Как найти речевой центр

Какая часть мозга отвечает за речь? Речевые зоны головного мозга

Вы когда-нибудь задумывались, как наш разум формирует слова? Или как вы понимаете, что говорят другие? Ответ на эти вопросы заключается в понимании того, какая часть мозга отвечает за речь.

Разговорная речь — сложный процесс, поскольку он включает как понимание речи, так и ее воспроизведение. Здоровый мозг делает и то, и другое без особых усилий.

Где находится речевой центр мозга?

Вся кора головного мозга состоит из двух полушарий. По большей части они симметричны по функциям. Мозжечок также содержит два полушария и расположен в задней части мозга. Это область, отвечающая за чувство равновесия.

У большинства населения речевой центр головного мозга расположен в левом полушарии (90% правшей, 70% левшей). Но важно помнить, что все функции мозга — это совместные усилия обеих долей мозга. Без надлежащего функционирования всех отделов у нас были бы трудности с основными двигательными функциями, зрением, речью и высшими мыслительными процессами, которыми управляет лобная доля.

Какое полушарие мозга отвечает за речь

Как правило, за язык и речь отвечает левое полушарие или часть мозга. Из-за этого его называют «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может быть расположена в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное тестирование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, если им необходимы какие-либо вмешательства в области мозга

Многие нейробиологи считают, что левое полушарие и, возможно, другие части мозга важны для языка. При их поражении может развиться афазия — это нарушение языка. Определенные части мозга отвечают за определенные функции языкового производства. Существует много типов афазий, они различаются в зависимости от пораженной области мозга и той роли, которую эта область играет в языковом производстве.

В лобной доле левого полушария есть область, которая называется зоной Брока. Он находится рядом с областью, которая контролирует движение лицевых мышц, языка, челюсти и горла. Основная функция области Брока — формирование и производство речи, поскольку она также является частью моторной коры.

Если эта область разрушена, человеку будет трудно воспроизводить звуки речи из-за неспособности двигать языком или лицевыми мышцами для формирования слов. Человек с афазией Брока все еще может читать и понимать разговорный язык, но испытывает трудности с речью и письмом. Повреждения в районе зоны Брока характеризуются невнятными и нечеткими словами.

Другая часть мозга, отвечающая за речь, расположена в височной доле, также в левом полушарии. Это называется областью Вернике, и она связана с пониманием речи и языка. Именно так мы можем понимать других и реагировать должным образом. Он также связан с сенсорной корой. Люди, у которых поврежден этот речевой центр, не могут понять, что они слышат. Однако у них нет проблем со словообразованием. Это состояние называется афазией Вернике. Человек может издавать звуки речи, но они бессмысленны (рецептивная афазия), потому что не имеют никакого смысла.

Люди с поражением обеих областей имеют состояние, называемое глобальной или тотальной афазией.

Как мозг обрабатывает речь? Особенности речевой системы

Нейробиологам известно, что речь в течение некоторого времени обрабатывается в слуховой коре, наряду с любопытной активностью в моторной коре. Однако, как эта последняя кора задействована, до сих пор оставалось загадкой. Недавнее исследование, проведенное двумя учеными Нью-Йоркского университета, свидетельствует о том, что речь создается и воспринимается несколько по-другому, чем считалось более полутора веков назад, когда были открыты речевые центры.

В 1861 году французский невролог Пьер Поль Брока определил то, что впоследствии стало известно как «область Брока». Это область в задней нижней лобной извилине. Эта область отвечает за обработку и понимание речи, а также за ее воспроизведение. Интересно, что у коллеги-ученого, которого Брока должен был оперировать, после операции полностью отключилась область Брока. Тем не менее, он все еще мог говорить. Изначально он не мог составлять сложные предложения, но со временем восстановил все разговорные способности. Это означало, что возникла другая область, и была задействована определенная нейропластичность.

В 1871 году немецкий невролог Карл Вернике открыл еще одну область, отвечающую за обработку речи посредством слуха, на этот раз в верхней задней височной доле. Теперь это зона Вернике. Модель была обновлена в 1965 году выдающимся поведенческим неврологом Норманом Гешвиндом. Обновленная карта мозга известна как модель Вернике-Гешвинда.

Вернике и Брока получили свои знания, изучая пациентов с повреждениями определенных частей мозга. В 20 веке электрическая стимуляция мозга начала давать нам еще большее понимание внутренней работы мозга. Пациенты, перенесшие операцию на головном мозге в середине века, получали слабую электрическую стимуляцию мозга. Сила тока позволила хирургам избежать повреждения критически важных участков. Но это также позволило им лучше понять, какие области мозга контролируют те или иные функции.

С появлением МРТ и других технологий сканирования мы смогли наблюдать за активностью в областях мозга и за тем, как формируется речь и язык. Теперь мы знаем, что импульсы, связанные с языком, проходят между областями Бока и Вернике. Связь между ними помогает нам понять грамматику, звучание слов и их значение. Другая область, веретенообразная извилина, помогает нам классифицировать слова.

