I. Механика
Тестирование онлайн
Работа
Работа — это скалярная величина, которая определяется по формуле
Работу выполняет не тело, а сила! Под действием этой силы тело совершает перемещение.
Обратите внимание, что у работы и энергии одинаковые единицы измерения. Это означает, что работа может переходить в энергию. Например, для того, чтобы тело поднять на некоторую высоту, тогда оно будет обладать потенциальной энергией, необходима сила, которая совершит эту работу. Работа силы по поднятию перейдет в потенциальную энергию.
Правило определения работы по графику зависимости F(r): работа численно равна площади фигуры под графиком зависимости силы от перемещения.
Угол между вектором силы и перемещением
1) Верно определяем направление силы, которая выполняет работу; 2) Изображаем вектор перемещения; 3) Переносим вектора в одну точку, получаем искомый угол.
На рисунке на тело действуют сила тяжести (mg), реакция опоры (N), сила трения (Fтр) и сила натяжения веревки F, под воздействием которой тело совершает перемещение r.
Работа силы тяжести
Работа реакции опоры
Работа силы трения
Работа силы натяжения веревки
Работа равнодействующей силы
Работу равнодействующей силы можно найти двумя способами: 1 способ — как сумму работ (с учетом знаков «+» или «-«) всех действующих на тело сил, в нашем примере
2 способ — в первую очередь найти равнодействующую силу, затем непосредственно ее работу, см. рисунок
Работа силы упругости
Для нахождения работы, совершенной силой упругости, необходимо учесть, что эта сила изменяется, так как зависит от удлинения пружины. Из закона Гука следует, что при увеличении абсолютного удлинения, сила увеличивается.
Для расчета работы силы упругости при переходе пружины (тела) из недеформированного состояния в деформированное используют формулу
Мощность
Скалярная величина, которая характеризует быстроту выполнения работы (можно провести аналогию с ускорением, которое характеризует быстроту изменения скорости). Определяется по формуле
Коэффициент полезного действия
КПД — это отношение полезной работы, совершенной машиной, ко всей затраченной работе (подведенной энергии) за то же время
Коэффициент полезного действия выражается в процентах. Чем ближе это число к 100%, тем выше производительность машины. Не может быть КПД больше 100, так как невозможно выполнить больше работы, затратив меньше энергии.
КПД наклонной плоскости — это отношение работы силы тяжести, к затраченной работе по перемещению вдоль наклонной плоскости.
Главное запомнить
1) Формулы и единицы измерения;
2) Работу выполняет сила;
3) Уметь определять угол между векторами силы и перемещения
Консервативные (потенциальные) и неконсервативные (непотенциальные) силы*
Формула нахождения работы*
Механическая работа. Мощность
Введение
Тема урока – работа. Мы часто используем это понятие. Например, рабочий устал, потому что проделал большую работу: перенес 200 кирпичей с первого этажа на второй (см. рис. 1).
Рис. 1. Совершение работы
Мы знаем, почему он устал: он в это время прикладывал к кирпичам силу. Но только ли в силе дело? Наверняка, если бы он переносил кирпичи на третий этаж, он бы выполнил бόльшую работу, а если он бы толкал неподвижную стену, никакой работы выполнено бы не было, хотя рабочий бы устал. Значит, дело не только в силе, перемещение тоже играет роль. Сегодня мы четко определим понятие работы в физике.
Оно близко к бытовому понятию работы, но нужно понимать важный момент.
Понятие «работа»
В бытовом представлении работу выполняет человек, двигатель или другой субъект. В физике определение должно быть четким: субъект работы – сила. Поэтому работа, выполненная при действии нескольких сил, равна сумме работ, выполненных каждой силой по отдельности.
Как мы увидели на примере, работа тем больше, чем больше приложенная сила и чем больше пройденный путь. И сила, и перемещение – векторы, они имеют направления. Рассмотрим пока случай, когда направления векторов силы и перемещения совпадают (см. рис. 2), работа в физике определяется именно так:
т. е. как физическая величина, пропорциональная силе и перемещению.
Рис. 2. Направления векторов силы и перемещения совпадают
Соответственно, единицей работы является произведение единицы силы на единицу пути, т. е. . У этой единицы есть собственное наименование – джоуль (Дж).
Пример 1. Перемещение и сила совпадают
Рассмотрим такой пример: с крыши дома высотой упал камень массой . Вычислите работу, которую выполнила сила тяжести (см. рис. 3).
Рис. 3. Падение камня с крыши дома
Работа – это сила, умноженная на перемещение. Сила тяжести, действовавшая на камень, равна , перемещение равно (камень упал с крыши на землю), работа равна (см. рис. 4).
Рис. 4. Определение работы
Важно заметить, что нам безразлично, придавала ли данная сила ускорение телу. Рассмотрим ту же задачу, но с условием, что камень не падает, а осторожно, с постоянной скоростью опускается на веревке. Сила тяжести будет та же, как и перемещение, поэтому работа будет та же, (см. рис. 5).
Рис. 5. Камень опускают с крыши дома
Нам важно лишь то, как сила участвует в движении, в какой степени она на него влияет. Но не всегда сила направлена туда же, куда и перемещение. Рассмотрим нашу задачу с новым условием: камень опускают по наклонной траектории под углом к вертикали (см. рис. 6).
Рис. 6. Камень опускают по наклонной траектории
На перемещение влияет только та составляющая силы тяжести, которая направлена вдоль перемещения, т. е. проекция силы тяжести на направление перемещения (см. рис. 7).
Рис. 7. Составляющая силы тяжести
Из прямоугольного треугольника проекция силы тяжести равна и работа равна (см. рис. 8).
Рис. 8. Прямоугольный треугольник
Поскольку перемещение увеличилось, , окончательно работа равна:
Мы получили формулу для работы в общем виде , где косинус угла между силой и перемещением показывает степень участия силы в данном перемещении, насколько сила выполняет работу по перемещению тела в данном направлении. Работа – это скалярное произведение силы и перемещения.
Формула показывает частный случай: сила и перемещение сонаправлены (см. рис. 9), т. е. угол между ними равен 0 и .
Рис. 9. Сила и перемещение сонаправлены
Пример 2. Сила и перемещение разнонаправлены
Вернемся к задаче о камне и рассмотрим другой частный случай, когда сила и перемещение направлены в противоположные стороны. Найдем теперь работу силы натяжения веревки, на которой камень спускают вертикально (см. рис. 10).
Рис. 10. Найдем силу натяжения веревки
Находим работу по той же формуле . Перемещение равно все той же высоте дома. Сила натяжения веревки по модулю равна .
