Как найти расстояние география 5 класс

С помощью градусной сетки на географической карте и глобусе можно определять расстояния. Все меридианы — одинаковой длины, поэтому известно, что длины их дуг величиной (1°) составляют (111,3) км.

Длина параллелей величиной (1°) на разных широтах различается. Длина увеличивается от полюсов к экватору.

Таблица (1). Значение дуг параллелей

Широта

Длина (1°), км

(0°)

(111,3)

(5°)

(110,9)

(10°)

(109,6)

(15°)

(107,6)

(20°)

(104,6)

(25°)

(102,1)

(30°)

(96,5)

(35°)

(91,3)

(40°)

(85,4)

(45°)

(78,8)

(50°)

(71,7)

(55°)

(64,0)

(60°)

(55,8)

(65°)

(47,2)

(70°)

(38,2)

(75°)

(28,9)

(80°)

(19,4)

(85°)

(9,7)

(90°)

(0)

Определение расстояний по параллели

1.png

Длины дуг величиной (1°) для разных параллелей неодинаковы — они уменьшаются от экватора к полюсам.

(А =) ((д1)(+) (д2)) (·) (104,6) (длина (1°) на широте (20°)) (=) ((10° +) (20°)) (·) (104,6 =) (30°) (·) (104,6 =) (3 138) км.

(Б =) ((д1) (–) (д2)) (·) (109,6 =) ((20° –) (10°)) (·) (109,6 =) (10° ·) (109,6 =) (1 096) км.

(В =) ((д2) (–) (д1)) (·) (96,5 =) ((90° –) (60°)) (·) (96,5 =) (30° ·) (96,5 =) (2 895) км.

Определение расстояний по меридиану

2.png

Длина дуги (1°) меридиана приблизительно равна (111,3) км ((20 000) км (:) (180° =) (111,3) км).

(А =) ((ш1)(+) (ш2)) (·) (111,3 =) ((20° +) (10°)) (·) (111,3 =) (30° ·) (111,3 =) (3 339) км.

(Б =) ((ш1) (–) (ш2)) (·) (111,3 =) ((40° –) (10°)) (·) (111,3 =) (30° ·) (111,3 =) (3 339) км.

(В =) ((ш2) (–) (ш1)) (·) (111,3 =) ((30° –) (10°)) (·) (111,3 =) (20° ·) (111,3 =) (2 226) км.

Памятка для учащихся 5 класса

Определение расстояний по картам с помощью масштаба

Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

а) 1 : 200 000
б) 1 : 10 000 000
в) 1 : 25 000

Правило для учащихсяДля более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе.

Например, в масштабе 1:500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

Пример для масштаба 1:500 000. В знаменателе после цифры — пять нулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.

Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

Если, например, в знаменателе масштаба 1:10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см — 100 м.

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см — 500 м

б) в 1 см — 10 км

в) в 1 см — 250 км

Правило для учащихся. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры.

Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.

Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1 : 10 000. Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1 : 500 000.

Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе:

а) Москва и Мурманск
б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Правило для учащихсяПри определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами.

Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.

2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)

3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

Муниципальное общеобразовательное казенное
учреждение

средняя общеобразовательная школа п.
Зенгино

Оричевского района Кировской области

Сценарий урока по географии в 5 классе

«Определение расстояния по географическим
координатам»

Номинация «Мой лучший урок в предметной
области «Естественно – научные предметы» и

«Общественно-научные предметы»

Выполнил учитель географии

Трефилова Татьяна Владимировна

Используемое УМК: В.П. Дронов, Л.Е.
Савельева

 «География. Землеведение» 5-6 класс

Ms.trefilova@mail.ru

89229157231

п. Зенгино, 2022

Сценарий
урока по географии «Определение расстояния по географическим координатам»

Предмет: География

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс/курс: 5 класс

Тема: Определение расстояния по географическим
координатам

Основные
цели:
умение
определять расстояние по географическим координатам на  географической карте и
глобусе.

Задачи, направленные на
формирование:

предметных результатов:

ü  уметь определять по
картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов;

ü 
уметь определять расстояние по географическим координатам на 
географической карте и глобусе
.

метапредметных результатов:

познавательные:

ü  развивать умения, необходимые для
работы с информационными источниками;

ü 
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

ü  развивать познавательную
активность, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

коммуникативные:

ü  формулировать собственные
высказывания;

ü  уметь организовывать  учебное 
сотрудничество в  паре с  учителем,  со  сверстниками.

