Сегодня речь пойдет о распиновке разъема для диагностики.
Со временем появления в автомобилях электронных систем управления от микропроцессоров также возникла необходимость проверки параметров работы самих блоков и соединительных электрических цепей. С этой целью изобрели оборудование, получившее название OBD (On Board Diagnostic), изначально он только выдавал только информацию о неисправности, без каких-либо уточнений.
В современных автомобилях с помощью разъема OBD с стандартной распиновкой разъема для диагностики к бортовому компьютеру можно подключить специальный адаптер или сканер и провести полную диагностику самостоятельно практически любому автомобилисту. С 1996 года в США была разработана вторая концепция стандарта OBD2, которая стала обязательной для вновь выпускаемых автомобилей.
Содержание статьи
-
- 0.0.1 Назначение OBD2 определить:
- 1 Виды разъемов с распиновкой OBD2
- 2 Варианты распиновок
Назначение OBD2 определить:
- тип диагностического разъема;
- распиновку разъема для диагностики;
- электрические протоколы связи;
- формат сообщения.
В Евросоюзе принят EOBD, в основе которого лежит OBD2. Он обязателен для всех авто с января 2001 года. OBD-2 поддерживает 5 протоколов обмена данными.
Зная место расположение и стандартную распиновку разъема OBD2, можно провести проверку авто самостоятельно. Благодаря повсеместному внедрению OBD2 при диагностики автомобиля можно получить код ошибки, который будет одинаковым вне зависимости от марки и модели авто.
Стандартный код содержит структуру Х1234, где каждый символ несет свою смысловую нагрузку:
- Х — единственный буквенный символ, позволяющий узнать неисправную систему (двигатель, коробка, электронные блоки и т. д.);
- 1 — представляет собой общий код стандарта OBD2 или дополнительные коды завода;
- 2 — уточнение места неисправности (система питания или зажигания, вспомогательные цепи и т. д.);
- 34 — порядковый номер ошибки.
Распиновка диагностического разъема OBD2 имеет особенный штекер питания от бортовой сети, это позволяет использовать любые сканеры и адаптеры без дополнительных электрических цепей. Если раньше протоколы диагностики показывали лишь общую информацию о наличии какой-либо проблемы, то сейчас, благодаря связи диагностического устройства с электронными блоками автомобиля можно считать более полную информацию о конкретной неисправности.
Каждое подключаемое диагностическое оборудование обязательно соответствует одному из трех международных стандартов:
- CAN;
- SAE J1850;
- ISO 9141-2.
Расположение диагностического разъема с распиновкой OBD2 для диагностики может сильно отличаться в различных автомобилях. Никакого единого стандарта для местоположения нет, тут вам поможет инструкция по эксплуатации автомобиля или ловкость рук.
Ниже несколько распространенных точек для удобства поиска:
- в прорези нижнего кожуха панели приборов в районе левого колена водителя;
- под пепельницей, установленной в центральной части панели приборов (некоторые модели Пежо);
- под пластиковыми заглушками на нижней части панели приборов или на центральной консоли (характерно для продукции концерна VAG);
- на задней стенке панели приборов за корпусом перчаточного ящика (некоторые модели Лада);
- на центральной консоли в районе рычага стояночного тормоза (встречается на некоторых машинах
- в нижней части ниши подлокотника (распространено на французских автомобилях);
- под капотом вблизи моторного щита (характерно для некоторых машин корейского и японского производства).
Многие автомобилисты также иногда намеренно переносят разъем распиновку OBD2 в другое не всегда стандартное место, это может быть связано с ремонтом электропроводки или с защитой автомобиля от угона.
Виды разъемов с распиновкой OBD2
В начале 2000 годов не существовало строгих требований к наружной форме разъема, и многие автопроизводители самостоятельно назначали конфигурацию устройства. На сегодняшний день есть два типа разъема OBD 2, обозначаемые как Тип А и Тип В.
