Среди огромного количества стереометрических
задач в учебниках геометрии, в различных
сборниках задач, пособиях по подготовке в ВУЗы
крайне редко встречаются задачи на нахождение
расстояния между скрещивающимися прямыми.
Возможно, это обусловлено как узостью их
практического применения (относительно школьной
программы, в отличие от «выигрышных» задач на
вычисление площадей и объемов), так и сложностью
данной темы.
Практика проведения ЕГЭ показывает, что многие
учащиеся вообще не приступают к выполнению
заданий по геометрии, входящих в экзаменационную
работу. Для обеспечения успешного выполнения
геометрических заданий повышенного уровня
сложности необходимо развивать гибкость
мышления, способность анализировать
предполагаемую конфигурацию и вычленять в ней
части, рассмотрение которых позволяет найти путь
решения задачи.
Школьный курс предполагает изучение четырех
способов решения задач на нахождение расстояния
между скрещивающимися прямыми. Выбор способа
обусловлен, в первую очередь, особенностями
конкретной задачи, предоставленными ею
возможностями для выбора, и, во вторую очередь,
способностями и особенностями
«пространственного мышления» конкретного
учащегося. Каждый из этих способов позволяет
решить самую главную часть задачи — построение
отрезка, перпендикулярного обеим скрещивающимся
прямым (для вычислительной же части задач
деление на способы не требуется).
Основные способы решения задач на нахождение
расстояния между скрещивающимися прямыми
Нахождение длины общего перпендикуляра двух
скрещивающихся прямых, т.е. отрезка с концами на
этих прямых и перпендикулярного каждой из этих
прямых.
Нахождение расстояния от одной из
скрещивающихся прямых до параллельной ей
плоскости, проходящей через другую прямую.
Нахождение расстояния между двумя
параллельными плоскостями, проходящими через
заданные скрещивающиеся прямые.
Нахождение расстояния от точки, являющейся
проекцией одной из скрещивающихся прямых, на
перпендикулярную ей плоскость (так называемый
«экран») до проекции другой прямой на ту же
самую плоскость.
Проведем демонстрацию всех четырех способов на
следующей простейшей задаче: «В кубе с
ребром а найти расстояние между любым ребром
и диагональю не пересекающей его грани». Ответ: .
1 способ.
Рисунок 1
hскр перпендикулярна плоскости боковой
грани, содержащей диагональ d и
перпендикулярна ребру, следовательно, hскр
и является расстоянием между ребром а и
диагональю d.
2 способ.
Рисунок 2
Плоскость A параллельна ребру и проходит через
данную диагональ, следовательно, данная hскр
является не только расстоянием от ребра до
плоскости A, но и расстоянием от ребра до данной
диагонали.
3 способ.
Рисунок 3
Плоскости A и B параллельны и проходят через две
данные скрещивающиеся прямые, следовательно,
расстояние между этими плоскостями равно
расстоянию между двумя скрещивающимися прямыми.
4 способ.
Рисунок 4
Плоскость A перпендикулярна ребру куба. При
проекции на A диагонали d данная диагональ
обращается в одну из сторон основания куба.
Данная hскр является расстоянием между
прямой, содержащей ребро, и проекцией диагонали
на плоскость C, а значит и между прямой,
содержащей ребро, и диагональю.
Остановимся подробнее на применении каждого
способа для изучаемых в школе многогранников.
СПОСОБ I.
Применение первого способа достаточно
ограничено: он хорошо применяется лишь в
некоторых задачах, так как достаточно сложно
определить и обосновать в простейших задачах
точное, а в сложных — ориентировочное
местоположение общего перпендикуляра двух
скрещивающихся прямых. Кроме того, при
нахождении длины этого перпендикуляра в сложных
задачах можно столкнуться с непреодолимыми
трудностями.
Примеры
Задача 1. В прямоугольном параллелепипеде с
размерами a, b, h найти расстояние между
боковым ребром и не пересекающейся с ним
диагональю основания.
Рисунок 5
Пусть AHBD.
Так как А1А перпендикулярна плоскости АВСD ,
то А1А
AH.
AH перпендикулярна обеим из двух скрещивающихся
прямых, следовательно AH?- расстояние между
прямыми А1А и BD. В прямоугольном
треугольнике ABD, зная длины катетов AB и AD, находим
высоту AH, используя формулы для вычисления
площади прямоугольного треугольника. Ответ:
Задача 2. В правильной 4-угольной пирамиде с
боковым ребром L и стороной основания a
найти расстояние между апофемой и стороной
основания, пересекающей боковую грань,
содержащую эту апофему.
Рисунок 6
SHCD как
апофема, ADCD,
так как ABCD — квадрат. Следовательно, DH —
расстояние между прямыми SH и AD. DH равно половине
стороны CD. Ответ:
СПОСОБ II
Применение этого способа также ограничено в
связи с тем, что если можно быстро построить (или
найти уже готовую) проходящую через одну из
скрещивающихся прямых плоскость, параллельную
другой прямой, то затем построение
перпендикуляра из любой точки второй прямой к
этой плоскости (внутри многогранника) вызывает
трудности. Однако в несложных задачах, где
построение (или отыскивание) указанного
перпендикуляра трудностей не вызывает, данный
способ является самым быстрым и легким, и поэтому
доступен.
Примеры
Задача 2. Решение уже указанной выше задачи
данным способом особых трудностей не вызывает.
Рисунок 7
Плоскость EFM параллельна прямой AD, т. к AD || EF.
