Как найти ребенку в классе общий язык

  • Как быть родителям, если учитель отругал ребёнка при одноклассниках и ребёнок стал замкнутый?
  • Как лучше поступить, если у ребёнка конфликт в школе, учителя или ученики его высмеивают?

О том, как наладить взаимоотношения с одноклассниками, рассказала педагог-психолог МБУ Городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» в Уфе Екатерина Кудрявцева.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребёнку плохо в классе

Ребёнок:

  • неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
  • ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками

  1. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
    • Не следует лично приходить в школу разбираться с обидчиками своего ребёнка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
    • Не спешите бросаться защищать ребёнка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребёнку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
    • Но, приучая ребёнка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребёнок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
  2. Разберитесь в причинах, подчёркивая достоинства ситуации.
    • Необходима эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь в причинах непопулярности ребёнка и попытайтесь их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта. Подчёркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не забывайте, что ребёнок смотрит на себя глазами близкого взрослого.
    • Необходимо обеспечить ребёнку всё, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны чёрные шорты, то не следует предлагать ребёнку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребёнка. Это не значит, что надо идти у ребёнка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 «Б»».
  3. Интересуйтесь делами и жизнью ребёнка.
    • Стоит проявлять интерес к делам своего ребёнка, но делать это ненавязчиво.
    • Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребёнка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведёт ребёнок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.
    • Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
  4. Привлекайте к проблеме учителя.
    • Помните: положение ребёнка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100%. Поэтому, если у ребёнка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему поможет только учитель, подав ребятам знак, что ребёнок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.
    • Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребёнка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Всё это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
    • Учите своего ребёнка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя ребёнок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребёнка в другую школу.
  5. Научите ребёнка заводить знакомства.
    • Надо учить ребёнка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребёнка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребёнком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он.
    • Наличие друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребёнка. Независимо от возраста друг для ребёнка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребёнок вкладывает в понятие дружбы более серьёзные и глубокие отношения.
  6. Разрушайте стереотипы.
    • Посоветуйте ребёнку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребёнок ведёт себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребёнку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
    • Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребёнка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь, оградите ребёнка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребёнку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего, его придётся перевести в другой класс. Ребёнку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
  7. Говорите слова любви, придающие уверенность. Родитель — «продюсер» талантов своего ребёнка. В разговорах с ребёнком или в его присутствии не следует давать оценки другим взрослым (родителям, учителям), детям. Говорите своему ребёнку почаще слова, свидетельствующие о безусловной любви и формирующие уверенность в себе.
    • Я тебя люблю. Я тебе доверяю. Я на твоей стороне.
    • Как бы ты сам поступил? Как ты сам можешь изменить ситуацию?
    • У тебя всё получится совершенным наилучшим безопасным для тебя образом.
    • Ты сильный, ты умный, ты способный, не сдавайся.
    • У тебя всё получится. Я горжусь тобой.
    • Как прошёл твой день?
    • Чем могу помочь?
    • Спасибо, что ты помогаешь мне.
  8. Создайте ребёнку круг общения.
    • Надо помочь организовать общение ребёнку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребёнку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребёнок ещё маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
  9. Научите говорить «нет».
    • Не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
    • Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Читайте также

Иногда ко мне приводят детей — десяти и двенадцати лет, с целью перевоспитания. При этом каждый раз чувствую от родителей ожидание чуда — что вот, посторонний дяденька поговорит с непослушным ребёнком, и произойдёт это — ребёнок перестанет врать, начнёт посещать школу и станет послушным.
Хотелось бы… Читать дальше

В современной реальности дети часто используют мобильный интернет, планшеты и прочие устройства, позволяющие им находиться постоянно on-line. И центром внимания подростков в интернет пространстве становятся социальные сети — чаще всего vkontakte и facebook. Нередко это вызывает беспокойство учителей… Читать дальше

Записки практикующего психолога

Кто же не знает о том, что все дети талантливы от природы, что каждый ребёнок уникален и способен на многое? Конечно, мы знаем об этом. Тогда почему же далеко не все дети, вырастая, становятся успешными, демонстрируя миру свои способности?
Прежде, чем ответить на этот… Читать дальше

Общепринятые и самые распространённые родительские инструменты родителей для наказания своего малолетнего чада, многочисленны и разнообразны, но всё же их можно разделить на группы. Молчаливые забастовки, шумные ругательства (крик, повышение голоса) и физ. наказание.

Предлагаю рассмотреть из вышеперечисленных… Читать дальше

                                                                                           МАОУ
гимназия №18

Инструкция:
«Как помочь ребенку, если он испытывает             затруднение:
 не может найти общий язык с
одноклассниками»

https://img2.freepng.ru/20180714/auh/kisspng-interpersonal-relationship-guanxi-psycholog-iz-5b4a7c3999ff95.5671881715316081216308.jpg

                                 
Выполнила:

                                 
Педагог-психолог МАОУ гимназии №18

                                 
Алексеева Ю.Ю.

Нижний
Тагил 2020 год

http://clipart-library.com/images/qiBXxqEgT.jpg

Инструкция:
«Как помочь ребенку, если он испытывает затруднение:

                     не может найти общий язык с
одноклассниками»

1.     http://imaedu.com/upload_file/741070601688546521111.pngОсознаем
чувства и бьем тревогу:

           
возвращается из школы подавленным;

            часто
плачет без очевидной причины;

           
никогда не упоминает никого из одноклассников;

            очень
мало говорит о своей школьной жизни;

            не
знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается
звонить кому-либо;

            ни
с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

                                       
одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения;

                                       
неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить
туда;

http://apocalypseknow.files.wordpress.com/2012/07/483335_2196783695930_2059316775_n_thumb1.jpg?w=607            
сознаём, что ребёнок одинок.