Оба штекера практически одинаковые внешне и имеют 16-пиновый выход (два рядя по восемь контактов), отличие состоит только между центральными направляющими пазами.
Нумерация пинов в колодке ведется слева направо, при этом в верхнем ряду стоят контакты с номерами 1-8, а в нижнем — с 9 по 16. Наружная часть корпуса выполнена в форме трапеции со скругленными углами, что обеспечивает надежное подключение диагностического переходника. На фото оба варианта устройств.
Разновидности разъема — Тип A слева и Тип B справа
Разъем OBD 2 — распиновка
Ниже представлена схема и назначение контактов в разъеме с распиновкой OBD2, которые определены стандартом.
Нумерация штекеров в разъеме
Общее описание штекеров:
1 — резервный, на данный пин может выводиться любой сигнал, который установит завод-изготовитель автомобиля;
2 — канал «К» для передачи различных параметров (может обозначаться — шина J1850);
3 — аналогично первому;
4 — заземление разъема на кузов автомобиля;
5 — заземление сигнала диагностического адаптера;
6 — прямое подключение контакта CAN-шины J2284;
7 — канал «К» по стандарту ISO 9141-2;
8 — аналогично контактам 1 и 3;
9 — аналогично контактам 1 и 3;
10 — пин подключения шины стандарта J1850;
11 — назначение пина задается заводом-изготовителем автомобиля;
12 — аналогично;
13 — аналогично;
14 — дополнительный пин CAN-шины J2284;
15 — канал «L» по стандарту ISO 9141-2;
16 — положительный вывод напряжения бортовой сети (12 Вольт).
Примером заводской распиновки разъема OBD 2 может служить Хендай Соната, где на пин 1 подается сигнал от блока управления антиблокировочной системы, а на пин 13 — сигнал от блока управления и датчиков надувных подушек безопасности.
Варианты распиновок
В зависимости от протокола работы допускаются варианты распиновок:
При использовании стандартного протокола ISO 9141-2 он активизируется через пин 7, при этом пины 2 и 10 в разъеме неактивны. Для передачи данных применяются выводы с номерами 4, 5, 7 и 16 (иногда может задействоватся пин номер 15).
При протоколе типа SAE J1850 в варианте VPW (Variable Pulse Width Modulation) задействованы пины 2, 4, 5, а также 16. Разъем характерен для американских и европейских автомобилей Дженерал Моторс.
Использование J1850 в режиме PWM (Pulse Width Modulation) предусматривает дополнительное задействование вывода 10. Такой тип разъема используется на продукции концерна Ford. Для протокола J1850 в любом виде характерно неиспользование вывода с номером 7.Начало формы
Конечно, для многих подобные схемы и описания распиновок разъема OBD2 очень сложны и неестественны. Зачастую, автомобилисты предпочитают периодически отдавать свой авто в профильный автосервис и даже не думать о диагностических разъемах и, тем более, об их распиновках. Но все же стоит признать полезность самостоятельной диагностики. Опытные автомобилисты говорят о том, что иметь диагностический сканер в машине необходимо каждому автовладельцу для оперативной проверки своих сомнений в работе машины, проверки ошибок, настроек и подобного, что прежде всего сэкономит значительные деньги.
Очевидные преимущества самостоятельной диагностики через разъем OBD2:
- Экономия средств, СТО берут большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Оперативно узнать ошибку и понять неисправность без помощи специалистов, не нужно нервничать в СТО и можно избежать придуманных поломок, как это часто бывает в недобросовестных сервисах.
Удачи вам в дороге и в диагностике автомобиля!
OBD разъем, установленный на ВАЗ 2112, необходим для подключения диагностического оборудования к ЭБУ, а так же прошивки. Расположение данного сервисного порта опишем в этой небольшой статье, а так же раскроем ряд других важных вопросов по диагностике LADA «12» модели, особенностях подключения OBD2 сканера к разъёму GM12 (PIN 12).
