Как найти ревизские сказки

Коллаж Павла Гончарова

Публикуем вторую часть цикла материалов о главных документах генеалога. Первая была посвящена метрическим книгам. Следующий основной источник, в котором можно найти информацию о предках, живших до революции, — ревизские сказки.

Что это такое?

Ревизские сказки — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.

Указ о проведении первой ревизии был издан Петром I в 1718 году. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Душа мужского пола — мужчина податного сословия любого возраста — была единицей налогообложения.

Перепись касалась всех категорий крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, служилых татар (которые тогда образовывали отдельное сословие) и ясачных людей. В следующем указе 1720 года подчеркивалось, что переписи подлежат все категории крестьянства, включая дворовых людей. В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское) — при этом оно не платило подушную подать. В 1721 году еще одним указом в перепись были включены все горожане — посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны.

Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.

Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин.

Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

За какое время существуют ревизские сказки?

Вот даты проведения ревизий:

Порядковый номер ревизии Дата указа о ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
Первая 26 ноября 1718 г. 1719 1719-1727
Вторая 16 декабря 1743 г.  1744 1744-1747
Третья 28 ноября 1761 г.  1762 1762-1765
Четвертая 16 ноября 1781 г.  1782 1782-1787
Пятая 23 июня 1794 г.  1794 1794-1808
Шестая 18 мая 1811 г.  1811 1811-1812
Седьмая 20 июня 1815 г.  1815 1815-1826
Восьмая 10 июня 1833 г.  1833 1833-1835
Девятая 11 января 1850 г.  1850 1850
Десятая 3 июня 1857 г.  1857 1857-1860
Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000.

Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России.

Главные документы генеалога: исповедные росписи

Третий материал из цикла о главных документах генеалога

Читать подробнее

В XVII веке были проведены две переписи, охватившие все податное население России (в 1646-1647 и 1676-1678 годах), — их результаты зафиксированы в переписных книгах. Эти документы содержат имена и возраст жителей деревень и городов.

В начале XVIII века по указу Петра I было проведено две переписи населения. Первая была проведена в 1710 году, вторая (ландратская перепись) — в 1715-1718 годах.

В большинстве случае на эти источники достаточно сложно выйти из-за того, что не сохранились более поздние документы. Например, есть писцовые книги по нынешней Новгородской области за XVI век, но утрачены документы первой половины XIX века — а значит, далеко не всегда можно пройти в изучении родословной дальше документов 1860-х годов.

Ваше имя

Какой-то текст ошибки

Email

Какой-то текст ошибки

Настоящим подтверждаю своё согласие с условиями Политики конфиденциальности, в том числе, с условиями обработки персональных данных.

Какой-то текст ошибки

Особенности ревизий

Коллаж Павла Гончарова
  • В первой и второй ревизиях указывались физические особенности человека (слепота, увечья и так далее).
  • Начиная с третьей ревизии в сказках записывались и женщины (хотя подушную подать они, как и раньше, не платили).
  • С третьей по пятую ревизию указывалось происхождение женщин (из другого населенного пункта или из того, по которому велась перепись, — «старинная того же села»), их возраст на прошлую ревизию, а при переписи семей их родителей отмечалось, куда именно были выданы замуж их дочери.
  • В шестой ревизии 1811 года, проводившейся накануне Отечественной войны, женщины не записывались — возможно, чтобы уменьшить объем работы переписчиков.
  • С седьмой по десятую ревизию для женщин указывали только имя и возраст.

Где хранятся ревизские сказки?

Материалы первых трех ревизий, а также переписей более раннего периода по всей территории Российской империи, где они проводились, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В некоторых случаях эти документы могут находиться не только там, но и в региональных архивах.

Начиная с четвертой ревизии 1782 года ревизские сказки составлялись губернскими учреждениями. Хранятся они обычно в архиве центра губернии, где жили ваши предки (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области), но могут находиться и в областных архивах по нынешнему административному делению (например, ревизские сказки Новосильского уезда Тульской губернии хранятся в Государственном архиве Орловской области по нынешнему делению).

Как работать с этими документами?

Алгоритм поиска по ревизским сказкам таков:

  1. Определить, к какому сословию относились люди, информацию о которых вы ищете. Если это крестьяне, нужно выяснить, были они государственными или крепостными.
  2. Проверить в архиве по описи, сохранились ли ревизские сказки последних двух (девятой и десятой) ревизий по нужному сословию по интересующему вас населенному пункту. Если ваши предки были крепостными крестьянами, для поиска важно знать, какому помещику они принадлежали — ревизские сказки крепостных крестьян часто объединены по помещикам.
  3. Изучить ревизскую сказку по нужному населенному пункту. Подавляющее большинство крестьян записано в ревизиях без фамилии, поэтому надо четко понимать, кого именно вы ищете. Например, из метрических книг мы знаем, что у Саввы Гавриловича Воробьева рождались дети в 1870-е годы, значит, сам он родился в 1850-е годы, следовательно, данные о нем могут найтись в ревизиях. Искать в этом случае надо Гавриила с сыном Саввой подходящего возраста.
  4. Если удастся найти предка в одной из ревизских сказок, нужно переходить к изучению более ранних ревизий, продолжая родословную вглубь. 
  5. Если ваши предки не нашлись по девятой и десятой ревизии, можно проверить другие источники (например, исповедные ведомости) за близкий к ревизиям период времени, а также ревизии окрестных населенных пунктов и посмотреть, не было ли других помещиков, которые владели другой частью искомой деревни.
  6. При переходе к материалам ревизий в РГАДА нужно иметь в виду, что в 1775 году была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трехзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьезно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX века не соответствуют уездам более раннего периода. Поэтому очень важно понять, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня.

Сервис Familio может помочь вам найти ревизские сказки с упоминанием ваших предков. В разделе «Архивные документы» есть списки архивных дел с ревизскими сказками. А по ряду регионов описано и содержание этих дел и указано, к каким населенным пунктам базы сервиса Familio они относятся. На странице населенного пункта во вкладке «Источники» можно найти список всех переписей по нему.

Сами эти документы хранятся в региональных архивах или — более ранние документы — в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря данным сервиса вы сможете найти номер конкретного дела, в котором содержатся сведения о ваших предках, и указать его в своем запросе в архив или изучить дело самостоятельно в читальном зале архива.

Содержание

  1. 1. Почерк в ревизской сказке
  2. 2. Определитесь с местом
    жительства предков на 1858 год
  3. 3. Почему нужно изучать последовательно ревизские сказки
  4. Пример из ревизской сказки
  5. 4. Возраст предков по данным из ревизской сказки
  6. 5. Номер двора в ревизской сказке
  7. 6. Если предки – переселенцы
  8. 7. Что можно узнать о женщинах из ревизских сказок
  9. Другие предки по женской линии
  10. 8. Соседи и родня по ревизской сказке
  11. 9. Ошибки в ревизских сказках
  12. 10. Нюансы поисков предков по ревизским сказкам

Ревизскую сказку можно по праву считать одним из важнейших источников генеалогической информации за 17 – 19 века.

