Предыстория (можете пропустить! )
Где-то три месяца назад я закончила свою первую книгу Цепная Лисица. На радостях скорее разослала в издательства и стала ждать, когда ко мне придут с подарками и радостными вестями о назначении мне личного редактора и скорейшей публикации. Но никто кроме злополучного ЭКСМО положительно не ответил. (Эксмо, если кто не в курсе, не делает редакцию текста книг предназначенных для электронной площадки, они там вообще особо ничего не делают).
Об Эксмо можете почитать ниже:
тут: Мне написало Эксмо (в этой статье главное в комменты заглянуть)
тут: Правда об Эксмо (очень ярко всё написано)
От предложения ЭКСМО отказалась и решила, что я мамкин-маркетолог и буду продвигать книгу сама. Опробовала рекламу на фэйсбуке и инстаграме, даже смонтировала себе рекламное видео (далее ссылка, где можете посмотреть сиё гениальное творение — (ВК-ВИДЕО)
Ссылки пустила на бесплатную версию на Автортудэй. Потратила что-то около двух тысяч, и результат был даже не плохой!
Почувствовав себя гуру маркетинга, решила, что теперь можно штурмовать Интернет платной публикацией, но…
Проблема была в том, что книга довольно сырая. С опечатками, проблемной пунктуацией и т.д. Как-то неловко продавать подобное даже если за рубль.
Так что делать? Всё просто! Найти редактора!
Поиски Редактора!
Просто, да не просто… как оказалось! Бюджет у меня курам на смех, но я решила разведать обстановку.
Первым делом пошла в группу Щеглов. Это такая литературная группа в ВК, там много полезного, а кроме того там предлагают услуги профессионального редактора! (кстати, группа от редактора ЭКСМО, что иронично)
Объём моей книги около 800 тыс знаков с пробелами. По ценнику Щеглов получается, что редакция будет стоить около 30 тыс рублей. Дорого. Хотя я тогда не знала, что это вполне себе нормальная цена и бывает куда дороже!
Порылась в интернете. Нашла варианты:
1800 знаков — 400 р (около 170 000р. на мою книгу)
3000 знаков — 500 р. (около 133 000р. на мою книгу)
Если идти напрямую в Ридеро или а другие проф.площадки — то цены ещё заоблачнее! (да-да, это возможно!)
С горя отправилась на профи.ру. Там, чисто на удачу, оставила заявку, поставила скромную цену: от 5 000р. до 6 500р. за редакцию ВСЕЙ книги с исправлением ошибок и т.д.
А вы бы согласились за 5000руб. редактировать чужую книгу на 800тыс знаков?
Я также поставила возможность дистанционки. Я была уверена, что на такой крошечный бюджет ни один редактор не откликнется. Дай бог студента найду… И то вряд ли! Это же просто смешные деньги для такого объёма!
Не прошло и 20 минут! Как было уже 6 откликов! (после 5-6 откликов профи.ру скрывает объявление, и показывает его снова только если нажать кнопку, что нужный работник не найден)
Вот скрин заявки. Слева возможные будущие редакторы.
У большинства из этих девушек есть опыт редактирования книг и опыт работы в журналистике, художественном переводе, профильное образование! Как выбрать?? Я и не думала, что будет столько предложений!
Тогда я добавила пункт с тестовым заданием (иначе как понять). Написала трём девушкам, которые понравились больше всех. И попросила выполнить задание (если они могут и хотят) — отредактировать первые три страницы романа. Выслала им ссылки на Гугл документ (каждой девушке — свой документ) и стала ждать.
Я страшно переживала о том, что если все они прекрасно выполнят работу, то как же выбрать! Ведь у них столько регалий и опыта! Как не прогадать!
Итог
В данный момент уже три редактора поработали над моим тестом. Два из них мне не подошли совсем, хотя квалификация, судя по описанию, у них была лучше других:
С одной не срослась, потому что её стиль работы подразумевал обсуждение по телефону каждого исправления, что мне не подходит. С другой, потому что её редакция делала текст не лучше, а хуже (не в каждом исправлении, но в некоторых + допускаю, что тут сработал субъективизм и ревность к тексту).
Можете оценить работу второго редактора ниже (в примерах)! Может я не права, скажите если так!
БЫЛО
Боковым зрением я уловила странный силуэт — словно рядом прошёл человек с коровьей мордой и рогами, длиной с мою руку. До ушей донеслось мычание.
Сглотнув вставший в горле ком страха, я шмыгнула в аудиторию и тут же, оглушённая, замерла на пороге. Мне по голове молотком ударила такая какофония запахов и звериных воплей, что я едва устояла на ногах. Если закрыть глаза, то могло показаться, что я по случайности угодила в зоопарк. “Или в дурдом”, — с отчаянием подумалось мне, пока я добиралась до заднего ряда аудитории. Спасение было близко…
СТАЛО
Боковым зрением я уловила странный силуэт, словно рядом прошёл человек с длинной коровьей мордой и рогами. А затем, он… замычал.
