#Интервью
- 2 сен 2021
-
0
Как начинающему сценаристу искать работу в киноиндустрии
Рассказывает автор сериалов «Эпидемия» и «Звоните ДиКаприо!».
Фото предоставлено героем / Rawpixel image / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Пишем для тех, кто любит смотреть, слушать и создавать.
Сценарист
Окончил журфак МГУ и Университет Колорадо в Боулдере.
Соавтор сценариев к сериалам «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия», «Гоголь», «Филатов» и фильму «Гоголь. Начало».
Профиль на «Кинопоиске»
Разбираем сценарии успеха в профессии с автором сериалов «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия» и «Гоголь» Алексеем Карауловым.
- Из чего состоит рабочий день сценариста?
- Обязательно ли учиться в киношколе или кинематографическом вузе, чтобы стать хорошим сценаристом?
- Как попасть на работу в сценарную комнату или стать помощником топового сценариста?
- Какая разница в написании сценариев к компьютерным играм и кинофильмам?
— С какими навыками можно браться за профессию сценариста?
— Качества, необходимые, чтобы стать сценаристом, — это терпение, некий teamplay, готовность к компромиссу, умение слышать другого человека и понимать, что работаешь в команде. Они, конечно, могут быть и у школьника.
Но дальше начинаются — не ограничения, а, скажем так, — конкурентные преимущества, которые будут у человека более взрослого. Потому что есть всё-таки вещи, которые сводятся к жизненному опыту. Умение строить конфликт, например, и вообще понимать конфликтность человеческой природы. Это можно выучить по учебникам психологии и чужим работам. Но когда в твоей жизни не было, условно, развода, или потери средств к существованию, или возвращения домой на щите после крупного поражения, тебе как сценаристу будет сложнее воплощать всё это на экране, создавать правдоподобных персонажей.
Starter pack начинающего сценариста лежит в области его интересов, склонностей — того, на что он готов тратить время. Если тебе физически не нравится писать, это не такая уж и проблема, поскольку писать сценаристу приходится немного. Чем приходится много заниматься, так это быть в творческом поиске, смотреть чужие работы, быть частью глобального мира — и уметь находить в нём истории.
Нужно иметь склонность к наблюдению за другими людьми — у сценаристов это называется «ухо». Это умение подслушивать чужие разговоры, брать из них отдельные речевые характеристики и быть готовым обрисовать характер человека за несколько реплик. Но эти реплики нужно откуда-то взять, где-то подслушать и зафиксировать. Вот такая любознательность сценариста совершенно необходима. А остальное можно компенсировать общей эрудицией и насмотренностью.
Сценаристу нужно иметь «ухо» — уметь подслушивать чужие разговоры и обрисовать характер человека за несколько реплик.
— А почему сценаристу не приходится много писать? Сценарий — это же текстовый продукт, близкий к драматургии.
— Я часто цитирую американского сценариста Макса Лэндиса, сына режиссёра легендарных «Братьев Блюз» Джона Лэндиса: «Screenwriting is not about writing». То есть сценарное мастерство — не про написание. Сценарист прислушивается к нуждам продюсера, зрителя, к повестке — и бесконечно переделывает свою работу с целью дотолкать этот паровоз в гору, до той точки, после которой сценарий превращается в фильм, чтобы дальше он катился уже сам по себе.
Но на пути к этой точке ты проходишь несколько этапов, можно так сказать. Сначала создаётся сценарная заявка — это документ, который ты сперва направляешь редактору, редактор просит в нём что-то поправить, и заявка отправляется продюсеру. Проходит иногда две недели, иногда больше месяца, когда ты просто ждёшь. Можно, конечно, работать над каким-то собственным проектом в эти периоды. Но если ты наёмный сценарист, то пилоты или вообще какой-то сценарий писать приходится сравнительно редко. Чаще занимаешься сценарными заявками, сценарными наработками — и больше читаешь чужого, чем пишешь своего.
Работа сценариста — это активное думание.
Она похожа на постоянные качели, переключение между разными режимами: напряжение и расслабление, перегрузка и медитация. Если попробовать расписать рабочий день сценариста по некой восьмичасовой схеме, то сознательно что-то написать за компьютером — это, ну, два часа в день. Но мозг у тебя всё время загружен, всё время варит какие-то свои коктейли из разных компонентов. В остальное время ты занят тем, что пытаешься нагрузить мозг фактами, чужими историями, историческим контекстом, даёшь ему построить из этого какую-то непротиворечивую вселенную, куда потом запустишь своих героев.
Когда дело доходит до пилота, ты можешь работать с текстом день-два, часов по восемь. Но работаешь, опять же, не с письмом как таковым, а с теоретическими моделями больше. Нужно иметь большой ресурс памяти, воображения, чтобы прогнать героя через весь путь, который вы ему обрисовали в своей голове. Письмо здесь — не то, к чему нужно специально готовиться.
продюсер курса «Профессия Сценарист» в Skillbox
Начинающему сценаристу понадобится усидчивость — работать придётся много. И насмотренность — ты должен понимать, что было сделано до тебя. Нужно учиться видеть текст в основе фильма или сериала. Любое аудиовизуальное произведение сначала рождается на бумаге. Поэтому при просмотре сценарист должен уметь отмечать какие-то художественные ходы, решения, которые были приняты драматургами, писавшими сценарий.
Смотреть кино для человека, который хочет работать в этой индустрии, — тоже работа: смотреть нужно много, искать референсы, похожие сюжеты или, наоборот, понимать, чего никогда ещё не было, знать историю кино.
— Что лучше с точки зрения результата — онлайн-курс по сценарному мастерству или традиционные киношколы и кинематографические вузы?
— В творческой профессии, если хочешь набраться знаний, нужно идти за именем — становиться подмастерьем, учеником конкретного человека. Это точно полезнее, чем получать широкую теоретическую базу. Наверное, и в классических вузах можно найти преподавателей, которые состоялись как профессионалы и могут чему-то научить. Учиться водить яхту, сидя перед доской в классе и вычерчивая какие-то схемы, странно. А классическое образование часто и сводится именно к этому: ты сидишь в аудитории, и преподаватель рассказывает про Аристотеля применительно к сценарному мастерству.
