Как найти работу композитором

Работа для музыкантов: 18 сайтов с вакансиями и бирж фриланса

Работа для музыкантов: 18 сайтов с вакансиями и бирж фриланса

В обзоре собраны популярные сайты, форумы, группы в социальных сетях, где музыканты могут искать работу, новых участников для своих групп и коллективов, а также размещать портфолио для потенциальных работодателей.

1. Formusical.ru

Портал для людей, связанных со сферой музыки. Содержит разделы с конкурсами, курсами, вакансиями, статьями, новостями и видео. Здесь размещаются вакансии для музыкантов, композиторов, преподавателей, гитаристов, вокалистов, в том числе любителей, концертмейстеров. Можно найти подработку онлайн. Новые заказы появляются регулярно.

2. Кворк

Биржа фриланса, на которой есть отдельный раздел для музыкантов, композиторов и аранжировщиков. Можно зарегистрироваться и добавить в каталог свои услуги по обработке звука, написанию и обработке песен. Также здесь заказывают аранжировку.

3. Musicforums.ru

Форум. Максимально разные вакансии от частников и от музыкальных групп, школ, магазинов. Обновляется часто (по мере поступления новой информации). На форуме есть справочная информация для музыкантов, раздел для общения и барахолка, где можно купить-продать инструмент.

4. Профи.ру

Каталог артистов, исполнителей, инструменталистов. Здесь можно найти людей для организации концерта или торжества, а также разместить свое резюме.

5. Kto.tv

Сайт о работе в сфере музыки. Есть база специалистов (их данные и расценки). Вакансии для артистов, музыкантов, танцоров, ведущих, фотографов, художников. Новые объявления появляются каждый день. Также здесь можно смотреть информацию о кастингах.

6. Realrocks.ru

Музыкальный портал. Содержит разделы с новостями индустрии, афишу, каталог музыкантов, авторов песен. Здесь можно опубликовать стихи и музыку. На форуме есть раздел для поиска исполнителей, объявления о работе.

7. Работа для музыкантов на Kadrof.ru

Биржа фриланса, где можно бесплатно просматривать объявления о поиске исполнителей на разные заказы. Новые вакансии появляются нерегулярно. Можно подписаться на рассылку, чтобы не пропускать новые предложения удаленной работы.

8. Forumklassika.ru

Форум. Основная тематика – концерты. Есть раздел, посвященный вакансиям и подработке, который обновляется редко. Также есть разделы для профессиональных вопросов и «Барахолка».

9. Muz-forum.com

Форум посвящен поиску исполнителей и работы для них. Обновляется нечасто.

10. Acmodasi.ru

Портал. Содержит разделы с кастингами, анкетами участников с портфолио, каталог компаний (кино-, модельного- и шоу-бизнеса). Посвящен преимущественно кастингам. Обновляется часто.

11. Myband.ru

На главной странице находятся объявления по поиску музыкантов и работы в музыкальной сфере, обзоры пользователей, интересная музыка и ТОП исполнителей Москвы. Страница с вакансиями устроена по типу форума. Обновляется довольно часто. В разделе «Блоги» публикуются интересные статьи.

12. Muzrus.com

Сайт по поиску музыкантов. Удобно устроен: есть возможность найти музыканта по городу, типу объявления, инструменту, жанру/стилю и опыту. Обновляются объявления довольно часто. Разделы «Барахолка» и «Календарь событий» не работают.

13. Terramusic

На форуме сайта ищут исполнителей, гитаристов в группы и других музыкантов. Можно разместить информацию о себе.

14. musicians_job

В сообществе публикуются заказы для музыкантов и предложения своих услуг. Частота публикаций – несколько раз в день. Также встречаются вакансии для дизайнеров.

15. muzikantnaidis

Сообщество в VK от muzrus.com. Предлагают вакансии для музыкантов преимущественно в Москве. Любой участник сообщества может разместить свое объявление с портфолио. Частота размещения постов – каждый день. Есть ссылки на чат музыкантов и полезные материалы.

16. @rdm_channel

Группа в Телеграмм. Участники размещают свои предложения и заказы для музыкантов. Обновляется несколько раз в день. Число участников превышает 5000 человек.

17. Eventcatalog.ru

На сайте музыканты могут разместить свое портфолио, чтобы получить заказы на выступления на различных мероприятиях.

18. Artist.ru

Каталог артистов, композиторов, аранжировщиков, музыкантов. Более 20000 человек в базе. На сайте можно создать онлайн портфолио, разместить свои работы, в том числе в формате видео.

Рекомендуем

Как выучить JavaScript с нуля?

В этой статье вы узнаете, как быстро и просто выучить JavaScript самостоятельно. Что учить в первую очередь, какие навыки нужны для получения …

Прямые вакансии для журналистов и авторов в СМИ и бренд-медиа

Ниже представлен список Интернет-СМИ, предлагающих работу фрилансерам, внештатным журналистам и авторам.

1. Вакансии в Лайфхакере
Издание …

  • #1

Решил писать инструментальную музыку на заказ.
Больше интересует музыкальное сопровождение видеоряда. В основном работаю с симфоническим составом. Исполняю музыку виртуальными инструментами. Имею для этого необходимое оборудование.
Подскажите, куда обратиться в поисках заказов?
Спасибо!

  • #2

Подскажите, куда обратиться в поисках заказов?
Спасибо!

Вы будете смеяться,но всё очень просто :
Сделайте свой сайт(только хороший).Выложите свои работы.Продвигайте свой сайт в соц.сетях.Снимите ролик для you tube (видовая нарезка по вашей муз.теме ,это недорого),выложите. Если ваша музыка достойна внимания и вы сделаете всё вышеизложенное хорошо , то заказчики придут к вам и вам не придётся «обращаться в поисках заказа».
P.S. Ну и на аудиостоки в раздел «продакшн мьюзик» выложитесь, там оценка вашего таланта(музыкального и маркетингового) происходит быстро и очевидно (долларом).

  • #3

Видимо можно почитать в разделе форума — Бизнес и Право — Аудиостоки

  • #4

Deeper

Сейчас в сетях каждый второй себя считает композитором и поэтом….а если купил компьютер и скачал программу по мастерингу то уже даже предлагают услуги СТУДИИ))))) Наберитесь терпение и упорство ибо среди толпы пробиться не просто будет даже если вы и можете предложить что-то конкурентно способное.
По поводу стоков то да, это тоже то место где можно продавать свои работы но там нужно для началу изучить ЧТО это и как ЭТО работает.

  • #5

Решил писать инструментальную музыку на заказ.
Больше интересует музыкальное сопровождение видеоряда. В основном работаю с симфоническим составом. Исполняю музыку виртуальными инструментами. Имею для этого необходимое оборудование.
Подскажите, куда обратиться в поисках заказов?
Спасибо!

Есть профильное образование и какой исполнительский уровень владения инструментом (—ами)?

  • #6

Есть профильное образование и какой исполнительский уровень владения инструментом (—ами)?

Для написания аранжировки и продажи оной , (что и есть СУТЬ темы )….образование и владение инструментов являются только одной из частей составляющей ЧЕГО должен уметь делать аранжировщик и совсем это не относится к маркетинговой части вопроса.

  • #7

Добиться признания в сфере серьезной музыки без формального образования — сложно… Но пусть я лучше был бы хорошим музыкантом без образования, чем плохим с образованием. Конечно это крайности. В любом случае формальное образование — это только толчок и начало самообразования, иначе в нем нет смысла!
А хороший исполнитель редко может себя достойно продать! Всем известаня несправедливость.

Много интересного нашел тут. http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=43748

Кто из композиторов уже сделал себе сайт по которому работает? Есть такие на данном форуме?
Вроди правила форума не запрещают ссылку на свой сайт публиковать.
Поделитесь опытом.

Последнее редактирование модератором: 21 Фев 2013

  • #8

Deeper, [MOD]не создавайте несколько постов подряд, тем более с разницей в несколько минут — такие монологи приравниваются к флуду. Хотите что-то добавить — пользуйтесь фунцктей редактирования сообщений. Ваши посты объединены — на первый раз с предупреждением. [/MOD]

  • #9

хороший исполнитель редко может себя достойно продать

Если исполнитель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хороший, обязательно найдутся те, кто поможет ему достойно продаться. :biggrin:
Заниматься этим самому вовсе необязательно, лучше для начала сосредоточиться на главном — ведь продавать готовый продукт намного выгоднее, чем сырье…

P.S.

решил писать инструментальную музыку на заказ.

А этап «не на заказ» уже пройден?

  • #10

Прошу прощения за некорректное поведение на форуме…

«На заказ» — хотел бы, чтобы этот этап не проходил, как минимум, долго. )
На данный момент временно работаю звукорежиссёром в неизвестной теле-радио студии.
Небольшой начальный опыт работы на заказ был. Аранжировки писал. Сейчас заканчиваю работу над музыкой для социального видео ролика — случайная работа на студии.

Последнее редактирование: 21 Фев 2013

  • #11

Прошу прощения за некорректное поведение на форуме. Сомневаюсь теперь, что эта тема размещена в должном разделе…

Особой некорректности не замечено, достаточно не постить очередями :)
Ну, и никакой связи с местом размещения темы не видно. Что касается переноса — пока не ясно, куда и зачем. :biggrin: Может, товарищи предложат.