2.     Успокаиваемся:

«Проблемы в жизни
человека заставляют его двигаться вперед, и решение своих проблем делает нас
лучше.»

https://st2.depositphotos.com/6192720/8990/i/950/depositphotos_89909196-stock-photo-silhouette-of-young-man-looking.jpg3.    Оцениваем
ситуацию. Изучаем детали:

1) Ребенок
стесняется и не уверен в себе
. Стеснение в школьные годы тяжело
переживается ребенком, поскольку в школе поводов для этого предостаточно.
Робким детям страшно сделать что-то не так — например, поднять руку и ответить
или выйти к доске, когда вызывает учитель. Им сложно заводить новые знакомства
и налаживать отношения с одноклассниками. Уверенный в себе ребенок может легко
начать общаться с другими детьми, попросить помощи или наоборот сам предложить
что-то другому, обычно таким способом дети начинают больше взаимодействовать и
дружить, а если вашему ребенку не комфортно элементарно поговорить с
одноклассником, то существует риск остаться без друзей в классе. Причина
стеснительности кроется прежде всего в низкой самооценке ребенка и неумении правильно
взаимодействовать в коллективе.

           
2)

Фактор, влияющий на общительность ребенка, его семья. Семья — это среда,
где ребенок учится самовыражению, а, следовательно, и общению. Общение это одна
из сфер самовыражения человека. Какая роль отведена вашему ребенку в семье?
Является ли он полноправным членом семьи, к мнению которого прислушиваются и
берут во внимание? Или наоборот мнение ребенка никого не интересует и его
инициативность постоянно подавляется? От этого будет зависеть его общение со сверстниками
и его успешность во взрослой жизни. Отношения между членами семьи откладывают
отпечаток на личность ребенка. Если дома он привык, что его слушают и уважаю,
то при общении с другими людьми он будет стремиться к такой же позиции. Если же
в стенах дома ребенок привык быть «никем», то в компании сверстников ему будет
сложно общаться на равных. Он скорее всего будет вести себя также неуверенно,
как дома, либо примет противоположную модель поведения и будет подавлять других
ребят, что тоже будет создавать трудности в общении. Большая редкость, когда
ребенок из семьи с дисгармоничными отношениями, умеет правильно выстраивать
хорошие взаимоотношения со сверстниками.

            
3) У ребенка не развиты базовые навыки общения
:

-умение слушать и
правильно реагировать на услышанное

-не перебивать

-сопереживать
другому

-вежливо
присоединяться к разговору

-адекватно
реагировать на критику

-правильно
высказывать свое мнение, не обижая, собеседников

-четко и грамотно
говорить

            4)
Ребенок ведет себя агрессивно, обзывается
. Обычно ведут себя агрессивно те
дети, которые сами испытывают сильные страхи. Агрессивное поведение ребенка
формируется дома, если ребенок периодически наблюдает сцены насилия дома и по
телевизору — соответственно, сам он тоже будет причинять боль другим и решать
конфликты с помощью драки. Еще одна причина — это неумение справляться со
своими отрицательными чувствами: ребенок не знает, как выйти из непонятной и
неприятной для него ситуации, и начинает драться.

          5)
Ребенок не может за себя постоять
Его обзывают, а он молчит. У него
отбирают карандаши — он либо идет жаловаться, либо переключается на другое
дело, будто бы ничего не происходит. Ситуаций может быть много разных, но
причина одна, ребенок не умеет или не хочет защищаться. Стоит отметить, что
такому ребенку в коллективе труднее всего, потому что если он не ответил одному
обидчику, то обязательно задираться начнут и другие дети. Такое поведение может
быть связано с различными причинами, например, дома ребенка не слушают и не
позволяют выражать свое мнение, соответственно, в школе он этого сделать тоже
не может, возможна и противоположная ситуация, когда домочадцы чересчур мягко
обращаются с ребенком и он совершенно не умеет реагировать на агрессивное
поведение других детей.

       6)
Неадекватные притязания на лидерство
. Ребенок с неадекватными
притязаниями на лидерство очень хочет быть главным и первым во всем, но по
каким-то причинам он не является настоящим лидером — он только претендует на
эту роль. Для того, чтобы занять лидерскую позицию, он раньше всех начинает
тянуть руку на уроке, даже если не знает ответ. Может начать активно
командовать и критиковать других детей̆. Часто отпускать шуточки в адрес
непопулярного ребенка, чтобы показать свое превосходство. На уроке физкультуры
самостоятельно может назначать себя капитаном и начинать командовать.
Естественно, другим детям не нравится такое отношение, и они начинают
отдаляться. При этом родители часто не могут понять причин, почему у, казалось
бы, активного и общительного ребенка возникают проблемы в отношениях с
одноклассниками.