Чтобы избежать ситуации, когда какие-то теоретики рассказывают тебе о том, как что-то принято делать, нужно искать преподавателя, который сам состоялся как профессионал. Сегодня такое чаще случается с онлайн-платформами, где как раз можно найти определённого эксперта и послушать, какие ноу-хау помогают ему в работе.
Главное в обучении сценарному ремеслу не длительность учёбы и не престиж вуза, а ответ на простой вопрос: человек, который будет тебя учить, сам написал какое-то количество сценариев? Эти сценарии стали рабочими? Он является уважаемым профессионалом в своей области? Если ответ на эти вопросы «Да», то не так важно, где вы этого человека застали, чтобы учиться у него.
На нашем курсе в Skillbox я вычитываю все пилоты, которые студенты пишут в качестве выпускных работ. Для них это как раз такой момент общения с человеком, который уже поработал в индустрии и знает тонкости.
Курс по сценарному делу идеально ложится в онлайн-формат. Главный ресурс сценариста — его голова, руки и компьютер, где он записывает свои идеи. Теорию всегда можно изучить онлайн, а в практике ты один.
С началом пандемии в 2020 году учебную программу режиссёров и актёров в киношколах и вузах пришлось сильно адаптировать, чтобы студенты не потеряли в образовательном процессе. А сценаристу полезно много времени проводить одному, чтобы писать. Поэтому это идеальная программа, чтобы проходить её онлайн.
— Но нанять всех своих студентов вы, наверное, не сможете. Куда молодому сценаристу идти по окончании курса сценарного дела?
— Кого не найму, буду использовать, чтобы тестировать в поле: давать, например, писать сценарные заявки по продюсерским брифам. В любом случае путь следования за профессионалом применим и по окончании учёбы. В России сейчас есть пара десятков состоявшихся сценаристов. Они нарасхват и не справляются с тем потоком заявок от продюсеров и компаний, которые хотят с ними работать. Можно открыть любой топ успешных сценаристов — их регулярно создаёт, например, сайт «Кинопоиск» или «Бюллетень кинопрокатчика» — и постучаться к кому-то из них в Facebook*, отправить некое мотивационное письмо, чтобы заинтересовать возможностью поработать с вами. Искренность всегда работает — в сценарном мастерстве в первую очередь.
Попасть в подмастерья к профессиональному сценаристу можно чаще, чем принято думать. Я и сам этим занимался в своё время.
— Это, конечно, замечательный сценарий, но если мы говорим о самостоятельном и амбициозном молодом сценаристе, как ему искать работу в индустрии?
— Визитной карточкой, конечно, будет проект, который ты создал. Чем, опять же, плохи киношколы в этом плане: там сценаристов часто заставляют писать сценарии короткометражных фильмов. Короткий метр — это фестивальная монета, в индустрии она не котируется: киноиндустрия не оценивает сценариста по короткому метру. Нужно написать получасовой или часовой пилот собственного сериала, может, веб-сериала. С этим можно откликаться на любые объявления, заваливать почтовые ящики киностудий, продакшнов, участвовать в конкурсах.
Карьерные лифты в индустрии работают: 10–12 раз в год проводятся питчинги, постоянно идёт поиск новых имён. Сейчас вот идёт открытый конкурс сценариев для хоррор-сериала студии «10/09» — любой может поучаствовать через сайт iwantfilm.ru. Нужно подписаться на такие сайты, на Telegram-канал «Питчинги», искать в Facebook* разные конкурсы и участвовать в них.
Но я всё же считаю, что путь подмастерья в плане карьеры — самый благодатный. Он даёт доступ к брифам конкретных студий и продюсеров, которые по старинке продолжают высылать их своим любимым сценаристам, несмотря на то, что те лопаются от количества заказов. Поэтому сценаристы охотно берут подмастерьев.
Нужно понимать, что сценарное мастерство — это не искусство: тут нельзя годами совершенствовать какое-то видение, чтобы в итоге создать что-то революционное. Это ремесло, навык. Как пошив ботинок.
Есть конкретный набор умений, который нужно оттачивать. А оттачивают их на бесконечной работе по продюсерским брифам.
Можно наниматься в так называемые сценарные комнаты, это тоже отличный тренажёр. Там сидят 8–10 начинающих сценаристов, которым постоянно приносят новые брифы, они устраивают мозговой штурм и пишут по этим брифам сценарные заявки. Но такие комнаты ищут работников в основном через конкурсы и питчинги.
В России ощущается сценарный голод. Все продюсеры говорят об этом. Они ищут не столько новые идеи, сколько людей, которые умеют работать над сценариями. Чтобы молодому сценаристу найти работу, нужно просто заявлять о себе в различные продакшны. У всех есть открытая почта, всем можно послать свой сюжет, сценарную заявку. Возможно, они не захотят взяться за конкретную идею, но захотят работать с человеком, который умеет хорошо её подать.
— Вы на курсе разделяете сценарии для кино и для видеоигр. Они действительно различаются? Может, кто-то сразу решит «О! Было бы классно писать для видеоигр».
В играх есть собственный lore. Это термин как раз из игровой индустрии — на русский с натяжкой можно перевести как «мифология». Lore — это совокупность предысторий, всё, что предшествовало той точке, в которой мы оказались как зрители. К примеру, lore киновселенной Marvel в том, что в нашем мире периодически появляются люди со сверхспособностями.
Дело в том, что игры больше используют нелинейную структуру повествования. Они сильнее разветвляют сюжет и больше работают с воображаемым миром, потому что персонажем там является сам игрок. А сценарий фильма или сериала работает больше с героями, так как зрителю в нём отведена роль пассивного наблюдателя. Получается, для начинающего сценариста разница в том, что ему интереснее: человек, характеры или мир и события в нём. Если человек, тогда лучше пробовать себя в сериалах и кино.
За получасовую серию начинающий сценарист получает от 100 до 250 тысяч рублей. За часовой материал — от 150 до 350 тысяч. Диапазон гонораров увеличивается с ростом фильмографии и доходит до одного миллиона рублей за серию или близких к этому сумм. Но надо быть готовым к тому, что в первые год или два зарабатывать вы будете мало — из-за большого количества брака, пока набиваете руку. Гонорары обычно растут со второго-третьего года в профессии.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Листая дальше, вы перейдете на страницу курса
Научитесь: Профессия Сценарист
Узнать больше
Наверное, это самый болезненный вопрос для новичков. Как пробиться в кино? Как сделать так, чтобы тебя заметили? Четких ответов или рецептов найти невозможно. Хотя это не должно быть слишком сложно, ведь сценарное мастерство – это же обычная профессия.