Сглотнув вставший в горле ком страха, я шмыгнула в аудиторию, и тут же на пороге замерла в ужасе. По голове молотком ударил ужасный шум звериных воплей, нос учуял резкий запах. Я едва устояла на ногах. Закрыв глаза, можно было бы подумать, что я случайно попала в зоопарк. «Или в дурдом», — в отчаянии думала я, пока добиралась до заднего ряда аудитории. Спасение было близко…
БЫЛО: Тянусь к тебе руками, пальцами, всем существом и упираюсь в непробиваемую стену. Я стёрла о неё все ногти до мяса и разбила голову ещё за те годы, когда звалась твоим другом, а теперь и этого не достойна.
СТАЛО: Тянусь к тебе руками, пальцами, всем своим существом, но упираюсь в непробиваемую стену. Я стёрла об неё все ногти до мяса, пытаясь достучаться до тебя. Все это продолжалось на протяжении долгих лет нашей дружбы. Ну а теперь ты отнял у меня и это.
БЫЛО
Ты смотришь на меня и не видишь, словно я — твоё персональное слепое пятно. Как можешь не замечать моих взглядов? Не слышать сердца, охрипшего от крика? Я следую за тобой всюду, как на цепи. Меня душат её стальные звенья, душит любовь, та самая, о которой так часто пишут в книгах, и в которую почти никто не верит.
СТАЛО
Ты смотришь на меня, но не видишь, словно я для тебя пустое место. Как можешь не замечать моих взглядов? Не слышать сердца, разрывающегося от стонов/ крика? Я следую за тобой повсюду. Я будто прикована. На моей шее цепь. Меня душат её стальные звенья, душит любовь, та самая, о которой так часто пишут в книгах, и в которую почти никто не верит.
Третий кандидат пока в фаворитах. Очень приятная по общению девушка. И пунктуацию поправила. И тавтологию выловила. А по спорным моментам написала комментарии на обсуждение.
Пока ждала её задание, успела отправить тестовое задание ещё двоим потенциальным редакторам. Теперь придётся подождать их.
Так что продолжение истории следует!
P/S
Третий редактор меня пока полностью устраивает! Однако, одно дело быть довольной тремя страницами и совсем другое вместе редактировать 800 тыс знаков! Опасений много… Но с другой стороны, я всё ещё не могу принять, что настолько сложная работа выполняется за такие копейки… Будь я более финансово устойчива, то не пожалела бы взять ну, хотя бы за 15 тыс. уж точно.
Пока писательство — это сплошной убыток)) Но зато удовольствия и опыта — бесценное море!
А вы бы согласились за 5000руб. редактировать книгу чужого вам человека (объём 800тыс знаков)? (очень-очень любопытно!)
Есть автор. Есть рукопись. Почти книга. Осталось немного. Последний шаг. Нужен литературный редактор. Где найти хорошего редактора?
Редактор спасёт вашу рукопись
Сократит или дополнит текст, выровняет сюжет, организует композицию, укажет автору на промахи, исправит ошибки, отшлифует стиль и сделает многое другое редактор, он же литературный обработчик. При нужде он и допишет многое за господина автора.
Опытный редактор спасёт рукопись автора, который отчаялся и не знает, как довести произведение до ума.
Стало быть, автор не одинок?
Да. Книгу делает не только писатель. Дорога от рукописи до книги — путь коллективный. На этом пути встречи с редактором не избежать. Сольных книг больше не существует; эпоха одиночек ушла в историю.
Как же найти хорошего редактора? Вот путеводная нить.
Кто ты, хороший редактор?
Хороший значит опытный и достаточно старый. Хороший значит идеально грамотный и способный интересно, с увлечением рассказать о собственных редакторских услугах: именно такой человек будет править, доводить до совершенства чужой текст как свой собственный. Хороший значит достаточно злой, педантичный и бескомпромиссный там, где речь идёт о чистоте родного языка. Хороший значит непьющий и некурящий, ибо первое и второе порядочно загаживает мозги и мешает вдумчивой работе. Хороший значит обладающий прекрасной памятью: в противном случае он не удержит в голове сложный сюжет редактируемой книги. Хороший значит критикующий точечно и аккуратно: обнаруживающий не только ошибки, промахи, ляпы автора, но также и сильные его стороны. Хороший значит умеющий работать с авторами начинающими, продолжающими и теми, кто давно публикуется, со старожилами литературы.
Владельцам сайтов, представляющих собой крепкие профессиональные проекты, а не сетевые помойки, известна простая истина: редактора, который будто волшебной палочкой превращает текст в чудо, найти нынче невозможно. Да что говорить! В редакциях некоторых литературных «толстяков» не могут найти и хорошего корректора.
