Как найти решение неравенства по рисунку

Смотрите бесплатные видео-уроки по теме “Неравенства” на канале Ёжику Понятно.

Ёжику Понятно

Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

Содержание страницы:

Неравенства

Что такое неравенство? Если взять любое уравнение и знак     =     поменять на любой из знаков неравенства:

>    больше,

≥    больше или равно,

<    меньше,

≤    меньше или равно,

то получится неравенство.

Линейные неравенства

Линейные неравенства – это неравенства вида:

a x < b a x ≤ b a x > b a x ≥ b

где a и b – любые числа, причем a ≠ 0, x – переменная.

Примеры линейных неравенств:

3 x < 5 x − 2 ≥ 0 7 − 5 x < 1 x ≤ 0

Решить линейное неравенство – получить выражение вида:

x < c x ≤ c x > c x ≥ c

где c – некоторое число.

Последний шаг в решении неравенства – запись ответа. Давайте разбираться, как правильно записывать ответ.

  • Если знак неравенства строгий > , < , точка на оси будет выколотой (не закрашенной), а скобка, обнимающая точку – круглой.

Смысл выколотой точки в том, что сама точка в ответ не входит.

  • Если знак неравенства нестрогий ≥ , ≤ , точка на оси будет жирной (закрашенной), а скобка, обнимающая точку – квадратной.

Смысл жирной точки в том, что сама точка входит в ответ.

  • Скобка, которая обнимает знак бесконечности всегда круглая – не можем мы объять необъятное, как бы нам этого ни хотелось.

Таблица числовых промежутков

Неравенство Графическое решение Форма записи ответа
x < c

x<c

x ∈ ( − ∞ ; c )
x ≤ c

x≤c

x ∈ ( − ∞ ; c ]
x > c

x>c

x ∈ ( c ; + ∞ )
x ≥ c

x≥c

x ∈ [ c ; + ∞ )

Алгоритм решения линейного неравенства

  1. Раскрыть скобки (если они есть), перенести иксы в левую часть, числа в правую и привести подобные слагаемые. Должно получиться неравенство одного из следующих видов:

a x < b a x ≤ b a x > b a x ≥ b

  1. Пусть получилось неравенство вида a x ≤ b. Для того, чтобы его решить, необходимо поделить левую и правую часть неравенства на коэффициент a.
  • Если a > 0 то неравенство приобретает вид x ≤ b a .
  • Если a < 0 , то знак неравенства меняется на противоположный, неравенство приобретает вид x ≥ b a .
  1. Записываем ответ в соответствии с правилами, указанными в таблице числовых промежутков.

Примеры решения линейных неравенств:

№1. Решить неравенство    3 ( 2 − x ) > 18.

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

6 − 3 x > 18

− 3 x > 18 − 6 − 3 x > 12 | ÷ ( − 3 )

Делим обе части неравенства на (-3) – коэффициент, который стоит перед  x. Так как    − 3 < 0 ,   знак неравенства поменяется на противоположный. x < 12 − 3 ⇒ x < − 4 Остается записать ответ (см. таблицу числовых промежутков).

Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 4 )

№2. Решить неравество    6 x + 4 ≥ 3 ( x + 1 ) − 14.

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

6 x + 4 ≥ 3 x + 3 − 14

6 x − 3 x ≥ 3 − 14 − 4

3 x ≥ − 15         |     ÷ 3 Делим обе части неравенства на (3) – коэффициент, который стоит перед  x. Так как 3 > 0,   знак неравенства после деления меняться не будет.

x ≥ − 15 3 ⇒ x ≥ − 5 Остается записать ответ (см. таблицу числовых промежутков).

Ответ: x ∈ [ − 5 ;     + ∞ )

Особые случаи (в 14 задании ОГЭ 2019 они не встречались, но знать их полезно).

Примеры:

№1. Решить неравенство    6 x − 1 ≤ 2 ( 3 x − 0,5 ).

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

6 x − 1 ≤ 6 x − 1

6 x − 6 x ≤ − 1 + 1

0 ≤ 0

Получили верное неравенство, которое не зависит от переменной x. Возникает вопрос, какие значения может принимать переменная x, чтобы неравенство выполнялось? Любые! Какое бы значение мы ни взяли, оно все равно сократится и результат неравенства будет верным. Рассмотрим три варианта записи ответа.

    Ответ:

    1. x – любое число
    2. x ∈ ( − ∞ ; + ∞ )
    3. x ∈ ℝ

    №2. Решить неравенство    x + 3 ( 2 − 3 x ) > − 4 ( 2 x − 12 ).

    Решение:

    Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

    x + 6 − 9 x > − 8 x + 48

    − 8 x + 8 x > 48 − 6

    0 > 42

    Получили неверное равенство, которое не зависит от переменной x. Какие бы значения мы ни подставляли в исходное неравенство, результат окажется одним и тем же – неверное неравенство. Ни при каких значениях x исходное неравенство не станет верным. Данное неравенство не имеет решений. Запишем ответ.

    Ответ: x ∈ ∅

    Квадратные неравенства

    Квадратные неравенства – это неравенства вида: a x 2 + b x + c > 0 a x 2 + b x + c ≥ 0 a x 2 + b x + c < 0 a x 2 + b x + c ≤ 0 где a, b, c — некоторые числа, причем   a ≠ 0, x — переменная.

    Существует универсальный метод решения неравенств степени выше первой (квадратных, кубических, биквадратных и т.д.) – метод интервалов. Если его один раз как следует осмыслить, то проблем с решением любых неравенств не возникнет.

    Для того, чтобы применять метод интервалов для решения квадратных неравенств, надо уметь хорошо решать квадратные уравнения (см. урок 4).

    Алгоритм решения квадратного неравенства методом интервалов

    1. Решить уравнение a x 2 + b x + c = 0 и найти корни x 1 и x 2 .
    1. Отметить на числовой прямой корни трехчлена.

    Если знак неравенства строгий > , < , точки будут выколотые.

    Решение квадратного неравенства, знак неравенства строгий

    Если знак неравенства нестрогий ≥ , ≤ , точки будут жирные (заштрихованный).

    Решение квадратного неравенства, знак неравенства нестрогий

    1. Расставить знаки на интервалах. Для этого надо выбрать точку из любого промежутка (в примере взята точка A) и подставить её значение в выражение a x 2 + b x + c вместо x.

    Если получилось положительное число, знак на интервале плюс. На остальных интервалах знаки будут чередоваться.

    Точки выколотые, если знак неравенства строгий.

    Решение квадратного неравенства, знаки на интервалах +-+

    Точки жирные, если знак неравенства нестрогий.

    Решение квадратного неравенства, знаки на интервалах +-+

    Если получилось отрицательное число, знак на интервале минус. На остальных интервалах знаки будут чередоваться.

    Точки выколотые, если знак неравенства строгий.

    Решение квадратного неравенства, знаки на интервалах -+-

    Точки жирные, если знак неравенства нестрогий.

    Решение квадратного неравенства, знаки на интервалах -+-

    1. Выбрать подходящие интервалы (или интервал).

    Если знак неравенства > или ≥ в ответ выбираем интервалы со знаком +.

    Если знак неравенства < или ≤ в ответ выбираем интервалы со знаком -.

    1. Записать ответ.

    Примеры решения квадратных неравенств:

    №1. Решить неравенство    x 2 ≥ x + 12.

