Как найти работу художнику графику

#статьи

  • 25 окт 2022

  • 0

Подробная инструкция для начинающих художников компьютерной графики.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Дмитрий Землянкин

Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.

Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, как начинающему художнику стартовать в сфере CG. В этом материале мы подробно рассмотрим первые шаги для новичков, дадим практические советы и поможем избежать возможных ошибок.

Разбираемся поэтапно. Мы обсудим:

  • составление портфолио и резюме;
  • выбор формата работы;
  • выполнение тестового задания;
  • поиск знакомств с людьми из индустрии;
  • ведение соцсетей;
  • важность собственных проектов.

Эта статья — своеобразный хаб для наших прошлых статей об HR в компьютерной графике. В каждой главе вы найдёте ссылки на другие наши материалы, в которых подробно описывается каждый из этапов.

Портфолио — первое, по чему будут оценивать навыки художника. Фактически это ваша визитная карточка. Именно оно в первую очередь позволит вам найти работу.

Портфолио должно быть узконаправленным. Вы рисуете в 2D или в 3D? Специализируетесь на окружении или технике, на органике или персонажах? Ваши работы должны быть собраны в рамках одной конкретной тематики.

Кроме того, важно следить за техническим исполнением: проверять количество полигонов, масштаб и детализацию. А ещё вы должны понимать требования индустрии, в которую хотите попасть.

Каждый из артов должен быть законченной работой. Не имеет смысла представлять зарисовку как финальное изображение. Лучше продемонстрируйте процесс работы: силуэтный набросок, UV-развёртка и рендер с сеткой покажут весь путь от задумки до реализации.

Работа из портфолио Малин Сандред
Скриншот: Malin Sandred / ArtStation

Сколько точно нужно артов в портфолио — сказать невозможно. Если говорить о примерных цифрах, то в среднем арт-директору хватит семи ваших работ, чтобы понять ваш уровень. Можно больше, если вы уверены в каждой. Стоит понимать, что вас будут оценивать по самому слабому арту — это ваш гарантированный минимальный уровень.

Не забывайте актуализировать портфолио: если ваши профессиональные навыки повышаются, вам необходимо добавлять новые, более качественные работы, чтобы в любой момент наглядно показать ваш текущий уровень.

Ещё один хороший способ отшлифовать навыки и улучшить подачу себя — посоветоваться со знакомыми специалистами из той же сферы.

При отклике на вакансию прикрепите резюме. Оно даст работодателю основную информацию и позволит составить первое впечатление о вас как о специалисте.

Оригинально оформленное резюме Сайида Али Аскари Ризви
Скриншот: Syed Ali Askari Rizvi / ArtStation

Вместе с портфолио и резюме лучше отправлять краткое сопроводительное письмо: представьтесь и опишите, чем вас заинтересовала вакансия. Разместите резюме на одном из популярных порталов: даже если вы не планируете активно искать работу на сайтах, пассивный поиск может принести плоды.

Стоит учесть, что в начале пути может быть сложно устроиться на постоянной основе. Будьте готовы к частичной занятости, фрилансу или проектной работе.

Однако устроиться на полную ставку тоже возможно. Компьютерная графика востребована в геймдеве, киностудиях, рекламных агентствах, аутсорс-компаниях и архитектурных бюро.

Если вас берут на стажировку в хорошую студию, вряд ли стоит отказываться. Вы получите хорошую практику, навыки, оцените все процессы изнутри. А если вы успешно справитесь с задачами, вас возьмут в штат.

Если вы хотите большей свободы, вам подойдёт фриланс. Главный минус — большая конкуренция и долгий путь к высокому заработку. Какое-то время — первые несколько месяцев или даже полгода — вы будете мало зарабатывать.

Главная страница одной из бирж фрилансеров
Скриншот: CGHero

Не соглашайтесь работать без предоплаты. Оптимальный размер — 50%. Размещайтесь на всех доступных биржах без исключения — это ускорит ваш рост.

Качественно выполненное ТЗ покажет ваш уровень и скорость рисования: работодателю важно понимать, насколько вы подходите компании. После получения ТЗ сразу обсудите сроки и задайте все необходимые вопросы. Не бойтесь показать себя не так: лучше выяснить детали заранее, чем переделывать всё потом.

Если в итоге вам всё равно отказали, запросите фидбэк. Обратная связь пригодится при работе над следующим заданием: вам могут указать на ошибки и подсказать, куда развиваться.

Общайтесь с заказчиками и работодателями, вливайтесь в профессиональную среду, заводите знакомства в CG-сфере. Не ждите, когда вас пригласят на собеседование или предложат выполнить заказ, — пишите и откликайтесь сами.

Ищите нужных вам HR-специалистов и арт-лидов. Коммуникативные навыки и умение договариваться ничуть не менее важны, чем профессиональные скиллы.

Здесь путей достаточно много. Вы можете вступать в тематические группы, принимать участие в конференциях и обмениваться со знакомыми специалистами полезными контактами. Это повышает ваши шансы на хорошую работу.

Заведите аккаунты в популярных социальных сетях, подходящих для ваших целей, — это могут быть ArtStation, Twitter, «ВКонтакте» или другие популярные площадки. Вам необходимо продумать позиционирование и правильно себя подать. И если вы проработаете это, у вас появится дополнительная возможность раскрутить себя как специалиста, выкладывая арты и развивая личный бренд.

Однако этот путь требует базового понимания того, как работает маркетинг. Мало просто выкладывать арты — здесь важны и грамотная речь, и качественные интересные тексты, и индивидуальная подача. Если пойдёте таким путём — по возможности посоветуйтесь с теми, кто в этом разбирается, посмотрите чужие аккаунты этой же тематики и придумайте начальную стратегию развития личного бренда в социальных сетях. И будьте готовы к тому, что вам придётся регулярно заниматься созданием контента и наращиванием аудитории.

Страница на ArtStation художника Вальдека Каминьского
Скриншот: ArtStation

Если у вас получится правильно себя подать и вы вложите в это достаточно усилий, со временем соцсети могут стать хорошей площадкой для получения заказов и заведения полезных знакомств.

Если у вас есть хорошие креативные задумки, необязательно ждать подходящего заказчика. Вы можете реализовать проект для себя и потом включить его в портфолио. Это особенно актуально в том случае, когда рабочего опыта мало, а портфолио необходимо. К тому же здесь нет ограничений по выбору тем. Вы сами ориентируетесь, в какую сторону вам двигаться. Плюс это прокачка навыка, которая всегда необходима.

* * *

Все советы в статье помогут на каждом из этапов поиска работы: портфолио и резюме презентуют вас, успешно пройденное тестовое задание позволит произвести впечатление на работодателя и показать ваши навыки, а соцсети и знакомства в вашей сфере при правильной подаче помогут найти хорошие заказы.

Если, допустим, вы уже составили резюме и раздумываете, какой формат работы и сфера деятельности вам больше подойдут, наше руководство поможет вам сориентироваться на старте карьеры.

Научитесь: Профессия Художник компьютерной графики
Узнать больше

26 сайтов для иллюстраторов, где можно найти работу

В этой статье собраны лучшие сайты для иллюстраторов, где можно найти удаленную работу, разовые заказы или продать свои работы. В числе сайтов – русскоязычные и иностранные площадки для начинающих и опытных специалистов. Для удобства проекты сгруппированы по типам.

Биржи и сайты с вакансиями

  • Illustrators.ru – один из самых популярных сайтов для иллюстраторов в Рунете. По ссылке находится раздел с вакансиями и проектами для фрилансеров.
  • Яндекс.Услуги – на этом сайте можно разместить информацию о себе, а также просматривать ленту заказов. На момент подготовки обзора сервис является бесплатным.
  • Kadrof.ru – вакансии удаленной работы и разовые заказы для дизайнеров и иллюстраторов.
  • Kwork.ru – биржа и магазин услуг, подходит для новичков. Вы регистрируетесь на сайте и размещаете на нем кворки (услуги, которые предлагаете). Пример кворка: нарисую цифровой портрет. Когда ваш кворк покупают, вы делаете работу и получаете оплату.
  • Ярмарка мастеров — здесь художники могут продавать свои картины, панно, гобелены, фотокартины.
  • Vernissage 365 — онлайн-галерея современных художников.
  • HH.ru – смотрите вакансии для иллюстраторов в Москве или Санкт-Петербурге, выбирая тип занятости – проектная работа. Так вы найдете работодателей, готовых сотрудничать удаленно.
  • Artister.ru — новая биржа для художников и иллюстраторов.