У автомобилей линейки ВАЗ 2112 тип и конфигурация разъёма зависит от года выпуска, двигателя и типа ЭБУ:
Расположение разъема на всём протяжении выпуска «Двенашки» не менялось, но о нём расскажем далее.
У автомобиля VAZ 2110 разъем для диагностики и проверки двигателя находится под консолью панели приборов с правой стороны. На некоторых модификациях колодка закрыта декоративной крышкой.
- 12-контактный разъем:
Разъёмом 12 PIN (GM12) оснащались все инжекторные модели, кроме отдельно взятых сборок после 2002 года, на которых был установлен OBD-II разъем. - 16- контактный разъем:
Разъёмом 16 PIN оснащались модели, после 2002 года выпуска, на которых установлены системы управления двигателем: BOSCH MP7.0 Euro-3, BOSCH M7.9.7, Январь-7.2.
Расположение разъема указано на рисунке в позиции №3. На фото ниже продемонстрирована диагностическая колодка.
Информация о ЭБУ и его расположение написано в материале»Диагностика ВАЗ 2112″ . Далее представлена распиновка разъема OBD2 и OBD1, а так же назначение контактов некоторых ЭБУ, которые ставились на «Двенашку»
Описание:
OBD1 (GM12) коннектор прямоугольный формы, состоит из 12 контактов.
Марки и года:
Все инжекторные модели, кроме части моделей после 2002 г., имеющих OBD-II разъем.
Доступ и расположение:
Распиновка:
M | L | K | J | H | G |
A | B | C | D | E | F |
Key * |
* Connector Keying — Конструктивный элемент разъемного соединителя, гарантирующий правильную ориентацию вилки и розетки.
Пример на фото:
Выводы и их назначение:
Вывод | Цвет | Назначение |
---|---|---|
A | Масса | |
B | L-линия диагностики (не всегда разведена) | |
D | СО-потенциометр (не всегда разведена) | |
G | Управление бензонасосом | |
H | Питание +12В (не всегда разведена) | |
M | K-линия диагностики |
Описание:
OBD2 коннектор в форме трапеции, состоит из 16 контактов.
Марки и года:
Бензиновые легковые автомобили и легкие грузовые автомобили, произведенные или импортируемые в США с 1996 года (американское законодательство CARB и EPA) и в Европе (EOBD) с 2000-2001 года (директива Евросоюза 98/69EG) и Азии (в основном с 1998 г.).
Доступ и расположение:
Распиновка:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Меньшая сторона трапеции |
Пример на фото:
Выводы и их назначение:
№ | Цвет | Назначение |
---|---|---|
2 | J1850 Шина + | |
4 | Заземление кузова | |
5 | Сигнальное заземление | |
6 | Линия CAN-High, J-2284 | |
7 | К-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) | |
10 | J1850 Шина- | |
14 | Линия CAN-Low, J-2284 | |
15 | L-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) | |
16 | Питание +12В от АКБ |
Контакты диагностического разъема для используемых протоколов
Контакты 4, 5, 7, 15, 16 — ISO 9141-2.
Контакты 2, 4, 5, 10, 16 — J1850 PWM.
Контакты 2, 4, 5, 16 (без 10) — J1850 VPW.
Протокол ISO 9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 и отсутствием 2 и/или 10 контактов на диагностическом разъеме.
Если отсутствует контакт 7, в системе используется протокол SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation) или SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation).
Все три протокола обмена данных работают через стандартный кабель OBD-II J1962 connector.
Фото расположения разъёма:
Подключение сканера к колодке:
Правильная схема соединения 12 PIN колодки с адаптером 16 PIN
Переделка 12 PIN на 16 PIN
4. Распиновка выводов ЭБУ ВАЗ 2112
Прошивка ЭБУ производится на стятом блоке (ECU) и применением специальных ПАК-загрузчиков, работающих через BSL-режим. Для этого часто требуется знать назначение контактов (выводов) у блока.