Прямая MF лежит в этой плоскости, следовательно,
расстояние между прямой AD и плоскостью EFM равно
расстоянию между прямой AD и прямой MF. Проведем OHAD. OH
EF, OH
MO,
следовательно, OH(EFM),
следовательно, OH — расстояние между прямой AD и
плоскостью EFM, а значит, и расстояние между прямой
AD и прямой MF. Находим OH из треугольника AOD.
Ответ:
Задача 3. В прямоугольном параллелепипеде с
размерами a,b и h найти расстояние между
боковым ребром и не пересекающейся с ним
диагональю параллелепипеда.
Рисунок 8
Прямая AA1 параллельна плоскости BB1D1D,
B1D принадлежит этой плоскости,
следовательно расстояние от AA1 до
плоскости BB1D1D равно расстоянию между
прямыми AA1 и B1D. Проведем AHBD. Также, AH
B1B,
следовательно AH(BB1D1D), следовательно AH
B1D, т. е. AH —
искомое расстояние. Находим AH из прямоугольного
треугольника ABD.
Ответ:
Задача 4. В правильной шестиугольной призме
A:F1 c высотой h и стороной основания a
найти расстояние между прямыми:
Рисунок 9 Рисунок 10
а) AA1 и ED1.
Рассмотрим плоскость E1EDD1. A1E1EE1, A1E1
E1D1,
следовательно
A1E1 (E1EDD1). Также A1E1
AA1.
Следовательно, A1E1 является
расстоянием от прямой AA1 до плоскости E1EDD1.
ED1(E1EDD1).,
следовательно AE1 — расстояние от прямой AA1
до прямой ED1. Находим A1E1 из
треугольника F1A1E1 по теореме
косинусов. Ответ:
б) AF и диагональю BE1.
Проведем из точки F прямую FH перпендикулярно BE.
EE1FH, FH
BE, следовательно
FH(BEE1B1),
следовательно FH является расстоянием между
прямой AF и (BEE1B1), а значит и
расстоянием между прямой AF и диагональю BE1.
Ответ:
СПОСОБ III
Применение этого способа крайне ограничено,
так как плоскость, параллельную одной из прямых
(способ II) строить легче, чем две параллельные
плоскости, однако способ III можно использовать в
призмах, если скрещивающиеся прямые принадлежат
параллельным граням, а также в тех случаях, когда
в многограннике несложно построить параллельные
сечения, содержащие заданные прямые.
Примеры
Задача 4.
Рисунок 11
а) Плоскости BAA1B1 и DEE1D1
параллельны, так как AB || ED и AA1 || EE1. ED1DEE1D1,
AA1(BAA1B1),
следовательно, расстояние между прямыми AA1
и ED1 равно расстоянию между плоскостями BAA1B1
и DEE1D1. A1E1AA1, A1E1
A1B1, следовательно, A1E1
BAA1B1.
Аналогично доказываем, что A1E1(DEE1D1). Т.о., A1E1
является расстоянием между плоскостями BAA1B1
и DEE1D1, а значит, и между прямыми AA1
и ED1. Находим A1E1 из треугольника
A1F1E1, который является
равнобедренным с углом A1F1E1,
равным .
Ответ:
Рисунок 12
б) Расстояние между AF и диагональю BE1
находится аналогично.
Ответ:.
Задача 5. В кубе с ребром а найти
расстояние между двумя непересекающимися
диагоналями двух смежных граней.
Данная задача рассматривается как
классическая в некоторых пособиях, но, как
правило, ее решение дается способом IV, однако
является вполне доступной для решения с помощью
способа III.
Рисунок 13
Некоторую трудность в данной задаче вызывает
доказательство перпендикулярности диагонали A1C
обеим параллельным плоскостям (AB1D1 ||
BC1D). B1CBC1 и BC1
A1B1, следовательно,
прямая BC1 перпендикулярна плоскости A1B1C,
и следовательно, BC1A1C. Также, A1C
BD.
Следовательно, прямая A1C перпендикулярна
плоскости BC1D. Вычислительная же часть
задачи особых трудностей не вызывает, так как hскр
= EF находится как разность между диагональю куба
и высотами двух одинаковых правильных пирамид A1AB1D1
и CC1BD.
Ответ:
СПОСОБ IV.
Данный способ имеет достаточно широкое
применение. Для задач средней и повышенной
трудности его можно считать основным. Нет
необходимости применять его только тогда, когда
один из трех предыдущих способов работает проще
и быстрее, так как в таких случаях способ IV может
только усложнить решение задачи, или сделать его
труднодоступным. Данный способ очень выгодно
использовать в случае перпендикулярности
скрещивающихся прямых, так как нет необходимости
построения проекции одной из прямых на «экран»
Примеры.
Задача 5. Все та же «классическая» задача
(с непересекающимися диагоналями двух смежных
граней куба) перестает казаться сложной, как
только находится «экран» — диагональное
сечение куба.
Рисунок 14
Экран:
Рисунок 15
Рассмотрим плоскость A1B1CD. C1F (A1B1CD),
т. к. C1FB1C
и C1FA1B1.
Тогда проекцией C1D на «экран» будет
являться отрезок DF. Проведем EMDF. Отрезок EM и будет являться расстоянием
между двумя непересекающимися диагоналями двух
смежных граней. Находим EM из прямоугольного
треугольника EDF. Ответ:.
Задача 6. В правильной треугольной пирамиде
найти расстояние и угол между скрещивающимися
прямыми: боковым ребром l и стороной
основания a.
Рисунок 16
В данной и аналогичных ей задачах способ IV
быстрее других способов приводит к решению, так
как построив сечение, играющее роль «экрана»,
перпендикулярно AC (треугольник BDM), видно, что
далее нет необходимости строить проекцию другой
прямой (BM) на этот экран. DH — искомое расстояние. DH
находим из треугольника MDB, используя формулы
площади. Ответ: .
