Как найти расстояние по физической карте

Фрагмент физической карты Карелии

Для того, чтобы определить расстояние между двумя точками (пунктами, местами) используя физическую карту, можно воспользоваться простым способом: взять циркуль (им лучше, потому что он чётко фиксирует интервал) и затем с помощью линейки узнать, сколько это будет в сантиметрах.

Если линия криволинейная (например, морское побережье), можно воспользоваться курвиметром — специальным приспособлением с колёсиком, «считывающим» дистанцию.

После этого, соотносим получившееся значение с масштабом карты и пересчитываем см (мм) в километры.

Например, если масштаб 1:500000, это значит, что в 1 см — 5 км, и именно на это число нужно умножать.

Конечно, есть ряд составляющих погрешности даже при мелком масштабе карты, но тем не менее, полученное расстояние всё же будет относительно точным.

Таким образом, занимательная физическая карта, с отображёнными на ней континентами, горами, морями, реками…, позволяет не только увидеть многообразие и красоту нашей Земли, хоть и на бумаге, но и «дотянуться» до них из своего места

С помощью градусной сетки на географической карте и глобусе можно определять расстояния. Все меридианы — одинаковой длины, поэтому известно, что длины их дуг величиной (1°) составляют (111,3) км.

Длина параллелей величиной (1°) на разных широтах различается. Длина увеличивается от полюсов к экватору.

Таблица (1). Значение дуг параллелей

Широта

Длина (1°), км

(0°)

(111,3)

(5°)

(110,9)

(10°)

(109,6)

(15°)

(107,6)

(20°)

(104,6)

(25°)

(102,1)

(30°)

(96,5)

(35°)

(91,3)

(40°)

(85,4)

(45°)

(78,8)

(50°)

(71,7)

(55°)

(64,0)

(60°)

(55,8)

(65°)

(47,2)

(70°)

(38,2)

(75°)

(28,9)

(80°)

(19,4)

(85°)

(9,7)

(90°)

(0)

Определение расстояний по параллели

1.png

Длины дуг величиной (1°) для разных параллелей неодинаковы — они уменьшаются от экватора к полюсам.

(А =) ((д1)(+) (д2)) (·) (104,6) (длина (1°) на широте (20°)) (=) ((10° +) (20°)) (·) (104,6 =) (30°) (·) (104,6 =) (3 138) км.

(Б =) ((д1) (–) (д2)) (·) (109,6 =) ((20° –) (10°)) (·) (109,6 =) (10° ·) (109,6 =) (1 096) км.

(В =) ((д2) (–) (д1)) (·) (96,5 =) ((90° –) (60°)) (·) (96,5 =) (30° ·) (96,5 =) (2 895) км.

Определение расстояний по меридиану

2.png

Длина дуги (1°) меридиана приблизительно равна (111,3) км ((20 000) км (:) (180° =) (111,3) км).

(А =) ((ш1)(+) (ш2)) (·) (111,3 =) ((20° +) (10°)) (·) (111,3 =) (30° ·) (111,3 =) (3 339) км.

(Б =) ((ш1) (–) (ш2)) (·) (111,3 =) ((40° –) (10°)) (·) (111,3 =) (30° ·) (111,3 =) (3 339) км.

(В =) ((ш2) (–) (ш1)) (·) (111,3 =) ((30° –) (10°)) (·) (111,3 =) (20° ·) (111,3 =) (2 226) км.

Определение расстояний по географическим координатам

  1. Определение расстояние /протяженности/ по параллели (З на В)

  • Определяем географическую долготу двух точек (широта не определяется, т.к. она остается неизменной).

  • Если точки находятся в разных полушариях (з.д. и в.д.), то значения долгот складываем, а если точки находятся в одном полушарии (з.д. и з.д. или в.д. и в.д.), то значения долгот вычитаем. Получаем расстояние /протяженность/ в градусах.

  • Чтобы узнать расстояние /протяженность/ в км, необходимо умножить полученный результат на значение 1 данной параллели (т.к. параллели все разные по длине). В физической карте полушарий в атласе значения параллелей показаны красными цифрами возле белой рамки.

