Как найти работу выпускникам центр занятости

Центр занятости населения Семикаракорского района  в 2020 году  реализует  программу «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18-20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые».

Программа «Первое рабочее место» удобна и для выпускников, и для работодателей, так как выпускникам даёт возможность адаптироваться и закрепиться на первом рабочем месте, а работодателю оценить профессиональные качества молодого специалиста, его навыки и умения, полученные в учебном заведении.

Данная программа обеспечивает дополнительные гарантии для выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Участие в программе позволяет выпускникам:

  • проявить знания и умения, полученные в учебном заведении;
  • приобрести опыт и навыки работы, освоить специфику производства;
  • положительно зарекомендовав себя на производстве, остаться работать на постоянной основе.

В период участия в программе выпускники получают двойную финансовую поддержку: не только заработную плату – от работодателя, но и материальную поддержку от Центра занятости населения.

Для участия в программе «Первое рабочее место» приглашаем выпускников учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, не имеющих стажа работы и работодателей, желающих помочь молодым специалистам в начале их профессиональной карьеры.

Участниками программы могут стать выпускники, если они

  • окончили профессиональные образовательные организации;
  • достигли возраста 18 лет, но нет еще 20 лет;
  • ищут работу впервые;
  • зарегистрированы в центре занятости населения в качестве безработных.

Служба занятости поможет молодому специалисту  сделать первый шаг в карьере в правильном направлении. Приглашаем выпускников принять участие в программе «Первое рабочее место». От выбора первого рабочего места зависит Ваша судьба.

Ждем Вас  по адресу: г. Семикаркорск, ул.Закруткина, д.93, тел. 8(86356) 4-05-79. Инспектор центра занятости населения  Стрелкова Татьяна Валентиновна

Я 8 лет работала как ИП, а в 2020 году стала безработной.

До 2020 года у нас с мужем был кукольный театр. Мы объездили с ним 30 городов России, но после моего декрета театр перестал приносить доход. Я закрыла ИП и встала на учет в центре занятости — его еще называют биржей труда.

Я всегда платила налоги и взносы, поэтому рассчитывала на пособие по безработице. Ожидала, что на бирже учтут мой опыт и устроят на работу, связанную с детьми. А в крайнем случае надеялась попасть на бесплатные курсы и освоить новую профессию. В статье расскажу, как вставала на учет, какие вакансии мне предлагали и какую помощь я в итоге получила.

Как я стала ИП

По образованию я журналист, 9 лет работала по специальности в Иванове и Санкт-Петербурге. А в 2012 году, когда я была в первом декрете, мы с мужем организовали кукольный театр. Хотели просто попробовать, но быстро вышли на стабильный доход.

В 2014 году мы переехали в мой родной Рыбинск в Ярославской области: оттуда было удобнее ездить на гастроли. Сначала выступали в соседних областях: Московской, Тверской, Ивановской и Вологодской. Потом объездили Ленинградскую область и юг России. Всего посетили больше 30 городов.

Спектакли мы показывали в школах, детских садах, торговых центрах и музеях. Но они работали только с юрлицами — по договору. Так что еще в 2012 году я оформила статус индивидуального предпринимателя.

Работать как ИП было удобно: я легально получала доходы, у меня шел трудовой стаж. Приходилось платить взносы на пенсионное и медицинское страхование, но сумма не зависела от заработка и была фиксированная. За 2012 год я заплатила 17 208 Р — для меня это было немного.

Я была предпринимателем 8 лет — до 2020 года. За это время родила еще двоих детей. Пока я 3 года была в декретах, платные спектакли мы не ставили. Я могла закрыть ИП, но тогда бы у меня прервался стаж. К тому же после декрета я хотела снова ставить спектакли и решила, что статус ИП еще пригодится.

Я на благотворительном спектакле во время декрета

Как я оказалась без работы

В декрете я подрабатывала журналистом на фрилансе и занималась общественными проектами в качестве волонтера. Организовывала экологические фестивали, устраивала бесплатные пикники и концерты для мам с детьми. А мой театр показывал благотворительные спектакли в детских домах и на городских мероприятиях.

В середине 2019 года я вышла из последнего декрета и хотела продолжить театральный бизнес. Но конкуренция выросла: появилось много других театров, аниматоров и развлекательных программ.

Бюрократических проблем стало больше. В одних регионах кукольные театры запретили, потому что многие из них работали нелегально. В других оформить сотрудничество стало сложнее, детские сады отказались от спектаклей. Ездить на гастроли стало некуда.

Мой театр стал приносить 20 000 Р в месяц — в 4 раза меньше, чем раньше. Зато взносы за страхование для ИП выросли в 2 раза. В 2012 году я платила 17 208 Р в год, а в 2019 году — 36 238 Р. В 2020 году взносы должны были вырасти вообще до 40 874 Р. Для меня это было много, и в январе 2020 года я решила закрыть ИП.

Закрыть ИП оказалось просто. Я пришла в МФЦ с паспортом, ИНН и свидетельством о регистрации в качестве ИП. Написала заявление и через неделю перестала быть предпринимателем. Я сдала декларацию о доходах за 2019 год и несколько дней в 2020 году, и моя история с предпринимательством закончилась.