План урока:
Понятие перпендикуляра
Расстояния между плоскостями и прямыми
Теорема о трех перпендикулярах
Угол между прямой и плоскостью
Задачи на перпендикуляры, наклонные, расстояния
Понятие перпендикуляра
Пусть есть некоторая плоскость α и точка М в пространстве, не лежащая на α. Проведем через М прямую, перпендикулярную α. Она пересечет α в какой-нибудь точке К. Отрезок МК именуют перпендикуляром к плоскости α.
Если через М мы проведем ещё одну прямую, пересекающую α, то она пересечет α в какой-нибудь точке Н. В результате мы получим прямоугольный ∆МНК:
Запомним некоторые геометрические термины. В таком построении:
- отрезок МН – это наклонная;
- отрезок НК – это проекция наклонной, или просто проекция;
- К – основание перпендикуляра;
- Н – основание наклонной.
Заметим, что в ∆МНК отрезок МН – это гипотенуза, а МК – это катет. Напомним, что катет всегда меньше гипотенузы. Отсюда вытекает вывод – длина перпендикуляра всегда меньше длины наклонной (конечно, если они проведены из одной точки).
Это значит, что из всех отрезков, которыми можно соединить точку и плоскость, именно перпендикуляр будет кратчайшим. Поэтому его называют расстоянием между точкой и плоскостью.
Расстояния между плоскостями и прямыми
Докажем довольно очевидный факт:
Действительно, пусть α и β – параллельные плоскости. Выберем на α произвольные точки М и Р, а далее опустим перпендикуляры из точек М и Р на β, которые пересекут β в точках Н и К соответственно:
Так как МН и РК перпендикулярны плоскости α, то они параллельны. Но также и α||β. Тогда, по теореме 12 из этого урока, отрезки МН и РК одинаковы, ч. т. д.
Этот факт позволяет ввести понятия расстояния между параллельными плоскостями.
Уточним, что если плоскости пересекаются, то расстояние между ними не может быть определено.
Далее рассмотрим случай с плоскостью α и параллельной ей прямой m. Оказывается, и в этом случае точки прямой равноудалены от плоскости.
Действительно, отметим на m произвольную точку К. Далее через K проведем такую плоскость β, что α||β. Так как точки β равноудалены от α, то нам достаточно показать, что m будет полностью принадлежать β:
Так как m и β уже имеют общую точку K, то они m либо пересекает β, либо лежит в ней. Будем рассуждать от противного и предположим, что m и β пересекаются. Так как m||α, то в α можно построить прямую n, параллельную m. Если m пересекает β, то и nтакже должна ее пересекать (по теореме 3 из этого урока). Но если n пересекает β, то точка их пересечения будет одновременно принадлежать и β, и α. То есть у этих плоскостей будет общая точка. Но α и β параллельны и потому не могут иметь общих точек. Значит, на самом деле m и β НЕ пересекаются. Остается один вариант – m принадлежит β, ч. т. д.
Из этой теоремы вытекает понятие расстояния между прямой и плоскостью.
Уточним, что если плоскость и прямая не параллельны, то расстояние между ними определить нельзя.
Осталось понять, как определять расстояние между прямыми в пространстве. Для параллельных прямых определение расстояния известно ещё из курса планиметрии. Естественно, что для пересекающихся прямых расстояние определить невозможно. Остается только случай скрещивающихся прямых.
Пусть прямые m и n скрещиваются. Тогда через n можно построить плоскость α, параллельную m. И наоборот, через m возможно провести плоскость β, параллельную n:
Далее опустим из какой-нибудь точки m перпендикуляр на α. Обозначим этот перпендикуляр как р. Тогда через пересекающиеся прямые m и р можно провести единственную плоскость γ:
Заметим, что плоскости α и γ обязательно пересекутся по некоторой прямой m’, причем m’||m. Действительно, m’ и m не могут скрещиваться, ведь они находятся в одной плоскости γ. Не могут они и пересекаться, ведь в противном случае точка их пересечения была бы общей для m и α, а они параллельны и общих точек не имеют.
Также заметим, что прямые n и m’ пересекаются, ведь они располагаются в одной плоскости α. Параллельными они быть не могут, ведь тогда по свойству транзитивности параллельности получилось бы, что и n||m, а это не так. Обозначим точку пересечения n и m’ буквой K.
Далее через K в плоскости γ проведем прямую р’, параллельную р:
Теперь начнем рассуждения. Если р⊥α, то также р⊥m’. Так как р’||р, то и р’⊥m’, ведь прямая, перпендикулярная одной из параллельных прямых, будет перпендикулярна и второй прямой. По этому же правилу из того факта, что m’||m и р’⊥m’ вытекает, что и m⊥р’. Наконец, если р⊥α, то р⊥n. Для ясности отметим все найденные нами прямые углы на рисунке:
В итоге получилось, что отрезок HK перпендикулярен и n, и m. По этой причине его называют общим перпендикуляром к прямым n и m. Именно он и считается расстоянием между скрещивающимися прямыми m и n.
Отдельно отметим, что HK – это ещё и общий перпендикуляр к α и β. Понятно, что так как р⊥α и р’||р, то и р’⊥α, то есть HK – перпендикуляр к α.
Теперь через точку H проведем прямую n’, параллельную n. Так как β||n, то n’ будет находиться в β (по теор. 6 в этом уроке).
Раз n||n’ и р’⊥n, то и р’⊥n’. Тогда получается, что в β есть сразу две пересекающихся прямых (это m и n’), которые перпендикулярны р’. Поэтому можно утверждать, что р’⊥β, то есть HK– перпендикуляр к β.
