Как найти расстояние по теореме пифагора

Расстоянием между точками также называют прямую,
у которой одна из точек это начало, а соответственно
другая конец. Найти расстояние между этими
двумя точками, значит найти длину прямой,
связывающей точки.

Есть много разных способов найти расстояние между
двумя точками, но самый универсальный, на мой взгляд,
это найти расстояние взяв за основу Теорему Пифагора.
Исходя из этой теоремы, можно сказать, что в нашем
случае расстоянием(прямой), является гипотенуза,
а чем тогда являются точки, сейчас разберемся.

Формулировка великой Теоремы Пифагора звучит так:
в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен
сумме квадратов катетов. Или же кратко, формулой:
( c^2 = a^2 + b^2 ) где c — это гипотенуза, a и b — катеты.

Формулировка этой теоремы применяется почти всегда и везде,
где нужно найти расстояние от чего-то до чего-то. Сейчас, мы
используя эту теорему найдем расстояние между точками.

Итак, для примера возьмем точки с координатами
первой точки — x1 = 0; y1 = 4, второй точки — x2 =3; y2 = 0.
Как же нам теперь выразить точки через катеты a и b ?
Читайте дальше, все гениальное просто.

Как найти расстояние между двумя точками?Как найти расстояние между двумя точками?

На рисунке 1 мы изобразили для наглядности
прямоугольный треугольник, с координатами
которые мы взяли для примера. На рисунке 2
тот же самый прямоугольный треугольник,
только без координат! Эти два прямоугольных
треугольника идентичные, поэтому вернемся
к Теореме Пифагора.

Заменяем длины катетов a и b, из Теоремы Пифагора,
на разность координат точек. ​Взгляните на формулу,
которая получилась:

( с^2 = (y2-y1)^2 + (x2-x1)^2 )

Подставляем наши координаты:

( с^2 = (0-4)^2 + (3-0)^2 )

( с^2 = -4^2 + 3^2 )

( с^2 = 16 + 9 )

( с^2 = 25 )

В итоге получилось, что расстояние в нашем примере
равно 5(корень из 25). Как видите все просто, и вы можете
смело применять эту формулу, решая не только задачи,
но и на практике, находя расстояние зная только две точки.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Теорема Пифагора связывает три стороны прямоугольного треугольника одной формулой, которой пользуются до сих пор. Теорема гласит, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы: a2 + b2 = c2, где a и b — катеты треугольника (стороны, пересекающиеся под прямым углом), с — гипотенуза треугольника. Теорема Пифагора применима во многих случаях, например, при помощи этой теоремы легко найти расстояние между двумя точками на координатной плоскости.

  1. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 1

    1

    Убедитесь, что данный вам треугольник является прямоугольным, так как теорема Пифагора применима только к прямоугольным треугольникам. В прямоугольных треугольниках один из трех углов всегда равен 90 градусам.

    • Прямой угол в прямоугольном треугольнике обозначается значком в виде квадрата, а не в виде кривой, которая обозначает непрямые углы.
  2. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 2

    2

    Обозначьте стороны треугольника. Катеты обозначьте как «а» и «b» (катеты — стороны, пересекающиеся под прямым углом), а гипотенузу — как «с» (гипотенуза — самая большая сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла).

  3. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 3

    3

    Определите, какую сторону треугольника требуется найти. Теорема Пифагора позволяет найти любую сторону прямоугольного треугольника (если известны две другие стороны). Определите, какую сторону (a, b, c) необходимо найти.

    • Например, дана гипотенуза, равная 5, и дан катет, равный 3. В этом случае необходимо найти второй катет. Мы вернемся к этому примеру позднее.
    • Если две другие стороны неизвестны, необходимо найти длину одной из неизвестных сторон, чтобы иметь возможность применить теорему Пифагора. Для этого используйте основные тригонометрические функции (если вам дано значение одного из непрямых углов).
  4. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 4

    4

    Подставьте в формулу a2 + b2 = c2 данные вам значения (или найденные вами значения). Помните, что a и b — это катеты, а с — гипотенуза.

    • В нашем примере напишите: 3² + b² = 5².
  5. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 5

    5

    Возведите в квадрат каждую известную сторону. Или же оставьте степени — вы можете возвести числа в квадрат позже.