Свидетельство о регистрации ИП мне больше не пригодится

Зачем вставать на учет по безработице

Я решила встать на учет в центре занятости и стать официально безработной. Вот что по закону должен давать такой учет.

Помощь в поиске работы. Центр занятости, или ЦЗН, помогает найти официальную работу. Пусть не всегда по специальности, зато будет идти стаж и хоть какая-то зарплата.

Мне подходила только почасовая оплата или сменный график, чтобы я могла уделять время детям. Я понимала, что в Рыбинске такую работу найти сложно, а связей у меня не было. Но я 8 лет, пока была ИП, работала в сфере культуры и надеялась, что на бирже мне найдут что-то подходящее.

Бесплатное повышение квалификации. Я слышала, что можно пройти бесплатные курсы от центра занятости и освоить новую профессию. Мой родственник так выучился на крановщика и нашел работу. Я бы тоже от такого не отказалась.

Пособие по безработице. Во время поиска центр занятости платит пособие по безработице. Размер зависит от зарплаты за последние три месяца. Для тех, кто в это время не работал, оно минимальное: в 2020 году это 1500 Р. А тем, кто работал, в первые 3 месяца положены 75% от прежней зарплаты, потом еще 3 месяца — 60%.

Но пособие не может быть больше максимального — в 2019 году оно было 8000 Р, а до конца 2020 года его увеличили до 12 130 Р  из-за коронавируса. Уволенным после 1 апреля 2020 года эту сумму будут платить независимо от предыдущего заработка.

До постановки на учет я зарабатывала как ИП 20 000 Р в месяц и надеялась на максимальное пособие.

Справки об отсутствии дохода. Мы оказались малоимущей многодетной семьей и имели право на пособия и льготы. Например, на бесплатное питание ребенка в школе и на региональную выплату на третьего ребенка. В Ярославской области в 2020 году это 10 682 Р. Но чтобы их получать, надо было подтвердить отсутствие дохода. Центр занятости выдавал нужные справки.

Все о работе и заработке

Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Как встать на учет по безработице

Встать на учет в центр занятости может любой гражданин РФ старше 16 лет, если он не работает и не учится на дневном отделении. Откажут в учете только пенсионерам, действующим ИП и тем, кто работает по гражданско-правовому договору. А еще участникам ООО, даже если организация годами не работает.

Я прочитала в интернете, что для постановки на учет мне нужно принести в ЦЗН документы, пройти собеседование и написать заявление о постановке на учет. Визит будет считаться первой явкой. Все остальные посещения тоже называют явками.

Инспектор предложит две вакансии, и в следующие три дня я пойду по собеседованиям. Отказываться от предложенной работы нельзя — только если работодатель откажет сам.

Потом придется сходить на лекцию для безработных и снова явиться к инспектору. Не приду — не поставит на учет. Инспектор предложит еще две вакансии. Если меня опять никуда не возьмут, инспектор признает меня безработной. По закону это случится не позднее 10 дней после первой явки. В нашем ЦЗН произносят слово «‎признание»‎ так, словно речь о сакральном ритуале. После него мне станут доступны все привилегии безработного.

Дальше расскажу, как проходило признание безработной у меня и какую помощь я получила от государства.

На портале «‎Работа в России» можно подать заявление, чтобы встать на учет в центр занятости. Но потом вас все равно пригласят на очное собеседование

Собеседование

Я примерно представляла, какие нужны документы, чтобы встать на учет, но точный список нигде не нашла. Вот что в итоге пригодилось на собеседовании:

  1. Свидетельство ИНН.
  2. Выписка из ЕГРИП.
  3. Паспорт.
  4. Диплом.
  5. Трудовая книжка.
  6. Санитарная книжка.
  7. Удостоверение многодетной семьи.
  8. Свидетельство о браке.
  9. СНИЛС.

Инспектор посмотрела документы и расспросила, как я осталась без работы. А потом стала отговаривать меня вставать на учет. Дело было вот в чем. Последняя запись в моей трудовой была в 2008 году: я работала редактором деловой газеты. В следующие 12 лет не бездельничала: работала пиар-менеджером по договору подряда, начинала учиться в магистратуре на историка моды, сидела в отпусках по уходу за детьми и как ИП ставила спектакли. Но все это никого не волновало. Инспектор сказала, если после официальной работы прошло от 3 лет, работу предложат самую низкооплачиваемую: завхоза, уборщицы или вахтера.

А на бывших ИП не действует даже срок 3 года. Если бы я была ИП всего месяц, а потом закрыла его и пришла на биржу, мой предыдущий опыт все равно бы не считался.

Еще инспектор предупредила, что пособие по безработице у меня будет минимальным — 1500 Р, хотя я работала как ИП. Потому что прибыль ИП не учитывается при расчете пособия.

Условия были не самые лучшие, но я согласилась и заполнила заявление.

