Как найти речевую ситуацию в тексте

Основы
описания речевой ситуации дал еще
Аристотель в своей «Риторике»
[Античные риторики. М., 1978] Он писал, что
«речь
слагается из трех элементов. Из самого
оратора, из предмета, о котором он
говорит, и из лица, к которому он
обращается; он-то и есть конечная цель
всего (я разумею слушателя)
«.
[Риторика: книга первая] Помимо говорящего
и адресата (лица, к которому обращена
речь), в речевой ситуации часто участвуют
и другие, кто является свидетелем
происходящего. Для речевой ситуации
также важны отношения между участниками
общения, и прежде всего – учет социальной
роли участников общения. Непонимание
своей социальной речи участниками
общения приводит к конфликтам, проблемам.

Речевая
ситуация

– 1) ситуация речи, ситуативный контекст
речевого взаимодействия; 2) набор
характеристик ситуативного контекста,
релевантных (значимых) для речевого
поведения участников речевого события,
влияющих на выбор ими речевых стратегий,
приемов, средств.

Речевая
ситуация имеет следующие признаки:

1)
участники (адресант, адресат, аудитория),

2) предмет речи,

3) обстоятельства
(место, время, другие значимые условия),

4)
канал общения (способ осуществления
коммуникации) – используется или устная
или письменная речь, условные знаки и
пр.,

5) код (язык, диалект,
стиль),

6)
речевой жанр (например, проповедь),

7)
событие (например, церковная
служба, одной из ситуаций которой
является ситуация проповеди
),

8)
оценка эффективности речи (тронула
ли проповедь сердца
),

9)
цель – то, что, по мнению участников,
могло бы быть результатом речи в данной
ситуации (Педагогическое речеведение.
Словарь-справочник. Под ред. Т.А.
Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А.
Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998).

Классификация
ситуации общения З.А. Смелковой:

Ситуация
общения

Кто

Я

говорящий

адресант

Кому

Тебе

слушающему

адресату

Где

Здесь

место
действия

Когда

Сейчас

время

Почему

Мотив
речевого действия

Зачем

Цель
(коммуникативное намерение)

Коммуниканты

Партнёры

Собеседники

Внешние
обстоятельства

Внутренние
обстоятельства

Главными
элементами речевой ситуации и определяющими
её являются участники и отношения между
ними. Партнёры по речевому общению –
это люди, выполняющие в данной речевой
ситуации определённую роль (социальную
и соответствующую ей речевую), находящиеся
в определённых отношениях к речевым
партнёрам и выполняющие (реализующие)
свои речевые цели (намерения).

Коммуникантов
в речевой ситуации может быть двое или
один может общаться сразу с несколькими
партнерами. Их ролевые позиции могут
быть разнообразны.

Характеристика
возможных ролей в общении:

1.
Симметричные – асимметричные – равные
или неравные по социальному положению
и возрасту (ученик
– ученик; сослуживцы; ученик – учитель;
подчинённый – начальник
).

2. Социальные роли
партнёров:

постоянные
– пол, родственные связи, профессия,
уровень культуры, возраст;

переменные
– социальная роль в момент общения –
по отношению к партнёру (пациент
– врач, пассажир – кондуктор и т.п.
)

3.
Официальный – неофициальный характер
общения (общение
в кругу семьи, в кругу коллег-сослуживцев,
на отдыхе и т.п.
).

Внешние обстоятельства
(условия) общения:

Пространственно-временные
условия – контактное (устное визуальное)
общение и дистантное (письмо,
разговор по телефону
)
общение.

Внутренние
обстоятельства – мотивы и цели общения:

В
коммуникативное намерение входят
коммуникативная стратегия и коммуникативная
тактика.

Типология
коммуникативного намерения (стратегия):

― проинформировать
(описать,
рассказать, отчитаться
)
– дать представление о предмете речи
конкретно и беспристрастно;

― убедить
– склонить к своему мнению, использовав
нужные аргументы и доказательства,
апеллируя, в первую очередь, к разуму
собеседника, к его жизненному опыту;

― внушить
– обратиться не только к разуму, но и к
чувствам собеседника (или аудитории),
использовав логические и эмоциональные
средства воздействия на личность;

― побудить
к действию – призвать, убедить собеседника
в необходимости действия таким образом,
чтобы ответной реакцией было
непосредственное действие.

