Как найти рифмующиеся слова в стихотворении

Как определить рифму стихотворения

Расположение рифмы в словах, строках и стихах любого поэтического произведения не закреплено строгими правилами, а потому определить вид этой своенравной организующей силы поэзии не всегда удается. Для классификации типов рифм используются три основных признака, вычислив которые, можно будет понять, как именно построено стихотворение.

Как определить рифму стихотворения

Инструкция

Посчитайте, на каком слоге слова стоит ударение в рифмованном стихе. Счет ведется от конца слова к началу. Если ударным оказался первый с конца слог, перед вами пример мужской рифмы (пришли – нашли).

Когда ударение падает на предпоследний слог, рифму называют женской. В этом случае в словах совпадает больше звуков, потому что задействованным оказывается и следующий за ударным слог.

Реже встречаются дактилическая и гипердактилическая рифма. Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.

Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения, построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.

Строки, рифмующиеся через одну(первая — с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.

Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются буквами латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.

В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и неточные. При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный гласный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как правильно определить способ рифмовки в стихотворении?

Примеры?

Чтобы определить способ рифмовки необходимо знать:

  • что понимается под словом рифмовка,
  • какие бывают рифмовки.

Под рифмовкой в литературе понимают способ чередования рифм в любом произведении, написанном в стихотворной форме.

Тип построения ( композиции ) рифм в строфе бывает:

1). Смежный ( AABB ), когда рифмуются соседние строфы/ строки, например, первая и вторая, третья и четвертая, то есть каждые две строки. Ее еще называют парной.

2). Перекрестный ( ABAB ), рифма заложена в первой и третьей, второй и четвертой строках, то есть через строчку.

3). Кольцевой ( ABBA ), рифма в первой и четвертой, второй и третьей строфах.

В поэзии можно встретить и примеры смешанного построения.


Для определения варианта рифмовки нужно внимательно прочитать стихотворение/ стихотворное произведение и выяснить, какие именно строфы составляют рифму.

Возьмем, например, стихотворение про Рассеяного Самуила Яковлевича Маршака:

В рифму 1-я и 2-я строки, 3-я и 4-я строки. Это образец парной рифмовки.


или

( М.А. Татарков )

Рифмуются 1-я и 3-я, 2-я и 4-я строки. Это перекрестная рифма.


система выбрала этот ответ лучшим

Victo­r D
[73.6K]

3 месяца назад 

Определение способа рифмовки в стихотворении зависит от того, какие звуки в конце строк повторяются. Существует несколько типов рифмовки, которые можно использовать в стихотворении:

  • Случайная рифма: когда нет никакого повторения звуков в конце строк. Это может быть использовано, чтобы создать более естественный и разговорный тон в стихотворении.

  • Смежная рифма: когда последние слова двух или более строк заканчиваются на одинаковый звук.

  • Парная рифма: когда каждая пара строк рифмуется друг с другом, то есть первая и вторая строки рифмуются между собой, а третья и четвертая строки рифмуются между собой.

  • Концовая рифма: когда последние слова каждой строки рифмуются.

  • Внутренняя рифма: когда звуки внутри строки повторяются.

Ксарф­акс
[156K]

4 года назад 

Рифмовкой называется порядок (способ) чередования рифм в стихотворении / стихотворном произведении.

К наиболее распространённым способам рифмовки относятся:

1) Смежная рифмовка (ААBB).

Здесь рифмуются: 1 и 2 стихи, 3 и 4 стихи.

2) Перекрёстная рифмовка (АBАB).

Здесь рифмуются: 1 и 3 стихи, 2 и 4 стихи.

3) Кольцевая (опоясанная) рифмовка (АBBА).

Здесь рифмуются: 1 и 4 стихи, 2 и 3 стихи.


Определение способа рифмовки.

Если стихотворение состоит из строф-четверостиший, то определить способ рифмовки совсем несложно.

Достаточно взять последнее слово (словосочетание / набор слов) из первой строчки (стиха) любого четверостишия и найти соответствующую ему рифму в последующих строчках.