Пример. Определите протяженность Индийского океана по 30й параллели.

1 точка (начало океана) 31 в.д.

2 точка (окончание океана) 115 в.д.

Вычитаем значения от большего меньшее (т.к. полушарие одно): 115 — 31 = 84

Определяем расстояние /протяженность/ в км: 84 * 96,5км (значение 30 параллели равна 96,5км) = 8106км.

Ответ: в градусах: 84; в км: 8106км.

  1. Определение расстояние /протяженности/ по меридиану (С на Ю)

  • Определяем географическую широту двух точек (долгота не определяется, т.к. она остается неизменной).

  • Если точки находятся в разных полушариях (с.ш. и ю.ш.), то значения широт складываем, а если точки находятся в одном полушарии (с.ш. и с.ш. или ю.ш. и ю.ш.), то значения широт вычитаем. Получаем расстояние /протяженность/ в градусах.

  • Чтобы узнать расстояние /протяженность/ в км, необходимо умножить полученный результат на значение 1 меридиана (т.к. меридианы равны, то значение 1 меридиана постоянное, и равняется 111,3км).

Пример. Определите протяженность Индийского океана по 70й параллели.

1 точка (начало океана) 21 с.ш.

2 точка (окончание океана) 68 ю.ш.

Прибавляем значения (т.к. полушария разные): 21 + 68 = 89

Определяем расстояние /протяженность/ в км: 84 * 111,3км (значение 1 любого меридиана равняется 111,3км) = 9905,7км.

Ответ: в градусах: 89; в км: 9905,7км.

С помощью карты можно определять расстояние между точками на земной поверхности, но точность таких вычислений невысока.

Ситуация относительно проста, если точки лежат на одном меридиане. Все меридианы имеют одинаковую длину. Можно подсчитать, что одному градусу широты соответствует примерно 111,3 км реальной длины. Поэтому надо найти разницу в долготе между точками и умножить ее на 111,3 км. Например, если точка А находится на северной широте 50°, а Б располагается на северной широте 32°, и при этом у них совпадает долгота, то расстояние между ними составит.

111,3х(50° – 32°) = 111,3х16 = 1780,8 км

Ситуация меняется, когда одна точка имеет северную, а другая – южную широту. В этом случае широты уже надо складывать. Так, если бы точка Б из предыдущего примера располагалась бы на южной широте 32°, то расстояние от А до Б составило бы:

111,3х(50° + 32°) = 111,3х82 = 9126,6 км

Ситуация усложняется, когда точки находятся на разных меридианах, но на одной параллели. Если у обеих точек долгота западная (или, наоборот, восточная), то сначала надо найти разницу их долгот. Если же одна точка имеет восточную, а другая западную долготу, то их надо суммировать. Далее результат надо умножить на длину 1° параллели. Эта длина у параллелей различна и зависит от их широты. Можно воспользоваться таблицей ниже:

Широта параллели Длина ее дуги величиной в 1°
111,3
110,9
10° 109,6
15° 107,6
20° 104,6
25° 102,1
30° 96,5
35° 91,3
40° 85,4
45° 78,8
50° 71,7
55° 64,0
60° 55,8
65° 47,2
70° 38,2
75° 28,9
80° 19,4
85° 9,7
90° 0

Например, нужно найти расстояние между точками, имеющими координаты:

А – 60° с. ш, 39° з. д.
Б – 60° с. ш, 25° з. д.

Широты у них одинаковы, поэтому смотрим на долготу. Она у обеих точек западная, поэтому надо найти их разницу:

39° – 25° = 14°

Полученный результат надо умножить на длину 1° параллели, широта которой составляет 60°. По табличке определяем, что на широте 60° дуга в 1° имеет длину 55,8 км. Перемножаем два числа:

14°х 55,8 км = 781,2 км

Список использованных источников

• https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/geograficheskie-koordinaty-161116/re-d77ff3cc-0858-4fd8-aabd-69f1fdffb41d
• https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/plan-i-karta/gradusnaya-setka-geograficheskaya-dolgota-i-shirota

Гугломаг

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Практическая работа №2:

«Определение
расстояний по картам с помощью масштаба»

Цель работы: формирование умений работы с различными видами масштабов;
формирование умений определять расстояния по картам с помощью масштаба.

