Основные правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел
В зависимости от знака различают положительные и отрицательные числа. Их можно расположить на координатной прямой, где началом отсчета будет ноль, который не относится ни к положительным, ни к отрицательным значениям.
Определение
Положительные числа — это числа со знаком «+», который обычно не пишется. Положительные значения располагаются на числовой линии справа от нуля.
Определение
Отрицательные числа — это числа со знаком «−», расположенные слева от нуля на координатной прямой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные правила сложения и вычитания отрицательных чисел:
- При сложении двух отрицательных чисел, необходимо суммировать их модули, затем перед полученным результатом приписать знак минус.
(-a;+;(-b);=;-;(vert-avert;+;vert-bvert);=;-;(a;+;b))
- Разность двух отрицательных чисел находится по правилу «минус на минус дает плюс».
((-a);-;(-b);=;(-a);+;b;=;b;-;a)
Сложение чисел с разными знаками
При складывании двух слагаемых, одно из которых с плюсом, а другое — с минусом, необходимо сравнить их модульные значения. От слагаемого с большим модулем нужно отнять слагаемое с меньшим модулем, далее перед полученным результатом поставить знак слагаемого, большего по модульному значению.
Примечание:
Каждая положительная величина имеет противоположный элемент с отрицательным символом. В сумме эти пары образуют 0:
(a;+;(-a);=;a;-;a;=;0)
Вычитание чисел с разными знаками
Вычитание положительных и отрицательных элементов обладает свойством, которое позволяет свести данное действие к сложению:
(а;–;b;=;a;+;(–b))
Расшифровка этой формулы дает следующее правило:
Вычитание одного числа из другого равно сумме уменьшаемого и числа, противоположного вычитаемому.
Для того, чтобы найти разность двух чисел с разными знаками, необходимо следовать алгоритму суммирования положительной и отрицательной величины: сравнить модули уменьшаемого и вычитаемого, из числа с большим модулем нужно вычесть меньшее модульное значение, затем перед полученным результатом поставить знак большего по значения.
Примеры упражнений
Пример 1.
Сложение двух отрицательных элементов:
− 89 + (− 125) = − (89 + 125) = − 214
Пример 2.
Вычитание двух отрицательных чисел:
− 134 − (− 357) = − 134 + 357 = 357 − 134 = 223
Пример 3.
Сложение двух чисел с разными знаками:
− 876 + 543
|− 876| > |543|
− 876 + 543 = − (|− 876| − |543|) = − (876 − 543) = − 333
Пример 4.
Вычитание двух элементов с разными знаками:
678 − 943
|678| < |− 943|
678 − 943 = − (|− 943| − |678|) = − (943 − 678) = − 265
План урока:
Сложение отрицательных чисел
Сложение чисел с разными знаками
Вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знаками
В субботу, ученики 6 класса договорились встретиться и погулять в парке. Утром Юля выглянула в окошко, ярко светит солнышко, но при этом морозно. Девочка взглянула на термометр. Он показывал -10˚C. Мама попросила Юлю пойти на улицу немного позже, когда на улице потеплеет. Юля расстроилась и стала ждать. Через два часа девочка снова взглянула на термометр. Он показал -3. Ого! Всего два часа, а так потеплело – обрадовалась девочка и стала одеваться, чтобы идти гулять. В это время в комнату вошла мама и удивленно спросила «Уже потеплело? На сколько градусов?» Дочь не знала, что сказать и как правильно узнать, на сколько градусов стало теплее. Мама пришла на помощь и сообщила, что достаточно от -10 отнять -3, и мы узнаем, на сколько градусов изменилась температура воздуха за окном. Иначе, можно сказать, что шкала термометра поднялась вверх на 7 делений, значит, на улице стало теплее на 7 градусов. Запомнив все, что рассказала мама, Юля побежала в парк делиться новыми знаниями с друзьями.
Сложение и вычитание отрицательных чисел
Давайте вспомним любимую многими сказку «Буратино» и разберем задачу с участием любимых персонажей.
В театре Карабаса-Барабаса актерам жилось очень сложно, все куклы мечтали жить на свободе. Актеры тяжело работали, но долги перед хозяином росли с каждым днем. Злой владелец пообещал отпустить Буратино и Мальвину из своего театра только тогда, когда кукольные герои вернут ему долг. Сколько монет нужно собрать героям, чтобы оказаться на свободе, если у Буратино было -15 монет, а у Мальвины -6?