  • #12

Имею для этого необходимое оборудование.

не менее важно, иметь и необходимое портфолио-).

Подскажите, куда обратиться в поисках заказов?

как вариант, вот тут посмотреть http://www.filmmusic.net/job_listing.php
Ну а вообще, подобного в сети немало..

Кофф

Кофф

Composer,Songwriter


  • #13

Deeper, вы сейчас упускаете реальную возможность продвинуться в интересующем вас направлении.на этом форуме есть люди имеющие прямое отношение к теме(например г-н Сердцеедов который отписался в вашей другой теме)Выложите что-нибудь своё и возможно вам подскажут-стоит рыть дальше или лучше озаботиться полезной гражданской специальностью.
[OFF]Семья жена дети не за горами-их кормить надо.[/OFF]

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 5 минут. Придумали слова на музыку популярной песни; хотели бы отправить свое исполнение и чтобы его наложили на эту музыку (сами в минус не попадаем).

Нижний Новгород

Артисты

2023-05-23

Подробнее

Композиторы

Написать барабанную партию. Длительность записи: 4 минуты. Надо написать барабанную партию к песне.

Санкт-Петербург

Артисты

2023-05-22

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 2 часа. Необходимо написать ноты для саксофона (можно записать вживую, если Вам так проще), откликайтесь на запрос отправлю ссылку на яндекс диск с wav лупом на который нужны ноты, референс — The midnight- Days of Thunder.

Москва

Артисты

2023-05-19

Подробнее

Композиторы

текст. Длительность записи: 1 минута. Нужен текст гимна для Бегового клуба #наукабежит. Созданного в 2016 году в ВНИИНМ (предприятие ГК «Росатом»). Легкая атлетика, трэил, лыжные гонки.

Москва

Артисты

2023-05-19

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 10 минут. Дистанционно.

Санкт-Петербург

Артисты

2023-05-19

Подробнее

Композиторы

дистанционно

от 8000.00 руб.

Запись песни (музыки). Длительность записи: 3 минуты. Срочно! Нужна песня для IT компании и стих по барокко для десятиклассницы в школу Подробнее по телефону.

Москва

Артисты

2023-05-07

Подробнее

Композиторы

возможна работа на дому

договорная

Фильм. Длительность записи: 30 минут. Мне нужно обработать конвертированный звук с радужной сетчатки глаза.

Москва

Артисты

2023-05-04

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 1.3 минут. Оформить грамотно произведение.

Екатеринбург

Артисты

2023-05-04

Подробнее

Композиторы

Запись медитации. Длительность записи: 1 час. Добрый день! Необходимо написать 5 мелодий для медитаций (от 5 до 15 минут) + после этого свести мелодию с голосом. Мелодии достаточно типовые: расслабляющая музыка, звуки природы, спокойный ритм. Примеры: https://youtu.be/oMd3cpr2cZk https://youtu.be/kndqIj8Qgok После отклика обрисую задачу более подробно. Открыта к вашим предложениям. Благодарим!.

Санкт-Петербург

Артисты

2023-04-30

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 3.3 минуты. Написание музыки для программы фигуриста. Что бы движения, прыжки и вращения попадали в акценты музыки. Нужно будет придумать музыку под стиль катания спортсмена.

Москва

Артисты

2023-04-29

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 4 минуты. Сочинение разнохарактерных стриминговых песен.

Москва

Артисты

2023-04-27

Подробнее

Композиторы

возможна работа на дому

от 60000.00 руб.

Фильм. Длительность записи: 120 минут. Написать музыку для фильма — антиутопии.

Москва

Артисты

2023-04-21

Подробнее

Композиторы

возможна работа на дому

договорная

Короткометражный студенческий фильм. Длительность записи: 4 минуты. Саундрек к короткометражному фильму.

Москва

Артисты

2023-04-20

Подробнее

Композиторы

Саундтрек, оркестровая + электронная. Длительность записи: 2 минуты. Нужно довести до ума демку. Оркестровка+электронная музыка. Трек сброшу в личку.

Москва

Артисты

2023-04-19

Подробнее

Композиторы

дистанционно

от 500.00 руб.

Написать ноты. Длительность записи: 3 минуты. Нужно написать ноты для скрипки на песню Антона Токарева “Седьмой лепесток».

Москва

Артисты

2023-04-18

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 3 минуты. При встрече.

Казань

Артисты

2023-04-17

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 3 минуты. Есть слова песни. Нужно к ним написать музыку на фортепиано. Интересует цена и сроки???.

Ярославль

Артисты

2023-04-15

Подробнее

Композиторы

возможна работа на дому

от 15000.00 руб.

Написать песню. Длительность записи: 2.5 минуты. Мне нужно написать песню музыку аранжировку.

Подробнее

Композиторы

дистанционно

от 1000.00 руб.

Запись песни (музыки). Длительность записи: 5 минут. Необходим аккомпанемент, наиграть на фортепьяно примерную мелодию(возможно свое видение мелодии)напеть , и отправить мне запись . В хороший микрофон.

Москва

Артисты

2023-04-11

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 3 часа. Есть бит и нужно обработать вокал, наложить бит и полностью создать музыку под песню.

Приморский край

Артисты

2023-04-08

Подробнее

Композиторы

Нужен педагог по записи музыки нотами молодому композитору. Длительность записи: 1 час. Как быстро и правильно записывать свою музыку нотами, используя специальные программы.

Москва

Артисты

2023-04-07

Подробнее

Композиторы

Музыка для медитаций, визуализаций, трансовая гипнотическая для коммерции. Длительность записи: 1 час. Музыка для медитаций визуализации гипнотическая трансовая на 30 мин. для коммерции. С последующим наложением голоса.

Москва

Артисты

2023-04-06

Подробнее

Композиторы

возможна работа на дому

договорная

Запись песни (музыки). Длительность записи: 24 часа. Нужно написать музыку на стихи.

Новосибирск

Артисты

2023-04-03

Подробнее

Композиторы

Запись песни (музыки). Длительность записи: 60 минут. Хочу научится делать треки как у dj мясо или plgthg примеры прикрепляю https://www.youtube.com/watch?v=ulib_CBrNaA&list=OLAK5uy_mgMCSV4zg1iSLfg-BorhdniXXG4igm-Wc.

Москва

Артисты

2023-03-30

Подробнее

Композиторы

дистанционно

от 500.00 руб.

Фильм. Длительность записи: 3.05 минуты. Дипломный мультфильм, анимация готова, под действие фильма Нужна музыка, больше инструментал По настроение — меланхоличная, лерияная без слов или с неразборчивыми словами Пример : the refuses — Rosa Аффинаж — Ванечка.

Москва

Артисты

2023-03-26

Подробнее

Часто задаваемые вопросы

Как найти заказы для специалистов по профилю композиторы в России?

Вы оказываете услуги по специализации композиторы и ищете клиентов в России? Пройдите быструю регистрацию, найдите подходящий для себя заказ и получайте выплаты ежедневно

Сколько актуальных вакансий по специализации композиторы размещено на сегодня?

На май 2023 года мы разместили 52 вакансий и заказов на композиторов в России. Оставьте свой отклик на одну из них уже сегодня и зарабатывайте от 5050.00 рублей с заказа

Что делать, если вакансий и заказов по композиторам мало?

Мы ежедневно обновляем и добавляем свежие вакансии по композиторам в России. Кроме того вы всегда сможете найти подходящую работу на удалённой основе в другом регионе

Как композитору найти работу в киноиндустрии? В каком настроении лучше всего сочинять? Чему учат композиторов в Московской школе кино? На эти и другие вопросы наших подписчиков ответил композитор кино («Ночной Дозор», «Время первых») Юрий Потеенко. 

Юрий Анатольевич Потеенко — композитор кино (более 80 картин, в том числе «Ночной Дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Время первых»), четырежды лауреат национальной кинематографической премии «Золотой орел» за музыку к фильмам Ф. Бондарчука «Обитаемый остров» (2010г.), «Белый тигр» К. Шахназарова (2012г.), «Батальон» Д. Месхиева (2015), член Союза композиторов СССР, член Союза кинематографистов России, куратор и преподаватель программы «Композитор кино» в Московской школе кино.

— Здравствуйте, Юрий Анатольевич!

Для начала разберемся с терминологией. Человека, который пишет музыку, можно назвать композитором, композитором-песенником, бардом, сонграйтером. В молодежной культуре чаще говорят: делать музыку. В рэп-культуре вместо слова «композитор» говорят «битмейкер». Как объяснить бабушке простыми словами, чем один создатель музыки отличается от другого? И каждый ли, кто тем или иным образом сочиняет, пишет или делает музыку, может делать это для кино?

— Добрый день!

С моей точки зрения, создатели друг от друга ничем не отличаются. Они все одинаковы. Но сегодняшний мир музыки очень многообразен, многолик и многожанров. И работа в том или ином жанре требует от композитора определенной специфики. Например, чтобы сочинять песни, нужно иметь талант композитора-песенника. Уметь сочинять мелодию, которая легко ложится на слух, запоминается. Это очень простая форма, она доступна, понятна широкому кругу слушателей. И не каждый композитор обладает этим талантом.