Оборудование: атлас по географии для 6-го
класса, курвиметр или нитка длиной около 20 см, рабочая тетрадь.

Ход работы

Задание 1. Переведите численный масштаб карты
в именованный:

а) 1:200 000                                    г)
1:35 000 000
б) 1:10 000 000                               д) 1:90 000
в) 1:25 000

Правило для учащихся. Для более легкого перевода
численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается
число в знаменателе. Например, в масштабе 1: 500 000 в знаменателе
после цифры 5 находится пять нулей.

Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв
(пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров
на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1:500 000.
В знаменателе после цифры — пять нулей,
закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на
местности.
Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим
число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например,
в знаменателе масштаба 1: 10 000 закроем два нуля, получим: в
1 см — 100 м.

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см — 500 м

б) в 1 см — 10 км

в) в 1 см — 250 км

г) в 1 см – 30 км

д) в 1 см – 5 км

Правило для учащихся. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно
перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в
сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель
численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять
нулей.
Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности
выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и
получаем: 1:10 000. Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке
пять нулей и получаем: 1:500 000.

Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в
атласе 6-го класса:

а) Москва и Мурманск
б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Правило для учащихся. При определении расстояния по карте между пунктами следует:

1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между
пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте
составляет 6,5 см.

2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров
(метров) на местности соответствует 1 см на карте.

(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1
см на карте соответствует 200 км на местности.)

3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на
количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

Задание 4. Измерьте протяженность рек по
физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Ока;
б) река Урал;
в) Кама.

Измерения извилистых линий на карте (в данном случае рек)
проводятся при помощи курвиметра либо нитки.

Как измерить длину реки при помощи нитки (правило для
учащихся)
:
1. Нитку нужно смочить, иначе уложить ее на бумагу трудно.
2. Приложить нитку к кривой линии (к реке — от истока до устья) так, чтобы она
повторяла все изгибы реки.

3. Отметить на нитке (пальцами или пинцетами) точки истока и устья
(можно аккуратно обрезать нитку ножницами по этим точкам).
4. Распрямить нитку, замеченный (или отрезанный) участок нитки приложить к
линейке и измерить, сколько в нем сантиметров. Результат измерения умножить на
количество километров на местности для данного масштаба. (Можно приложить нитку
к линейному масштабу на карте и сразу прочитать длину реки.)

Определение
расстояний по картам с помощью масштаба (ответы)

Задание 1.
Переведите численный масштаб карты в именованный:

а) 1:200 000

б) 1:10 000 000

в) 1:25 000

г) 1:35 000 000

д) 1:90 000

Ответ: а) в 1 см —
2 км; б) в 1 см — 100 км; в) в 1 см — 250 м (0,25 км); г) в 1 см – 900 м (0,9
км).

Задание 2.
Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см — 500 м

б) в 1 см — 10 км

в) в 1 см — 250 км

г) в 1 см – 30 км

д) в 1 см – 5 км

Ответы: а) 1:50
000; б) 1:1 000 000; в) 1:25 000 000; г) 1:300 000 д) 1:50 000.

Задание 3.
Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го
класса:

а) Москва и
Мурманск

б) гора Нaродная
(Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

в) мыс Дежнева
(Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Ответы: а) 1460
км; б) 2240 км; в) 2500 км

Задание 4.
Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Ока;

б) река Урал;

в) Кама.

Ответы: а)
примерно 920 км; б) примерно 1300 км; в) примерно 1200 км.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти схемы для лего
  • Стрижка под горшок как исправить
  • Как исправить ошибку в плей маркете при скачивании
  • Как найти игру фиксиков
  • Как найти парциальное давление через относительную влажность