    Решение:

    Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c   ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

    x 2 ≥ x + 12

    x 2 − x − 12 ≥ 0

    x 2 − x − 12 = 0

    a = 1, b = − 1, c = − 12

    D = b 2 − 4 a c = ( − 1 ) 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 12 ) = 1 + 48 = 49

    D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 1 ) ± 49 2 ⋅ 1 = 1 ± 7 2 = [ 1 + 7 2 = 8 2 = 4 1 − 7 2 = − 6 2 = − 3

    Наносим точки на ось x. Так как знак неравенства нестрогий, точки будут жирными. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 6. Подставляем эту точку в исходное выражение:

    x 2 − x − 1 = 6 2 − 6 − 1 = 29 > 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 6 будет   +.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    Решение квадратного неравенства x^2≥x+12

    В ответ пойдут два интервала. В математике для объединения нескольких интервалов используется знак объединения: ∪ .

    Точки -3 и 4 будут в квадратных скобках, так как они жирные.

    Ответ:   x ∈ ( − ∞ ; − 3 ] ∪ [ 4 ; + ∞ )

    №2. Решить неравенство    − 3 x − 2 ≥ x 2 .

    Решение:

    Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c   ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

    − 3 x − 2 ≥ x 2

    − x 2 − 3 x − 2 ≥ 0

    − x 2 − 3 x − 2 = 0

    a = − 1, b = − 3, c = − 2

    D = b 2 − 4 a c = ( − 3 ) 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 2 ) = 9 − 8 = 1

    D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 3 ) ± 1 2 ⋅ ( − 1 ) = 3 ± 1 − 2 = [ 3 + 1 − 2 = 4 − 2 = − 2 3 − 1 − 2 = 2 − 2 = − 1

    x 1 = − 2, x 2 = − 1

    Наносим точки на ось x. Так как знак неравенства нестрогий, точки будут жирными. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 0. Подставляем эту точку в исходное выражение:

    − x 2 − 3 x − 2 = − ( 0 ) 2 − 3 ⋅ 0 − 2 = − 2 < 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 0 будет   − .

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    Решение квадратного неравенства -3x-2≥x^2

    Поскольку знак неравенства   ≥ , выбираем в ответ интервал со знаком   +.

    Точки -2 и -1 будут в квадратных скобках, так как они жирные.

    Ответ:   x ∈ [ − 2 ; − 1 ]

    №3. Решить неравенство   4 < x 2 + 3 x .

    Решение:

    Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c   ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

    4 < x 2 + 3 x

    − x 2 − 3 x + 4 < 0

    − x 2 − 3 x + 4 = 0

    a = − 1, b = − 3, c = 4

    D = b 2 − 4 a c =   ( − 3 ) 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 4 = 9 + 16 = 25

    D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 3 ) ± 25 2 ⋅ ( − 1 ) = 3 ± 5 − 2 = [ 3 + 5 − 2 = 8 − 2 = − 4 3 − 5 − 2 = − 2 − 2 = 1

    x 1 = − 4, x 2 = 1

    Наносим точки на ось x. Так как знак неравенства строгий, точки будут выколотыми. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 2. Подставляем эту точку в исходное выражение:

    − x 2 − 3 x + 4 = − ( 2 ) 2 − 3 ⋅ 2 + 4 = − 6 < 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2, будет   -.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    Решение квадратного неравенства 4<x^2+3x

    Поскольку знак неравенства   < ,  выбираем в ответ интервалы со знаком   − .

    Точки -4 и 1 будут в круглых скобках, так как они выколотые.

    Ответ:   x ∈ ( − ∞ ; − 4 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )

    №4. Решить неравенство   x 2 − 5 x < 6.

    Решение:

    Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c   ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

    x 2 − 5 x < 6

    x 2 − 5 x − 6 < 0

    x 2 − 5 x − 6 = 0

    a = 1, b = − 5, c = − 6

    D = b 2 − 4 a c = ( − 5 ) 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 25 + 25 = 49

    D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 5 ) ± 49 2 ⋅ 1 = 5 ± 7 2 = [ 5 + 7 2 = 12 2 = 6 5 − 7 2 = − 2 2 = − 1

    x 1 = 6, x 2 = − 1

    Наносим точки на ось x. Так как знак неравенства строгий, точки будут выколотыми. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 10. Подставляем эту точку в исходное выражение:

    x 2 − 5 x − 6 = 10 2 − 5 ⋅ 10 − 6 = 100 − 50 − 6 =   44 > 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 10 будет   +.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    Решение квадратного неравенства x^2-5x<6

    Поскольку знак неравенства   < , выбираем в ответ интервал со знаком   -.

    Точки -1 и 6 будут в круглых скобках, так как они выколотые

    Ответ:   x ∈ ( − 1 ; 6 )

    №5. Решить неравенство   x 2 < 4.

    Решение:

    Переносим 4 в левую часть, раскладываем выражение на множители по ФСУ и находим корни уравнения.

    x 2 < 4

    x 2 − 4 < 0

    x 2 − 4 = 0

    ( x − 2 ) ( x + 2 ) = 0 ⇔ [ x − 2 = 0 x + 2 = 0   [ x = 2 x = − 2

    x 1 = 2, x 2 = − 2

    Наносим точки на ось x. Так как знак неравенства строгий, точки будут выколотыми. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 3. Подставляем эту точку в исходное выражение:

    x 2 − 4 = 3 2 − 4 = 9 − 4 = 5 > 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 3 будет   +.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    Решение квадратного неравенства x^2<4

    Поскольку знак неравенства   < ,   выбираем в ответ интервал со знаком   − .

    Точки -2 и 2 будут в круглых скобках, так как они выколотые.

    Ответ:   x ∈ ( − 2 ; 2 )

    №6. Решить неравенство   x 2 + x ≥ 0.

    Решение:

    Выносим общий множитель за скобку, находим корни уравнения   x 2 + x = 0.

    x 2 + x ≥ 0

    x 2 + x = 0

    x ( x + 1 ) = 0 ⇔ [ x = 0 x + 1 = 0 [ x = 0 x = − 1

    x 1 = 0, x 2 = − 1

    Наносим точки на ось x. Так как знак неравенства нестрогий, точки будут жирными. Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 1. Подставляем эту точку в исходное выражение:

    x 2 + x = 1 2 + 1 = 2 > 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 1 будет   +.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    Решение квадратного неравенства x^2+x≥0

    Поскольку знак неравенства   ≥ ,  выбираем в ответ интервалы со знаком   +.

    В ответ пойдут два интервала. Точки -1 и 0 будут в квадратных скобках, так как они жирные.

    Ответ:   x ∈ ( − ∞ ; − 1 ] ∪ [ 0 ; + ∞ )

    Вот мы и познакомились с методом интервалов. Он нам еще пригодится при решении дробно рациональных неравенств, речь о которых пойдёт ниже.

    Дробно рациональные неравенства

    Дробно рациональное неравенство – это неравенство, в котором есть дробь, в знаменателе которой стоит переменная, т.е. неравенство одного из следующих видов:

    f ( x ) g ( x ) < 0 f ( x ) g ( x ) ≤ 0 f ( x ) g ( x ) > 0 f ( x ) g ( x ) ≥ 0

    Дробно рациональное неравенство не обязательно сразу выглядит так. Иногда, для приведения его к такому виду, приходится потрудиться (перенести слагаемые в левую часть, привести к общему знаменателю).

    Примеры дробно рациональных неравенств:

    x − 1 x + 3 < 0 3 ( x + 8 ) ≤ 5 x 2 − 1 x > 0 x + 20 x ≥ x + 3

    Как же решать эти дробно рациональные неравенства? Да всё при помощи того же всемогущего метода интервалов.

    Алгоритм решения дробно рациональных неравенств:

    1. Привести неравенство к одному из следующих видов (в зависимости от знака в исходном неравенстве):

    f ( x ) g ( x ) < 0 f ( x ) g ( x ) ≤ 0 f ( x ) g ( x ) > 0 f ( x ) g ( x ) ≥ 0

    1. Приравнять числитель дроби к нулю   f ( x ) = 0.  Найти нули числителя.
    1. Приравнять знаменатель дроби к нулю   g ( x ) = 0.  Найти нули знаменателя.