    • В нашем примере напишите: 9 + b² = 25.
  6. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 6

    6

    Обособьте неизвестную сторону на одной стороне уравнения. Для этого перенесите известные значения на другую сторону уравнения. Если вы находите гипотенузу, то в теореме Пифагора она уже обособлена на одной стороне уравнения (поэтому делать ничего не нужно).

    • В нашем примере перенесите 9 на правую сторону уравнения, чтобы обособить неизвестное b². Вы получите b² = 16.
  7. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 7

    7

    Извлеките квадратный корень из обеих частей уравнения. На данном этапе на одной стороне уравнения присутствует неизвестное (в квадрате), а на другой стороне — свободный член (число).

    • В нашем примере b² = 16. Извлеките квадратный корень из обеих частей уравнения и получите b = 4. Таким образом, второй катет равен 4.
  8. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 8

    8

    Используйте теорему Пифагора в повседневной жизни, так как ее можно применять в большом числе практических ситуаций. Для этого научитесь распознавать прямоугольные треугольники в повседневной жизни — в любой ситуации, в которой два предмета (или линии) пересекаются под прямым углом, а третий предмет (или линия) соединяет (по диагонали) верхушки двух первых предметов (или линий), вы можете использовать теорему Пифагора, чтобы найти неизвестную сторону (если две другие стороны известны).

    • Пример: дана лестница, прислоненная к зданию. Нижняя часть лестницы находится в 5 метрах от основания стены. Верхняя часть лестницы находится в 20 метрах от земли (вверх по стене). Какова длина лестницы?
      • «в 5 метрах от основания стены» означает, что а = 5; «находится в 20 метрах от земли» означает, что b = 20 (то есть вам даны два катета прямоугольного треугольника, так как стена здания и поверхность Земли пересекаются под прямым углом). Длина лестницы есть длина гипотенузы, которая неизвестна.
        • a² + b² = c²
        • (5)² + (20)² = c²
        • 25 + 400 = c²
        • 425 = c²
        • с = √425
        • с = 20,6. Таким образом, приблизительная длина лестницы равна 20,6 метров.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 9

    1

    Выберите две точки на координатной плоскости. По теореме Пифагора можно вычислить длину отрезка, соединяющего две точки на координатной прямой. Для этого необходимо знать координаты (х,у) каждой точки.

    • Чтобы найти расстояние между двумя точками, вы будете рассматривать точки в качестве вершин треугольника, не прилежащих к прямому углу прямоугольного треугольника. Таким образом, вы сможете легко найти катеты треугольника, а затем вычислить гипотенузу, которая равна расстоянию между двумя точками.
  2. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 10

    2

    Нанесите точки на координатную плоскость. Отложите координаты (х,у), где координата «х» откладывается по горизонтальной оси, а «у» — по вертикальной. Вы можете найти расстояние между точками без построения графика, но график позволяет визуально представить процесс ваших вычислений.

  3. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 11

    3

    Найдите катеты треугольника. Вы можете сделать это, измерив длину катетов непосредственно на графике или с помощью формул: |x1 — x2| для вычисления длины горизонтального катета, и |y1 — y2| для вычисления длины вертикального катета, где (x1,y1) – координаты первой точки, а (x2,y2) – координаты второй точки.

    • Пример: даны точки: А(6,1) и В(3,5). Длина горизонтального катета:
      • |x1 — x2|
      • |3 — 6|
      • | -3 | = 3
    • Длины вертикального катета:
      • |y1 — y2|
      • |1 — 5|
      • | -4 | = 4
    • Таким образом, в прямоугольном треугольнике а = 3 и b = 4.
  4. Изображение с названием Use the Pythagorean Theorem Step 12

    4

    Используйте теорему Пифагора для нахождения гипотенузы. Расстояние между двумя точками равно гипотенузе треугольника, две стороны которого вы только что нашли. Используйте теорему Пифагора, чтобы найти гипотенузу, подставив в формулу найденные значения катетов (a и b).

    • В нашем примере а = 3 и b = 4. Гипотенуза вычисляется следующим образом:
      • (3)²+(4)²= c²
        c= √(9+16)
        c= √(25)
        c= 5. Расстояние между точками А(6,1) и В(3,5) равно 5.