Например, если рифма нашлась во 2 строчке, то скорее всего это будет смежная рифмовка — чтобы в этом убедиться, нужно проверить, рифмуются ли между собой 3 и 4 строчки.

Пример 1.

А.А. Фет «Георгины».

Рифмуются слова из 1 и 3 стиха — «низко» / «одалиска», «томных» / «нескромных» и т.п., а также слова из 2 и 4 стиха — «твоих» / «них», «ресниц» / «лиц» и т.п.

Таким образом, здесь перекрёстная рифмовка.

Пример 2.

А.С. Пушкин «Узник».

Рифмуются слова из 1 и 2 стиха — «сырой» / «молодой», «окно» / «одно», «пора» / «гора», а также слова из 3 и 4 стиха — «крылом» / «окном», «своим» / «улетим», «края» / «да я».

Таким образом, здесь смежная рифмовка.

**

В некоторых случаях возможны варианты, когда часть строк стихов рифмуется.

Если не рифмуется 1 и 3 стих — это холостая рифмовка (ABCB), а если не рифмуется 2 и 4 стих — это гиперхолостая рифмовка (АBАC).

В известном стихотворении А.Н. Плещеева «Травка зеленеет» встречается именно холостая рифмовка:

**

Также возможен вариант, когда рифмуются не стихи, а целые четверостишия.

Например, это стихотворение Б.Л. Пастернака под названием «Гроза моментальная навек»:

**

В строфах с 5-6 стихами и более сложных строфах рифмовка нередко бывает смешанной.

Например, в стихотворении А.А. Фета «Пчёлы» рифмовка по схеме АБААБ:

А онегинская строфа последовательно включает в себя перекрёстную рифмовку, парную рифмовку и опоясывающую рифмовку (AbAb CCdd EffE gg):

Бутаф­ога
[31.1K]

3 месяца назад 

Обычно рифма (созвучие в окончании слов) находится в стихотворениях и она бывает разной: смешная, перекрестная, кольцевая.

Под смежной (ее ещё называют парной) понимают созвучие первой и второй строки, третьей и четвертой.

Под перекрестной понимают созвучие первой с третьей строкой, второй с четвертой.

Под кольцевой понимают созвучие первой с четвертой строкой, второй с третьей строкой.

Есть несколько видов рифмовки.

1 Парная (смежная) — аабб.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной. (К. Бальмонт).

2 Перекрестная — абаб

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске

Что случится на моём веку́. (Б.Пастернак)

3 Кольцевая (опоясывающая) — абба

С земли не видно. Страшную беду

Почувствовав, мы сразу замолчали.

Заупокойно филины кричали,

И душный ветер буйствовал в саду. (А. Ахматова)

4 Смешанная

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реКИ,—

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тосКИ!.. (Н. Некрасов) — в данном примере рифмовка аабаб, буквы капсом — это я так выделила рифму.

Чтобы определить способ рифмовки, нужно посмотреть, какие строки рифмуются, вот и все.

Vodil­a
[16.7K]

более года назад 

Добавим к сказанному еще интересные виды рифмовок. Оказывается, можно смотреть на ударение в последнем слове строки и тогда можно выделить следующие виды рифмовок по ударению:

1) мужскую рифму (когда ударение падает на последнюю гласную в слове); пример: подарил — поблагодарил

2) женскую рифму (здесь ударение падает на предпоследнюю гласную в слове); например: вниманья – воспоминанья.

3) дактилическую рифму (когда ударение падает на третью гласную с конца); пример: начальниках — охранниках.

4) гипердактилическую рифму (когда ударение падает на четвертую гласную с конца); например: подтягиваются – растягиваются.

Лара Изюми­нка
[59.9K]

2 года назад 

На самом деле, чтобы определить способ рифмовки, нужно знать, а какие спосбы рифмовки вообще существуют. Итак

Разберемся что же вообще такое рифмовка.

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихе.

Существует несколько способов рифмовки:

  1. Смежная рифмовка «ААBB». Здесь рифмуются 1 и 2 строки , а также 3-4 строки. Здесь рифмуются последние слова в строках. Волнам — пополам, лавиной — половина

2 Перекрёстная рифмовка «АBАB». Здесь рифмуются 1 и 3 , а также 2 и 4 строки.

