Как найти реформы в тексте

Как показывает статистика, школьный курс обществознания уже давно стал наиболее востребованным экзаменом у абитуриентов. Однако показатели по этому экзамену не всегда отличаются высокими цифрами. Как правило, это связано с тем, что абитуриенты обладают весьма маленькой информацией о критериях успешной сдачи, а также не всегда понимают смысл заданий, который им предлагается на экзамене.

Несмотря на то, что задания по тексту (№21-24 в ЕГЭ по обществознанию) считаются относительно легкими во второй части работы, многие школьники теряют хорошие баллы на невнимательном изучении материала, а также прочтении самих вопросов. Сегодня мы предлагаем вам несколько рекомендаций о том, как наиболее точно и правильно сделать задания №21-24 в ЕГЭ по обществознанию. 

КАК ОЦЕНИВАЮТ

Задания 21-24 в ЕГЭ по обществознанию  представляют собой работу с фрагментом источника социальной информации (документа) и четыре задания к нему, содержательно связанные с одним из разделов изучаемого курса в школе. Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе:

  • В задании 21 вы должны продемонстрировать понимание текста, выписать его ключевую смысловую часть или определенную проблему, которую в тексте затрагивает автор (все зависит от конкретного вопроса). Такое задание в случае точности принесет вам 2 балла.
  • Задание 22 требует от вас не только переписать определенный фрагмент, точно отвечающий на поставленный составителями вопрос, но и интерпретировать слова автора с опорой на пройденный обществоведческий курс. В таких заданиях обычно требуют выписать сравнения, виды, типы и другие элементы рассматриваемой проблематики. Задание 22 в ЕГЭ по обществознанию принесет вам также 2 балла.
  • Задание 23 является более сложным, а потому и оценка за него доходит до 3 баллов. Вам нужно здесь не только проинтерпретировать мысли автора, но и раскрыть их на определённых примерах или обществоведческих положениях. Порой, вам необходим и широкий кругозор, которым вы пользуетесь в обыденной жизни, поскольку иллюстрация отдельных положений текста не может пройти успешна без развитого опыта общественной жизни. Обычно такое задание выполняют успешно те абитуриенты, которые много времени тратят на ознакомление с современными событиями, процессами и явлениями через новости, социальные сети или другие массовые медиа.
  • Задание 24 является традиционно самым сложным в разделе работы с текстом, т.к. требует от вас умелого и правильного навыка аргументации своей или чужой точки зрения, грамотного отстаивания общественной позиции человека или группы. Вы должны уметь оценивать обществоведческие процессы и события и уметь грамотно доказывать свою оценку. За такое задание вам также в случае точного и логически верного ответа начислят 3 балла.

В одной из авторских пособий экспертов ЕГЭ по обществознанию Котовой и Лисковой [См.: Котова О.А., Лискова Т.Е., Рутковская Е.Л. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение Сложных задач/ФИПИ. – М. Интеллект-Центр, 2010.] приводится интересный текст, на примере которого авторы пытаются показать эталонную работу абитуриента, которая будет оценена высшим баллом:

ТЕКСТ ПЕРВЫЙ

«Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. – Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания  вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный  американский психолог Карл Роджерс  назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <. ..> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <…> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве».

(Ю. Б. Гиппенрейтер)

21. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

В таком задании, напомним, вам требуется дать ответ наиболее близкий к тексту, иногда даже просят выписать тот или иной отрывок. Следуйте критериям и укажите в ответе следующие два аспекта:

1) общение так же необходимо ребенку, как и пища;

2) общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему. (Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье).

Если вы подошли внимательно к вопросу и указали необходимые два аспекта, вам выставляется 2 балла, если указан один , то ставится1 балл. Если ответ неправильный – 0 баллов.

22. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

Напомним, это задание также предполагает, ваше умение работать с текстом. А потому в ответе следует указать (желательно в кавычках) точное наименование стиля, данного автором:

1) стиль общения – «личностно центрированный»;

2) основное содержание стиля (например «в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься»).

Если назван стиль и указано его содержание, выставляется 2 балла, если назван только стиль или только указано его содержание, выставляется 1 балл. Если ответ неправильный – 0 баллов.

Как и указывалось ранее, ответы на вопросы 21-22 легко можно найти в тексте. Чтобы это сделать успешно, важно уметь воспринимать текст целиком, а не отдельные его смысловые части.

23. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

Здесь от вас уже требуется аналитическое чутье, вы должны не просто указать подходы, упоминаемые автором, но и уметь интерпретировать характеристику положений, изложенных в тексте. А затем уже провести анализ содержания текста и ваших знаний обществоведческого толка, которые вы получали на уроке и индивидуальных занятиях с репетиторами. Поэтому в ответе вам следует указать:

1)  подходы: гуманистический и авторитарный;

2) охарактеризован гуманистический подход (например: «Он основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности»);

3)  охарактеризован авторитарный подход.

Если названы и охарактеризованы оба подхода, выставляется 3 балла. Если назван один подход, а охарактеризованы оба, или названы оба подхода, а охарактеризован авторитарный подход, или назван и охарактеризован авторитарный подход, выставляется 2 балла. Если названы оба подхода, охарактеризован только гуманистический подход, или подходы не названы, но приведенные характеристики раскрывают их сущность, или назван и охарактеризован гуманистический подход, то выставляется 1 балл. Если подход или подходы названы без характеристики или дан неправильный ответ, выставляется 0 баллов.

24. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости данного утверждения.

Напомним вам, что 24-е задание считается самым сложным в блоке вопросов по тексту. Поэтому сначала подумайте, какие положительные и отрицательные стороны у описываемого явления существуют, а затем уже сужайте поле анализа. Например в данном задании эксперты ЕГЭ рекомендуют отвечать следующее: 

1)  потребность детей в общении, или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого;

2)  доказательства, например: «ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением, и может им противостоять»; «ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии». Могут быть приведены и другие доказательства.

Если названа потребность, и приведены два доказательства, выставляется 3 балла. Если названа потребность, и приведено одно доказательство, или потребность не названа, но приведены два доказательства, выставляется 2 балла. Если только названа потребность или только приведено одно доказательство, выставляется 1 балл. Если ответ неправильный – 0 баллов.

Данное задание не случайно считается объективно самым сложным из всех четырех. В тексте нельзя найти прямого ответа на вопрос, и чтобы выполнить задание, следует перефразировать авторские суждения о потребности детей в психофизиологических контактах и последствиях их дефицита, а затем самостоятельно сформулировать доказательства справедливости авторской точки зрения. Сделать это нелегко, т.к. собственный опыт у выпускников незначительный, а в курсе вопрос общения в данном ракурсе не рассматривается.

Залогом выполнения задания является умение интерпретировать информацию текста и применять новое (полученное при работе с текстом) знание в требуемом контексте. Вычленив данные направления рассуждений, выпускник мог’, с опорой на личный опыт и сообщения СМИ, привести в качестве доказательства зарисовки о развитии детей в проблемных семьях, где родители по разным причинам не уделяют детям должного внимания, а также об особенностях развития детей в детских домах и интернатах.

КАКИХ ТЕКСТОВ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Тексты, включенные в составные задания, могут представлять научные, научнопублицистические, научно-популярные, художественные произведения. Среди источников есть и правовые документы. Используются также статьи для энциклопедических словарей.

Эксперты ЕГЭ по обществознанию Котова О.А., Лискова Т.Е., Рутковская Е.Л. приводят в качестве примеров три текста, относящиеся к разным жанрам, принадлежащие авторам, живущим в различных конкретно-исторических условиях, и отражающие определенные аспекты содержания различных содержательных линий обществоведческого курса.

ТЕКСТ ВТОРОЙ. РАЗДЕЛ “ПОЛИТИКА” 

Автор – Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк.

Основания легитимной власти в государстве

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства (легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?

Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, – «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа.

Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, – харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или – в области политического – избранный князь- военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.

Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

В данном случае нас интересует прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя». Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него.

…Вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах.

(М. Вебер)

21. Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие основания легитимности:

1) традиция;

2) харизма;

3) легально установленные правила.

22. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) авторское определение государства: «Государство … есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».

2)  любое иное верное определение государства, например:

  • организация политической власти, обладающая суверенными правами;
  • политическая организация страны, имеющая определенный тип правления (монархия, республика), органы и структуру власти (правительство, парламент);
  • особая организация общества, объединённого общими интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

23.Автор документа определяет сущность традиционного господства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) Пояснение авторской мысли, например: традиционное господство опирается на сложившиеся, существующие в обществе устои и обычаи, привычки, то, что было вчера и всегда; основы господства коренятся в прошлом, в истории народа;

2) Примеры традиционного господства, допустим:

  • власть императора в дореволюционной России;
  • власть Папы Римского в Ватикане;
  • власть династии Саудитов в Саудовской Аравии.       

24. Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике (особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа. 

Правильный ответ должен содержать следующие эле- менты:

1) сущность харизматической власти (вождизма): власть, опирающаяся на особые, исключительные качества лидера, особый дар, присущий ему;

2)  суждение о специфике харизматической власти (вождизма), например: харизматическое правление обычно устанавливается в сложные, переломные, кризисные моменты истории страны, допустим, в ходе революции, которую и возглавляет вождь;

3) опасность харизматической власти (вождизма), допус- тим: народ, уверовав в исключительные качества вождя, будет инертен, малоактивен, и, если вождь будет проводить ошибочную политику или уйдет с исторической арены, в государстве может снова возникнуть кризис; это нестабильная власть, которая не имеет прочного фундамента и основания.

ТЕКСТ ТРЕТИЙ. РАЗДЕЛ “ЭКОНОМИКА”  

Автор – современный исследователь Наталья Николаевна Думная, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Выбор модели развития России и кризис 1998 г.

Направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма. Государство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихийные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. Выделим основные слагаемые развития страны.

С начала 1990-х годов наблюдалось резкое падение производства в реальном секторе экономики — промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.

Плохо подготовленное открытие внутреннего рынка навстречу мировому привело к зависимости России от импорта продовольствия, потребительских и многих инвестиционных товаров. Возникла и чрезмерная зависимость страны от доходов от экспорта сырья (особенно нефти и газа), а, следовательно, и от цен мирового рынка.

Тяжелое положение в экономике вызвало уменьшение поступления налогов в государственную казну, что привело страну к бюджетному кризису. Иссякли источники финансирования пенсий, зарплаты работников бюджетной сферы, расходов на оборону, образование и здравоохранение.

Опасения вызвать инфляцию не позволили финансировать государственные расходы и за счет эмиссии денег. Правда, некоторое время государству удавалось решать свои финансовые проблемы за счет огромных займов.

На этой основе сложилось обособленное, искусственное процветание финансово-банковского сектора за счет завышенных ставок процента по государственным займам и спекулятивной игры на валютных рынках.

В итоге заложенные в избранной модели реформ противоречия с полной силой проявились к середине 1998 г.

Таким образом, эпоха развития по пути чистого капитализма завершилась тупиком, поставившим страну на грань новых социальных потрясений. Только в ходе тяжелого социально- экономического кризиса 1998 г. в России начался официальный процесс смены модели реформирования. Речь идет о повороте к созданию «смешанной» рыночной экономики.  

(Н.Н. Думная)

21. Какие признаки кризиса 1998 года названы в тексте? (Укажите любые три из них).

В ответе могут быть названы следующие признаки:

  • резкое падение производства в реальном секторе экономики;
  • уменьшение поступления налогов в государственную казну;
  • иссякли источники финансирования пенсий, зарплаты работников бюджетной сферы;
  • сокращение бюджетного финансирования;паралич национальной банковской системы.

22. Назовите две модели реформирования экономики, упомянутые в тексте. По какой из них реформировалась российская экономика до 1998 года?

В ответе должны быть следующие элементы:

1) две модели:

а) чистого, а порой и «дикого» капитализма;

б)«смешанной» рыночной экономики;

2) ответ на вопрос: до 1998 года направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма.        

23. При выборе модели развития России высказываются разные точки зрения. Какая модель является более предпочтительной по мнению автора? По какому авторскому суждению вы это определили? Разделяете ли вы мнение автора? Свой ответ обоснуйте.

В ответе должны быть следующие элементы:

1) позиция автора: только смешанная рыночная экономи- ка может противостоять разрушительным социально- экономическим кризисам;

2)   авторское суждение-обоснование, например: эпоха развития по пути чистого капитализма завершилась тупиком, поставившим страну на грань новых социальных потрясений;

3)  собственное мнение (согласие или несогласие);  

4) обоснование собственного мнения; в случае согласия, например: смешанная рыночная экономика обеспечивает оптимальное взаимодействие государства и рынка в решении проблем, стоящих перед обществом;

в случае несогласия, например:  более оптимальной была бы командно- административная (плановая) экономика, так как она позволила бы выйти из кризиса в краткие сроки (поднять производство, ликвидировать безработицу и повысить уровень жизни, как это было в истории нашей страны в 30-е годы).

