Как найти расстояние на местности 6 класс

География 6 класс

Дата: ______

Урок
№ 6

Масштаб, измерение расстояний

Цель
урока:
1)сформировать приемы измерения расстояний и приемы учебной
работы по изображению масштабов 2
) формирование
умений работать с различными картографическими источниками — формирование
информационной компетентности;
3) показать
практическую значимость полученных знаний и умений в жизни
.

Метод
обучения:
словесный, практический

Форма
организации:
коллективная, групповая

Тип урока:комбинированный

Вид урока: проблемное
обучение

Оборудование: 
1.
Физическая карта мира. 2. Глобус, учебники, атласы,

I.Организационный
момент
.
Приветствие.

II.Проверка
домашнего задания:


Назовите все виды изображений земной поверхности.


Что называется планом местности?


Что такое географическая карта?


Чем план местности отличается от географической карты?


Каковы отличия аэрофотоснимка от карты и плана местности?

III.Всесторонняя
проверка знаний:

1.Эпоха Великих
географических открытий охватывает период (15-17 век)

2.Назовите
природный спутник Земли (Луна)

3.Какую часть
Земли занимает вода? (¾)

4.На сколько
частей делится Мировой океан? (4)

5.Назовите самый
большой океан (Тихий)

6.Какой океан
полностью расположен в северном полушарии? (Северный Ледовитый)

7.С чем связана
неисчерпаемость пресной воды в природе? (круговорот)
8.Как называется воздушная оболочка нашей планеты? (атмосфера)

IV.Подготовка
к объяснению новой темы.
«Однажды мальчик Вова, гуляя
по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не
видел. Аллея была длинная-предлинная, и по обеим ее сторонам росли старые липы.
Они давали густую тень в солнечные и жаркие дни. Здесь было очень тихо.
Неслышно было рокота машин, только пешеходы изредка проходили по аллее. На
одной самой высокой и старой липе собрались птицы. Они расселись по веткам и
стали распевать свои веселые песенки. Мальчику так понравилась аллея, и он
решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести
их сюда.Но, к сожалению,
у него ничего не получилось. Вова знал все условные знаки, но никак не мог
понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги». 
Проблемный
вопрос:
Почему ничего не
получилось у мальчика? 

Написать
на доске тему урока, объяснить цели урока.

V.Объяснение
новой темы.

Посмотрите
на карты атласа. Каждая карта и план местности имеют масштаб.
Вопрос: Если масштаб 
карты: 1:1000. Что  это  значит?                                                                    
                                                

Масштаб  это  дробь, 
где  в  числители  единица,  а  в 
знаменатели  то  число,  которое  показывает  во 
сколько  раз   уменьшено  расстояние  на 
плане  местности,  чем  на  местности.  Значит, 
все  расстояния  на  местности  уменьшены  в 
тысячу  раз.  Чем  больше  число  в  знаменателе
дроби,  тем  больше  уменьшение  и  тем 
больше  охват  территории.

Виды масштаба: численный, именованный,
линейный.
Выполни задание:
А)  Найти с помощью масштаба расстояние на местности, если масштаб карты:
1: 1000, а расстояние на карте:- от  школы  до  дома  равно
3  см 
(Ответ: 3 см  1000 = 3000см =30м)
 — от  дома  до  бассейна  равно 7 см 
(Ответ: 7 см * 1000=7000 см=70м)
Б) Масштаб: 1: 1000. Чему будет равно расстояние на плане или карте, если на
местности расстояние равно:   — от  школы  до 
кинотеатра  3км 

 (Ответ: 3км = 3000м = 300000см ,  300000см : 1000 = 300см)
 — от  школы  до  магазина  30 м   
(Ответ: 30м=3000см ,  3000см: 1000=3см)
Для  чего  нужен  масштаб?  На  этот 
вопрос  поможет  ответить  карта. 
Сейчас вы получите карточки-задания, по которым  вам предлагается
совершить виртуальное путешествие по миру. 
Каждая группа по заданной карте с  помощью масштаба определит расстояние
своего  путешествия. Давайте вспомним, как определить расстояние по картам
атласа с помощью масштаба. 
Алгоритм работы с картой.
1. Найти на карте города, заданные на карточке.
2. Измерить расстояние между двумя точками (найденными городами) на карте.
3. Перевести с помощью масштаба полученный результат в действительное
расстояние на местности.
Карточка  1. Путешествие Калининград – Москва (См. атлас для 6
класса стр. 16). Скорость  самолета   530  км/ час.
(Ответы. Расстояние на карте: 5,3 см. Масштаб: В 1 см – 200 км. Действительное
расстояние на местности: 5,3 * 200= 1060 км. Время полета: 1060: 530 =2 часа).
Карточка  2. Путешествие Москва – Санкт- Петербург (См. атлас
для 6 класса стр. 16). Скорость  самолета   600  км/ час.
(Ответы. Расстояние на карте: 3 см. Масштаб: В 1 см – 200 км. Действительное
расстояние на местности: 3 * 200= 600 км. Время полета:  600: 600 =1 час).
Карточка  3. Путешествие  Санкт- Петербург — Париж (См.
атлас для 6 класса стр. 14). Скорость  самолета   500  км/
час.
(Ответы. Расстояние на карте: 2,5 см. Масштаб: В 1 см – 1000 км. Действительное
расстояние на местности: 2,5 * 1000 = 2500 км. Время полета:  2500 : 500 =
5 часов).
Карточка  4. Путешествие  Париж – Нью-Йорк (См. атлас для
6 класса стр. 14). Скорость  самолета   640  км/ час.
Ответы. Расстояние на карте: 12,8 см. Масштаб: В 1 см – 1000 км. Действительное
расстояние на местности: 12,8 * 1000 = 12800 км. Время полета: 12800 : 640 = 20
часов).
Карточка  5. Нью-Йорк — Буэнос-Айрес (См. атлас для 6 класса
стр. 14). Скорость  самолета   500  км/ час.