    Реклама

Советы

  • Гипотенуза всегда:
    • лежит напротив прямого угла;
    • является самой длинной стороной прямоугольного треугольника;
    • обозначается как «с» в теореме Пифагора;
  • √(х) означает «квадратный корень из х».
  • Не забывайте проверять ответ. Если ответ кажется неправильным, проделайте вычисления снова.
  • Еще один момент — самая длинная сторона лежит напротив наибольшего угла, а самая короткая сторона — напротив наименьшего угла.
  • Выучите числа пифагоровой тройки, образующие стороны прямоугольного треугольника. Самая примитивная пифагорова тройка — это 3, 4, 5. Так, зная длину двух сторон, третью искать не придется.
    • Помните, гипотенуза — всегда самая длинная сторона.
  • Если дан обычный треугольник (а не прямоугольный), то требуется больше информации, чем просто длины двух сторон.
  • Графики являются наглядным способом нанесения обозначений а, b и с. Если вы решаете задачу, то в первую очередь постройте график.
  • Если дана длина только одной стороны, то теорему Пифагора применять нельзя. Попробуйте использовать тригонометрию (sin, cos, tan).
  • Если речь идет о задаче из некого сюжета, можно смело предположить, что деревья, столбы, стены и так далее образуют прямой угол с землей, если не указано иное.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 140 209 раз.

Была ли эта статья полезной?

Договорившись о системе координат, можно определить расстояние между двумя точками. В одномерном пространстве расстояние между двумя точками — это длина соединяющего их отрезка. Рассмотрим точки P и Q. Расстояние между ними, которое мы обозначим как d (Р, Q), будет вычисляться как абсолютная величина разности: d (Р, Q)=|P-Q|.расстояние

Мы помним, что абсолютная величина числа равна положительному значению этого числа. Например, |3|=3 и |-3|=3. Для того, чтобы расстояние было определено однозначно, необходимо, чтобы d (Р, Q)=d (Q,P), то есть величина расстояния между точками не должна зависеть от порядка перечисления этих точек.расстояние двумерном пространстве

Кроме того, расстояние всегда должно быть положительной величиной. Именно поэтому расстояние вычисляют с помощью модуля. Например, расстояние между точками 4 и 9 будет определяться не как: 4-9=-5, а по нашему определению: d (4,9)=|4-9|=|-5|=5.

Давайте посмотрим, как определяется расстояние между двумя точками в двумерном пространстве, то есть между точками на плоскости. Предположим, что у нас есть две точки P и Q, координаты которых заданы как (a, b) и (c, d).

Расположив обе точки на декартовой плоскости, мы можем построить прямоугольный треугольник РОQ. Длины катетов этого треугольника известны: РО=c-a и OQ=d-b.
Чтобы найти значение гипотенузы РQ, применим теорему Пифагора:
$(PQ)^2=(PO)^2+(OQ)^2=(c-a)^2+(d-b)^2$, откуда $d(PQ) =sqrt {(c-a)^2+(d-b)^2}$.
Таким образом, мы получили формулу для вычисления расстояния между двумя любыми точками на плоскости. Например, расстояние между точками Р (3, 5) и Q(-2,7) в соответствии с этой формулой вычисляется так:
$d(PQ) =sqrt {(-2-3)^2+(7-5)^2}=sqrt {(-5)^2+(2)^2}=sqrt {25+4}=sqrt {29}$.

растояние в трехмерном пространствеПосмотрим, что произойдет в трехмерном пространстве. Предположим, что мы хотим вычислить расстояние между точками Р (a, b, c) и Q(d, e, f).

Здесь мы также будем опираться на теорему Пифагора, но применим ее в два последователь­ных этапа.

Расстояние, которое нам нужно найти, явля­ется диагональю в параллелепипеде (это фигура, похожая на обувную коробку). Два прямоуголь­ных треугольника, к которым мы будем приме­нять теорему Пифагора, закрашены на рисунке разными цветами. Фиолетовый треугольник рас­положен горизонтально, желтый — вертикально. В фиолетовом треугольнике значения катетов та­ковы: |d-a| и |e-b|. Поэтому длина гипотенузы вычисляется как $(d-a)^2+(e-b)^2$