      7) Особенности
черт личности: «экстраверсия» и «интроверсия».
Данные характеристики
имеют большое влияние на общительность ребенка. Общение экстраверта, будет сильно
отличаться от общения интроверта. Ребенка экстраверта можно определить по его
активности в обществе, энергичности, желанию быть в центре внимания, умении
быстро заводить знакомства и вступать в игру(общение) с малознакомыми людьми.
Ребенок интроверт-спокойный, избирательный в контактах, дома может быть
активным, а в обществе сдержанным и молчаливым. Деткам интровертам комфортно
быть с самим собой, он может спокойно играть один, без других детей. Слабыми
сторонами экстраверсии является поверхностность, могут сначала что-то сделать и
лишь потом подумать. Интровертам сложно вступать в контакт с новыми людьми и
сложно быть естественным в присутствии большого количества людей. Учитывая,
особенности разных типов личности можно предугадать сложности, с которыми
ребенок может столкнуться и заранее помочь ему их предотвратить. Так, например,
экстраверта необходимо научить контролировать и правильно выражать свои эмоции,
а интроверта заранее планировать свои действия в обществе малознакомой компании
детей (это поможет ему чувствовать себя увереннее и комфортнее).

https://carpet-center.ru/upload/medialibrary/e8c/e8c23b6be4a17d1aa6f92ed32f6e9884.jpg4.      Ищем
ресурсы-внутренние и внешние:

1)
Внутренние ресурсы:
личностные качества ребенка- дружелюбие,
активность, самостоятельность, уверенность, общительность, адекватность
самооценки, самоконтроль, чувство юмора.

2)
Внешние ресурсы:
благополучие отношений в семье, отношения
с учителем, внешний вид ребенка, физическое здоровье.

http://images.clipartpanda.com/post-it-notes-clipart-jRTG8AqiL.png                           

5.
    Планируем действия:

1.    
Приучаем
ребёнка к самостоятельности.

o    Не следует
лично приходить в школу разбираться с обидчиками своего ребёнка,
лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.

o    Не спешим
бросаться защищать ребёнка в любой конфликтной ситуации
с одноклассниками. Иногда ребёнку полезно пережить все стадии
конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие
проблемы.

o    Но,
приучая ребёнка к самостоятельности, важно не переусердствовать
и не пропустить ситуацию, с которой ребёнок не в состоянии
справиться без вмешательства взрослых.

2.    
Разбираемся
в причинах, подчёркивая достоинства ситуации.

o    Необходима
эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь
в причинах непопулярности ребёнка и попытайтесь их устранить.
Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом
и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом
спорта. Подчёркивайте его достоинства при каждом удобном случае.
Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не
забывайте, что ребёнок смотрит на себя глазами близкого взрослого.

o    Необходимо
обеспечить ребёнку всё, что позволит ему соответствовать общим школьным
требованиям. Если для уроков физкультуры нужны чёрные шорты, то не следует
предлагать ребёнку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может
быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребёнка.

3.    
Интересуемся
делами и жизнью ребёнка.

o    Стоит
проявлять интерес к делам своего ребёнка, но делать это ненавязчиво.

o    Если
он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив
в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить
с учителями об отношениях своего ребёнка с одноклассниками,
посмотреть, как себя ведёт ребёнок в классе после уроков или
на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу
в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.

o    Можно
обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять
наблюдение за детьми.

4.    
Привлекаем
к проблеме учителя.

o    Помните:
положение ребёнка в классе вплоть до подросткового возраста
на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек —
на все 100%. Поэтому, если у ребёнка не складываются отношения
с одноклассниками, решить проблему поможет только учитель, подав ребятам
знак, что ребёнок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски
вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

o    Обязательно
предупредите учителя о проблемах своего ребёнка (заикание, необходимость
принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез,
энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить.
Всё это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

o    Учите
своего ребёнка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей
активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно —
сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя
ребёнок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного
руководителя поддержать сына или дочь, быть может, задействовать
в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных.
Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе
на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше
будет перевести ребёнка в другую школу.

5.    
Учим
ребёнка заводить знакомства.

o    Надо учить
ребёнка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться
терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы
одна взаимная привязанность в классе делает ребёнка более уверенным
в себе и обеспечивает ему более комфортное существование
в коллективе по сравнению с ребёнком, которого выбирают многие,
но не те, кого выбирает он.

o    Наличие
друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребёнка.
Независимо от возраста друг для ребёнка — это тот, с кем
интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство,
что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребёнок вкладывает
в понятие дружбы более серьёзные и глубокие отношения.

6.    
Разрушаем
стереотипы.

o    Посоветуйте
ребёнку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой
поступок является предсказуемым. Ребёнок ведёт себя по заданной
окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства
он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только
озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению
сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребёнку вместо того, чтобы
начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам
и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать
смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем
не ожидают.

7.    
Говорим
слова любви, придающие уверенность.
Родитель —
«продюсер» талантов своего ребёнка. В разговорах с ребёнком
или в его присутствии не следует давать оценки другим взрослым
(родителям, учителям), детям. Говорите своему ребёнку почаще слова,
свидетельствующие о безусловной любви и формирующие уверенность
в себе.

o    Я тебя
люблю. Я тебе доверяю. Я на твоей стороне.

o    Как бы
ты сам поступил? Как ты сам можешь изменить ситуацию?

o    У тебя всё
получится совершенным наилучшим безопасным для тебя образом.

o    Ты
сильный, ты умный, ты способный, не сдавайся.

o    У тебя всё
получится. Я горжусь тобой.

o    Как прошёл
твой день?

o    Чем могу
помочь?

o    Спасибо,
что ты помогаешь мне.