Центр занятости показался мне неприятным местом с решетками на окнах и старыми столами. Как будто там ничего не менялось лет тридцать
Подавая заявление, я расписалась под каждым условием постановки на учет

Какую работу мне предлагали

На первой явке после собеседования инспектор внесла меня в базу. Указала, что я владею компьютером, могу читать, переводить и брать интервью на английском и что у меня есть водительские права. Это было нужно для подбора вакансий.

Я могла бы работать журналистом, пиар-менеджером, СММ-специалистом или копирайтером. Но таких вакансий в базе не было. Еще я была готова работать с детьми, например учителем русского или начальных классов. Но такие вакансии предлагают только кандидатам с образованием по профильному предмету. Например, русский может преподавать филолог, а я журналист.

Инспектор записала меня просто как специалиста. Она хотела предложить мне вакансии ночного администратора отеля, горничной, укладчика товара на конвейере и младшего воспитателя в детском саду. Но одни были далеко от моего дома, а для других нужна была медкнижка со свежим медосмотром. А я проходила его больше года назад.

В итоге инспектор предложила две вакансии. Первую — менеджера по продажам в компании, которая занималась оптическим оборудованием. Вторую — уборщицы в больнице. Зарплата была 15 000 Р и 12 000 Р соответственно. Для сравнения: по данным «‎Труд-ком», в 2019 году средняя зарплата по Рыбинску была 32 000 Р.

В следующие три дня я прошла собеседования. На первом, на должность менеджера, я обмолвилась про гибкий график и мне отказали. На второе собеседование я тоже сходила впустую. В больнице уборщица была уже не нужна.

Во вторую явку в центр занятости через 10 дней мне предложили должность регистратора в больнице или секретаря в школе. Вакансии неплохие, но с такой же низкой зарплатой — от 12 000 до 15 000 Р. Обе были закрыты к моему приходу.

В третью явку еще через две недели мне достались вакансии кладовщика на предприятии по изготовлению дорожных машин и завхоза в детском саду. Но и они были закрыты, когда я пришла. В отделах кадров жаловались, что большинство кандидатов приходят для галочки — чтобы стоять на учете и получать пособие.

Больше я работу через центр занятости не искала, потому что пошла учиться на курсы.

Эту красивую лестницу в больнице я бы мыла, устроившись уборщицей по направлению от ЦЗН
Диплом журналиста не помог мне найти работу через центр занятости

Лекция для безработных

Лекция для безработных — добровольно-принудительное мероприятие. Чтобы встать на учет, пришлось посетить ее между первыми двумя явками.

Два специалиста за полчаса рассказали про наши права и обязанности. Например, что мы должны посещать инспектора минимум раз в месяц — иначе снимут с учета. Что если отказаться от работы по своей инициативе, то пособие на месяц сократят на 25%. То есть из минимальных 1500 Р я еще и потеряю 375 Р. А если не успеть пройти собеседования за 3 дня, пособия вообще на месяц лишат.

Нам напомнили, что нужно и самим искать работу, хотя проверять это никто не будет. А еще, что, пока мы на учете, нельзя получать доход, кроме детских пособий, алиментов и пенсии по инвалидности. Все это я и так знала из интернета.

Меня больше интересовали права. Лекторы сказали, что мы можем получать пособие, психологическую поддержку, помощь в профориентации и бесплатно учиться на курсах. Еще можно было получить деньги на открытие своего дела, но оно у меня уже было. Говорили и про особые условия для людей с инвалидностью и будущих пенсионеров, но я к ним не отношусь, так что не вслушивалась.

Я спросила, куда обратиться за психологической поддержкой, но психолога в центре занятости не было. Мне предложили побеседовать с инспектором — она должна была вдохновить меня на поиски работы. Помощь в профориентации обещали во время одной из явок. А про курсы сказали узнавать у специалиста по профориентации. В общем, ничего нового из лекции я не вынесла.

Кроме меня в небольшом зале было человек тридцать: в основном люди предпенсионного возраста и лет сорока. Совсем молодых были единицы
На сайте областной службы занятости я прочитала, что в ЦЗН «‎оптимизируют мое психологическое состояние»‎ и помогут «‎реализовать карьеру»‎. Но психолога там не нашлось

Помощь в профориентации

Помощь в профориентации мне оказали на третьей явке. К этому времени меня официально признали безработной и даже выплатили часть пособия — 412 Р.

Я ожидала, что мне дадут какие-нибудь тесты или проведут собеседование. Но все оказалось не так. За профориентацию отвечала суровая женщина. Я не поняла, как называлась ее должность, но это не инспектор, не психолог и не специалист по кадрам.

Она посмотрела в мою трудовую книжку и повторила то, что говорил инспектор: раз я не работала по специальности больше 5 лет, мои знания и умения уже не важны. Я попросила подобрать мне работу с детьми, а она сказала, что мой потолок — должность администратора или посудомойки.

В чем заключалась помощь в профориентации, я так и не поняла. Зато эта же женщина отвечала за бесплатные курсы и записала меня в очередь.

Эту карточку я получила, когда меня признали безработной. Без нее я бы не получила помощь в профориентации

Какие бывают курсы

Пройти бесплатные курсы от ЦЗН можно раз в год и только после признания. А на время учебы придется сняться с учета.

