Как найти развитие действия

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Фабула, как мы уже выяснили, делится на экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Однако как отличить эти стадии действия? Давайте рассмотрим их все на примере романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Стадии развития действия
Экспозиция В этой части автор изображает место, время и положение героев перед началом действия.

Пример: Первая часть (до преступления героя). «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.»

Экспозиция бывает прямой (с указанием времени и пространства в начале произведения) и задержанной (после начала действия — завязки).

Пример задержанной: биография Чичикова в 11 главе «Мертвых душ» Гоголя.

Завязка Событие или явление, послужившее началом развития действия.

Пример: убийство главным героем Алены Ивановны и Лизаветы.

Кульминация Пик конфликта, определяет дальнейшее развитие действия.

Пример: признание Раскольникова Соне и Порфирию Петровичу.

Развязка Разрешение конфликта или указание на пути его решения.

Пример: отправление Родиона в суд и на каторгу.

Эпилог Повествование автора о дальнейшей судьбе героя.

Пример: «Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов. Во все последнее время Разумихин имел вид твердо решившегося человека. Дуня верила слепо, что он выполнит все свои намерения, да и не могла не верить: в этом человеке виднелась железная воля. Между прочим, он стал опять слушать университетские лекции, чтобы кончить курс. У них обоих составлялись поминутные планы будущего; оба твердо рассчитывали чрез пять лет наверное переселиться в Сибирь. До той же поры надеялись там на Соню…»

Вы можете заметить, что у всех частей композиции есть свои ключевые особенности, которые определяют принадлежность того или иного фрагмента к определенной стадии развития действия. У кульминации — это апогей конфликта, а у экспозиции — подготовка к началу действия.

Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Сюжетные элементы ‒ это система событий и взаимоотношений между действующими лицами произведения, развивающаяся в пространстве и времени.

Экспозиция: понятие, виды, способы выражения

Развитие конфликта происходит по мере движения сюжета.

Определение 2

Сюжетные элементы – это стадии развития конфликта.

К сюжетным элементам относятся:

  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

Экспозицией называется часть произведения, предшествующая завязке (чаще всего, это начальная часть). Экспозиция знакомит читателя с героями, обстоятельствами, временем и местом действия. Конфликт в экспозиции еще отсутствует. Главная задача экспозиции – погружение читателя в среду, в которой будут происходить ключевые события произведения.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Как отмечалось выше, экспозиция, как правило, находится перед завязкой. Но она может встречаться на протяжении всего повествования, подкидывая читателю новые факты о персонажах и о мире, в котором они существуют.

Существуют три вида экспозиции:

  • прямая;
  • запаздывающая;
  • обратная.

Прямая экспозиция сообщает всю необходимую информация еще до завязки ключевого конфликта, выступая в роли пролога. Например, в рассказе А. Толстого «Семья вурдалака» произведение начинается с мотива, пробудившего маркиза Д’Юрфе покинуть родину. Маркиз рассказывает светскому обществу историю своей молодости. Из экспозиции становится известно, что маркиз – дипломат, знаком с герцогиней де Грамон, влюбчив. В дальнейшем эти три фактора повлияют на поступки героя в повествовании.

В некоторых произведениях автор не сразу раскрывает подробности о выдуманном им мире. В таком случае речь идет о запаздывающей экспозиции. Такая экспозиция уместна тогда, когда автору хочется сохранить интригу, либо, когда сведений настолько много, что возникает необходимость сообщать их порционно.

«Элементы сюжета: экспозиция, развитие действия, перипетия, кульминация, спад действия, развязка» 👇

Запаздывающая экспозиция часто применяется в жанре фэнтези, где автор постепенно знакомит читателя с мифологией мира произведения. Например, такой прием часто используется тандемом А. Пехова, Е. Бычковой и Н. Турчаниновой. Чтобы не перегружать читателя сразу всеми фактами, авторы детализируют мир постепенно, и часто делают это через диалоги героев.