3 Бывает еще кольцевая рифмовка

(охватная, опоясывающая) «АBBА» . когда рифмуются 1 и 4 строки, а также 2 и 3 строки. Например,

4 Также встречается и так называемая холостая рифмовка «АВСВ». Когда рифмуется 2 и 4 стих, а вот 1 и 3 стих не рифмуются.

5 вид рифмовки — смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Лара Степа­нова
[3.8K]

2 месяца назад 

Приведем несколько способов рифмовки

1 способ это Парная (смежная) — ее обозначение аабб.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

2 способ Перекрестная — абаб

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

3 Кольцевая (опоясывающая) — абба

Ливень стучал тяжело,

Луч серебристый пронзил облака.

Им любовались мы долго, пока

Солнышко, солнце взошло!

4 Смешанная

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

в данном примере рифмовка аасбббс.

Чтобы определить способ рифмовки, нужно просто посмотреть, какие строки рифмуются.

Если говорить о перекрестной рифмовке АВАВ, то в данной конструкции рифмовка 1 и 3 стиха, а также 2 и 4. Если говорить об опоясанной рифмовке, а именно, Кольцевой, АВВА, то 1,4 стихи будут рифмованы, а также 2,3. В смежной рифмовке ААВВ будут рифмованы 1,2, а также 3 и 4.

Знаете ответ?

Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе

Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.

3 873

Что такое рифма простыми словами

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:

Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.

Типы рифмы

Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:

Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.

Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.

Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:

Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.

Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:

Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…

Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:

Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.

Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:

Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.

Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».

Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:

Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.

Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:

А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.

Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.

Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:

Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.

Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:

Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.

Может ли быть стих без рифмы

Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:

Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.

Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:

Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.

P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Текст: Ольга Лапенкова

Для человека, который не углубляется в теорию литературоведения, рифма — это просто созвучие слов, расположенных на концах строчек. Если такие строки в стихотворении имеются, значит, произведение написано с рифмой; если нет, перед нами белый стих. Как, например, у А. А. Ахматовой:

  • Когда человек умирает,
  • Изменяются его портреты.
  • По-другому глаза глядят, и губы
  • Улыбаются другой улыбкой.
  • Я заметила это, вернувшись
  • С похорон одного поэта.
  • И с тех пор проверяла часто,
  • И моя догадка подтвердилась.

Однако у понятия «рифма» есть ещё одно значение. В литературоведении термин «рифма» обозначает, на какой слог (если считать с конца строчки) падает ударение:

  • •на первый слог — мужская рифма;
  • •на второй слог — женская рифма;
  • •на третий — дактилическая рифма.

Поскольку в лирике не бывает ничего случайного, каждый тип рифмы добавляет что-то новое к мелодике произведения. Так, мужская рифма «утяжеляет» звучание стиха, а женская, наоборот, делает его более плавным. Давайте посмотрим, как это работает у отечественных классиков.

Мужская рифма

Мужская рифма буквально «припечатывает» внимание читателя к концу каждой строчки. Стихотворение, в котором используются только мужские рифмы, звучит предельно убедительно, чётко и строго. Поэтому такое решение не очень-то подходит для стихотворений о любви или природе — в общем, о чём-то трогательном и нежном. А вот если лирический герой сталкивается с нешуточными испытаниями или даже оказывается на границе между жизнью и смертью, мужская рифма оказывается как нельзя кстати. Не случайно у А. С. Пушкина читаем:

УЗНИК

  • Сижу за решёткой в темнице сырой.
  • Вскормлённый в неволе орёл молодой,
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюёт под окном,
  • Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
  • Как будто со мною задумал одно.
  • Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим!
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора,
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Впрочем, иногда мужская рифма встречается и в юмористических произведениях. Как, например, у Д. И. Хармса в детском стихотворении «Очень-очень вкусный пирог», где читатель должен сам «дописать» концовку каждого двустишия:

  • Я захотел устроить бал,
  • И я гостей к себе…
  • Купил муку, купил творог,
  • Испёк рассыпчатый…
  • Пирог, ножи и вилки тут —
  • Но что-то гости…
  • Я ждал, пока хватило сил,
  • Потом кусочек…
  • Потом подвинул стул и сел
  • И весь пирог в минуту…
  • Когда же гости подошли,
  • То даже крошек…

Что же, отгадать мужскую рифму намного легче, чем женскую или дактилическую: выбери автор другой способ, читатель вместо развлечения получил бы головную боль.