Рассмотрим теперь желтый прямоугольный треугольник. Длину одного из двух его катетов мы только что рассчитали. Другой катет, вертикальный, имеет длину |f-c|. Вновь применим теорему Пифагора и получим искомое значение гипотенузы: $sqrt{[ sqrt{(d-a)^2+(e-b)^2}]^2+(f-c)^2}=sqrt{(d-a)^2+(e-b)^2+(f-c)^2}$.
Таким образом, мы получили формулу для вычисления расстояния между двумя любыми точками трехмерного пространства:
$d(PQ)=sqrt{(d-a)^2+(e-b)^2+(f-c)^2}$.
Например, расстояние между точками Р (2, -1,6) и Q(1, 5, 3) будет равно:
$d(PQ)=sqrt{(1-2)^2+(5-(-1))^2+(3-6)^2}=sqrt{(-1)^2+6^2+(-3)^2}=sqrt{1+36+9}=sqrt{46}$.
Этот способ определения расстояния между точками можно применять к пространствам любого измерения. Обычно для n-мерного пространства
расстояние между точками $Р (x_1, x_2,…, x_n)$ и $Q(y_1, y_2, …, y_n)$ задается формулой:
$d(PQ)=sqrt{(x_1-y_1)^2+…+(x_n-y_n)^2}$.
Заметим, что применяя теорему Пифагора для получения формул для вычисления расстояния между двумя точками в двух- и трехмерном про-странствах, мы получили обобщение данной теоремы для n-мерных пространств, где n>2.

Материалы по теме:

  • Теорема Пифагора
  • Теорема невесты!
  • Многообразия и подмногообразия
  • Координатная геометрия

Загрузка…

22 января 2014

Это первый урок из серии видеоуроков, посвященных задачам B13. Перед нами стандартная задача, которую часто дают на пробниках и контрольных работах. Однако решать ее мы будем весьма нестандартным методом.:)

Задача B13. Дан многогранник, изображенный на рисунке. Все двугранные углы прямые. Найдите, насколько расстояние между вершинами
A
и C2 отличается от квадрата расстояния между вершинами
E
и G1. В ответ запишите положительное число.

Многогранник в задаче B13 и метод обхода точек

Для решения любых таких задач нам потребуется обобщенная теорема Пифагора. Давайте отмотаем время назад и вспомним, что такое обычная теорема Пифагора. У нас есть прямоугольный треугольник с катетами
a
,
b
и гипотенузой
c
:

Прямоугольный треугольник с катетами a, b и гипотенузой c

В этом случае квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов:


c

2 =
a

2 +
b

2

Теорема Пифагора в пространстве

Но все это рассматривается лишь на плоскости, потому что треугольник — это плоская фигура. Однако та же самая формула работает и в пространстве.

Теорема Пифагора в пространстве. Рассмотрим прямоугольный параллелепипед, или, просто говоря, кирпич. Такой параллелепипед однозначно задается своими сторонами
a
,
b
и
c
. Кроме того, у него есть главная диагональ. Эта диагональ соединяет наиболее удаленные точки параллелепипеда. Разумеется, если параллелепипед прямоугольный, то таких диагоналей сразу несколько, при этом все они будут равны и будут считаться по одной и той же формуле.

Прямоугольный параллелепипед с ребрами a, b,c и главной диагональю l

Диагональ обозначим буквой
l
. В этом случае можно записать формулу:


l

2 =
a

2 +
b

2 +
c

2

Как связана теорема Пифагора и расстояния между точками в пространстве

Возможно, кто-то сейчас спросит: а какое отношение диагональ, тем более, в параллелепипеде имеет к нашему прямоугольному треугольнику со сторонами
a
,
b
и
c
? Отношение, на самом деле, самое прямое. Давайте достроим наш треугольник до прямоугольника, и получим, что гипотенуза
c
является диагональю на прямоугольнике.

Таким образом, перед нами, по сути, аналог теоремы Пифагора для трехмерного пространства. Давайте немножко перепишем ее:

Теорема Пифагора для трехмерного пространства

Внимательные ученики наверняка заметят, что эта формула очень похожа на формулу расстояния в трехмерном пространстве между точками
a
и
b
. Разумеется, при условии, что точка
A
лежала бы в начале координат, а точка
B
имела координаты, равные длинам сторон нашего параллелепипеда:


A
= (0; 0; 0);

B
= (
a
,
b
,
c
).

Однако ничего удивительного в этом нет, потому что длина диагонали
l
— это как раз и есть расстояние между наиболее удаленными точками параллелепипеда.

Метод обхода точек

Но хватит теории, давайте перейдем непосредственно к нашей задаче. Итак, в первую очередь нужно найти расстояние от точки
A
до точки
C

2. И вот для того, чтобы найти это расстояние, сейчас мы воспользуемся замечательным приемом, который называется обход точек.