С 1719 года по 1858 год было проведено 10 ревизий, большинство из которых включали в себя жителей обоих полов, с указанием возраста и ФИО.

Подробнее о том, что такое ревизская сказка можно прочитать в статье.

Как читать ревизскую сказку и найти нужные сведения о предках?

1. Почерк в ревизской сказке

Прежде всего не пугайтесь
витиеватого почерка переписчика. Да, у некоторых буквы «в, н, к» могут быть
написаны одинаково, а цифру 1 и вовсе писать, как букву «п». Но буквально 5
минут пристального чтения помогут глазу привыкнуть, а мозгу перестроиться на
«новый язык».

В любом случае, вы всегда
можете обратиться за помощью к единомышленникам: спросить у меня в комментариях
к статье или написать на форуме ВГД. Вам обязательно ответят и помогут
разобрать непонятные слова в ревизской сказке.

Ревизская сказка 1722 года. В ней указан мой предок Плюснин Сергей в деревне Евдоима Потапова, Хляновского уезда, Вятской губернии. Источник РГАДА 350-2-3836. Ревизскую сказку

Проверьте себя попробуйте отыскать моего предка в тексте. Ревизская сказка 1722 года. В ней указан мой предок Плюснин Сергей в деревне Евдоима Потапова, Хляновского уезда, Вятской губернии. Источник РГАДА 350-2-3836

2. Определитесь с местом
жительства предков на 1858 год

Достоверное исследование
рода возможно только от сына (дочери) к отцу. Поэтому прежде всего нужно
установить самого старого предка, родившегося не позднее 1856 — 1857 года. В
этом случае он стопроцентно попадет в нужную (десятую) ревизию.

Помещичьи крестьяне могли не иметь собственных фамилий, несмотря на указ государя. Часто помещик сам давал фамилии. Определить к какому помещику относилась та или иная деревня можно по справочникам (например, в таких).

3. Почему нужно изучать последовательно ревизские сказки

Часто бывает, что первый
успех в поисках предков окрыляет. И хочется из 1858 года шагнуть сразу в 1764
год. Особенно, если вы обнаружили самого старого предка, который родился
примерно в это время.

Так можно сделать, но стоит проверить себя, чтобы не попасть впросак.

Пример из ревизской сказки

Климонт Кондратович Аксенов жил в городе Екатеринбурге, о чем есть запись в ревизской сказке 1858 года. В ревизской сказке 1811 года есть Кондрат Аксенов.

Кажется, что родословная готова.

Но в ревизской сказке 1834 года сказано, что «в 1817 году Аксенов Кондрат вместе со своим семейством переведен на Миасский завод». При этом сын Климонт у него так и не родился.

А в 1819 году из Ирбиткого волостного управления в Екатеринбург переведена семья Кондрата Аксенова, у которого есть сын Климонт. Это и оказалась семья предков.

В истории выше имена довольно редкие, семей с такой фамилией в ревизскую сказку было включено немного. А представьте какая может возникнуть путаница, если будет сразу несколько Иванов Ивановичей Петровых?

4. Возраст предков по данным из ревизской сказки

Возраст каждого человека
в ревизской сказке указан довольно точно, порой даже до месяца. А у некоторых
детей, родившихся между ревизия даже точная дата рождения.

Благодаря этому, найти по
метрическим книгам точную дату рождения каждого из предков не представляет
сложностей.

5. Номер двора в ревизской сказке

Часто для собственного удобства
составители ревизских сказок указывали номер двора согласно прежней и нынешней
ревизии. Это позволяло проверить все ли жители селения переписаны и помогало в
промежуточных проверках.

Эти сведения помогут оперативно найти нужную семью в более ранней ревизской сказке.

Множество интересных «Историй одной семьи» читайте на канале Яндзекс.Дзен

6. Если предки – переселенцы

Знать место проживания
очень важно, поскольку крестьяне часто переселялись/переводились (между
помещичьими владениями, на заводы, по собственному желанию).

Ревизская сказка 1858 года, крестьяне Харьковская губерния, Змиевской уезд, Алексеевской волости, села Алексеевского. Источник ГАХО.Ф31.141.443. Ревизскую сказку

Ревизская сказка 1858 года, крестьяне Харьковская губерния, Змиевской уезд, Алексеевской волости, села Алексеевского. Источник ГАХО.Ф31.141.443

Если ваши предки меняли место жительства между ревизиями, то они будут записаны дважды. Первая запись внесена в ревизскую сказку по прежнему месту проживания. Там будет сделана отметка, что семья переведена, указан год и место, в которое переселились. Возраст будет указан по предыдущей переписи. Часто указывали только главу семьи и его возраст.

Вторая запись – непосредственно в книгах по новому адресу. Будет перечислена вся семья, год переселения, а также возраст на момент составления нынешней ревизской сказки.

Читайте по теме: «Как искать предков переселенцев»

7. Что можно узнать о женщинах из ревизских сказок

Женщины включались почти
в каждую ревизскую сказку (за исключением 1719, 1744 и 1811 годов). В 1763,
1782 и 1795 годах для каждой женщины указывалась ее девичья фамилия и место
рождения.

Часто можно встретить
указание «старинная того села» или «крепостная господина моего». Данный факт
указывает на принадлежность женщины к этому населенному пункту. Поэтому можно
поискать там же ее родню: родителей, братьев или дядей.

Ревизская сказка 1763 - 1764 года. Вятская губерния, семья Ждановых. Источник РГАДА 350-2-2480 1763-1764 ревизскую сказку

Ревизская сказка 1763 — 1764 года. Вятская губерния, семья Ждановых. Источник РГАДА 350-2-2480 1763-1764

Даже без указания девичьей фамилии часто можно построить предположение об отце, опираясь только на отчество. Проверить себя можно по метрической книге за нужный год (вычислить год рождения из ревизской сказки очень легко).

Другие предки по женской линии

Некоторым потомкам везет
и у их прапрадеда указывается практически вся родня по женской линии: бабка и
мать. А в некоторых ситуациях теща приходила в дом зятя со своими другими
детьми. В любом случае, для каждого жителя одного двора указывается его
родственное отношение к хозяину.

Сложность заключается в
том, что в большинстве ревизий без метрической книги установить куда отданы в
замужество дочери и откуда родом супруга нельзя. Часто у женщины указано только
имя.

8. Соседи и родня по ревизской сказке

Изучать ревизскую сказку
конкретного населенного пункта стоит комплексно. Часто соседи оказывались
дальней или близкой родней.

А уж однофамильцев точно
стоит сразу выписывать, поскольку высока вероятность, что они точно будут двоюродными
или троюродными родственниками.