Причина очевидна: в стране дефицит кадров. Качество книг падает с каждым годом — падает вместе с их тиражами. Образованные вроде бы люди с вузовскими дипломами, даже кандидаты филологических наук знают русский язык на твёрдую… двойку. Крупные СМИ демонстрируют чудовищную безграмотность. Нынешняя российская пресса выглядит так, будто Ябеда-Корябеда и её агенты растащили половину букв, а иные журналы похожи на коллекцию, собранную нарочно, ради высмеивания молодых писателей.
Для писателя подходящий редактор — это два в одном: литературный обработчик и автор собственных романов, повестей, рассказов. Да, лучше всего, если литредактор пишет книги сам. Такой исполнитель прочтёт и выправит рукопись так, словно это его собственная книга. Его произведения служат одновременно образцами его художественного творчества.
Примеры писателей-редакторов встречаются среди крупнейших литературных имён. В фантастике это Клиффорд Саймак. Он несколько десятилетий параллельно занимался редактурой и писательством. И за редакторскую работу получил в 1967 году премию Академии наук Миннесоты.
Где и как найти хорошего редактора?
Способ первый: поспрашивать у друзей и знакомых, вращающихся в литературных кругах. Способ работает далеко не всегда, ибо сведения о хорошем редакторе господами авторами часто скрываются. И между «как найти» и «где найти» вырастает глухая стена.
Способ второй: рискнуть и без чужих советов самостоятельно поискать редактора будущей книги в Интернете. Погуглить через запросы «услуги редактора», «правка текстов» или подобные. Машина подскажет, машина направит.
Искать следует не спеша. Поспешишь — людей насмешишь. Тот, у кого нет времени даже на поиск редактора, никогда не напишет книгу.
Способ третий. Нажать на большую кнопку и почитать об услугах редактора, о подходах и ценах.
Лень читать? Или нужна консультация? Обратитесь ко мне, Олегу Чувакину, прямо здесь. Опишите коротко литературную задачу. Заполните контактную форму и нажмите на кнопку «Отправить». Ответить обещаю в ближайшие часы. Ночью не отвечаю, ночью сплю.
Способ последний, исключительный. Усовершенствоваться до мастерства Чехова, Бунина, Толстого или того же Саймака и сделаться самому себе редактором. Хорошим! Способ невероятный.
Может ли начинающий писатель обойтись без редактора?
Едва ли. Услуги обработчика текста необходимы и начинающим, и продолжающим писателям. Слабое знание родного языка и бедный лексикон нынешних авторов, позаимствованный, по-видимому, у телевизора, наталкивают на очевидный вывод: без редактора рукопись не состоится, а книга — тем более. Об этом говорю вам я, выправивший тысячи и тысячи чужих текстов, публицистических и художественных, от газетных статей до сказок, романов и философских трактатов.
Кто не желает опозориться перед читающей публикой, тот идёт к редактору. К хорошему.
© Олег Чувакин, 2019-2022
💝 1 616
В любую редакцию частенько обращаются читатели с просьбой оценить их литературное творчество, подсказать, как поправить строку, куда рукопись пристроить…
Впрочем, в эпоху интернета редакторами чаще всего становятся авторы друг для друга. Даже новая терминология появилась. Напишет кто-нибудь опус по мотивам Гарри Поттера и ищет «бету», то есть такого же самодеятельного автора, который творение перед публикацией в интернете прочитает и поправит как может. В лучшем случае автор найдет еще одного добровольного редактора, который уже называется «гаммой». Вместо «текст отредактирован» пишут забавное «текст отбечен». Объявления помещают: «Срочно нужна бета!» Смешно?
А ведь литературное редактирование — профессия, еще недавно престижная, очень сложная и не каждому даже талантливому писателю доступная.
Какие советы можно дать нашим читателям насчет должной подготовки их рукописей? Как найти своего редактора? И что случилось сегодня с этой специальностью? Об этом рассуждают поэтесса Раиса Боровикова, критик Анна Кислицына и я, писатель-обозреватель Людмила Рублевская.
.Рублевская: Иногда профессию литературного редактора относят к вымирающим — ведь интернет «съедает» все без правки. К тому же литредактора можно только вырастить — навыки приобретаются за долгие годы работы.
А.Кислицына: Тем не менее есть, по крайней мере, два белорусских вуза, которые готовят редакторов — технологический и Институт журналистики.
Л.Рублевская: На филфаке тоже готовят.
А.Кислицына: Правда, все равно основную нагрузку несут писатели. Например, Виктор Жибуль, Лера Сом, Оксана Спринчан, которые не учились «на редакторов», но прекрасно владеют этой профессией.