Человек, который работает в рэп-культуре, — физиологически находится в этой эстетике. Он — плоть от плоти этого жанра. И знает его специфику, работая внутри него.

А кино — это очень широкая область, в которой чаще всего востребованы многие жанры. Кино многолико. И поэтому человек, сочиняющий для кино, так или иначе, должен обладать более широким спектром талантов, чем во всех остальных отдельно взятых отраслях. Он обязан быть универсальным. Уметь и песню написать, и симфоническую музыку, и оркестровку сделать. И создать музыку для камерного, и для оркестрового состава, и для сольного инструмента. Это — мультиспециалист — человек, который пишет музыку в кино.

— То есть не каждый, получается?

— Конечно, не каждый!

— Написание музыки к фильму — это всегда определенный алгоритм? Например, сначала читаем сценарий, потом разговор с режиссером, осматриваем снятый материал, а потом только пишем музыку?

— Схематически все правильно! Разговариваем с режиссером, читаем сценарий, смотрим отснятый материал. Работаем вместе с режиссером, понимая, где должна, где не должна быть музыка, какой она должна быть и так далее.

Но этот алгоритм часто может нарушаться. В зависимости от того, как поставлена работа с режиссером. Иногда музыка нужна перед картиной. Иногда музыка нужна тогда, когда только кино снимается. Но чаще всего музыка начинает писаться тогда, когда фильм уже отснят и есть уже первые видео материалы. Но это всегда разные алгоритмы.

— А какими качествами характера должен обладать именно кинокомпозитор?

— Я не знаю, какими качествами характера он должен обладать. 

Кинокомпозитор должен быть человеком талантливым и уметь сочинять музыку — это самое главное! 

А качества характера ему простят, если он сочиняет хорошую музыку.

 Если он сочиняет плохую музыку, то никакие качества характера ему не помогут.

— Какое образование помогает писать музыку для кино, а какое, наоборот, может мешать? Например, если у меня есть эстрадно-джазовое образование или я самоучка рок-композитор, стоит мне пробовать себя в киномузыке?

— Всегда стоит что-то делать и пробовать себя и в киномузыке, и в джазе. Но если вы специалист в рок-музыке, то будете работать в тех проектах, которые связаны с рок-музыкой. В противном случае вас могут попросить написать кусочек симфонической музыки, а вы окажетесь некомпетентны. А если вы — специалист по джазу, вас будут приглашать в те проекты, в которых так или иначе будет актуальна тема джаза. Но, опять же, вы будете находиться в узком кругу тех возможностей, которые продиктованы вашим образованием.

— А обязательно композитору уметь писать музыку с помощью компьютерных программ?

— Музыка не пишется с помощью компьютерных программ, музыка записывается, или фиксируется с помощью компьютерных программ. А сочиняется она всегда в голове, для этого компьютер не нужен. Для этого даже инструмент некоторым людям не нужен.

Появление музыки — это процесс, который происходит внутри нашего организма, внутри нашего сознания, внутри мозга. А способы воплощения могут быть разные: на фортепиано, в оркестре, на синтезаторе.

Это вопрос технологии. Вот и все. Это не связано с процессом создания. Но для современного кино знание современных компьютерных технологий необходимо — без этого нельзя.

— В своих интервью вы говорили, что работы для композитора много, просто не все композиторы владеют ремеслом и соглашаются работать на заказ. В чем заключается ремесло композитора? И где могут работать кинокомпозиторы, кроме кино?

— Кинокомпозиторы, кроме кино, могут работать везде! Они могут заниматься концертной деятельностью. И у нас есть очень много примеров, когда композиторы сочиняют камерную музыку и выступают со своими оркестрами в концертных залах. Есть примеры концертов, в которых исполняются саундтреки, — это очень распространенная практика среди голливудских композиторов.

Что такое композиторское ремесло — это перечень наиболее важных профессиональных практик, относящихся к умению работать с музыкальным материалом, которыми любой композитор, работающий в кино, должен обладать. Этот список может быть шире, а может быть уже. Но он всегда довольно широк. Это способ работы с музыкальным материалом при помощи определенных профессиональных навыков.

— Например.

Ну, например, умение из простой мелодии сделать расширенный эпизод симфонического развития. Или умение сделать аранжировку другого музыкального эпизода для исполнения его, например, силами струнного оркестра. И наоборот: скажем, какую-то большую симфоническую партитуру в определенный момент уметь переосмыслить и исполнить двумя сольными инструментами. Или исполнить голосом. Эти навыки и есть это самое ремесло. Умение делать аранжировки, оркестровки, воссоздание требуемой музыкальной стилистики, и многое другое.

— Опишите, пожалуйста, один типичный рабочий день кинокомпозитора. Из каких задач, процессов, встреч он состоит? Это работа на улице, в студии? И сколько часов длится один рабочий день?

— Вы знаете, все по-разному. Самый приятный рабочий день — это когда проснулся и никто тебе не звонит. Это самое большое удовольствие. Как выглядит рабочий день: ну, как правило, проснулся и сел работать, пока мозги свежие. Пытаешься отключить телефон, по крайней мере, до какого-то времени. Потом уже после обеда становится хуже — звонки одолевают, приходится включаться в жизнь. А поскольку работать и говорить по телефону одновременно невозможно, то эти вещи приходится разносить в разные стороны.

Как пошли телефонные звонки, работа кончается. Поэтому самое приятное время работы — это или ночь, или раннее утро до обеденного времени. Днем — какие-то дела, вечером — обязательно встречи в студии. Дни иногда похожи друг на друга, иногда не похожи — в этом и прелесть.

Композитор Юрий Потеенко

— А на какую зарплату могут рассчитывать начинающие кинокомпозиторы? До каких цифр дохода можно вырасти? И примерную вилку зарплат, от и до?

— Вырасти можно до любых значений. Это все зависит от отдельных качеств каждого композитора. А на какую зарплату они могут рассчитывать — ну, это та, на какую они рассчитывают, а сколько им заплатят — это сколько им заплатят. (смеётся)

— В этом бизнесе кто устанавливает уровень зарплат? Например, я начинающий кинокомпозитор, ко мне приходит режиссер. Я сама должна ему сказать: я напишу тебе музыку к этому фильму за миллион рублей, или там за сто тысяч? Или это он мне говорит, а я уже соглашаюсь или нет? Кто диктует?

— Он вас сведет с человеком, с которым вы будете решать все финансовые вопросы. И вы расположитесь друг напротив друга и через короткое время достигните согласия. Либо он назовет — и вы не согласитесь, либо вы назовете — он согласится. Либо он скажет: у нас есть такие-то возможности — вы согласны? Вы скажете: да, я согласна. Или скажете: нет, я не согласна.

— А какие примерно расценки на рынке? Чтобы мне как начинающему не испортить себе сразу карму. Может, я скажу: миллион. А миллион для этого рынка — это очень много. Они скажут: нет, вы извините, вы нам не подходите. А я очень хочу. Или я скажу: десять тысяч. А десять тысяч — это очень мало. И я могла бы получить больше за эту работу, это принято на этом рынке. Как мне? В каком диапазоне плавать?

— Ну, об этом нужно разговаривать с продюсерами и с финансистами. Я большей частью специалист по бемолям и по диезам. (смеётся)

— То есть это индивидуально? У каждой картины свои расценки?

— Нет, у каждой картины есть свои финансовые возможности, которыми распоряжается продюсер. Каждый режиссер, приглашая композитора, знает, какой у него бюджет есть на музыку. И, руководствуясь возможностями и здравым смыслом, приглашает того или иного композитора.

— Вот начинающие — эта сумма у них какова? Гонорар за фильм — сколько?

— Не знаю. Когда я был начинающим, были совершенно другие суммы. Сейчас не знаю.

— А какие есть перспективы карьерного роста?

— Никаких! В кино нет карьеры роста у творческого человека. Это работа от начала и до конца: с молодости до пожилого возраста. Возможны достижения творческие, художественные – они же не выражаются в карьерном росте, как если бы тебя перевели с должности оператора на должность старшего оператора. Нет никакого карьерного роста. Есть твое имя и твоя работа. И творческий авторитет. По-моему, для творческого человека это больше чем карьера.

— А какие есть ограничения, сложности у профессии?

Ну, если слух потеряешь, то не сможешь дальше работать.

— А еще какие-нибудь?

— Ну, не знаю… Какие могут быть ограничения? Проснулся, а музыки в голове нет. Ужас!

— Творческий кризис?

— Ну да! Ужас! И что? Подходит время — надо сдавать музыку, а ее нет. А в голове пусто. Тогда это будет ограничение. Но пока с утра проснулся и чувствуешь, что там еще что-то звучит, — все, жизнь продолжается.

— А как композиторы ищут себе работу? В открытом доступе очень редко попадаются вакансии: «Требуется композитор».