Обратная экспозиция раскрывает детали происходящего в конце повествования. Чаще всего к такому типу экспозиции обращаются авторы детективного жанра. Ярким примером обратной экспозиции является эпилог рассказа «Убийство Роджера Экройда» А. Кристи. Пуаро выяснил, кто является убийцей. Перед читателем классический монолог об умозаключениях сыщика, затем размышления преступника о содеянном.

Благодаря обратной экспозиции читатель получает больше информации о мотивах одного из главных героев произведения.

Есть несколько способов органичного включения экспозиции в текст: повествование, диалоги, мысли и эмоции персонажей, окружающая действительность.

Экспозиция через повествование зависит от того, от чьего лица ведется повествование. Повествование от первого лица позволяет лучше выразить эмоции героя, от третьего – позволяет читателю знать о происходящем больше, чем персонаж.

Если требуется что-то объяснить, авторы используют диалоги. Создается напряжение в словесном противостоянии персонажей. Такая экспозиция может выглядеть неброской, но свою задачу выполняет.

Еще один способ передачи экспозиции – мысли, чувства персонажей, их опыт. Воспоминания героев тоже помогут объяснить происходящие события.

Чтобы лучше описать атмосферу произведения, авторы используют детали реальности, в которой герои обитают.

Развитие конфликта: перипетия, кульминация, развязка

Момент возникновения или обнаружения конфликта называется завязкой. За ней следует развитие действия.

Определение 3

Развитие действия – это ряд эпизодов, в которых персонажи стараются разрешить конфликт, но он приобретает все большую напряженность и остроту.

При построении сюжета автору важно так нагнетать перипетии, чтобы не допустить преждевременно разрешения конфликта.

Перипетия – это неожиданная, резкая перемена в развитии действия и в судьбе персонажа.

Впервые термин «перипетия» был применен Аристотелем к трагедии и соотносился с переходом от счастья к несчастью и наоборот. По Аристотелю, перипетия — это «перемена делаемого к противоположному». Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» вестник, намереваясь успокоить Эдипа, раскрывает ему тайну его происхождения, которая подводит царя к страшному прозрению.

Перипетия – это следствие случая, вторгающегося в действия, и относится к категории возможного. Перипетия является структурообразующим компонентом традиционных эпических и драматических сюжетов, особенно с остро выраженной интригой.

При помощи насыщенного поворотными событиями действия жизнь осознается как резкая и прихотливая смена стечений обстоятельств, люди же предстают подвластными судьбе, исполненной неожиданностей. Перипетии особенно ярко представлены в авантюрных сюжетах.

В литературе 19-20 столетий, характеризующейся интересом к устойчивым конфликтным положениям и использующей внутреннее действие, перипетии утрачивают значение, однако не исчезают насовсем.

Наконец конфликт достигает стадии, когда противоречия не могут больше существовать в прежнем виде, требуют скорейшего разрешения. Так конфликт достигает точки максимального развития. По замыслу автора, на эту же точку как правило приходится и момент наивысшего напряжения читательского интереса и внимания. Такой момент называется кульминацией. В непосредственной близости к кульминации (в некоторых случаях, уже в следующем эпизоде или даже фразе) следует развязка.

Определение 4

Развязка – это стадия развития конфликта, когда он исчерпывает себя. Развязка может разрешать конфликт или наглядно демонстрировать его неразрешимость.

Часто в произведении не одна сюжетная линия, а несколько. И каждая сюжетная линия имеет свой набор сюжетных элементов. В произведении может быть не одна кульминация, а несколько. После каждой кульминации создается видимость ослабления конфликта, действие идет на спад, но затем снова начинает восходящее движение к следующей кульминации. В таком случае кульминация – это мнимое разрешение конфликта, новые события тут же приводят к дальнейшему развитию сюжета.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Текст: Ольга Лапенкова

Весь сентябрь читатели колонки «Как это работает» разбираются, из каких частей состоят классические литературные произведения. Для тех, кто с нами впервые, напомним, что это:

  • •экспозиция;
  • •завязка;
  • •развитие действия;
  • •кульминация;
  • •развязка;
  • •эпилог (не во всех произведениях).

