Как найти расстояние до места встречи

Для начала следует перевести данные задачи в единую систему измерений. Либо в километры, либо в метры.

Я переведу в километры. Значит, расстояние между машинами — 0,07 км (исходя из того, что в одном километре 1000 метров, высчитываем, что 70 метров — это 70:1000=0,07км).

Далее высчитываем время, через которое произойдет столкновение.

Обозначив это время за х (для обоих машин время будет одинаковое), составим уравнение:

60х+80х=0,07

140х=0,07

х=0,07:140=0,0005

То есть столкновение произойдет через 0,0005 часа.

Теперь высчитаем точку этого столкновения.

Посчитаем, какое расстояние проедет за это время каждый из автомобилей.

Первый двигается со скоростью 60 км/ч, значит он пройдет расстояние 60*0,0005=0,03 километра (или 30 метров).

Теперь высчитываем расстояние второго автомобиля:

80*0,0005=0,04 километра (что равно 40 метрам).

Таким образом, до столкновения первый автомобиль проедет 30 метров, а второй — 40.

Задачи на движение навстречу друг другу (встречное движение) — один из трех основных видов задач на движение.

Если два объекта движутся навстречу друг другу, то они сближаются:

dvizhenie navstrechu drug drugu

Чтобы найти скорость сближения двух объектов, движущихся навстречу друг другу, надо сложить их скорости:  

    [{v_c} = {v_1} + {v_2}]

Скорость сближения больше, чем скорость каждого из них.

Скорость, время и расстояние связаны между собой формулой пути:

    [s = v cdot t]

Рассмотрим некоторые задачи на встречное движение.

Задача 1

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу. Скорость одного из низ 12 км/ч, а другого — 10 км/ч. Через 3 часа они встретились. Какое расстояние было между ними в начале пути?

Решение:

zadachi na dvizhenie navstrechu drug drugu v 4 klasse

Условие задач на движение удобно оформлять в виде таблицы:

v, км/ч

t, ч

s, км

I велосипедист

12

3

?

II велосипедист

10

3

?

1) 12+10=22 (км/ч) скорость сближения велосипедистов

2) 22∙3=66 (км) было между велосипедистами в начале пути.

Ответ: 66 км.

Задача 2

Два поезда идут навстречу друг другу. Скорость одного из них 50 км/ч, скорость другого —  60 км/ч. Сейчас между ними 440 км. Через сколько часов они встретятся?

Решение:

zadachi na dvizhenie navstrechu drug drugu

v, км/ч

t, ч

s, км

I поезд

60

?

?

II поезд

50

?

?

1) 60+50=110 (км/ч) скорость сближения поездов

2) 440:110=4 (ч) время, через которое поезда встретятся.

Ответ: через 4 ч.

Задача 3.

Два пешехода находились на расстоянии 20 км друг от друга. Они вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 2 часа. Скорость одного пешехода 6 км/ч. Найти скорость другого пешехода.

dvizhenie navstrechu drug drugu 4 klass

v, км/ч

t, ч

s, км

I пешеход

6

2

?

II пешеход

?

2

?

1) 20:2=10 (км/ч) скорость сближения пешеходов

2) 10-6=4 (км/ч) скорость другого пешехода.

Ответ: 4 км/ч.

Кинематика

1

Из пунктов A и B, расстояние между которыми равно l, одновременно навстречу друг другу начали двигаться два тела: первое со скоростью v1, второе — v2. Определить, через сколько времени они встретятся и расстояние от точки A до места их встречи. Решить задачу также графически.

Решение

1-й способ:

Зависимость координат тел от времени:

.

В момент встречи координаты тел совпадут, т. е. . Значит, встреча произойдет через время от начала движения тел. Найдем расстояние от пункта A до места встречи как .

2-й способ:

Графики зависимости координат тел от времени изображены на рисунке.

Скорости тел равны тангенсу угла наклона соответствующего графика зависимости координаты от времени, т. е. , . Моменту встречи соответствует точка C пересечения графиков.

2

Через какое время и где встретились бы тела (см. задачу 1), если бы они двигались в одном и том же направлении AB, причем из точки B тело начало двигаться через t0 секунд после начала движения его из точки A?

Решение

Графики зависимости координат тел от времени изображены на рисунке.

Составим на основе рисунка систему уравнений:

Решив систему относительно tC получим:

Тогда расстояние от пункта A до места встречи:

.

3

Моторная лодка проходит расстояние между двумя пунктами A и B по течению реки за время t1 = 3 ч, а плот — за время t = 12 ч. Сколько времени t2 затратит моторная лодка на обратный путь?

Решение

Пусть s — расстояние между пунктами A и B, v — скорость лодки относительно воды, а u — скорость течения. Выразив расстояние s трижды — для плота, для лодки, движущейся по течению, и для лодки, движущейся против течения, получим систему уравнений:

Решив систему, получим:

4

Эскалатор метро спускает идущего по нему вниз человека за 1 мин. Если человек будет идти вдвое быстрее, то он спустится за 45 с. Сколько времени спускается человек, стоящий на эскалаторе?

Решение

Обозначим буквой l длину эскалатора; t1 — время спуска человека, идущего со скоростью v; t2 — время спуска человека, идущего со скоростью 2v; t — время спуска стоящего на эскалаторе человека. Тогда, рассчитав длину эскалатора для трех различных случаев (человек идет со скоростью v, со скоростью 2v и стоит на эскалаторе неподвижно), получим систему уравнений:

Решив эту систему уравнений, получим:

5

Человек бежит по эскалатору. В первый раз он насчитал n1 = 50 ступенек, во второй раз, двигаясь в ту же сторону со скоростью втрое большей, он насчитал n2 = 75 ступенек. Сколько ступенек он насчитал бы на неподвижном эскалаторе?

Решение

Поскольку при увеличении скорости человек насчитал большее количество супенек, значит направления скоростей эскалатора и человека совпадают. Пусть v — скорость человека относительно эскалатора, u — скорость эскалатора, l — длина эскалатора, n — число ступенек на неподвижном эскалаторе. Число ступенек, умещающихся в единице длины эскалатора, равно n/l. Тогда время пребывания человека на эскалаторе при его движении относительно эскалатора со скоростью v равно l/(v+u), а путь, пройденный по эскалатору, равен vl/(v+u). Тогда количество ступенек, насчитываемых на этом пути, равно . Аналогично, для случая, когда скорость человека относительно эскалатора 3v, получим .

Таким образом, мы можем составить систему уравнений:

Или:

Исключив отношение u/v, получим:

6

Между двумя пунктами, расположенными на реке на расстоянии s = 100 км один от другого, курсирует катер, который, идя по течению, проходит это расстояние за время t1 = 4 ч, а против течения, — за время t2 = 10 ч. Определить скорость течения реки u и скорость катера v относительно воды.

