Как найти расстояние между генами в морганидах

Сцепленное наследование генов

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Сцепление генов – это совместное наследование генов, расположенных в одной и той же хромосоме. Количество групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом, то есть у дрозофилы 4. Природу сцепленного наследования объяснил Морган с сотрудниками. В качестве объекта исследования они избрали плодовую муху дрозофилу, которая оказалась очень удобной моделью для изучения данного феномена, так в клетках её тела находится только 4 пары хромосом и имеет место высокая скорость размножения (в течение года можно исследовать более 20-ти поколений). Итак, сцепленными признаками называются признаки, которые контролируются генами, расположенными в одной хромосоме. Естественно, что они передаются вместе в случаях полного сцепления (закон Моргана). Полное сцепление встречается редко, обычно – неполное, из-за влияния кроссинговера (перекрещивания и обмена участками гомологичных хромосом в процессе мейоза). То есть, гены одной хромосомы переходят в другую, гомологичную ей.

Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем сильнее между ними сцепление и тем реже происходит их расхождение при кроссинговере, и, наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем слабее сцепление между ними и тем чаще возможно его нарушение. 

Рис. 1

Рис. 1

На рисунке 1 слева: расстояние между генами А и В маленькое, вероятность разрыва хроматиды именно между А и В невелика, поэтому сцепление полное, хромосомы в гаметах идентичны родительским (два типа), других вариантов не появляется. 

На рисунке 1 справа: расстояние между генами А и В большое, повышается вероятность разрыва хроматиды и последующего воссоединения крест-накрест именно между А и В, поэтому сцепление неполное, хромосомы в гаметах образуются четырёх типов – 2 идентичные родительским (некроссоверные) + 2 кроссоверных варианта.

Количество разных типов гамет будет зависеть от частоты кроссинговера или расстояния между анализируемыми генами. Расстояние между генами исчисляется в морганидах – единицах расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме. 1 морганида соответствует 1 % кроссинговера. Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид. Частота кроссинговера между определенной парой генов – довольно постоянная величина (хотя радиация, химические вещества, гормоны, лекарства влияют на нее; например, высокая температура стимулирует кроссинговер).

Пример, основанный на опытах Моргана

Рис. 2

Рис. 2

Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно. Фенотипы А – серое тело, нормальные крылья (повторяет материнскую форму). Б – тёмное тело, короткие крылья (повторяет отцовскую форму). В – серое тело, короткие крылья (отличается от родителей). Г – тёмное тело, нормальные крылья (отличается от родителей). В и Г получены в результате кроссинговера в мейозе. 

Если скрестить мушку дрозофилу, имеющую серое тело и нормальные крылья (на рисунке самка), с мушкой, обладающей тёмной окраской и зачаточными (короткими) крыльями (на рисунке самец), то в первом поколении гибридов все мухи будут серыми с нормальными крыльями (А). Это гетерозиготы по двум парам аллельных генов, причём ген, определяющий серую окраску брюшка, доминирует над тёмной окраской, а ген, обусловливающий развитие нормальных крыльев, — доминирует над геном недоразвитых крыльев.

При анализирующем скрещивании гибрида F1 с гомозиготной рецессивной дрозофилой (Б) подавляющее большинство потомков F2 будет сходно с родительскими формами.

Это происходит потому, что гены, отвечающие за серое тело и нормальные крылья– сцепленные гены, также как и гены, отвечающие за тёмное тело и короткие крылья, т. е. они находятся в одной хромосоме. наследование сцепленных генов называют сцепленным наследованием.

Сцепление может нарушаться. Это доказывает наличие особей В и Г на рисунке, т. е. если бы сцепление не нарушалось, то этих особей бы не существовало, однако они есть. Это происходит в результате кроссинговера, который и нарушает сцепленность этих генов.

Рис. 3

Рис. 3

На рисунке 3 опыт Моргана отображен подробно. Несцепленное наследование: два гена находятся в разных хромосомах, гетерозигота с равной вероятностью дает четыре типа гамет:

Рис. 4

Рис. 4

Сцепленное наследование: два гена находятся в одной хромосоме.

а) При полном сцеплении гетерозигота дает только два типа гамет.

б) При неполном сцеплении гетрозигота дает четыре типа гамет, но не с равной вероятностью. 

Рис. 5

Рис. 5

На вышесказанном строится хромосомная теория наследственности Моргана:

1. Гены находятся в хромосомах и расположены в линейной последовательности на определенных расстояниях друг от друга.

2. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно (т. е. в тех же сочетаниях, в которых они были в хромосомах исходных родительских форм).

3. Новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера в процессе мейоза. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами.

4. Учитывая линейное расположение генов в хромосоме и частоту кроссинговера как показателя расстояния между генами, можно построить карты хромосом. За единицу расстояния между генами принята частота кроссинговера равная 1 % (морганида, сантиморган, сМ).

Задачи на нахождение расстояния между генами

Решение задачи на определение вероятности рождения здоровый и больных детей

Хромосомная теория наследственности

Концепция данной теории заключается в том, что передача наследственной информации в ряду поколений осуществляется путем передачи хромосом, в которых в определенной линейной последовательности расположены гены.

Данная теория была сформулирована в начале XX века. Значительный вклад в ее развитие внес американский генетик Томас Морган.

Хромосомная теория наследственности

Рекомендую осознать и запомнить следующие положения хромосомной теории:

  • Гены расположены в хромосомах в линейном порядке
  • Каждый ген занимает в хромосоме определенное место — локус
  • Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления
  • Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера
  • Частота кроссинговера между генами прямо пропорциональна расстоянию между ними
  • Расстояние между генами измеряется в морганидах (1 морганида — 1% кроссинговера)

Хромосомная теория

Группы сцепления

В предыдущей статье были раскрыты суть и применение в задачах III закона Менделя, закона независимого наследования,
в основе которого лежат гены, расположенные в разных хромосомах. Но что если гены лежат в одной хромосоме? Такие гены образуют группу сцепления, в этом
случае говорят о сцепленном наследовании.

Группа сцепления — совокупность всех генов, расположенных в одной хромосоме, вследствие чего они наследуются совместно. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом: у женщины 23 группы сцепления (23 пара —
половые хромосомы XX), а у мужчины — 24 группы сцепления (X и Y представляют собой две отдельные группы).

Группа сцепления

Сцепление генов

Томас Морган в своих экспериментах изучал наследование признаков плодовых мушек дрозофил: серый (A) — черный (a) цвет тела,
длинные (B) — зачаточные (b) крылья. В первом эксперименте Морган скрестил чистые линии плодовых мушек: серых с длинными
крыльями (AABB) и черных с зачаточными (aabb).

Опыт Томаса Моргана

Только что вы видели первый закон Менделя (единообразия) в действии, правда, в несколько ином варианте — при дигибридном
скрещивании. Но суть та же: в первом поколении все особи получаются единообразны по исследуемому признаку, с генотипом
AaBb — с серым телом и длинными крыльями.