Метод обхода точек заключается в следующем:

  1. Построим систему координат с осями, параллельными ребрам нашего многогранника. Назовем эти оси x, y и z.
  2. А теперь давайте поставим ручку в нашу точку A и попытаемся каким-то образом, двигаясь по ребрам, добраться до точки C
    2.

Нахождение диагонали методом обхода точек

Разумеется, последовательность осей может быть любой, решение и ответ от этого не изменится. И двигаться из одной точки в другую тоже можно по-разному. Например, можно идти к точке
B
, затем к точке
C
, затем вверх до точки
B

2 и, наконец, двигаться вдаль — и мы попадем в точку
C

2:

Нахождение диагонали параллелепипеда методом обхода точек

Давайте разметим, полученный нами путь:

  1. Из точки A в точку B мы двигались вдоль оси x в положительном направлении. Запишем: 1x;
  2. От точки B в точку C мы двигались вдоль оси игрек опять же по положительному направлению, то есть вглубь. Так и запишем 1y;
  3. Затем мы шагнули на два шага вверх из точки C в точку B
    2. так и напишем: 2z;
  4. Еще один шаг из точки B
    2 в точку C
    2 вдоль y, т. е. вглубь нашего рисунка. Запишем: 1y.

А теперь, когда мы отметили каждое звено нашей ломанной, соединяющие точки
A
и
C

2, выпишем, сколько шагов мы получили вдоль каждой координатной оси с учетом знаков:

  1. x: 1;
  2. y: 1 + 1 = 2;
  3. z: 2.

Теперь возвращается к нашей обобщенной теореме Пифагора и замечаем, что оси
x
,
y
и
z
— это, по сути,
a
,
b
и
c
, т. е. длины сторон параллелепипеда. Следовательно, мы можем посчитать длину диагонали этого параллелепипеда:

Длина диагонали прямоугольного параллелепипеда

Вот и все! Мы получили расстояние от точки
A
до
C

2, согласно рисунку нашего многогранника.

Диагональ параллелепипеда не зависит от маршрута обхода

Однако внимательные ученики спросят: а что будет, если мы пойдем по другому пути? Ведь от точки
A
до точки
C

2 можно идти и другим путем: сначала вверх до точки
A
1, затем вглубь до точки
G

1, затем вверх до точки
A

2, затем снова в глубину до точки
D

2, и, наконец вправо до точки
C

2:

Альтернативный вариант обхода точек по ребрам многогранника

Получили совсем другой маршрут, и возникает логичный вопрос: не будет длина на этом маршруте иметь совсем другое значение координат
x
,
y
и
z
, и, соответственно, другое значение
l
? Давайте проверим.

Размечаем наш второй маршрут:

  1. из точки A в точку A
    1 мы попадаем, смещением оси z на единичку: 1z;
  2. из точки A
    1 в точку G
    1 мы попадаем, смещением по y на единичку: 1y;
  3. из точки G
    1 в точку A
    2 — смещение по z: 1z;
  4. из точки A
    2 в точку D
    2 — смещение по y: 1y;
  5. от D
    2 до C
    2 — смещение вправо, т.е. в положительную сторону по x: 1x.

Выписываем полученные смещения:

  1. x: 1
  2. y: 1 + 1 = 2
  3. z: 1 + 1 = 2

Итого выражение для диагонали
l
получилось в точности тем же самым:

Длина диагонали прямоугольного параллелепипеда

Таким образом, мы убедились, что итоговое значение величины
l
, т. е. расстояние между точками
A
и
C

2 не зависит от того, каким маршрутом мы будем идти из одной точки в другую. Следовательно, при решении реальных задач вы вправе выбрать любой маршрут, который будет удобен именно вам. И вообще, тот факт, что расстояние между двумя точками не зависит от того, как это расстояние мерить, на самом деле вполне логичен. Мы же занимаемся математикой, а не гаданием на кофейной гуще. Поэтому, по какому бы пути мы не пошли, ответ получится одним и тем же.

Расстояние между двумя точками в пространстве не зависит от того, как мы это расстояние считаем. Если все расчеты выполнены правильно, ответ получится одним и тем же.

