Как найти расстояние от точки до гипотенузы

Как найти расстояние между двумя точками?

Расстоянием между точками также называют прямую,
у которой одна из точек это начало, а соответственно
другая конец. Найти расстояние между этими
двумя точками, значит найти длину прямой,
связывающей точки.

Есть много разных способов найти расстояние между
двумя точками, но самый универсальный, на мой взгляд,
это найти расстояние взяв за основу Теорему Пифагора.
Исходя из этой теоремы, можно сказать, что в нашем
случае расстоянием(прямой), является гипотенуза,
а чем тогда являются точки, сейчас разберемся.

Формулировка великой Теоремы Пифагора звучит так:
в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен
сумме квадратов катетов. Или же кратко, формулой:
( c^2 = a^2 + b^2 ) где c — это гипотенуза, a и b — катеты.

Формулировка этой теоремы применяется почти всегда и везде,
где нужно найти расстояние от чего-то до чего-то. Сейчас, мы
используя эту теорему найдем расстояние между точками.

Итак, для примера возьмем точки с координатами
первой точки — x1 = 0; y1 = 4, второй точки — x2 =3; y2 = 0.
Как же нам теперь выразить точки через катеты a и b ?
Читайте дальше, все гениальное просто.

На рисунке 1 мы изобразили для наглядности
прямоугольный треугольник, с координатами
которые мы взяли для примера. На рисунке 2
тот же самый прямоугольный треугольник,
только без координат! Эти два прямоугольных
треугольника идентичные, поэтому вернемся
к Теореме Пифагора.

Заменяем длины катетов a и b, из Теоремы Пифагора,
на разность координат точек. ​Взгляните на формулу,
которая получилась:

Подставляем наши координаты:

В итоге получилось, что расстояние в нашем примере
равно 5(корень из 25). Как видите все просто, и вы можете
смело применять эту формулу, решая не только задачи,
но и на практике, находя расстояние зная только две точки.

Свойства высоты прямоугольного треугольника

В данной публикации мы рассмотрим основные свойства высоты в прямоугольном треугольнике, а также разберем примеры решения задач по этой теме.

Примечание: треугольник называется прямоугольным, если один из его углов является прямым (равняется 90°), а два остальных – острые ( Содержание скрыть

Свойства высоты в прямоугольном треугольнике

Свойство 1

В прямоугольном треугольнике две высоты (h1 и h2) совпадают с его катетами.

Третья высота (h3) опускается на гипотенузу из прямого угла.

Свойство 2

Ортоцентр (точка пересечения высот) прямоугольного треугольника находится в вершине прямого угла.

Свойство 3

Высота в прямоугольном треугольнике, проведенная к гипотенузе, делит его на два подобных прямоугольных треугольника, которые также подобны исходному.

Аналогичным образом доказывается, что ∠ABD = ∠DAC.

Свойство 4

В прямоугольном треугольнике высота, проведенная к гипотенузе, вычисляется следующим образом:

1. Через отрезки на гипотенузе, образованные в результате ее деления основанием высоты:

2. Через длины сторон треугольника:

Данная формула получена из Свойства синуса острого угла в прямоугольном треугольнике (синус угла равен отношению противолежащего катета к гипотенузе) :


Примечание: к прямоугольному треугольнику, также, применимы общие свойства высоты, представленные в нашей публикации – “Высота в треугольнике abc: определение, виды, свойства”.

Пример задачи

Задача 1
Гипотенуза прямоугольного треугольника поделена высотой, проведенной к ней, на отрезки 5 и 13 см. Найдите длину этой высоты.

Решение
Воспользуемся первой формулой, представленной в Свойстве 4:

Задача 2
Катеты прямоугольного треугольника равны 9 и 12 см. Найдите длину высоты, проведенной к гипотенузе.

Решение
Для начала найдем длину гипотенузы по теореме Пифагора (пусть катеты треугольника – это “a” и “b”, а гипотенуза – “c”):
c 2 = a 2 + b 2 = 9 2 + 12 2 = 225.
Следовательно, с = 15 см.