Распиновка требуется для установки салонной электроники, которая работает через CAN шину, а так же при ремонте и замене блока. Ниже представлены PDF файлы с распиновкой некоторых ЭБУ ВАЗ 2112.
Назначение контактов:
5. Выбор автосканера для диагностики и прошивки ВАЗ 2112
Вопрос по подбору сканеров и адаптеров для диагностики и прошивки ВАЗ 2112 уже разбирался на сайте в материале «Диагностика ВАЗ 2112». Рекомендуется изучить данные материалы по теме:
6. Рекомендованные статьи по ВАЗ 2112
Рекомендуемые программы для адаптеров и сканеров ВАЗ 2112
Рекомендуемые адаптеры и сканеры для автомобилей ВАЗ 2112
Scan Tool Pro – адаптер для ВАЗ 2112 c 2002 г.в
Расшифровка кодов ошибок ВАЗ 2112
Обзоры OBD2 адаптеров для автодиагностики
Автодиагностика ВАЗ 2112 своими руками
Scan Tool Pro — бюджетный мультисканер для ВАЗ 2112
Хороший выбор для начинающего диагноста
Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 — пока что самая стабильная версия. Сканер имеет максимальную совместимость с автомобилями с 2001 года выпуска в том числе с ВАЗ 2112 с OBD2 разъёмом и GM12 при подключении через переходник.
По ссылке указанной справа можно ознакомиться со сканером для автодиагностики «Scan Tool Pro». Это сайт официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев.
Удачной диагностики!
7. Рекомендуемые видео по данной теме
Получилось ли Вам найти диагностический разъем?
Илья Васильев
Автор сайта / Диагност
Автор всех статей на сайте. 7-ми летний опыт в автодиагностике и ремонте авто любой сложности и любых марок. Увлекаюсь программированием, чип-тюнингом.
Публикую статьи с обзорами диагностического оборудования, делюсь опытом, программами и инструкциями.
Как найти диагностический разъем
В состав диагностических систем, устанавливаемых на современных автомобилях, входит несколько устройств, отслеживающих параметры, связанные с токсичностью. Система диагностики OBD также фиксирует отказы в памяти бортового компьютера, переводя их в индивидуальные коды неисправностей. Расположение диагностического разъема зависит от марки автомобиля и конкретной модели.
Вам понадобится
- — отвертка.
Инструкция
В качестве примера рассмотрите порядок нахождения диагностического разъема на автомобилях Opel. Разъем OBD-II по существующим стандартам должен располагаться в радиусе 16 дюймов от рулевой колонки. Стандарты предполагают восемь мест для размещения диагностического узла.
Осмотрите пространство в непосредственной близости от рулевого колеса. Если автомобиль Opel был выпущен до 1996 года, в нем применяется прямоугольный диагностический разъем с десятью выводами. Контакты расположены в два ряда в вертикальном положении и имеют маркировку A, B, C, D, E, идущую снизу вверх в левом ряду, а в правом – F, G, H, J, K (маркировка идет сверху вниз).
На моделях, произведенных позже 1996 года, ищите диагностический разъем с шестнадцатью контактами, расположенными по горизонтали в два ряда. Устройство имеет форму трапеции и поддерживает стандарт OBD-II.
Если перед вами Opel, выпущенный после 2000 года, отыщите диагностический разъем под передней декоративной панелью (торпедой). В некоторых случаях устройство закрыто отдельной крышкой.
В автомобилях 1996-2000 годов выпуска осмотрите блок предохранителей в передней панели, а также пространство под пластмассовой крышкой возле ручного тормоза. Это касается Opel Corsa, Opel Omega, Opel Astra F.
Для получения доступа к диагностическому разъему в автомобилях Opel Omega B, Opel Astra, выпущенных в период с 1995 по 2000 год, отсоедините крышку блока, где расположены предохранители. Этот блок находится в салоне, слева от рулевого колеса, в торпеде.
