Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Благодаря всевозможным литературным изданиям мальчики и девочки находят ответы на свои вопросы, познают мир, фантазируют, мечтают. Художественная литература – это неотъемлемая часть обучения, которая должна быть подана в игровой и развлекательной форме. Большинство родителей хотят открыть для своих детей красочный и интересный мир литературы как можно раньше. Хорошая книга обязательно поможет привить любовь к чтению, но если книгу подобрать не верно, она может стать причиной того, что ребёнок надолго потеряет к ней интерес. Как правильно выбрать детскую книгу, если взрослый не является экспертом? Как, находясь в книжном магазине, с первого раза найти подходящий вариант, ведь выбор огромен? Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы и разобраться.
Как выбрать хорошую книгу
- Формат книги. Для малышей самым оптимальным форматом считается А4. Если вы осуществляете выбор книги для ребёнка меньшего размера, обратите внимание, чтобы на странице были крупные картинки и не очень много текста. Огромные издания дети не смогут удержать самостоятельно, а также взглядом не охватят всю страницу целиком.
- Рекомендуется для детей до пяти лет выбирать книги с твёрдым переплётом и прошитыми страницами. Ребёнку будет комфортнее держать их в руках, ведь издания в тонкой обложке с клееными страницами быстро разваливаются и теряют свой внешний вид. Углы обложки не должны быть острые, чтобы не поранить и не поцарапать ребят.
- Безопасность. Обратите внимание на книги, страницы которых выполнены из белой или слегка бежевой плотной бумаги. Страницы серого цвета плохо влияют на зрение ребят, а глянцевые будут отсвечивать, а значит будут мешать ребёнку читать. Шрифт должен быть чёрного цвета и достаточно крупным, буквы не должны расплываться.
- Качество иллюстраций. Они должны быть приятные глазу, чёткие, легко узнаваемые, ясные по смыслу. Рассматривая книгу с картинками, мальчики и девочки знакомятся с искусством, лучше воспринимают произведение. Картинки не должны содержать очень много всевозможных элементов, особенно если предназначены для малышей. При их рассмотрении возможно перенапряжение, рассеивание внимания.
- Некоторые издательства выпускают в свет книги с большим количеством грамматических ошибок, примитивными предложениями, странными текстами. Прочитайте книгу самостоятельно тщательно и придирчиво, изучите отзывы и советы в интернете, а потом уже покупайте издание. Это самый простой способ, который поможет вам в выборе.
- Книгу важно выбирать по возрасту ребёнка, а не «на вырост», а также по увлечениям детей. Ведь важно, чтобы маленький непоседа читал сейчас, чтобы история была ему интересна именно в этот период его жизни, а не когда-нибудь потом. Чтобы вам было проще сориентироваться в возрастной категории, издательства ставят на книге специальную маркировку
Как выбрать хорошую книгу детям до 4 лет
- В возрасте шести месяцев малыш уже активно интересуется окружающим его миром. Для маленьких непосед подойдут книжки с крупными иллюстрациями, в которых может совсем не быть текста. Благодаря картинкам у карапуза будет формироваться базовое восприятие цветов, предметов и событий.
- Детки, которым исполнился один год, вовсю учатся ходить и активно познают мир
- на ощупь. Родителям стоит обратить внимание на обучающие книги с различными световыми и звуковыми эффектами и книги, развивающие мелкую моторику рук (например, с фактурными материалами). Можно приобретать издания с небольшими текстами на странице.
- Мальчиков и девочек от двух лет можно начинать знакомить со сказками с простой линией сюжета, потешками, стишками, песенками. Яркие картинки и звуковое сопровождение продолжают играть важную роль, текста должно быть немного. В этом возрасте уже можно приобретать первые обучающие книги, связанные с цифрами, буквами, цветами, животными, растениями.
- Ребята в 3-4 года интересуются книгами о природе и животных, транспорте, а также сказочными историями с большим количеством персонажей. Можно приобретать удобные издания в мягком переплёте, но с яркими детальными картинками. Дети уже способны воспринимать творчество детских классиков. Им легко запоминать произведения в стихотворной форме.
Как выбрать книгу дошкольникам и школьникам
- Мальчикам и девочкам в возрасте 4-5 лет уже пора покупать энциклопедия, благодаря которым юные почемучки смогут найти ответы на свои вопросы. Большой любовью у ребят этого возраста пользуются книжки с играми и заданиями, а также всевозможные раскраски. Можно начинать читать сказки зарубежных писателей, рассказы о природе (В.Бианки), о людях (Н.Носов). Очень важно научить детей сопереживать героям, поэтому основным критерием выбора произведения будут смысловая составляющая.
- Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста интересны книги про других детей, взаимодействия героев и путешествия, народные и авторские сказки. Подобные произведения помогают узнавать, как можно справится в той или иной жизненной ситуации. В этом возрасте ребёнок уже может самостоятельно решить, какую книгу он хотел бы прочитать. Многие дети уже начинают читать самостоятельно, поэтому собственный выбор очень важен. Обратите внимание на наличие иллюстраций, на количество диалогов (можно читать по ролям). Если слова в истории не понятны детям, объясните их смысл. После прочтения произведения побеседуйте о том, что прочитали, задайте вопросы. Если ребёнок читал или слушал внимательно.
Советы для родителей
- Как можно чаще устраивайте вечера семейного чтения.
- Читайте сами, чтобы малыш брал с вас пример.
- Вместе с ребёнком ходите в библиотеку и в книжные магазины.
- Напоминайте детям о том, как важна книга в жизни человека.
- Выбирайте мальчикам и девочкам книги с запоминающимися обложками, яркими иллюстрациями и интересным сюжетом.
- Ориентируйтесь на желания и интересы своего ребёнка.
- Старайтесь обсуждать прочитанное произведение в кругу семьи.
- Хвалите мальчиков и девочек за их успехи как можно чаще, а на ошибках не заостряйте внимание.
-
Быстрый просмотр
-
Быстрый просмотр
-
Быстрый просмотр
-
Быстрый просмотр
-
Быстрый просмотр
-
Быстрый просмотр
Хорошая книга может стать другом и советчиком. В современных российских магазинах нет недостатка в детской литературе, однако качество произведений не всегда на высоком уровне.
Выбираем книгу ребенку так, чтобы в ней были не только красивые картинки, но и достойное содержание.
В статье рассказывается:
- Черты детской литературы
- Почитаем: виды книг для детей
- Жанры для юных читателей
- Форматы изданий детской литературы
- Книги для детей по возрастам
- Каждому возрасту свои книги
- Научно-познавательная литература для детей
Черты детской литературы
Под детской литературой понимают все произведения, которые либо читают детям вслух, либо дети читают их самостоятельно.