Теперь можно применить вторую формулу из Свойства 4, рассмотренного выше:

Как найти стороны прямоугольного треугольника

Онлайн калькулятор

Чтобы вычислить длины сторон прямоугольного треугольника вам нужно знать следующие параметры (либо-либо):

  • для гипотенузы (с):
    • длины катетов a и b
    • длину катета (a или b) и прилежащий к нему острый угол (β или α, соответственно)
    • длину катета (a или b) и противолежащий к нему острый угол (α или β, соответственно)
  • для катета:
    • длину гипотенузы (с) и длину одного из катетов
    • длину гипотенузы (с) и прилежащий к искомому катету (a или b) острый угол (β или α, соответственно)
    • длину гипотенузы (с) и противолежащий к искомому катету (a или b) острый угол (α или β, соответственно)
    • длину одного из катетов (a или b) и прилежащий к нему острый угол (β или α, соответственно)
    • длину одного из катетов (a или b) и противолежащий к нему острый угол (α или β, соответственно)

Введите их в соответствующие поля и получите результат.

Найти гипотенузу (c)

Найти гипотенузу по двум катетам

Чему равна гипотенуза (сторона с) если известны оба катета (стороны a и b)?

Формула

следовательно: c = √ a² + b²

Пример

Для примера посчитаем чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника если катет a = 3 см, а катет b = 4 см:

c = √ 3² + 4² = √ 9 + 16 = √ 25 = 5 см

Найти гипотенузу по катету и прилежащему к нему острому углу

Чему равна гипотенуза (сторона с) если известны один из катетов (a или b) и прилежащий к нему угол?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника если катет a = 2 см, а прилежащий к нему ∠β = 60°:

c = 2 / cos(60) = 2 / 0.5 = 4 см

Найти гипотенузу по катету и противолежащему к нему острому углу

Чему равна гипотенуза (сторона с) если известны один из катетов (a или b) и противолежащий к нему угол?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника если катет a = 2 см, а противолежащий к нему ∠α = 30°:

c = 2 / sin(30) = 2 / 0.5 = 4 см

Найти гипотенузу по двум углам

Найти гипотенузу прямоугольного треугольника только по двум острым углам невозможно.

Найти катет

Найти катет по гипотенузе и катету

Чему равен один из катетов прямоугольного треугольника если известны гипотенуза и второй катет?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равен катет a прямоугольного треугольника если гипотенуза c = 5 см, а катет b = 4 см:

a = √ 5² — 4² = √ 25 — 16 = √ 9 = 3 см

Найти катет по гипотенузе и прилежащему к нему острому углу

Чему равен один из катетов прямоугольного треугольника если известны гипотенуза и прилежащий к искомому катету острый угол?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равен катет b прямоугольного треугольника если гипотенуза c = 5 см, а ∠α = 60°:

b = 5 ⋅ cos(60) = 5 ⋅ 0.5 = 2.5 см

Найти катет по гипотенузе и противолежащему к нему острому углу

Чему равен один из катетов прямоугольного треугольника если известны гипотенуза и противолежащий к искомому катету острый угол?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равен катет a прямоугольного треугольника если гипотенуза c = 4 см, а ∠α = 30°:

a = 4 ⋅ sin(30) = 4 ⋅ 0.5 = 2 см

Найти катет по второму катету и прилежащему к нему острому углу

Чему равен один из катетов прямоугольного треугольника если известен другой катет и прилежащий к нему острый угол?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равен катет b прямоугольного треугольника если катет a = 2 см, а ∠β = 45°:

b = 2 ⋅ tg(45) = 2 ⋅ 1 = 2 см

Найти катет по второму катету и противолежащему к нему острому углу

Чему равен один из катетов прямоугольного треугольника если известен другой катет и противолежащий к нему острый угол?

Формула
Пример

Для примера посчитаем чему равен катет a прямоугольного треугольника если катет b = 3 см, а ∠β = 35°:

источники:

Свойства высоты прямоугольного треугольника

http://poschitat.online/storony-pryamougolnogo-treugolnika


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Теорема Пифагора связывает три стороны прямоугольного треугольника одной формулой, которой пользуются до сих пор. Теорема гласит, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы: a2 + b2 = c2, где a и b — катеты треугольника (стороны, пересекающиеся под прямым углом), с — гипотенуза треугольника. Теорема Пифагора применима во многих случаях, например, при помощи этой теоремы легко найти расстояние между двумя точками на координатной плоскости.