регулятивные:

ü 
организовывать свою деятельность;

ü  определять её цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

ü  оценивать достигнутые
результаты.

личностных результатов:

ü 
уметь
использовать географические знания для созидательной деятельности;

ü  понимать  значимость  знаний о
географических  координатах  для  практической  жизни  людей.

Дидактические материалы: учебник В.П. Дронов, Л.Е.
Савельева «География. Землеведение» 5-6 класс (ДРОФА, Москва 2016), глобус,
атлас по географии 5 класс, Таблица «Значение
дуг параллелей»
, лист самооценки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, экран.

Краткая аннотация к работе: данный урок разработан в
технологии деятельностного метода и предназначен для учащихся 5 класса. Урок разработан к учебнику «География.Землеведение.5-6
класс» авторов: В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. Количество часов на изучение
учебного предмета «география» по учебному плану ОО в 5 классе составляет -1 час
в неделю, 34 часа в год. На изучение раздела «Географические модели Земли»
предусмотрено 9 часов. Место урока в разделе «Географические модели Земли» урок
занимает №8. Настоящий урок следует за темой «Градусная сетка. Географические
координаты». Изучению данной темы отводится 2 урока. Данный урок второй,
опирается на знания детей о географической карте, полученных на предыдущих
уроках данного раздела.

 Содержание учебного
материала соответствует цели урока, требованиям к результатам освоения ООП ООО, 
рабочей программе учителя.

Методы обучения
обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся,
сотрудничество учителя и учащихся.

В процессе
урока используются  различные формы организации познавательной деятельности
учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной
деятельности

У:
Здравствуйте, ребята! Вот учитель входит в класс. Что мы делаем сейчас?

Встали дружно. Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь, Их не надо
открывать.

Знает каждый ученик, Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал, Чтоб на парте он
лежал.

Атлас
тоже пригодится, На уроке не лениться!

Всё
готово? Посмотрели? А теперь тихонько сели.

У: Чтобы 
приступить к изучению новой темы, что нужно сделать?

Д: Повторить то, что мы изучили на прошлых уроках.

У: Проведите с соседом по парте взаимоопрос. (ученики
задают друг другу вопросы и отвечают на них)

У: Хорошо, а сейчас давайте проверим вашу письменную
работу (задание 4 на стр. 69 учебника, сопоставляют свои работы с эталоном
для самопроверки).

У: Как вы думаете, зачем мы с вами уделяем столько
внимания изучению карт?

Д: Они играют важную роль в жизни человека, без карты
нельзя найти нужный объект и т.п.

У: Правильно. Сегодня наш урок так же будет связан с
картой. Возможно, у кого-то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев
собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам
предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!

2.Актуализация знаний

У: Ребята, давайте проверим на
сколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока и выполним несколько заданий (задания
показаны на слайде).

Определите
географические координаты точек А, Б, В.

Ученики по парам определяют  с 
проговариванием  по алгоритму географические координаты  точек.
Затем один ученик проговаривает
вслух, фиксирует результат на доске. Ответ уточняется, дополняется, изменяется
другими детьми.
На экран выводятся правильные ответы, ученики сопоставляют свои работы с
эталоном для самопроверки.

У: Ну, что
ребята, вы большие молодцы, продолжим отвечать на вопросы?

 Вычислите
расстояния между ними.

У: Кто готов ответить?

 (Дети затрудняются)

У: Почему вы молчите?

Д: Мы не знаем масштаба
представленной карты.

У: Что мы уже знаем о данных точках?

Д: Их географические координаты.

У: Что еще мы можем заметить на
рисунке? Как расположены эти точки в градусной сетке?

Д: Точки А и Б расположены на одном
меридиане – имеют одну долготу, точки А и В расположены на одной параллели,
имеют одну широту.

У:
Как вы думаете, возможно ли определить расстояние между точками с помощью
градусной сетки на географической карте и глобусе, зная только их
географические координаты? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Дети
формулируют тему, предлагают варианты, учитель направляет. Результат
записывается на доске).

У: Запишите название темы в тетрадь. Теперь попробуйте выполнить
новое для вас задание. Определите по заданным  географическим
координатам: широте и долготе,  расстояние между точками. Приступайте!