Решение

Выразив расстояние s дважды, — для катера, идущего по течению, и катера, идущего против течения, — получим систему уравнений:

Решив эту систему, получим v = 17,5 км/ч, u = 7,5 км/ч.

7

Мимо пристани проходит плот. В этот момент в поселок, находящийся на расстоянии s1 = 15 км от пристани, вниз по реке отправляется моторная лодка. Она дошла до поселка за время t = 3/4 ч и, повернув обратно, встретила плот на расстоянии s2 = 9 км от поселка. Каковы скорость течения реки и скорость лодки относительно воды?

Решение

Пусть v — скорость моторной лодки, u — скорость течения реки. Поскольку от момента отправления моторной лодки от пристани до момента встречи моторной лодки с плотом, очевидно, пройдет одинаковое время и для плота, и для моторной лодки, то можно составить следующее уравнение:

где слева — это выражение времени, прошедшего до момента встречи, для плота, а справа — для моторной лодки. Запишем уравнение для времени, которое затратила моторная лодка на преодоление пути s1 от пристани до поселка: t=s1/(v+u). Таким образом, получаем систему уравнений:

Откуда получим v = 16 км/ч, u = 4 км/ч.

8

Колонна войск во время похода движется со скоростью v1 = 5 км/ч, растянувшись по дороге на расстояние l = 400 м. Командир, находящийся в хвосте колонны, посылает велосипедиста с поручением головному отряду. Велосипедист отправляется и едет со скоростью v2 = 25 км/ч и, на ходу выполнив поручение, сразу же возвращается обратно с той же скоростью. Через сколько времени t после получения поручения он вернулся обратно?

Решение

В системе отсчета, связанной с колонной, скорость велосипедиста при движении к головному отряду равна v2v1, а при движении обратно v2+v1. Поэтому:

Упростив и подставив числовые значения, получим:

.

9

Вагон шириной d = 2,4 м, движущийся со скоростью v = 15 м/с, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно движению вагона. Смещение отверстий в стенках вагона относительно друг друга равно l = 6 см. Какова скорость движения пули?

Решение

Обозначим буквой u скорость пули. Время полета пули от стенки до стенки вагона равно времени, за которое вагон проходит расстояние l. Таким образом, можно составить уравнение:

Отсюда находим u:

.

10

Какова скорость капель v2 отвесно падающего дождя, если шофер легкового автомобиля заметил, что капли дождя не оставляют следа на заднем стекле, наклоненном вперед под углом α = 60° к горизонту, когда скорость автомобиля v1 больше 30 км/ч?

Решение

Как видно из рисунка,

чтобы капли дождя не оставляли следа на заднем стекле, наобходимо, чтобы время прохождения каплей расстояния h было равно времени, за которое автомобиль пройдет расстояние l:

Или, выразив отсюда v2:

.

11

На улице идет дождь. В каком случае ведро, стоящее в кузове грузового автомобиля, наполнится быстрее водой: когда автомобиль движется или когда он стоит?

Ответ

12

С какой скоростью v и по какому курсу должен лететь самолет, чтобы за время t = 2 ч пролететь точно на Север путь s = 300 км, если во время полета дует северо-западный ветер под углом α = 30° к меридиану со скоростью u = 27 км/ч?

Решение

Запишем систему уравнений по рисунку.

Поскольку самолет должен лететь строго на север, проекция его скорости на ось Oy vy равна y-составляющей скорости ветра uy.

Или:

Решив эту систему, найдем, что самолет должен держать курс на северо-запад под углом 4°27′ к меридиану, а его скорость должна быть равна 174 км/ч.

13

По гладкому горизонтальному столу движется со скоростью v черная доска. Какой формы след оставит на этой доске мел, брошенный горизонтально со скоростью u перпендикулярно направлению движения доски, если: а) трение между мелом и доской пренебрежимо мало; б) трение велико?

Решение

Мел оставит на доске след, представляющий собой прямую линию, составляющую угол arctg(u/v) с направлением движения доски, т. е. совпадает с направлением суммы векторов скорости доски и мела. Это справедливо и для случая а) и для случая б), т. к. сила трения не влияет на направление движения мела, поскольку лежит на одной прямой с вектором скорости, то она лишь уменьшает скорость мела, поэтому траектория в случае б) может не доходить до края доски.

14

Корабль выходит из пункта A и идет со скоростью v, составляющей угол α с линией AB.

Под каким углом β к линии AB следовало бы выпустить из пункта B торпеду, чтобы она поразила корабль? Торпеду нужно выпустить в тот момент, когда корабль находился в пункте A. Скорость торпеды равна u.

Решение

Точка C на рисунке — это место встречи корабля и торпеды.

AC = vt, BC = ut, где t — время от старта до момента встречи. Согласно теореме синусов

или:

.

Отсюда находим β:

.

15

К ползуну, который может перемещаться по направляющей рейке,

прикреплен шнур, продетый через кольцо. Шнур выбирают со скоростью v. С какой скоростью u движется ползун в момент, когда шнур составляет с направляющей угол α?

Ответ и решение

u = v/cosα.

За очень малый промежуток времени Δt ползун перемещается на расстояние AB = Δl.

Шнур за этот же промежуток времени выбирают на длину AC = Δlcosα (угол ∠ACB можно считать прямым, поскольку угол Δα очень мал). Поэтому можно записать: Δl/u = Δlcosα/v, откуда u = v/cosα, что означает, что скорость выбирания веревки равна проекции скорости ползуна на направление веревки.

16

Рабочие, поднимающие груз,

тянут канаты с одинаковой скоростью v. Какую скорость u имеет груз в тот момент, когда угол между канатами, к которым он прикреплен, равен 2α?

Ответ и решение

u = v/cosα.

Проекция скорости груза u на направление веревки равна скорости веревки v (см. задачу 15), т. е.

ucosα = v,

откуда

u = v/cosα.

17

Стержень длиной l = 1 м шарнирно соединен с муфтами A и B, которые перемещаются по двум взаимно перпендикулярным рейкам.

Муфта A движется с постоянной скоростью vA = 30 см/с. Найти скорость vB муфты B в момент, когда угол OAB = 60°. Приняв за начало отсчета времени момент, когда муфта A находилась в точке O, определить расстояние OB и скорость муфты B в функции времени.

Ответ и решение

vB = vActgα = 17,3 см/с; , .

В любой момент времени проекции скоростей vA и vB концов стержня

на ось стержня равны между собой, так как иначе стержень должен был бы укорачиваться или удлиняться. Значит, можно записать: vAcosα = vBsinα. Откуда vB = vActgα.

