Как найти работу после госслужбы

Кем может работать госслужащий. Альтернатива после увольнения

Недавно проведенная реформа оптимизировала аппарат госслужащих. Это значит, что часть рабочих мест (порядка 30 тысяч) сократили, а некоторые ведомства были ликвидированы целиком (например, Роспечать или Россвязь). Как быть в такой ситуации? Куда идти бывшим государственным служащим? Попробуем разобраться и дать несколько советов.

Кем может работать госслужащий. Альтернатива после увольнения

Что делать, если вы попали под сокращение?

Во-первых, практически все должности государственной-гражданской службы являются конкурсными, а значит, ваш трудовой договор изначально имел свой срок окончания. Поэтому, устраиваясь на такую работу, нужно уже было быть готовыми к будущим переменам. Хотя сокращение, конечно, могло стать неприятной неожиданностью.

Во-вторых, госслужба дает отличный опыт и базу для дальнейшей работы и обучения. Древнеримский педагог Квинтилиан сказал одну замечательную фразу: «Учиться никогда не поздно». Поэтому стоит пересмотреть свои навыки и решить — стоит ли продолжать работу в том же направлении или переквалифицироваться.

Если вы решили менять квалификацию — присмотритесь к востребованным вакансиям. Есть такие, на которые спрос есть всегда.

Например, работодатели сейчас охотно подбирают специалистов на работу в Едином Реестре специалистов по закупкам в госсекторе.

Перспективное направление для обучения бывшим государственным служащим

Сфера вашей новой деятельности, если вы не хотите полностью сменить вектор работы, должна быть как-то связана с госслужбой. Поэтому одно из самых перспективных направлений для обучения — специалист в сфере государственных закупок.

Кто это такой? Это человек, работа которого связана с планированием, подготовкой и участием в конкурсах, аукционах и других закупочных процедурах, а также с процессами заключения, исполнения и расторжения госконтрактов.

Причем специалистом в сфере закупок можно быть как со стороны продавца, так и со стороны покупателя, везде одинаково нужны квалифицированные специалисты.

Как можно получить образование в сфере государственных закупок?

  1. Если вы уже работали с закупками или хотите освоить какую-то узкую нишу, например юрист в сфере закупок, то можно пройти курсы повышения квалификации от 72 до 120 часов и получить удостоверение о повышении квалификации, которое дает вам право идти работать в данную сферу;
  2. Если вы не имеете опыта работы в государственных закупках и хотите детально во всем разобраться, тогда лучше пройти курсы профессиональной переподготовки от 250 до 520 часов и получить уже диплом о переподготовке.
  3. Можно комбинировать варианты пройти и профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации, чтобы быть во всеоружии.

Если вы пройдете обучение в Высшей школе Госзакупок, то получите не только документ, подтверждающий квалификацию, но и попадете в Единый реестр специалистов по закупкам в госсекторе.

Но вступить в Реестр вы можете до начала обучения в Школе — это поможет вам оценить уровень навыков в сфере закупок, а также получить рекомендации по учебе. Начать обучение можно в бесплатном доступе, а ваши навыки уже будут расти в Реестре — это автоматически делает вас квалифицированным специалистом для работодателя.

Хочу попасть в Реестр >>>

Львиная доля подготовки документов и проведения процедуры госзакупок лежит на заказчике, а заказчик — ни кто иной, как государственное предприятие или частное, но получившее бюджетное финансирование (например, субсидию или грант).

Бывшим государственным служащим это позволяет продолжить работу не только в той же сфере. но в том же госучреждении. Ведь потребность в закупках не уменьшается, напротив, сейчас постоянном меняются правила и требования и специалисты со свежими знаниями и навыками очень нужны.

Какие курсы можно пройти и быть зачисленным в Реестр?

1. Полная профессиональная подготовка по 44-ФЗ. От введения в контрактную систему до полного разбора всех этапов закупочной деятельности.

В таких курсах дополнительно разбираются основы бюджетного, административного, трудового и земельного законодательства, особенности бухгалтерского учета при проведении закупочных процедур, основы ценообразования и налогообложения.

2. Специалист в сфере госзакупок. Этот курс короче первого, однако вы также получите представление о процессах подготовки и проведения закупки, работы с контрактом и юридические тонкости претензионной работы с заказчиками.