Почему
Откуда мы взяли, что ? Задача на движение тела, на которое действуют силы. Нам не важны размеры камня, поэтому можем считать его материальной точкой и применить второй закон Ньютона. По условию камень опускается равномерно, ускорение равно нулю, значит, и равнодействующая действующих на него сил равна нулю, т. е. сила натяжения компенсирует силу тяжести, (см. рис. 11).
Рис. 11. Сила натяжения компенсирует силу тяжести
Угол между противоположно направленными векторами и равен 180°. Теперь у нас все есть для нахождения работы:
Результат согласуется с нашими представлениями: когда сила и перемещение направлены противоположно, мы получили отрицательную работу, и действительно, сила не способствует движению, а противодействует ему. Сила натяжения веревки «тащит» камень вверх, а он опускается вниз.
О выборе системы координат
Посмотрим, влияет ли на знак работы выбор системы координат. У нас есть тело, которое поднимается, т. е. движется вверх. Рассмотрим работу силы тяжести. Сила тяжести направлена вниз.
Попробуем направить ось координат вверх и вниз (см. рис. 12).
Рис. 12. Выбор направления оси y
В первом случае перемещение положительно, сила отрицательна. Работа будет равна:
Во втором случае перемещение отрицательно, сила положительна. Работа будет равна:
Таким образом, если сила выполняет отрицательную работу в данном направлении, то это происходит независимо от выбора системы координат, поэтому выбор делаем, как удобнее для решения задачи.
Об отрицательной работе
Отрицательные числа – это модель. В природе нет отрицательного количества. Есть количество, к примеру, 5 монет. -5 монет может значить, что эти же 5 монет забрали от начального количества. В физике мы часто сталкиваемся с векторными величинами: скорость, перемещение, сила и т. д. Их проекции на оси координат могут быть отрицательными. Если проекция скорости равна -5 м/с, это значит, что тело движется со скорость 5 м/с против направления оси координат (см. рис. 13).
Рис. 13. Направление скорости против оси координат
Знак показывает направление относительно выбранной оси координат.
Что значит отрицательная работа? Работа не вектор, у нее нет направления и ее нельзя рассматривать в проекции на оси координат. Что тогда значит минус? Работа – это произведение двух векторов, силы и перемещения, и знак работы тоже показывает направление одного вектора относительно другого, без привязки к оси координат.
Пример 3. Сила и перемещение перпендикулярны
Рассмотрим еще один случай: камень не опускали, а переместили горизонтально на расстояние (см. рис. 14).
Рис. 14. Сила натяжения нити работу не совершает
Тогда работа силы натяжения нити равна , сила натяжения работу не совершает. Совершает работу сила тяги , под действием которой груз будет перемещаться горизонтально, эта сила совершит работу по перемещению груза (см. рис. 15).
Рис. 15. Сила, которая совершает работу
Здесь результат тоже логичен: проекция силы натяжения на горизонтальное направление равна нулю, поэтому эта сила не влияет на движение тела в данном направлении и, соответственно, не совершает работы по перемещению в данном направлении.
Противоречие жизненному опыту
Кажется, что это не согласуется с нашим жизненным опытом. Если груз тяжелый и нести его далеко, то человек устает, а мы утверждаем, что работы по перемещению груза он не совершает. Дело в том, что чувство усталости не всегда определяется работой как физической величиной, человек устает от длительного напряжения мышц, расхода химической энергии, накопления продуктов обмена.
То же самое мы наблюдаем в случае с человеком, толкающим неподвижную стену или держащим кирпич на вытянутой руке (см. рис. 16).
Рис. 16. Работа не совершается
Человек устанет, в случае с кирпичом даже очень быстро, но работа будет совершена нулевая: и стена, и кирпич неподвижны, перемещение равно нулю.
Как видим, во всех случаях справедливо одно общее выражение: .
Задача 1
Какую работу надо совершить, чтобы заставить поезд массой 800 т: а) увеличить свою скорость от 36 до 54 ; б) остановиться при начальной скорости 72 ?
Задача на работу. Работу будет совершать сила тяги поезда (см. рис. 17).
Рис. 17. Сила тяги совершает работу
Пользуемся определением работы, это скалярное произведение суммы и перемещения:
Тело движется с ускорением под действием силы тяги, применим второй закон Ньютона (сразу учтем, что сила тяжести и сила реакции опоры компенсируются) (см. рис. 18).
Рис. 18. Применяем второй закон Ньютона
Тело движется с ускорением, изменяет скорость с до, применим уравнения кинематики для равноускоренного движения. По определению ускорение равно:
Путь при равноускоренном движении равен:
Выберем систему координат. Удобно направить ось х в направлении движения поезда (см. рис. 19).
Рис. 19. Выбор направления оси х
Тогда проекции скоростей и перемещения будут положительны, проекция ускорения определяется разностью , сила сонаправлена с ускорением.
Получим систему уравнений, которую остается только решить, а это задача математическая:
Решив систему уравнений, получаем ответ:
Вычислим для двух случаев, заданных в условии. Поезд разгоняется от 36 км/ч до 54 км/ч. В СИ значения скорости будут равны 10 м/с и 15 м/с. Масса равна 800 т или .
Поезд тормозит от 72 км/ч до 0 км/ч. В СИ начальная скорость равна 20 м/с.
Ответ: 50 (МДж); -160 (МДж).
В первом случае скорость увеличивалась, значит, ускорение и сила были сонаправлены со скоростью и перемещением (см. рис. 20).
Рис. 20. Ускорение и сила сонаправлены со скоростью и перемещением
Сила сонаправлена с перемещением, работа в этом случае положительна, что мы и получили. Во втором случае скорость уменьшалась, значит, ускорение и сила направлены противоположно скорости и перемещению. Сила направлена противоположно перемещению, работа отрицательна (см. рис. 21).
Рис. 21. Сила направлена противоположно перемещению
Мы все сделали правильно.
На следующем уроке разберем это более подробно, но можем заметить, что и – это кинетическая энергия, т. е. работа была затрачена на изменение кинетической энергии.
Рассмотрим еще несколько примеров того, как силы выполняют работу.
Нет специфических правил для каждой силы, они все подчиняются одному выражению . В каждом случае для нахождения работы мы должны узнать силу, перемещение и их направления. Мы лишь можем заметить тенденции, что чаще всего (но не всегда) работа силы тяги положительна, потому что в большинстве случаев тело движется туда, куда мы его тянем (см. рис. 22).
Рис. 22. Работа силы тяги
Чаще всего (но не всегда) работа силы трения отрицательна, т. к. она направлена против направления движения скользящего тела (см. рис. 23).