Отсюда сразу вытекает ещё один важный вывод – плоскости α и β параллельны, так как имеют общий перпендикуляр.
Итак, мы показали, что общий перпендикуляр можно построить для любых двух скрещивающихся прямых. Но можно построить ещё один такой перпендикуляр? Нельзя, и это можно показать.
Сначала заметим, что второй перпендикуляр нельзя провести через точку К, ведь в таком случае получалось бы, что к m проведены два различных перпендикуляра из одной и той же точки, что невозможно. Аналогично перпендикуляр не может проходить и через Н.
Предположим тогда, что второй перпендикуляр проходит через точки С и D, причем С находится на m, а D находится на n. То есть CD⊥m и СD⊥n:
Проведем через С прямую n’’, параллельную n. Раз СD⊥n и n||n’’, то и СD⊥n’’. При этом n’’ находится в β (это доказывается также, как и в случае с n’). Тогда получается, что в β есть две прямые, n’’ и m, каждая из которых перпендикулярна СD, и при этом n’’ и m пересекаются. Тогда CD⊥β. Из этого вытекает, что СD и HK параллельны, а потому через них можно провести плоскость δ. Этой плоскости будут принадлежать точки С, H, К и D. Но тогда в этой плоскости должны находиться прямые m и n, ведь они имеют с ней по две общих точки. Но m и n – скрещивающиеся прямые, то есть они никак не могут находиться в одной плоскости. Это противоречие означает, что второй общий перпендикуляр CD не существует.
Итак, из всех наших рассуждений мы можем сделать следующие выводы:
Теорема о трех перпендикулярах
Сформулируем важное утверждение, которое называют теоремой о трех перпендикулярах.
Проиллюстрируем теорему с помощью картинки:
Доказательство этой теоремы очень простое. Так как МК⊥α, то также МК⊥m. Теперь рассмотрим расположение плоскости МНК и прямой m. МК⊥m и HK⊥m. Тогда по признаку перпендикулярности можно утверждать, что m перпендикулярна всей плоскости HM, то есть каждой находящейся в ней прямой. В частности, m⊥HK, ч. т. д.
Оказывается, верно и обратное утверждение (так называемая обратная теорема о трех перпендикулярах):
Доказательство аналогично предыдущему. Так как m⊥MH и m⊥MK, то m⊥HMK. Отсюда вытекает, что и m⊥HK.
Угол между прямой и плоскостью
Проекция наклонной позволяет ввести такое понятие, как угол между прямой и плоскостью.
Пусть надо определить угол между прямой HM и плоскостью α:
Здесь надо просто построить перпендикуляр МК. В результате появится отрезок HK– проекция HM на α. Тогда угол между HM и HK, то есть ∠MHK, как раз и будет углом между HM и α.
Однако не всегда таким образом можно построить проекцию прямой. Проблемы возникнут, если прямая либо параллельна, либо перпендикулярна плоскости. В таких случаях используются такие правила:
Задачи на перпендикуляры, наклонные, расстояния
Рассмотрим несколько задач, в каждой из которых рассматривается куб АВСDEFGH. При этом предполагается, что ребро такого куба имеет длину, равную единице.
Задание. В кубе АВСDEFGH найдите расстояние между точкой А и гранью CDHG:
Решение. Ребро AD перпендикулярно грани DH (так как AD⊥DH и AD⊥CD). Поэтому как раз АD и является расстоянием между А и СDHG. Значит, оно равно единице.
Ответ: 1.
Примечание. Для решения следующих задач запомним, что ребро DH перпендикулярно грани АВСD. Вообще в кубе все ребра, пересекающиеся с гранями, перпендикулярны таким граням.
Задание. Найдите в кубе расстояние между вершиной А и плоскостью BDH:
Решение. Проведем на грани АВСD перпендикуляр АК из А к прямой BD:
Докажем, что АК – перпендикуляр в BDH. Для этого надо найти две прямые в BDH, перпендикулярные АК. Первая такая прямая – это BD (мы специально провели АК⊥BD). Вторая такая прямая – это DH. Действительно, DH перпендикулярна всей грани АВСD, а значит, и прямой АК.
Теперь найдем длину АК. Ее можно вычислить из прямоугольного ∆АКD. В нём ∠ADB =45°, ведь это угол между стороной квадрата АВСD и его диагональю.
Найти АК можно с помощью тригонометрии в ∆АКD:
Задание. Найдите расстояние от H до плоскости EDG:
Решение. Обозначим середину отрезка ЕD буквой М.Далее в ∆МНG опустим высоту из НК на сторону MG:
Попытаемся доказать, что HK – это перпендикуляр к EDG. Заметим, что ∆HDG и ∆EHG равны, ведь у них одинаковую длину имеют ребра DH, EH, ребро GH – общее, а ∠DHG и ∠EHG прямые. Тогда одинаковы отрезки EG и DG. Это означает, что ∆EGD – равнобедренный.
В ∆EGDMG– это медиана. Так как ∆EGD – равнобедренный, то MG одновременно ещё и высота, поэтому MD⊥MG.
Аналогично ∆EHD– равнобедренный (EH = HD), а потому MH в нем – и медиана, и высота. Поэтому MD⊥MH.
Получили, что MD перпендикулярен и MH, и MG, то есть двум прямым в плоскости MHG. Тогда MD перпендикулярен всей плоскости MHG, и, в частности, отрезку HK: HK⊥MD.
Но также MD⊥MG. Получается, KH перпендикулярен двум прямым в плоскости EDG, и потому он является перпендикуляром к плоскости EDG. Значит, именно его длину нам и надо найти.