    В этом пункте алгоритма мы будем делать всё то, что нам запрещали делать все 9 лет обучения в школе – приравнивать знаменатель дроби к нулю. Чтобы как-то оправдать свои буйные действия, полученные точки при нанесении на ось x будем всегда рисовать выколотыми, вне зависимости от того, какой знак неравенства.

    1. Нанести нули числителя и нули знаменателя на ось x.

    Вне зависимости от знака неравенства
    при нанесении на ось x нули знаменателя всегда выколотые.

    Если знак неравенства строгий,
    при нанесении на ось x нули числителя выколотые.

    Если знак неравенства нестрогий,
    при нанесении на ось x нули числителя жирные.

    1. Расставить знаки на интервалах.
    1. Выбрать подходящие интервалы и записать ответ.

    Примеры решения дробно рациональных неравенств:

    №1. Решить неравенство   x − 1 x + 3 > 0.

    Решение:

    Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.

    1. Первый шаг алгоритма уже выполнен. Неравенство приведено к виду  f ( x ) g ( x ) > 0.
    1. Приравниваем числитель к нулю  f ( x ) = 0.

    x − 1 = 0

    x = 1 — это ноль числителя. Поскольку знак неравенства строгий, ноль числителя при нанесени на ось x будет выколотым. Запомним это.

    1. Приравниваем знаменатель к нулю  g ( x ) = 0.

    x + 3 = 0

    x = − 3 — это ноль знаменателя. При нанесении на ось x точка будет всегда выколотой (вне зависимости от знака неравенства).

    1. Наносим нули числителя и нули знаменателя на ось x.

    При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данном случае знак неравенства строгий, значит нули числителя будут выколотыми. Ну а нули знаменателя выколоты всегда.

    1. Расставляем знаки на интервалах.

    Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 2. Подставляем эту точку в исходное выражение f ( x ) g ( x ) : x − 1 x + 3   =   2 − 1 2 + 3 = 1 5 > 0,

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2 будет   +.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    1. Выбираем подходящие интервалы и записываем ответ.

    Поскольку знак неравенства   > ,  выбираем в ответ интервалы со знаком   +.

    В ответ пойдут два интервала. Точки -3 и 1 будут в круглых скобках, так как обе они выколотые.

    Решение дробно рационального неравенства (x-1)/(x+3)<0

    Ответ:   x ∈ ( − ∞ ; − 3 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )

    №2. Решить неравенство   3 ( x + 8 ) ≤ 5.

    Решение:

    Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.

    1. Привести неравенство к виду  f ( x ) g ( x ) ≤ 0.

    3 ( x + 8 ) ≤ 5

    3 ( x + 8 ) − 5 x + 8 ≤ 0

    3 x + 8 − 5 ( x + 8 ) x + 8 ≤ 0

    3 − 5 ( x + 8 ) x + 8 ≤ 0

    3 − 5 x − 40 x + 8 ≤ 0

    − 5 x − 37 x + 8 ≤ 0

    1. Приравнять числитель к нулю  f ( x ) = 0.

    − 5 x − 37 = 0

    − 5 x = 37

    x = − 37 5 = − 37 5 = − 7,4

    x = − 7,4 — ноль числителя. Поскольку знак неравенства нестрогий, при нанесении этой точки на ось x точка будет жирной.

    1. Приравнять знаменатель к нулю  g ( x ) = 0.

    x + 8 = 0

    x = − 8 — это ноль знаменателя. При нанесении на ось x, точка будет всегда выколотой (вне зависимости от знака неравенства).

    1. Наносим нули числителя и нули знаменателя на ось x.

    При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данному случае знак неравенства нестрогий, значит нули числителя будут жирными. Ну а нули знаменателя выколоты всегда.

    1. Расставляем знаки на интервалах.

    Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 0. Подставляем эту точку в исходное выражение  f ( x ) g ( x ) :

    − 5 x − 37 x + 8 = − 5 ⋅ 0 − 37 0 + 8 = − 37 8 < 0

    Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 0 будет   -.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    1. Выбираем подходящие интервалы и записываем ответ.

    Поскольку знак неравенства   ≤ ,  выбираем в ответ интервалы со знаком   -.

    В ответ пойдут два интервала. Точка -8 будет в круглой скобке, так как она выколотая, точка -7,4 будет в квадратных скобках, так как она жирная.

    Решение дробно рационального неравенства 3/(x+8)≤5

    Ответ:   x ∈ ( − ∞ ; − 8 ) ∪ [ − 7,4 ; + ∞ )

    №3. Решить неравенство   x 2 − 1 x > 0.

    Решение:

    Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.

    1. Первый шаг алгоритма уже выполнен. Неравенство приведено к виду  f ( x ) g ( x ) > 0.
    1. Приравнять числитель к нулю  f ( x ) = 0.

    x 2 − 1 = 0

    ( x − 1 ) ( x + 1 ) = 0 ⇒ [ x − 1 = 0 x + 1 = 0 [ x = 1 x = − 1

    x 1 = 1, x 2 = − 1  — нули числителя. Поскольку знак неравенства строгий, при нанесении этих точек на ось x точки будут выколотыми.

    1. Приравнять знаменатель к нулю g ( x ) = 0.

    x = 0 — это ноль знаменателя. При нанесении на ось x, точка будет всегда выколотой (вне зависимости от знака неравенства).

    1. Наносим нули числителя и нули знаменателя на ось x.

    При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данному случае знак неравенства строгий, значит нули числителя будут выколотыми. Ну а нули знаменателя и так выколоты всегда.

    1. Расставляем знаки на интервалах.

    Выбираем точку из любого интервала для проверки знака на интервале. Пусть это будет точка 2. Подставляем эту точку в исходное выражение  f ( x ) g ( x ) :

    x 2 − 1 x = 2 2 − 1 2 = 4 − 1 2 = 3 2 > 0, Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2, будет   +.

    Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

    1. Выбираем подходящие интервалы и записываем ответ.

    Поскольку знак неравенства   > ,  выбираем в ответ интервалы со знаком   +.

    В ответ пойдут два интервала. Все точки будут в круглых скобках, так как они выколотые.

    Решение дробно рационального неравенства (x^2-1)/x>0

    Ответ:   x ∈ ( − 1 ; 0 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )

    Системы неравенств

    Сперва давайте разберёмся, чем отличается знак { системы от знака [ совокупности. Система неравенств ищет пересечение решений, то есть те точки, которые являются решением и для первого неравенства системы, и для второго. Проще говоря, решить систему неравенств — это найти пересечение решений всех неравенств этой системы друг с другом. Совокупность неравенств ищет объединение решений, то есть те точки, которые являются решением либо для первого неравенства, либо для второго, либо одновременно и для первого неравенства, и для второго. Решить совокупность неравенств означает объединить решения обоих неравенств этой совокупности. Более подробно об этом смотрите короткий видео-урок.

    Системой неравенств называют два неравенства с одной неизвестной, которые объединены в общую систему фигурной скобкой.

    Пример системы неравенств:

    { x + 4 > 0 2 x + 3 ≤ x 2

    Алгоритм решения системы неравенств

    1. Решить первое неравенство системы, изобразить его графически на оси x.
    1. Решить второе неравенство системы, изобразить его графически на оси x.
    1. Нанести решения первого и второго неравенств на ось x.
    1. Выбрать в ответ те участки, в которых решение первого и второго неравенств пересекаются. Записать ответ.

    Примеры решений систем неравенств:

    №1. Решить систему неравенств   { 2 x − 3 ≤ 5 7 − 3 x ≤ 1

    Решение:

    Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

    1. Решаем первое неравенство системы.