Почему нельзя просто устроиться на работу сценаристом
Например, как бы вы устраивались на завод? Для начала овладели бы профессией, например, фрезеровщика, потом пришли бы на завод, на который хотите устроиться, прошли бы собеседование, показали бы свои навыки и все. Работа ваша.
Так почему нельзя так же поступить тем, кто хочет стать сценаристом? На самом деле можно, но только нужно учитывать несколько нюансов.
В каждой профессии есть некий порог вхождения – набор минимальных знаний и умений, без которых вас не наймут. Например, для дворника порог вхождения низкий – подметать улицы может почти каждый. А, например, для работы юристом обязательно нужны образование и лицензия. Причем на большинство профессий сегодня набирают прежде всего по знаниям, а не по умениям. Если есть диплом и понимание основ, вас возьмут. А уж как именно нужно работать, научат в процессе.
К сожалению, сценаристам в России нужно сразу обладать и знаниями, и умениями на приличном уровне. У нас пока еще нет системы, когда на работу берут новичков и постепенно всему учат, как, например, это делается в Голливуде. Существующих сценаристов не хватает, все они завалены работой и систематически учить кого-то в рабочие часы им просто некогда.
Когда вы приходите устраиваться на завод, принимать вас и оценивать ваши навыки, скорее всего, будет бригадир. Он точно сможет выделить для вас время, чтобы подробно все о вас узнать. Сценаристов чаще всего ищут продюсеры. Это очень занятые люди с огромным списком повседневных обязанностей. Тратить время на осмотр всех кандидатов они не могут. Представьте, что вы устраиваетесь на завод BMW, где всех работников отбирает лично генеральный директор. Сможете вы к нему пробиться? Много ли он потратит на вас времени? Даст ли он вам право на ошибку? Скорее всего, вы вообще не застанете его на месте, потому что он постоянно носится по городу.
Вот и получается, что теоретически можно прийти в Good Story Media, 1-2-3 Production или кинокомпанию «Среда» и просто устроиться туда на работу. Но на практике это маловероятно.
В большинстве случаев начинающим сценаристам придется идти окружным путем. Но задача перед ними останется та же: добиться внимания продюсера и показать свои практические навыки.
И поэтому первое, что вам нужно сделать – это написать что-либо приличное. И раз вы уже задумываетесь о том, как пробиться в индустрию, скорее всего, вы это уже сделали. Что ж, тогда начнем штурмовать стену.
Мы начинаем КВН. Для чего? Для того…
Самый распространенный путь в кинобизнес в России – это пока еще КВН. Сколько ни повторяй, что «он уже не тот» и его никто не смотрит. Существенная часть нынешних продюсеров и сценаристов выходцы из КВН. И многие из них все еще используют эту игру для поиска кадров.
Если вы играете в КВН хотя бы на региональном уровне, поспрашивайте ваших знакомых. Наверняка через одно-два рукопожатия вы сможете выйти на кого-то из киноиндустрии и договориться о встрече.
Кинокомпании и продакшены
К сожалению, не все из нас годами шутили со сцены. Если вы из таких, первое, что вам нужно – это составить таблицу-список кинокомпаний, продакшенов, продюсерских центров и киностудий, которые вам интересны.
Набрать нужную базу вам поможет работа в Google или «Яндексе», изучение «Википедии» и просмотр отечественных фильмов и сериалов.
Вспоминайте все фильмы и сериалы, вышедшие за последние лет десять, качество которых вас не раздражает. Ищите, кто их создал. Смотрите на логотипы перед титрами, ищите информацию на «Кинопоиске».
Записывайте названия и изучайте сайты понравившихся компаний. Первое, что вам нужно посмотреть, это вкладка «Для авторов». Оттуда надо взять контакты и уточнить перечень необходимых документов. Некоторые компании просят прислать заявки, другие синопсисы, кто-то рассматривает только готовые сценарии. Такие пожелания всегда нужно учитывать.
Где-то есть открытый электронный адрес, где-то используется форма обратной связи. Всю эту информацию занесите в таблицу.
Затем изучите, какого рода контент выпускает студия. Какие жанры, какой бюджет, сеттинг. Нет смысла присылать фантастический боевик студии, специализирующейся на костюмированных исторических драмах. Это тоже поместите в таблицу.
Собрав один раз такую базу и время от времени пополняя ее, вы всегда будете знать, куда можно отправить свой сценарий и как это правильно сделать.
Продюсеры в шаговой доступности
Закончив с кинокомпаниями, нужно сделать такую же базу продюсеров. В век соцсетей написать напрямую можно практически каждому. Нужно только знать имя и фамилию.
Алгоритм тот же – отсматриваем фильмы и сериалы и выписываем имена исполнительных продюсеров. Ориентируемся на тех, кого указывают первыми. Скорее всего, именно они тянули этот проект с самого начала.
Для начала находим их в соцсетях и убеждаемся, что настройки приватности позволяют им написать. Далее, опять же, идем на «Кинопоиск» или «Википедию» и изучаем их фильмографию. Смотрим, каким проектам они отдают предпочтение. Ищем их интервью и просматриваем на предмет полезной информации. Записываем все в таблицу.
Найдя продюсера, которому может быть интересен ваш сценарий, вы можете написать ему. И тут нужно помнить два момента:
- Скорее всего, у этого продюсера сотни неотвеченных сообщений.
- То, что вы до него добрались, не означает, то он потратит на вас много времени.
А значит, сообщение нужно писать кратко, без долгих объяснений и расшаркиваний. Ваши биография и анкетные данные в этот момент продюсеру тоже не интересны. Сценарий можно прислать, только если попросят. Для начала лучше ограничиться логлайном в теле сообщения и прикрепленным документом с заявкой или идеей.
Нужно понимать, что, скорее всего, у вас есть только один шанс. Если ваша идея продюсеру не понравится, вполне возможно, что второй раз он не станет читать ваше сообщение. Или как минимум вам придется выждать длительное время перед второй попыткой, чтобы он успел вас забыть.