8.    
Создаем
ребёнку круг общения.

o    Надо
помочь организовать общение ребёнку, создать соответствующее окружение. Мало
просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой,
по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное,
ненавязчиво создайте ребёнку приемлемый круг общения (позаботиться об этом
следует, пока ребёнок ещё маленький). Это могут быть дети ваших друзей,
одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество,
объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно
относящихся друг к другу.

9.    
Учим
говорить «нет».

o    Не надо
пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний.
В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения
с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам,
не уподобляясь им.

o    Ребёнок
должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации
товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои
проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно,
и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него,
а помогут и поддержат в трудную минуту.

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BD-%D1%87%D0%B5-%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-d-%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-51715716.jpg
 6.    Готовимся действовать:

Составляем
совместно с ребенком подробный «план-расписание», как изменить ситуацию и помогаем
его придерживаться как во время учёбы, так и после уроков. Таким способом ребенок
сможет не только отслеживать свои действия, но и вносить в план необходимые
корректировки.

https://st2.depositphotos.com/3643473/6063/i/450/depositphotos_60639635-stock-photo-person-under-red-umbrella.jpg 7.
    Реализуем план. Оцениваем результат:

Самооценка школьника зависит от оценки
окружающих, ему важно мнение других людей, также, как и их подспорье. Верим в
силы ребёнка, не строем ему дополнительных преград в виде сомнений. Он будет
благодарен за подбадривающие слова и позитивную атмосферу. Видя одобрение, ребенок
сможет быстрее реализовать намеченные планы.

Источники:
1.
https://vk.com/wall-92932138_10044

2.     https://svetoch39.ru/our_articles/u-rebenka-problemy-vo-vzaimootnosheniyah-s-odnoklassnikami/

3.     https://www.b17.ru/blog/obschenie_rebenka/

4.     https://school6-syzran.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/10/9-советов-родителям-как-помочь-ребенку-наладить-отношения-с-одноклассниками.pdf

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре. 

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества  выделяют:

  • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
  • неопрятная или нестандартная внешность;
  • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
  • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
  • отсутствие навыков общения;
  • неблагополучная семья;
  • чувство превосходства над другими одноклассниками.

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя.  Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», — спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если  месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

  • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
  • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
  • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
  • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
  • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены,  ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью)  дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

Что делать в таких случаях

Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный  бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

 Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника – проверено, действует!

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Первый навык  — уметь первым выдвигать новые идеи и затеи. Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей – предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

Второй навык  –  умение говорить «нет». Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе. Стресс при смене школы

31.08.2021

Когда подросток меняет школу и попадает в новый класс, его волнуют отношения. Сможет ли он подружиться с классом, получится ли наладить контакт с классным руководителем и учителями. Если ребенку сложно быстро влиться в новый коллектив, ему помогут простые советы на первое время.

Родители не меньше ребенка переживают, когда он меняет школу. Обычно такое решение не принимают на ровном месте.

  • Возможно, ребенку нужна более сильная школа.
  • Может, в старой его травили или же просто не сложились отношения с одноклассниками и учителями.
  • Или же семья просто переехала в другой район или другой город.

В любом случае, ребенок и родители тревожатся о том, что адаптироваться к новому коллективу может быть непросто. Вот несколько простых советов, которые помогут ребенку почувствовать себя увереннее и начать общение с новыми одноклассниками. Часть из них — для родителей, которые готовы включиться в процесс и помочь.

Мероприятия для класса

Здорово, если в школе принято делать какие-то классные мероприятия в начале учебного года. Например, турслет, пикник, квест и т.п. Новенькие тогда вступают в общение с другими детьми по условиям игры в неформальной атмосфере, и это облегчает им жизнь.

Если школа сама такого не придумала, вы — родитель — можете выступить с полезной инициативой. Например, в выходные вместе с классным руководителем организовать полезную и интересную активность для детей.

Куда можно сходить с классом

Вот варианты активностей, которые можно сделать.

  • Пойти на бесплатное городское мероприятие. В крупных городах в начале учебного года проходит много интересного в парках. Поищите в интернете квесты и игры. Часто группы берут на бесплатные мероприятия по предварительной записи.
  • Организуйте мероприятие для класса сами. Если вы или ваши знакомые умеют делать квесты, это можно реализовать хоть и в близлежащем парке. Наберите в поисковике “приложение для квестов” и вы обнаружите, что от вас потребуется немного прикольных вопросов, два часа времени, призы и разметка на местности. А технический вопрос практически решен.
  • Устройте классу тимбилдинг со специальными играми на знакомство. Конечно, лучше, чтобы игры вел профессионал, который умеет решать возможные сложные ситуации. Но можно сделать и самому — в интернете есть куча таких игр. Главное — проверьте на реальных подростках, чтобы не выбрать те, которые очень популярны в летних лагерях. Дети не любят повторов.

Если в классе собрались дети обеспеченных родителей, можно заказать квест у профессионалов, посоветовавшись с классным руководителем и другими родителями. Сейчас все радуются оффлайн мероприятиям, особенно если они помогут детям взбодриться и втянуться в учебу.

Как войти в новый класс

Хороший классный руководитель заранее познакомится с вами и ребенком, узнает о нем побольше, представит его классу с наилучшей стороны, поможет завязать разговор и включиться в жизнь класса.

Если это не ваш случай, просто обратите внимание ребенка на следующие моменты.

Как одеться для школы

В новом коллективе не стоит резко выделяться, если ребенок не хочет особо пристального внимания к себе или не умеет конвертировать его в социальный капитал.