  1. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 1

    1

    Убедитесь, что данный вам треугольник является прямоугольным, так как теорема Пифагора применима только к прямоугольным треугольникам. В прямоугольных треугольниках один из трех углов всегда равен 90 градусам.

    • Прямой угол в прямоугольном треугольнике обозначается значком в виде квадрата, а не в виде кривой, которая обозначает непрямые углы.
  2. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 2

    2

    Обозначьте стороны треугольника. Катеты обозначьте как «а» и «b» (катеты — стороны, пересекающиеся под прямым углом), а гипотенузу — как «с» (гипотенуза — самая большая сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла).

  3. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 3

    3

    Определите, какую сторону треугольника требуется найти. Теорема Пифагора позволяет найти любую сторону прямоугольного треугольника (если известны две другие стороны). Определите, какую сторону (a, b, c) необходимо найти.

    • Например, дана гипотенуза, равная 5, и дан катет, равный 3. В этом случае необходимо найти второй катет. Мы вернемся к этому примеру позднее.
    • Если две другие стороны неизвестны, необходимо найти длину одной из неизвестных сторон, чтобы иметь возможность применить теорему Пифагора. Для этого используйте основные тригонометрические функции (если вам дано значение одного из непрямых углов).
  4. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 4

    4

    Подставьте в формулу a2 + b2 = c2 данные вам значения (или найденные вами значения). Помните, что a и b — это катеты, а с — гипотенуза.

    • В нашем примере напишите: 3² + b² = 5².
  5. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 5

    5

    Возведите в квадрат каждую известную сторону. Или же оставьте степени — вы можете возвести числа в квадрат позже.

    • В нашем примере напишите: 9 + b² = 25.
  6. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 6

    6

    Обособьте неизвестную сторону на одной стороне уравнения. Для этого перенесите известные значения на другую сторону уравнения. Если вы находите гипотенузу, то в теореме Пифагора она уже обособлена на одной стороне уравнения (поэтому делать ничего не нужно).

    • В нашем примере перенесите 9 на правую сторону уравнения, чтобы обособить неизвестное b². Вы получите b² = 16.
  7. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 7

    7

    Извлеките квадратный корень из обеих частей уравнения. На данном этапе на одной стороне уравнения присутствует неизвестное (в квадрате), а на другой стороне — свободный член (число).

    • В нашем примере b² = 16. Извлеките квадратный корень из обеих частей уравнения и получите b = 4. Таким образом, второй катет равен 4.
  8. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 8

    8

    Используйте теорему Пифагора в повседневной жизни, так как ее можно применять в большом числе практических ситуаций. Для этого научитесь распознавать прямоугольные треугольники в повседневной жизни — в любой ситуации, в которой два предмета (или линии) пересекаются под прямым углом, а третий предмет (или линия) соединяет (по диагонали) верхушки двух первых предметов (или линий), вы можете использовать теорему Пифагора, чтобы найти неизвестную сторону (если две другие стороны известны).

    • Пример: дана лестница, прислоненная к зданию. Нижняя часть лестницы находится в 5 метрах от основания стены. Верхняя часть лестницы находится в 20 метрах от земли (вверх по стене). Какова длина лестницы?
      • «в 5 метрах от основания стены» означает, что а = 5; «находится в 20 метрах от земли» означает, что b = 20 (то есть вам даны два катета прямоугольного треугольника, так как стена здания и поверхность Земли пересекаются под прямым углом). Длина лестницы есть длина гипотенузы, которая неизвестна.
        • a² + b² = c²
        • (5)² + (20)² = c²
        • 25 + 400 = c²
        • 425 = c²
        • с = √425
        • с = 20,6. Таким образом, приблизительная длина лестницы равна 20,6 метров.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 9

    1

    Выберите две точки на координатной плоскости. По теореме Пифагора можно вычислить длину отрезка, соединяющего две точки на координатной прямой. Для этого необходимо знать координаты (х,у) каждой точки.