    2 x − 3 ≤ 5  

    2 x ≤ 8 | ÷ 2 , поскольку  2 > 0,  знак неравенства после деления сохраняется.

    x ≤ 4 ;

    Графическая интерпретация:

    Решение неравенства 2x-3≤5

    Точка 4 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.

    1. Решаем второе неравенство системы.

    7 − 3 x ≤ 1

    − 3 x ≤ 1 − 7

    − 3 x ≤ − 6 | ÷ ( − 3 ),  поскольку  − 3 < 0,  знак неравенства после деления меняется на противоположный.

    x ≥ 2

    Графическая интерпретация решения:

    Решение неравенства 7-3x<=1

    Точка 2 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.

    1. Наносим оба решения на ось x.

    Решение системы неравенств 2x-3≤=5; 7-3x≤=1

    1. Выбираем подходящие участки и записываем ответ.

    Пересечение решений наблюдается на отрезке от 2 до 4. Точки 2 и 4 в ответе буду в квадратных скобках, так как обе они жирные.

    Ответ:   x ∈ [ 2 ; 4 ]

    №2. Решить систему неравенств   { 2 x − 1 ≤ 5 1 < − 3 x − 2

    Решение:

    Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

    1. Решаем первое неравенство системы.

    2 x − 1 ≤ 5

    2 x ≤ 6 | ÷ 2 , поскольку  2 > 0,  знак неравенства после деления сохраняется.

    x ≤ 3

    Графическая интерпретация:

    Решение неравенства 2x-1≤5

    Точка 3 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.

    1. Решаем второе неравенство системы.

    1 < − 3 x − 2

    3 x < − 1 − 2

    3 x < − 3 | ÷ 3 ,  поскольку  3 > 0,  знак неравенства после деления сохраняется.

    x < − 1

    Графическая интерпретация решения:

    Решение неравенства 1<-3x-2

    Точка -1 на графике выколотая, так как знак неравенства строгий.

    1. Наносим оба решения на ось x.

    Решение системы неравенств 2x-1≤5; 1<-3x-2

    1. Выбираем подходящие участки и записываем ответ.

    Пересечение решений наблюдается на самом левом участке. Точка -1 будет в ответе в круглых скобках, так как она выколотая.

    Ответ:   x ∈ ( − ∞ ; − 1 )

    №3. Решить систему неравенств   { 3 x + 1 ≤ 2 x x − 7 > 5 − x

    Решение:

    Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

    1. Решаем первое неравенство системы.

    3 x + 1 ≤ 2 x

    3 x − 2 x ≤ − 1

    x ≤ − 1

    Графическая интерпретация решения:

    Решение неравенства 3x+1≤2x-1

    1. Решаем второе неравенство системы

    x − 7 > 5 − x

    x + x > 5 + 7

    2 x > 12 |   ÷ 2 ,  поскольку  2 > 0,  знак неравенства после деления сохраняется.

    x > 6

    Графическая интерпретация решения:

    Решение неравенства x-7>5-x

    1. Наносим оба решения на ось x.

    Решение системы неравенств 3x+1≤2x-1; x-7>5-x

    1. Выбираем подходящие участки и записываем ответ.

    Пересечений решений не наблюдается. Значит у данной системы неравенств нет решений.

    Ответ:   x ∈ ∅

    №4. Решить систему неравенств   { x + 4 > 0 2 x + 3 ≤ x 2

    Решение:

    Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

    1. Решаем первое неравенство системы.

    x + 4 > 0

    x > − 4

    Графическая интерпретация решения первого неравенства:

    Решение неравенства x+4>0

    1. Решаем второе неравенство системы

    2 x + 3 ≤ x 2

    − x 2 + 2 x + 3 ≤ 0

    Решаем методом интервалов.

    − x 2 + 2 x + 3 = 0

    a = − 1, b = 2, c = 3

    D = b 2 − 4 a c = 2 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 3 = 4 + 12 = 16

    D > 0 — два различных действительных корня.

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − 2 ± 16 2 ⋅ ( − 1 ) = − 2 ± 4 − 2 = [ − 2 − 4 − 2 = − 6 − 2 = 3 − 2 + 4 − 2 = 2 − 2 = − 1

    Наносим точки на ось x и расставляем знаки на интервалах. Поскольку знак неравенства нестрогий, обе точки будут заштрихованными.

    Решение квадратного неравенства 2x+3≤x^2

    Графическая интерпретация решения второго неравенства:

    Решение квадратного неравенства 2x+3≤x^2

    1. Наносим оба решения на ось x.

    Решение системы неравенств x+4>0; 2x+3<=x^2

    1. Выбираем подходящие участки и записываем ответ.

    Пересечение решений наблюдается в двух интервалах. Для того, чтобы в ответе объединить два интервала, используется знак объединения  ∪ .

    Точка -4 будет в круглой скобке, так как она выколотая, а точки -1 и 3 в квадратных, так как они жирные.

    Ответ:   x ∈ ( − 4 ; − 1 ] ∪ [ 3 ; + ∞ )

    Скачать домашнее задание к уроку 8.

    Решение уравнений с помощью графиков

    Решение линейных уравнений

    Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

    Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

    Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

    Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)

    Как его решить?

    Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

    ( displaystyle 2x=2+10)

    ( displaystyle 2x=12)

    Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

    Иными словами, у нас будет:

    ( displaystyle {{y}_{1}}=2x)

    ( displaystyle {{y}_{2}}=12)

    А теперь строим. Что у тебя получилось?

    Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:

    Наш ответ: ( displaystyle x=6)

    Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!

    Вариант 1. Напрямую

    Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)

    Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

    ( displaystyle x=-frac{b}{2a})

    ( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})

    Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

    Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

    Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

    ( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)

    ( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)

    Точно такой же ответ? Молодец!

    И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).

    Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

    Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

    Возвращаемся к нашей параболе.

    Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?

    Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).

    При ( displaystyle x=0):

    ( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)

    При ( displaystyle x=2):

    ( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)

    Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

    Как ты думаешь, что является решением уравнения?

    Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).

    И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).

    Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

    Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

    Что у тебя получилось? То же самое?

    Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

    Решение смешанных неравенств

    Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

    Как тебе такое:

    ( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?

    Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!

    Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:

    ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)

    ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})

    Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).

    Расписал? Теперь строй два графика.

    Сравним наши рисунки?

    У тебя так же? Отлично!

    Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).

    Смотри, что получилось в итоге:

    А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

    На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).

    Это и есть ответ!

    Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!

    Графический метод является одним из основных методов решения квадратных неравенств. В статье мы приведем алгоритм применения графического метода, а затем рассмотрим частные случаи на примерах.

    Суть графического метода

    Метод применим для решения любых неравенств, не только квадратных. Суть его вот в чем: правую и левую части неравенства рассматривают как две отдельные функции y=f(x) и y=g(x), их графики строят в прямоугольной системе координат и смотрят, какой из графиков располагается выше другого, и на каких промежутках. Оцениваются промежутки следующим образом:

    Определение 1
    • решениями неравенства f(x)>g(x) являются интервалы, где график функции f выше графика функции g;
    • решениями неравенства f(x)≥g(x) являются интервалы, где график функции f не ниже графика функции g;
    • решениями неравенства f(x)<g(x) являются интервалы, где график функции f ниже графика функции g;
    • решениями неравенства f(x)≤g(x) являются интервалы, где график функции f не выше графика функции g;
    • абсциссы точек пересечения графиков функций f и g являются решениями уравнения f(x)=g(x).

    Рассмотрим приведенный выше алгоритм на примере. Для этого возьмем квадратное неравенство a·x2+b·x+c<0 (≤, >, ≥) и выведем из него две функции. Левая часть неравенства будет отвечать  y=a·x2+b·x+c (при этом f(x)=a·x2+b·x+c), а правая y=0 (при этом g(x)=0).