Рис. 23 . Работа силы трения
Чаще всего (но не всегда) тела движутся вдоль поверхности, в то время как сила реакции опоры направлена перпендикулярно ей, поэтому работа силы реакции опоры равна нулю. Но это лишь тенденции, которые говорят, как бывает чаще всего, мы же подчиняем все случаи одному закону и находим однозначный ответ на вопрос.
Задача 2
Лифт начинает движение вниз и через 3 с достигает скорости 1,5 м/с. Найти работу силы реакции опоры по перемещению груза за это время, если масса груза в лифте равна 140 кг.
В задаче описан груз, который движется под действием силы тяжести и силы реакции опоры. Рассмотрим силу реакции опоры. Работа находится как скалярное произведение (см. рис. 24).
Рис. 24. Нахождение работы
Тело движется с ускорением под действием разных сил, этот процесс подчиняется второму закону Ньютона и описывается формулами кинематики.
Сразу учтем, что , тогда по определению ускорение равно:
Путь при равноускоренном движении равен:
Направим ось координат у вдоль движения лифта, вертикально вниз (см. рис. 25).
Рис. 25. Выбор направления оси y
Тогда в проекции на ось у получим:
Вычислим:
Ответ: -3 (кДж).
Задача решена.
Мощность
Когда мы оцениваем качество работника (или механизма, или двигателя), нам мало руководствоваться только тем, какую работу он выполнил. Нас еще интересует, как быстро он ее выполняет. Можно совершить работу за час и быть молодцом, а можно потратить на ту же работу целый день: работа выполнена, результат тот же, но медленно. Для характеристики быстроты или скорости выполнения работы вводится величина мощность. Мы уже сталкивались с величинами, характеризующими быстроту (скоростью, ускорением), поэтому знаем, что быстрота изменения какой-либо величины – это изменение величины, деленное на промежуток времени, на протяжении которого величина изменялась.
Так же и мощность – это работа, деленная на время ее выполнения:
Единица мощности называется ватт (Вт).
Почему иногда совершается небольшая работа при большой мощности
Не всегда большая мощность означает, что выполняется большая работа. Например, мощность разряда молнии огромна, она может достигать 200 ГВт, не каждая электростанция развивает такую мощность. Совершённая при этом работа может пойти на нагревание и ионизацию воздуха, на вспышку света, на выведения из строя электросети, если ударит в линию электропередач, и т. д. Вычислим ее, если длительность разряда молнии равна около 0,001 с, и получим около : такую работу совершат два электрических чайника за полсуток. Напротив, если кипятильник малой мощности, например 700 Вт, будет работать неделю, работа совершится в разы бόльшая, чем при разряде молнии. Мы используем оба понятия: и работу, и мощность, они оба нужны, чтобы описывать тот или иной процесс.
Это как с механической скоростью движения: рекорд скорости футбольного мяча –200 км/ч. Вертолет на такой скорости за двое суток пересечет всю Россию с запада на восток. Скорость большая, но мяч на такой скорости движется доли секунды и успевает лишь долететь до ворот на несколько десятков метров.
Задача 3
Какую среднюю мощность развивает сила тяжести в процессе падения кота массой 2 кг с дерева высотой 3 м?
Задача на мощность, используем определение мощности как скорости совершения работы:
Работа – это сила, умноженная на перемещение:
(в нашем случае сила тяжести направлена вниз, перемещается кот тоже вниз).
Для задач на движение мы можем также применять законы кинематики. За время падения кот, двигаясь равноускоренно из состояния покоя, пройдет путь:
Направим ось у вертикально вниз вдоль перемещения кота (см. рис. 26).
Рис. 26. Выбор направления оси y
Тогда в проекции на ось у запишем систему уравнений, которую остается только решить:
Ответ: 77,5 (Вт).
Движение по окружности (кинематика, динамика)
Найти линейную скорость Земли v при ее орбитальном движении. Средний радиус земной орбиты R=1,5·10 8 км.
Ответ и решение
Пропеллер самолета радиусом 1,5 м вращается при посадке с частотой 2000 мин -1 , посадочная скорость самолета относительно Земли равна 162 км/ч. Определить скорость точки на конце пропеллера. Какова траектория движения этой точки?
Ответ и решение
v ≈ 317 м/с. Точка на конце пропеллера описывает винтовую линию с шагом h ≈ 1,35 м.
Пропеллер самолета вращается с частотой:
λ = 2000/60 с -1 = 33,33 с -1 .
Линейная скорость точки на конце пропеллера:
Скорость самолета при посадке v = 45 м/с.
Результирующая скорость точки на конце пропеллера равна сумме векторов линейной скорости при вращении пропеллера и скорости самолета при посадке:
vрез = ≈ 317 м/с.
Шаг винтовой траектории равен:
Диск радиусом R катится без скольжения с постоянной скоростью v. Найти геометрическое место точек на диске, которые в данный момент имеют скорость v.
Геометрическим местом точек на диске, имеющих скорость v в данный момент, является дуга радиуса R, центр которой лежит в точке касания диска с плоскостью, т.е. в мгновенном центре вращения.
Цилиндрический каток радиусом R помещен между двумя параллельными рейками. Рейки движутся в одну сторону со скоростями v1 и v2.
Определить угловую скорость вращения катка и скорость его центра, если проскальзывание отсутствует. Решить задачу для случая, когда скорости реек направлены в разные стороны.
; .
По горизонтальной плоскости катится без скольжения с постоянной скоростью vc обруч радиусом R. Каковы скорости и ускорения различных точек обруча относительно Земли? Выразить скорость как функцию угла между вертикалью и прямой, проведенной между точкой прикосновения обруча с плоскостью и данной точкой обруча.
vA = 2vCcosα. Ускорение точек обода содержит только центростремительную составляющую, равную aц = v 2 /R.
Автомобиль движется со скоростью v = 60 км/ч. С какой частотой n вращаются его колеса, если они катятся по шоссе без скольжения, а внешний диаметр покрышек колес равен d = 60 см? Найти центростремительное ускорение ацс внешнего слоя резины на покрышках его колес.
На горизонтальную плоскость кладут тонкостенный цилиндр, вращающийся со скоростью v0 вокруг своей оси. Какой будет скорость движения оси цилиндра, когда прекратится проскальзывание цилиндра относительно плоскости?
Совершает ли работу равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равномерно движущемуся по окружности?
Груз массой m может скользить без трения по горизонтальному стержню, вращающемуся вокруг вертикальной оси, проходящей через один из его концов. Груз соединяют с этим концом стержня пружиной, коэффициент упругости которой k. При какой угловой скорости ω пружина растянется на 50% первоначальной длины?