Мы уже выяснили, что экспозиция — это подготовительная часть, из которой мы узнаём самое необходимое о месте и времени действия и центральных героях (и выбираем, на чьей стороне будут наши симпатии), а завязка — эпизод, после которого жизнь центрального персонажа не будет такой, как прежде. Но вот герой угодил-таки в западню и осознал, что проблемы сами себя не решат. Неважно, что именно ему придётся делать: бороться за сердце прекрасной дамы, или защищать честь Отечества, или выживать в крошечной съёмной комнатке. Как только персонаж принимает первое самостоятельное — или не очень — решение, шагнул на первую ступеньку на пути к цели, завязка заканчивается, и начинается развитие действия.

Развитие действия — это такая часть сюжета, на протяжении которой обстановка вокруг героя всё больше накаляется, пока наконец не доходит до кульминации, то есть момента наивысшего напряжения.

Но наблюдать, как персонаж с лёгкостью проходит одно испытание за другим, какими бы тяжёлыми они ни были, невыносимо скучно. Какой смысл сопереживать идеально талантливому, умному, да ещё и баснословно везучему красавчику, который живёт по принципу «Вижу цель — не вижу препятствий»? Чтобы читатель не начал зевать, писателям приходится раскачивать персонажей на воображаемых качелях, показывая, что они такие же люди, как мы. Поэтому даже самые замечательные герои болеют, калечатся, опаздывают на поезда и самолёты, плачут от безответной любви, ссорятся с родителями и друзьями, теряют силы, деньги и смысл жизни — чтобы, получив бесценный опыт, научить нас чему-то очень важному. Столкновения с дополнительными трудностями в литературоведении называются перипетиями.

Перипетии — это неожиданные изменения, делающие судьбу героя, который и так переживает не лучшие времена, ещё тяжелее. Причём по мере развития действия напряжение всё нарастает и нарастает, пока дело не доходит до кульминации. Но даже после неё перипетии могут продолжаться.

Посмотрим, как это работает в классических повестях и романах.

  • WARNING! ОСТОРОЖНО! 警告!
  • Дальнейший текст содержит спойлеры к произведениям Н. В. Гоголя «Шинель» и И. А. Гончарова «Обломов».
  • Предупреждён — значит вооружён!

«Шинель», Н. В. Гоголь

Завязка этой повести (если брать сюжетную линию главного героя, а не «значительного лица») гениальна в своей простоте. У бедного и всеми унижаемого петербургского чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина приходит в негодность зимнее пальто:

«Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо <…>. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев её хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трёх местах <..> сукно до того истёрлось, что сквозило, и подкладка расползлась. <…> Увидевши, в чём дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к <…> портному…»

Современный читатель (даже тот, который внимательно изучил нашу предыдущую статью [ГИПЕРССЫЛКА НА СТАТЬЮ ПРО ЗАВЯЗКУ]), может и не распознать, что завязка спряталась именно тут. Казалось бы, почему Башмачкину не пойти в ближайший магазин вроде нынешних «Смешных цен» и не купить там первый попавшийся пуховик? Он будет, может, не особенно красив — но это всяко лучше, чем разгуливать в минус двадцать в дырявой шинели.

Однако в XIX веке реалии были совершенно другими. Мы до сих пор приходим в изумление от того, что дворянским детям было не обязательно учиться в школе; или что супруги не имели права на развод; или что крепостным крестьянам не полагалось никаких поощрений за изматывающий труд, наоборот: они сами должны были доплачивать помещику за свою же работу! Но и бытовая жизнь за двести лет стала совсем другой: в 1830-х гг., когда жил и страдал Акакий Акакиевич, масс-маркета попросту не существовало.