Продвигаясь в глубь веков
по ревизским сказкам вы скорее всего найдете общих предков для каждой семьи
однофамильцев.

Помните, что в соседних деревнях и починках тоже могут проживать родственники. Поэтому просматривать лучше всю ревизскую сказку по волости, а в идеале, по уезду. В этом случае ваше генеалогическое древо будет максимально полным и ветвистым.

9. Ошибки в ревизских сказках

Необходимо сравнивать
ревизские сказки между собой. Имена могут быть написаны с ошибкой. Иногда
возраст может быть указан ошибочно, но исправлен в другой ревизии.

Однако это частные
случаи. В большинстве случаев ревизскую сказку можно считать достоверным
документом для составления родословной. Проверить точность данных в ней помогут
исповедные росписи и метрические книги.

Ревизская сказка 1850 года, починок Райский, Орловский уезд, Вятская губерния.  Обратите внимание на нижнюю часть страницы. У Егора указан "племянник не Михайло, а Максим Кирилов 37 лет, его сын не Иван, а Лев 19 лет" Источник-ф.-176-оп.-2-д.-1205-л.-683об.

Ревизская сказка 1850 года, починок Райский, Орловский уезд, Вятская губерния.
Обратите внимание на нижнюю часть страницы. У Егора указан «племянник не Михайло, а Максим Кирилов 37 лет, его сын не Иван, а Лев 19 лет» Источник-ф.-176-оп.-2-д.-1205-л.-683об.

Подробнее о метрических книгах читайте в статье.

10. Нюансы поисков предков по ревизским сказкам

В каждом деле есть
тонкости и случайности. Например, одна и та же семья, принадлежавшая помещику N, числилась по ревизским сказкам разных лет в
разных деревнях, хотя фактически проживала в одном месте. Об этом
свидетельствуют исповедные росписи и метрические книги за нужные года.

Почему так случилось?
Возможно, помещик передал соседу эту семью фиктивно, только по документам и
только на одну ревизию. Может быть хотел меньше налогов заплатить, а может еще
какие-то причины были.

История каждой семьи уникальна и полна нюансов. Рекомендации, приведенные выше являются общими. Они помогут начинающему генеалогу разобраться с тонкостями работы с документом «ревизская сказка».  

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

ТОП-5 идей для семейной фотосессии

Документы Всеобщей переписи населения 1897 года

Купечество

Что такое генеалогия?

Ревизские сказки

Подробности
Автор: Алексей
Категория: Документальные источники

Опубликовано: 05 апреля 2020

Просмотров: 570

Где искать ревизские сказки по переписи населения

    Ревизские сказки а также аналогичные источники по генеалогии такие как метрические книги и исповедные росписи являются незаменимыми инструментами поиска, которые помогают исследователям родословных. Благодаря умению правильно пользоваться ревизскими списками в совокупности с другими документами, архивисты или те, кто изучают историю своей династии, могут установить цепочки родства между поколениями. Эксперты и признанные профессионалы рекомендуют пользоваться комплексом мероприятий, а не каким-то одним источником, ведь при таком подходе эффективность будет ощутимо выше. Информация, полученная на основе исследования ревизий населения — это ценнейшие данные как для конкретных семей, так и для России в целом. Вспомогательную статью о ревизских сказках администрация livemem.ru рекомендует начать изучать с исторических фактов, приведенных ниже. Если Вас интересует, как выглядели списки а также их структура — ознакомьтесь с подготовленными картинками и прочитайте пример записи в конце статьи.

    26 ноября 1718 года по указу Петра Первого была начата ревизия-перепись населения (в более ранний период своеобразные переписи тоже проводились, но в значительно упрощённой форме). Причиной введения ревизских списков послужила необходимость определить, «сколько, где, в какой волости, селе и деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, всех от старого до самого малого, с летами их». Этот указ знаменует переход российского налогообложения с подворного на подушное, где «ревизской душой» являлось лицо мужского пола. Лишь при более поздних переписях населения в ревизские сказки заносились «души женского пола». Зная нюансы, пользователи архивов не будут тратить время на поиск того, чего нельзя найти в принципе. 

ревизские сказки по переписи населения

    С 1718 по 1858 годы в Российской империи проведено 10 ревизий:

01: 1718 — 1727 гг. (женский пол не учитывался);

02: 1743 — 1747 гг. (без учета «женских душ»);

03: 1761 — 1767 гг.;

04: 1781 — 1782 гг.;

05: 1794 — 1795 гг.;

06: 1811 г. (женский пол не учтен);

07: 1815 г.;

08: 1833 г.;

09: 1850 г.;

10: 1857 — 1858 гг.

    Ревизские сказки по переписи могли составляться на протяжении 5 и более лет. На некоторых ресурсах можно встретить обозначение как несколькими годами, так и одним, при этом если к этапу ревизии-переписи присваивается конкретный год — под такой записью подразумевается, что именно за этот период времени было учтено больше всего единиц подушного обложения. Итогом ревизии населения являлись составленные генеральные табели и окладные книги, где в удобном для исследователей и статистов формате приводились собранные данные.

    В середине XIX века видную роль в улучшении переписей населения и ревизских сказок сыграли международные статистические конгрессы 1853 года в Брюсселе а также 1872 года в Санкт-Петербурге, на котором были установлены организационные принципы проведения ревизий.

Где хранится информация о ревизиях населения

    Процесс поиска предков посредством изучения исторических документов достаточно сложен даже для специалистов с профильным образованием, а для начинающих исследователей ещё и затрудняется отсутствием опыта. Определить, где найти ревизские сказки сможет не каждый, так как требуется еще и сравнение административного деления современной России и территории Российской империи. Для тех, кто хочет сберечь время мы предлагаем генеалогические услуги. Воспользовавшись нашей помощью, Вы получите родословную, составленную на основе достоверных материалов и документов (ревизских сказок в том числе), подлинность которых будет подтверждена государственными учреждениями.

    Перед тем как выяснить, где искать ревизские сказки, следует знать, какие группы населения подлежали налоговому обложению а также относились ли к ним представители искомой династии. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не проводить бессмысленный поиск. Например, если Вы ищите отца прадедушки — отставного солдата, то тратить время на анализ ревизских сказок нет смысла, в связи с тем, что состав действующей армии и флота наряду с отставниками не участвовал в ревизиях. На протяжении переписей XVIII и XIX веков числилось более 100 наименований, условно обозначающих разделение населения. Далее, в качестве примера, мы укажем несколько групп, которые не облагались налогами и были освобождены от учета в ревизских списках на определенных этапах переписей:

пример ревизских списков населения

1) потомственные и личные дворяне;

2) государственные служащие;

3) представители духовенства, их дети;

4) почетные граждане;

5) учителя на дому;

6) обладатели академических, ученых и медицинских степеней;

7) купцы 1-ой гильдии;

8) уважаемые работники и мастера казенных заводов.

