вам нужно сформировать имидж компании как социально ответственного работодателя, создать новые корпоративные ценности или вы хотите помочь в улучшении качества жизни определенной группы людей, например, людей с аутизмом.
Шаг 2. Определите, готова ли компания к сотрудникам с аутизмом
Отвечать за обучение и сопровождение сотрудника с аутизмом будут руководитель и сотрудники отделов, поэтому ключевое решение — за ними. Трудоустройство людей с особенностями повлияет на имидж и политику найма компании, поэтому важно получить поддержку всего топ-менеджмента. Принципиально важно убедиться, есть ли в компании подходящая работа для сотрудников с РАС.
Шаг 3. Оцените готовность бюджета компании к эксперименту
Трудоустройство сотрудников с аутизмом — это отдельный проект со своим бюджетом. В него войдут затраты на оплату труда наставников и руководителя проекта, переработку документов, аудит офиса, обучение, организацию рабочего пространства с учетом особенностей новых коллег. Сотрудники с аутизмом могут работать посменно, на полной занятости или 0,5 ставки, удаленно или в офисе. В зависимости от скорости адаптации можно сократить затраты на эксперта-наставника.
Шаг 4. Заручитесь поддержкой опытных партнеров
Обратитесь за экспертной помощью к специалистам, которые уже работают с сотрудниками с аутизмом. Выберите проверенного партнера по проекту — от его уровня и компетенции будет зависеть, как успешно вы трудоустроите человека с аутизмом и как быстро он адаптируется. Например, партнерами «МВС Груп» стала DistingTec — российская компания, которая занимается трудоустройством людей с аутизмом в IT-сфере.
Шаг 5. Определитесь, где вы будете искать кандидатов с аутизмом
Обратитесь к базам данных НКО, благотворительных фондов, к специализированным сайтам. Логично разместить и свои вакансии на корпоративном сайте, на сайтах-агрегаторах вакансий и в других открытых источниках.
Шаг 6. Подготовьте HR-команду к собеседованиям
Люди с аутизмом обладают разными возможностями, поэтому необходим очень ясный и конкретный профиль должности. Важно понимать, насколько кандидат и работа подходят друг другу. Собеседование с сотрудниками с аутизмом проходит в несколько этапов: беседа по телефону с родителем или опекуном, разговор с кандидатом, специальные тесты, встреча в офисе, объяснение алгоритмов работы, пробные задания, проверка усвоения материалов и инструкций. Само собеседование строится на четких прямых вопросах, конкретных примерах и практических заданиях.
Шаг 7. Определитесь с юридической формой трудоустройства
Здесь могут быть особенности в трудовом договоре в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности у кандидата. График работы подбирается под человека — кто-то будет способен на фиксированную длительную смену, кому-то потребуется более гибкое расписание. Любые изменения нужно проговаривать с сотрудниками с аутизмом заранее, так как люди с РАС чувствительны к переменам.
Шаг 8. Подготовьте комфортную среду для работы человека с аутизмом
При организации рабочего места предусмотрите факторы, которые могут вызвать сенсорную перегрузку у нового коллеги. Слишком громкий звук принтера, резкие запахи и резкий свет могут стать сильными раздражителями для человека с РАС.
У таких сотрудников должны быть четкие рабочие инструкции и ясный алгоритм действий — в этом случае они работают максимально эффективно. Первые 2–4 месяца новому коллеге помогает адаптироваться сопровождающий наставник. Он организует подопечному комфортную рутину, перерывы, распорядок дня, пространство с визуальными подсказками. Наставник прорабатывает правила, разъясняет работу техники и помогает общаться с коллегами. После периода адаптации сотрудник с аутизмом работает самостоятельно.
Что делать, чтобы человек с аутизмом смог найти работу?
По словам Георгия Гунтера, основателя DistingTec, 60% людей с аутизмом могут успешно работать, если рано распознать диагноз и с детства заниматься эмоциональным развитием ребенка, учить его коммуникации и самостоятельности.
Сотрудники Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС рассказывают, на что обратить внимание, чтобы дать ребенку или взрослому с аутизмом шанс на трудоустройство.
Евгения Хилькевич, кандидат политических наук, методист Федерального ресурсного центра:
«Некоторые люди с РАС не используют устную речь для общения, но могут пользоваться альтернативными средствами коммуникации, например, жестовым языком, письменной речью или специальными карточками. Очень важно, чтобы независимо от степени коммуникативных нарушений, у человека с РАС была возможность общаться, выражать свои потребности, чувства и мысли, а также понимать людей вокруг. Обучение доступным средствам коммуникации следует начать как можно раньше, иначе процесс развития значительно усложняется».