Магазины иллюстраций, стоки и фотобанки

На этих сайтах можно выложить свои работы и получать деньги с каждой продажи иллюстрации или рисунка за вычетом комиссии площадки. Большинство сервисов – иностранные, англоязычные, однако ряд имеют русскоязычный интерфейс (это упрощает работу). При регистрации смотрите на способы вывода денег с сайта, подходят ли они вам.

Список стоков и фотобанков:

  • Shutterstock.com – крупный международный фотобанк. Активно работает с иллюстраторами.
  • Depositphotos.com – фотобанк.
  • Creativemarket.com – маркетплейс, где можно продавать иллюстрации.
  • Graphicriver.net – еще один популярный маркетплейс.
  • Thehungryjpeg.com – маркетплейс с низкой, по мнению иллюстраторов, комиссией.

Также рекомендую просматривать проекты в группах для фрилансеров и Телеграм-каналах. Там встречаются интересные предложения трудоустройства для иллюстраторов-фрилансеров.

Сайты с конкурсами, где можно заработать

На перечисленных ниже ресурсах можно найти информацию о конкурсах для иллюстраторов, где можно участвовать и получать призы в случае победы. Иногда призы внушительные – от 3 до 8 тысяч долларов.

Также здесь размещены сайты, на которых заказчики открывают конкурсы и платят автору работы, которая им понравилась. Это может быть полезно новичкам без опыта и портфолио. Вы попробуете свои силы. В случае победы заработаете деньги, в ином случае – получите работу для портфолио.

  • Citycelebrity.ru – здесь можно найти информацию о разных конкурсах, в том числе для иллюстраторов.
  • Grantist.com
  • 99designs.com
  • Crowdspring.com
  • Dizkon.ru – русскоязычный сайт.

Каталоги иллюстраторов

В каталогах можно разместить информацию о себе и примеры работ. Заказчики просматривают каталоги и напрямую обращаются к фрилансерам, предлагая заказы.

  • Behance.net – очень популярное сообщество дизайнеров и иллюстраторов. Советую здесь присутствовать, даже если вы новичок.
  • Topcreator.org
  • Каталог иллюстраторов на Kadrof.ru – здесь можно разместить информацию о себе, но примеры работы пока выложить не получиться. Как вариант, в профиле можно указать ссылку на сайт с портфолио.

Издательства, предлагающие работу иллюстраторам

В России есть несколько издательств, где могут найти работу иллюстраторы-фрилансеры. Ниже я публикую ссылки на эти издательства:

  • Эксмо
  • Манн, Иванов и Фербер
  • Издательский дом «Питер» (предлагает работу в офисе в Санкт-Петербурге)
  • Добрая книга

Периодически вакансии для иллюстраторов появляются на сайтах других издательств. Если вам интересно работать с книгами, рисовать иллюстрации для художественной и детской литературы, рекомендую периодически смотреть вакансии на этих сайтах.

Группы в социальных сетях

Социальные сети – еще одно место, где можно искать работу иллюстраторам. Как правило, в группах вакансии публикуются либо в ленте, либо в специальной теме, где предлагают работу или разовые заказы.

Ниже находится список групп, где можно искать работу иллюстраторам:

  • Заказ на дизайн
  • Я – иллюстратор
  • Клуб фрилансеров

Рекомендуем

Где найти работу журналистом?

Герои этой статьи – журналисты, копирайтеры, специалисты по PR и все, кому нравится писать много, интересно и получать за это достойные деньги. За …

35 сайтов, где можно разместить портфолио

В обзоре собраны российские и зарубежные сайты, где можно разместить портфолио дизайнерам, фотографам, иллюстраторам, копирайтерам, художникам и …

Где искать заказы, как взаимодействовать с клиентами и как выйти на рынок книжной иллюстрации — об этом и не только рассказывают шесть практикующих художников.

Опытом поделились:

  • Дмитрий Бурмак — художник-фрилансер, рисует для Magic: the Gathering и Pathfinder.
  • Ольга Морозова — концепт-художник по окружению в команде аутсорса Allods Team, фрилансер, ментор на курсах «Основы создания окружения» и «Концепт-арт окружения».
  • Юлия Калашникова — фриланс-иллюстратор.
  • Миша Оплев — рисовал для Netflix, Sony, Apple и Blizzard, автор курса «Цвет, свет и атмосферность».
  • Андрей Ферез — книжный иллюстратор, создавший обложки для произведений Стивена Кинга, Джоан Роулинг и Филипа Пулмана.
  • Наталья Нанук — концепт-художница, иллюстратор. Работала с VOLTA, Privateer Press и Paizo.

Содержание

Подготовка к фрилансу

Не переживайте, если у вас нет профильного образования. Юлия Калашникова сперва устроилась 3D-моделлером, потому что думала, что рисовать без высшего художественного образования — неправильно. Разговоры с коллегами-художниками по студии помогли ей понять, что осваивать 2D для нее — гораздо интереснее, чем заниматься 3D.

Профессия CG-художника опирается на тренировки и анализ работ мастеров больше, чем на теорию, которую вам прочтут в ВУЗе. Главное — фидбэк мастера по вашей работе.

Юлия Калашникова, Иллюстратор

Как подготовиться к фрилансу:

  • Стоит организовать себе финансовую подушку безопасности хотя бы на несколько месяцев (лучше — больше), чтобы «не пришлось питаться хлебом с водой» в случае, если в начале будет трудно с заказами. Этот же подход поможет вам, если заработанные на заказах деньги будут задерживаться «в пути».
  • Соберите и красиво организуйте своё портфолио (об этом мы рассказывали тут и тут): покажите ваш жанровый охват и то, как вы работаете с разными темами. Если у вас есть любимая тема — это обозначит вашу индивидуальность как автора, однако нужно показать, что вы можете её по-разному интерпретировать, менять настроение и подачу.
  • Если вы хотите сотрудничать с конкретной компанией или студией, проанализируйте работы художников, которые там уже работают, и непосредственно проекты самой компании. Посмотрите их темы и сюжеты.
  • Ольга Морозова советует сразу понять, что первое время вам, скорее всего, придётся рисовать совсем не то, что нравится, а то, что будет приносить деньги. Со временем это окупится. Вы приобретёте ценный опыт, повысите навыки и сможете постепенно переходить к более «личным» работам.

Небольшое упражнение от Дмитрия Бурмака: попробуйте описать словами то, что происходит на иллюстрациях других художников, в самых общих выражениях — одним-двумя предложениями. Представьте, что это описание — ваше задание. Попробуйте выполнить его иначе, с другой композицией, освещением, другим дизайном персонажей, но не хуже, чем в оригинале.

Когда портфолио будет готово, можно рассылать его студиям и выкладываться на специализированных сайтах (о них ниже).

Поначалу я брался за всё иллюстративное, и неважно, сколько за это платили. Старался рисовать как будто на более крупные суммы, чем предлагали на самом деле. Так я смог находить клиентов с большим и большим ценником.

Дмитрий Бурмак, Художник Magic: The Gathering

На каких сайтах выкладывать работы и искать заказы?

Основные площадки, где можно выкладывать портфолио и искать вакансии:

  • ArtStation — крупнейшая соцсеть для художников. Можно общаться, делиться работами и постепенно пополнять своё портфолио. Рекрутеры из большинства компаний и студий в первую очередь ищут новые таланты именно на ArtStation. Конкретно по этому ресурсу есть подробный гайд.
  • DeviantArt — некогда очень популярная соцсеть для художников разного уровня, которую затмил ArtStation. Несмотря на спад популярности, площадку также можно использовать для поиска заказов и размещения портфолио.
  • LinkedIn (недоступен на территории РФ) — социальная сеть для поиска работы на профессиональном уровне и налаживания деловых связей. В приоритете пользователи с богатым рабочим опытом.
  • Behance — бесплатный и удобный сервис для размещения портфолио (от изображений до видео).
  • Render.ru — один из первых больших ресурсов для цифровых художников в российском интернете. Помимо статей и уроков, сайт выпускает цифровой журнал, проводит конкурсы и размещает вакансии.
  • ВКонтакте — одна из самых популярных соцсетей в СНГ. Можно общаться, делиться контентом и искать работу в тематических группах и пабликах. Например — Работа в геймдеве, InGame Job и Клуб фрилансеров.
  • Instagram — соцсеть для обмена фотографиями и короткими видео. Многие художники называют Instagram идеальной стартовой точкой для раскрутки своего бренда и поиска аудитории.
  • gamedev.ru — специализированный сайт для разработчиков игр. Можно почитать новости индустрии, посмотреть уроки и откликнуться на различные вакансии с форума.
  • Twitter — одна из самых популярных международных соцсетей, где все больше художников выкладывают свои работы. Периодически в Твиттере проходят арт-флешмобы.