Те, кто опасается такого исхода, может пойти другим путем. Вместо того чтобы присылать свои наработки напрямую, можно спросить у продюсера контакты его редакторов или отборщиков. Людей, которым он платит за поиск и чтение сценариев. Скорее всего, они более лояльно отнесутся к вашим вторым и третьим попыткам.
Впрочем, этот вариант тоже имеет свои минусы. Во-первых, ваш сценарий в этом случае должны будут одобрить уже два человека. Во-вторых, вас могут отправить на сайт кинокомпании, электронный адрес которого у вас уже есть.
Киношколы для знакомства и учебы
Еще один верный способ дотянуться до индустрии. Если вы раздумываете о каком-либо обучении, поставьте перед собой сразу две задачи: научится чему-нибудь и познакомиться с нужными людьми.
Если преподаватели-теоретики или уже давно не практикующие сценаристы, вряд ли они смогут вам помочь с трудоустройством. И наоборот. Если преподаватели все еще в обойме, они не только научит вас практическим секретам, они еще и расскажут, какими именно критериями руководствуются кинокомпании, с которыми они сотрудничают. И если вы себя проявите при обучении и вас не стыдно будет представить своим заказчикам, они это сделают.
За обучение придется заплатить, это понимают все. В большинстве случаев будущие студенты забывают, что обучение отнимает много времени. Ведь если вы настроены серьезно, вам нужно будет не только изучить предоставленный материал и разобраться в нем, но и применить его на практике. Это длительный процесс, очень часто студенты к нему не готовы.
Сценарные конкурсы
Еще один способ пробиться в индустрию. Именно его чаще всего практикуют начинающие сценаристы. Благо за последние пару лет количество сценарных конкурсов увеличилось в разы.
И тут главное вовремя увидеть объявление. Для этого лучше всего воспользоваться каким-либо сервисом для отслеживания новостей по ключевым словам. Вариантов много: сайты, приложения, расширения для браузеров. Вбиваем «сценарный конкурс», «сценарный питчинг» и производные.
Кроме того, не повредит подписаться на сценарные телеграм-каналы и паблики во ВКонтакте. Там тоже постоянно публикуются объявления о конкурсах или сообщения от продюсеров, ищущих проекты.
Конечно, сценарный конкурс всегда лотерея, где вы будете соревноваться с сотнями других претендентов, среди которых, скорее всего, будут и уже состоявшиеся профессионалы. Но, по крайней мере, вы будете уверены, что вашу идею прочитали.
Самое страшное, что вас ждет
Самое раздражающее для начинающего сценариста в попытках пробиться в индустрию – тотальное отсутствие обратной связи. Вам никто не будет объяснять, почему забраковали ваш проект. Вы плохо его написали? Он не подходит по бюджету? Кто-то уже снимает что-то похожее? Скорее всего, вам не ответят. Более того, вы не всегда даже будете знать, прочитали ли ваше письмо. Это раздражает. И от этого никуда не деться.
Это выбивает из колеи. После отказа начинающие авторы часто находятся в прострации. Они не знают, что им дальше делать. Перелопатить существующий сценарий в поисках ошибок? Отправить его другому продюсеру, на другой конкурс? Писать следующий, забыв о потраченном времени и усилиях? Вернуться к учебникам по сценарному мастерству?
На самом деле подходит любой вариант. Помните:
- Ваш сценарий никуда не денется. Вы всегда сможете отправить его другому продюсеру или переписать его.
- Новый проект только увеличивает ваши шансы на попадание в индустрию.
- Перечитать учебник или прочитать новый – это всегда полезно. Чем лучше вы разбираетесь в профессии, тем больше у вас инструментов для письма.
Главное, вырваться из этого губительного состояния. Чтобы пережить отказ, нужно как можно быстрее вернуться к работе. Просто сделайте это, и увидите: вам сразу станет легче.
Попасть в индустрию начинающему сценаристу – это как перебираться через высокую длинную стену без лестницы. Это долго. Это сложно. Это требует фантазии. И это часто раздражает. Но если вы настроены серьезно, рано или поздно стена покориться. Главное, не верить тем, кто говорит, что это невозможно. И, разумеется, не сдаваться.
Сценарист — это специалист, который пишет сценарии, создаёт сюжет, характеры героев, их диалоги, описание места действия. Он нужен при производстве кино, сериалов, телепередач, шоу, видеоигр, концертов, рекламных роликов и ещё во множестве ниш.
Профессия сценариста на сегодня очень востребована, ведь эти специалисты упаковывают для конечных потребителей идею и необходимую информацию в понятную интересную форму.
Мы собрали 10 вопросов о профессии и задали их Алексею Зотову — режиссёру, сценаристу, продюсеру и преподавателю Нетологии.
Основное различие — в подходе к истории: сценаристы полных или коротких метров пишут конечные истории, а задача сценариста сериалов состоит в том, чтобы придумывать истории, которые могут длиться бесконечно долго.
Ещё сценарист сериалов ограничен форматом — рамками, в которых он работает. Форматы бывают разными — среди них:
- хронометраж — одна серия должна длиться определённое количество времени;
- жанр — комедия, драма, детектив и другие;
- канал трансляции — ТВ, соцсети, интернет-кинотеатры и так далее.
С полными или короткими метрами всё проще: вы можете сделать фильм хронометражем 93 минуты, и это ни у кого не вызовет вопросов. А в ТВ-сериалах, например, такое невозможно — вы просто не влезете в эфирную сетку.
Самый главный — знать драматургию. А ещё:
- Уметь держать в голове большой объём информации (очень большой) — помнить обо всех сюжетных линиях, характерах героев.
- Уметь работать в команде. Часто сценарии сериалов пишутся в сценарных комнатах. Умение находить общий язык и слышать других — один из важнейших скиллов.
- Уметь работать на съёмочной площадке. Зачастую сценарист находится на съёмочной площадке, особенно при съёмках комедий: актёр может несмешно пошутить, и ему нужно помочь произнести реплику с нужной интонацией.
- Иметь запас терпения. Написание сценария — работа на несколько месяцев, а то и лет.
- Уметь работать с разными площадками или выбрать себе специализацию: ТВ-сериалы сильно отличаются от проектов, выходящих на онлайн-платформах.
Главный принцип телевидения — охватить как можно большую аудиторию людей. Поэтому и сериалы должны создаваться, учитывая это правило. То есть сериал должен подходить всем.