Далее Морган применил анализирующее скрещивание. Полученную в первом поколении дигетерозиготу (AaBb) он скрестил с черной особью с
зачаточными крыльями (aabb). Результат весьма удивил Моргана и его коллег: помимо потомства с ожидаемыми фенотипами
(серое тело + длинные крылья, черное тело + зачаточные крылья) были получены особи со смешанными признаками.

Опыт Томаса Моргана

Потомство со смешанными признаками подразумевает под собой особи Aabb (серое тело + зачаточные крылья) и aaBb (черные тело +
длинные крылья). Но откуда они могли взяться, если гены A и B находятся в одной хромосоме? Значит, образовались еще какие-то дополнительные гаметы, помимо AB и ab?

Объясняя полученные в потомстве фенотипы, которые содержали смешанные признаки, Томас Морган пришел к выводу, что
между гомологичными хромосомами произошел кроссинговер, в результате которого образовались гаметы Ab, aB — кроссоверные
гаметы.

Полное и неполное сцепление генов

Очевидно, что в данном случае расстояние между генами A и B было 17 морганид, так как каждой кроссоверной гаметы (соответственно и особей) образовалось
по 8.5%. Не забывайте, что процент кроссинговера равен расстоянию между генами. Поскольку расстояние было 17 морганид = 17%, то на каждую из кроссоверных гамет приходится половина — 8.5%

Пример решения генетической задачи №1

«Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными генами, расположенными в одной хромосоме.
Гены полностью сцеплены. Какова вероятность родить здорового ребенка в семье, где муж нормален, жена гетерозиготна
по обоим признакам, мать жены также страдала обеими аномалиями, а отец был нормален».

Очень важно обратить внимание на то, что «гены полностью сцеплены» — это говорит об отсутствии кроссинговера, и то, что
мы заметили это, обеспечивает верное решение задачи.

Полное сцепление генов

Самое главное, что вам следует усвоить: поскольку гены полностью сцеплены (кроссинговер отсутствует), женщина с генотипом AaBb может образовать только два типа гамет — AB, ab. Кроссоверные гаметы (Ab, aB) не образуются. Всего возможных генотипов потомков получается два, из которых
здоров только один — aabb. Шанс родить здорового ребенка в такой семье ½ (50%).

Пример решения генетической задачи №2

«Гены доминантных признаков катаракты и эллиптоцитоза локализованы в 1-й аутосоме. Гены неполностью сцеплены. Женщина, болеющая
катарактой и эллиптоцитозом, отец которой был здоров, выходит замуж за здорового мужчину. Определите возможные фенотипы потомства и вероятность рождения
больного обеими аномалиями ребенка в этой семье».

Ключевые слова в тексте этой задачи, на которые следует обратить внимание: «гены неполностью сцеплены». Это означает, что между ними
происходит кроссинговер.

Генотип женщины остается неясен из текста задачи. Раз она больна, то он может быть: AaBb, AABB, AABb, AaBB. Однако в тексте дано то, что развеет
сомнения: «отец которой был здоров». Если ее отец был здоров, то его генотип был aabb, значит он передал дочери гамету ab. Теперь
становится очевидно, что генотип дочери AaBb — она дигетерозиготна.

Неполное сцепление генов

В данном случае между генами A и B произошел кроссинговер, их сцепление нарушилось. В результате образовались кроссоверные гаметы
Ab, aB — которые привели к образованию особей с со смешанными признаками (Aabb, aaBb). Вероятность рождения в этой семье ребенка,
больного обеими аномалиями, составляет ¼ (25%).

Наследование, сцепленное с полом

Половые хромосомы X и Y определяют пол человека. Генотип XX характерен для женщин, а XY — для мужчин. Мужская Y-хромосома
не содержит аллелей многих генов, которые есть в X-хромосоме, вследствие этого наследственными заболеваниями, сцепленными с
полом, чаще болеют мужчины.

Природа, несомненно, бережет женских особей. Женщины имеют две гомологичные хромосомы XX, и если ген наследственного заболевания
попал в одну из X-хромосом, то чаще всего в другой X-хромосоме окажется «здоровый» ген, доминантный, которой подавит действие
рецессивного гена. С генетической точки зрения, женщина будет носительницей заболевания, может его передать по поколению, но
сама болеть не будет.

У мужчин если ген заболевания оказался в X-хромосоме, то не проявиться он не может. Именно по этой причине мужчины чаще
страдают дальтонизмом, гемофилией и т.д.

X и Y хромосома

Не у всех организмов особь мужского пола характеризуется набором хромосом XY, а женского — XX. У пресмыкающихся, птиц,
бабочек женские особи имеют гетерогаметный пол- XY, а мужские — XX. То же самое относится к домашним курам: петух — XX, курица — XY.

Решим несколько задач по теме наследования, сцепленного с полом. Речь в них будет идти о сцепленных с полом признаками —
признаками, гены которых лежат не в аутосомах, а в гетеросомах (половых хромосомах).

Пример решения генетической задачи №3

«Рецессивный ген дальтонизма располагается в X-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец был дальтоник) выходит замуж
за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определите возможные фенотипы потомства».

Подробности о родословной важны и помогают заполнить белые пятна. Если отец женщины был дальтоником (XdY), то
очевидно, что он передал ей хромосому Xd, так как от отца дочери всегда передается X-хромосома. Значит женщина
гетерозиготна по данному признаку, а у мужчины возможен лишь один вариант здорового генотипа — XDY. То, что его
отец был дальтоником несущественно, ведь отец всегда передает сыну Y-хромосому.

Задача на сцепленное с полом наследование

Возможные фенотипы потомства:

  • XDXD, XDXd — фенотипически здоровые девочки
  • XDY — здоровый мальчик
  • XdY — мальчик, который болен дальтонизмом
Пример решения генетической задачи №4

«Гипоплазия зубной эмали наследуется как сцепленный с X-хромосомой доминантный признак, шестипалость — как аутосомно-доминантный.
В семье, где мать шестипалая, а у отца гипоплазия, родился пятипалый здоровый мальчик. Напишите генотипы всех членов семьи по данным
признакам. Возможно ли у них рождение ребенка с двумя аномалиями одновременно?»

Ответ на вопрос: «Каковы генотипы матери и отца?» — лежат в потомстве. Пятипалый здоровый мальчик имеет генотип aaXbY.
Чтобы сформировался такой генотип, от матери должна прийти гамета aXb, а от отца — aY. Выходит, что единственно возможный генотип
матери — AaXbXb, а генотип отца — aaXBY.

Пример решения генетической задачи

Рождение ребенка с двумя аномалиями возможно — AaXBXb, вероятность такого события ¼ (25%).

Пример решения генетической задачи №5

«Рецессивные гены, кодирующие признаки дальтонизма и гемофилии, сцеплены с X-хромосомой. Мужчина с нормальным цветовым зрением и гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой был дальтоником, но не гемофиликом. Известно, что мать женщины была гомозиготна по исследуемым признакам. Какое потомство
получится от брака их дочери со здоровым мужчиной?»