У книг для детей есть свои особенности, которые отличают их от изданий для взрослых:
- проще сюжет и композиция, действие развивается линейно;
- главных героев немного, чаще три-четыре, они, как правило, либо дети или подростки (средняя школа), либо животные, либо фольклорные персонажи;
- внутренним переживаниям героев уделяется меньшее внимание, чем описаниям окружающего мира и самим событиям;
- заметно выражен дидактический характер повествования, так как литература оказывает влияние на формирование личности, особенно заметно это проявляется в книгах для дошкольников и младших школьников;
- самые распространенные жанры в крупной прозе — приключенческий роман или роман воспитания;
- в книгах для юных читателей нет нецензурной лексики, сцен насилия. Скажем, если главный герой сражается с драконом и побеждает его, то степень натурализма в описании минимальна.
Обычно детские книги считаются менее серьезными и глубокими. Но при этом они не лишены философского начала, в них поднимаются вопросы борьбы добра со злом, темы дружбы и предательства, верности своему слову и прочее.
Источник: piqsels.com
Хорошая детская литература отличается не просто развлекательным и увлекательным сюжетом. Она содержит определенный воспитательный момент, учит доброте и справедливости.
Почитаем: виды книг для детей
Книгоиздатели предлагают широкий выбор для юных читателей с любыми предпочтениями. Основное — темперамент ребенка. Склонен он фантазировать, а может, у него не хватает терпения и из-за большого любопытства он сразу листает в конец книги?
Чтение и читательские предпочтения индивидуальны. Например, кому-то нравится динамическое повествование, много событий, а других привлекает спокойное и размеренное течение истории.
Источник: piqsels.com
О разнообразии жанров и особенностях форматов детской литературы мы поговорим позже. Сначала о видах книг с точки зрения их формы.
Так, для детей семи-восьми лет и старше книги преимущественно традиционного, привычного внешнего вида. Особое многообразие форм — в книгах для дошкольников.
Какие бывают книги для малышей
Название | Описание | Стоимость |
---|---|---|
Книги-картонки и фотокниги |
материал изготовления — плотный картон с закругленными краями; реалистичные крупные изображения; малое количество текста; сюжета нет или он короткий |
112–2300 рублей |
Интерактивные книги |
к тексту добавлены аудиоэлементы, открывающиеся окошечки |
133–1730 рублей |
Книги с подвижными элементами |
есть движущиеся элементы, например выдвигаются части изображения |
133–1730 рублей |
Книги-раскладушки книги-панорамы |
книга не листается в привычном понимании, а раскладывается; добавлены объемные элементы как продолжение иллюстрации |
330–2200 рублей |
Книги-кубики |
внутри шкатулки-сортера собраны 15 миниатюрных книжек в форме куба; сюжета нет |
400–2700 рублей |
Из книг разных видов легко собрать отличный подарок на первый день рождения. Все виды книг для самых маленьких продаются в магазине-партнере «Халвы» — «CLEVER» — российском издательстве детской литературы. Все издания можно купить в рассрочку на три месяца и с кешбэком.
Давайте посчитаем на примере: стоимость книги 1300 рублей, по карте «Халва» ее можно приобрести в беспроцентную рассрочку на три месяца. Ежемесячный платеж составит около 433 рублей. Проценты платит магазин, так как «CLEVER» — партнер Халвы.
Жанры для юных читателей
Литературные жанры детской литературы подразделяют по возрастам с учетом изменений классических жанров (романов, повестей, рассказов и прочее). То же касается жанра детектива и фантастики.
Лучшие книги для дошкольников и самых маленьких — колыбельные песни, потешки, считалки, перевертыши, прибаутки и прочие короткие стихотворные произведения. Тем, кто уже немного подрос, взрослые читают сказки, басни, былины.
После семи-восьми лет, когда дети научились читать, они сами могут выбирать литературные произведения, формируя собственный читательский вкус. Юные читатели проявляют интерес к книгам, где присутствуют приключения, магия, вымысел, юмор.
Современные книгоиздатели могут предложить для юных читателей:
-
Детские детективы (особенно популярный жанр): динамично развивающиеся повествование, перипетии сюжета, привлекательные и милые герои. Главные герои — любопытные дети или забавные животные.
-
Детскую фантастику и фэнтези (очень распространенный жанр): легкое повествование об удивительных мирах с необыкновенными обитателями, говорящими растениями и животными.
-
Юмористические произведения: рассказы, повести или небольшие истории поднимают настроение. Непоседливые ребята совершают шалости.
-
Произведения про монстров: необычное и то, чего в жизни не встретишь, детей привлекает. Ужасные загадочные создания не пугают детей, а совсем наоборот — привлекают.
-
Истории про животных всегда интересны детям. Книги, в которых действующие персонажи лисички и зайчики, особенно привлекают юных читателей.
-
Комиксы — истории в картинках оформились в обособленный литературный жанр. Он традиционно считается детским и легким. Иногда взрослые с негативном относятся к таким историям, но зря.
Читатель вместе с главными героями раскрывает тайны, участвует в приключениях и расследовании. Решение логических задач полезно для развития ребенка.
Детям легко поверить в существование того, что описывается в книге, они быстро погружаются в придуманный мир с волшебниками и невероятными животными.
При этом в произведениях поднимаются вечные ценности и темы дружбы, семьи, смелости, отваги и чести.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
Через чтение такого рода литературы у ребенка развивается чувство юмора, формируется отношение к трудностям как к чему-то временному и решаемому.
Читая про мир чудовищ, в котором можно злиться, гневаться, обижаться, быть слабым или неуместным, маленький читатель понимает для себя, что негативных эмоций не надо бояться.
Через истории про животный мир дети учатся правильному отношению к слабым, учатся заботе и ответственности, состраданию к хвостатым друзьям человека.
В комиксах идут два параллельных повествования: текстовое и визуальное. Во время чтения таких историй в картинках у ребенка одновременно работают два полушария головного мозга для синхронного восприятия информации.
Чтение комиксов стимулирует работу мозга и образование нейронных связей.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
Книг из первых двух групп особенно много на полках магазинов. Популярность того или иного жанра является неплохим ориентиром для родителей, но главное, на что стоит обращать внимание при выборе литературы для ребенка, — его интересы и склонности.
Важно выяснить, что больше нравится ребенку, спросить у него и затем предложить книгу, предварительно самим хотя бы поверхностно ознакомившись с ее содержанием.
Взрослые лишь ненавязчиво способствуют расширению кругозора.
Стоимость книг разных жанров для детей
Жанр | Стоимость |
---|---|
Детские детективы |
146–1700 рублей |
Детская фантастика |
105–1700 рублей |
Юмор |
111–1400 рублей |
Произведения про монстров |
168–1400 рублей |
Истории про животных |
81–3555 рублей |
Комиксы |
240–2200 рублей |
На стоимость издания влияет количество страниц, тип переплета — мягкий или твердый, качество бумаги, популярность жанра, известность автора и прочее.