На базе центра занятости в Рыбинске есть три вида курсов. Первые — обучение новой специальности. Можно стать маляром, парикмахером или поваром. Вторые — повышение квалификации. Там учат создавать сайты, составлять строительные сметы или управлять госзакупками. Во время обучения платят стипендию в размере пособия. В моем случае это были бы те же 1500 Р.

Третьи курсы — по региональной программе Ярославской области. У нее длинное название — «‎Содействие занятости женщин — создание дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет». Эти курсы только для безработных мам с маленькими детьми. Стипендия на них больше — 12 130 Р. Но программа новая, а специалисты по профориентации не знали, какие там есть специальности.

Я подала заявку на парикмахерские и бухгалтерские курсы со стипендией в 1500 Р. А раз двое моих детей еще дошкольники, специалист добавила меня и в очередь на курсы для мам. Но предупредила: не факт, что какие-то из них вообще начнутся. Нужно ждать, когда наберется группа — иногда это несколько месяцев.

На портале службы занятости населения Ярославской области я нашла список программ, по которым есть бесплатное обучение
Условия для участия в региональной программе для мам я нашла в соцсетях нашего центра занятости

Как я попала на курсы

Я запаслась терпением и думала, что на курсы попаду где-то через полгода. Но всего через пару дней мне предложили обучиться бухучету: изучить бухгалтерию, подтянуть навыки работы в «Экселе» и освоить программу «1С». Эти курсы относились к тем, где была стипендия 1500 Р.

Курсы проходили в учебном центре «‎Ракурс». На сайте я узнала, что без направления с биржи они стоят 5500 Р. Обучение длится 10 недель: половина занятий — теория, которую проходят очно или дистанционно. Вторая половина — практика на компьютере 3 раза в неделю, ее нужно посещать лично.

Я решила, что вариант неплохой, и согласилась. К тому же центр был рядом с домом. Я снялась с учета в центре занятости и подписала договор на обучение. Так из безработной я стала учащейся.

Во время самоизоляции из-за коронавируса теоретические занятия проходили дистанционно. Преподаватель присылал лекции и разрешал задавать вопросы по почте.

Практика была в классе. Кроме меня в группе занимались еще человек тридцать, в основном женщины лет тридцати пяти. У большинства было среднее образование, а высшее — у 5—6 человек. Преподаватель мне понравился: он рассказывал все интересно и доходчиво.

Я освоила программу 1C, но первоклассным бухгалтером, конечно, не стала. Но у меня появилось общее представление о бухучете, и при желании я разберусь в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. Я получила сертификат и могу устроиться на работу бухгалтером. Или снова встану на учет в центр занятости.

А недавно мне позвонили по поводу программы, где стипендия 12 130 Р. Предложили пройти курсы по организации госзакупок. Я согласилась, но позже — в следующем наборе. Для этого даже не нужно стоять на учете — достаточно, чтобы ребенок не ходил в школу, а трудовая книжка была на руках. Запишусь на программу в центре занятости.

Что я поняла про биржу труда

  1. Бывшему ИП положено минимальное пособие по безработице — в 2020 году это 1500 Р. А работу предлагают самую низкооплачиваемую.
  2. На работу по направлению с биржи трудно устроиться: желающих много, вакансии закрываются мгновенно.
  3. Выгодно обращаться на биржу, если в последние 3 месяца вы работали по трудовому договору. В первые 3 месяца пособие по безработице будет равно 75% от зарплаты, а в следующие 3 месяца — 60%. В 2020 году максимум — 12 130 Р. А тем, кто уволен с 1 апреля 2020 года, эту сумму будут платить независимо от предыдущего заработка.
  4. В ЦЗН маленького города вам могут не оказать психологической помощи и помощи в профориентации.
  5. По направлению от биржи можно пройти бесплатные курсы — освоить новую профессию или повысить квалификацию. Во время обучения стипендия будет равна пособию по безработице.

Работа для выпускников: как молодым специалистам помогают трудоустроиться

Работа для выпускников: как молодым специалистам помогают трудоустроиться

Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Зачастую выпускники не знают рынок труда и не понимают, как устроиться в конкретные компании. Специалисты центра занятости «Моя работа» направляют молодых специалистов, помогают им составить резюме и пройти собеседование.

С 2020 года, то есть за полтора года более трех тысяч выпускников трудоустроились с помощью центра «Моя работа». 

«Одна из задач службы занятости населения — помощь в поиске работы молодым специалистам. Главная проблема с трудоустройством выпускников — незнание рынка труда. Чаще всего в вузах нет специализированных занятий, на которых студентам бы рассказывали, как искать работу, какие есть компании и как в них устроиться. Благодаря службе занятости ребята смогут сделать первый шаг к построению своей карьеры», — рассказал Роман Шкут, директор центра занятости «Моя работа».

Выпускников готовят перед встречей с работодателем. Специалисты центра оценивают профессиональные и личностные компетенции кандидата и помогают составить резюме, адаптированные под требования конкретного работодателя. Также молодые специалисты могут получить первый опыт прохождения интервью на площадках службы занятости во время открытых отборов с крупнейшими работодателями. После такого опыта карьерные эксперты центра могут дать обратную связь и рассказать кандидату, как ему улучшить навыки самопрезентации. Отборы для соискателей без опыта работы проходят два раза в неделю.