3. Эксперт сразу по двум законам: 223-ФЗ и 44-ФЗ. После обучения будете полностью соответствовать профстандартам. Разберетесь во всех этапах закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В Высшей школе Госзакупок есть уникальная возможность целый год учиться сразу по 9 программам — за каждый пройденный курс вы получаете удостоверение или диплом установленного образца. Т. е. по окончанию такой программы в Реестре отобразятся сразу семь удостоверений и два диплома.

Узкоспециализированные курсы, например «Электронная приемка в ЕИС» или «Работа с единственным поставщиком» , «Госзакупки для юриста». Все эти курсы будут краткосрочными, направленными на подготовку и освоение именно специального материала по заявленной теме.

4. Экспресс-курсы. Как правило в таких курсах разбирается одна тема или какой-то интересный прецедент, допустим «как согласовать закупки у единственного поставщика» или «Примеры расчета неустойки по сорванным контрактам».

Обычно такие курсы краткосрочны и занимают от 2 до 6 часов, они дают разбор конкретной ситуации и возможность поделиться опытом с коллегами.

Какой курс пройти в итоге — переподготовку или повышение квалификации, решать только вам. Высшая школа Госзакупок предлагает попробовать бесплатно любой курс на ваш выбор, чтобы принять верное решение.

Для этого оставьте заявку — куратор Школы подберет вам программу и вышлет доступ.

Обучаем специалистов

Профпереподготовка и повышение квалификации для специалиста по закупкам.

Пройдите обучение, получите диплом или удостоверение

Остались вопросы? Заполните заявку ниже, мы свяжемся с вами:

Памятка Минтруда России
<О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего>

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАМЯТКА

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).


Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник. Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит. Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?

Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.

Прием-на-работу-бывших-госслужащих.jpg

То самое чувство, когда нужен именно чиновник

В наших заметках мы неоднократно обращались к кадровой теме, в частности, раскрывали вопрос грамотного подбора персонала. В каждой из них мы приходили к выводу, что найти действительно хорошего специалиста, который бы великолепно влился бы в коллектив, превосходно и быстро делал свою работу, а также обладал большинством положительных качеств личности – это задача не из легких. Многие HR-менеджеры, которые занимаются именно тщательным
подбором персонала, хорошо знают, какой это труд. Он сравним с промывкой многих тонн руды ради нескольких граммов чистого золота.

И вот представьте себе ситуацию – есть некий кандидат на должность. Он блестящий руководитель, он нравится всем, он обладает огромным багажом знаний и опытом практической работы. Но вот беда – его предыдущее место работы было в местной администрации. Так сказать, решал административно-хозяйственные вопросы. Благо, наш герой оказался честным и порядочным человеком – еще до ознакомления с его трудовой книжкой, он сразу сообщил, где работал раньше. На вопрос, почему он ушел оттуда, заявил, что захотел начать жизнь с чистого листа. Порыв неплохой, не так ли?

Однако, это может вызвать некоторые вопросы к бывшему чиновнику и процедура его трудоустройства будет отличаться от случая с «простыми смертными».

Обязательный запрос  

Согласно текущему законодательству, на этапе собеседования компания, являющаяся будущим работодателям бывшего чиновника, обязана сделать запрос в то министерство или ведомство, откуда он прибыл. Дело в том, что на сегодняшний день существует Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», который является своеобразным ориентиром для проверяющих органов. В частности, какие-то должности предполагают запрет на трудоустройство в коммерческих организациях, а какие-то нет. Найти полную
информацию об этом в открытых источниках практически не возможно. Почему? Это, как говорится, вопрос не к нам. Видимо, у этой процедуры есть определенная доля секретности. Во всяком случае, компания обязана сделать этот запрос и дождаться ответа.

Вообще большинство государственных должностей (руководящего звена) предполагают запрет на трудоустройство в коммерческой организации сроком не более 2-х лет с момента увольнения или снятия с последней должности. Получается, что если человек и попадает в государственный сектор, то уйти из него – это найти себе определенный ряд трудностей. На что, скажите, ему жить в течение этих двух лет? Правильно – на то, что успел «наворовать». Извините, вырвалось…

В случае отказа

Теоретически бывший чиновник имеет возможность обжаловать отказ в трудоустройстве, правда, для этого потребуется обращаться в суд, потратить деньги на адвоката, госпошлину и т.д. Стоит ли оно того? Проблема заключается в том, что у человека не всегда может иметься на руках достоверная информация о том, имеет ли он право работать в коммерческом секторе или нет. Собственно, поэтому некоторые бывшие «чинуши» вынуждены искать себя на поприще частного предпринимательства, хотя и здесь есть свои препоны.