24. Автор документа подчеркивает, что в начале реформ государство фактически самоустранилось от регулирования экономики. Опираясь на знания экономического курса, назовите любые три экономические задачи, которые призвано решать государство в смешанной экономике рыночного типа.

В ответе могут быть названы следующие экономические задачи государства:

1) перераспределение доходов (с помощью налогообложения и трансфертных платежей);

2) стабильность цен;

3)  контроль и регулирование уровня занятости;

4)  экономическая свобода;

5)  баланс между экспортом и импортом.

ТЕКСТ ЧЕТВЕРТЫЙ. РАЗДЕЛ “СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ”

Автор – современный государственный деятель Владимир Владимирович Путин, с 2000 года по 2008, с 2012 года Президент Российской Федерации, с 2008 года  по 2012 год Председатель Правительства Российской Федерации.

Мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020 году войта в пятерку крупнейших экономик мира. Мы способны эту задачу решить. Но это ведь не самоцель – войти в эту пятёрку; мы с вами понимаем, что от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов. Это значит: чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития.

Её содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, – на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа.

<…> основа социальной политики – это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства <.. .>

В ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами <.. .>

Нужно, наконец, избавиться от стереотипа, что «социалка» – это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах – и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.

В конечном счете, неважно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, – главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объёме, определённом государственными гарантиями <.. .>

<…> социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ.

(В. В. Путин)

21. Как задача вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира связана с социальной политикой государства? Какая задача непосредственно вытекает из этой связи?

В ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

1) от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов;

2) чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития.            

22. В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому.

В ответе должны быть приведены два значения термина «политика социального развития»

1) в узком смысле: «выплата пособий и финансирование социальных учреждений»;

2) в широком смысле: «формирование современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, – на развитие российского народа».

23. Как вы понимаете использованное В.В. Путиным выражение «система социальных обязательств»? В чем, по мнению автора, заключается ее обновление в современных условиях? Как в этом обновлении могут участвовать организации гражданского общества?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)смысл выражения, например: под системой социальных обязательств следует понимать создание системы гарантий, обеспечивающей доступность и качество социальных услуг для всех граждан, независимо от их материального благосостояния;

2) суть обновления:  в современных условиях необходимо избавиться от стереотипа, что только государство должно заниматься социальными проблемами; привлекать бизнес, например, профессиональные сообщества;

3) форма (способ) участия, например: организации гражданского общества могут создавать различные фонды, организовывать благотворительные аукционы, проводить акции, имеющие социальную направленность.  

24. В.В. Путин предлагает принять меры для того, чтобы обеспечить адекватный уровень доходов людей. Положение каких категорий населения, в первую очередь, призваны улучшить эти меры? Назовите три таких категории населения. Почему именно этим категориям населения нужна государственная поддержка?

В ответе должны быть следующие элементы:

1) три категории населения, например: пенсионеры, работники социальной сферы, семьи с детьми.

2) объяснение, допустим, государственная поддержка нужна именно этим категориям населения, потому что:  их уровень жизни ниже среднего; они в большей степени уязвимы в силу своей социальной незащищенности.

Таким образом, для успешного выполнения заданий 21-24 ЕГЭ по обществознанию абитуриенту необходимо овладеть следующими навыками и умениями:

  • владеть лексикой, соответствующей той содержательной линии, которую представляет задание;
  • понимать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;
  • правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста;
  • соотносить значения отдельных авторских слов и фраз с изученным обществоведческим материалом;
  • определять логические связи в тексте;
  • видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом;
  • понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию;
  • применять теоретические положения документа к фактам, не содержащимся в тексте;
  • соотносить содержание документа с реалиями современности;
  • определять личное отношение к идеям, содержащимся в документе, выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
  • обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в документе проблеме;
  • с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт доказательно излагать собственные суждения.

СМОТРИ ТАКЖЕ:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 

СПОРЫ, ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 

ГРАЖДАНСТВО РФ 

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА 

    Прочитайте. Определите тему текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните подлежащие и составные именные сказуемые.

    Первая р..форма русского письма была осуществлен, нн)а в 1708— 1710 гг. Петром I. Из алфавита был устранён ряд (не)нужных букв:  (омега),  (пси),  (юс большой),  (юс малый) и др. Начертания букв были округле(н, нн)ы и упроще(н, нн)ы. Реформирова(н, нн)ый шрифт получил название гражданского.