Чем больше охваты, тем больше рекламы. Самый простой пример — сериал «Счастливы вместе». Этот сериал могут смотреть все: подростки (здесь Света и Рома прекрасно отыгрывают проблемы подрастающего поколения), взрослые и даже дети (в каком-то сезоне появился персонаж — маленький ребёнок).
Контент на телеканалах распределён по жанрам, и каждая кнопка на пульте ассоциируется у зрителей с определённым форматом. Поэтому за лёгким или смешным контентом идут на ТНТ или Пятницу, за драмой и историческими сериалами — на Первый канал и Россию-1, а, например, за детективами и триллерами — на НТВ и ТВ-3. Помимо жанра контент может отличаться посылом. ТНТ — юмор про жизнь, а СТС — слегка огламуренные истории.
Сценаристу на ТВ важно знать, для какого телеканала он пишет, как тот себя позиционирует. Чтобы понять формат, достаточно включить канал и посмотреть, за счёт чего он держит внимание зрителя.
Сейчас активно развиваются платформы. И качество сериалов на них становится всё лучше и лучше.
У онлайн-кинотеатров позиционирование ещё до конца не сформировано, они прощупывают почву. Поэтому сериалы разных жанров и сложности восприятия могут выходить, например, как на More.tv, так и на Okko. Главное отличие интернет-платформ от ТВ — они не стремятся работать на максимально широкую аудиторию, а сегментируются по целевым аудиториям.
На этапе идеи гарантировать, что она выстрелит, нельзя. Имея на руках сценарий, отталкиваясь от проблематики и героев, спрогнозировать успех сериала можно. В этом поможет выбор жанра. Самые популярные на сегодня: комедия, детективы и мелодрамы (больше на ТВ),драмы (больше на онлайн-платформах), экранизация книг или событий, бюджетные сериалы (популярны на онлайн-платформах и не в прайм-тайм на ТВ).
А вот к менее востребованным жанрам сериалов можно отнести фэнтези, включая хоррор, и фантастику. Графика и декорации стоят дорого, поэтому даже с хорошим сценарием найти финансирование будет сложно.
- Научитесь превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и управлять вниманием зрителя
- Разберётесь, как проходить питчинги сценариев
- Узнаете, как писать сценарий сериала — одного из самых популярных и востребованных в мире форматов
Большая часть мифов, которые ходят о профессии, — правда, но с оговорками. Сложилось мнение, что сценаристы — интроверты. Зачастую это так, но в некоторых жанрах невозможно работать без постоянного контакта с коллегами. Например, в жанре комедии: здесь почти все шутки придумываются в команде. Если сценарист работает в одиночку, в большинстве случаев он не может понять, будет ли его шутка смешной для зрителей.
Говорят, что сценаристы могут сами выбирать график и не имеют никаких ограничений по времени работы, если успевают со сдачей до дедлайна. Это плюс-минус правда: если вы только начинаете работать сценаристом, то даже полгода на написание сценария может не хватить. Придётся работать ежедневно: первые сценарии идут тяжело. Это и сложности с продумыванием истории, и нехватка практических навыков, и ошибки, которые приходится исправлять. Со временем и опытом, однако, приходит и свобода: ошибок становится меньше, а свободного времени — больше.
Зарплата сценариста может существенно разниться в зависимости от функций, успеха уже реализованных проектов, жанра, в котором работает сценарист, и платформы. Средние цифры на рынке для сценариста с опытом такие:
- серия 24 минуты — 100–300 тысяч рублей;
- серия 40+ минут — 250–700 тысяч рублей;
- сценарная комната — 100–150 тысяч рублей за месяц;
- хэд-райтер — 150–300 тысяч рублей;
- редактура — от 100 тысяч рублей;
- скрипт-докторинг — от 100 тысяч рублей;
- агент за привод клиента — комиссия 20–30%.
Лучше всего будет начать с наработки теоретической базы. Профессия сценариста может показаться лёгкой, но это не так. В кинематографе нет простых профессий: сказать, что писать сценарии может любой, — всё равно что утверждать, что любой может быть режиссёром, если умеет работать с актёрами. Нужны навыки, которые можно развивать бесконечно.
Сценаристу недостаточно хорошо рассказывать истории друзьям: нужны базовые знания в профессии, понимание глубины истории и того, о чём вообще писать. Сценарии, написанные без обучения, чаще всего непрофессиональные. Непрофессиональность здесь не равно некачественности: рассказанная история может быть очень хорошей, но если она выстроена криво, то редакторам придётся многое изменять и вносить большое количество правок. Знание профессии и особенностей работы в кинематографе позволяет избегать таких проблем.
Это абсолютная правда. Но важно понимать, что киноиндустрия — это сфера, в которой работает энергия. Если она у вас есть, вы готовы зажигать людей своими идеями, то всё получится и вы сможете захватить аудиторию и продюсеров своей историей. Все идут к тому, что горит, на то, что ярко. И напротив: без энергии людей будет сложно в чём-то убедить.
Начните с обучения. Без обучения в киношколе или на специализированных курсах может быть сложно сделать первый шаг: редактор, скорее всего, просто отправит ваш сценарий на доработки или не примет его. Можно попробовать научиться писать сценарии, читая книги по драматургии, но этот путь не всегда продуктивен: вы получите теорию, а в нашем деле очень важна практика. И ещё:
- Если у вас есть личные контакты и уверенность в своём материале, попробуйте направить сценарий напрямую в кинокомпанию, на ТВ-канал или платформу.
- Материал можно разослать на общие почты. Если вам не ответили — дублировать не стоит: скорее всего, ваш сценарий их не заинтересовал.
- Мониторьте паблики про кино в социальных сетях, гуглите питчинги сериалов. Ищите запросы и отправляйте свои работы.
- Отправляйте как синопсис, так и сценарий.
Сегодня в кинокомпаниях читают все входящие письма: количество производимого контента увеличилось многократно. Состоявшиеся сценаристы не всегда готовы быстро переключиться на что-то кардинально новое, поэтому кинокомпании постоянно ищут молодую кровь.
Если на начальном этапе вам предлагают купить сценарий серии не за 100 тысяч, а за 50 тысяч — продавайте, это пригодится для портфолио.