Другое дело, когда государственный служащий наверняка знает о том, что у него возникнут проблемы с трудоустройством. Яркий тому пример – бывшие сотрудники полиции. Как известно, им трудно устроиться даже охранниками и это при том, что по своим физическим и моральным качествам они должны максимально точно подходить под описание идеального «защитника».

Для тех, кто не знает – все проблемы с их трудоустройством связаны с определенной долей опаски. Во-первых, работодатели наверняка не могут знать, вдруг он (бывший полицейский), не разорвал окончательно отношения со своими предыдущими начальниками и, в случае острой необходимости, воспользуется старыми связями и не в пользу компании. Во-вторых, многие директора не исключают коррупционной составляющей, а именно проблем с проверяющими органами. И не дай Бог, чтобы у такого «полисмена» была зарплата в районе 100 тысяч рублей и фирма выигрывала госконтракты – могут заподозрить в сговоре. Спрашивается, зачем эти проблемы нужны директору? В-третьих (и это самое главное), имеет место стереотип, что бывшие полицейские – это люди не самые благонадежные. Чего греха таить, блюстителей закона у нас в стране не больно-то любят…

Выход из положения

Казалось бы, стоит только чиновнику покинуть свое кресло и искать работу среди «простых смертных», как его моментально начинают окружать тысячи напастей, того гляди – пропадет человек. Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, ибо чиновник-чиновнику – рознь. У нас на памяти есть много примеров, когда бывшие следователи, например, открывали свои адвокатские кабинеты. С одним из них у нас состоялся телефонный разговор. Кстати, ему мы предоставили доступ к 1С Онлайн и он очень доволен качеством работы:

«До 2013 года я работал в Следственном управлении МВД по Тульской области. Дело шло хорошо, но покинул Органы я после того, как вышел на пенсию. По образованию я юрист, у меня есть опыт сыскной деятельности и богатый «жизненный» опыт. Я хорошо знаком с тем, как организуется следствие и функционирует прокуратура. Собственно, поэтому я не увидел для себя причин оставаться в стороне от происходящего и решил стать адвокатом».

  • Насколько мне известно, в Вашем кабинете работает еще несколько человек. Они то же из Органов?

«Нет, это не так, из МВД только я один».

  • «Скажите, а Вы не пробовали устроиться на работу в коммерческую организацию? Говорят, что у бывших чиновников с этим может возникнуть много неоправданных проблем».

«Не пробовал, но о подобном слышал не один раз. Дело все в этих запросах по последнему месту работы. Если человек ушел «проблемно», то его могут попросту развернуть, хотя это незаконно. Есть указ президента, в котором есть намек на «запретные» должности, но все же их немного. Считаю, что все эти проблемы больше надуманы, чем есть на самом деле».

  • Что Вы могли бы посоветовать тем, кто ранее трудился на государственной службе, а сейчас ищет себя в коммерческом секторе.

«В первую очередь, я бы посоветовал им не гнушаться своего прошлого. Простите, что так грубо, но это действительно бывает. Плюс хочу пожелать им больше уверенности в своих силах. Ну, и, конечно, чтобы они помнили о конкуренции. Если ты хороший специалист, знаток своего дела, то едва ли найдутся какие-то серьезные преграды для начала работы».

Вот, в общем-то то, что нам сказал бывший следователь и нынешний адвокат. Если специалист хороший, проблем возникнуть не должно. Но они, к сожалению, возникают и довольно часто. Как быть в этом случае? Видимо, самый лучший выход из положения – это обратиться за помощью к нему самому, как к независимому защитнику прав и свобод граждан…

Но все же это полбеды. Другое дело, когда бухгалтеру, работавшему в бюджетной организации, приходится переучиваться на «частника». Благо, с помощью 1С Онлайн адаптироваться к новым условиям будет куда легче. Быстрый, удобный в работе и недорогой в обслуживании сервис станет надежным помощником. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и оцените все его преимущества!

Когда осознаешь это, возникает только один вопрос: «Почему у бывших госслужащих столько проблем»? На самом деле, если задуматься, у это есть ряд небеспочвенных оснований. В первую очередь, это может быть связано с коррупционной составляющей, о которой мы говорили. Формально человек уже никак не связан с госбюджетом, но связи в кругах чиновничьего аппарата у него, скорее всего остались. Плюс к этому в течение последующих двух лет после увольнения он может владеть тайной информацией, которую не следовало бы распространять в коммерческих кругах. Однако это не более, чем наши скромные предположения.