Те, у кого эта часть повреждена плохо читают. Эта зона позволяет нам улавливать метафоры и размер, например, в поэзии. Оказывается, обработка речи включает в себя гораздо больше областей мозга, чем считалось ранее. Задействована каждая крупная доля.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Science Advances, ученые исследуют одно из последних возражений относительно того, как мозг обрабатывает язык. Вопрос в том, почему задействована моторная кора? Классически эта область контролирует планирование и выполнение движения. Но какое отношение это имеет к языку?

Когда вы слушаете чей-то разговор, ваши уши воспринимают звуковые волны и превращают их в электрические импульсы, которые проходят по вашим нервам в различные части мозга. Первое место, куда они направляются, — это слуховая кора, где звук конвертируется в слова. Затем сигналы анализируются мозгом как речь. Исследователи оказались в тупике, потому что часть этого сигнала попадает в моторную кору.

Конечно, вы двигаете ртом, когда говорите, и многими другими частями лица. Таким образом, моторная кора отвечает за физику речи. Но почему ее нужно вовлекать в процесс интерпретации? Похоже на то, что мозгу нужно молча, про себя произносить слова, чтобы расшифровать сказанное. Таким образом, за речь отвечает сразу несколько областей, и поражение любой из них может привести к серьезным проблемам.

Причины и классификация нарушений речи у взрослых

Повреждение любой области, отдела мозга, отвечающего за речь, может вызвать различные состояния, такие как:

  • дислексия — неспособность читать и затруднения при обучении письму
  • афазия – нарушение восприятия речи при сохраненном слухе
  • аномия – разновидность афазии, неспособность называть вещи своими именами
  • аграфия — неспособность писать.

Кроме того, расстройства зависят от того, какая область повреждена более всего.

Область Брока в первую очередь отвечает за языковую продукцию. Повреждение этой области приводит к продуктивной афазии.

Область Вернике в первую очередь отвечает за понимание языка. Повреждение этой области приводит к рецептивной афазии.

Первичная слуховая кора определяет высоту и громкость звуков. Угловая извилина отвечает за несколько языковых процессов, включая (но не ограничиваясь) внимание и обработку чисел.

Без мозга не было бы языка. В человеческом мозге есть несколько областей, специфичных для обработки и производства речи. Когда эти участки повреждены при инсульте, операции, разрыве аневризмы или травмированы, способность говорить или понимать речь может быть потеряна — расстройство, известное как афазия. Эти области должны функционировать вместе, чтобы человек мог развивать, использовать и понимать язык.

Кстати, помимо всего, что мы обсудили выше, речь еще обеспечивается холинергической системой головного мозга. Поэтому, при левополушарном инсульте, когда возникают нарушения речи, в лечении помогает Глиатилин. На фоне лечения этим препаратом речь восстанавливается, но важно проводить полноценную реабилитацию, чтобы вернуть все утраченные функции.

Среди
корковых зон, ответственных за речь,
особенно важное
значение имеют центр
Вернике,
расположенный в левой височной доле
мозга, и центр
Брока,
расположенный
в нижней части левой лобной доли мозга.
Центр Вернике
называют также слуховым, его повреждение
приводит к нарушению восприятия слов –
к словесной
глухоте. Больной все слышит, но не
понимает
речи. Не понимает он и тех слов, которые
произносит сам. В результате его
собственная речь характеризуется
отсутствием смысла. Часто такие больные
не могут также читать про себя и вслух,
плохо воспринимают музыку, нарушается
письменная речь. Следует отметить, что
письменная речь связана со многими
отделами коры, регулирующими движение
рук, ответственными за зрение, с центрами
Брока
и Вернике
и другими. Центр
Брока
представляет собой двигательный центр
речи, при его разрушении нарушается
речевая артикуляция. Человек понимает
все услышанное, но сам не в состоянии
произнести ни одного слова.

6.4.5. Анатомические структуры речевого аппарата

В состав
речевого аппарата входят многие органы
дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея,
бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.
С их помощью осуществляется
голосообразование – фонация –
и образование звуков речи – артикуляция.
Воздушная струя, необходимая для
образования голоса, возникает в фазе
выдоха. Выдыхаемый воздух, проходя через
гортань, приводит в колебание находящиеся
там специальные голосовые связки. В
результате их колебания воздух, проходящий
через гортань, также начинает колебаться.
Именно эти колебания воздуха и
воспринимаются затем слуховым аппаратом
как звук голоса. Сила
голоса

будет зависеть от амплитуды колебания
голосовых связок, которая определяется
силой выдоха. Важное значение как
усилителя звука имеют также глотка,
полость рта, носовая полость. Пространство
или проход от голосовых связок до губ
называют речевым
трактом
.