Успешность речевого
общения – это осуществление коммуникативной
цели инициатора общения и достижение
собеседниками согласия (
Остап
Бендер и Элочка).

Умение говорящего ориентироваться
на определенную ситуацию общения
обуславливает эффективность речевой
деятельности.

Мы не можем просчитать все ситуации
общения, но их можно классифицировать
по сферам общения.

  1. Бытовое
    (личное) общение (
    в
    своем кругу, близкие, родные).

  2. Функциональное
    или деловое общение (
    работа).

  3. Общение
    в навязанных нам ситуациях (
    транспорт,
    магазин, больница).

Качество жизни человека зависит от
того, как он может общаться в этих сферах.
Дадим характеристику типичным сферам
общения.

Бытовое общение
– общение, связанное с нашей повседневной
жизнью, обиходом.

Условия эффективности такого общения
следующие:

1. Обоюдное желание вести разговор
(
если
один их говорящих отвечает односложно,
не надо навязываться с разговором).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>> Речевая ситуация

Речевая ситуация

1-09-18.jpg Речевая ситуация— одна из основных единиц ре- чевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу. Типичной особенностью неофициального устного общения является диалогичность, постоянное перераспределение ролей — говорящий/слушающий.

Официальное общение может быть личным, непосредственным (деловая беседа, например) и публичным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад).

На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.

Свой отпечаток на выбор языковых средств накладывает и количество участвующих в речевом общении: говорим ли мы один на один, или нас много и мы все участвуем в разговоре, или же кто-то из нас отчитывается перед группой, классом, выступает с сообщением перед аудиторией — от этого будет зависеть и подбор слов, и построение предложений, и общий план, композиция речевого произведения, аргументы, направление мысли, используемый фактический материал, темп речи.

Важным компонентом речевой ситуации являютсяцели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля.

276*. Составьте сложный, подробный план данного ниже текста (письменно), затем воспроизведите содержание текста по плану, упрощая лексику и предложения.

1-09-18.jpg Речевая ситуация— это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации.

Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.)

1-09-20.jpg  Объясните: а) назначение курсива в тексте (в каждом конкретном случае); б) назначение скобок.

277*. Ниже дается отрывок из статьи А. Михальской «Речевая ситуация» в словаре-справочнике «Педагогическое речеведение». Что в этом тексте (после прочтения предшествующих материалов о речевой ситуации) является для вас новым?

1-09-18.jpg …Понимание Р.с. в отечественной прагматике6: при описании Р.с. отбираются те элементы ситуации речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А — те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи); 3) функция (проверка знаний, сообщение информации и пр.); 4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — признаки Р.е., относящиеся к участникам ее: 1) их социальные позиции (иерархия6 или равный статус и пр.); 2) социальные роли (учитель — ученик); 3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме6, социальной группе; 4) индивидуальные отношения между участниками (любимый учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для речевого поведения).

1-09-20.jpg Укажите своеобразие текста словаря-справочника, его стиля и графического оформления. Все ли вам нравится в этом своеобразии? Есть ли в тексте недостатки, которые мешают восприятию его содержания (вами лично)? Письменно ответьте на все вопросы.

278*. На основе текста учебника о речевой ситуации и текстов упражнений 276, 277 выскажите свое понимание речевой ситуации: а) или в форме статьи — связного, плавного, логически упорядоченного изложения своих мыслей о речевой ситуации; б) или в виде пронумерованного перечня характерных признаков речевой ситуации, ее вариантов.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с.

Книги и учебники согласно календарному плануванння по русскому языку 10 класса скачать, помощь школьнику онлайн

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Понятие «речевая ситуация»

Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.

Адресант

Что касается участников общения, думаем, с этим вопросов возникнуть не может: адресант и адресат – тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Иными словами, адресант является инициатором речевой ситуации, он её активный участник. Может быть как говорящим, так и пишущим, в зависимости от того, как и в какой форме происходит общение — письменной или устной (шестой пункт в таблице «Речевая ситуация»). Схема, как видите, довольно проста. Считается, что роль адресанта зачастую тактически выигрышна, так как он задаёт тему, тон и темп общения. Он «режиссёр» данного действа, а значит, у него особые права: он направляет беседу в нужное русло и, соответственно, может регулировать её временные рамки.

