- Главная
- Тендер
Как найти решение ФАС по жалобе: пошаговая инструкция
База решений ФАС России — это онлайн-ресурс, в котором содержатся результаты рассмотрения споров, проведения плановых и внеплановых проверок и других обращений в федеральную антимонопольную службу.
Для чего ищут
На первый взгляд кажется, что пользоваться база решений УФАС поставщику необходимо только при подаче жалобы и отслеживании результата по ней. Однако, этот каталог использую и в таких ситуациях:
- Аналитика заказчика. Перед участием в торгах поставщику следует ознакомиться с историей закупок, проводимых конкретным заказчиком. Насколько «проблемны» проводимые им торги. Если большинство заказов проходят с разбирательствами в ФАС, то следует взвесить все плюсы и минусы участия в закупках этого госзаказчика.
- Мониторинг аналогичных разбирательств. Прежде чем направить жалобу, участнику целесообразно ознакомиться с текстами заключений, вынесенных по аналогичным проблемным ситуациям. Поставщику легче аргументировать позицию, предоставить доказательную базу со ссылками на нормативные правовые акты и, что немаловажно, сослаться на аналогичные документы. Сведения предоставляют не только по делам управлений антимонопольной службы конкретного округа, но и любого иного региона.
- Поиск конкретных документов. Ну и основная функция решения ФАС по жалобам 44-ФЗ — это поиск заключений заинтересованных участников процесса. Все привлеченные к процессу разбирательства лица вправе ознакомиться с результатами проверки.
Если заключение не удовлетворяет требованиям поставщика, он обжалует решения ФАС в судебном порядке.
Как найти на сайте Федеральной антимонопольной службы
1. Зайдите на главную страницу официального сайта фас гов ру и перейдите в раздел «База решений».
2. Используйте поиск по ключевым словам.
3. Используйте расширенный поиск для более предметного отбора.
4. Используйте базы на официальных сайтах ФАС России в регионах. Вот пример.
Как найти в ЕИС
Вот инструкция, как найти решения антимонопольной службы России в единой информационной системе:
1. Заходим во вкладку «Все разделы» на главной странице.
2. Находим раздел «Контроль и аудит» и кликаем на подраздел «Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний».
3. Отбираем решение федеральной антимонопольной службы по таким параметрам: статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления документа и др. Чаще всего вводят данные заказчика, на кого подана жалоба, или же сведения поставщика, кто подал заявление для проверки.
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов
Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96
ПОИСК РЕШЕНИЯ И ПРЕДПИСАНИЯ ФАС ПО ЖАЛОБЕ (Как найти)
Все решения в области Госзакупок ФАС обязательно публикует на официальном сайте.
Для чего нужно искать решение ФАС.
Для начала разберемся, что же представляет собой база решений ФАС по жалобам 44-ФЗ.
Это онлайн-ресурс, содержащий информацию по заключениям федеральной антимонопольной службы в связи с урегулированием споров, возникших в результате внеплановых проверок участников контрактной системы, а также решений по поводу плановых ревизий.
На первый взгляд может показаться, что пользоваться базой поставщику необходимо только при подаче жалобы и отслеживании результата по ней.
Однако, данный каталог текстов необходим еще и в следующих случаях:
Аналитика заказчика
Перед участием в торгах поставщику следует ознакомиться с историей закупок, проводимых конкретным заказчиком. Насколько «проблемны» проводимые им торги.
Если в большинство заказов проходят с разбирательствами в ФАС, то следует взвесить все плюсы и минусы участия в данных закупках.
Мониторинг аналогичных разбирательств
Прежде чем направить жалобу, участнику целесообразно ознакомиться с текстами заключений, вынесенных по аналогичным проблемным ситуациям.
Поставщику будет легче аргументировать свою позицию, предоставить доказательную базу со ссылками на нормативные правовые акты и, что немаловажно, сослаться на аналогичные документы.
Сведения можно предоставлять не только по делам управлений антимонопольной службы конкретного округа, но и любого иного региона.
Поиск конкретных документов
Ну и основная функция базы — это поиск заключений заинтересованных участников процесса.
Все привлеченные к процессу разбирательства лица вправе ознакомиться с результатами проверки.