В любой момент времени для треугольника OAB справедлива теорема Пифагора: l2 = OA2(t) + OB2(t). Найдем отсюда OB(t): . Поскольку OA(t) = vAt, тогда окончательно запишем выражение для OB(t) так: .

Поскольку ctgα в любой момент времени равен OA(t)/OB(t), то можно записать выражение для зависимости vB от времени: .

18

Танк движется со скоростью 72 км/ч. С какой скоростью движутся относительно Земли: а) верхняя часть гусеницы; б) нижняя часть гусеницы; в) точка гусеницы, которая в данный момент движется вертикально по отношению к танку?

Ответ и решение

а) 40 м/с; б) 0 м/с; в) ≈28,2 м/с.

Пусть v — скорость скорость танка относительно Земли. Тогда скорость любой точки гусеницы относительно танка также равна v. Скорость любой точки гусеницы относительно Земли есть сумма векторов скорости танка относительно Земли и скорости точки гусеницы относительно танка. Тогда для случая а) скорость будет равна 2v, для б) 0, а для в) v.

19

1. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью v1 = 40 км/ч, вторую — со скоростью v2 = 60 км/ч. Найти среднюю скорость на всем пройденном пути.

2. Автомобиль проехал половину пути со скоростью v1 = 60 км/ч, оставшуюся часть пути он половину времени шел со скоростью v2 = 15 км/ч, а последний участок — со скоростью v3 = 45 км/ч. Найти среднюю скорость автомобиля на всем пути.

Ответ и решение

1. vср=48 км/ч; 2. vср=40 км/ч.

1. Пусть s — весь путь, t — время, затраченное на преодоление всего пути. Тогда средняя скорости на всем пути равна s/t. Время t состоит из суммы промежутков времени, затраченных на преодоление 1-й и 2-й половин пути:

.

Подставив это время в выражение для средней скорости, получим:

.(1)

2. Решение этой задачи можно свести к решению (1.), если сначала определить среднюю скорость на второй половине пути. Обозначим эту скорость vср2, тогда можно записать:

,

где t2 — время, затраченное на преодоление 2-й половины пути. Путь, пройденный за это время, состоит из пути, пройденного со скоростью v2, и пути, пройденного со скоростью v3:

.

Подставив это в выражение для vср2, получим:

.

Далее, подставив это значение в (1) вместо v2, получим:

.

20

Поезд первую половину пути шел со скоростью в n=1,5 раза большей, чем вторую половину пути. Средняя скорость поезда на всем пути vcp = 43,2 км/ч. Каковы скорости поезда на первой (v1) и второй (v2) половинах пути?

Ответ и решение

v1=54 км/ч, v2=36 км/ч.

Пусть t1 и t2 — время прохождения поездом соответственно первой и второй половин пути, s — весь путь, пройденный поездом.

Составим систему уравнений — первое уравнение представляет собой выражение для первой половины пути, второе — для второй половины пути, а третье — для всего пути, пройденного поездом:

Сделав подстановку v1=nv2 и решив получившуюся систему уравнений, получим v2.

21

Два шарика начали одновременно и с одинаковой скоростью двигаться по поверхностям, имеющим форму, изображенную на рисунке.

Как будут отличаться скорости и времена движения шариков к моменту их прибытия в точку B? Трением пренебречь.

Ответ и решение

Скорости будут одинаковы. Время движения первого шарика будет больше.

На рисунке изображены приблизительные графики движения шариков.

Т.к. пути, пройденные шариками, равны, то площади заштрихованных фигур также равны (площадь заштрихованной фигуры численно равна пройденному пути), поэтому, как видно из рисунка, t1>t2.

22

Самолет летит из пункта A в пункт B и возвращается назад в пункт A. Скорость самолета в безветренную погоду равна v. Найти отношение средних скоростей всего перелета для двух случаев, когда во время перелета ветер дует: а) вдоль линии AB; б) перпендикулярно линии AB. Скорость ветра равна u.

Ответ и решение

.

Время полета самолета из пункта A в пункт B и обратно в случае, когда ветер дует вдоль линии AB:

.

Тогда средняя скорость в этом случае:

.

В случае, если ветер дует перпендикулярно линии AB, вектор скорости самолета должен быть направлен под углом к линии AB так, чтобы скомпенсировать влияние ветра:

Время полета «туда-обратно» в этом случае составит:

.

Скорости полета самолета в пункт B и обратно одинаковы и равны:

.

Теперь можно найти отношение средних скоростей, полученных для рассмотренных случаев:

.

23

Расстояние между двумя станциями s = 3 км поезд метро проходит со средней скоростью vср = 54 км/ч. При этом на разгон он затрачивает время t1 = 20 с, затем идет равномерно некоторое время t2 и на замедление до полной остановки тратит время t3 = 10 с. Построить график скорости движения поезда и определить наибольшую скорость поезда vмакс.

Ответ и решение

≈ 16,2 м/с.

На рисунке изображен график скорости движения поезда.

Пройденный поездом путь численно равен площади фигуры, ограниченной графиком и осью времени t, поэтому можно записать систему уравнений:

Из первого уравнения выражаем t2:

,

тогда из второго уравнения системы найдем vмакс:

.

24

От движущегося поезда отцепляют последний вагон. Поезд продолжает двигаться с той же скоростью v0. Как будут относиться пути, пройденные поездом и вагоном к моменту остановки вагона? Считать, что вагон двигался равнозамедленно. Решить задачу также графически.

Ответ

25

В момент, когда тронулся поезд, провожающий начал равномерно бежать по ходу поезда со скоростью v0=3,5 м/с. Принимая движение поезда равноускоренным, определить скорость поезда v в тот момент, когда провожаемый поравняется с провожающим.

Ответ

26

График зависимости скорости некоторого тела от времени изображен на рисунке.

Начертить графики зависимости ускорения и координаты тела, а также пройденного им пути от времени.

Ответ

Графики зависимости ускорения, координаты тела, а также пройденного им пути от времени изображены на рисунке.

27

График зависимости ускорения тела от времени имеет форму, изображенную на рисунке.

Начертить графики зависимости скорости, смещения и пути, пройденного телом, от времени. Начальная скорость тела равна нулю (на участке разрыва ускорение равно нулю).

28

Тело начинает двигаться из точки A со скоростью v0 и через некоторое время попадает в точку B.

Какой путь прошло тело, если оно двигалось равноускоренно с ускорением, численно равным a? Расстояние между точками A и B равно l. Найти среднюю скорость тела.

29

На рисунке дан график зависимости координаты тела от времени.

После момента t=t1 кривая графика — парабола. Что за движение изображено на этом графике? Построить график зависимости скорости тела от времени.