Женская рифма

Женская рифма звучит более плавно и нежно, чем мужская, поэтому она отлично подходит для любовной и философской лирики. Об этом прекрасно знал, в частности, Н. А. Некрасов, который написал вот такое стихотворение:

  • Мы с тобой бестолковые люди:
  • Что минута, то вспышка готова!
  • Облегченье взволнованной груди,
  • Неразумное, резкое слово.
  • Говори же, когда ты сердита,
  • Всё, что душу волнует и мучит!
  • Будем, друг мой, сердиться открыто:
  • Легче мир — и скорее наскучит.
  • Если проза в любви неизбежна,
  • Так возьмем и с неё долю счастья:
  • После ссоры так полно, так нежно
  • Возвращенье любви и участья…

Если читать это стихотворение без спешки и с выражением, то создастся впечатление, что лирический герой ведёт возлюбленную в танце. Во многом это заслуга трёхсложного размера (стихотворение написано анапестом) — но также, конечно, и женской рифмы. Обратите внимание: ударение в каждой строчке падает на второй слог с конца!

Дактилическая рифма

Если женская рифма — это плавность и нежность, то дактилическая — задумчивость, медлительность и, во многих случаях, тоска и скорбь. Если речь в стихотворении идёт о чём-то обыденном, то такое творческое решение может утомить читателя и вызвать у него зевоту. Так что неудивительно, что дактилическая рифма встречается редко. Красноречивый пример — стихотворение И. С. Никитина, написанное от лица человека, которому осталось жить несколько дней или даже часов:

  • Вырыта заступом яма глубокая,
  • Жизнь невесёлая, жизнь одинокая,
  • Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
  • Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая… <…>
  • Что же? усни, моя доля суровая!
  • Крепко закроется крышка сосновая,
  • Плотно сырою землёю придавится,
  • Только одним человеком убавится… <…>
  • Вот она — слышится песнь беззаботная,
  • Гостья погоста, певунья залётная,
  • В воздухе синем на воле купается;
  • Звонкая песнь серебром рассыпается… <…>

И правда, как ещё передать отчаяние умирающего, у которого была не очень-то весёлая жизнь — но, сколько бы в ней ни было тяжести и тоски, прощаться с ней не хочется?

Чередование рифм

Выше были приведены случаи «чистого» употребления той или иной рифмы. Так, у Пушкина в «Узнике» в каждой строчке встречалась исключительно мужская рифма, у Некрасова в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…» — женская, у Никитина в стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…» — дактилическая.

Однако такие ситуации — скорее исключение, нежели правило. Обычно авторы чередуют несколько рифм на протяжении всего произведения. Помните программное четверостишие Ф. И. Тютчева?

  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать —
  • В Россию можно только верить.

Так вот, в нём чередуются мужская и женская рифма: в первой и третьей строчках — мужская, во второй и четвёртой — женская. Благодаря такому решению четверостишие звучит бодро, музыкально, нескучно.

Что такое рифмовка в литературе

Ещё в литературоведении существует понятие «рифмовка». Оно обозначает, в каком порядке в стихотворении расположены зарифмованные строчки.

Чтобы составить простую и удобную схему, для обозначения созвучных строчек можно использовать латинские буквы. Значит, «рисунок» каждого из трёх вариантов рифмовки будет выглядеть так:

  • •парная рифмовка — aabb;
  • •перекрёстная рифмовка — abab;
  • •кольцевая, или опоясывающая, — abba.

Рассмотрим каждый вариант на примерах.