— Для начала нужно сделать какой-нибудь свой проект. После этого вашу работу так или иначе заметят — друзья по цеху, коллеги, товарищи, режиссеры. Если это было хорошо — у вас будет еще работа. Вас будут приглашать, и таким образом вы наработаете свои связи, своих партнеров и заказчиков. И поклонников, может быть!

В интернете невозможно эту работу получить. Нужно войти в этот мир. Так же, как и везде. Нужно показать, на что ты способен и что можешь. После того, как тебя увидят, поймут и оценят — будет работа.

— А как первый проект найти?

А первый проект — у всех по-разному. Это как первое свидание. Вот как оно происходит? По-разному. Иногда люди встречаются на школьной скамье. Один закончил консерваторию, а другой — ВГИК: старик, не напишешь мне музыку к моей дипломной работе? Написал. Потом пошло-поехало дальше.

Иногда какой-нибудь приятель познакомил с режиссером, а ты оказался вдруг музыкантом. Первое свидание с режиссером — это все дело случая.

— А вот ваш первый проект, первая картина как это было?

— Я был студентом консерватории. У меня был приятель, студент ГИТИСа, который мне сказал: моя однокурсница делает дипломную работу и ищет композитора, который напишет ей музыку к кино. Эта работа не оплачивается. Это дипломная работа.

— Напишешь?

— Да! Написал!

Потом еще такая же работа. Тоже дипломная работа ГИТИСа. Потом сочинял музыку к дипломному спектаклю студентов ГИТИСа. Потом играл на рояле, сопровождая немое кино в «ИЛЛЮЗИОНЕ», потом постепенно пришла и другая работа, за которую стали платить деньги. И так постепенно, постепенно…

— Вошли.

— Да. Ну, я мечтал давно очень. 89-й год — первая работа.

Кинокомпозитор Ю.А. Потеенко

— Скажите, пожалуйста, зачем человеку, пишущему музыку, образование? Казалось бы: написал, показал слушателям, если все одобрили — всё, ищи дальше себе работу. Зачем учиться?

—Тут есть некорректность в самом вопросе: «Зачем человеку, пишущему музыку, получать образование?». Мы же употребляем слово «пишущему». А пишущему – это как?

— Сочиняет вот — есть фортепиано или гитара.

— Сочиняет или пишет?

— Сочиняющему, да.

— Сочиняет. А процесс сочинения — вот он сочинил в голове. А каким образом он ее показывает?

— Ну, например, он окончил музыкальную школу — талантливый парень или девушка, и он умеет записывать. Знает нотную грамоту. Сочиняет и записывает. Сочиняет на фортепиано инструментальные композиции и записывает нотами. Освоил Cubase. Записывает в Cubase, аранжирует, все это делает, но самоучка. Нужно ему учиться?

— Учиться нужно всегда. Я никогда не верил и не верю в то, что можно что-то делать профессионально, не имея образования. Вот, например, можно писать романы, не зная грамоты, языка? Можно писать роман, не зная орфографии, знаков препинания? Хороший это роман? Возьмут его в издательство? Нет!

Можно сочинять музыку, не зная нотной грамоты? Человек знает ноты, он окончил музыкальную школу — может ли он написать грамотную партитуру? Не может! Даже если он 10 музыкальных школ закончил — он партитуру грамотно никогда не напишет. Для этого нужны специальные знания.

Есть один случай, когда композитор, не зная нотной грамоты, может написать сочинение — этот случай выглядит следующим образом: у этого композитора есть грамотные знакомые, которые вместо него напишут эту партитуру. Вот тогда он будет «великим композитором». А те люди, которые ему сделают, будут неизвестными, случайно нанятыми рабочими.

— То есть можно, например, если я хорошо пишу мелодии, я мелодист?

— Да, сочините мелодию.

— А потом отдаю…

— Найдете человека, да.

— Другому человеку.

— Да. Но для этого вы должны быть очень состоятельным человеком. Потому что это все стоит недешево. Люди, профессиональные, которые умеют это делать, очень высоко ценят свой труд. И вы будете бесконечным инвестором. Будете вечно платить за радость осознания своего авторства, на самом деле, имея к нему сомнительное отношение.

— Обычно кинокомпозитор сам весь процесс делает? Он не отдает кому-то оркестровать или аранжировать? Если он взял фильм, он пишет полностью сам?

— Кинокомпозиторов много. Мы знаем голливудских композиторов, которые не все делают всё сами. И знаем других, которые полностью автономны. Вопрос в бюджете. Что лучше? Не знаю.

Я никогда ни к чьей помощи не обращался. Но есть много людей, и в том числе большие голливудские композиторы, которые пользуются услугами оркестровщиков, аранжировщиков, саунд-дизайнеров и так далее. Это индустрия. У них есть большие бюджеты, они могут приглашать третьих лиц. В нашем кино такого нет. Если ты это не умеешь что-то делать из необходимого, то пригласят другого, который умеет это делать.

— Вернемся к теме образования: почему в консерваториях предлагают учиться 5 лет, а у вас в Московской школе кино — 1 год программа идет? В чем секрет?

— Секрет в том, что в консерватории за обучение студентов платит государство. А у нас человек сам оплачивает своё образование. Если мы сделаем 2 года — это будет очень дорого, и для многих непосильно. Поэтому стараемся найти оптимальную форму в рамках одного года, при которой мы сможем как можно больше дать человеку.

— А объем предметов, которые изучают в Московской школе кино и в консерватории… это разные или те же самые?

— Это абсолютно разные вещи, учитывая специфику. У нас, как сейчас говорят, всё заточено на киноиндустрию. Все навыки и знания касаются практики работы в кино. А консерватория занимается более широкими вещами, глобальными, научными, более философскими, системными с точки зрения обобщения всего музыкального творчества.

А мы занимаемся узко поставленными задачами индустрии. И всем необходимым, что для этой индустрии нужно.

— А есть ли возрастные ограничения при поступлении на вашу программу?

— Как таковых нет. Но если к нам придет какой-нибудь человек в возрасте за 70 и захочет просто посидеть послушать – ради бога, мы не против. Но смысл?

— А самый ранний порог какой? В 15 лет вы берете, 9-10 класс?

— У нас не было пятнадцатилетних. Если они придут, мы подумаем.

— А можно ли поступить к вам, в Московскую школу кино, имея за плечами только 11 классов общеобразовательной школы и диплом об окончании музыкальной школы?

— Дело не в том, что у вас есть все эти дипломы, а в том, что вы знаете и умеете. Если вы знаете нотную грамоту, играете на рояле и музицируете, — можно об этом подумать и рассматривать этот вопрос. Если у вас есть диплом училища, но вы на собеседовании не продемонстрируете своих творческих навыков – это не будет гарантией вашего поступления.

— В принципе, образование — что я закончила консерваторию, училище или школу при поступлении в Московскую школу кино особой роли не играет?

— Особой роли не играет — все дело в человеке. Что он может и на что способен.

— А как вы проверяете на вступительных экзаменах?

— Творчески общаемся, в том числе за инструментом. Слушаем, что человек умеет, что он нам приносит, показывает.

— То есть нужно прийти уже подготовленным? Принести что-то с собой?

— Конечно! Если он считает себя способным сочинять музыку, значит, он должен что-то принести, показать собой сочиненное. Если у него нет ничего — как можно судить, о чем разговаривать? 

— Как обычно? Три разнохарактерные пьесы? Или достаточно одной?

— На самом деле, достаточно что-нибудь одно послушать — и уже есть представление о том, что человек может.

— Если я собираюсь прийти к вам на вступительные экзамены, мне как нужно подготовиться? Представить какое-то одно свое сочинение?

— Придете, что-нибудь покажете. Сыграете свое сочинение. Потом продемонстрируете свои знания музыкальной грамоты, элементарной теории музыки.

— Это будет по билетам, или как этот процесс проходит?

— Нет. Это все носит форму собеседования. Самая надежная, самая правильная, с моей точки зрения, самая объективная форма. Вернее, самая субъективная, которая является самой объективной для нас.

— А слух как-то проверяют? Диктанты?

— Слух проверяется. Не обязательно диктанты писать. Достаточно человека попросить сыграть что-нибудь — и сразу все понятно: есть у него слух или нет.

— А еще такой вопрос от подписчика нашего: если у меня уже есть высшее образование музыкальное, я пишу музыку и знаю Cubase, но хочу специализироваться именно на кино (композитор), есть ли смысл пойти учиться к вам на программу? И не будет ли скучно в одной группе с начинающими?

— То, что скучно не будет в одной группе с начинающими, это точно. Мы занимаемся тем кругом вещей, которые в высшем музыкальном заведении не проходят. Все равно придется начинать с чистого листа. По части осознания, понимания роли и задачи музыки. Это все по-другому. Индивидуально к каждому предъявляются разные требования.

Если человек подкован, прогрессивен, то и требования к нему будут другие.

— А сколько у вас в группе человек?

— 18 человек.

— Группа небольшая, можно и индивидуально подойти?

— Конечно.

— А если наоборот: я пишу музыку с помощью компьютерных программ, но не знаю нотной грамоты? Возьмете?

— Нет!

— То есть сначала нужно освоить нотную грамоту?

— Ну, как вас можно брать в писатели, если вы букв не знаете? Ну, проведите параллель!!