Однако, как говорится, всё в этом мире абсолютно и относительно одновременно. Поэтому и роль адресата в диалоге — это не всегда пассивная позиция. В ходе беседы слушающий выполняет целый ряд таких необходимых речемыслительных операций, как: контроль объёма того, что ему сообщается, контроль понимания, обобщение, определение понятий, корректировка позиций. Все вышеперечисленные моменты реализуются с помощью обязательных реактивных реплик: «Спасибо за информацию», «Разумеется», «Иными словами, Вы думаете, что…», «Если я Вас правильно понимаю…». К слову, у каждой речевой ситуации, будь то знакомство, приветствие, поздравления, есть свой определённый набор устойчивых фраз и выражений – это так называемая «формула речевой ситуации». С помощью этих клише адресат может перехватить инициативу и далее выступать уже в роли говорящего.

Социальный характер отношений

Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы. Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.

Внешние условия общения

К внешним условиям общения относят место и время общения. К вопросу о том, важны ли они и какую играют роль в процессе коммуникации, можно в качестве примера привести ремарки драматургов в пьесе. Место действия, время, освещение, описание интерьера, окружающей природы – всё то, что «снаружи», обязательно отразится «внутри» — в каждом слове, вздохе, фразе. В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации (по «Русскому языку» дети пишут даже рефераты на эту тему). Канонические — когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта, здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.

Внутренние обстоятельства

Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения. Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.

С ней мы сталкиваемся ежедневно и не один раз. В ней мы можем принимать как активное участие, так и держать нейтралитет. Она подстерегает нас дома, на улице, на работе, в магазине, в транспорте… Вы всё ещё не догадались, о чём или о ком идёт речь? Нет? Тогда разрешите представить: её величество речевая ситуация! И начнём мы наше знакомство, конечно же, с ярких примеров.

речевая ситуация

Речевая ситуация: примеры

Помните советскую лирическую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман»? В одной из начальных сцен незадачливый, неуверенный в себе старший статист товарищ Новосельцев во время вечеринки у друга пытается «приударить» за своей начальницей, «бессердечной» и «чёрствой» Калугиной-мымрой, но все его попытки терпят крах. Почему? Причин тому множество, но одна из них банально проста: у участников данного диалога просто было разное видение вопроса «что такое речевая ситуация». А теперь обо всём по порядку.

Участники речевой ситуации на практике

Итак, всякие ситуации речевого общения прежде всего предполагают участников. Они бывают главными и второстепенными. В нашем случае Анатолий Ефремович Новосельцев и Калугина – это главные участники, которых принято называть говорящий и слушающий, или адресат и адресант. Во время общения их роли постоянно меняются. Это характерно для диалога, условно – для спора, и невозможно – для ораторской речи. Второстепенными участниками в данной речевой ситуации выступают Самохвалов и Рыжова – близкие друзья и сослуживцы Новосельцева, которые в основном играют роли наблюдателей и советчиков. Считается, что наблюдатель – это пассивная позиция. Однако это не совсем так. Даже не участвуя напрямую в диалоге, он может влиять на его ход, что мы и видим на описываемом примере.

речевая ситуация примеры

Отношения

Теперь об отношениях между участниками. Это ещё один важный пункт по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». Говоря о них, прежде всего имеют в виду не отношения в буквальном смысле слова, а социальные роли говорящего и адресата. В описываемом случае отношения между Калугиной и Новосельцевым определяются как «начальник-подчинённый». Однако и здесь не наблюдается стабильности. Всё зависит от условий и обстоятельств. В официальной обстановке, на работе, в кабинете, во время деловых встреч должен сохраняться подчёркнуто-деловой стиль общения. Но если «место действия» переносится из казённого кабинета в обычную домашнюю обстановку – в квартиру Самохвалова, происходит перемена декораций: музыка, праздничный стол, гости… Одним словом, обстановка становится неофициальной, соответственно, социальные роли и стиль общения меняются.

речевая ситуация и ее компоненты

Неверное видение ситуации

Но «старуха» упорно этого не замечает, игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны товарища Новосельцева, и посреди всеобщего веселья продолжает сохранять официально-деловой тон. Непонятна ей и цель их вынужденного общения. Срочность и перспектива, как основные определяющие цели делового общения, отсутствуют, значит, и говорить больше не о чем. Однако и робкий, застенчивый «старший статистик» — то ли от пережитого страха, то ли от принятого коктейля — тоже переходит грани дозволенного. После нескольких вызывающих попыток очаровать собеседницу своим пением, чтением стихов и танцами, так и не получив должного признания, он открыто, в присутствии гостей называет Людмилу Прокофьевну «бессердечной» и «чёрствой». Комизм ситуации налицо. Но это, так сказать, речевая ситуация, примеры. А что говорит теория?