Решение

На участке от 0 до t1: равномерное движение со скоростью v1 = tgα;

на участке от t1 до t2: равнозамедленное движение;

на участке от t2 до t3: равноускоренное движение в противоположную сторону.

На рисунке изображен график зависимости скорости тела от времени.

30

На рисунке даны графики скоростей для двух точек, движущихся по одной прямой от одного и того же начального положения.

Известны моменты времени t1 и t2. В какой момент времени t3 точки встретятся? Построить графики движения.

31

За какую секунду от начала движения путь, пройденный телом в равноускоренном движении, втрое больше пути, пройденного в предыдущую секунду, если движение происходит без начальной скорости?

Ответ и решение

За вторую секунду.

Проще всего эту задачу решить графически. Т.к. пройденный телом путь численно равен площади фигуры под линией графика скорости, то из рисунка очевидно, что путь, пройденный за вторую секунду (площать под соответствующим участком графика равна площади трех треугольников), в 3 раза больше пути, пройденного на первую секунду (площадь равна площади одного треугольника).

32

Вагонетка должна перевезти груз в кратчайший срок с одного места на другое, находящееся на расстоянии L. Она может ускорять или замедлять свое движение только с одинаковым по величине и постоянным ускорением a, переходя затем в равномерное движение или останавливаясь. Какой наибольшей скорости v должна достичь вагонетка, чтобы выполнить указанное выше требование?

Ответ и решение

.

Очевидно, что вагонетка перевезет груз за минимальное время, если она будет первую половину пути двигаться с ускорением +a, а оставшуюся половину с ускорением —a.

Тогда можно записать следующие выражения: L = ½·vt1; v = ½·at1,

откуда находим максимальную скорость:

.

33

Реактивный самолет летит со скоростью v0=720 км/ч. С некоторого момента самолет движется с ускорением в течение t=10 с и в последнюю секунду проходит путь s=295 м. Определить ускорение a и конечную скорость v самолета.

Ответ и решение

a=10 м/с2, v=300 м/с.

Изобразим график скорости самолета на рисунке.

Скорость самолета в момент времени t1 равна v1 = v0 + a(t1t0). Тогда путь, пройденный самолетом за время от t1 до t2 равен s = v1(t2t1) + a(t2t1)/2. Отсюда можно выразить искомую величину ускорения a и, подставив значения из условия задачи (t1t0 = 9 с; t2t1 = 1 с; v0 = 200 м/с; s = 295 м), получим ускорение a = 10 м/с2. Конечная скорость самолета v = v2 = v0 + a(t2t0) = 300 м/с.

34

Первый вагон поезда прошел мимо наблюдателя, стоящего на платформе, за t1=1 с, а второй — за t2=1,5 с. Длина вагона l=12 м. Найти ускорение a поезда и его скорость v0 в начале наблюдения. Движение поезда считать равнопеременным.

Ответ и решение

a=3,2 м/с2, v0≈13,6 м/с.

Путь, пройденный поездом к моменту времени t1 равен:

,

а путь к моменту времени t1 + t2:

.

Из первого уравнения найдем v0:

.

Подставив полученное выражение во второе уравнение, получим ускорение a:

.

35

Шарик, пущенный вверх по наклонной плоскости, проходит последовательно два равных отрезка длиной l каждый и продолжает двигаться дальше. Первый отрезок шарик прошел за t секунд, второй — за 3t секунд. Найти скорость v шарика в конце первого отрезка пути.

Ответ и решение

.

Поскольку рассматриваемое движение шарика обратимо, целесообразно выбрать началом отсчета общую точку двух отрезков. При этом ускорение при движении на первом отрезке будет положительным, а при движении на втором отрезке — отрицательным. Начальная скорость в обоих случаях равна v. Теперь запишем систему уравнений движения для путей, пройденных шариком:

Исключив ускорение a, получим искомую скорость v:

.

36

Доска, разделенная на пять равных отрезков, начинает скользить по наклонной плоскости. Первый отрезок прошел мимо отметки, сделанной на наклонной плоскости в том месте, где находился передний край доски в начале движения, за τ=2 с. За какое время пройдет мимо этой отметки последний отрезок доски? Движение доски считать равноускоренным.

Ответ и решение

τп=0,48 с.

Найдем длину первого отрезка:

.

Теперь запишем уравнения движения для точек начала (момент времени t1) и конца (момент времени t2) пятого отрезка:

.

Или:

.

Выполнив подстановку найденной выше длины первого отрезка вместо l и найдя разность (t2t1), получим ответ.

37

Пуля, летящая со скоростью 400 м/с, ударяет в земляной вал и проникает в него на глубину 36 см. Сколько времени двигалась она внутри вала? С каким ускорением? Какова была ее скорость на глубине 18 см? На какой глубине скорость пули уменьшилась в три раза? Движение считать равнопеременным. Чему будет равна скорость пули к моменту, когда пуля пройдет 99% своего пути?

Ответ и решение

t = 1,8·10-3 с; a ≈ 2,21·105 м/с2; v ≈ 282 м/с; s = 32 см; v1 = 40 м/с.

Время движения пули внутри вала найдем из формулы h = vt/2, где h — полная глубина погружения пули, откуда t = 2h/v. Ускорение a = v/t.

38

По наклонной доске пустили катиться снизу вверх шарик. На расстоянии l = 30 см от начала пути шарик побывал дважды: через t1 = 1 с и через t2 = 2 с после начала движения. Определить начальную скорость v0 и ускорение a движения шарика, считая его постоянным.

Ответ и решение

v0 = 0,45 м/с; a = 0,3 м/с2.

Зависимость скорости шарика от времени выражается формулой v = v0at. В момент времени t = t1 и t = t2 шарик имел одинаковые по величине и противоположные по направлению скорости: v1 = — v2. Но v1 = v0at1 и v2 = v0at2, поэтому

v0at1 = — v0 + at2, или 2v0 = a(t1 + t2).

Т.к. шарик движется равноускоренно, то расстояние l можно выразить следующим образом:

.

Теперь можно составить систему из двух уравнений:

,

решив которую, получим:

; .

39

Тело падает с высоты 100 м без начальной скорости. За какое время тело проходит первый и последний метры своего пути? Какой путь проходит тело за первую, за последнюю секунду своего движения?

Ответ

t1 ≈ 0,45 с; t2 ≈ 0,023 с; s1 ≈ 4,9 м; s2 ≈ 40 м.

40

Определить время открытого положения фотографического затвора τ, если при фотографировании шарика, падающего вдоль вертикальной сантиметровой шкалы от нулевой отметки без начальной скорости, на негативе была получена полоска, простирающаяся от n1 до n2 делений шкалы?