Генотип мужчины вопросов не вызывает, так как единственный возможный вариант — XhDY. Генотип женщины
дает возможность узнать ее отец (XHdY), который передал ей гамету XHd (отец всегда передает
дочке X хромосому, а сыну — Y), следовательно, ее генотип — XHDXHd

Пример решения генетической задачи

Как оказалось, возможны два варианта генотипа дочери: XHDXhD, XHdXhD.
Генотип здорового мужчины XHDY. Следуя логике задачи, мы рассмотрим два возможных варианта брака.

Пример решения генетической задачи

Не забывайте, что на экзамене схема задачи не является ответом. Ответ начинается только после
того, как вы напишите слово «Ответ: …». В ответе должны быть указаны все фенотипы потомства, их описание, что возможно
покажется рутинными при большом числе потомков, но весьма приятным, если вы верно решили задачу и получили за нее заслуженные
баллы :)

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Сцепленное наследование

02-Сен-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Сцепленное наследование

 Автор статьи — Саид Лутфуллин.

После открытия законов наследственности Менделя стали замечать, что не всегда эти законы срабатывают.

Например: скрестили дигетерозиготную самку дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями с самцом с черным телом и укороченными крыльями.

Серое тело и нормальные крылья – доминантные признаки.

По законам Менделя схема скрещивания такая:

сцепленное наследование

 

Но практический результат скрещивания отличается.

Как правило, в потомстве наблюдается расщепление 1:1,

фенотипы потомства: серое тело, нормальные крылья и черное тело, укороченные крылья.

Не срабатывает закон независимого наследования. Почему же так? Неужели законы Менделя действительно не работают? Конечно же, нет, законы природы, могут быть «нарушены», только если это позволяет другой закон (исключение из правила).

Давайте разберемся…

  • информацию о каждом признаке несет определенный ген;
  • гены находятся в хромосомах.

Естественно, что количество хромосом значительно меньше количества генов, поэтому в одной хромосоме закодировано несколько генов.

Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются вместе, то есть сцеплено.

А гены, находящиеся в разных хромосомах наследуются независимо,

так как при гаметогенезе хромосомы распределяются случайно, следовательно, два несцепленных гена могут попасть вместе в одну гамету гамете, а могут и нет.

Гены, находящиеся в одной хромосоме, обязательно окажутся в одной гамете.

В примере, который мы рассмотрели ранее, мы можем заметить: серое тело наследуется вместе с нормальные крыльями, а черное тело наследуется вместе с укороченными крыльями.

Гены цвета тела и длины крыльев находятся в одной хромосоме.

сцепленное наследование

 

Самка дигетерозиготна, есть две гомологичные хромосомы:

в одной из гомологичных хромосом закодированы гены серого тела и нормальных крыльев,

в другой — гены черного тела и укороченных крыльев

Но получается всего два вида гамет  — признаки цвета тела и размера крыльев «неделимы»

Отцовская особь по этим признакам дигомозиготная:

в одной гомологичной хромосоме гены черного тела и укороченных крыльев,

и в другой гомологичной хромосоме так же.

сцепленное наследование

Все признаки, закодированные в одной хромосоме, образуют так называемую группу сцепления.

Признаки из одной группы сцепления наследуются вместе.

 
И как можно догадаться,

количество групп сцепления равно количеству хромосом в гаплоидном наборе.


Примеры задач

Задача 1: 

Немного другое оформление: сцепленные признаки записываются на «палочках», например генотип самки из нашей задачи следует записать вот так:

сцепленное наследование

 

  • палочки означают гомологичные хромосомы, в которых локализованы гены
  • буквы по одну сторону от палочек обозначают сцепленные друг с другом гены.

То есть запись говорит:

признаки АВ сцеплены друг с другом; признаки ab так же сцеплены друг с другом

сцепленное наследование

 

  • положение генов в генотипе 1) называется цис-положением: AB \ ab (доминантные признаки на одной хромосоме, рецессивные на другой)
  • положение 2) называется транс-положением: Ab \ aB.

Разберем на примере: 

сцепленное наследование

1) В условии задачи сразу указаны все  признаки, заполним таблицу:

Ген

Признак

А

Гладкие семена

а

Морщинистые семена

B

Усики есть

b

Усиков нет

2) Первое растение дигетерозиготно, сказано, что доминантные признаки локализованы в одной хромосоме, то есть сцеплены. Причем доминантные признаки находятся на одной гомологичной хромосоме, следовательно на другой гомологичной хромосоме располагаются рецессивные признаки (цис-положение). Генотип первого растения: AB \ ab.

 
Получаем всего два вида гамет (так как признаки сцеплены):

AB и ab.
 

3) Так как у второго растения проявились рецессивные признаки, делаем вывод, что оно дигомозиготно. И его генотип:  ab\ab.  Образуется только один сорт гамет: ab.

4) Наконец, составим схему скрещивания:

сцепленное наследование

 
И ответим на последний вопрос задачи — про закон: 

проявляется закон сцепленного наследования, он гласит: гены, локализованные в одной хромосоме образуют группу сцепления и наследуются вместе.


Но случается, что даже гены из одной группы сцепления (локализованные в одной хромосоме) наследуются раздельно, то есть «расцепляются».

Для примера, возьмем скрещивание из предыдущей задачи.

При таком же скрещивании может получиться и 4 фенотипические группы (вместо положенных 2) в потомстве, как и при независимом наследовании. Это объясняется возможностью кроссинговера между гомологичными хромосомами (тем, кто не понимает о чем речь, советую прочитать статью кроссинговер).

Допустим если у особи признаки AB сцеплены, то при образовании гамет, если произойдет кроссинговер, есть вероятность, что участок хромосомы, в котором закодирован один из генов «перескочит» на другую гомологичную хромосому, и сцепление нарушится. На примере нашей задаче, в случае кроссинговера скрещивание будет следующим:

сцепленное наследование
 

У дигетерозиготного растения образуется еще два сорта гамет, за счет кроссинговера. Гаметы, при образовании которых, произошел кроссинговер (в данной задаче это Ab и aB) называются кроссоверными. Статистически процент кроссоверных гамет меньше некроссоверных.

Чем дальше друг от друга находятся гены в хромосоме, тем больше вероятность того, что сцепленные гены, будут «разлучены» при рекомбинации, происходящей во время кроссинговера.

И соответственно, чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем вероятность их разъединения.

Эта зависимость вероятности разделения генов кроссинговером и расстояния между генами оказалась настолько «удобной», что расстояние между генами измеряют в процентах вероятности их разъединения при кроссинговере. По формуле:

формула

Где:
 

  • x – вероятность разъединения генов в процентах,
  • а – количество особей, образовавшихся из кроссоверных гамет, n – количество всех особей.
  • И 1% вероятности разъединения генов приняли за единицу расстояния между этими генами.