Р.Боровикова: Поэзию править очень тяжело. И я за то, чтобы это делал поэт-профессионал. Сборник должен быть целостным, если стихотворение не вписывается — редактор обязан это заметить и текст снять. А что касается самих стихов, если с чем-то не согласен, может поставить вопрос. А правку должен делать сам автор. Помню конфликт с Анатолем Велюгиным. Он зачеркивал строку и писал сверху свою, совершенно произвольную. Мог пять, шесть своих строк в стихотворение вставить! Я отказалась от его правки. И Велюгин сказал, что тогда не будет никакой подборки в журнале, напечатает одно стихотворение. Вот кто был замечательным редактором, с чутьем на поэтическую строку — так это Михась Стрельцов. Но тоже любил поправить по-своему. И из практики знаю: молодые поэты, которые шли на компромисс, соглашались со всем, в отсутствие редактора переставали писать. Он им был нужен как подпорка.
А.Кислицына: Мне жаловался известный поэт: приносит молодая девушка стихи, а там уже пометки тремя почерками. Выяснил: поэтесса носит рукопись всем известным поэтам. Один что-то изменит, другой… Вот и вышло хорошо. Но ясно, что автор не будет всю жизнь молоденькой девочкой, которой старшие из сочувствия переписывают творения.
Л.Рублевская: Случается, только благодаря редактору и появляется на свет большой писатель.
А.Кислицына: Благодаря редактору или переводчику. Самый яркий пример — с Расулом Гамзатовым. Еще в литинституте он встретил гениальных переводчиков — Наума Гребнева и Якова Козловского. Бывшие фронтовики, они тем не менее не имели возможности публиковать свои собственные произведения из-за антисемитской кампании послевоенного времени. Именно им обязан аварский поэт за ту любовь, которую питали к нему читатели всего Советского Союза. Есть анекдот, что Гамзатов прочитал их переводы и сказал: «Сегодня же переведу их на аварский — отличные стихи получатся!»
Л.Рублевская: Но при этом сам редактор и переводчик остаются в тени.
А.Кислицына: Да, слава этих двух блестящих поэтов и переводчиков и близко не сравнима с той, которую приобрел благодаря им Гамзатов и другие поэты. Творчество того же Якова Козловского, его неповторимую каламбурную рифму оценили только в 90-х. Но вся его жизнь была уже брошена на то, чтобы сделать гениев из других.
Л.Рублевская: В 1920-х, когда кинули клич призвать в литературу «пролетариев», их тоже переписывали профессионалы. Считалось это политически полезным. Но где те «пролетарии-самородки»? Трудно преодолеть авторскую глухоту. Разбираем подборку автора, много замечаний… А потом появляется его публикация — с теми же ошибками.
А.Кислицына: Кажется, хорошо, если редактору близок по духу, темпераменту автор. На деле бывает наоборот. Поэт-авангардист Жибуль прекрасно редактирует тексты вовсе не авангардистские. Есть люди, которым редактор и не нужен, яркие и сильные творцы. Но в некоторых жанрах, например, исторической прозе, военной, необходима помощь специалистов.
Р.Боровикова: Читала книгу, в которой Радзивилл Николай Черный показывается православным, хотя он был кальвинистом. Не хватило компетентного редактора! А чего только не появляется в маленьких издательствах! В сборничке, изданном тиражом пятьдесят экземпляров, мой знакомый обнаружил свое стихотворение на афганскую тему. Сказал об этом автору сборника… А тот спокойно: «Да, ваше стихотворение мне понравилось. И я включил его в свою книжку».
Л.Рублевская: Могут еще и сказать, что это постмодернизм…
Р.Боровикова: Получается дискредитация литературы! Убеждена: у книги, как и раньше, должен быть и редактор, и корректор, и стилист…
Л.Рублевская: Раньше это регламентировалось жесткой идеологической системой, где самиздат изначально был запретным.
А.Кислицына: Прежде книги были рассчитаны на длительный срок. Сегодня во всем мире они актуальны от премии до премии. Книга вышла, ее презентовали, она попала в премиальную обойму, а на следующий год уже на слуху новые. Какой смысл вкладывать все в книгу, если она живет один год?
Л.Рублевская: Кстати, в прежние века обходились без редакторов. Их роль выполняли салоны, публичные чтения.
А.Кислицына: В прежние века все же книги писали высокообразованные люди. В сравнении с ними нам не хватает не стиля, а знаний, умения мыслить. У нас в литературе фактически всеобуч. Как сказал американский культуролог Джон Сибрук, понятие иерархии между культурой аристократии и коммерческой уничтожено, потому что взамен появилось понятие модности. Значимость писателя измеряется длиной очереди за автографами. Донцова, сделав имя, может издавать книги даже о том, в чем ничего не понимает. В результате дилетантизм и профанация стали синонимом современной литературы. На наших глазах образуются новые формы существования литературы. Фуршет — такая же составляющая литературного процесса, как работа с редактором.
Р.Боровикова: Недавно была я на презентации… Пока мы стояли и разговаривали, каких-то пять здоровенных мужиков быстренько подошли к столу, все съели, выпили и ушли. Никто не знал, кто они такие. Оказалось, эта компания каждый день ходит с презентации на презентацию и таким образом кормится.