    Вторая реформа в истор.. русского письма, проведё(н, нн)ая в 1917—1918 гг., была реформой и азбуки, и орфографии. Подготовка этой р..формы началась в конце XIX — начале XX в. Тогда стала особенно оч..видной необходимость упрощения правописания и упразднения ставших излишними букв. В 1904 г. была созда(н, нн)а орфографическая комиссия. Выделе(н, нн)ая из её состава подкомиссия под руководством академиков Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова подготовила и опубликовала в 1912 г. проект реформы русской орфографии. Из алфавита были из(?)яты буквы и ъ в конце слов после согласных. Новые правила орфограф., были утвержде(н, нн)ы в 1918 г.

Реформа 1917—1918 гг. была единстве(н, нн)ой реформой русского правописания, направле(н, нн)ой на совершенствование её правил. В 1956 г. было проведе(н, нн)о упорядочение правил орфограф.. . Система упорядоче(н, нн)ых правил закрепле(н, нн)а в своде «Правила русской орфограф.. и пунктуац..» (М., 1956).

(По энциклопедии «Русский язык»)

Как, по словам автора, встретили реформу, о которой идёт речь в отрывке, представители либерального лагеря? Укажите два положения.

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задание.

«Несмотря на официальные славословия и торжественные молебны, отношение к обнародованной реформе было далеко не однородным. Крепостники открыто осуждали реформу и надеялись, что она будет «исправлена» в соответствии с требованиями дворянства. Известную опору этим надеждам давала политика самого правительства: в апреле Н. А. Милютин и его покровитель министр С.С. Ланской получили неожиданную отставку и были заменены ставленником крепостников П. А. Валуевым. Валуев был призван проводить в жизнь милютинскую реформу, и крепостнически настроенные помещики были убеждены, что он вполне сумеет оправдать своё назначение.

Либералы встретили реформу восторженным ликованием; они восхваляли инициативу и твёрдость _________________, хотя критиковали сохранение временнообязанных отношений и отсрочку выкупной операции на неопределённое время.

Совершенно иначе были настроены революционные демократы. Правда, при первом впечатлении от чтения манифеста Герцен приветствовал _______________ как «царя-освободителя», но затем, после пристального изучения «Положений» 19 февраля, Герцен и Огарёв убедились, насколько призрачно объявленное освобождение крестьян. Огарёв тогда же разоблачил реакционные стороны реформы в подробной статье «Разбор нового крепостного права». «Современник» ответил на опубликование реформы полным молчанием: Чернышевскому и его соратникам было ясно, что она несёт крестьянству новые бедствия и страдания, что очередные задачи народа — свержение самодержавной власти и демократическое решение крестьянского вопроса».

Решение.

1. Либералы встретили реформу восторженным ликованием.

2. Либералы восхваляли инициативу и твёрдость императора.

3. Либералы критиковали сохранение временнообязанных отношений и отсрочку выкупной операции на неопределённое время.

 

Привлекая исторические знания, укажите любые три не упомянутые в тексте реформы государственного управления, проведённые данным правителем.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Отрывок из сочинения историка Н.Н. Фирсова.

«Преобразователь был исполнен веры в спасительность для народа хороших учреждений. Кроме того, прежние [центральные государственные учреждения – ] __________ сами по себе не могли уже удовлетворять новым потребностям

оперявшегося государства. Логическая схема государственного управления, составленная Лейбницем, а также финансовые нужды государства – это было для [преобразователя] критериумом того, что и в какой комбинации следовало

заимствовать из западно-европейских образцов. Явились коллегии…

… В дополнение к учреждениям шведского образца прибавляется целая система магистратов с коллегиальным строем…, заимствованная из Германии… Всё это делалось для пользы государства, выставленного …впервые как цель, к которой до почти полного забвения своей личности должны были по мысли преобразователя, стремиться все общественные элементы».

Ответ:

Могут быть указаны следующие реформы:

– упразднение Боярской думы;

– учреждение Сената;

– учреждение Синода;

– принятие Табели о рангах;

– учреждение губерний.

Могут быть указаны другие реформы государственного управления, осуществлённые Петром I.

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,666
  • гуманитарные
    33,654
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,992
  • разное
    16,906

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти параболу по пяти точкам
  • Как найти брелок от машины в снегу
  • Как найти чтобы меня ебали я гей
  • Как найти ритуальную службу
  • Как найти библиотеку в гугл плей