Фриланс-биржи для поиска заказчиков напрямую:

  • иллюстраторс.ру — один из самых популярных сайтов с заказами для художников в российском интернете.
  • fiverr — сервис, на котором заказчики сами ищут портфолио художника, ориентируясь по ключевым словам и качеству представленных работ. Чтобы ваше портфолио увидело как можно больше заказчиков, нужно оплачивать подписку.
  • upwork — сервис, на котором заказчики выкладывают объявления о работе. Художники должны отвечать на эти объявления и в некоторых случаях проходить конкурсный отбор. Из недостатков отмечают большую комиссию площадки с заработанных денег — около 20%.
  • freelancer — условно-бесплатная биржа. Брать в работу можно до трёх заявок в день. За остальные придётся заплатить или подключить платный тариф.
  • kwork — сервис для поиска заказов без платных подписок, но с комиссией на заработанные средства — около 20%.

Юлия Калашникова в начале своего пути фрилансера разместила работы на fiverr, upwork и freelancer. Там ваше портфолио будет выступать своего рода «лицом». Потом на аккаунт добавятся и работы, которые вы сделаете для заказчиков. Больше всего заказов будет приносить тот фрилансерский сайт, в который вкладывается больше усилий.

Художники советуют выкладывать работы как минимум на нескольких разных площадках — и везде писать, что вы ищете работу.

Прежде чем выбрать одну платформу, нужно попробовать всё. Во-первых, вы никогда не знаете, где лучше приживётесь. Во-вторых, заказ может прилететь внезапно откуда угодно. Когда вы новичок — жизненно необходимо хвататься практически за всё подряд.

Ольга Морозова, Художница Allods Team

Как только у вас будет достаточное количество выполненных заказов и определённый имидж, можно заниматься соцсетями и фриланс-сайтами не так плотно, как в начале. Заказчики будут находить вас сами.

Сейчас заказчики мне пишут сами, но году в 2018-м приходилось самостоятельно искать заказы. В начале сидела на GameDev.ru — это площадка с предложениями о работе. Там нашла две вакансии — одну по подряду, а вторую в офисе. Но это площадка на крайний случай, я бы сказала, как и freelancer.ru, потому что цены низкие, неликвидные и работа не особо интересная.

Есть и сервисы для финансирования вашей работы напрямую от аудитории:

  • Patreon — позволяет авторам контента получать ежемесячные пожертвования от фанатов. По заявлениям самой платформы, один спонсор на Patreon приносит больше дохода, чем один подписчик на любой другой платформе.
  • Ko-fi — аналог Patreon, который не обязывает пользователей подписываться на нравящегося им автора на постоянной основе. Вместо подписки — разовые пожертвования. Многие сравнивают Ko-fi с «баночкой для чаевых».
  • Gumroad — универсальная площадка, которая позволяет авторам продавать любой цифровой контент и зарабатывать. Через Gumroad продают не только изображения и видео, но и фото, музыку, тексты. Особой популярностью на площадке пользуются туториалы.
  • YCH.Commishes — площадка-аукцион для продажи адоптов (дизайны персонажей, которые художники продают пользователям для дальнейшего использования) и ючей (простые или сложные позы в готовом окружении, в них художники вписывают готовых персонажей, предоставляемых заказчиками). YCH.Commishes в основном используют для продажи персонажей-людей, а для продажи фури (антропоморфных животных) часто используют площадку FurAffinity.

Как себя рекламировать и раскручивать «личный бренд»?

Главное — осознать, что поначалу львиную долю времени вы будете проводить в поисках возможности заработать. Если вы — фрилансер, то вам придётся быть и агентом, и менеджером, и SMM-специалистом.

В первую очередь художники советуют развивать свой бренд через Instagram и ArtStation. Выкладывайте в соцсети свои лучшие арты: вас будут оценивать по самой слабой работе.

Моя методика нахождения клиентов — «рисуй как можно лучше и пиарь себя» через портфель на ArtStation и блог в Твиттере. Продвигайте свой Твиттер через популярные арт-теги (#PortfolioDay, #Artvsartist, #NobodyArtistClub, которые актуальны только в те дни, когда эти флешмобы запускаются), попутно продвигая свою «станцию» и портфолио.

Наташа Нанук, Художница

Несколько советов:

  • Важно понимать свою целевую аудиторию и её предпочтения.
  • Работайте на свои социальные сети каждый день (постить-отвечать-постить-отвечать). Нужно выкладывать работы с определенным постоянством и не забрасывать аккаунты надолго.
  • Ищите популярные группы, которые могут вас опубликовать и тем самым обеспечить приток новых пользователей.
  • Всегда подписывайте свои работы, чтобы заказчику было проще вас найти по нику или ссылке, даже если вашу картинку запостили на сторонний ресурс.
  • По мнению Дмитрия Бурмака, полезно общаться с зарубежными художниками и выкладывать работы в соцсетях на английском языке. Это сильно расширит круг общения, вашу известность и, возможно, привлечёт заказчиков.
  • Миша Оплев отдельно выделяет Discord. По его мнению, это лучший инструмент для наработки связей в индустрии. Сейчас у большой части художников (и не только) есть свой дискорд-сервер для общения, например: Stylized Station, Lightbox, Марко Буччи, Moderndayjames. Подобный канал есть и у Миши Оплева.

Главное, чтобы люди на этом сервере занимались тем же, чем и вы. Но вам придётся говорить на английском языке. Сначала можно посидеть, почитать и пописать, а потом, со временем, и начать разговаривать. Это сложный вариант, но так у вас будет больше шансов получить работу.

Миша Оплев, Художник-фрилансер

Не стоит забывать и про личное общение с заказчиками, представителями разных компаний и издательств. Если вы приятный, общительный художник, который выполняет заказы в срок — довольные заказчики вас обязательно позовут ещё поработать. Также заказчик может вас порекомендовать другому заказчику, а художник, с которым вы хорошо общаетесь — дать личную рекомендацию в студию. Такие рекомендации — не основной, но один из самых надёжных способов поиска новых сотрудников.

Наташа Нанук отмечает, что полезно сидеть на арт-стримах популярных художников, которые вам нравятся:

У них обычно очень большая аудитория и есть дискорды, в которых подписчики делятся своими работами. Есть также дискорды всяких школ. Если проходите курсы, не пренебрегайте ими — там тоже можно показать свою работу и набрать лайков.

Наташа Нанук, Художница

Что стоит обсудить с заказчиком в первую очередь?

Задание клиента и его бюджет

  • Денежный вопрос: размер и схему оплаты (почасовая, сдельная или какая-то другая), а также способ оплаты (банковский перевод на карту, PayPal или наличные).
  • Сроки. Они сильно связаны с оплатой и могут влиять на стоимость. Важно сразу договориться о чётком дедлайне, иначе работа может растянуться на длительный срок. По словам Ольги Морозовой, иногда дедлайн может выглядеть как «месяц-полтора», но это уже лучше, чем «мы работаем на перспективу».
  • Правки. Их лучше обговорить письменно. Например: «Стоимость указана с учётом возможных правок и доработок, если они составляют не более 50% от готового изображения». Если заказчик повышает этот процент — цену тоже стоит повысить, в зависимости от размера правок.
  • За правки в последний момент или уже после сдачи работы цену тоже стоит повысить. Однако к заказу важно отнестись максимально серьёзно. Нужно часто показывать работу заказчику, чтобы он понимал, как всё идёт, и не беспокоился.
  • Объём работы: сколько картинок, сколько вариантов, какая стилистика.
  • Договор. Большинство художников советует просить его каждый раз, как вы берётесь за новый заказ.

Даже если заказчик — крокодил и у него лапки, и вообще он в реке живёт и не может напечатать вам документ. Не может, не знает — пришлите ему свой. Всякие-разные образцы договоров можете нагуглить, а если есть друг-юрист, то будет совсем хорошо. Не работайте без договора, даже если это ваш брат-сват, дед по духу.