Чтобы читать то, что нравится, стоит задуматься о карте рассрочки «Халва». Выгоднее покупать в партнерской сети, тогда действует беспроцентная рассрочка на срок до 10 месяцев. Особенно актуальна Халва, когда покупка состоит не из одной книги, а хочется приобрести, скажем, всю серию.
Форматы изданий детской литературы
Книги для детей обладают определенными особенностями не только с точки зрения содержания, но и оформления.
Так, для юных читателей произведения печатаются:
- 12-м, 14-м и 16- кеглем (размер шрифта по вертикали);
- с длинными строками, удобными для ребенка;
- страницы не перегружены текстом, чтобы ребенку не было психологически трудно, а большое количество букв не отпугивало его;
- обильное иллюстрирование: изображения идут за повествованием.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
Книги для детей по возрастам
Современные детские книги сильно разнятся по стилям и форме подачи. Предпочтения каждый расставляет для себя самостоятельно. Но есть один критерий, на который ориентируются все, — возраст.
Как выбрать книгу для ребенка с учетом его возраста? Родителям стоит смотреть на маркировку, указанную на обложке.
Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ, издатель обязан указывать на книге специальную маркировку 一 читательский возраст, то есть возраст, с которого можно читать книгу.
В отношении театрального искусства Константин Станиславский однажды сказал, что для детей надо играть лучше, тоньше и совершеннее. Определенно: это утверждение верно и для художественных произведений.
Грань между детской и взрослой литературой может быть не столь очевидна, как кажется на первый взгляд. Родителям не просто сориентироваться в выборе и в магазине понять, какая книга подойдет для дошкольника, а какая лучше для подростка.
Например, роман «Всадник без головы» Томаса Майна Рида имеет возрастное ограничение 12+, как и поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила», а книги Стивена Кинга 一 16+. Без подобного рода пометок взрослым может быть сложно разобраться, в каком возрасте что читать.
Принятые в законе ограничения распространяются на художественную литературу, нон-фикшн и публикации. Критерии распределения материалов по возрастам:
- присутствие и формат описания насилия, в том числе психологического и физического (особо важен не сам факт насильственного акта, а то, как он описан, присутствуют ли детали, подробности, какова степень натурализма);
- присутствие и формат описания сексуальных сцен, уровень их откровенности, как расставлены акценты (на первом месте психологические переживания или физиологические ощущения);
- употребление в тексте ненормативной лексики (грубых выражений, брани и мата);
- повествование об асоциальных действиях, наркомании, алкоголизме и табакокурении.
Законом определены пять возрастных категорий. Что означает маркировка каждой:
-
0+: тексты без ненормативной лексики, могут быть ненатуралистические сцены физического или психологического насилия, чтобы научить малыша сопереживать и сочувствовать тем, кого обижают.
-
6+: в описании могут быть трагедии, несчастья, даже война, но без подробностей. Конец истории всегда хороший, все злодеи побеждены.
-
12+: допустимы сцены с болезнями, насилия, войны. Натурализм в описании подобных сцен сведен к минимуму, действия злодеев всегда осуждаются, а положительный герой добрый и жестокости по отношению к другим не допускает.
-
16+: книги, в которых допускаются описания с подробностями сцен насилия, табакокурения, употребления спиртных напитков, но без идеализации и поощрения, присутствуют элементы осуждения такого поведения.
-
18+: полная свобода для автора. Откровенные сцены насилия, жестокости с детальными и даже кровавыми подробностями. Откровенной порнографии здесь нет, но элементы эротики присутствуют, как и все варианты ненормативной лексики.
Важно, чтобы добро всегда побеждало зло. Например: Лиса отняла у Зайца его избушку. Зайцу теперь негде жить, он страдает, но ему на помощь приходит храбрый и сильный Петух, который возвращает герою его дом.
Не допускается ненормативная лексика, сексуальные сцены, сцены, в которых пьют алкоголь, курят или употребялют запрещенные вещества.
Сцены с табакокурением и употреблением алкоголя допускаются, но в негативном смысле, с осуждением. Возможно описание любовных сцен, но не дальше поцелуев и невинных объятий.
Не должно быть ненормативной лексики.
Романтические отношения выходят за рамки поцелуев и объятий, но нет анатомических подробностей, упор делается на чувства.
В тексте может быть ненормативная лексика, но без мата.
Родители должны понимать, что подобная литература не просто так маркируется 18+, она действительно абсолютно не предназначена для детей всех возрастов.
Маркировка возрастного ограничения размещена либо на оборотной стороне издания, либо на его обложке, либо на последней или второй странице книги. Причем указание на 18+ очень часто помещают на обложку.
В каком формате указывать возрастное ограничение, издатель выбирает самостоятельно.
В интернет-магазинах маркировка указана в описании произведения. При заказе стоит смотреть внимательно.
Считается, что в сети приобретать книги дешевле, чем в магазинах. Это не всегда так, но всегда можно получить выгоду с картой «Халва» от Совкомбанка. При покупках в магазинах-партнерах Халвы 一 дополнительный кешбэк и беспроцентная рассрочка.
Каждому возрасту свои книги
Возрастная маркировка по закону общая. На обложке стоит маркировка 0+, но подойдет ли произведение трехлетке или оно слишком сложное? Давайте разберем градацию по возрасту точнее, с мелким «шагом».
Совместное чтение книг допустимо с рождения. Достаточно 20 минут в день. Родители читают младенцам вслух то, что читают сами. Содержания особого значения не имеет, основное 一 интонация и выражение.
Младенец учится воспринимать мелодику речи, развивает собственную артикуляцию. Со временем дети начинают сами интересоваться книгами.
С 6 месяцев младенцам подойдут тактильные книги, причем не всегда из бумаги. Малыши их мнут, грызут и часто теребят в руках, с удовольствием купаются с ними.
Ребенок понимает, как взять книгу, как переворачивать страницы. Слов в таких книгах нет, только простые и понятные изображения, четкие и в меру яркие.
С 1 года до 2,5 лет можно включить книги с кратким содержанием, несколько строчек на странице. Текста мало, но есть интерактивные элементы, а само издание выполнено из плотного картона.
Окошки здесь не подойдут, малыш их порвет. Прививать бережное отношение к книгам стоит начинать с изданий, которые сложно повредить.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
Для чтения вслух подойдут классические сказки, стихи и стихотворные произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, сказки Пушкина и прочее. Слог и размер стиха положительно влияет на нервную систему ребенка, запускают процессы успокоения и развития.
Смысл произведений малыши могут до конца не понимать, но в данном возрасте это не имеет особого значения.
С 2,5 лет до 3,5 лет уже можно выбирать издания с законченными и короткими историями, чтобы чтение занимало не более 20 минут.
