Как найти реле стеклоочистителя

Все о реле дворников

Содержание

  1. Что это такое и где находятся?
  2. Как подключить?
  3. Как проверить?

Дворники – залог безопасной езды. Вернее, не столько они сами, сколько их исправность и работоспособность. Правильно работающие дворники очищают лобовое стекло автомобиля от грязи, прилетающей как из-под колёс встречных и обгоняющих машин, так и в результате пыли, которая в сочетании с дождевыми осадками образует разводы в зоне видимости водителя.

Что это такое и где находятся?

Реле стеклоочистителя – функциональный узел, от которого зависит работа мотор-редуктивной механики. Без неё, в свою очередь, дворники не работают, следовательно, стекло не очистится. Либо они будут работать не переставая. Питание на мотор, управляющий редуктором, подаётся от бортовой сети авто – 14,4 вольта. Блок или модуль реле имеет вид небольшой съёмной коробочки чёрного или белого цвета, напоминающей либо маленький прямоугольный параллелепипед, либо кубик. Для удобства быстрой замены реле не впаяно в управляющую плату, а устанавливается на специальной клеммной колодке (или в клеммном гнезде) – этот элемент несложно вынуть и заменить.

Так, на машинах ВАЗ-2107 это реле обладает маркировкой типа РС-514 (или похожим обозначением). Дело в том, что эта модель автомобиля обладает двумя режимами работы дворников – непрерывным и периодически активирующимся («старт-стоп»). Первый режим предусматривает включение дворников для постоянной работы – например, когда водитель едет при непрекращающемся ливне, и нужно обеспечить более-менее чёткую видимость.

Второй режим – прерывистый: после одного цикла (движение щёток в одну, а затем в обратную сторону) дворники на некоторое время приостановятся. Пауза между циклами равна 4 секундам. Этот режим используют при неспешно моросящем дожде, а также в условиях, когда время от времени мимо проезжают по лужам машины на полной скорости. Эффективная работа дворников напрямую связана с напряжением на аккумуляторе и его уровнем износа. Значит, первая необходимость – обеспечить надёжное электропитание: без него дворники не запустятся.

На машине ВАЗ-2107 это реле расположено под торпедо, с левой стороны. Оно закреплено при помощи двух винтов, скрытых под обивкой. Подключение происходит при помощи спецштекера, находящегося возле рукоятки гидрокорректора фар.

Ориентируйтесь при поиске реле на водительское место в салоне. Само реле закреплено на одной из пластин, являющихся частью кузова машины.

Как подключить?

Итак, вы нашли и извлекли релейный элемент. Его нужно проверить – работает ли он, вообще. Для подключения к блоку питания, как правило, с напряжением 12-15 вольт, для начала необходимо разобраться, на какие выводы подаётся питающее напряжение. Силовые провода, идущие на двигатель дворника, проходят через силовые контакты, которые замыкает подпружиненным «толкачом» это реле – последний притягивается к катушке сердечника. Для самого реле силовая проводка не требуется – сопротивление катушки может составлять сотню и более ом благодаря тонкому обмоточному проводу, из которого намотана тяговая катушка.

Резистор, включённый с ней последовательно, ограничивает ток, чтобы электромагнит не перегорел, так как потребляет он единицы или десятки миллиампер в час, находясь в замкнутом состоянии. Для защиты двигателя дворников на случай внезапного короткого замыкания последовательно в силовую цепь включён плавкий предохранитель, спасающий при замыкании проводку от повреждения.

Чтобы проверить, как это реле работает, отключите и извлеките штекер. Понять, что это именно тот штекер, поможет связка проводов (не менее 4), подходящая к месту расположения релейного модуля. При разборе модуля у вас в руках окажутся, кроме электромагнитной катушки с сердечником и контактами, микросхема контроллера с резистором и конденсатором, напаянными и соединёнными между собой на маленькой плате. В простейшем случае, когда поломка реле «классики» дворников очевидна, сделайте следующее.

  • Отключите всю бортовую проводку, сняв кабель с «минуса» на аккумуляторной батарее.
  • Открутите пару винтов, удерживающих реле, снимите его.
  • Отсоедините штекер от старого реле, которое подлежит замене.
  • Подключите к новому реле – аналогично, как на старом – этот же штекер с проводами.
  • Установите и закрепите новое реле, ввернув обратно фиксирующие винты.

Проверьте, как работает переключение режимов дворников. Если ничего не изменилось, то проблема не в реле, а в самих дворниках.

Как проверить?

Схема подключения реле к моторам дворников и к рычагу управления заключается в следующем. В общую цепь запуска и регулировки режима работы дворников включён отдельный рычаговый переключатель. К нему уже подключена проводка, связывающая дворники с этим рычагом через этот блок электронного реле. Сам рычаг включён в управляющую цепь, задающую один из двух режимов работы дворников – прерывистый (циклический) и непрерывный.

В машинах, отличных от старых «Жигулей» (серии от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107), например, в иномарках 2000-2020 годов выпуска, установлен трёхпозиционный рычаг, который ставится в положение «Дворники отключены», «Непрерывная работа» и «Цикличный режим». Раньше это был двухпозиционный рычаг – с возможностью отдельного включения дворников на кнопке-выключателе. С его помощью тестируется работа только что заменённого реле.

Режимы работы должны обеспечиваться чётко. Реле должно сразу же включиться в управление работой дворников. Разница между моделями реле заключается в том, что время между срабатываниями цикла может составлять не 4, а 2-10 секунд в зависимости от микропрограммы контроллера.

Проверка заключается в следующем. Засеките время между срабатываниями циклов. Оно не должно меняться произвольно – самим реле управляет простейший микроконтроллер. «Продвинутые» модели релейного блока оснащены ступенчатым регулятором интервала срабатывания цикла.

В следующем видео вас ждет проверка реле дворников в домашних условиях.

Назначение реле блока

1. К5 — реле дальнего света.

Если не работает дальний свет в двух фарах, проверьте это реле. Если не работает одна из фар дальнего света, проверьте предохранители F3 и F13, а также лампы и ручку включения дальнего света.

2. К4 — реле ближнего света.

Если не работает ближний свет в обоих фарах, проверьте это реле. Если не работает только одна фара ближнего света, проверьте предохранители F2 и F12, а также сами лампы и выключатель света.

3. К1 — контрольное реле исправности ламп.

4. токонепроводящий пинцет для снятия предохранителей.

5. реле стеклоподъемников.

