Как найти расстояние в задаче с дробями

Цели:

  • Продолжить формирование умений решать задачи на движение в соединении с темой «Дроби».
  • Производить соответствующие записи и вычисления.
  • Развивать логическое мышление и внимание.
  • Развивать умение анализировать и обобщать.
  • Учить изменять условия задачи.

Ход урока

1. Орг. момент

— Что изучаем? (Дробные числа).

— Какого типа задачи учимся решать? (На движение).

— Какие 3 величины там обязательно должны быть (S, V, t).

— Сегодня мы попробуем соединить эти две темы.

— Как и где это возможно сделать? (В задачах на движение).

— Это мы попробуем сделать позже, а сначала немного повторим.

2. Устный счет.

Учитель пишет на доске.

— Найти: 1/2 от 48, 1/2 от 96, 1/2 от 78.

— Какая разница. Находим доли от числа и числа по доле.

— Объясните, как вы находили. На сколько частей делим?

— Как можно по-другому назвать 1/2.

— Найти 1/4 от 60 мин, 1/7 от 84.

— А если взять ⅔, то сколько частей надо взять.

— Сколько раз надо взять по 1/10 круга, чтобы получить целый круг?

— Сколько раз содержится в 1 круге по 1/2 .

— А по 1/4 , а по 1/10, а по 1/8.

От города до деревни 20км. Асфальтом покрыто 4/5.

Выбери схему, которая соответствует данному решению.

3. Подготовка к решению задач.

— Найдите её и докажите, что это так (у нас дробь 4/5, этот отрезок разделён на 5 частей и мы взяли 4 части).

 — Почему не подходят все остальные схемы и какие дроби на них получились? (Подписываем над отрезками).

— Какое же количество асфальта покрыто в 3 задаче? Как узнать?

20:5 • 4 = 16 км

Сколько же действий нам потребовалось, чтобы найти 4/5 (2).

— Какие? (Деление и умножение).

— Почему? (Делили на части, а потом брали их).

4. Решение задач.

Итак, мы с вами решили, что дробные числа можно применять в задачах на движение. Давайте подумаем и приведем примеры, как это возможно.

Задача. На путь из одного города в другой почтовый голубь затратил 8 часов. Из них ⅟4 он отдыхал, а остальное время летел со скоростью 10км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города?

— На какую тему эта задача? (На движение).

— Какие три величины всегда есть в таких задачах? (v, t, s).

— Чертим таблицу. Читаем задачу по частям и постепенно заполняем таблицу.

T

V

S

Всего 8 ч.

Отдых ? 1/4 часть

Остальное — ? ч.

10км/ч

?км

Читаем 1 предложение.

— Что такое 8 часов? (Время).

— Читаем 2 предложение (в какую графу пишем?)

— Какое время он летел? (Остальное).

— (1 ученик по таблице рассказывает еще раз условие).

— Нам нужно узнать расстояние. Какие два данных нужны, чтобы ответить на вопрос (t и v).

— Какую знаем уже? (Cкорость).

— Какова же она? (10 км/ч)

— Какое данное неизвестно? (Время).

— Смотрим на 1 графу и выделяем 1 простую задачу.

1. 8 : 4 × 1 = 2ч он отдыхал.

Рассуждаем дальше:

Сколько времени он потратил непосредственно при перелёте из одного города в другой?

Формулируем вторую простую задачу.

2. 8 — 2 = 6ч он летел (время в пути).

Рассуждаем дальше.

Формулируем 3 простую задачу. (Записываем формулу) S = v × t

3. 10  = 60км расстояние между городами.

Записываем ответ.

— Как изменить условие задачи так, чтобы решение стало короче? Что для этого нужно изменить в таблице (время).

— Как? (Просто записать количество часов).

Записываем.

Сформулируем задачу.

Как узнаем (это последнее действие предыдущей задачи).

— Решаем, пишем формулу.

— Как изменить условие задачи, чтобы решение стало длиннее?

— Что нужно сделать? (оставить условие, усложнив его).

— В какую графу можно добавить новые данные (если дети затрудняются).

— А голубь всегда с одной и той же скоростью летает?

T

V

S

Всего – 8 ч.

Отдых 1/4 часть

4 ч

Остальные

10км/ч

15км/ч

?км

На путь из одного города в другой почтовый голубь затратил 8 часов. Из них ⅟4 часть он отдыхал. 4 часа летел со скоростью 10км/ч, а остальное время со скоростью 15км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города?

  1. 8 : 4 × 1 = 2ч отдыхал
  2. 8 — 2 = 6ч он летел
  3. 6 — 4 = 2ч остальное
  4. 10 × 4 = 40км за 4 часа
  5. 15 × 2 = 30км за 2 часа
  6. 40 + 30 = 70км – весь путь
  7. Логическая задача.

Выходные дни составляют  недели. Сколько выходных дней в году?

  1. 365 : 7 = 52 (ост . 1) недели в году.
  2. 7 : 7 × 2 = 2 выходных дня в неделе.
  3. 2 × 52 = 104 выходных дня в году.

Сколько же от года отдыхаем в дробях (примерно ).

6. Итог.

Над чем на уроке работали? Что нового узнали? Какие темы соединяли?