Минимум текста, красивые и крупные иллюстрации, понятные герои, например, животные — такими должны быть книги для трехлеток. Задача — познакомить ребенка с чтением.
Отлично подойдут истории о том, что ребенок знает, про знакомые игрушки или зверей.
Иногда дети в два года слушают сюжетные книги часами, а иногда убегают после первых десяти страниц. Обе реакции нормальные. Родители, постепенно увеличивая размер произведения, приучают ребенка к литературе.
С 3,5 лет до 5 лет малышей увлекают книги, где герои — животные. Теперь содержание имеет продолжение, сюжет заметно удлиняется.
Подойдут классические сказки, которые учат прощению, учат, что можно совершать ошибки, но главное — их потом исправлять.
Ребенок до конца не осознает глубокий смысл происходящего в произведении, но изложенная информация формирует понимание сути вещей. Особую роль играют иллюстрации.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
С 5 лет до 7 лет постепенно включаются произведения, где действующие персонажи — люди. Значение приобретает сюжет, качества и поступки героев, чтобы маленькому читателю было за кого переживать.
В 7 лет ребенок понимает и проживает эмоции героев. Подойдут «Питер Пен», «Денискины рассказы» и прочие.
В 7-8 лет дети постепенно открывают мир самостоятельного чтения. Но это не значит, что им больше не нравится, когда родители читают им вслух.
Наступает время объемных произведений, например вся серия книг про Незнайку. Приключения с элементами фантастики подойдут отлично.
С 9 до 10 лет у ребенка появляется заметный интерес к окружающему миру. Школьник предпочитает произведения о захватывающих приключениях, где главные герои — его ровесники или чуть старше.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
Начинается переходный возраст, формируется мировоззрение и вкусовые предпочтения в литературе. Чтобы удовлетворить свою любознательность, ребята увлекаются энциклопедиями (о научно-популярных книгах для детей мы поговорим позже).
С 11 до 14 лет в списке читательских предпочтений возникают фэнтези и историческая художественная литература. История с элементами приключений привлекательна для юных читателей.
К 12 годам более-менее четко формируются читательские предпочтения, тогда же появляется интерес к классической литературе. Произведения, которые рекомендуют в школе по внеклассному чтению, ребенку не всегда по вкусу. Значит, надо переключиться на книги, которые заинтересуют подростка.
Где найти такие издания? В магазинах-партнерах карты «Халва» есть крупные российские издательства, где представлен широкий выбор книг для детей всех возрастов. Список заметно выходит за привычный школьный перечень, много современных произведений. Покупки книг с Халвой способствуют художественному развитию ребенка и берегут семейный бюджет.
С 14 до 16 лет подростки самостоятельно выбирают книги. Одни дети уже считают себя достаточно взрослыми и предпочитают соответствующую литературу, другие, наоборот, еще находятся в детстве.
Задача взрослого — помочь подростку сориентироваться, чтобы ребенок «не ушел» в сугубо взрослую литературу (пока она ему объективно не подходит).
Здесь родителям пригодится та самая маркировка, о которой мы говорили ранее, поскольку самостоятельно провести грань между 16+ и 18+ сложно.
Какие книги выбирают дети? Именно такой вопрос я задала консультанту одного из книжных магазинов Санкт-Петербурга. Продавец пояснила, что маленькие дети обращают внимание на издания, в которых есть уже известные им персонажи: герои и героини известных мультфильмов и фильмов.
Ребята постарше смотрят фэнтези, детские детективы и детскую фантастику. Причем уровень интереса к книгам у детей не падает, ребята любят читать и с удовольствием выбирают себе литературу.
Научно-познавательная литература для детей
К научно познавательной литературе традиционно относят учебники, пособия и энциклопедии. Именно их можно увидеть в детских отделах книжных магазинов.
Ответить на все вопросы детей у родителей получается не всегда, требуются дополнительные источники информации. Таковыми становятся научно популярные издания, объясняющие сложные вещи и процессы простыми словами, где приводятся факты и, конечно, текст сопровождается красочными иллюстрациями.
Удовлетворить детскую любознательность помогут энциклопедии из разряда «хочу все знать» или «все обо всем». Они остаются одними из фаворитов в своем жанре.
Помимо обобщающих изданий есть узконаправленные, например, про животный мир Африки или про то, как устроено тело человека, про космос, про динозавров и т. д.
Источник: архив Натальи Чекмаревой
Научно-познавательная литература для детей не ограничивается энциклопедиями. Авторы предлагают новый жанр — научные сказки. Через них у ребят развивается интерес к наукам: математика, астрономия объясняются просто и понятно.
Научные сказки рассчитаны на детей шести–девяти лет. Истории построены таким образом, что ребенок во время чтения понимает суть и закономерность научных процессов и понятий. Сюжеты дополнены красочными иллюстрациями.
Маленькие дети с помощью книг учат времена года, цвета, геометрические формы, названия животных и прочее. Дети постарше формируют через книги мировоззрение и развивают воображение.
Книги и чтение имеют большое значение в любом возрасте. Главное — найти свою литературу, чтобы чтение приносило и пользу и удовольствие.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы
Где искать нужные книги
Мы обычно помним, как сами научились читать и какие книги нравились нам в детстве. Мы склонны идеализировать и абсолютизировать свой детский опыт, поэтому практически каждый родитель старается предложить (а чаще – навязать) его ребенку.
Иногда это срабатывает. Но чем старше становится ребенок, тем реже мы «попадаем в точку» своими предложениями. Это связано с особенностями современной жизни. Меняются не только реалии. Меняются ценности, речь, восприятие. Меняются технологии и скорость информационных потоков. Дети вписаны в новую социальную ситуацию развития. И книги, которые мы им предлагаем, тоже должны быть вписаны в эту новую ситуацию.
Это не значит, что ничего из любимого нами в детстве уже не годится. Речь идет исключительно о том, чтобы не доверяться безоговорочно собственной памяти. Каждую когда-то прочитанную нами книжку надо оценивать заново.
Кроме того, не совсем правильно кормить ребеночка только «литературными консервами», пусть это даже вкусные «консервы» со знаком качества.
В мире быстрых изменений наряду со всем остальным меняется и книжный рынок. Там постоянно появляются новые книги: написанные новыми авторами, только что или заново переведенные, по-новому иллюстрированные и отформатированные. Их много – гораздо больше, чем было раньше. И они в целом гораздо доступнее ‒ несмотря на дороговизну.
Иными словами, у нас по сравнению с читателями прошлого века гораздо больше возможностей для выбора книг.
Но это преимущество имеет оборотную сторону: когда выбор слишком большой, выбирать сложнее, чем когда он скудный.
Что делать?