Чтобы обнаружить соответствующее диагностическое устройство в модели Opel Zafira 2000-2004 годов выпуска, вначале отсоедините крышку, расположенную под ручным тормозом, а после этого снимите заглушку, которой защищен сам разъем.
Откройте крышку пепельницы, расположенной возле рычага коробки перемены передач автомобиля Opel Vectra С. Вытащите корпус пепельницы наружу. Теперь доступ к искомому устройству открыт.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Содержание статьи:
1. Как снять диагностический разъем?
2. Особенности конструкции диагностического разъема и распиновка
3. Поиск и извлечение колодки диагностического разъема
4. Последовательность снятия и разборки диагностического разъема
5. На что обратить внимание при работе с разъемом?
Как снять диагностический разъем?
Вопрос о том, как снять диагностический разъем, чаще всего возникает, если он по каким-либо причинам получил механические повреждения и больше не выполнят свои функции по санированию автомобиля. Возможно повреждение одного или нескольких контактов в результате небрежного или неправильного обращения, в некоторых случаях разъем может выйти из строя при попытке силой подключить неподходящий разъем или переходник. Чтобы установить новый разъем, необходимо обеспечить доступ к колодке, правильно ее извлечь без дополнительных повреждений и поменять корпус. В некоторых случаях для восстановления работоспособности достаточно заменить один или несколько контактов.
Особенности конструкции диагностического разъема и распиновка
Практически на всех современных иномарках используются диагностические разъемы OBD-II. Название расшифровывается как On-Board Diagnostic – самодиагностика бортового оборудования. Если раньше у каждого производителя была своя конструкция и форма разъема, то на современных авто устанавливаются преимущественно стандартные колодки трапециевидной формы, рассчитанные на подключение 16 pin.
Схема стандартного расположения пинов выглядит следующим образом:
- Первый контактный вывод используется для шины J1850;
- Выводы 2, 7, 8, 10, 11, 12 устанавливаются производителем;
- Вывод №3 – это масса автомобиля;
- Вывод №4 – сигнальная земля;
- Вывод №5 – CAN-шина;
- Вывод №6 и вывод №14 –K-Line шина;
- Вывод №9 — шина J1850;
- Вывод №13 — шина CAN J2284;
- Вывод 16 – плюс с аккумуляторной батареи.
Если планируется менять проводники, желательно предварительно зарисовать или сфотографировать схему расположения контактов.
Поиск и извлечение колодки диагностического разъема
Производитель авто не заинтересован в обеспечении самостоятельного доступа водителей к диагностическому разъему. Непрофессиональное вмешательство может привести к повреждению электросистемы автомобиля, поэтому в большинстве современных авто такой разъем убран с обзора, и его бывает непросто найти.
В большинстве случаев используются следующие места расположения:
- На центральной консоли. Разъем устанавливается рядом с разъемами USB и AUX, он может находиться под мультимедийным экраном;
- В ногах у водителя под рулем. Например, именно такое расположение разъема используется на большинстве современных автомобилей BMW;
- На центральной площадке между креслами водителя и пассажира. Разъем может быть спрятан позади пепельницы, под рукояткой ручного тормоза и в других местах;
- Внутри бардачка или под ним. Например, такое оригинальное решение использовано в популярных моделях Рено Логан.
У более старых автомобилей, выпущенных в период до 1998 года, разъем для диагностики в большинстве случаев располагался вообще за пределами салона. Он устанавливался с внешней стороны перегородки меду салоном и моторным отсеком в подкапотном пространстве. На некоторых автомобилях BMWпараллельно использовались оба варианта подключения, однако внешний разъем давал больше информации.
Последовательность снятия и разборки диагностического разъема
После обнаружения диагностического разъема в автомобиле можно приступать к его снятию. В большинстве случаев он закрыт декоративной пластиковой крышкой – она изолирует контакты от пыли и маскирует разъем. Крышка снимается острым инструментом, например, металлическим крючком.