Задачи на движение — один из самых распространенных видов задач алгебры. Простейшие задачи на движение изучаются еще в начальной школе. В 6-7 классах решение задач на движение сводится к линейному уравнению либо системе линейных уравнений. Здесь мы рассмотрим задачи на движение, которые можно решить с помощью дробного рационального уравнения. При решении задач на движение используем формулу пути:

    [s = v cdot t]

где s — путь, v — скорость, t — время. Как правило, в задачах на движение в 8 классе нужно выразить время через путь и скорость:

    [t = frac{s}{v}]

Чаще всего путь измеряется в километрах, скорость — в километрах в час, время — в часах. Время, заданное в минутах, нужно перевести в часы. Так как в 1 часе 60 минут, то 1 минута — это одна шестидесятая часа, а t минут — t шестидесятых часа:

1 (мин)=1/60(часа). t (мин)=t/60 (часа).

1) Из пункта А в пункт В автомобиль ехал по шоссе протяженностью 210 километров, а возвращался назад по грунтовой дороге протяженность. 160 километров, затратив на обратный путь на 1 час больше, чем на путь из А в В. Найти, с какой скоростью автомобиль двигался по грунтовой дороге, если она на 30 километров в час меньше его скорости по шоссе.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость автомобиля по грунтовой дороге, тогда его скорость по шоссе равна (х+30) км/ч.

задача на движение

Составим и решим уравнение:

    [frac{{160}}{x} - frac{{210}}{{x + 30}} = 1]

    [frac{{{{160}^{backslash (x + 30)}}}}{x} - frac{{{{210}^{backslash x}}}}{{x + 30}} - {1^{backslash x(x + 30)}} = 0]

    [frac{{160x - 4800 - 210x - {x^2} - 30x}}{{x(x + 30)}} = 0]

    [ Leftrightarrow left{ begin{array}{l} - {x^2} - 80x + 4800 = 0\x(x + 30) ne 0end{array} right.]

    [x ne 0;x ne  - 30]

    [{x^2} + 80x - 4800 = 0]

    [{x_1} = 40,{x_2} =  - 120]

Второй корень не подходит по смыслу задачи, так как скорость не может быть отрицательным числом. Значит, автомобиль по грунтовой дороге двигался со скоростью 40 км/ч.

Ответ: 40 км/ч.

2) Первые 20 км пути велосипедист двигался со скоростью, на 5 км/ч большей скорости, с которой он ехал последние 20 км. С какой скоростью велосипедист проехал вторую половину пути, если на весь путь он затратил 3 часа 20 минут?

Решение:

Пусть II половину пути велосипедист двигался со скоростью х км/ч, тогда его скорость на I половине пути была (х+5)км/ч.

задача на движение

3 часа 20 минут = 3 20/60 =3 1/3 = 10/3 часа.

Составим и решим уравнение:

    [frac{{20}}{{x + 5}} + frac{{20}}{x} = frac{{10}}{3}]

Упростим уравнение, разделив почленно обе его части на 10:

    [frac{2}{{x + 5}} + frac{2}{x} = frac{1}{3}]

    [frac{{{2^{backslash 3x}}}}{{x + 5}} + frac{{{2^{backslash 3(x + 5)}}}}{x} - {frac{1}{3}^{backslash x(x + 5)}} = 0]

    [frac{{6x + 6x + 30 - {x^2} - 5x}}{{3x(x + 5)}} = 0]

    [ Leftrightarrow left{ begin{array}{l} - {x^2} + 7x + 30 = 0\3x(x + 5) ne 0end{array} right.]

    [x ne 0;x ne  - 5]

    [{x^2} - 7x - 30 = 0]

    [{x_1} = 10,{x_2} =  - 3]

Второй корень не подходит по смыслу задачи, так как скорость не может быть отрицательным числом. Значит, II половину пути велосипедист проехал со скоростью 10 км/ч.

Ответ: 10 км/ч.

Действие с обыкновенными дробями в задачах на движение  Класс: 6 В Педагог: Карпеева ЛГ

Действие с обыкновенными дробями в задачах на движение

Класс: 6 В

Педагог: Карпеева ЛГ

Цель урока 1. Проверить умение выполнять действия с именованными числами, соотношений единиц измерения величин 2. Закрепить вычислительные навыки с обыкновенными дробями и применить при решении задач 3. Закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи на движение, составлять задачи по схемам. 4. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать дружеское, уважительное отношение к мнениям своих одноклассников.

Цель урока

1. Проверить умение выполнять действия с именованными числами, соотношений единиц измерения величин

2. Закрепить вычислительные навыки с обыкновенными дробями и применить при решении задач

3. Закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи на движение, составлять задачи по схемам.

4. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать дружеское, уважительное отношение к мнениям

своих одноклассников.

Команды 1 команда:  «Торопись – да не ошибись» . 2 команда:  В математику тропинки одолеем без запинки . 3 команда:  Кому ум служит, тот ни о чем не тужит . 4 команда:  Кто думает, тот всегда додумается . «Без знаний дробей никто не может признаться знающим арифметику»  Цицерон

Команды

1 команда: «Торопись – да не ошибись» .

2 команда: В математику тропинки одолеем без запинки .