    Однако, стоит принять во внимание, что ревизии были распространены не только на крестьян (как дворцовых, так и частновладельческих), но и на однодворцев, посадских людей, всевозможных сельских обывателей а также другие податные сословия. В ревизских сказках должны были учитываться лица, «возвратившиеся в податные списки», например, лишившиеся санов монахи. Примечательно, что первую ревизию проводили гвардейцы Петра Первого, выявившие утайку помещиками миллиона крестьян, которые вскоре были выведены гениальным императором из крепостного состояния и переведены в новое сословие — государственные, казенные, лично свободные крестьяне. Самые зарвавшиеся воры-помещики были беспощадно казнены, а остальные — оштрафованы. Впоследствии, ревизии по переписи населения проводили Военная и Ревизион-коллегии, но дело шло очень медленно. Последние ревизии осуществляли должностные лица губерний и уездов, помещики, старосты, казенные палаты. Чиновники, старавшиеся угодить начальству и получить его расположение, дотошно проверяли метрические книги и сопоставляли данные из них с ревизскими сказками, разыскивая при этом все утаенное.

    В свою очередь, были чиновники, которые вымогали взятки за то, чтобы в учетные списки помещиков не вносились «мертвые души», увеличивающие налог. Справедливо будет заметить, что и сами помещики зачастую провоцировали государственных служащих на получение мзды за сокрытие какого-либо количества крестьян в ревизских сказках. Во все времена, во всех без исключения государствах и при любых правителях существовала прослойка населения, желающая уйти от налогов, так что, подобное положение дел в те времена не кажется особенным. История знает случаи, когда скрывались целые деревни, поэтому отсутствие записей о представителях исследуемого рода в ревизских сказках какого-либо села или уезда ещё не на 100% доказывает отсутствие звеньев династии в этом месте.

где можно найти ревизские сказки

    Говоря о местах хранения тетрадей с записями о ревизиях, администрация livemem.ru рекомендует учитывать непосредственно регион, в котором проходит поиск. Как правило, ревизские сказки 1781-1858 годов хранятся в фондах федерального архива конкретного субъекта Российской Федерации. Сказки по первым трем ревизиям можно найти, посетив РГАДА (Российский государственный архив древних актов). В редких случаях копии ревизских списков можно отыскать в фондах дум, управ, уездных казначейств, мещанских старост, наместнических правлений а также РГИА (Российский государственный исторический архив). Имейте ввиду, чтобы определить местоположение документов, необходимо уточнить по картам или у сотрудников учреждения, к какой губернии или уезду относилось селение на момент проживания искомого человека в нем. Обращаем внимание исследователей на то, что учреждение имеет право даже не выдать для ознакомления ревизские сказки, по причине их плохого состояния. Так как работы по описям (занесение ревизий населения в списки, обозначающие, что книга находится в данном архиве) документов в виду их колоссальных объемов продолжаются и по сей день, информация о существовании некоторых сказок не известна даже сотрудникам ведомств. Учитывайте полученные сведения из этой части статьи, и поиск генеалогических источников станет для Вас интересным увлечением, а не обременительным времяпрепровождением.

Содержание ревизских списков и пример ревизии населения

    Примерно до середины XVIII века чёткого формуляра по составлению ревизских сказок не было и ответственные за перепись лица вносили данные о населении лишь руководствуясь рекомендациями властей, а не в строгой зависимости от них. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк, до появления которого форма списков прорисовывалась вручную. С 3-ей по 7-ую ревизии таблица пополнялась новыми графами и лишь с 1815 года структура ревизской сказки обретает свой окончательный вид. В форме содержалась следующая информация: дата подачи сказки, место проведения переписи населения вплоть до указания села или деревни. Также указывались номер семьи, её состав до и во время проводимой ревизии, возраст каждого конкретного человека и другое. В заключительной части ревизской сказки подсчитывались итоговые цифры и ставилась подпись того, кто был ответственен за перепись в административной единице.

    Усложняющим фактором при ознакомлении со списками является неразборчивый почерк заполняющих лиц (в чём Вы можете убедиться, посмотрев на подборку картинок к статье), который в большинстве случаев трудно читаем. Некоторые записи и вовсе невозможно разобрать даже с лупой и опытом работы в сфере генеалогии пару десятков лет. Однако, важность записанных данных заставляет исследователей сидеть над ревизскими сказками не один час и день, так как прочитав текст, можно узнать сословную принадлежность, род деятельности, имущественное положение, место службы и другую ключевую информацию об искомых родственниках из прошлого. Касаемо расположения элементов в таблице, не лишним будет отметить, что записи в тетради делались следующим образом: на левой стороне ревизской сказки вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи, указывался возраст а также обозначалось, «сколько таких лиц было в семье во время предыдущей ревизии, сколько лиц выбыло, когда именно и по какой причине, и сколько состоит налицо». На правой стороне ревизского списка вписывались «души женского пола» с указанием возраста.

ревизии населения российской империи

    «Ревизская сказка Успенской губернии Староустьинского уезда города Новопетровска при помещике Алексее Давыдове за 1817 год.

    № 14, Иоанн Васильев Друничев, крестьянин, 59 лет, переведен из деревни Крючкино в 1804 году.

Иоанна Друничева сыновья:

Петр, 34 года;

Дмитрий, 31 год.

Иоанна Друничева внук, сын Петра Иоаннова:

Михаил, 6 лет.

Иоанна Друничева жена Агрипина Яковлева, 57 лет;

Петра Иоаннова жена Параскева Федотова, 29 лет;

Его же дочь, Татьяна, 4 года.»

    Как заметно, в приведенном образце ревизской сказки указана степень родства. Изучив запись, можно выстроить фамильное древо на несколько поколений вглубь династии и получить исходные данные для продолжения поиска предков. Анализ возраста с местом жительства конкретного человека поможет определить генеалогические источники для следующего этапа исследования родословной, приобщившись к истории семьи.

    Исповедные ведомости, метрические книги, переписи населения 1720 – 1917 годов с их ревизскими списками и писцовые книги XVII века являются важнейшими историческими источниками а также основными документами, хранящими достоверные факты о миллионах подданных Московского царства и граждан Российской империи. Не все из ревизских сказок сохранились до нашего времени, но те, что удастся найти, изучив в ходе генеалогических исследований, приблизят потомков к своим предкам и восстановят семейные цепочки родства.

Авторы: Александр и Максим Андреевы

http://livemem.ru/articles/revizskie_skazki.html

Крестьяне различных наименований в XVIII и первой половине XIX в.

Подробности
Автор: В. Семевский.
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 03 февраля 2023

Просмотров: 175

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Крестьяне различных наименований в XVIII и первой половине XIX в.
Крестьяне посессионные, церковных учреждений, дворцовые и государственные, или казенные в XVIII в.