Эксперты обращают внимание на важность генерализации навыков человека с аутизмом. К примеру, ребенок, научившись решать задачи в одних условиях, со своим педагогом и на определенном уроке, с трудом справляется с теми же задачами в других условиях. Из-за этого возникают расхождения между уровнем интеллекта ребенка и возможностью осваивать новый материал. Именно поэтому специалисты центра рекомендуют тренировать новые навыки в разных условиях.
Ульяна Мамохина, младший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра:
«Человеку с РАС особенно необходимо развивать навыки адаптации. Это те, что мы используем каждый день: одеться, умыться, приготовить пищу, убраться дома, записаться к врачу, купить продукты. Например, умение пользоваться общественным транспортом воспринимается многими людьми как само собой разумеющееся. Но для человека с РАС — это целая история, которой необходимо обучаться. Если вы научите ребенка или взрослого с аутизмом пользоваться транспортом, вы расширите его территориальную свободу, сделаете значительный вклад в его будущее, подготовите к дальнейшему обучению в вузе и успешному трудоустройству».
Когда родитель узнает, что у его ребенка расстройство аутистического спектра (РАС), это всегда шок. Конечно, папы и мамы всячески поддерживают своего малыша: помогают с социализацией, посещением школы и даже получением среднего образования. Но что делать дальше, когда ребенок повзрослел? Мы решили рассказать истории Алексея, Алины, Петра и многих других ребят, которые нашли свое место в жизни.
«Скоро буду кататься на велосипеде»
— В детстве Леша учился в обычной школе. Больше всего дружил с одноклассником Петей — они, кстати, до сих пор общаются, — рассказывает мама Алексея Светлана. — Учиться ему нравилось, занятия старался не пропускать. Правда, ему было сложно самостоятельно добираться до школы (она находилась далеко от нашего дома), но мы с мужем помогали, и он справился. После школы он окончил техникум по специальности штукатур, но из-за отсутствия опыта работы не смог трудоустроиться по специальности.
С января Леша трудится на огромном местном стадионе. Каждое утро спешит на работу, где его принимают и понимают. Где ему рады.
— Работать на стадионе ему понравилось с первого дня, — говорит мама. — Он отлично ладит с коллективом. Замечаю, что он стал более самостоятельным и общительным. Ему нравится что-то покупать на свои заработанные деньги.
— В первый день я немного волновался, переживал, — вспоминает Алексей. — Сейчас хожу на работу с удовольствием. Мне нравится собирать мусор, убирать снег, чистить трибуны. А еще я коплю на велосипед. Осталось накопить 7 тысяч — и буду кататься.
Перед работой Алексей встречается с другими ребятами у метро, и они вместе приходят на стадион. Начальница отмечает, что Леша очень ответственный: каждый день сообщает ей по ватсапу, что закончил работу, а по утрам пишет, что пришел.
— Он ничем не отличается от других, и отношение к нему такое же — никаких снисхождений, — говорит его начальница. — Если накосячил — ругаю всерьез, как всех. Если все хорошо сделал — хвалю. Он быстро влился в наш коллектив. Попросил добавить его в рабочий чат. После Леши работать сюда пришел еще один парень с аутизмом, Дима. А в марте у нас появилась Аленка…
«На первую зарплату купила качели»
— Первые признаки аутизма у дочки мы начали замечать в раннем детстве, — рассказывает мама Алены Ирина Александровна. — Она поздно начала ходить. Однажды она сидела на диване, а по телевизору шла реклама сыра. Вдруг она начала рыдать буквально до посинения, биться головой. Как только я выключила телевизор — сразу успокоилась. Тогда я поняла, что с дочкой что-то не так. Еще один случай произошел, когда я учила Алену рисовать. Мы держали кисточку рука в руке, макнули ее в красную краску и начали раскрашивать кружок. Как только она увидела красный цвет, сразу начала плакать. Я поняла, что она боится этого цвета… Но мы надеялись, что все пройдет, как только Алена пойдет в детский сад и будет общаться в группе с другими детьми.
Увы, эти ожидания не оправдались. Когда девочка пошла в садик, стало понятно, что она отличается от других детей.
— Она не сидела на занятиях, а бегала кругами, — говорит мама. — Она никак не взаимодействовала с другими детьми, просто их не замечала. Алена жила в своем мирке. После консилиума ей поставили диагноз «ранний детский аутизм».
С первого по четвертый класс Алена училась в обычной школе (сначала в одной, потом в другой). Затем родители перевели ее в Центр образования детей, в коррекционный класс, но через два года этот Центр закрылся.
— Нам пришлось обратиться в школу по месту жительства, мы перешли на индивидуальное обучение, — рассказывает мама. — Первое время педагоги боялись с дочкой заниматься, так как у них не было опыта обучения таких детей. Но нам очень повезло — учителя оказались замечательные. Ей очень нравилось учиться, и она легко усваивала материал.