3 команда: Кому ум служит, тот ни о чем не тужит .

4 команда: Кто думает, тот всегда додумается .

«Без знаний дробей никто не может признаться

знающим арифметику»

Цицерон

Разминка. 1. Назовите единицы измерения времени в порядке возрастания. 2.Назовите единицы измерения расстояния в порядке убывания. Задания для каждой команды. Какое именованное число лишнее в каждом столбике? 6 м/сек 280 км/ч 8 дм 18 м/мин 90 см 18 мин 30 сек 18 мин 65 км 65 м/ч 65 час 108 мм 5 суток 680 га 15 м/мин С какой скоростью школьник Ваня может идти в школу? 15 м/сек 890 м/мин 3800 м/час 35 км/час 28 км/час 660 м/мин 280 м/сек 3500 м/час

Разминка.

1. Назовите единицы измерения времени в порядке возрастания.

2.Назовите единицы измерения расстояния в порядке убывания.

Задания для каждой команды.

Какое именованное число лишнее в каждом столбике?

6 м/сек

280 км/ч

8 дм

18 м/мин

90 см

18 мин

30 сек

18 мин

65 км

65 м/ч

65 час

108 мм

5 суток

680 га

15 м/мин

С какой скоростью школьник Ваня может идти в школу?

15 м/сек 890 м/мин 3800 м/час 35 км/час

28 км/час 660 м/мин 280 м/сек 3500 м/час

Какие именованные числа нельзя сравнивать? 15 дм …150 см 13 км …13 010 м 80 дм …880 см 10 000 см в кв …10 м 3 м 2 дм …3 м 11 см 5 м 6 дм …560 мм 350 дм …5 м в кв. 300 мм …30 см Без ног и без крыльев оно, быстро летит,  не догонишь его.

Какие именованные числа нельзя сравнивать?

15 дм …150 см 13 км …13 010 м

80 дм …880 см 10 000 см в кв …10 м

3 м 2 дм …3 м 11 см 5 м 6 дм …560 мм

350 дм …5 м в кв. 300 мм …30 см

Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

не догонишь его.

Работа со схемами Найдите скорость сближения и скорость удаления. В каких случаях произойдет встреча, а в каких нет? Почему? Назовите номер схемы

Работа со схемами

Найдите скорость сближения и скорость удаления.

В каких случаях произойдет встреча, а в каких нет? Почему?

Назовите номер схемы

Укажите соответствующие скорости: 30 м / с 250 км / ч 80 км / ч 15 км / ч 4 м / мин 50 км / ч

Укажите соответствующие скорости:

30 м / с

250 км / ч

80 км / ч

15 км / ч

4 м / мин

50 км / ч

Устные упражнения  1. Выражения в секундах 1/3 мин 5/12 мин 1/2 часа 5/3 часа 2. выражение в минутах 1/4 часа 5/2 часа 4 часа 5 минут

Устные упражнения

1. Выражения в секундах

1/3 мин 5/12 мин 1/2 часа 5/3 часа

2. выражение в минутах

1/4 часа 5/2 часа 4 часа 5 минут

На рисунке показаны различные случаи движения объектов. Найдите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления. На сколько километров изменится расстояние между объектами через 7/3 часа после Начала движения?

На рисунке показаны различные случаи движения объектов. Найдите для

каждого случая скорость сближения или скорость удаления. На сколько

километров изменится расстояние между объектами через 7/3 часа после

Начала движения?

Используя рисунок, вычислите для каждого случая скорость сближения или скорость удаления

Используя рисунок, вычислите для каждого случая скорость сближения

или скорость удаления

Со станции одновременно в разных направлениях отправились два поезда. Скорость одного поезда 44 км/ч, другого 56 км/ч. Какое расстояние будет между ними через: пол часа, полтора часа и два часа. Из города одновременно выехали автобус и автомобиль в противоположных направлениях. Скорость автобуса 44(1/2) км/ч, скорость автомобиля 55(1/3) км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 300км. Из двух сел, расстояние между которыми 96 км, одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного 13,5 км/ч, другого 11(1/2) км/ч. 1) На сколько километров сблизятся они за 1час и 2(3/5) часа 2) Какое расстояние будет между ними через 2 часа 3) Через сколько часов они встретятся

Со станции одновременно в разных направлениях отправились два поезда.

Скорость одного поезда 44 км/ч, другого 56 км/ч. Какое расстояние будет

между ними через: пол часа, полтора часа и два часа.

Из города одновременно выехали автобус и автомобиль в

противоположных направлениях. Скорость автобуса 44(1/2) км/ч, скорость

автомобиля 55(1/3) км/ч. Через сколько часов расстояние между ними

будет 300км.

Из двух сел, расстояние между которыми 96 км, одновременно

навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость

одного 13,5 км/ч, другого 11(1/2) км/ч.