— Сейчас же много молодежи сочиняют, вернее, конструируют музыку с помощью компьютерных программ.

— Это не имеет никакого отношения к музыкальному творчеству. Это имеет отношение к молодежной субкультуре, но не к профессиональной деятельности.

Вы можете быть замечательным рассказчиком анекдотов, но вы не можете быть студентом литературного института, если вы не знаете русского языка и не умеете писать. Вы можете быть даже очень известны и популярны, может, даже вам звание какое-нибудь присвоят. Но вы от этого не станете писателем. Вы все равно должны знать буквы и уметь составить, написать предложение: «Вошел в лес. Точка. Нашел гриб. Точка».

— То есть сначала освоить ноты, потом приходить уже?

— Да, сначала ноты.

— А расскажите, пожалуйста: как построен учебный процесс на вашей программе «Композитор кино» в Московской школе кино?

— Учебный процесс представляет собой план изучения различных дисциплин. Среди них гармония, контрапункт, оркестровка, аранжировка, история кино, история права. И специальные лекции по технологии Cubase и так далее. Практическая деятельность, практические работы, связанные с написанием музыки к кино, к сериалу, к документальному фильму, к рекламному проекту. Вот это все является составляющими этой программы, по которой проходит обучение.

— А можно ли совмещать учебу в Московской школе кино с работой или учебой в другом вузе?

— Можно! Если вы найдете время и возможность, то совмещайте.

— А из-за чего могут отчислить с вашей программы?

— У нас не было таких случаев. Ну, из-за чего могут отчислить? Из-за аморального поведения. Больше не из-за чего.

— Если я диплом не сдаю, это отчисление или…?

— Нет, вы просто не получите этот диплом. Вы получите справку о том, что вы закончили курсы. Но у вас не будет диплома и отметки о пройденных дисциплинах и сдаче.

— А вот дипломная работа — я должен сам найти фильмы или как-то предоставляет Школа? Что: вот Вася, снимает фильм, вот ты будешь писать под него музыку?

— Нет, все студенты получат уже готовые куски видео, под которые нужно будет написать музыку. Когда снимается фильм, композитор на площадке не нужен. Он нужен тогда, когда уже есть какие-то первые материалы, тогда он может прикладывать свое мастерство к этому изображению.

— Вот эти видеоматериалы будут выданы студентам?

— Да, предоставлены!

— А помогает ли Московская школа кино с трудоустройством композиторам, окончившим ее?

— Помогает, конечно!

Это не декларировано в наших задачах, но это является естественным следствием процесса обучения, которое помогает появиться каким-то творческим знакомствам с другими людьми. Если человек себя хорошо зарекомендовал, его кандидатуру можно предложить на какой-то проект. Так на практике и происходит. Мой сокуратор Николай Скачков сегодня как раз и говорил, что определенный процент наших студентов – это около 40% – после предыдущего курса обучения получили работу в индустрии.

Композитор, преподаватель Московской школы кино Ю.А.Потеенко

— Юрий Анатольевич, давайте поговорим о вас, о вашей жизни. Начнем с детства. Кем вы мечтали быть в детстве?

— В детстве я мечтал быть хирургом. А потом хотел быть водителем-дальнобойщиком.

— Про музыку вообще даже не думали?

— Нет. Я просто учился в музыкальной школе, но я об этом не думал.

— А когда пришла эта идея про музыку, композиторство?

— Ну, на самом деле, я никогда не сомневался в этом. Я всегда знал, что буду связан с музыкой, буду музыкантом. Потому что с музыкой я с 5 лет.

— А какое образование вы получили?

— Музыкальная школа, музыкальное училище при консерватории, Московская консерватория им. П.И. Чайковского.

— А чем вас привлекла профессия именно композитора в кино?

— Тем, что я кино всю жизнь любил. И сам факт причастности к этому волшебному процессу, который потом происходит на экране, заставлял сердце биться учащенно. Всегда хотелось работать в кино.

— А в детстве что-то пробовали писать?

— Для кино?

— Да!

— Нет, конечно! И в голову не приходило. Там же написано все.

— Свою версию.

— Нет. Зачем?

Своя версия? Она (музыка в фильме) уже написана. Надо делать всегда то, что кто-то еще не сделал. А то, что уже сделали, зачем переделывать? Вообще, всегда надо делать что-то свое. Ведь то, что сделано раньше, — все равно лучше.

И практика показывает: в истории кино есть много фильмов, снятых в разное время на один и тот же сюжет. Среди них есть снятые в последние два десятилетия, и, объективно говоря, совсем неплохие. Но вся критика и зрительская аудитория однозначно утверждают, что старый фильм был на порядки лучше. Хотя он может быть и не лучше. Но так устроен наш мир: то, что мы в детстве видели, всегда воспринимается как что-то лучшее. В детстве и деревья были более высокими, и листья зелеными, не то, что сейчас.

Поэтому переделывать что-то — это тратить свое время. Как правило, ремейк можно делать тогда, когда преследуешь совершенно другую цель или меняешь идею. Пользуешься тем же материалом, но меняешь идею и делаешь это совершенно по-новому. А если переделывать что-то просто ради процесса, — ну какой смысл?

Это единственный способ обозначить свое имя в интернете. А что толку? Какой практический смысл в этом? Да никакого! Это только свидетельство своей беспомощности — не более того. Умеешь что-то делать — сделай, покажи. Только свое сделай!

— Расскажите про вашу первую картину. Как вы писали? Вас кто-то обучал? У вас был учитель, который говорил, как нужно именно для кино писать?

— Нет. Я тогда не писал как для кино. Я писал просто музыку.

— Как пишется, да?

— Как пишется, да.

Тогда еще не было таких разделений — что в кино принято, что не принято. Вот как бог на душу положил — так и писал. Режиссер соглашался.

— Вспомните, пожалуйста, какие ошибки вы совершали на своем профессиональном пути?

— Ошибок было много. Но роковых не было. Ну, какие ошибки? Неправильно, невежливо разговаривал с режиссерами? Нет! Всегда вежливо. Всегда делал все в срок. Да не знаю, какие ошибки. Ну, таких, про которые можно было бы сказать: это было моей ошибкой и это перевернуло всю мою жизнь, – такого не было.

— А именно музыкальные какие-то?

— Ну, какие могут быть ошибки?

— Ну, какому-то персонажу грустному написали веселую партию?

(Смех.)

— Такое, конечно, бывало. Значит, режиссер неправильно поставил задачу. Если режиссер правильно ставит задачу, то композитор делает то, что должен делать.

— Какими проектами вы любите больше всего заниматься? Имеется в виду картинами.

— Новыми!

— А по жанрам?

— Жанры я все люблю, кроме комедии. Вернее, комедию тоже люблю, но комедия — очень сложный жанр. Хороших, приносящих радость, по-настоящему талантливых, пальцев одной руки хватит за всю историю кино перечесть. А многие современные комедии меня не трогают. Не знаю…

Наверное, это не совсем моё. Мне бы драму, мне бы слезы, мне бы эпос.

— Расскажите, пожалуйста, о своем опыте работы с зарубежными компаниями, что понравилось, а что нет. И почему вы предпочли жить в России и работать над отечественными фильмами?

— Опыт мой работы с зарубежными компаниями небольшой, его на пальцах можно перечесть. Но он очень познавательный и очень важный, определяющий. В первую очередь, с точки зрения понимания отличий нашего кинопроизводства от западного. Есть возможность проанализировать, в чём наши недостатки, а в чём наши бесспорные преимущества.

Это очень важно — это повлияло на всю мою последующую работу. Но комфортнее мне все равно находиться здесь. Есть очень много моментов творческого свойства, делающими работу на родине удобнее и продуктивнее.

— По данным «Википедии», каждый год вы пишете музыку как минимум к одному фильму. А в некоторые годы — даже по 6-7 картин.

— У меня не было ни одного года, чтобы я писал по одному фильму. У меня всегда по нескольку фильмов в год. А то, что в «Википедии» годы указаны – это то, что мы можем работать два года над картиной, а потом она выходит и ей пишут, например, 2012 год. А мы ее делали на самом деле с десятого по двенадцатый. Поэтому происходят такие смещения.

На самом деле этот процесс одинаковой интенсивности. В среднем 4-5 картин в год.

— Это реально — одному человеку, не используя оркестровщиков и аранжировщиков?

— Ну, вот видите. Получается же.

— Как вы находите время для написания музыки при довольно плотной педагогической нагрузке?

— По-разному. Ночи есть — это спасает. Иногда уже сил не хватает ночью. Ну, как? Как мы все успеваем? Как-то стараемся отделить более важное от менее важного. Вовремя стараемся сделать — то, что должны сделать. Что-то оставить на потом. Где-то не успеть, потом доделать. Ну, жизнь реальная, как иначе?

— Есть ли у вас какие-то свои секреты личной эффективности? Чтобы выдерживать такой сложный напряженный темп? Может, обливаетесь холодной водой? Или музыка?

— Нет, секретов эффективности нет. Есть пожелания и надежда. 

Для того, чтобы сочинять музыку, все должно быть внутри и вокруг прекрасно. 