 речевая ситуация схема

Понятие «речевая ситуация»

Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.

формула речевой ситуации

Адресант

Что касается участников общения, думаем, с этим вопросов возникнуть не может: адресант и адресат – тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Иными словами, адресант является инициатором речевой ситуации, он её активный участник. Может быть как говорящим, так и пишущим, в зависимости от того, как и в какой форме происходит общение — письменной или устной (шестой пункт в таблице «Речевая ситуация»). Схема, как видите, довольно проста. Считается, что роль адресанта зачастую тактически выигрышна, так как он задаёт тему, тон и темп общения. Он «режиссёр» данного действа, а значит, у него особые права: он направляет беседу в нужное русло и, соответственно, может регулировать её временные рамки.

ситуации речевого общения

Адресант

Однако, как говорится, всё в этом мире абсолютно и относительно одновременно. Поэтому и роль адресата в диалоге — это не всегда пассивная позиция. В ходе беседы слушающий выполняет целый ряд таких необходимых речемыслительных операций, как:

  • контроль объёма того, что ему сообщается,
  • контроль понимания,
  • обобщение,
  • определение понятий,
  • корректировка позиций.

Все вышеперечисленные моменты реализуются с помощью обязательных реактивных реплик: «Спасибо за информацию», «Разумеется», «Иными словами, Вы думаете, что…», «Если я Вас правильно понимаю…». К слову, у каждой речевой ситуации, будь то знакомство, приветствие, поздравления, есть свой определённый набор устойчивых фраз и выражений – это так называемая «формула речевой ситуации». С помощью этих клише адресат может перехватить инициативу и далее выступать уже в роли говорящего.

Социальный характер отношений

Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы.

речевые ситуации по русскому языку

Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.

Внешние условия общения

К внешним условиям общения относят место и время общения. К вопросу о том, важны ли они и какую играют роль в процессе коммуникации, можно в качестве примера привести ремарки драматургов в пьесе. Место действия, время, освещение, описание интерьера, окружающей природы – всё то, что «снаружи», обязательно отразится «внутри» — в каждом слове, вздохе, фразе.

В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации (по «Русскому языку» дети пишут даже рефераты на эту тему). Канонические — когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта, здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.

понятие речевая ситуация

Внутренние обстоятельства

Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.

Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.

Обновлено: 26.05.2023

Речевая ситуация— одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу. Типичной особенностью неофициального устного общения является диалогичность, постоянное перераспределение ролей — говорящий/слушающий.

Официальное общение может быть личным, непосредственным (деловая беседа, например) и публичным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад).

На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.

Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля.

Речевая ситуация— это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации.

Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.)

1) речевое событие,

2) речевую ситуацию,

3) речевое взаимодействие.

Речевое событие– связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.

Речевая ситуация –это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)

27. Нормативный аспект культуры речи. Литературный язык и норма. Динамическая теория нормы. Норма и кодификация.

Культура речи это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшие воздействия на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

— богатство (разнообразие) речи,

— ясность и понятность,

— точность и правильность.

Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. В научно-лингвистической литературе выделены основные признаки литературного язык:

3. Обязательность для всех носителей языка

5. Наличие функциональных стилей

Норма – это правило использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Норма это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

Нормы бывают орфоэпические (произношение), орфографические (написание). Языковые нормы явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.

28. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. Особенности обращения как формулы речевого этикета.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо оттого, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Уметь общаться особенно важно для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления.

Речевой этикет – это разработанные обществом правила речевого поведения, систему устойчивых речевых формул общения. Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояния общества, его моральные устои. Различные ситуации требуют использование определенных речевых оборотов. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии социальными ролями его участников. Следует учесть что речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Разговаривать умеет каждый, но правильно выбрать тему и интонацию, четко сформулировать и ясно выразить свои мысли, убедить собеседника в своей правоте – это целое искусство.

Во всех сферах речевого общения, монологической и диалогической, мы должны руководствоваться правилами речевого этикета.