Высота
голоса зависит от частоты колебания
голосовых
связок, которая определяется их
структурой: длиной,
толщиной и степенью натяжения. Изменение
структуры
голосовых связок осуществляется в
процессе речи
благодаря деятельности мышечного
аппарата гортани.
Существует также мнение, что важное
значение для
частоты колебания голосовых увязок
имеет частота нервных
импульсов, поступающих в мышечный
аппарат гортани
из центральных нервных структур.

Образование элементов
языка (звуковые фонемы)
связано с деятельностью активных органов
произношения:
нижняя челюсть, губы, язык и мягкое небо.
Благодаря
их движению, которое и называется
артикуляцией,
осуществляется усиление голоса и
образование звуков
речи. Эти движения в основном связаны
со сближением
и разведением стенок речевого тракта.
Например,
при образовании (фонации) гласных звуков
в речевом тракте для воздуха сохраняется
свободный проход. При
фонации согласных звуков требуется
резкое сужение или смыкание стенок
речевого тракта в определенных
местах. Различия между гласными звуками
связаны с
изменением конфигурации языка и губ, а
между согласными –
с местом и характером сужения стенок
речевого
тракта и с органами, участвующими в
изменении диаметра
речевого тракта.

Таким
образом, речеобразующий
аппарат человека представляет собой
чрезвычайно сложную многокомпонентную
функциональную систему, тонкое управление
которой осуществляется различными
зонами коры головного
мозга.

Рекомендации по созданию

«Центра речевой
активности в группе
ДОУ»

«В пустых стенах
ребёнок не заговорит»…

Елизавета Ивановна  Тихеева.

Слайд №2 В современном дошкольном образовании речь
рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от
уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе,
умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и
речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных
формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое
развитие.

Слайд
№3
В речевое развитие ФГОС включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как
предпосылки

обучения грамоте.

Предметно-развивающая среда имеет важное значение для
развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется
большой                                                                                  
интерес к книге, к чтению, где возникают
и                                                                       
удовлетворяются    интеллектуальные                                                                             
потребности.

 Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ правильная организация предметно развивающей
среды.

Предметно развивающая среда есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми   материалами.

Среда развивает ребенка только в
том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая
среда не может активизировать
ребенка, вызвать у него желание действовать в ней.

Роль   взрослого     заключается
в правильном        моделировании  такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
РППС должна служить
интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие
специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка,
побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные    инициативы, принимать самостоятельные                          решения,
развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре.
Между речью и игрой существует двусторонняя
связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой
сама игра развивается под влиянием развития
речи.

Для того чтобы ребенок всегда мог найти себе
игру и занятие по душе, а речевое развитие у
детей было всесторонним, в группе следует определить центры организации
определенного вида игровой деятельности и выделить из них те, которые играют особую роль в развитии
речи. Каждый центр
наполнить необходимым оборудованием, которое доступно для детей.

Самый важный и главный в рамках работы по коррекционно речевому направлению развития детей – это речевой центр.

 Слайд № 4 Речевая
развивающая среда:

это особым образом организованное окружение,
наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы
дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка
с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Цели и задачи организации речевых центров
можно посмотреть на слайде слайд№5

 Центр речевого развития в младших группах
представляет собой
Организация
«уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания
картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и
уточнения представлений детей об окружающем)  слайд №6

В средних группах это
уже речевые центры (уголки куда входят
наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и
др. для развития объяснительной речи)  слайд №7.

В старших и подготовительных группах в речевом центре – акцент на расширении представлений детей о
многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением
.

Создание индивидуального «авторского речевого пространства»
каждого ребенка. Слайд №8

Слайд №9 При организации центра
речевой активности необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым
атрибутом речевого центра является зеркало,
игровой, дидактический, наглядный
материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать
структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом
центре меняется еженедельно, согласно лексической теме.

Речевой центр желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление должно быть эстетичным,
привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной
деятельности.

Игровой материал должен
быть доступным для ребенка.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей
сложности, направлены на развитие и
коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую
базу речи.

Дидактическое оснащение должно подбираться для
решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития.

Не следует перегружать центр оборудованием.

Неотъемлемым
атрибутом речевого центра должна
быть игрушка персонаж, который помогает
решать такие важные коррекционные задачи,
как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать
у детей речевой интерес,
побуждать к речевой активности.

В  основу центра речевой активности             входит   игровой               и     дидактический             материал,
направленный на развитие:

  
артикуляционной моторики;

   дыхания;

   воздушной струи;

   правильного звукопроизношения;

   фонематического слуха;

   словаря;

   связной речи;

   звукового анализа и синтеза слогов
и слов.