(Ответы. Расстояние на карте:  9
см. Масштаб: В 1 см – 1000 км. Действительное расстояние на местности: 9 * 1000
= 9000 км. Время полета:  9000 : 500 = 18 часов).
Карточка  6. Буэнос-Айрес — Сидней (См. атлас для 6 класса
стр. 18). Скорость  самолета   825  км/ час.
(Ответы. Расстояние на карте: 16,5 см. Масштаб: В 1 см – 1250 км.
Действительное расстояние на местности: 16,5 * 1250 = 20625 км. Время полета:
20625 : 825 = 25 часов).
Карточка  7. Сидней — Калининград (См. атлас для 6 класса стр.
18). Скорость  самолета   720  км/ час.
(Ответы. Расстояние на карте: 13,8 см. Масштаб: В 1 см – 1250 км.
Действительное расстояние на местности: 13,8 * 1250 = 17250 км. Время полета:
17250 : 720 = 24 часа).
VI.Усвоение
новой темы.

— Что называется
масштабом?

— Назовите виды масштаба.

VII.Домашнее
задание.
§ 8, с. 24-26

VIII.Итог
урока.
Сегодня  на 
уроке  мы  с  вами   виртуально 
путешествовали,  и  это  была  подготовка  к 
путешествию  настоящему.  Мы  вспомнили  много  
тем  из  курса  географии  и  математики  6 
класса,  узнали  много  интересного   о  
некоторых   городах,  применили  свои 
знания   для  решения  задач. На каких континентах мы
побывали? Какие океаны мы пересекли?
Комментирование оценок.

Вывод: масштаб
– пропорция, которая показывает степень уменьшения длины линии на глобусе,
карте или плане по сравнению с действительным расстоянием, то есть во сколько
раз уменьшено измеренное расстояние на местности при нанесении на бумагу;
числитель всегда равен единице, знаменатель – величине уменьшения.

Способы определения расстояний на местности

t1685085839aa.jpg

Существует несколько способов, с помощью которых можно вычислить расстояние до определенного ориентира.

По эталонам

Эталоны – это точные, неизменные меры, в качестве которых принято использовать части тела человека.

Определение расстояния по пальцу

Оценка расстояния с помощью пальца основана на известном факте об анатомии человека: длина руки человека примерно в десять раз больше расстояния между его глазами.

Расстояние между зрачками примерно 6 сантиметров.

Расстояние от каждого глаза к поднятому вверх большому пальцу вытянутой руки примерно 60 сантиметров.

Для определения расстояния до дороги, по которой в это время идет человек, можно воспользоваться двумя способами: по расстоянию между деревьями, которые вдоль дорог высаживают на расстоянии от 3,5 до 5 метров друг от друга, и средней скорости движения человека.

t1685085839ab.jpg

Определение расстояния по деревьям

Вытянуть правую руку, пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вертикально вверх. Левый глаз закрыть. Совместить большой палец с объектом, в данном случае с левым деревом (точка А на чертеже). Не двигаясь, открыть левый и закрыть правый глаз. Создается впечатление, что палец переместился в другую точку. Это точка Б на чертеже. Оценить расстояние смещения АБ по расстоянию между деревьями на верхнем рисунке. Будем считать, что расстояние между деревьями 3,5 м. Надо просто 3,5 м умножить на 10. Расстояние до дороги около 35 метров.

Определение по шагам человека.

Для определения расстояния по скорости движения человека, закрыв правый и открыв левый глаз, надо считать, сколько шагов пройдет человек, пока его силуэт не совпадет с большим пальцем наблюдателя.

Ширина шага взрослого человека в среднем составляет 75 сантиметров. Умножив количество шагов на 0,75, определяем расстояние АБ на схеме. Расстояние до дороги больше в десять раз.

t1685085839ac.jpg

По угловым размерам

Такой способ измерения применяется только тогда, когда известна линейная величина определенного объекта. Это может быть его высота, длина или ширина. Дополнительно потребуется рассчитать угол, под которым виден объект, т. е. его угловую величину.

Если эти данные известны, то есть возможность вычислить расстояние до предмета.

Для этого применяется специальная формула: Д =1000*В/У, где Д – это сам объект, В – его высота или ширина, У – угловая величина объекта.