Для поддержания промышленности и создания достаточного количества постоянных рабочих на частных фабриках и заводах Петр Великий предоставил право и лицам недворянского происхождения приобретать деревни, но только не иначе, как с заводами и фабриками, неотъемлемую принадлежность которых они должны были составлять. Покупать деревни с заводами дозволялось не только «шляхетству», но и «купецким людям» с разрешения берг- и мануфактур-коллегии, и с тем, чтобы этих деревень отдельно, без заводов, никому не продавать и не закладывать и ни за кем не укреплять; с заводами же продавать дозволялось, но лишь с разрешения берг-коллегии. В 1722 г. Петр Великий не велел отдавать с фабрик учеников и работников, оказавшихся беглыми помещичьими людьми, так как от возвращения их происходит остановка фабричных работ. В следующем году повелено было, если кто из пришлых на заводы людей, обучившись какому-нибудь мастерству, будет нужен заводчику, то последний имел право заплатить за него помещику 60 руб. и оставить его у себя. Купленные с заводами люди и деревни вошли потом в состав особого разряда крестьян, получившего при императоре Павле и Александре I название посессионных. В 1736 г. всем, находившимся в это время на фабриках и обучившимся на них какому-либо мастерству, велено было остаться при них вечно, а фабриканты должны были внести за них в сенат определенную плату, которая за крепостных отдавалась помещикам, а за дворцовых, монастырских и других зачиталась в уплату подушного оклада. Непомнящие родства должны были по-прежнему остаться на фабриках.

Государственные крестьяне

Подробности
Автор: Н. М. Дружинин.
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 05 апреля 2020

Просмотров: 600

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Государственные крестьяне  особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из оставшегося незакрепощённого сельского населения черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (См. Однодворцы), нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (См. Дворцовые крестьяне) (позднее — Удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

Черкасы войсковые обыватели.

Подробности
Автор: https://karabai96.livejournal.com
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 28 сентября 2017

Просмотров: 135

273982 600

 Войсковые обыватели — сословие в Российской империи, приравнивалось к государственным крестьянам, было образовано в 1765 году.Это были потомки людей, служивших в украинских пограничных слободских («черкасских») и ландмилицских полках, которые набирались из однодворцев и слободских казаков.

  • Одни из войсковых обывателей, например орловские, тамбовские и тульские, пользовались всеми правами однодворцев. Для других, например екатеринославских, харьковских, белгородских, воронежских и курских — сохранялись льготы (не все), дарованные слободским казакам Петром Первым. Самое главное — в войсковых селениях, слободах, местечках, городах (кроме нескольких) разрешалось винокурение. Также была разрешена соледобыча, за которой ездили на Тор. Также разрешались другие промыслы (изготовление на продажу различных вещей, продажа продуктов и прочее) — без уплаты налогов. До 1837 года войсковые обыватели подчинялись военному ведомству, сначала — местным воеводам, затем — особому управлению Военного министерства. Войсковые обыватели по жребию служили в территориальных полках постоянного состава. Полковой состав в мирное время был установлен маленький — 1 000 человек на полк, но зачастую превышался, иногда значительно. Остальные войсковые обыватели призывного возраста, не прошедшие по жребию, периодически проходили учебные сборы. При начале войны полки расширялись по штату военного времени, и в её продолжении по мере надобности получали из мирной губернии в зону боевых действий пополнения из прошедших подготовку в составе маршевых эскадронов. При основании в 1837 году Министерства государственных имуществ, войсковые обыватели были переданы в гражданское управление. Наибольшее число войсковых обывателей было в Екатеринославской и Харьковской губерниях, образовавшихся из слободских полков, затем в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Астраханской, Херсонской, Белгородской, Курской, Тульской и Казанской. В 1837 году всех войсковых обывателей в Российской империи насчитывалось около 400 000 человек.

    24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие войсковых обывателей упразднялось.

Итак к середине 18 века, черкасами на юге России называют совершенно определённый народ, который состоит из казаков, пахотных или посполитых крестьян и из старшины управлявшей слободскими полками. Поскольку черкасские полки оказались в центре страны, и поселились на благодатных землях, то население полков стало быстро расслаиваться. В пределы полков устремились малороссийские крестьяне, которых тоже стали называть черкасами. Во второй половине 18 века, черкасские полки начали испытывать кризис управления. Черкасская старшина стала всё более богатеть, черкасы казаки стали разорятся. Стоит бегло заметить, что черкасы не были все поголовно казаками. Казачество черкас это скорее род рыцарства. Обеднение простых казаков — черкас, привело к потере боеспособности самих черкасских полков, которые и доселе не блистали на поле боя, громкими победами. Так маршал Миних собираясь в поход на Крым рассчитывал увидеть чуть ли не стотысячное войско, а прибыло около трёх тысяч. И если при Елизавете Петровне, вся эта ситуация хоть и беспокоила власти, но не подталкивало к решительным действиям, то с воцарением Екатерины Второй, немецкий порядок добрался и до сытых и ленивых слобожан — черкас. По жалобам самих черкас, казачье самоуправление было ликвидировано, а вместо него образованы поселённые гусарские полки. Об этих полках сыгравших заметную роль в русской военной истории, как ни будь позже, поскольку в первую очередь я хочу развеять миф, о неком закрепощении «вильных козакив», злой бабой Катэриной. Вторая цель, разрушить стереотип в головах «особо упоротых», о бесследном исчезновении в мужицкой стихии, прежде вольных казаков. Итак, о чём будем говорить? Говорить будем, о сословии войсковых поселенцев, или же войсковых жителей, или же войсковых обывателей, называемых даже «обитателями». Примечательно, что новое сословие не носило единого правового содержания в смысле единого описания прав и обязанностей представителей войсковых обывателей. Так к примеру русские однодворцы, хотя и считались войсковыми обывателями но регулярному призыву не подлежали и поставляли рекрутов «на своих условиях». Нас же интересуют именно черкасы. Хотя черкасы и лишились казачьего самоуправления, и лишились казачьего звания, тем не менее на них были возложены серьезные служебные обязанности. Так войсковые обыватели по жребию выбирали рекрутов для гусарских полков. На содержание данных полков войсковые обыватели, платили по 7 коп. со двора, в год. Первоначальное сопротивление гусарской службе сменилось её популярностью, так как она открывала дорогу к карьере. А черкасы очень охочи до военных званий. До 1837 года, войсковые обыватели управлялись Военным министерством в лице специального управления, войсковыми поселенцами. А после 1837 года, черкасы были переданы в гражданское управление. Служба войсковых обывателей сводилась не только к поставке рекрутов, но к организации «допризывной» подготовки и поддержанию боеспособности населения в целом, для чего на черкаских войсковых территориях регулярно проводились военные сборы, и были сформированы «маршевые сотни». Маршевые сотни играли и роль карательно — полицейских сил, при восстаниях русских и украинских крепостных крестьян. Так к примеру слобода Белогорье Белогорье  вместе с выделившимися хутором Кирпичи делилось на 16 «десятков» (в каждом «десятке» 100 дворов), четыре «десятка» составляли сотню. Примечательно что, для подслащения пилюли лишения казацких привилегий, за черкасами было закреплена свобода винокурения, что давало самим черкасам не малый доход. Так опираясь на ту же историю слободы Белогорье, можно отметить что,за «войсковыми обывателями» Белогорья, как и в других местах, населённых черкасами, было оставлено право винокурения и беспошлинной продажи вина. Поэтому в  Белогорье  до появления «отпусков» в 1819 г. было 30 больших и малых винокуренных заводов. Помимо всего, статус черкас в отношении правил землепользования, беспошлинной торговли, и всех иных экономических привилегий, сохранялся в том же объеме прав, что и у прежних слободских казаков. В связи с общегражданскими изменениями в России, а также в связи с окончанием Кавказской войны и завершением формирования Кубанского казачьего войска, сословие войсковых обывателей было упразднено в 1866 году. Дав значительный толчок для развития регионов заселённых черкасами. Следует заметить, что статус войскового обывателя по своему правовому содержанию, смыкался со статусом солдат, которые по выходу в отставку также числились за Военным ведомством и относились к военному сословию и к статусу войсковых казаков. Это объясняет тот факт, что вновь созданные и пополняемые войска создавались в значительной степени именно за счёт войсковых обывателей, как русских однодворцев, так и черкасских слобожан. Сословие войсковых поселенцев являлось переходным состоянием от прежней вольной казачьей жизни к жизни обще — имперской гражданской. Следует отметить, что и после отмены самого сословия войсковых поселенцев, царское правительство продолжало формировать на основе черкас, регулярные кавалерийские полки, что в последствии в немалой степени повлияло на исход Гражданской войны в России.