  • Стоит одеваться так, как нравится ребенку, но в рамках того, что считают нормальным в школе или классе. Скажем, если на фото с сайта школы видно, что дети не ходят в форме, но носят формальную одежду — пусть оденется так же. А если детям можно ходить в чем угодно, пусть оденется неформально. Как ни крути, а встречают по одежке.
  • Вполне нормально не проявлять инициативу в общении в первые дни, если ты не супер-экстраверт. Но можно и нужно задавать людям обычные нейтральные вопросы из серии где тут что и как.
  • Не нужно в первое время задавать вопросов, которые требуют от людей их оценки. Типа кто тут самый строгий учитель или самая красивая девочка. Это неуместно при знакомстве.

Впрочем, если ребенок тот еще артист, умеет производить яркое впечатление и за счет него становиться популярным, — почему и нет. Главное, чтобы он здраво оценил свои силы и имел опыт такой игры на контрасте.

Как представитьcя одноклассникам

Имеет смысл заранее подготовить информацию о себе, которая позволит выглядеть нормальным и создать первое впечатление. Выглядит, вроде, глупо, но будет здорово проговорить с ребенком типичные вопросы, чтобы он был уверен в себе и начал создавать позитивный имидж.

Вот инструкция для подростка, который идет в новый класс.

  • Почему ты ушел из старой школы? Не нужно рассказывать, что тебя травили дети или учителя. Не надо вообще никакого негатива о прошлом — этим можно поделиться с теми, с кем подружишься близко. Просто скажи, что, например, учителя менялись слишком часто, а в школе вообще было скучно. Если же вы переехали — так и скажи.
  • Чем ты увлекаешься? Тут, конечно, стоит говорить только правду, но ту ее часть, которая будет понятна и близка одноклассникам. Переходишь в профильный класс — стоит сказать о том, что ходишь на такой-то профильный кружок. Всегда можно говорить о спорте. Мальчикам, разумеется, стоит заявить о компьютерных играх, в которые они играют хорошо.
  • Какую музыку слушаешь? Тут врать не стоит, но если тебе часто говорили, что твой выбор музыки странный, можно сказать, что ты как-то ни на что особенно не залипаешь, не фанатеешь, а просто под настроение.
  • Как тебе у нас (в смысле в этой новой школе)? Тут уместно сказать, что вроде все ок, люди симпатичные, не хуже, чем в старой.

В остальном, ход разговора будет зависеть от того, что за класс и что за классный руководитель тебе попался.

Чем помочь, когда ребенок пошел в новую школу

Задача родителей в этой ситуации поддерживать самооценку ребенку, излучать уверенность и решать технические затруднения.

Разговаривайте с ребенком о школе

Общайтесь с ребенком по поводу его нового опыта в школе, но не наседайте слишком сильно, если он переваривает. Начните с нейтральных вопросов и реагируйте грамотно, если услышите негатив. Ребенок может быть не в восторге от первых дней не потому, что школа или класс плохие — он просто испытывает адаптационный стресс.

  • Пересказывайте негативные слова ребенка об одноклассниках в позитивном ключе. Например, если он говорит, что в классе все какие-то скучные, вы можете пересказать так: “То есть ребята не очень общительные в первый день?”
  • Делайте то же самое с его словами о его чувствах. Например, если он говорит, что не хочет идти в школу, можно сказать так: “То есть, ты пока не нашел плюсов в новой школе?”

Так ребенок поймет, что вы его слышите, и сможет совладать с негативными эмоциями.

Помогите ребенку освоить школьные правила

Ребенку будет проще найти ресурс на доброжелательное общение с одноклассниками, если он будет тратить меньше сил на бытовые проблемы. Дайте ему чек-лист того, что нужно выяснить, чтобы чувствовать себя уверенней в целом.

  • Где находятся места общего пользования.
  • Какие в классе есть общие вещи, а какие нужно брать с собой. 
  • Какие правила по питанию, его оплате, возможности разогревать свою еду, есть в классе или в рекреации.
  • Где и как получить учебники и в какие сроки.
  • Как зовут учителей по предметам — это лучше записать.
  • Какие правила хранения личных вещей в школе и классе. Можно ли кружку свою и чай оставить в классе, например. Где можно хранить форму и сменку, как их упаковывать. Можно ли брать с собой и держать в школе в течение дня личные вещи, которые нужны после школы, типа скейта, музыкального инструмента.
  • Какие правила относительно смартфонов.

Добавьте какие-либо пункты, которые считаете нужным, например, если у ребенка есть особые потребности по состоянию здоровья или другим причинам.

Человеку проще ориентироваться в новом месте, когда он понимает, что ему нужно узнать и отмечает то, что уже сделал.

Сохраняйте спокойствие и поддерживайте ребенка

Дети, даже довольно большие, очень зависят от наших эмоций. Ваше спокойствие, к счастью, передается им так же, как и тревожность.

Себя успокоить еще сложнее, чем ребенка, но вот что можно сделать.

  • Запишите на бумаге все, из-за чего вы переживаете. Например: “Новый класс его не примет”. Потом переделайте это утверждение в вопрос со словом “как”: “Как сделать так, чтобы новый класс его принял?” 
  • Поговорите об этом с ребенком как партнеры. Выслушайте его идеи, выскажите свои. Это помогает снять напряжение по поводу новой школы во всей семье.

Что делать, если отношения с одноклассниками не сложились сразу

Часто в ситуации стресса ребенок драматизирует какой-нибудь небольшой провал в коммуникации при первой встрече. Например, сказал не то, оделся не так, задал дурацкий вопрос.