1) На сколько километров сблизятся они за 1час и 2(3/5) часа

2) Какое расстояние будет между ними через 2 часа

3) Через сколько часов они встретятся

Медиками установлено, что для нормального развития ребенок, которому Т лет (Тпо формуле t=17-(T/2). Сколько времени должен спать в сутки ребенок в возрасте 1 год, 2 года, 7 лет, 12 лет, 13 лет, 18 лет. Мальчик наблюдал грозу, увидел, как блеснула молния, и через 15 сек услышал удар грома. На каком расстоянии от него происходила гроза, если скорость звука в воздухе равна 0,33 км/ч

Медиками установлено, что для нормального развития ребенок,

которому Т лет (Т

по формуле t=17-(T/2). Сколько времени должен спать в сутки

ребенок в возрасте 1 год, 2 года, 7 лет, 12 лет, 13 лет, 18 лет.

Мальчик наблюдал грозу, увидел, как блеснула молния, и через 15 сек

услышал удар грома. На каком расстоянии от него происходила гроза,

если скорость звука в воздухе равна 0,33 км/ч

Классическим примером текстовой задачи, которая может встретиться вам на ЕГЭ, является задача на движение. Эти задачи довольно разнообразны и включают в себя: задачи на движение навстречу, задачи на движение вдогонку, задачи на движение по реке. И поэтому вопрос, как же решать задачи на движение, иногда ставят учеников в тупик.

Научиться решать такие задачи довольно легко, для этого нужно знать алгоритм, состоящий всего из 3 шагов.

  1. Формула, которую обязательно нужно знать, и секрет, как ее легко запомнить
  2. Как решать задачи на движение: 3 простых шага
  3. Задачи на движение вдогонку: примеры с решением
  4. Задачи на движение навстречу: примеры с решением
  5. Задачи на движение по течению и против течения: примеры с решением

Формула, которую обязательно нужно знать, и секрет, как ее легко запомнить

Для решения любой задачи на движение вам обязательно нужно знать всего одну формулу, которая вам уже давно известна:Kak reshat zadachi na dvigenieИ уметь правильно выражать из этой формулы скорость и время:Kak reshat zadachi na dvigenie1Многие ученики путаются при записи этих формул, допуская ошибки. Чтобы раз и навсегда запомнить формулы нахождения расстояния, скорости и времени, просто нарисуй треугольник. В верхнем углу треугольника напиши S, а внизу — V и t. Проведи горизонтальную черту между ними. Теперь мы можем закрыть рукой ту величину, которую нам нужно найти, и увидим формулу нахождения этой величины. Например, нам нужно найти расстояние. Закрываем рукой S, и на нашем рисунке останется V t – это и есть формула нахождения расстояния. Или нам нужно найти время. Закрываем рукой t, и на нашем рисунке остается  – формула нахождения времени. Нужно найти скорость? Закрываем рукой V, получаем  – формулу нахождения скорости. Главное запомнить, что S должна быть в верхнем углу. Это можно сделать, например, с помощью ассоциации, что S похожа на змею, а змея – хозяйка горы, поэтому она на вершине. Вот как выглядит такой магический треугольник:Kak reshat zadachi na dvigenie3

Чтобы правильно решить задачу на движение нужно:

  1. Определить неизвестное и составить таблицу на основании условия задачи.
  2. Составить уравнение на основании таблицы.
  3. Вернуться к условиям задачи и записать правильный ответ.

Давайте подробнее разберем каждый шаг:

  1. Вначале нам нужно внимательно прочитать условие задачи и определить, что же взять за переменную Х. Чаще всего в задачах на движение удобнее всего за переменную Х обозначить скорость. Если же скорость нам прямо дана в условиях задачи, то за переменную Х обозначаем время. Если в условиях задачи прямо указаны значения и скорости, и времени, тогда за переменную Х берем расстояние. Затем из условий задачи определить все, что нам известно и занести в таблицу.
  2. На основании полученной таблицы составляем уравнение и решаем его. После решения уравнения не торопимся записывать ответ. Ведь нахождение Х – это не всегда ответ к исходной задаче. Такую ошибку совершают многие ученики: фактически правильно решив задачу, они записывают неправильный ответ.
  3. После решения уравнения возвращаемся к условиям задачи и смотрим, что же требовалось найти. Находим неизвестное и записываем ответ.

Задачи на движение бывают разными. В таких задачах участники движения могут двигаться навстречу друг другу, вдогонку, они могут двигаться по реке (против течения или по течению). Каждая из этих задач имеет особенности решения, о которых мы поговорим ниже и разберем на примерах.

Задачи на движение вдогонку: примеры с решением

Kak reshat zadachi na dvigenie10

При решении задачи, по условия которой оба участника движения двигаются в одном направлении, как правило, сравнивается время их движения. Необходимо запомнить правила:

  1. Если время движения сравнивается (то есть присутствуют слова больше/меньше), то мы приравниваем время и прибавляем слагаемое. То есть чтобы получить большее время, мы прибавляем к меньшему времени что-то еще (из условий задачи).
  2. Если условия задачи содержат общее время, то дроби, выражающее время, складываются.

Давайте разберем, как работают эти правила при решении задач.

Задача 1

Велосипедист и автомобилист одновременно выехали из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми равно 50 км. Известно, что скорость автомобилиста на 40 км/ч больше, чем у велосипедиста, в результате чего автомобилист приехал в пункт Б на 4 часа раньше. Найдите скорость велосипедиста.

Решение:

1. Необходимо определить, что взять за переменную Х и составить таблицу. Вспоминаем, что удобнее всего за Х обозначить скорость в том случае, если она прямо не указано в условиях задачи.