.
Две точечные массы m1 и m2 прикреплены к нити и находятся на абсолютно гладком столе. Расстояния от них до закрепленного конца нити равны l1 и l2 соответственно.
Система вращается в горизонтальной плоскости вокруг оси, проходящей через закрепленный конец, с угловой скоростью ω. Найти силы натяжения участков нити Т1 и Т2.
Человек сидит на краю круглой горизонтальной платформы радиусом R=4 м. С какой частотой n должна вращаться платформа вокруг вертикальной оси, чтобы человек не мог удержаться на ней при коэффициенте трения k=0,27?
Тело массой m находится на горизонтальном диске на расстоянии r от оси. Диск начинает раскручиваться с малым ускорением. Построить график зависимости составляющей силы трения в радиальном направлении, действующей на тело, от угловой скорости вращения диска. При каком значении угловой скорости диска начнется соскальзывание тела?
.
Камень массой m=0,5 кг, привязанный к веревке длиной l=50 см, вращается в вертикальной плоскости. Сила натяжения веревки, когда камень проходит низшую точку окружности, Т=44 Н. На какую высоту h над нижней точкой окружности поднимется камень, если веревку перерезать в тот момент, когда его скорость направлена вертикально вверх?
Спортсмен посылает молот (ядро на тросике) на расстояние l=70 м по траектории, обеспечивающей максимальную дальность броска. Какая сила Т действует на руки спортсмена в момент броска? Масса молота m=5 кг. Считать, что спортсмен разгоняет молот, вращая его в вертикальной плоскости по окружности радиусом R=1,5 м. Сопротивление воздуха не учитывать.
Автомобиль массой М=3*10 3 кг движется с постоянной скоростью v=36 км/ч: а) по горизонтальному мосту; б) по выпуклому мосту; в) по вогнутому мосту. Радиус кривизны моста в последних двух случаях R=60 м. С какой силой давит автомобиль на мост (в последних двух случаях) в тот момент, когда линия, соединяющая центр кривизны моста с автомобилем, составляет угол α=10° с вертикалью?
По выпуклому мосту, радиус кривизны которого R = 90 м, со скоростью v = 54 км/ч движется автомобиль массой m = 2 т. В точке моста, направление на которую из центра кривизны моста составляет с направлением на вершину моста угол α, автомобиль давит с силой F = 14 400 Н. Определить угол α.
Шарик массой m = 100 г подвешен на нити длиной l =1 м. Шарик раскрутили так, что он начал двигаться по окружности в горизонтальной плоскости. При этом угол, составляемый нитью с вертикалью, α = 60°. Определить полную работу, совершаемую при раскручивании шарика.
С какой наибольшей скоростью может двигаться автомобиль на повороте с радиусом закругления R = 150 м, чтобы его не «занесло», если коэффициент трения скольжения шин о дорогу k = 0,42?
1. Каким должен быть максимальный коэффициент трения скольжения k между шинами автомобиля и асфальтом, чтобы автомобиль мог пройти закругление радиусом R = 200 м при скорости v = 100 км/ч?
2. Автомобиль со всеми ведущими колесами, трогаясь с места, равномерно набирает скорость, двигаясь по горизонтальному участку дороги, представляющему собой дугу окружности α = 30° радиусом R = 100 м. С какой максимальной скоростью автомобиль может выехать на прямой участок пути? Коэффициент трения колес о землю k = 0,3.
Поезд движется по закруглению радиусом R = 800 м со скоростью v = 12 км/ч. Определить, на сколько внешний рельс должен быть выше внутреннего, чтобы на колесах не возникало бокового усилия. Расстояние между рельсами по горизонтали принять равным d = 1,5 м.
Мотоциклист едет по горизонтальной дороге со скоростью 72 км/ч, делая поворот радиусом кривизны 100 м. На сколько при этом он должен наклониться, чтобы не упасть на повороте?
1. С какой максимальной скоростью v может ехать по горизонтальной плоскости мотоциклист, описывая дугу радиусом R = 90 м, если коэффициент трения скольжения k = 0,4?
2. На какой угол φ от вертикального направления он должен при этом отклониться?
3. Чему будет равна максимальная скорость мотоциклиста, если он будет ехать по наклонному треку с углом наклона α = 30° при том же радиусе закругления и коэффициенте трения?
4. Каким должен быть угол наклона трека α0 для того, чтобы скорость мотоциклиста могла быть сколь угодно большой?
Самолет совершает поворот, двигаясь по дуге окружности с постоянной скоростью v = 360 км/ч. Определить радиус R этой окружности, если корпус самолета повернут вокруг направления полета на угол α = 10°.
На повороте дороги радиусом R = 100 м равномерно движется автомобиль. Центр тяжести автомобиля находится на высоте h = 1 м, ширина колеи автомобиля а = 1,5 м. Определить скорость v, при которой автомобиль может опрокинуться. В поперечном направлении автомобиль не скользит.
Шофер, едущий на автомобиле, внезапно заметил впереди себя забор, перпендикулярный направлению его движения. Что выгоднее сделать, чтобы предотвратить аварию: затормозить или повернуть в сторону?
В вагоне поезда, идущего равномерно по криволинейному пути со скоростью v = 12 км/ч, производится взвешивание груза на пружинных весах. Масса груза m = 5 кг, а радиус закругления пути R = 200 м. Определить показание пружинных весов (силу натяжения пружины Т).
Найти силу Fед.об., отделяющую сливки (плотность ρс = 0,93 г/см 3 ) от снятого молока (ρм = 1,03 г/см 3 ) в расчете на единицу объема, если отделение происходит: а) в неподвижном сосуде; б) в центробежном сепараторе, вращающемся с частотой 6000 мин -1 , если жидкость находится на расстоянии r = 10 см от оси вращения.
Самолет делает «мертвую петлю» с радиусом R = 100 м и движется по ней со скоростью v = 280 км/ч. С какой силой F тело летчика массой М = 80 кг будет давить на сиденье самолета в верхней и нижней точках петли?
Определить силу натяжения Т каната гигантских шагов, если масса человека М = 70 кг и канат при вращении образует со столбом угол α = 45°. С какой угловой скоростью со будут вращаться гигантские шаги, если длина подвеса l = 5 м?
T ≈ 990 Н; ω ≈ 1,68 рад/с.
Найти период Т вращения маятника, совершающего круговые движения в горизонтальной плоскости. Длина нити l. Угол, образуемый нитью с вертикалью, α.
