Как найти ресурсы семьи

Представления родителей о появлении ребенка и его воспитании часто отличаются от реальности. Порой родители забавляются покупками малюсеньких вещичек, ажурных одеялок, игрушек и представляют безмятежно спящего малыша. Выдумывают радужные перспективы будущего, как ребенок вырастет, и будет заниматься музыкой, а еще фигурным катанием, будет послушным и терпеливым, и непременно даст много поводов собою гордиться! Действительность разительно отличается от мечты.

С появлением ребенка жизнь меняется кардинально и бесповоротно. Отныне каждый свой шаг родитель должен соотносить с потребностями важного человечка. Многие родители согласятся, что наступает такой момент, когда «воспитывая детей», кажется, все силы кончились и не знаешь, что делать дальше. И всегда хочется сказать: «Это только начало!». Но это ирония. И порой родители бывают совершенно истощены и физически, и морально. Следствием постоянной усталости могут быть две вещи: агрессия и апатия. Порой они существуют параллельно, поочередно сменяя друг друга.

А где же, все таки, взять силы, чтобы действовать, не срываться, оставаться достойным человеком и родителем?! Как же не погубить свое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка? Как говорят врачи: лучший способ лечения – это профилактика!

Правильный режим дня, где есть место для отдыха всех членов семьи и совместного времяпрепровождения и, конечно, – обращение к тем ресурсам, которые дают Вам силу и положительный настрой.

Что это могут быть за ресурсы? Как они могут помочь и положительно повлиять на близких?

Пока не существует понятия «родительские ресурсы». Попробуем его сформулировать, опираясь на определение «ресурсы личности». «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [1, с. стр.115-116].

Родительские ресурсы – это совокупность, система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях, обеспечивающих качественное воспитание, и способствующих эффективному развитию детей и самой личности.

С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Разные исследователи классифицируют ресурсы личности, использую различные основания. В основном ресурсы можно разделить на:

  • внешние и внутренние (интерперсональные и интраперсональные);
  • социальные (доступность помощи человеку) и психологические (навыки, психические особенности и способности человека);
  • материальные и нематериальные.

Рис. 1 Классификация ресурсов (средовые и личностные):

Рис. 2 Классификация ресурсов (внешние и внутренние):

Рис. 3 Классификация родительских ресурсов:

Что же происходит, если человек не имеет, не осознает или теряет ресурс для адаптации или просто для жизнедеятельности? С.Хобфолл сформулировал ресурсную концепцию психологического стресса, которая, связывает адаптационные возможности человека с наличием ресурсов личностных.

Таким образом, потеря, угроза потери ресурса, неосознавание своих ресурсов, отсутствие возможности возмещения ресурсов приводит человека к стрессу.

Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла и основой для работы с человеком по выявлению и аккумуляции ресурсов личности, родительских ресурсов является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [2].

Психологическая работа по поиску и аккумуляции ресурсов личности и родительских ресурсов строится таким образом:

  • Выявление ресурсов личности (родительских ресурсов). Желательно найти несколько.
  • Осознание человеком наличия данных ресурсов.
  • Планирование стратегии получения ресурсов.
  • Формирование умения использовать ресурсы.
  • Сохранение ресурсов.
  • Формирование умения восстанавливать ресурсы.
  • Поиск возможности приумножать ресурсы.
  • Формирование умения распределять ресурсы.

Нами проведено исследование определения тех ресурсов, которые родители видят в себе, супруге и в семье в целом. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что родители выделяют как наличествующие у себя либо внутренние ресурсы, связанные с индивидуально-типологическими особенностями, либо ресурсами считают только внешние факторы. То есть, либо «все зависит не от них», а от обстоятельств, помощи окружающих, наличия материальных благ, либо считают что, все зависит только от самих людей. Подобное выделение, точнее ограничение в определении ресурсов, ведет к возникновению трудностей и проблем личности, угрожающей благополучному эмоциональному состоянию человека.

Вот примеры таких ресурсов, выделенных приемными родителями:

  • Вера.
  • Взаимоподдержка близких.
  • Самоконтроль.
  • Оптимизм.
  • Природа, животные.
  • Хобби (любимое дело).
  • Искусство, хорошая литература, творчество.
  • Надежда.
  • Спорт.

Примерные личностные качества, определяемые родителями как ресурсы мамы, папы и семьи в целом (опрошено 48 респондентов), представлены в таблице. Сохранены авторские формулировки определения ресурсов респондентами.

Таблица 1

  Ресурсы мамы % Ресурсы папы % Ресурсы семьи %
1 Нежность 50 Веселый 8,33 Преодоление трудностей 8,33
2 Понимание 8,33 Умный 8,33 Дружная 41,7
3 Передача жизненных навыков (гигиенических, хозяйственных) 8,33 Уверенный 16,6 Спортивная 8,33
4 Хозяйственная 8,33 Обладающий личными знаниями 8,33 Большая 16,6
5 Активная 25 Умелый 8,33 Надежная 8,33
6 Любящая 58,33 Спортивный 8,33 Активная 8,33
7 Добропорядочная 8,33 Активный 8,33 Доброжелательная 8,33
8 Честная 8,33 Честный 8,33 Взаимопомощь 8,33
9 Добрая 25 Сильный 16,6 Крепкая 25
10 Ласковая 33,33 Строгий 16,6 Счастливая 8,33
11 Надежная 16,6 Справедливый 8,33 Любовь 33,3
12 Строгая 8,33 Доброжелательный 8,33 Согласие 8,33
13 Справедливая 8,33 Участливый 8,33 Уважение 8,33
14 Здоровье 8,33 Любовь 33,33 Равноправие 8,33
15 Тепло 33,33 Забота 25 Стабильность 16,6
16 Уют 25 Стабильность 25 Добро 8,33
17 Аккуратная 25 Нежность 8,33 Будущее 8,33
18 Заботливая 41,7 Надежный 16,6 Опора 8,33
19 Воспитание, развитие положительных качеств 8,33 Многогранный (все умеет) 8,33 Забота 8,33
20 Ленивая 8,33 Выдержка 8,33 Помощь окружающим 8,33
21 Стабильность 8,33 Выносливость 8,33 Рукоделие 8,33
22 Порядок 8,33 Инициативность 8,33    
23 Правдивость 8,33 Преданность 8,33    
24 Понимание 8,33 Воспитание 8,33    
25 Умение слушать 8,33 Доход, достаток 16,6    
26 Отвечать за свои поступки 8,33 Защита 8,33    
27 Дружба 8,33 Доброта 16,6    
28     Пунктуальный 8,33    
29     Опора 8,33    
30     Ответственность 8,33    
31     Мужественность 8,33    
32     Помощь в воспитании 8,33    
33     Уважение 8,33    

Наиболее значимы ресурсы, выделенные родителями, представлены в диаграммах:

«Нельзя устать от того, кого любишь» — эти красивые слова говорят, часто лукавя, некоторые мамочки.

Как раз те, кто постоянно переживают за своего ребенка, стремятся дать ему как можно больше, исчерпывают эмоциональные ресурсы быстрее, чем родители, которые не слишком сильно задумываются о высоких материях. При этом, если родители «отдающие» и «ждущие» ответной реакции от ребенка и не получающие её взамен, а «взамен» это единственное ожидание и «подпитка» — ресурс для личности, то может произойти срыв, стресс, конфликт. Если «отдающий» родитель счастлив от самого процесса «отдачи» или получает или использует ресурсы другого характера (одобрение супруга, близких, умеет радоваться каждому дню и т.д.) то риски срывов минимальны.

Иногда родители, чаще мамы, не в силах справиться с нахлынувшими отрицательными чувствами. На помощь могут прийти специалисты.

Пример работы с молодой мамой в поиске и определении ресурсов с использованием авторского набора ассоциативных карточек «Калейдоскоп родительских ресурсов»

Ситуация: Женщина, 30 лет, в разводе 2 года, тяжело переживала развод, в данный момент стресс от разрыва с другим человеком. Имеет двух детей девочка 4 года и мальчик 7 лет. Работает, учится. Работа не вполне приносит удовлетворение и материальное благополучие. Семья испытывает материальные трудности. Попытки поиска другой работы пока не увенчались успехом. Также на поиск работы накладывается страх того что, мать с двумя детьми могут не взять или сразу уволить.

Запрос: нет сил справиться с возникшей ситуацией.

Предположительная проблема: потеря родительских и личностных ресурсов.

Ход беседы:

Психолог: Добрый день, расскажите, что у Вас случилось.

Клиентка со слезами рассказывает свою историю на данный момент.

Психолог: Спасибо. Давайте попробуем понять, почему так происходит и как справиться Вам с возникшими проблемами. Перед Вами набор карточек и поле. Возьмите по три карточки и положите их возле каждой рубрики:

  • Ресурсы, которые я использую.
  • Ресурсы, которые имею, но не использую.
  • Не рассматриваю как ресурс.
  • Ресурсы, которые хотел бы использовать.