То есть должны быть теплые отношения со всеми близкими. 

В жизни не должно быть никаких потрясений, страданий, потерь, утрат. 

Это все выбивает. Важно находиться в хорошем тонусе и прекрасном настроении. 

Грусть и страдания не совместимы с творческим процессом.

— Разве грустное состояние не помогает писать грустную музыку для драмы?

— Нет, не помогает.

Я помню, еще в юности, читая книгу «О музыке и музыкантах» Артура Онеггера, (французский композитор XX века, один из членов французской «Шестерки»), впервые прочел в ней мысль, что сочинять можно только в прекрасном расположении духа, а тот, кто пишет музыку со слезами на глазах,— безбожно врет.

Мне тогда эта мысль показалась интересной, но я еще до такой глубокой степени не осознал всю ее справедливость. А когда стал взрослее — абсолютно убедился в том, что всякая музыка, сочиненная в состоянии грусти, печали, утраты, — это все, знаете, вранье.

— Почему? Человек же выплескивает это свое, что сейчас болит. Раскрывается и выплескивает свое состояние.

— Нет. Здесь совершенно другие механизмы работают. Человек, для того чтобы повествовать о чем-либо, должен быть абсолютно нейтральным и «чистым». Возьмите Пушкина — вы не найдете ни одной эмоциональной сцены, он всегда стоит «над». Вы должны переживать, а не автор.

Вам кого интереснее слушать, какого собеседника? Того, который повествует? Или того, который у вас на глазах плачет, рвёт на себе рубаху и просит сочувствия?

Вы интуитивно будете отстраняться от того человека, который просит сочувствия. И то же самое ощущение у вас будет от музыки, которая написана в состоянии горечи. Она будет тяготеть к слезливой, сладковатой грусти.

Это ЕГО грусть, не ВАША. Это неправильно.

— Есть такое мнение, многие композиторы говорят: это не моя музыка, я всего лишь передатчик, я расслабился, соединился с космосом, и вот снизошло на меня, и я просто записал. Вы согласны с этим?

— Вы знаете, что такое мания величия? Это как раз ее пример.

— Что это не моя музыка?

— Представьте себе: вы грамотный человек, вы владеете русским языком, пишите письма, пишите статьи и так далее. Придет к вам ночью Пушкин, и расскажет вам сюжет своего неопубликованного.

Вы сможете потом встать, взять бумагу и написать этот роман? Не сможете! Потому что наши мозги разделены на две абсолютно независимые друг от друга зоны. Одна зона творит. А вторая рационально воплощает. Вы сочинили музыку, потом вам ее надо сыграть. Вы написали роман, в голове вам кто-то нашептал, потом вам нужно его записать. И если у вас нет навыков записи, вы никогда в жизни этого не сделаете.

Режиссер очень часто бывает и автором сценария. Режиссер — человек, творческий, одаренный. Он его видит и слышит. Но редкий режиссер может написать сценарий самостоятельно. Для этого ему понадобится человек с профессиональными навыками изложения мыслей и действий в литературной форме, который все то, что ему рассказал режиссер в восторженной, эмоциональной форме, изложит в написанном виде с учетом экранного времени в чётких стандартах написания сценария.

Умение записать музыку — это вторая часть. И поэтому разговоры о том, что мне напели, а я проснулся и сделал все, — это все неправда. Я совершенно серьезно вам говорю.

— То есть музыка всегда авторская и композитор ее из себя…

— Конечно!

Даже если к вам кто-то придет ночью и напоет вам гениальную тему, максимум, что вы сможете сделать, это напеть ее еще кому-нибудь. Для воплощения этой темы в виде какого-то конкретного опуса (в нотах ли, в записи ли), нужны люди с профессиональными знаниями и навыками. Без этого не бывает.

Юрий Анатольевич Потеенко в Московской школе кино

— Как вы себя поддерживаете в профессиональной форме? Какие книги читаете? Может, обучаетесь, мастер-классы берете?

— Нет, мастер-классы не беру, но постоянно слушаю музыку, читаю, возвращаюсь к классике. Что-то перечитываю. Стараюсь себя постоянно загружать новой информацией.

Чем больше слушаешь великой музыки, тем больше отдаешь себе отчет в том, что прогресса в искусстве не бывает. Эту мысль еще в консерватории нам озвучил один из профессоров.

Когда я слушаю записи Гленна Гульда с Леонардом Бернстайном, молодого Гульда, играющего d-moll-ный концерт Баха, а потом слушаю концерт из Carnegie Hall, где Филип Гласс играет на рояле свои сочинения, я понимаю, что существует чудовищная деградация в душах и умах.

Поэтому, с этой точки зрения, наша задача — как можно дольше постараться удержать профессиональный и художественный уровень, остатки которого еще в нашей памяти.

— Что можете посоветовать молодым композиторам почитать, посмотреть, чем вдохновиться?

— Читать классику и слушать великую музыку. Тогда будет понимание — что хорошо, а что плохо. Без понимания «хорошо и плохо» — жить нельзя. Наш мир так устроен: у нас есть зима-лето, есть день-ночь, добро и зло. Есть добродетели и пороки. Мы живем в мире контрастов.

Каждый человек внутри себя должен понимать — что с его точки зрения ему комфортно, а что нет. А это порой бывает очень трудно. Я знаю много людей, которые слушают все подряд, — им всё нравится, и все прекрасно. Для того, чтобы работать профессионально, нужно иметь сферу своих предпочтений и сферу своих негативных представлений о чем-то.

Понимание приходит через классику. Когда ты смотришь на великие скульптуры или полотна — ты волей-неволей формируешь свою оценку, в том числе, современного искусства.

— А на тему киномузыки — какие книги посоветуете? Чтобы приблизиться композитору к теме кино?

— Для этого книги не нужны. Надо смотреть кино и слушать хорошую музыку.

— Кто ваш любимый композитор из композиторов в кино?

— Бах. Очень много музыки Баха использовано в кинематографе.

— А из современных? Может, ваших коллег?

— У меня есть 3-4 фамилии голливудских композиторов, которые, с моей точки зрения, очень хороши. Я о них часто говорю — это, прежде всего, Джон Уильямс, классик и отец американского кино, неподражаемый, великий мастер.

Из современных композиторов, которые сейчас работают в кино, опять же, это личное мое мнение, самый многоликий, человек, обладающий универсальными качествами, талантливейший, образованный — это Джеймс Ньютон Ховард. Есть много разных композиторов, которые симпатичны мне в той или иной степени. Но вот этих двоих людей, которых я назвал, выделил бы отдельно. Был бы рад считать их коллегами.

— Вернемся к теме работы, она очень животрепещущая. Скажите, как не надо искать работу молодым начинающим кинокомпозиторам? И как надо? Например, многие композиторы отправляют свои записи на радио. «Пожалуйста, послушайте, поставьте запись в эфир». Вот так надо или так не надо?

— Я не знаю, как на этот вопрос ответить. Я даже не знаю, как надо, а как не надо. Даже представления не имею.

— Вам присылают начинающие свои треки: послушайте, оцените, может, вы меня порекомендуете?

— Бывает. Иногда после мастер-классов, здесь, в Школе. Я никогда не отказываю желающим, тем людям, которые просят: можно прислать, чтобы дать какую-то оценку. Я всегда слушаю и всегда даю оценку. Всегда даю оценку положительную.

— Даже если вам на самом деле не нравится?

— Даже если на самом деле мне не очень нравится. Бывают разные случаи в жизни. Бывает, человек сделал какую-то неудачную работу, и кто-нибудь из авторитетных людей ему скажет нелицеприятное — у него пропадет интерес и желание. Человек замыкается. Нельзя никогда! А вдруг авторитетный специалист ошибается? Он, ведь, не Господь Бог. Нужно только поддерживать — это мое глубокое убеждение!

Человек сам поймет, если системно у него что-то не получается — он сам придет к решению сменить род деятельности. Но нельзя его подталкивать! Нельзя говорить: ты знаешь, с моей точки зрения, тебе не надо этим заниматься. По-моему, это неправильно.

— А если получится так, что молодой человек упорно пишет музыку и пишет ее плохо? Все говорят ему: у тебя хорошая музыка. Но трудоустроиться, например, не может?

— Если толка нет, если он разумный человек — он рано или поздно задумается над тем, чтобы заниматься чем-то другим, потому что от этого нет никакого прока. У меня есть случаи студентов-композиторов, которые закончили консерваторию, а потом ушли в другую профессию. Хотя было все хорошо, пятерки получали. Обучение — это одна история, а реальная жизнь — это совершенно другая.

Ты должен уметь делать хотя бы что-то одно лучше, чем все остальные. Тогда у тебя точно будет работа и востребованность. Каждый человек уникален, у каждого что-то есть своё. Может быть, он показывает то, что не нужно показывать. Вот как сегодня Вы меня спрашивали про кавер. Зачем переделывать?

В каждом человеке есть своя уникальность. Не все ее находят, не все ее знают. Вот, например, нашел ты свою изюмину и понимаешь, что у тебя улыбка красивая, пользуешься этим. И всё, на одной улыбке карьеру выстроил. Нашел какую-то свою грань таланта, которая отличается от других. Вот эту уникальность и надо помочь найти, а не говорить: ты не очень хорош, бросай напрасный труд.