.
Грузик, подвешенный на нити, вращается в горизонтальной плоскости так, что расстояние от точки подвеса до плоскости, в которой происходит вращение, равно h. Найти частоту и вращения груза, считая ее неизменной.
. Результат не зависит от длины подвеса.
Люстра массой m = 100 кг подвешена к потолку на металлической цепи, длина которой l = 5 м. Определить высоту h, на которую можно отклонить люстру, чтобы при последующих качениях цепь не оборвалась? Известно, что разрыв цепи наступает при силе натяжения Т > 1960 Н.
Шарик массой m подвешен на нерастяжимой нити. На какой минимальный угол αмин надо отклонить шарик, чтобы при дальнейшем движении нить оборвалась, если максимально возможная сила натяжения нити 1,5 mg?
Маятник отклоняют в горизонтальное положение и отпускают. При каком угле α с вертикалью сила натяжения нити будет равна по величине действующей на маятник силе тяжести? Маятник считать математическим.
Груз массой m, привязанный к нерастяжимой нити, вращается в вертикальной плоскости. Найти максимальную разность сил натяжений нити.
Гимнаст «крутит солнце» на перекладине. Масса гимнаста m. Считая, что вся его масса сосредоточена в центре тяжести, а скорость в верхней точке равна нулю, определить силу, действующую на руки гимнаста в нижней точке.
Один грузик подвешен на нерастяжимой нити длиной l, а другой — на жестком невесомом стержне такой же длины. Какие минимальные скорости нужно сообщить этим грузикам, чтобы они вращались в вертикальной плоскости?
Для нити vмин = ; для стержня vмин = .
Шарик массой М подвешен на нити. В натянутом состоянии нить расположили горизонтально и отпустили шарик. Вывести зависимость силы натяжения нити Т от угла α, который образует в данный момент нить с горизонтальным направлением. Проверить выведенную формулу, решив задачу для случая прохождения шарика через положение равновесия, при α = 90°.
Математический маятник длиной l и массой М отвели на угол φ0 от положения равновесия и сообщили ему начальную скорость v0, направленную перпендикулярно к нити вверх. Найти силу натяжения нити маятника Т в зависимости от угла φ нити с вертикалью.
.
Грузик, подвешенный на нити, отводят в сторону так, что нить принимает горизонтальное положение, и отпускают. Какой угол с вертикалью α образует пить в тот момент, когда вертикальная составляющая скорости грузика наибольшая?
Одинаковые упругие шарики массой m, подвешенные на нитях равной длины к одному крючку, отклоняют в разные стороны от вертикали на угол α и отпускают. Шарики ударяются и отскакивают друг от друга. Какова сила F, действующая на крючок: а) при крайних положениях нитей; б) в начальный и конечный моменты удара шариков; в) в момент наибольшей деформации шариков?
Математическому маятнику с гибкой нерастяжимой нитью длиной l сообщают из положения равновесия горизонтальную скорость v0. Определить максимальную высоту его подъема h при движении по окружности, если v0 2 = 3gl. По какой траектории будет двигаться шарик маятника после того, как он достиг максимальной высоты подъема h на окружности? Определить максимальную высоту H, достигаемую при этом движении маятника.
; по параболе; .
Маленький шарик подвешен в точке А на нити длиной l. В точке О на расстоянии l/2 ниже точки А в стену вбит гвоздь. Шарик отводят так, что нить занимает горизонтальное положение, и отпускают. В какой точке траектории исчезает сила натяжения нити? Как дальше будет двигаться шарик? До какой наивысшей точки поднимется шарик?
На l/6 ниже точки подвеса; по параболе; на 2l/27 ниже точки подвеса.
Сосуд, имеющий форму расширяющегося усеченного конуса с диаметром дна D = 20 см и углом наклона стенок α = 60°, вращается вокруг вертикальной оси 001. При какой угловой скорости вращения сосуда ω маленький шарик, лежащий на его дне, будет выброшен из сосуда? Трение не учитывать.
Сфера радиусом R = 2 м равномерно вращается вокруг оси симметрии с частотой 30 мин -1 . Внутри сферы находится шарик массой m = 0,2 кг. Найти высоту h, соответствующую положению равновесия шарика относительно сферы, и реакцию сферы N.
Внутри конической поверхности, движущейся с ускорением a, вращается шарик по окружности радиусом R. Определить период Т движения шарика по окружности. Угол при вершине конуса 2α.
.
Небольшое тело массой m соскальзывает вниз по наклонному скату, переходящему в мертвую петлю радиусом R.
Трение ничтожно мало. Определить: а) какова должна быть наименьшая высота h ската, чтобы тело сделало полную петлю, не выпадая; б) какое давление F при этом производит тело на помост в точке, радиус-вектор которой составляет угол α с вертикалью.
Лента конвейера наклонена к горизонту под углом α. Определить минимальную скорость ленты vмин, при которой частица руды, лежащая на ней, отделяется от поверхности ленты в месте набегания ее на барабан, если радиус барабана равен R.
vмин = .
Небольшое тело скользит с вершины сферы вниз. На какой высоте h от вершины тело оторвется от поверхности сферы радиусом R? Трением пренебречь.
Найти кинетическую энергию обруча массой m, катящегося со скоростью v. Проскальзывания нет.
Тонкий обруч без проскальзывания скатывается в яму, имеющую форму полусферы. На какой глубине h сила нормального давления обруча на стенку ямы равна его силе тяжести? Радиус ямы R, радиус обруча r.
Маленький обруч катится без скольжения по внутренней поверхности большой полусферы. В начальный момент у ее верхнего края обруч покоился. Определить: а) кинетическую энергию обруча в нижней точке полусферы; б) какая доля кинетической энергии приходится на вращательное движение обруча вокруг его оси; в) нормальную силу, прижимающую обод к нижней точке полусферы. Масса обруча равна m, радиус полусферы R.
Вода течет по трубе, расположенной в горизонтальной плоскости и имеющей закругление радиусом R = 2 м. Найти боковое давление воды. Диаметр трубы d = 20 см. Через поперечное сечение трубы в течение одного часа протекает М = 300 т воды.
Тело соскальзывает из точки А в точку В по двум искривленным наклонным поверхностям, проходящим через точки A и В один раз по выпуклой дуге, второй — по вогнутой. Обе дуги имеют одинаковую кривизну и коэффициент трения в обоих случаях один и тот же.
В каком случае скорость тела в точке B больше?
В случае движения по выпуклой дуге.