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, нам нужно понимать, о чем идет речь. Изучив условие, возникает вопрос «Как может быть -15 и -6 монет?». В данном случае выходит, что Буратино и Мальвина должны вернуть Карабасу-Барабасу 15 и 6 монет, поэтому перед данными числами и стоит знак «минус». Получается, кукольные персонажи смогут покинуть театр, когда полностью вернут долг. Для этого необходимо узнать общий размер долга Буратино и Мальвины. Чтобы узнать размер долга, суммируем монеты персонажей -15 и -6. Но как их сложить, когда перед слагаемыми стоит «минус»? В подобных ситуациях применяют правило сложения отрицательных чисел.
Возвращаемся к решению задачи.
Теперь, правильно запишем и суммируем известные данные.
Получается, что герои имеют -21 монету, следовательно, они должны собрать 21 монету и вернуть долг, только тогда появится возможность покинуть театр Карабаса-Барабаса.
Источник
Рассмотрим еще одно задание.
Найдите результат сложения -24 и -16.
Чтобы вычислить сумму двух значений со знаком «минус», достаточно суммировать их модули, и перед полученной цифрой записать «-».
-24+(-16)=-(24+16)=-40.
Запомни! Если складываем два отрицательных числа, то суммируем их модули, а перед результатом сложения записываем «-».
Сложение чисел с разными знаками
Рассмотрим ситуацию.
Мишин папа навещал бабушку в деревне, обещал привезти гостинец сыну – яблоки. Во дворе Миша рассказал мальчишкам про папино обещание, и решил угостить яблоком, каждого из трех друзей, то есть, у него уже стало -3 яблока. Папа привез сыну 10 яблок и мальчик с радостью поделился фруктами с друзьями. Сколько яблок осталось у мальчика?
Чтобы найти количество яблок у мальчика, нам нужно узнать, чему равна сумма яблок –тех которые были у мальчика(-3), и тех, которые дал папа(10). То есть, чтобы ответить на главный вопрос задачи, достаточно сложить -3 и 10. Но слагаемые имеют разные знаки «+» и «-». Как же выполнить сложение положительного и отрицательного чисел? Запомнив алгоритм сложения положительных и отрицательных чисел сделать это, будет очень просто.
Используем рассмотренный алгоритм при выполнении действий.
Суммируем-3 и 10. Для этого:
- определяем модули: -3=|3|, 10=|10|;
- сравниваем модули, определяя больший: |3|<|10|;
- от большего отнимаем меньший: 10 – 3=7;
- так как по условию 10 – число положительное, то и результат будет числом положительным.
Записывается в таком виде:
-3+10=10 – 3=7.
Выходит, у мальчика стало 7 яблок.
Рассмотрим еще один пример сложения чисел с разными знаками.
Вычислите сумму -28 и 11.
Известные слагаемые имеют разные знаки, то есть -28 является значением отрицательным, а 11–положительным. Чтобы суммировать слагаемые, необходимо воспользоваться ранее рассмотренным алгоритмом. Вначале, определяем модули и сравниваем их.
-28=|28|;
11=|11|;
28>11.
Помним, что большее значение модуля имеет отрицательное слагаемое (-28), поэтому перед результатом нужно будет поставить знак «минус». Теперь, находим разность большего и меньшего значения модуля (28-17) и записываем математическое выражение:
-28+11=-(28-11)=-17.
Учитывая рассмотренные примеры, можно сказать, что:
любое числовое значение от прибавления к нему положительного числа, всегда становится больше, а от прибавления отрицательного числа только меньше.
Докажем справедливость данного правила, вычислив выражение и сравнив уменьшаемое с полученной суммой:-150+50.
Чтобы найти значение выражения нужно определить модули (150 и 50), оставив знак«-» модуля большего слагаемого, от большего значения отнимаем меньшее:
-150+50=-(150-50)=-100.
Сравним найденное значение выражения (-100) с уменьшаемым (-150), используя правило сравнения чисел с отрицательным знаком:
При сравнении цифровых значений со знаком «минус», меньшим будет то, чей модуль больше.
-150=|150|;
-100=|100|.
150>100;
-150<-100.
Действительно, при сложении с отрицательным числом уменьшаемое стало только меньше.
Вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Мы уже знаем, как выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, но хочется сказать, что именно в этом разделе математики, большую роль играют противоположные числа. Для тех, кто забыл, напоминаем, какие числовые значения называются противоположными:
Если два числа отличаются только знаком, то они являются противоположными:-13 и 13, 141 и -141, 1000 и -1000.
Чтобы понять, какие правила необходимо соблюдать при выполнении вычитания чисел с разными знаками, давайте разберем задание.