3. Постановка учебной
задачи

У: У кого нет результата?  (поднимают
руки).

У: Что вы не смогли сделать?

Д: Не смогли определить расстояние по заданным
координатам.

У: Почему?

Д: Мы не знаем алгоритм вычисления расстояния по
заданным координатам.

У: Итак, что мы научимся делать сегодня на уроке? Какова будет цель нашего
урока?

Д: Определять расстояние между точками с помощью
географических координат.

У: Как вы думаете, для каких профессий нужно уметь
определять расстояние по карте и глобусу?

Д: штурман, военные, пилоты, спасатели, геологи,
географы …

4. «Открытие» нового знания

У: Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности

Д: Научиться находить расстояние между точками на карте используя
географические координаты.

У: Какими  средствами вы будете пользоваться для
достижения цели?

Д: Атласом и учебником.

У: Как вы будете достигать, поставленной цели?

Дети формулируют план действий.

План действий выводится на экран.

                                                            
План действий

1. Узнать особенности определения
расстояний вдоль меридианов и параллелей

2. Составить алгоритм нахождения
расстояния по географическим координатам

3. Научиться применять, построенный
алгоритм для нахождения расстояний по географическим координатам на карте.

У: Что вам поможет в работе?

Д: Знание о параллелях и меридианах, долготе и широте,
о полушариях, учебник, атлас.

Физкультминутка

У: Прежде чем, вы начнете воплощать план действий, Давайте
вспомним, как связаны между собой географические координаты и параллели и
меридианы.

Я прошу вас сейчас выйти из-за парт, встать лицом к доске.
Слово ширина созвучно со словом широта. Разведите прямые руки в стороны. Как
они у вас расположены? Горизонтально.

У: Какие линии на карте расположены горизонтально?

Д: Параллели.

У: Значит, широта связана с  …

Д: Параллелями.

У: Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите
руки вверх. Как они у вас расположились?

Д: Вертикально.

У: Какие линии у нас проводятся на карте вертикально,
то есть сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Значит,  долгота связана с….

Д: Меридианами.

У: Садимся за парты. Работать вы будете с текстом в
парах. Откроем учебники на стр.69.

У: Какие особенности определения расстояний вдоль
меридианов и параллелей вы узнали? (Одна пара, по желанию, проговаривает
свой вариант. Остальные дополняют, уточняют).

Д:
Все меридианы — одинаковой длины, поэтому известно, что длины их дуг величиной
составляют 111,3 км.

 Длина параллелей
величиной
 на разных
широтах отличается. Длина увеличивается от полюсов к экватору.

 У:
Продолжаем работать в парах. Попробуйте составить
алгоритм определения
расстояния между точками по географическим широтам на карте.

Учащиеся в парах  строят
алгоритм определения расстояния. Затем одна пара предлагает свой вариант,
остальные дополняют и уточняют его.

Давайте установим
истинность данного алгоритма, сравнив его с эталоном.

 Согласованный алгоритм
фиксируется на доске.

Алгоритм
определения расстояния по географическим координатам точек, находящихся на
одном меридиане (имеющие одну долготу)

1.Найти точки на карте.

2.Определить, в одном ли
полушарии размещены объекты.

3. Определить их широту.

Если объекты расположены в одном полушарии
(северном):

1.Определяем разность значений
широт.

(
ш2  ш1)

2.Полученный результат умножаем
на
 111,3

3.Получаем расстояние в
километрах.

(
30°– 10°)  111,3= 20° 111,3= 2226 км.

У: А теперь я предлагаю вам поработать в парах и
используя алгоритм определения расстояния по географическим координатам точек,
находящихся на одном меридиане (имеющие одну долготу), который вы
сформулировали ранее, составить алгоритм определения расстояния по
географическим координатам точек, находящихся на одной параллели (имеющие одну широту).

Учащиеся в парах  строят алгоритм
определения расстояния. Затем одна пара предлагает свой вариант, остальные
дополняют и уточняют его.

У:Давайте установим истинность данного
алгоритма, сравнив его с эталоном.

 Согласованный алгоритм фиксируется
на доске.

Алгоритм
определения расстояния по географическим координатам точек, находящихся на
одной параллели (имеющие одну широту)

1.Найти точки на карте.

2.Определить, в одном ли
полушарии размещены объекты.

3. Определить их долготу.