Как и многим людям с РАС, общаться со сверстниками Алене было не особо интересно. Коммуникация ограничивалась лишь тем, что она могла подойти и спросить: «Как тебя зовут?» или «Как дела?», и на этом общение заканчивалось.
После школы Алена окончила Нижегородское училище-интернат, получив профессию художника росписи по дереву. Там, по наблюдениям мамы, она стала более раскрепощенной, начала общаться с другими ребятами с ограниченными возможностями — переписывалась с ними, узнавала у них домашнее задание. Все закончилось, когда она покинула стены училища…
— Когда она получила диплом, мы стали задумываться о поиске работы. Но, увы, по специальности ничего не нашли, — говорит мама Алены.
Родители узнали о проекте по сопровождаемому трудоустройству. Девочке предложили работать мерчендайзером в магазине ИКЕА — проверять сроки годности товаров. Ей это очень понравилось, но, увы, вскоре магазин закрылся. Так и появилась у нее новая работа — в клининговой компании.
— Перед первым рабочим днем дочка волновалась, размышляла, как ее там встретят. Но когда вернулась домой, рассказала, что там здорово и что все «хорошие и добрые», — говорит мама. — За время работы Алена сильно изменилась: стала очень общительной, всё нам рассказывает, ничего не скрывает. Даже делится, о чем общается с коллегами! При этом она никогда не хвастается своими успехами.
А еще Алена стала более самостоятельной: теперь она всегда планирует свой день заранее: смотрит, какая будет погода, и думает, что завтра наденет, что нужно взять с собой.
— Я убираюсь в кабинетах и санузлах, мою пол в лифтах и коридорах, протираю сиденья в чаше стадиона, собираю мусор в мешки и отношу в помещение уборочного инвентаря, — увлеченно рассказывает Алена. — Больше всего мне нравится мыть туалеты. Шваброй я мою пол, а унитаз брызгаю специальным средством и протираю тряпочкой. Я встаю в пять утра, и мне не трудно так рано просыпаться. Здорово, что после работы можно сходить погулять.
— А как отношения с коллегами?
— На работе больше всего общаюсь с Оксаной, мы разговариваем о рабочих делах.
Алене очень нравится ее работа, она поделилась, что уже получала зарплату и потратила ее на покупку качелей, которые они с семьей поставили на даче.
— Дачу мы купили совсем недавно, и я мечтаю ее преобразовать, чтобы мы могли там все вместе жить, — рассуждает девушка.
Для таких людей, как Алена, найти любимую работу огромное счастье. А уж как отрадно родителям видеть счастливым своего ребенка!
Выполнив работу, обстоятельная девушка скидывает начальнице фотоотчет с припиской «готово». Кстати, рабочий день здесь укороченный — чтобы не уставали. Сначала определились, что будут работать с 8 до 12 часов, потом рабочий день увеличили до 14. Но Аленке так понравилось, что она сразу перешла на более длинный график — до 16.00. Справляется отлично.
Обошел вокруг стола — и снова работать
Петру из Санкт-Петербурга 19 лет, он живет с родителями, у него есть братья-сестры. Получив среднее специальное образование, пошел в колледж, где ему предложили отучиться либо на повара, либо на столяра. Решил, что «делать деревянные детальки» интереснее. Но в итоге не понравилось.
Парень прошел месячную стажировку, где ему рассказали о понятиях дресс-код и регламент, об обязательствах работодателя и работника, о законах. Показали разные виды труда: отпаривание, работа с платами, сортировка одежды.
Даже когда ребятам делали перерыв, все уходили пить чай, а он вставал, обходил пару раз вокруг стола и снова садился: мол, формально отдохнул, можно продолжать. —Правда, работать с медными платами у него не очень получалось. Он парень очень педантичный, ему нужно все несколько раз перепроверить, и на этом он «замедлялся». О том, насколько он аккуратный, можно судить по такой истории. Петр хотел работать с ножом, но его сразу предупредили, что все нужно делать аккуратно, иначе можно поцарапать стол. И он отказался. Все думали, что он просто не умеет обращаться с ножом, а оказалось, что дело вовсе не в этом. Петр испугался, что случайно испортит стол.
Фото: Из личного архива
Но позже Петр перестал «замедляться». Для него ввели правило: если возникла сложность в работе и не можешь с ней справиться за одну минуту, ты должен обратиться к бригадиру за помощью. Он стал сам подзывать бригадира, и в итоге работа пошла быстрее.
Отлично пошла и стажировка на внутренней площадке, где Петру нужно было развешивать вещи и проверять, нет ли на них каких-то изъянов.
В итоге за три дня он стал делать работу на 50 минут быстрее того, что делал вначале. И ему предложили вакансию.