Ольга Морозова, Художник Allods Team

Как распознать подозрительного или невменяемого клиента?

  • Ольга Морозова советует обратить внимание на тон разговора. Чем официальнее или просто уважительнее к вам обращаются — тем лучше. А если видите письмо из разряда «чо каво, сделаешь работу до завтра?» — лучше пройти мимо.
  • Стоит насторожиться, если во время разговора с заказчиком вы слышите фразы вроде: «работа на перспективу», «работа на репутацию», «работа по знакомству» и «деньги — не проблема» (при этом конкретные цифры не называются). Любые увиливания от финансового вопроса должны вас насторожить.
  • Не стоит верить на слово представителям «известных компаний, которые пока что ищут инвестора». Бывали случаи, когда начинающие предприятия без денег создавали ложный имидж таких компании. Если заказчик уверяет, что он из «большой компании с рекордной выручкой», стоит поискать её название в интернете. Если у этой компании нет сайта, как и нет новостей о её успехах — у вас появится хороший повод отказаться. Подробнее об опыте работы с подобными компаниями можно почитать тут. В конце статьи есть небольшой тест, благодаря которому вы сможете рассчитать «опасность» потенциального заказчика.
  • Стоит быть внимательными с бесплатными тестовыми заданиями, особенно когда вам предлагают сразу несколько штук.

Да, есть фирмы, которые эти бесплатные тестовые дают без грязных мыслей (хотя это всё равно дурной тон), но на фрилансе очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда заказчик просто набирает себе пачку бесплатных тестовых и сваливает в туман. А затем вы видите свои работы в каком-то продукте, или на майке, или где угодно ещё. Имейте это в виду.

Ольга Морозова

Юлия Калашникова отмечает, что деловито настроенный человек будет дружелюбен, но если вас торопят с ответом, когда вы ещё даже не начали разговор, это может быть уже поводом ссылаться на занятость и отказаться от заказа до начала обсуждения. При этом она советует не осуждать заказчика заранее — постарайтесь относиться к нему дружелюбно, без особых подозрений.

Если вы сильно переживаете, что вас могут обмануть, Юлия предлагает взаимодействовать с заказчиками через фрилансерские платформы: например, на Fiverr и Upwork вас даже не смогут нанять без 100 % предоплаты на сайт, который удерживает эти деньги до полного одобрения работы.

Еще один совет — берите предоплату. Во-первых, так у вас будут средства на жизнь, а во-вторых, предоплата всегда подтверждает серьёзность намерений заказчика. Даже если заказчик обещает оплатить работу после её завершения — это стоит обдумать.

Работа на западный рынок: в чём особенности и как найти клиентов

Отличие от СНГ-рынка

Юлия Калашникова отмечает, что «зарубежные заказчики платят не в пример больше, а рабочая этика у них значительно выше»: общаться будут вежливо, отвечать вовремя, давать «чаевые».

Миша Оплев отмечает, что зачастую за рубежом все улыбаются и говорят, что «да, все прекрасно, но…» — и потом уже дают настоящий фидбэк. В России скажут «всё плохо, поменяй» — и когда всё станет хорошо, скажут «да, всё хорошо». Чтобы эти нюансы понять, нужно много общаться с носителями языка и с людьми из индустрии.

Он советует держать клиентов в курсе того, что вы делаете, пока выполняете задачи, и брать на себя инициативу, предлагать свои идеи и своё видение поставленной задачи. Однако делать это лучше не «в лоб» — нужно выслушать клиента и дождаться подходящей возможности «вставить свои пять копеек».

Как найти зарубежных заказчиков

Процесс не сильно отличается от поиска заказчиков в СНГ. Миша Оплев советует найти компании, которые вам нравятся, потом найти художников, которые работают в этих компаниях (и тоже вам нравятся), сравнить свои навыки с навыками этих художников и поработать над портфолио. После того, как портфолио будет выглядеть не хуже, чем у других художников, можно начинать подавать заявки в разные компании и налаживать связи. Единственная разница — русский язык меняется на английский.

Миша советует заводить друзей внутри зарубежной индустрии, общаться с фрилансерами на аутсорсе. По его словам, вам не нужно знать всю индустрию лично, но нужно знать одного человека, который знает других людей, а те в свою очередь знают ещё кого-то. Таким образом работает правило шести рукопожатий. Отлично в этом плане помогает Discord и сервера известных художников и компаний, упомянутые выше.

Как хорошо нужно знать английский?

Если вы собираетесь работать с зарубежными клиентами — знание английского обязательно. Однако язык не нужно знать в совершенстве. Достаточно уметь донести мысль и объяснить что-то по заказу.

Можно общаться через Google-переводчик, ничего такого в этом нет. Но чем лучше уровень языка, тем более приятное впечатление вы сможете оказать на заказчика.

Дмитрий Бурмак, Художник Magic: The Gathering

Здесь можно обратиться к опыту аниматора Славы Кольченко (работал над аниме Jujutsu Kaisen, Attack on Titan TV-4, Black Clover). Он общается с японскими заказчиками, переводит ТЗ через интернет-переводчик и хорошо справляется с задачами.

Юлия Калашникова же считает, что косноязычие может отпугнуть потенциального заказчика, «который, как правило, пишет в чат, прежде чем оформлять заказ». Опять же, это не значит, что нужно знать разговорный английский в совершенстве. По словам Юлии, за полтора года фриланса ей ни разу не потребовалось говорить с кем-то голосом.

Как выйти на фриланс в книжной иллюстрации?

Работа для книжной иллюстрации (особенно для российского рынка) сильно отличается от остальных видов иллюстрации. В первую очередь это касается заработка и отношения к работе художника.

Книжный рынок очень специфический. Уже 10 лет как медленно умирает. И поэтому придётся смириться с небольшим заработком. В книгах платят сильно меньше, чем на телевидении, в рекламе, играх и других медиа. Мне кажется, расценивать работу иллюстратора в издательстве как бизнес сейчас бессмысленно. Сейчас это про любовь, а не про деньги.

Андрей Ферез, Иллюстратор

Однако процесс вхождения в книжную иллюстрацию не отличается от любого другого вида фриланса. Чтобы в вас поверили, надо сделать что-нибудь хорошее и качественное. И вполне возможно, за этим последуют другие предложения, более выгодные.

Перед началом работы Андрей советует обсудить с заказчиком деньги и сроки. Художник называет это «базовой техникой безопасности».

Договор с вами подпишут либо после очень убедительных эскизов, либо по факту выполнения работы. Если вы нарисовали то, что пойдет в тираж, вам обязательно заплатят. Потому как в противном случае вы у них сможете отсудить половину издательства. А если вы нарисовали то, что на книжку не поставят, то как ни танцуйте, денег не дадут.

Андрей Ферез, Иллюстратор

Стоит внимательно относиться к проектам, которые отменяют или откладывают в долгий ящик. В таком случае «придётся торговаться». По словам художника, существует негласное правило: в случае отмены проекта должны платить половину. Хотя это правило работает не всегда.

Общие советы и неочевидные знания

В этом разделе мы собрали небольшие советы и подсказки художников.

Советы от Ольги Морозовой

  • Рассчитывайте время на выполнение работы не впритык, а с запасом в пару дней. Это даст вам возможность не нервничать и не рвать на голове волосы, если вдруг случится форс-мажор.
  • Время выполнения работы — это не только отрисовка, но и поиск идей и референсов.
  • Если у вас спрашивают «а сколько бы вы хотели за работу?», а вы чувствуете, что заказчик может отвалиться из-за ценника или просто стесняетесь называть крупную сумму, назовите её, но с оговоркой «ценник обсуждаем» или «но я готов выслушать ваши предложения».
  • Старайтесь организовать себе подушку безопасности. Например, вам пишет студия, но вы сейчас заняты или не заинтересованы. Не отказывайте категорично и бесповоротно. Напишите: «В данный момент я занят, но хотел бы оставаться с вами на связи». Это даст вам возможность в случае чего не питаться водой с солью.
  • В крайности бросаться не стоит. Ни кидание понтов, ни мямлянье себе под нос в разговоре с заказчиком до добра не доводят. Я проверяла оба варианта — не работает. Точнее работает, но не в ту сторону.
  • Не нужно бросать всё на начальном этапе, «потому что тяжело». Да, тяжело, никто не обещал кисельных берегов в начале пути. Но это не повод сворачивать с пути. На всех новых дорогах тяжело в начале — и это нормально, железная попа сама собою не закаляется.
  • Вот моя схема расчёта оплаты. Берёте среднюю зарплату за месяц (по вашему городу или какую хотите) и делите эту сумму на количество рабочих часов в месяц. Так вы получаете стоимость своего часа. Дальше считаете, сколько примерно часов у вас уйдет на требуемый заказ, накидываете немного сверху (правки будут в любом случае и не все хотят за них платить, поэтому сразу вписываем их в стоимость) и, если получится, делаете надбавку за собственную наглость. Теперь у вас есть итоговая сумма.