Выводы

На основе всего вышеизложенного мы приходим к выводу, что прием на работу бывших государственных служащих – процесс хлопотный и, к сожалению, не всегда оправданный. Следовательно, если на вакансию откликается чиновник в прошлом, следовало бы несколько раз подумать над тем, брать его на работу или нет. Здесь же не стоит забывать о том, что некоторые вакансии хочется закрыть как можно быстро, а в случае с госслужащими необходимо направлять запрос в министерство или ведомство, так потом еще ждать ответа.

Благодарим за внимание и до скорого!

Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.

Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
  2. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
  3. Как узнать, что человек работал на госслужбе.
  4. Как составить уведомление для бывшего работодателя.
  5. Что запомнить, если нанимаете госслужащего.

Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель

В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.

Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.

Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.

Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.

Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки. Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы». Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.


Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).

К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.

Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.


Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

Куда идти после гос.службы?

Мудрость форума:
Работа

25 ответов

Последний —

10 декабря 2018, 13:30
Перейти

07 октября 2015, 10:11

#1

07 октября 2015, 10:18

#2

Гость

Смотря какое у Вас направление(специальность) на госслужбе была.

07 октября 2015, 10:28

#3

07 октября 2015, 10:30

#4

Гость

автор, не знаю. /Меня после госслужбы с руками оторвали — это большой плюс был. Вы не говорите хотя бы на собеседовании, что у вас опыта маловато и вы были на подхвате…Уверенно, четко и спокойно рассказываете, какой вы хороший специалист.

07 октября 2015, 10:49

#5

Гость

скажите, а у вас какая сфера? где работали? куда ушли?

07 октября 2015, 10:54

#6

Гость

Министерство иностранных дел. Ушла в иностранную компанию.

07 октября 2015, 11:04

#7

07 октября 2015, 11:17

#8

07 октября 2015, 11:32

#9

07 октября 2015, 11:36

#10

07 октября 2015, 11:36

#11

07 октября 2015, 11:40

#12

гость

«правда я как бы на подхвате. есть основной юрист, а я его заменяю. опыта маловато, но ключевые навыки есть»)))))Работаете несколько лет, а выходе у вас — «работа на подхвате, опыта маловато. но ключевые навыки есть»Вот поэтому и не любят спецов с госслужбы: многие из них очень узкие спецы. Работают четко по инструкциям: от буквы А до Г и дальше для них алфавита НЕТ.И переучивать их сложно, проще взять девочку после института и ее учить — она еще не «закостенела» и гибкость мышления у нее еще жива

07 октября 2015, 11:41

#13

07 октября 2015, 12:41

#14

07 октября 2015, 13:15

#15

Гость

после работы в госорганах пригласили на работу в крупный консорциум.Они буквально меня достали, чтобы я к ним пришла работать.

07 октября 2015, 13:22

#16

07 октября 2015, 13:47

#17

Гость

не важно куда — на любой другой работе все равно будет выше зарплата чем у вас — даже у официантки больше заработок.

07 октября 2015, 17:53

#18

07 октября 2015, 17:56

#19

07 октября 2015, 18:00

#20

Эврика

После 1,5лет госслужбы я сбежала роняя танки. В госкорпорацию. Почувствовала себя человеком.хотя работать там было очень тяжело.но уровень за отличался в 6,потом в 10 раз. Госслужба в основном такой мрак и *****.белый дом и прочее не считается)))

07 октября 2015, 20:29

#21

08 октября 2015, 21:20

#22

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Садовников Эрнест

    Психолог….

    184 ответа

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    19 ответов

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    383 ответа

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    20 ответов

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    95 ответов

  • Эксперт

    Юлия Каратеева

    Эксперт по развитию…

    3 ответа

  • Эксперт

    Владимир Вайс

    Неопсихолог

    173 ответа

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    261 ответ

  • Эксперт

    Ниделько Любовь Петровна

    Практикующий психолог

    248 ответов

  • Эксперт

    Суроткин Дмитрий Олегович

    Врач-психотерапевт

    16 ответов

09 октября 2015, 19:43

#23

гость

проще взять девочку после института и ее учить — она еще не «закостенела» и гибкость мышления у нее еще жива

20 октября 2015, 14:17

#24

10 декабря 2018, 13:30

#25

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти объем молекулы химия
  • Среднесуточная температура это как найти
  • Как исправить ошибку в учетной записи майкрософт на ноутбуке
  • Как составить карту богатства
  • Как найти билет на вечеринку фнаф