Единица эта называется морганида. Назвали единицу в честь известного генетика Томаса Моргана, который изучал это явление

1 морганида = 1% вероятности, что сцепленные гены, в результате кроссинговера, окажутся на разных гомологичных хромосомах


Задача 2:

сцепленное наследование

 
1) Составим таблицу признаков

Ген

Признак

А

Высокий рост

а

Низкий рост

B

Гладкий эндосперм

b

Шероховатый эндосперм

2) Раз в условии сказано, что провели анализирующее скрещивание, значит второе растение дигомозиготно по рецессивным признакам, его генотип: ab \ ab.

3) В потомстве получили 4 фенотипических группы. Так как спризнаки сцеплены, то очевидно имел место кроссинговер. Так же появление четырех фенотипических групп при анализирующем скрещивании указывает на дигетерозиготность первого растения. Значит, его генотип: либо AB \ ab, либо Ab \ aB.

Чтобы определить в каком положении гены — цис или транс, надо посмотреть на соотношение в потомстве. Процент кроссоверных гамет меньше некроссоверных, поэтому особей, получившихся из некроссоверных гамет больше.

Эти особи: 208 высоких растений с гладким эндоспермом, 195 – низких с шероховатым эндоспермом

У них доминантный признак унаследовался с доминантным, а рецессивный с рецессивным. Следовательно гены у родительской дигетерозиготной особи в цис-положении: AB \ ab.

4) Схема скрещивания:

сцепленное наследование

 

Красным отмечены кроссоверные гаметы и особи, полученные из них. Этих особей меньше, так как кроссоверных гамет образуется меньше. Если бы у родительской дигетерозиготной особи гены были бы в транс положении, в потомстве наоборот образовалось бы больше особей с признаками: высоких  шероховатых, и низких  гладких.

5) Определим расстояние между генами.

Для этого вычислим вероятность того, что признаки окажутся разделенными в результате кроссинговера.

По формуле:

формула 

x= 9 + 6208+ 195+ 9 + 6 ×100%= 15418 ×100%=3,59%

То есть расстояние между генами = 3,59 морганид.

Обсуждение: «Сцепленное наследование»

(Правила комментирования)

Скачать материал

Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов! Решение задач по генетике. Часть 4Ев...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

  • Сейчас обучается 401 человек из 66 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов! Решение задач по генетике. Часть 4Ев...

    1 слайд

    Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов! Решение задач по генетике. Часть 4
    Евсеев Антон Вячеславович,
    Редактор редакции «Биологии и Естествознания» издательства «Просвещение»
    2018

  • 2
Кроссинговер (англ. crossing over — пересечение) — это процесс обмена гомол...

    2 слайд

    2

    Кроссинговер (англ. crossing over — пересечение) — это процесс обмена гомологичными участками парных хромосом во время их сближения (конъюгации) в профазе I мейоза. Следует заметить, что очень редко кроссинговер может проходить и во время профазы митоза (это иногда наблюдается у различных простейших), однако в генетических задачах такие случаи не рассматриваются. Кроссинговер изменяет состав группы сцепления, из-за чего нарушается нормальный процесс сцепленного наследования. Гаметы, содержащие хромосомы, обменявшиеся участками при кроссинговере, называют кроссоверными, а особей, развившихся из зигот, образованных кроссоверными гаметами — кроссоверами.
    Морганида — это относительная единица измерения расстояния между генами одной хромосомы. Она равна вероятности кроссинговера между данными генами (или вероятности нарушения сцепленного наследования этих генов). То есть если, например, расстояние между генами составляет 23 морганиды, то это означает, что вероятность кроссинговера между этими генами равна 23%, а в остальных 77% случаев данные гены будут наследоваться сцеплено.

  • 3
Правила расчёта вероятности кроссинговера 
1. Частота кроссинговера прямо п...

    3 слайд

    3

    Правила расчёта вероятности кроссинговера
    1. Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами в группе сцепления — чем больше расстояние, тем выше вероятность кроссинговера.
    2. За единицу расстояния между генами в группе сцепления принята морганида: 1 М = 1 % кроссинговера. У человека 1 М приблизительно равна 1 млн пар оснований ДНК, у других организмов это значение может быть иным.
    3. Процент кроссинговера — это отношение числа кроссоверных особей к общему числу потомков анализирующего скрещивания, выраженное в процентах, т. е. процент кроссинговера вычисляется по формуле
    % кроссинговера = (𝒏 ( число потомков−кроссоверов ) × 𝟏𝟎𝟎 %) 𝒏 (общее число потомков) или x = (𝒂 + 𝒃) × 𝟏𝟎𝟎 % 𝒏 ,
    где x — расстояние между генами; a и b — число кроссоверных особей каждой кроссоверной группы; n — общее число потомков в опыте.
    4. Вероятность появления каждого типа кроссоверных гамет в результате кроссинговера равна х 𝑛 , где x —вероятность кроссинговера в %; n — общее количество типов кроссоверных гамет. Соответственно, вероятность появления каждого типа некроссоверных гамет равна 100− х 𝑛 , где x —вероятность кроссинговера в %; n — общее количество типов некроссоверных гамет.

  • 4
Задачи на нарушение сцепленного наследование в результате кроссинговера чащ...

    4 слайд

    4

    Задачи на нарушение сцепленного наследование в результате кроссинговера чаще всего можно идентифицировать, анализируя текст условия. Если там имеются фразы вроде «расстояние между генами A и В составляет 5,8 морганид», « определите расстояние между генами С и D», «определите взаиморасположение генов в хромосоме», то совершенно очевидно, что перед вами задача именно такого типа, поскольку нарушение сцепления бывает только в результате кроссинговера, а расстояние между генами и их взаимное расположение можно определить исключительно при помощи расчёта его вероятности.

  • 5
Кроме того, нужно помнить то, что в результате кроссинговера при дигибридно...

    5 слайд

    5

    Кроме того, нужно помнить то, что в результате кроссинговера при дигибридном скрещивании дигетерозигот каждый из родителей образует 4 типа гамет — как и при независимом наследовании. В потомстве также выделяется 4 фенотипических класса, однако соотношение их носителей отличается от того, что должно быть при независимом наследовании. Следует заметить, что, поскольку кроссинговер — это относительно редкое явление, то кроссоверных гамет образуется всегда меньше, чем обычных, и, следовательно, кроссоверов рождается меньше. Отклонение от обычного соотношения происходит и при анализирующем скрещивании.

  • 6Пример задачиПри анализирующем скрещивании дигетерозиготы в потомстве произо...

    6 слайд

    6
    Пример задачи
    При анализирующем скрещивании дигетерозиготы в потомстве произошло расщепление на четыре фенотипических класса в соотношении: AаBb — 42,4% , Aаbb — 6,9%, aaBb — 7,0%, aabb — 43,7%. Каково расстояние между генами?

  • 7РассуждаемКак можно догадаться, в самом вопросе задачи уже есть намек на то,...