Выбор производится в «закрытую».

Выбор клиентки:

Клиент: Вот это да!

Психолог: Вы можете прокомментировать попавшиеся Вам карточки?

Клиент: Попробую.

Первая группа «Ресурсы, которые использую часто»:

Клиент: Попробую. Ресурс, которые я использую это оптимизм. Это точно, иногда могу попытаться пошутить и некоторые проблемы превратить в шутки. Вторая картинка это для меня иерархия ценностей и первая это «пара», для меня важно чтобы рядом был близкий человек. Без опоры я чувствую себя подавленной и «бесцельной». (Плачет).

Психолог: Все хорошо, не переживайте у нас с Вами еще есть ресурсы, давайте посмотрим на них.

Клиент: Третья картинка это «вещи», да иногда мне помогает покупка новых вещей или «выброс» старых.

Вторая группа «Ресурсы, которые не использую»:

Клиент: Да, эти ресурсы, по крайней мере — спорт, а в моем случае — это были танцы, я перестала использовать. Хм (смотрит, на изображение смайликов), да иногда выделение из толпы — это ресурс. Я всегда ощущала себя не такой как все, но почему-то в большей мере это была проблема, но не ресурс. А вот эта картинка (с химиком) — это мой сын, у него есть набор для опытов и микроскоп, ему нравится проводить разные опыты. Я как-то мало включаюсь в его дела. Жаль, наверно.

Третья группа «Не рассматриваю как ресурс»:

Клиент: Интересные картинки. Да, коллектив для меня ресурсом не является. Творчество?! Люблю рисовать, но, наверное, не вижу должного эффекта, или, вернее, не верю в него. Зря, наверное. Капельки, смайлики. Что-то много у меня смайликов получается. (Смеется).

Четвертая группа «Ресурсы, которые хотел бы использовать»:

Клиент: Дружбу, да я хотела бы использовать и поддержку, она очень нужна. А еще хочу, чтоб меня защищали. Хотя, глядя на это дерево, я вижу, то, что сама могу быть защитой для своих детей и это же ресурс?! Правильно?! Да, а еще хочется свободы, душевной именно чтобы легко на душе. Правда, от этого легче. Неужели в мире столько ресурсов, которых мы не видим?! А сколько их еще не выпало! Вон, сколько у Вас картинок!!

Психолог: Да, ресурсов много, Вы правы, мы не всегда их видим и осознаем. Потеря одного ресурса это конечно печально, но есть и другие, есть то, что нас поддерживает и заставляет жить. Хотя слово «заставляет» мне не нравится. Давайте вместе подберем другое.

Клиент: Может, «помогает»?

Психолог: Хорошее слово, спасибо. Скажите, что Вы поняли для себя из нашей работы? Помогли ли Вам наши рассуждения?

Клиент: Спасибо. Я поняла, что ресурсов действительно много, что их стоит искать и не терять. Вот только как?! Но это я думаю вопрос для другой беседы.

Психолог: Спасибо, Вам. Вы проделали большую работу. Что Вы теперь думаете делать?

Клиент: Попытаюсь все это осознать и наполнить жизнь другими смыслами. Спасибо!

Резюме: Череда сменяющих друг друга стрессовых ситуаций повергла клиентку в состояние шока, растерянности. Казавшийся «выход» и найденное счастье опять обернулись крахом. Бесцельное, как она описывает, существование, необходимо наполнить смыслом. Но, имея двоих детей, не видя в них ресурса, и не являясь ресурсом для них, клиентка вряд ли могла выполнять родительские функции в нужной форме. Поэтому с клиенткой необходима психологическая работа по схеме работы с ресурсами: поиск-осознание — аккумулурование и т.д. На первой беседе состоялся первый этап работы. Следующий этап предполагается провести в следующую встречу.

Литература:

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т стр.115-116
  2. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

Статья предоставлена номинантами Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года

Семья является главной формой функционирования людей по поводу совместного быта, которая держится на союзе двух партнёров и на связях между родными. Эти контакты представлены взаимными отношениями мужей и жен, детей и родителей, братьев и сестер, а также других кровных (и не только) родственников, проживающих на одной территории и осуществляющих совместное хозяйствование на основании общего бюджета.

Важную роль в нормальном существовании ячейки общества играют ресурсы семьи. Они имеют несколько видов и направлены на удовлетворение разных потребностей. Что такое ресурсы семьи, примеры и их классификация, значение и способы увеличения – эти вопросы будут рассмотрены в статье. Но прежде стоит разобраться, что такое ячейка общества и каковы ее функции.

Общая характеристика семьи

Как говорилось ранее, это группа людей, основанная на кровном родстве или оформленном в законодательном порядке союзе. Жизнедеятельность каждой отдельной ячейки общества можно охарактеризовать, используя духовную и материальную стороны.

Для лучшего понимания нужно сказать, что семья и узаконенные отношения представляют собой абсолютно разные понятия. Для существования брака достаточно всего двух человек, а ячейка общества – это более сложная и развитая структура взаимоотношений, ведь в нее, кроме супругов, нужно включить детей, кровную (и не только) родню. Нередко от модели ячейки общества зависят и ресурсы семьи, и возможности их увеличения. Ведь их источником зачастую являются именно трудоспособные члены – мать, отец, бабушка, дедушка.

ресурсы семьи

Выделяют персональную модель отношений внутри семьи (мать и дочь) и групповую (дети и родители, супруги и старшее поколение).

Основные функции семьи

Общий образ конкретной единицы социума, который складывался веками и является эталоном для современного общества, непосредственно имеет отголосок для ее модели поведения, структурирования и конкретно поставленных задач – функций.

Основными жизненно важными задачами семьи выступают: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная.

Репродуктивная задача считается основополагающей для любой ячейки общества. Это воспроизведение новых членов семьи, т. е. рождение детей. Проще говоря, чтобы через несколько десятилетий численность граждан любого государства осталась на том же уровне, для каждой семьи необходимо иметь не меньшее количество детей, чем число родителей. Выполнение этих задач во многом зависит от ресурсов семьи. Поскольку, чем выше материальное положение, тем больше возможностей вырастить и воспитать достойных членов общества. Стоит отметить, что зачастую репродуктивная функция перевыполняется, невзирая на финансовые возможности.

ресурсы семьи примеры

Для хозяйственно-потребительской задачи важны всевозможные стороны семейных взаимоотношений. Сюда нужно отнести организацию домашнего хозяйства, семейного бюджета, общие методы управления ячейкой.

Воспитательная функция заключается в привитии детям правильных жизненных ценностей, трудовых навыков и понятий, необходимости заботы и уважения по отношению к старшим, умения обращаться с деньгами, а также рационально использовать ресурсы семьи. А лучшим примером для детей, естественно, будет пример их родителей. Также к рассматриваемой категории задач нужно приурочить и самостоятельное воспитание как самих чад, так и их родителей.

Для восстановительной функции важен аспект ведения здорового образа жизни, поддержания тонуса жизнедеятельности, выделения времени для отдыха и досуга. Семья должна представлять собой оздоровительную среду, в которой забота о близких и их поддержка являются нормой. Для этого очень важным фактором является нравственность и психология, а также следование режиму питания, чередование трудовых будней и отдыха. Естественно, крайне важно наличие совместного досуга, который может выступать в активной и пассивной формах.

Ресурсы семьи: что это такое?

Точного определения этого понятия, как и самой ячейки общества, в законодательстве не предусмотрено. Ресурсы семьи (обществознание) — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.
Кроме функций, каждая семья владеет определенным состоянием, которое включает в себя денежные, материальные и производственные накопления и источники доходов, которые складываются в бюджет семьи.

ресурсы семьи что это такое

Классификация

Ресурсы семьи можно разделить на следующие категории:

  • трудовые (способность и желание каждого члена семьи к труду);
  • материальные (жилье, гараж, земельный надел, автомобиль, велосипед, предметы быта);
  • финансовые (наличность, счета в банке, ценные бумаги, страховки);
  • технологические (процесс приготовления пищи, пошива одежды, проведение ремонтных работ).

Данными видами ресурсов в той или иной степени владеет каждая современная семья. Также, выполняя определенные действия и следуя несложным законам современного общества, она способна увеличивать количество и качество своих семейных ресурсов. Все упирается в воспитание, труд и умение зарабатывать.

ресурсы семьи и возможности их увеличения

Главное для достижения ресурсов – психологический климат в семье

Отдельно взятую ячейку общества можно сравнить с компанией. Успешные корпорации с грамотными руководителями, умеющими правильно настроить рабочий коллектив, имеют хорошие финансовые и технологические показатели. Благодаря этому, они способны оказывать влияние на окружающих и успешно конкурировать с другими фирмами. Так и в семье. Фундаментом для создания современной ячейки общества служат не экономическое и статусное положение в обществе, а эмоциональный аспект отношений внутри семьи.