Стержень ничтожной массы длиной l с двумя маленькими шариками m1 и m2 (m1 > m2) на концах может вращаться около оси, проходящей через середину стержня перпендикулярно к нему. Стержень приводят в горизонтальное положение и отпускают. Определить угловую скорость ω и силу давления F на ось в момент прохождения стержнем с шариками положения равновесия.
; .
На виток цилиндрической спирали, ось которой вертикальна, надевают маленькое колечко массой m. Колечко без трения начинает скользить по спирали. С какой силой F будет колечко давить на спираль после того, как оно пройдет n полных витков? Радиус витка R, расстояние между соседними витками h (шаг витка). Считать h ≪ R.
.
Замкнутая металлическая цепочка лежит на гладхом горизонтальном диске, будучи свободно насажена на центрирующее ее кольцо, соосное с диском. Диск приведен во вращение. Принимая форму цепочки за горизонтальную окружность, определить силу натяжения Т вдоль цепочки, если ее масса m = 150 г, длина l = 20 см и цепочка вращается с частотой n = 20 с -1 .
Реактивный самолет m = 30 т летит вдоль экватора с запада на восток со скоростью v = 1800 км/ч. На сколько изменится подъемная сила, действующая на самолет, если он будет лететь с той же скоростью с востока на запад?
Формула силы натяжения нити
Определение и формула силы натяжения нити
Силу натяжения определяют как равнодействующую сил $(bar)$, приложенных к нити, равную ей по модулю, но противоположно направленную. Устоявшегося символа (буквы), обозначающего силу натяжения нет. Ее обозначают и просто $bar$ и $bar$, и $bar$ . Математически определение для силы натяжения нити можно записать как:
где $bar$ = векторная сумма всех сил, которые действуют на нить. Сила натяжения нити всегда направлена по нити (или подвесу).
Чаще всего в задачах и примерах рассматривают нить, массой которой можно пренебречь. Ее называют невесомой.
Еще одним важной характеристикой нити при расчете силы натяжения является ее растяжимость. Если исследуется невесомая и нерастяжимая нить, то такая нить считается просто проводящей через себя силу. В том случае, когда необходимо учитывать растяжение нити, применяют закон Гука, при этом:
где k – коэффициент жесткости нити, $Delta l$ – удлинение нити при растяжении.
Единицы измерения силы натяжения нити
Основной единицей измерения силы натяжения нити (как и любой силы) в системе СИ является: [T]=Н
Примеры решения задач
Задание. Невесомая, нерастяжимая нить выдерживает силу натяжения T=4400Н. С каким максимальным ускорением можно поднимать груз массой m=400 кг, который подвешивают на эту нить, чтобы она не разорвалась?
Решение. Изобразим на рис.1 все силы, действующие на груз, и запишем второй закон Ньютона. Тело будем считать материальной точкой, все силы приложенными к центру масс тела.
где $bar$ – сила натяжения нити. Запишем проекцию уравнения (1.1) на ось Y:
Из выражения (1.2) получим ускорение:
Все данные в задаче представлены в единицах системы СИ, проведем вычисления:
Ответ. a=1,2м/с 2
Задание. Шарик, имеющий массу m=0,1 кг прикрепленный к нити (рис.2) движется по окружности, расположенной в горизонтальной плоскости. Найдите модуль силы натяжения нити, если длина нити l=5 м, радиус окружности R=3м.
Решение. Запишем второй закон Ньютона для сил, приложенных к шарику, который вращается по окружности с центростремительным ускорением:
Найдем проекции данного уравнения на обозначенные на рис.2 оси X и Y:
$$ begin X: quad T sin alpha=m a=m omega^ <2>R(2.2) \ Y: quad-m g+T cos alpha=0 end $$
Из уравнения (2.3) получим формулу для модуля силы натяжения нити:
Из рис.2 видно, что:
Подставим (2.5) вместо $cos alpha$ в выражение (2.4), получим:
Так как все данные в условиях задачи приведены в единицах системы СИ, проведем вычисления:
I. Механика
Тестирование онлайн
Работа
Работа — это скалярная величина, которая определяется по формуле
Работу выполняет не тело, а сила! Под действием этой силы тело совершает перемещение.
Обратите внимание, что у работы и энергии одинаковые единицы измерения. Это означает, что работа может переходить в энергию. Например, для того, чтобы тело поднять на некоторую высоту, тогда оно будет обладать потенциальной энергией, необходима сила, которая совершит эту работу. Работа силы по поднятию перейдет в потенциальную энергию.
Правило определения работы по графику зависимости F(r): работа численно равна площади фигуры под графиком зависимости силы от перемещения.
Угол между вектором силы и перемещением
1) Верно определяем направление силы, которая выполняет работу; 2) Изображаем вектор перемещения; 3) Переносим вектора в одну точку, получаем искомый угол.
На рисунке на тело действуют сила тяжести (mg), реакция опоры (N), сила трения (Fтр) и сила натяжения веревки F, под воздействием которой тело совершает перемещение r.
Работа силы тяжести
Работа реакции опоры
Работа силы трения
Работа силы натяжения веревки
Работа равнодействующей силы
Работу равнодействующей силы можно найти двумя способами: 1 способ — как сумму работ (с учетом знаков «+» или «-«) всех действующих на тело сил, в нашем примере
2 способ — в первую очередь найти равнодействующую силу, затем непосредственно ее работу, см. рисунок
Работа силы упругости
Для нахождения работы, совершенной силой упругости, необходимо учесть, что эта сила изменяется, так как зависит от удлинения пружины. Из закона Гука следует, что при увеличении абсолютного удлинения, сила увеличивается.
Для расчета работы силы упругости при переходе пружины (тела) из недеформированного состояния в деформированное используют формулу
Мощность
Скалярная величина, которая характеризует быстроту выполнения работы (можно провести аналогию с ускорением, которое характеризует быстроту изменения скорости). Определяется по формуле
Коэффициент полезного действия
КПД — это отношение полезной работы, совершенной машиной, ко всей затраченной работе (подведенной энергии) за то же время
Коэффициент полезного действия выражается в процентах. Чем ближе это число к 100%, тем выше производительность машины. Не может быть КПД больше 100, так как невозможно выполнить больше работы, затратив меньше энергии.
КПД наклонной плоскости — это отношение работы силы тяжести, к затраченной работе по перемещению вдоль наклонной плоскости.
Главное запомнить
1) Формулы и единицы измерения;
2) Работу выполняет сила;
3) Уметь определять угол между векторами силы и перемещения
Консервативные (потенциальные) и неконсервативные (непотенциальные) силы*
Если работа силы при перемещении тела по замкнутому пути равна нулю, то такие силы называют консервативными или потенциальными. Работа силы трения при перемещении тела по замкнутому пути никогда не равна нулю. Сила трения в отличие от силы тяжести или силы упругости является неконсервативной или непотенциальной.