В нашем случае скорость в условиях задачи не указана, поэтому скорость велосипедиста обозначаем за Х.

Составляем таблицу, данные для которой берем из условий задачи.

Итак, расстояние (S) нам известно – 50 км, скорость велосипедиста – х, скорость автомобилиста на 40 км/ч больше, значит она равна х + 40. Чтобы определить время вспоминаем формулу t = S / V и подставляем в нее наши значения. Время, затраченное велосипедистом, получится 50 / х, а время, затраченное автомобилистом — 50 / (х + 40).Kak reshat zadachi na dvigenie42. На основании таблицы и условий задачи необходимо составить уравнение.

Из условий задачи нам известно, что автомобилист приехал раньше велосипедиста на 4 часа (смотрим наше первое правило). Это значит, что велосипедист затратил на 4 часа больше времени, чем автомобилист. Следовательно,

50 / (х + 40) + 4 = 50 / х

Решаем полученное уравнение, для этого приводим наши дроби к одному знаменателю:

50х + 4х (х + 40) – 50 (х+40) / х (х + 40) = 0

(50х + 4х2 + 160х – 50х – 2000) / х (х+40) = 0

(4х2 + 160х – 2000) / (х2 + 40х) = 0

Умножим обе части уравнение на х2 + 40х:

2 + 160х – 2000 = 0

Разделим обе части уравнения на 4:

х2 + 40х – 500 = 0

Находим дискриминант:

D = 402 – 4 * 1 * (-500) = 3600

Далее находим корни уравнения:

х1 = 10

х2 = — 50

3. Возвращаемся к условиям задачи и вспоминаем, что же требовалось найти.

Нам нужно было определить скорость велосипедиста, которую мы обозначили за Х.

Скорость велосипедиста должна быть положительна, поэтому х2 не подходит по смыслу задачи. Следовательно, нас интересует только х1 и скорость велосипедиста равна 10 км/ч.

Ответ: 10 км/ч.

Задача 2

Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город Б, расстояние между которыми равно 80 км. На следующий день он поехал обратно, при этом его скорость была на 2 км/ч больше прежней. По пути велосипедист останавливался и отдыхал 2 часа. В итоге на возвращение из города Б в город А у него ушло времени столько же, сколько на путь из города А в город Б. Найдите скорость велосипедиста на пути из города А в город Б.

Решение:

1. Обозначим скорость велосипедиста на пути из города А в город Б как переменную Х.

Составим таблицу.

Из условий задачи: расстояние — 80 км, скорость велосипедиста во второй день – х. Его скорость во второй день была на 2 км/ч больше, чем в первый день, т.е. в первый день она была ниже, следовательно, скорость велосипедиста в первый день равна х – 2. Определим затраченное велосипедистом время на путь по формуле t = S / V. Тогда время, затраченное в первый день на путь равно 80 / х, во второй день — 80 / (х + 2).Kak reshat zadachi na dvigenie52. На основании таблицы и условий задачи составим уравнение.

Из условий задачи нам известно, что во второй день велосипедист останавливался и отдыхал 2 часа, следовательно, в пути он провел на 2 часа меньше (смотрим наше первое правило).  Также нам известно, что общее затраченное велосипедистом время в первый и во второй дни равно. Следовательно:

80 / (х + 2) + 2 =  (80 / х)

Решаем полученное уравнение, для чего приводим дроби к общему знаменателю:

(80х + 160 – 80х – 2х (х+2)) / х (х + 2) = 0

Умножаем обе части уравнения на х (х + 2):

160 – 2х2 + 4х = 0

— 2х2 — 4х + 160 = 0

Делим обе части уравнения на -2:

х2 + 2х – 80 = 0

Находим дискриминант:

D = 22 – 4 * 1 * (-80) = 4 + 320 = 324

Тогда корни уравнения равны:

х1 = 8

х2 = — 10

3. Возвращаемся к условиям задачи. Нам необходимо было найти скорость велосипедиста на пути из города А в город Б, которую мы обозначали за Х.

Скорость должна быть положительна, поэтому х2 = — 10 не подходит по смыслу задачи. Следовательно, скорость велосипедиста равна 8.

Ответ: 8 км/ч.

Задачи на движение навстречу: примеры с решением

Kak reshat zadachi na dvigenie11

Главное, что нужно помнить о движении навстречу: скорости участников движения складываются.

В тех случаях, когда нам неизвестно общее расстояние, то есть мы не можем его определить из условий задачи и из составленных уравнений, данное расстояние следует принимать за единицу.

Примеры решения задач на движение навстречу:

Задача 1

Из города А в город Б выехал автомобилист, через 3 часа навстречу ему выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. Автомобилист и мотоциклист встретились на расстоянии 350 км от города А. Расстояние между городами А и Б равно 470 км. Найдите скорость автомобилиста.

Решение:

1. Обозначим скорость автомобилиста как Х.

Автомобилист и мотоциклист встретились на расстоянии 350 км от города А. Следовательно, автомобилист проехал 350 км, а мотоциклист 470 – 350 = 120 км.

Составим таблицу:Kak reshat zadachi na dvigenie62. Составим уравнении на основании таблицы и условий задачи.