Каждая конкретная ячейка представляет собой неотъемлемую часть любого общества, существование и процессы жизнедеятельности которого характеризуют духовные и материальные стороны. Жизнь каждой семьи также можно охарактеризовать, используя эти два направления. Если она обладает высокими моральными принципами, то и общий культурный уровень развития общества будет на уровне. Внутри системы важную роль играет воспитательная функция, ведь от того, какие ценности прививают родители своим детям с малого возраста, зависит качество будущего общества.

ресурсы семьи обществознание

Общение в семье также играет немаловажную роль. Оно формирует ребенка как личность и конкретного члена общества. А для того чтобы дети обладали высокими моральными принципами, крайне важно с детства воспитывать у них чувство уважения к другим людям, в особенности к старшим, а также учить их заботиться о себе, своих родителях и близких. Это во многом зависит от такого понятия, как ресурсы семьи, используемого взрослыми в процессе воспитания.

Что влияет на увеличение ресурсов?

Они выполняют немаловажную роль для каждой ячейки общества. Их количество и качество напрямую зависят от моральной обстановки в семье, ее самых главных ценностей. Ведь приумножить семейные ресурсы и улучшить их качество смогут лишь те люди, которые ответственно относятся к институту брака, у которых первое место в жизни занимают семья и дети. Люди, для которых семейные ценности являются главным жизненным приоритетом, всегда будут стремиться к тому, чтобы их близкие и родные люди ни в чем не нуждались, а значит – повышать материальное и духовное благополучие своей ячейки общества.

ресурсы семьи как правило всегда

Заключение

Ресурсы семьи, как правило, всегда зависят от стараний и умений её членов. Улучшение их качества и количества во многом зависит от моральной и эмоциональной связи между родными. Ресурсы семьи оказывают большое значение на выполнение функций, возложенных на ячейку общества.

Мы часто слышим от психологов или сотрудников органов опеки, что замещающая семья должна быть «ресурсной». Но какими именно ресурсами нужно обладать будущим родителям? Как их пересчитать и оценить?

Для того, чтобы государство в лице органов опеки и попечительства смогло доверить семье воспитание приёмного ребёнка, этой семье необходимо обладать определёнными ресурсами.

Ресурсы семьи бывают внешние и внутренние, материальные и информационные, трудовые, технологические и др.

Из чего складывается семейный ресурс? Из простых вещей. Можно выделить три базовых блока, образующих ресурс семьи:

  • материальная база семьи;
  • индивидуальные ресурсы каждого члена семьи;
  • сетевые контакты семьи.

Рассмотрим подробнее каждый.

Материальная база семьи

Закон требует от кандидатов подтвердить наличие жилья, пригодного для проживания, и дохода, обеспечивающего прожиточный минимум на каждого члена. Сверх этого небольшого списка ни ООП, ни судья не могут потребовать иных сведений о вашем материальном положении. Но вне формального подхода очень важно понимать, каких именно вложений потребует такое масштабное мероприятие как принятие ребёнка в семью.

Ресурсы семьи

Во-первых, семье по возможности необходимо избавиться от финансовых обременений: долгов, кредитов и проч., ещё до того, как ребёнок попадёт домой. Появление ребёнка может перекроить планы семьи по зарабатыванию и распределению финансов, так что лучше не рисковать.

Во-вторых, неплохо заранее оценить «иные материальные ресурсы» и возможные варианты их освоения. Например, если у вас есть автомобиль, то в условиях кризиса трудоустройства он может стать основным источником дохода.

В-третьих, мудрым шагом будет заблаговременное решение вопросов наследования и распределения собственности. Особенно если у вас в семье уже есть дети, готовые к выходу в самостоятельную жизнь. Лучше всё оформить документально, не надеясь, что дети «потом сами разберутся».

В-четвёртых, лучше загодя посчитать, какие вложения в «детскую тему» вам будет необходимо сделать хотя бы на время поиска и первый год совместной жизни:

— запланировать транспортные расходы для поездок к ребёнку в детское учреждение;

-закупить одежду, мебель, школьные принадлежности (важно определиться, какие вещи вы будете покупать самостоятельно, а какие сможете принять в дар от друзей и знакомых);

— запастись лекарствами, средствами реабилитации, отложить деньги на медицинские услуги и т.д.

В-пятых, нужно трезво оценить (а часто — улучшить) свои технологические ресурсы и трудовые ресурсы. Т.е. упростить свой быт при помощи техники, «прокачки» бытовых навыков, за счёт приглашения внешних помощников. Например, жизнь с ребёнком сильно упрощается, если вы знаете, как готовить блюда детской кухни, у вас для этого есть необходимые приборы (блендер, мультиварка и т.п.) и вы можете поручить неприятный момент мытья посуды посудомоечной машинке или помощнице по хозяйству.

И, конечно, перед приёмом ребёнка в семью необходимо создать стратегический запас, «финансовую подушку безопасности», чтобы в первые месяцы новой жизни семья могла чувствовать себя защищенной. Многое мы можем спланировать заранее, но некоторые моменты будут понятны только после того, как ребёнок попадёт к вам домой:

— как скоро он сможет пойти в детский сад или школу?

— насколько серьёзны проблемы с его здоровьем?

— будет ли у вас возможность работать/подрабатывать или воспитание ребёнка заберёт все ваши силы?

Индивидуальные ресурсы каждого члена семьи

Ресурсы личности потенциального замещающего родителя – это те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и которые позволяют ему обеспечивать основные потребности для себя и ребёнка.

Ресурсы семьи

Чем больше внутренние ресурсы семьи, тем выше её способность восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше её сопротивляемость неблагоприятной среде, эффективность, стрессоустойчивость. Конечно, самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без них, восстанавливать их с нуля, наращивать их в любой ситуации.

Документально каждый кандидат в усыновители/опекуны обеспечивает только два пункта:

— соответствующее требованиям закона состояние собственного здоровья (медицинское заключение);

— прохождение специальной подготовки (ШПР).

Но, как мы понимаем, в жизни «ресурсность» кандидата не исчерпывается этими тремя пунктами, и даже эти три позиции в официальных справках отражены не полностью. Поэтому разберёмся подробнее.

Справка о состоянии здоровья, которую мы прикладываем к пакету документов, подтверждает нашу дее- и трудоспособность на данный момент, а также гарантирует, что состояние нашего здоровья не представляет опасности для ребёнка. Но, к сожалению, эта справка никак не оценивает наши физические возможности, потенциал нашего организма. Поэтому важно ещё до того, как вы приступите к поиску ребёнка, «залатать» все дыры вашего самочувствия: вылечить зубы, посетить профильных специалистов, взять под контроль хронические заболевания и, в конце концов, просто выспаться и немного отдохнуть. Родитель с хорошим самочувствием и в бодром расположении духа – важное условие реабилитации ребёнка. Важно, чтобы кандидат вступал на путь приёмного родительства не из последних сил, а в добром здравии.

Прохождение специальной подготовки – важный и нужный пункт. Но за время обучения в ШПР невозможно объять необъятное и подготовиться ко всем мыслимым трудностям. Поэтому важно настроить себя на встречу с некоторыми неожиданностями и быть готовым обращаться за помощью к специалистам, коллегам-усыновителям, к вашим родным и близким.  Важно понимание, что принятие ребёнка — это только начало «обучения». И ни одна самая прекрасная ШПР не может научить сразу всему. Это только «начальная школа», дающая алфавит и основы арифметики. Дальше придётся учиться на живой семье, преодолевая собственные розовые очки, меняясь под нужды конкретного ребёнка.

Сложнее всего бывает посчитать такой важный ресурс, как время. Действительно, сколько времени может оттянуть на себя приёмный ребёнок? Три часа в день? Половину дня? А может быть вообще всё время? Многие приёмные родители говорят о том, что на первых порах ребёнок ВСЕГДА требует больше времени, чем у нас есть. Это связано с тем, что семья не сразу адаптируется к появлению нового члена, и даже когда не нужно обслуживать нужды ребёнка, учить его, лечить и развлекать, родитель всё равно «мониторит» жизнь «новенького», что отнимает массу времени и сил.

Также хотелось бы осветить такие важные ресурсы, как:

— возраст;

— опыт воспитания или работы с детьми;

— родительские компетенции;

— открытость к новой информации и новому опыту;

— готовность при необходимости просить и принимать помощь;

-способы самовосстановления: увлечения, хобби, интересы.

Ваш возраст для органов опеки и попечительства может представляться антиресурсом. «Вы слишком молоды и не справитесь» или, наоборот, «Куда вам уже? Пора о земле подумать». Тем не менее, нужно уметь находить и формулировать те плюсы, которые даёт вам ваш возраст. Вы молоды, энергичны, можете не спать по ночам? Отлично, значит, у вас хватит сил на прогулки с ребёнком, ночные укачивания. Вы мобильны и готовы экспериментировать. Вам «уже за…»? Замечательно, значит, вы уже знаете, что не обязательно куда-то бежать и во всём участвовать, можно грамотно распределить ответственность и полномочия, привлечь специалистов и грамотно руководить процессом воспитания ребёнка. К тому же, у вас, скорее всего, уже есть стабильное материальное положение, жизненный опыт и, возможно, опыт воспитания кровных детей.