Пластиковая колодка обычно фиксируется в корпусе автомобиля на пластиковых защелках – их может быть от 2 до 6. Конструкция может различаться, но в любом случае потребуется предельно аккуратно отсоединить защелки, чтобы извлечь колодку с контактами из предусмотренного гнезда. Если защелки сломаются, потребуется приобретать новый корпус разъема.
После его извлечения можно переходить к демонтажу установленных контактов. Они фиксируются внутри гнезда специальными тонкими защелками-распорками, поэтому провода нельзя просто выдернуть. Защелки прижимаются к проводнику с двух сторон, для этого нужно использовать тонкий острый инструмент. Самое простое решение – приобрести набор специальных ключей-экстракторов: которые помогают пригнуть усики защелок и аккуратно извлечь контакты без повреждений.
При извлечении разъема не рекомендуется использовать булавки, зубочистки и другие бытовые предметы – значительно увеличивается риск повреждения контакта, после чего потребуется менять его целиком. После аккуратного извлечения контактов можно переходить к ремонту. Меняются на новые поврежденные соединения, при сильной деформации можно использовать установку нового корпуса.
На что обратить внимание при работе с разъемом?
На всех этапах разборки разъема, установки и удаления новых контактов нельзя применять физическую силу. Если корпус не извлекается з отверстия, необходимо поискать дополнительные заглушки и отсоединить и, а не пытаться выломать разъем из отверстия. Нельзя с силой дергать за провода: при правильном прижатии защелок они должны легко извлекаться из разъема.
Компания CARWIRING предлагает купить готовые диагностические разъемы в сборе — это даст возможность провести ремонт без малейшего риска. Работать с разъемами рекомендуется только подходящими тонкими инструментами. При любых сомнениях в собственных силах лучше обратиться в профильный автосервис.
-
Главная
-
»
Расположение разъема OBD
Если Вы приобрели себе диагностический адаптер и не знаете, где в Вашем автомобиле располагается диагностический разъем OBD 2, то данная статья придется Вам кстати. Статья подскажет, где находится диагностический разъем на автомобилях различных марок: ВАЗ, ГАЗ УАЗ, Chevrolet, Reno и прочих.
Диагностический 14 пиновый разъем на автомобиле ВОЛГА располагается под капотом, на стенке моторного отсека, на стороне пассажира
На более новых моделях данный разъем уже стандарта OBD 2 располагается под рулем (аналогичное расположение в автомобилях газель свежих годов)
На автомобиле ВАЗ 2110 — 2112 диагностический разъем располагается справа от водителя, рядом с рулевой колонкой снизу.
На автомобиле ВАЗ 2109 с высокой панелью приборов диагностический разъем следует искать на полке под «бардачком», рядом с ЭБУ автомобиля.
На автомобилях модельного ряда ВАЗ 2108—2115 с «европанелью» диагностический разъем находится перед КПП, прямо под прикуривателем. Диагностический разъем закрыт декоративной крышкой.
На автомобиле «Калина» диагностический разъем так же расположен за декоративной крышкой возле ручки КПП
На автомобилях ВАЗ Приора диагностический разъем OBD располагается на задней стенке, за «бардачком»
На автомобилях УАЗ диагностический разъем распологается либо под капотом возле стенки слева у водителя (козел), за водительским сиденьем (буханка), под рулевой колонкой на новых автомобилях типа УАЗ Патриот.
На автомобилях Reno диагностические разъемы располагаются либо за «бардачком» если его открыть то в самом конце дальней стенки за декоративной крышкой мы увидим диагностический разъем, либо под рулевой колонкой снизу.
На автомобилях марки Chevrolet диагностический разъем так же, как правило располагается под рулевой колонкой снизу, либо справа от водителя на центральной консоли сбоку, возле правой ноги водителя (Chevrolet Lanos).