Если у вас перестали работать электрические стеклоподъёмники, проверьте это реле. Ещё дело может быть в предохранителе F5, либо в самой системе привода стеклоподъёмника. Чтобы добраться до механизма, нужно снять обивку двери. Проверьте электромотор, внешний вид шестерёнок и отсутствие закусывания механизма.

6. К3 — реле поворотников и аварийной сигнализации.

Если у вас не работают поворотники или «аварийка», проверьте это реле и предохранитель F16, а также сами лампы поворотников и ручку их включения.

7. реле стартера.

Если автомобиль не заводится и при этом не крутит стартер, проверьте это реле. Ещё дело может быть в севшем аккумуляторе, а также в самом механизме стартера.

8. резервные предохранители.

9. реле противотуманных фар.

Если не работают «противотуманки», проверьте это реле и предохранители F4 и F14. Ещё проверьте схему их подключения, исправность проводки и разъёмов, а также сами лампы в фарах и кнопку включения.

10. К2 — реле стеклоочистителей и стеклоомывателя.

Если у вас не работают «дворники» или омыватель лобового стекла, проверьте это реле. Также проверьте мотор очистителей, насос омывателя и уровень жидкости в бачке омывателя.

11. К7 — реле обогрева заднего стекла.

Если обогрев не работает и заднее стекло запотевает, проверьте это реле и предохранители F8 и F9. Также проверьте контакты подключения к местам клемм элементов обогрева (по краям стекла у задних стоек). Если всё исправно, но обогрев не работает, дело может быть в проводке (перетёрлись провода или что-либо ещё).

12. К6 — доп. реле, реле зажигания.

Если у вас не включается зажигание или проблемы, связанные с ним, проверьте это реле. Данное реле защищает контакты замка зажигания от обгорания. Также проверьте сам замок зажигания и контактную группу.

13. ряд предохранителей F1-F10

14. ряд предохранителей F11-F20

Назначение предохранителей блока

F1 (5 A) — лампы освещения госномера, освещение приборной панели, лампа включения габаритов на панели, лампа багажника, левые габаритные огни.

Если не работают какие-либо из перечисленных ламп, проверьте этот предохранитель, а также сами лампы и их контакты. Если всё в порядке, проверьте кнопку включения габаритов.

F2 (7,5 A) — ближний свет в левой фаре.

Если не работают обе фары ближнего света, проверьте также реле К4 и сами лампы. Ещё дело может быть в переключателе света и его контактах.

F3 (10 A) — дальний свет в левой фаре.

Если не работают обе фары дальнего света, проверьте реле К5, сами лампы и ручку включения дальнего света.

F4 (10 A) — передняя противотуманная фара с правой стороны.

Если не работают обе «противотуманки», проверьте реле 9 и сами лампы фар, а также выключатель и его контакты.

F5 (30 A) — двигатели стеклоподъемников.

Если не работают электро стеклоподъёмники, проверьте этот предохранитель и реле 5. Зимой проверьте, не примёрзли ли стёкла, подогрейте и очистите их ото льда при необходимости. Также дело может быть в моторчике стеклоподъёмника, его механизме и шестерёнках, для того чтобы до него добраться, нужно снять обшивку нужной двери.

F6 (15 A) — предохранитель переносной лампы.

Также могут наблюдаться проблемы с прикуривателем. Чтобы проверить, отключите прикуриватель от разъёма. Если этот предохранитель сгорать перестанет, то дело в прикуривателе.

F7 (20 A) — вентилятор охлаждения двигателя, звуковой сигнал.

Если не включается вентилятор охлаждения и двигатель перегревается, проверьте этот предохранитель. Ещё проверьте работоспособность двигателя вентилятора, подключив его напрямую к аккумулятору. Дело может быть также в датчике температуры охлаждающей жидкости или термостате.

F8 (20 A) — обогрев заднего стекла (элемент).

Если не работает обогрев и заднее стекло запотевает, проверьте этот предохранитель, предохранитель F9 и реле К7. Ещё проверьте контакты на клеммах элементов обогрева, прозвоните проводку, бывает провод перетирается. Также дело может быть в выключателе обогрева и его контактах.

F9 (20 A) — клапан рециркуляции, стеклоочистители и стеклоомыватель, омыватель фар, обмотка реле обогрева заднего стекла.

Если не работает обогрев, аналогично предыдущему.
Если не работают стеклоочистители или омыватель, проверьте также реле К2, уровень жидкости в бачке омывателя, насос омывателя, мотор очистителей. Ещё дело может быть в ручке их включения, её проводке и контактах. Провода могут передавиться или перетереться и замыкать на корпус.

F10 (20 A) — резервный предохранитель.

F11 (5 A) — габариты правой стороны.

Если не работает левая сторона, проверьте предохранитель F1. Если не работает ни один габаритный огонь, проверьте выключатель света и его контакты. Также проверьте сами лампы в габаритах.

F12 (7,5 A) — ближний свет в правой фаре.

Аналогично предохранителю F2 для левой фары.

F13 (10 A) — дальний свет в правой фаре, лампа включения дальнего света на приборной панели.

Аналогично предохранителю F3 для правой фары.
Если при включении дальнего света не загорается синяя лампа на панели, проверьте этот предохранитель, а также саму лампу и проводку к ней.

F14 (10 A) — передняя противотуманная фара с левой стороны.

Аналогично предохранителю F4 для правой «противотуманки».

F15 (20 A) — обогрев сидений, блокировка замка багажника.

Если не работает обогрев сидений, проверьте этот предохранитель и кнопку включения на приборной панели, её контакты и проводку.

F16 (10 A) — указатели поворотов и аварийная сигнализация, лампа включения «аварийки».

Если не работают поворотники или «аварийка», проверьте также реле К3 и сами лампы в поворотниках, а также кнопку включения «аварийки».

F17 (7,5 A) — освещение салона, подсветка, подсветка замка зажигания, лампы стоп-сигналов, часы, бортовой компьютер.

Если не работают стоп-сигналы, проверьте этот предохранитель, сами лампы, а также выключатель, установленный в педальном блоке.

F18 (25 A) — освещение вещевого ящика, контроллер печки, прикуриватель.

Если не работает прикуриватель, проверьте этот предохранитель, разберите прикуриватель и проверьте наличие короткого замыкания в нём, особенно на шайбе и контактах. Подогните их, если нужно или замените весь прикуриватель. Не вставляйте в него разъёмы нестандартного размера.

F19 (10 A) — блокировка дверных замков, контрольное реле стоп-сигналов и габаритов, поворотники и лампы их включения на панели, лампа заднего хода, обмотка генератора, контрольная индикация бортовой системы, приборная панель, часы, бортовой компьютер.

F20 (7,5 A) — задние противотуманные огни.