Вычисление квадрата расстояния методом обхода точек

Возвращаемся к нашему заданию и переходим ко второй его части. Нужно найти расстояние между точкой
E
и точкой
G

1. Опять предлагаю воспользоваться методом обхода точек. Начнем путь от точки
E
, будем двигаться к точке
D
, потом из точки
D
в точку
D

1, и потом от
D

1 напрямую в точку
G

1:

Нахождение расстояния между точками в многограннике

Размечаем нашу ломанную:

  1. из точки E в точку D мы попадаем смещением по оси y на единицу в сторону, противоположную положительному направлению оси: -1y;
  2. затем мы поднимаемся вверх на одну единицу по оси z, т. е. этот отрезок ломанной обозначаем как 1z;
  3. потом мы смещаемся влево из точки D
    1 в точку G
    1 на две единицы вдоль оси x и получаем -2x.

Давайте запишем, что у нас получилось:

  1. x: -2
  2. y: -1
  3. z: 1

По каждой из осей зафиксировано лишь одно смещение, ничего складывать, как в предыдущих случаях, не надо. Просто находим длину отрезка, соединяющего точки
E
и
G

1. Давайте назовем этот отрезок
l

2. Его длина равна:

Расстоянием между точками в пространстве

Окончательное решение задачи B13

Вспоминаем, что от нас требуется найти в условии задачи. А от нас требуется квадрат расстояния между этими вершинами. Следовательно, нам нужна величина:


l

2
2 = 6

При произведении в квадрат корень исчезает.

Внимательно читайте условие задачи. Недостаточно просто найти длину отрезка или значение переменной — нужно предъявить именно ту величину, которую у нас спрашивают.

Осталось найти ту самую разницу, которую от нас требуют найти в условии задачи. Назовем ее ∆:

∆ = 6 − 3 = 3

Вот мы и нашли ответ — он равен 3.

Ключевой прием — обход точек

Еще раз — ключевая идея решения всей этой задачи. Она состоит в том, чтобы прямо на рисунке начертить путь из одной искомой точки в другую и посмотреть: вдоль каких координатных осей выполняется смещение и насколько. Затем мы выписываем эти смещения и считаем общее расстояние по обобщенной теореме Пифагора.

При этом возникает замечательный эффект: итоговое расстояние, которое мы считаем, не зависит от того, какой маршрут обхода мы выберем. В любом случае, как бы мы ни шли из одной точки в другую, расстояние получится одним и тем же. Разумеется, при условии, что все вычисления будут выполнены верно.

Аналогичным образом мы считаем второе расстояние. Пусть вас совершенно не смущает, что тут получаются отрицательные координаты, потому что при возведении в квадрат минусы сжигаются. Наконец, остается сосчитать ту самую разницу, которую требуется найти в условии задачи. Тут вообще все очень просто, и никаких дополнительных пояснений не требуется.

Краткая сводка по задачам B13

Итак, мы решили задачу B13 мы будем методом обхода точек. Давайте еще раз посмотрим, из каких шагов состояло наше решение:

  1. Добавить к рисунку оси координат, параллельные ребрам многогранника;
  2. Начертить «траекторию движения» от одной точки до другой, двигаясь исключительно по ребрам исходного многогранника;
  3. Выяснить, вдоль какой оси происходит смещение на каждом отрезке полученной ломаной, и посчитать общее смещение;
  4. Найти итоговое расстояние по обобщенной теореме Пифагора: l
    2 = a
    2 + b
    2 + c
    2, где a, b, c — суммарные смещения вдоль каждой из осей.

Но что будет, если выбрать другой маршрут? Не случится ли так, что при этом возникнут другие суммарные смещения и, следовательно, другое расстояние? Спешу вас обрадовать: суммарные смещения и расстояние между точками не зависит от выбранного маршрута. Мы убедились в этом лично, когда рассмотрели альтернативный маршрут обхода.

В общем, чертите путь так, как вам удобно — ответ всегда будет одним и тем же. В этом и состоит прелесть метода обхода точек.

Смотрите также:

  1. Обход точек в стереометрии — 2
  2. Разбор задачи 8 из ЕГЭ на площадь полной поверхности призмы/параллелепипеда.
  3. Решение ЕГЭ-2011: вариант 1, часть B
  4. Метод коэффициентов, часть 1
  5. Задача B5: площадь сектора
  6. Решение задач на движение по воде

Что такое расстояние от точки до прямой

Определение

Расстояние от точки до прямой – это длина перпендикуляра, опущенного из точки на прямую.

При этом перпендикуляр – это наименьшее из расстояний от этой точки до точек прямой.