Советы от Дмитрия Бурмака

  • Нужно реально оценить свои навыки и возможности. Я помню, думал: пусть сейчас у меня нет картинок, которые подошли бы клиентам, но это потому, что мне никто не давал заданий и у меня не было времени их рисовать. Вот дали бы мне задание и оплатили бы моё время, я бы тогда показал. Так не работает, к сожалению. Надо потратить своё время, убедиться, что ты можешь делать качественный продукт, который можно предложить работодателям. Нарисовать несколько картинок в нужном им ключе не хуже, чем рисуют художники, которые уже с ними сотрудничают. Самому убедиться, что ты можешь это сделать. Портфолио как раз это и покажет и заказчикам, и тебе самому.
  • Нужно быть трудолюбивым, терпеливым, настойчивым, вежливым, стараться не унывать, получать удовольствие от рисования. У нас с вами классная работа, давайте это ценить.
  • Если заказов нет — можно отдохнуть. Главное — не нервничать. Свободное время — это отличная возможность пополнить портфолио картинками, которые вам не заказывают, но которые хотелось бы делать на заказ в будущем. Поэкспериментировать, поучиться чему-то.
  • Учтите, что оплата за работу часто может приходить далеко не сразу после выполнения, задержки могут достигать нескольких месяцев. Это нормально и к этому нужно быть готовым.
  • Я советую не соглашаться на большие проекты неизвестных заказчиков сразу, ведь они могут занять несколько месяцев или лет. Лучше начать с небольших заказов, которые займут несколько дней, сдать их и посмотреть, как идёт работа, как происходят правки и как выдаётся оплата. Если вас всё устраивает — можете переходить к чему-то большему, а если нет — всегда можно сдать проект и найти другого клиента.

Советы от Миши Оплева

  • Не пытайтесь делать всё и сразу, делайте одну вещь, которая у вас получается хорошо, а потом уже потихоньку экспериментируйте и пробуйте новые вещи. Так со временем вы станете человеком-оркестром, который может выполнять большое количество задач через призму своего собственного видения в оригинальном стиле.
  • Не стоит забывать что фриланс — это марафон, а не спринт. Есть люди-спринтеры, которые за короткий промежуток времени многого добиваются, попадают в индустрию, но через полтора-два года, когда кураж проходит, они уходят. Это плохо. Тут нужно найти баланс между жизнью, работой и отдыхом. Чем лучше и интереснее у вас жизнь — тем необычнее взгляд и там лучше работы. Если будете отдыхать и путешествовать — вам всегда будет что сказать. Не закрывайтесь в квартире и не перерабатывайте.
  • Не занижайте свои цены. Если вы это делаете, то считайте, что стреляете в ногу следующему человеку, который будет работать после вас. В индустрии есть свои стандарты оплаты на разные форматы, и когда вы занижаете цену — то делаете это не только для себя, но и для всей индустрии.
  • Есть одна фраза, которую я часто употребляю: «вы должны помнить, что ваша задача — сделать жизнь арт-директора или продюсера легче». Как только ваш клиент услышит эту фразу, он сразу же позитивнее настроится на работу и оценит вас как профессионала.
  • С увеличением статуса компании и бюджета (будь то Netflix или Apple) меняется не так много вещей. Вам дают либо продюсера, либо арт-директора, ставят задачу и вы идёте её выполнять. Самое главное отличие низкобюджетного проекта от высокобюджетного в том, что большие компании не так сильно будут смотреть вам через плечо и мало будут задавать вопросов. Вы сделали — они дали правки и заплатили.

Советы от Юлии Калашниковой

  • Не стоит забывать о своей узкой специализации. Также нужно осознавать, насколько она кому-то нужна. Мне повезло, я люблю популярный контент, но мне довелось учиться с человеком, который рисовал только червей. Выходило, что уникальности сколько угодно, а востребованность — сомнительная.
  • Обязательна оценка рисков, как мелких (стоит ли рисовать без предоплаты?), так и глобальных (как мне поступить, если я хочу в будущем сделать большой проект, который меня прославит и озолотит?) и экзистенциальных (стоит ли отказываться от траты времени, которое ко мне уже не вернется, ради рисования?). В общем, стоит соблюдать баланс: не держаться зубами за какую-то жизненную стратегию, если она не работает по каким-то причинам, но и болтаться бесцельно не надо.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

mart banner

Работа

Получите оригинальную иллюстрацию или набросок идеи от тысяч творческих авторов!

Свободные авторы

Колода МАК

Цветок жизни

avatar

Мария Шилина

PRO

Лесной букет

грибочки

avatar

Darya_Pozhilova

PRO

Шурале

Берегите природу

avatar

Elina

PRO

Новогодняя иллюстрация с Дедом Морозом

Новогодняя иллюстрация

avatar

Екатерина Журавлева

PRO

Рисунки в интерьере

кот на даче

avatar

Галина Воронецкая

PRO

Портрет

Портрет

avatar

InfernalCatArt

PRO

Сборник рассказов, иллюстрации

Аль

avatar

Svetlana Sapega

PRO

Русалочка

Русалочка

avatar

Анна Яковлева

PRO

Mermay - Upside Down / Изнанка

Хижина в лесу

avatar

Alexandra Mutilina

PRO

Сова

Сатурн с нотами

avatar

Alina Menzhaeva

PRO

ЗаказыУслуги

Создать объявление

Фоны для мобильной игры в стиле Royal Match

Необходимо создать фоны для мобильной игры в стиле…

Бюджет по договоренности

avatar

Тимур

вчера, 21:45

Откликов: 4

Ищу иллюстратора для рассказов

Здравствуйте! Ищу иллюстратора для книги рассказов…

Бюджет по договоренности

avatar

Olesya Rakhmatullina

вчера, 16:25

Откликов: 26

Рисунок в аниме стиле 18+

Необходимо нарисовать девушку в аниме(хентай) стиле.

Бюджет по договоренности

avatar

Alexey

вчера, 09:14

Откликов: 7

Новелла

SPRINGWORK

Всем привет, мы набираем людей для

Бюджет по договоренности

avatar

Yukio Atsumi

вчера, 06:53

Откликов: 1

Обложка книги. Тема: советские истории о жизни простых людей

Создать макет обложки и нескольких иллюстраций к…

Бюджет по договоренности

avatar

Елена

27 мая, 22:19

Откликов: 20

Макет рекламной листовки для Копи-центра.

Нужно создать макет рекламной листовки для…

Бюджет по договоренности

avatar

Alexandra Khanova

27 мая, 17:17

Откликов: 4

Иллюстрация на тему Питера в монохроме

Требуется душевная отрисовка питерских ключевых…

Бюджет по договоренности / за иллюстрацию

avatar

Дмитрий Григорьев

26 мая, 22:31

Откликов: 7

Рисунки для оформления сборника детских стихов

Нарисовать 30-40 цветных рисунков (карандаш…

Бюджет по договоренности

Л

Людмила

26 мая, 21:41

Откликов: 15

Выкуплю готовые работы

Привет! Иллюстраторы и художники, если у вас есть…

4 000 руб. / за иллюстрацию

В

Василий Преображенский

26 мая, 11:33

Откликов: 17

Иллюстрации для детской книги (в имеющемся стиле)

Создать иллюстрации для детской книги в уже…

Бюджет по договоренности

Н

Наталья

26 мая, 08:40

Откликов: 13

Графический рисунок (чертежный) по фотографии

Задача: Для брендирования сувенирной продукции…

Бюджет по договоренности

Я

Яна Кудинова

25 мая, 13:49

Откликов: 16

Создать паттерны для подарочной Новогодней упаковки

-Создание дизайнов для упаковочных пакетов Новый…

Бюджет по договоренности / за проект

I

Irina Kartashova

25 мая, 11:51

Откликов: 26

Нужно отрисовать иллюстрацию в стиле Digital Art

Есть готовый эскиз в формате png. Нужно завершить…

Бюджет по договоренности

avatar

Marina

24 мая, 18:38

Откликов: 27

Иллюстрация на обложку к подкасту

Подкаст посвящен современной литературе,…

17 000 руб. / за иллюстрацию

Е

Екатерина Новикова

24 мая, 16:28

Откликов: 26

Нужен медицинский иллюстратор для учебного пособия

Нужно отрисовать 66 картинок по анатомии связаные с…

Бюджет по договоренности

avatar

Andrey Pronin

24 мая, 16:11

Откликов: 21

Иллюстрация игрового поля

Здравствуйте!