Бояре.

Подробности
Автор: Алексей
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 06 октября 2010

Просмотров: 1061

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Бояре. — Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаем свидетельство о существовании особого правительственного класса или круга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди назывались боярами, а иногда дружиной князя и составляли его обычный совет, с которым он думает об устроении земли. Вместе с княжескою властью, имеющею государственный характер, является и специальный военный класс — княжеская дружина, княжеские мужи. Это был класс населения более близкий к князю, что доказывается и большею, положенною в Русской Правде за убийство княжа-мужа, т.е. дружинника, вирою. Такое положение дружинника было и источником его богатства и дружинники были вообще богаче остального населения за исключением немногих особенно богатых гостей. Дружина в свою очередь делилась на старшую и младшую, которые имели и свои подразделения. Старшая была близка к князю, но из этой старшей дружины выделялось несколько человек, особенно важных, близких к князю.  Старшая дружина известна под именем бояр. Общим названием их первоначально было огнищане, впоследствии за ними утвердилось название княжих мужей и наконец просто бояр. Слово боярин обозначало вообще влиятельного в земле человека, нарочитого мужа; лучшего в том смысле, как это слово употребляет летопись, говоря о древлянских послах к кн. Ольге: “лучшие мужи (их выбрано было 20), иже держаху Деревскую землю”.

Однодворцы или «бедныя дворяня»?

Подробности
Автор: А.Смолянинов
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 15 апреля 2008

Просмотров: 7402

Однодворцы
Однодворцы являются потомками служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южных границах в XVI-XVII вв., которые в дальнейшем не приобрели права российского дворянства. Класс однодворцев сформировался из русских детей боярских украинных городов (особый разряд детей боярских), стрельцов, солдат, рейтаров, драгун, копейщиков, пушкарей, засечных сторожей и обедневших дворян, городовых, рязанских и донских казаков, Касимовского и Кадомского служилого люда, а также части татарской аристократии.
Понятие «однодворец» прочно вошло в официальные документы уже к середине 17 века и обозначало людей, которые сами и их предки в прошлом служили в дворянском ополчении, но из-за бедности и запустения земель больше служить не могли, потому что все их поместье состояло из одного двора (отсюда название). Жалованья неслужащие дворяне не получали, а собственные скудные доходы не позволяли им отправиться на службу, оставив хозяйство. Государство подобная ситуация устраивала, поскольку однодворцы жили по южной лесостепной границе и своим присутствием на этих землях способствовали их хозяйственному освоению и, кроме того, могли выступить в их защиту в случае прямой военной угрозы.

Дворянство

Подробности
Автор: Алексей
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 28 июня 2007

Просмотров: 1684

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы». Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. В системе европейских представлений верхушка русского дворянства того времени — некий аналог виконтства.

Поверстание в дети боярские представителей других сословий

Подробности
Автор: Т. А. ЛАПТЕВА
Категория: Исторические исследования

Опубликовано: 09 апреля 2007

Просмотров: 2173

К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ В XVII ВЕКЕ 

(поверстание в дети боярские представителей других сословий)

Предмет исследования в данной статье — поверстание в дети боярские представителей других сословий, главным образом служилых людей «по прибору», а также неслужилых и находившихся на более низких ступенях социальной лестницы.

Надпись на бескозырке дяди

Подробности
Автор: Алексей
Категория: Гипотезы

Опубликовано: 26 апреля 2019

Просмотров: 727

CTM

В семейном архиве двоюродной сестры Марии Тимофеевны Барненковой (Смоляниновой) на стене висел портрет её отца а моего родного дяди Тимофея Михайловича Смолянинова в военной форме краснофлотца. Дядя по свидетельству очевидцев пропал безвести (погиб?) в апреле 1943 года во время высадке на берег десанта. На фотографии на ленте бескозырки удалось прочесть из всей длинной надписи только одно слово Гидрограф -это название корабля на котором служил Дядя.  Отслеживая историю этого корабля удалось выяснить что изначально он носил другое название и выполнял другие функции Это был Минный транспорт «Дунай»

О мягком знаке в фамилии СмолЬяниновы у крестьян.

Подробности
Автор: Алексей
Категория: Гипотезы

Опубликовано: 30 июля 2007

Просмотров: 899

 Информация от Екатерины  Файлер (Смоляниновой)

«Музей (Астраханский краеведческий -А.С) хранит архивы, красноречиво повествующие о жизни и деятельности астраханских дворян Долинно-Ивановских, Батуриных, Смольяниновых, Фадеевых, Лебедевых.»
Я так понимаю, что речь идет о краеведческом музее.
Фамилия, хоть и СмолЬянинов, но думаю, это не случайно, так как не однократно слышала историю, что у нас мягкий знак потерялся…и думаю, таких совпадений просто так не бывает…
Кстати, там в книге есть еще картинка, но она очень маленькая, значка кадета А.Смольянинова, так что судя по-всему, он заканчивал военное училище.Ну пока на этом все, в прикрепленном файле фотография этого Александра Иосифовича Смольянинова.
С уважением, Катя

В этой статье поговорим про поиск в ревизских сказках и основные сложности с которыми сталкиваются исследователи.

