Для согласных характерна ассимиляция:
- по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
- по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].
Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].
Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).
Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.
Существует несколько видов ассимиляции.
- Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
- Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
- Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].
Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.
Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.
В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.
Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:
- «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
- «от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].
Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.
Для согласных характерна ассимиляция:
- по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
- по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].
Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].
Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).
Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.
Существует несколько видов ассимиляции.
- Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
- Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
- Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].
Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.
Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.
В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.
Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:
- «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
- «от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].
Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.
-
Комбинаторные.
В зависимости
от соседства других звуков. -
Позиционные
изменения.
Связанные с положением в неударном
слоге, в
конце слова и т.д.
Комбинаторное
звуковое варьирование
Аккомодация.
Аккомодация
– это приспособление артикуляции
согласных
под влиянием гласных и гласных под
влиянием согласных.
Существует два
вида аккомодации – прогрессивная
и регрессивная.
Экскурсия — начало
артикуляции. Рекурсия – конец артикуляции.
Прогрессивная
аккомодация
– рекурсия
предыдущего звука влияет на экскурсию
последующего. Напр., в русском языке
гласные а,
о, у после
мягких согласных более продвинутые
(мат — мят,
мол — мел, лук — люк).
Регрессивная
аккомодация
–
на рекурсию предыдущего звука влияет
экскурсия последующего. Напр., в
русском языке гласный в соседстве с [м]
или [н]
назализируется (в слове дом
артикуляция [м]
предвосхищается назализацией гласного
[о],
а в слове брату
[т]
произносится с огублением перед
[у]).
● Ассимиляция
и её виды
1) Консонантная и вокалическая ассимиляция
Консонантная
ассимиляция
– уподобление
согласного согласному, напр. в слове
лодка
звонкий согласный [д]заменяется
глухим [т]
— [лотка].
Вокалическая
ассимиляция
–
уподобление гласного гласному, напр.
вместо
«бывает»
в просторечии часто говорится [быват].
2) Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Прогрессивная
ассимиляция
– предшествующий
звук влияет на последующий. В рус.
яз. прогрессивная ассимиляция очень
редка, напр. диалектное произношение
слова «Ванька»
как «Ванькя».
Прогрессивная ассимиляция
часто встречается в англ. (cats,
balls),
фр.-
subsister,
нем.,
баш. (ат + лар = аттар)
и других языках.
Регрессивная
ассимиляция
– последующий
звук влияет на предшествующий. Она
наиболее характерна для русского языка:
«лодка
[лотка]»,
водка [вотка],
«встал в три [фстал ф три]»
В
англ. «newspaper»
[z]
под влиянием [р] переходит в [s],
во фр. absolu
[b]
— в [р], нем.
Staub
завершается
[р], в баш. «китеп бара» (уходит)
переходит
в «китеббара».
3) Полная и неполная ассимиляция
Примером полной
ассимиляции
может служить
само слово «ассимиляция»
[ad
(к)
+ simil
(похожий,
одинаковый) + atio
(суффикс)
= assimilatio)].
Аналогичный
пример ассимиляции — «агглютинация»
[ad
+ glutin
(клей) + atio
= agglutinatio].
Рус. сшить [шшыть],
высший [вышший], анг. cupboard
«шкаф», «буфет»
произносится [‘kDbad].
Нем.Zimber перешло
вZimmer «комната»,selbst «сам»
произносится [zelpst].
При неполной
ассимиляции
звук теряет
только часть своих признаков, напр.,
«кде — где», «седесь — здесь», где согласные
теряют признак звонкости.
4) Дистактная и контактная ассимиляция
Дистактная
ассимиляция.
Один звук
влияет на другой на расстоянии, хотя
они отделены друг от друга другими
звуками.
Рус. хулиган — хулюган (просторечие),
англ. foot «нога» —feet «ноги»,goose
«гусь» —geese «гуси».
В древнеанг.яз. fori
(мн. число отfot
«нога»), «/’» изменил гласный корня, а
затем отпал. То же в нем. яз.:Fuss
«нога»-Fusse «ноги»,Gans «гусь»-Game
«гуси».
При контактной
ассимиляции
взаимодействующие
звуки находятся в непосредственном
контакте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
2.3.2.2 Регрессивная ассимиляция по месту образования
В сочетаниях английских межзубных согласных [θ], [ð] с предшествующими им переднеязычными альвеолярными согласными [t], [d], [n], [l] внутри слова или на стыке слов происходит регрессивная ассимиляция по месту образования. Это означает, что под влиянием межзубных согласных изменяется место образования альвеолярных согласных, и они становятся дентальными, т.е. преграда при их артикуляции в позиции перед межзубными образуется за счёт контакта кончика языка с зубами, а не альвеолами.
Например: |
seventh [ˋsevənθ], eigth [eɪtθ], in the [ɪn ðə], at the [ət ðə], need them [ˋni:d ðəm], call them [ˋkɔ:l ðəm]. |
Звуковые упражнения
1. Произнесите следующие слова, соблюдая особенности коартикуляции альвеолярных и межзубных согласных:
[eɪtθ] eighth | [bredθ] breadth | [tenθ] tenth | [helθ] health |
[wɪdθ] width | [ˋhʌndrədθ] hundredth | [naɪnθ] ninth | |
[ˈθɜ:ˋti:nθ] thirteenth | [welθ] wealth |