Из условий задачи известно, что автомобилист ехал на 3 часа дольше, чем мотоциклист (пользуемся первым правилом, которое разбирали при решении задач на движение вдогонку). Следовательно:

350/х = 120/60 + 3

350/х = 5

Решаем полученное уравнение:

5х = 350

х = 70

3. Возвращаемся к условиям задачи. Нам необходимо было найти скорость автомобилиста, которую мы обозначали за Х. Следовательно, скорость автомобилиста равна 70 км/ч.

Ответ: 70 км/ч.

Задача 2

Из городов А и Б одновременно навстречу друг другу выехали автомобилист и велосипедист. Автомобилист приехал в город А на 6 часов раньше, чем велосипедист приехал в город Б. Встретились они через 4 часа после начала движения. Сколько времени затратил автомобилист на путь из города Б в город А?

Решение:

1. Время автомобилиста обозначим как Х.

Примем расстояние между городами А и Б за единицу. Остальные данные берем из условий задачи.

Составим таблицу:Kak reshat zadachi na dvigenie72. Составим уравнение на основании таблицы и условий задачи.

Известно, что велосипедист и автомобилист встретились через  4 часа после начала движения  и в сумме преодолели все расстояние от города А до города Б. То есть все расстояние от города А до города Б было преодолено за 4 часа.

Вспоминаем, что при движении навстречу скорости движения участников складываются. Подставим в формулу пути известные нам данные:

((1 / х) +  (1 / (х — 6))) * 4 = 1

Решаем полученное уравнение:

(4 / х) +  (4 / (х — 6)) = 1

Приводим дроби к одному знаменателю:

(4х — 24 + 4х — х2 + 6х) / (х (х — 6))  = 0

Делим обе части уравнения на х (х — 6), при условии, что х > 6:

2 + 14х — 24 = 0

Умножим обе части уравнение на -1:

х2 — 14х + 24 = 0

Находим дискриминант нашего квадратного уравнения:

D = 142 – 4 * 1 * 24 = 100

Находим корни уравнения:

х1 = 12

х2 = 2

х2 < 6, следовательно, корнем уравнения не является.

3. Возвращаемся к условиям задачи. Нам необходимо было определить, сколько времени затратил автомобилист на путь из города Б в город А. Это время мы обозначали за Х. Следовательно, автомобилист затратил на путь из города Б в город А 12 часов.

Ответ: 12 часов.

Задачи на движение по течению и против течения: примеры с решением

Kak reshat zadachi na dvigenie12

В условиях задач на движение по реке всегда дано две скорости: собственная скорость судна (скорость, с которой он может двигаться в неподвижной воде) и скорость течения.

При этом возможны две ситуации: когда судно движется по течению и когда судно движется против течения.

Когда судно движется по течению, то течение помогает судну двигаться, оно начинает двигаться быстрее, следовательно, собственная скорость судна и скорость течения складываются.

Когда же судно двигается против течения, то оно ощущает сопротивление, плыть ему становится тяжелее. В этом случае скорость течения будет вычитаться из собственной скорости судна.

Давайте рассмотрим примеры решения задач на движение по реке.

Задача 1

Катер прошел против течения реки 160 км/ч и вернулся в пункт отправления, затратив времени на обратный путь на 8 часов меньше. Найдите скорость катера в неподвижной воде, если известно, что скорость течения реки равна 5 км/ч.

Решение:

1. Обозначим собственную скорость катера – х.

Составим таблицу:Kak reshat zadachi na dvigenie82. На основании таблицы и условий задачи составим уравнение.

По условиям задачи известно, что время, затраченное на путь по течению реки, на 8 часов меньше, чем время, затраченное на путь против течения реки (пользуемся первым правилом, которое разбирали при решении задач на движение вдогонку). Соответственно:

160 / (х + 5) + 8 = 160 / (х — 5)

Решаем данное уравнение. Для этого приводим дроби к общему знаменателю:

(160 (х – 5) + 8 (х – 5) (х + 5) – 160 (х + 5)) / (х – 5) (х + 5) = 0

(160х – 800 + (8х – 40) (х + 5) – 160х — 800) / (х – 5) (х + 5)  = 0

Умножаем обе части уравнения на (х – 5) (х + 5):

-1600 + 8х2 + 40х – 40х – 200 = 0

2 – 1800 = 0

2 = 1800

х2 = 225

х1,2 = ±15

3. Возвращаемся к условию задачи. Нам необходимо было найти собственную скорость катера, которую мы обозначили за Х. Так как скорость не может быть отрицательной, то х1 = -15 противоречит условию задачи. Следовательно, собственная скорость катера равна 15 км/ч.

Ответ: 15 км/ч.

Задача 2

Моторная лодка вышла в 9:00 из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км. Пробыв в пункте Б 3 часа, моторная лодка повернула назад и вернулась в пункт А в 20:00. Найдите скорость течения реки, если известно, что собственная скорость моторной лодки 8 км/ч.

Решение:

1. Обозначим скорость течения реки за х. Остальные данные берем из условия задачи.

Составим таблицу:Kak reshat zadachi na dvigenie92. Составим уравнение.