Л.Рублевская: При этом мне постоянно присылают рукописи с просьбой почитать…
А.Кислицына: И мне присылают, прямо домой.
Л.Рублевская: Одну недавно получила, писанную от руки, с картинками, еще и пять тысяч рублей автор приложил.
А.Кислицына: О, я, наверное, этого автора знаю! Я тоже получила от него такое послание с купюрой!
Р.Боровикова: И я тоже!.. И что делать? Обращаются многие. С одной стороны, сочувствуешь, я вообще стараюсь жить по Библии: если кто-то стучится, ему откроется. Но однажды попробовала помочь и заработала такие хлопоты… Потому что человек посчитал, что у меня много свободного времени, стал названивать, читать по телефону стихи, советоваться… И отказаться неудобно, но и мне такое зачем? Не лучшие тексты, удовольствия от них я не получаю… Автор хочет, чтобы я над ними работала, а ведь это большой труд! Но не скажешь же человеку пенсионного возраста о плате за мою работу…
А.Кислицына: Знаете, в отличие от врачей, которые давали клятву Гиппократа, мы не обещали, что будем помогать каждому, кто нуждается в «литературной помощи».
Р.Боровикова: А чтобы хорошо отредактировать произведение, его надо полюбить!
А.Кислицына: Согласна. Хороший редактор — это и культуртрегер. Один из таких, издающий сборники молодых поэтов, регулярно в интернете ссорится с теми, кто делает замечания «его» авторам.
Что же делать?
Л.Рублевская: Начнем с того, что рукопись обязательно должна быть в электронном варианте.
А.Кислицына: Везде требуют и распечатку!
Л.Рублевская: Не везде. Многие российские издательства пишут на сайтах, что бумажные рукописи не рассматривают. И обязательно просят подготовить резюме, то есть короткий пересказ. Если нужно присылать не весь текст, а отрывок, выберите самый эффектный. В белорусские издательства действительно лучше отнести и бумажный вариант, на листах формата А4, в папке, с указанием данных об авторе и контактов.
Р.Боровикова: Посоветовала бы обратиться в государственные издательства, где сохранилась прежняя система работы с рукописями.
Л.Рублевская: Вначале все же опубликоваться в периодических изданиях! В крупных издательствах автора обязательно спросят, где он раньше печатался, если нет — и говорить не станут.
А.Кислицына: И это нормально. Издатель из Германии рассказывал, у них не бывает, чтобы «человек с улицы» издал книгу: вначале тексты в журналах, реакция критики. И еще — там пропорция книг прозы и поэзии один к десяти. В пользу прозы.
Л.Рублевская: На сайтах издательств нередко можно прочитать: «Поэтические сборники не рассматриваются». Некоторые читатели нашей газеты тоже постоянно забывают, что «СБ» — не литературная, а общественно-политическая газета. Так что поначалу узнайте, что стоит предлагать в облюбованное вами место.
Р.Боровикова: Нужны и талант, и момент удачи. Франсуаза Саган свой первый роман «Немного солнца в холодной воде» напечатала в очень юном возрасте. Пришла к издателю, через две недели появилась книга.
Л.Рублевская: Посоветовала бы принимать участие в литературных конкурсах. Это хорошая стартовая площадка. Возможно для пробы вывесить свой текст в интернете на литературном сайте.
А.Кислицына: Не стоит. Там не читают опытные редакторы.
Р.Боровикова: Для консультации можно обращаться на критический сайт Союза писателей Беларуси.
А.Кислицына: Редактора искать из профессиональных писателей!
Л.Рублевская: И не считать, что всяк должен быть счастлив ознакомиться с плодами вашего вдохновения. Вы, скорее всего, для известного писателя сотый за год, кто желает его таким образом осчастливить. И не отчаивайтесь — литературный агент Джоан Роулинг десятки издательств обошел, пока рукопись пристроил.
Советская Белоруссия №116 (24253). Среда, 26 июня 2013 года.
Download Article
Download Article
Have you ever read a great book and just had to know who the editor was? That information can usually be found at the back of a book, but we can help you find it even if it’s not listed!
-
1
Open the book and start turning the pages until you see the title page. Some books will have a single blank page, while some will include marketing materials or quotes. Novels will often list an author’s other books. Turn pages until you find the title page, which will have the book’s title in large letters in the center or upper-portion of the page. Look underneath the author’s name at the bottom to see if there is an editor listed.[1]
- The editor’s name will almost always be printed in a smaller font than the author’s.
- If you have an anthology, academic textbook, research compilation, or set of essays, the editor’s name will almost certainly be on the title page.
- Some newer books will use a minimalistic, tiny font on their title page. Don’t turn the pages too quickly or you’ll miss it.