    • Чтобы найти расстояние между двумя точками, вы будете рассматривать точки в качестве вершин треугольника, не прилежащих к прямому углу прямоугольного треугольника. Таким образом, вы сможете легко найти катеты треугольника, а затем вычислить гипотенузу, которая равна расстоянию между двумя точками.
  2. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 10

    2

    Нанесите точки на координатную плоскость. Отложите координаты (х,у), где координата «х» откладывается по горизонтальной оси, а «у» — по вертикальной. Вы можете найти расстояние между точками без построения графика, но график позволяет визуально представить процесс ваших вычислений.

  3. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 11

    3

    Найдите катеты треугольника. Вы можете сделать это, измерив длину катетов непосредственно на графике или с помощью формул: |x1 — x2| для вычисления длины горизонтального катета, и |y1 — y2| для вычисления длины вертикального катета, где (x1,y1) – координаты первой точки, а (x2,y2) – координаты второй точки.

    • Пример: даны точки: А(6,1) и В(3,5). Длина горизонтального катета:
      • |x1 — x2|
      • |3 — 6|
      • | -3 | = 3
    • Длины вертикального катета:
      • |y1 — y2|
      • |1 — 5|
      • | -4 | = 4
    • Таким образом, в прямоугольном треугольнике а = 3 и b = 4.
  4. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 12

    4

    Используйте теорему Пифагора для нахождения гипотенузы. Расстояние между двумя точками равно гипотенузе треугольника, две стороны которого вы только что нашли. Используйте теорему Пифагора, чтобы найти гипотенузу, подставив в формулу найденные значения катетов (a и b).

    • В нашем примере а = 3 и b = 4. Гипотенуза вычисляется следующим образом:
      • (3)²+(4)²= c²
        c= √(9+16)
        c= √(25)
        c= 5. Расстояние между точками А(6,1) и В(3,5) равно 5.

    Реклама

Советы

  • Гипотенуза всегда:
    • лежит напротив прямого угла;
    • является самой длинной стороной прямоугольного треугольника;
    • обозначается как «с» в теореме Пифагора;
  • √(х) означает «квадратный корень из х».
  • Не забывайте проверять ответ. Если ответ кажется неправильным, проделайте вычисления снова.
  • Еще один момент — самая длинная сторона лежит напротив наибольшего угла, а самая короткая сторона — напротив наименьшего угла.
  • Выучите числа пифагоровой тройки, образующие стороны прямоугольного треугольника. Самая примитивная пифагорова тройка — это 3, 4, 5. Так, зная длину двух сторон, третью искать не придется.
    • Помните, гипотенуза — всегда самая длинная сторона.
  • Если дан обычный треугольник (а не прямоугольный), то требуется больше информации, чем просто длины двух сторон.
  • Графики являются наглядным способом нанесения обозначений а, b и с. Если вы решаете задачу, то в первую очередь постройте график.
  • Если дана длина только одной стороны, то теорему Пифагора применять нельзя. Попробуйте использовать тригонометрию (sin, cos, tan).
  • Если речь идет о задаче из некого сюжета, можно смело предположить, что деревья, столбы, стены и так далее образуют прямой угол с землей, если не указано иное.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 140 209 раз.

Была ли эта статья полезной?

Задание. Высота прямоугольного треугольника
$ABC$, опущенная на гипотенузу, равна
9,6. Из вершины
$C$ прямого угла восставлен к плоскости треугольника
$ABC$ перпендикуляр
$CM$, причем
$CM=28$. Найти расстояние от точки
$M$ до гипотенузы
$AB$.

Решение. Пусть
$CH$ — высота заданного прямоугольного треугольника
$ABC$ (рис. 3).

Тогда $MH$ — наклонная к плоскости треугольника
$ABC$, а
$CH$ — проекция этой наклонной на плоскость треугольника.

Так как
$C H perp A B$, то по теореме о трех перпендикулярах и
$M H perp A B$. Значит, длина отрезка
$MH$ равна искомому расстоянию от точки
$M$ до гипотенузы
$AB$.