Парная рифмовка

Парная рифмовка — это когда созвучные строчки расположены одна за другой. Такое решение характерно для лёгких стихотворений — детских и/или юмористических. Здесь снова уместно процитировать Д. И. Хармса. Название его стихотворения «Страсть» вроде бы намекает, что речь пойдёт о вещах сложных и серьёзных, но содержание обманывает наши ожидания:

СТРАСТЬ

  • Я не имею больше власти
  • таить в себе любовные страсти.
  • Меня натура победила,
  • я, озверев, грызу удила,
  • из носа валит дым столбом
  • и волос движется от страсти надо лбом. <…>
  • Я не имею больше власти
  • таить в себе любовные страсти,
  • они кипят во мне от злости,
  • что мой предмет любви меня к себе не приглашает в гости.
  • Уже два дня не видел я предмета.
  • На третий кончу жизнь из пистолета. <…>

Впрочем, иногда парная рифмовка используется и в серьёзных — и даже трагичных — стихотворениях. Этим приёмом любил пользоваться О. Э. Мандельштам, который в разгар сталинских репрессий написал:

ЛЕНИНГРАД

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
  • До прожилок, до детских припухлых желёз.
  • Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
  • Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
  • Узнавай же скорее декабрьский денёк,
  • Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
  • Петербург, я ещё не хочу умирать:
  • У тебя телефонов моих номера.
  • Петербург, у меня ещё есть адреса,
  • По которым найду мертвецов голоса.
  • Я на лестнице чёрной живу, и в висок
  • Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
  • И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
  • Шевеля кандалами цепочек дверных.

Лирический герой вспоминает о друзьях и знакомых, ставших жертвами режима, и понимает: следующим может быть он сам… Но почему в таком жутком стихотворении автор использует нарочито обманчивую парную рифмовку?

Скорее всего, чтобы показать будничность, привычность происходящего для жителей Петербурга. Парная рифмовка здесь позволяет подчеркнуть, что перед нами трагедия не одного человека, а всего народа.

Перекрёстная рифмовка

При перекрёстном типе рифмовки созвучные строки располагаются через одну: первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Как, например, у З. Н. Гиппиус:

ЗАКАТ

  • Освещена последняя сосна.
  • Под нею тёмный кряж пушится.
  • Сейчас погаснет и она.
  • День конченый — не повторится.
  • День кончился. Что было в нём?
  • Не знаю, пролетел, как птица.
  • Он был обыкновенным днём,
  • А всё-таки — не повторится.

Это самый привычный и поэтому нейтральный вариант рифмовки: не слишком быстрый, не слишком медленный. Для считалочек или прибауток он вряд ли подойдёт. Для неповоротливой, мрачной элегии — тоже.

Кольцевая, или опоясывающая, рифмовка

Кольцевая рифмовка — это когда первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей. Таким образом, первая и последняя строчки в четверостишии образуют как бы «рамку» или «пояс» (отсюда другое название этой рифмовки — опоясывающая). Схема стихотворения в таком случае получается замысловатой, тяжеловесной. Поэтому она отлично подходит для долгих размышлений о высоком. Или для мистических историй, как у Н. С. Гумилёва:

УКРОТИТЕЛЬ ЗВЕРЕЙ

  • Снова заученно-смелой походкой
  • Я приближаюсь к заветным дверям,
  • Звери меня дожидаются там,
  • Пёстрые звери за крепкой решеткой.
  • Будут рычать и пугаться бича,
  • Будут сегодня ещё вероломней
  • Или покорней… не всё ли равно мне,
  • Если я молод и кровь горяча?
  • Только… я вижу всё чаще и чаще
  • (Вижу и знаю, что это лишь бред)
  • Странного зверя, которого нет,
  • Он — золотой, шестикрылый, молчащий.
  • Долго и зорко следит он за мной
  • И за движеньями всеми моими,
  • Он никогда не играет с другими
  • И никогда не придет за едой.
  • Если мне смерть суждена на арене,
  • Смерть укротителя, знаю теперь,
  • Этот, незримый для публики, зверь
  • Первым мои перекусит колени.
  • Фанни, завял вами данный цветок,
  • Вы ж, как всегда, веселы на канате,
  • Зверь мой, он дремлет у вашей кровати,
  • Смотрит в глаза вам, как преданный дог.