Если не работают задние «противотуманки», проверьте этот предохранитель и реле 9. Также проверьте сами лампы, проводку, разъёмы и выключатель на панели.

Предохранитель дворников (реле)

Автомобили ВАЗ 2110, 2111 и 2112 относятся к моделям, у которых двигатель работает на бензине с 8 и 16 клапанами. В статье описываются предохранительные блоки и реле данных моделей и указываются места расположения. Целью материала являются рекомендации по ремонту в случае неисправностей дворников для устранения их причин.

Функции предохранителей

Главная функция предохранителей в машине — это обеспечение безопасной работы проводки и автосистем. Причём у каждого из них — своя зона ответственности. Это исключает пожар при отказе одного из них. Также невозможно в таком случае замыкание в цепи. Один сгоревший элемент не выбивает всю систему. Поиски неисправности также проходят легче.

Устройство дворников: из чего состоят

Устройство дворников достаточно просто и состоит из:

  • трапеции, передающей движение от моторчика;
  • электромотора, приводящего в движение устройство;
  • насоса, закачивающего омыватель в устройство;
  • бака для хранения омывающей жидкости;
  • стеклоочистительной части со щётками на конце, установленной на трапецевидное основание.

Из чего состоит устройство «дворников»

Слабые места дворников

Слабые места дворников

Во всём устройстве дворников самым слабым местом является мотор — его поломка требует замены. Желательно вместе с ним заменить и реле. Трапеция восстановлению поддаётся в некоторых случаях. Но что делать, если причина отказа работы кроется в предохранителе или реле?

Как определить неисправность реле и предохранителя

Отсутствие движений дворников обычно свидетельствует о неисправности электромоторчика. Движения трапеции при остающемся загрязнении стекла говорит о повреждениях насосного устройства или жидкостного бака.

Далее проверяются неисправности электроники.

  1. Снимая панель с приборами, нужно найти реле, прикрученное к кузовной части.
  2. В случае, если электроэлементы не работают, реле подлежит замене — ремонт его невозможен.
  3. Также нужно проверить предохранитель.

Что где располагается

Наименование Место расположения Что находится рядом Как достать Примечание
Предохранители и реле главного блока Левая часть автосалона в главном блоке, реле крепится к кузовной части Управляющая панель, педали Нажать на выключатель защёлки Обозначение реле стеклоочистителей и омывателя — К2
Плавкий дополнительный предохранитель стеклоочистителя Правая часть от панели по центру Между предохранителями обогрева заднего стекла и резервным Снять крышку, вывернуть шурупы Обозначение F9, 20 А
Очиститель лобового стекла Трапецевидное основание Крепление к кузову Выкрутить правую и левую гайку крепления к кузову
Моторчик омывателя стёкол Под капотом Подсоединена трапеция Открыть капот Может питать оба стекла
Очиститель заднего стекла Багажная дверь Моторчик Гаечное крепление к пластмассовой накладке Только модели 2112 хэтчбек и 2111 универсал

Главный блок

Предохранители и реле в основном блоке располагаются в автосалоне. Его точное расположение — левая часть. Над ним имеется управляющая панель, правее и ниже расположены педали. Доступ открывается нажатием на выключатель защёлки.

Главный блок

Вообще, расположение предохранителей на ВАЗ 2110-2112 неоднократно изменялось, так как ставились разные блоки монтажа.

Плавкие предохранители

Плавкие предохранители на схемах обозначаются буквой F и имеют нумерацию от 1 до 20. Они действуют для защиты автоцепей. Расчёт идёт на ток номинальной силы, измеряемый в амперах. Однако это не относится к цепям аккумуляторного заряда и генератора, а также зажигания и двигательного пуска.

Плавкие предохранители

Эти предохранители являются дополнительными. Доступ к ним открывается снятием крышки посредством выворачивания шурупов, они находятся в правой части от панели по центру. Замена неисправного предохранителя требует поиска перегоревшего элемента и устранения причины выхода его из строя. Далее можно установить новый.

Предохранитель очистителя и омывателя лобового стекла на схеме обозначается F9. У данного предохранителя есть и другие функции. Это рециркулирующий клапан, омыватель фар, обмотка реле обогрева стекла, расположенного сзади.

Мотор стеклового омывателя

Этот небольшой по размеру элемент важен для корректной работы дворников. Выход его из строя блокирует водоподачу из бака на стёкла. В свою очередь стеклоочиститель будет работать вхолостую, вместо очистки от грязи дворники просто размажут её, ухудшится видимость.

Электромотор, питающий стеклоочиститель, располагается под капотом. Прямо к нему подсоединяется трапеция с двумя стеклоочистителями. Он имеет оснащение клеммами, розовый цвет — плюс, чёрный — минус. Со временем имеют свойство окисления.

Для чего нужно реле

Реле стеклоочистителя имеет обозначение К2. Его стабильное функционирование обеспечивает подачу очищающего жидкостного состава на переднее стекло. А без этого не будет и нормальной деятельности дворников.

Отказ работы стеклоочистителей переднего стекла — весомый повод для проверки данного реле. Кроме того, следует проконтролировать работу моторчика стеклового омывателя и его насосное устройство. Причина может заключаться в недостаточном уровне жидкости, поэтому проверке нужно подвергнуть и бак с омывающей жидкостью.

Дополнительное реле обозначено К6.

Очиститель заднего стекла

Под стеклоочистителем имелся в виду очиститель переднего стекла. Это касается всех указанных моделей, но 2112 хэтчбек и 2111 универсал имеют также очиститель заднего стекла. Он расположен на багажной двери. В состав входит моторчик и щётка, оснащённая рычагом.

Очиститель заднего стекла

Заключение 

Таким образом, неисправность предохранителя дворников или реле относится к серьёзной проблеме, но она легко устранима. Для этого нужно воспользоваться приведёнными схемами и советами, заменив вышедшую из строя деталь.