Сейчас парень работает в центре выдачи товаров благотворительного магазина. Хотя он пока еще все делает не так быстро, как другие сотрудники, руководство им довольно, отзывы хорошие.
— Мои обязанности — смотреть брак одежды. Если пятна, дырки или катышки — такую одежду откладываю. У меня хорошо получается это определять, — увлеченно рассказывает Петр. — Работа изменила мою жизнь, она меня радует, я там взбадриваюсь. Это большой позитив!
Петр не особо общается с коллегами, но говорит, что они ему нравятся. Он им улыбнется, они ему в ответ — это для него своего рода общение. Кстати, он часто вспоминает товарищей, с которыми вместе стажировался.
А еще есть 24-летний Саша, который трудится в зоопарке — убирает вольеры, протирает обогреватели, моет стекла. А еще есть 23-летняя Юля, которая регистрирует на почте посылки, сортирует и возвращает письма по сроку хранения и раскладывает товары. И 24-летний Сергей, который работает в библиотеке — ухаживает за цветами, моет зеркала и стеклянные двери, протирает поверхности и дезинфицирует канцтовары… Практика показывает, что люди с аутизмом или интеллектуальными нарушениями могут внести большой вклад в развитие общества и бизнеса практически любого сектора.
Это выгодно и сотруднику, и бизнесу
Подробнее о том, как найти себя человеку с аутизмом, нам рассказал невролог Святослав Довбня.
— Какие рабочие навыки нужно освоить человеку с РАС, чтобы трудоустроиться?
— Навыки, необходимые для туровых операций, у таких людей могут быть самыми разными — у кого-то они могут значительно опережать средние показатели, у кого-то, наоборот, могут быть развиты слабее. Люди с аутизмом работают во всех индустриях, на самых разных позициях (взять хотя бы Илона Маска). Тут речь скорее не о конкретных рабочих навыках, а об определенных условиях, которые могут быть связаны как с самим человеком, так и с рабочим местом, его отношениями с окружающими. Мешает всем обычно одно и то же: сложно устроиться на работу, если вы не соблюдаете социальных границ, не умеете о себе рассказать, представиться, не знаете, как держать социальную дистанцию. Это так называемые мягкие навыки — неписаные. Успешные проекты по трудоустройству людей с аутизмом направлены не на то, чтобы научить, как пользоваться компьютером (этому и в школе, и на работе научат), а на то, как себя подать, как удержаться в коллективе. Иными словами, на адаптивные навыки, связанные с социальным контекстом и коммуникацией.
Доехать до работы, пройти интервью — все для человека с аутизмом непросто. Для этого и требуются консультанты, инструкторы по сопровождаемому трудоустройству. Но очень важны усилия и со стороны работодателя: к такому сотруднику нужен особый подход.
— Например, человек с аутизмом трудно воспринимает большое количество речи и словесных инструкций — для него нужно дополнительно делать ясные и визуально понятные указания, — поясняет Святослав. — Он учится «не ушами, а глазами». И если бизнесмен так делает, если создает комфортную и понятную коммуникативную среду, зачастую улучшается и работа компании в целом.
— А где могут работать люди с аутизмом?
— В самых разных местах, и это не обязательно ручной труд. Одни работают в IT-индустрии, обучая искусственный интеллект, кто-то работает в клининге, третьи — в логистике или в ретейле на сортировке и расстановке товара. Все это разные истории, но объединены они одним: чтобы он удержался, нужно, с одной стороны, помочь коммуникации человека с РАС и с другой — помочь бизнесу подстроиться под такого сотрудника, понимать его и принимать. А еще дополнительно нужны налоговые льготы для организаций, нужна система сопровождения (у нас в стране ее пока нет). Нужно показать обществу успешные модели сопровождения трудоустройства таких людей.
Как поясняет Святослав, иметь больше сопровождающих на пользу самому государству.
— Для некоторых зарубежных стран это большая часть валового продукта. Человек трудоустроен и зарабатывает. Человек, который ведет его сопровождение, тоже трудоустроен. Такие эффекты друг с другом плюсуются и образуют экономические выгоды.
Эксперт отмечает, что трудоустройство людей с аутизмом тесно связано с умением бизнесмена видеть в этом свою выгоду, подстраивать свои рабочие процессы под особенности самых разных людей. И тогда будет польза и компании, и «особенному» сотруднику.
Работодателю стоит знать, что у сотрудников с аутизмом есть очень сильная сторона — это склонность к систематизации, порядку. Такой работник все сделает аккуратно и точно. А еще честность и искренность. Аутичному человеку очень сложно врать: например, если обычный сотрудник может пропустить работу и придумать отговорку или принести «левый» больничный, человек с аутизмом так не сделает, и это выгодно для бизнеса. Правда, такая честность иногда может выйти боком. Например, услышав, как все в курилке говорят, какой начальник дурак, сотрудник с РАС может абсолютно искренне поделиться этим с боссом: «Ребята говорят, что ты дурак. Что же ты не поумнеешь?» И выгонят, к сожалению, его, а не того, кто в курилке судачил.