Если заключение не удовлетворяет требованиям поставщика, он имеет право на обжалование решения ФАС в судебном порядке.
Как найти РЕШЕНИЕ на сайте ФАС
На официальном сайте антимонопольной службы на главной странице доступен раздел «База».
Страница «Правовые акты» открывает доступ к поиску документов по всей сфере деятельности контролирующего органа.
Необходимо указать сферу деятельности «Контроль госзакупок».
В разделе «Тип правового акта» указать «Решение по жалобам».
Указать структурное подразделение. Это может быть как Центральный аппарат (к примеру, заявления на действия оператора торговой площадки), так и территориальные управления.
Ну и, наконец, если известно, указать номер документа и период, в течение которого вынесено заключение.
База также доступна на сайтах конкретных управлений.
Как найти в ЕИС
Намного проще система поиска построена на сайте Единой информационной системы. Заключения по жалобам находятся в специальном реестре (раздел «Мониторинг, аудит и контроль») доступен многочисленный набор параметров по поиску необходимых документов.
Поиск осуществляется по следующим параметрам: статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления документа и др.
Как можно заметить, намного проще ввести данные заказчика, на кого подана жалоба, или же сведения поставщика, кто подал заявление для проверки.
Порядок подачи жалобы по 44-ФЗ (ст. 105)
В государственных закупках работа и добросовестность поставщиков находится под особым контролем и за существенные нарушения действующего законодательства можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков. материал на эту тему можно посмотреть по ссылке.
Работу заказчиков контролирует сразу несколько федеральных ведомств.
Данному виду контроля в Законе о контрактной системе отведена целая глава, которую мы рассмотрели в этой статье. Однако, на этом контроль за закупками заказчика не заканчивается.
Для обеспечения прозрачности и доступности закупок, не допущения ограничения конкуренции и сговора между сторонами госзаказа Законом о контрактной системе предусмотрена возможность подачи жалобы.
Стоит отметить, что жалобу можно подать как на неправомерные действия, так и на бездействие.
На кого можно жаловаться?
Это могут быть заказчики и его должностные лица, уполномоченные учреждения, оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.
Кто может жаловаться?
По сути, исходя из части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пожаловаться может любой гражданин, если действия или бездействия должностных лиц нарушают права и интересы этого гражданина.
Когда можно подавать жалобу?
В любое время определения поставщика, но не позднее десяти календарных дней с даты подведения итогов закупки. То есть фактически жалобу можно подать в любой момент с даты размещения закупки в Единой информационной системе до даты заключения контракта.
Но всё было бы так просто, если б это не был наш горячо любимый 44-ый.
Есть несколько нюансов:
на положения документации и извещение о закупке жалоба может быть подана не позднее окончания срока подачи заявок;
если жалоба направлена на действия (бездействия) должностных лиц во время или после рассмотрения заявок, то подать её может только участник закупки, подавший заявку на участие в торговой процедуре;
если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсах и аукционах или при заключении контракта, то обжалование таких действий осуществляется до заключения контракта;
обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки и специализированного оператора электронной площадки возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий.
По окончании этих сроков жаловаться можно только в судебном порядке.
КУДА ПОДАТЬ ЖАЛОБУ?
Жалобу на действия (бездействия) должностных лиц необходимо подавать в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок исходя из подведомственности заказчика (федерального уровня, уровня субъекта, органы местного самоуправления, контрольные органы в сфере гособоронзаказа).
Также подача жалобы в ФАС не является препятствием для одновременного обращения с исковым заявлением в судебные органы.
Информация о всех поданных жалобах и принятых по ним решениям включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Данные, внесённые в реестр, доступны для ознакомления в свободном доступе в Единой информационной системе в разделе «Контроль и аудит».
ВОЗВРАТ ЖАЛОБЫ
Казалось бы, что здесь сложного? Написал своё мнение — бумага всё стерпит, приложил документы, какие посчитал нужным, а там знающие люди разберутся. Но всё далеко не так.
Жалоба может быть возвращена лицу, её направившему.
Решение о возвращении жалобы должно быть принято в течение двух рабочих дней с даты обращения. Поэтому если этот срок истёк, а вам никто жалобу не вернул, то, скорее всего, вашу жалобу рассматривают.