Вы когда нибудь меняли реле дворников на ВАЗ десятого семейства? Так вот я имею такой опыт, и скажу что он вовсе не обязательный каждому, в отличие, например, от рождения детей…

Не работают дворники ВАЗ. Реле дворников ВАЗ 2112

Реле дворников у ВАЗ 2112 находится под ЖАБО примерно над ВУТ(Вакуумный усилитель тормозов). Жабо — это пластиковая крышка, которая прикрывает внутренности печки и прочих ништяков, находящаяся на самом видном месте между капотом и лобовым стеклом

Перегорела эта релюха у меня в самый неподходящий момент. Был ливень, прям вот чтобы понимали лило как из ведра. Это такой день когда надо одевать сапоги и не брать с собой зонт, потому что смысла в нем ровно столько же, сколько и балерине от шахматной фигуры — Ладья. Ехал по Россельбану(Кольцовский тракт) и при повороте на объездную у меня намертво встали вытералки(дворники), благо я был один в машине, но даже выходить из нее, чтобы поковыряться, не было возможности, поскольку ехал в среднем ряду. Представь себе, ехал в потоке машин, лобовое стекло «Течет», дворники машут и тут бах — встали. Скорость была хорошая, километров 80 в час. Я не растерялся, сразу врубил правый поворот, подснизил скорость до 50-60 и начал перестраиваться…

Дело в том, что в условиях наихудшей видимости, остановка посреди дороги на таком участке трассы именно в таких погодных условиях— означала неминуемую аварию.

Мне удалось перестроиться в правый ряд и, остановившись у обочины, начать осмотр на наличие неисправностей. Жутко промок, сказать что я был «до ниточки» мокрым означает что если бы ещё дул ветер, то ближе к завтрашнему утру я бы вновь познакомился с одним распространенных бронхолегочных заболеваний. Но обошлось, хотя тогда я еще не следил особо за здоровьем и питанием.

Не работают дворники ВАЗ. Реле дворников ВАЗ 2112

На выявление неисправности ушло около 15 минут. И если Вы думаете что я такой великий механик и автоэлектрик, то сильно ошибаетесь — я просто решил что мотор дворника сдох, разумеется предварительно проверив соответствующие предохранители на реле слева снизу от руля.

Так, с такой неисправностью, в эти погодные условия, адекватный человек вызвал бы эвакуатор или как минимум бросил бы машину и доехал на такси. Но не я. Я же сел в машинку и очень медленно поехал по крайнему ряду, разумеется включив аварийные сигналы. Дело в том что мне нужно было домой, причем нужно было именно на машине, хотя сейчас я пишу это и понимаю, что ничто не может заставить так рисковать жизнью, почти ничтоникто.

Не работают дворники ВАЗ. Реле дворников ВАЗ 2112
Не работают дворники ВАЗ. Реле дворников ВАЗ 2112

Добравшись до дома, хотя это конечно была отдельная история, я первым делом сходил в магазин и прикупил себе новенький моторчик дворников. Установив его в авто, с удивлением обнаружил что ничего не заработало.

Да, ведь как оказалось, дело было не в моторчике(стоимостью в районе 2000 рублей), а в издохшем реле дворников за 100 рублей. Узнав это из интернета, я стремглав помчался в магаз, благо он был рядом: тогда еще работавший и не обанкротившийся ОЛМИ находился рядом с моим домом на Белинского.

Купив РЕЛЕ, и обзаведясь парой лишних часов в жизни я приступил к операции.

реле дворников ВАЗ 2110

реле дворников ВАЗ 2110

Реле дворников, как я уже сказал, находится под капотом, даже не совсем под капотом, а в районе печки авто. Но чтобы его снять, нужно вспомнить как можно больше матерных слов и проклятий. А для того чтобы вначале подобраться к нему, необходимо ангельское терпение, поскольку все детали так и норовят за что то зацепиться, вытянуть, порвать или сломаться, а шурупы и саморезы постоянно планирут прокрутиться или сорваться с кручения отверткой.

Добавьте описание

По фото с компьютера я понял, что сам на это дело убью не отмеренные мною же 2 часа, а примерно пол дня, но всё таки довел начатое.

Добавьте описание

Большое спасибо что дочитал до конца и обязательно напиши в комментариях интересно ли еще подобные истории и про что хотелось бы услышать в первую очередь.

Дворники на Lada 2110: причины выхода из строя и методы реабилитации

Каждый владелец десятой модели наверняка замечал доносящиеся от расположенного слева моторедуктора щелчки и шум при активировании стеклоочистительной системы. Поэтому на первоначальном этапе решения вопроса, почему на ВАЗ 2110 не работают дворники, следует обратить внимание именно на характер работы этого агрегата.

Электродвигатель не подает никаких признаков работоспособности – необходимо осмотреть предохранитель F5 в монтажном блоке, расположенном слева под гидрокорректором светового пучка фар. Исправный предохранитель служит в первую очередь индикатором наличия проблем в системе подпитки электропривода.

Идентифицировать неисправный участок поможет мультиметр: необходимо «прозвонить» цепь в режиме сопротивления от предохранителя до моторедуктора и подрулевого рычага, да и сам переключатель. Мультиметр индуцирует ноль: участок исправный, бесконечно большое значение – повод к осмотру клемм и проводов.

Устраняется неисправность следующими действиями:

  • зачистить/обжать клеммы в блоке предохранителей, контактных разъемах подрулевого переключателя и моторедуктора;
  • заменить провода;
  • заменить рычаг на рулевой колонке, активирующий работу стеклоочистителей.

За работу стеклоочистителей по циклам с паузами (I и II положения) отвечает реле К2 типа 524.3747, расположенное в монтажном блоке. Система не работает в прерывистом режиме – повод к детальному осмотру и замене реле. При таких обстоятельствах «грешить» стоит и на подрулевой переключатель.

Следует иметь ввиду! При дефектном реле стеклоочистители совершенно беспрецедентно работают в крайнем третьем положении правого подрулевого переключателя.

Впрочем, неисправное реле далеко не всегда прекращает работу узла в прерывистом режиме. Стеклоочистители могут эффективно выполнять свою функцию в I и II положениях, однако на наличие дефекта в реле будет указывать отсутствие характерных для данных режимов пауз между взмахами щеток.

Попутно, выясняя другие причины, по которым дворники на ВАЗ 2110 в прерывистом режиме не работают с паузами, следует осмотреть концевой выключатель, расположенный на крышке моторедуктора:

  • окисленный слой следует убрать;
  • обгоревшие контакты необходимо очистить;
  • контактные лепестки, при необходимости, стоит подогнуть.

Второй этап решения вопроса, почему на автомобиле ВАЗ 2110 не работают дворники: электромеханические неисправности

Не работающий электродвигатель, отсутствие щелчка и кондиционный предохранитель F5 – комплекс этих обстоятельств вполне может указывать на серьезные неисправности в моторедукторе, часто устраняющиеся заменой узла в сборе:

  • зависшие щетки, обеспечивающие электрическую связь между цепями ротора и статора;
  • загрязненный коллектор, расположенный на роторе электродвигателя;
  • подгоревший коллектор;
  • обрыв в обмотке якоря.

Второй сценарий не менее критический: электродвигатель не включается, при этом либо слышен щелчок, либо выходит из строя предохранитель F5.