Исполнительные и надежные
— Много людей с аутизмом хочет устроиться на работу?
— Исследования показывают, что подавляющее большинство людей на нашей планете хотят работать. Нам всем очень важно что-то создавать, и человек с аутизмом не исключение, — поясняет Святослав Довбня. — Работать люди с аутизмом хотели всегда, но возможностей было намного меньше. Про аутизм раньше никто не знал, этот диагноз только сейчас начинивают ставить в России, и это дает возможность помощи. Сейчас таких людей выявляется в разы больше — многие взрослые впервые узнают о том, что у них аутизм. Представляете, на весь пятимиллионный Питер такой официальный диагноз есть только у 15 человек.
— Какие диагнозы обычно ставили вместо аутизма?
— И шизофрению, и умственную отсталость. Иногда просто заключали: «избалованный», «странный» или «больной», или давали инвалидность по общим заболеваниям. Люди 30–40 лет и старше длительное время жили без возможности работать, и для них и их семей это важный новый шаг.
За рубежом на работу аутичных людей берут и крупные банки, и аптечные сети (например, чтобы контролировать срок годности лекарств), а, например, в Великобритании они часто трудятся на почте. Зачастую их работа может быть не связана с клиентским обслуживанием или с заданиями, требующими гибкости в принятии решений. Это скорее те виды работ, где требуется концентрация внимания, аккуратность: сличение, каталогизация, прокладка маршрутов, составление баз данных, уход за растениями, уборка.
— Много времени уходит на адаптацию к новой работе?
— Это зависит от конкретного человека и от того, какая работа была у него до этого. Если молодой человек или девушка учились в инклюзивной школе (тем более если там была хорошая профессиональная подготовка), их шансы трудоустроиться и удержаться на работе выше; но инклюзивных школ пока очень мало. После спецшколы шансов получить работу меньше. А после длительного проживания в психоневрологическом интернате человека вообще очень сложно трудоустроить…
— Часто ли случается, что молодой человек с РАС уходит с новой работы: не получается, не выдерживает и так далее?
— Исследования показывают, что примерно 30% возвращаются, и с ними приходится работать заново, но это все равно считается хорошим показателем. Но ведь и мы с вами не сразу находим подходящую для нас работу. Люди на то и люди.
— А по чьей инициативе чаще происходит увольнение?
— По-разному. Бывает, работодатель говорит: «Мы не справляемся, слишком много сил уходит на адаптацию, давайте остановим программу, ищите другое место». А бывает, что адаптация прошла удачно, но у сотрудника не получается все делать так, как хочет работодатель. Или же ему не нравится работа, не подходит по его внутреннему графику, он устает: «Не знал, что нужно много часов сидеть за компьютером — глаза болят». Нередко бывают и ситуации, когда коллектив не принимает сотрудника с РАС. Начинают буллить, обижать, насмехаться, и работать становится невыносимо. Впрочем, мы все на работе разное видим: не всегда наши коллеги добрые и пушистые. Бывает, и сам человек с РАС имеет скверный характер — аутизм может проявляться так, что с человеком нелегко находиться рядом.
Чтобы все получилось, необходимо повышать уровень толерантности всех, кто работает в компании. Если это получается, то в организации появляется ответственный и хороший работник. Для работодателя такой сотрудник подарок. Исследования показывают, что у большинства людей с РАС нет завышенных требований, они реже недовольны уровнем получаемой зарплаты, и в целом они надежные и исполнительные работники. В общем, если получается найти баланс между потребностями человека и потребностями бизнеса, выигрывают и человек, и компания.
— Легко ли найти компанию, готовую взять человека с аутизмом?
— Вы удивитесь, но довольно часто работодатели сами к нам приходят и предлагают сотрудничество, — поясняет Святослав. — Говорят: «Мы не хотим только про деньги. Хотим, чтобы мир изменился в лучшую сторону».
СПРАВКА «МК»
Аутизм — комплекс расстройств, которые выражаются в трудностях с коммуникацией и в атипичных моделях поведения. Детский аутизм сохраняется на долгие годы, при этом его симптомы могут как усиливаться, так и ослабевать (в последнем случае — если с ребенком занимается специалист). Если черты аутизма возникли во взрослом возрасте, они не всегда сильно заметны, и их можно спутать с депрессией или с неуживчивым характером.
Взрослые люди с аутизмом могут быть бесценными работниками благодаря своим уникальным особенностям. Но чтобы они смогли их проявить и стать при этом полноценными членами общества, работодателю необходимо учитывать особенности поведения и восприятия аутичных людей, а также адекватно использовать их сильные стороны, рассказала РИА Новости педагог-психолог центра социальной адаптации профессиональной подготовки технологического колледжа №21 Галина Головина.