Из прямоугольного треугольника $MCH$
по теореме Пифагора находим, что

$$M H=sqrt{M C^{2}+C H^{2}}=sqrt{28^{2}+9,6^{2}}=sqrt{876,16}=29,6$$

Ответ. $M H=29,6$

2021-07-22   comment

Точка пересечения медиан прямоугольного треугольника удалена от катетов на расстояния 3 и 4. Найдите расстояние от этой точки до гипотенузы.

Решение:



Первый способ. Пусть $M$ — точка пересечения медиан прямоугольного треугольника $ABC$ с катетами $AC$ и $BC$, $P$ и $Q$ — проекции точки $M$ на $AC$ и $BC$ соответственно, $MP=3$, $MQ=4$, $K$ — середина $BC$.
Поскольку медианы треугольника делятся точкой пересечения в отношении $2:1$, считая от вершины треугольника, то

$frac{AC}{PC}=frac{AK}{MK}=3.$

Поэтому

$AC=3PC=3MQ=12.$

Аналогично $BC=9$. Тогда $AB=15$.

$S_{Delta ABC}=frac{1}{2}ACcdot BC=54.$

С другой стороны,

$S_{Delta ABC}=S_{Delta AMC}+S_{Delta BMC}+S_{Delta AMB}=frac{1}{2}ACcdot MP+frac{1}{2}BCcdot MQ+frac{1}{2}ABcdot x=18+18+frac{15cdot x}{2},$

где $x$ — искомое расстояние. Следовательно,

$x=frac{2(54-36)}{15}=frac{12}{5}.$

Второй способ. Пусть $M$ — точка пересечения медиан прямоугольного треугольника $ABC$ с катетами $AC$ и $BC$, $P$ и $Q$ — проекции точки $M$ на $AC$ и $BC$ соответственно, $MP=3$, $MQ=4$, $K$ — середина $BC$.
Поскольку медианы треугольника делятся точкой пересечения в отношении $2:1$, считая от вершины треугольника, то

$frac{AC}{PC}=frac{AK}{MK}=3.$

Поэтому

$AC=3PC=3MQ=12.$

Аналогично $BC=9$. Тогда $AB=15$.
Пусть $h$ — высота треугольника $ABC$, проведённая из вершины прямого угла, $H$ — проекция точки $M$ на $AB$. Поскольку

$h=frac{ACcdot BC}{AB}=frac{9cdot12}{15}=frac{36}{5},$

то $MH=frac{1}{3}h=frac{12}{5}$.

Тема: Перпендикуляр и наклонные

Урок: Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах

Тема урока

На этом уроке мы введем понятия расстояния от точки до плоскости, рассмотрим и докажем важнейшую теорему о трех перпендикулярах.

Расстояние от точки до плоскости

Рассмотрим плоскость α и точку А, которая лежит вне этой плоскости (рис. 1). Как известно, из точки А можно провести единственную прямую АH перпендикулярную плоскости α. Проведем прямую АН перпендикулярно плоскости α, .

Рис. 1.

Определение. Отрезок АН называется перпендикуляром, проведенным из точки А к плоскости α. То есть, перпендикуляр – это отрезок.

Определение. Пусть точка М другая произвольная точка плоскости α. Тогда отрезок АМ называется наклонной, а отрезок МН называется проекцией наклонной АМ на плоскость α. 

Определение. Расстоянием от точки А до плоскости α называют длину перпендикуляра АН. Обозн.: ρ(А; α) = АН. Заметим, что АН – наименьшее из расстояний между точкой А и любой точкой плоскости.Действительно, в прямоугольном треугольнике АНМ перпендикуляр (катет АН) короче наклонной (гипотенузы АМ).

Таким образом, чтобы найти расстояние между точкой и плоскостью, нужно найти длину перпендикуляра от точки до плоскости.

Расстояние между параллельными плоскостями

Плоскость α и плоскость β параллельны. На плоскости β выберем произвольную точку А (рис. 2). Из точки А опустим перпендикуляр АА0 на плоскость α. Перпендикуляр АА0 и назовем расстоянием между плоскостями α и β.