Формула нахождения работы*
Есть условия, при которых нельзя использовать формулу
Если сила является переменной, если траектория движения является кривой линией. В этом случае путь разбивается на малые участки, для которых эти условия выполняются, и подсчитать элементарные работы на каждом из этих участков. Полная работа в этом случае равна алгебраической сумме элементарных работ:
Значение работы некоторой силы зависит от выбора системы отсчета.
http://www.webmath.ru/poleznoe/formules_21_30_sila_natjazhenija_niti.php
http://fizmat.by/kursy/zakony_sohranenija/rabota
Работа силы тяжести. Работа реакции опоры. Работа силы трения. Работа силы натяжения веревки. Работа равнодействующей силы
Лекция №3 по динамике
Работа
Работа — это скалярная величина, которая определяется по формуле
Работу выполняет не тело, а сила! Под действием этой силы тело совершает перемещение.
Обратите внимание, что у работы и энергии одинаковые единицы измерения. Это означает, что работа может переходить в энергию. Например, для того, чтобы тело поднять на некоторую высоту, тогда оно будет обладать потенциальной энергией, необходима сила, которая совершит эту работу. Работа силы по поднятию перейдет в потенциальную энергию.
Правило определения работы по графику зависимости F(r): работа численно равна площади фигуры под графиком зависимости силы от перемещения.
Угол между вектором силы и перемещением
1) Верно определяем направление силы, которая выполняет работу;
2) Изображаем вектор перемещения;
3) Переносим вектора в одну точку, получаем искомый угол.
На рисунке на тело действуют сила тяжести (mg), реакция опоры (N), сила трения (Fтр) и сила натяжения веревки F, под воздействием которой тело совершает перемещение r.
Работа силы тяжести
Работа реакции опоры
Работа силы трения
Работа силы натяжения веревки
Работа равнодействующей силы
Работу равнодействующей силы можно найти двумя способами:
1 способ — как сумму работ (с учетом знаков «+» или «-«) всех действующих на тело сил, в нашем примере.
2 способ — в первую очередь найти равнодействующую силу, затем непосредственно ее работу, см. рисунок
Овчинников О.Ю. Механическая работа и механическая энергия // Квант. — 1985. — № 5. — С. 46-50.
По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала «Квант»
§ 1. В механике работа, совершаемая постоянной силой при перемещении тела на величину , равна произведению модулей силы и перемещения, умноженному на косинус угла α между векторами силы и перемещения:
A = F·s·cos α.
Такое понятие не всегда соответствует обыденному представлению о работе. Например, штангист, удерживающий груз на поднятых руках, или носильщик, несущий тяжелый чемодан, механической работы не совершают (объясните — почему?).
Когда действующая на тело сила не постоянна (меняется ее модуль или направление), работу такой силы можно найти следующим образом. Разобьем все перемещение тела на такие малые участки , чтобы на каждом из них силу можно было считать постоянной и равной соответственно . Затем найдем работу на каждом участке:
A1 = F1·s1·cos α1,
A2 = F2·s2·cos α2, …
An = Fn·sn·cos αn,
a полная работа будет равна сумме работ на отдельных участках:
A = A1 + A2 + … + An.
В тех случаях, когда известно, как изменяется от точки к точке проекция силы на направление перемещения Fs = F·cos α, работу можно найти графически (рис. 1). Полная работа на участке ВС численно равна площади фигуры BDEC.
Рис. 1
Задача 1. Чему равна работа по равномерному подъему однородной гладкой цепочки на гладкий горизонтальный стол? Первоначальное положение цепочки указано на рисунке 2, а; ее длина l = 6 м; масса m = 3 кг.
а б в
Рис. 2
В начальный момент на цепочку действует сила тяжести m·g, и для ее удержания требуется сила
F = m·g.
По мере поднятия цепочки на стол сила, необходимая для поднятия, будет уменьшаться. Обозначим длину части цепочки, уже лежащей на столе, через x (рис. 2, б). В этот момент к цепочке надо приложить силу
Построим график зависимости F = F(x) (рис. 2, в). Тогда работа, которую совершит эта сила при равномерном подъеме всей цепочки, будет численно равна площади заштрихованного треугольника:
Заметим, что совершенная работа равна работе по подъему центра тяжести цепочки. Поскольку в начальный момент он находится на расстоянии l/2 от поверхности стола, потребуется работа .
Задача 2. К точкам В и С, находящимся на одной горизонтали, подвешены однородная цепочка длиной 2l и система из двух стержней, соединенных шарниром, каждый из которых имеет длину l (рис. 3, а). Масса цепочки равна массе обоих стержней. Какой из центров тяжести — цепочки или системы стержней — находится ниже?
а
б
Рис. 3.
Подействуем на цепочку таким образом, чтобы ее положение совпало с положением системы стержней (рис. 3, б). Очевидно, что в этом случае центры тяжести цепочки и стержней тоже совпадают. Поскольку для того чтобы перевести цепочку в новое положение потребовалось над ней совершить некоторую работу, можно утверждать, что ее новое положение центра тяжести выше прежнего.
Следовательно, первоначально центр тяжести цепочки находился ниже центра тяжести системы стержней.
Задача 3. В первом опыте пружину, имеющую жесткость k и длину в недеформированном состоянии l0, растягивают до длины l. Во втором опыте эту пружину сначала разрезают на две равные части, затем берут одну из них и растягивают ее тоже до длины l. Определите работу, которую надо совершить в первом и во втором опытах.
Согласно закону Гука, при растяжении пружины на величину x возникает сила упругости Fyпр = –k·x (знак «минус» говорит о том, что сила упругости стремится вернуть пружину в исходное состояние). Для того чтобы растянуть пружину, к ней надо приложить внешнюю силу , равную по модулю силе упругости, но противоположную ей по направлению:
F = –Fyпр = k·x.
Построим график зависимости F = F(x) (рис. 4, а) и по нему найдем работу, которую должна совершить внешняя сила для растяжения недеформированной пружины на величину x:
а
б
Рис. 4.
В случае, когда пружина уже была растянута на величину x1, а теперь ее надо растянуть до x2, работа внешней силы будет равна (рис. 4, б)
Теперь вернемся к нашей задаче. В первом опыте для растяжения целой пружины с жесткостью k из недеформированного состояния до длины l необходимо совершить работу
Во втором опыте до той же длины l растягивают лишь половину пружины так, что удлинение . Кроме того, жесткость половины пружины не такая, как жесткость целой пружины: она в два раза больше (покажите это самостоятельно). Поэтому во втором опыте необходимо совершить работу
§ 2. В механике принято различать кинетическую энергию, обусловленную движением, и потенциальную, определяемую взаимным расположением тел системы или частей одного и того же тела.