Рассмотрим ∆MDH. Он прямоугольный, а ∠MDH = 45° (угол между стороной и диагональю квадрата). Тогда длину MH можно найти так:
Так как ребро GH перпендикулярно грани АЕНD, то ∆MHG – прямоугольный. Тогда по теореме Пифагора можно найти MG:
Далее можно найти HK разными способами, но проще воспользоваться подобием ∆MHG и ∆MKH. Они оба – прямоугольные, и у них есть общий угол ∠KMH, этого достаточно для подобия треугольников. Записываем пропорцию:
Здесь слева записано отношение сторон, лежащих против ∠KMH, а справа – отношение сторон, лежащих против прямых углов (то есть отношение гипотенуз). Используем пропорцию дальше:
Задание. Найдите расстояние между прямыми ВС и DH:
Решение. ВС и DH – скрещивающиеся. Надо найти общий перпендикуляр к ним. В данном случае он очевиден – это отрезок CD. Действительно, CD⊥ВС как стороны квадрата АВСD, но и DH⊥CD как стороны в другом квадрате, СDHG.. Длина же ребра CD равна единице, ведь у куба все ребра одинаковы.
Ответ: 1.
Задание. Каково расстояние между прямыми ВС и DG:
Решение.На грани СDHG опустим из С перпендикуляр СК на диагональ GD:
Будет ли СК являться расстоянием между ВС и DG? Ясно, что СК⊥DG. При этом ребро ВС перпендикулярно грани СGHD, так как ВС⊥СG и ВС⊥СD. Значит, также ВС⊥СК. То есть СК – общий перпендикуляр к ВС и DG, и по определению как раз и является искомым расстоянием.
Длину СК найдем из прямоугольного ∆СKG. ∠СGK составляет 45°, ведь это угол между диагональю DG и стороной квадрата СG. Тогда можно записать:
Задание. Найдите расстояние между ребрами АВ и HG:
Решение. Здесь ребра АВ и HG параллельны, так как каждая их них параллельна ребру CD. Проведем отрезок АН. Так как и АВ, и HG перпендикулярны грани АЕНD, то эти ребра одновременно перпендикулярны и АН. То есть АН – общий перпендикуляр к АВ и HG, и поэтому именно его длину и надо найти.
Сделать это можно из прямоугольного ∆АНD, в котором ∠НАD составляет 45°:
Задание. Чему равно расстояние между ребром AB и диагональю FD:
Решение. Пусть А1, D1, H1 и Е1 – середины ребер АВ, DC, HG, и EF соответственно. Проведем через А1, D1, H1 плоскость. Диагональ FD пересечет ее в какой-нибудь точке К:
Сначала покажем, что плоскости α и ADH (то есть нижняя грань) параллельны.
Заметим, что в четырехугольнике АА1D1D стороны АА1 и DD1 параллельны (ведь они лежат на сторонах квадрата АВСD) и одинаковы (ведь они составляют половину от длины ребер АВ и CD, то есть имеют длину 0,5). Тогда АА1D1D – параллелограмм. Более того, раз у него есть прямые углы ∠А1АDи ∠АDD1, то можно утверждать, что АА1D1D – прямоугольник. Тогда АD||A1D1. Аналогично можно показать, что DHH1D1 – прямоугольник, и DH||D1H1.
Далее можно действовать разными способами. Первый способ – это использование признака параллельности плоскостей (теорема 9 из этого урока). Так как в α есть пересекающиеся прямые А1D1и D1H1, а в плоскости ADH находятся прямые AD и DH, и АD||A1D1, и DH||D1H1, то по этому признаку α||ADH.
Однако, если этот признак вдруг оказался «забыт», то можно использовать отрезок DD1. Он перпендикулярен и грани ADHE, и плоскости α, ведь в каждой из них есть по две прямых, перпендикулярных ему. Это AD и DH на грани ADHE и A1D1и D1H1 в α. Тогда α и ADH перпендикулярны одной и той же прямой, а потому они параллельны. Так или иначе, мы выяснили, что α||ADH.
Отсюда вытекает, что α должна проходить через середину Е1. Действительно, расстояние между параллельными плоскостями не зависит от выбора точек измерения. В данном случае оно равно отрезку АА1, то есть 0,5. Но FE– это также общий перпендикуляр к α и ADH. Значит, α пересекает FE в точке, находящейся на расстоянии 0,5 от Е. А это как раз и есть середина FE, то есть точка Е1.
Далее докажем, что точка К, в которой прямая FD пересекает α – это середина отрезка Е1D1. Для этого удобно отдельно показать плоскость, проходящую через параллельные ребра FE и CD, то есть четырехугольник FEDC:
Заметим, так как ребра FE и CD перпендикулярны верхней и нижней грани, то они перпендикулярны и отрезкам FC и ED, то есть FEDC прямоугольник. Тогда FC||ED, и ∠Е1FD = ∠D1DF (накрест лежащие углы при секущей FD). ∠FKE1 и ∠DKD1 одинаковы уже как вертикальные углы. Тогда ∆FKE1 и ∆DKD1 подобны по 2 углам. Но отрезки FE1 и DD1 одинаковы как половины равных ребер FE и CD. Получается, что ∆FKE1 и ∆DKD1 равны, и поэтому Е1К = KD1. Это и значит, что К – середина Е1D1.