Нам известно, что моторная лодка начала свое движение в 9:00, а закончила в 20:00, а также в течение этого времени пробыла без движения во время стоянки – 3 часа. Таким образом, общее время движения будет 20 – 9 – 3 = 8 часов. Когда речь идет об общем времени движения, то нам нужно сложить время движения по течению и время движения против течения (пользуемся вторым правилом, которое разбирали при решении задач на движение вдогонку). Получаем:

30 / (8+х) + 30 / (8-х) = 8

Решаем полученное уравнение. Для этого приводим дроби к общему знаменателю:

(30 (8+х) + 30 (8-х) – 8 (8-х) (8+х)) / (8-х) (8+х) = 0

Умножаем обе части уравнения на (8-х) (8+х):

240 + 30х + 240 – 30х – (64 – 8х) (8+х) = 0

480 – 512 – 64х + 64х – 8х2 = 0

2 = 32

х2 = 4

х1,2 = ±2

3. Возвращаемся к условию задачи. Нам необходимо было найти скорость течения, которую мы обозначили за х. Так как скорость не может быть отрицательной, то х1 = -2 противоречит условию задачи. Следовательно, скорость течения равна 2 км/ч.

Ответ: 2 км/ч.

Итак, мы разобрались, как решать задачи на движения. В ЕГЭ 2023 помимо задач на движение могут содержаться и другие текстовые задачи: на смеси и сплавы, на работу, на проценты. О том, как их решать, вы можете узнать на нашем сайте, а также .

Формулы. Вычисление по формулам. Решение текстовых задач (на движение, на проценты и т.д.)

В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:
S — расстояние (пройденный путь),
t — время движения и
V — скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.
Расстояние – это произведение скорости на время движения; S = V t
Скорость – это расстояние, которое тело проходит за единицу времени;
Скорость — это частное от деления расстояния на время движения; V = S / t
Время – это частное от деления расстояния на скорость движения t = S / V

Какие могут быть ситуации?
Ситуация первая.
Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу. Встречное движение.
Ситуация вторая.
Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях. Движение в противоположных направлениях из одного пункта
Ситуация третья.
Два объекта движение начинают одновременно в одном направлении.
При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления».

Задача №1.
В данный момент расстояние между двумя таксистами 345 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 72 км /ч., а другого -68 км /ч., и они выезжают навстречу друг другу одновременно?
1-ый способ:
1) 72 + 68 =140 (км /ч.) – скорость сближения таксистов.
2)140×2 = 280 (км) – на такое расстояние таксисты приблизятся друг к другу за 2 часа.
3) 345 – 280 = 145 (км) – на таком расстоянии будут таксисты через 2 часа.
Ответ: 145 км.

2 – й способ решения.
1)72 × 2 =144 (км) – такое расстояние проедет один таксист за 2 часа.
2) 68 × 2 = 136 (км) – такое расстояние проедет другой таксист за 2 часа.
3)144+ 136 =280 (км) – на такое расстояние таксисты приблизятся друг к другу за 2 часа.
4) 345 – 280 = 145 (км) – на таком расстоянии будут таксисты через 2 часа.
Ответ: 145 км.

Задача № 2
Расстояние между городами А и В 720км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км /ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 60 км /ч. Через сколько часов после выхода пассажирского поезда эти поезда встретятся?
Решение.
1)80×2=160(км) -прошёл скорый поезд за 2 часа.
2)720-160=560(км) -осталось пройти поездам.
3)80+60=140(км/ч) -скорость сближения 2 поездов.
4)560:140=4(ч) -был в пути пассажирский поезд.
Ответ:4часа.

Задача № 3.
Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Скорость одного автобуса 45 км /ч, а скорость другого автобуса 72 км /ч. Первый автобус до встречи проехал 135км.
Найдите расстояние между пунктами.
Решение.
1-ый способ: .
1) 135 : 45 = 3 (часа) – ехали автобусы до встречи.
2)72×3 = 216 (км) – проехал второй автобус до встречи.
3) 135 + 216 = 351 (км) – расстояние между пунктами.
Ответ: 351 км.

2 – й способ решения.
1)135 : 45 = 3 (часа) – ехали автобусы до встречи.
2)45 +72 = 117 (км/ ч.). – скорость сближения автобусов .
3)117 × 3 = 351 (км) – расстояние между пунктами.
Ответ: 351 км.

Что такое скорость сближения?
Задача № 4.
Машина и автобус выехали из двух городов, находящихся на расстоянии 740 км навстречу друг другу со скоростями 70 км/ч и 50 км/ч. Какое расстояние будет между машинами через 5 часов?
Решение.
1 –й способ решения.
1)50 × 5 = 250 (км) – проедет машина до встречи.
2)70 × 5 = 350 (км) – проедет автобус до встречи.
3) 250 + 350 = 600 (км) — на такое расстояние они приблизятся друг к другу.
4) 740 -600 = 140 (км) — такое расстояние будет между ними через 5 часов.
Ответ: 140 км.

2 – й способ решения.
1)50 + 70 = 120 (км /ч.) – скорость сближения автобуса и машины.
2)120 × 5 = 600 (км) – на такое расстояние они приблизятся друг к другу.
3) 740 – 600 = 140 (км) – такое расстояние будет между ними через 5 часов.
Ответ: 140 км.