    7 слайд

    7
    Рассуждаем
    Как можно догадаться, в самом вопросе задачи уже есть намек на то, что мы имеем дело с нарушением сцепленного наследования посредством кроссинговера — фраза «Каково расстояние между генами» всегда свидетельствует именно об этом. Однако нам следует проверить это предположение, проанализировав результаты анализирующего скрещивания Как мы помним, при независимом наследовании в результате скрещивания дигетерозиготы с рецессивной дигомозиготой получится потомство, обладающее четырьмя вариантами фенотипов в соотношении 1 : 1 : 1 : 1. В нашем же случае, несмотря на то, что потомки обладают четырьмя разными вариантами фенотипов, соотношение несколько иное — 1 : 1 : 0,06 : 0,06. Преобладание форм с фенотипом родителей свидетельствует о сцепленном наследовании. Однако тогда фенотипических класса должно было быть всего два. Значит, те немногочисленные потомки, у которых выражен отличный от родительского фенотип, могли возникнуть в результате кроссинговера.

  • 8РешениеМы помним, что расстояние между генами численно равно вероятности кро...

    8 слайд

    8
    Решение
    Мы помним, что расстояние между генами численно равно вероятности кроссинговера. А она определяется как (𝒏 ( число потомков−кроссоверов ) × 𝟏𝟎𝟎 %) 𝒏 (общее число потомков) . Давайте воспользуемся этой формулой. Если подставить в нее данные из условия, то мы получим (6,9%+ 7,0%) × 100 % 6,9 %+7,0%+43,7%+42,4% = 13,9% × 100 % 100 % = 13, 9%. Ну а если 1% вероятности кроссинговера равен 1 морганиде (М), то расстояние между генами А и В составляет 13,9 М.
    Ответ: 13,9 М.

  • 9Пример задачиРасстояние между генами С и D — 4,6 морганид. Определите процен...

    9 слайд

    9
    Пример задачи
    Расстояние между генами С и D — 4,6 морганид. Определите процент гамет каждого типа — CD, cd, Cd и cD, — продуцируемых этим дигетерозиготным организмом.

  • 10РешениеВ данном случае очевидно, что гаметы CD и cd  будут некроссоверными...

    10 слайд

    10
    Решение
    В данном случае очевидно, что гаметы CD и cd будут некроссоверными (то, что расстояние указано между С и D означает, что они находятся в одной группе сцепления, то есть в одной хромосоме, и значит, попадут в одну гамету), а Cd и cD — кроссоверными. Если расстояние между генами C и D составляет 4,6 М, то вероятность образования кроссоверных гамет составляет 4,6% 2 = 2,3%. Вероятность образования некроссоверных гамет составляет 100%−4,6% 2 = 47,7%.

    Ответ: Cd – 2,3%; cD – 2,3%; CD – 47,7%; cd – 47,7%

  • 11Пример задачиГладкая форма семян фасоли доминирует над морщинистой, а красн...

    11 слайд

    11
    Пример задачи
    Гладкая форма семян фасоли доминирует над морщинистой, а красный цвет семян — над белыми. При скрещивании растений фасоли с гладкими красными семенами и с морщинистыми белыми получено следующее потомство:
    4152 – гладких красных;
    149 – морщинистых красных;
    152 – гладких белых;
    4166 – морщинистых белых.
    Определите тип наследования (сцепленное или независимое) цвета и формы семян у фасоли.

  • 12РассуждаемСовершенно очевидно, что растение с морщинистыми  белыми семенами...

    12 слайд

    12
    Рассуждаем
    Совершенно очевидно, что растение с морщинистыми белыми семенами может быть только рецессивной гомозиготой. А вот растение с красными гладкими семенами может быть как доминантной гомозиготой, так и гетерозиготой. Однако в первом случае все потомство было бы единообразно — значит, оно все-таки является гетерозиготным по обоим аллелям.
    Получается, что в условии фигурирует анализирующее скрещивание. Однако при независимом наследовании соотношение фенотипов было бы 1:1:1:1, а здесь оно иное 1, 9: 0,017 : 0,017 : 1, 9. При этом растений с доминантным и рецессивным фенотипом оказалось поровну, а с промежуточными — на порядки меньше. Такая ситуация характерна для сцепленного наследования, нарушенного в результате кроссинговера.

  • 13РешениеЕсли это так, то логично предположить, что доминантный аллель гена о...

    13 слайд

    13
    Решение
    Если это так, то логично предположить, что доминантный аллель гена окраски был сцеплен с доминантным аллелем гена формы (а рецессивные аллели этих генов были сцеплены соответствующим образом). Однако при гаметогенезе в некоторых предшественниках гамет произошел кроссинговер (в профазе мейоза I) и получилось небольшое количество кроссоверных гамет, которые, соединившись, дали небольшое количество кроссоверов.
    Ответ: мы имеем дело с нарушением сцепленного наследования посредством кроссинговера.

  • 14 Кстати, можно даже определить расстояние между генами окраски и формы в гр...

    14 слайд

    14

    Кстати, можно даже определить расстояние между генами окраски и формы в группе сцепления. Если обозначить его как x, то, согласно формуле расчёта расстояний между генами, х = 149 +152 4152+149+152+4166 ∙100=3,4 М. То есть расстояние между этими генами в хромосоме составляет 3,4 морганиды.

  • 15Пример задачиСамку жужелицы с коричневым и широким телом скрестили с самцом...

    15 слайд

    15
    Пример задачи
    Самку жужелицы с коричневым и широким телом скрестили с самцом, имеющим узкое и зелёное тело. Гибриды первого поколения были коричневые с узким телом. Гибридную самку скрестили с самцом, имеющим зелёное и широкое тело. Во втором поколении получили 55 жужелиц с коричневым и 290 — с зелёной окраской, имеющих узкое тело, а также жужелиц с широким телом, из которых 49 были с зелёной и 304 — с коричневой окраской. Найдите расстояние между генами, определяющими форму тела и его окраску.

  • 16РассуждаемПрежде всего нам нужно определить характер наследования признаков...

    16 слайд

    16
    Рассуждаем
    Прежде всего нам нужно определить характер наследования признаков, а это невозможно сделать, не выяснив, какой из генов является доминантным, а какой рецессивным. Для того, чтобы выяснить это, мы поступим несколько нестандартным способом — составим схему скрещивания с учётом не генотипов жужелиц, а их фенотипов.
    Р♂ зелёное узкое тело × ♀ коричневое широкое тело
    F1 коричневое узкое тело

     Итак, если в потомстве, согласно закону Менделя о единообразии гибридов первого поколения, проявляются только доминантные признаки, значит, доминантными аллелями являются те, что отвечают за узкое тело и коричневую окраску.

  • 17РешениеТеперь можно ввести обозначения аллелей:А — аллель, определяющий ко...

    17 слайд

    17
    Решение
    Теперь можно ввести обозначения аллелей:
    А — аллель, определяющий коричневую окраску;
    а — аллель, определяющий зелёную окраску;
    В — аллель, определяющий узкое тело;
    b — аллель, определяющий широкое тело.
    Значит, генотип самца будет aaBB, а самки — AAbb. Гибриды первого поколения будут обладать генотипом AaBb.