Если объекты расположены в одном
полушарии (восточном):

1.Определяем
разность значений долготы.
(д2  д1  

2.В зависимости от широты
определяем величину длины

дуги.
Полученный
результат умножаем на
 полученную
разность.

96,5

3.Получаем расстояние в
километрах.

(
90°– 60°)  96,5= 30° 96,5= 2895 км.

У: Вы достигли поставленной цели?

Д: Да. Мы вывели алгоритм определения расстояния.

У: Молодцы! Вы смогли сами создать алгоритм определения расстояния по
географическим координатам точек, находящихся на одной параллели (имеющие одну
широту).
Теперь
давайте научимся применять, построенные алгоритмы.

5.Первичное усвоение новых
знаний

У: Скажите, вы сможете теперь определить расстояние
между точками А, Б, В.

У: Каким образом вы это сделаете?

У: Начнем с расстояния между точками А и Б.

Ученики по парам определяют 
с  проговариванием  по алгоритму расстояния между точками.
Затем
один ученик проговаривает вслух, фиксирует результат на доске. Ответ
уточняется, дополняется, изменяется другими детьми.

Аналогично определяют расстояние между точками А и В, используя таблицу «Значение дуг
параллелей».

У: У кого выполнение  задания  вызвало затруднение?(Дети
отвечают)

У: На каком шаге алгоритма?

У: В чем у вас были затруднения?

У: У кого из вас задание не вызвало затруднения?

6.Самостоятельная работа с проверкой
по эталону

У: Вы работали в парах, а сейчас я предлагаю вам
поработать самостоятельно.

У: Определите расстояния между точками с заданными
координатами на изображении (Изображения выводятся на экран).

Учащиеся самостоятельно выполняют
задание и сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

 После
выполнения задания и самопроверки по образцу, учитель выясняет возникшие
затруднения учащихся, если необходимо организует взаимопомощь, корректирует
деятельность учащихся.

У: Проверьте себя по эталону для самопроверки и
зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

У: Что вы использовали при выполнении задания?

Д: Построенные алгоритмы.

У: У кого были затруднения при выполнении этого
задания?

− На каком шаге было затруднение?

− Используя эталон для самопроверки, исправьте ошибки.

− У кого из вас не было затруднений и работа выполнена
правильно?

− Молодцы! Вы хорошо справились с работой!

7. Включение нового знания в
систему знаний и повторение

У: Теперь вы умеете определять расстояния между
точками на карте, расположенными вдоль параллелей и вдоль меридианов в одном
полушарии. Теперь попробуйте дополнить наши алгоритмы вариантом нахождения
точек в разных полушариях (северном и южном; западном и восточном).

Учащиеся в парах  дополняют
алгоритм определения расстояния. Затем одна пара предлагает свой вариант,
остальные дополняют и уточняют его.

Давайте установим
истинность данного алгоритма, сравнив его с эталоном.

 Согласованный алгоритм
фиксируется на доске.

Дополнение к алгоритму
определения расстояния по географическим координатам точек, находящихся на
одном меридиане (имеющие одну долготу)

Если объекты расположены в разных
полушариях (северном и южном):

1.Определяем сумму значений
широт.

(
ш1+ ш2)

2.Полученный результат умножаем
на
 111,3

3.Получаем расстояние в
километрах.

(
20°+ 10°)  111,3= 30° 111,3= 3339 км.

У: А теперь я предлагаю вам поработать в парах и
используя дополненный алгоритм определения расстояния по географическим
координатам точек, находящихся на одном меридиане (имеющие одну долготу),
который вы сформулировали ранее, составить алгоритм определения расстояния по
географическим координатам точек, находящихся на одной параллели (имеющие одну широту).

Учащиеся в парах дополняют алгоритм
определения расстояния. Затем одна пара предлагает свой вариант, остальные
дополняют и уточняют его.

У:Давайте установим истинность данного
алгоритма, сравнив его с эталоном.

 Согласованный алгоритм фиксируется
на доске.

Дополнение к алгоритму
определения расстояния по географическим координатам точек, находящихся на
одной параллели (имеющие одну широту)

Если объекты расположены в разных
полушариях (восточном и западном):

1.Определяем
разность значений долготы.
(д1+ д2 
(длина
на
широте
20°=

2.В зависимости от широты
определяем величину длины

дуги.
Полученный
результат умножаем на
 полученную
разность.