Сузить поле поиска
«Откуда, откуда я узнаю о новых книгах для малышей? И о том, какие из них действительно стоящие? Я так не хочу погружаться в это с головой!» ‒ возопила моя знакомая, год назад ставшая бабушкой.
И «боль» ее в общем-то понятна. Детские книги, особенно – книги для малышей и дошкольников – довольно узкая ниша, актуальность которой исчерпывается четырьмя-пятью годами. Да и эти пять лет делятся на короткие периоды: книги для детей раннего возраста, книги для детей трех-четырех лет, книги для шестилеток… Ты просто не успеваешь толком во всем разобраться – а ребенок уже растет «дальше».
В результате наш выбор часто оказывается случайным. Нам на глаза попалась какая-то реклама, взгляд выцепил картинку или название – и мы несем новую книгу ребенку. Ну или нам что-то «напели» другие мамы, которые прочли своему малышу какую-ту книжку и у них «зашло».
Ничего плохого в этом нет: и книгу мы «выцепили» взглядом по каким-то причинам. И другие мамы могут посоветовать что-то дельное (по крайней мере, вы с ними составляете общий круг, а значит сам бог велел читать вашим детям одни и те же книги).
Но лучше, мне кажется, выбрать себе эксперта. Кто такой эксперт? Это человек, который не просто хвалит что-то или бранится. Эксперт свои слова взвешивает. Он за них отвечает своей репутацией. И, по большому счету, статус эксперта нельзя себе присвоить. Им тебя наделяет профессиональное сообщество и общественное мнение.
Поэтому и в «книжном вопросе» лучше выбрать эксперта, на мнение которого вы будете ориентироваться, – исключительно для того, чтобы облегчить себе жизнь.
Выбрать эксперта легче, чем книгу: экспертов не так много. Это не значит, что вы должны довериться ему полностью. Иногда окажешься на какой-нибудь книжной ярмарке, где сотни книг кричат «Съешь меня!», а ты ходишь, смотришь – и раздумываешь, и решаешь. Это же удовольствие! А потом можно обмениваться результатами с другими мамами. (Папы в таком читательском обмене почему-то проявляются гораздо реже – если вообще проявляются.)
Но эксперт непременно пригодится. Он помогает сузить поле поиска и определиться с подходом. Эксперта вы выбираете по тому, насколько он для вас интересен. Выбрали – и потом можно время от времени узнавать, что же он там сказал, что посоветовал, как объяснил.
Эксперт – не обязательно конкретный человек. Это может быть сайт, канал.
Не обязательно выбирать всего одного эксперта – можно и двух-трех. Почему нет, если есть время следить за тремя экспертами? Экспертов можно менять. Один больше подходит вам, пока ребенок совсем маленький: его советы не раз оказались полезными. Другой поможет сориентироваться при обучении ребенка чтению, третий – с выбором книг для подростков…
Еще один инструмент навигации в книжном мире – литературные премии. К сожалению, в нашей стране их гораздо меньше, чем в Европе или Америке. Но познакомиться с длинным списком той или иной премии полезно. Именно с длинным, потому что он сужает поле поиска, но оставляет выбор. И позволяет решить, насколько ваши представления о прекрасном совпадают с представлениями членов жюри. Если совпадают, вы и дальше будете иметь эту премию в виду в качестве навигатора. Не совпадают совсем, ну и бог с ней.
Искать подходящую книгу для конкретного ребенка
Вы познакомились с лонг-листом той или иной премии. Вы прочитали обзор того или иного уважаемого вами эксперта.
Теперь вам надо выбрать книгу, которая подходит именно для вашего сына или вашей дочери.
Главное требование к книге: ребенку должно быть интересно.
Вы знаете своего ребенка и примерно представляете, что может его зацепить – например, что-то остросюжетное, страшное, смешное, таинственное. Про роботов. Про машинки. Про то, как справиться с одиночеством.
Вы предполагаете, что книга на такую тему, с таким сюжетом, который обещан в аннотации, возможно, придется ребенку по вкусу.
Но интересно ребенку может быть только в том случае, если ему понятно, о чем вы читаете.
То есть важно учитывать его читательский опыт и уровень языкового развития.
Язык книги может стать непреодолимым препятствием для восприятия ее содержания. В первую очередь – синтаксис, избыточно сложные конструкции предложений. Дети могут воспринимать язык книги как очень «медленный» и устаревший. Если вы читаете ребенку вслух, эта особенность может даже вызывать интерес – при условии, что ваш артистизм и интонационно богатое чтение перевесят ощущение архаичности текста (архаичное – это «не про меня», не имеющее ко мне отношения).
Но если вы предлагаете ребенку читать такую книгу самостоятельно, то получить от этого удовольствие может только какой-нибудь суперпродвинутый, лингвистически одаренный ребенок. Такие дети, безусловно, существуют. Но их слишком мало, чтобы опыт их родителей оказался показательным для других.
Что касается незнакомых слов, то они непременно должны присутствовать: это условие развития речи. Мы и читаем-то ребенку не в последнюю очередь по этой причине. Но незнакомых слов не должно быть слишком много – ровно столько, чтобы можно было понять смысл текста поверх них. И не просто понять, но чтобы эта работа по пониманию не влияла на интерес к происходящему в книге.
Если вы читаете ребенку вслух, какие-то непонятные слова можно объяснять – особенно, если ребенок сам об этом спрашивает. Но ваши объяснения должны быть предельно короткими, иначе они отвлекают от событий в книге и разрушают атмосферу включенности. (Мне вот приходится сильно себя контролировать, когда ребенок во время чтения спрашивает меня о каком-то слове, ‒ я так «вдохновляюсь», что ребенок начинает думать: и зачем я задал ей вопрос!)
Поэтому, наметив книжку, которые вы собираетесь читать ребенку, прочтите сначала хотя бы одну-две страницы текста, чтобы оценить возможные языковые проблемы.
Еще одно важное обстоятельство, которое должно определять ваш выбор: книга должна вам понравиться. Если вы собираетесь читать ее вслух – это обязательное условие.
Но книга, которую вы выбираете ребенку для самостоятельного чтения, не обязательно должна вызывать у вас восторг. Вы просто должны понимать, почему она может понравиться вашему ребенку и почему он, скорее всего, будет ее читать. Раз для вас важно, чтобы ребенок читал самостоятельно, исходите при выборе книги не из своих собственных жестких представлений о прекрасном, а из эстетических и языковых предпочтений ребенка.
Существуют и некоторые возрастные закономерности, которые осложняют выбор книг, к примеру, для детей 7‒9 лет. Очень часто детям этого возраста еще трудно читать самостоятельно. И вроде бы нужно подбирать им что-то по силам – с крупным шрифтом, с не очень плотным текстом. Но при этом нельзя предлагать человеку 9 лет книгу, которую он расценивает как малышовую. (А старшим подросткам как раз можно. У них к «малышовому» совсем другое отношение. Я, например, помню, какой популярностью в нашем десятом литературном классе пользовался «Винни-Пух». И современных подростков, которые неожиданно открывают для себя какие-нибудь сказки, притчевые или игровые книги, я тоже встречала.)