Неплохо актуализировать все ваши умения, знания, которые можно приложить к процессу воспитания приёмного ребёнка. Воспитали кровного ребёнка – значит, знаете о потребностях и особенностях развития детей. Работали с детьми, занимались волонтёрской деятельностью – значит, имеете представление о детских коллективах. Также полезно вспомнить, как много всего вы уже умеете: искать необходимые товары и услуги, налаживать контакты с лечебными и учебными заведениями, получать квалифицированную помощь специалистов и т.д., и посмотреть на потребности будущего ребёнка через призму этих умений. Что вы уже сейчас можете делать хорошо? Чему вам ещё нужно научиться? Что вы можете перепоручить родственникам и специалистам?

Открытость новому опыту и способность принимать помощь в нужный момент – важные критерии адаптивности семьи, помогающие ей не завязнуть в собственных проблемах, а всегда пытаться найти оптимальное решение. Сотрудники ООП отмечают, что семьи, которые ещё на этапе сбора документов категорически отказываются от любой помощи и хотят справляться исключительно своими силами, нередко переживают такие кризисы, что рано или поздно обращают на себя внимание тех же органов опеки.

И, пожалуй, не стоит забывать об источниках поддержки и самоподдержки. Приём ребёнка в семью – энергозатратное мероприятие. Важно заранее продумать способы восстановления сил. Для кого-то это будет спорт, для кого-то рукоделие, для кого-то возможность выспаться в тишине, а кому-то будет необходимо «слить эмоции» в интернете. Важно заранее распределить домашние обязанности между членами семьи, выделить «личное время», обговорить с близкими объёмы и направления помощи.

Сетевые контакты семьи (семейные и экстрасемейные связи)

Важным ресурсом являются так называемые сетевые контакты семьи: широкий и узкий круг знакомств. Ресурс семьи, принимающей ребёнка, повышается, если в такой круг входят люди, компетентные в вопросах воспитания детей, семейного устройства, специалисты по «детским» вопросам и люди, способные оказать эффективную поддержку родителям. Родственники и друзья семьи, которые помогают преодолеть или выдержать жизненные трудности — это сильный ресурс.

Ресурсы семьи

Государственные органы интересует только состав вашей семьи и (в некоторых случаях) согласие проживающих совместно с вами родственников на принятие ребёнка в семью. Также вам могут задать вопросы «А кто вам будет помогать?» или «Кто ещё будет участвовать в воспитании, развитии и лечении ребёнка?». Это важные вопросы, ответы на которые лучше сформулировать «ещё на берегу», до того, как ребёнок переступит порог вашего дома.

Необходимо поговорить с бабушками-дедушками о том, смогут и, главное, хотят ли они поддержать нас в истории с приёмным родительством. Смогут ли они оказывать ту помощь, о которой попросите вы, а не ту, которую «принято», или лучше будет привлечь няню или приходящего помощника.

Также важно определиться с кругом специалистов, с которыми вам, возможно, придётся контактировать. Если у ребёнка стоит серьёзный медицинский диагноз, лучше заранее запастись контактами профильных врачей в вашем регионе.

Если ребёнку требуется педагогическая помощь, сопровождение логопеда или дефектолога, подыскать специалиста, прикинуть порядок цен на услуги, почитать отзывы об их работе.

Вероятно, вам самим может понадобиться консультация и поддержка психолога или юриста. Лучше запастись нужными телефонами заранее. Также можно обращаться к ведущим вашей Школы приёмных родителей и в службы сопровождения (как государственные, так и организованные различными НКО).

В конце концов, вам может понадобиться «тематическая среда» для обмена опытом, моральной поддержки и саморазвития. Здесь на помощь придут ваши одногруппники по ШПР, а также усыновительские конференции и сообщества в интернете, родительские форумы и просто знакомые семьи с приёмными детьми. Главное — не бояться обращаться за поддержкой и знать, что где-то уже есть люди, которые пережили то, что тревожит вас в данный момент.

И в заключение:

Принимая ребёнка в семью, не опирайтесь на то, что вам бы хотелось видеть в своей семье, оценивайте то, что есть у вас сейчас!

Ресурсы счастливой семьи

     Счастливой называют семью, в которой царит взаимопонимание, душевное тепло и любовь. В счастливой семье супруги искренне любят друг друга, вместе решают вопросы, переживают радости и горести. После работы члены семьи спешат к домашнему очагу, у них есть общие интересы и желание совершать поступки во благо близких. Они успешны и довольны жизнью. В такой семье дети растут в атмосфере гармонии и любви. Они игривы, беззаботны и безгранично доверяют родителям. Какой должна быть счастливая семья? Достичь семейного счастья невозможно без упорного ежедневного труда над отношениями.  

     В семье партнеры выступают в двух ролях — супругов и родителей. В счастливом браке эти ипостаси равноценны и сбалансированы. Как объясняет психолог, писатель Ирина Рахимова в книге «Ошибки семейной жизни», в счастливых и глубоких отношениях супруги находят время для совместного чтения, прогулки, просмотра фильма или обсуждения событий. Когда партнеры уделяют друг другу время и проводят вместе досуг, их жизнь наполняется позитивными эмоциями и переживаниями.

    Как решить эти задачи, чтобы все члены семьи были счастливы вместе? Где найти ресурсы на удовлетворение разных потребностей? Психолог, писатель Анатолий Некрасов в книге «Брак умер… Да здравствует семья!» пишет, что наивысшее проявление любви — это дать возможность партнеру свободно проявлять себя, делать выбор и приобретать опыт. Семья не может быть счастлива, когда угнетается личная свобода кого-то из ее членов. Займите общую родительскую позицию. Когда дети видят разногласия родителей по вопросам воспитания, то начинают манипулировать отцом или матерью, чтобы достичь своих целей. Обсудите вдвоем вопросы воспитания, придите к общему мнению и всегда придерживайтесь выбранного направления. Договоритесь о распределении финансов. Важно, чтобы материальные вопросы были решены таким образом, чтобы супругам было комфортно, а распределение средств не вызвало обид, чувства несправедливости и обделенности. Осознайте, что конфликты — важная часть развития любых отношений, а их отсутствие не гарантирует счастья. Споры нужны, чтобы супруги смогли найти компромисс, научились понимать друг друга. Не таите обиды, говорите о них с партнером, а, найдя компромисс, прощайте искренне и навсегда.

Невольно вспоминаются едва ли не самое знаменитое изречение Л.Н.Толстого «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая  несчастливая семья несчастлива по-своему». 

     А что такое  ресурс семьи? В чем заключается способность семьи «выплывать» из множества проблем, конфликтов и противоречий? Точного определения этого понятия, как и самой ячейки общества, в законодательстве не предусмотрено. Ресурсы семьи (обществознание) — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов. Кроме функций, каждая семья владеет определенным состоянием, которое включает в себя денежные, материальные и производственные накопления и источники доходов, которые складываются в бюджет семьи.       Ресурсы семьи можно разделить на следующие категории:

  • трудовые (способность и желание каждого члена семьи к труду);
  • материальные (жилье, гараж, земельный надел, автомобиль, велосипед, предметы быта);
  • финансовые (наличность, счета в банке, ценные бумаги, страховки);
  • технологические (процесс приготовления пищи, пошива одежды, проведение ремонтных работ).

    Данными видами ресурсов в той или иной степени владеет каждая современная семья. Также, выполняя определенные действия и следуя несложным законам современного общества, она способна увеличивать количество и качество своих семейных ресурсов. Все упирается в воспитание, труд и умение зарабатывать.

    Общение в семье также играет немаловажную роль. Оно формирует ребенка как личность и конкретного члена общества. А для того чтобы дети обладали высокими моральными принципами, крайне важно с детства воспитывать у них чувство уважения к другим людям, в особенности к старшим, а также учить их заботиться о себе, своих родителях и близких. Это во многом зависит от такого понятия, как ресурсы семьи, используемого взрослыми в процессе воспитания.

    Они выполняют немаловажную роль для каждой ячейки общества. Их количество и качество напрямую зависят от моральной обстановки в семье, ее самых главных ценностей. Ведь приумножить семейные ресурсы и улучшить их качество смогут лишь те люди, которые ответственно относятся к институту брака, у которых первое место в жизни занимают семья и дети.        Люди, для которых семейные ценности являются главным жизненным приоритетом, всегда будут стремиться к тому, чтобы их близкие и родные люди ни в чем не нуждались, а значит – повышать материальное и духовное благополучие своей ячейки общества.

    Ресурсы семьи, как правило, всегда зависят от стараний и умений её членов. Улучшение их качества и количества во многом зависит от моральной и эмоциональной связи между родными. Ресурсы семьи оказывают большое значение на выполнение функций, возложенных на ячейку общества.