Пробуйте, мониторьте рынок и постоянно развивайтесь сами — изучайте дополнительные материалы, практикуйтесь, общайтесь в профессиональном сообществе.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Как начать карьеру сценариста, если у тебя еще нет опыта? Как делать то, что ты любишь, и получать за это деньги? Что самое сложное на старте?
Своим успешным опытом делится Дмитрий Кулешов, студент первого курса сценарного факультета, который не так давно получил предложение стать сценаристом одной из программ на Первом канале.
Дмитрий, что, по вашему мнению, самое сложное на старте?
Собственно, начать — и есть самое сложное. Это как получить водительские права и выехать в центр города. Стаж — нулевой. ПДД знаешь, но только на бумаге. Вероятность аварии весьма высока. Так и едешь, весь в поту, вцепившись в руль.
На что нужно обращать внимание при поиске работы?
На себя.
Как вы выбирали место работы? Были ли какие-то предпочтения?
Самое главное — я хотел писать сценарии и зарабатывать этим деньги на учебу и содержание семьи.
Насколько сложно совмещать учебу и работу?
Насущный вопрос. Из-за работы я впервые за год учебы в МШК сорвал дедлайн. Думаю, в дальнейшем все наладится, но на первых порах приходится вкалывать, доказывать, что ты все можешь, к сожалению, в ущерб учебе в том числе.
Как вам удалось устроиться на Первый канал?
Это очень поучительная для меня история. До недавнего времени я работал режиссером монтажа. И так это дело достало, просто невыносимо. Решил помечтать, отвлечься и попробовать найти работу по своей новой специальности. Зашел в Интернет и в поисковике набрал: «вакансия — сценарист». Увидел первое попавшееся солидное объявление, требования — высочайшие. Убедился, что я самая бесперспективная кандидатура. Заполнил резюме. Опыта работы — ноль, но зато немало текстов, подготовленных в рамках обучения в Школе. Поэтому в сопроводительном письме попросил: «Вышлите мне тестовое задание, т. к. уверен, что смогу заинтересовать своим текстом». И надо же, задание мне таки выслали. Я написал, отправил, забыл. Через две недели — звонок. Из двухсот присланных работ лишь две полностью соответствовали требованиям, в том числе — моя. История больше похожа на байку, но это правда. Никогда не знаешь, где найдешь.
Нужны ли связи для того, чтобы устроиться на крупный канал? Многие даже не пытаются, полагая, что без «нужных» контактов сделать это практически невозможно.
Как оказалось, не всегда. Но мой пример, на мой взгляд, скорее, исключение. Надо понимать, что «блат» — неотъемлемая часть нашей ментальности. Обрастать связями — важное качество, в том числе для сценариста.
Помогли ли вам приобретенные в Школе знания?
Если бы не этот вопрос, интервью бы не было. Очень хочется сказать, что только благодаря полученным в Школе навыкам у меня кое-что начало получаться. Конфликт тем, арка, построение мелодрамы и прочий полученный инструментарий мне пригодился для устройства на работу. Без этого арсенала не получилось бы ни-че-го. Поэтому, для тех, кто сомневается: МШК — то место, где вы получите основы профессии, которые в дальнейшем сможете смело применять на практике. И не важно, на Первом канале или на десятом. В теле- или кинопроизводстве. Главное — приобретенный багаж знаний.
Дмитрий, желаем вам удачи и дальнейших творческих успехов!
Спасибо!
По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, но по плохому нельзя снять хороший, говорят в киноиндустрии. Именно сценарист отвечает за развитие сюжета и характеры персонажей. С бумом рынка сериалов и развитием онлайн-кинотеатров профессия стала востребованнее и популярнее. Сценарист и креативный продюсер Вадим Комиссарук ответил на вопросы Финтолка о том, с чего начать карьеру, как продвигать себя в индустрии и добиться успеха.
Вадим Комиссарук — креативный продюсер, сценарист, работал над проектами «Кухня», «Даешь молодежь», «Большая разница», «Шесть кадров», «Слава Богу, ты пришел», идейный вдохновитель студии «Снегири».
Содержание
О моде на профессию и возможности импортозамещения в кино
— Почему сейчас профессия сценариста стала столь востребованной? Мы видим много онлайн-курсов по этой теме.
— Это не российская тенденция, а общемировая. Онлайн-кинотеатры начали заказывать собственный контент: сериалы и полнометражные фильмы. Это в том числе спасло индустрию во время карантина, когда кинотеатры не работали.
Телевидение в том виде, в котором мы его знаем и любим, заканчивает свой век. Просмотр развлекательного контента уходит в интернет и на Smart TV. Новые участники этого рынка понимают, что идет борьба за аудиторию, им нужно собрать как можно большую базу подписчиков; поэтому тратят на производство контента гораздо больше, чем могут окупить.
В то же время традиционное телевидение продолжает работать по старой схеме: производить контент в пределах бюджета, который можно отбить за счет рекламодателей.
Такой волны спроса на сценаристов и сценарии никогда раньше не было ни в мире, ни в России.
— Как ситуация с санкциями и уходом иностранных компаний отразилась на индустрии? Рабочих мест станет меньше или больше?
— Я не слышал о заморозке каких-либо проектов. Телеканалы и платформы продолжают производство контента. Возможно, в будущем мы столкнемся со снижением бюджетов и оптимизацией затрат. Но об остановке производства речи не идет. Разработка и написание сценария не останавливаются.
Некоторые иностранные студии и платформы запрещают показы зарубежных, в первую очередь голливудских, фильмов. Освобождается много места на телеканалах и в кинотеатрах, потому что они будут продолжать работать, им нужны будут российские проекты и те зарубежные, которые можно показывать, потому что не все студии объявили о прекращении сотрудничества с Россией.
В любом случае контент понадобится телеканалам, кинотеатрам и онлайн-кинотеатрам. В этом плане для сценариста, наоборот, появляется еще больше возможностей. Думаю, что российских проектов станет больше, чем было раньше. Но сами по себе они будут более бюджетными.
С другой стороны, поскольку доступ российских рекламодателей к Инстаграму, Facebook, YouTube закрыт, возможно, эти бюджеты перетекут на телевидение.
В целом для зрителя, конечно, плохо, что уходит большое разнообразие зарубежных фильмов и сериалов, они были сильными и интересными. Но это возможность для развития своих, российских.