Тут хорошим подспорьем являются книжки-картинки, графические романы и комиксы (и не надо морщиться). Сегодня на книжном рынке есть книжки-картинки для читателей разного возраста, на самые разные темы, включая сложные. Книжка-картинка не отпугнет ребенка большим количеством текста. Язык в ней «живет» иначе, чем в текстовой книге: он сопряжен с визуальным рядом, на который возложена часть содержательной работы (а это заведомо облегчает восприятие), и, как правило, не изобилует длиннотами.
Книжки-картинки для нас – относительно новое направление. Это значит, что подавляющее большинство таких книг создано или переведено недавно – то есть они «говорят» современным языком. Ну и кегль в книжке-картинке для самостоятельного чтения может быть мельче, чем текстовой книге.
Отказаться от «джентльменских наборов» в области чтения
Мы, безусловно, опознавали и опознаем людей своего круга по читаемым книгам. Но теперь круги стали гораздо более дробными, и мы уже не можем вменять в обязанность «интеллигентному человеку» прочитать то-то и то-то – а иначе мы не признаем его интеллигентным человеком. То есть мы, может, и не признаем. Но признает кто-то другой, чей список «обязательной литературы» отличается от нашего.
Поэтому и по отношению к ребенку лучше сдерживать свою культурную экспансию. Тут чем меньше агрессии, тем большего можно достичь. То есть речь идет о тактике.
Исходить надо из того, что книг понаписали и издали действительно очень много. И из того, что жизнь длинная.
Марина Аромштам
Какую бы профессию в будущем ни выбрал ребенок, знания об устройстве нашего мира — признак образованного и культурного человека. Поэтому важно направить детскую любознательность в благое русло и вовремя предложить познавательные и яркие книги о науке. Они развивают интеллект, логическое мышление, прививают интерес к науке и знаниям.
Но чтобы научно-популярная книга понравилась ребенку, по-настоящему заинтересовала его и стала надежным учителем — нужно подбирать ее, ориентируясь на возраст и особенности ребенка на каждом этапе развития. Об особенностях выбора научных книг для детей мы поговорили с экспертами: шеф-редактором «Аванты» Татьяной Деркач, ведущим методистом издательства «АСТ» Татьяной Савельевой и научным блогером, автором YouTube-канала «Химия — Просто!» Александром Ивановым.
В этом возрасте малыш активно познает мир. Поэтому не стоит бояться читать ему и научные книжки — информация из них обязательно «отпечатается» в сознании ребенка! Но все же книжки для самых маленьких должны обладать рядом особенностей. Это короткие и простые тексты без заумных научных терминов — малышу пока сложно воспринимать большие объемы информации. И обязательно — крупные яркие иллюстрации, привлекающие внимание!
В этом возрасте отлично подойдут книги серии «Читаем сами обо всем на свете». Крупный и удобный шрифт, полноцветные картинки на каждом развороте и короткие блоки простых текстов — идеальное сочетание для чтения малышам до 5 лет. Книги этой серии дадут ребенку самые первые, самые базовые знания о повадках животных, истории динозавров, тайнах космоса.
Серия «Читаем сами обо всем на свете»
Татьяна Савельева, методист, ведущий специалист по дошкольному образованию:
«Задача научно-популярных книг — прежде всего, заинтересовать ребенка. Поэтому обязательно обратите внимание на красочность иллюстраций, посмотрите, как книга устроена. Игровые элементы: панорамы, окошки, дополненная реальность — это прекрасно! Все это усилит впечатления от чтения и станет дополнительным стимулом еще раз вернуться к книге.
Еще один отличный вариант — книги, входящие в серию. Это создает атмосферу ожидания продолжения — ребенок будет предвкушать выход новой книги. Постепенно у него сформируется потребность в постоянном получении новых знаний. Также я рекомендую родителям обязательно вместе с ребенком читать книгу, рассматривать иллюстрации. Ваш интерес станет для ребенка лучшей наградой, а время, проведенное вместе — лучшей мотивацией к чтению».
На пути в 1 класс — от 5 до 8 лет
Важнейший этап в жизни любого ребенка — подготовка и поступление в начальную школу! Нужно развить и закрепить навыки самостоятельного чтения, расширить кругозор, обеспечить маленького школьника всеми базовыми знаниями, которые пригодятся на уроках в классе. Тексты научно-популярных книг для этого возраста должны быть уже более сложными, объяснять причинно-следственные связи, говорить о сложных явлениях — но, конечно же, простым и доступным языком.
С этой миссией отлично справляются книги серии — «Моя большая книга-трансформер». Это книга необычного формата, который точно привлечет внимание даже самых непоседливых детей. Каждая страница этих книг раскладывается в несколько раз, открывая еще больше познавательных фактов о космосе, динозаврах, теле человека.
Динозавры
1 083 ₽
1 484
Никогда еще новые знания не были такими увлекательными! Эта книга — настоящее путешествие в удивительный мир древних рептилий. Каждая страница раскладывается — а внутри еще больше красочных иллюстраций и интересных фактов о динозаврах! Зачем трицератопсу его рога? Чем питался диплодок? Какого размера был самый маленький динозавр? Разверни страницу и узнаешь!
Еще одна удачная серия «Моя первая книга обо всем на свете». Авторы, известные ученые и популяризаторы науки, в форме увлекательного рассказа поведают читателю о том, почему небо голубое, как летают самолеты и как ток бежит по проводам, почему идет дождь и о многом другом. Книги серии пробуждают интерес ребенка к познанию окружающего мира. Каждая книга проиллюстрирована полноцветными фотографиями и рисунками. А еще — они небольшие по формату и очень легкие, их удобно брать с собой в дорогу!
Серия «Моя первая книга обо всем на свете»
Ежедневно школьник получает море новой информации, впечатлений, навыков — чем старше ребенок, тем больше расширяется его кругозор. Не за горами и новый этап — переход в среднюю школу. Самое время вводить в круг чтения книги, которые расширят и углубят знания в конкретных областях, покажут, как много еще интересного и неизведанного вокруг нас.
С задачей отлично справляются книги серии «Первые книжки о науке». Эти энциклопедии простым и понятным языком рассказывают о достаточно сложных вещах: основах химии, квантовой физике, теории относительности, загадках космоса. Но не пугайтесь: никаких научных сложных терминов! Только наглядные примеры и информативные иллюстрации.
Интересна также серия «Наука с Котом Шредингера». Эта серия посвящена одной из самых интересных наук — футурологии, изучению будущего! Робота и андроиды, «умные» дома и искусственный интеллект… Серия одновременно развивает воображение и интерес к науке.