Также отметим, что Е1D1 – диагональ в четырехугольнике А1Е1Н1D1. Докажем, что А1Е1Н1D – это квадрат. Ранее мы уже показали, что АА1D1D и DHH1D1 – прямоугольники. Аналогично можно продемонстрировать, что прямоугольниками являются также АА1Е1Е и ЕЕ1Н1Н. Из этого вытекает равенство сторон:
То есть в А1Е1Н1D1 все стороны одинаковы, и эта фигура – ромб. Теперь надо показать, что и углы в этом четырехугольнике составляют 90°. Продемонстрируем это на примере ∠А1D1H1. AD⊥CDHG и AD||A1D1, поэтому А1D1⊥CDHG. Значит, также А1D перпендикулярна любой прямой на грани CDHG, в том числе и D1H1. То есть ∠А1D1H1 = 90°. Но если в ромбе хотя бы один угол прямой, то он является квадратом.
Итак, мы выяснили, что А1Е1Н1D1 – квадрат, а К – середина его диагонали Е1D1. Получается, что К – точка пересечения диагоналей квадрата А1Е1Н1D1, ведь эта точка пересечения как раз делит диагонали пополам.
Теперь мы можем наконец доказать, что А1К – это и есть искомое расстояние. Действительно, так как АВ – перпендикуляр к α, та А1К принадлежит α, то А1К⊥АВ. Но как же доказать, что А1К⊥FD. Здесь поможет теорема о трех перпендикулярах. Е1К – это проекция FK на α, и Е1К⊥А1К, ведь диагонали квадрата пересекаются под прямым углом. Раз отрезок А1К перпендикулярен проекции, то он перпендикулярен и самой наклонной, то есть А1К⊥FK.
Осталось лишь вычислить длину А1К. Для этого по аналогии с предыдущими задачами используем прямоугольный∆А1Е1К, в котором ∠А1Е1К = 45°:
Отвлечемся от куба и рассмотрим другую задачу.
Задание. В ∆АВС вписана окружность. Через центр этой окружности (точку О) проведена прямая ОН, причем она перпендикулярна плоскости АВС. Верно ли, что точка Н находится на одинаковом расстоянии от прямых АВ, АС и ВС?
Решение. Пусть N, K и M – точки касания окружности и сторон АВ, АС и ВС соответственно. Тогда ОN, OK и OM– радиусы, а они должны быть перпендикулярны касательным, то есть
Заметим, что ОN, OK и OM – это также проекции прямых HN, HK и HM соответственно. Раз отрезки АВ, АС и ВС перпендикулярны этим проекциям, то они должны быть перпендикулярны и наклонным:
Это значит, что HN, HK и HM– это расстояния от H до сторон ∆АВС. Осталось показать, что они одинаковы. Это можно сделать с помощью ∆HON, ∆HOK и ∆HOM. Они все прямоугольные, причем катет OH– общий, а катеты ON, OM и OK одинаковы как радиусы одной окружности. Отсюда вытекает вывод, что эти треугольники равны, то есть одинаковы и их гипотенузы HN, HKи HM, ч. т. д.
Теперь снова вернемся к кубу, чтобы на практике научиться определять угол между прямой и плоскостью.
Задание. Найдите угол между ребром куба BD и гранью СDHG:
Решение. ВС – это перпендикуляр к грани СDHG, поэтому CD– проекция BD на грань СDHG. Тогда нам надо найти ∠BDC. Он составляет 45°, так как это угол между стороной и диагональю квадрата АВСD:
Ответ: 45°.
Задание. Вычислите угол между ребром CD и плоскостью BDHF:
Решение. Нам надо из С опустить перпендикуляр на BDHF. Несложно догадаться, что для этого надо на грани ABCD опустить перпендикуляр СК на диагональ BD:
Действительно, СK⊥BD. Надо найти ещё одну прямую в BDHF, перпендикулярную СК. И такой прямой может быть BF. Так как BF перпендикулярна всей грани АВСD, то она обязательно перпендикулярна и СК. Получаем, что СК⊥BF и CK⊥BD, и тогда СK⊥BDHF.
Если СK– перпендикуляр, то KD – это проекция СD. Тогда искомый нами угол – это ∠СDK. Он равен 45°, ведь BD – диагональ квадрата АВСD, а CD – его сторона.
Ответ: 45°
Задание. Чему равен угол между прямой BD и плоскостью ABGH:
Решение. На нижней грани АЕНD опустим на АН перпендикуляр DK:
Заметим, что ребро АВ перпендикулярно грани АЕНD, поэтому KD⊥АВ. Но также KD⊥AH (мы специально построили так KD). Тогда можно утверждать, что KD – это перпендикуляр ко всей плоскости АВGH.
В таком случае BK – это проекция BD на AB. Значит, нам необходимо вычислить ∠DBK. Его можно найти из прямоугольного ∆DBK, но сперва надо вычислить длины сторон KD и BD.
ВD найдем из прямоугольного ∆ABD:
Теперь мы можем найти ∠DBK, а точнее его синус, из ∆DBK:
По таблице синусов легко определить, что ∠DBK = 30°.
Ответ: 30°.
В ходе сегодняшнего урока мы узнали о перпендикуляре к плоскости. Перпендикуляры используются для определения расстояний в стереометрии, а также угла между прямой и плоскостью.
Расстояния в пространстве
§ 18.Расстояние от точки до фигуры
Мы уже говорили о расстоянии между двумя точками (рис. 113).
Расстояние от точки M до фигуры F мы будем обозначать: ρ (M; F) Это обозначение не является общепринятым, но, как нам кажется, очень удобно. .
Если точка M принадлежит фигуре F, то расстояние от неё до фигуры F равно нулю. Например, расстояние от любой вершины куба до этого куба равно нулю.
Если точка M не принадлежит фигуре F, то рассматриваются всевозможные расстояния от данной точки до каждой точки фигуры F. Наименьшее из них и принимается за расстояние от точки M до фигуры F.