Полученное значение и будет означать искомое расстояние.

Расстояния по угловым величинам (с оптикой и без)

В таком случае прибегают к измерениям и вычислениям по угловым величинам, так называемым тысячным.

t1685085839ad.jpg

Наблюдатель и круг видимого пространства до горизонта. Этот круг (360 град.) можно мысленно разбить на 6000 секторов. Один из этих 6000, 1/6000 – будет та самая УГЛОВАЯ ВЕЛИЧИНА, 0-01

В любой момент времени наблюдатель обозревает вокруг себя круг, ограниченный горизонтом, либо видит какие-то объекты, перекрывающие кукую-то часть горизонта. Полный круг (360 градусов) делят на 6000 равных частей, секторов. Одна тысячная, 0-01 – это 1/6000.

Примеры записи:

0-01 – 1 тысячная.

0-03,5 – 3.5 тыс.

0-05 – 5 тыс.

0-10 – 10 тыс.

0-50 – 50 тыс.

1-00 – 100 тыс.

На удалении, до которого хотят выяснить расстояние, выбирают некий предмет, ширина либо высота которого известна. При помощи шкалы в бинокле, монокуляре или оптическом прицеле, определяют, какую угловую величину занимает объект.

t1685085839ae.jpg

Разметка бинокля, угловые величины (изображение из открытых источников)

Применяют формулу:

Д = (В х 1000)/У

Д – искомая дистанция.

В – размер известного объекта в метрах.

У – угловая величина, которую занимает объект.

Например, фигура человека, примерно 0.5 м в ширину занимает угловую величину 5 тысячных, 0-05.

Д = 500/5 = 100 м.

Если нет оптики с разметкой, то можно прибегнуть к совсем примитивному методу. Нужно держать в руке линейку, или любой предмет, да хоть просто собственный палец, чьи размеры в миллиметрах известны. Выставить предмет на расстояние 0.5 м от глаза. Это тренируется и положение, с учётом индивидуальных особенностей, запоминается.

Исходят из того, что 1 мм в 0.5 м от глаза наблюдателя, перекрывает 0-02, или 2 тысячные. Опять же, находят объект с известной длиной или шириной. Определяют, сколько миллиметров перекрывает этот объект на условной «шкале», находящейся в 0.5 м от глаза. Миллиметры переводят в угловую величину. А дальше по ранее приведённой формуле.

t1685085839af.jpg

Расстояние до объекта с известной высотой (длиной) можно вычислить, имея линейку или предмет с известными размерами (изображение из открытых источников)

Например, на интересующей дистанции стоит обычный одноэтажный сельский дом. Средняя высота: 5 м. Дом перекрывает верхнюю фалангу большого пальца, выставленного в 0.5 м от глаза. Знаем параметры пальца – это 30 мм. То есть 60 тысячных, 0-60.

t1685085839ag.jpg

Определение расстояния до домика. Мерный объект с известным размером вынесен на 0.5 м от глаза.

Д = 5000/60 = 83 м.

Мерками могут быть:

Пальцы, ширина, длина фаланг (использовать разные пальцы).

Спичечный коробок (50.5 х 37.5 х 14.5 мм, или 1-01 х 0-75 х 0-29), спичка (42.5 х 2 мм, или 0-85 х 0-04).

Карандаш обычный: толщина 0-16.

Линейка.

Типовые объекты, до которых удобно мерить расстояния

Человек: высота в полный рост 1.7-1,8 м, ширина 0.5 м.

Человек пригнувшийся: 1.5х 0.5 м.

Легковой автомобиль: высота 1.5 м, длина 3.8-4.5 м.

Деревянный столб: высота 6 м.

Железобетонный столб: высота 8 м.

Одноэтажный сельский дом: высота 5 м.

Дом с мансардой (жилым чердаком): 6 м.

Один этаж многоэтажного дома: высота 3 м.

Среднее дерево: высота 25-30 м.

Водонапорная башня: 25-30 м.

Измерение расстояний по линейным размерам

Взять линейку в правую руку и расположить ее на расстоянии 50 см от глаз.

С ее помощью измеряется высота видимого объекта в миллиметрах.

Затем настоящую высоту предмета (в см) необходимо разделить на измеренную линейкой (в мм).

Получившийся результат умножить на 5.

Таким образом вычисляется расстояние до нужного предмета в метрах.

t1685085839ah.jpg

Определение расстояний на глаз

Чтобы определить расстояние без вычислений и специальных приборов, нужно иметь развитый глазомер. Эта способность приобретается с опытом, вырабатывается ежедневными тренировками. При определении расстояния до предмета на глаз, важно учитывать некоторые особенности.

Искажения восприятия дистанции

Более крупные объекты кажутся ближе мелких, расположенных на том же удалении.

Более близкими кажутся те предметы, которые видны резче, то есть: яркие, освещённые, контрастирующие с фоном.

Объекты кажутся дальше при плохой видимости, в пасмурную погоду, в дождь, туман, при задымлении.

На ровной местности или на другом берегу водоёма объекты кажутся ближе.