Внимание! В этом случае подрулевой переключатель следует немедленно вернуть в базовое нулевое положение.

При наихудшем стечении обстоятельств данные сигналы указывают на короткое замыкание в обмотке электродвигателя и необходимость замены моторедуктора в сборе. Нередко подобная симптоматика подтверждает наличие пустяковых неисправностей: примерзшие щетки или задевающие за детали кузова стеклоочистители. При этом следует крайне осторожно отделить щетки от стекла или выправить геометрию рычага крепления щетки (а возможно и заменить его) соответственно. Трехскоростная система стеклоочистителей – одна из самых уязвимых в отечественной «десятке». Роль слабого места может исполнить практически любой узел: подрулевой переключатель, реле, предохранители, моторедуктор.

Неисправности механического происхождения

механика

Часто дворники на автомобиле ВАЗ 2110 не работают по причине банального ослабления гайки, прижимающей щеткодержатель к валу трапеции. Восстановить работоспособность системы можно мгновенно, отрегулировав угол расположения щетки и притянув рычаг гайкой.Об открученной гайке, способствующей передаче крутящего момента от редуктора к трапеции, может сообщить одно из двух событий:

  • электродвигатель сохраняет работоспособность во всех режимах, но обе щетки не двигаются;
  • щетки самопроизвольно прекращают работу в промежуточном положении.

Впрочем, остановка щеткодержателей в произвольном положении может произойти по причине плохого прижатия контактов «концевика» к шестерне моторедуктора или окисления/обгорания этих же контактов. А щетки не в состоянии двигаться еще и после выкрашивания зубьев шестерен, которые не располагают большим ресурсом – ведь они изготовлены из пластмассы.

Итого

Отказ стеклоочистителей может произойти по вполне банальным причинам:

  • cгорел предохранитель F5;
  • окислились или обгорели клеммы соединительных колодок;
  • вышли из строя провода;
  • сломалось реле К5 524.3747;
  • приказал «долго жить» подрулевой переключатель;
  • ослабла гайка, притягивающая кривошип трапеции к шестерне редуктора;
  • открутились гайки крепления рычагов к валам трапеции;
  • щетки примерзли к стеклу.

Нередко дворники на моделях семейства ВАЗ 2110 не работают из-за неисправностей сложного уровня:

  • окисление/обгорание, недостаточная сила прижатия контактов концевого выключателя, расположенного на крышке редуктора;
  • зависание щеток в моторедукторе;
  • обгорание/загрязнение коллектора;
  • обрыв в обмотке якоря;
  • выкрашивание зубьев шестерен в редукторе.

Вот монтажный блок предохранителей (в нём и различные реле находятся) маркировка блока 2114-3722010-18.

Используется данный блок не только в Ваз 2109, но и в Ваз 21099, Ваз, 2108.

Реле стеклоочистителя находится под маркировкой «К3».

Просто обратите внимание на схематичное изображение стекла и «дворника».

Правда на самом реле это изображение чёрное на чёрном фоне, но разглядеть, при желании можно.

Что бы найти сам блок, откройте капот, по направлению движения автомобиля с левой стороны перед лобовым стеклом находится данный блок.

Блок защищён пластиковой крышкой, пластиковая крышка на защёлках (то есть откручивать ни чего не надо.

Если реле будете менять, то скиньте минусовую клемму с аккумулятора.

Ребята, прошу объясните доходчиво блондинке.

Вот он «К3», я специально обвёл белым, что бы лучше было видно.

Не до конца понятно как Вы смогли поставить «диагноз», почему решили что проблемы с реле, оно щёлкает не переставая, или вообще молчит?

Возможно наилучшим вариантом будет обращение к авто-электрику.

dap

Был больше месяца назад

Ни с того ни с сего дворники включились и не хотели выключаться. Чтобы не мешали ехать и не стереть резинки в ноль — временно достал предохранитель дворников №24 (на 25А) и они остановились.

Поискал в нете, спросил совета на клубе и решил, что в первую очередь стоит посмотреть реле дворников, которое находится в основном блоке реле за обшивкой под рулем. Для этого:

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

Тянем на себя накладку над рулем и вывинчиваем два винтика под ней.

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

Открываем водительскую дверь, снимаем крышку с блока предохранителей и вывинчиваем еще один винтик (чуть выше и правее самих предохранителей).

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

И еще один (справа над педалью газа).

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

И, наконец, последний винтик рядом с тягой привода замка капота. Теперь тянем обшивку на себя и одновременно высвобождаем ее из зажимов: один на подставке под левую ногу (черная мет. скоба), а второй над педалью тормоза (белый рифленый пластик).

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

Перед нами появляется блок реле. Коричневое — это реле дворников. Не обращайте внимание на маркировку 603 на нем, т.к. на А3-А8 ставились такие же реле с таким же кодом детали 4B0 955 531 E, но с другой маркировкой на видимой части реле.

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

Вскрыть реле аккуратно не удалось, т.к. из-за перегрева одна из микросхем намертво впаялась в корпус реле и оторвалась от платы во время разборки.

Фото в бортжурнале Audi A6 (C5)

Новую релюху нужно было бы ждать 2 недели, т.к. нигде ее нет в наличии. А вот б/у нашел за 10 минут и за $10. Вставил на место сгоревшей и все заработало!

Как только починил дворники — пошел мокрый снег. Вот так вот мне повезло, т.к. до этого 2 дня катался без них вовсе.

В этом кратком, но ёмком посте мы рассказали о том, где находится реле дворников на ВАЗ 2107, как его заменить, а также перечислили другие возможные причины отказа стеклоочистителей. За работу стеклоочистителей на семерке отвечает реле РС-514, которое находится за щитком приборов, с левой стороны, рядом с реле поворотников.
Реле дворников

Как заменить реле дворников?

Чтобы заменить данное реле, нужно отодвинуть или полностью снять приборную панель. Для этого нужно снять пластиковые накладки с рычажков управления отопителем салона.
Снятие приборной панели ВАЗ 2107

Затем нужно снять пластиковую заглушку, расположенную с правой стороны от данных рычажков.
Снятие приборной панели ВАЗ 2107

Теперь необходимо плотно взяться руками за правую сторону приборки и аккуратно потянуть её на себя.
Снятие приборной панели ВАЗ 2107

Чтобы получить немного больше пространства, можно расклинить приборку, вставив в пространство между ней и панелью какой-нибудь предмет. Если же вам не хватает сноровки заменить реле с отодвинутым приборным щитком, то придется его снять полностью. Для этого нужно открутить трос спидометра, снять со штуцера трубку эконометра, а также отключить фишки с проводами.