Ответ

.

41

Свободно падающее тело прошло последние 30 м за время 0,5 с. Найти высоту падения.

Ответ

42

Свободно падающее тело за последнюю секунду падения прошло 1/3 своего пути. Найти время падения и высоту, с которой упало тело.

Ответ

43

С какой начальной скоростью v0 надо бросить вниз мяч с высоты h, чтобы он подпрыгнул на высоту 2h? Трением о воздух и другими потерями механической энергии пренебречь.

Ответ

.

44

С каким промежутком времени оторвались от карниза крыши две капли, если спустя две секунды после начала падения второй капли расстояние между каплями было 25 м? Трением о воздух пренебречь.

Ответ

45

Тело бросают вертикально вверх. Наблюдатель замечает промежуток времени t0 между двумя моментами, когда тело проходит точку B, находящуюся на высоте h. Найти начальную скорость бросания v0 и время всего движения тела t.

Ответ

; .

46

Из точек A и B, расположенных по вертикали (точка A выше) на расстоянии l = 100 м друг от друга, бросают одновременно два тела с одинаковой скоростью 10 м/с: из A — вертикально вниз, из B — вертикально вверх. Через сколько времени и в каком месте они встретятся?

Ответ

t = 5 с; на 75 м ниже точки B.

47

Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью v0. Когда оно достигло высшей точки пути, из того же начального пункта с той же скоростью v0 брошено второе тело. На какой высоте h от начального пункта они встретятся?

Ответ

.

48

Два тела брошены вертикально вверх из одной и той же точки с одинаковой начальной скоростью v0 = 19,6 м/с с промежутком времени τ = 0,5 с. Через какое время t после бросания второго тела и на какой высоте h встретятся тела?

Ответ

49

Аэростат поднимается с Земли вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2. Через τ = 5 с от начала его движения из него выпал предмет. Через сколько времени t этот предмет упадет на Землю?

Ответ

50

С аэростата, опускающегося со скоростью u, бросают вверх тело со скоростью v0 относительно Земли. Какое будет расстояние l между аэростатом и телом к моменту наивысшего подъема тела относительно Земли? Каково наибольшее расстояние lмакс между телом и аэростатом? Через какое время τ от момента бросания тело поравняется с аэростатом?

Ответ

l = v02 + 2uv0/(2g);

lмакс = (u + v0)2/(2g);

τ = 2(v0 + u)/g.

51

Тело, находящееся в точке B на высоте H = 45 м от Земли, начинает свободно падать. Одновременно из точки A, расположенной на расстоянии h = 21 м ниже точки B, бросают другое тело вертикально вверх. Определить начальную скорость v0 второго тела, если известно, что оба тела упадут на Землю одновременно. Сопротивлением воздуха пренебречь. Принять g = 10 м/с2.

Ответ

52

Тело свободно падает с высоты h. В тот же момент другое тело брошено с высоты H (H > h) вертикально вниз. Оба тела упали на землю одновременно. Определить начальную скорость v0 второго тела. Проверить правильность решения на численном примере: h = 10 м, H = 20 м. Принять g = 10 м/с2.

Ответ

53

Камень бросают горизонтально с вершины горы, имеющей уклон α. С какой скоростью v0 должен быть брошен камень, чтобы он упал на гору на расстоянии L от вершины?

Ответ

.

54

Двое играют в мяч, бросая его друг другу. Какой наибольшей высоты достигает мяч во время игры, если он от одного игрока к другому летит 2 с?

Ответ

55

Самолет летит на постоянной высоте h по прямой со скоростью v. Летчик должен сбросить бомбу в цель, лежащую впереди самолета. Под каким углом к вертикали он должен видеть цель в момент сбрасывания бомбы? Каково в этот момент расстояние от цели до точки, над которой находится самолет? Сопротивление воздуха движению бомбы не учитывать.

Ответ

; .

56

Два тела падают с одной и той же высоты. На пути одного тела находится расположенная под углом 45° к горизонту площадка, от которой это тело упруго отражается. Как различаются времена и скорости падения этих тел?

Ответ

Время падения тела, на пути которого находилась площадка, больше, поскольку вектор набранной к моменту сооударения скорости изменил свое направление на горизонтальное (при упругом соударении меняется направление скорости, но не его величина), значит вертикальная составляющая вектора скорости стала равна нулю, в то время как у другого тела вектор скорости не изменялся.

Скорости падения тел равны до момента столкновения одного из тел с площадкой.

57

Лифт поднимается с ускорением 2 м/с2. В тот момент, когда его скорость стала равна 2,4 м/с, с потолка лифта начал падать болт. Высота лифта 2,47 м. Вычислить время падения болта и расстояние, пройденное болтом относительно шахты.

Ответ

58

На некоторой высоте одновременно из одной точки брошены два тела под углом 45° к вертикали со скоростью 20 м/с: одно вниз, другое вверх. Определить разность высот Δh, на которых будут тела через 2 с. Как движутся эти тела друг относительно друга?

Ответ

Δh ≈ 56,4 м; тела отдаляются друг от друга с постоянной скоростью.

59

Доказать, что при свободном движении тел вблизи поверхности Земли их относительная скорость постоянна.

60

Из точки A свободно падает тело. Одновременно из точки B под углом α к горизонту бросают другое тело так, чтобы оба тела столкнулись в воздухе.

Показать, что угол α не зависит от начальной скорости v0 тела, брошенного из точки B, и определить этот угол, если . Сопротивлением воздуха пренебречь.

Ответ

61

Тело брошено под углом α к горизонту со скоростью v0. Определить скорость v этого тела на высоте h над горизонтом. Зависит ли эта скорость от угла бросания? Сопротивление воздуха не учитывать.

62

Под углом α=60° к горизонту брошено тело с начальной скоростью v=20 м/с. Через сколько времени t оно будет двигаться под углом β=45° к горизонту? Трение отсутствует.

63

Из трех труб, расположенных на земле, с одинаковой скоростью бьют струи воды: под углом 60, 45 и 30° к горизонту. Найти отношения наибольших высот h подъема струй воды, вытекающих из каждой трубы, и дальностей падения l воды на землю. Сопротивление воздуха движению водяных струй не учитывать.

64

Из точки, лежащей на верхнем конце вертикального диаметра d некоторой окружности, по желобам, установленным вдоль различных хорд этой окружности, одновременно начинают скользить без трения грузы.

Определить, через какой промежуток времени t грузы достигнут окружности. Как это время зависит от угла наклона хорды к вертикали?

65

Начальная скорость брошенного камня v0=10 м/с, а спустя t=0,5 с скорость камня v=7 м/с. На какую максимальную высоту над начальным уровнем поднимется камень?