Необходимо нарисовать игровое поле…

15 000 руб. / за иллюстрацию

B

BSG

24 мая, 15:00

Откликов: 23

Создание авторской колоды таро

Всем здравствуйте. Я ищу иллюстратора для прорисовки…

Бюджет по договоренности

avatar

Valeria Lapelis

24 мая, 14:28

Откликов: 16

Нарисовать 2D персонажа для мобильной игры

Необходимо нарисовать 2D персонажа для мобильной…

1 500 руб. / за иллюстрацию

avatar

Shaman22

24 мая, 13:58

Откликов: 5

Нарисовать очень красивого мальчика в духе Гарри Поттера

Иллюстрация на обложку подросткового фэнтези. Нужно…

16 000 руб. / за иллюстрацию

М

Маргарита Дробот

24 мая, 12:54

Откликов: 23

Эксклюзивные, дорогие баннеры для соц.сетей и презентации

Создаю эксклюзивные баннеры для соц.сетей. Сочные…

Бюджет по договоренности

А

Андрей Иванов

24 мая, 11:59

Откликов: 1

%d0%91%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b5%d1%80

Работа

Макет рекламной листовки для Копи-центра.

Нужно создать макет рекламной листовки для…

Бюджет по договоренности

avatar

Alexandra Khanova

pro

27 мая, 17:17

Нужен медицинский иллюстратор для учебного пособия

Нужно отрисовать 66 картинок по анатомии связаные с…

Бюджет по договоренности

avatar

Andrey Pronin

pro

24 мая, 16:11

Открытка в аниме-стиле по фото

Есть фото главного героя + три элемента вокруг (вот…

1 000 руб. / за проект

Е

Елена Скай

pro

22 мая, 16:39

Нарисовать открытку в аниме стиле по фото

Срок 3 дня.

На открытке один главный герой (есть…

1 000 руб. / за проект

Е

Елена Скай

pro

22 мая, 16:28

Иллюстрация

Здравствуйте, необходимо подготовить эскиз с…

7 000 руб. / за проект

avatar

Alexey Kryuchkov

pro

20 мая, 21:30

Иллюстрации и обложка для книги в жанре фэнтези

Добрый день! 

Необходимо сделать 8…

5 000 руб. / за проект

avatar

Galina Zamay

pro

13 мая, 15:31

Иллюстратор-карикатурщик

Добрый день! Срочно ищем на постоянный проект…

40 000 руб. / за проект

Е

Евгений Шуин

pro

11 мая, 15:03

Стилизованное изображение по фото.

Здравствуйте! На основе фотографии человека…

10 000 руб. / за проект

avatar

Alexey Kryuchkov

pro

8 мая, 17:11

Векторная графика: геометрия, абстракция

Здравствуйте! Необходимо подготовить графическое…

3 000 руб. / за проект

avatar

Alexey Kryuchkov

pro

8 мая, 16:39

Иллюстрация индийских йогов

Добрый день! 
необходимо создать иллюстрации 5-три…

Бюджет по договоренности

В

Владимир

pro

6 мая, 20:24

Как найти иллюстратора, если вы ничего не понимаете в иллюстрации

Время на прочтение
12 мин

Количество просмотров 13K

Меня зовут Полина, я работаю веб-дизайнером и иллюстратором. Работы много, поэтому со временем возник вопрос о поиске «запасного игрока», который в случае моего большого загруза мог бы подхватить задачу по созданию иллюстраций для статей на Хабр и Яндекс Дзен.

До этого момента мне не приходилось заниматься поиском фрилансеров, я была по другую сторону баррикад, что мне очень помогло, поэтому решила написать небольшой гайд для людей, которые оказались в той же ситуации впервые или имели неудачный опыт. Мой рассказ будет не только теоретическим: под катом реальные кейсы с комментариями и выводами.

Эта статья для тех, кто ищет иллюстраторов на фриланс, при этом «не умеет рисовать», мало взаимодействует с «творческими людьми» и имеет слабое представление об иллюстрации в целом. Слово «иллюстрация» можно заменить на «логотип», «лендинг», «сайт», «анимированное видео».

Для удобства я разбила рассказ на восемь частей:

  1. Как провести для себя визуальный ликбез
  2. Как написать ТЗ
  3. Как работать над задачей
  4. Сколько платить иллюстратору
  5. Если что-то пошло не так
  6. Где искать иллюстратора
  7. Как мы рисовали маскота Java в шарфе и панаме
  8. Бонус: подборка классных иллюстраторов

1. Как провести для себя визуальный ликбез

Цель ликбеза — начать свободнее разбираться в теме, а не стать тонким и взыскательным арт-критиком.

Почему важно: минимально ориентироваться в вопросе, тенденциях, понимать специфику визуала своего продукта — значит сделать итоговый результат более успешным, а работу — более эффективной. Наглядные примеры помогут лучше формулировать свои хотелки и сориентировать иллюстратора в работе.

Где провести себе минимальный визуальный ликбез и искать референсы
Я подготовила список сайтов, где можно черпать вдохновение. На большинстве представленных ресурсов нужна авторизация, пусть она не пугает. Можно даже обозначить себя в статусе как нанимателя. Вдобавок так гораздо удобнее сохранять понравившиеся примеры. Поиск по ключевым словам — наше все. Первые пять ресурсов я использую регулярно для поиска идей и изучения новых тредов.

  1. Dribble — платформа для графических дизайнеров, веб-дизайнеров, иллюстраторов, 3D-визуализаторов. По сути, самая таргетированная сегодня база референсов для веба, в формате шотов.
  2. Behance — платформа Adobe, где люди делятся своими проектами в области веба, медиа, фотографии и иллюстрации в формате проектов.
  3. Pinterest — сервис для подбора и хранения любых идей в формате картинок, в том числе иллюстраций. Забиваем, например, в поиске «<cat> illustration» и смотрим результаты выдачи.
  4. Awwwards — сайт конкурса профессиональных веб-дизайнеров и разработчиков. Там выкладывают лендинги и сайты, можно найти примеры с иллюстрациями в подборках и просто посмотреть визуал.
  5. Lapa Ninja — также выкладывают лендинги, большая база, удобно смотреть страницы в формате полотна.
  6. One Page Love — не особо пользуюсь, но бывает полезно туда заглянуть после изучения других вариантов.
  7. Instagram — не заточен под задачи творческого портфолио, но и там есть специализированные аккаунты с векторными иллюстрациями, логотипами и т.д.


На Dribble подборки называют ведрами (bucket)

2. Как написать ТЗ

ТЗ — самый быстрый и безопасный маршрут на карте, по которому мы приходим к пункту назначения. Проверено временем: без четкого ТЗ – результат ХЗ. ТЗ нужно в первую очередь заказчику, чтобы ответить на главный вопрос: какой результат я хочу получить в итоге? Данный чек-лист поможет ответить на большинство вопросов, которые могут возникнуть и у заказчика, и у дизайнера.