Если такое произошло с вашим ребенком, скажите себе и ему, что люди очень быстро забывают первое впечатление, когда есть повод изменить мнение о человеке. Вспомните вместе, когда человек вам или ребенку не понравился вначале, а потом оказался очень симпатичным. Это опора на опыт, который поддержит в данный момент.

Если ребенок обидел кого-то, научите его, как начинать с чистого листа. Придумайте нейтральный вопрос, который он может задать человеку. Вполне возможно, что человек вовсе не обиделся и забыл о том, что показалось вашему ребенку катастрофой. В этом случае он ответит доброжелательно.

Научите ребенка реагировать на реакции людей, которые выглядят недружелюбно, типа “отстань”.

  • Сделай вдох и выдох и не отвечай сразу.
  • Спроси: “Мы можем поговорить об этом позже?”
  • Скажи: “Если что, подходи, я бы поговорил (сделал и т.п.) с тобой”.

Поясните, что мы не видим полной картины происходящего, когда нам отвечают недружелюбно. Часто дело не в нас, а в том, что у человека свои проблемы или тревоги. Важно дать ему шанс вступить в контакт, когда он захочет и будет готов.

Как себя вести в новом классе: советы школьникам

Основная проблема многих детей, идущих в новый класс — незнание, как вести себя в незнакомом коллективе. Даже для взрослого человека это может быть стрессово. Ребенку же, имеющему не очень обширный опыт социальных взаимодействий, знакомства даются еще тяжелее, особенно если были проблемы со сверстниками в старой школе. Чтобы облегчить первые дни в новом классе, можно дать советы, как себя вести.

  1. Быть приветливым, следить за осанкой. Дружелюбная улыбка, спокойный голос, расправленные плечи — все это демонстрирует уверенность и располагает к себе.
  2. Выглядеть аккуратно, содержать в порядке рабочее место. Можно объяснить ребенку, что одноклассникам может быть неприятно подходить к товарищу, если он сидит за грязной партой, а на нем самой помятая одежда.
  3. Выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса. Это поможет быстрее сориентироваться в новой обстановке и лучше к ней приспособиться.
  4. Дать классу время привыкнуть к новенькому. Важно дать понять ребенку: ничего страшного, если в первый-второй день он не заведет близких знакомств. На установление контакта, как правило, нужно время.
  5. Не подхалимничать. Конечно, на какое-то время привлечь к себе внимание с помощью подарков или грубой лести подростку, может быть, и удастся, однако одноклассники потеряют к нему интерес, как только у него закончится этот ресурс.
  6. Не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе. Одноклассники, как и, впрочем, педагоги, могут принять это близко к сердцу и решить, что подросток считает их недостаточно хорошими для себя.
  7. Не рассказывать, как было плохо в прежней школе. Даже если причина перехода в другую школу заключалась в травле, новым одноклассникам лучше об этом не знать, так как подобная информация приоткрывает уязвимые стороны подростка.

Как упростить адаптацию, советы родителям

Родитель может помогать ребенку не только советом. В значительной степени именно от него зависит, будет ли процесс привыкания к новой обстановке быстрым и легким или же наоборот — болезненным. Вот что может сделать родитель для успешной адаптации ребенка.

  1. Найдите плюсы перевода. Может быть, новая школа ближе к дому и теперь ребенок имеет возможность время, раньше проводимое в дороге, уделить друзьям.
  2. Первое время помогайте с подготовкой уроков. В новой школе программа может отличаться, в таком случае подростку, чтобы привыкнуть к нагрузке, необходима помощь родителей. Важно: помощь может заключаться в обсуждении какого-то вопроса, подсказке источника информации, но никак не в выполнении домашнего задания за подростка.
  3. На время адаптации освободите ребёнка от выполнения домашних обязанностей. Первые дни в новом месте обучения ребенок может особенно уставать. Можно разрешить ему на это время лишний час поспать вместо, например, уборки квартиры.
  4. Не обсуждайте и не осуждайте при нём старую школу, педагогов, одноклассников, даже если школьнику стало сложнее учиться. Подобные разговоры могут спровоцировать острую тоску и осложнить процесс привыкания.
  5. Не ругайте новых учителей и одноклассников. На данный момент сам подросток может относиться к новому коллективу предвзято, поэтому негативные отзывы о нем могут привести к конфликтам.
  6. Не запрещайте общаться с бывшими одноклассниками и друзьями со старой школы. Дайте понять ребенку: то, что он сменил место учебы, не означает, что прежний круг общения для него теперь недоступен.
  7. Не отчаивайтесь, если ребенку не сразу удается найти общий язык со сверстниками. Как уже было сказано выше, на установление дружеских взаимоотношений нужно время.

Стресс при смене школы

Конечно, привыкание к новому коллективу — всегда непростой для ребенка процесс, поэтому даже при более или менее благоприятном стечении обстоятельств он может столкнуться с трудностями психологического характера.