Кроме того, центр запустил проект «Первая работа». Молодой специалист может поработать в учреждениях Правительства Москвы и получить первый профессиональный опыт в государственном секторе. Участниками могут стать выпускники колледжей и вузов в возрасте от 18 до 26 лет с российским гражданством и без опыта работы (по трудовой книжке), которые хотят устроиться по полученной специальности. Для них 300 учреждений Правительства Москвы предлагают более трех тысяч вакансий по 30 профессиональным направлениям.

Для участия в проекте необходимо заполнить анкету на сайте центра занятости или составить резюме и отправить его на почту: firstjob@social.mos.ru. После обработки заявки специалист центра свяжется с кандидатом.

Чтобы получить консультацию карьерного эксперта центра занятости и узнать, как эффективно искать работу, правильно составлять резюме и оценить свои текущие навыки и компетенции, можно оставить заявку на mos.ru или прийти во флагманский центр занятости «Моя работа», расположенный по адресу: улица Щепкина, дом 38, строение 1.

Новая профессия бесплатно: как учиться от Центра занятости населения?

Главная картинка статьи Новая профессия бесплатно: как учиться от Центра занятости населения?

Designed by freepik

Перед тем, как тратить деньги на дорогостоящее обучение, лучше обратить внимание на курсы, которые предоставляют Центры занятости населения. Интереснее всего, что при определенных условиях можно попасть на бесплатное обучение от ЦЗН.

Учеба через Центр занятости: как попасть?

В России действует Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому государство берет на себя обязательство помочь любому гражданину с трудоустройством.

При этом безработного могут направить на учебу через Центр занятости населения по месту жительства. Однако попасть туда можно, если вы соответствуете некоторым условиям:

  1. Гражданин официально признан безработным и встал на учет в ЦЗН;

  2. У безработного нет квалификации (то есть нет ни среднего специального, ни высшего образования);

  3. Так как квалификация отсутствует, то работу гражданину подобрать затруднительно;

  4. Квалификация имеется, однако, подобрать место работы не получается;

  5. Гражданин утратил способность работать по своей квалификации (например, в связи с инвалидностью).

Если вы соответствуете какому-либо из этих критериев, то можно попроситься на переобучение. На этот случай у территориальных органов ЦЗН есть договоренности с различными учебными центрами, которые имеют лицензию на переподготовку или повышение квалификации безработных.

Что нужно, чтобы попасть на учебу через Центр занятости? Для начала обратиться в региональную службу по месту жительства, встать на учет как безработный и написать заявление. Одновременно с этим нужно предоставить некоторые документы:

  • Паспорт;

  • Трудовая книжка;

  • Документ, удостоверяющий квалификацию, либо документ о профессиональном образовании (диплом вместе с титульным листом).

Рассматривать эту заявку могут достаточно долго, поскольку нужно сформировать группу для обучения, так что наберитесь терпения.

Обучение от центра занятости: кто может претендовать?

Обучение от центра занятости

Designed by freepik

Надо сказать, что обучение от ЦЗН полностью бесплатно, при этом пройти его может любой гражданин. Более того, на период учебы (а это около 6 месяцев) безработному даже выплачивают небольшую стипендию.

Однако не всё так просто: у некоторых категорий населения есть приоритет по сравнению с остальными. К таковым относятся:

  1. Инвалиды;

  2. Родители или опекуны детей-инвалидов;

  3. Бывшие военные, а также их жены (мужья);

  4. Выпускники школ;

  5. Граждане, прошедшие военную службу по призыву;

  6. Граждане, которые впервые ищут работу и при этом не имеют квалификации;

  7. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Теперь поговорим о нововведениях. С 2021 года работает федеральная программа «Содействие занятости», где приоритет отдается нескольким категориям населения:

  1. Людям предпенсионного возраста старше 50 лет;

  2. Женщинам в декрете;

  3. Безработным матерям, имеющим детей до 7 лет включительно.

  4. Также участвовать в программе могут некоторые категории лиц до 35 лет:

  5. Бывшие военнослужащие срочной службы (нетрудоустроенные в течение 4 месяцев);

  6. Выпускники ссузов и вузов, которые не могут найти работу по специальности дольше 4 месяцев;

  7. Находящиеся под риском увольнения (сокращение штатов, ликвидация фирмы и т.д.);

  8. Студенты последних курсов ссузов и вузов, которые обратились в службу занятости.

Программа обучения от ЦЗН продлена до 2024 года

В 2023 и 2024 году безработные граждане также смогут пройти бесплатное переобучение, при этом перечень тех, кто может претендовать на него, был несколько расширен и конкретизирован:

  1. Безработные граждане, 

  2. Сотрудники, находящиеся под риском увольнения,

  3. Отдельные категории граждан в возрасте до 35 лет, 

  4. Люди старше 50 лет, 

  5. Женщины с маленькими детьми, 

  6. Беженцы с Украины.