- Some books don’t have editors, while others use ghost editors, whom are always uncredited. Some editors prefer to keep their name off of a book.
-
2
Turn the title page over to find the copyright page. Turn the title page over to find the copyright page. It is usually printed on the back of the title page. The copyright page almost always uses a smaller font than the rest of the book, and is often flush with the bottom margin of the page, instead of the top. It contains publisher information, citation information, the date, locations, and information used to catalogue a text.[2]
- If you see a lot of copyright symbols, you’re on the right page. Copyright pages also include a books ISBN, or International Standard Book Number. This is a 10-13 digit number, and is only printed on the copyright page or back panel.
- The copyright page always goes before the dedication or acknowledgements page, if there is one. Otherwise, the copyright page is before the table of contents, index, or epigraph.
Advertisement
-
3
Start at the top of the copyright page and work your way down. Copyright pages can be formatted differently, but they usually start with the publisher, date, and location of publication. Slowly scan each line to look for an editor’s line listing. The editor (or group of editors) are usually listed in the middle, underneath the publisher’s information, but above the country and printing number.[3]
- The editors name is often included alongside credits for the cover art and any photographers with images in the book.
- This is more common on older books, collections, and translations with multiple authors.
-
4
Look at the front and back of the next page for acknowledgements. If an author worked closely with an editor throughout the writing process, they may choose to include their name in the acknowledgements page. The acknowledgements page is usually a few lines of text centered on a blank page after the copyright information. Read it to see if the editor is mentioned.[4]
- Some books don’t have an acknowledgement page.
Tip: A publisher may do some editing work on a book, but publishers are rarely credited as editors. University programs will often be credited as editors if a professor’s graduate students worked to edit a text on the university’s press.
-
5
Inspect the spine of the book and look for a smaller name under the author. Turn the book over and look at the spine—the thin side of the book where the pages are bound to the cover. If there are multiple names on the spine of the book, they are always ordered with the author’s name first, and the editor’s name after it. On most books, the editor’s name will be smaller so that a passerby can quickly tell who the author is.[5]
- If the book is a translation, the translator’s name will usually appear on the spine instead of an editor. A translator will often make editing decisions on their own and then use a proofreader to check their work.
Advertisement
-
1
Contact the publisher directly by phone or email. The publisher’s website and contact information will likely be printed at the top or bottom of the copyright page. If it isn’t, you can look it up online. Contact the publisher by calling or emailing them to ask about a book’s editor. Publishers keep detailed records on each of their texts, so if anyone would be able to find a book’s editor, it would be them.[6]
- A publisher isn’t under any sort of legal obligation to release information, so be polite when contacting them. They usually won’t care about releasing this kind of information, but they may be resistant if you’re rude.
- Larger presses, like HarperCollins or Penguin, have customer service numbers and email addresses where you can ask for information pertaining to a book’s publication.
Tip: The publisher will not release the name of ghost editors, which is an industry term for editors that are paid without taking credit for their work. It can be very hard to find out if a book had a ghost editor. Ghost editors are often used on books written by high-profile figures or non-professional writers.
-
2
Send a letter or email to the author of a text and ask them. If a book is self-published or printed by a smaller press, finding the editor can be tricky. The author of a book will be sure to know who edited their work though! Perform an internet search and look for an author’s website or personal information. Most author websites have a contact tab with information on where to send a letter or email.[7]
- Be cordial in your letter and ask politely about the editorial information. An author is less likely to reply to your letter or email if you start off by making demands.
- Click university links in your searches! A lot of authors teach writing classes and you’ll be able to address a letter or email to their university office.
-
3
Use the Library of Congress database to find publication information. The Library of Congress is the national library of the United States, and has one of the largest databases of books in the world. Go to https://www.loc.gov/ and click the search bar. Type in the name of the book and the author’s name if you have it. Scroll through the results until you see the version of a book that you’re looking for. Click the title to open the book’s informational page and look for the editor.[8]
- The editor will sometimes have their own row, but it may be in parentheses after the author’s with a note that they edited the book.
- If your search produces too many results, see if you can narrow down your search by filtering results on the left side of the screen.
- This is a particularly good method for finding editors of archaic or nontraditional texts.
Advertisement
-
1
Reach out through an editor’s professional website. Many professional editors offer their services on a freelance basis or use their website to advertise their press’s opportunities. Perform a simple search online using the editor’s name and look for a professional or personal webpage. There will be information about contacting an editor on their website.[9]
- If you’re trying to confirm that an editor worked on a text, look for a link to the editor’s curriculum vitae or resume. This will usually be linked on the editor’s personal website. A CV or resume will show what the editor has worked on recently.
- Many authors and editors network through social media sites like Linkedin. If you have a profile on a social media site that the editor uses, send them a message to see if they respond.