Внимание! Перед демонтажем колодок с проводами, нужно запомнить как они были подключены, а еще лучше сфотографировать, чтобы не перепутать их при подключении.

Теперь откручиваем гайки крепления реле дворников к кузову автомобиля, отсоединяем фишку и вытаскиваем его. Данное реле может крепиться как одним болтом, так и двумя.
Реле дворников ВАЗ 2107

Теперь подключаем фишку к новому реле и собираем панель в обратном порядке.

Симптомы выхода из строя реле дворников

Чаще всего при выходе из строя данного узла, наблюдаются следующие проблемы:

Сгорел предохранитель. За работу стеклоочистителя на автомобиле ВАЗ 2107 отвечает предохранитель F2, имеющий мощность 10А. В монтажном блоке нового образца этот предохранитель расположен в правом нижнем углу, рядом с пластиковым пинцетом для изъятия предохранителей.

Предохранитель дворников ВАЗ 2107

В старом монтажном блоке предохранитель F2 идет вторым по счету слева направо.
Предохранитель дворников ВАЗ 2107

Кроме работы дворников, этот предохранитель задействован в цепи омывателя ветрового стекла. Поэтому если вместе с дворниками у вас перестал работать омыватель, значит у вас сгорел предохранитель F2.

Под тягу дворников попал посторонний предмет. Эта проблема встречается очень часто у владельцев классических моделей Жигулей. Дело в том, что многие автолюбители любят хранить инструмент и запасные части в нише, рядом с моторчиком дворников. В процессе движения эти инородные предметы с легкостью могут попасть под тягу редуктора стеклоочистителей и заблокировать его работу. Для выявления этой проблемы нужно тщательно обследовать пространство в районе электродвигателя дворников. Если что-то найдется, нужно незамедлительно удалить оттуда данный предмет. Заклинивание редуктора чревато выходом из строя моторчика дворников, что влечет за собой немалые траты (данная деталь стоит от 1500 рублей) и трудоемкий ремонт.

Прогар дорожки в блоке предохранителей.

Повреждение проводки Выход из строя трапеции стеклоочистителей (редуктора)

Выход из строя моторчика дворников. Проверить электродвигатель стеклоочистителя достаточно просто – нужно подать на него напряжение от аккумулятора. Для этого его даже не нужно снимать, достаточно снять фишку, найти провода длиною около 150 см, и подключить их к аккумулятору и к моторчику дворников.
ВАЗ 2107 подкапотное пространство

Итак, в этой статье мы рассказали о том, где находится реле дворников на ВАЗ 2107, также описали процесс его замены, и перечислили другие возможные причины отказа дворников на этом автомобиле. Если у вас остались вопросы, то обязательно задавайте их в комментариях. Мы постараемся вам помочь!

Модернизация реле стеклоочистителя на ВАЗ-2107

Водителям “семерки” известна проблема работы стеклоочистителя, которая заключается не в частых поломках, а в том, что цикличность движения дворников заставляет понервничать. Но, об этом немного позже. В целом реле играет очень важную роль, и такая роль появляется только в дождливую погоду. Ведь функционирование дворников невозможно не только без питания, но еще и без регулятора. Именно реле и выполняет данную функцию, которая доставляет большое удобство во время непогоды. Но это не единственная функция этого устройства, впрочем, об этом описано ниже.

Расположение реле в ВАЗ- 2107

Расположение реле в ВАЗ- 2107

Что такое реле стеклоочистителя и его назначение

Начнем с того, что дворники на автомобиле ВАЗ-2107 приводит в действие электромотор постоянного напряжения 12В. Но двигатель самостоятельно не смог бы обеспечить такую маятниковую работу дворников. К тому же такой электромотор имеет большую мощность, а значит, и немалую величину постоянного тока. Чтобы уменьшить ток в цепи включения стеклоочистителя устанавливается реле типа РС-514, которое также выполняет функцию периодичной работы дворников. В автомобиле ВАЗ-2107 имеется два режима движения дворников – без перерыва, и с периодичностью четырех секунд.

Располагается устройство в области водительского места под торпедой слева. Крепится оно напрямую к кузову автомобиля ВАЗ-2107 с помощью двух винтов и находится под обивкой салона. Из реле выходит провод со штекером для подключения. Разъем, где подключается штекер, расположен на приборной панели возле регулятора гидрокорректора фар. Добраться к нему можно только снизу, а найти правильно необходимый штекер можно путем отключения предполагаемого и проверки работы дворников, если при включении рычага в положение 1 стеклоочиститель не приводится в действие, то устройство отключено.

Из чего состоит?

Снаружи реле стеклоочистителя представляет собой небольшую черную коробочку с отходящим проводком длиной до 15см. Если его разобрать, то внутри находится электрическая плата, на которой расположены элементы электроники. Они собираются по определенной схеме, что и обуславливает его работоспособность.

Итак, как видно на рисунке, реле состоит из таких основных деталей:

  1. Электромагнитная катушка;
  2. Микроконтроллер типа ХП37;
  3. Конденсатор;
  4. Резистор.

Это основные элементы, как видно на фото, есть еще некоторые резисторы, но важную роль играет именно тот, который расположен возле контроллера под номером 4. К плате подведено четыре провода питания, посредством которых и осуществляется передача сигналов от релюшки.

Реле стеклоочистителя в разобранном виде

Реле стеклоочистителя в разобранном виде

Принцип работы устройства

Стеклоочиститель работает посредством электромотора, реле, предохранителя, переключателя и питания 12В. На электромагнитную катушку 1, расположенной на печатной плате, подается ток при включении дворников. Катушка включает себя подвижный якорь, обмотку и замыкающие верхние и нижние контакты. Катушка, получив питание, оттягивает якорь от сердцевины, тем самым размыкая верхние контакты, а нижние замыкаются соответственно. На основании катушки имеется кронштейн с биметаллической пластинкой.

Эта пластинка обмотана нихромовой тонкой проволокой, по которой протекает ток. Ток соответственно нагревает пластинку и она выгибается, размыкая контакты. Спустя время, пластинка остывает и принимает прежнее положение. Когда контакты размыкаются, то в катушке наводится ЭДС. Чтобы эту электродвижущую силу пресечь, параллельно обмотке включен резистор величиной 62 кОма (расположен возле контроллера на рисунке 1 под номером 4).