Ответ

66

На некоторой высоте одновременно из одной точки с одинаковыми скоростями выбрасываются по всевозможным направлениям шарики. Что будет представлять собой геометрическое место точек нахождения шариков в любой момент времени? Сопротивлением воздуха пренебречь.

Ответ

Геометрическим местом точек нахождения шариков в любой момент времени будет сфера, радиус которой v0t, а ее центр расположен ниже начальной точки на величину gt2/2.

67

Цель, находящаяся на холме, видна с места расположения орудия под углом α к горизонту. Дистанция (расстояние по горизонтали от орудия до цели) равна L. Стрельба по цели производится при угле возвышения β.

Определить начальную скорость v0 снаряда, попадающего в цель. Сопротивление воздуха не учитывать. При каком угле возвышения β0 дальность стрельбы вдоль склона будет максимальной?

Ответ и решение

, .

Выберем систему координат xOy таким образом, чтобы точка отсчета совпала с орудием. Теперь запишем кинематические уравнения движения снаряда:

Заменив x и y на координаты цели (x = L, y = Ltgα) и исключив t, получим:

Дальность l полета снаряда вдоль склона l = L/cosα. Поэтому формулу, которую мы получили, можно переписать так:

.

Отсюда

,

это выражение максимально при максимальном значении произведения

.

Поэтому l максимально при максимальном значении = 1 или

.

При α = 0 мы получаем ответ β0 = π/4 = 45°.

68

Упругое тело падает с высоты h на наклонную плоскость. Определить, через сколько времени t после отражения тело упадет на наклонную плоскость. Как время зависит от угла наклонной плоскости?

Ответ

, от угла наклонной плоскости не зависит.

69

С высоты H на наклонную плоскость, образующую с горизонтом угол α=45°, свободно падает мяч и упруго отражается с той же скоростью. Найти расстояние от места первого удара до второго, затем от второго до третьего и т. д. Решить задачу в общем виде (для любого угла α).

Ответ

; s1 = 8Hsinα; s1:s2:s3 = 1:2:3.

70

Расстояние до горы определяют по времени между выстрелом и его эхом. Какова может быть погрешность τ в определении моментов выстрела и прихода эха, если расстояние до горы не менее 1 км, а его нужно определить с точностью 3%? Скорость звука в воздухе c=330 м/с.

Ответ

71

Глубину колодца хотят измерить с точностью 5%, бросая камень и замечая время τ, через которое будет слышен всплеск. Начиная с каких значений τ необходимо учитывать время прохождения звука? Скорость звука в воздухе c=330 м/с.

Ответ

§ 1  Встречное движение

В этом уроке мы познакомимся с задачами на встречное движение.

При решении любой задачи на движение мы сталкиваемся с такими понятиями, как «скорость», «время» и «расстояние».

Скорость – это расстояние, которое преодолевает объект за единицу времени. Измеряется скорость в км/ч, м/сек и т.д. Обозначается латинской буквой ʋ.

Время – это время, за которое объект преодолевает определенное расстояние. Измеряется время в секундах, минутах, часах и т.д. Обозначается латинской буквой t.

Расстояние – это путь, который преодолевает объект за определенное время. Измеряется расстояние в километрах, метрах, дециметрах и т.д. Обозначается латинской буквой S.

В задачах на движение эти понятия взаимосвязаны. Так, чтобы найти скорость, необходимо расстояние разделить на время: ʋ = S : t. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость: t = S : ʋ. А чтобы найти расстояние, скорость умножают на время: S = ʋ · t.

Говоря о задачах на встречное движение, используют понятие «скорость сближения». Скорость сближения – это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени. Обозначается ʋсбл..

Чтобы найти скорость сближения при встречном движении, зная скорости объектов, надо найти сумму этих скоростей: ʋсбл. = ʋ1 + ʋ2. Чтобы найти скорость сближения, зная время и расстояние, необходимо расстояние разделить на время: ʋсбл. = S : t.

§ 2  Решение задач

Рассмотрим взаимосвязь понятий «скорость», «время» и «расстояние» при решении задач на встречное движение.

ЗАДАЧА 1. От двух станций, расстояние между которыми 564 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного из них — 63 км/час. Какова скорость второго, если поезда встретились через 4 часа?

Изобразим движение поездов на схеме:

скорость первого поезда обозначим буквой ʋ1 = 63 км/ч. Скорость второго поезда обозначим буквой ʋ2 = ? км/ч. Время в пути обозначим буквой t = 4 ч. Расстояние, которое прошли оба поезда, — буквой S = 564 км.

Поскольку, чтобы найти неизвестную скорость, необходимо знать время, а оно известно и равно 4 часам, и расстояние, прошедшее вторым поездом до встречи, которое не указано в условиях задачи, то необходимо найти это расстояние.. Из условия задачи нам известно все расстояние S = 564 км, скорость первого поезда ʋ1 = 63 км/ч и время t = 4 ч. Зная расстояние, которое прошел до встречи первый поезд, мы сможем узнать и расстояние, которое прошел второй поезд. S1 = ʋ1 · t = 63 · 4 = 252 км. Значит, S2 = S – S1 = 564 – 252 = 312 км. Найдя расстояние, которое прошел до встречи второй поезд, можем найти и скорость второго поезда. ʋ2 = S2 : t = 312 : 4 = 78 км/ч. Получили, что скорость второго поезда равна 78 км/ч.

Рассмотрим второй вариант.

Поскольку, чтобы найти неизвестную скорость, необходимо знать скорость первого поезда, из условий задачи она известна ʋ1 = 63 км/ч, и скорость сближения, которая не оговаривается условиями задачи, то надо найти скорость сближения, используя данные задачи, а именно расстояние S = 564 км и время встречи t = 4 часа. Чтобы найти скорость сближения поездов, можно расстояние разделить на время. ʋсбл. = S : t = 564 : 4 = 141 км/ч. Теперь, зная скорость сближения, можем найти скорость второго поезда. ʋ2 = ʋсбл. — ʋ1 = 141 – 63 = 78 км/ч. Получили, что скорость второго поезда равна 78 км/ч.

ЗАДАЧА 2. Расстояние между двумя пристанями 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Сколько часов им понадобится, чтобы встретиться, если скорость первого составляет 20 км/час, а второго – 25 км/час?

Изобразим движение теплоходов на схеме.

Скорость первого теплохода обозначим буквой ʋ1 = 20 км/ч. Скорость второго теплохода обозначим буквой ʋ2 = 25 км/ч. Расстояние между пристанями обозначим буквой S = 90 км. Время – буквой t = ? часов.