Закон о контрактной системе даёт возможность участнику закупки отозвать поданную им же жалобу. Произойти это должно ДО принятия решения по жалобе. И больше по тем же причинам жаловаться у участника не получится. Закон это запрещает.
Причины возврата жалоб:
Жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе — не подойдёт вариант «пишу как хочу».
Жалоба не подписана уполномоченным лицом — даже если все документы по жалобе в порядке, но в сопроводительном письме забыли поставить подпись, то всё будет возвращено обратно жалобщику.
Жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами — необходимо приложить приказ наделении полномочиями по направлению жалоб либо о назначении (тогда лучше приложить копию должностной инструкции, если в приказе прямо не указаны полномочия по направлению обращений).
Жалоба на те же действия (бездействия) по которым уже есть решение суда или контрольного органа — увы, так тоже бывает, иногда кто-то успевает быстрее нас.
КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЖАЛОБУ В КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
В первую очередь, необходимо знать, что жалоба подаётся в письменном виде. Никакие e-mail-ы, телеграфы, факсы и усиленные электронные цифровые подписи здесь не действуют. При подаче жалобы (точнее уже при её оформлении) участником закупки формируется целый пакет документов.
Обязательные требования Закона по содержанию жалобы:
Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, действия (бездействия) которого обжалуются.
Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, подавшего жалобу.
Указание на закупку, за исключением случае обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
Указание на обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц.
Документы, подтверждающие обоснованность жалобы — это могут копии документов или скриншоты монитора компьютера, например.
Сопроводительное письмо с указанием перечня прилагаемых к жалобе документов.
Сама жалоба подписывается лицом её подающим либо его представителем. Если жалоба подаётся представителем, то необходимо приложить доверенность или иной подтверждающий его полномочия документ.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;
Постановление Правительства РФ от 27.10.2015 №114.
Инструкция по работе с базой решений ФАС по жалобам
База решений ФАС России — это электронный ресурс, позволяющий получить документ Антимонопольной службы и ознакомиться с ним без обращения в саму службу. Сервис доступен не только на сайте ведомства, но и через портал госзакупок.
Для чего пользователю искать решения Антимонопольной службы
База документов ФАС содержит в открытом доступе все принятые Антимонопольной службой документы по результатам плановых и внеплановых проверок. Ресурс полезен во множестве ситуаций и для разных целей:
- лица, участвующие в разбирательстве, с помощью ресурса контролируют ход дела и получают информацию об итогах рассмотрения — решения ФАС по жалобам 44-ФЗ тоже публикуются;
- с помощью ресурса организации собирают информацию друг о друге, например, потенциальный участник закупки проверяет историю жалоб того или иного заказчика и решает, имеет ли смысл участвовать в его тендере;
- организации, которые ведут разбирательства, собирают информацию об имеющейся практике по аналогичным спорам — ресурс содержит документы всех управлений Антимонопольной службы по всей России, поэтому аналогичный прецедент найдется почти наверняка. Имея перед глазами пример разрешенной определенным образом ситуации, сторона спора вправе корректировать свою аргументацию.
Как найти решения в базе на сайте ФАС
Работа с базой проста и интуитивно понятна. Сначала необходимо перейти на официальный сайт ФАС России. Уже на стартовой странице сайта расположена прямая ссылка на базу.
Есть и прямой доступ к базе ФАС: в адресной строке браузера введите адрес http://solutions.fas.gov.ru.
Если пользователь ищет решения по определенной теме, чтобы отсеять лишнее, ему следует воспользоваться строкой поиска.
В строке пользователь вводит ключевые слова или фразы, которые должны фигурировать в результатах поиска. После отсева система ФАС выдаст все документы, в которых заданные слова присутствуют. Отобранные материалы не систематизируются.
Если пользователю необходимо конкретизировать параметры отсева, следует выбрать «Расширенный» поиск по базе.
Далее, если пользователь ищет конкретное решение Федеральной антимонопольной службы, в параметрах поиска необходимо задать «Поиск по документам» и вид искомой бумаги: «Решение по жалобе».
Далее — выбрать конкретное управление Антимонопольной службы, в котором рассматривалось дело.