Русла рек, балки, складки местности, пересекающие зону обзора, также сокращают расстояние в восприятии наблюдателя.

Из положения лёжа объекты видятся ближе, чем стоя.

Объекты на возвышении, относительно наблюдателя, кажутся ближе. Предметы внизу, в долине – дальше.

t1685085839ai.jpg

Регулярные тренировки способны помочь определять подобные величины с погрешностью не более 10%.

По видимости объектов

Чтобы научиться определять расстояние по степени видимости предметов, нужно знать некоторые основные правила. Например, отдельное небольшое строение будет хорошо заметно с расстояния в 5 км, а печная труба на его крыше видна только с 3 км. Отдельно стоящие столбы или стволы деревьев будут различимы на расстоянии 1 км.

t1685085839aj.jpg

Приблизительная оценка дистанции по видимости деталей

До 100 м Черты лица, кисти рук, подробности снаряжения.

До 200 м. Общие черты лица, общие детали снаряжения. Листья деревьев. Разбитые стёкла окон.

До 300 м. Овал лица, расцветка одежды. Детали строений (карнизы, водостоки).

До 400 м. Элементы одежды, факт наличия (головной убор, обувь, брюки, куртка). Рамы в окнах.

До 500-600 м. Различимы движения рук, ног. Крупные детали построек (окна, двери, крыльцо).

До 700-800 м. Контуры живой, подвижной фигуры различимы. Печные трубы, чердачные окна различимы. Крупные ветки деревьев. Стоящие на месте автомобили.

До 900-1000 м. Очертания подвижных фигур трудноразличимы. Пятна окон. Нижняя часть и общий контур деревьев. Столбы телеграфные, распределения электросети внутри населённого пункта.

До 1.5-2 км. Люди в виде точек.

До 2-4 км. Отдельные дома, ж/д вагоны.

До 6-8 км. Заводские трубы. Крупные отдельные строения, скопления небольших домов.

До 15-18 км. Большие колокольни храмов. Крупные водонапорные башни.

Измерение расстояния шагами

Чтобы вымерять расстояние таким способом, сначала необходимо научиться ходить ровным шагом. Кроме того, важно знать ширину собственного шага, которая измеряется в метрах. Определить эту величину можно с помощью прямой линии, длина которой известна заранее, и промерить ее шагами.

t1685085839ak.jpg Метод определения расстояний шагами

Шаги всегда считаются парами, начиная с левой ноги, а после каждой сотни пар отсчет ведется заново. Пройденное количество шагов отмечается любым удобным способом и суммируется. Если передвигаться ровным, хорошо выверенным шагом, то ошибка в определении расстояния не составит больше 3%.

По времени и скорости движения

Если известна примерная скорость собственного движения, то вычислить пройденное расстояние очень просто. Например, при постоянной скорости движения 5 км/ч по относительно ровной местности, за 45 минут можно преодолеть 3,75 км пути.

t1685085839al.jpg

Определение расстояния по звукам

Ночью, когда окружающее пространство не просматривается, определить расстояние до цели можно на слух.

При этом необходимо уметь определять источник звука и знать, с какого расстояния он будет слышен. Звук автомобильного мотора на трассе можно услышать за 2 км, а негромкий разговор – за 100 м. Сигнал автомобиля будет слышно на расстоянии 2 км, а громкий крик различим на протяжении 1000 м. Звуки подскажут, как выбраться из леса и в каком направлении двигаться дальше.

t1685085839am.jpg

Усредненная дальность, на которой можно различить характер звука.

Определение расстояния по свету

Если известен источник света, то с его помощью можно выбрать правильное направление и определить собственное месторасположение.

Достаточно знать, что костер в лесу хорошо заметен с расстояния в 8 км. Свет карманного фонарика виден за 1,5 км, а луч прожектора – за 50 км. Эти знания помогут не потеряться в самом глухом лесу и быстро выйти на дорогу.

t1685085839an.jpg

Определение расстояния по соотношению скоростей звука и света

Чтобы вычислить расстояние таким способом, нужно помнить, что скорость звука составляет 300 м/с, а свет виден мгновенно. Значит, необходимо сосчитать, сколько секунд пройдет от вспышки выстрела до звука и полученное значение разделить на 3. Полученная цифра покажет расстояние до места появления вспышки в километрах.

Если на местности нет других ориентиров, то можно вычислить расстояние с помощью звука и света.

t1685085839ao.jpg

Способы определения ширины реки

Определение ширины реки. Наблюдатель становится в начальной точке «А» и выбирает на противоположном берегу или стороне какой-либо хорошо заметный ориентир — куст, камень, дерево.

После этого, идя в направлении, перпендикулярном к линии «АБ», переходит в точку «В», удаленную от точки А больше, чем предполагаемая ширина реки. В точке «В» устанавливает веху (палку, колышек). Затем, идя по тому же направлению, переходит в точку «С». Которая находится от точки «В» на таком же расстоянии, как и точка «В» от точки «А».

t1685085839ap.jpg

Далее от точки «С» идет под прямым углом к линии «АС» до точки «Д», то есть до тех пор, пока веха, установленная в точке «В», не окажется в створе с выбранным ориентиром (деревом) на противоположном берегу реки.