Рис. 2. Расстояние между параллельными плоскостями

Заметим, что длина этого перпендикуляра не зависит от того, какую точку мы выбрали.

 Например, выберем другую точку В, опустим перпендикуляр ВВ0. Прямые  АА0 и ВВ0 перпендикулярны одной и той же плоскости, значит, прямые  АА0 и ВВ0 параллельны. Тогда из свойств параллельных плоскостей отрезки АА0 и ВВ0 равны.

Расстояние между прямой и плоскостью

Расстояние между прямой и плоскостью определяется в случаях, когда прямая параллельна плоскости. Тогда все точки прямой а равноудалены от плоскости α. Выберем любую точку А на прямой а, опустим перпендикуляр АА0 на плоскость α (рис. 3). Длина перпендикуляра АА0 и называется расстоянием между прямой а и параллельной ей плоскостью α.

Обозн.: АА0 = р(а; α).

Рис. 3. Расстояние между прямой и плоскостью

5. Теорема о трех перпендикулярах

Теорема о трех перпендикулярах

Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.

Дано:

 

 

 

Доказать:

 

Рис. 4.

Доказательство:

Пусть нам дана плоскость α (рис. 4). Проведем перпендикуляр АН к плоскости α, АМ — наклонная, М – основание наклонной. НМ – это проекция наклонной АМ на плоскость α. В плоскости α проведем прямую а через основание наклонной М перпендикулярно проекции НМ. Нужно доказать, что прямая а перпендикулярна наклонной АМ.

Прямая АН перпендикулярна плоскости α, а значит, и всем прямым, лежащим в ней. Значит, прямая АН перпендикулярна прямой а. Прямая НМ перпендикулярна прямой а по условию. Имеем, что прямая а перпендикулярна двум пересекающимся прямым АН и НМ плоскости АНМ, значит, по признаку, прямая а перпендикулярна плоскости АНМ.Прямая АМ лежит в плоскости АНМ. Значит, прямая а перпендикулярна прямой АМ, что и требовалось доказать.

6. Обратная теорема

Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции. 

Дано:

 

 

 

Доказать:

 

Доказательство:

Пусть нам дана плоскость α (рис. 4). Проведем перпендикуляр АН к плоскости α, АМ — наклонная. НМ – это проекция наклонной АМ на плоскость α. В плоскости α проведем прямую а через основание наклонной М перпендикулярно наклонной AМ. Нужно доказать, что прямая а перпендикулярна проекции HМ.

Прямая АН перпендикулярна плоскости α, а значит, и всем прямым, лежащим в ней. Значит, прямая АН перпендикулярна прямой а. Прямая AМ перпендикулярна прямой а по условию. Имеем, что прямая а перпендикулярна двум пересекающимся прямым АН и AМ плоскости АНМ, значит, по признаку, прямая а перпендикулярна плоскости АНМ.Прямая HМ лежит в плоскости АНМ. Значит, прямая а перпендикулярна прямой HМ, что и требовалось доказать.

7. Замечание к теореме о трех перпендикулярах

В доказанной прямой и обратной теореме точка М (основание наклонной) лежала на прямой , лежащей в плоскости α. Давайте проведем в плоскости α другую прямую а, которая параллельна . Тогда углы между прямыми a, АМ, НМ не изменятся. И из перпендикулярности прямой а и прямой АМ будет вытекать перпендикулярность прямой а и прямой НМ и наоборот.

Рис. 5.

8. Задача 1

Из некоторой точки проведены к данной плоскости перпендикуляр и наклонная, угол между которыми равен

а) Найти наклонную и ее проекцию на данную плоскость, если перпендикуляр равен d.

б) Найти перпендикуляр и проекцию наклонной, если наклонная равна m.

Рис. 6.

а) Дано:

 

 

 

Найти:

 

Решение:

Итак, имеем плоскость α, точку А,  (рис. 6). Вспомним, перпендикуляром называется отрезок АН, который проведен из точки А к плоскости , АМ – наклонная.

Мы имеем треугольник АНМ. Этот треугольник прямоугольный. Для того чтобы найти гипотенузу АМ, нужно катет АН разделить на косинус прилежащего угла НАМ.