Схема работы: подается питание к релюшке, в которой замыкаются контакты посредством срабатывания катушки, электродвигатель получает питание и приводится в действие. За 1-3 секунды биметаллическая пластина нагревается и срабатывает, отключая питание с мотора. Когда щетки дворников вернулись в исходное положение, пластина остыв, снова приводится в действие. Резистор 4, отсекающий самонаводящуюся ЭДС, создает ту самую паузу задержки, по которой осуществляется периодичность работы дворников. Так осуществляется процесс движения стеклоочистителя.

Замена реле стеклоочистителя

Самым простым действием в работе со стеклоочистителем является замена реле. Самое главное – это определить его месторасположение. Замена производится в случае неисправности элементов устройства, самой распространенной проблемой поломки является повреждение катушки.

Выполняется так: отключив сначала питание устройства, приступаем к откручиванию двух шурупов. Если штекер не выходит из розетки, его можно поддеть отверткой. Далее, устанавливаем новое устройство на место и подключаем. Замена занимает не более 10 минут.

Уменьшение паузы и регулировка

Как уже оговаривалось выше, щетки очистителя на ВАЗ-2107 имеют два режима действия, один быстрый – для очищения во время сильного ливня, а второй медленнее, который используется зачастую. Но у водителей возникает недовольство в том, что порой необходимо поточнее подобрать режим действия. Поэтому выбор периодичности является актуальным вопросом и на сегодняшний день. Итак, чтобы осуществить изменение скорости работы дворников, необходимо проследить процессы, протекающие в устройстве. Схема электрическая принципиальная имеет следующий вид, представленный ниже.

Схема электрическая принципиальная реле стеклоочистителя

Схема электрическая принципиальная реле стеклоочистителя

Схема показывает, что элемент, отвечающий за создание паузы в работе стеклоочистителя на ВАЗ-2107 является параллельно включенный катушке резистор. Этот резистор отсекает самоиндукцию ЭДС в катушке и тем самым создает эту паузу. Стандартное реле имеет паузу в 4,2 секунды, которое обуславливает резистор номиналом в 62 кОм. Приведенная схема уместна для всех релюшек стеклоочистителя автомобиля ВАЗ-2107. Необходимый резистор именуется как R3, который соединяется с красным проводом, как показывает схема.

  • Первый способ, как изменяется пауза. Если необходимо увеличить паузу с четырех секунд до 5-6, тогда необходимо подобрать резистор номиналом большим 62 кОм. Если же, наоборот, то используются номиналы в 45 или 30 кОм. Поэтому необходимо выпаять родной резистор и припаять на то место элемент с новой величиной. Можно вместо нового резистора использовать старый, отпаяв одну ножку и припаяв к ней метр медной проволоки, которая создаст сопротивление в 30 кОм совместно со старым резистором. Но этот способ более долгий и нерациональный, так как необходимо будет заизолировать проволоку и вместить ее в короб.
  • Второй способ. Подразумевает установку регулятора сопротивления в широком диапазоне. Для этого потребуется регулятор, 2 проводка и 2 штекера (папа-мама). В печатной плате делаются два отверстия и заводятся два проводка. Припаиваются концы к резистору R3, который показывает схема 1. Ко второму краю проводков припаивается штекер и соединяется непосредственно с регулятором. Далее, собирается все на место, а регулятор выводится на приборную панель. При пуске дворников, вращая регулятор, будет замечаться изменение цикличности работы. Этот вариант более приемлем из-за своего широкого спектра регулирования цикличности действия путем создания паузы.

Регулятор паузы стеклоочистителя

Регулятор паузы стеклоочистителя

Имея в своем вооружении знания о регулировании паузы работы дворников можно выбрать для себя подходящий вариант и самостоятельно осуществить на ВАЗ- 2107. Особенно не составит труда для любителей паяльника и канифоли. Ведь каждый в юности имел склонность попаять старую электронику. Удачных воплощений!

Электронное реле стеклоочистителя для «Жигулей» Hand made

Надоело мне мое реле стеклоочистителя на биметаллической пластине и начал искать в нете кто и что переделал. Поиски продлились не долго и я нашел одноименную статью которую и выложу ниже.

До настоящего времени автомобили «Жигули» остаются самой распространенной «иномаркой», бегающей долгие годы по нашим дорогам. Особенно много «старушек» моделей ВАЗ 2101-2107.

За свои 30 лет моя «двойка» сменила не одного хозяина. Были заменены многие узлы и детали. Если по «железу» это можно понять, то неоднократный выход из строя реле стеклоочистителя РС514, реле-регулятора РР380 потребовал отказаться от их услуг.

Анализ радиолюбительской литературы за последние 20 лет показал тенденцию замены реле РС514 электронными устройствами. Сначала это были транзисторные мультивибраторы. В качестве нагрузки в одном из плеч стояло электромагнитное реле или мощный транзистор. Потом в качестве ключа стали использовать тиристор.

Наиболее простая схема реле стеклоочистителя [1] содержит тиристор КУ201 и один маломощный транзистор.

Длительность паузы в цикле работы стеклоочистителя зависит от времени разряда времязадающего конденсатора, и ее можно регулировать. Это хорошо, так как такая потребность появляется при изменении интенсивности дождя или снега. А вот то, что эта простейшая схема очень критична к параметрам тиристора и требует кропотливого подбора многих элементов, безусловно, плохо.

Добавление еще одного транзистора [2] позволяет исключить подбор элементов.

Предлагаемая схема электронного реле стеклоочистителя (рис.1) сложнее всего на несколько элементов, но имеет более высокую надежность работы, может обеспечить динамическое торможение двигателя. Никаких переделок штатной схемы электрооборудования автомобиля [3] при этом не требуется.

Электронное реле стеклоочистителя для

Электронное реле стеклоочистителя для

Собственно схема реле стеклоочистителя, выделенная на рис.1 штрихпунктирной линией, монтируют на печатной плате (рис.2 и 3) из фольгированного стеклотекстолита и размещают в корпусе демонтируемого реле РС514. Вилка разъема XR1 вместе с соединительными проводами также от реле РС514.

Электронное реле стеклоочистителя для

Электронное реле стеклоочистителя для

Работает устройство следующим образом. Штатный сдвоенный клавишный переключатель SB1 режимов работы стеклоочистителя имеет три положения: «О» -стеклоочиститель выключен; I — циклический (с паузой) режим работы; II — непрерывный режим работы стеклоочистителя. В положении II питание (+12 В) подается непосредственно на обмотку двигателя М1 стеклоочистителя через контакт int разъема XR2. При этом концевой выключатель SB2 не влияет на работу двигателя. В положении I переключателя режимов работы SB1 напряжения +12 В подаются на контакт 3 схемы электронного реле. Это состояние SB1 показано на чертеже.