  • 18РешениеТеперь подумаем о характере наследования признаков. Собственно, в са...

    18 слайд

    18
    Решение
    Теперь подумаем о характере наследования признаков. Собственно, в самом вопросе задачи уже был намек на то, что мы имеем дело с нарушением сцепленного наследования посредством кроссинговера — фраза «Найдите расстояние между генами…» всегда свидетельствует именно об этом. Однако нам следует проверить это предположение, проанализировав результаты скрещивания гетерозиготы с рецессивной гомозиготой (самец с широким зелёным телом может обладать только таким генотипом).
    Как мы помним, это анализирующее скрещивание. При независимом наследовании в результате анализирующего скрещивания дигетерозиготы с рецессивной дигомозиготой получится потомство, обладающее четырьмя вариантами фенотипов в соотношении 1 : 1 : 1 : 1.
    В нашем же случае, несмотря на то, что потомки обладают четырьмя разными вариантами фенотипов, соотношение несколько иное — 1 : 1 : 0,07 : 0,07. Преобладание форм с фенотипом родителей свидетельствует о сцепленном наследовании. Однако тогда фенотипических класса должно было быть всего два. Значит, те немногочисленные потомки, у которых выражен отличный от родительского фенотип, могли возникнуть в результате кроссинговера .

  • 19Составляем схемуТеперь нужно определить группы сцепления. Проанализировав г...

    19 слайд

    19
    Составляем схему
    Теперь нужно определить группы сцепления. Проанализировав генотипы родителей, мы увидим, что аллель а сцеплен с аллелем В, а А — с b. Тогда схему первого скрещивания можно записать так:

  • 20Составляем схемуВторое (анализирующее) скрещивание можно записать так:

    20 слайд

    20
    Составляем схему
    Второе (анализирующее) скрещивание можно записать так:

  • 21РешениеТеперь нам осталось всего лишь подсчитать вероятность кроссинговера...

    21 слайд

    21
    Решение
    Теперь нам осталось всего лишь подсчитать вероятность кроссинговера между аллелями для этого нам нужно использовать следующую формулу:
    % кроссинговера = (𝒏 ( число потомков−кроссоверов ) × 𝟏𝟎𝟎 %) 𝒏 (общее число потомков) . Ну а поскольку эта вероятность численно равна расстоянию между генами в хромосомах, выраженной в морганидах, то найдя её, мы определим и расстояние.
    Применяя формулу к данным, имеющимся в условии задачи, мы получим:

    Ответ: 14,9 М.

  • 22Пример задачиАнализа результатов нарушения сцепленного наследования генов п...

    22 слайд

    22
    Пример задачи
    Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С — 11%, между генами С и В — 6%.
    Составьте схему данного фрагмента хромосомы, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В и С, а также укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Чему она равна?

  • 23РассуждаемМы помним, что расстояние между генами измеряется в морганидах, и...

    23 слайд

    23
    Рассуждаем
    Мы помним, что расстояние между генами измеряется в морганидах, и 1 морганида (1 М) равна 1% вероятности кроссинговера между генами. Следовательно, если вероятность корссинговера между генами А и С составляет 11%, то они расположены на расстоянии 11 М друг от друга. А вот расстояние между генами А и В, а также В и С куда меньше (5 и 6 М), следовательно, ген В находится между генами А и С, причем ближе к гену А.

  • 24Решение Зная все это, можно составить схему данного фрагмента хромосомы:От...

    24 слайд

    24
    Решение

    Зная все это, можно составить схему данного фрагмента хромосомы:

    Ответ: 1)
    2) за единицу расстояния между генами принята 1 морганида (1 М);
    3) она равна 1% вероятности кроссинговера между генами.

  • 25 Иногда факт кроссинговера можно определить, если в условии задачи у потомс...

    25 слайд

    25

    Иногда факт кроссинговера можно определить, если в условии задачи у потомства упомянут признак, который:
    1) не встречается у родителей;
    2) очень редок.
    Однако тут нужно быть осторожным, поскольку подобные вещи могут наблюдаться и при других типах наследования.

  • 26Пример задачиРыцаря Ланселота с детских лет учили тому, что если он увидит...

    26 слайд

    26
    Пример задачи
    Рыцаря Ланселота с детских лет учили тому, что если он увидит дракона с высоким гребнем на спине, то ему следует держаться от этой рептилии подальше, так как такой дракон может изрыгать огонь. А вот на драконов с гладкой спиной можно смело нападать, поскольку они никогда не бывают огнедышащими. Как-то раз Ланселот, путешествуя в поисках приключений, увидел дракона с гладкой спиной и смело атаковал его. Однако дракон развернулся и изверг струю огня, от которой рыцарь еле-еле увернулся. Приехав ко двору короля Артура, Ланселот попросил волшебника Мерлина объяснить, почему так произошло. Как вы думаете, что сказал ему волшебник?

  • 27Решение Мерлин, скорее всего, рассказал Ланселоту, что такие признаки, как...

    27 слайд

    27
    Решение

    Мерлин, скорее всего, рассказал Ланселоту, что такие признаки, как способность извергать пламя и высокий гребень на спине, обеспечиваются генами А и В, которые находятся в одной хромосоме, то есть наследуются сцеплено. Причем драконы с гребнем и способностью извергать пламя обладают двумя доминантными аллелями, а с гладкой спиной и не способные к извержению огня — двумя рецессивными.
    Видимо, эти гены находятся в одной хромосоме на расстоянии не меньше 1 М, и между ними возможен кроссинговер. Ланселот встретил именно кроссоверную особь (ее генотип, судя по всему, был ааВВ). То, что о них прежде не знали, объясняется тем, что кроссоверные особи очень редки (так как кроссинговер происходит не часто), и Ланселот был первым, кому не повезло столкнуться с таким драконом.
    Ответ: Такие признаки, как способность извергать пламя и высокий гребень на спине, обеспечиваются генами А и В, которые находятся в одной хромосоме, то есть наследуются сцеплено. Ланселот встретил кроссоверную особь с генотипом ааВВ.

  • 28 Однако тот же самый эффект может давать наследование по типу кумулятивной...

    28 слайд

    28

    Однако тот же самый эффект может давать наследование по типу кумулятивной полимерии. И об этом тоже не следует забывать.

  • 29Использованные пособия

  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯАдрес: Москва, ул. Краснопролетарская, д.16, стр.3, подъ...

    30 слайд

    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    Адрес: Москва, ул. Краснопролетарская, д.16, стр.3, подъезд 8, бизнес-центр «Новослободский»
    http://www.prosv.ru

    Редактор редакции биологии и естествознания:
    Евсеев Антон Вячеславович
    Телефон:(495) 789-30-40, доб. 47-26;
    E-mail: AEvseev@prosv.ru

    30
    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Спасибо за внимание!2018

    31 слайд

    Спасибо за внимание!
    2018

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 951 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Биология», Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.  / Под ред. Пономарёвой И.Н.