Как сценаристу получить работу
— Предположим, я хочу стать сценаристом. С чего начать? Где учиться?
— Если вам важен процесс, то можно читать литературу и посещать открытые вебинары. Мы регулярно проводим такие. Но это долгий путь. Если вы хотите этот процесс ускорить, то только с помощью книг вряд ли получится. Самостоятельное совершение ошибок, о которых уже все знают, — это только трата времени. Есть смысл пройти хотя бы один курс, чтобы заговорить с профессионалами на одном языке. Курс должен быть от работающих в индустрии людей.
— Если говорить менеджерским языком, какие hard и soft skills нужны сценаристу?
— Я бы не сказал, что сценарист — это какой-то набор скиллов. Есть сценаристы с одними преимуществами и недостатками, есть с другими. Как минимум нужно:
- понимать драматургию;
- быть насмотренным;
- иметь жизненный опыт.
В целом понимать, как устроена жизнь, что происходит, когда совершаешь те или иные действия. И понимать людей: что ими движет, чего они хотят, что скрывают.
Когда кто-то хочет стать сценаристом в 17 лет, есть ощущение, что еще рановато, нет достаточного жизненного опыта для понимания взаимодействия людей и последствий поступков. В 17 лет можно писать и снимать короткометражки. Есть примеры, когда авторы в этом возрасте снимали что-то интересное и талантливое, но это исключения.
Представления о жизни, достаточные для автора, формируются в 25-27 лет. Но есть примеры сценаристов, которые раскрываются поздно, в 40-45 лет. Мы просто живем жизнь и набираем необходимые знания для профессии.
— Расскажите, как вы стали сценаристом.
— Я родился и вырос в белорусском Гомеле. Это город на 500 000 человек. Как такового своего телевидения там не было, разве что чтение региональных новостей по вечерам. Никто из моих родственников никогда не работал на телевидении или в кино. У меня даже не было представления, что профессия сценариста существует.
После школы учился на инженера-строителя. В университете был развит КВН, мне было это интересно, а деканат разрешал пропускать занятия участникам игр, что дополнительно мотивировало. Практика на стройке же, напротив, оставила психологическую травму: понял, что ни за что туда не вернусь.
Однажды знакомые ребята предложили присылать скетчи в программу «Шесть кадров». Такое предложение поступило ко многим, кто занимался КВНом, как-то себя проявлял. Мы с другом загорелись, начали писать. Оказалось, что закрываем половину потребности в скетчах, и нас позвали в Москву делать молодежные «Шесть кадров» — «Даешь, молодежь». А дальше пошли и другие проекты.
У меня не было никакого сценарного или творческого образования. Все постигал через практику и индивидуальные мастер-классы от более опытных товарищей.
— Слышала, что, когда у студии появляется новая идея, они предлагают поработать над ней уже знакомым 20 сценаристам. Это действительно так? Какие шансы у человека с улицы после обучения получить работу?
— Про индустрию много слухов и стереотипов еще с советских времен. Думаю, истории, что студии работают только со знакомыми сценаристами, служат оправданием для тех, у кого не получилось. Остаются еще люди, которые считают, что нужно быть родственником как минимум семьи Михалковых, чтобы оказаться в индустрии. Да, есть актерские и режиссерские династии, но сценарных династий нет. Никто из богемы, скажем так, стать сценаристом не стремится.
Студии предлагают работу уже известным им авторам. Но это не должно пугать, нужно оказаться в числе тех авторов, к которым студия обращается. Откуда они взялись? Не выросли же где-то прямо в офисе студии. Это люди, которые участвовали в каких-то конкурсах, питчингах, проявили себя, и студия их заметила.
Если человек способный и адекватный, то он в любом случае попадет на радары, с ним рано или поздно начнут сотрудничать. Не вижу проблемы в том, что студии обращаются к тем, с кем уже взаимодействовали.
А говорить о том, что есть какие-то 20 авторов, которые пишут все сценарии, нельзя. Проектов сейчас так много, что 20 человек с ними не справятся. Из тех людей, кого я знаю, абсолютно все при деле на несколько месяцев вперед.
— Что делать начинающему сценаристу, чтобы его заметили?
— Написать сценарий, участвовать в питчингах и конкурсах, которых сейчас очень много. Если нет возможности это делать, отправлять сценарий просто на почту студий. Многое поменялось за пару лет: если раньше студии не проверяли почту, то теперь читают каждое сообщение, потому что формата как такового больше не существует.
Когда было только телевидение и кино, одни истории могли стать полным метром для проката, другие — сериалами для ТВ. Причем таких телеканалов немного, и у каждого свой формат:
- на НТВ детективы;
- на СТС и ТНТ комедии;
- на «России» провинциальные истории;
- на «Первом» пафосные ностальгические истории;
- на «Домашнем» истории про городских домохозяек.
И если твоя история не вписывается в рамки этих каналов, то она отправляется в стол. Но у сегодняшних шести-семи онлайн-платформ нет узкой аудитории, как на телеканалах, пока это просто эксперимент, и они готовы рассматривать любые жанры и форматы.
Если на присланную работу не реагируют, причин может быть несколько:
- Низкое качество сценария.
- Идея повторяет то, что уже было или есть в работе студии.
- Похожий проект рассматривали, но решили от него отказаться.
Тут надо спросить себя, останусь ли я автором одного сценария и буду писать на форумах и в соцсетях: «Все куплено, нужно быть чьим-то родственником, 20 авторов все пишут». Правильный путь — писать следующие сценарии, пытаться получать обратную связь от редакторов и сценаристов, которые уже работают в индустрии. Редко можно рассчитывать, что первый же сценарий сразу получится суперхитом, но и такое бывает.
Как написать сценарий
— Как строится работа над сценарием?
— Сначала формулируется идея: что мы хотим рассказать. Второй этап — синопсис на одну-полторы страницы. Дальше — развернутый синопсис на пять-шесть страниц. Потом пишется поэпизодник, то есть история разбивается на сцены. Финальный этап — написание диалогов.
Распространенное заблуждение, что сценарий нужно сразу писать в диалогах, с описаниями природы, мыслями героя. Как книгу: «Дул ветер, герой шел…», — и пошла история. Но сценарий — это более технологическая работа, тут не спрячешься за описаниями и мыслями героя. Важно, чтобы была серьезная драматургическая конструкция, на которой будет держаться вся история.