Узнать, что такое ревизские сказки можно из другой статьи на моем сайте. Если Вы хотите найти предков по ревизским сказкам, то можете оставить заявку на поиск и я помогу Вам.

Говоря про сам поиск прежде всего хочется обсудить нюансы с которыми сталкиваешься в ходе него и описать возможные пути решения.

1.Изменение административно-территориального устройства между ревизиями

Границы уездов периодически менялись. И если в одной ревизии Ваша деревня находилась в уезде X , то это не значит , что при более ранней ревизии Вы найдете ее там же. Особенно остро проблема стоит при попытке перейти из 4-й ревизии в 3-ю. В 3-й ревизии можно запросто не найти самого уезда, который есть в 4-й. Только за последний месяц при поиске я столкнулся с 3 подобными случаями моих клиентов по уездам Балахонский-Нижегородский, Веневский-Тульский, Ржевский-Осташковский.

Варианты решения ситуации:

  • искать в сети старые карты уездов и сопоставлять их с более поздними. Хороший сайт для поиска старых. Есть карты по очень многим старым уездам, причем бесплатные.
  • Исследования в интернете всевозможных краеведческих сайтов по нужному Вам населенному пункту.
  • Искать не по самому населенному пункту, а ближайшим. Чем более крупный населенный пункт тем, более высока вероятность найти по нему краеведческую информацию. А это позволит определить Вам изменение территориальной принадлежности

2. Отсутствие нужного населенного пункта

В более поздней ревизии есть нужный Вам населенный пункт, в более ранней его нет, при этом соседние населенные пункты на месте

Решение:

  • выяснить не стояла ли в более поздней ревизии приписки «вновь поселенная». Если есть, то значит она образовалась совсем недавно и весьма вероятно ее новые жители жили раньше в соседних населенных пунктах. Хотя было немало исключений, когда вновь поселенная деревня образовывалась пришлыми. Иногда писалось откуда человек прибыл в населенный пункт, иногда нет.
  • если приписки нет, то сравнивать список соседних деревень, вдруг в более ранней ревизии есть населенный пункт, которого нет в новой. А после этого сравнивать уже жителей этих 2 деревень, не выяснится ли что между ревизиями у населенного пункта просто слегка поменялось название. Мало того, могло быть 2 названия, при этом в ранее ревизии использовалось одно название, а в более поздней другое.
  • старый добрый интернет решает открывает большую часть дверей.

3. Отсутствие искомых персонажей в ревизиях в рамках поиска в ревизских сказках.

Говоря про поиск в ревизских сказках нельзя не затронуть следующую проблему:на момент просмотра одной ревизии нужная семья есть, а по предыдущей нет.

Возможные варианты.

  • Семья переселились из другого места , но это не было задокументировано. Здесь найти будет проблемно, как минимум посмотреть близлежайшие села/деревни и уповать на удачу
  • Изменение фамилии семьи. Живой пример одного из моих клиентов — по 4-й ревизии у монастырских крестьян одна фамилия — по дополнительной 1-й ревизии — другая. При этом 100% это одна и та же семья. Так что даже если фамилия не совпадает смотрите по отчествам
  • семью/отдельных людей по каким-то причинам утаили и не показали. Соотвественно можно поискать в дополнительных ревизиях если таковые были.

Поиск в ревизских сказках.

Пример документа 1 ревизии Нижегородского уезда

4. Смена владельца населенного пункта.

Надо понимать, что многие ревизские сказки сгруппированы по владельческому принципу. Часть из них может быть посвящена только монастырским крестьянам, другая часть только помещичьим. И это может затруднить поиск по ревизским сказкам. К примеру по 3 ревизии Ваше село принадлежало монастырю. Вы смотрите 2 ревизию только по монастырским крестьянам и не находите нужный Вам населенный пункт. Почему? Один из вариантов оно принадлежало помещику по другой ревизии и находится в другом деле , посвященном только помещичьим крестьянам. Или, к примеру, вы ищите по поздним ревизиям в Орловском архиве по помещичьим крестьянам. Там группировка дел идет по фамилиям. Вы знаете , что на момент 10 ревизии село принадлежало дворянам Ивановым(не смейтесь такие тоже были). Вы смотрите 9 ревизию и не находите их, так как по 9 ревизии село принадлежало Петровым.

Мораль сей басни такова. Критично важно понимать, что есть в ревизской сказке , которую вы собираетесь смотреть. То есть нужно смотреть описание. Если она включает всех владельцев населенных пунктов, то это одно дело. Если же сказка посвящена определенной категории владельцев (не важно по владельческому или алфавитному признаку) и там нет искомого села/деревни не отчаивайтесь и попытайтесь выяснить смену владения этого населенного пункта. Если же это не удастся, то смотрите дела по другим владельцам.

5. Несовпадение возраста между ревизиями

Очень часто бывает так , что по предыдущий ревизии находите вроде бы нужного человека , но он старше/моложе на 1-10 лет. Как понять, не ошиблись ли Вы?

Наиболее простой способ сравнить состав семьи между ревизиями. Если он был женат и были дети, то посмотреть что с семьей сейчас, насколько она совпадает. Если у человека по предыдущей ревизии были другие родственники ,дядья, братья и т.д, то посмотрите, где они по текущей ревизии. А не записаны ли они живущими отдельно в соседних дворах? Если все это не помогло, то смотрите порядок дворов в ревизии и соседей. Частенько, между ревизиями порядок был соблюден и если Вы видите и в одной , и в другой ревизии одних и тех же соседей, то вероятность, что Вы нашли нужного существенно повышается.

6. Наличие нескольких кандидатов в родственники по предыдущей ревизии

Вы смотрите предыдущую ревизию пытаясь найти нужного человека и выясняете , что потенциальных кандидатов несколько. Как понять кто из них нужный?

В принципе , алгоритм описанный в п.5 подходит и для п.6. Смотрим родню, смотрим нет ли в соседних дворах родни, смотрим последовательность дворов.

На этом завершаю статья про поиск в ревизских сказках. Надеюсь, Вам понравилось.

Увидеть запись о родственниках в старинных документах можно, записавшись в библиотеку Государственного архива. Фото: Павел Ворожцов

Триста лет, вплоть до революции, каждый православный приход России ежегодно составлял и прилежно вёл документальные отчёты: записывал информацию о прихожанах. Но шанс отыскать предков есть у людей и из старообрядческих семей, и из мусульманских, и даже из языческих. Начиная с 1718 года в стране проходили всеобщие переписи, и теперь эти данные хранятся в архивах. «Облгазета» расскажет, как найти в архивах нужную информацию — мы продолжаем проект о составлении родословной (начало в номере за 29.11.2018).