Сознание заказчика до написания ТЗ

Чек-лист вопросов для написания ТЗ:

  1. Тип работ — что именно нужно: иллюстрация, серия иллюстраций, перерисовать существующую иллюстрацию, нарисовать иллюстрацию в соответствии с уже имеющимся стилем?
  2. Специфика: какая специфика у иллюстрации? Для чего она будет использоваться? Она будет использоваться на сайте дома престарелых, на лендинге про блокчейн-стартап, в статье на Хабр?
  3. Референсы: есть ли референсы (1–3 штуки), на которые я ориентируюсь при получении конечного результата? Не противоречат ли мои референсы теме и назначению иллюстрации? Прописала ли я, что конкретно мне в них нравится?
    Пример: на первом референсе мне нравятся сочетание черного и желтого цветов, на втором мне нравится, как нарисованы люди, на третьем мне нравится, что нарисован котик. Скинул ли я их иллюстратору? Если у меня нет времени на ликбез, попросил ли я у иллюстратора профессионального совета по стилистике?
  4. Сроки: какой срок выполнения задачи? День? Неделя? Два часа? Вчера? Спросила ли я, какой загруз у иллюстратора? Понимаю ли я риски, что если иллюстрация нужна завтра утром, а сейчас уже 18:00, то результат может быть неидеальным?
  5. Что рисовать: есть ли у меня идеи, что должно быть нарисовано? Если нет, попросил ли я иллюстратора предложить идеи (набросать варианты композиций, число можно обговорить) в соответствии с задачей?
    Примечание: вы выбираете один вариант композиции из предложенных и прорабатываете его (либо просите наскетчить еще), максимально добавляя всех котиков и собачек на этапе эскиза. Сказать в последний момент, что давайте вернемся к варианту 2 вместо варианта 3 — непрофессионально и дополнительная трата времени (помним про сроки). В этом случае логично доплатить за проработку дополнительного варианта.
  6. Процесс: все ли шаги прописаны? Пример: согласование стилистики, иллюстратор скидывает скетч, его апрувят, потом отрисовка, апрув отрисовки, правки. Важный пункт, помогает контролировать процесс работы.
  7. Цена: какой прайс указан у иллюстратора? Сколько я готов заплатить? Справедлива ли цена, исходя из отведенного времени на выполнение задачи? Как решается вопрос аванса (если он есть в условиях иллюстратора)?
  8. Размер: какой размер холста (картинки)? 1000px на 1000px? 20px на 20px? Если не формат, то какие пропорции? 1 на 1? 3 на 2?
  9. Формат: какой формат должен быть у конечного файла? Вектор или растр? Png? Svg? Jpeg?

ТЗ, которое написала я

Иллюстрация на Хабр для статьи про Java. Нужно нарисовать маскота Java — Дюка в шарфе и связать это с Панамой и Panama project. Размер холста по ширине — 780px (требования Хабра), пропорции как у референса, формат png. Референсом по стилю стала уже имеющаяся иллюстрация для статьи про Python — линейная графика черно-белой текстурной кистью.

Референс приложила. Срок: два дня. Процесс работы: иллюстратор скидывает идейный скетч — я апрувлю скетч — иллюстратор отрисовывает иллюстрацию — я апрувлю отрисованную иллюстрацию и даю правки, если они есть — иллюстратор доводит правки предфинала — финальный апрув. Постоплата.


Так выглядит официальный маскот Java Дюк, которого мы предлагали обыграть в иллюстрации


А это — стиль иллюстраций, которые мы хотели получить

Про процесс: видим, что до конечного результата у меня есть несколько касаний с работой, чтобы ее поправить и убедиться, что мы движемся в правильном направлении, плюс иллюстратор не сможет отложить задачу на последний момент, так как нужно пройти несколько апрувов. Это хорошо для обеих сторон: у заказчика есть контроль над ситуацией, у иллюстратора — дополнительный тайм-менеджмент.

3. Как работать над задачей

После того как иллюстратор найден и вышел на контакт, если вы еще не видели его портфолио — запрашивайте. Всегда. Если его нет, запросите хоть что-нибудь, показывающее, что человек может держать карандаш/стилус в руках. Тогда можно быть спокойным за результат или расстаться по-доброму, пока не стало слишком поздно. После просмотра портфолио и его мысленного апрува идет ТЗ. Подойти к нему нужно максимально ответственно и написать заранее. Аналогично и с процессом работы.


Объем не всегда говорит о качестве, не стоит пугаться, что там 10 работ, а не 200, как и обольщаться сверх меры, потому что туда отбирают самые лучшие работы

Как делаю я (и это помогает):
— стараюсь закладывать на работу с фрилансером максимальное количество времени, а не ищу его в ночь перед сдачей проекта;
— держу под рукой готовый шаблон ТЗ и описание процесса;
— четко обговариваю цену и входят ли в нее правки;
— четко обговариваю сроки и закладываю временной запас, если есть жесткий дедлайн. Не использую фразу «Как можно скорее»;
— в формате проджекта пишу и интересуюсь, как идет работа, когда подходит время для сдачи этапа скетчинга/отрисовки/правок;
— правки пишу нумерованным списком, чтобы было проще отслеживать, прикладываю скрины, если нужно;
— даю конструктивный фидбек:
вместо «ну сейчас что-то не то» пишу «не соответствует поставленной задаче и теме, потому что…», вместо «не могу сказать точно, но мне не нравится» пишу «не нравится форма шляпы: нужно сделать ее круглой, и размер облака: оно слишком большое»,
вместо «как-то мрачновато» пишу «красный цвет недостаточно яркий, и сделай меньше черных заливок».

4. Сколько платить иллюстратору

Есть два подхода: одни иллюстраторы имеют фиксированную цену на конкретный вид работ, другие исходят из объема работы и расчет на каждую иллюстрацию происходит по часам или дням, которые будут на нее потрачены. Стоимость часа работы обычно зависит от релевантности работ автора, их популярности, портфолио, количества заказов, средней цены за эту работу в сегменте (которую никто не знает), сложности и сроков выполнения. И, как правило, устанавливается иллюстратором.

Пример: Час работы иллюстратора стоит 700р., на иллюстрацию у него уйдет пять часов, значит чистая стоимость работы — 3500 руб. Если работа срочная, то цена будет выше, как и в любой другой работе.

Вот неплохие статьи про стоимость работы:
— Сколько стоит работа иллюстратора?
— Сколько стоит коммерческая иллюстрация?
— Как я рассчитываю стоимость своей работы
— Стоимость услуг иллюстратора — здесь еще есть исчерпывающий комментарий читателя с расчетом, хотя и без средних цифр по рынку:

5. Если что-то пошло не так

Золотое правило: если договориться на берегу не получается, лучше прощаться сразу. Это сэкономит всем участникам время, средства и нервы, потому что договориться «потом» практически невозможно.

Какие бывают проблемы:

Вы хотели одно, а иллюстратор прислал совсем другое (скетч, отрисовку): если проблема не в ТЗ, то эта проблема обычно решается дополнительными референсами и четкими формулировками, что именно сейчас не устраивает.

Иллюстратор не укладывается в оговоренные сроки: решается мониторингом заранее оговоренных сроков. Если это косяк иллюстратора, то надо выяснить обстоятельства и исходя из них принять решение.

Иллюстратор называет неоправданно долгое время выполнения задачи: узнать загрузку иллюстратора и причину долгого выполнения — сложность исполнения, объем и т.д. В среднем на выполнение иллюстрации в диджитале уходит от нескольких часов до двух дней, в зависимости от сложности задачи без учета текущей загрузки художника.

6. Где искать иллюстратора

  1. Самый тривиальный и действенный на практике способ — поспрашивать знакомых и знакомых знакомых. FB в помощь.
  2. Интернет-сайты вакансий, behance, dribble, сайты художественных вузов, группы ВК и FB. Behance и dribble хороши тем, что вы сначала видите работы и, если вас устраивает их уровень, пишете фрилансеру. Минус — вас игнорят или отвечают через 100 лет.
  3. Если есть знакомый иллюстратор, но работать раньше вместе не приходилось — читаем инструкцию к ТЗ, смотрим ресурсы для ликбеза и вперед.

Как искала я

После изучения десятка страниц поисковой выдачи я приуныла и решила обратиться к старому доброму и ненавистному мне способу — сарафанному радио. Написала знакомой иллюстраторке, рассказала о своем положении, она переслала сообщение в закрытую группу иллюстраторов, и в течение часа мне написали четыре человека, а затем еще двое. Networking победил. Поскольку несколько запасных вариантов лучше, чем один, я дала тестовое всем, кто откликнулся. Все детали — ниже.

7. Как мы рисовали маскота Java в шарфе и панаме

Ниже я приведу разбор четырех ситуаций с фрилансерами с целью показать возможные трудности и пути их решения. Напомню ТЗ: нужно было нарисовать текстурной кистью маскота Java — Дюка. Его любят кастомизировать, поэтому митапы JUGNsk новосибирского сообщества Java/JVM-программистов представляет Дюк в синем шарфе. Так как статья была о Project Panama, я предложила обыграть это, натянув на сурового сибирского Дюка кроме шарфа еще и легкомысленную панамку лаймового цвета, как государство Панама в статье. Ссылку на статью я им тоже отправляла, но подозревала, что текст для программистов вызовет у иллюстраторов больше ступор, чем вдохновение. Так и оказалось.