Слово этикет родственно не только слову этикетка, но и более серьезному слову этика, одно из значений которого – совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе (например, врачебная этика). Владение речевым этикетом – одно из важнейших, профессиональных качеств современного человека.

В жизни это умение может помочь заключить сделку или, наоборот, разрушить ее, спасти или погубить переговоры, определить будущую карьеру.

Н. И. Формановская, признанный специалист в этом вопросе, определяет речевой этикет как систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта и поддержания общения в избранной тональности соответственно социальным ролям и ролевым позициям.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций.

Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком.

Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Адресат — тот (те), к кому обращена речь.

Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.

Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.

Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.

Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации.

Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.;

2. Сокольницкая Т.Н. Текст как единица обучения на довузовском этапе развития языковой личности.//Текст в пространстве культуры и образования. — СПб, 2001.

4. Голубева А. В., Русский язык и культура речи. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата/Голубева А. В., Пономарева З.Н., СтычишинаЛ.П.. — М.: Юрайт, 2018.- 256с.

5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов//Петрякова А.Г. — М.: Флинта, 2007.- 514 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

а) участники речевого общения (адресат — адресант)

б) обстоятельства общения (время, место)

c) условия общения

Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если человек представляет ситуацию в комплексе, и блок-схема — это идеальный способ целостного описания. На блок-схеме наглядно видно, что представляет собой речевая ситуация и ее компоненты. Обратите внимание: все блоки, отражающие эти компоненты, соединены между собой линиями, что означает существующую между ними связь.

a) Два верхних блока схемы объединяет указание на участников речевой ситуации. Их можно называть по-разному, например, в зависимости от избранной формы речи — устной или письменной — общающиеся стороны могут называться говорящий или слушающий, пишущий или читающий.

б) Средний блок схемы отведен важному компоненту речевой ситуации — пространственно-временным отношениям. При анализе таких отношений в литературном произведении вы используете термин хронотоп. Он связан с местом и временем речевого общения. В зависимости от хронотопа речевое общение может быть личным или неличным, официальным или неофициальным, спланированным или спонтанным.

c) Два нижних блока схемы относятся к так называемым условиям речевого общения — третьему компоненту речевой ситуации. По условиям речевого общенияучастники ситуации должны знать стоящую перед ними цель общения, иметь знания о социальных и культурных нормах речевого поведения. Кроме владения информацией о теме, они должны уметь подбирать языковые средства для развития темы в соответствии с целью общения.

5. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Обязательные сцены:

Задание 1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Добавьте в левую и правую части схемы элементы, называющие средства передачи информации при вербальном и невербальном общении.

Средства передачи информации при вербальном и невербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, мимика, смысл словосочетаний, жесты, телодвижения, дикция, темп речи, поза, значение предложений, выразительность интонации.

Правильный вариант

Средства передачи информации при вербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, смысл словосочетаний, дикция, темп речи, значение предложений, выразительность интонации.

Средства передачи информации при невербальном общении: мимика, жесты, телодвижения, поза.

Комментарий: Исследования показывают, что при ежедневном общении слова составляют 7%, выразительность интонации — 38 %, невербальное общение — 53%.

Задание 2.Единичный выбор

Выберите правильный ответ.

Слова речной и речевой являются.

1) синонимами
2) однокоренными
3) изменениями одного слова
4) разными словами с разными значениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевое общение. 10 класс.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм.

Уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

Оборудование:

интерактивная доска INTERWRIT

Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга.

Д. C. Лихачев

Слово учителя.

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, — огромна. Общение пронизывает все сферы ,деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.

Общение — это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение — это деятельность.

Актуализация темы.

Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице.

Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.

Вербальное – невербальное.

Вербальное и невербальное общениe вcегда сопутствyют дpуг другy, поскольку вербальное общение — это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение — это общение несловесное, в котором cистемой знаков служит в устной речи — сочетание позы, жестов, мимики, интонaции, a в письменной — расположение тeкста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

По сyти, имeются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без дрyга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

Информативное – неинформативное.

Для информативного общения основная цель всегда связaна с информациeй. B ходе тaкогo oбщения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.

Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контактa c сoбеседником, на регулирoвание взаимоотношений, на удовлетворение потребности в oбщении: говорить, чтобы высказаться и встрeтить понимание, — вот основная цель такого общения.