Метрические книги

Составление родословной начинается с разговоров со старшими родственниками, которые способны вспомнить и рассказать информацию о сравнительно недавней жизни семьи. С разбора домашних документов, почётных грамот и фотоальбомов. С чтения родоведческой литературы в местных и областных библиотеках. Об этом «Облгазета» подробно рассказала в материале «Сила рода» (номер за 21.12.2018).

– Если собрали информацию о предках, которые жили в прошлом столетии, значит, пора обращаться в учреждение, где хранятся архивы, – заключает доктор исторических наук, родовед Алексей Мосин. – Государственные архивы работают с обращениями граждан — отвечают на запросы, выдают информацию, предоставляют возможность работать в читальном зале.

Всё, что касается службы родственников в армии — откуда был призван, где служил, воинские награды — узнают в Свердловском областном государственном архиве административных органов. Здесь же — вся информация о репрессированных. В архив можно и лично приехать, заказать пропуск и получить разрешение на работу в читальном зале. А можно отправить запрос по электронной почте или в специальной форме с сайта архива.

– Когда встаёт вопрос об изучении жизни предков, живших сто лет назад, родившихся до революции, – пора обратиться в Государственный архив Свердловской области либо соседней Курганской, либо Пермского края, – говорит Мосин. – В них хранятся дореволюционные документы о жителях Среднего Урала.

Важно!

Родоведческий словарь «Облгазеты»

Ревизские сказки — документы, которые появились в результате 10 ревизий — переписей податного населения в России с начала XVIII века по 1861 год, до отмены крепостного права (в 1718-1719, 1743-1747, 1764-1767, 1782-1787, 1794, 1811, 1815-1816, 1833-1835, 1850, 1856-1759 годах). В них указывалось имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В двух первых и в шестой ревизии женщин не переписывали. В остальные их тоже указывали, но не считали. В промежутках между ревизиями уточнялась причина отсутствия людей – умер, в бегах, отселён, в солдатах.

Метрическая книга — книга, в которой записывались рождения, браки и смерти всех прихожан церкви. Велись такие книги в России с 1722 года по 1918 год во всех православных приходах. Это основной документальный источник при изучении истории рода. В СССР метрические книги 75 лет хранились в ЗАГСах, а после передавались в государственный архив. В 2002 году срок хранения книг с записями актов гражданского состояния увеличен до 100 лет (Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года №125-ФЗ).

Исповедная роспись – книги, которые составлялась каждый год в каждом православном приходе в Российской империи с XVIII века до революции. Здесь фиксировалось социальное положение всех прихожан, а до отмены крепостного права — и владельческая принадлежность для крестьян и дворовых людей, место жительства, возраст и состав семьи. У каждого указывалось, был ли он в этом году во время постов на исповеди, причащался ли и если нет, то по какой причине. Велись в двух экземплярах — один оставался в церкви, другой отправлялся в консисторию. Считаются родоведами одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях.

– Главное, что надо знать — место рождения человека и примерный год, – добавляет историк-родовед, член правления Уральского генеалогического общества Александр Автаев. – Прихожане православных приходов отмечались в метрических книгах — внимательно их читая, можно уточнить не только дату рождения своего предка, но и полные имена его родителей, место жительства, а также их возраст на момент рождения младенца. Отталкиваясь от этих данных, можно высчитать дату их рождения и по метрическим книгам нужных годов прочитать об их рождении.

Это только на первый взгляд кажется, что подобное невозможно. На самом деле и сам Автаев, и другие родоведы именно таким образом составили свою родословную — как раз до начала XVIII века, когда в нашей стране появились эти самые метрические книги. Изучая их, можно расширить знания о судьбе предков: кто на ком женился и от чего умер.

В Свердловском государственном архиве хранятся метрические книги шести уездов Пермской губернии: Шадринского, Камышловского, Красноуфимского, Верхотурского, Екатеринбургского и Ирбитского. Обращаясь в архив, надо ещё знать, к какому приходу относилось место жительства предка до революции — исследование станет проще. Однако много семей на Среднем Урале вышло из старообрядцев, а никакой информации о них в метрических книгах найти невозможно.

Староверы и мусульмане

– В Курганском архиве хранятся некоторые данные по староверам — по жителям территорий современного Алапаевского, Талицкого, Ирбитского районов, – поясняет Автаев.

Мосин пояснил, что в архиве Пермского края есть документы, которые велись Единоверческой церковью. Выходцам из старообрядцев придётся перечитать Исповедные росписи. Эти журналы тоже вели в православных приходах, и записывали в них не только прихожан церквей, но и тех местных жителей, что уклонялись от исповедей и причастий.

метрическая книга

В метрических книгах православного прихода записывали не только имя и дату крещения младенца, но и кем были его родители и восприемники, когда он и на ком он венчался, всех его детей и, в конце концов, дату смерти. Фото: государственный архив свердловской области

– А дотошные служители церкви и причины уклонения от исповеди указывали, – говорит Мосин. – Теперь мы по этим записям можем предположить детали жизни своего предка.

Как же быть представителям мусульманства? Или тем, кто вышел из семей язычников — они тоже исторически жили на Среднем Урале? Историки поясняют: в этом случае надо читать ревизские сказки. Эти документы также составлялись начиная с XVIII века — по результатам переписи населения, с которого государство собирало налоги, подати. Более точной информации о жизни наших предков, чем в ревизских сказках, не найти. Правда, результаты самих давних, – первых трёх – ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Но остальные есть в архивах субъектов федераций. С ревизскими сказками, записанными на территории теперешней Свердловской области, можно познакомиться в Пермском архиве.

Кстати

Обратиться в Госархив можно по Интернету (написать письмо через форму на сайте), а можно письменно по почте или лично.

* Сайт Государственного архива Свердловской области: www.gaso-ural.ru, адрес в Екатеринбурге: ул. Вайнера, 17, в Каменске-Уральском: ул. Карла Маркса, 39, 4-й этаж.

* Сайт Государственного архива административных органов гааосо.рф, адрес в Екатеринбурге:пр. Ленина, 34, телефон библиотеки: 8 (343) 371–58–98.

* Сайт Государственного архива Пермского края:www.archive.perm.ru, адресв Перми: ул. Студенческая, 36, телефон читального зала: +7 (342) 262‒36‒21

* Сайт Государственного архива Курганской области: gako.archives.kurganobl.ru,адрес в Кургане: ул. Свердлова, 11, телефон:8 (3522) 44–85–14.

  • Опубликовано в №8 от 18.01.2019 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фразеологический оборот в предложении
  • Как тебя найти перевод на английски
  • Как найти трек номер на кассовом чеке
  • Как найти артефакты в героях 3
  • Как найти отношение шансов