Поскольку в первоначальный момент конденсатор С1 разряжен, то на базе транзистора VT1 отсутствует напряжение относительно его эмиттера, и VT1 заперт. При этом транзистор VT2 отпирается током базы через резистор R5 и обмотку двигателя М1. Соответственно отпирается тиристор VS1, получая положительный потенциал на управляющий электрод через резистор R7. Тиристор мгновенно переходит в проводящее состояние и «запоминает» его. Через клемму 4 схемы электронного реле напряжения +12 В подается на обмотку двигателя, и стеклоочиститель начинает движение щеток. Почти одновременно переключается концевой выключатель SB2.

При этом тиристор VS1 закорачивается его контактами «int-C» (разъем XR2) и переходит в непроводящее состояние, но подача напряжения питания на двигатель не прекращается. Через резистор R6 отпирается транзистор VT3, обеспечивая быструю зарядку до напряжения источника питания конденсатора С1 через резистор R4, отпирание транзистора VT1 через резистор R3. Это в свою очередь приводит к запиранию транзистоpa VT2. После совершения щетками двойного хода и возврата их в исходное положение изменяется состояние концевого переключателя SB2, контакты » int-C» размыкаются, a «int-F» замыкаются. Двигатель М1 останавливается, поскольку тиристор VS1 находится в непроводящем состоянии. Запирается VT3.

Начинается формирование паузы в цикле работы стеклоочистителя. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R1, R2, R3 и базовый переход транзистора VT1. Время разряда (паузы) можно регулировать от 0,5 до 20 с потенциометром R1. Уменьшение заряда С1 приводит к запиранию транзистора VT1. Соответственно отпираются транзистор VT2 и тиристор VS1. На двигатель подается напряжение питания через тиристор VS1, а через очень небольшой промежуток времени питание подается концевым выключателем SB2. Процесс движения щеток повторяется.

Конденсатор С2 уменьшает искрение контактов SB2 концевого выключателя и помехи работе реле стеклоочистителя в автомобиле. Его величина некритична ее можно уменьшить в 10 раз.

Диод VD2 защитный. Его можно заменить КД105, КД221, КД208, КД209 и аналогичными. В качестве VS1 можно использовать тиристоры КУ202 с любой буквой. Применение КУ201 возможно, но надежность работы будет ниже. Печатная плата позволяет применять тиристоры в пластмассовом корпусе типа КУ202Н-1 или Т106-10. При этом печатную плату можно укоротить на 15 мм. Максимальную длительность паузы при желании можно увеличить. Для этого достаточно пропорционально увеличить сопротивление потенциометра R1 или емкость конденсатора С1.

Теперь несколько слов о динамическом торможении двигателя. Дело в том, что механизм привода щеток стеклоочистителя автомобилей «Жигули» имеет небольшие потери на трение. Если для останова двигателя использовать только обесточивание двигателя в исходном крайнем положении щеток, то по инерции ротор двигателя еще несколько провернется, а щетки дополнительно продвинутся на 3-5 мм. В принципе это не создает особых неудобств водителю, но от этого недостатка легко избавиться. В стандартной конструкции с реле РС514 для этого использовались контакты «int-F» концевого выключателя, которые при паузе закорачивали обмотку обесточенного двигателя.

В предлагаемой схеме электронного реле для динамического торможения двигателя достаточно установить резистор R9. Его величина некритична от 4,7 до 10 Ом. Фактически на резисторе рассеивается небольшая мощность, поскольку ток через него при нормальной работе реле протекает только кратковременно, но нельзя исключать и аварийное состояние стеклоочистителя, например, «залипание» контактов «int-F» концевого выключателя. Поэтому целесообразно использовать мощный резистор типа ПЭВ-10.

Как было сказано ранее, использование электронного реле стеклоочистителя не требует изменений штатной схемы электропроводки автомобиля «Жигули». Вышедшее из строя реле РС514 следует разобрать, от него отпаять жгут из четырех проводов с вилкой разъема. Цвета проводов и их соединение с вилкой показаны на рис.4.

Электронное реле стеклоочистителя для

Электронное реле стеклоочистителя для

Если динамическое торможение не используется, а это вполне оправдано для упрощения конструкции, то конец неиспользуемого провода следует изолировать.

Провода жгута подпаивают к плате электронного реле, а саму плату помещают в корпус РС514 и закрывают изолирующей крышкой-дном по размеру платы. Потенциометр R1 размещают в любом удобном для водителя месте на панели автомобиля, например, вблизи переключателя режимов работы стеклоочистителя.

Были изготовлены и установлены на автомобили более пяти экземпляров электронного реле стеклоочистителя. Подбор элементов не проводился. Все водители отмечают широкий диапазон интервалов паузы. Работа двигателя стеклоочистителя стала более устойчивой.

В заключение следует отметить, что предлагаемое электронное реле — наиболее простое технологическое решение поставленной задачи, поэтому встречающиеся в литературе схемы цифровых реле не рассматривались, как неоправданно усложненные, тем более что ни точное значение паузы, ни ее стабильность для водителя несущественны.

ЕЛ. Яковлев, г.Ужгород
Литература
1. Борноволоков Э.П., Фролов, В.В. Ра-диолюбительские схемы.- К.: Техтка, 1979.
2. Радио, телевизия, электроника. Бол-гария- 1979.- №11.
3. Литвиненко В.В. Электрооборудова-ние автомобилей «ВАЗ» //Зарулем. — 1997.- С.108-109.

В общем собравшись я повторил эту схему вырезал и вытравил печатную плату.

Вырезаем плату и сверлим отверстия для деталей

Вырезаем плату и сверлим отверстия для деталей

Рисуем плату перед травкой

Рисуем плату перед травкой

После чего затарился детальками и спаял устройство.

Спаянное устройство

Спаянное устройство

Стоимость деталей около 1$ я покупал только транзисторы по 4 рубляза шт.Теристор взял КУ-202.

Устройство

Устройство

Плата сделана таким способом что помещается в корпус старого реле как родная. Переменный резистор для регулирования паузы между циклами я взял спаренный но и соединил его параллельно что уменьшило диапазон регулирования паузы так как пауза в 20-25 секунд между взмахами щеток мне показалась слишком большой и не нужной. Работой устройства остался очень доволен.

Запчасти на фото: PC514

Запчасти на фото: PC514

Фото в бортжурнале LADA 2107

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как грамотно составить анкету в тиндер
  • Найти как делают рисунки
  • Как найти группу королева
  • Как составить планы для работников культуры
  • Как найти где находиться сейчас телефон