  1. Страх быть отвергнутым. Ребята, имевшие успех среди одноклассников в старой школе, могут переживать, что в новой школе они будут менее популярны. Подростки же, столкнувшиеся с трудностями в общении со сверстниками или даже пережившие травлю, будут бояться повторения ситуации. Родитель может воспользоваться советами, как вести себя в новом классе, чтобы облегчить налаживание новых отношений.
  2. Конфликты с новыми педагогами. В этой ситуации стоит сначала выяснить, что послужило причиной: неуспеваемость, плохое поведение, предвзятое отношение учителя или иное недопонимание. В зависимости от этого родитель может помочь ребенку наладить успеваемость по предмету, объяснить значимость дисциплины на уроках или, возможно, пообщаться с самим педагогом, чтобы совместными усилиями решить проблему.
  3. Тоска по друзьям из старой школы. Здесь важно разделить чувства ребенка, показать, что вы понимаете, какое значение имела для него прежняя школа, и что он может общаться с друзьями по телефону, а вскоре вы, возможно, сможете пригласить их в гости или навестите сами.
  4. Ощущение собственной незначимости. С такой проблемой могут столкнуться активные подростки, участвующие в жизни старой школы. Им может показаться, что теперь на них не обращают внимания. Родителям стоит приободрить ребенка, посоветовать присмотреться к активностям в новой школе и решить, в чем бы ему хотелось себя попробовать.
  5. Трудности с освоением новой программы. Подобная ситуация может возникнуть, если подросток перешел в школу с углубленным изучением какого-то предмета, имеющейся базы ему недостаточно и это подрывает его самооценку. Как уже говорилось выше, первое время можно помогать ребенку с учебой. Потом он привыкнет к нагрузке и начнет справляться сам.

В целом, в новый коллектив проще вливаться, когда ребенок в целом уверен в себе. Как повысить самооценку ребенку, — об этом говорим в специальной статье.

Листайте также

Как мотивировать ребенка: 7 советов психолога

Сериалы про подростковую любовь, отношения с миром и школу

3554

Школа – это не просто общеобразовательное учреждение, где проводится обучение детей разных возрастов. Получая знания, школьники параллельно формируют свои интересы, развиваются и обретают друзей. Но это удается далеко не каждому ребенку. Став своеобразным «изгоем», он начинает плохо учиться, углубляется в себя, теряет навыки общения. Важно своевременно заметить проблему. Тогда родители могут повлиять на ситуацию, рассказав, как подружиться с одноклассниками.

Содержание

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

В наше время все чаще наблюдается жестокость среди детей дошкольного и школьного возраста. Малейшая ошибка ребенка может стать причиной для буллинга со стороны одноклассников. В лучшем случае они будут обходить стороной «изгоя». В худшем – станут унижать сверстника. Помогать в таком случае должны не только учителя или школьные психологи. Многое зависит от родителей.

Взрослый человек легко по поведению может определить наличие проблемы. Достаточно внимательно присмотреться к признакам:

  • нежелание посещать школу;
  • постоянный поиск возможностей не учиться;
  • нередкие прогулы (актуально для старшеклассников);
  • подавленное настроение;
  • отсутствие желания разговаривать о школе, уроках, школьных буднях, общих развлечениях;
  • резкий отказ от посещения учебного заведения, вплоть до истерики;
  • ребенку не звонит друг из класса;
  • полное одиночество (в свободное время ребенок не гуляет с ребятами из класса, не зовет их в гости, сам не ходит куда-либо);
  • неопределенность в моменты, когда нужно кому-то позвонить, чтобы уточнить информацию о расписании, домашнем задании;
  • плач без причины после прихода из школы.

Все это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками. Возможно, ребенка дразнят обидчики, задевая за живое только потому, что он не соответствует их критериям. Относиться к вышеперечисленным признакам стоит серьезно, ведь учителю не всегда под силу повлиять на учащихся, умеющих сейчас создавать видимость хорошего отношения на глазах у взрослых.

Интенсивы по подготовке к региональному этапу ВсОШ

Все, что нужно знать
для победы, за 7 дней!

Кто может стать «отверженным» одноклассниками?

Родители зачастую любят своих детей такими, какие они есть. Для мамы и папы их ребенок – самый красивый, умный, талантливый, послушный на планете. Они готовы прощать все чаду. Но одноклассники делать это точно не будут. Формируя уже на этом этапе социальные группы по интересам, они отвергают определенные типы детей, с которыми никто не хочет дружить.

В школьный коллектив тяжело влиться ребенку, на которого навесили один из ярлыков:

  1. Дурачок, шут или клоун. В каждом классе найдется такой весельчак, который задирает девчонок, передразнивает учителей, срывает уроки нелепыми шутками. Несомненно, с остроумности ребенка посмеются сверстники. Но после звонка на перемену они старательно обходят весельчака стороной. Все потому, что никто не хочет быть другом местного дурачка. А он, в свою очередь, не умеет привлечь к себе внимание должным образом, чтобы одноклассники рассмотрели его в качестве товарища.
  2. Психопат, истеричка. Неуравновешенный человек всегда вызывает неприязнь. Если ребенок бросается книжками и тетрадями в порыве гнева, орет на ребят по нелепым причинам, разражается по мелочам, никто не захочет с ним дружить. Ведь трудно догадаться, на что способен этот «псих».
  3. Заучка. Тех, кто постоянно грызет гранит науки, называют книжным червем или зубрилой. Их не любят сверстники, которые чаще используют самых умных одноклассников в качестве «пособия» для списывания правильных ответов. Кстати, отличники класса зачастую неохотно делятся подобной информацией, чем вызывают еще большую волну негодования со стороны ребят. В свободное от учебы время заучек обходят стороной.
  4. Подлиза. Это тип школьников, пытающихся угодить всем. Они заискивают перед учителями, работниками столовой, техническим персоналом, тренерами и т. д. При этом другу по классу подлиза может отказать в помощи. Ну а что с него можно получить? Куда хуже, если ко всему добавляется склонность к ябедничеству, доносам на одноклассников.
  5. Мамин любимчик. Такие дети чуть что ‒ сразу бегут к родителям, чтобы наябедничать. Чаще всего в школу для выяснения отношений приходит мама (ну, или бабушка). Дружить с такими персонажами никто не хочет.