На эти цели правительство выделило более 8,4 млрд рублей в 2023 году и ещё 6,4 млрд. рублей в 2024 году. Подразумевается, что в общей сложности получить новую профессию смогут более 240 тысяч человек.

Обучение продолжат организовывать АНО «Агентство развития профессионального мастерства (“Ворлдскиллс Россия”)», РАНХиГС при Президенте РФ, Томский государственный университет.

Что делать, чтобы попасть на бесплатное переобучение от Центра занятости?

Если вы хотите поучаствовать в программе Содействие занятости, то первым делом нужно перейти на портал Федерального проекта https://tgu-dpo.ru/ и оставить там заявку. Далее:

  1. Подтвердить заявку на портале
    Работа в России;

  2. Зарегистрироваться в Личном кабинете гражданина;

  3. Загрузить указанные документы, следуя инструкции на портал;

  4. Подать документы, подтверждающие категорию участника в Центр занятости. Это необходимо сделать в течение 3 дней с того момента, как заявку на портале Работа в России одобрят;

  5. Выбрать тип договора и желаемую дату обучения;

  6. Отправить оригинал договора в ту образовательную организацию, которая будет проводить обучение.

Центр занятости сам заключит договор и оплатит обучение, после чего вы будете зачислены на необходимый курс.

Обучение для мам в декрете от центра занятости

Согласно постановлению Правительства РФ, молодые мамы могут претендовать на бесплатное обучение одними из первых. И чтобы попасть на нужный курс, нужно просто явиться в ЦЗН по месту жительства, либо по месту пребывания и подать заявление.

  1. Участвовать в программе «Содействие занятости» могут женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

  2. Документы, которые нужно предоставить женщине, чтобы попасть на бесплатное переобучение:

  3. Паспорт гражданина РФ или документ его замещающий;

  4. Свидетельство о рождении ребенка;

  5. Справка от работодателя, либо приказ о нахождении в декретном отпуске.

Помимо молодых мам принять участие в программе «Содействие занятости» могут женщины, которые не состоят в трудовых отношениях и имеют на попечении детей в возрасте от 0 до 7 лет включительно.

Им также следует предоставить в ЦЗН паспорт гражданина РФ и свидетельство о рождении ребенка (детей).

Кроме того, понадобится справка об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя. Её можно получить онлайн по запросу ИНН на сайте Федеральной налоговой службы. Ещё один документ — справка (извещение) о состоянии лицевого счета из Пенсионного фонда РФ. Её можно заказать через портал Госуслуг.

Обучение в Центре занятости после 50 лет

Программа «Содействие занятости» была рассчитана в том числе и на работников предпенсионного возраста, которые нередко находятся на грани увольнения и нуждаются в переквалификации.

Что понимается под предпенсионным возрастом и на кого рассчитана программа:

  • Женщины 1964—1968 годов рождения включительно;

  • Мужчины 1959—1963 годов рождения включительно;

  • Лица, которые выйдут на пенсию досрочно, то есть многодетные матери, работники Крайнего Севера, работники вредных производств, педагоги и медработники (при условии выработки трудового стажа).

Все эти категории населения также могут рассчитывать на бесплатное обучение от Центра занятости, при этом возможны три варианта, как поступить на нужный курс переподготовки:

Образовательный сертификат Направление от ЦЗН Направление от работодателя
  1. Универсальный вариант для любого предпенсионера, вне зависимости от того, трудоустроен он или нет;
  2. Гражданин сам выбирает учреждение ДПО и программу обучения;
  3. Затем он должен обратиться в Центр занятости, заключить договор и получить сертификат на обучение;
  4. Центр переводит оплату образовательной организации по выбранной специальности.
  1. Вариант для временно неработающего (уволенного) гражданина;
  2. ЦЗН сама подбирает образовательную программу, ориентируясь на компетенции заявителя и перспективы трудоустройства по новой специальности;
  3. ЦЗН самостоятельно заключает договор с образовательной организацией, которая выбирается на конкурсной основе.
  1. Компания сама направляет работника на переобучение, если заинтересована в том, чтобы сохранить его в штате;
  2. Работодатель платит за переобучение своего сотрудника, заключая трехсторонний договор между ним, собой и образовательной организацией;
  3. ЦЗН выступает в роли посредника при подборе образовательной организации;
  4. После переобучения сотрудника работодатель может обратиться в региональный комитет по труду и занятости за субсидией.

Какие документы нужны, чтобы попасть на бесплатное обучение после 50 лет

  1. Паспорт;

  2. Заявление о предоставлении финансовой помощи на оплату услуг по профессиональному обучению;

  3. Копия трудовой книжки с подписью и печатью работодателя;

  4. Копия документа об образовании/квалификации;

  5. Справка из ПФР об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста;

  6. СНИЛС.

В тех случаях, когда гражданин был уволен и ищет программу переобучения самостоятельно, понадобится также копия документа о прекращении трудовых отношений.

Вопрос — ответ

Какие программы обучения от Центра занятости существуют?