Магазины одежды в крупных городах, конечно, были, но туда ходили только богачи. И то: готовые изделия продавались там редко, по большей части — ткани и всякие там пуговицы-бантики-застёжки. Зато при магазинах трудились швеи, которым можно было сделать заказ: мол, хочу платье такого-то фасона из алого бархата, сшейте к четвергу! Но и тут можно было столкнуться с халатностью и нерасторопностью наёмных работниц. Вот как это описано у Ф. Булагрина в «Записках провинциалки из столицы»:

«…Трудности должна я была преодолеть в магазине Сихлер: едва-едва упросила <…> сшить мне бальное платье, и то с условием, чтоб я дожидалась до семи часов вечера в самый день бала. <…> Ударило семь часов — нет платья! Посылаю человека в магазин — ответ: дошивают; чрез полчаса посылаю другого — ответ тот же, чрез час — тот же! Добрый папа едет сам в магазин и чрез час привозит платье и швею из магазина. Примериваем — слишком длинно; рукава, которые должны стоять на плечах, — опадают: беда, сущая беда!»

…но мы отвлеклись. Тех, кого заинтересовала тема магазинов XIX века, отсылаем к статье А. Гришина и В. Малютиной-Лукашиной «Заводной тюлень, калоши из перчаточной кожи и премиленький браслет: топ самых модных магазинов XIX века» — и возвращаемся к сюжетной линии Акакия Акакиевича и его перипетиям.

После завязки, как водится, начинается развитие действия: главный герой идёт к Петровичу — портному, который уже не раз «ремонтировал» его шинель. Тут-то Башмачкин и сталкивается с первым неожиданным затруднением: Петрович наотрез отказывается браться за дело!

«— Нет, нельзя поправить: худой гардероб!

У Акакия Акакиевича при этих словах ёкнуло сердце.

— Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребёнка. — Ведь <…> у тебя есть же какие-нибудь кусочки…

— Да кусочки-то можно найти, <…> да нашить-то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой — а вот уж оно и ползёт. <…> шинель уж, видно, вам придется новую делать».

За первой перипетией тут же следует вторая. Акакий Акакиевич решил прийти к Петровичу в воскресный день, когда тот будет выпивший — и, следовательно, более сговорчивый. Но и в таком состоянии портной ответил, что шинель к починке не годится. Так что бедному Башмачкину пришлось копить «полтораста рублей», отказывая себе во всём: он решил «изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать <…> свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, <…> чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток». (Помните, в «Капитанской дочке» Гринёв задорно проиграл сто рублей за один вечер? А ведь это две трети той суммы, которая требовалась для пошива самой дешёвой шинели! Этот факт кажется ещё удивительнее, если помнить, что и Гринёв, и Башмачкин принадлежат к дворянскому сословию.)

Но вот деньги наконец-то накоплены, шинель пошита! Акакий Акакиевич вне себя от восторга: он ещё не знает, что в первый же вечер, поддавшись на уговоры сослуживцев, он задержится на улице допоздна, где на него нападут неизвестные — и украдут драгоценный предмет гардероба. Вот тебе и третья перипетия!

Впрочем, Акакий Акакиевич справится с этим потрясением — чтобы пережить ещё несколько перипетий. Сразу после кражи он обратится за помощью к будочнику, а на следующий день отправится к частному приставу, но ни первый, ни второй не захотят протянуть руку помощи. В таких-то расстроенных чувствах Акакий Акакиевич и доберётся до кульминации — визиту к значительному лицу: только на этого чиновника у Башмачкина и останется надежда… Но и после этого на долю бедолаги выпадут кое-какие перипетии.

Кстати, что любопытно, кульминация сюжетной линии Акакия Акакиевича «совпадёт» с завязкой другой линии — того самого значительного лица. Один главный герой уже заканчивает свою «карьеру», а второй только-только выходит на сцену. Бывает же такое!

«Обломов», И. А. Гончаров

Не секрет, что произведения разных авторов отличаются темпом повествования. Если у Гоголя перипетии сменяются стремительно, то Гончаров — которого, кстати, называли «маркиз де Лень» и считали прототипом Обломова — торопиться не любил. На протяжении целого романа его главный герой переживает не больше перипетий, чем Акакий Акакиевич в 60-страничной повести.

Завязкой сюжетной линии Обломова служит простейшее событие: приходит письмо старосты — человека, который управляет имением, доставшимся главному герою в наследство от родителей.

Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.

Читатель может подумать, что получение письма — часть экспозиции, потому что после того, как оно приходит, в жизни Обломова ничего толком не меняется. Но нет, проигнорировать это послание, в отличие от предыдущих, уже не получится. Причин сразу несколько: во-первых, Обломов и так уже задолжал всем, кому только можно (он давненько не оплачивал счета «от мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника»), а во-вторых, хозяин квартиры требует освободить помещение: он решил больше не сдавать его в аренду, а отремонтировать и подарить на свадьбу сыну. А на переезд тоже нужны деньги…

Итак, перед нами завязка — и первый шаг героя на пути к решению проблем: нервное пробуждение. Обломов, «как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует…» Естественно, «кое-что сообразить» герой в тот день так и не сумел — однако начало положено. Перед нами развитие действия, и читателю становится интересно: сможет ли Обломов измениться?

Но с какими перипетиями сталкивается затем главный герой? Если не считать мелочей вроде бесконечных ссор с Захаром, стоит отметить следующие события:

  • приезд Штольца (хотя Обломов и рад старому другу, но всё-таки этот незапланированный визит — сильный стресс для ленивца, не желающего выслушивать справедливые упрёки) и совместные разъезды по всяким мероприятиям;
  • неловкое объяснение с Ольгой («Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!»), которое чуть не поставило крест на их дальнейших отношениях;
  • разочарование в Ольге как в подходящей спутнице жизни: после счастливых летних свиданий Обломов понял, что не сможет переделать себя, ведь его идеал — вечное безделье в родной деревне, а возлюбленная хочет совсем другого будущего;
  • расставание с Ольгой;
  • переезд в дом Пшеницыной и медленное угасание под его крышей.

Какой герой — такие и перипетии!

В сухом остатке

Согласно расхожему выражению, небеса не посылают человеку испытаний, которые он не в силах выдержать. Так и с литературными персонажами. Классики «посылают» своим героям столько перипетий, сколько они способны пережить: не больше, но и не меньше.

Это ваша путеводная нить. Зная их применение, можно выстроить интересную историю, понятную людям. Человеческий мозг привык мыслить шаблонами. Используя при создании произведения структуру сюжета можно выстроить успешную историю, а не свалиться в хаос мыслей на бумаге. В этой статье мы узнаем, что же собой представляют данные этапы. Давайте рассмотрим все элементы сюжета по порядку, на примере сказки «смоляной бычок»

Итак, первым элементом с чего, обычно, начинается история это:

Конфликт

Противостояние героев сюжета чему-то или кому-либо. Это основная борьба. В истории должно быть столкновение и противостояние сил. Иначе ваша история превратиться в импотента и будет скучна.

Типы конфликтов разнообразны как сама жизнь. Обращайтесь к ней в истории и, тогда, она будет, выгладит правдоподобней, а значит, затронет читателя за живое. Вариантов конфликта множество: — человек против человека; — человек против социума; — человек против идеи; — сам человек себе враг и так далее. В сказке «смоляной бычок» это конфликт между бычком и жителями леса. Смоляной бочок «поднапряг» медведя, волка и зайца на подарки для близких.

Композиция в литературе

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Виды композиции:

Традиционная классификация:

  • Прямая (линейная, последовательная) события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
  • Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
  • Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
  • Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Классификация А.Б. Есина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

  • Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
  • Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
  • Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
  • Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
  • Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
  • Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Развязка

Ваш финал истории. Все узлы запутанные завязкой распутываются. Герой либо побеждает, либо теряет все. Все звери принесли откуп. Никто не обманул

Таким образом, использование понятной структуры сюжетов. Успешное применение этапов развития, позволит вам создать настоящее произведение искусства. Главное, развитие ваше должно быть логичным и основанным на действии героев, а не на чуде с небес или рояле в кустах.

Сегодня в статье мы узнали такие этапы развития сюжета как: экспозиция, предзнаменование, завязка, конфликт, нарастающие действие, кризис, кульминация, нисходящие действие, развязка.