Расстояние от точки до прямой на плоскости, методы нахождения

Найти расстояние от точки до прямой можно двумя способами. С помощью теоремы Пифагора или прямоугольной системы координат. Рассмотрим первый метод.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Теорема Пифагора гласит, что прямоугольная система координат OXY имеет точку М1 (x1, y1). Из нее к плоскости проведена прямая а. Уравнение плоскости имеет вид:

cos ax + cos by — p = 0.

Это уравнение равно по модулю значению, которое получается в левой части уравнения прямой при x = x1, а y = y1. Это значит, что:

M1H1 = cos ax1 + cos by1 — p

Доказательство

Прямой а соответствует уравнение плоскости, которое имеет вид:

cos ax + cos by — p = 0.

Тогда n → = (сos a, cos b) – это нормальный вектор прямой а с расстоянием от начала координат до прямой а с р единицами. При этом радиус вектор точки М1 — ОМ1 → = (х1, у1).

М1Н1 – прямая от точки до прямой. Проекции М2 и Н2 точек М1 и Н1 проходят через точку О с направляющим вектором n → = (cos a, cos b). Числовая проекция вектора ОМ1 → = (х1, у1) направлена к n → = (cos a, cos b) как npn → OM1 →. В итоге получаем М1Н1 = npn → ОМ → 1 — р.

Далее приводим равенство к виду М1Н1 = cos x1 + cos b1 — p. Из этого выходит npn → OM → 1 = cos ax1 + cos by1. Cкалярное произведение векторов дает формулу n → OM → 1 = n → npn → OM1 → = 1npn → OM1 → = npn → OM1 →.

Эта формула – произведение в координатной форме вида n →, OM1 → = cos ax1 + cos by1. Из этого npn → OM1 → = cos ax1 +cos by1. Отсюда следует, что M1H1 = npn → OM1 → — p = cos ax1 + cos by1 — p.

Что и следовало доказать.

Согласно теореме Пифагора, чтобы найти расстояние от точки до прямой, нужно совершить следующие шаги:

  1. Вывести уравнение прямой cos ax + cos by — p = 0, если его нет в задании.
  2. Вычислить cos ax + cos by — p, где значение принимает М1Н1.

Рассмотрим второй метод. Если у точки Н1 есть координаты (х2, у2), тогда расстояние от точки до прямой можно найти по формуле:

(left|M1H1right|=sqrt{left(x2-x1right)^2+left(y2-y1right)^2})

Найдем координаты точки Н1.

Прямая линия в ОХУ равна уравнению прямой на плоскости. Необходимо составить уравнение прямой b, проходящей через точку М1 перпендикулярно прямой а. Н1 – это точка пересечения прямых a и b. Для начала нужно найти общее уравнение прямой а, которое имеет вид А1х + В1у + С1 = 0. Либо можно воспользоваться уравнением с угловым коэффициентом у = k1x + b1

Далее нужно вывести уравнение прямой b, которое имеет вид А2х + В2у + С2 = 0. Либо можно использовать уравнение по аналогии с прямой а: у = k2x + b2. Чтобы определить координаты точки Р1, нужно решить систему линейных уравнений:

(left{begin{array}{lc}А1х;+;В1у;+;С1;=;0&\А2х;+;В2у;+;С2;=;0&end{array}right.) либо ( left{begin{array}{l}у;=;k1x;+;b1\у;=;k2x;+;b2end{array}right.)

Конечное расстояние получают с помощью формулы:

(left|M1H1right|=sqrt{left(x2-x1right)^2+left(y2-y1right)^2})

Формулы для нахождения расстояния

Длину перпендикуляра также можно найти с помощью следующей формулы:

(d;=;;frac{left|Atimes M_x+Btimes M_y+Cright|}{sqrt{A^2+B^2}})

Решение уравнений

Пример 1

Вычислить расстояние между прямой 3x + 4y — 6 = 0 и точкой M(-1, 3).

Решение

(d;=;;frac{left|3times(-1)+4times3-6right|}{sqrt{3^2+4^2}}=frac{left|-3+12-6right|}{sqrt{9+16}}=frac{left|3right|}{sqrt{25}}=frac{left|3right|}5=0,6)

Ответ: 0,6.

Пример 2

Найти расстояние между прямой 12x + 5y — 17 = 0 и точкой M(-3, 8).

Решение

(d;=;;frac{left|12times(-3)+5times8-17right|}{sqrt{12^2+5^2}}=frac{left|-36+40-17right|}{sqrt{144+25}}=frac{left|-13right|}{sqrt{169}}=frac{left|13right|}{13}=1)

Ответ: 1.