— Как вы считаете, сколько времени нужно потратить молодому человеку, который окончил Московскую школу кино, научился писать музыку для кино, вышел на профессиональную дорогу и уже хочет работать?

— Научиться писать музыку для кино нельзя. Это дар. Это то, с чем люди рождаются. Можно научить работать с материалом, который он производит.

— Это ремесло получается, да?

— Конечно. Вы приходите в литературный институт, хотите быть писателем. Вас учат выражать свою мысль, облекать её в литературную форму, знакомят с литературными шедеврами. Но никто не научит вас сочинять сюжеты ваших произведений. Они у вас или рождаются сами, или не рождаются.

Наша задача — научить композитора работать с его музыкальным материалом. 

Ремеслу можно и должно учить. 

Но должна быть та самая изюмина, без которой, увы, не обойтись.

— Опустим, не знаем, есть у него талант или нет, но он окончил школу, ремеслом овладел. И вышел на дорогу — искать себе работу.

— На дороге нет работы.

— Ходит на тусовки, пытается знакомиться, чтобы попасть в какую-то картину. Сколько нужно времени потратить, чтобы понять: твое — не твое?

— Я не могу ответить на этот вопрос, по той причине, что у меня вообще нет этого опыта. Вы не поверите, но я никогда в жизни никому не отправлял демоматериалы и ни к кому не подходил, показывая свои работы. Никогда.

Может быть, это плохо. Может быть, хорошо. Я не могу ничего посоветовать. Я знаю людей, которые ездят на все кинофестивали. Знакомятся со всеми кинорежиссерами, дают им диски, показывают музыку, а толку от этого нет. С моей точки зрения, если ты что-то делаешь хорошо — на это обратят внимание. Но ты должен обязательно находиться в профессиональном круге этих людей.

Если кто-то появился молодой, талантливый, сделавший что-то выдающееся, поверьте — это всеми будет замечено. И этот человек появится в следующем проекте. Если это не очень увлекло кого-то, не помогут никакие диски.

— И последний вопрос: ваши пожелания, главный совет начинающим кинокомпозиторам?

— Учиться. Быть грамотными, быть образованными. Изучать, знать историю музыки, музыкальную литературу. Знать первоисточники. Тогда не придется «изобретать велосипед» и с восторгом нахваливать «новые музыкальные идеи».

Образование ничем не заменить.

Это самое важное.

***

По теме:  Звукорежиссер в кино: интервью с А. Пузиковым

Статья размещена на сайте Мили Котляровой — фрилансера с 10-летним стажем, монтажера, контент-маркетолога и сценаристки. Если хотите каждый день читать о фрилансе, работе с заказчиками и освоении новой профессии, подписывайтесь на канал Digital Broccoli в Телеграме.

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

На фрилансе и удаленке работа есть не только в популярных сферах вроде маркетинга, дизайна или программирования. Работать и зарабатывать через интернет можно в сфере музыки — есть целый рынок музыкальных профессий. Причем этот рынок не ограничен географией: если для копирайтера нужен хороший иностранный язык, для дизайнера важно ориентироваться в трендах западного диджитала, то язык музыки одинаков для всех стран.

Костя Куликов рассказывает о том, какое нужно образование, сколько стоит начальный набор оборудования с софтом и где искать заказы музыканту на фрилансе.

О профессии

Прежде всего нужно разобраться с терминологией. Профессиональный музыкант — это человек, который зарабатывает игрой на музыкальном инструменте. Сюда относятся пианисты, скрипачи, гитаристы — все, кто выступает именно со своими инструментами, сочиняют композиции, участвуют в музыкальных коллективах.

Продюсер — это человек, который создает музыку с помощью компьютера. К ней может относиться:

  • Своя музыка, которую человек продает в качестве релизов под своим именем и играет на выступлениях;
  • Музыка для чужих проектов, когда, например, человек пишет минусовку для рэп-группы;
  • Музыка под заказ — для роликов, видеоигр, фильмов;
  • Саунд-дизайн для программ, приложений или тех же игр.

Есть еще звукорежиссеры, они занимаются технической работой в сфере музыки: обработкой, сведением, мастерингом. Иногда музыкальных продюсеров и артистов для удобства называют музыкантами, но это не совсем корректно.

Деятельность музыкантов-инструменталистов или вокалистов далека от фриланса. Они в основном играют в проектах на постоянной основе, записывают треки, гастролируют и так далее.

Продюсер, саунд-дизайнер и звукорежиссер могут работать на фрилансе. К тому же, очень часто профессионалы совмещают две или сразу три профессии.

Есть еще профессия диджея — это человек, который с помощью специального оборудования ставит музыку на мероприятиях. Многие диджеи работают в близком к фрилансу формате: играют в заведениях, на свадьбах и корпоративах. Но это нельзя назвать полноценным фрилансом, потому что работа привязана к одному или нескольким городам.

Будем разбирать именно тех, кто работает через интернет.

Где учиться созданию музыки

Первый вопрос, который возникает в разговоре о профессии — где и на кого учиться. Тут есть несколько вариантов.

Высшее образование

Первый вариант — отучиться в вузе. В России ни одно высшее учебное заведение не обучает на музыкального продюсера, но есть варианты обучения на звукорежиссера. Во многих крупных институтах и университетах есть профильные кафедры. Например, в Петербурге это Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, в Москве — Институт Кино и Телевидения и Российская Академия Музыки им. Гнесиных.

У высшего образования есть очевидные плюсы и минусы. Из плюсов: полнота изучения профессии и наличие практики на реальном оборудовании и кейсах. Минусы: долго, дорого и сложно поступить, потому что чаще всего требуется диплом музыкальной школы.

Офлайн-курсы

Существует множество частных школ, которые обучают созданию электронной музыки или звуковому оформлению. Курс обычно длится от 3 до 6 месяцев и стоит от 20 до 60 тысяч рублей. Занятия проводят как в группах, так и индивидуально — в зависимости от предложения школы.

Почти всегда в программе присутствуют практика на студии, обучение технической работе вроде сведения и мастеринга, домашние задания и создание композиции в качестве экзамена. Иногда предлагают помощь в продвижении треков и старте карьеры. Практически всегда в программу включают занятия по основам ритмики и сольфеджио. Законченную музыкальную школу обычно не требуют.

Обучаться на курсах быстро, просто и относительно недорого. Плюс даются реальные знания, которые необходимы для быстрого старта в работе. Частные школы чаще всего нацелены на результаты — первый трек, первое выступление, первый релиз.

Минус частных курсов — сосредоточенность в крупных городах. Найти курсы в Москве, Питере или Екатеринбурге легко, но чем меньше город, тем сложнее. Занятия привязаны к расписанию, а это не всегда удобно.

Примеры школ:

  • Академия Deluxe Music в СПб;
  • Tramplin Pro в Москве, СПб и Екб;
  • Impulse в СПб и Екб;
  • Аудиошкола DJ Грува в Москве.

Онлайн-курсы по музыке

Образование через интернет гораздо проще в плане доступности. Можно учиться удаленно и не быть привязанным к городу или расположению студии. Занятия необязательно проходить в реальном времени, поэтому можно самому выстроить график. При обучении не будет возможности поработать с «живым» оборудованием, но это и не всегда нужно.

Подобное обучение предлагают многие онлайн-школы. Например, курсы есть у Skillbox, XSSR Academy. Impulse помимо офлайн-курсов преподают онлайн. Существуют и англоязычные курсы, например, от Udemy. При достаточном уровне языка можно учиться и на иностранных материалах.

Программа обучения в целом та же, что и на офлайн-курсах, за исключением очной практики. Стоимость обучения — от 20 тысяч рублей.

Об оборудовании и софте

Одно из препятствий старта в музыкальной профессии — организация студии. Для того, чтобы собрать даже базовую студию из подержанного оборудования, нужно от 50 тысяч рублей. Новое профессиональное оборудование и инструменты обойдутся намного дороже.

Но в большинстве случаев куча дорогой аппаратуры — необязательное условие для работы. Для занятий саунд-дизайном и озвучкой будет достаточно обычного ноутбука и мониторных наушников, которые стоят от 6 тысяч. Хорошие бюджетные модели есть у брендов Audio-Technica, Yamaha, Shure, Sennheiser, AKG.

Если все же хочется вариант получше, понадобятся мониторные колонки и звуковая карта. Хорошие бюджетные модели колонок есть у Yamaha, Pioneer, M-Audio, стоят в районе 20 тысяч за пару. Недорогие качественные карты есть у M-Audio, Roland, Focusrite, Behringer — стоят они от 10-12 тысяч. Плюс могут понадобиться стойки и провода, они обойдутся в районе 5000 за полный комплект.

Но тут есть и положительный момент. Оборудование можно сдавать в аренду. Для многих профессиональных продюсеров и звукорежиссеров это сильная статья дохода — иногда она составляет до половины заработка. Для примера: комплект из двух небольших колонок, пульта и микрофона стоит в среднем 60-80 тысяч рублей, а приносить этот набор может по 3-4 тысячи за сутки аренды.