Из равенства треугольников ВДС = ВБА видно, что отрезок СД = АБ, то есть ширине реки или измеряемого участка местности. На рисунке он равен 45 метров.

Способ определения ширины реки с помощью травинки

Определение ширины реки может быть произведено и с помощью обычной травинки. Сорвите ее и выберите на противоположном берегу реки или стороне участка, два заметных предмета. Встаньте лицом к этим предметам, вытяните руки с травинкой и отмерьте с ее помощью расстояние между предметами, смотря на них одним любым глазом.

t1685085839aq.jpg

После этого сложите травинку пополам (вдвое). И затем отходите от берега пока расстояние между выбранными предметами не закроется (не уложится) сложенной вдвое травинкой.

Замерьте это расстояние шагами, переведите его в метры. Это будет расстояние равное ширине реки.

Способы определения высоты дерева или любого другого предмета

Способ определения высоты дерева или другого предмета по своему росту и длине тени

Если на ровном месте измерить шагами длину своей тени, а затем длину тени, отбрасываемой деревом или предметом, то искомую высоту легко вычислить из пропорции:

АК/ак = КЕ/ке

где АК — высота дерева (В), КЕ — тень дерева (D), ак — ваш рост (b), ке — ваша тень (d).

t1685085839ar.jpg

Например, длина вашей тени d равна трем шагам, тень дерева D равна девяти шагам, то есть тень дерева длиннее вашей тени в три раза. Если принять ваш рост за 1,5 метра, то высота дерева будет В = 1,5 х 3 = 4,5 метра.

Способ определения высоты дерева или другого предмета по шесту и своему росту

Этот же способ можно применить при пасмурной погоде, когда тени от предметов не видны. В этом случае для измерения нужно взять шест, равный длине вашего роста. Шест этот надо установить на таком расстоянии от дерева, чтобы лежа можно было видеть верхушку дерева на одной прямой линии с верхней точкой шеста. Тогда высота дерева равна расстоянию от вашей головы до основания дерева, то есть АС = ВС.

t1685085839as.jpg

Способ определения высоты дерева или другого предмета по лужице или зеркальцу

По лужице, зеркальцу или гелиографу высоту дерева или любого другого предмета на местности, можно измерять следующим образом. Станьте так, чтобы лужица поместилась между вами и деревом (В).

Найдите точку, из которой видна отраженная в воде вершина дерева. Измеряемое дерево будет во столько раз выше вас, во сколько расстояние от него до лужицы (ВО) больше расстояния от лужицы до вас (АО).

Вместо лужицы также можно воспользоваться зеркальцем, положив его горизонтально так, чтобы увидеть вершину дерева.

t1685085839at.jpg

Способ определения высоты дерева или другого предмета с помощью прямоугольного треугольника с двумя острыми углами по 45 градусов

Отходим от дерева на некоторое расстояние и прикладываем треугольник к глазам так, чтобы один из его катетов был параллелен оси дерева, второй — параллелен земной поверхности, а гипотенуза представляла собой линию визирования.

t1685085839au.jpg

Затем добиваемся такого положения, чтобы линия визирования прошла через вершину дерева. В этом случае высота дерева D равна расстоянию от наблюдателя до дерева и плюс рост наблюдателя.

Масштаб. Определение расстояний

Масштаб — это отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в действительности. Он показывает, во сколько раз расстояние на карте уменьшено относительно реального расстояния на местности. Если, например, масштаб географической карты 1 : 1 000 000, это значит, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности, или 10 км.

Различают численный, линейный и именованный масштабы.

масштаб

Численный масштаб изображается в виде дроби, у которой числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшены линии на карте (плане) относительно линий на местности. Например, масштаб 1:100 000 показывает, что все линейные размеры на карте уменьшены в 100 000 раз. Очевидно, чем больше знаменатель масштаба, тем масштаб мельче, при меньшем знаменателе — крупнее. Численный масштаб – это дробь, поэтому числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах).

Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки. Эти отрезки соответствуют определенному расстоянию на изображаемой местности; деления обозначаются цифрами. Мера длины, по которой нанесены деления на масштабной линейке, называются основанием масштаба. В нашей стране основание масштаба принято равным 1 см. Количество метров или километров, соответствующее основанию масштаба, называют величиной масштаба. При построении линейного масштаба цифру 0, от которой начинается отсчет делений, обычно ставят не у самого конца масштабной линии, а отступив на одно деление (основание) вправо; на первом же отрезке налево от 0 наносят наименьшие деления линейного масштаба – миллиметры. Расстояние на местности, соответствующее одному наименьшему делению линейного масштаба, отвечает точности масштаба, а 0,1 мм – предельной точности масштаба. Линейный масштаб по сравнению с численным имеет то преимущество, что дает возможность без дополнительных вычислений определять действительное расстояние на плане и карте.

Именованный масштаб – масштаб, выраженный словами, например, в 1 см 32 км.