Лирический герой, укротитель зверей, предчувствует скорую гибель — и предполагает, что она будет связана с девушкой по имени Фанни. Но что это значит? Герой не вовремя размечтается о любви — и пропустит момент, когда один из зверей приготовится к нападению? Или девушка сама расправится с бывшим приятелем?

Второе предположение выглядит не очень-то правдоподобно, но коварные женщины — частые гости в текстах Гумилёва. Чего стоит только стихотворение «Отравленный» (название говорит само за себя).

Для ребёнка очень важно научиться отличать стихотворный текст от обычного, уметь находить в стихотворении рифмы и выделять их интонацией, самому подбирать рифмующиеся слова. Эти умения очень пригодятся при обучении в школе.

Но все эти навыки нужно развивать. Умение подбирать рифму способствует также развитию речи, внимания, логики, сообразительности вашего ребёнка. Как же этому научиться?

Вспомним известную пословицу: что тренируется, то развивается!  Используя интересные увлекательные упражнения, можно легко развить этот навык даже у дошкольника. Умение писать стихи повысит самооценку вашего ребенка и очень поможет ему и в школе, и в жизни.

Поэты пишут стихи. Стихи отличаются от обычного текста тем, что слова в конце стихотворных строк рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Они образуют рифму.

Например:

Я люблю свою машину,

Заменю на ней я шину.

Здесь рифму образуют слова машину-шину.

подбираем рифму

Подбираем рифму к словам

Задание 1

Подбери окончания стихотворных строк. Назови рифмующиеся слова.

подбираем рифму

Задание 2

Подчеркни в загадках рифмующиеся слова. Отгадай загадки.

Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.


Без окон, без дверей

Полна горница людей.


Пять ступенек лесенка,

На ступеньках песенка.


Белые горошки

На зелёной ножке.


Падают с ветки

Золотые монетки.


Падают с ветки

Золотые монетки.


Не зверь, не птица,

А нос, как спица.


В золотой клубочек

Спрятался дубочек.


Корзинка на ветке,

Чирикают в ней детки.


Задание 3

Разгадай шараду. Напиши слова-отгадки.

подобрать рифму

Более подробно с шарадами можно ознакомиться в статье «Шарады для детей».

Задание 4

Доскажи словечко.

Ветер тучкам дул в мордашки

И велел полить …


Пляшут в воздухе пушинки-

Это белые …


Своими иглами не раз

Удивлял нас …


Как звонко поют птички!

Да это же …


В канавке и на кочке

Выросли …


Сверкают капельки-росинки.

Они висят на …


В огороде у калитки

Примостились две …


Задание 5

Собери стихотворные строчки.

придумываем рифму

Задание 6

Замени одну букву и напиши новое слово.

подобрать рифму

Задание 7

Назови картинки. Подбери рифмующиеся пары.

Например: грач-врач, печка-речка и т.д.

Или, как разновидность, подбери к слову или к картинке рифмующиеся слова.

Например: жук — лук, …, …, …

Выполните с ребёнком эти упражнения, поиграйте с ним! Тем самым вы обогатите его словарный запас и поработаете над развитием речи и логики.

Еще больше интересных упражнений и заданий в книге О. Наумова «Подбираем рифму»

Кто знает, может выполнив все эти упражнения ваш ребенок научиться сочинять стихи. Ему это понравится, и он станет настоящим поэтом.

Как бы там ни было, но умения, которые ребенок приобретет благодаря заданиям этой книги, несомненно будут очень полезны при обучении в школе.

как научиться писать стихи в рифму с нуля

В книге ребенок найдет множество различных интересных и увлекательных упражнений: загадки, ребусы, шифровки, игры со словами, задания для развития логики, внимания, фонематического слуха.

как научиться писать стихи в рифму с нуля

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти такую же фотку в сетях
  • Как найти футляр от airpods дома
  • Как найти подобную картинку на яндексе
  • Как найти атиллу готика 2
  • Как найти объем сахара рафинада