    Графиком первой функции является парабола, второй прямая линия, которая совпадает с осью абсцисс Ох. Проанализируем положение параболы относительно оси Ох. Для этого выполним схематический рисунок.

    Решение с двумя корнями у квадратного трехчлена

    Решение с двумя корнями у квадратного трехчлена

    Ветви параболы направлены вверх. Она пересекает ось Ох в точках x1 и x2. Коэффициент а в данном случае положительный, так как именно он отвечает за направление ветвей параболы. Дискриминант положителен, что указывает на наличие двух корней у квадратного трехчлена a·x2+b·x+c . Корни трехчлена мы обозначили как x1 и x2, причем приняли, что x1<x2, так как на оси Ох изобразили точку с абсциссой x1 левее точки с абсциссой x2.

    Части параболы, расположенные выше оси Ох обозначим красным, ниже – синим. Это позволит нам сделать рисунок более наглядным.

    Решение с двумя корнями у квадратного трехчлена

    Выделим промежутки, которые соответствуют этим частям и отметим их на рисунке полями определенного цвета.

    Решение с двумя корнями у квадратного трехчлена

    Красным мы отметили промежутки (−∞, x1) и (x2, +∞), на них парабола выше оси Ох. Они являются решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c>0. Синим мы отметили промежуток (x1, x2), который является решением неравенства a·x2+b·x+c<0. Числа x1 и x2 будут отвечать равенству a·x2+b·x+c=0.

    Сделаем краткую запись решения. При a>0 и D=b2−4·a·c>0 (или D’=D4>0 при четном коэффициенте b) мы получаем:

    • решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c>0 является (−∞, x1)∪(x2, +∞) или в другой записи x<x1, x>x2;
    • решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c≥0 является (−∞, x1]∪[x2, +∞) или в другой записи x≤x1, x≥x2;
    • решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c<0 является (x1, x2) или в другой записи x1<x<x2;
    • решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c≤0 является [x1, x2] или в другой записи x1≤x≤x2,

    где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена a·x2+b·x+c, причем x1<x2.

    Решение с одним корнем у квадратного трехчлена

    Решение с одним корнем у квадратного трехчлена

    На данном рисунке парабола касается оси Oх только в одной точке, которая обозначена как x0. Ветви параболы направлены вверх, что означает, что a>0. D=0, следовательно, квадратный трехчлен имеет один корень x0.

    Парабола расположена выше оси Oх полностью, за исключением точки касания координатной оси. Обозначим цветом промежутки  (−∞, x0), (x0, ∞).
    Решение с одним корнем у квадратного трехчлена

    Запишем результаты. При a>0 и D=0:

    • решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c>0 является (−∞, x0)∪(x0, +∞) или в другой записи x≠x0;
    • решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c≥0 является (−∞, +∞) или в другой записи x∈R;
    • квадратное неравенство a·x2+b·x+c<0 не имеет решений (нет интервалов, на которых парабола расположена ниже оси Ox);
    • квадратное неравенство a·x2+b·x+c≤0 имеет единственное решение x=x0 (его дает точка касания),

    где x0 — корень квадратного трехчлена a·x2+b·x+c.

    Решение квадратного трехчлена, не имеющего корней

    Решение квадратного трехчлена, не имеющего корней

    Рассмотрим третий случай, когда ветви параболы направлены вверх и не касаются оси Ox. Ветви параболы направлены вверх, что означает, что a>0. Квадратный трехчлен не имеет действительных корней, так как D<0.

    На графике нет интервалов, на которых парабола была бы ниже оси абсцисс. Это мы будем учитывать при выборе цвета для нашего рисунка.

    Решение квадратного трехчлена, не имеющего корней

    Получается, что при a>0 и D<0 решением квадратных неравенств  a·x2+b·x+c>0 и a·x2+b·x+c≥0 является множество всех действительных чисел, а неравенства a·x2+b·x+c<0 и a·x2+b·x+c≤0 не имеют решений.

    Нам осталось рассмотреть три варианта, когда ветви параболы направлены вниз. На этих трех вариантах можно не останавливаться подробно, так как при умножении обеих частей неравенства на −1 мы получаем равносильное неравенство с положительным коэффициентом при х2.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Рассмотрение предыдущего раздела статьи подготовило нас к восприятию алгоритма решения неравенств с использованием графического способа. Для проведения вычислений нам необходимо будет каждый раз использовать чертеж, на котором будет изображена координатная прямая Oх и парабола, которая отвечает квадратичной функции y=a·x2+b·x+c. Ось Oу мы в большинстве случаев изображать не будем, так как для вычислений она не нужна и будет лишь перегружать чертеж.

    Для построения параболы нам необходимо будет знать две вещи:

    Определение 2
    • направление ветвей, которое определяется значением коэффициента a;
    • наличие точек пересечения параболы и оси абсцисс, которые определяются значением дискриминанта квадратного трехчлена a·x2+b·x+c.

    Точки пересечения и касания мы будет обозначать обычным способом при решении нестрогих неравенств и пустыми при решении строгих.

    Наличие готового чертежа позволяет перейти к следующему шагу решения. Он предполагает определение промежутков, на которых парабола располагается выше или ниже оси Oх. Промежутки и точки пересечения и являются решением квадратного неравенства. Если точек пересечения или касания нет и нет интервалов, то считается, что заданное в условиях задачи неравенство не имеет решений.

    Теперь решим несколько квадратных неравенств, используя приведенный выше алгоритм.

    Пример 1

    Необходимо решить неравенство 2·x2+513·x-2 графическим способом.

    Решение

    Нарисуем график  квадратичной функции y=2·x2+513·x-2 . Коэффициент при x2 положительный, так как равен 2. Это значит, что ветви параболы будут направлены вверх.

    Вычислим дискриминант квадратного трехчлена 2·x2+513·x-2 для того, чтобы выяснить, имеет ли парабола с осью абсцисс общие точки. Получаем:

    D=5132-4·2·(-2)=4009

    Как видим, D больше нуля, следовательно, у нас есть две точки пересечения:  x1=-513-40092·2  и x2=-513+40092·2 , то есть, x1=−3 и x2=13.

    Мы решаем нестрогое неравенство, следовательно проставляем на графике обычные точки. Рисуем параболу. Как видите, рисунок имеет такой же вид как и в первом рассмотренном нами шаблоне.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Наше неравенство имеет знак ≤. Следовательно, нам нужно выделить промежутки на графике, на которых парабола расположена ниже оси Ox и добавить к ним точки пересечения.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Нужный нам интервал −3, 13. Добавляем к нему точки пересечения и получаем числовой отрезок −3, 13. Это и есть решение нашей задачи. Записать ответ можно в виде двойного неравенства: −3≤x≤13.

    Ответ: −3, 13 или −3≤x≤13.

    Пример 2

    Решите квадратное неравенство −x2+16·x−63<0 графическим методом.

    Решение

    Квадрат переменной имеет отрицательный числовой коэффициент, поэтому ветви параболы будут направлены вниз. Вычислим четвертую часть дискриминанта D’=82−(−1)·(−63)=64−63=1. Такой результат подсказывает нам, что точек пересечения будет две.

    Вычислим корни квадратного трехчлена: x1=-8+1-1  и x2=-8-1-1  , x1=7 и x2=9.

    Получается, что парабола пересекает ось абсцисс в точках 7 и 9. Отметим эти точки на графике пустыми, так как мы работаем со строгим неравенством. После этого нарисуем параболу, которая пересекает ось Oх в отмеченных точках.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Нас будут интересовать промежутки, на которых парабола располагается ниже оси Oх. Отметим эти интервалы синим цветом.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Получаем ответ: решением неравенства являются промежутки (−∞, 7), (9, +∞).

    Ответ: (−∞, 7)∪(9, +∞) или в другой записи x<7, x>9.