Определите, чему будет равно значение выражения: от -510 отнять +210.
На первый взгляд задание очень простое и не вызывает никаких проблем. Но стоит записать разность в виде выражения:
-510-(+210)
Сразу возникает вопрос «Как вычитать, если уменьшаемое со знаком «минус», а вычитаемое со знаком «плюс»?».Чтобы решение подобных выражений не вызывало у вас трудностей, возьмите на заметку правило:
Чтобы выполнить вычитание чисел с разными знаками, нужно уменьшаемое оставить без изменений и прибавить к нему число, противоположное вычитаемому.
Например: -5-(+2).
Минус пять оставляем без изменений. Вычитаемое +2, а противоположное ему -2. Складываем уменьшаемое(-5) и число противоположное вычитаемому(-2): -5+(-2).
По правилу сложения отрицательных чисел, складываем модули(5+2) и ставим знак «-»:
-5+(-2)=-(5+2)=-7
Учитывая данное правило, получается, что к уменьшаемому(-510) необходимо прибавить значение,противоположное вычитаемому(210), таким числом будет -210:
Запишем выражение:
-510-(+210)=-510+(-210). Чтобы вычислить полученное выражение нужно сложить отрицательные значения, согласно правилу сложения отрицательных чисел:
-510-(+210)=-510+(-210)=-(510+210)=-720.
Вычисления окончены.
Источник
Рассмотрим следующее задание.
Найдите значение выражения: -248+248.
Используем правило сложения значений с разными знаками.
-248=|248|;
248=|248|;
248 – 248=0.
Следовательно, при сложении противоположных числовых значений в результате всегда будет 0.
Зная правило вычитания отрицательных чисел, можем сделать вывод, что знаки, стоящие перед скобками, могут менять знак числа, находящегося в скобках.
К примеру, в выражении 19-(-4), при вычислении используем правило, согласно которого, к уменьшаемому прибавляем, число противоположное вычитаемому, то есть знак вычитаемого «-» меняем на противоположный «+». Получим:
Запомни! Если перед скобкой в математическом выражении стоит знак «минус», то знак числа в скобках меняется на противоположный.
Ну а сейчас, разберем задание, в котором перед скобкой стоит знак «плюс».
Вычисли: -36+(-7).
В этом задании воспользуемся правилом сложения отрицательных чисел– сложим модули числовых значений, а перед суммой поставим знак «минус»:
Мы видим, что «плюс» перед скобкой никак не повлиял на знак числа, стоящего в скобках. Запомни! Если перед скобками стоит «плюс», то знак числового значения, стоящего в скобках никак не меняется.
В выполнении рассматриваемых действий нет ничего сложного. Главное запомнить основные требования и придерживаться их в процессе любых вычислений! Если сразу запомнить все правила не получается, заходи на сайт 100уроков.ru и мы всегда с удовольствием напомним нужное правило или алгоритм.
Минутка истории
История математики утверждает, что человечество длительное время не принимало ряд отрицательных числовых значений. Данный вид чисел, казался непонятным и ненужным. Привычных нам знаков «плюс» и «минус» просто не существовало. Если возникала необходимость в записи отрицательно числа, то его записывали следующим образом «долг в 30 монет». И лишь математики Древней Индии и Китая, выполняли записи отрицательных чисел без употребления слова «долг», а просто использовали черные чернила, вместо синих.
Только в 3 веке греческий ученый Диофант, стал обозначать знак «минус» вот таким символом .
Привычные нам знаки «+» и «-» появились в Германии в конце 15 века. Чешский ученый Ян Видман, отразил данные знаки в своей книге-пособии, помогающей подсчитывать прибыль и убытки чешским купцам. Стоит заметить, что данная книга была написана от руки и имела огромную популярность среди богатых людей того времени.
Математика
6 класс
Урок № 24
Разность целых чисел. Часть 2
Перечень рассматриваемых вопросов:
– правила вычитания целых чисел разного знака и одного знака;
– выполнение числовых подстановок в разность и вычисление соответствующих им значений;
– выполнение числовых подстановок в разность одного знака и разных знаков, записанных с помощью букв, вычисление соответствующих им значений;
– проведение несложных исследований, связанных с законами разности нескольких целых чисел.
Тезаурус
Разностью двух целых чисел называется целое число, которое в сумме с вычитаемым даёт уменьшаемое.
Вычитание целых чисел с одинаковыми знаками сводится к сложению целых чисел с разными знаками.
Вычитание целых чисел с разными знаками сводится к сложению целых чисел с одинаковыми знаками.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
Дополнительная литература:
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что называется разностью целых чисел.