Измерение расстояний на карте и плане.

Измерение расстояний с помощью масштаба. Нужно прочертить прямую линию (если нужно узнать расстояние по прямой) между двумя точками и с помощью линейки измерить это расстояние в сантиметрах, а затем следует умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1 : 100 000 (в 1 см 1 км) расстояние равно 5 см, т. е. на местности это расстояние составляет 1 * 5 = 5  (км). Измерять расстояние по карте можно и с помощью циркуля-измерителя. В этом случае удобно пользоваться линейным масштабом.

масштаб

Измерение расстояний с помощью градусной сети. Для расчета расстояний по карте или глобусу можно использовать следующие величины: длина дуги меридиана и экватора равна приблизительно 111 км. Для меридианов это верно всегда, а длина дуги 1° по параллелям уменьшается к полюсам. На экваторе его можно тоже принять равному 111 км. А на полюсах – 0 (т. к. полюс – это точка). Поэтому необходимо знать число километров, соответствующее длине 1° дуги каждой конкретной параллели. Чтобы определить расстояние в километрах между двумя пунктами, лежащими на одном меридиане, вычисляют расстояние между ними в градусах, а затем число градусов умножают на 111 км. Для определения расстояния между двумя точками на экваторе, также нужно определить расстояние между ними в градусах, а затем умножить на 111 км.


Конспект по географии в 6 классе: Масштаб. Определение расстояний

Вернуться к Списку конспектов по географии в 6 классе



Мы ответим на следующие вопросы.

1. Что означает словосочетание «ориентирование на местности»?

От латинского Oriens — восток

Ориентирование на местности — определение своего положения на местности относительно сторон горизонта (стран света) с помощью компаса или карты. Ориентирование возможно по местным ориентирам (приметным объектам), по положению Солнца, Луны, звезд или с помощью (радио) сигналов.

2. Почему для описания положения объекта необходимо знать азимут и расстояние?

Описать положение объекта можно, указав две характеристики:

а) азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.

Имея компас, вы можете легко определить магнитный меридиан.

б) расстояние между ориентиром и местом положения наблюдателя, которое определяют различными способами. Наиболее точные измерения производят с помощью рулетки или лазерного дальномера. К простейшим способам определения расстояния относятся измерение шагами и измерение самодельным дальномером.

3. Как можно определить азимут и расстояние на местности?

На местности для определения азимута используют компас. Для определения азимута на предмет по компасу, его нужно установить на ровную поверхность, после чего сориентировать компас по сторонам горизонта. Для этого северный конец стрелки нужно совместить с буквой «С» на шкале. Шкала компаса имеет деления и цифровые значения, с их помощью и определяют азимут. После того, как компас был сориентирован, нужно зрительно отложить на его шкале направление на искомый предмет. У самых простых компасов это делается «на глаз», для более точных, например для компаса Адрианова, имеется особое подвижное кольцо с мушкой и целиком, которое нужно аккуратно повернуть так, чтобы, взглянув через целик на мушку был виден искомый предмет, стрелка компаса при этом должна продолжать указывать на северное направление. То числовое обозначение, напротив которого окажется мушка, и будет искомым углом от направления на север — азимутом.

Мы изготовим простейший планшет, сделаем самодельную визирную линейку, определим среднюю длину своего шага и научимся ориентироваться на местности.

1. Ориентиры на местности


• Прочитайте значение термина «ориентир» и подчеркните в определении слова, характеризующие главные признаки ориентира.

Ориентир — заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определять направление движения.

• Приведите 3-4 примера ориентиров, расположенных около здания вашей школы.

Магазин, детский сад, газовая труба.

• Представьте, что вам потребовалось объяснить приятелю по телефону, как пройти к вашему дому от остановки общественного транспорта. Составьте короткий рассказ-описание и подчеркните в тексте слова, обозначающие географические объекты-ориентиры.

От остановки повернуть налево, пройти один квартал прямо, повернуть еще раз налево, дом напротив трансформаторной подстанции.

2. Как определяют азимуты на местности


• Впишите пропущенные слова.

При ориентировании на местности определяют свое местоположение в пространстве, т.е. относительно сторон горизонта и ориентирам, которые видны наблюдателю.

Угол между направлением на север и направлением на объект называется азимут, он выражается в градусной мере.

• По рис. 1 (с. 17) определите азимуты направлений от объектов, обозначенных значками, на положение наблюдателя (центральная точка компаса). Результаты измерений запишите в таблицу.

Определите азимуты направлений от объектов, обозначенных значками, на положение наблюдателя (центральная точка компаса)

• Задания по рис.2 (с.17). Представьте, что наблюдатель стоит на вершине холма «г.Лысая» (высота 156,9). Начертите лучи от наблюдателя на точки 1-5. Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1-5 и наоборот — от точек 1-5 на вершину холма «г. Лысая». (Направление «север — юг» совпадает с направлениями боковых сторон рамки карты.) Результаты измерений запишите в таблицу.

Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1-5 и наоборот — от точек 1-5 на вершину холма «г. Лысая»

Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1-5 и наоборот — от точек 1-5 на вершину холма «г. Лысая»

Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1-5 и наоборот — от точек 1-5 на вершину холма «г. Лысая»

3. Как определяют расстояния на местности


• Выпишите пропущенные слова.

Точные значения расстояний между географическими объектами можно определить с помощью инструментов: рулетки и лазерного дальномера.

С помощью самодельного дальномера и шагами можно измерить только приблизительные значения расстояний между географическими объектами.

 Узнайте, как называются следующие приспособления для измерения расстояния

Школа географа-следопыта

Индивидуальная работа


Обычно считают, что длина шага равна половине роста человека, считая до уровня глаз. Подходит ли это правило для вас?

Шагами определите расстояние между точкой вашего нахождения и ориентирами, на которые вы проводили визирование. Подпишите на планшете полученные расстояния.

Обычная
задача на ориентирование, которую приходится решать туристу, состоит в том, что
надо прийти из одного пункта в другой, пользуясь только компасом и картой. Напомним,
что компас — это простейший магнитный измерительный прибор, предназначенный
для ориентирования по сторонам света и для измерения угла между направлениями
на заданные предметы.

Но
что делать, если вы, например, заблудились в лесу, а компаса с собой нету?
Тогда основным вашим ориентиром может служить Солнце. Надо помнить, что в 7 ч
утра солнце бывает на востоке, в 10 ч — на юго-востоке, в 13 ч — на юге, в 16 ч
— на юго-западе, в 19 ч — на западе, а в 22 ч — на северо-западе.

Довольно
точно направление на север в солнечный день можно определить и при помощи часов
(только нужны часы механические, со стрелками). Для этого надо положить часы на
ладонь в горизонтальной плоскости. Повернуть их так, чтобы часовая стрелка была
направлена на солнце (направить стрелку точно на солнце будет легче, если
совместить стрелку с тенью от вертикального объекта, например от столба ограды
или дерева). Затем следует мысленно провести линию из центра циферблата к цифре
1 на часах (полдень на территории Российской Федерации наступает в 13 часов).

Линией
«север — юг» будет биссектриса угла, образованного часовой стрелкой и
направлением на час. Зная это, можно определить направление на запад и восток. Причём
юг до полудня находится справа от солнца, а после него — слева.

Также с ориентироваться поможет ваша тень. Так, в
солнечный день в 13 часов она покажет направление на север. Если стоять
лицом на север, то направо будет направление на восток, налево — на запад.

Но что
делать, если нет часов, чтобы определить, полуденное время или оно уже прошло?
Тогда надо воткнуть в землю небольшой шест (длиной около метра), отметить
камешком или колышком конец его тени. Через некоторое время (минут через десять
— пятнадцать) вновь отметить конец тени. Затем провести прямую линию от первой
отметки через вторую и ещё на 30—40 сантиметров. Теперь если встать носком левой
ноги напротив первой отметки, а правой — в конце начерченной линии, то лицо
человека будет обращено на север. Определить остальные стороны горизонта не
составит большого труда.

Но может
случиться так, что солнца не видно на небе (например, в пасмурный день). Как
быть, если вы вдруг засомневались, правильно ли продолжаете путь? Сама природа
приходит человеку на помощь, предоставляя ему разные ориентиры.

Наиболее
точны те приметы, которые в основном зависят только от действия солнечных
лучей. Например, в зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше на южных
склонах холмов, бугров и на северных склонах ямок или следов человека и
животных. Южным называется склон, освещаемый солнцем в полдень.

Также
после дождя раньше просыхает южная сторона предметов. Около больших камней и
пней снег быстрее оттаивает с южной стороны, так как там этому помогает
отражённое тепло, а северная сторона закрыта тенью. По этой же причине трава на
северных окраинах полян бывает гуще. Гуще она и к югу от отдельно стоящих пней,
камней, стволов деревьев.

Направление
на север могут подсказать и муравьи: они стараются строить свои муравейники с
южной стороны пней и деревьев. Если же муравейник находится на открытой
местности, то его южный склон всегда более пологий, чем северный. Летом с
северной стороны деревьев, камней, пней земля более влажная. Южные склоны
холмов бывают суше.

Ошибку
могут дать наблюдения за оврагом. Если он вытянут с севера на юг, то оба его
склона будут одинаково влажными или сухими.

Нельзя
ориентироваться по ветвям и годовым кольцам деревьев.
Ветви сильнее
развиваются не с южной стороны, как часто думают, а в сторону свободного
пространства. На отдельно стоящее дерево влияют также ветер и другие факторы.
Годовые кольца даже у отдельно стоящих деревьев не всегда шире с южной стороны,
к тому же их ширина меняется в зависимости от высоты среза.

Надёжнее
определять стороны горизонта по следующим приметам. Лишайники и мхи более
развиты на северной стороне стволов деревьев, пней, камней, зданий. Также грибы
предпочитают расти с северной стороны пня, дерева или кустарника.