    В тех случаях, когда дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, необходимо внимательно подходить к вопросу о том, стоит ли включать в ответ абсциссы точки касания. Для того, чтобы принять правильное решение, необходимо учитывать знак неравенства. В строгих неравенствах точка касания оси абсцисс не является решением неравенства, в нестрогих является.

    Пример 3

    Решите квадратное неравенство 10·x2−14·x+4,9≤0 графическим методом.

    Решение

    Ветви параболы в данном случае будут направлены вверх. Она будет касаться оси Oх в точке 0,7, так как

    Построим график функции y=10·x2−14·x+4,9. Ее ветви направлены вверх, так как коэффициент при x2 положительный, и она касается оси абсцисс в точке с абсциссой 0,7, так как D’=(−7)2−10·4,9=0, откуда x0=710  или 0,7.

    Поставим точку и нарисуем параболу.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Мы решаем нестрогое неравенство со знаком ≤. Следовательно. Нас будут интересовать промежутки, на которых парабола располагается ниже оси абсцисс и точка касания. На рисунке нет интервалов, которые удовлетворяли бы нашим условиям. Есть лишь точка касания 0,7. Это и есть искомое решение.

    Ответ: Неравенство имеет только одно решение 0,7.

    Пример 4

    Решите квадратное неравенство –x2+8·x−16<0.

    Решение

    Ветви параболы направлены вниз. Дискриминант равен нулю. Точка пересечения x0=4.

    Отмечаем точку касания на оси абсцисс и рисуем параболу.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Мы имеем дело со строгим неравенством. Следовательно, нас интересуют интервалы, на которых парабола расположена ниже оси Oх. Отметим их синим.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Точка с абсциссой 4 не является решением, так как в ней парабола не расположена ниже оси Ox. Следовательно, мы получаем два интервала (−∞, 4), (4, +∞).

    Ответ:  (−∞, 4)∪(4, +∞) или в другой записи x≠4.

    Не всегда при отрицательном значении дискриминанта неравенство не будет иметь решений. Есть случаи, когда решением будет являться множество всех действительных чисел.

    Пример 5

    Решите квадратное неравенство 3·x2+1>0 графическим способом.

    Решение

    Коэффициент а положительный. Дискриминант отрицательный. Ветви параболы будут направлены вверх. Точек пересечения параболы с осью Oх нет. Обратимся к рисунку.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Мы работаем со строгим неравенством, которое имеет знак >. Это значит, что нас интересуют промежутки, на которых парабола располагается выше оси абсцисс. Это как раз тот  случай, когда ответом является множество всех действительный чисел.

    Ответ: (−∞, +∞) или так x∈R.

    Пример 6

    Необходимо найти решение неравенства −2·x2−7·x−12≥0 графическим способом.

    Решение

    Ветви параболы направлены вниз. Дискриминант отрицательный, следовательно, общих точек параболы и оси абсцисс нет. Обратимся к рисунку.

    Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа

    Мы работаем с нестрогим неравенством со знаком ≥, следовательно, интерес для нас представляют промежутки, на которых парабола располагается выше оси абсцисс. Судя по графику, таких промежутков нет. Это значит, что данное у условии задачи неравенство не имеет решений.

    Ответ: Нет решений.

    ВИДЕО УРОК

    Графическое решение линейных
    неравенств.



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство с помощью графика:



    (х – 6)2 – (5 – х)2 < 3.



    РЕШЕНИЕ:



    Сначала проведём простейшие преобразования – раскроем
    скобки полных квадратов и приведём подобные слагаемые
    :



    (х – 6)2 – (5 – х)2 < 3,

    (х2 – 12х + 36) – (25 – 10х + х2) < 3,

    х2 – 12х + 36 – 25 + 10хх2 < 3,

    – 2х + 11 < 3,

    – 2х < 3 – 11,

    – 2х < –8,



    Дальше делим обе части неравенства на отрицательное
    число 
    (–2), при этом надо поменять знак неравенства на
    противоположный.



    х ˃ 8/2,

    х ˃ 4.



    Неравенство нестрогое, поэтому  4  не включается в промежуток, и решением будут
    являться все точки, которые находятся правее 
    4, так как 
    5 
    больше 
    4, 6  больше 
    4  и так
    далее.

    ОТВЕТ:



    х
    (4; +
    )



    Графическое решение квадратных
    неравенств.

    Графиком
    квадратичной функции

    y = ах2 + bx + c

    является парабола с
    ветвями, направленными вверх, если 
    а ˃ 0,
    и вниз, если 
    а < 0. При этом возможны три случая:

    1)  парабола пересекает ось  х (то есть уравнение

    ах2 + bx + c = 0

    имеет два различных
    корня);

    2)  парабола имеет вершину на оси  х (то есть уравнение

    ах2 + bx + c = 0

    имеет один корень);

    3)  парабола не пересекает ось  х (то есть уравнение

    ах2 + bx + c = 0

    не имеет корней).

    Итого возможны
    шесть положений параболы, служащей графиком функции

    у = ах2 + bx
    + c

    относительно оси  х, – они представлены на рисунку.

    Опираясь на эти графические иллюстрации, можно
    решать квадратные неравенства.

    Квадратным неравенством называют неравенства вида



    ax2
    +
    bx
    +
    c
    ˃ 0,



    где вместо знака 
    ˃  может быть любой другой знак неравенства.



    Для решения
    квадратного неравенства с помощью графика нужно:



    – определить направление ветвей параболы по знаку
    старшего коэффициента квадратичной функции
    ;

    – найти корни соответствующего квадратного уравнения
    или установить, что их нет
    ;

    – построить эскиз графика квадратичной функции,
    учитывая точки пересечения
    (или касания) с осью  Ох, если они есть;

    – по графику определить промежутки, на которых
    функция принимает нужные значения.


    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2 + 10х –21 < 0.



    РЕШЕНИЕ:



    Сначала решаем квадратное уравнение:



    х2 + 10х –21 = 0

    D = b2 – 4ac,

    D = 100 – 4 × (–1) × (–21)

    = 100 – 84 = 16,


    Затем схематично рисуем
    параболу, не высчитывая, где у нё находится вершина, ведь по сути это не нужно,
    у нас есть основное – точки пересечения параболы с осью 
    Ох.


    Возвращаемся к неравенству



    х2 + 10х –2 < 0.



    и отмечаем нужные нам промежутки:


    Запишем теперь ответ.



    ОТВЕТ:



    х
    (–
    ; 3) (7; +)



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2 – 2х – 3 ˃ 0.



    РЕШЕНИЕ:



    Рассмотрим параболу



    у = х2
    – 2
    х – 3.


    Решить неравенство



    х2 – 2х – 3 ˃ 0



    это значит ответить на вопрос, при каких значениях  х  ординаты точек параболы положительны.

    Замечаем, что  у ˃ 0, то есть график функции расположен выше оси  х,
    при 
    х
    < –1 
    и при  х
    ˃ 3
    . Значит, решениями неравенства служат все точки
    интервалов


    (–; –1) (3; +).



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2 – 2х – 3 < 0.

    РЕШЕНИЕ:



    Рассмотрим параболу



    у = х2
    – 2
    х – 3.


    Неравенство



    х2 – 2х – 3 < 0



    или  у < 0, где



    у = х2 – 2х – 3,



    также можно решить с помощью графика. График расположен
    ниже оси 
    х,
    если



    –1 < х < 3.



    Поэтому решением данного неравенства служат все точки
    интервала


    (–1; 3).



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2 – 2х – 3 ≥ 0.



    РЕШЕНИЕ:



    Рассмотрим параболу



    у = х2
    – 2
    х – 3.