Каждый регион подбирает те программы, которые будут востребованы и перспективны для трудоустройства. Иными словами, в каждом субъекте федерации они могут отличаться. Ознакомиться с доступными программами можно при заполнении

заявки на обучение

Можно ли учиться от Центра занятости дистанционно?

Дистанционное обучение возможно, но только для тех программ, которые его предусматривают (некоторые гуманитарные дисциплины, дизайн, IT-специальности)

Какой документ выдается после бесплатного обучения от Центра занятости населения?

Обучение от ЦЗН проходят либо по программам профессиональной переподготовки, либо по программам повышения квалификации или дополнительного профессионального образования. В первом случае выдается диплом о профпереподготовке, во втором — удостоверение ПК, в третьем — сертификат или удостоверение. Более подробная информация обозначена в карточках программ на сайте 

https://trudvsem.ru/

Сколько длится обучение от Центра занятости населения?

Длительность зависит как от графика учебы, так и от выбранной программы. В целом, она может составлять от 3 недель до 3 месяцев. Конкретная информация (графики, сроки, расписание занятий и т.д.) предоставляется индивидуально

Как часто можно проходить обучение от Центра занятости населения?

В рамках Федеральной программы «Содействие занятости» можно пройти переобучение один раз в период с 2021 по 2024 год. При отчислении за неуспеваемость гражданин теряет право на повторное обучение

Можно ли пройти обучение от Центра занятости населения в 2023 году?

Да. Федеральная программа по обучению от ЦЗН продлена до 2024 года. Правила поступления и приема документов остались неизменными. Приоритет отдается по-прежнему женщинам с маленькими детьми, предпенсионерам, а также работникам, находящимся на грани увольнения. Помощь в учебе также будет оказана беженцам с Украины

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствие с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. По результатам анализа изложены рекомендации по успешному трудоустройству и занятости выпускников ПОО и восхождения их к профессиональной компетентности.

Анализ показывает, что в условиях пандемии значительно обострились проблемы трудоустройства и занятости выпускников ПОО. В последние годы от общего числа зарегистрированных безработных выпускники ПОО составляют 25-28%, и они находятся в затруднительной ситуации в связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, отсутствие опыта работы.

Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников ПОО и поиск путей решений этой проблемы является актуальной задачей.

По данным статистики средний уровень трудоустройства выпускников вузов составляет 72%, а выпускников среднего профобразования – 62,5%.

Процесс трудоустройства выпускников усложнился в период пандемии, каждый третий выпускник вуза или колледжа не трудоустраивается по профессии.

В 2021 г. в региональных органах службы занятости населения на учете состояли более 15 тыс. безработных выпускников вузов и средних учебных заведений, что на 31,2 % больше, чем в 2020 году.

Практика показывает, что можно выделить следующие критерии конкурентоспособности выпускников на рынке труда: профессиональная квалификация и культура, трудовая мотивация, поведение на рынке труда.

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствии с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. Это повысит эффективность прогнозирования потребности кадров в конкретном регионе и более точно планировать контрольные цифры приема молодежи на обучение.

Многие выпускники считают главной причиной, вызывающей трудности при их трудоустройстве, является отсутствие практического опыта работы и завышенные требования к ним со стороны работодателей.

К причинам сложности трудоустройства выпускников можно также отнести:

  • слабая информированность выпускников о состоянии региональных рынков труда, о востребованных профессиях и предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия ПОО с работодателями и службами занятости.

Для решения этих проблем приняты нормативные и инструкционные документы.

Введена контрактная система подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием. Вводится заказ на подготовку рабочих и специалистов по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям за счет средств государственного бюджета. Издан Приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших профессиональное обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году» [3].

Документ предполагает взаимодействие региональных служб занятости с ПОО и работодателями, проведение ежеквартального мониторинга трудоустройства выпускников, обратившихся в центры занятости. Это позволит сформировать банк вакансий, разместить на портале службы занятости все предложения от работодателей по востребованным профессиям.

Планируется регулярное проведение консультаций, ярмарок вакансий, профориентационных мероприятий, экскурсий на предприятия, организация психологической поддержки молодых специалистов. Предусматривается также стажировки выпускников, организация наставничества на предприятиях, трудоустройство выпускников с ограниченными способностями.

На базе портала «Работа в России» размещается сервис по мониторингу трудоустройства выпускников, что позволяет связать систему среднего и высшего образования с региональными рынками труда, скоординировать потребности работодателей и профессиональную подготовку студентов.

Совместно с образовательным центром «Сириус» создана программа наставничества, по итогам которой лучшие студенты получают работу и могут помогать одаренным детям из региональных филиалов.

Принципиально новым явится совершенствование мониторинга трудоустройства выпускников ПОО на основе стыковки данных о дипломе, СНИЛСе, страховых взносах и электронных трудовых книжках.

В июле 2020 года Координационный центр ОНФ по восстановлению экономики направил в Минтруд России предложение поощрять работодателей за трудоустройство выпускников вузов 2020 года [7].