Кинетическая энергия тела массой m, движущегося со скоростью υ, равна
Потенциальная энергия тела, находящегося в поле тяжести на высоте h над нулевым уровнем, равна
Ep= m·g·h,
а потенциальная энергия упруго деформированного тела равна
Между понятиями «механическая работа» и «механическая энергия» есть тесная связь. Работа равнодействующей сил, приложенных к системе, равна изменению кинетической энергии системы:
A= Ek2 – Еk1.
Работа сил тяжести или упругости, действующих в системе, равна взятому с противоположным знаком изменению потенциальной энергии системы:
А = –(Еp2 – Еp1).
Задача 4. На рогатке закреплена длинная (по сравнению с размерами рогатки) резина с жесткостью k. Найдите максимальную скорость камня массой m, выпущенного из рогатки, если предварительно его оттянули на расстояние x(рис. 5).
Рис. 5
Поскольку резина длинная, можно считать, что на камень действуют две параллельные силы упругости резины . При оттягивании камня на расстояние x суммарное удлинение пружины будет 2x, и модуль силы упругости F = k·(2x) = 2k·x.
При возвращении в исходное недеформированное состояние резины силы упругости, действующие на камень, совершат работу
За счет этой работы камень приобретет кинетическую энергию
Таким образом,
откуда
Задача 5. Какая работа будет совершена силой F = 30 H при подъеме тела массой m = 2 кг на высоту h = 20 м?
Согласно определению, работа приложенной к телу силы равна
A = F·h = 600 Дж.
С другой стороны, при подъеме тела на высоту h против силы тяжести m·g совершается работа
A‘ = m·g·h = 400 Дж.
Конечно же, ничего странного в расхождении полученных результатов нет. Дело в том, что А‘ — это минимальная работа, которую нужно совершить для поднятия тела. За счет этой работы увеличивается его потенциальная энергия в поле тяжести Земли:
ΔEp= m·g·h = 400 Дж.
Остальная же часть работы идет на увеличение кинетической энергии тела (тело движется с ускорением, а почему?):
ΔEk = A – A‘ = 200 Дж.
Задача 6. На невесомой конструкции из стержней, соединенных шарнирно, подвешен груз массой m (рис. 6). Чему равно натяжение нити?
Рис. 6
Мысленно уменьшим длину нити на величину x, настолько малую, чтобы изменением силы натяжения нити можно было пренебречь. Тогда груз поднимется на высоту 2x (покажите это).
Работа силы натяжения нити при этом будет равна
A = Fн·x,
а потенциальная энергия груза в поле тяжести Земли изменится на
ΔEp = m·g·(2x) = 2m·g·x.
Таким образом,
Fн·x = 2m·g·x,
откуда
Fн = 2m·g.
§ 3. Энергия принадлежит к тем немногим физическим величинам, для которых выполняются законы сохранения.
В частности, если система тел замкнута и тела взаимодействуют друг с другом только силами тяготения и упругости, то полная механическая энергия системы (то есть сумма кинетической и потенциальной энергий) остается постоянной. Действие же силы, трения приводит к тому, что часть механической энергии превращается во внутреннюю энергию системы. Но и в этом случае сумма всех видов энергии системы сохраняется неизменной.
Задача 7. Мальчик на коньках разгоняется до скорости υ и вкатывается на горку, покрытую льдом. До какой высоты, считая от основания горки, он сможет подняться, если коэффициент трения μ, а угол наклона горки к горизонту α?
В начальный момент мальчик обладает кинетической энергией , а в конечный момент — потенциальной энергией m·g·h (здесь m — масса мальчика, h — искомая высота подъема). За счет уменьшения полной механической энергии совершается работа против силы трения :
Отсюда находим искомую высоту h:
Задача 8. Камень массой m соскальзывает с гладкой горки высотой Н. Рассмотрим этот процесс в двух различных инерциальных системах отсчета. С точки зрения наблюдателя в неподвижной системе потенциальная энергия камня m·g·H переходит в кинетическую энергию , так что после соскальзывания с горки камень имеет скорость υ (рис. 7). Наблюдатель, находящийся в системе отсчета, движущейся со скоростью υ вправо, скажет, что вначале у камня есть потенциальная энергия m·g·H и кинетическая энергия , а в конце нет ни той, ни другой. Куда же «пропала» энергия?
(Аналогичные вопросы подробно разбираются в статье В.А. Орлова «Парадокс «большого» тела», опубликованной в третьем номере журнала за 1978 год. (Примеч. ред.))
Рис. 7
Сразу же скажем, что закон сохранения энергии выполняется и в этом случае. Причина сформулированного в условии парадокса в том, что рассуждения проводились для незамкнутой системы — одного камня, а Земля, с которой камень взаимодействует, не учитывалась. Исправим эту ошибку.
а) В неподвижной системе отсчета (связанной с центром масс системы камень — Земля) в начальный момент камень и Земля покоятся, и вся энергия равна потенциальной энергии системы. В конечный момент камень приобретает скорость , а Земля — скорость , которую можно найти из закона сохранения импульса:
откуда
где М — масса Земли.
Согласно закону сохранения энергии,
Поскольку масса камня ничтожно мала по сравнению с массой Земли, величиной m/М по сравнению с единицей можно пренебречь. Тогда получим
что целиком соответствует условию задачи.
б) В движущейся системе отсчета в начальный момент общая энергия системы равна
а в конечный она равна . Из закона сохранения импульса
получаем
и
Тогда из закона сохранения энергии имеем
или, пренебрегая величиной m/M по сравнению с двойкой,
— тот же самый результат, что и с точки зрения неподвижного наблюдателя!
Упражнения
1. Тело массой M = 990 г лежит на горизонтальной плоскости. В него попадает пуля массой m = 10 г, летящая горизонтально со скоростью υ = 100 м/с, и застревает в нем. Какой путь пройдет тело до остановки, если коэффициент трения между ним и плоскостью μ = 0,05?
2. В вагоне равномерно идущего поезда стоит человек, натягивающий пружину с силой (рис. 8). Поезд прошел путь l. Какую работу при этом совершил человек в системе отсчета, связанной с поездом, и в системе отсчета, связанной с Землей?
Рис. 8
Ответы
1.
2. В обеих системах отсчета A = 0.