Если вы заметили у своего ребенка подобные признаки нелюбимчиков класса, не стоит отчаиваться. Мы расскажем, как помочь ему не выбиваться из школьной компании и как найти общий язык с одноклассниками.

3608

Как себя вести, чтобы не стать «отверженным»

Если школьное окружение недовольно вашим ребенком, стоит напомнить ему свод неписаных правил для общения в школе. Каждый человек может наладить отношения со сверстниками, если постарается исправиться.

Что стоит изменить в себе:

  • стать более понимающим, отзывчивым и сердечным (хорошо, если ребенок научится сочувствовать, это заслуживает уважения);
  • быть добрее, щедрее без заискиваний (так ребенок избавится от клейма жадины и подлизы);
  • научиться принимать недостатки других – не каждый может учиться на отлично, быть внимательным и т. д.;
  • демонстрировать честность, искренность (любой друг оценит порыв правды, ведь это лучше, чем дружить с обманщиком);
  • не нужно закатывать истерики и лить попусту слезы, лучше демонстрировать неприступность и гордость (а поплакать можно дома в подушку).

Дети-одногодки ценят в других ответственность, следование обещаниям, решительность и смелость. Если у ребенка есть друг, подруга, стоит донести до него, чтобы он никому не рассказывал секреты, доверенные товарищем (даже вам или учителю).

3609

Чем ребенку может помочь родитель

Когда дело доходит до разногласий на школьной скамье, мало кто рассказывает взрослым о проблемах. Ситуации могут быть разными, они сразу отражаются на поведении детей. Если вы заметили, что дочь или сын стали вести себя иначе, начните говорить о школе, постарайтесь выведать правду. Нужно помогать всеми силами справиться с психологическими последствиями, вызванными неприязнью со стороны одноклассников. Только поведенческие изменения смогут в полной мере стабилизировать атмосферу в классе.

Объясните школьнику, как подружиться в классе с одноклассниками, учитывая ситуативность:

•   Научите ребенка быть самостоятельным

Он должен уметь давать отпор обидчику сам, но уведомить о ситуации можно преподавателя. Если конфликт невозможно разрешить простыми разборками между сверстниками, только тогда спешите на помощь.

•   Выделите достоинства в ситуации, вызывающей дискомфорт у ребенка

Недостатки преподнесите с хорошей стороны. Необходимо говорить чутко, с пониманием. Если проблема в стиле одежды, постарайтесь сделать детский гардероб более современным. Если причина в отсутствии увлечений, отдайте дочку/сына на кружок, который интересует большинство одноклассников.

Возрастные кризисы

Советы от психологов «Коалиции»

•  Подскажите ребенку, как правильно заводить знакомства

Маленький человек еще не понимает, насколько важно мнение окружающих людей, как искать компромиссы, сдерживаться при появлении раздражающих факторов.

•  Ненавязчиво намекните ребенку, что можно поменять тактику поведения

Одноклассники ожидают с его стороны определенных действий и реакций, когда пытаются задеть. Обидчики будут крайне удивлены, если он не расплачется, не начнет истерить, а пройдет мимо с невозмутимым видом.

•  Поддерживайте ребенка в любых ситуациях

Необходимо говорить о своей любви, сочувствии, участии. Интересуйтесь жизнью школьника. Поощряйте его хорошими, ободряющими словами.

•  Расскажите о необходимости иногда отказывать

Отрицательные переживания будут присутствовать в школьной жизни постоянно. Оградить полностью от них не получится. Поэтому ребенок должен уметь говорить «нет», когда одноклассники подстрекают его, просят сделать плохие вещи и т. д.

И, пожалуй, самое важное – взрослые должны понять, когда ситуация заходит крайне далеко. Если ребенка одноклассники вечно унижают, бьют, а безобидные дразнилки перерастают в травлю, нужно реагировать немедленно. Адаптация в коллективе тут уже не поможет. Дело может дойти  до серьезного психологического срыва. Поэтому ограждайте бесповоротно детей от общения с обидчиками. Позвольте им не ходить в школу. А лучше переведите их в другое учебное заведение, начав все с чистого листа, пользуясь всеми негласными правилами. Ведь существовать в коллективе без друга, под постоянным прессингом – невозможно.

27f77fef-868e-4746-af5a-ff3f5d564738

Выводы

Несмотря на то, что в наше время отношения между людьми все больше переходят в интернет, живое общение человеку по-прежнему необходимо, особенно ребенку. Но харизма и умение нравиться людям ‒ редкий дар, большинству детей приходится учиться, как вести себя в коллективе и общаться, чтобы с ними хотели дружить. И без помощи родителей, их советов и поддержки они  могут не справиться. Поэтому очень важно постоянно интересоваться школьной жизнью ребенка, его отношениями с одноклассниками, чтобы он не остался наедине со своими проблемами.

Поделиться в социальных сетях

А вы хотели ходить в школу?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти среднегодовую норму амортизации
  • Как найти нок 11 110
  • Как найти площадь поддона
  • Как логопеду найти клиентов онлайн
  • Как составить инструкцию для кассира