— За какое время пишется сценарий?
— Все зависит от исходных данных. Бывает так, что автор всю жизнь развивал идею, думал над ней 10 лет, всем ее рассказывал и только потом записывал. Тогда сценарий можно закончить и за неделю.
Другое дело, если материала мало, его нужно придумывать или исследовать. В среднем считается, что пилотная серия сериала пишется несколько месяцев. Первый драфт полного метра — как минимум полгода.
— Какой жанр считается самым сложным?
— Есть мнение, что комедия — самый сложный жанр. Но оно свойственно тем, кто не пробовал всерьез заняться комедией. Здесь есть своя специфика и свои инструменты. В комедии, например, сложно работать в одиночку, потому что нужно как можно быстрее получать обратную связь. Понятие «смешно-не смешно» — очень субъективное. Поэтому даже у самых популярных комедий на «Кинопоиске» рейтинг низкий, не сопоставимый с положительными отзывами людей, которые были на этом фильме.
Понятие грустного и трагичного для всех одно, это все разделяют. Люди расстраиваются по одним и тем же поводам. Но причины рассмеяться для всех разные. Есть люди, которые вообще юмор не воспринимают. И сценаристу комедии нужно найти тот юмор, который развеселит большое количество зрителей. Расстроить большое количество людей — чуть полегче. Но я бы не сказал, что драма легче комедии. Хорошую драму тоже сложно написать, как и хороший хоррор или боевик.
— После того как сценарист написал первую версию сценария, кто и как может поменять написанное?
— Если речь о телеканале, то редакторы телеканала, креативные продюсеры, генеральные продюсеры. Они знают больше, чем обычный зритель. Мы как зрители видим только то, что выходит в эфир, но не знаем, что не вышло, что было забраковано еще на этапе сценария или по результатам съемок пилота. Команда телеканала хорошо знает, что интересно его аудитории.
Если речь о кино, в студиях есть исследовательские команды, которые пытаются найти закономерности в жанрах и форматах, которые собирают кассу. Есть и чисто эмоциональная составляющая: насколько продюсерам понравился сценарий, им же потом презентовать проект и искать финансирование.
У онлайн-платформ тоже есть данные об аудитории, но они пока открыты к экспериментам и оценивают, какое количество действующей и новой аудитории сможет привести яркая идея и концепт.
— Как долго может длиться процесс доработки? Может ли получиться что-то совсем иное, не то, что было задумано изначально? Наверное, автору сложно смириться, что его сценарий стал неузнаваем.
— Даже в процессе написания сценария может получиться что-то иное, не то, что задумывалось изначально. В процессе редактуры тоже вылезают какие-то моменты. Что-то одно поправили, стало понятно, что теперь и другой персонаж не работает или делает то же самое. Или не хватает каких-то интересных сюжетных поворотов. Все индивидуально.
Какой-то проект может зайти с первого драфта, хотя такое редко бывает. А может быть 10-20 драфтов. Сложно что-то предсказать. В пилотной серии сериала пишется как минимум 10 драфтов, потому что это самая сложная серия. Нужно, чтобы заработали характер и история.
— Можно ли выделить истории, которые сейчас наиболее востребованы студиями, платформами и зрителями?
— Это самый популярный вопрос. Начинающие авторы ищут чит-код: напиши такую историю, и ее точно купят. Можно включить любой телеканал и понять, какие именно истории ему интересны. Нужно что-то для такой же аудитории, но новое и по-другому. То же самое с кино. Можно посмотреть, какие жанры собирают самую большую кассу. Если студия производит полный метр, то она сразу попытается понять, сколько сможет заработать.
Я бы не советовал ориентироваться на тренды. Принеси историю про права женщин, и ее точно купят — не работает. Не нужно стремиться сделать что-то суперактуальное. Во-первых, тренды видят все, и похожая идея придет в голову еще нескольким сценаристам. А во-вторых, актуальность быстро проходит. То, что обсуждается сегодня, через полгода все забудут. А от идеи до выхода на экраны может пройти около двух лет. Если писать о чем-то сиюминутном сейчас, через два года вас уже не поймут.
— Есть идеи, которые приходят в голову абсолютному большинству начинающих сценаристов?
— Когда-то много писали про журналистов, теперь перестали. Появились хостелы — начали писать о них. Появились барбершопы — это тоже стало популярной основой для сценария.
В последнее время популярной темой стали коучи и блогеры. Всех будоражит, что есть такой социальный лифт. Но мы на семинарах пытаемся донести, что не нужно так делать. Какие-то истории появятся и сработают, кто-то первый снимет сливки. Но у всех это не получится.
Сколько можно заработать
— От чего зависит уровень оплаты? Сколько в профессии может заработать новичок и известный сценарист?
— За последние два года цифры выросли в два-три раза. Но именно для сценаристов, которые себя уже как-то проявили.
Гонорары новичков тоже растут, но медленнее, так как еще нужно платить редактору, чтобы он довел сценарий до ума. Новички часто начинают с дневных сериалов на ТВ. За одну серию можно получить от 30 000 рублей, это не много по меркам индустрии. Но это практика и дополнительное обучение в полях. Автор видит, как реализуется его сценарий, как написанное сыграно на экране. Этот переход очень важен и сильно меняет восприятие своих текстов.
Если опытный сценарист не привязан к студии или каналу договором и зарплатой, то может получать от 200 000 рублей за получасовую серию. За часовую — от 300 000 рублей в зависимости от сложности проекта и известности сценариста.
При производстве полного метра студия оценивает, сколько придется дорабатывать сценарий, какой бюджет понадобится на съемку, станет ли кино суперкассовым хитом. Оценив эти факторы, предлагает гонорар. Автор может согласиться с ним или не согласиться. Или с умным видом назвать цифру, которую сам от себя не ожидал. Для начинающего это может быть от 300 000-600 000 рублей.
Для действующего сценариста — 2, 3, 5 млн рублей — насколько хватит уверенности в себе.
— Как работа сценариста сказывается на остальной жизни?
— Когда в жизни сложности, всегда можно сказать: «Есть и плюсы, потом я смогу написать об этом историю». Из любого приключения или неприятности я могу вытащить материал для своей работы.
* В этой статье упоминаются социальные сети Facebook и Instagram — они признаны экстремистскими на территории Российской Федерации.