И реквизиты бумаги, если они известны.
После нажатия кнопки «Поиск» система ФАС выдаст все подходящие под информацию запроса документы.
Доступ к ресурсу документов возможен как через сайт Федеральной антимонопольной службы, так и через сайты ее территориальных управлений.
После перехода пользователю доступна не локальная база решений УФАС, с сайта которого случился переход, а общефедеральный ресурс.
Как найти в ЕИС
Помимо ресурса ФАС, решения Антимонопольной службы России доступны еще и через Единую информационную систему госзакупок на сайте https://zakupki.gov.ru/.
Чтобы попасть в базу решений ФАС, необходимо перейти на главную страницу ЕИС и нажать либо кнопку «Все разделы», либо «Органам контроля».
После перехода необходимо пролистать страницу вниз до раздела «Контроль и аудит» и найти в нем подраздел «Жалобы».
Система переведет пользователя в общую базу документов, где уже задано некоторое количество общих параметров поиска. Эти параметры допустимо уточнить или задать собственные, более соответствующие запросу пользователя.
Функция расширенного поиска позволяет задать индивидуальные параметры, в том числе: номер реестровой записи, статус и содержание жалобы, субъект, орган, в котором она рассматривалась, результат рассмотрения. Система предложит воспользоваться конструктором параметров поиска, с помощью которого можно создать подходящее поле поиска.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Как ошибались заказчики по 223-ФЗ: обзор практики ФАС за август 2022 года
Вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения. Обязывали участников иметь страховку от несчастных случаев для работников. Требовали от победителя предоставить документы на товар до заключения договора.
Иллюстрация: Tima Miroshnichenko/Pexels
При оценке заявок снижали баллы за факты ненадлежащего исполнения
По условиям порядка оценки заявок за факты неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком или третьими лицами из общей суммы вычитали пять баллов.
Контролеры выявили нарушение:
- поскольку факты ненадлежащего исполнения оспаривают в суде, к моменту оценки заявок обжалование может еще продолжаться. Наличие таких фактов подтвердит только вступивший в силу судебный акт;
- заказчик не установил порядок проверки случаев ненадлежащего исполнения;
- спорное условие применяют независимо от числа и характера нарушений. За один случай расторжения договора или пять случаев уклонения вычитают одинаковое количество баллов, что ставит участников в неравное положение.
Требовали страховку от несчастных случаев у сотрудников участника
В проекте договора предусмотрели условие: исполнитель на весь срок работ гарантирует, что у него и у всех субподрядчиков работники добровольно застрахованы от несчастных случаев. Заказчик мотивировал это травмоопасностью предмета закупки.
Контролеры признали требование лишним.
Добровольное страхование — мера материальной поддержки работников. Его наличие не влияет на возможность исполнения договора.
Обязывали передать заказчику документы на товар до заключения договора
По условиям закупки победитель предоставляет заказчику документы на товар не позднее пяти календарных дней с даты получения проекта договора.
Участник посчитал это нарушением: закон № 223-ФЗ не обязывает иметь товар до заключения договора.
Контролеры его поддержали. Документы передают заказчику вместе с товаром. То, что их нет до того, как проект договора направил заказчик, не влияет на исполнение (решение ФАС от 25.08.2022 по делу № 223ФЗ-351/22, предписание ФАС от 25.08.2022 по делу № 223ФЗ-351/22).
Клерк дарит подарки всем бухгалтерам на Новый год! Клерк.Премиум всего за 9 900 ₽ 18 000 ₽
Оформите подписку Клерк.Премиум и получите:
• мини-курсы каждый день;
• 50+ онлайн-курсов;
• 450+ вебинаров от профессионалов;
• безлимитные консультации с экспертами;
• комфортное обучение на 2023 год.
Впридачу получите 400+ инструкций и чек-листов для работы. Полный список смотрите тут. Со скидкой 45% сервис стоит 9 900 рублей. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы.
223-ФЗ: Обзор практики рассмотрения жалоб ФАС России, март 2021
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на возмездное оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (далее – Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 29 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2.1.1 Документации участник Конкурса должен обладать опытом оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, стоимость которых составляет не менее 10% (десяти процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, указанной в настоящей конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных претендентом (с учетом правопреемственности) услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (по выбору претендента).