Разность целых чисел a и b обозначается как
a – b
а – уменьшаемое
b – вычитаемое
Вычитание целых чисел с одинаковыми знаками сводится к сложению целых чисел с разными знаками.
Сегодня мы сформулируем правила вычитания целых чисел с разными знаками.
Сформулируем правило вычитания положительного числа и отрицательного.
Чтобы вычесть из положительного числа отрицательное число, нужно сложить модули уменьшаемого и вычитаемого.
a – (– b) = |а| + |b| = а + b
Докажем это.
a – (– b) = a + (– (– b)) = а + b
Выполним вычитание целых чисел
26 – (–17)
Решение:
26 – (– 17) = |26|+|– 17| = 26 + 17 = 43
Сформулируем правило вычитания из отрицательного числа положительного числа.
Чтобы вычесть из отрицательного числа положительное число, нужно сложить модули уменьшаемого и вычитаемого и поставить перед суммой знак минус.
(– a) – b = – (|a| + |b|)
Докажем это.
(– a) – b = (– a) + (– b) = – (|a| + |b|) = – (a + b)
Выполним вычитание целых чисел
(– 43) – 14
Решение
(– 43) – 14 = – (|– 43| + |14|) = – (43 + 14) = – 57
Значит, вычитание целых чисел с разными знаками сводится к сложению целых чисел с одинаковыми знаками.
Для упрощения записи, у положительных уменьшаемого и вычитаемого опускают скобки и знак плюс.
Например,
+ 7 – (+ 3) = 7 – 3
– 7 – (+ 3) = – 7 – 3
+ 7 – (– 3) = 7 – (– 3)
Таким образом, на этом уроке мы сформулировали правила вычитания.
Рассмотрели, как вычитаются числа с разными знаками.
Научились находить значения выражений, используя эти правила.
Дополнительный материал
Мы изучили правила сложения и вычитания целых чисел.
На их основе сформулируем правила знаков, которые будем применять для упрощения выражений.
Правила знаков
Прибавление положительного числа – есть прибавление:
+ (+) = +
Прибавление отрицательного числа – есть вычитание:
+ (–) = –
Вычитание положительного числа – есть вычитание:
– (+) = –
Вычитание отрицательного числа – есть прибавление:
– (–) = +
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Разместите нужные подписи под изображениями.
Какие соотношения должны быть между уменьшаемым и вычитаемым, если оба они – положительные числа?
a – b < 0
a – b > 0
Варианты ответов:
a > b
a < b
Решение. Рассуждаем так, если разность положительных чисел a и b меньше нуля (a – b < 0), т. е. отрицательное число, значит, по определению разности, чтобы получить уменьшаемое a, нам надо сложить вычитаемое b с отрицательным числом. Другими словами, чтобы получить a, нам надо уменьшить b. Значит, a < b.
Правильный ответ:
a – b < 0 – a < b
a – b > 0 – a > b
Тип 2. Вставьте в текст нужные слова.
Вычитание целых чисел с разными знаками сводится к … целых чисел с … знаками.
Варианты слов для вставки:
разными
сложению
одинаковыми
вычитанию
Для решения обратитесь к материалам сегодняшнего урока.
Правильный ответ.
Вычитание целых чисел с разными знаками сводится к сложению целых чисел с одинаковыми знаками.
Рассмотрим примеры:
-50 + 35 – сумма чисел -50 и 35:
Х — 25 – сумма Х и -25;
-а + b — c – сумма -a, b и -c
Чтобы вычесть из числа «a» отрицательное число «b», нужно к уменьшаемому «a» прибавить вычитаемое «b» с противоположным знаком.
Если записать правило вычитания отрицательного числа «b» из произвольного числа «a» в буквенной форме, то выражение будет иметь следующий вид:
a – b = a + (-b)
a — (-b) = a + b
Это правило справедливо в отношении целых, рациональных и действительных чисел.
Пример. Найти разность, если вычитаемое 8, а уменьшаемое -20.
Чтобы решить данный пример, нужно из -20 вычесть число, противоположное 8. Согласно рассмотренному выше правилу используем число -8. Получается следующее выражение:
-20 — 8 = -20 + (-8)
Для его решения нужно найти сумму получившихся отрицательных чисел:
-20 + (-8) = -(20 + = -28
При вычитании чисел с разными знаками учитывают правило знаков, позволяющее уменьшить количество скобок:
- знак «+» не изменяет знака числа;
- знак «-» изменяет знак числа.