    Помните шутку, что семья — это маленькое государство, в котором папа — президент, мама — власть, а дети — это народ? Нужно сказать, что доля правды в ней все же присутствует. Как у любого государства у семьи есть функции, структура, ресурсы и проблемы, которые нужно решать, чтобы сохранить целостность. В понимании каждого семья для человека – это маленький мир с определенным укладом, традициями и ценностями, с помощью которых эта система формируется, развивается и функционирует.
Ресурсы семьи являются важной составной частью семейной экономики и помогают достигать необходимых целей. Но все же, данных ресурсов всегда бывает мало, чтобы воплотить все семейные потребности. Именно поэтому мы часто решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.
   Ресурсы семьи, как правило, всегда зависят от стараний и умений её членов. Улучшение их качества и количества во многом зависит от моральной и эмоциональной связи между родными. Ресурсы семьи оказывают большое значение на выполнение функций, возложенных на ячейку общества. А приумножить семейные ресурсы и улучшить их качество смогут лишь те люди, которые ответственно относятся к институту брака, у которых первое место в жизни занимают семья и дети. Люди, для которых семейные ценности являются главным жизненным приоритетом, всегда будут стремиться к тому, чтобы их близкие и родные люди ни в чем не нуждались, а значит – повышать материальное и духовное благополучие своей семьи.

м

Проблемы

жизнеспособности

семьи

Альбина Нестерова

СЕМЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ КАК УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СЕМЬИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье обсуждаются условия жизнеспособности семьи в ситуации кризисов и стрессов. Рассматриваются понятия семейных ресурсов и жизнестойкости семьи; описываются различные компоненты семейных ресурсов. Анализируется вклад каждого элемента из ресурсов семейной системы в ситуации противостояния трудностям и совладания с кризисом.

Ключевые слова: семейные ресурсы; жизнеспособность семьи; сплоченность семьи; семейная коммуникация; ценности семьи; навыки решения проблем; семейные границы; ритуалы; эмоциональная вовлеченность; адаптивность семьи.

Abstract. The conditions for the resilience of families in a situation of crisis and stress are discussed. The concepts of family resources and the hardiness of the family are analyzed; the various components of family resources are described. There is analyzed the contribution of each component of the family resources in a situation of coping with the crisis.

Keywords: family resources; family resilience; family cohesion; family communication; family values;problem solving skills; family borders;, rituals; emotions-functional involvement; the adaptability of the family.

Реальные проблемы В современном обществе возрастает число семей, семей в современном попавших в кризисную или трудную жизненную ситуа-

обществе г г

цию, что актуализирует задачу более глубокого изучения факторов, способствующих здоровому, гармоничному существованию всей семейной системы. Именно при переживании семьей нормативных и ненормативных кризисов не только нарушается поведение и функциони-

Понятие кризиса в пространстве жизненного цикла семьи

Понимание ресурсов семьи в зарубежной психологии

рование отдельных индивидов, но наблюдаются проблемы в адаптации и функционировании всей семейной системы. К таким семьям относится и те, на которые влияют внешние неблагоприятные факторы (стихийные бедствия, политические и социальные коллизии), и те, которые попадают под влияние негативных факторов внутрисемейного происхождения (семейный алкоголизм, развод, крайне бедственное материальное положение, физическая или душевная болезнь одного из членов семьи) [1]. Все эти вышеперечисленные факторы оказывают угнетающее давление не только на отдельных членов семьи, но и на семью как целостную систему.

Очень важно определить, как кризисная ситуация оказывает влияние на семью, какие модели поведения проявляются на семейном уровне, какую роль играет семья в преодолении трудной жизненной ситуации, в выстраивании своей модели жизнеспособности и выносливости.

В психологической литературе кризис определяется как любое острое изменение, при котором старые образцы поведения становятся неадаптивными и невозможными (Е.В. Емельянова, Н.Г. Осухова, Л.А. Перга-менщик и др.).

В семейной психологии кризис принято трактовать как нарушение ритма жизнедеятельности семьи, нарушение ее гомеостаза [2]. Чем больше разрушений, тем острее семейный кризис, который характеризуется неспособностью семьи восстановить стабильность и выработать новые модели поведения. Таким образом, если семья способна менять свои «выученные» модели поведения, выстраивать новые отношения, использовать свои семейные ресурсы, то напряжение в семье не достигает размеров кризиса. Если же такие ресурсы в семье отсутствуют или их недостаточно, то в семье наступает серьезный кризис, который требует включения ресурсов извне, в том числе помощи специалистов.

Важным компонентом понимания жизнеспособности семьи является понятие семейных ресурсов, с помощью которых семейная система преодолевает все трудности и невзгоды.

В зарубежной литературе имеется несколько определений ресурсов семьи. Так, например, Дж. Вилльямс при изучении ресурсов семей, находящих в эпицентре военных действий, определяет их как модели отношений, коммуникативные навыки и компетентность, а также психологические характеристики, которые создают ощущение позитивной семейной идентичности, повышают

Модели

и характеристики «сильных семей»

Предикторы адаптивности и жизнестойкости семьи

чувство удовлетворенности при взаимодействии членов семьи, поощряют развитие семьи и отдельных ее членов, обеспечивают способность семьи справляться с семейным стрессом и кризисом [3]. Американская исследовательница Маргарет Савин определяет семейные ресурсы как силы и динамические факторы в матрице отношений, поддерживающих развитие персональных ресурсов и потенциала членов семьи и способствующих формированию чувства удовлетворенности в семье [4].

К. Тривет определяет семейные ресурсы как способности и различные компетентности членов семьи, которые используются в ответ на стрессы и кризисы и способны увеличивать и усиливать адаптивное функционирование семейной системы [5]. Семья, оказавшись в трудной жизненной ситуации, мобилизует все свои защитные ресурсные характеристики, среди которых, по мнению Стивена и Сибил Волин, можно особо отметить взаимопонимание, автономию, близкие отношения, инициативность, юмор, творческий потенциал и нравственность [6]. Другой американский исследователь, Бернард (C.P. Barnard), выделяет несколько семейных характеристик, связанных с индивидуальной жизнестойкостью каждого члена семьи: отсутствие искаженных детско-родитель-ских ролей, соблюдение ритуалов, минимальное количество конфликтов в раннем детстве [7].

В различных зарубежных исследованиях было установлено, что более успешно кризисную ситуацию переживают те члены семьи, у которых были хорошие взаимоотношения с собственными родителями, устойчивая среда и не противоречащие друг другу методы воспитания. Ник Стиннет выделяет шесть основных качеств, характеризующих «сильные семьи»: преданность семье; уважение и привязанность друг к другу; позитивные модели поведения; совместно проведенное время в кругу семьи; чувство душевного благополучия и связи; способность успешно управлять стрессом и кризисом [8].

Г. МакКуббин и Дж. Патерсон, предложившие в середине 1980-х модель семейного стресса и адаптации, высказывают гипотезу о наличии некоторых факторов, определяющих уровень адаптации семьи к трудностям. К таким факторам относятся: степень уязвимости каждого члена семьи; тип семьи (регенеративный, жизнестойкий, ритмичный); семейные ресурсы; представления о стрессоре, навыки решения и преодоления проблем [9]. Австралийскими учеными было проведено масштабное исследование поведения семей в трудной жизненной ситуации, включающее респондентов раз-

Понятие

и классификация семейных ресурсов в отечественной психологии

личных социальных групп, принадлежащих к разным типам семей. Анализ результатов исследования позволил авторам выделить факторы, помогающие семье совладать с трудной жизненной ситуацией. Это: открытая, позитивная коммуникация; близость, которая является «невидимым клеем» для семьи и дает всем ее членам чувство принадлежности; совместная деятельность (спорт, праздники, дела по дому и многое другое); привязанность друг к другу; поддержка в виде помощи, одобрения, утешения и т.п.; принятие, заключающиеся в уважении, признании достоинств, понимании индивидуальности и неповторимости друг друга; преданность семье, ее ценностям.

В отечественной психологии также активно обсуждается проблематика поведения семьи в трудной жизненной ситуации, и перед современными исследователями стоит важная задача определения, формирования и активизации этих ресурсов с целью помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию (Е.В. Зырянова, Е.В. Куфтяк, Н.Ф. Михайлова, С.К. Нартова-Боча-вер, И.М. Никольская, Э.Г. Эйдемиллер). Так, А.В. Мах-нач и Ю.В. Постылякова в целях диагностики семейных ресурсов совладания со стрессом разработали и апробировали «Тест семейных ресурсов-П». В новой версии тест содержит следующие шкалы-факторы:

• семейная поддержка (близость членов семьи и друзей, которые могут играть роль «буфера» в отношении к стрессовым событиям жизни);

• физическое здоровье (наличие/отсутствие хронически больных и недееспособных членов семьи);

• решение проблем (уверенность в овладении стрессовой ситуацией, навыки определения семейной проблемы, поиска необходимой информации, обдумывания альтернатив прогнозирования последствий);

• семейные роли и правила (действительное и ожидаемое поведение, семейные нормы и санкции, желания и цели);

• эмоциональная связь в семье;

• финансовая свобода (стресс, связанный с финансовыми трудностями);

• семейная коммуникация (навыки взаимодействия);

• управление семейными ресурсами (умение планировать, устанавливать цели и расставлять приоритеты, действовать согласно плану) [10].