Задача №5.
Две гоночные машины выехали навстречу друг другу. Расстояние между ними было 660 км. Одна ехала со скоростью 100 км/ч, а другая 120 км/ч. Через какое время они встретятся?
Решение.
1)100+120=220(км/ч)- скорость сближения машин .
2)660:220=3(ч) -через такое время встретятся гоночные машины.
Ответ: через 3 часа.

Задача № 6.
Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 48 км / ч., а другого – 54 км ч. Какое расстояние будет между тиграми через 2 часа?
Решение.
1-ый способ:
1)48 × 2 = 96 (км) – пробежит один тигр за 2 часа.
2)54 × 2 = 108 (км) – пробежит другой тигр за 2 часа.
3)96 + 108 = 204 (км) – будет между тиграми через 2 часа.
Ответ: 204 км.

2 – й способ
1)48 + 54 =102 (км /ч.) – скорость удаления тигров.
2)102 × 2 =204 (км) – будет между тиграми через 2 часа.
Ответ: 204 км.

Задача № 7.
Максат и Нурдаулет вышли из школы со скоростью 50 м/мин. Рома вышел вслед за ними через 6 минут со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут Рома догонит Максата и Нурдаулета?
Решение.
1) 80 — 50 = 30 (км /ч.) –скорость сближения мальчиков.
2)50 × 6 = 300 (км) – такое расстояние было между мальчиками перед выходом из школы Ромы.
3)300 : 30 = 10 (мин.) – через такое время Рома догонит друзей.
Ответ: через 10 мин.

ИТОГИ:
1) При решении задач на движении двух объектов применяются понятия «скорость сближения» и «скорость удаления».
2)При решении задач на встречное движение и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов.
3)При решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.

Решение задач на проценты

begin mathsize 12px style 1 percent sign equals 1 over 100 equals 0 comma 01 semicolon space space space 5 percent sign 5 over 100 equals 0 comma 05 semicolon space space space 20 percent sign equals 20 over 100 equals 1 fifth equals 0 comma 2 end style

Найдем 20% от 300 :
1-ый способ: 20% от 300 =300:100×20 = 60 ;
2-ой способ: 20% от 300 = 0,20 ×300 = 60 .

Задача №1
В классе 25 учеников, 40% (сорок процентов) из них девочки. Сколько девочек в классе?
Решение:
25:100 × 40 = 10 девочек ; или 25 × 0,40 = 10 девочек ;
Ответ: в классе 10 девочек.

Задача №2
В саду растет 5 кустов желтых роз. Это составляет 25% от всех роз в саду.
Сколько кустов роз в саду?
Решение:
5:25 ×100 = 20 кустов роз; или 5 : 0,25 = 20 кустов роз;
Ответ : в саду растет 20 кустов роз.

Задача №3
На стоянке стоит 40 машин, 8 из них фирмы Рено. Какой процент машин фирмы Рено от всех стоящих на стоянке?
Решение:
8 :40 ×100 = 20 % .
Ответ: на стоянке 20% машин фирмы Рено.

Вопросы к конспектам

Лыжнику необходимо было пробежать расстояние в 50 км. Начав бег на 30 мин позже назначенного срока, лыжник бежал со скоростью, больше предполагавшейся на 5 км/ч и прибежал к месту назначения вовремя. Определите скорость, с которой бежал лыжник.

На сколько процентов изменится площадь прямоугольника, если его длину уменьшить на 15% а ширину увеличить на 20%

Рабочий день уменьшился с 8 до 7 часов. На сколько процентов нужно повысить производительность труда, чтобы при тех же расценках заработная плата возросла на 5%?

Турист прошел по проселочной дороге 6 км и по шоссе 3 км, затратив на весь путь 2ч. По шоссе он прошел со скоростью на 2 км/ч больше, чем по проселочной дороге. С какой скоростью шел турист по проселочной дороге?

Автомобиль за 4 часа проезжает путь в 240 км. Если скорость автомобиля увеличится на 20 км/ч, то за сколько часов он проедет тот же путь?

В аэропорту ждут прибытия самолета 1200 пассажиров. 45% из них мужчины. 15% общего числа женщин и детей составляют дети. Найдите число мужчин и число детей?

Пассажир в метро спускается вниз по движущемуся эскалатору за 24с. Если пассажир идет с той же скоростью по неподвижному эскалатору, то он спустится за 42с. За сколько секунд он спустится стоя на ступеньках движущегося эскалатора?

Сколько воды нужно добавить к 54 кг 5%-го раствора соли в воде, чтобы получить 3%-ый раствор?

Скорость моторной лодки по течению реки равна 10,2 км/ч, а против течения реки 7,8км/ч. Найдите скорость течения реки.

Скорость течения реки 2 км/ч, собственная скорость лодки в 2,5 раза больше. Найдите расстояние, которое проплыла лодка против течения за 3 часа

Сторону квадрата увеличили на 20%. На сколько процентов увеличится периметр квадрата?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти второй катет если известен угол
  • Как найти путь jdk
  • Как составить программу питания для набора мышечной массы мужчине
  • Как правильно найти наименьшее общее кратное чисел
  • Совет как найти общий язык с подростком