«Несмотря на то, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) точно, педантично и скрупулезно выполняют работу, которой были обучены, лишь у очень небольшого числа людей с аутизмом есть работа», — рассказала РИА Новости Галина Головина. Причина совершенно очевидная и общая для всех — слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. Действительно, получить профессию человеку с аутизмом легче, чем найти работу. При этом зарубежный опыт показывает, что при адекватном менеджменте люди с РАС оказываются уникальными и незаменимыми работниками во многих областях.
Организация труда человека с расстройством аутистического спектра в целом соответствуем правилам хорошего менеджмента любых других сотрудников. С тем лишь отличием, что нейротипичные люди понимают принципы социальной коммуникации, не проговаривая их и без специальных инструкций, а аутичные люди, в силу того, что социальная адаптация не сформирована до конца, живут правилами, которые должны быть четко сформулированы.
«Нужно также учитывать, что спектр аутизма очень широкий. Люди с синдромом Аспергера более склонны к аналитической работе. Те, у кого Синдром Каннера, — они больше для ручной работы», — добавляет эксперт.
1. Организовать рабочее пространство
Вопреки расхожему мнению, человеку с аутизмом не нужно постоянное уединение и отгороженность от всех. Головина считает, что «маленькие норки способствуют усилению аутической симптоматики». При организации рабочего пространства аутичного человека необходимо учитывать сохраняющуюся во взрослом возрасте боязнь больших пространств, гиперчувствительность к звукам и стремление обозначить границы личностного пространства.
«Им правильнее сидеть так: спиной к стене (за спиной ничего не происходит, нет движений и звуков — спина защищена), лицом — к открытому пространству и другим людям. Это удерживает их от погружения во внутренний мир. Если этого не соблюсти, то примерно через месяц они могут аутизироваться так, что их уже оттуда будет трудно вырвать», — пояснила педагог-психолог.
Также она отмечает, что если над рабочим местом будет слишком высокий потолок, пространство от стены до стены будет слишком большим или, к примеру, будет беспрерывный шумовой фон — такая обстановка станет сильным стрессом для человека с аутизмом, а скорость и качество работы резко упадут.
2. Четко сформулировать задачу, обозначить сроки
Любой человек, страдающий синдромом аутизма, легко выполняет понятные ему инструкции, а также придерживается заведенного распорядка. Однако зачастую им бывает трудно самостоятельно распланировать свою работу — в этом случае нужно это сделать за них. «Четко обозначить последовательность задач в работе и их взаимосвязь. Обязательно обозначить окончание работы, потому что завершенность действия им тоже трудно отслеживать», — считает психолог.
Для человека с аутизмом важно визуальное подкрепление и опора на цифры. «Если стоит, к примеру, задача найти и собрать в интернете
какую-то информацию — для ребят с сохранным интеллектом это очень комфортная работа — нужно определить, до какой степени он должен собрать ее. Необходимо задать критерии качества и завершенности действия — например, обозначить, что отсмотреть он должен 100 сайтов», — объяснила она.
3. Простая речь без метафор
Объяснять рабочую задачу, распорядок рабочего дня нужно простым и понятным языком. Речь, наполненная метафорами, сравнениями, пословицами или поговорками, вряд ли будет понята человеком с расстройством аутистического спектра. «Речь должна быть ровная и простая, без аналогов и ассоциаций, без метафор и поговорок. Как правило, это только раздражает. Связано это с нарушениями вербального интеллекта», — отмечает Головина. У людей с РАС зачастую возникают сложности с пониманием слов из абстрактной категории. «Слова вроде бы простые, но все равно непонятные — доброта, например. Зато он знает, что есть хорошо и что плохо, больно или не больно, обидно или не обидно», — заметила она.
Если есть необходимость в использовании абстрактных понятий, психолог посоветовала, четко объяснить аутичному человеку, что конкретно имеется в виду. «Как правило, это хорошо усваивается, но без специального объяснения сами они не знают», — уточнила Головина.
4. Убедиться, что инструкцию услышали и поняли
Общей особенностью для всех людей с аутизмом является трудность с ответом на поставленный вопрос. «Если с ними необходимо общение и обратная связь, тут необходимо помочь, подсказать, какого характера ответа от них ждут, о чем речь идет, о чем спрашивают», — рекомендует психолог.
Также Головина отмечает, что иногда бывает трудно понять, слушает ли аутичный человек то, что ему в данный момент говорят. «Постоянно нужно убеждаться в том, что контакт есть. Так как сохраняется трудность визуального контакта, им периодически нужно напоминать «на меня посмотри, пожалуйста». Как только есть визуальный контакт, есть включение», — объясняет эксперт.