+ (+) = +, + (-) = —
— (-) = +, — (+) = —
Находим разность при вычитании отрицательного из отрицательного:
-40 — (-10) = -40 + 10 = -30
Находим разность при вычитании отрицательного из положительного:
18 — (-3) = 18 + 3 = 21
Находим разность при вычитании положительного из отрицательного:
-5 — 14 = -5 + (-14) = -19
Используя правило, можно проводить и вычитание отрицательных дробных чисел. Для решения таких выражений нужно перейти к виду смешанных чисел, обыкновенных или десятичных дробей. Выбор делается с учетом удобства выполнения решения.
Пример. Вычислить выражение 3,4 — (-23 )
Решение:
- Используя правило знаков «минус на минус дает плюс», получаем 3,4 — (-23 ) = 3,4 + 23.
- Далее преобразуем уменьшаемое 3,4 в десятичную дробь и получаем .
- Десятичную дробь переводим в обыкновенную – 3.
- Завершающим этапом решения будет сложение дробей путем приведения их знаменателей к общему числу: 3 + 23 = 3 + 23 = 27.
Ответ: 27
Если из большего числа вычесть меньшее, то получится положительное число. Если из меньшего числа вычесть большее, то ответ будет отрицательным. При равенстве уменьшаемого и вычитаемого ответ равен нулю.
При a > b, то a – b > 0
При a < b, то a – b < 0
При a = b, то a – b = 0
Например,
- из большего числа вычитается меньшее: -10 — (-20) = -10 + 20 = 10 или 15 — (-5) = 15 + 5 = 20;
- из меньшего числа вычитается большее: 4 — 18 = 4 + (-18) = -14 или -2 — 5 = -2 + (-5) = -7;
- если уменьшаемое и вычитаемое равны: 7 — 7 = 0 или -7 — (-7) = -7 + 7 = 0.
При решении выражений, содержащих и вычитание, и сложение результат можно находить следующим образом:
- вычитание заменяется сложением;
- в отдельные скобки группируются слагаемые с «+» и «-»;
- находится сумма.
Пример. Вычислить 15 – 22 + 38 – 5
Решение: 15 – 22 + 38 – 5 = 15 + (-22) + 38 + (-5) = (15 + 38) + ((-22) + (-5)) = 53 + (-27) = 26
Ответ: 26
Поделиться статьей в соцсетях
Сложение и вычитание целых чисел
- Сложение
- Вычитание
Сложение
При сложении двух целых чисел с одинаковым знаком складываются их абсолютные величины и перед суммой ставится их общий знак.
Примеры:
(+3) + (+7) = 10,
(-3) + (-7) = -10.
Из данных примеров следует, что в результате сложения двух положительных чисел получится положительное число, а в результате сложения двух отрицательных чисел – отрицательное число.
При сложении двух целых чисел с разными знаками нужно взять их абсолютные величины и из большей вычесть меньшую, в результате ставится знак того числа, у которого абсолютная величина больше.
Другими словами, можно просто, не обращая внимания на знаки, вычесть из большего числа меньшее и у получившегося результата поставить знак большего числа:
Примеры:
(-4) + (+11) = 7, так как 11 — 4 = 7;
(-5) + (+2) = -3, так как 5 — 2 = 3.
Из данных примеров следует, что в результате сложения двух чисел с разными знаками может получится как положительное, так и отрицательное число.
Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
Примеры:
(-7) + 7 = 0,
(+12) + (-12) = 0.
Вычитание
Вычитание одного целого числа из другого можно заменить сложением, при этом уменьшаемое берётся со своим знаком, а вычитаемое с противоположным.
Примеры:
(+6) — (+5) = (+6) + (-5) = 1,
(+6) — (-5) = (+6) + (+5) = 11,
(-6) — (-5) = (-6) + (+5) = -1,
(-6) — (+5) = (-6) + (-5) = -11.
Из данных примеров следует, что, чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
При решении выражений, содержащих и сложение, и вычитание, можно сначала заменить вычитание сложением, затем отдельно сложить положительные и отрицательные слагаемые, а потом найти сумму получившихся чисел.
Пример.
12 — 18 + 41 — 9.
Решение: Заменим вычитание на сложение:
12 + (-18) + 41 + (-9),
сгруппируем слагаемые по их знакам и сложим отдельно положительные и отрицательные числа:
(12 + 41) + ((-18) + (-9)) = 53 + (-27).
Теперь осталось только найти сумму двух получившихся результатов:
53 + (-27) = 26, значит 12 — 18 + 41 — 9 = 26.