    Неравенство



    х2 – 2х – 3 ≥ 0



    отличается от неравенства



    х2 – 2х – 3 ˃ 0



    тем, что в ответ надо включить и корни уравнения



    х2 – 2х – 3 = 0



    то есть точки



    х1 = –1  и  х2 = 3.



    Таким образом, решениями данного нестрогого неравенства
    являются все точки интервалов


    (–; –1] [3; +)



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2 – 2х – 3 ≤ 0.



    РЕШЕНИЕ:



    Рассмотрим параболу



    у = х2
    – 2
    х – 3.

    Неравенство



    х2 – 2х – 3 ≤ 0



    Отличается от неравенства



    х2 – 2х – 3 < 0



    тем, что в ответ надо включить и корни уравнения



    х2 – 2х – 3 = 0,



    то есть  х1 = –1  и  х2 = 3,



    Следовательно, решениями данного нестрогого неравенства
    служат все точки отрезка


    [–1; 3].



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2х – 2 ≥ 0.



    РЕШЕНИЕ:



    Представим такое неравенство в виде



    х2х + 2.



    В одной и той же системе координат построим графики
    функций



    у1 = х2  (парабола) и  
    у2 =  х + 2 (прямая
    линия
    ).


    Найдём абсциссы точек пересечения этих графиков. Приравняем
    правые части функций и получим уравнение
    :



    х2 = х + 2



    или



    х2х – 2 = 0.



    Корни этого квадратного уравнения



    х1 = –1  и  х2 = 2.



    Поэтому такие графики пересекаются в двух точках  А  и  В
    абсциссы которых, соответственно, равны



    х1 = –1  и  х2 = 2.



    Неравенству



    х2х + 2



    или



    у1у2



    удовлетворяют те значения х,
    при которых значения первой функции больше или равны значениям второй функции,
    то есть при которых график первой функции расположен выше или на уровне второй
    функции. Из рисунка видно, что такими значениями являются все числа из
    промежутков


    х11  и  х22.



    Этот способ оказывается более полезным при решении
    сложных неравенств
    (кубических неравенств, неравенств с модулем
    и так далее
    ).



    ПРИМЕР:



    Решите неравенство графическим способом:



    х2 + 2х – 1 ≥ 0.



    РЕШЕНИЕ:



    Запишем неравенство в виде



    –(х – 1)2 ≥ 0



    и построим эскиз графика функции



    у = –(х – 1)2.


    Ветви этой параболы направлены вниз. Уравнение



    –(х – 1)2 = 0



    имеет один корень  х = 1.



    Поэтому парабола касается оси  Ох  в точке 
    (1; 0). Для решения неравенства



    –(х – 1)2 ≥ 0



    надо определить, при каких значениях  х  функции 
    у  неотрицательны.

    Из рисунка видно, что функция положительных значений не
    имеет. Значение 
    у = 0  получается
    только при  
    х = 0. Поэтому
    данное неравенство



    х2 + 2х – 1 ≥ 0



    имеет единственное решение  х = 1.

    ПРИМЕР:

    Решите неравенство графическим способом:

    2х2 + 5х + 2 ˃ 0.

    РЕШЕНИЕ:

    Уравнение

    2х2 + 5х + 2 = 0

    имеет два корня:

    х1 = –2х2 = –1/2.

    Парабола, служащая графиком функции

    у = 2х2 + 5х + 2,

    имеет вид, изображённый на рисунке.

    Неравенство

    2х2 + 5х + 2 ˃ 0

    выполняется при тех значениях  х,
    при которых точки параболы лежат выше оси 
    х.
    Это будет при

    х < х1  или при  х ˃ х2,

    то есть при  х < –2  или при 
    х ˃ –1/2.

    Значит решения неравенства таковы:

    х < –2,  х ˃
    1/2.

    ОТВЕТ: 

    х < –2,  х ˃
    1/2

    ПРИМЕР:

    Решите неравенство графическим способом:

    3х2 – 7х – 10 ≤ 0.

    РЕШЕНИЕ:

    Уравнение

    3х2 – 7х – 10 = 0

    имеет два корня:

    х1 = –1х2 = 10/3.

    Парабола, служащая графиком функции

    у = 3х2 – 7х – 10,

    имеет вид, изображённый на рисунке.

    Неравенство

    3х2 – 7х – 10 ≤ 0

    выполняется при тех значениях  х,
    при которых точки параболы лежат на оси 
    х  или ниже её. Это
    будет при 
    х  из промежутка

    [х1; х2]

    Значит множество решений неравенства есть отрезок

    [–1; 10/3].

    ОТВЕТ:  [–1; 10/3]

    ПРИМЕР:

    Решите неравенство графическим способом:

    х2 + 4х – 4 ˃ 0.

    РЕШЕНИЕ:

    Уравнение

    х2 + 4х – 4 = 0

    имеет один корень:

    х = 2.

    Парабола, служащая графиком функции

    у = х2 + 4х – 4,

    имеет вид, изображённый на рисунке.

    Неравенство

    х2 + 4х – 4 ˃ 0

    выполняется при тех значениях  х,
    при которых точки параболы лежат выше оси 
    х. Таких
    точек нет. Значит, неравенство не имеет решений.

    ОТВЕТ:  решений
    нет

    ПРИМЕР:

    Решите неравенство графическим способом:

    –3х2 + х – 5 < 0.

    РЕШЕНИЕ:

    Уравнение

    –3х2 + х – 5 = 0

    не имеет действительных корней.

    Парабола, служащая графиком функции

    у = –3х2 + х – 5,

    имеет вид, изображённый на рисунке.

    Неравенство

    –3х2 + х – 5 < 0

    выполняется при тех значениях  х,
    при которых точки параболы лежат ниже оси 
    х. Так
    как вся парабола лежит ниже оси  х, то неравенство
    выполняется при любых значениях  х.

    ОТВЕТ:  –∞ < х < +∞

    Графическое решение нелинейных
    неравенств.

    ПРИМЕР:

    Решите неравенство графическим
    способом
    :

    √͞͞͞͞͞x 
    < 6 – х.

    РЕШЕНИЕ:

    Будуємо
    графіки функцій

    у = √͞͞͞͞͞x   и  у = 6 – х.

    Графіки
    перетинаються у точці
      (4; 2). Значення функції

    у
    = 6 – х

    більші
    від значень функції

    у = √͞͞͞͞͞x,

    якщо  х (0; 4)

    Прежде чем перейти к определению и решению неравенств давайте вспомним, какие знаки используют в математике для
    сравнения величин.

    Символ Название Тип знака
    > больше строгий знак
    (число на границе не включается)
    < меньше строгий знак
    (число на границе не включается)
    больше или равно нестрогий знак
    (число на границе включается)
    меньше или равно нестрогий знак
    (число на границе включается)

    Теперь мы можем разобраться, что называют линейным неравенством и чем неравенство
    отличается от уравнения.

    В отличии от уравнения в неравенстве вместо знака равно «=» используют любой
    знак сравнения: «>», «<»,
    «» или «».

    Запомните!
    !

    Линейным
    неравенством называют неравенство, в котором неизвестное стоит только в первой степени.

    Рассмотрим пример линейного неравенства.

    x − 6 < 8

    Так как в неравенстве «x − 6 < 8»
    неизвестное «x» стоит в первой степени, такое неравенство называют линейным.

    Как решить линейное неравенство

    Важно!
    Галка

    Чтобы решить неравенство, нужно чтобы в левой части осталось только неизвестное
    в первой степени с
    коэффициентом «1».

    При решении линейных неравенств используют правило переноса и правило деления неравенства на число.

    Правило переноса в неравенствах

    Также как и в уравнениях,
    в неравенствах можно переносить
    любой член неравенства из левой части в правую и наоборот.

    Запомните!
    !