Что вы думаете о применении данных этапов в истории? Прошу оставить ваши комментарии ниже и поделиться ими друзьями в сети.

«Преступление и наказание» без ницшеанства и духовных мытарств главного героя

Не многие школьники осиливают это замечательное произведение. А ведь если бы его написал не Достоевский, то оно бы читалось, возможно, на одном дыхании. А потом сделали бы по ней экранизацию, и получилось что-то вроде «Лейтенанта Коломбо» в 19 веке.

Ведь если посмотреть непредвзято, без снобизма, то сюжет – это то в «Преступлении и наказании», что делает Порфирий Петрович. Посмотрим только на цепь событий. Читателю сразу известен преступник, злодеяние, короче говоря, казалось бы, нет интриги, но нет, Федор Михайлович не зря мастер детективной прозы. Основная интрига сюжета в том, признается Раскольников или нет. А Порфирий Петрович искусно подводит преступника, отягощенного совестью, к чистосердечному признанию, совсем как лейтенант Коломбо.

«Братья Карамазовы» динамичнее в этом смысле, и ведь до самого конца не ясно, кто убил старика. Это ли не признак хорошего детектива?

Виды завязки

Завязка обычно начинается после экспозиции (введения). В этом случае рассказ становится мотивированным и последовательным. Однако некоторые произведения начинаются с внезапной, немотивированной завязки, что придаёт им остроты и скрытности. В такой завязке заложена интрига (лат. inticare – запутывать, сбивать с толку), т. е. способ организации действий в произведении с помощью усиления напряженности, скрытых намерений, острого противостояния интересов. Наличие интриги свойственно преимущественно остросюжетным приключенческим, авантюрным произведениям (например, ). В детективных романах завязка, как правило, – это описание преступления, которое вскоре будет раскрываться детективами, в приключенческих – сцена, побуждающая персонажей к подвигам. Пример интригующей завязки – начало романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера — она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система — каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе — это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, — время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический — ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе — это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным — причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

«Собачье сердце»

Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.

классическая литература

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.

Стивен Кинг написал много книг. Какие-то из них удачные, какие-то не очень. Но некоторые стали культовыми у читателя. Например, «Мертвая зона», «Кладбище домашних животных», «Зеленая миля» и др. В них умело сочетается, с одной стороны, сюжетность, а с другой стороны, некоторая психологическая глубина, которая совершенно необходима любой хорошей художественной прозе.

Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

  • «Чёрное воскресенье» (1975);
  • «Красный дракон» (1981);
  • «Молчание ягнят» (1988);
  • «Ганнибал» (1999);
  • «Ганнибал: Восхождение» (2006).

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

М.А. Булгаков как сатирик. «Мастер и Маргарита» без Воланда

Стивен Кинг утверждал в автобиографическом сочинении: «История начинается с вопроса, а что было бы если…». Кстати, по мнению короля ужасов, это некоторый творческий метод создания сюжета для приключенческой литературы в принципе. Здесь мы толкуем прилагательное «приключенческая» в широком ключе как «событийная».

«Мастер и Маргарита» – роман многослойный и пронизанный различными переплетениями между двумя почти полноправными его частями, «советскими» и «ершалаимскими» главами. Обычному же читателю он интересен прежде всего неповторимым стилем М.А. Булгакова и авторской фантазией о том, что сатана посетил Советский Союз в такое страшное время (30-е годы).

Конечно, возможно, «евангелие» от М.А. Булгакова важно, но если бы не Воланд и его похождения, роман не имел бы такого оглушительного успеха у современного читателя. Потому что все проблемы России, которые были явлены в эпохальном романе, остались на месте. Однако мы заговорись, а меж тем пора переходить к другой сюжетной прозе.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же — основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе – это, по их мнению, само развитие действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула – это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти промежуток 13 задание
  • Как найти норм работу студенту
  • Для этого потребуется чтобы ячейки имели одинаковый размер как исправить
  • Как найти число ложных высказываний
  • Как найти вектор ортогональный двум векторам