В подтверждение соответствия обязательным квалификационным требованиям претендент в составе заявки представляет:
– сведения о соответствии претендента квалификационным требованиям, указанным в конкурсной документации, заверенные претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента (по форме, приведенной в приложении 3.2 к настоящей конкурсной документации);
– наличие разрешительных документов подтверждается копией действующего на момент подачи заявки свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданного в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 N 145 в рамках исполнения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (для юридических лиц)”, или иного документа предоставляющего право оказывать услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540 “Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта” (для подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта), заверенной претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента;
– наличие опыта оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств подтверждается обязательным приложением копий договоров (копии всех листов договоров со всеми приложениями), актов приемки оказанных услуг, документов, подтверждающих правопреемство, в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки, заверенных претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента.
Пунктом 2.2.8 Документации установлено, что наличие у претендента пункта управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного в пределах 50 (пятидесяти) км от города Нижний Новгород и оснащенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 “Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности”.
Вместе с тем, отсутствие у участника закупки опыта оказания услуг по предмету закупки, пункта управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного в пределах 50 (пятидесяти) км от города Нижний Новгород, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 2.1.1 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Кроме того, учитывая, что участником Конкурса могут быть, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в закупке только созданных субъектов СМП и не обладающих опытом поставок товаров по предмету Конкурса.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, вышеуказанные положения Документации ограничивают количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, заказчику было выдано предписание о внесении изменений в закупочную документацию.
(см. решение Комиссии ФАС России от 19.01.2020 по делу N 223ФЗ-9/21)
- Требование о представлении на этапе подачи заявки образцов предлагаемого к поставке товара, в соответствии с требованиями Документации, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании документации продукцию, что накладывается на участника закупки дополнительные финансовые расходы.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку форменной и специальной форменной одежды для нужд подразделений ведомственной охраны ПАО (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с регламентом представления образцов продукции образцы продукции предоставляются по каждой номенклатурной позиции (каждому техническому заданию). Количество и размерные ряды по усмотрению участника.
При этом срок предоставления образцов: не позднее 3-х рабочих дней до плановой даты подведения итогов закупки.
Вместе с тем согласно статье 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли- продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (сертификаты соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Учитывая изложенное, требование о представлении на этапе подачи заявки образцов предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями Документации, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании Документации продукцию, что накладывается на участника закупки дополнительные финансовые расходы.
Кроме того, в случае, если участник закупки не является производителем предлагаемого к поставке товара, в отсутствие обязанности производителя/дилера предлагаемого к поставке товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении образцов товара, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для его представления до подведения итогов закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что по итогам закупки были заключен договор, Комиссия ФАС России не выдала обязательное для исполнения предписание.
(см. решение Комиссии ФАС России от 12.01.2021 по делу N 223ФЗ-3/21)
- Критерии, установленные в порядке оценки заявок, должны быть применимы ко всем участникам закупки в равной степени.
В ФАС России поступила на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по уборке пассажирских обустройств (далее – Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с Протоколом Заявителю по критерию “Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами” уменьшена итоговая сумма баллов на 5.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 3 приложения N 1.4 Документации установлен следующий порядок оценки по критерию “Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами”:
“Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.
При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае расторжения договора заказчиком (ОАО “РЖД”) или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору; в случае наличия у ОАО “РЖД” или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком в адрес участника; в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок”.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что установление критерия “Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами” не противоречит Закону о закупках, поскольку по мнению Заказчика, данный критерий позволяет выявить лучшее условие исполнение договора.
Вместе с тем вышеуказанный порядок снижения баллов по вышеназванному критерию не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например, ПАО “Россети”, ПАО “Газпром”, ПАО “Ростелеком” и др.), будет оценен без применения указанного критерия.
Кроме того, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по критерию “Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами”, и как следствие, оценившего по вышеуказанному порядку оценки Заявителя нарушают часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7,8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что по итогам закупки были заключены договоры, Комиссия ФАС России не выдала обязательное для исполнения предписание.