Чтобы ответить на поставленный вопрос задачи, необходимо знать расстояние и скорость сближения, так как t = S : ʋсбл.. Поскольку расстояние нам известно из условия задачи, надо найти скорость сближения. ʋсбл. = ʋ1 + ʋ2 = 20 + 25 = 45 км/ч. Теперь, зная скорость сближения, можем найти неизвестное время. t = S : ʋсбл = 90 : 45 = 2 ч. Получаем, что теплоходам понадобится 2 часа, чтобы встретиться.

ЗАДАЧА 3. Из поселка и города навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Один автобус до встречи проехал 100 км со скоростью 25 км/час. Сколько километров до встречи проехал второй автобус, если его скорость — 50 км/час?

Покажем движение автобусов на схеме.

Скорость первого автобуса обозначим буквой ʋ1 = 25 км /ч. Скорость второго автобуса обозначим буквой ʋ2 = 50 км/ч. Расстояние, которое до места встречи проехал первый автобус, обозначим буквой S1 = 100 км. Расстояние, которое проехал до встречи второй автобус – буквой S2 = ? км, а время – буквой t.

Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо знать скорость второго автобуса и время, которое он был в пути до встречи, так как S2 = ʋ2 · t. Поскольку скорость второго автобуса известна из условия задачи, надо найти время. Если мы найдем время, которое был в пути первый автобус, то мы найдем и время, которое был в пути второй автобус, так как они выехали одновременно, а это значит, что до момента встречи автобусы были в пути одинаковое количество времени. Чтобы найти время, можно расстояние, которое проехал первый автобус, разделить на его скорость. t = S1 : ʋ1 = 100 : 25 = 4 часа. Теперь, зная время, можем найти расстояние, которое второй автобус проехал до момента встречи. S2 = ʋ2 · t = 50 · 4 = 200 км. Получили, что второй автобус проехал до встречи 200 км.

§ 3  Краткие итоги по теме урока

При решение задач на встречное движение следует помнить, что в задачах такого типа выполняются следующие условия:

1.Объекты начинают свое движение одновременно навстречу друг другу, т.е. находятся в пути до встречи одинаковое количество времени; время обозначается латинской буквой t = S : ʋсбл;

2.Расстояние S – это сумма расстояний двух объектов до встречи; S = S1 + S2 или S = ʋсбл· t;

3.Объекты сближаются с определенной скоростью – скоростью сближения, обозначающейся латинской буквой ʋсбл. = S : t или ʋсбл = ʋ1 + ʋ2, соответственно ʋ1 = S1 : t и ʋ2 = S2 : t.

задачи на движение в противоположных направленияхЗадачи на движение (скорость, время и расстояние) являются одной из основных типов задач по математике, которые должен уметь решать каждый школьник. В данной статье рассмотрены все типы задач на движение:
— простые задачи на скорость, время и расстояние;
— задачи на встречное и противоположное движение;
— задачи на движение в одном направлении (на сближение и удаление);
— решение задач на движение по реке.

Скорость, время и расстояние: определения, обозначения, формулы

скорость = расстояние: время — формула нахождения скорости;

время = расстояние: скорость — формула нахождения времени;

расстояние = скорость · время — формула нахождения расстояния.

Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени: за 1 секунду, за 1 минуту, за 1 час и так далее.
Пример обозначения: 7 км/ч (читается: семь километров в час).
Если весь путь проходится с одинаковой скоростью, то такое движение называется равномерным.

На сайте представлены калькуляторы онлайн, с помощью которых можно перевести скорость, время и расстояние в другие единицы измерения:

1.Конвертер единиц измерения скорости
2.Конвертер единиц измерения времени
3.Конвертер единиц измерения расстояния (длины)

Примеры простых задач.

Задача 1. 

Автомобиль проехал 180 км за 2 часа. Чему равна скорость автомобиля?
Решение: 180:2=90 (км/ч.)
Ответ: Скорость автомобиля равна 90 км/ч.

Задача 2. 

Автобус проехал путь в 240 км со скоростью 80 км/ч. Сколько времени ехал автобус?
Решение: 240:80=3 (ч.)
Ответ: Автобус проехал 3 часа.

Задача 3. 

Грузовик ехал 5 часов со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние проехал грузовик за это время?
Решение: 70 · 3 = 350 (км)
Ответ: Грузовик за 5 часов проехал 350 км.

Задачи на встречное движение

В таких задачах два объекта движутся навстречу друг другу.
Задачи на встречное движение можно решать двумя способами:
1. Найти значения скорости, времени и расстояния для каждого объекта.
2. Найти скорость сближения объектов (как сумму их скоростей), общие время и расстояние. Скорость сближения — это расстояние, пройденное двумя объектами навстречу друг другу за единицу времени.

Задача 4. 

Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два поезда и встретились через 3 часа. Первый поезд ехал со скоростью 80 км/ч, а второй – со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты?
Решение: 
Первый способ. Найти расстояние, которое проехал каждый автобус, и сложить полученные данные:
80*3=240 (км) – проехал 1й автобус, 70*3=210 (км) – проехал 2й поезд,
240+210=450 (км) – проехали два поезда.
Второй способ. Найти скорость сближения поездов, то есть на сколько сокращалось расстояние между ними каждый час; а затем найти расстояние:
80+70=150 (км/ч), 150*3=450 (км).
Ответ: города находятся на расстоянии 450 км.

Задача 5. 

Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Первый автобус ехал со скоростью 80 км/ч, а второй – со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа, если расстояние между городами 450 км?
Решение: 
Первый способ. Определить, сколько километров проехал каждый автобус и найти расстояние, которое осталось проехать:
80*2=160 (км)-проехал 1й автобус, 70*2=140 (км)-проехал 2й автобус,
160+140=300 (км)-проехали два автобуса, 450-300=150 (км)-осталось проехать.
Второй способ. Найти скорость сближения автобусов и умножить ее на время в пути.
80*70=150 (км/ч) – скорость сближения; 150*2=300 (км) – проехали два автобуса; 450-300=150 (км) – осталось проехать.
Ответ: Через 2часа расстояние между автобусами будет 150 км.

Задачи на движение в противоположных направлениях

В таких задачах два объекта движутся в противоположных направлениях, отдаляясь друг от друга. В таком типе задачи используется скорость удаления. Задачи на движение в противоположных направлениях также можно решить двумя способами:
1. Найти значения скорости, времени и расстояния для каждого объекта.
2. Найти скорость удаления объектов (как сумму их скоростей), общие время и расстояние. Скорость удаления — это расстояние, которое увеличивается за единицу времени между двумя объектами, двигающимися в противоположных направлениях.

Задача 6. 