Таким образом: если точка M не принадлежит фигуре F и существует принадлежащая фигуре F точка A такая, что | MA| ⩽ |MX | для любой точки X фигуры F, то длина отрезка MA называется расстоянием от точки M до фигуры F, а точка A — ближайшей к точке M точкой фигуры F. При этом пишут: ρ (M; F) = | MA | (рис. 114).
Рис. 113
Рис. 114
Рис. 115
Заметим, что такое определение расстояния от точки до фигуры применимо как на плоскости, так и в пространстве. Более того, если точка M и фигура F лежат в одной плоскости (F — плоская фигура), то расстояние ρ(M; F) на плоскости будет таким же, как и в пространстве.
Рассмотрим расстояния от различных точек пространства до сферы S с центром O радиуса R.
Если точка M расположена вне шара с центром O и радиусом R (т. е. | OM | > R), то точка A пересечения отрезка OM со сферой S является ближайшей к M точкой этой сферы (что нетрудно показать при помощи неравенства треугольника) (рис. 115). Таким образом, ρ(M; S) = | MA | = | MO | – R.
Если точка M1 расположена внутри шара (рис. 115), но не совпадает с его центром (т. е. 0 < | OM1 | < R), то точка A1 пересечения луча OM1 со сферой является ближайшей к M1 точкой сферы, т. е. ρ (M1; S) = R – | OM1|.
Если точка M лежит на сфере, то ρ(M; S) = 0.
Если, наконец, точка M является центром сферы, то любая точка сферы является ближайшей к точке M и ρ(M; S) = R.
В данной фигуре F может не быть точек, ближайших к данной точке М. Такая ситуация может быть, например, в случае, когда фигура F — множество всех внутренних точек шара с центром О и радиусом, равным 1 (т. е. всех таких точек X, для которых 0 ⩽ | OX| < 1). Такое множество точек называют открытым шаром (шар без ограничивающей его сферы). Если при этом точка М удалена от центра О шара на расстояние, равное 5, то в открытом шаре нет точки, ближайшей к точке М: на отрезке МО не существует такой точки X, принадлежащей данному шару, для которой длина отрезка MX достигает своего минимума. Поэтому введённое выше определение расстояния от точки до замкнутой фигуры не распространяется для определения расстояния от данной точки до открытого множества точек («открытой» фигуры). В курсе школьной геометрии рассматриваются, вообще говоря, замкнутые фигуры: шар с ограничивающей его сферой — поверхностью шара, которую называют шаровой поверхностью; многогранник — геометрическое тело, границей (поверхностью) которого является объединение конечного числа многоугольников — многогранная поверхность. Об этом речь пойдёт в курсе стереометрии 11 класса.
Рис. 116
Рис. 117
Расстоянием от данной точки M до данной прямой a, не проходящей через точку M, является длина перпендикуляра, опущенного из точки M на прямую a (рис. 116); основание этого перпендикуляра есть ближайшая к M точка прямой a.
Рассмотрим, к примеру, правильный тетраэдр ABCD с длиной ребра a, в котором точка M — середина ребра AB. Найдём расстояния от этой точки до прямых, содержащих рёбра тетраэдра (рис. 117). Получаем:
ρ(M; AB) = 0, так как точка M лежит на прямой AB;
расстояния от точки M до прямых AC, BC, BD, AD равны , а ближайшей к M точкой, например, ребра BC является точка HBC, делящая это ребро в отношении BH : HC = 1 : 3;
Рис. 118
Рис. 119
так как треугольник MDC — равнобедренный (почему?), то нетрудно показать, что расстояние от точки M до прямой DC равно длине отрезка MK, где точка K — середина DC — является ближайшей к M точкой прямой CD. Поэтому ρ(M; DC) = | MK | = .
Расстоянием от точки M до плоскости α, не проходящей через эту точку, является длина перпендикуляра MA, опущенного из данной точки M на плоскость (рис. 118), а основание A этого перпендикуляра есть ближайшая к M точка плоскости α (это утверждение становится очевидным, если вспомнить о сравнении длин перпендикуляра и наклонной) (рис. 119).
Заметим, что если прямая a параллельна плоскости α, то расстояние между ними равно расстоянию от любой точки прямой a до плоскости α, так как это расстояние для любой точки прямой a одно и то же (рис. 120).
Далее, если две плоскости параллельны, то расстояние между ними равно расстоянию от любой точки одной из данных плоскостей до другой, так как расстояния от любой точки одной из этих плоскостей до другой плоскости одинаковы (рис. 121).
Рис. 120
Рис. 121
Докажите самостоятельно одно часто используемое при решении задач соотношение: пусть точки A и B не лежат в плоскости α, а прямая AB пересекает эту плоскость в точке O, тогда =
(рис. 122).
Рис. 122
Рис. 123
В качестве примера рассмотрим решение следующей задачи.
ЗадаЧа 1. Пусть MABCD — правильная четырёхугольная пирамида (рис. 123). Расстояние от точки O пересечения диагоналей квадрата ABCD до плоскости MBC равно 1. Требуется найти расстояние до плоскости MBC от: а) вершины D; б) точки K пересечения медиан треугольника MAD; в) точки F пересечения медиан треугольника MDC.
Решение. а) Так как точка O является серединой отрезка BD, то
=
= 2.
Следовательно, ρ(D; (MBC)) = 2.
б) Пусть N — середина AD, H — середина BC. Тогда ρ(N; (MBC)) = 2, так как точка O — середина NH и ρ(O; (MBC)) = 1.
Далее, прямая NK пересекает плоскость MBC в точке M и =
. Значит,
=
=
.