Татьяна Деркач, шеф-редактор издательства научно-популярной литературы «Аванта»:
«При выборе научно-популярной литературы для младших и средних школьников, советую родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, это уровень сложности текста. Обычно детям быстро становится неинтересно, если они не понимают смысла. Поэтому обратите внимание, как объясняются термины, не усложнены ли конструкции предложений и т. д. Что для одного ребенка сложно, для другого, может быть элементарно. Вы (и только вы!) точно знаете, что воспримет ваш ребенок. А во-вторых, только вы знаете, что действительно нравится вашему ребенку — не навязывайте своих вкусов, купите именно ту книгу, которая ему интересна. Даже если это книга о пауках или компьютерных играх».
С началом раннего переходного возраста ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его увлекало. Так, вчерашний любитель математики начинает все чаще пропадать во дворе или резко меняет тетрадь с примерами на футбольный мяч. Мягко поддержать интерес к исследованию мира и научному знанию помогут книги серии «Краткая история всего на свете».
В книгах серии «Краткая история всего на свете» собраны самые интересные ответы на самые необычные вопросы об окружающем мире, животных, истории, музыке, технике и географии. Какая страна занимает 13 000 островов? Кто придумал оперу? Какая сова охотится при свете солнца? Когда появился простой карандаш? Правда ли, что в Колизее был лифт? В форме коротких ответов на вопросы эти книги помогут «впитывать» знания из разных научных областей, не успевая наскучить ребенку.
Дети-подростки старше 13−14 лет уже совсем не интересуются детскими книгами и не хотят их читать. Но и к изучению научных монографий и исследовательских статей мозг подростка, как правило, еще совсем не готов. Выход — научно-популярные книги от авторов, которые говорят с подростками на понятном им языке.
Александр Иванов, популярный блогер, создатель YouTube-канала «Химия — Просто!»:
«Когда пишешь научно-популярную книгу, важно понимать, чем живет читатель этой книги, о чем он думает, о чем мечтает. Потому что цель книги — заинтересовать и увлечь наукой, побудить дальше самостоятельно искать информацию о ней. Автор и читатель должны стать лучшими друзьями, чтобы в непринужденной обстановке, без скучной школьной зубрежки, читатель мог узнать что-то новое».
Отличный пример — серия «Библиотека Гутенберга», которая создана совместно с просветительским проектом молодых ученых на YouTube «Курилка Гутенберга». Миссия «Курилки Гутенберга» — популяризация науки и культуры в молодежной среде. Простым языком эти книги рассказывают о работе иммунитета, научных мифах, великих ученых и их открытиях. Книги этой серии помогут узнать много любопытных фактов, некоторые из которых незнакомы даже взрослым, и поделиться со сверстниками новыми, увлекательными знаниями.
Серия «Библиотека Гутенберга»
Наш мир прекрасен и удивителен — и не бывает слишком рано, чтобы начать узнавать его тайны. Правильно выбранная книга станет для ребенка главным «трамплином» в мир новых знаний и разбудит интерес к открытиям, который останется с ним на всю жизнь. Приятного чтения!
Приблизительное время чтения: 8 мин.
2 апреля в день рождения Ганса Христиана Андерсена отмечается Всемирный день детской книги. Все родители хотят, чтобы их дети читали. Читали хорошие, добрые, полезные книги. А много ли таких книг? Что вообще происходит у нас с детским книгоизданием? Что могут сделать родители, чтобы дети полюбили читать? Об этом мы беседуем с Алиной Дальской — шеф-редактором детской книжной серии «Настя и Никита», созданной по инициативе и при поддержке издательского дома «Фома». Красочные книжки серии «Настя и Никита завоевали любовь маленьких читателей и их родителей.
Алина, я часто слышу, что у нас кризис детской литературы. Но стоит зайти в любой книжный магазин в Москве или в Питере — и глаза разбегаются от изобилия. Так где же кризис?
Во-первых, попробуйте съездить в провинцию. Это ведь только в мегаполисах изобилие, а чем меньше город, тем скуднее полки детских книжных отделов, тем хуже на этих полках книжки. Почему? Да потому, что большинство книг туда просто не попадает. Ведь сейчас совершенно нормальным считается тираж, допустим, в пять тысяч экземпляров. Десять тысяч для детской книги — уже солидный тираж. На фоне миллионных тиражей советского времени это, конечно, просто смешно.
Во-вторых, давайте посмотрим, на какой возраст в основном ориентированы детские книги. Обнаружим, что больше всего литературы издается для дошкольников, для младшеклассников — уже гораздо меньше, а для подростков так и вообще кот наплакал.
При этом что в основном издается для дошкольников? Это, как правило, переиздания классической детской литературы — советского времени и дореволюционной. Корней Чуковский, Сергей Михалков, народные сказки и многое другое — все это издается и переиздается в больших количествах и в разном полиграфическом качестве. Эти книжки с готовностью покупают родители — и правильно делают. Во-первых, так передаются традиции, так возникают «золотые полки» детской литературы. Во вторых — это и правда прекрасные, гениальные книги для детей. Проверенные временем.
Но даже для дошкольников нельзя целиком обойтись классикой. Жизнь ведь меняется, и детям нужно видеть в книгах то, что происходит вокруг них. То, что сейчас заслуженно считается детской классикой — к примеру, Борис Житков, «Что я видел», Леонид Пантелеев, «Честное слово», Николай Носов, «Витя Малеев в школе и дома» — на момент своего выхода рассказывало маленьким читателям о том, что их окружает, о «здесь и сейчас». Достаточно ли в наше время издается таких книг? Не думаю. В нашей книжной серии «Настя и Никита» мы, помимо всего прочего, пытаемся говорить об этом, но заткнуть эту огромную брешь силами одного издательства, конечно, невозможно.
А уж тем более становится острой эта проблема, если речь заходит о книжках для детей среднего и старшего школьного возраста. Здесь и подавно невозможно удовлетвориться только классикой советского времени. Многие очень неплохие книги сейчас просто не будут восприниматься — они переполнены идеологией, они говорят о реалиях жизни, непонятных современным подросткам. Поэтому, к примеру, сейчас дети практически не читают Аркадия Гайдара — которого мы в свое время читали с удовольствием. Просто взять и переиздать «проверенную временем» подростковую литературу не получается, надо что-то новое. А что? Мы уже больше двадцати лет всей страной ищем новые смыслы и до сих пор не уверены, что нашли. И литература отражает эту нашу неуверенность в тех ценностях, которые мы пытаемся донести до детей. Так что многие издательства просто не решаются связываться с литературой для более старшего возраста, особенно для подростков. Проще переиздать что-то для малышей — надежнее, спокойнее.
Впрочем, сейчас потихоньку ситуация меняется. Небольшие издательства рискуют и выигрывают — именно за счет того, что детям хочется читать литературу, адекватную своему времени.