Семейные ресурсы формируются в ходе совместной жизни семьи и отличаются от индивидуальных. У моло-

дой семьи они слабо сформированы, а по мере увеличения брачного стажа происходит формирование семейных ресурсов, присущих семье как системе. Семейные ресурсы определяются нами как ценные социальные, экономические, психологические, эмоциональные и физические качества, которые члены семьи могут использовать в преодолении трудной жизненной ситуации. Большинство таких ресурсов содержится в семейной системе.

Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить определенные семейные ресурсы и факторы жизнеспособности семьи. Обсудим каждый из факторов.

1 — Сплоченность семьи

Сплоченность семьи — один из самых часто упоминаемых факторов жизнеспособности семейной системы и в зарубежной, и в отечественной психологии семьи. Сплоченность определяется Сальвадором Минухиным как прочность эмоциональных связей между членами семьи и может варьироваться от чрезвычайно низкой сплоченности (разъединение), умеренно низкой сплоченности (разделение), умеренно высокой сплоченности (связь) к чрезвычайно высокой сплоченности («спутанность») [11].

Натан Эпштейн и Дуэйн Бишоп в 1981 году ввели понятие «эмоциональная вовлеченность в семейные отношения». По мнению авторов, эта вовлеченность имеет шесть уровней:

• недостаток вовлеченности;

• вовлеченность, лишенная эмоций;

• эгоистичная вовлеченность;

• эмпатическая вовлеченность;

• чрезмерная вовлеченность;

• симбиотическая вовлеченность. По мнению авторов, наиболее жизнеспособной формой вовлеченности для семьи является эмпатическая вовлеченность. В целом семьи, в которых наблюдается высокий уровень вовлеченности, лучше справляются со стрессорами, в отличие от разъединенных семей [12]. Лоуренс Барнхилл вводит термин «взаимность» (в противовес «изоляции»), определяющий ощущение эмоциональной близости и единения членов семьи [13]. Вышеприведенные термины, показатели сплоченности семьи создают устойчивую платформу для эффективного функционирования семейной системы. Например, многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что если у родителей благополучный брак, при котором оба супруга чувствуют удовлетворен-

Эмоциональная вовлеченность в семейные отношения

Взаимная поддержка в супружеских отношениях

Признаки эффективной коммуникации в семье

ность, то их дети, вырастая, создают более сплоченные собственные семьи.

Рэнд Конгер с коллегами изучали феномен супружеской поддержки, которая, по мнению американских исследователей, включает:

• заботу и беспокойство друг о друге;

• приложение совместных усилий для преодоления тревог и беспокойств;

• внимательное и чувствительное отношение к точке зрения партнера;

• одобрение выражения эмоций и принятие различных проявлений черт характера партнера [14].

Действительно, поддержка супругов друг другом имеет терапевтическое значение для супружеских отношений. Она может выступать как определение семейной сплоченности во внутрисемейном взаимодействии.

2 — Семейная коммуникация

Конструктивная семейная коммуникация часто провозглашается как краеугольный камень благополучия семьи. Это понятие включает в себя очень много аспектов межличностных отношений внутри семьи: частоту и продолжительность внутрисемейных разговоров, поддерживаемых членами семьи; качество и конструктивность коммуникации; способность слышать друг друга; эффективность передачи информации. Это не только общение членов семьи с целью разрешения каких-либо проблем, но и получение удовольствия от общения, признание и наслаждение друг другом в процессе коммуникации.

Н. Эпштейн и Д. Бишоп выделяют три аспекта эффективной семейной коммуникации:

1 — эффективная коммуникация является ясной и прямой, а не «замаскированной», манипулятивной коммуникацией;

2 — в эффективной коммуникации не нарушается конгруэнтность вербальной и невербальной сторон общения;

3 — при эффективной коммуникации получатель не игнорирует информацию, а старается выслушать и понять [12].

При эффективной семейной коммуникации снижается вероятность непонимания членами семьи друг друга, возникновения конфликтных ситуаций, споров и борьбы за лидерство. Основной атрибут эффективной семейной коммуникации — способность членов семьи обеспечить друг друга положительной обратной связью

Процесс решения проблемы в семье как условие преодоления фрустрации

Стадии решения проблем внутри

и подкрепляющей оценкой. Исследования зарубежного исследователя Н. Стиннета показали, что для сохранения здоровой психологической атмосферы в семье необходимо в случае каждого критического комментария по отношению к члену семьи компенсировать его десятью (!) позитивными высказываниями в его адрес [8].

3 — Навыки семьи в разрешении проблем

Известны работы Ирва Толлмена в психологии поведения человека в проблемных ситуациях [15]. Проблема определяется исследователем как вторжение в жизнь человека обстоятельств, событий, которые:

• препятствуют, блокируют достижение какой-либо цели;

• создают нежелательную, некомфортную для человека ситуацию;

• вселяют неуверенность, что действия, предпринятые для преодоления этих обстоятельств, будут успешными.

Следовательно, процесс решения проблемы может быть определен как привлечение неспецифических для человека интеллектуальных или физических действий, с помощью которых человек будет преодолевать негативные условия, препятствующие достижению его целей.

Функциональные семьи способны идентифицировать и совместно решать проблемы быстрее, чем дисфункциональные. Решение любой проблемы включает в себя несколько стадий:

1. Идентификация проблемы.

2. Определение источника проблемы.

3. Разработка действия, разрешающего проблему.

4. Решение выполнить это действие.

5. Само действие.

6. Контроль действия.

7. Оценка успеха действия.

Понятно, что на каждом этапе в решении проблемы могут происходить сбои, в результате чего проблема может быть и не решена. Жизнеспособные семьи, как правило, способны следовать за полным циклом решения проблемы, деструктивные же семьи такой способностью не обладают.

Исследования подтверждают, что семьи, умеющие совместно принимать решения, а также воплощать их в жизнь, чаще достигают положительного результата, избегая серьезных семейных конфликтов и нестабильности в отношениях.

Типы семей в зависимости от ценностной ориентации

4 — Семейные ценности

Определение Семейные ценности — это «выработанный, открыто

семейных ценностей одобряемый и культивируемый семейным сознанием

идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности» [16, с. 30]. Семейные ценности входят в психологическую структуру личности каждого члена семьи в виде важного источника мотивации его поведения. Система ценностей дает человеку возможность решить, что для него важно в семейной жизни. Такими ценностями могут быть дети, здоровье членов семьи, внимательность со стороны партнера, теплые взаимоотношения с родственниками, материальное благополучие и др.

На протяжении длительного исторического периода семья изменялась, преобразовывалась, и на каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи и семейных ценностей.

С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров Е.И. Зритнева выделяет следующие типы семей:

• семьи, в которых приоритет отдается семейным ценностям, а не личным или общественным;

• семьи, в которых большую значимость имеют личные ценности;

• семьи, в которых супруги исповедуют различные ценностные ориентации (например, один из супругов отдает предпочтение личным, а другой — семейным ценностям);

• семьи, в которых семейные и личные ценности одинаково значимы;

• семьи с «плавающими» ценностями: в одни периоды наблюдается преобладание ценностей семьи, в другие — личных [17].

При вступлении в брак у супругов, в силу индивидуальных особенностей их характеров, жизненного опыта и т.п., происходит взаимная «притирка». Это же относится и к области индивидуальных систем ценностей, и очевидно, что процесс взаимной адаптации неизбежно займет какой-то период времени. Значительные расхождения в индивидуальных системах ценностей приводят к разрушительным для семьи конфликтам. Можно выделить следующие семейные ценности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи; традиционность личности семьянина; признание каждого члена семьи ближайшим окружением; приобретение определенного статуса в обществе;

Виды семейных ценностей

Структура семейных ценностей

Совпадение ценностных установок членов семьи и их влияние на качество внутрисемейных отношений

• удовлетворяющие потребность в любви и признании: признание каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками; чувство собственной значимости, нужности, полезности; возможность проявлять свои чувства по отношению к другим членам семьи;

• удовлетворяющие физиологические потребности: сексуально-интимные отношения супругов;

• возможность чувствовать стабильность и защищенность;

• удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг: общение с детьми, родственниками, обмен духовными ценностями;

• ценности, удовлетворяющие прагматические потребности: совместное владение имуществом, увеличение семейного бюджета.

Ценности имеют определенную иерархическую структуру и в разные периоды жизни человека могут занимать разное порядковое место по своей значимости. Каждый из супругов в соответствии со своей субъективной шкалой ценностей выдвигает на первый план главные для него семейные ценности и уделяет им больше всего времени, сил, энергии. Супружеские ценности могут претерпевать различные внутриструктурные метаморфозы:

1. Адаптационный синдром (целостная система активных и направленных действий индивида, способствующих поддержанию динамического равновесия семьи). Это тип отношений, каждое из которых воздействует на устойчивость брака и позволяет приспособиться к партнеру. К такому типу можно отнести духовные, психологические, сексуальные, информационные, родственные, культурные и бытовые отношения.