    При переносе из левой части в правую (и наоборот) член неравенства меняет свой знак на
    противоположный.

    Вернемся к нашему неравенству и используем правило переноса.

    x 6 < 8
    x < 8 + 6
    x < 14

    Итак, мы получили ответ к неравенству «x < 14». Но что означает такой
    ответ?

    Для того, чтобы понять, что получается при решении неравенства, нам нужно вспомнить,
    понятие числовой оси.

    Нарисуем числовую ось для неизвестного «x» и отметим на ней число «14».

    число 14 на числовой оси

    Запомните!
    !

    При нанесении числа на числовую ось соблюдаются следующие правила:

    Заштрихуем на числовой оси по полученному ответу «x < 14» все решения неравенства, то есть область
    слева от числа «14».

    ответ неравенства

    Рисунок выше говорит о том, что любое число из заштрихованной области при подстановке в исходное неравенство
    «x − 6 < 8»
    даст верный результат.

    Возьмем, например число «12» из заштрихованной области и подставим его
    вместо «x» в исходное неравенство «x − 6 < 8».

    подставим число в неравенство

    Другими словами, можно утверждать, что любое число из заштрихованной области будет являться решением неравенства.

    Важно!
    Галка

    Решить неравенство — это значит найти множество чисел, которые при подстановке в исходное неравенство
    дают верный результат.

    Решением неравенства
    называют множество чисел из заштрихованной области на числовой оси.

    В нашем примере ответ «x < 14» можно понимать так: любое число из
    заштрихованной области (то есть любое число меньшее
    «14») будет являться решением неравенства
    «x − 6 < 8».

    Правило умножения или деления неравенства на число

    Рассмотрим другое неравенство.

    2x − 16 > 0

    Используем правило переноса и перенесём все числа без неизвестного, в правую часть.

    2x − 16 > 0
    2x > 16

    Теперь нам нужно сделать так, чтобы при неизвестном «x»
    стоял коэффициент «1». Для этого достаточно разделить и левую,
    и правую часть на число «2».

    Запомните!
    !

    При умножении или делении неравенства на число, на это число умножается (делится) и левая, и правая часть.

    • Если неравенство умножается (делится) на положительное число,
      то
      знак самого неравенства остаётся прежним.
    • Если неравенство умножается (делится) на отрицательное число,
      то
      знак самого неравенства меняется на противоположный.

    Разделим «2x > 16» на «2».
    Так как «2» —
    положительное число, знак неравенства останется прежним.


              2x > 16     | (:2)
    2x (:2) > 16 (:2)      
    x > 8        

    ответ неравенства 2x - 16 > 0
    Ответ: x > 8


    Рассмотрим другое неравенство.

    9 − 3x ≥ 0

    Используем правило переноса.

    9 − 3x ≥ 0
    −3x ≥ −9

    Разделим неравенство на «−3».
    Так как мы делим неравенство на отрицательное число, знак неравенства поменяется на противоположный.


    −3x ≥ −9
                       −3x −9      | :(−3)
    −3x : (−3) −9 :(−3)
    x ≤ 3

    ответ неравенства -3x ≥ -9
    Ответ: x ≤ 3

    Примеры решения линейных неравенств


    Ваши комментарии

    Важно!
    Галка

    Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

    «ВКонтакте».

    Пришелец пожимает плечами

    Оставить комментарий:

    16 ноября 2021 в 16:44

    Алина Кирщина
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Алина Кирщина
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    Как правильно написать «больше 15» символом? <15 или >15?

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    24 ноября 2021 в 12:56
    Ответ для Алина Кирщина

    Борис Гуров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 1

    Сообщений: 28

    (^-^)
    Борис Гуров
    Профиль
    Благодарили: 1

    Сообщений: 28


    > 15   Острый конец символа «птичка» > смотрит в сторону меньшего числа

    Еще можно запомнить, как что где больше вершин у символа «птички», там большее число находится. У символа > слева две вершины, а справа одна, значит слева находится большее число.

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    29 ноября 2021 в 7:32
    Ответ для Алина Кирщина

    Фархад Асланов
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Фархад Асланов
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1


    >15

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    5 марта 2020 в 23:01

    Лина Недзвецкая
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Лина Недзвецкая
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    Решите неравенство:
    log3 

     ≤1

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    20 августа 2020 в 1:16
    Ответ для Лина Недзвецкая

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60


     0 < (3x − 5)/(x+1) ≤ 3. 
    (3x − 5)/(x+1) > 0   ⇔   x < − 1  ∪  x > 5/3;
    (3x − 5)/(x+1)  ≤ 3   ⇔  8/(x+1) ≥ 0   ⇔   x > − 1.
    {(−∞;  −1) ∪  (5/3; +∞)} ∩ (−1; +∞) =  (5/3; +∞).

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    17 июля 2016 в 15:37

    Sergey Gurzhiy
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Sergey Gurzhiy
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    Решите неравенство
    2^3-6x<1

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    21 сентября 2016 в 13:44
    Ответ для Sergey Gurzhiy

    Евгений Колосов
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 12

    Сообщений: 197

    (^-^)
    Евгений Колосов
    Профиль
    Благодарили: 12

    Сообщений: 197


    Странно, что для 11класса, но всё же:

    23 ? 6x<1
    8 ? 6x<1
    ? 6x< ? 7
    x>

    1
    Спасибоthanks
    Ответить

    6 июня 2016 в 17:05

    Катя Петрова
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Катя Петрова
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    7 июня 2016 в 2:49
    Ответ для Катя Петрова

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60


    Пусть  2= y > 0.
    Неравенство можно записать в виде 
       ? 0.  
    Откуда  y = 2 или  8 ? y < 9.
    Стало быть,  x = 1 или  3 ? x < log29.


    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    7 июня 2016 в 13:11
    Ответ для Катя Петрова

    Хачик Казанджян
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Хачик Казанджян
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1


    Форум задачиРешение:Пусть    y=2x ,  y>0Тогда    y3 ? 3y2 + ?32;     y3-3y2+?0 
    -Tак как y>0, то сокращаем на y и преобразуем к виду ?0    или ?0Следовательно,   y=2 или (8?y<9)
    Учитывая, что y=2x получим  x=1 или (3?x<log29) Ответ:   (x=1)?(3?x<log2). или так  {1?[3;log29)}

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    8 июня 2016 в 12:10
    Ответ для Катя Петрова

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60


    Списывать нехорошо.

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    5 мая 2016 в 10:09

    Влада Навдушевич
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Влада Навдушевич
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    Как решить неравенство (х^2-4х+3)/(х^4-х^6) < или = 0

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    8 июня 2016 в 12:28
    Ответ для Влада Навдушевич

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

     (x — 1)(x — 3)
    x4(1 — x)(1 + x) 

     ? 0.
    и метод интервалов.
    Ответ: (-oo; -1) U [3; +oo).

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    3 августа 2015 в 16:54

    Надие Рахимова
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Надие Рахимова
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    область решения неравенства (х-4)>3х равна? решить

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    31 августа 2016 в 10:31
    Ответ для Надие Рахимова

    Евгений Колосов
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 12

    Сообщений: 197

    (^-^)
    Евгений Колосов
    Профиль
    Благодарили: 12

    Сообщений: 197


    (x-4)>3x
    x-4-3x>0
    -4-2x>0
    2x+4<0
    2x<-4
    x<-2

    Проверка: Возьмём число меньшее -2, например -3
    -3-4>-3 · 3
    12>-9 Верно.
    Ответ: x<-2

    0
    Спасибоthanks
    Ответить


    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Как составить тему для дискуссии
  2. Как найти парикмахера рядом с домом
  3. Как найти баллы по олимпиаде
  4. Как найти частного инвестора для займа денег
  5. Как найти сайт одноклассники в компьютере