Пример 3

Вычислить расстояние между прямой 4x + 3y — 3 = 0 и точкой M(-2, 5).

Решение

(d;=;;frac{left|4times(-2)+3times5-3right|}{sqrt{4^2+3^2}}=frac{left|-8+15-3right|}{sqrt{16+9}}=frac{left|4right|}{sqrt{25}}=frac{left|4right|}5=0,8)

Ответ: 0,8.

Примеры задач для нахождения расстояния от точки до прямой

Задача 1

Дана треугольная пирамида АВСD. Ее грани ABС и ABD представляют собой равные равнобедренные треугольники с прямыми углами при вершине A.

Найти расстояние от точки A до грани ACD, если высота пирамиды равна h и равна CD.

Решение

Так как △BCD равнобедренный, то BC ⊥ CD, K – середина CD. Так же AK ⊥ CD. Получается, перпендикуляр BH на плоскость ACD упадет на прямую AK (удовлетворяет теореме о трех перпендикулярах: HK – проекция, BK – наклонная, обе перпендикулярны CD).

По теореме Пифагора (BK=frac{hsqrt3}2).

Тогда (tg ∠ AKB = frac{AB}{BK}=frac{2sqrt3}3=frac{BH}{HK}).

Значит, (BH = 2sqrt3x), (HK = 3x).

По теореме Пифагора из △ BHK находим (x = frac1{2sqrt7}h ⇒ BH = sqrt{frac37}h).

Ответ: (sqrt{frac37}h).

Задача 2

Дана правильная четырехугольная пирамида ABCDE с вершиной A. Через точку пересечения диагоналей основания провели плоскость α перпендикулярно ребру AB.

Найти расстояние от точки N до плоскости α, если N – середина (BE = 2sqrt2), а высота пирамиды равна 11.

Решение

По теореме о трех перпендикулярах AB ⊥ CE как наклонная (AO ⊥ (BCD), OB ⊥ CE – проекция). Получаем две пересекающиеся прямые OK и СЕ из плоскости α. Значит, сечением является треугольник СKЕ.

Проведем MN ∥ СЕ. Тогда MN ∥ α. Так как расстояние от любой точки прямой, параллельной плоскости, до этой плоскости одинаково, то:

ρ(N,α)=ρ(Q,α)

где ρ — расстояние.

Т.к. по условию SA⊥α, то проведем QH∥SA⇒QH⊥α. По построению MN – средняя линия △BAD, следовательно:

ВQ = QO ⇒ QH – средняя линия △ KВO ⇒ QH = frac12 ВK.

Рассмотрим △ АВO = 2. Из △ ВKO ∼ △ ВАO (⇒ frac{ВК}{ВО}=frac{ВО}{ВА} ⇒ ВK = frac{4sqrt5}{25} ⇒ QH = frac{2sqrt5}{25}).

Ответ: (frac{2sqrt5}{25}).

Задача 3

Дано: в цилиндре параллельно диаметру ВС = 10 в нижнем основании проведена прямая, пересекающая окружность нижнего основания в точках Р и Z, причем PZ = 6. Через отрезок PZ проведена плоскость α под углом 15 градусов к плоскости осевого сечения ВСDE.

Найти расстояние от центра нижнего основания до плоскости α.

Решение

Обозначим за OQ – ось цилиндра. Тогда OQ ⊥ BC ⇒ OQ ⊥ p (OQ ∩ p = L).

Проведем OR ⊥ PZ ⇒ по теореме о трех перпендикулярах RL ⊥ PZ ⇒ RL ⊥ p ⇒ ∠ RLO – угол между плоскостями BCDE и α.

Так как и OR⊥PZ и LR⊥PZ, то перпендикуляр из точки O на плоскость α упадет на прямую LR.

Рассмотрим △ OPR: OP = 5, PR = 3, ∠ ORP = 90° ⇒ OR = 4.

Рассмотрим △ LOR: (∠ HOR = ∠ RLO = 15° ⇒ OH = OR ⋅ cos⁡15° = 4 ⋅ cos⁡(45° − 30°) = sqrt6+sqrt2).

Ответ: (sqrt6+sqrt2).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти индекс числа в списке python
  • Как найти документ по дате его изменения
  • Как найти радиус дуги окружности траектории
  • Как исправить 421 ошибку
  • Как найти гаджет на виндовс 10