Найдем катет НМ.

Ответ:

б) Дано:

 

 

 

Найти:

 

Решение:

АН перпендикуляр, АМ – наклонная, угол между ними , известна длина наклонной АМ. Нужно найти длину перпендикуляра АН и длину проекции НМ

Задача снова свелась к решению прямоугольного треугольника НАМ. Найдем катет АН.

Найдем катет .

Ответ:

9. Задача 2

Через вершину А прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С проведена прямая АD, перпендикулярная к плоскости треугольника. 

а) докажите, что треугольник СВD прямоугольный.

б) найдите ВD, если ВС = а, DС = b

Рис. 7.

Дано: ∆АСВ = 90°, АDАВС.

ВС = а, DС = b

Доказать: ∆CBDпрямоугольный.

Найти: ВD

Решение:

а) Треугольник АВС прямоугольный, угол при вершине С прямой.

АD перпендикуляр к плоскости АВС. Требуется доказать, что треугольник СВD прямоугольный. Для наклонной отрезок АС является проекцией, потому что DA перпендикуляр ко всей плоскости АВС. По условию прямая ВС, лежащая в плоскости треугольника, перпендикулярна проекции наклонной АС, значит, по теореме о трёх перпендикулярах она перпендикулярна и самой наклонной CD. То есть ВСCD, а значит ∆ВСD прямоугольный.

б) Найдем гипотенузу ВD из прямоугольного треугольника СВD с помощью теоремы Пифагора.

Ответ:

10. Задача 3

Отрезок — перпендикуляр к плоскости квадрата АВСD, где точка О – центр квадрата.

Доказать: ВDSC

Рис. 8.

Доказательство:

Первый способ.

Имеем квадрат, центр квадрата точка О, — перпендикуляр. Значит, для наклонной SC отрезок ОС есть проекция.

Прямая ВD перпендикулярна прямой ОС, которая является проекцией наклонной SC, значит, по теореме о трех перпендикулярах, прямая ВD перпендикулярна наклонной SC

Второй способ.

Прямая перпендикулярна плоскости АВС, а значит, и прямой ВD, лежащей в ней.

Прямая ВD перпендикулярна и прямая ВD перпендикулярна прямой АС по свойству квадрата.

Получаем, что прямая ВD перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости SОС, значит, она перпендикулярна ко всей плоскости SОС, а значит, и к прямой SC, лежащей в этой плоскости.

10. Итоги урока

Мы рассмотрели расстояния от точки до плоскости, доказали и обсудили теорему о трех перпендикулярах. На следующем уроке мы рассмотрим угол между прямой и плоскостью.

Список рекомендованной литературы по теме «Расстояние между точкой и плоскостью», «Теорема о трех перпендикулярах»

1. Геометрия. 10-11 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – 5-е издание, исправленное и дополненное – М. : Мнемозина, 2008. – 288 с. : ил.

2. Геометрия. 10-11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Шарыгин И. Ф. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.

3. Геометрия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики /Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. – 6-е издание, стереотип. – М. : Дрофа, 008. – 233 с. :ил.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» (Источник)

2. Nado5.ru (Источник)

3. Школьные страницы (Источник)

4. Школьные страницы (Источник)

Рекомендованное домашнее задание для вычисления расстояния между точкой и плоскостью

1. Геометрия. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – 5-е издание, исправленное и дополненное – М.: Мнемозина, 2008. – 288 с.: ил.

Задания 2, 3 стр. 65

2. С точки на плоскость опущен перпендикуляр длиной 8 см и наклонная длиной 12 см. Найдите длину проекции наклонной на плоскость.

3. С одной точки на плоскость проведены две равные наклонные. Докажите, что проекции наклонных равны.

4. Дан ромб. О – точка пересечения диагоналей ромба. Прямая МО перпендикулярна плоскости ромба. Докажите, что точка М равноудалена от сторон ромба.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти прибытие рейса
  • Как найти гадалку в череповце
  • Как найти количество лет в экономических задачах
  • Set warranty bit kernel как исправить
  • Mls exe диск отсутствует как исправить