-
2
Call or write to the publishing company the editor works for to see if you can talk to them. You may be able to reach an editor directly by asking to speak with them at work. Send a formal letter or place a friendly call asking to speak with the editor. Ensure that you’re able to articulate why you want to speak with them ahead of time by practicing the conversation.[10]
- “I want to interview the editor for my college paper,” or, “I loved their work on a book I’ve just read and would love to ask about their method” are both potential reasons for wanting to contact an editor.
-
3
Use the media press kit on an editor’s or publisher’s website. A media press kit is a prepackaged group of marketing materials that provides commonly-sought information to reporters, other writers, and members of the general public. Look on a publisher or editor’s website for a tab that says “media” or “press” and review their press kit for information on how to contact an editor.[11]
- If there aren’t instructions on how to get a hold of the editor, use the other contact information to ask the editor or publisher’s public relations department about contacting them.
Tip: Magazines, periodicals, and journals typically use media press kits. Smaller publishers and freelance editors may not have them though.
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for submitting a tip for review!
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 40,349 times.
Did this article help you?
Каждую неделю меня кто-нибудь спрашивает, где найти и как выбрать хорошего редактора. Ответ однотипный, поэтому я продублирую его здесь.
Эта статья будет интересна тем, кто делает веб-сервисы, работает в издательствах, дизайн-студиях, агентствах и небольших компаниях. Еще тем, кто в больших компаниях руководит небольшим, но гордым отделом. Если вы почувствовали, что вашей компании пора наводить порядок с текстом — это для вас.
Нанимать необязательно
Для начала поймите, действительно ли вам нужен редактор в команду, или достаточно привлечь фрилансера.
Не нанимать |
Нанимать |
Сделать одну листовку |
Развивать онлайновый сервис |
Редактор в компании — это самостоятельная боевая единица. Он соберет команду, поднимет всех на уши и выпустит вверенный ему продукт в срок: хоть блог, хоть корпоративный журнал, хоть рассылку, хоть курсы. Хороший редактор — это капитан своего редакционного корабля. Если в вашей оргструктуре не нужен еще один корабль, не тратьте время.
Про капитана — это не громкие слова. Я заметил, что когда человек занимается в компании унылыми текстиками, он и сам унылый, и текстики у него унылые, и профессионального роста нет, и со всех сторон копится ненависть. Чтобы редактора пёрло и он выдавал жгучие мощные продукты, давайте ему сложное задание и большую ответственность. А текстики в ворде вам любой студент напишет за три копейки (максимум — за рубль).
Брать готового или выращивать
Есть два варианта: найти классного готового редактора или найти обычного и сделать из него классного.
Первый вариант быстрый, дорогой и только в ваших фантазиях. Я знаю два десятка действительно хороших редакторов, половина из них работает в моих проектах, и они были загружены на весь следующий год еще в сентябре. Вторая половина работает в проектах, из которых их будет очень сложно достать. У многих уже давно собственные предприятия.
Зарплатные ожидания у хороших редакторов — на уровне ведущих менеджеров московских банков. Но менеджер сидит в банке полный день, а редактор приезжает только на встречи и параллельно пилит 2-3 проекта. Так что если вы не московский банк, готовый классный редактор будет стоить дорого.
Второй вариант гораздо проще. Нанимаете любого человека, с которым вам комфортно и интересно, начинаете с ним работать. Это может быть старшекурсник или выпускник, бывший копирайтер, просто человек из профессии. Работаете с ним, видите слабые и сильные стороны. Дальше развиваете его, чтобы сделать из него бойца.
Выращивать себе редактора выгоднее по трем причинам:
- Это значительно дешевле, чем нанимать готового. Зарплата хорошего редактора в два раза выше, чем зарплата обычного. Это не шутка: в два раза.
- Это будет ваш человек, которого вы создали и вырастили как профессионала — он знает ваш бизнес и понимает ваши проблемы. Даже если вы наймете звезду сегодня, ему потребуется не меньше месяца, чтобы разобраться в вашем бизнесе.
- Если вы умеете выращивать новых редакторов, вы не зависите от старых: если ваш родной редактор зазвездится и уйдет создавать свою студию (отчаянный человек!), вы просто вырастите нового.
Нанимайте готового редактора только тогда, когда у вас есть чемоданчик свободных денег.
Как выбрать
Если сразу ищете готового крутого человека — перечитайте любую статью, пост в блоге или рассылку, которая вас вдохновила. Посмотрите имя автора, найдите его в Фейсбуке и сделайте предложение. Будьте готовы к тому, что он не ответит или выставит заоблачный ценник: если вы влюбились в его работу, значит человек толковый, на него высокий спрос.
Если ищете просто редактора, опубликуйте вакансию:
- Расскажите о задачах и требованиях. Не указывайте, что работа может быть дистанционной. Так вы отбракуете халявщиков.
- Попросите в качестве тестового задания рассказать о себе. Так вы отбракуете сумасшедших.