   мелкой моторики пальцев
рук;

При подборе
дидактического материала обязательно учитывается:

  
наполняемость центра;

   разнообразие материала;

   соответствие возрасту;

  
доступность;

   системность;

   эстетика оформления;

   ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Дидактический материал
в центре речевой
активности:

Слайд №10 Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в
альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные
диски)

Слайд №11 Пособия для развития
дыхания
(разноцветные шарики;
султанчики; бумажные снежинки;
вертушки карандаши; колокольчики из фольги
на ниточке и т.д.)

Слайд 12 Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые
коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль,
гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки
для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков
(домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые
дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

Слайд №13 Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки;
различные виды театров;
альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

Слайд
№14
Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра;
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и
др.)

Материал по грамоте (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов;
кубики

«Азбука в картинках», «Учись
читать», «Умные кубики»,
«Слоговые кубики»).

Слайд №15 Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики,
прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный
материал для составления букв)

Создавая развивающую среду группы, очень
важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота
формирует ребенка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной
деятельности. В то же время
необходимо научить детей поддерживать порядок в центрах и воспитывать бережное отношение
к игрушкам.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Использование центра речевой активности позволяет
расширить среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание
участвовать в речевом
общении с взрослыми
и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать
и совершенствовать свои
речевые навыки.

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока. 

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей — зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов, т.е. моторики речи. 

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. 

Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить. 

Если вы хотите научиться использовать принципы нейропедагогики, использовать приемы нейрокоррекции в совместной работе нейропсихолога и логопеда, а также понимать речевые расстройства и их мозговые механизмы, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по нейропсихологии «Применение нейропсихологического подхода в работе коррекционного педагога».

Вы научитесь использовать нейропсихологические подходы для коррекции дисграфии, проводить экспресс-нейродиагностику, а также выстраивать структуру нейрокоррекционного занятия с дошкольником. Подробнее.

Зона Брока — это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов — моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. 

Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция — преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть синтаксис (или грамматику) высказываний. 

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы. 

При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь. 

Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?

  1. Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;

  2. Подтвердите профессиональное развитие документально;

  3. Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.

А, если вы хотите изучить методы нейрофизиологической диагностики в практике, научиться использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), изучить нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС».

Вы изучите приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе, нейродиагностику и нейростимуляцию сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, и многое другое. Подробнее.

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

Зоны

Эта зона мозга и называется область Брока. Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.

Лечение логопатии в Саратове, как лечить логопатию в России

Сарклиник проводит лечение логопатии в Саратове, лечение логопатий, речевых расстройств у детей, мальчиков, девочек, подростков в России. Сарклиник знает, как лечить логопатии, как вылечить логопатию, как избавиться от логопатии.

Лечение алалии, лечение афазии, лечение заикания, лечение задержки речевого развития, лечение ЗРР.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: (©) Bioraven | Dreamstime.com Dreamstock.ru

Похожие записи:

Лечение ночного энуреза у детей народными средствами в домашних условиях

Где и как купить энурезный, мочевой будильник?

Энурез код по мкб 11 ночной или дневной энурез

Помогите энурез, где пройти лечение энуреза в России, Саратове

Nocturnal enuresis, sleep enuresis, bedwetting, treatment, enuresis in children, in adults

Комментарии ()

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

Рисунок

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Сенсорная речевая зона коры головного мозга, центр Вернике

Сенсорная речевая зона коры головного мозга – это область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария. Термин «сенсорная» произошел от латинского слова «sensus», которые означает «чувство, восприятие, ощущение». Синонимом сенсорной речевой зоны является центр Вернике, зона Вернике. При поражении сенсорной речевой зоны возникает синдром сенсорной алалии или сенсорной афазии.

При поражении сенсорной и моторной зон коры головного мозга одновременно возникает сенсомоторная алалия или сенсомоторная афазия.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.

Аппарат

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Подписи

Причины нарушения речи у детей

Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
  • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
  • торможение в развитии психики;
  • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
  • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

Сомнение

В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

Проблемы с речью после инсульта

После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

  • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
  • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

Помощь

Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

Анатомо-физиологические механизмы речи

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из: — коры головного мозга (преимущественно левого полушария) — подкорковых узлов — проводящих путей — ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) — нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга ( у левшей правого).

— Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1. Дыхательного 2. Голосового 3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

Как же осуществляется голосообразование или фонация?

Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота. Голос обладает силой, высотой, тембром. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука. Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу. Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются: — язык — губы — челюсти (верхняя и нижняя) — твердое небо — мягкое небо — альвеолы Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык.

Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом). Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы. Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

П о н я т и е о б о б р а т н о й с в я з и. Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь.

Как же она осуществляется?

Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль: 1. с помощью слуха; 2. через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря звуковому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируются, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс – о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить трудного подростка
  • Как найти одинаковые числа в списке python
  • Смотреть видео как найти золото
  • Как найти массу калия в сульфате калия
  • Как найти площадь участка в сотках