Для того чтобы убедиться, что работник понял поставленную задачу, можно попросить его повторить, что от него требуется. Если он не сможет повторить, значит он в этот момент «вылетел» и не слушал. В этом случае необходимо уточнить, что именно было непонятно, либо еще раз повторить.
5. Человек, которому можно доверять
Ввиду сложностей, которые аутичные люди испытывают с социальной коммуникацией, адаптацией и взаимодействием, зачастую на рабочем месте им необходим человек, к которому они могут обратиться за помощью. Так как в самой работе людям с аутизмом редко бывает нужна помощь, если он этой работе уже обучен, то наставник ему необходим для разрешения вопросов, связанных с социальной коммуникацией. «Отношения и социальные контакты у них не сформированы или сформированы неадекватно, то есть они могут непривычно для нейротипичных людей среагировать на какие-то ситуации социального взаимодействия», — напоминает эксперт.
Аутичному человеку важно, чтобы в коллективе был тот, кто его выслушает, поймет и поможет вернуть душевное равновесие. «Например, если аутист идет по коридору, а ему навстречу двое коллег, которые расступаются, чтобы его пропустить. Для аутиста может быть трудно пройти между ними в этом случае, он может остановиться и потребовать «нет, вы все в одну сторону сдвиньтесь, пожалуйста». А если его не поняли, или не послушались, может быть бурная реакция — глубокое переживание о том, что его не слышат, не понимают. А он даже не всегда скажет, почему для него это важно», — сказала Головина.
6. Уважение к личностным проявлениям
Для людей с расстройством эмоционально-волевой сферы могут быть крайне важны вещи и события, на которые нейротипичные люди будут реагировать сдержанно. Так, например, если в момент, когда аутичному работнику дают инструкцию, а у него зазвонил телефон, или произошло другое, важное для него событие, психолог советует реагировать на это с уважением к личностным особенностям. Небрежное отношение к тому, что для аутичного человека важно, может его глубоко ранить или даже вызвать аффективный всплеск. «Он может среагировать достаточно резко, и часто бывает трудно его успокоить потом. Все, что связано с его личностными особенностями, нужно уважать. Если он свою вещь положил, трогать нельзя, перекладывать нельзя. Их личностное пространство на эти вещи полностью распространяется. Для него это как если его руку или ногу переложить», — говорит эксперт.
Этих сложностей можно будет избежать, если зафиксировать определенные правила и, например, договориться с работником, что личные, ценные ему вещи, в начале рабочего дня он кладет в ящик, а по окончании работы забирает. «Любой человек с расстройствами аутистического спектра очень силен на правила. Это для них — мощная опора. Социальная адаптация не сформирована до конца, поэтому они живут правилами», — отмечает психолог. Если правило сформировано, то маловероятно, что человек с РАС его нарушит.
7. Соответствующая мотивация
Так как в структуре ценностей человека с расстройством аутистического спектра нет социально-полезного труда, едва ли не единственной мотивацией к работе может быть интерес. Монотонная деятельность, если к ней нет интереса, истощает аутичного человека. «Их бывает довольно сложно замотивировать. Если поставить задачу работать с цифрами, таблицами, искать что-то в интернете, то даже если эта работа однообразна, она им понятна, и, как правило, интересна, и чем дальше, тем с большим и большим удовольствием он трудится. Если эта работа связана с социальными действиями, он выполнит разок, а потом начнет протестовать, делать плохо, не усваивать инструкцию — в общем, будет защищаться, как умеет», — отмечает Головина.
8. Авторитетная критика
В силу особенностей восприятия аутичного человека, у него, как правило, специфическое отношение к критике и похвале. Указать на ошибку аутичному человеку может только авторитетный для него человек, отмечает психолог. «Если нужно сказать об ошибке человеку с аутизмом, лучше начинать речь с позитивного подкрепления: «Все хорошо, ты молодец. В этом месте нужно подправить/доделать, я знаю, что ты справишься». Такое авансирование нужно для того, чтобы ему хотелось соответствовать», — говорит эксперт. При этом она подчеркивает, что важно, указывая на ошибку, не переходить на личности.
Если действия аутичного человека оценивает человек, который для него авторитетен, то критика и похвала будут восприняты адекватно. В противном случае, по мнению педагога-психолога, аутичный человек либо вообще не заметит оценки своих действий, либо она будет его раздражать, или он сочтет ее оскорбительной. В качестве примера Головина приводит студента с синдромом Аспергера, одаренного в математике: «Похвалить, осудить или что-то резко сказать ему может только профессор математики. Просто преподаватель, не имеющий звания, будет раздражать. Тот, у кого есть образование, должность и авторитет, может учить, давать инструкции, делать замечания, и это будет восприниматься адекватно».