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость первого автомобиля 100 км/ч, скорость второго – 70 км/ч. Какое расстояние будет между автомобилями через 4 часа?
Решение: 
Первый способ. Определить расстояние, которое проехал каждый автомобиль и найти сумму полученных результатов:
1) 100 · 4 = 400 (км) – проехал первый автомобиль
2) 70 · 4 = 280 (км) – проехал второй автомобиль
400 + 280 = 680 (км)
Второй способ. Найти скорость удаления, то есть значение увеличения расстояния между автомобилями за каждый час, а затем скорость удаления умножить на время в пути.
100 + 70= 170 км/ч – это скорость удаления автомобилей.
170 · 4 = 680 (км)
Ответ: Через 4 часа между автомобилями будет 680 км.

Задача 7. 

Из двух населённых пунктов, расстояние между которыми 40 км, вышли в противоположных направлениях два туриста. Первый турист шёл со скоростью 4 км/ч, а второй — 5 км/ч. Какое расстояние между туристами будет через 5 часов?
Решение: 
Первый способ. Определить сколько километров прошёл каждый из туристов за 5 часов, сложить полученные результаты, а затем к полученному расстоянию прибавить расстояние между населенными пунктами.
1) 4 · 5 = 20 (км) – прошёл первый турист;
2) 5 · 5 = 25 (км) – прошёл второй турист;
3) 20 + 25 = 45 (км);
4) 45 + 40 = 85 (км).
Второй способ. Найти скорость удаления пешеходов, затем найти пройденное расстояние, к полученному результату прибавить расстоянием между населёнными пунктами.
4 + 5 = 9 (км/ч);
9 · 5 = 45 (км);
45 + 40 = 85 (км);
Ответ: Через 5 часов расстояние между пешеходами будет 85 км.

Задачи на движение в одном направлении

В таких задачах два объекта движутся в одном направлении с разной скоростью, при этом они сближаются друг с другом или отдаляются друг от друга. Соответственно находится скорость сближения или скорость удаления объектов.

Формула нахождения скорости сближения или удаления двух объектов, которые движутся в одном направлении: из большей скорости вычесть меньшую.

Задача 8. 

Из города выехал автомобиль со скоростью 40 км/ч. Через 4 часа вслед за ним выехал второй автомобиль со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов второй автомобиль догонит первый?,
Решение: 
Задачу можно решить с помощью уравнения.
В этом случае скорость первого автомобиля 40 км/час, время в пути на 4 часа больше, чем время второго автомобиля (или t+4). Скорость второго автомобиля 60 км/час, время в пути – t. Расстояние оба автомобиля проехали одинаковое. Поэтому можно составить уравнение: 40*(t+4)=60*t. Отсюда получаем t=8 (часов) – время в пути второго автомобиля, за которое он догонит первый.
Решение задачи без использования уравнения.
Так как на момент выезда второго автомобиля из города первый уже был в пути 4 часа, то за это время он успел удалиться от города на: 40 · 4 = 160 (км).
Второй автомобиль движется быстрее первого, значит, каждый час расстояние между автомобилями будет сокращаться на разность их скоростей: 60 — 40 = 20 (км/ч) – это скорость сближения.
Разделив расстояние между автомобилями на скорость их сближения, можно узнать, через сколько часов они встретятся: 160 : 20 = 8 (ч)
Ответ: Второй автомобиль догонит первый через 8 часов.

Задача 9. 

Из двух посёлков между которыми 5 км, одновременно в одном направлении вышли два пешехода. Скорость пешехода, идущего впереди, 4 км/ч, а скорость пешехода, идущего позади 5 км/ч. Через сколько часов после выхода второй пешеход догонит первого?
Решение: Так как второй пешеход движется быстрее первого, то каждый час расстояние между ними будет сокращаться. Значит можно определить скорость сближения пешеходов: 5 — 4 = 1 (км/ч).
Оба пешехода вышли одновременно, значит расстояние между ними равно расстоянию между посёлками (5 км). Разделив расстояние между пешеходами на скорость их сближения, узнаем через сколько второй пешеход догонит первого: 5 : 1 = 5 (ч)
Ответ: Через 5 часов второй пешеход догонит первого.

Задача 10. 

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в одном направлении. Скорость первого автомобиля 80 км/ч, а скорость второго – 40 км/ч.
1) Чему равна скорость удаления между автомобилями?
2) Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?
3) Через сколько часов расстояние между ними будет 200 км?
Решение: 
1) 80 — 40 = 40 (км/ч) — скорость удаления автомобилей друг от друга.
2) 40 · 3 = 120 (км) – расстояние между ними через 3 часа./
3) 200 : 40 = 5 (ч) – время, через которое расстояние между автомобилями станет 200 км.
Ответ:
1) Скорость удаления между автомобилями равна 40 км/ч.
2) Через 3 часа между автомобилями будет 120 км.
3) Через 5 часов между автомобилями будет расстояние в 200 км.

Задачи на движение по реке

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о движении объекта по реке. Скорость любого объекта в стоячей воде называют собственной скоростью этого объекта.

Чтобы узнать скорость объекта, который движется по течению реки, надо к собственной скорости объекта прибавить скорость течения реки. Чтобы узнать скорость объекта, который движется против течения реки, надо из собственной скорости объекта вычесть скорость течения реки.

Задача 11. 

Лодка движется по реке. За сколько часов она преодолеет расстояние 120 км, если ее собственная скорость 27 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч?
Решение: 
1) лодка движется по течению реки.
27 + 3 = 30 (км/ч) – скорость лодки по течению реки.
120 : 30 = 4 (ч) – проплывет путь.
2) лодка движется против течения реки.
27 — 3 = 24 (км/ч) — скорость лодки против течения реки
120 : 24 = 5 (ч) – проплывет путь.
Ответ:
1) При движении по течению реки лодка потратит 4 часа на путь.
2) При движении против течения реки лодка потратит 5 часов на путь.

Итак, для решения задач на движение:

  1. Основная формула:S=ν*t;
  2. Нужно сделать чертеж, который поможет определить тип задачи.
  3. Все цифры нужно привести в единые единицы измерения: длина и время

Заключение.

Решая много задач по данной теме, ученик обязательно научится быстро ориентироваться в понятиях «скорость», «время» и «расстояние» и быстро решать задачи всех типов.

Весь курс начальной школы (за 1-4 классы) в краткой форме на сайте edu.intmag24.ru. С помощью курса можно быстро повторить основные моменты и правила по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Для решения более сложных задач на движение посмотрите, как составлять схемы и таблицы данных для наглядного представления и структурирования данных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти врача сурдолога
  • Как составить модель захмана
  • Как найти плоскость параллельную данной плоскости
  • Dvi нет сигнала как исправить
  • Числовая окружность как найти отрицательную числу