Находясь
в горах, надо обратить внимание на характер склонов и их растительность. Южные
склоны более сухие, и на них теплее. На них растут более теплолюбивые деревья,
например дуб. Кора деревьев темнее и грубее с северной стороны стволов. Это
хорошо видно на берёзе, сосне, лиственнице или осине. На смолистых деревьях в
жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны. Ягоды
земляники, голубики, черники, клюквы начинают созревать со стороны, обращённой
к югу. Зеленоватый оттенок дозревающей ягоды дольше сохраняется на обращённой к
северу половине. На стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной
— вдоль ствола тянется тёмная полоса. Здесь ствол не прогревается солнцем.

Эти
способы определения направлений, конечно, не так точны, как определение их по
солнцу. Но в трудную минуту они могут помочь человеку. Надо только отыскать
несколько признаков, сопоставить их и выбрать нужное направление.

Можно
ориентироваться и по лесным просекам, которые делят лес на кварталы. Как
правило, их прорубают в направлениях север — юг и запад — восток. Однако иногда
просеки прорубают с определёнными целями в других направлениях. В любом случае
по ним легче двигаться, и они, как правило, ведут к хозяйственному сооружению
или населённому пункту.

Кроме
этого, на торцах столбов, установленных на перекрёстках просек, кварталы
нумеруются с запада на восток (слева направо). Таким образом, наименьшая цифра
расположена на северо-западном срезе столба, а следующая по порядку — на
северо-восточном. Эти две цифры указывают северное направление.

Самый
простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной
звезде
, которая указывает направление на север. Для ориентирования по
Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы. А
помогут в этом семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого
ковша. Затем по воображаемой линии, соединяющей две крайние звезды ковша
созвездия Большой Медведицы, нужно отсчитать пять отрезков, равных расстоянию
между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая
расположена в созвездии Малой Медведицы. Это и есть Полярная звезда. Если вы
встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади — на юг,
справа — на восток, слева — на запад.

Для
приблизительного ориентирования ночью по Луне нужно знать, что летом в первую
четверть она в 19 ч находится на юге, в час ночи — на западе, в последнюю
четверть в час ночи — на востоке, а в 7 часов утра — на юге.

При
полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам. Причём
Луна принимается за Солнце.

Помимо
всего прочего, для ориентирования необходимо научиться определять расстояния на
местности. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством
специальных приборов: лазерных дальномеров, рулетки, дальномерных шкал биноклей
и тому подобного. К числу распространённых способов определения расстояний до
объектов на местности относятся: по угловым размерам объекта; по линейным
размерам объектов и глазомерный. Но к самому простому способу определения
расстояний относится измерение шагами. Обычно шаги считают парами,
каждую сотню шагов отмечая в тетради.

Принято
считать, что у взрослого человека длина шага примерно 80 см. А какова длина
вашего шага? Что бы её определить выберите участок местности, длина которого
хорошо известна (например, стандартное расстояние между фонарными столбами
равно 50 метрам). Далее нужно сосчитать, сколько шагов требуется сделать, чтобы
пройти это расстояние дважды (туда и обратно), а затем вычислить среднюю длину
шага. Для этого вы должны сложить значения средней длины шага, полученные при
движении в прямом и обратном направлениях. А полученную сумму разделить на 2.

Теперь,
зная длину своего шага, можно, идя по азимуту, вести счёт шагов, чтобы знать пройдённое
расстояние, и не начать искать нужный предмет слишком рано или, напротив,
пройдя где-то поблизости от него, не уйти дальше по взятому направлению. При
этом рекомендуется считать не каждый шаг в отдельности, а считать шаги парами,
ведя счёт под левую или под правую ногу.

Определение
расстояний по угловым размерам предметов основано на зависимости между
угловыми и линейными величинами. То есть для применения этого способа надо
знать линейную величину наблюдаемого предмета (его высоту, длину либо ширину) и
тот угол (в тысячных), под которым виден данный предмет. Тогда расстояние до
предметов в метрах определяют по формуле:

Здесь
В — это одна из линейных величин, выраженная в метрах, а У — угловая величина
предмета в тысячных.

Определение
расстояний по линейным размерам
предметов заключается в
следующем. С помощью линейки, расположенной на расстоянии вытянутой руки (50—60
см) от глаза, измеряют в миллиметрах высоту (или ширину) наблюдаемого предмета.
Затем действительную высоту (или ширину) предмета в сантиметрах делят на
измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножают на постоянное число 6 и
получают искомое расстояние в метрах:

Например,
если столб высотой 4 м закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет
равно 300 м (действительное расстояние).

Отметим,
что для определения расстояния таким способом, требуется хорошо знать линейные
размеры различных объектов, либо иметь эти данные под рукой (на планшете, в
записной книжке). Размеры наиболее часто встречаемых объектов руководителю
туристской группы надо помнить.

Глазомерно
— это самый простой и быстрый способ. Главное в нём – тренированность
зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо
представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров). Закрепив в памяти
эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как ноуту найти свой роутер
  • Как найти компании по отрасли
  • Как найти инвестора где найти инвестора
  • Как найти отношения на сайте знакомства
  • Как найти значение в ряде в excel