«Биология, грибы, растения», Пасечник В.В.

«Биология», Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономарёвой И.Н.

«Биология», Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

  • 29.01.2019
  • 213
  • 0
  • 29.01.2019
  • 1192
  • 7

«Биология», Пономарева И.Н. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Гены в хромосомах лежат линейно, в
определенных местах – локусах. Одна
морганида соответствует одному проценту
кроссинговера или рекомбинантных
(кроссоверных) особей.

Задача 4 Расстояние между генами ав равно 24 морганиды. Какова доля генотипов:

ав а В

и

ав а В

и во втором поколении от скрещивания
организмов ААвв и ааВВ?

Решение.

Расстояние между генами АВ — 24 морганиды
показывает, что эти гены неполностью
сцеплены, расположены в одной хромосоме
и кроссоверных особей по этим генам
будет 24%.

Такие задачи решаем в виде хромосомных
карт.

А в
а В

Р:
х

А в
а В

Г: А в
а В

F1:
А в

а В

А в А
в

Р:
х

а В а
В

Г: А
в
, а
В
А
в
, а
В

некроссоверные некроссоверные

А В , а в
А В
, а в

кроссововерные кроссоверные

F2:

♂Ав аВАВ(*
ав(*

А
ваВ
АВ(*а
в (*

АвА
в А в А в А в

А в
а В А В (* а в (*

аВ а В а В а В а В

А в (*
а В (* А В (* а в (*

АВ(*

А В
А В А В А В

А в (* а в (* а в (* а в (*

ав (*

а в
а в а в а в

Кроссоверные организмы и гаметы
отмечены звездочкой — (*.

Расстояние
между генами — 24 морганид показывает,
что кроссоверных особей 24%. Доля каждого
кроссоверного генотипа: 24:12 (на
число кроссоверных особей) = 2%. Доля
каждого некроссоверного генотипа: (100%
— 24%) :4 (на число некроссоверных
особей) = 19%.

Ответ:

Доля кроссоверного генотипа:

а
в

— 2%;

а
в

а доля некроссоверных генотипов:

а В

а
В — 19%.

При решении задачи использовали: закон
чистоты гамет и хромосомную теорию
наследственности, взаимодействие генов
– не полное сцепление.

Задача 5

У перца красная окраска плода доминирует
над зеленной, а высокий рост стебля —
над карликовым. Гены, определяющие
окраску плода и высоту стебля, лежат в
одной хромосоме, расстояние между их
локусами 40 морганид. Скрещено гетерозиготное
по обеим признакам растение с карликовым,
имеющим зеленую окраску плода.

Какое потомство и в каком соотношении
можно ожидать от этого скрещивания?
Какие законы генетики использовали при
решении задачи и какое взаимоотношение
генов наблюдается при наследовании
данных признаков?

Решение.

Дано:

А — ген, определяющий красную окраску плода

а — ген,
определяющий зеленную окраску плода

В – ген,
определяющий высокий рос стебля

в – ген,
определяющий карликовость

(Расстояние между генами)
SАВ
= 40
морганид.

Так как SAB=
40м, то гены не полностью сцепленны. В
связи с тем, что ген роста стебля и
окраски плодов сцеплены, генотип растений
записываем в виде хромосомной карты.
Допустим, что у гетерозиготной особи
гены А и В пришли от одного родителя, а
гены а и в от другого родителя, тогда ее
хромосомная карта будет:

А
В

а
в

[ Но у гетерозиготного родителя может
быть и иначе: гены Аив пришли
то одного родителя, а геныаиВпришли от другого родителя. В этом случае
соотношение кроссоверных гамет и
некроссоверных будет иное и поэтому
другая фенотипическая структура
потомства. Этот случай вы можете
рассмотреть самостоятельно.]

В условии задачи сказано, что расстояние
между генами равно 40 морганидам. Это
означает, что кроме нормальных гамет
(некроссоверных) у особи:

А В

а в будут
кроссоверные гаметы. Некроссоверные
гаметы:

А В ,
а в
наблюдаются в соотношении
=
30%, а кроссоверные
гаметы: А
в
, а
В
по
= 20% каждой.

а в

Второй родитель будет имеет
хромосомную карту:

а в

и один тип гамет:
а в
.

Рассмотрим скрещивание:

А В
а в

Р:
♀ а в Х ♂ а в

Г: А
В
, а
в

а в

30% 30%

некроссоверные

А в
, а В

20% 20%

кроссоверные

Кроссоверные гаметы и организмы в
таблице отмечены: (*)

F:♂♀А
В
а
вА
в(*)
а
В(*)

авАВ
авА
в(*)аВ(*)

30%
30% 20%
20%

а ва в
Ав а
В

Вероятность кроссоверных особей каждого
генотипа:
= 20% ; некроссоверных особей каждого типа=
30%.

Взаимодействие генов: полное доминирование
и неполное сцепление генов.

Законы генетики, которые использовали
при решении задачи: закон чистоты гамет,
хромосомная теория Моргана.

Задача 6.

Жужелицу с коричневым и широким телом
скрестили с самцом, имеющим узкое и
зеленное тело. Гибриды первого поколения
были коричневые с узким телом. Гибридную
самку скрестили с самцом, имеющим зеленое
и широкое тело. Во втором поколении
получили: 55 с коричневым и 290 с зеленым
телом, имеющих узкое тело, а с широким
телом: 49 зеленой и 304 коричневой окраской.
Написать схему скрещивания, дать
цитологическое обоснование. Какое
взаимодействие генов и каким законом
генетики вы пользовались?

Решение.

Напишем
фенотипическую решетку первого
скрещивания:

Р: ♀ коричневое
Х ♂ зеленое

широкое тело
узкое тело

F1:
коричневое узкое тело

Из этой фенотипической схемы видно, что
ген, определяющий коричневое тело, и
ген, определяющий узкое тело, доминируют.
Отсюда напишем дано:

Дано:

А– ген,
определяющий коричневое тело

а– ген,
определяющий зеленое тело

В – ген,
определяющий узкое тело

в – ген,
определяющий широкое тело

Р: ♀ F1
коричневое
Х ♂ зеленое

узкое тело
широкое тело

F2:
290 зеленое 55 коричневое 304
коричневое 49 зеленое

узкое тело узкое тело
широкое тело широкое тело

Из фенотипического расщепления во F2видно, что одна группа организмов имеет
по 290 и 304 особей, а вторая – 49 и 55 особей,
что значительно меньше. Поэтому можно
предположить, что здесь неполное
сцепление генов.

Р:♀ А А Х
♂ а а

в в
В В

коричневое
зеленое

широкое тело узкое
тело

Г:
А а

в
В

F1:
Аа
коричневое

вВ узкое
тело

Р:
♀ А а Х ♂ а а

в В
в в

коричневое
зеленое

узкое тело
широкое тело

Г:
А а А а а

в
, В В , в в

некроссоверные
кроссоверные

F2:
А а а а А а а а

в
в В в В в в в

коричневое зеленое коричневое
зеленое

широкое тело узкое тело узкое
тело широкое тело

304 290 55
49

некроссоверные особи
кроссоверные особи

Найдем расстояние между генами А и В .