104,6

3.Получаем расстояние в
километрах.

(
10°+ 20° 104,6= 30°  104,6= 3138 км.

Форма работы парами.

У: Теперь вы умеете определять расстояния между
точками на карте, расположенными вдоль параллелей и вдоль меридианов в разных
полушариях.

У: Определите расстояния между точками на
географической карте.

Карта с точками выводятся на экран.

После выполнения работы обменяйтесь тетрадями с
соседом по парте. Проверьте работу друг друга. Обсудив полученные результаты,
оцените работу.

После выполнения задания проверка
по образцу, который выводится на экран.

У: Молодцы! Вы отлично справляетесь с работой!

8. Информация о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению

У: Чтобы закрепить ваши умения я предлагаю следующее домашнее
задание
:

П.18 читать.

Выполнить задание №5, на стр.69 – учебника.

Решить задачу:«Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Последний раз его видели в точке с координатами 10° ю.ш. и 70° в.д.
Судно несет меридианально в южном направлении. Спасательное судно может
добраться до места бедствия через 2 часа. За это время судно проплывет в дрейфе
2226 км».

Самостоятельно составить задание по новой теме.

9. Рефлексия учебной
деятельности

У: Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним,
какую цель вы ставили на уроке?

— Добились ли вы поставленной цели?


Какое затруднение вы испытали?

− Как вы смогли его преодолеть?

− Состоялось ли самостоятельное открытие нового
знания?

У: Помогла вам работа в парах? Поблагодарите друг
друга за помощь в совместной работе.

Ответы детей.

У: Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте
вывод. Учащимся предлагаются карточки:

                                Лист
самооценки

1.      Повторение и обобщение 
домашнего задания (активно отвечал на все вопросы при повторении учебного
материала, правильно выполнил письменную домашнюю работу).

2.      «Открытие новых знаний» (активность
работы в группе при «открытии новых знаний»).

3.      Правильное  выполнение
самостоятельной работы.

У: На этом наш урок закончен. Благодарю вас за работу!

Свой
урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные
технологии.

Данный
урок представлен по ходу изучения раздела «Географические
модели Земли»
.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В
содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным
действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей
проблемной ситуации. 
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был
реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой
процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима
мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я
 продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы,
использовала различные приёмы активизации учеников.

На
всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую
деятельность познавательного характера, детям надо было не только использовать
уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им
действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды
деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало
повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При
постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные
особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их
деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт
привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились
возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 

Учебное
время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических
особенностей детей.

Технологическая карта урока по теме

« Определение направлений и расстояний по географической карте», 5класс.

 Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений

Планируемые результаты: уметь определять направление и расстояние по карте.

Предметные: давать определения понятиям географическая карта, масштаб, виды масштабов, стороны горизонта, классификация карт по содержанию , охвату территории

Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): развитие умения вести самостоятельный поиск в различных источниках информации, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географическая карта — это второй язык географии, умение пользовать картой необходимо современному человеку, который свободно перемещается по области, стране, миру.

Личностные: (личностные УУД): – осознание роли географии и географических знаний в познании окружающего мира; собственная мотивация к учебной деятельности, собственная оценка учебной ситуации, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников

Образовательная цель: Показать значение умений пользоваться географическими картами. Преобразовывать информацию из одного вида в другой, добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; Определять местоположение объектов на карте.

Развивающая цель: Умение описывать различные географические объекты. Умение определять направление и расстояния между географическими объектами на карте. Анализировать различные виды карт

Воспитательная цель: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью,

воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.

Методы обучения: картографический, проблемного обучения, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

 Средства обучения: : учебник 5 класса, географический атлас, физическая карта полушарий , презентация, проектор.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Воспринимают приветствие учителя, позитивно настраиваются на урок

2

Целеполагание, мотивация

Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. Считают , что карта – “второй язык” географии».

Как вы думаете, почему?

Приводят различные варианты ответов

Сознание ценности знаний о географических картах , как важнейшего компонента познаний научной картины мира

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

3

Актуализация

Чтобы достичь цели вспомним:

1. Что такое стороны горизонта?

2. Что называется параллелями и меридианами?

3. Сравним параллели и меридианы ?

4. Что называется масштабом? 

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать

Самоопределение (для чего?)