(см. решение Комиссии ФАС России от 12.01.2021 по делу N 223ФЗ-4/21)
- Комиссия заказчика не вправе применять иной порядок оценки заявок участников закупки кроме того, который установлен в закупочной документации.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: “Жилой дом с приспособлением подземной автостоянки подзащитное сооружение гражданской обороны “укрытие” (далее – Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Приложением N 5 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 5 установлен следующий порядок оценки “Квалификация участника закупки”:
“Содержание: Оценивается заявка участника закупки по наличию опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства за три года, предшествующих дате осуществления закупки. Договор (контракт) должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Сведения подтверждаются: копиями договоров с актами приемки выполненных работ (По форме КС-2 с приложением КС-3) (Приложение N 14 к конкурсной документации). Сумма выполненных работ, определяется по сумме стоимости выполненных работ, указанной в актах приемки выполненных работ (по форме КС-2 с приложением КС-3), подтвержденных документально.
Порядок оценки: Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе Заявки не представил предложение по указанному показателю, не представил (представил не в полном объеме) подтверждающие документы. Далее баллы будут присваиваться в зависимости от объема выполненных работ, определенного по сумме стоимости выполненных работ, указанной в актах выполненных работ, подтвержденных документально, определяется по формуле:
(Ki / Kmax) х КЗ х 100, где:
КЗ – коэффициент значимости показателя;
Ki – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax – максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Рейтинг предложения по критерию оценки “Квалификация участника закупки” по показателю “Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства” равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по показателю оценки с учетом коэффициента значимости показателя”.
В итоговом протоколе от 29.12.2020 N 181-1120-ОК-1 приведен расчет баллов по каждому из критериев, указанных в Приложении N 5 Документации, согласно которому Заявителю по показателю “Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства” критерия “Квалификация участника закупки” присвоено 28, 08 баллов.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки Заявитель представил 10 исполненных договоров и акты, подтверждающие стоимость выполненных работ. Из указанных договоров 7 заключены в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Законом о закупках и признаны конкурсной комиссией Заказчика соответствующими требованиями Документации.
По 2 договорам, заключенным в 2016 году, датированы 2016 – 2020 годами.
При этом конкурсной комиссией Заказчика при оценке заявок на участие в Конкурсе учтена сумма выполненных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, в связи с чем конкурсной комиссией по данному показателю присвоено 28,08 баллов.
Вместе с тем, изучив вышеуказанный порядок оценки и представленные Заказчиком материалы, Комиссией ФАС России установлено, что оценка заявок участников Конкурса по показателю “Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства” критерия “Квалификация участника закупки” произведена Заказчиком ненадлежащим образом, поскольку по данному показателю присвоены баллы в отношении части выполненных работ по представленным участниками договорам, а также их стоимости вместо учета полной стоимости исполненных договоров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по показателю “Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства” критерия “Квалификация участника закупки” нарушают часть 1 статьи 2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку при пересчете баллов участников закупки с учетом полной стоимости исполненных договоров победитель закупки не меняется.
Учитывая изложенное, обязательное для исполнения предписание заказчику не выдавалось.
(см. решение Комиссии ФАС России от 18.01.2020 по делу N 223ФЗ-8/21)
- Заказчик обязан соблюдать сроки направления договора победителю.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств и административных зданий (далее – Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Пунктом 467 Положения о закупке и пунктом 3.25.2 Документации установлено следующее: “договор по результатам конкурса заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения на сайтах итогового протокола”.
В соответствии с пунктом 3.23.3 Документации заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайтах, а в случае, если договор заключается с единственным участником, допущенным к участию в конкурсе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником) с даты определения цены, направляет участнику конкурса, с которым заключается договор, проект договора посредством электронной торгово-закупочной площадки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, протокол подведения итогов от 19.10.2020 размещен в ЕИС 22.10.2020.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса в адрес Заявителя не направлен проект договора в установленные Законом о закупках сроки, что нарушает часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Учитывая, что указанное нарушение не повлияло на результат закупки, обязательное для исполнения предписание заказчику не выдавалось.
Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Содержание
1. Для чего нужно искать решение ФАС России по жалобам
2. Алгоритм поиска на официальном сайте ФАС
Что такое база решений ФАС по жалобам 44-ФЗ? Это Интернет-ресурс, в котором хранятся сведения по решениям специалистов антимонопольной службы по конфликтам между участниками закупок, результатам внеочередных аудитов поставщиков и заказчиков, а также выводов, сделанных на основании плановых проверок.
1. Для чего нужно искать решение ФАС России по жалобам
1) Проведение поставщиком аналитики истории закупок заказчика. Если заказчик – «постоянный клиент» разбирательств ФАС, стоит хорошенько подумать, прежде чем вступать с ним в контрактные отношения.
2) Мониторинг прецедентов: если в аналогичной истории кто-то уже одержал победу, стоит взять на вооружение его методы, тезисы и доказательства. Кроме того, можно будет сделать вывод, чью сторону скорее всего займет суд данного региона, который, скорее всего, тоже знаком с прецедентами подобных тяжб.
3) Поиск конкретных документов. В случае ущемления прав в результате действий партнера по сделке, следует запастись аргументами перед обращением к ФАС.
Хотите выиграть в запросе котировок?
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
Выиграть котировку
2. Алгоритм поиска на официальном сайте ФАС
На главной странице официального сайта ФАС находим раздел «База», открываем страницу «Правовые акты», затем выбираем рубрику «Контроль госзакупок», далее в разделе «Тип правового акта» указываем «Решение по жалобам» и находим соответствующую структуру (например «действия оператора ЭТП»).
Поиск в ЕИС организован удобнее: заходим в раздел «Мониторинг, аудит и контроль», выбираем параметр поиска документа (статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления и т. д.).
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Уполномоченный орган
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МОНТАЖПРОЕКТ»
Дополнительная информация
Извещение
Проектно-изыскательские работы по объекту «Транспортная инфраструктура микрорайона юго-западнее деревни Бурцево Богородского района Нижегородской области»
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233524502811552450100100170017112414
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
БЛИНОВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА
Дополнительная информация
Извещение
Благоустройство территории от д. 27 пр. Ленина до ш. Барыбина г. Тосно
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233471603385447160100100300044299244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИДДХИ»
Дополнительная информация
Извещение
Выполнение работ по ремонту кровли, ре-монту фасада здания Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Техникум водного транспорта», по ад-ресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург, ул. Затонная, д.1
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
232472300113047060100100340014391244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИДДХИ»
Дополнительная информация
Извещение
Оказание услуг по организации готового питания в порционированном виде в связи с пандемией короновирусной инфекции Covid -19 пациентов учреждений медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области на 2023 г.
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233501101980650110100102010015629244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИДДХИ»
Дополнительная информация
Извещение
Оказание услуг по выдаче готового питания пациентам на второе полугодие 2023г
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233501101980650110100101890015629244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИДДХИ»
Дополнительная информация
Извещение
Оказание услуг по организации технологического присоединения к централизованным системам энергоснабжения на объекте: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Видновская районная клиническая больница», расположенная по адресу: МО, Ленинский р-он, г.Видное, ул.Заводская, д.15, к/н 50:21:0000000:28172
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233500302799450030100101890013512244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИДДХИ»
Дополнительная информация
Извещение
Выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу г.Москва, ул.Старая Басманная, дом 11/2, строение 1
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
231770418566477010100100010014339244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Уполномоченный орган
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МОНТАЖПРОЕКТ»
Дополнительная информация
Извещение
Разработка архитектурно-планировочной концепции (соответствующей форме заявки на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды) и проектно-сметной документации на благоустройство территории городского парка в городе Ярцево Смоленской области
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233672700350267270100100660017111244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Субъект контроля
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
БЛИНОВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА
Дополнительная информация
Извещение
Благоустройство территории по ул. Советской д. 19 г. Тосно
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233471603385447160100100300054299244
44-ФЗ
Орган контроля
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Субъект контроля
Уполномоченный орган
Заказчик
Лицо, подавшее жалобу
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МОНТАЖПРОЕКТ»
Дополнительная информация
Извещение
Благоустройство общественной территории сквера «225-летия станицы Полтавской» с прилегающей набережной от ул.Ковтюха до ул.Красной; шифр регионального проекта Краснодарского края 21F2008400781
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
233233601746823360100100110044299244