Разрабатывается новый механизм поддержки трудоустройства выпускников в виде субсидирования работодателей из средств федерального бюджета в размере до трех МРОТ (12 792 с 1 января 2021 г.). Было бы справедливо, если бы на такую выплату могли претендовать работодатели, которые примут на стажировку с последующим трудоустройством выпускников ПОО. Такая выплата должна быть предусмотрена за каждого выпускника при условии, что он проработает в организации не меньше года.

Применение новых нормативных документов способствует переходу страны в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, новые сферы трудовой деятельности, повышение качества подготовки выпускников, их успешное трудоустройство и занятость.

Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации программа «Цифровая экономика РФ» [1], выдвигает новые требования к качеству подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

В числе направлений государственной программы «Цифровая экономика РФ» поставлена задача совершенствования системы профессионального образования, которая призвана обеспечивать воспроизводство для регионов страны квалифицированные и компетентные кадры.

Цифровизация экономики сопровождается также и с цифровизацией профессионального образования, призванной обеспечивать все отрасли экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

В целях успешного развития цифровизации профессионального образования и обучения в регионах страны реализуется федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [2].

Этот проект направлен на совершенствование учебных планов, программ, учебников, учебной литературы, широкое внедрение цифровых технологий, совершенствование подготовки молодых специалистов.

Для успешного формирования у студентов знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций необходимо:

  • преподавателям чтение лекций сочетать с проведением дистанционных занятий, презентаций, вебинаров, практических занятий по формированию у студентов соответствующих умений, навыков и компетенций;
  • преподаватели в ходе проведения лекций и семинарских занятий способствовали превращению учебной группы из пассивных объектов в активных субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • преподаватели должны разработать и применять учебно-методические комплексы печатных и электронных средств обучения по каждому учебному предмету.

Например, разработанный Кязимовым К.Г. учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок труда и занятость населения» включает:  печатную и электронную версию учебника «Рынок труда и занятость населении [6], печатные и электронные учебные пособия: «Технологии регулирования рынка труда и занятости», «Рынок труда и противодействие безработице».

Для внедрения цифровых образовательных технологий необходимо формирование в ПОО инновационной цифровой образовательной среды.

В ряде публикаций под цифровой электронной образовательной средой понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между преподавателями, студентами и информационными ресурсами.

Большим преимуществом цифровой электронной образовательной среды является то, что она обеспечивает новые возможности для:

  • успешного осуществления процесса профессионального обучения не только в аудиториях и лабораториях, но и в разных местах и в разное время;
  • владения студентами индивидуальной профессиональной образовательной программой и удовлетворения их потребностей.

Для организации учебных занятий цифровая образовательная среда учебных заведений должна включать в себя следующие условия:

  • эффективная организация учебно-воспитательного процесса с использованием механизмов финансирования и цифровых инструментов;
  • оснащение учебных аудиторий и мастерских ПОО современным оборудованием;
  • библиотеки вузов и учреждений среднего профессионального образования должны быть оборудованы электронными читальными залами и книгохранилищами с размещением в них продуктов учебной, учебно-методической и проектной деятельности преподавателей и студентов;
  • обеспечение доступа студентов и учащихся к библиотеке, информационным ресурсам сети Интернет, к учебно-методической литературе.

С применением в ПОО цифровых технологий студенты быстрее получают необходимую учебную и методическую литературу. Первый этап обучения выпускников в ПОО является начальной стадией восхождения выпускников к профессиональной компетентности.

На втором этапе для восхождения выпускников к профессиональной компетентности необходимо успешно трудоустроиться по полученной профессии, адаптироваться в организациях, приобрести творческий опыт трудовой деятельности, периодически повышать квалификацию.

По результатам исследования разработана модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности, состоящая из двух этапов (рисунок).

Рис. Модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности

Для успешного трудоустройства и занятости выпускников, их восхождения к профессиональной компетентности необходимо:

1. С участием работодателей, служб занятости повышать качество подготовки выпускников ПОО, трудоустраивать и обеспечивать их занятость по полученной профессии (специальности), создавать основу для поэтапного достижения выпускниками профессиональной компетентности.

2. Совершенствовать систему мониторинга трудоустройства выпускников.

3. Внедрить механизма государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в ПОО.

4. Принять закона о квотировании рабочих мест для выпускников ПОО.

5. В каждом регионе необходимо регулярно определять потребность в рабочих и специалистах и доводить эти показатели для молодежи, школ и ПОО.

6. Региональные службы занятости, органы образования должны установить связи с работодателями оказывать содействие молодежи в поиске подходящей работы и работодателям – в поиске молодых специалистов.

7. Преподаватели в процессе проведения занятий должны:

использовать цифровые образовательные технологии, печатные и электронные ресурсы, проводить наряду с лекциями дистанционное обучение;

проводить смешанное обучение обеспечивать оперативный доступ учащихся, студентов и персонал организаций к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.

8. Работодатели в процессе трудовой деятельности выпускников должны обеспечивать их поэтапное восхождение к профессиональной компетентности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить заявление в военный суд
  • Как найти название песни по звучанию
  • Как можно найти ссылку стим
  • Как найти плотность изделия
  • Как найти площадь внутренней трапеции