общее

количество

особей в F2698
100% Х =
=
14,9%=>

кроссоверное104
Х% => 14,9 морганид

количество

особей

Расстояние между генами выражается в
морганидах — 1 морганида равна 1%
кроссинговера.

Взаимодействие генов: полное доминирование,
неполное сцепление. Закон генетики,
которые использовали при решении задачи:
закон чистоты гамет, хромосомная теория
Моргана. Записывая хромосомные карты
организмов — даем цитологическое
обоснование.

Задача 7.

Воробьи, имеющие длинные крылья и серую
окраску тела, скрестили с воробьями
(самцами), имеющими черную окраску тела
и короткие крылья. В первом поколении
все воробьи были серые и длиннокрылые.
При скрещивании гибридов первого
поколения с самцом из первого
скрещивания, во втором поколении
получили 18 – с серым телом и длинными
крыльями, 1 – с черным телом и длинными
крыльями, а коротких:
21 с черным телом и 2 с
серым телом. Написать схему
скрещивания. Какое взаимодействие генов
и какие законы использовали при решении
задачи?

Решение.

Из первого скрещивания можно выяснить
какие гены за что отвечают: А – длинные
крылья, а – короткие крылья, В – серая
окраска, в – черная окраска.

Из второго скрещивания становиться
ясно, что ген окраски тела и длины крыльев
не полностью сцеплены.

Р:
♀АА
Х ♂ аа

ВВ в в

длин. крылья
короткие крылья

серая окраска тела
черная окраска тела

Г: А
а

В
в

F1
адлин. крылья

Ввсерая
окраска тела

Р:
♀ Аа Х ♂
а а

Вв
в в

F1:длин. крылья и серая окраска тела

Г
аАа а

В, в
в,В в

некросс. кросс.

F2:Аааа А
ааа

Вв
в в вв
Вв

дл. крылья кор. крылья дл. крылья
кор. крылья

сер. тело черн. тело черн.
тело сер. тело

18 21 1
2

Взаимодействие генов: полное доминирование,
неполное сцепление. Закон генетики:
закон чистоты гамет, хромосомная теория
Моргана.

Задача 8:

Определить вероятность рождения детей
одновременно с обеими аномалиями и
здоровых в семье, где жена страдает
дефицитом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа
(А), ее отец был гемофилик и страдал
дефицитом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы,
а мать здорова. Муж имел такой же генотип,
как и отец женщины. Расстояние между
генами 12 морганид. Дать цитологическое
обоснование. Какими законами генетики
пользовались?

Решение.

Дано:

А –
глюкозо-6-фосфатдегидрогеназаh
– гемофилия

а – нормаH
– нормальное

SАВ
= 12 м
свертывание крови

Расстояние между генами 12 м говорит о
том, что задача на неполное сцепление
генов, поэтому решением в хромосомном
исполнении. Оба гена лежат в неаллельном
участке Х-хромосомы.

А a
A

Р:
Х
Х х

X
Y


h
H


h


A a
A

Г:
Х Х Х Y


h
H
h

некроссоверные


А а

Х
Х


H
h

Кроссоверные

A А А а
А а

F1
Х Х ,
Х Х
,
Х
У Х У

H h
h H h
H

22% 22%
22% 22%

нарушение обмена Г6Ф оба
заболевания норма

это некроссоверные особи, их вероятность:

= 22%

A
A a A
А
a

Х
Х Х Х Х Y
Х Y


H
h


h h

H

h

3% 3%
3% 3%

нарушен обмена оба
нарушен обмен гемофил.

Г6Ф заболевания
Г6Ф

кроссоверные особи, их вероятность:
12%:4 = 3%

Вероятность рождения детей с обеими
аномалиями: 2х22% +3% = 47% ;

вероятность здоровых детей в семье:
22%.

При решении задачи применяли закон
чистоты гамет, хромосомную теорию
Моргана, сцепленное с полом наследование.
Взаимодействие генов: полное доминирование,
не полное сцепление генов.

Задача 9.

Женщина, получившая аниридию (отсутствие
радужной оболочки)от отца, а темную
эмаль зубов от матери, вышла замуж за
здорового мужчину. Какова вероятность
рождения в этой семье детей с данными
аномалиями, если локусы генов, определяющих
эти признаки находятся в половых
хромосомах на расстоянии 20 морганид.

Решение.

Дано:

А – ген аниридии

а – ген нормы
по радужной оболочке

В – ген темной
эмали зубов

в – ген нормы

SАВ
= 20 морганид


A
а а

Р:
Х Х Х
Х Y


в
В в


А а
а

Г:
Х ; Х Х ; Y


в
В в

некроссоверные


А
а

Х
; Х


В
в

кроссоверные


А а
а а А
а

F1:
Х Х ; Х Х ; Х Y
; Х Y


В в
В в в
В

20% 20%
20% 20%

аниридия темные зубы
аниридия темные зубы

Это некроссоверныеособи, их
вероятность:=20%

А
а
а

а
А а

Х
Х Х Х Х Y
Х Y

В
в в в В
в

5% 5% 5%
5%

оба признака норма
оба признака норма

Это кроссоверныеособи, их вероятность:
20%: 4 = 5%

Вероятность рождения детей: с обеими
аномалиями — 5%х2=10%; норма – 5%х2=10%; с
аниридией – 20% х2= 40%; с темные зубы –
20% х2 = 40%.

Задача 10.

У кареглазых родителей родился
голубоглазый сын, который страдал
дальтонизмом и гемофилией, а также
пятеро детей — дальтоники. Каковы
вероятные генотипы родителей?

Решение.

Дано:

А – карие глаза

а – голубые
глаза

Д – нормальное
зрение

д – дальтонизм

H
– нормальное свертывание крови

h
– гемофилия


Д
д


Д

Р:
Аа
Х Х Х Аа Х Y


h
H H


д
д

F1:
аа Х Y
Х Y

h
,
H

один ребенок (сын) пять
детей

вероятно кроссоверный вероятно
некроссоверные

генотип генотипы
т.к. их больше

Если
у здоровых родителей родился сын
дальтоник и гемофилик, то гены,
определяющие эти заболевания он получил
от матери
через
ее Х – хромосому. Кроме того эти гены у
матери лежали в разных Х – хромосомах,
так как пятеро детей были только
дальтониками (т.е. это некроссоверные
организмы – их всегда больше, чем
кроссоверных). По цвету глаз родитель
гетерозиготные, потому что у них ребенок
– голубоглазый.

Соседние файлы в папке ves_metodicheskiy_material_po_biologii

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    05.02.2016988.16 Кб31членичтоногие

  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти крутые вещи в скайриме
  • Как найти строку в симс
  • Как составить технические требования на проектирование
  • Как найти сотрудника на работу на авито
  • Как составить график для 40 часов в неделю