Фрилансер 1Е

Написал почти сразу после моего запроса, сказал, что может сделать иллюстрацию на нужном уровне, по срокам назвал несколько дней — неделю, но «если суперсрочно — можно и быстрее». Как только я скинула подробное ТЗ в рефами, последовали очень странные вопросы: «а что рисуем-то» и «а этот реф не скидывали». Стоило насторожиться на этом моменте, но радость от фидбека застлала мне глаза, поэтому я поверила в силу искусства, вспомнила, каково это — быть иллюстратором на фрилансе, пустила скупую слезу и портфолио не попросила. А зря. На следующий день я уточнила ТЗ, буквально переслав цитату главного редактора с пояснением, кто такой Дюк, где он живет и почему он классный, и получила вопрос «а что это за персонаж». В ТЗ было все написано, интернет к тому моменту уже изобрели…

В итоге скетч композиции 1Е прислал позже всех и в самом плачевном состоянии:

За ту цену, которую я назначила за это довольно простое задание, это был шок.
Так как к этому моменту мне уже прислали несколько хороших вариантов скетчей и фаворит уже наметился, я не заострила на этом внимания. И не забываем про понимание и эмпатию, ведь мало ли сколько у него еще работы.

Во вторник вечером, за два часа до дедлайна, мне прислали предфинал, который, кхм, был вообще не про ТЗ, которое я разжевала: не было ни ч/б, ни текстурной кисти, ни заимствованной стилистики. На мой ответ, что сейчас это не совсем то, что было в задании, был вопрос: «Так мы фон не закрашиваем?»

Я прикусила свой сострадательный язык, который пообещал оплатить тестовое.

Подсказка: в этой ситуации поможет только терпение и дыхательные практики. Важно удержаться от резкости и неконструктивной агрессии и максимально доступно объяснить, что не так. Просто, но сложно.

Что мне по итогу прислали в 22:07:

Времени, да и желания просить все переделать и объяснить, почему нужно переделать, у меня не было, да и другие иллюстраторы уже прислали свои варианты и они были гораздо лучше. В другой ситуации я бы, конечно, дала еще пару шансов игроку 1Е с правками, но он уже сошел с дистанции.

Что 1Е сделал не так: иллюстрация не была сделана в графическом редакторе, вместо растровой текстурной кисти был использован обычный карандаш, исполнение не на нужном уровне, линии неаккуратные, цвет панамы не лаймовый, размер изображения не тот.

Эпилог: я ответила с опозданием — не знала, что ответить, и, как порядочный человек, заплатила половину обещанного. Результат совершенно не тот, что был нужен, и не соответствовал поставленному ТЗ. Поэтому помним про портфолио и не боимся давать задний ход на этапе знакомства.

Фрилансер 2Ю

Не вызвал проблем, сразу предложил показать портфолио и задал вопрос про сроки и цены. Держался уверенно и был виден опыт в подобных делах. Ироничный подход к задаче поначалу меня немного задевал, но на результате это не сказалось. Вывод: не судим книжку по обложке.

Скетчи прислал довольно быстро и в хорошем качестве, можно было понять, что происходит, плюс тот случай, когда индивидуальная стилистика не мешает задаче. Мы отметили безумную динамику в изображениях, скилл виден. Был выбран первый вариант.

Заметка иллюстраторам: очень круто, когда есть несколько вариантов (при условии, что четкая композиция не была частью ТЗ, но на практике, если предложить свой хороший вариант, обычно выбирают его, главное — понимать потребность заказчика). Это помогает и иллюстратору, и заказчику лучше понять, что нужно в итоге.

Подсказка заказчику: по возможности делать приписку в ТЗ — «нужно вот это, если есть классные идеи, как это обыграть, — велкам», можно получить классный результат.

Возвращаясь к 2Ю, по итогу мы не нашли, к чему придраться, слишком крепкая работа, правок не было, иллюстрацию прислали заранее — берем иллюстратора на заметку:

Эпилог: все было так комфортно и гладко, что писать больше и не о чем особо.

Небольшой апдейт: буквально вчера 2Ю написал мне и поинтересовался, нет ли свободных задач. Это было круто, так как напоминать о себе заказчику бывает полезно и не стыдно, это показывает, что ты готов работать.

Фрилансер 3Л

Имел небольшую фору: я знала его лично и была подписана на его творческий инстаграм-аккаунт, поэтому спокойно и уверенно решила попробовать. Очень большим плюсом было количество скетчей, которые он предложил, — тут иллюстратор собрал все дополнительные баллы. А так как он прислал скетчи раньше всех, то быстро вырвался вперед. Когда есть из чего выбрать — божественно. Стилистика была видна сразу, что тоже ценно, поэтому на формат подачи не смотрим, про то, что скетчи будут руками, меня предупредили заранее, и я была морально готова (если бы иллюстратор 1Е предупредил или пояснил, почему скетчи в таком состоянии, получил бы баллы).

Первый вариант с яхтой был самым точным попаданием из всех вариантов в принципе, это было именно то, что хотелось получить, нас «услышали». И мы, конечно, взяли его. Но остальные варианты также были вполне подходящими в плане подачи и прочего. Несколько небольших правок были реализованы быстро, и каждый раз мы двигались вперед, а не топтались на месте.

Факт: если нашли «своего» иллюстратора, держитесь за него руками и ногами.


В итоге эта картинка была фаворитом, и по стилистике, и по композиции. Единственный минус — она не была нужного размера (780 px).

Заметка: доводите работу с иллюстратором до конца, иначе будете самостоятельно подгонять размер в фотошопе.

Фрилансер 4Р

Был крайне вежлив и этим успешно компенсировал недостаток смелости в композициях.

В целом, если бы не более яркие соперники, он был бы фаворитом, т.к. не нарушал сроки и следовал ТЗ, правда, без огонька. Скорей всего, это недостаток опыта взаимодействия с заказчиком и профессионального опыта. Скетчи прислал не слишком оперативно, но и не слишком поздно.

Итоговый результат можно описать как «ок». Не супер, но по ТЗ. Игрок не привнес ничего нового, но и до ошибок 1Е ему далеко.

Краткая памятка

Когда вы ищете иллюстратора, важно помнить:

  1. Нетворкинг — страшная сила, используйте ее.
  2. Понять для себя, какой результат нужен, — половина успеха.
  3. Хорошо сформулированное ТЗ с примерами — вторая половина успеха.
  4. Просите портфолио, даже если человек хороший и с рекомендациями.
  5. Все нюансы оплаты обговаривайте до первого скетча. Платить ли за плохую работу, если обещал оплатить, — у меня нет железного ответа, поэтому если работа сделана, я ее оплачиваю. Если есть грубые нарушения ТЗ — плачу половину.

8. Бонус: подборка популярных иллюстраторов, которые делают интересные вещи

  1. Nathalie Lees — делает иллюстрации для The Economist и других журналов.
  2. Timo Kuilder — очень популярный сейчас, породил много последователей и подражателей в жанре минимализм.
  3. Vector Design Inspiration — аккаунт публикует разных авторов.
  4. Malika Favre — если забить в поиске пинтереста «vector illustration», то скорее всего одними из первых увидите эти работы.
  5. Sebastian König — цветной минимализм.
  6. Manuel Bortoletti — делает иллюстрации для The Economist.
  7. DigitalOcean — для любителей синего.
  8. Craftwork — на волне.
  9. Zara Magumyan — популярная стилистика.
  10. Anna Yashina — на волне.
  11. Lina Leusenko — на волне.
  12. Aga Koniuszek — на волне, вроде одна из основоположниц тенденций.
  13. Brad Cuzen — «есть свой стиль — погнали».
  14. Ramotion — те самые, которые делали редизайн Firefox.
  15. Piotr Kaźmierczak — по большей части UI, но есть интересные примеры вписывания иллюстраций.
  16. Pavlov Visuals — минималистично и плоско.
  17. Oleh Harlamov — на волне.
  18. Thanawat Sakdawisarak — на волне.
  19. Sua Balac — на волне.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти папиков в инсте
  • Как найти острый угол если известен тупой
  • Как найти тангенс острого угла ромба
  • Как найти песню по звуку на телефоне
  • Как найти частного курьера