- В качестве одного из требований укажите подробное знание советов: maximilyahov.ru/soviet — так вы отбракуете ленивых.
- Попросите не откликаться на вакансию с помощью формального резюме. Или напишите, что резюме не рассматриваются, только рассказы о себе в свободной форме.
- Предложите кандидатам познакомиться с рекомендациями из блога. И отбраковывайте всех, кто их не прочитает. Вы поймете это по первым строкам письма.
Вся эта многоэтапная отбраковка нужна только потому, что среди ищущих работу редакторами очень много случайных людей: плохих копирайтеров, любителей, инфобизнесменов, фантазеров, литераторов и сумасшедших. И особенно много тех, кому в интернете пообещали «быстрый заработок», а на деле оказалось, что это курсы дешевого копирайтинга. Всех этих людей придется отбраковать, и на сотню откликнувшихся у вас наберется три-четыре вменяемых кандидата. Этого более чем достаточно, чтобы начать.
Шпаргалка в помощь:
Признаки редакторской профнепригодности
- В ответ на вакансию редактор прилагает резюме и просит с ним ознакомиться.
- В рассказе о себе — автобиография.
- Нет примеров работ или не сказано, почему работ нет.
- Редактор в первом письме ставит вам условия.
- Редактор ни о чем не спрашивает.
- Редактор в первом письме спрашивает о зарплате или называет свои зарплатные ожидания, даже в шутку.
- В письме есть фразы «нужна работа» или «ищу работу».
- В письме вы замечаете орфографические или пунктуационные ошибки.
- Письмо — один большой абзац.
Как вырастить
Единственный нормальный способ выковать классного редактора — отправить его в Школу редакторов и дать задание продержаться хотя бы первые две ступени. Первая ступень трудоемкая, но простая, а вторая — адское пекло, из которого редакторы выходят стальными.
Никакие вузы, в том числе специализированные журфаки, не выпускают таких людей, которых готовит Школа редакторов. После журфака у вас будет текстовик со знанием античной литературы. А мы выпускаем ребят, которые умеют вести переговоры, защищать свою работу, запускать проекты и не пропускать говно — это помимо редактуры, дизайна и интерфейса.
Наши ребята не просто пишут: они запускают живые проекты. Я редактор, поэтому больше всего люблю, когда они делают лонгриды. Это могли быть ваши редакторы и ваши странички:
Екатерина Ереза, выпускница дизайнерской школы. Сайт о раннем обнаружении рака
Алексей Сальников, выпускник дизайнерской школы. Сайт о раздельном сборе мусора
Еще лонгриды из первого набора |
Второго |
Летние интенсивы и редакторские курсы вообще нельзя сравнивать с тем, что мы даем в школе. Просто посмотрите на их расписание, темы и учебную нагрузку, и все станет ясно. Даже мой курс по редактуре не сравнится по плотности, насыщенности и результативности с одной только первой ступенью Школы редакторов.
Мы выдаем студентам профессию, а не разрозненные знания. Наш средний выпускник на две головы выше обычного копирайтера и на голову выше обычного менеджера или дизайнера.
Я делал Школу редакторов с собственным корыстным интересом: мне нужна была кузница кадров, где на входе были бы мотивированные ребята, а на выходе — готовые профессионалы. Все, с кем я сейчас работаю, так или иначе касались этой системы знаний. И я пока не вижу, где еще брать таких же классных ребят. Все мои попытки разместить вакансию кончались тем, что я нанимал своих же студентов.
Если вы оплатите обучение своего сотрудника в Школе редакторов, для него не действует гарантия трудоустройства. Мы не передаем анкеты и портфолио таких студентов нашим партнерам-работодателям
Кроме шуток: я две недели назад опубликовал вакансию. Мне ответили двести человек. Я честно отсмотрел всех и отобрал четверых. Оказалось, что двое из них раньше у меня учились, а еще двое — учатся сейчас. Остальные — либо просто некомпетентные, либо наглухо профнепригодные. Как такое бывает?
Короче: чтобы в следующем году в вашей компании работал классный редактор, нужно сейчас нанять обычного и отдать его в Школу редакторов. Через девять месяцев он станет монстром.
Нет, порекомендовать не могу
Не знаю, как у вас, но у меня острая нехватка нормальных людей, которые способны на что-то большее, чем на страничку в ворде. Я один маленький человек, ко мне подключены еще девять таких же, и мы вдесятером молотим гораздо больше работы, чем предусмотрено по гостам. Нам очень нужны толковые люди в помощь.
Если я найду нового хорошего редактора, я не порекомендую его к вам, я подключу его к себе, потому что работы только прибывает. Я не знаю, у кого кризис, но с 2006 года еще не было дня, когда у нашей артели не было очереди из клиентов.
Извините, ребята, но хорошие редакторы мне самому нужны.
Хотите себе хорошего редактора — выращивайте сами
Продолжение истории: сколько стоит хороший редактор на рынке →