9. Неожиданное должно планироваться
Любой человек, получая задачу с пометкой «срочно» в тот момент, когда у него в работе находится другая задача, чувствует себя неуютно, но может с этим ощущением справится. Для аутичного человека, замечает психолог, заняться внеплановой работой будет практически невозможно. Если он все же сможет себя пересилить, то в любом случае это будет для него очень мучительно, и почти наверняка вызовет протест. «Для аутичного человека это страшный стресс. Он даже может согласиться выполнить срочную задачу, но после этого эмоционально «развалится» на неделю. И к прежней работе он вернуться не сможет», — считает психолог.
При этом она отмечает, что неожиданность, включенная в план аутичного работника скорее всего не вызовет у него отрицательной реакции. «Если есть понимание, что может произойти что-то срочное, нужно планировать его занятость, например, до обеда, а после обеда ставить новую задачу», — говорит эксперт.
10. Зона отдыха
Чтобы поддерживать нормальное эмоциональное состояние в течение рабочего дня, любому человеку необходимы короткие передышки. Психолог отмечает, что для таких перезагрузок людям с аутизмом в идеале необходим тихий уголок, где можно уединиться. «У них бывают истощения, и вы никогда не догадаетесь, с чем они связаны, как правило, с внутренними переживаниями. Ну, например, трамвай пришел непривычного, не того цвета, а он все равно вынужден был в него сесть, и он переживает по этому поводу», — поясняет эксперт.
Важно, чтобы в комнате были часы, а с работником было четко оговорено, сколько времени он может там быть. «Можно прямо песочные часы ставить, иначе он там может зависнуть надолго, потому что они времени не замечают. Это профилактика эмоциональных срывов», — объяснила Головина.
Система занятости для людей с ограниченными возможностями в России, к
сожалению, пока развита слабо. Бытует мнение, что человек с
расстройством аутистического спектра не пригоден для обычной трудовой
деятельности. Однако некоторые особенности аутистов позволяют им не
просто успешно работать, но и развивать достойную карьеру.
Так, например, по мнению создателя курсов для высокофункциональных аутистов Эстер Цабар, люди с особенностями развития могут быть весьма успешны в трудовой сфере. Она объяснила принцип подготовки специалистов, которые в дальнейшем занимают тестированием различных программ и техники. «На первом этапе нашей программы мы рассматриваем заявки и, к сожалению, не всех можем принять, потому что требования в сфере hi-tech очень высокие. Кандидат должен быть хорошим специалистом и превосходно знать английский язык. После отбора мы реализуем трехмесячный план обучения тому, как можно проводить тестирования на примере различных программных продуктов. Кроме этого мы обучаем социальным, коммуникативным навыкам», — рассказала эксперт. После обучения выпускники курсов поступали на работу в ведущие мировые компании в технологической сфере. У них могут возникать проблемы в общении с коллегами или же они оказываются неспособными работать в больших комнатах, но, по словам Цабар, это решается благодаря грамотному диалогу между руководством и новым сотрудником.
Андрей, Москва
Он живет в Москве. После окончания школы у него начались долгие поиски работы. Все люди с РАС разные, но есть у них одно общее качество: они честны перед собой и окружающими и занимаются только тем, что им нравится. Андрей искал интересную для себя работу. А параллельно его поискам компания МВС Груп, занимающаяся разработкой и внедрением систем видеонаблюдения, решила запустить проект «Рабочие места для сотрудников с РАС». И так интересная работа нашла Андрея. Полностью статью читайте на Woman.ru.
Аркадий, дизайнер, молекулярный биолог, художник:
«У меня был диагноз с 16 лет, и это был не аутизм. Я два раза лежал в больнице. У меня было три противоречащих друг другу диагноза, лечили меня сначала от одного диагноза потом вообще долгое время мне прямо говорили, что со мной непонятно что и лечили симптоматически без диагноза. Я очень боялся, что буду ограничен в правах, если кому-то расскажу о том, что вообще лежал в больнице. Но при этом скрывать это было невозможно, так как я был совершенно неуправляем. Я закончил колледж, два университета, кучу дополнительных программ – и везде у меня были проблемы при взаимодействии с людьми. Диагноз «аутизм» я получил в 26 лет. И только тогда я понял, откуда все эти проблемы и почему они не решаются таблетками. Когда я впервые на работе – это была лаборатория – рассказал о своем диагнозе, мне это помогло. Моим коллегам стало проще понимать меня, и мне стало проще общаться с ними». Полностью статью читайте на сайте marieclaire.ru.
Если вы захотите узнать больше о трудоустройстве для людей с аутизмом и/или интеллектуальными нарушениями, вы можете скачать первый в РФ обзор существующих международных и российских программ, созданный Фондом «Обнаженные сердца» при грантовой поддержке The Coca-Cola Foundation.