Вы упомянули советское время. Но ведь тогда детское книгоиздание было целиком государственной прерогативой, государство издавало детские книги, исходя из своих идеологических целей, не считаясь с расходами. Выпуск детских книг не был заточен на извлечение дохода. Сейчас, в рыночную эпоху, такая заточенность есть и всем очевидна. Но может ли сочетаться та или иная идейная направленность с коммерческим успехом?
К детской книге очень серьезно относились прежде всего по идеологическим причинам, по воспитательным. Но, с другой стороны, мы помним, что некоторых книг было и не достать. Цензура тоже была, безусловно, и зачастую резала яркие, талантливые вещи, выбивающиеся из общего ряда. Так что не будем идеализировать детское книгоиздание советских лет. Достижения мы помним, но и проблемы той эпохи давайте не забывать. Тем более, что эти проблемы не остались навсегда в прошлом, они могут возобновиться и в наши дни. Скажем, закон о защите детей от вредной информации — сам по себе правильный, нужный! — способен в руках бездумного исполнителя принести столько вреда, что советские цензоры по сравнению с ними могут показаться белыми и пушистыми.
А что касается идейной направленности, то мое мнение такое. Либо книжка хорошая, либо она плохая. Детская книжка должна быть прежде всего увлекательной. Потому что книжка — это всегда взаимодействие автора и читателя. И каких бы «идей» автор в нее ни напихал — нет никаких гарантий, что читатель не прочтет ее по-своему. Когда речь заходит о детской книжке — тут главное чтобы ребенок ее вообще прочитал. Лично мне не нравится, когда в книжке есть прямая идеология, морализаторство, назидание. Нравится, когда есть размышление, сомнение, конфликт, поиск выхода. Дети, как и взрослые, терпеть не могут нотации. Зато с удовольствием участвуют в приключениях.
Поэтому я не согласна со стереотипом, что коммерчески успешной может быть лишь совершенно безыдейная книжка, содержащая только увлекательные приключения. Увлекательные приключения необходимы — но с их помощью талантливый автор будет говорить о том, что он считает важным, проводить свои, если хотите, идеи. А вот бездарный автор зачастую объясняет невнимание к себе издателей тем, что они гонятся только за прибылью и потому отвергают его творения, насыщенные прекрасными идеями.
Давайте от этих мировоззренческих тем перейдем к более практическим вещам, волнующим большинство родителей. Все-таки, по крайней мере в крупных городах, рынок детской литературы огромный. Я не говорю уже о том, что даже в провинции, где с обычными книжными магазинами плохо, многие заказывают детские книги в интернет-магазинах. Так вот, а что покупать-то? Как сориентироваться в этом огромном море?
Вы ждете от меня конкретных рекомендаций? Думаю, это было бы неправильно. Хотя бы уже потому, что не существует никаких волшебных подсказок, любой список субъективен, любые родители субъективны, и чтобы им разобраться в этой теме — нужно хотя бы минимум усилий приложить, хоть какое-то время потратить. Хотя бы посмотреть сайты, где книжки обсуждают педагоги, психологи, библиотекари, литературоведы — и просто увлеченные родители. Они составляют списки, рейтинги, делятся своим опытом и впечатлениями. Во всем этом неплохо бы повариться, прежде чем поймете, что именно следует покупать вашему ребенку. Только не надо воспринимать это «погружение в тему» как тяжелую, неприятную родительскую повинность. Поверьте, это невероятно интересно — искать, сравнивать, думать! И, конечно, читать детские книги! Хотя бы пролистать — начало, концовку прочитать, какие-то отрывки. Иногда этого вполне достаточно, чтобы понять, нравится вам эта книжка или категорически нет.
И не забывайте, что «хорошая книга» — это отчасти субъективное понятие. Иначе не случалось бы сплошь и рядом, что одну и ту же книгу и хвалят, и ругают. Лично я люблю такие книжки, в которых есть смысл, а не только игра слов (пускай и яркая, красивая). Своим детям я покупаю в основном именно такие.
И все-таки я настаиваю на конкретных рекомендациях. Если не фамилии авторов — то, может, хотя бы про издательства расскажете, которые издают хорошие детские книги?
Безусловного ничего нет и быть не может. Поэтому мои предложения воспринимайте как субъективное мнение. Так вот, я бы рекомендовала обратить внимание на такие издательства, как «Компас-Гид», «Самокат», «Розовый жираф», «Серафим и София», «Пешком в историю», «Речь». Естественно, наши книжки, то есть серию «Настя и Никита» могу рекомендовать все без исключения — за свою продукцию мы несем полную ответственность. Но вновь замечу: никаких стопроцентных гарантий здесь быть не может. Литература — это все-таки искусство, поэтому личный вкус важнее всего.
Что же касается классических произведений, то я выбираю их исключительно по иллюстрациям. И никогда не беру сокращенный вариант. Да, иногда кажется, что повествование того же Диккенса или Стивенсона затянуто — сейчас действительно другой ритм жизни и речи. Но мой опыт показывает, что просто нужно вчитаться, привыкнуть — и все будет хорошо.
Вот родители купили книжку, принесли ее домой. Когда ребенок совсем маленький, то понятно — выбрав удобное время, они усадят его рядом и начнут читать ему вслух. А если это уже школьник, если он, в принципе, сам умеет читать — то что дальше им делать? Заставлять ребенка читать? Читать с ним вместе? Надеяться, что когда-нибудь он все же сам захочет прочесть купленные ему книжки?
Если родители усаживали ребенка рядом и читали вслух, значит, в принципе, процесс чтения ему знаком и, скорее всего, доставляет удовольствие. По крайней мере, я еще ни разу не встречала ребенка, который бы отказался, чтобы ему почитали. Если, конечно, его не заставляли после каждого прочитанного произведения делать пересказ. В таком случае дети воспринимают чтение как повинность, а не как радость.
Дети, которым читают вслух, любят книгу — и потому они потенциально прекрасные читатели. Но многие родители делают типичную ошибку: как только ребенок выучивается читать, совместное чтение вслух прекращается. Так делать нельзя! Ведь навык чтения пока еще не доведен до автоматизма, пока трудностей от процесса больше, чем удовольствия. А мы настаиваем, да еще и заставляем. Так радость совместно чтения, вечернего общения заменяется мучением. Неудивительно, что желание открывать книгу пропадает.
Могу порекомендовать метод моей бабушки, которая так приучала меня читать самостоятельно: она говорила: «Давай ты мне прочитаешь вот этот кусочек, а я тебе вот этот». И дальше я читала ей пять строчек, а она мне две-три страницы. При этом она меня никогда не поправляла, а только хвалила. Так же я учила читать своих детей. Знаете, этот метод прекрасно работает!