Помимо оборудования в идеале нужно покупать софт и сэмплы. Тут все зависит от потребностей и аппетитов автора. DAW, основная платформа для создания музыки, в среднем стоит от 100 до 1000 евро, плагины в зависимости от бренда и количества инструментов в наборе — от 10 до 10 000 евро, семпл-паки и аудиобанки в среднем по 20-50 долларов.

Но это только диапазон цен, и начинающему профессионалу необязательно тратить сотни тысяч рублей. Арсенал оборудования и ПО можно пополнять по ходу появления потребности и роста уровня навыков.

Какой софт понадобится

Категория Примеры Примерная стоимость Комментарий
DAW Ableton Live, Cubase, Logic 100-1000 долларов Основная программа для работы со звуком, к которой подключаются плагины. Чем дороже комплект, тем больше встроенных инструментов в него входит. Например, в максимальный Ableton Live входит практически все, что нужно для обработки, нужно только докупить синтезаторы и инструменты для глубокой обработки звука и мастеринга.
Синтезатор Omnisphere, Serum, Massive 150-1000 долларов Виртуальные инструменты для создания звука. Зачастую покупать паки плагинов выгоднее: например, Massive отдельно стоит 140 долларов, а полный пак инструментов от этого производителя с 45 ГБ пресетов — 200.
Ромплер NI Kontakt, Steinberg HALion 300-500 долларов Инструменты, которые позволяют синтезировать различные живые инструменты — скрипки, пианино и т.п. Больше для продвинутых пользователей, которые пишут серьезные композиции вроде саундтреков к фильмам и играм.
Обработка звука Fabfilter, Waves 300-3000 долларов Паки инструментов для обработки: компрессоров, эквалайзеров, сатураторов и пр. Waves — дорогой и мощный профессиональный пак, который больше предназначен для профессионалов. Fabfilter — дешевле и легче, для новичков и среднего уровня. Можно использовать встроенные в DAW инструменты, в большинстве программ они весьма качественные.
Мастеринг iZotope Ozone 300-500 долларов Набор плагинов для пост-обработки. Его нельзя заменить встроенными средствами DAW.
Стоимость начального набора: $1550
Стоимость продвинутого набора: $2500

Оборудование для старта

Категория Примеры Примерная стоимость Комментарий
Мониторные наушники Audio-Technica, Yamaha, Shure, Sennheiser, AKG 90-200 долларов Цена указана для начального уровня. Для наушников внешняя звуковая карта необязательна.
Мониторные колонки Yamaha, Pioneer, M-Audio 300-350 долларов Для мониторных колонок нужен внешний аудиоинтерфейс.
Аудиокарта M-Audio, Roland, Focusrite, Behringer 150 долларов
Стойки и провода 80 долларов
Стоимость начального набора (наушники): $100
Стоимость продвинутого набора (колонки+карта) $550

О клиентах

Другой вопрос — где брать заказы и кому нужны услуги композиторов, продюсеров и звукорежиссеров. Чаще всего это либо группы и сольные исполнители, либо бизнес, связанный с производством видео — студии или небольшие команды, которые снимают фильмы, клипы и рекламу.

На самом деле, как и в любом другом виде фриланса, лучшие заказы приходят по сарафанному радио, когда уже есть успешный опыт и репутация в профессиональных кругах. Если этого еще нет, есть несколько вариантов наработать портфолио и найти первых заказчиков.

Биржи

Даже на классических русскоязычных биржах фриланса достаточно много заказчиков и исполнителей. Например, разделы музыки есть на Kwork, Freelancehunt, fl.ru, Freelance.ru. Там можно начать работать для старта, но биржа есть биржа со всеми вытекающими: низкими ставками, дикими условиями и не всегда адекватными заказчиками. Плюс там очень много трэшовой мелкой работы типа монтажа плейлиста в миксы. Для музыканта даже среднего уровня это как для профессионального копирайтера заполнять карточки товаров в интернет-магазине по 10 рублей за штуку.

Аудиостоки

Это то же самое, что фотостоки: авторы загружают композиции, которые продаются для коммерческого использования. Это может быть рекламный ролик или использование в видео на YouTube. Купить композицию с правами на стоке намного дешевле, чем заказывать.

Например, на одном из самых популярных стоков Audiojungle трек в среднем стоит от 10 до 40 долларов.

Сервисы минусовок под заказ

Существуют сайты и компании, которые специализируются именно на написании уникальной музыки под заказ. Их услугами чаще всего пользуются начинающие певцы и рэперы. Из известных примеров — Songmasters и Beatmaker.tv. Цены для покупателей разнятся в зависимости от качества работ, репутации сервисов и еще кучи переменных. Заказать аранжировку для песни стоит от 1-2 до десятков и даже сотен тысяч рублей.

Как правило, люди работают там на постоянной основе, поэтому это больше удаленка, нежели фриланс. Какие условия предложат кандидату при устройстве зависит от уровня навыков и политики компании.

Ghost production

Ghost production (от английского “ghost” — призрак) — это когда автор пишет трек под заказ для какого-то другого артиста, который потом издает его как свой. Больше всего это популярно в мире танцевальной музыки и по большей части на Западе, хотя в России тоже практикуется. Для людей, далеких от этой индустрии, это откровение, но часто популярные диджеи не пишут треки сами, а заказывают их у гост-продюсеров. Некоторые этого даже не скрывают.

Танцевальная музыка — огромная индустрия, где деятельность в первую очередь направлена на получение прибыли. Многие артисты танцевальной сцены — бизнес-проекты, в которые инвестировали деньги, и цели создавать шедевры у них нет.

Пожалуй, это самая сложная и узкая сфера в мире музыкального фриланса. Тут нужен очень высокий уровень навыков и в сочинении, и в технической обработке композиций. Но это самая прибыльная работа: например, есть один достаточно известный российский диджей, который покупает треки по 100 000 рублей за штуку. На западном рынке цены могут быть в разы выше.

Этим способом заработка тоже часто пользуются начинающие артисты: часть времени тратят на гост-продакшн ради заработка на жизнь, попутно развивая собственный проект.

Подобные заказы можно искать на профильных порталах. Они работают по тому же принципу, что и обычные биржи фриланса. Все популярные сервисы — англоязычные, потому что ориентированы на западный шоу-бизнес. Соответственно, платят в долларах или евро через международные платежные сервисы вроде PayPal. Из известных — Ghost Nation, EDM Ghost Production и House of Tracks. Но в этой сфере круче всего работают именно рекомендации, потому что сфера довольно узкая, и крупные профессионалы и заказчики знают друг друга чуть ли не в лицо. Опять же, сервисы могут помочь наработать опыт и репутацию.

О заработке

Самая интересная часть. Пройдемся по всем каналам заказов.

  • Биржа. Понятное дело, много там не заработаешь. Заказы стоят в среднем от 500 до 3000 рублей, но времени будет уходить много. Если прикинуть на глаз, можно дотянуть стоимость часа работы до 500-700 рублей, но для этого придется работать в поте лица в режиме плотного потока.
  • Аудиостоки. Автор получает в среднем 50% с продаж. Если взять среднюю стоимость трека в 19 долларов, то продюсер с покупки получает 9,5. Некоторые треки покупают по несколько тысяч раз. Продюсеры средней руки после 2-3 лет работы получают с Audiojungle по 3 тысячи долларов в месяц. Если потратить какое-то время и энергию, то попасть в топы и начать зарабатывать суммы такого порядка вполне реально.
  • Вакансии. Если говорить о постоянном устройстве, то заработок разнится в зависимости от специальности. Звукорежиссерам предлагают от 60-70 тысяч. Саунд-дизайнерам в России платят от 100-150 тысяч, но спрос очень мал. Зато на Западе зарплаты штатных саунд-дизайнеров начинаются от 4-5 тысяч долларов в месяц.
  • Гост-продакшн. Реальные заработки больших профессионалов узнать довольно сложно, они это не афишируют. Но даже если взять реальную цену в 100 000 за трек для российского диджея, будет получаться очень неплохо. Для опытного профессионала в пределах нормы писать один трек за неделю. Конечный заработок зависит от мастерства и производительности. Примерно такая же картина с созданием заказных аранжировок для артистов.

Выводы

Зарабатывать музыкой на фрилансе реально, и это могут быть хорошие деньги. Рынок огромен и постоянно растет. Недостатка в заказах нет, нужно только выйти на определенный уровень профессионализма. Если учиться на курсах, прокачать навык до минимального порога за полгода вполне достижимо. Оборудовать дорогую профессиональную студию для старта необязательно, достаточно качественных наушников.

Но нужно понимать, что музыка — довольно сложная профессия. Важно постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. К тому же, музыкой живут, она затягивает, постоянно хочется большего: купить новую аппаратуру, сэмпл-пак или набор плагинов. Многие профессионалы этой сферы говорят, что с этой дороги нет обратного пути.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошего повара в ресторан
  • Как с помощью тезауруса найти синонимы впоследствии
  • Как точно найти клад в майнкрафт
  • Как найти валентность кремния
  • Как найти обои майнкрафт