2. Интимность — соединение двух индивидуальностей (взаимная симпатия, расположенность, признательность, эротическая привязанность).

3. Автономия, то есть процесс развития супругов (интересы, потребности, круг общения супругов должны выходить за рамки супружеских).

Е.И. Артамонова, перечисляя факторы, влияющие на удовлетворенность супружескими отношениями, особо выделяет совпадение ценностных установок супругов. По ее мнению, их рассогласование приводит к необратимому разрушению супружеских отношений [18].

Рассматривая систему ценностей, можно выделить четыре варианта:

• «двойная гармония»: ценностные установки супругов совпадают между собой и одновременно с общепринятой системой ценностей;

• совпадение ценностей с общепринятой системой ценностей только у одного партнера;

• соответствие ценностных ориентаций обоих партнеров общепринятому уровню ценностей при одновременной дифференциации их точек зрения по отношению к общепризнанным ценностям;

• «двойная дифференциация»: системы ценностей партнеров расходятся между собой и при этом их интересы не отождествляются с общепризнанными ценностями.

Рассогласование семейных ценностей — одна из причин семейно-ролевой дисгармонии супругов. Она проявляется в критике друг друга, а также в повышенном внимании к одним сторонам семейной деятельности и в пренебрежении к другим, по их мнению, более важным. Как правило, такая рассогласованность является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются в родительской семье и являются стойкими установками.

5 — Семейная идентичность и семейные ритуалы

Психология семьи обладает множеством эмпирических подтверждений того, что жизнь здоровой семьи изобилует ритуалами и традициями, являющимися неотъемлемой частью семейной идентичности. Семейная Семейная идентичность подразумевает наличие

идентичность совокупности специфических черт, признаков, социаль-

но-психологических характеристик семьи, отличающих ее от других семей. На индивидуальном уровне предполагаемое наличие этой особости дает индивиду возможность дифференцировать себя и свою семью от других.

Настоящее понятие было бы неполным без признания наличия так называемого «мы-чувства», являющегося главной частью социально-психологической характеристики группы, цементирующей и превращающей набор определенных признаков, свойств в некую целостность, то есть идентичность. «»Мы-чувство», — заметил Б.Ф. Поршнев, — выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе» [19, с. 15].

Наполнением семейной идентичности служит система семейных верований, убеждений, социальных представлений, которая представляет собой своеобразие и особенность конкретной семьи. Одним из слагаемых семейной идентичности, четко дифференцирующим различные семьи и выделяющим в каждой свои особенности, является ритуализированное поведение.

Влияние семейных ритуалов на организованность и стабильность семейной системы

Ритуалы как один из видов сущностных реалий, создаваемых человеком

Защитные функции ритуалов

Ритуалы семьи — символические действия, которые включают не только церемониальные аспекты фактического представления ритуала, но имеют и открытые, и закрытые части.

Ритуалы имеют множество функций:

• трансляция мировоззрения семьи, ее основных смыслов и верований;

• объединение левополушарных (устных, аналитических) функций с правополушарными (интуитивными, символическими) функциями;

• помощь в проживании трудных жизненных ситуаций, таких как горе, рождение ребенка, свадьба и пр.;

• выражение сильных эмоций, связанных с семьей и ее членами;

• обозначение и распределение ролей между членами семьи;

• интеграция в единый семейный конструкт прошлого, настоящего и будущего [20].

В целом ритуалы можно отнести к одному из видов создаваемых человеком сущностных реалий, о которых пишет в своих работах В.С. Мухина. Помимо природы, мира предметов и образно-знаковых систем, автор выделяет конструируемое человеком социально-нормативное пространство. Социально-нормативным пространством, по мнению В.С. Мухиной, является вся материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду со стилем общения в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях, наряду со всеми существующими в обществе видами деятельности и системой прав и обязанностей [21, с. 27].

Ритуалы имеют огромное значение в поддержании групповой сплоченности, потому что они отражают приверженность семейной группы к каким-либо ценностям и позициям. Они воссоздают чувство «мы-группа» у каждого члена семьи.

Линда Беннет и ее коллеги доказали значимую роль семейных ритуалов в ситуации высокого риска для семьи. Исследователи обнаружили, что в семье, где один из членов страдал алкогольной зависимостью, соблюдение семейных ритуалов (совместные обеды, обязательный сбор на важные семейные мероприятия) защищали потомство от трансляции модели деструктивного поведения (потребления алкоголя) [22]. Было также доказано, что ритуалы играют огромную роль в борьбе с хроническими болезнями одного из членов семьи. Все члены семьи, где проживал тяжелобольной родственник, были более удовлетворены семейным укладом, если уход за больным организовывался в виде

ежедневных, устоявшихся ритуальных действий и процедур, всеми принимаемых и разделяемых. Виды семейных Обычно выделяют следующие ритуалы:

ритуалов 1. Семейные праздники:

• ежегодные праздники (Рождество, Пасха, Новый год, Первое мая и т.д.), в которых семья провозглашает свой стиль празднования общенародных традиционных торжеств;

• обряды в жизненном цикле семьи: свадьбы, крещения, похороны, инициации.

2. Семейные традиции — вид ритуалов, в меньшей степени заданных культурой и являющихся более эксклюзивными для каждой семьи. Это некий «семейный календарь», который может включать дни рождения, годовщины событий, проведение отпусков, сборы «совета семьи» и пр.

3. Ритуальные ежедневные взаимодействия являются самыми обыденными и тривиальными для семьи. Зачастую члены семьи не определяют эти ежедневные традиционные взаимодействия как семейные ритуалы, однако они исполняются семьей наиболее часто. Примером таких ритуалов может быть регулярный совместный обед выходного дня, проведение свободного времени в выходные дни, вечера. К этой категории можно отнести даже такие взаимодействия между членами семьи, как ритуалы поощрения или наказания детей, ритуалы подготовки и преподнесения подарков, принятые только в данной семье, отличающие ее от других семей. Не стоит обесценивать значимость таких каждодневных ритуалов, ведь именно они транслируют основные модели и образцы поведения для будущих поколений, определяют роли и обязанности членов семьи, а также являются основными организаторами семейного быта.

6 — Эмоциональный отклик

Две важные группы Американский исследователь Льюис Генри Морган ^ст^ разделяемые указывает, что основа здоровой семьи — это наличие эле-

внутри семьи

ментов теплоты, юмора и беспокойства друг о друге (цит. по: [5]). Благополучные семьи способны открыто разделять чувства друг с другом и отвечать на выражение чувств с сочувствием и принятием. Это способность выражать две группы эмоций и чувств:

1 — любовь, нежность, симпатия и т.п.;

2 — опасение, ужас, гнев, разочарование.

Ресурсы семьи тем выше, чем выше диапазон

чувств, которые соответствуют контексту ситуации, а не являются скрытыми, искаженными.

Физическое и психологическое присутствие в семье

Нарушение семейных границ

Адаптивность семьи при встрече с трудностями

7 — Границы и иерархии

Благополучные, здоровые семьи имеют очень четкие и ясные границы между отдельными членами семьи и между поколениями в пределах семьи (родители не должны вести себя как дети, а дети — выполнять роль супругов или родителей для взрослых) [11].

В последние годы теория семейных границ пополнилась понятием «двусмысленность границ», когда физическое и психологическое присутствие членов семьи не совпадает или когда есть неуверенность относительно членства индивидуума в пределах семейной системы. Примером физического присутствия при психологическом отсутствии можно назвать ситуацию, когда один из родителей номинально существует в семейной системе, но постоянно занят на работе и дома почти не бывает.

Границы подвергаются регуляции на протяжении всего жизненного цикла семьи. Основными нарушениями семейных границ являются:

• формирование диад;

• рождение первого ребенка;

• поступление ребенка в школу;

• отсутствие родителя, связанное с чрезмерной занятостью на работе;

• появление в семье приемных детей;

• потеря супруга вследствие развода, смерти;

• потеря родителей;

• формирование повторного брака;

• изоляция, одиночество [23].

Ясность границ — это условие здорового развития семейной системы. Примером могут служить африканские семьи, где границы очень гибкие, легко и четко перестраивающиеся. Это позволяет даже при отсутствии одного из членов семьи в течение длительных периодов не нарушать ее идентичность.

8 — Семейная адаптивность и гибкость

В работах Сальвадора Минухина большое значение отводится семейной адаптации, которая помогает справляться со стрессорами. Семейная система постоянно должна приспосабливаться — и в контексте перемен собственного жизненного цикла, и в связи с возникновением проблем извне. Семьи считаются дисфункциональными, если они не умеют перестраиваться при возникновении новых условий, если их модели и границы настолько жестки, что они сопротивляются любым переменам.