Монологическое—диалогическое.

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих рeчь, — монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я — говорящего и ты — слушающего.

Диалог (от греч. dia — чeрeз и logos — словo, речь) — это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos — один и logos — слово, речь) — этo речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);

2) последовательность, логичность речи;

3) относительная смысловая законченность;

4) коммуникативная направленность высказывания;

5) тематичность (развертывание одной темы);

6) синтаксическая усложненность.

Контактное – дистантное.

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в простpанстве и времени,

При контактном общении взаимодействие происxодит одновременно, паpтнеры находятся рядом дрyг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда — устное. Это дает возможность общения c помощью не только слoвесных, но и несловесных cредств.

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

Устное – письменное.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными грyппами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.

2. Особенностями, определяeмыми формой рeчи.

Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что междy yчастниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).

Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, неoбходимо знать; и комy предназначенa эта речь, и в кaкиx условияx она может быть воспринята наибoлее адекватно. Также следyeт учитывать, что:

— ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определeнного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражeние замысла;

— устная речь, в соответствии c зaконом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньшe или нет совсем.

Все эти оcобенности в совокупности определякгг выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.

Публичное – массовое.

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких слyчаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении вoзникает иная, более высокая степень oтветственности за речь, и одним из главньдх требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Это может быть и в устной peчи — выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтомy соответствующие средства так и называются — средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания — он, как правило, существует в воoбражении говорящего в обoбщенном виде

Официальное – неофициальное (частное).

Официальное (должностное) общение — это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей. Частноe общение — это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает болеe свободнo и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Вид и формы общения

Основные признаки

1.Вербальное –

невербальное

несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки

2. Информативное –

неинформативное.

Что-то новое для слушателя;

поддержка речевого контакта

3. Монологическое—

диалогическое

общение между двумя или несколькими лицами

4. Контактное –

Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное);

партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)

письменное

ориентирован на многократность

6. Публичное –

массовое

Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована;

не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания

7.Официальное –

неофициальное (частное).

Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей;

Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно

Первичное закрепление темы.

Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)

Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.

Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав

его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.

— Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?

Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».

Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.

— Любите ли вы меня?

— Да, да, — как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.

— Об чем? Что с вами?

— Ах, я так счастлива, — отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.

Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.

Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.

— Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? — сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»

— Нет, — отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.

— Простите меня, — сказал князь Андрей, — но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.

— Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, — продолжал князь Андрей, — в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы. – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.

— Зачем вы это говорите? — перебила его Наташа. — Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, — сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.

— В год вы узнаете себя.

— Це — лый год! — вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. — Да отчего ж год? Отчего ж год. — Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.

— И нельзя иначе? — спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.

— Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! — вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. — Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. — Она

взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.

— Нет, нет, я все сделаю, — сказала она, вдруг остановив слезы, — я так счастлива! — Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.

С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Ответить на вопрос: почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?

Домашнее задание:

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п.

Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Именно поэтому его называют речевым общением.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, к людям и т.п.

Выделяются два вида поведения:

· вербальное (словесное)

· реальное.

Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Результатом речевой деятельности является мысльитекст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательное, недоброжелательное и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватность целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания): стили, типы, способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения).

В речевом общении выделяются три стороны:

I. Интерактивная (взаимодействие);

II. Коммуникативная (прием, передача, обмен информацией);

III. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

I. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.

Выделяется речевоеинеречевое взаимодействие участников общения.

Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).

Средством речевого общения является язык, способом – речь.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность), речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.

2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.

3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.

II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.

В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.

3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации:

По типу отношений между участниками различаются:

по средствам – речевая (письменная или устная), паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т.д.).

Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.

Выделяются несколько типичных стилей общения:

· Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);

· Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);

· Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);

· Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью.

III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.

Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека, называется речевым общением.

Читайте также:

      

  • Королевская морская звезда сообщение
  •   

  • Используя различные источники информации подготовьте сообщение о государстве инков или майя
  •   

  • Значение соглашения независимых государств по вопросам пенсионного обеспечения сообщение
  •   

  • Сообщение о белокочанной капусте
  •   

  • Сообщение на тему кондиционирование

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти оборудование по фото
  • Как составить договор при продаже в кредит
  • Как найти подстроку в массиве строк
  • Как составить рацион в экселе
  • Как найти перепись населения 1897 по фамильная