и настрой на постановку учебных целей

Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать свою точку зрения

Определять уровень успешности, самоконтроль

4

Первичное усвоение

Ребята! Сформулируем тему нашего урока: (она зашифрована в загадке)

Загадка: Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог.

А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт Земли

1 Самостоятельно дайте определение географической карты

2. Сравните его с определением в учебнике?

3 Какую информацию можно получить из определения географической карты?

4. Прочитайте текст §17 и ответьте на вопросы:

1. На какие группы делятся карты ?

2. Как классифицируются карты по масштабу , по содержанию, по охвату территории?

3. Составьте схемы классификаций в тетради

4. Чем отличается изображение на географических карта и глобусах? Назовите не менее 3 отличий.

5. Где больше искажений при изображении объектов, определении расстояний – на карте или глобусе?

Работают с текстом учебника, составляют схемы

Работают в парах

Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста

Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

Понимать позицию других, учебное сотрудничество.

Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки

5

Осознание и осмысление

Работа с атласом:

1. Дополните классификацию карт в тетради своими примерами карт из атласа

2. Определение направлений по физической карте полушарий и физ. карте России (Приложение № 1)

3. Определение расстояний по физической карте полушарий (Приложение № 2 )

Работают с картами атласа

Преобразовывать информацию.

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

Учебно-познавательный интерес

Самостоятельно искать средства достижения цели

Проговаривать последовательность действий

6

Первичное закрепление

Тест

(приложение №3)

Объяснять значение понятий

Уважение ситуации успеха партнёра

Определять уровень успешности.

Оценка действий партнёра

7

Домашнее задание

Параграф учебника

Сконструировать 3 задания на определение направлений и расстояний по карте

8

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

Самооценка своей деятельности

Осознание причин успеха и неуспеха

Приложение № 1

  1. По физической карте России определите , в каком направлении от Москвы находится Элиста, Волгоград, Астрахань.
  2. В каком направлении от материка Евразия находятся материки: Австралия, Северная Америка, Антарктида

3. Какой город будет восточнее Омск или Новосибирск.

Приложение № 2

1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией , Африкой и Южной Америкой .

2. Найдите на физической карте России город , который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?

Приложение № 3

1. . По карте России в атласе, определите: какой город находится к югу от Санкт-Петербурга?

А) Минск; Б) Москва;  В) Берлин; Г) Мурманск.

2. По карте полушарий определите: Пиренейский полуостров от Средиземного моря находится:

А) к западу; Б) к востоку; В) к югу; Г) к северу.

3. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К югу от Москвы расположены:

А) Каир; Б) Чёрное море; В) озеро Виктория ; Г) Париж.

4. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К востоку от Санкт-Петербурга расположены:

А) Уральские горы; Б) Москва; В) Якутск; Г) Тихий океан.

5. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К северу от Сантьяго расположены:

А) пролив Дрейка; Б) Нью-Йорк; В) Мехико; Г) Карибское море.

6 . Определите какой из масштабов наибольший:

а) 1 : 5 000    б) 1 : 25 0     в) 1: 10 000    г) 1: 50 000

7 .Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а 1:25000; б 1:250000; в 1:25 000000.

Фрагмент физической карты Карелии

Для того, чтобы определить расстояние между двумя точками (пунктами, местами) используя физическую карту, можно воспользоваться простым способом: взять циркуль (им лучше, потому что он чётко фиксирует интервал) и затем с помощью линейки узнать, сколько это будет в сантиметрах.

Если линия криволинейная (например, морское побережье), можно воспользоваться курвиметром — специальным приспособлением с колёсиком, «считывающим» дистанцию.

После этого, соотносим получившееся значение с масштабом карты и пересчитываем см (мм) в километры.

Например, если масштаб 1:500000, это значит, что в 1 см — 5 км, и именно на это число нужно умножать.

Конечно, есть ряд составляющих погрешности даже при мелком масштабе карты, но тем не менее, полученное расстояние всё же будет относительно точным.

Таким образом, занимательная физическая карта, с отображёнными на ней континентами, горами, морями, реками…, позволяет не только увидеть многообразие и красоту нашей Земли, хоть и на бумаге, но и «дотянуться» до них из своего места

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер телефона если знаешь адрес
  • Люди которые снимают порчу как их найти
  • Как найти число по его дроби правило
  • Ошибка кода 30 для сзв тд как исправить
  • Как найти vin у прицепа