Гибкость семейной системы как показатель уровня ее адаптации

Роль социальной поддержки в благополучии семьи и ее членов

Виды социальной поддержки

Баланс между близостью и независимостью

Согласно теории Дэвида Олсона, уровень адаптации может быть чрезвычайно высоким (хаотичным), умеренно высоким (гибким), умеренно низким (структурированным) и чрезвычайно низким (ригидным). По определению американского исследователя, адаптация семьи — это способность семейной системы изменить свою структуру власти, соотношение ролей, правила взаимодействия в ответ на требования ситуации [24].

9 — Социальная поддержка семьи

Социальная поддержка семьи является еще одним немаловажным ресурсом, характеризующим ее жизнеспособность. Исследования Д. Олсона и его коллег показали, насколько велика роль социальной поддержки для семьи во все периоды ее жизненного цикла [Там же].

Психологи отмечают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, членов семьи, коллег по работе), переживают любой стресс с меньшими потерями. Лица, состоящие в полноценном браке и других взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто одинок или разведен. Именно поэтому социальная поддержка может рассматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса для семьи [25].

Можно выделить три вида социальной поддержки: материальная (например, деньги); эмоциональная (любовь, забота) и информационная (нужная информация, своевременный совет).

При исследовании кризиса потери работы и миграции нами были выделены следующие стратегии социальной поддержки, которые используют люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию: надежный союз; эмоциональная привязанность; подчиненность и опора на авторитетное мнение; опека и покровительство; социальная интеграция; внешняя поддержка самоценности и самоуважения [26]. Многочисленные исследования выявили, что люди, получающие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них даже ниже уровень холестерина в крови и гораздо лучше состояние здоровья. Исследования также показали, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин внутри семьи [27].

10 — Автономия

Гармоничные семьи способны соблюдать оптимальный баланс между близостью и автономией. Этот баланс подобен балансу сплоченности между полным

Значение жизнестойкости семьи в борьбе с трудностями

Актуальные проблемы в исследовании ресурсов

и жизнеспособности

симбиозом и полным разобщением. В здоровых семейных системах каждый член семьи рассматривается как отдельный, уникальный индивидуум. Доверие, сочувствие, открытость чувств, принятие индивидуальных различий способствуют развитию ценности автономии в семье.

11 — Жизнестойкость/выносливость семьи

Этот ресурс семьи на сегодняшний день наименее изучен в психологии, хотя и представляет собой очень интересную характеристику семейных взаимоотношений. Это качество семьи изучал Г.И. МакКуббин, определив его как динамическое чувство доверия семьи к миру. Это чувство заключается в том, что мир постижим (внутренние и внешние окружающие среды структурированы, предсказуемы и объяснимы); мир управляем (у семьи достаточно ресурсов, чтобы встретить любые требования этого мира); мир очень значим (то есть вложенные усилия не пропадут даром).

Выносливость и жизнестойкость могут исполнять роль буфера в ситуациях напряжения, негативных событий. Исследования, посвященные выносливости, жизнестойкости семьи в трудной жизненной ситуации, не так давно появились в зарубежной и в отечественной психологии. Существует несколько определений жизнестойкости семьи.

Гамильтон и Мэрилин МакКуббин рассматривают жизнестойкость семьи как характеристики семьи, помогающие ей не разрушаться перед лицом перемен и приспосабливаться в ситуации кризиса [28].

В психологии трудной жизненной ситуации, касающейся семьи в целом, выделяется несколько ключевых проблем. Во-первых, рассматриваются стили поведения (копинг-поведение), которыми семья отвечает на трудности. Во-вторых, исследователей интересует феномен выносливости и жизнестойкости, способствующий быстрому восстановлению, достижению уровня предкризисного функционирования или даже его превышению. Также изучаются факторы, мешающие процессу адаптации, ресоциализации после тяжелой ситуации.

В заключение подведем некоторые итоги. Описание основных ресурсов семьи, определяющих ее жизнеспособность, дает возможность определить основополагающие принципы для создания и развития здоровой семьи.

Перспективы исследований семьи в рамках изучения ресурсов и сильных сторон семейного функционирования

12 — Выводы и дальнейшие перспективы исследований

Современные исследователи сфокусированы на выявлении основных факторов жизнеспособности семьи, что открывает новые пути для развития ресур-соактивизирующих и ресурсоразвивающих технологий в системе помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию. На наш взгляд, настало время переориентации исследовательских интересов с изучения исключительно патогенных факторов, приводящих к семейной деструкции, на открытие условий, при которых семейная система продолжает оставаться адаптивной, жизнеспособной, несмотря на наличие сложностей и кризисов. Развитие психологии семейных отношений в рамках позитивной психологии, исследование жизнеспособности семьи и ее отдельных членов на протяжении всего жизненного цикла будут способствовать обогащению научного психологического знания, а также разработке инновационных интервенций для специалистов по разрешению семейных кризисов, укреплению потенциала семьи.

1. Нестерова А.А. Влияние внутрисемейных факторов на преодоление трудной жизненной ситуации // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы I и II науч.-практич. конференций, 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. / под ред. Е.А. Петровой. — М., 2004. -С. 114-117.

2. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. — М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Williams J.W. Divorce and dissolution in the military family // In H.I. McCubbin, B.B. Dahl, E.J. Hunter (eds.), Families in the military system, 1987. — Р. 209-236.

4. Sawin M.M. The family cluster model of family enrichment // In N. Stinnett, B. Chesser, J. De Frain (eds.), Building family strengths: Blueprints for action, 1979. -Р. 163-172.

5. Trivette C.M., Dunst C.J, Deal A.G., Hamer W, & Propst S. Assessing family strengths and family functioning style // Topics in Early Childhood Specialist Education. — 1990. — Vol. 10(1). — P. 16-35.

6. Wolin S.J., Wolin S. The resilient self. — New York, 1993.

7. Barnard C.P. Resiliency: A shift in our perception? // American Journal of Family Therapy. — 1994. — Vol. 22. -P. 135-144.

8. Stinnett N. In search of strong families // In N. Stinnett, B. Chesser, J. De Frain (eds.), Building family strengths: Blueprints for action. — Lincoln, NE, 1979. — P. 23-30.

9. McCubbin H.I., Patterson J.M. The family stress process: The Double ABCX model of adjustment and adaptation // Marriage and Family Review. — 1983. — Vol. 6. -P. 7-37.

10. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. — М., 2013.

11. Минухин С. Техники семейной терапии. — М., 2006.

12. Epstein N.B., Bishop D.S. Problem-centered systems therapy of the family // In A.S. Gurman, D.P. Kniskern (eds.), Handbook of family therapy. — New York, 1981. -P. 444-482.

13. Barnhill L.R. Healthy family systems // Family Coordinator. — 1979. — Vol. 28(1). — P. 94-100.

14. Conger R.D., Rueter M.A., Elder G.H., Jr. Couple resilience to economic pressure // Journal of Personality and Social Psychology. — 1999. — Vol. 76(1). — P. 54-71.

15. Tallman I. Problem solving in families: A revisionist view // In A. Aldous, D. M. Klein (eds.), Social stress and family development, 1988. — New York, — P. 102-128.

16. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб., 2006.

17. Зритнева Е.И. Социология семьи. — М., 2006.

18. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. -М., 2005.

19. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М., 1973.

20. Roberts J. Setting the frame: Definition, functions, and typology of rituals // In E. Imber-Black, J. Roberts, R. A. Whiting (eds.), Rituals in families and family therapy, 1988. — New York. — Р. 3-46.

21. Мухина В.С. Человек на пересечении созданных им реалий // Развитие личности. — 2012. — № 1. — С. 16-35.

22. Bennett L.A., Wolin S.J., Reiss D., Teitelbaum M.A. Couples at Risk for Transmission of Alcoholism: Protective Influences // Family Process. — 1987. — Vol. 2. — P. 111-129.

23. Boss P.G. Normative family stress: Family boundary changes across the life-span // Family Relations. -1980. — Vol. 29(4). — P. 445-450.

24. Olson D.H., Lavee Y, McCubbin H.I. Types of families and family response to stress across the family life cycle // In A. Aldous, D. M. Klein (eds.), Social stress and family development. — New York, 1988. — P. 16-43.

25. Глейтман Г. и др. Основы психологии: пер. с англ. / под ред. В.Ю. Большакова. — СПб., 2001.

26. Нестерова А.А. Социально-психологический подход к изучению жизнеспособности личности, находящейся в трудной жизненной ситуации: монография. -М., 2011.

27. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб., 2009.

28. McCubbin H.I., McCubbin M.A. Typologies of resilient families: Emerging roles of social class and ethnicity // Family Relations. — 1988. — Vol. 37. — P. 247-254.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти владельца группы телеграмм
  • Как найти объект треугольника
  • Паттайя как найти девушку
  • Как найти опознавательные признаки в словах
  • Как найти коды восстановления инстаграм