Тогда ρ(K; (MBC)) = .
в) Если DF пересекает MC (а следовательно, и плоскость (MBC)) в точке Q, то =
=
. А так как ρ(D; (MBC)) = 2, то ρ(F; (MBC)) =
.
Рис. 124
Отметим, что приведённый метод нахождения расстояния от точки до плоскости позволяет решать подобного рода задачи без построения на рисунках тех перпендикуляров, длины которых равны искомым расстояниям от точек до соответствующих плоскостей. (На рис. 123 перпендикуляры проведены для наглядности предложенного метода. Для решения задачи достаточно найти на рисунке подобные треугольники.)
Многие задачи на нахождение расстояний в пространстве состоят в нахождении расстояния от некоторой точки M, не лежащей в плоскости α, до фигуры F, лежащей в этой плоскости. Для решения задач такого рода удобно применять следующий приём.
Опустим из точки M на плоскость α перпендикуляр MH. Его длина | MH| = h есть расстояние от точки M до плоскости α (рис. 124).
Если точка H принадлежит фигуре F, то расстояние от точки M до фигуры F равно h.
Если же точка H не принадлежит фигуре F, то мы находим на фигуре F точку A, ближайшую к H. Тогда расстояние от точки M до фигуры F равно длине отрезка AM, т. е.
| AM |2 = ρ2(M; F) = ρ2(M; α) + ρ2(H; F).
Действительно, так как A — точка фигуры F, ближайшая к точке H, то | HA | ⩽ | HN | для любой точки N фигуры F. После применения теоремы Пифагора к прямоугольным треугольникам AMH и NMH получаем соответственно | MA |2 = ρ2(M; α) + | HA |2 и | MN |2 = ρ2(M; α) + HN2, откуда (с учётом | HA | ⩽ | HN |) следует | MA |2 ⩽ | MN |2, т. е. | MA | ⩽ | MN |.
Используя соотношение ρ2(M; F) = ρ2(M; α) + ρ2(H; F), попробуйте придумать новое доказательство теоремы о трёх перпендикулярах.
Для иллюстрации сказанного выше рассмотрим решение задачи.
Рис. 125
ЗадаЧа 2. Из вершины A трапеции ABCD (AB = BC = CD = a; AD = 2a) к её плоскости проведён перпендикуляр AM, длина которого равна a. Найти расстояния от точки M до прямых, содержащих стороны и диагонали данной трапеции (рис. 125, а, б).
Решение. Расстояния от точки M до прямых AB, AC и AD равны a, так как эти прямые содержат точку A — основание перпендикуляра, опущенного из точки M на плоскость трапеции.
Так как расстояние от точки A до прямой BC равно высоте трапеции и равно , то расстояние от M до прямой BC равно
=
.
Расстояние от точки A до прямой DC равно длине диагонали AC (треугольник ACD — прямоугольный) и равно , следовательно, расстояние от точки M до прямой DC равно
= 2a.
Расстояние от точки A до прямой BD равно длине отрезка AB (треугольник ABD — прямоугольный), следовательно, расстояние от точки M до прямой BD равно .
Рис. 126
При решении задач на нахождение угла между прямой и плоскостью полезно пользоваться следующим приёмом.
Пусть расстояние от точки A до плоскости α равно h, а точка O лежит в плоскости α. Тогда синус угла ϕ между прямой OA и плоскостью α равен sin ϕ =
(рис. 126)
.
Рис. 127
Есть удобное соотношение и для нахождения угла φ между двумя пересекающимися плоскостями α и β. Именно, если точка A лежит в плоскости α, а расстояния от неё до плоскости β и до прямой пересечения данных плоскостей равны соответственно h и m, то синус угла между плоскостями α и β равен sin ϕ =
(рис. 127).
Расстояние от точки до прямой можно измерить как расстояние от этой дочки до плоскости, в которой лежит прямая Расстояние — это длина перпендикуляра, опущенного из точки В на плоскость АА₁Д₁Д.Этим перпендикуляром является ребро куба ВА (ВА=1).Ва перпендик-но АА₁Д₁Д, т.к.АВ перп-но АА₁ и АВ перп-но АД (как стороны квадратов АА₁В₁В и АВСД). По признаку перпенд-ти пряой и плоскости АВ перп-но АА₁Д₁Д (той плоскости, где лежат прямые АА₁ и АД). Значит расстояние равно 1 см.
Enter the vertical distance and the horizontal distance into the Diagonal Distance Calculator. The calculator will evaluate and display the Diagonal Distance.
- All Distance Calculators
- Vertical Distance Calculator
- Horizontal and Vertical Velocity Calculator
- Stopping Sight Distance Calculator
Diagonal Distance Formula
The following formula is used to calculate the Diagonal Distance.
- Where DD is the Diagonal Distance
- V is the vertical distance
- H is the horizontal distance
To calculate the diagonal distance, sum the vertical distance squared and the horizontal distance square, then take the square root.
How to Calculate Diagonal Distance?
The following example problems outline how to calculate Diagonal Distance.
Example Problem #1:
- First, determine the vertical distance.
- The vertical distance is given as: 7.
- Next, determine the horizontal distance.
- The horizontal distance is provided as: 9.
- Finally, calculate the Diagonal Distance using the equation above:
DD = sqrt (V^2+H^2)
The values given above are inserted into the equation below and the solution is calculated:
DD = sqrt (7^2+9^2) = 11.4
Example Problem #2:
For this problem, the variables needed are provided below:
vertical distance = 10
horizontal distance = 15
This example problem is a test of your knowledge on the subject. Use the calculator above to check your answer.
DD = sqrt (V^2+H^2) = ?